Теория личности фрейда презентация – Теория личности. Зигмунд Фрейд — презентация онлайн

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА. «ПСИХОАНАЛИЗ» — презентация на Slide-Share.ru

Работу выполнили: студентки 1 курса стоматологического факультета, 6 гр. Никифорова Виктория Поярова Виктория Преподаватель: Ульяновская Т. Н.

З.Фрейд выдвинул теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни — в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности.

За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал: 1) первую развернутую теорию личности; 2) обширную систему клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе; 3) оригинальный метод лечения невротических расстройств; 4) метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими способами.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия. Поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873 году. После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга и проводил сравнительные исследования мозга взрослого человека и плода. В 1885 году он получил исследовательскую стипендию. Работы: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три эссе о сексуальности» (1905) и «Юмор и его отношение к бессознательному» (1905). Наиболее важными являются:«Лекции по введению в психоанализ» (1920), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933) и «Очерк истории психоанализа», опубликованный посмертно в 1940 году.

Психоанализ  — метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Психоана́лиз  — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Основные положения психоанализа заключаются в следующем: человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями; эти влечения преимущественно бессознательны; попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным материалом могут приводить к ментальным нарушениям освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание

теория личности и психопатологии метод терапии личностных расстройств метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума «психоанализ»

З. Фрейд выделял три уровня психической жизни: Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Область предсознательного, «доступная память», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Область бессознательного представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Связь структурной модели с уровнями сознания

Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Является самой старой исходной структурой психики.

Эго (от лат. «ego» — «я») — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго является «исполнительным органом» личности и областью протекании интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго (от лат. « super » — «сверх» и « ego » — «я»). Суперэго — последний компонент развивающейся л ичности. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов.

По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.

Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть». Инстинкт жизни (Эрос) — поддержание жизненно важных процессов и обеспечивает размножение вида. Инстинкт смерти (Танатос) — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

ИНСТИНКТ Источник инстинкта — состояние организма или потребность Цель инстинкта — устранении или редукции возбуждения Объект – любой человек, предмет или что-то в собственном теле индивидуума Стимул -количество энергии, силы или давления

Психосексуальное развитие — это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей. Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной.

Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей. Поэтому полость рта — включая губы, язык и связанные с ними структуры — становится главным средоточием активности и интереса младенца. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Типы: орально-пассивный (веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе) орально-агрессивный (любовь к спорам, пессимизм, цинизм )

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Типы: анально-удерживающий — необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален; анально-выталкивающий — склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость.

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Стадия символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола Фрейд выделил фаллические типы : мужчины — стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость; женщины – флирт, обольщение, самоуверенность, главенство над мужчиной.

Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин). Генитальный характер — это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях.

Защи́тный механи́зм  — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Механизмы: Замещение Реактивное образование Компенсация Вытеснение Отрицание Проекция Сублимация Рационализация Регрессия

В работе стоматолога возможно оценивание пациента согласно теории З. Фрейда. Например, оценивая его бессознательное начало, которое во многом определяет его поведение.

Гринсон Ральф Р. »Техника и практика психоанализа» Ребер Артур. «Большой толковый психологический словарь» Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

slide-share.ru

«Концепция личности по З. Фрейду; механизмы психологической защиты» презентация, проект, доклад

Слайд 1

Концепция личности по З. Фрейду; механизмы психологической защиты

Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии; 2) метод терапии личностных расстройств; 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Слайд 2

Даты жизни:

6 мая 1856 г. – 23 сентября 1939 г. 1900 г. – выход книги «Толкование сновидений», считается годом зарождения психоанализа

Слайд 3

Жизнь Фрейда

Большую часть жизни Фрейд прожил в Вене Был женат на Марте Бернейс В браке у Фрейда родились 6 детей. Особо стоит отметить дочь – Анну Фрейд, которая продолжила дело отца, занималась детским психоанализом и теорией механизмов защиты личности.

Слайд 4

Основные положения:

1. человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями; 2. Эти влечения преимущественно бессознательны; 3. Попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; 4. Помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; 5. Конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.; 6. Освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Слайд 5

«Топографическая модель» Фрейда.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.

Слайд 6

Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

Слайд 7

Структурная модель психической жизни

Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связанно в инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация и копуляция), которые наполняют наше поведение энергией.

Слайд 8

Согласно Фрейду, ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни.

Слайд 9

Эго (от лат. «ego» – «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствие с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.

Слайд 10

Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования суперэго (от лат. «super» – «сверх» и «ego» – «я»).

Слайд 11

Инстинкты – движущая сила поведения

У каждого человека определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.

Слайд 12

Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни(Эрос) и смерти(Танатос).

Слайд 13

Признавая большее значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты.

Слайд 14

Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. «хотеть» или «желать»), или энергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Слайд 15

Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос, – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Слайд 16

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременного блаженства.

Слайд 17

Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Наконец, стимул представляет собой количество энергии силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта.

Слайд 18

Развитие личности: психосексуальные стадии

Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня.

Слайд 19

Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями.

Слайд 20

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от удерживания и выталкивания фекалий.

Слайд 21

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. На протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом

Слайд 22

В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода.

Слайд 23

С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивнее побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии.

Слайд 24

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальном отношениях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви.

Слайд 25

Природа тревоги

Тревога является функцией эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом.

Слайд 26

Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги:

Слайд 27

Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира (например, опасные животные или выпускной экзамен) называется реалистической тревогой. Она в основном является синонимом страха.

Слайд 28

Невротическая тревога. Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными, называется невротической тревогой.

Слайд 29

Моральная тревога. Когда эго испытывает угрозу наказания со стороны суперэго, результирующий эмоциональный ответ называется моральной тревогой. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения.

Слайд 30

Защитные механизмы эго

Основная психодинамическая функция тревоги – помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов.

Слайд 31

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Слайд 32

Защитные механизмы:

Замещение —может быть понято как более общий процесс замещения одного действия, потребности или объекта другим, более безопасным. Реактивное образование — психологическая защита, заключающаяся в преобразовании негативного чувства в позитивное, либо наоборот. Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков

Слайд 33

Вытеснение — один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования. Отрицание — проявляется как отказ признавать существование чего-то нежелательного. Проекция — человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.

Слайд 34

Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Рационализация — подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины. Регрессия — человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Слайд 35

Структуры психики и структурные механизмы

Невроз —характеризуется навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Психоз — явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения. Перверсия  — в высшей степени неестественное поведение, полное искажение, уход от нормы, постановка «с ног на голову».

prezentacii.org

«Теория личности З.Фрейда » — презентация на Slide-Share.ru

Презентацию подготовила Запорова О.М. 1 курс стомат. 10 группа Архангельск 2012 Личность в деловом общении

Заслуги Зигмунда Фрейда Что такое психоанализ Уровни сознания З.Фрейда : топографическая модель Структура личности Совесть и эго-идеал Архангельск 2012

В результате активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал: Первую развернутую теорию личности Обширную систему клинических наблюдений Оригинальный метод лечения невротических расстройств. Метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими средствами. Архангельск 2012

Термин «психоанализ» имеет три значения: Теория личности и психопатологии Метод терапии личностных расстройств Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума Архангельск 2012

Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического — в   неосознанном. Архангельск 2012

Фрейд уподобил психику айсбергу, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. Согласно топографической модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Архангельск 2012

Уровень  сознание  состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. Область  предсознательного,  область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Самая глубокая и значимая область разума —  бессознательное.  Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Архангельск 2012

З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры:  ид,  эго  и  суперэго. Данное трехчастное деление личности известно как  структурная модель  психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые «структуры» личности. Архангельск 2012

Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Функционирует целиком в бессознательном Тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями Не подчиняется правилам Сохраняет центральное значение на протяжении всей жизни Выражает принцип удовольствия Архангельск 2012

Рефлекторные действия Ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Первичные процессы Н елогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, «себя» и «не-себя» Архангельск 2012

Эго  (от лат. » ego » — «я») — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Обеспечивает безопасность и самосохранение организма Различает реальность и фантазию Меняется в зависимости от нового опыта Участвует в рациональной познавательной деятельности Подчиняется принципу реальности (вносит в поведение меру разумности) Вторичный процесс – сила логического мышления Архангельск 2012

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. » super » — «сверх» и » ego » — «я «). Организм человека не рождается с суперэго Является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей Считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем Фрейд разделил суперэго на две подсистемы:  совесть   и  эго-идеал. Архангельск 2012

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Архангельск 2012

Архангельск 2012

Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Архангельск 2012

Теории личности Хьелл Ларри А., Зиглер Дэниел Дж. Теории личности Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей Архангельск 2012

slide-share.ru

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда
Работу выполнила: Мульцына Татьяна, ученица 11 «А» класса Руководитель: Крапивина Оксана Николаевна Педагог-психолог, МБОУ СОШ №5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Г.Бердск. 2018

Слайд 2

Коротко о создании метода
Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми. По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание».

Слайд 3

Что входит в основу психоанализа
Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей: сознание; бессознательная сфера; раздел предсознания.

Слайд 4

Что входит в основу психоанализа
Человеческая личность содержит в себе три составляющих: «Сверх-Я» – Суперэго; «Я» – Эго; «Оно» – Ид.

Слайд 5

Подведение итогов
Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы. В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах: В качестве названия научной дисциплины. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики. Как метод лечения невротических расстройств. Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

lusana.ru

Презентация к уроку по психологии (10, 11 класс) по теме: Презентация на тему «Теория личности»

Слайд 1

Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии

Слайд 2

В психологии термин «личность» используется в следующих целях: При помощи понятия личности объясняется то факт, что люди не случайно отличаются друг от друга (теория индивидуальных различий). Для объяснения постоянства поведения людей. Личность рассматривается как «механизм» организации и ориентации поведения людей, высшая инстанция саморегулирования (регуляторная теория личности). Для указания источника активности, движения сил, поведения человека. Объясняет качественное отличие психики человека от психики животных.

Слайд 3

Определение понятия «личность» А.Н. Леонтьев: Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. С.Л. Рубинштейн: Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В.А. Ганзен: Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Слайд 4

Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин Личность — не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности — «некие абстрактные духовные образования». Б.Г. Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

Слайд 5

В.Н. Мясищев Личность — это система отношений, отношения — это компоненты структуры Личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности. Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью. Компоненты структуры личности: 1. Доминирующие отношения, которые отражают смыслообразующую сферу личности. Говоря о доминирующих отношениях, необходимо учесть: отношение к людям, отношение к себе, отношение к предметам внешнего мира. 2. Психический уровень, т.е. уровень не только желаний, но и достижений человека. 3. Динамика реакций личности. Она соответствует тому, что в психологии называется темпераментом. 4. Общая структура личности. Здесь проявляется пропорциональность, широта, глубина, гармоничность, цельность личности. Другими словами, отношение различных свойств психики и то, что называют характером личности.

Слайд 6

К. Абульханова-Славская Характеризуя мир отношений личности, К. Абульханова-Славская вводит понятие «жизненная позиция» личности как совокупность ее отношений к жизни, как способ ее взаимоотношений с окружающими людьми и действительностью. Жизненная позиция — «это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который определяет дальнейший ход жизни». Жизненная позиция — определенно сложившееся образование, имеющее свою относительную, фиксированную структуру. Она может меняться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения конфликтных ситуаций. Для изменения жизненной позиции необходимо разрешение значимых ситуаций, противоречий. Жизненно значимыми являются те противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов, привычек, отношений личности с обществом, с самой собой.

Слайд 7

Личность в трудах С.Л. Рубинштейна С.Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности. Основой личности служило самосознание и сознание. Личностный принцип — это идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности. Важным открытием Рубинштейна явилось указание на неправомерность возвышения понятия субъекта относительно «человека» и «личности»: «Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку. В качестве субъекта он (человек) есть тот, для которого все есть объект и только объект…». Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса: чего хочет; что человек может и что человек есть. С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно.

Слайд 8

А.Н. Леонтьев о личности А.Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к личности. Это теория, согласно которой деятельность порождает личность, является «основанием личности». Личность занимает «третью позицию» в триаде категорий: предметная деятельность, сознание, личность. Деятельность рассматривается как «основание личности». Личность — это психологическое новообразование, которое формируется в результате трансформации деятельности. Деятельность сближается с понятием «связи человека с миром», параметры которых являются вместе с тем и основными параметрами личности: широта связей человека с миром, степень их иерархии (иерархии деятельностей) и их структура (тип строения личности). Вершиной рассуждений А.Н. Леонтьева о личности является проблема самосознания. Деятельностный подход устраняет главную трудность: определение того, какие психологические особенности человека относятся к его личности. Личность является средоточием свойств, которые адекватны деятельности, то есть ее мотивам.

Слайд 9

Грузинская школа. Узнадзе Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека. Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Слайд 10

Схема основных характеристик человека как личности (Гамезо М.В., Домашенко И.А., «Атлас по психологии»)

Слайд 11

Теория Фрейда Фрейд никогда не делал различий между понятиями личность и психика. Его последователи, говоря о личности, пользовались понятием «психического аппарата». Столь же часто не делалось особых различий между личностью и характером. Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго («Я») и суперэго («Сверх-Я»). «Эго — это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему «восприятие -сознание». Точно так же и «Сверх-Я» нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и «погружена в Оно». Ид (Оно) — одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его поздней теории личности. Это примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует «Я» на пути развития психики.

Слайд 12

Психосоциальная теория Эриксона Эриксон занимался анализом эго. Эриксон видел развитие личности только в социальном контексте. Эго развивается в контексте социальной адаптации, параллельно идет развитие ид и инстинктов. Эриксон открыл психогенетический принцип созревания, который включает в себя следующие моменты: личность развивается ступенчато, постепенно, общество устроено так, что развитие социальных способностей человека воспринимается одобрительно и поддерживается . Теория личностных конструктов Д.Келли Центральным в теории является понятие личного конструкта. Это понятие несет в себе идею о том, что люди в процессе познания конструируют события, предвосхищая их на основании своего опыта. Конструирование — это интерпретация объективных внешних обстоятельств. Всякий опыт пропускается через цветные очки личных конструктов. В теории Келли индивид, занимая центральное положение, выступает в качестве активного конструктора своего мира. Задача психологии — изучить, как люди конструируют представление о мире и о самих себе.

Слайд 13

Гуманистическая теория личности Фромма Потребности человека: Потребность в установлении связей Потребность в преодолении Потребность в корнях Потребность в идентичности Потребность в системе взглядов и преданности Рецептивный Эксплуатирующий Рыночный Продуктивный Типы характеров (Фромм)

Слайд 14

Аналитическая теория Карла Густава Юнг а Юнг ввёл понятие «Я», как стремление индивида к единству и целостности. А в классификацию типов личности положил направленность человека на себя и объект – разделил людей на экстравертов и интровертов. В аналитической психологии Юнга личность описывается как результат взаимодействия устремлённости в будущее и индивидуально врождённой предрасположенности. Также особое значение придаётся движению личности по пути самореализации с помощью уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Типологию Юнга на практике можно применить для определения своего типа установки или типов установки окружающих. Если вы замечаете за собой нерешительность, замкнутость, остроту реакций, преобладающее состояние защиты от внешнего, недоверчивость, это говорит о том, что ваша установка относится к интровертированному типу. Если же вы открыты, легко идёте на контакт, доверчивы, включаетесь в незнакомые ситуации, пренебрегаете осторожностью и т.п., то установка относится к экстравертированному типу. Знание своего типа установки (по Юнгу) даёт возможность глубже понять себя и других, мотивы действий и реакции позволят повысить свою эффективность в жизни и выстраивать отношения с людьми наиболее продуктивно.

Слайд 15

Карен Хорни: социокультурная психоаналитическая теория Альберт Бандура (1925 г.р.) рассматривал личность в виде одного из факторов системы взаимодействия, которая определяет «психологическое функционирование». Хорни отвергла все положения Фрейда по поводу вторичности женского по отношению к мужскому, изучала специфику психологии детства. Выделила 10 невротических потребностей, которые лежат в основании всех известных неврозов. Также Хорни выделила три типа людей: ориентирующихся на людей (уступчивый тип), от людей (избегающий тип), против людей (враждебный тип). Концепция социального научения

Слайд 16

Психосинтез Роберто Ассаджиоли Ассаджиоли выделил 8 зон (подструктур) в основной структуре психического: Низшее бессознательное Среднее бессознательное Высшее бессознательное Поле сознания Личное «я» Высшее «я» Коллективное бессознательное Субличность (подлинность) Смысл психического развития, согласно Ассаджиоли, заключался в увеличении единства психики, т.е. в синтезе всего в человеке: тела, психики, сознательного и бессознательного.

Слайд 17

Гуманистическая теория Маслоу Человек является целостным существом, в котором заложен потенциал развития с максимальным положительным зарядом. Зло порождается только деструкциями и фрустрациями, которым подвержен человек. Взгляд на человека супероптимистичен и светел. Маслоу сконцентрировался на описании здорового человека и здоровой психики с точки зрения психологии. Основные потребности человека: физиологические, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или личностного совершенствования.

Слайд 18

Физиологический (биологический) подход (теория типов) Данный подход фокусировал внимание на строении и структуре тела. Имеются две основных работы в данном направлении: Типология Эрнста Кречмера Согласно ей, люди с определённым типом телосложения имеют определённые психические особенности. Кречмер выделял 4 конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. Работа Уильяма Герберта Шелдона Шелдон предположил, что форма тела влияет на личность и отражает её особенности. Он выделял 3 класса телосложения: эндоморф, эктоморф, мезоморф.

Слайд 19

Феноменологическое направление К. Роджерс поддерживает идею о том, что человека можно понять только в контексте его субъективного восприятия мира. Система отсчета — внутренняя реальность человека. Человек сам может определять свою судьбу. К.Роджерс, также как и А.Маслоу, верил в изначальное добро человеческой природы. Люди имеют практически не ограниченный потенциал для самосовершенствования. Руководящий мотив в жизни: самоактуализация. Онтопсихология А.Менегетти В основе концепции — понятие семантического поля (От греч. «сема» (знак) и «ан» (энергия и движение бытия). Это движение имеет цель, направление, причину и заряд энергии, поэтому оно является формальной силой и направленным смыслом. Речь идет о целенаправленных импульсах, которые субъект выделяет в окружающую среду и по которым узнается о его природе. Через семантическое поле проявляет себя сама человеческая природа.

Слайд 20

Диспозициональное направление Гордона Олпорта Концепция личности Эдуарда Шпрангера Олпорт выдвинул 2 общие идеи: теория черт и уникальность каждого человека. По Олпорту, каждая личность уникальна и её уникальность может быть понята посредством определения конкретных черт личности. Этот учёный ввёл понятие «проприум» — то, что признаётся своим во внутреннем мире и является отличительной чертой. Проприум направляет жизнь человека в позитивном, творческом, стремящемся к росту и развивающемся русле в соответствии с человеческой природой. Идентичность здесь выступает в роли внутреннего постоянства. Также Олпорт подчёркивал неделимость и целостность всей структуры личности. Шпрангер описал 6 психологических типов человека, зависящих от форм познания мира: Теоретический человек, Экономический человек, Эстетический человек, Социальный человек, Политический человек, Религиозный человек. В соответствии с духовными ценностями человека и определяется индивидуальность его личности.

Слайд 21

Взгляд на личность Б. Скиннера Личность — это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств. Теория когнитивного стиля и личность (Герман Виткин) Личность — это система, развитие которой состоит в возрастании дифференцированности структур и в постепенном переходе от гомогенного к гетерогенному состоянию. Это проявляется: 1) функциональной специализацией отдельных элементов системы и их относительной независимостью друг от друга; 2) выделением системы из окружающего мира, т.е. переходом от поведения, управляемого извне, к поведению, управляемому изнутри; 3) усложнением интеграции элементов системы.

Слайд 22

Экзистенционалистское направление Виктора Франкла Интрапсихологический подход. Теория Курта Левина Франкл был убеждён, что ключевыми моментами в развитии личности являются свобода, ответственность и смысл жизни. Левин предположил, что движущие силы развития личности находятся внутри неё самой. Предметом его исследования были потребность и мотивы поведения человека. Он старался подойти к изучению личности как к некоторому целому и выступал сторонником гештальтпсихологии. Левин предложил свой подход к пониманию личности: в нём источник движущих сил поведения человека находится во взаимодействии человека и ситуации и определяется его отношением к ней. Данная теория получила название динамической или типологической.

Слайд 23

чувство собственности честолюбие эгоцентризм целеустремленность; великодушие; инстинкт созидания; инстинкт разрушения.

nsportal.ru