Теория зигмунда фрейда кратко: Страница не найдена — ВикиНаука: интересно о сложном кратко простыми словами
Психоанализ Зигмунда Фрейда 🍋 кратко и понятно, теория в психологии, основные идеи и методы,
Автор Лемондэй в . Опубликовано Психология
Исследованием психики занимаются великие ученые на протяжении не одного десятилетия, однако, далеко не на все вопросы до сих пор найдены ответы. Что скрыто в глубинах человеческого сознания? Какую роль в формировании личности играют детские переживания? Почему люди постоянно совершают все те же промахи и ошибки? Почему мы со всей силой хотим удержать надоевшие отношения? Что за тайны хранят наши сны и откуда они берут своё начало? На все подобные вопросы, касающиеся ментальной реальности, дает ответ направление психологии – психоанализ. Психоаналитическое направление было создано известным психологом, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.Содержание
История появления психоанализа
На старте своей карьеры З.З.Фрейд
Исследователя интересовали вопросы, касающиеся некоторых симптомов истерии, проявляемых у пациентов, которые было невозможно интерпретировать только физиологическими проявлениями. Например, у человека могла отсутствовать чувствительность определенного участка тела, хотя прилегающие области сохраняли чувствительность. Это доказывало тот факт, что некоторые процессы психики не подвергаются работе сознания и могут являться ответом нервной системы. Ещё одно доказательство он нашел в работе с пациентами, подвергаемыми гипнозу, реакции которых имели неосознанный характер. Было доказано, что в состоянии гипноза человек может подвергнуться внушению и после пробуждения его бессознательные стремления будут обращены к выполнению этого действия. При попытке узнать, что мотивирует его на выполнение, индивид не способен найти поддающихся логике объяснений собственному поведению.На основании этих данных З.Фрейд пришел к выводу, что психика может самостоятельно создать объяснение действий, даже при отсутствии в этом необходимости.З.Фрейд сделал шокирующее для его современности открытие, что действиями и поведением человека могут управлять причины скрытые от сознания. Автор ввел новые термины «подсознательное» и «бессознательное». Его исследования положили начало развитию теории психоанализа – изучение движущих сил психики человека, выявление причин их влияния, последствий воздействия на жизнь индивида и состояние здоровья.
Ключевые теории психоанализа
Прошедшие события оказывают влияние на будущую жизнь. Даже при наличии стойкого убеждения человека в том, что эмоциональные переживания не основаны на чем-либо, обнаруживаются неявные связи между происходящими событиями.Основываясь на этих утверждениях, З.Фрейд выделил области психики:
- Сознание
- Предсознание
- Бессознательное
Мысли спрятанные в области бессознательного не имеют временных границ. К примеру, детские воспоминания, ставшие осознанными, станут отличаться одинаковой интенсивностью, как и в момент их появления.Ключевыми сими влияющими на психику человека, основываясь на идеях З.Фрейда, являются
- Либидо, представляющее собой жизненную энергию;
- Энергия агрессии, представляющая собой олицетворение смерти.
- Оно – «Ид»
- Я – «Эго»
- Сверх – Я – «Супер-Эго»
- Совесть
- Самонаблюдение
- Формирования идеалов
Решение внутриличностных конфликтов
Психика человека пытается решить внутриличностные конфликты различными способами:- Сновидениями
- Сублимацией
- Компенсацией
- Блокировкой защитных механизмов психики
В некоторых ситуациях напряжение может являться искаженным либо отвергнутым механизмами защиты. Защитная реакция на одну и ту же ситуацию в психике у каждого человека может быть различной.К примеру, реакцией на неразделенные любовные чувства может быть подавление («Я не помню этих чувств»), отвержение («Чувств то и не было»), рационализация («Эти отношения являлись ошибкой»), изоляция («Эти чувства мне не нужны») и другие. В своей теории З.Фрейд сделал величайшую попытку понимания и описания человеческой психики, совершил сенсационные открытия в психоаналитическом направлении психологии. Основные понятия, введенные ученым, применяются в науке и в современном мире и являются основой многих теорий.
Психоанализ по Фрейду. Основные положения.
Психоанализ является одной из основных теорий, которая образовалась после того, как произошёл кризис научного познания в психологии.
Все знают Зигмунда Фрейда как отца данного течения. Однако сам Фрейд скромно отдавал славу первопроходца своему учителю и другу Йозефу Брейеру, который самостоятельно начал работу над случаем истерии с помощью принципов психоанализа. Зигмунд приобщился к исследованию этого случая позже, хоть и продолжил работу в русле психоанализа в дальнейшем.
Фрейдизм считается самой классической психоаналитической теорией среди классических психоаналитических теорий. Большинство современных концепций создавались на основных принципах фрейдистского психоанализа, либо формировались как противопоставление ему. Так, переосмыслением психоанализа занимались А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Ж. Лакан, а бихевиоризм прямо противоречил ему.
ОпределениеСложно представить себе столь же влиятельную и самобытную психологическую теорию. Термином «психоанализ» обозначают саму теорию, совокупность инструментов исследования психики, а также методику лечения неврозов. Он основывается на понятии бессознательного, что часто провоцирует дискурс о псевдонаучности, но понятийный аппарат и некоторые конструкты, например, структура личности, нашли признание в научных и околонаучных кругах.
К основным методам работы в данной теории является метод свободных ассоциаций, который был разработан Фрейдом в качестве замены для неэффективного гипноза, а также анализ сновидений, который считается одним из немногих способов проследить динамику бессознательных процессов.
3 области психикиНо где находится это бессознательное и почему оно такое недоступное?
Фрейд предложил карту психики, которая содержит три области:
Сознание – та часть психики, которая нам беспрепятственно доступна. На этом уровне мы совершаем выбор, оправдываем его, даже если он продиктован неосознаваемыми стремлениями, регулируем собственное поведение согласно общественным нормам. Сюда входит огромный пласт информации в разной форме, которую осознаёт человек в каждый конкретный момент. Согласно Фрейду, это самая доступная для изучения область психики, но самая бесполезная, так как мы никому так не врём, как сами себе.
Подсознательное или предсознательное – формально, это уже та информация, что не осознается нами, некоторая «серая зона», граница бессознательного. Тут хранится то, что скрыто от нас, но его можно извлечь при необходимости, не прибегая к особым техникам и уловкам.
В бессознательном хранится всё то, что никогда не было доступно сознанию, а именно самые низменные и животные инстинкты, которые были утилизированы по причине неактуальности, под давлением социальных норм. Тут обнаруживают себя вытесненные мысли, переживания и стремления. Тут они надежно упакованы и имеют мало шансов выйти на свет сознания, так как не прошли «цензуру» и были признаны опасным. К ним относятся травмирующие ситуации или события, что имеют интенсивную эмоциональную окраску. Таким образом протекает психологическая самозащита.
Фрейд выделял целый ряд защитных механизмов, кроме вытеснения. Среди них можно выделить наиболее распространенные:
Реактивное образование
протекает в несколько этапов. На первой стадии острое переживание подавляется, а после перерастает в противоположное. Так, юноша, что сильно и неразделённо влюблён в девушку, после может её возненавидеть.
Проекция
как перенос своих нежелательных качеств на других. Так человек, который изменил и обманул, больше остальных будет переживать о верности партнёра и остерегаться лжи.
Замещение
как перенаправление своих переживаний на более доступный или безопасный объект. Так, обида и злость на начальника, скорее всего, выльется на домашних, нежели на самого начальника.
Рационализация
как попытка интеллектуально осмыслить и оправдать происходящее. Так, ложь «во благо» может от малодушия, а не от благородных стремлений.
Регрессия
как возврат к детским формам поведения. Мы плачем, узнав о смерти близкого человека, так как испытываем эмоциональную перегрузку и не способны с ней справится.
Отрицание
как попытка откреститься от события вообще или попытка придать ей совершенно иное значение.
Сублимация
как способ реализации сексуальной энергии через другие виды деятельности, например, йогу, рисование или же игру на музыкальном инструменте.
Позже, в 1923 году, Фрейд переосмыслил модель организации психики и создал на ее основе структуру личности. Он ввёл в неё 3 основных компонента: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (SuperEgo).
СВЕРХ-Я
Ребенок рождается только с конструктом Оно (Id). Это аналог животного начала, которое живёт страстями и элементарными потребностями. Тут находятся два основных инстинкта: либидо или же созидательное начало, эротическая энергия, а также танатос – стремление к разрушению и смерти. Эту часть личности можно описать словом «Хочу».
Следом формируется Я (Ego), осознаваемая и контролируемая часть личности, которая управляет поведением и вечно мечется между стремлениями Оно (Id) и требованиями Сверх-Я (SuperEgo). Именно конструкт Я (Ego) является разрываемым противоположными тенденциями и обеспечивает их примирение. Я (Ego) соответствует слову «Могу».
В процессе общения и приобретения социального опыта формируется Сверх-Я (SuperEgo), что является некоторым цензором. Это мораль и общественные нормы, которые противопоставляются животному началу и отвечает слову «Надо».
Неуравновешенные метания Я (Ego) между «Хочу» и «Надо» приводят к невротизации личности. Это обуславливается травмирующим опытом, который, как считал Фрейд, родом из детства.
Эти положения составляют основу психоанализа и позволяют осмыслять самые разнородные психические состояния и ментальные проблемы.
Психоаналитическая теория психического развития Фрейда
Основы психоаналитической теории психического развития заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.
Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.
Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни.
Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.
Стадии развития по Фрейду
1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей — установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности. Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пассивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка «избалованным», зависимым. Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на орально — садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение к другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.
2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям. На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.
Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.
При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).
3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт — комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда. Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности.
У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс — комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.
4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.
5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.
Генитальный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях. Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т. п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.
Основные понятия
Уровни психики (сознание, предсознание, бессознательное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), психологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смерти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, конфликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер.
Основные идеи
Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социальному миру. Развитие личности = психосексуальное развитие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания. Стадии развития личности в неизменной, заданной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.
Факторы развития
Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями).
Ценное
Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка
Направления Критики
- Мифологичность
- Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных
- Трудность проверки
- Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста.
Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее, они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными словами и поступками вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя «конфликты детской души», критически замечает: «Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству». Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем: «Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития».
Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.
Зигмунд Фрейд | Биография, теории, психология, книги, произведения и факты
Зигмунд Фрейд
Смотреть все СМИ
- Родился:
- 6 мая 1856 г. Чехословакия
- Умер:
- 23 сентября 1939 г. (83 года) Лондон Англия
- Учредитель:
- психоанализ
- Предметы исследования:
- Моисей конверсионное расстройство психоанализ суперэго шутить
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Где получил образование Зигмунд Фрейд?
После окончания (1873 г. ) средней школы в Вене Зигмунд Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета, специализируясь на физиологии и неврологии; он получил медицинскую степень в 1881 году. Он обучался (1882–85) в качестве клинического ассистента в больнице общего профиля в Вене и учился (1885–86) в Париже у невролога Жана-Мартена Шарко.
От чего умер Зигмунд Фрейд?
Зигмунд Фрейд умер от смертельной дозы морфия, введенной по его просьбе его другом и врачом Максом Шуром. Фрейд страдал от мучительной боли, вызванной неоперабельной раковой опухолью в его глазнице и щеке. Рак начался с поражения во рту, которое он обнаружил в 1923 году.
Что писал Зигмунд Фрейд?
Объемные труды Зигмунда Фрейда включали Толкование сновидений (1899/1900), Психопатология повседневной жизни (1904), Тотем и табу (1913) и Цивилизация и ее недовольство (1930).
Чем знаменит Зигмунд Фрейд?
Фрейд известен изобретением и развитием техники психоанализа; за формулировку психоаналитической теории мотивации, психических заболеваний и структуры подсознания; и за влияние на научные и популярные представления о человеческой природе, постулируя, что как нормальные, так и ненормальные мысли и поведение управляются иррациональными и в значительной степени скрытыми силами.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Зигмунд Фрейд , (родился 6 мая 1856 года, Фрайберг, Моравия, Австрийская империя [ныне Пршибор, Чехия] — умер 23 сентября 1939 года, Лондон, Англия), австрийский невролог и основатель психоанализа. Статья Фрейда о психоанализе появилась в 13-м издании Британской энциклопедии .
Фрейда по праву можно назвать самым влиятельным интеллектуальным законодателем своего времени. Созданный им психоанализ был одновременно теорией человеческой психики, терапией для облегчения ее недугов и оптикой для интерпретации культуры и общества. Несмотря на неоднократную критику, попытки опровержения и оговорки работы Фрейда, ее заклинание оставалось сильным даже после его смерти и в областях, далеких от психологии в ее узком понимании. Если, как однажды заявил американский социолог Филип Рифф, «психологический человек» заменил такие прежние понятия, как политический, религиозный или экономический человек, в качестве доминирующего образа самого себя в 20-м веке, то это в немалой степени связано с силой видения Фрейда и кажущаяся неисчерпаемость интеллектуального наследия, которое он оставил после себя.
Отец Фрейда, Якоб, был еврейским торговцем шерстью, который был женат один раз до того, как женился на матери мальчика, Амалии Натансон. Отец, которому на момент рождения Фрейда было 40 лет, кажется, был относительно отстраненной и авторитарной фигурой, в то время как его мать была более заботливой и эмоционально доступной. Хотя у Фрейда было два старших сводных брата, его самая сильная, хотя и самая амбивалентная привязанность, по-видимому, была к племяннику Джону, который был на год старше его, который послужил образцом близкого друга и ненавистного соперника, который Фрейд часто воспроизводил на более поздних стадиях своей жизни. жизнь.
В 1859 году семья Фрейдов была вынуждена по экономическим причинам переехать в Лейпциг, а затем через год в Вену, где Фрейд оставался до аннексии Австрии нацистами 78 лет спустя. Несмотря на неприязнь Фрейда к имперскому городу, отчасти из-за частого антисемитизма его жителей, психоанализ существенным образом отразил культурный и политический контекст, из которого он возник. Например, чувствительность Фрейда к уязвимости отцовского авторитета в душе вполне могла быть вызвана упадком власти поколения его отца, часто либеральных рационалистов, в империи Габсбургов. Точно так же и его интерес к теме соблазнения дочерей сложным образом коренился в контексте венского отношения к женской сексуальности.
В 1873 году Фрейд окончил гимназию Шперля и, по-видимому, вдохновленный публичным чтением эссе Гёте о природе, посвятил себя медицине. В Венском университете он работал с одним из ведущих физиологов своего времени Эрнстом фон Брюке, представителем материалистической, антивиталистической науки Германа фон Гельмгольца. В 1882 году он поступил в больницу общего профиля в Вене в качестве клинического ассистента, чтобы пройти обучение у психиатра Теодора Мейнерта и профессора внутренней медицины Германа Нотнагеля. В 1885 году Фрейд был назначен лектором по невропатологии, завершив важное исследование мозгового вещества. В это время у него также появился интерес к фармацевтическим преимуществам кокаина, который он преследовал в течение нескольких лет. Хотя в глазной хирургии были обнаружены некоторые положительные результаты, приписываемые другу Фрейда Карлу Коллеру, общий результат был катастрофическим. Защита Фрейда не только привела к смертельной зависимости другого близкого друга, Эрнста Флейшля фон Марксова, но и на время запятнала его медицинскую репутацию. Интерпретирует ли кто-нибудь этот эпизод в терминах, ставящих под сомнение благоразумие Фрейда как ученого, он соответствовал его пожизненной готовности искать смелые решения для облегчения человеческих страданий.
Научная подготовка Фрейда оставалась чрезвычайно важной в его работе или, по крайней мере, в его собственной концепции ее. В таких сочинениях, как «Entwurf einer Psychologie» (написано в 1895 г., опубликовано в 1950 г.; «Проект научной психологии»), он подтвердил свое намерение найти физиологическую и материалистическую основу для своих теорий психики. Здесь механистическая нейрофизиологическая модель соперничала с более органичной, филогенетической моделью, демонстрируя сложный долг Фрейда перед наукой своего времени.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В конце 1885 года Фрейд покинул Вену, чтобы продолжить изучение невропатологии в парижской клинике Сальпетриер, где он работал под руководством Жана-Мартена Шарко. Его 19 недель во французской столице стали поворотным моментом в его карьере, поскольку работа Шарко с пациентами, классифицированными как «истерики», познакомила Фрейда с возможностью того, что психологические расстройства могут иметь своим источником не мозг, а разум. Демонстрация Шарко связи между истерическими симптомами, такими как паралич конечности, и гипнотическим внушением предполагала влияние психических состояний, а не нервов в этиологии болезни. Хотя Фрейду вскоре пришлось отказаться от своей веры в гипноз, он вернулся в Вену в феврале 1886 года с заложенными семенами своего революционного психологического метода.
Через несколько месяцев после своего возвращения Фрейд женился на Марте Бернайс, дочери известной еврейской семьи, среди предков которой были главный раввин Гамбурга и Генрих Гейне. Она должна была родить шестерых детей, одна из которых, Анна Фрейд, должна была стать самостоятельным выдающимся психоаналитиком. Хотя яркая картина их брака, нарисованная Эрнестом Джонсом в его исследовании «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда » (1953–1957 гг.), была дополнена нюансами более поздними учеными, ясно, что Марта Бернейс Фрейд была глубоко поддерживающей личностью во время жизни ее мужа. бурная карьера.
Вскоре после женитьбы Фрейд подружился с берлинским врачом Вильгельмом Флиссом, чья роль в развитии психоанализа вызвала широкое обсуждение. На протяжении 15 лет их близости Флисс был бесценным собеседником для самых смелых идей Фрейда. Вера Фрейда в человеческую бисексуальность, его идея об эрогенных зонах на теле и, возможно, даже его приписывание сексуальности младенцам вполне могли быть вызваны их дружбой.
Несколько менее противоречивое влияние оказало партнерство Фрейда с врачом Йозефом Брейером после его возвращения из Парижа. Фрейд обратился к клинической практике в области нейропсихологии, и кабинет, который он открыл на Берггассе, 19, должен был оставаться его консультационной комнатой почти полвека. До того, как началось их сотрудничество, в начале 1880-х годов Брейер лечил пациентку по имени Берта Паппенгейм — или «Анна О.», как ее стали называть в литературе, — которая страдала от различных истерических симптомов. Вместо гипнотического внушения, как у Шарко, Брейер позволил ей впасть в состояние, похожее на самогипноз, в котором она рассказывала о начальных проявлениях своих симптомов. К удивлению Брейера, сам акт вербализации, казалось, давал некоторое облегчение от их власти над ней (хотя более поздние исследования поставили под сомнение его постоянство). «Лечение разговором» или «чистка дымохода», как называли его соответственно Брейер и Анна О., по-видимому, действовали катарсически, вызывая абреакцию или разрядку сдерживаемого эмоционального блока, лежащего в основе патологического поведения.
Зигмунд Фрейд | Биография, теории, психология, книги, произведения и факты
Зигмунд Фрейд
Смотреть все СМИ
- Родился:
- 6 мая 1856 г. Чехословакия
- Умер:
- 23 сентября 1939 г. (83 года) Лондон Англия
- Учредитель:
- психоанализ
- Предметы изучения:
- Моисей конверсионное расстройство психоанализ суперэго шутить
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Где получил образование Зигмунд Фрейд?
После окончания (1873 г.) средней школы в Вене Зигмунд Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета, специализируясь на физиологии и неврологии; он получил медицинскую степень в 1881 году. Он обучался (1882–85) в качестве клинического ассистента в больнице общего профиля в Вене и учился (1885–86) в Париже у невролога Жана-Мартена Шарко.
От чего умер Зигмунд Фрейд?
Зигмунд Фрейд умер от смертельной дозы морфия, введенной по его просьбе его другом и врачом Максом Шуром. Фрейд страдал от мучительной боли, вызванной неоперабельной раковой опухолью в его глазнице и щеке. Рак начался с поражения во рту, которое он обнаружил в 1923 году.
Что писал Зигмунд Фрейд?
Объемные труды Зигмунда Фрейда включали Толкование сновидений (1899/1900), Психопатология повседневной жизни (1904), Тотем и табу (1913) и Цивилизация и ее недовольство (1930).
Чем знаменит Зигмунд Фрейд?
Фрейд известен изобретением и развитием техники психоанализа; за формулировку психоаналитической теории мотивации, психических заболеваний и структуры подсознания; и за влияние на научные и популярные представления о человеческой природе, постулируя, что как нормальные, так и ненормальные мысли и поведение управляются иррациональными и в значительной степени скрытыми силами.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Зигмунд Фрейд , (родился 6 мая 1856 года, Фрайберг, Моравия, Австрийская империя [ныне Пршибор, Чехия] — умер 23 сентября 1939 года, Лондон, Англия), австрийский невролог и основатель психоанализа. Статья Фрейда о психоанализе появилась в 13-м издании Британской энциклопедии .
Фрейда по праву можно назвать самым влиятельным интеллектуальным законодателем своего времени. Созданный им психоанализ был одновременно теорией человеческой психики, терапией для облегчения ее недугов и оптикой для интерпретации культуры и общества. Несмотря на неоднократную критику, попытки опровержения и оговорки работы Фрейда, ее заклинание оставалось сильным даже после его смерти и в областях, далеких от психологии в ее узком понимании. Если, как однажды заявил американский социолог Филип Рифф, «психологический человек» заменил такие прежние понятия, как политический, религиозный или экономический человек, в качестве доминирующего образа самого себя в 20-м веке, то это в немалой степени связано с силой видения Фрейда и кажущаяся неисчерпаемость интеллектуального наследия, которое он оставил после себя.
Отец Фрейда, Якоб, был еврейским торговцем шерстью, который был женат один раз до того, как женился на матери мальчика, Амалии Натансон. Отец, которому на момент рождения Фрейда было 40 лет, кажется, был относительно отстраненной и авторитарной фигурой, в то время как его мать была более заботливой и эмоционально доступной. Хотя у Фрейда было два старших сводных брата, его самая сильная, хотя и самая амбивалентная привязанность, по-видимому, была к племяннику Джону, который был на год старше его, который послужил образцом близкого друга и ненавистного соперника, который Фрейд часто воспроизводил на более поздних стадиях своей жизни. жизнь.
В 1859 году семья Фрейдов была вынуждена по экономическим причинам переехать в Лейпциг, а затем через год в Вену, где Фрейд оставался до аннексии Австрии нацистами 78 лет спустя. Несмотря на неприязнь Фрейда к имперскому городу, отчасти из-за частого антисемитизма его жителей, психоанализ существенным образом отразил культурный и политический контекст, из которого он возник. Например, чувствительность Фрейда к уязвимости отцовского авторитета в душе вполне могла быть вызвана упадком власти поколения его отца, часто либеральных рационалистов, в империи Габсбургов. Точно так же и его интерес к теме соблазнения дочерей сложным образом коренился в контексте венского отношения к женской сексуальности.
В 1873 году Фрейд окончил гимназию Шперля и, по-видимому, вдохновленный публичным чтением эссе Гёте о природе, посвятил себя медицине. В Венском университете он работал с одним из ведущих физиологов своего времени Эрнстом фон Брюке, представителем материалистической, антивиталистической науки Германа фон Гельмгольца. В 1882 году он поступил в больницу общего профиля в Вене в качестве клинического ассистента, чтобы пройти обучение у психиатра Теодора Мейнерта и профессора внутренней медицины Германа Нотнагеля. В 1885 году Фрейд был назначен лектором по невропатологии, завершив важное исследование мозгового вещества. В это время у него также появился интерес к фармацевтическим преимуществам кокаина, который он преследовал в течение нескольких лет. Хотя в глазной хирургии были обнаружены некоторые положительные результаты, приписываемые другу Фрейда Карлу Коллеру, общий результат был катастрофическим. Защита Фрейда не только привела к смертельной зависимости другого близкого друга, Эрнста Флейшля фон Марксова, но и на время запятнала его медицинскую репутацию. Интерпретирует ли кто-нибудь этот эпизод в терминах, ставящих под сомнение благоразумие Фрейда как ученого, он соответствовал его пожизненной готовности искать смелые решения для облегчения человеческих страданий.
Научная подготовка Фрейда оставалась чрезвычайно важной в его работе или, по крайней мере, в его собственной концепции ее. В таких сочинениях, как «Entwurf einer Psychologie» (написано в 1895 г., опубликовано в 1950 г.; «Проект научной психологии»), он подтвердил свое намерение найти физиологическую и материалистическую основу для своих теорий психики. Здесь механистическая нейрофизиологическая модель соперничала с более органичной, филогенетической моделью, демонстрируя сложный долг Фрейда перед наукой своего времени.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В конце 1885 года Фрейд покинул Вену, чтобы продолжить изучение невропатологии в парижской клинике Сальпетриер, где он работал под руководством Жана-Мартена Шарко. Его 19 недель во французской столице стали поворотным моментом в его карьере, поскольку работа Шарко с пациентами, классифицированными как «истерики», познакомила Фрейда с возможностью того, что психологические расстройства могут иметь своим источником не мозг, а разум. Демонстрация Шарко связи между истерическими симптомами, такими как паралич конечности, и гипнотическим внушением предполагала влияние психических состояний, а не нервов в этиологии болезни. Хотя Фрейду вскоре пришлось отказаться от своей веры в гипноз, он вернулся в Вену в феврале 1886 года с заложенными семенами своего революционного психологического метода.
Через несколько месяцев после своего возвращения Фрейд женился на Марте Бернайс, дочери известной еврейской семьи, среди предков которой были главный раввин Гамбурга и Генрих Гейне. Она должна была родить шестерых детей, одна из которых, Анна Фрейд, должна была стать самостоятельным выдающимся психоаналитиком. Хотя яркая картина их брака, нарисованная Эрнестом Джонсом в его исследовании «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда » (1953–1957 гг. ), была дополнена нюансами более поздними учеными, ясно, что Марта Бернейс Фрейд была глубоко поддерживающей личностью во время жизни ее мужа. бурная карьера.
Вскоре после женитьбы Фрейд подружился с берлинским врачом Вильгельмом Флиссом, чья роль в развитии психоанализа вызвала широкое обсуждение. На протяжении 15 лет их близости Флисс был бесценным собеседником для самых смелых идей Фрейда. Вера Фрейда в человеческую бисексуальность, его идея об эрогенных зонах на теле и, возможно, даже его приписывание сексуальности младенцам вполне могли быть вызваны их дружбой.
Несколько менее противоречивое влияние оказало партнерство Фрейда с врачом Йозефом Брейером после его возвращения из Парижа. Фрейд обратился к клинической практике в области нейропсихологии, и кабинет, который он открыл на Берггассе, 19, должен был оставаться его консультационной комнатой почти полвека. До того, как началось их сотрудничество, в начале 1880-х годов Брейер лечил пациентку по имени Берта Паппенгейм — или «Анна О. », как ее стали называть в литературе, — которая страдала от различных истерических симптомов. Вместо гипнотического внушения, как у Шарко, Брейер позволил ей впасть в состояние, похожее на самогипноз, в котором она рассказывала о начальных проявлениях своих симптомов. К удивлению Брейера, сам акт вербализации, казалось, давал некоторое облегчение от их власти над ней (хотя более поздние исследования поставили под сомнение его постоянство). «Лечение разговором» или «чистка дымохода», как называли его соответственно Брейер и Анна О., по-видимому, действовали катарсически, вызывая абреакцию или разрядку сдерживаемого эмоционального блока, лежащего в основе патологического поведения.
Объяснение психоаналитических теорий Фрейда — StudiousGuy
Психоаналитические теории Зигмунда Фрейда в значительной степени способствовали развитию психоанализа. Психоанализ состоит из различных психологических терапий и теорий, которые помогают в лечении различных психологических расстройств. Процесс психоанализа включает в себя понимание бессознательных мыслей человека и доведение их до сознания человека с использованием различных психоаналитических техник; эти методы обсуждаются в этой статье. Психоаналитические теории Фрейда основаны на его убеждении, что тип личности, который человек приобретает во взрослой жизни, определяется его/ее детским опытом, и любые нарушения или травмы в детстве могут привести к отрицательным чертам личности во взрослой жизни. Его теории включают топографическую модель разума, структурную модель личности, защитные механизмы для борьбы с тревогой, психосексуальные стадии развития и психоаналитические техники. Мы узнаем обо всех этих понятиях в этой статье.
Указатель статей (щелкните, чтобы перейти)
Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд, австрийский невролог, также известный как отец психоанализа, родился 6 мая 1856 года во Фрайберге, Моравия. Позже его семья переехала в Вену, где он провел большую часть своего детства и взрослой жизни. В 1881 году он закончил медицинский факультет Венского университета. После окончания учебы работал в психиатрической клинике Венской больницы общего профиля. Он заинтересовался лечением пациентов с «истерией» (посттравматическим стрессом) во время своего краткосрочного пребывания в клинике Сальпетриер в Париже. Вернувшись в Вену, он оставил психиатрическую клинику и организовал частную клиническую практику, где он и его коллега Йозеф Брейер изучали истории болезни клиентов, страдающих истерией, а позже опубликовали свои исследования «исследования истерии» (189).5). Это исследование послужило важным инструментом в развитии психоаналитических теорий Фрейда. В 1901 году он опубликовал одну из своих популярных книг «Толкование сновидений», в которой используются различные психоаналитические техники, такие как свободные ассоциации и анализ сновидений. Фрейд вместе со своими последователями в 1910 году основал «Международную психоаналитическую ассоциацию». После этого он продолжил изучение различных аспектов бессознательного и его влияния на поведение человека. В 1923, Фрейд подробно остановился на трех частях человеческой психики, т. е. Ид, Эго и Супер-Эго, в своей публикации «Эго и Ид». Фрейд вместе со своей семьей покинул Австрию и переехал в Лондон в 1938 году из-за прибытия нацистов. В это время он страдал от рака челюсти и умер 23 сентября 1939 года в Лондоне. Хотя многие критиковали его психоаналитические теории, они остаются одной из самых влиятельных теорий в психологии.
Моя жизнь интересна только тогда, когда она связана с психоанализом» — Зигмунд Фрейд (1884)
Топографическая модель психики Зигмунда Фрейда
Согласно Фрейду, большая часть наших мыслей, чувств и желаний бессознательны, и знание и интерпретация бессознательного человека играют очень важную роль в психоанализе, поскольку оно помогает получить истинное и более глубокое понимание ума человека. Фрейд предположил, что существует три уровня сознания, т. е. сознание, предсознание и бессознательное; эти уровни обсуждаются ниже.
Сознание
Все, что мы чувствуем, думаем, желаем или на что обращаем внимание в данный момент, попадает под сознание нашего разума. Например, предположим, что девушка едет на велосипеде; следовательно, транспортные средства, дорога в ее поле зрения и звук рога, который она слышит, или что-то еще, что она испытывает в этот момент, например, голод, жажда или боль, — все это присутствует в ее сознании.
Предсознание
Все, на что человек не обращает внимания в данный момент, но информация легко доступна для входа в сознание человека, когда это необходимо. Например, вы можете не думать о номере мобильного телефона вашего брата или сестры в данный момент, но вы сразу же вспомните номер, когда это необходимо.
Бессознательное
Бессознательное состоит из всех тех чувств, мыслей или желаний, которые человек не осознает, но влияет почти на каждый аспект его/ее повседневной жизни. Например, ненависть к конкретному члену семьи из-за строгого воспитания или любые детские травмирующие инциденты, которые человек не помнит, но которые глубоко влияют на его/ее нынешнее поведение. В этом случае человеку становится почти трудно вспомнить такие прошлые инциденты, которые влияли на его/ее поведение с тех пор, как они произошли в его/ее жизни.
Структурная модель личности Зигмунда Фрейда
Человеческая личность и поведение очень разнообразны и сложны для объяснения; Структурная модель личности Зигмунда Фрейда пытается объяснить ее через различные компоненты личности. Согласно психоаналитической теории личности Фрейда, человеческое поведение и личность зависят от взаимодействия между тремя основными компонентами, то есть Ид, Эго и Супер-Эго. Каждый компонент играет уникальный и заметный вклад в человеческую личность. Эта модель фокусируется на роли бессознательного в принятии различных решений и формировании личности и поведения человека. Давайте обсудим три компонента (ид, эго и суперэго) личности.
Id
Этот компонент присутствует у людей с момента рождения. Это включает в себя принятие мгновенных решений, не задумываясь о причине и последствиях решений. Здесь решения, принимаемые человеком, исходят в первую очередь из его бессознательной части разума. «Ид» работает по принципу удовольствия Фрейда, т. е. фокусируется на удовлетворении биологических потребностей и сознательных или бессознательных желаний, таких как гнев, голод, толчок, позыв к мочеиспусканию или секс. Если эти потребности или желания не удовлетворены, это может привести к напряжению, стрессу или беспокойству. Поскольку Ид является единственным компонентом, присутствующим с рождения, поведение детей в основном контролируется Ид, и они всегда сосредотачиваются на удовлетворении своих потребностей как можно раньше. Например, дети спорят о том, чтобы есть свои любимые конфеты снова и снова, не задумываясь о том, что это может вызвать у них кариес. Другой пример: если ребенок хочет пить и есть длинная очередь за бутылкой с водой, Ид-часть ребенка будет влиять на него/ее, чтобы он прервал очередь и немедленно взял воду, чтобы удовлетворить его/ее стремление. Зигмунд Фрейд определил id как:
Источник всей психической энергии»
Эго
Поведение детей, обусловленное компонентом Ид, может быть приемлемым для общества, но такое поведение может вызвать проблемы, когда человек вырастет. Следовательно, развитие другого компонента, т. е. «эго», помогает людям принимать решения, основанные на принципе реальности. Это включает в себя принятие решений, основанных не только на удовлетворении личных потребностей или желаний, но и на реалистичном и социально одобренном поведении. В отличие от предыдущего примера (приведенного в разделе id), в котором ребенок вышел из очереди и просто схватил бутылку с водой, эго-компонент ребенка позволяет ему/ей спросить, может ли он/она сначала получить бутылку с водой, как он/она очень хочет пить. Зигмунд Фрейд объяснил концепцию ид и эго, сравнив ид и эго как лошадь и всадника соответственно. Лошадь обеспечивает мотивацию и потенциал, в то время как всадник дает лошади инструкции и управление. Лошадь будет бродить где угодно и делать все, что пожелает, без направления всадника. Всадник помогает лошади добраться до места назначения контролируемым и надлежащим образом. Согласно Фрейду, основная функция эго состоит в том, чтобы откладывать потребности или желания до подходящего момента, или пока они не станут реалистичными и приемлемыми. Способность откладывать удовлетворение возрастает по мере того, как мы становимся старше. Зигмунд Фрейд определил эго как:
Часть Ид, которая была видоизменена под прямым влиянием внешнего мира»
Сравнение Зигмундом Фрейдом «Ид» и «Эго» с лошадью и всадником соответственно.
Суперэго
Это последний компонент развития личности, который начинает развиваться в возрасте около пяти лет. Суперэго в первую очередь работает с интернализованными моральными ценностями или принципами, которым мы учимся у наших родителей и в обществе. Суперэго помогает нам выносить правильные суждения, подавляя побуждения Ид и заставляя эго действовать в соответствии с моральными принципами, а не с реалистическими принципами. Суперэго делится на две части, то есть на идеал Эго и совесть. Эго-идеал включает в себя набор правил соответствующего поведения. Здесь на поведение влияют авторитетные фигуры, такие как родители и учителя. Люди испытывают чувство выполненного долга и гордости за выполнение этого набора правил. Эго-идеал также рассматривается как идеальный образ, который мы имеем в нашем сознании о самих себе. Совесть включает в себя набор правил поведения, которые считаются плохими. Когда мы делаем то, что не соответствует нашей совести, это может вызвать у нас чувство вины. Обычно наблюдается, что решение, принятое в соответствии с эго и суперэго, в большинстве случаев одно и то же, но причины, по которым суперэго принимает это решение, основаны на моральных принципах или суждениях, в то время как причины, по которым эго принимает конкретное решение, на основе мнения других людей и его влияния на человека, принимающего такие решения.
Взаимодействие между Ид, Эго и Супер-Эго
Все три компонента, то есть Ид, Эго и Супер-Эго, не являются отдельными сущностями; они взаимодействуют друг с другом и одинаково важны для определения общего поведения и личности человека. Иногда ваши решения основаны на удовлетворении собственных потребностей (ид), т. е. на том, что лучше для вас, а иногда они основаны только на моральных принципах (суперэго), т. е. на том, что лучше для других, а иногда и на реальности. принцип (эго), т. е. то, что лучше для вас и других. Взаимодействие этих трех компонентов неодинаково на разных этапах жизни людей. Ид играет важную роль в совершении действий для удовлетворения личных потребностей, а эго помогает совершать действия реалистичным и социально приемлемым способом, а суперэго помогает принимать морально приемлемые решения. Во всех этих компонентах трудно сделать баланс, поэтому часто наблюдается конфликт. Согласно Фрейду, личность человека сбалансирована, если он может эффективно использовать свое эго для установления баланса между ид и суперэго. Человек с экстремальным Ид может иметь неконтролируемую или импульсивную личность и будет пытаться удовлетворить свои потребности и желания любой ценой, даже если это неэтично, в то время как люди с доминирующим Супер-Эго могут иметь крайне осуждающую и моралистическую личность, и они могут столкнуться с трудностями в принятии вещей или мнений, которые они сами считают морально неправильными или неэтичными. Фрейд предложил термин сила эго и сказал, что те, у кого высокая сила эго, могут легко установить баланс между Ид и суперэго, и они могут справляться с различными конфликтными ситуациями, в то время как людям с низкой силой эго трудно сбалансировать эти компоненты. . Эго человека пытается найти компромисс между ид и суперэго. Давайте разберемся на примере: у девочки-подростка по имени Диана есть план диеты на несколько месяцев, так как она хочет похудеть, и однажды она начинает жаждать нездоровой пищи вместо того, чтобы тренироваться и есть салат. В этой ситуации суперэго Дианы будет влиять на то, чтобы она не ела нездоровую пищу, и, скорее, будет влиять на то, чтобы она ежедневно занималась беговой дорожкой по 60 минут, в то время как ее ид заставляло ее есть свою любимую пиццу и пропускать тренировку. именно на этот день. В этом случае эго Дианы поможет ей найти компромисс между суперэго и ид, предложив ей съесть пиццу и салат после 30 минут ходьбы на беговой дорожке. Именно так эго управляет конфликтом между ид и суперэго.
По Фрейду:
Люди просто актеры в драме собственного разума, движимые желаниями, притянутые совпадением. Под поверхностью наша личность представляет собой борьбу за власть, происходящую глубоко внутри нас».
Аналогия Зигмунда Фрейда с айсбергом
Зигмунд Фрейд объяснил свою модель психики и личности, сравнив ее с айсбергом. По его словам, сознательные мысли человека представлены верхушкой айсберга, поскольку мы осознаем наши сознательные мысли, причем верхушка айсберга хорошо видна снаружи. Предсознательный разум представлен областью чуть ниже ватерлинии. Поскольку большинство мыслей человека скрыты, большая и более глубокая часть айсберга представляет собой бессознательный разум. Поскольку мы не осознаем влияния энергии Ид (естественных желаний, мыслей или чувств) на наше поведение, Ид относится к бессознательной части. Эго является частью каждого из трех типов осознания, но оно в большей степени способствует сознательной и предсознательной части, чем бессознательной части. Суперэго состоит из всех трех уровней осознания и, следовательно, включает в себя весь айсберг.
Модель разума «Айсберг» Зигмунда Фрейда
Защитные механизмы
Как мы обсуждали выше, попытка установить баланс между Ид, Эго и Супер-Эго приводит к конфликту, и эти внутренние конфликты повышают уровень беспокойства человека. индивидуальный. Фрейд предположил, что тревога возникает из-за неспособности эго балансировать между мгновенным удовлетворением (ид) и поддержанием моральных ценностей и норм (суперэго). Чтобы справляться с конфликтами и тревогой, мы используем различные защитные механизмы; Защитные механизмы – это особое поведение человека, направленное на избавление от беспокойства в конкретной ситуации. Люди обычно не осознают момент, когда они сознательно используют защитную механику, чтобы справиться со своими негативными чувствами. Эти механизмы могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от поведения человека. Вот некоторые часто используемые защитные механизмы.
1. Отрицание
Отказ принять очень очевидные и реальные события, потому что они неудобны или неприятны».
Например, мужчина пристрастился к алкоголю, и это влияет почти на все сферы его жизни, будь то учеба, профессиональная или личная жизнь. Однако он отказывается признавать это и утверждает, что редко пьет только для того, чтобы снизить уровень стресса.
2. Формирование реакции
Попытка уменьшить беспокойство, ведя себя по-другому или веря в определенные факторы или взгляды, которые противоположны вашим реальным мыслям или чувствам».
Например, парень влюблен в девушку, но она замужем. Следовательно, он пытается уменьшить свое беспокойство, говоря или пытаясь поверить себе, что она плохая девочка и не подходит ему.
3. Рационализация
Попытка оправдать неприемлемое или неуместное поведение, чувства или мысли некоторыми корыстными причинами или объяснениями».
Например, мальчик провалил экзамен по истории, так как он не учился и не посещал полноценные классы, но объяснил родителям, что провалил экзамен, потому что учитель его не любит.
4. Проекция
Приписывание собственных нежелательных или неприемлемых желаний, мыслей или чувств другим».
Например, мужчина часто изменяет своей жене, и ему от этого плохо, но он не хочет смириться с этим. Отсюда он бессознательно проецирует на жену свои чувства, что она уже ему изменяет, и она неверна.
5. Перемещение
Перенос своих побуждений или чувств по поводу человека или вещи на кого-то или что-то менее угрожающее.
Например, ученик злится на своего учителя, так как учитель отругал его за то, что он создает неудобства в классе, но он не может показать свой гнев учителю. Он приходит домой и выплескивает свое разочарование на младшего брата.
6.
ОтыгрываниеДемонстрация экстремального поведения для выражения своих истинных чувств или мыслей».
Например, когда родители не дают ребенку его/ее любимую игрушку, ребенок может начать закатывать истерики или даже травмировать себя, чтобы выразить свой гнев.
7. Подавление
Подавление неприятных и болезненных воспоминаний, мыслей или чувств в бессознательном».
Например, мальчик стал свидетелем пожара, в результате которого его дом превратился в пепел; это случилось, когда ему было девять лет. Однако, будучи взрослым, он не помнит этого травматического события, поскольку он вытеснил это событие в свое бессознательное.
8. Диссоциация
Дистанцирование себя от своей настоящей личности, мышление и поведение, полностью отличные от вашей обычной личности, чтобы справиться с эмоциональным стрессом».
Люди используют этот механизм, когда становятся не в состоянии выносить свои мысли, воспоминания или чувства своего реального мира. Они начинают жить в мире, который создали в своем уме, чтобы избавиться от беспокойства. Человек, который часто использует механизм защиты от диссоциации, часто теряет правильный счет времени и/или самого себя, что может даже привести к «множественному расстройству личности». зрелая стадия психологического развития для преодоления нежелательной ситуации».
Например, Сэнди взрослая, но она плакала, как ребенок, когда узнала о смерти матери.
10. Сублимация
Перенаправление неприемлемых чувств, мыслей или желаний посредством социально приемлемого поведения».
Например, мужчина хочет отомстить пьяному водителю грузовика, виновному в гибели его единственного ребенка. Однако он превратил эту негативную мысль о мести в позитивное поведение, усыновив ребенка-сироту и поддержав организации, которые помогают людям, потерявшим своих близких.
Сублимация — «Направление своего разочарования (беспокойства перед лицом проблем) на другую цель (прием пищи)».
Психосексуальные стадии развития
Зигмунд Фрейд предположил, что взаимодействия между тремя основными компонентами человеческого разума (ид, эго, суперэго) развиваются через пять психосексуальных стадий развития. Согласно Фрейду, личность людей формируется в период их детства до пятилетнего возраста, и он связывал поведение детей с «либидо» (психосексуальной энергией). Он объяснил развитие личности пятью стадиями, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной; Эрогенные зоны рассматриваются как особые участки тела, чувствительные к стимуляции. Личность ребенка зависит от того, как ребенок справляется с конфликтами, возникающими на каждом этапе, поскольку каждый этап имеет свои характерные конфликты. Ребенок может зациклиться на одном этапе, если потребности или желания ребенка чрезмерно удовлетворяются или приводят к разочарованию на этом конкретном этапе. Фиксация нарушает нормальное развитие личности от одной ступени к другой, и когда ребенок вырастает, он может сосредоточиться на тех частностях, которые были переудовлетворены или не удовлетворены вовсе. Давайте обсудим пять психосексуальных стадий Фрейда.
1. Оральная фаза
Это первая стадия психосексуального развития, которая длится до 18 месяцев. На этом этапе ребенок сосредотачивается на рту для удовлетворения, которое включает в себя сосание, жевание, сосание, проглатывание пищи и помещение предметов в рот. На этой стадии доминирует Ид, поскольку Эго и Супер-Эго еще не развиты, поэтому каждое действие ребенка на этой стадии зависит от принципа удовольствия. Тем не менее, некоторые признаки эго видны. Как мы читали выше, эго ответственно за задержку удовлетворения и ожидание подходящего времени для удовлетворения потребностей. Развитие эго можно понять по детскому плачу. От рождения до примерно двухмесячного возраста плач кажется незначительным, но позже он связан с определенными потребностями, такими как голод или боль. Нарушение оральной стадии может привести к постоянной фиксации и негативным чертам личности, таким как жадность, зависимость от других и нетерпение. Примеры фиксации на оральной стадии, которые наблюдаются во взрослом возрасте, могут включать переедание, курение, сосание пальца, жевание, кусание ногтей и засовывание предметов в рот.
2. Анальная фаза
Анальная фаза начинается в возрасте около 18 месяцев ребенка и длится примерно до трех лет. На этом этапе очаг у ребенка переносят со рта на нижний отдел пищеварительного тракта и задний проход. На этом этапе начинается формирование эго. На этом этапе родители учат детей приучать детей к туалету, и наблюдаются конфликты между Ид (побуждение немедленно пописать) и Эго (пописать только в ванной). Фиксация на этом этапе может произойти из-за строгого приучения к туалету или чрезмерного удовлетворения (размазывание какашек по стенам/создание беспорядка). Небольшое удовлетворение на этой стадии может привести к развитию анального характера, имеющего такие черты личности, как навязчивость или ригидность, а чрезмерное удовлетворение на этой стадии может привести к таким чертам, как вспыльчивость, неопрятность и нарциссическая личность.
3. Фаллическая фаза
Фаллическая фаза начинается примерно в возрасте трех лет и продолжается до шести лет. Внимание ребенка на этом этапе смещается на половые органы. Хотя гениталии являются источником удовлетворения на этой стадии, это не то же самое, что сексуальность взрослых, потому что дети еще физически незрелы. Теперь дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, и фокус движущей энергии детей смещается на их родителей, что приводит к Эдиповому комплексу и комплексу Электры.
Эдипов комплекс и комплекс Электры
Фрейд ввел термин «эдипов комплекс» для обозначения мужского либидо в своей психосексуальной теории. Термин «Эдипов комплекс» происходит от греческого мифологического царя Эдипа, который женился на собственной матери после того, как непреднамеренно убил своего отца. Согласно Фрейду, мальчики становятся более собственническими по отношению к матери, у них развиваются чувства соперничества и зависти к отцу. «Ид» хочет ласки матери и сопротивляется отцу, но «эго» знает, что не может бороться с отцом, так как отец сильнее его, что приводит к страху быть наказанным отцом; Фрейд назвал это «страхом кастрации». Термин «комплекс Электры» (термин Карла Юнга) происходит от «Электры», греческого мифологического персонажа, который был причастен к убийству своей матери и испытывал сексуальное влечение к отцу. По Фрейду, психосексуальное развитие самок почти аналогично таковому у самцов, где у мальчиков возникает тревога кастрации, а у девочек развивается зависть к пенису. Он сказал, что женщины завидуют мужчинам, поскольку у них есть пенис, и утверждал, что большинство женщин остаются зацикленными на этой фазе, что приводит к низшей и покорной личности женщин. Однако взгляды Фрейда на женскую сексуальность, и особенно на «зависть к пенису», столкнулись с резкой критикой со стороны многих психологов и феминисток. Немецкий психоаналитик Карен Хорни подвергла сомнению взгляды Фрейда и сочла их постыдными и унизительными для женщин. Вместо этого она утверждала, что мужчины чувствуют себя неполноценными из-за своей неспособности родить детей, что она назвала «завистью к матке». их готовность и вера в мораль, а не страх наказания, т. е. на этом этапе начинает развиваться Супер-Эго.
4. Латентная фаза
Возрастной период латентной фазы точно не определен; обычно он начинается, когда ребенок начинает ходить в школу (3–7 лет), и может продолжаться до наступления половой зрелости (8–13 лет). На этом этапе Суперэго ребенка продолжает развиваться, и ребенок учится подавлять энергии Ид. Когда ребенок начинает свой школьный путь, его заботы смещаются в сторону построения отношений со сверстниками, развития хобби и игр. Ребенок развивает мораль, социальные навыки и навыки общения, а также начинает понимать различные сложные чувства отвращения, стыда и вины. Если дети зацикливаются на этом этапе, это может привести к незрелому поведению или трудностям в поддержании хороших отношений с другими, когда они станут взрослыми.
5. Генитальная фаза
Это последняя стадия психосексуального развития Фрейда, она начинается с начала полового созревания и далее. Эта фаза сохраняется в течение более длительного периода времени. Либидо активизируется, и в центре внимания находятся гениталии в форме взрослой сексуальности. У человека появляются сексуальные интересы по отношению к противоположному полу. Источником удовлетворения на этом этапе являются любовные отношения, крепкие связи с семьей и успешное выполнение обязанностей взрослой жизни. На более ранних стадиях основное внимание уделялось собственным потребностям, но из-за полного развития эго и супер-эго на этой фазе внимание человека смещается на собственное благополучие, а также на благо общества. Поддержание правильного баланса в разных сферах жизни — главная цель этого этапа. В отличие от детей младшего возраста, люди на этом этапе обретают способность контролировать энергии Ид, которые предполагают немедленное удовлетворение потребностей и желаний, и принимают решения, основанные на реальности и моральных принципах. Нарушение стадии гениталий может привести к неспособности человека сосредоточиться на более важных обязанностях взрослой жизни, чем на собственном теле и других потребностях. Успешное прохождение всех пяти стадий, скорее всего, приведет к появлению доброй, заботливой и уравновешенной личности.
Критика психосексуальной теории Фрейда
Психосексуальные стадии развития Зигмунда Фрейда подверглась резкой критике со стороны многих исследователей и психологов из-за нескольких факторов, которые в основном связаны с отсутствием научного подхода и антифеминистским подходом. Давайте обсудим некоторые ключевые критические замечания, связанные с психосексуальными стадиями.
- Зигмунд Фрейд подвергся массированной критике за то, что при объяснении развития человеческой личности сосредоточил внимание только на одном факторе, то есть на сексуальности.
- Критики утверждают, что эта теория больше фокусируется на психосексуальном развитии мужчины и мало что дает о психосексуальном развитии женщины.
- Невозможно научно проверить или измерить определенные факторы, связанные с этой теорией, такие как либидо, поэтому она не имеет научной обоснованности.
- Согласно Фрейду, нарушение на любом этапе этой теории приводит к определенному типу личности в будущем. Однако это кажется довольно абсурдным, поскольку трудно объяснить, что текущая личность или поведение человека обусловлены каким-либо конкретным опытом в его детстве из-за большей продолжительности между двумя переменными, то есть поведением и детским опытом.
- В этой теории отсутствуют эмпирические исследования, и она основана только на тематических исследованиях, которые также не проводились на детях. Он только изучал данные своих взрослых пациентов.
Случай Анны О. и психоаналитические техники
Чтобы понять психоаналитические техники Зигмунда Фрейда, мы сначала обсудим знаменитый пример «Анны О». Настоящее имя «Анны О» было Берта Паппенгейм, она страдала от различные проблемы, такие как галлюцинации, паралич правой стороны тела, нарушения слуха, зрения и речи. В своем лечении она воспользовалась помощью врача Йозефа Брейера. Брейер поставил диагноз, что Анна О страдает истерией. Брейер обсудил случай Анны О со своим другом Зигмундом Фрейдом, который предложил концепцию разговорной терапии для лечения истерии Анны О. Было обнаружено, что разговорная терапия в значительной степени помогла Анне О. справиться с ее истерией. Фрейду этот случай показался очень интересным, и он глубоко изучил отчеты Анны О. Фрейд предположил Брейеру, что корни истерии Анны О связаны с ее сексуальным насилием в детстве. Однако Брейер не согласился с выводом Фрейда, что в конечном итоге привело к прекращению их сотрудничества. Лечение Анны О длилось около двух лет (1880-1882), его лечение привело к созданию различных психоаналитических техник, от «свободных ассоциаций» и «разговорной терапии» до лечения психических расстройств. Хотя Зигмунд Фрейд никогда не встречался с Анной О., ее лечение сыграло решающую роль в развитии психоаналитических техник. На самом деле сам Зигмунд Фрейд называл Анну О настоящей основательницей психоанализа. Психоаналитические методы включают в себя различные методы или техники для лечения различных психических расстройств путем переноса страхов, чувств и конфликтов, присутствующих в бессознательном уме, в сознание человека и улучшения способности эго снижать уровень конфликтов и беспокойства у людей. . Давайте обсудим некоторые важные психоаналитические техники.
Свободная ассоциация
Как мы читали выше, когда Анне О. было позволено свободно говорить о своем прошлом опыте, травмах и обо всем, что приходило ей на ум, она почувствовала значительное облегчение своих истерических симптомов. Это представило психоаналитическую технику «свободных ассоциаций». Это включает в себя разрешение и поощрение человека свободно говорить все, что приходит ему на ум, без каких-либо суждений или прерывания разговора. Раньше, чтобы побудить человека говорить свободно и комфортно, человека, с которым проводилась терапия, заставляли лежать на кушетке, а терапевт сидел позади человека, что уменьшало зрительный контакт между человеком и пациентом. терапевт, который в конечном итоге побудил бы человека говорить свободно. При проведении терапии терапевт замечает каждую мельчайшую деталь разговора человека, такую как пауза в разговоре, оговорка, которую называют «оговоркой по Фрейду». бессознательного человека, и, интерпретируя скрытые сообщения бессознательного материала, терапевт может глубже проникнуть в разум человека. Например, девочка случайно говорит отцу, что «он зверь», а сознательно хотела сказать, что «он лучший». отца на бессознательном уровне.
Анализ сновидений
Сновидения — это царская дорога в бессознательное» — Фрейд 1900
Фрейд считал, что сновидения играют значительную роль в анализе бессознательного человека. Знаменитая публикация Фрейда «Толкование сновидений» формализовала его работу по анализу сновидений и психоаналитической технике. Он упомянул, что точная интерпретация скрытого за снами послания может стать отличным психоаналитическим инструментом. Он также упомянул свой сон, который лег в основу его техники анализа сновидений. Он сказал, что когда-то беспокоился об одной из своих пациенток, Ирме, поскольку она не показывала значительного улучшения, как он ожидал. В этом был виноват Фрейд, и он винил себя в том, что, возможно, его лечение того не стоило. Позже Фрейду приснился сон, что он встретил Ирму на вечеринке, где он увидел несколько вспышек другого доктора, лечащего Ирму, и он понял, что состояние Ирмы не улучшается, потому что другой врач использовал зараженный шприц при лечении Ирмы. Таким образом, это освободило Фрейда от чувства вины, что за состояние Ирмы несет ответственность другой врач, а не он. Заканчивая свой сон, Фрейд предположил, что сны работают как исполнение желаний. Он хотел, чтобы не он был виноват в плохом состоянии Ирмы, и его мечта исполнила его желание, чтобы другой доктор был ответственен за ее состояние. Он проводил различие между частью сна, которую помнит человек (явное содержание), и истинным или символическим значением сна (скрытое содержание). Процесс, посредством которого скрытые желания или желания человека переводятся в явное содержание (сны), называется «работой сновидения». Зигмунд Фрейд писал о работе сновидения следующее:
В сущности, сны — не что иное, как особая форма мышления. Именно работа сновидения создает эту форму».
Работа сновидения включает в себя три основных процесса, т. е. сгущение, смещение и вторичную проработку. Процесс конденсации включает в себя слияние различных мыслей, желаний или образов в одно целое, которые могут быть похожими или противоречащими друг другу. Например, «образ, который я видел во сне, когда-то был пиццей, а также пирогом». явное содержание состоит из нескольких скрытых содержаний (желаний, мыслей или чувств), слитых воедино. Процесс смещения включает в себя трансформацию любых объектов, образов или человека, который нас интересует, во что-то другое, что может противоречить или быть незначительным в манифестном содержании. Например, один из пациентов Фрейда был очень недоволен своей невесткой и в гневе называл ее собакой, а однажды мечтал убить собаку. Фрейд истолковал этот сон так, что его пациент хотел убить свою невестку. Он сказал, что через сны человек реализует бессознательные чувства или желания, которые будут слишком угрожающими на сознательном уровне, поэтому сны делают это во сне, потому что защита эго во время сна низка, и подавленные желания могут проникнуть в сознание. человека. Здесь, в этом примере, если пациент видел во сне убийство своей невестки, это могло привести к чувству вины, поэтому его бессознательное превратило ее в собаку. Хотя большинство снов (явного содержания) не имеют никакого смысла, некоторые сны логичны и связны; это из-за вторичной разработки. Вторичная обработка связывает пробелы в искаженном латентном содержании, так что сны обретают какой-то смысл.
Анализ сопротивления
Сопротивление – это бессознательная попытка человека предотвратить нежелательные чувства и мысли кого-то или чего-то, которые могут вызвать тревогу, проникнуть в сознание. Например, сопротивление человека говорить об определенных вещах или любом человеке и отказ отвечать на определенные вопросы, которые задают во время терапии. Сопротивление может быть проблемой для терапевта, чтобы получить желаемые ответы, но анализ сопротивления может быть полезен для терапевта, чтобы понять событие или ситуацию, которая вызывает тревогу у человека.
Анализ переноса
Перенос — это процесс, в котором человек переносит свои бессознательные желания, чувства или мысли об определенном человеке в своем прошлом на терапевта, т. е. человек начинает отношения с терапевтом в так же, как он / она был связан с человеком в прошлом. Терапевт не должен пытаться предотвратить возникновение переноса, поскольку это может раскрыть бессознательную информацию о человеке, и терапевт может помочь человеку справиться с конфликтом. По Фрейду, отношения между терапевтом и пациентом напоминают отношения матери и ребенка в процессе переноса.
Критика психоаналитических теорий и методов Фрейда
Психоаналитическая теория Фрейда заложила основу для многих других психологов и исследователей, таких как Эрик Эриксон, Карл Юнг и Карен Хорни, для разработки их теорий личности. Его психоаналитические методы до сих пор используются терапевтами для лечения психических расстройств. Несмотря на это, его теория и ее методы всегда подвергались критике со стороны многих психологов, исследователей и феминисток из-за определенных факторов. Вот некоторые ключевые моменты, которые критикуются исследователями.
- Фрейд сосредоточился только на влиянии различных движущих сил личности (ид, эго и суперэго) на человеческое поведение, не уделяя особого внимания другим факторам, таким как генетика, окружающая среда или индивидуальные различия.
- Психоаналитические техники, описанные Фрейдом, требуют значительного количества денег и времени. Эти методы не подходят для людей, которым требуется короткий и эффективный сеанс терапии, а также для тех, кто не может платить большие суммы.
- Для эффективного применения психоаналитических техник человек должен обладать достаточным уровнем эго. Человек с высоким уровнем эго может легко сбалансировать свое ид и суперэго с помощью терапевта. Следовательно, психоанализ не подходит для людей с низким уровнем эго.
- Большинство концепций психоаналитических теорий Фрейда, таких как влияние нарушений психосексуальной стадии на взрослую личность и эдипальный комплекс, не подтверждаются должным образом эмпирическими данными. Следовательно, психоаналитические теории лишены научной обоснованности. Более того, Зигмунд Фрейд использовал термин Эдипов комплекс как для мужчин, так и для женщин, чтобы определить влечение ребенка к родителю противоположного пола и ревность к родителю того же пола. Многие феминистки считают его взгляды антифеминистскими и расплывчатыми.
- Некоторые критики утверждали, что теории Фрейда преувеличивают влияние бессознательного на человеческое поведение, поскольку сознание человека также влияет на поведение.
- Психоаналитические теории Зигмунда Фрейда являются результатом его исследований пациентов, страдающих истерией, поэтому его теория не поддается обобщению.