Тест на употребление пав – Сборник анкет и тестов по выявлению ПАВ

Тестирование обучающихся ОУ на выявление фактов употребления ПАВ

В России проходит Тестирование обучающихся образовательных учреждений на выявление фактов употребления психоактивных веществ (далее – тестирование). Тестирование является составной частью государственной антинаркотической политики и системы профилактики наркомании. 

Самые часто задаваемые вопросы:

-С какого возраста возможно тестирование?

 С 13 до 17 лет.

-Какой метод используется при тестировании?

Процедура проводится специальными тест-полосками. Тестирование методом иммунохроматографической диагностики (экспресс-тест) – это современный, надежный и эффективный инструмент для ответа на вопрос: употреблял ли человек наркотические вещества (особенно для выявления факта употребления клубных наркотиков и сформировавшейся физической зависимости) на протяжении последних 5 суток.

-Зачем мне и моему ребенку это надо?

По последним данным, возраст детей пробовавших ПАВ снизился  до 11 лет. А 80% регулярно употребляющих- это дети из внешне благополучных семей.

 Вы уже давно не водите своего ребенка за руку. Не бываете в компании его друзей. И да, с 13 лет у детей уже появляются секреты от родителей. Насколько они безобидны вы не знаете. У каждого есть в запасе история про знакомых или соседей, « которые приличные люди, а вот их ребёнок…». Не путайте  доверие к ребёнку с родительской доверчивостью и попустительством. Сегодня вашему ребенку могут предложить ПАВ в любом месте, во дворе и на дискотеке. До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

Не всегда употребление связано с разгульным образом жизни ребёнка, попробовать может и излишне доверчивый, инфантильный, ведомый ребенок.

 Возможно, знание, что меня регулярно проверяют, остановит от желания попробовать.

Вопросы безопасности не должны обсуждаться. Ни у кого не вызывают вопросы проверки в аэропортах. Насколько они эффективны — другой вопрос, но всем так спокойнее. И отправляя ребенка в школу, тоже хотелось бы быть уверенным в его безопасном окружении. Массовые отказы от тестирования на ПАВ дают возможность затеряться тем, кому есть чего бояться. И ложное родительское желание защитить своего ребенка от «унизительной процедуры» приводит к тому, что его окружение будет не безопасным для него самого.

-Зачем мне посредники, если я сам куплю тест в аптеке проверю своего ребенка?

1.Допустим ,Вашему ребенку уже 14. Когда вы были в аптеке для покупки теста последний раз? Опыт показывает, что никогда. А если были, то скорее всего получили какие-то тревожные сигналы, которые игнорировать уже невозможно.

2.Когда данная процедура проходит массово, у детей она вопросов не вызывает. «Мне нечего скрывать, все идут и я иду»- чаще всего говорят они.

-Как проходит?

В неопределенный для учащихся день в школу приходит сотрудник  Солнечногорского наркологического диспансера и дети, чьё согласие (если они достигли 15 лет или согласие родителей для 13,14 летних) получено в письменном виде заранее, приглашаются для сдачи анализа ( мочи). Процедура проводится в кабинете рядом с туалетными комнатами. Юноши и девушки приглашаются в разное время, малыми группами.  О результатах тестирования( положительных) сообщают только родителям.

rzhav-school.ru

Тест на определение зависимости от наркотиков или алкоголя

 
ПАВ (психоактивные вещества) – это вещества, которые воздействуют на работу центральной нервной системы и приводят к изменению психического состояния. К ПАВ относятся все виды наркотиков, а так же алкоголь.

На представленные в тесте вопросы необходимо отвечать «да» или «нет».Вы чувствуете раздражение, недовольство, когда Ваши близкие говорят о Вашем употреблении и проблемах, связанных с ним.

1. Когда Вы находитесь под воздействием ПАВ, Вы стараетесь избегать встреч с родными и друзьями, не употребляющими ПАВ.

2. В трезвом состоянии Вы периодически сожалеете о том, что делали под воздействием ПАВ.

3. После неприятностей, конфликтов дома или на работе у Вас появляется желание употребить.

4. Для уменьшения вреда от употребления Вы пытаетесь уменьшить количество употребляемого или заменить одно ПАВ на другое (наркотик на алкоголь; наркотик на другой наркотик).

5. Вы пытались сменить (или думали об этом) работу, место жительства, чтобы прекратить или уменьшить количество употребления ПАВ.

6. Если по каким-либо причинам Вы не можете употребить ПАВ, то Вы испытываете чувство тревоги, страха, неудовлетворенности жизнью.

7. Иногда у Вас случаются потери памяти после употребления ПАВ.

8. Периодически Вы испытываете физические страдания после окончания действия ПАВ (тремор, тошнота, головная боль и т.д.).

9. Иногда Вы употребляете для облегчения физического или эмоционального состояния.

10. У Вас появляются проблемы с законом из-за употребления ПАВ (даже если Вам удалось избежать ответственности).

11. Вы даете себе и окружающим обещание, что больше никогда не будете употреблять ПАВ, а потом находите повод, причину, оправдание для употребления.

12. Периодически Вы стали попадать в ситуации во время употребления, в которые не планировали попадать.

13. В Вашем окружении есть человек, у которого все намного хуже, чем у Вас, и это он наркоман или алкоголик, а не Вы.

14. Вы иногда думаете, что у Вас есть небольшие проблемы с ПАВ, но Вы уверенны, что вы справитесь с этим сами.

15. У Вас пропадает интерес к своим хобби, увлечениям. На их место встает употребление ПАВ.

Если на 4 и более вопросов Вы ответили положительно, Вам следует обратиться за консультацией к специалисту.

Полезная информация:

narkologicheskaya-klinika.info

Психологические тесты на употребление ПАВ

Тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ».

Оцените, согласны ли вы с каждым утверждением. Варианты ответа «ДА» или «Нет».

1. Принимали ли Вы наркотические вещества без рекомендации врача?

да нет

2. Злоупотребляли ли Вы выписанными врачом лекарствами/наркотиками?

да нет

3. Злоупотребляли ли Вы одновременно более чем одним прописанным Вам лекарством/наркотиком?

да нет

4. Можете ли Вы прожить неделю без лекарств/наркотиков (за исключением тех, которые показаны Вам по медицинским показаниям)?

да нет

5. Вы всегда можете прекратить употребление наркотиков, когда захотите?

да нет

6. Вы постоянно злоупотребляете лекарствами/наркотиками?

да нет

7. Вы пытались контролировать прием наркотиков в определенных ситуациях?

да нет

8. Бывали ли у Вас состояния полного отключения или «вспышки пережитого» в результате приема наркотиков?

да нет

9. Вы когда-нибудь чувствовали себя плохо из-за злоупотребления наркотиками?

да нет

10. Ваша супруга(супруг) или родители жаловались на употребление Вами наркотиков?

да нет

11. Ваши друзья и родственники подозревают, что Вы употребляете наркотики?

да нет

12. Создавало ли употребление наркотиков проблемы с Вашей супругой (супругом)?

да нет

13. Кто-нибудь из Вашей семьи когда-либо искал помощи в решении проблем, связанных с Вашим употреблением наркотиков?

да нет

14. Теряли ли Вы друзей из-за Вашего употребления наркотиков?

да нет

15. Приходилось ли Вам игнорировать семью или пропускать работу из-за приема наркотиков?

да нет

16. Возникали ли у Вас проблемы на работе из-за злоупотребления наркотиками?

да нет

17. Теряли ли Вы работу из-за злоупотребления наркотиками?

да нет

18. Вступали ли Вы в драки, находясь под воздействием наркотиков?

да нет

19. Подвергались ли вы аресту из-за необычного поведения, находясь под воздействием наркотиков?

да нет

20. Задерживали ли Вас из-за управления машиной в состоянии наркотического опьянения?

да нет

21. Вовлекались ли вы в противоправную деятельность, чтобы достать наркотики?

да нет

22. Подвергались ли Вы аресту за хранение наркотиков?

да нет

23. Испытывали ли вы симптомы отмены после приема наркотиков?

да нет

24. Есть ли у Вас медицинские проблемы, связанные с приемом наркотиков (напр., нарушения памяти, гепатит, СПИД, судороги, кровотечение и т.д.)?

да нет

25. Вы обращались к кому-либо за помощью в связи с проблемой потребления наркотиков?

да нет

26. Попадали ли Вы в больницу из-за медицинских проблем, связанных с приемом наркотиков?

да нет

27. Участвовали ли Вы в лечебных программах для лиц, потребляющих наркотики?

да нет

28. Лечились ли Вы амбулаторно в связи с потреблением наркотиков?

да нет

Количество ваших баллов: 0

За каждый положительный ответ начисляется 1 балл.

Результат теста:

Общая сумма в 6 и более баллов указывает на наличие проблем, связанных со злоупотреблением наркотических веществ.

24narko.ru

Тест по теме: Диагностика зависимости от психоактивных веществ

Тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ»

№ п/п

Утверждение

1

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально.

 

2

Каждый имеет право выпивать, сколько он хочет и где хочет.

 

3

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

 

4

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане, дегустатора вин.

 

5

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

 

6

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

 

7

Правы те, кто в жизни следует пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

 

8

Бывало, что я случайно попадал (а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.

 

9

Случалось, что мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил (а).

 

10

Если человек стремится к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.

 

11

Чтобы получить удовольствие, можно нарушить некоторые правила и запреты.

 

12

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

 

13

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал (а), что сейчас не время и не место.

 

14

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

 

15

Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

 

16

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

 

17

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

 

18

Я бы попробовал (а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

 

19

Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные, интересные картины, слышали странные, необычные звуки и др.

 

20

В последнее время я замечаю, что стал (а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.

 

21

Случалось, что по утрам (после того как я накануне употреблял (а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.

 

22

Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

 

23

Часто в состоянии опьянения я испытывал (а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

 

24

Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.

 

25

Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.

 

26

В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден (а) был(а) принимать успокаивающие препараты.

 

27

Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.

 

28

Употребляя алкоголь, я часто превышал (а) свою норму.

 

29

Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.

 

30

У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.

 

 

Итого:

Если вы обнаружили более 10 признаков, можно с высокой вероятностью предположить зависимость к употреблению ПАВ.

Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению

1. Проявляет ли молодой человек низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?

3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками?

4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?

5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?

6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?

7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?

8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?

9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?

Обработка результатов теста:

Ответ «да» на вопросы № 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.
Ответ «да» на вопросы № 6, 8 – по 10 баллов.
Ответ «да» на вопросы № 5, 7, 9 – по 15 баллов.

Если в результате набрано:

0–15 баллов – обучающийся  не входит в группу риска.

15–30 баллов – средняя вероятность предрасположенности, требуется повышенное внимание.

Свыше 30 баллов – обучающийся находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.

Методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В)

Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление обучающихся группы риска – это начальный этап профилактики и коррекции зависимости. Полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления деятельности и помогут впоследствии оценить эффективность работы, проведенной с обучающимися.

Описание:

Тест опросника содержит 70 вопросов, направленных на изучение склонности индивида к 13 видам зависимостей.

Результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости, не являясь основанием для постановки того или иного диагноза.

Инструкция:

Методика представляет собой анкету с вариантами ответов:

  1. Нет -1 балл;
  2. Скорее нет – 2 балла;
  3. Ни да, ни нет -3 балла;
  4. Скорее да – 4 балла;
  5. Да – 5 баллов.

Тестовое задание:

1. Время от времени мне очень хочется выпить, чтобы расслабиться.

2. В свое свободное время я чаще всего смотрю телевизор.

3. Я считаю, что одиночество – это самое страшное в жизни.

4. Я – человек азартный и люблю азартные игры.

5. Секс – это самое большое удовольствие в жизни.

6. Я довольно часто ем не от голода, а для получения удовольствия.

7. Я соблюдаю религиозные результаты.

8. Я все время думаю о работе, о том, как сделать ее лучше.

9. Я довольно часто принимаю лекарства.

10. Я провожу очень много времени за компьютером.

11. Не представляю свою жизнь без сигарет.

12. Я активно интересуюсь проблемами здоровья.

13. Я пробовал наркотические вещества.

14. Мне тяжело бороться со своими привычками.

15. Иногда я не помню произошедшего во время опьянения.

16. Я могу долго щелкать пультом в поисках чего нить интересного по телевизору.

17. Главное чтобы любимый человек всегда был рядом.

18. Время от времени я посещаю игровые автоматы.

19. Я не думаю о сексе только когда я сплю.

20. Я постоянно думаю о еде, представляю себе разные вкусности.

21. Я довольно активный член религиозной общины.

22. Я не умею отдыхать, чувствую себя плохо во время выходных.

23. Лекарства – самый простой способ улучшить самочувствие.

24. Компьютер – это реальная возможность жить полной жизнью.

25. Сигареты всегда со мной.

26. На поддержание здоровья не жалею ни сил, ни денег, ни времени.

27. Попробовать наркотик – это получить интересный жизненный урок.

28. Я считаю, что каждый человек от чего то зависим.

29. Бывает что я чуть чуть перебираю когда выпиваю.

30. Телевизор включен большее время моего пребывания дома.

31. Когда я не вместе с любимым человеком, я постоянно думаю о нем.

32. Игра дает самые острые ощущения в жизни.

33. Я готов идти на « случайные связи», ведь воздержание от секса для меня крайне тяжело.

34. Если кушанье очень вкусное то я не удержусь от добавки.

35. Считаю что религия – единственное что может спасти мир.

36. Близкие часто жалуются, что я постоянно работаю.

37. В моем доме много медицинских и подобных препаратов.

38. Иногда, сидя у компьютера я забываю поесть или о каких то делах.

39. Сигарета это самый простой способ расслабиться.

40. Я читаю медицинские журналы и газеты, смотрю передачи о здоровье.

41. Наркотик дает самые сильные ощущения из всех возможных.

42. Привычка – вторая натура, и избавиться от нее глупо.

43. Алкоголь в нашей жизни – основное средство расслабления и повышения настроения.

44. Если сломался телевизор, то я не буду знать, чем себя развлечь вечером.

45. Быть покинутым любимым человеком – самое большое несчастье, которое может произойти.

46. Я понимаю азартных игроков, которые могут в одну ночь выиграть состояние, а в другую проиграть два.

47. Самое страшное это получить физическое увечье, которое вызовет сексуальную неполноценность.

48. При походе в магазин не могу удержаться, что бы ни купить что нибудь вкусненькое.

49. Самое главное в жизни – жить наполненной религиозной жизнью.

50. Мера ценности человека заключается в том, на сколько он отдает себя работе.

51. Я довольно часто принимаю лекарства.

52. «Виртуальная реальность» более интересна, чем обычная жизнь.

53. Я ежедневно курю.

54. Я стараюсь неотступно соблюдать правила здорового образа жизни.

55. Иногда я употребляю средства, считающиеся наркотическими.

56. Человек – существо слабое, нужно быть терпимым к его вредным привычкам.

57. Мне нравится выпить и повеселиться в веселой компании.

58. В наше время почти все можно узнать из телевизора.

59. Любить и быть любимым это главное в жизни.

60. Игра – это реальный шанс сорвать куш, выиграть много денег.

61. Секс – это лучшее времяпровождение.

62. Я очень люблю готовить и делаю это так часто, как могу.

63. Я часто посещаю религиозные заведения.

64. Я считаю, что человек должен работать на совесть, ведь деньги это не главное.

65. Когда я нервничаю, я предпочитаю принять успокоительное.

66. Если бы я мог, то все время занимался бы компьютером.

67. Я – курильщик со стажем.

68. Я беспокоюсь за здоровье близких, стараюсь привлечь их к здоровому образу жизни.

69. По интенсивности ощущений наркотик не может сравниться ни с чем.

70. Глупо пытаться показать свою силу воли и отказаться от различных радостей жизни.

Обработка результатов теста:

Суммируйте баллы по отдельным видам склонностей к зависимостям:

1. Алкогольная зависимость: 1, 15, 29, 43, 57.

2. Телевизионная зависимость: 2, 16, 30, 44 ,58.

3. Любовная зависимость: 3, 17, 31, 45, 59.

4. Игровая зависимость: 4, 18, 32, 46, 60.

5. Сексуальная зависимость: 5, 19, 33, 47, 61.

6. Пищевая зависимость: 6, 20, 34, 48, 62.

7. Религиозная зависимость: 7, 21, 35, 49, 63.

8. Трудовая зависимость: 8, 22, 36, 50, 64.

9. Лекарственная зависимость: 9,23,37,51,65.

10. Компьютерная зависимость: 10,24,38,52,66.

11. Табачная зависимость: 11, 25, 39, 53, 67.

12. Зависимость от здорового образа жизни: 12, 26, 40, 54.

13. Наркотическая зависимость: 13, 27, 41, 55, 69.

14. Общая склонность к зависимостям: 14, 28, 42, 56, 70.

Условные нормы:

  1. 5-11 баллов – низкая;
  2. 12-18 средняя;
  3. 19-25 – высокая степень склонности к зависимостям.

ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

С точки зрения склонности человека к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда в достаточной степени понятно одно: чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один из наркотиков такого типа, он быстро попадёт в зависимость от него.

Краткий вариант психологического опросника М. Цукермана позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека.

Инструкция

Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его.

Текст опросника

  1. а) Я бы предпочёл работу, требующую многочисленных разъездов и путешествий,

б) Я бы предпочёл работать на одном месте.

  1. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,

б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

  1. а) Мне нравятся все запахи человеческого тела,

б) Мне не нравятся все запахи человеческого тела.

  1. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на меня незнакомое воздействие,

б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих
галлюцинации.

  1. а) Я бы предпочёл жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надёжен и счастлив,

б) Я бы предпочёл жить в неопределённые, смутные дни нашей истории.

  1. а) Я не могу вынести поездку на машине с водителем, который любит скорость,

б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это
возбуждающим.

  1. а) Если бы я был продавцом, то предпочёл бы твёрдый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или совсем ничего,

б) Если бы я был продавцом, то я бы предпочёл работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать.

  1. а) Я не люблю спорить с людьми, взгляды которых резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы,

б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моими взглядами, больше стимулируют моё мышление, чем люди, которые согласны со мной.

  1. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование,

б) Страхование – это то, без чего не смог бы позволить себе обойтись ни один человек.

  1.  а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным,

       б)  Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.

  1.  а) Наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от неё столько, сколько возможно,

 б) Наиболее важная цель в жизни – обрести спокойствие и счастье.

  1.  а)  В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней,

 б)  Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

  1.  а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность,

 б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

  1.  а) Худший социальный недостаток – быть грубым, невоспитанным человеком,

 б) Худший социальный недостаток – быть скучным человеком, занудой.

  1.  а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны,

б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

  1.  а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред,

б) Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить на нём.

Обработка и интерпретация

Полученные ответы соотносятся с ключом:

     1 а              5 б                9 а               13 б

     2 а              6 б                10 б             14 б

     3 б              7 б                11 б             15 б

     4 б              8 б                12 б             16 б

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в новых ощущениях.

Высокий уровень потребностей в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие у вас влечения, возможно бесконтрольного, к новым,»щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

Риск попасть в зависимость от кокаина и других психостимуляторов очень велик.

От 6 до 10 баллов – средний уровень потребностей в новых ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.

Вероятность попасть в ситуацию психической зависимости – низкая. Скорее всего, вы сможете справиться с собой и преодолеть собственные ошибки, если вы их уже совершили.

Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности, порой в ущерб получению новых впечатлений и рискованных удовольствий. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

Скорее всего, вы не станете даже экспериментировать с приёмом наркотиков. И правильно сделаете.

nsportal.ru

Тестирование учащихся на употребление наркотических средств

5 декабря 2013 г. вступил в силу Закон Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», регламентирующий проведение профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, и введение системы раннего выявления употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Данный Закон был разработан в целях реализации дополнительного комплекса мер, направленного на исполнение Указа Президента РФ № 690 от 09.06.2010 г. «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года» и во исполнение подпункта «а» пункта 2 (абзац третий) Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации (от 28 апреля 2011 г. № Пр-1151ГС). Тогда президент Дмитрий Медведев поддержал идею обязательных проверок школьников и студентов на наркозависимость. Изначально инициатива исходила от силовиков, которые ссылались на постоянный рост наркомании среди молодежи.

Согласно данным ООН, процент российского населения, злоупотребляющего опиатами, в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в странах Европейского сообщества. Согласно официальной статистике ФСКН, наркотические средства регулярно употребляют около 5 миллионов россиян. Среди них подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет – до 2 миллионов человек. По мнению специалистов, тестирование школьников на употребление наркотиков должно стать мощным профилактическим средством.

Законом внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по организации профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.

Изменения, внесенные в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепляют соответствующую компетенцию органов управления образованием и органов управления здравоохранением по раннему выявлению незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, законом устанавливается компетенция образовательных учреждений по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в порядке, устанавливаемом Минобрнауки РФ.

Согласно новому Закону система ранней диагностики потребления наркотических средств и психотропных веществ среди молодежи, состоит из двух этапов:
Первый этап: введение социально-психологического тестирования учащихся с целью выявления групп риска;
Второй этап: проведение лабораторного тестирования учащихся в выявленных группах риска.

На первом этапе учащимся предложат пройти анонимное анкетирование. Анкеты разработаны профессиональными психологами с учетом возрастных особенностей учащихся. Министерство образования и науки РФ опубликовало для обсуждения нормативно-правовой акт, содержащий два варианта теста на наркотики для школьников.

Подростки в возрасте 13-14 лет будут проходить тестирование с согласия родителей, 15-17 летние – по собственному желанию. Оба варианта теста содержат более 100 вопросов, адаптированных для каждой возрастной группы. Ответить на вопросы учащиеся должны будут за 45 минут. Выявлять обучающихся с признаками аддиктивного поведения (склонности к пагубным привычкам) будут по опроснику Р.Б. Кеттела – самому распространенному анкетному методу оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Согласно данной методике, для выявления обучающихся 13-14 лет с признаками аддиктивного поведения используются факторы: степень эмоциональной устойчивости, степень принятия моральных норм, степень неискренности, степень самоконтроля. При этом решающее значение принадлежит фактору «степень принятия моральных норм». Его низкие показатели в сочетании с низкими показателями любых из двух оставшихся факторов и высоким показателем «неискренности», является основанием для отнесения респондента к «группе риска» и дает возможность сделать вывод о наличии у него склонности к отклоняющемуся поведению, говорится в документе.

Согласно проекту Приказа комиссия, осуществляющая непосредственное проведение тестирования, должна состоять из числа работников образовательной организации. При проведении тестирования в каждой аудитории должен присутствовать член комиссии, проводящий необходимые организационные и технические мероприятия, обеспечивающие соблюдение порядка. При проведении тестирования допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателя представителей родительской общественности образовательной организации, проводящей тестирование. Перед началом проведения тестирования члены комиссии должны провести инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе проинформировать об условиях тестирования и его продолжительности. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории.

В свою очередь на руководителя образовательной организации возлагаются следующие обязанности:

– обеспечить в трехдневный срок с момента проведения тестирования направление акта передачи бланков тестирования и пакеты с заполненными бланками тестирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование;

– обеспечить соблюдение конфиденциальности в процессе проведения тестирования и хранения результатов тестирования;

– обеспечить хранение в течение года информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, с целью организованного проведения тестирования образовательными организациями, расположенными на их территории, обеспечивают:

– формирование календарного плана проведения тестирования в рамках ежегодной диспансеризации обучающихся;
– назначение уполномоченного лица, ответственного за взаимодействие с образовательными организациями по приему результатов тестирования;
– обработку и анализ заполненных бланков тестирования;
– определение мест хранения результатов тестирования и соблюдение конфиденциальности при хранении и использовании бланков тестирования.

Обработка и анализ информации, полученной в результате проведенного тестирования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в соответствии с Методикой тестирования в период до тридцати календарных дней с момента получения от образовательных организаций пакетов с заполненными бланками тестирования. По результатам обработки бланков тестирования уполномоченным лицом составляется акт результатов тестирования, который передается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан. По результатам опроса психологи выявят коллективы, где учатся ученики с предрасположенностью к употреблению наркотиков. Этому классу рекомендуют пройти следующий этап – медицинский.

Тестирование на употребление наркотиков должно проводиться в соответствии с действующими приказами Минздравсоцразвития РФ (в части касающейся правил забора биологических жидкостей – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2006 г. за  N 7544) медицинской организацией, имеющей лицензию на медицинское (наркологическое) освидетельствование. Кроме того, медработники, проводящие тестирование, предупреждаются об ответственности за разглашение врачебной тайны. Информация о положительном тесте на наркотики может быть сообщена только родителям ребенка и по их же запросу. Заключение о наличии или отсутствии психоактивных веществ в биологических жидкостях должно оформляться в соответствии с приказами Минздравсоцразвития РФ и любые результаты являются врачебной тайной.

Результаты тестирования, как уверяют специалисты, будут подлежать строгой конфиденциальности. Представителей силовых структур и образовательных учреждений с конкретными итогами проверок знакомить не планируется. Лишь цифры, и никаких имен. В первую очередь результаты тестирования предназначены для родителей. Таким образом, получается, что единственными, кто будет иметь доступ к информации под грифом «секретно», станут медики. Это будут специалисты либо районных поликлиник, либо областного психоневрологического диспансера. Для школьных врачей доступ к данным будет закрыт.

Если результаты выявят тревожные симптомы, медики и наркологи начнут вести с этим классом работу. В индивидуальном порядке специалисты будут беседовать с учениками, а также их родителями.

Законом предусматривается, что в случае выявления (подозрения на выявление) незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся, он направляется в специализированную медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь по профилю «наркология», также при наличии информированного согласия в письменной форме.

Обратите внимание: в рассматриваемой норме содержится элемент принудительности, что противоречит соблюдению прав человека и ребенка. Представляется, что слова «он направляется» лучше было бы заменить словами «ему предлагается направление». Законом предусматривается добровольность проведения тестирования, то есть предполагается, что от прохождения тестирования можно и отказаться. В проекте приказа также указано, что каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив в известность члена комиссии. Однако нигде не указаны последствия такого отказа.

Стоит ли говорить, что в случае отказа каждый рискует автоматически оказаться под подозрением. В качестве информации к размышлению отметим: в некоторых регионах России учеников, которые отказались от тестирования, ставили на учет на школьных наркопостах. По официальной версии – для проведения агитационно-профилактических бесед. Педагоги, медики и сотрудники наркоконтроля в ходе профилактической беседы попытаются выяснить у него причину отказа от тестирования. Родителям подростка, в свою очередь, расскажут, что проверить свое чадо на наркотики они могут и самостоятельно – в домашних условиях или на приеме у нарколога.

И естественно у родителей возникают опасения, что добровольный отказ от тестирования может обернуться для ученика угрозой давления и отчисления со стороны администрации образовательного учреждения. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.

Следовательно, на настоящий день законодательство предусматривает только возможность отчисления за «неуспеваемость». Однако Минобрнауки РФ недавно опубликовало проект приказа «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», согласно которому меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Согласно документу, к учащимся можно применять три вида наказания: замечание, выговор и отчисление. Последние два – только к достигшим 15 лет.

Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, ни в действующем законодательстве, ни в проектах нормативно правовых актов нет прямого указания на то, что отказ от прохождения тестирования на употребление наркотиков или положительный результат такого тестирования может служить основанием для применения мер дисциплинарного взыскания, в том числе и отчисления, к учащемуся.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что на настоящий день Закон не доработан до конца, в нём больше «белых пятен», чем определённых, конкретных норм. Закон требует дальнейших усовершенствований, а именно решения вопросов о том, что делать с выявленными потребителями психоактивных веществ, с родителями, которые игнорируют результаты исследования, а также как поступать с теми, кто отказался от проведения исследования.

letidor.ru

Тест на склонность к наркозависимости

Согласно заключению Всемирной Организации Здравоохранения определена предельная норма наркозависимых. Так, если общее число наркоманов превышает 7 процентов от населения — это прелом. Так как возникают  процессы необратимой деградации населения.

Эксперты ВОЗ утверждают — наркомания год от года только «молодеет». Вместе с тем увеличивается число преступлений, которые совершили  наркоманы.

Пройди тест, узнай свою группу риска по наркозависимости

Данный тест разработан специалистами-психологами.  Он создавался для того, чтобы  каждый мог оценить собственную склонность к употреблению ПАВ, т.е. возможной наркозависимости.

Вопросы поставлены в личной форме. Это означает что для проверки близких людей ( знакомый, друг  или родственник) он походит не так хорошо.

Уточняем, задача данного онлайн теста вовсе не проверка на алко — или наркозависимость. Тут оценивается потенциальная предрасположенность, т.е. отношение к наркотическим веществам.

Тест  на предрасположенность к наркозависимости

В результате прохождения теста вы быстро получите важную информацию. Это будет не  диагноз, а психологический анализ совокупности ответов.

Он характеризует в первую очередь Ваше восприятие и отношение к наркотикам. Согласитесь, чем позитивнее человек оценивает то или иное явление, тем сильнее он желает к нему приобщиться.

В дальнейшем именно вам придется  решать самостоятельно: что делать, как ей распорядиться и стоит ли к кому-либо обратиться.

Инструкция по использованию теста

Она простая. Старайтесь как можно искренне давать ответы на вопросы.

Если вы эмоциональный и порывистый человек, часто действующий спонтанно — не размышляйте долго при выборе ответа.

Рациональным людям, мы наоборот советуем решить тест в свойственной им манере. Т.е. выбирать наиболее подходящие им логические ответы.

Представленный тест на склонность к появлению наркотической зависимости автоматизирован. У Вас нет необходимости использовать бумагу и ручку. Но для получения результата необходимо выбрать ответ на каждый вопрос.

Но однозначный тест на наркотики это не экспресс-системы, лучше лабораторной проверки крови еще ничего не придумано.

А зачем все это?

Проблема наркомании - это общемировой вызов

Есть личности, которые уверены, что только слабые люди  страдают наркоманией. Существует мнение, что проблема наркомании преувеличивается, а наркотики надо изучать и проверять. Так как они могут быть едва ли не единственным способом, чтобы помочь выживать в суровой реальности.

Часто не принимает правду именно молодежь. Им надоело, что их учат, какими бывают причины наркомании.  Собственное мнение по поводу того, что заставляет  принимать алкоголь, употреблять наркотики или курить для них важнее.

На самом деле имеется масса причин наркомании. Причем для каждого, кто с этим оказался связан, они свои. Проблематика наркомании без сарказма — это ключевая проблема  любого государства. Так в благополучной Северной Америке президент США Дональд Трамп объявил борьбу с наркозависимостью в числе главных государственных приоритетов. Так как признал чрезвычайное положение в связи с увеличением количества смертей от приема опиоидов в 2017 году.

Можно оценить материал: Вам необходимо включить JavaScript, чтобы проголосовать

Можно поделиться им через соцсети:

А также оставить комментарий.

Популярное по теме:

narcofree.ru

Анонимное социально — психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

Аналитическая справка

по результатам проведенного скрининового обследования

обучающихся 5-11 классов.

На основании письма Министерства образования Республики Башкортостан №14-18/486 от 02.09.2016г. в МОБУ СОШ № 1 им. М.Абдуллина с. Киргиз – Мияки было проведено анонимное социально — психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Участниками тестирования стали учащиеся средних классов (5в, 6б, 7а,7б,7в) и старших классов (8а, 8б, 8в, 8г, 9а, 9б, 9в, 9г, 10а, 10б, 11а, 11б, 11в). Данные категории обучающихся выделены в силу возрастных особенностей младшего, старшего подросткового и раннего юношеского возраста, которые связаны с повышенным стремлением к рискованному поведению, поиску новых впечатлений, зависимости от группы сверстников.

Всего в тестировании приняли участие 367 учащихся из 398 обучающихся. 31 ученик отсутствовали по уважительной причине. Учащиеся старших классов выполняли полную версию методики, а учащиеся средних классов выполняли адаптированную и сокращенную с учетом этических ограничений и возрастных возможностей версию методики. Кроме того, опросник был проверен на возможности случайных ответов и социальную желательность.

Данная методика представляет собой набор психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к проявлению отдельных форм отклоняющегося поведения, в том числе к употреблению психоактивных веществ.

Что конкретно измеряет данный методический комплекс?

Сам комплекс методик состоит из 2 блоков, которые выявляют:

  1. некоторые личностные характеристики, связанные с потенциальным рискованным поведением;

  2. особенности стратегий при решении жизненных проблем;

  3. особенности отношений с родителями или другими близкими людьми.

Первый блок позволяет получить ответы на следующие вопросы:

  • Насколько школьник склонен к антисоциальному поведению?

  • Насколько он сам способен управлять своим поведением?

  • Насколько он может контролировать свои эмоции?

  • Склонен ли школьник к каким- либо зависимостям?

  • Склонен ли школьник к рискованному поведению?

  • Насколько он любит новые ощущения, и готов ли он их активно искать?

  • Как школьник справляется с трудными жизненными ситуациями?

  • Насколько школьник стремится решать возникающие проблемы?

  • Пытается ли он делать это самостоятельно или ищет поддержки у окружения?

  • Решает ли он проблемы и стремится к их избеганию?

Второй блок характеризует отношения с «мамой или другим близким человеком» с точки зрения того, насколько, по мнению школьника, близкий человек способен:

  • Принимать его таким, какой он есть;

  • Сопереживать и сочувствовать ему;

  • Быть склонным к сотрудничеству или, напротив, к конфронтации.

Помимо этого, тест в целом дает понять, насколько между матерью и ребенком присутствует взаимопонимание.

Обработка и анализ методики ведется в следующих направлениях:

  1. Критерии потенциальной группы риска при склонности к защитной стратегии в ответах (по шкале контроля эмоций) – 8 критериев. Наличие 3-х = группа риска

  2. Выявление потенциальной группы риска при склонности к признанию трудностей контроля эмоций – 5 критериев. Наличие 3-х = группа риска

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Критерии исключения протоколов строились на основе содержательной интерпретации средних анализов и анализа частот ответов в каждой группе. Все протоколы при 4 и более баллов по шкале случайных ответов или 3 и более в старших классах, а в средних классах 3,30 и более по шкале социальной желательности были исключены из дальнейшей обработки ввиду склонности данных школьников к обману методики и готовности испытуемых представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. В эту группу попали 68 школьников из 367 испытуемых, что составляет 18,5%.

1) Выявление потенциальной группы риска при склонности к защитной стратегии в ответах (по шкале контроля эмоций) – 8 критериев. Наличие 3-х = группа риска.

Шкала крайних ответов

Шкала возможностей произвольной регуляции

Шкала контроля эмоций

Шкала рискованного поведения

Шкала поиска новизны

Совладание – решение проблем

Совладание – поиск социальной поддержки

Совладание — избегание

11а — 25

2

1

6

5

5

6

10

11б — 22

2

11

6

2

9

9

12

11в- 22

3

7

2

4

4

9

6

14

10а -20

3

5

1

6

2

6

4

5

10б -21

7

7

7

5

7

3

8

9а – 22

4

5

2

4

2

8

6

11

9б – 22

4

7

1

9

8

7

2

5

9в – 19

5

4

1

3

4

7

5

8

9г – 21

10

12

4

17

7

6

9

18

8а — 22

5

10

4

3

5

12

3

15

8б – 19

3

4

1

9

6

2

3

9

8в -21

6

4

3

9

4

11

9

13

8г — 19

5

4

1

9

2

9

5

6

7а – 11

Не интер-

прети-

ровались

(92 уч.)

7

Не интерпритировались. поскольку крайние ответы часто отражают возрастные особенности

4

3

4

7б -25

9

7

6

4

7в – 16

5

11

2

7

6б – 20

4

5

3

2

5в — 20

2

6

3

3

Итого:

367

59 уч.

(21,4%)

114 уч.

(31,06)

21 уч.

(7,6%)

92 уч.

(33,4%)

56 уч.

(20,3%)

131 уч.

(35,6%)

87 уч.

(23,7%)

154 уч.

(41,9%)

Балл по шкале крайних ответов 4 и выше можно предполагать принадлежность к группе риска. За пределы этой границы выходят 59 старшеклассников. Показатели по этой шкале 92 испытуемых в средних классах не интерпритировались, поскольку у этих школьников крайние ответы часто отражают возрастные особенности.

114 испытуемых (31,06%) по шкале произвольной регуляции имеют сниженные возможности долгосрочного планирования и ожидания выгоды, что может сочетаться с импульсивностью и быть признаком рискованного для здоровья поведения.

Выраженность показателей по шкале контроля эмоций отмечается у 7,6 % обучающихся. Такие показатели свидетельствуют о наличии у подростков трудностей эмоционального контроля в поведении. Данные особенности могут проявляться в совершении импульсивных действий, агрессивном поведении, употреблении психоактивных веществ как средства снижения тревоги и эмоционального напряжения, а также слабый волевой контроль эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций характерен 21 обучающихся.

Жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений свойственна 275 опрошенных (74,9%).

Балл по шкале поиска новизны 2,6 баллов и ниже также нередко сопряжен с риском вовлечения в потребление наркотических веществ. Низкий уровень поиска новизны выявлено у 56 учеников из 275 испытуемых, что составляет 20,3%. У ребят низкий уровень поиска новизны может быть как декламируемым (для создания благоприятного впечатления), так и реальным (связанным с избеганием неудач). Однако, следует учитывать, что, хотя в норме для старшеклассников характерны высокий уровень поиска новизны и готовности к рискованному поведению, низкие показатели по обеим шкалам могут быть также признаком чрезмерной тревожности, замкнутости или опыта прошлых неудач.

Балл по шкале рискованного поведения, меньшей 2,4 встречается у 92 старшеклассников из 275 опрошенных, что составляет 33,4 %.

СОВЛАДАНИЕ – решение проблем – это психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера.

Стратегия поиска социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой подросток для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

В социальной поддержке нуждается 87 опрошенных (23,7%), 154 опрошенных по шкале «совладание – избегания» стараются избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Подростки могут использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.

Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения.

По шкале разрешения проблем из 367 обучающихся 131 ученик не стараются использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

hello_html_58a20275.gif

Итак, для всех школьников с баллом по шкале контроля эмоций выше 2 считается количество признаков из восьми, по которым баллы заходят за граничные значения имеют:

3 и более перечисленных признака одновременно 113 опрошенных, которые требуют повышенного внимания, высока вероятность риска вовлечения в поведения, опасное для здоровья. Однако, следует понимать, что речь идет только о вероятном риске и он может быть связан не только с риском вовлечения в потреблении наркотических и психотропных веществ, но и с другими видами рискованного для здоровья поведения.

1 – 2 признака имеют 169 опрошенных. Вопрос о возможном риске требует дополнительного анализа. Дополнительными факторами риска выступают низкие баллы по шкалам возможностей произвольного контроля и/или рискованного поведения. 15 опрошенных имеют 0 признаков – вероятность риска крайне мала.

2) Выявление потенциальной группы риска при склонности к признанию трудностей контроля эмоций – 5 критериев. Наличие 3-х = группа риска

Шкала крайних ответов

Шкала склонности к зависимости

Шкала антисоциальных тенденций

Шкала возможностей произвольной регуляции

Шкала взаимопонимания с матерью

11а — 25

2

1

1

5

4

11б — 22

2

4

1

7

1

11в- 22

3

2

3

5

10а -20

3

2

1

5

10б -21

7

1

4

1

9а – 22

4

3

5

3

1

9б – 22

4

3

2

5

9

9в – 19

5

3

5

2

5

9г – 21

10

9

8а — 22

5

1

1

7

1

8б – 19

3

1

9

8в — 21

6

3

2

7

– 19

5

2

3

1

7а – 11

Не интер-

прети-

ровались

2

7

1

7б -25

4

9

6

7в – 16

5

3

6б – 20

1

2

4

5в — 20

1

2

2

2

Итого:

367

59 уч.

(21,4%)

26 уч.

(7,08%)

32 уч.

(8,7%)

83 уч

(22,6%)

51 уч.

(13,8%)

Балл по краткой шкале склонности к зависимости 3,5 и выше встречается у 7,08% старшеклассников (26 обучающихся). Однако, следует иметь в виду, что эти показатели и в норме бывают высоки – поскольку свидетельствуют и о чрезмерном использовании Интернета и мобильного телефона, что достаточно распространено в современном обществе.

         По шкале антисоциальных тенденций, характеризующей  предрасположенность к формам поведения, связанным с нарушением правовых норм, вовлечением в совершение правонарушений, высокие показатели выявлены у 8,7% обучающихся. Учащиеся с выраженными показателями с большей вероятностью могут относиться к социальным нормам с безразличием и непониманием и не стремится противодействовать им, и возможно могут вовлекаться в совершение правонарушений.

Признаки «антисоциального нарушения личности» могут быть: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость к животным, более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия.

Показатели 91,2% (335) респондентов свидетельствуют о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

83 испытумых (22,6%) по шкале произвольной регуляции имеют сниженные возможности долгосрочного планирования и ожидания выгоды, что может сочетаться с импульсивностью и быть признаком рискованного для здоровья поведения.

Отсутствие взаимопонимания с матерью выявлено у 51 опрошенных (13,8%). Это может быть отражение дисгармоничного воспитания. Дисгармоничное воспитание возникает, когда неверно выбраны детско-родительские отношения, при малом уровне эмоционального принятия ребенка, эмоционального отвержения, отсутствия взаимопонимания.

Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна), характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной (не с того, ни с сего) враждебностью родителя.

1

4

1

1

1

Бабушка

1

1

1

1

1

1

1

Дядя

1

Тетя

1

Сестра/брат

1

1

8

3

3

2

4

2

3

2

2

4

4

3

1

Подруга/друг

1

2

3

6

6

2

5

4

3

3

1

4

3

5

1

hello_html_7a953f7d.gif

Результат анализа детско – родительских отношений показывает, что у 197 опрошенных присутствует взаимопонимание с матерью, у 41 – с отцом и 45 опрошенных с сестрой или братом. Имеет место единичных случаев с родственниками ближайшего окружения и 49 опрошенных на понимание и поддержку рассчитывают на людей не из близкого окружения (на подруг и друзей).

Итак, для всех школьников с баллом по шкале контроля эмоций выше 2 считается количество признаков из пяти, по которым баллы заходят за граничные значения имеют:

3 и более перечисленных признака одновременно 8 опрошенных, которые требуют повышенного внимания, высока вероятность риска вовлечения в поведения, опасное для здоровья.

1 – 2 признака имеют 170 опрошенных. Вопрос о возможном риске требует дополнительного анализа. Дополнительными факторами риска выступают низкие баллы по шкалам детско – родительских отношений и возможностей произвольной регуляции. Однако, следует учитывать, что низкие баллы по шкале детско – родительских отношений носят неспецифический характер и могут присутствовать в случае иных трудностей, нежели риск употребления ПАВ.

119 опрошенных имеют 0 признаков – вероятность риска крайне мала.

Вывод: из всего вышеизложенного следует, что по всем шкалам среди старшеклассников, показатели 91,2% респондентов свидетельствуют о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. 77,3% обучающихся свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения. Показатели 79,6% опрошенных свидетельствуют об отсутствии поиска новизны, как средства решения проблем.

Учащиеся, имеющие сочетание высоких показателей по данным шкалам, определяются как потенциальная группа риска предрасположенности к формированию зависимого поведения.

Слабый волевой контроль эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций характерен 2,1% обучающихся, у остальных таких проблем не выявлено. Высокий уровень социального контроля у 97,8% (359) респондентов, но 46, 3% опрошенных требуют дополнительного анализа. Полученные данные говорят о том, что большинство подростков умеют регулировать свое эмоционально — волевое состояние, не подвержены резким перепадам настроения и способны на самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций.

Развитие наркомании обусловлено многочисленными внутренними и «средовыми» факторами риска. Более того, факты свидетельствуют о том, что вероятность развития наркотической зависимости выше у тех людей, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов.

Эффективность профилактики с этих позиций определяется влиянием факторов риска и защиты в четырех областях: общество, школа, семья и группа сверстников (индивид). Примерами факторов риска может служить доступность наркотических средств (общество), семейный конфликт (семья), недостаточная заинтересованность в школьной жизни (школа), раннее начало употребления наркотиков (группа сверстников). В свою очередь факторы защиты связаны с уменьшением вероятности проявления «нездорового» стиля поведения. Считается, что, влияя на факторы риска и защиты, возможно снизить злоупотребление ПАВ среди подростков.

Таким образом, вся работа по профилактике основывается на снижении активности факторов риска и повышении действенности защитных факторов.

Рекомендации:

1. Систематически проводить обследование обучающихся 8-11 классов с целью определения отношения обучающихся к ПАВ и их употреблению, сформированности принципов здорового образа жизни. (Ежегодное скрининговое обследование СПС — октябрь)

2. Выявление детей, склонных к употреблению ПАВ (анкетирование учителей и классных руководителей) – СПС.

3. Выступление на родительских собраниях и совещаниях учителей по выявленным в ходе диагностических исследований актуальным проблемам и результатам проведенной работы.

4.Проведение занятий по профилактике употребления ПАВ. (Педагог-психолог и социальный педагог — 2-3 четверть).

Педагог-психолог Волгина Г.В.

infourok.ru