Тест русалова темперамент википедия – Опросник структуры темперамента — Википедия

Содержание

Русалов, Владимир Михайлович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Влади́мир Миха́йлович Руса́лов (род. 5 октября 1939, Кизляр) — советский и российский психолог и антрополог, первым развивший активностно-специфическую модель темперамента. Его наиболее известные работы в психологии темперамента/личности и дифференциальной психофизиологии. Его первая[1] и расширенная версии Опросника структуры темперамента[2][3] стали наиболее используемыми опросниками в русскоговорящих культурах, в практике подбора персонала, исследований личности и темперамента и образовательной психологии в последние 25 лет.

В 1963 окончил факультет биологии (специальность «Антропология») МГУ им. Ломоносова. В 1963—1972 годах он работал младшим, затем старшим и ведущим научным сотрудником в Институте психологии Академии педагогических наук. В 1967 году он защитил диссертацию под руководством А. Р. Лурия, Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына. Тема его кандидатской диссертации была «Человеческая конституция и абсолютные пороги нервной системы». Во время своей работы над диссертацией он встретился с Яном Стреляу, который также защищал диссертацию в лаборатории Небылицына.

Начиная с 1972 года до настоящего времени он работает научным сотрудником в Институте психологии РАН. В 1972—2004 возглавлял лабораторию дифференциальной психофизиологии этого Института (переименованную позже в лабораторию им. Небылицина, после трагической смерти Небылицина. В 1982 он защитил докторскую диссертацию «Биологические основы психологических индивидуальных различий». Его книга с аналогичным названием[4] стала учебником для многих университетских программ по психологии начиная с 1990-х годов. В этой работе он сравнивал ЭЭГ, выполнение задач в определенных и вероятностных условиях у лиц с различной выносливостью, пластичностью, темпом и эмоциональностью. В 2004—2009 годах он работал в качестве ведущего научного сотрудника в лаборатории им. Небылицина ИПРАН. Начиная с 2009 он работал в качестве ведущего начного сотрудника в лаборатории им. Дружинина при этом же Институте. С 1992 года он также работает профессором в нескольких Московских университетах и Колледжах, читает лекции в Американских университетах и работает в области клинической психологии.

Научный вклад: первая темпераментальная модель в области активностно-специфического подхода[править | править код]

Работы Русалова относятся к таким областям как психофизиология, психодиагностика, психология личности и дифференциальная психология. Его эксперименты продолжают традицию исследований психофизиологии свойств и типов нервной системы начатой более столетия назад в школе Павлова, а затем в работах Теплова и Небылицина.[5][6]. В 1970е Русалов использовал измерения EEG, вызванные потенциалы, исследования абсолютных порогов восприятия в визуальной, слуховой и тактильной модальностях, силу возбуждения и мобильность в слуховой и визуальных модальностях, эффективность решения проблем в определенных (детерминистких) и неопределенных (вероятностных) условиях, и скорость выполнения различных тестов.

[4]Русалов показал, что черты темперамента регулирующие разные типы активности имеют разные психофизиологические корреляты, то есть специфику в зависимости от типа активности.

Основываясь на этих исследованиях, Русалов предложил модель и опросник темперамента, которые в конечной версии имеют 12 темпераментальных шкал, относящихся к 4 формально-динамическим аспектам поведения

и каждое из этих свойств рассматривается отдельно в 3 специфичных аспектах деятельности (моторно-физическом, социально-вербальном и интеллектуальном). Эта модель была использована в расширенной версии Опросника Структуры Темперамента[1][2][3]. Эта матричная, 4 (динамических свойства) x 3 (типа активности) модель темперамента стала первой моделью в рамках Активностно-специфического подхода, который предлагает рассматривать черты, относящиеся к физическим, социально-вербальным и умственный аспектам активности раздельно [7]

.

Русалов является автором и соавтором около 200 статей и 7 книг в области психологии и психофизиологии.

Дополнительные публикации В. М. Русалова:

  • Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М. Наука, 1980 (ред)
  • Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способностей человека. — В кн.: Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 198—204.
  • О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности. — Психол. журн. 1982. Т. 3. № 6. С. 50—59.
  • Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга. М. Наука, 1988 (ред)
  • Русалов, В.M. & Калашников, S.V. (1988) О корреляции психической пластичности с интегральными факторами мозговой биоэлектрической активности человека // Русалов, В. М. (Ред.) Индивидуально-психологические различия в биологической активности мозга человека. С.5-55. Москва, Наука.
  • Русалов, В.M., & Калашникова И. Г. (1992) Психологическое тестирование темперамента. Журнал Высшей Нервной Деятельности, 42(1), 44.
  • Русалов, В.M., & Наумова E.Р. (1999) Об отношения между общими способностями и «интеллектуальными» шкалами темперамента. Психологический журнал, 20 (1), 70-77
  • Опросник структуры темперамента. М., IPRAN 1990.
  • Русалов, В.M. & Дудин C.И. (1995) Темперамент и интеллект: общие и специфические факторы развития. Психологический журнал, 16 (5), 12-23.
  • Русалов, В.M, Русалова M.Н., & Стрельникова E.В. (2000) Темперамент человека и особенности выбора между вероятностью достижения цели и её ценности. Журнал высшей нервной деятельности, 50(3), 388.
  • Русалов, В.М., Трофимова, И. Н. (2011). О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента. Психологический журнал, 32, 3, 74-84.
  • Русалов В.М. (2012) Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. Москва. Издательство ИП РАН.
  • Uher, J., Trofimova, I., Sulis, W., Netter, P., Pessoa, L., Posner, M., Rothbart, M., Rusalov, V., Petersen, I., Schmidt, L. Diversity in action: Exchange of perspectives and reflections on taxonomies of individual differences. Philosophical Transactions of the Royal Society, Biology. 383 (1744) doi: 10.1098/rstb.2017.0172
  1. 1 2 Rusalov, VM. Motor and communicative аспектах of human temperament: a new questionnaire of the structure of temperament.. — 1989. — Т. 10. — С. 817–827.
  2. 1 2 Rusalov, VM. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Руководство. Москва, ИПРАН.. — 1997.
  3. 1 2 Rusalov, VM , Trofimova , IN. Structure of Temperament and Its Measurement. Toronto, Canada: Psychological Services Press.. — 2007.
  4. 1 2 Русалов, ВМ. Биологические основы индивидуальных различий. М., Наука.. — 1979.
  5. ↑ Теплов, Б. М., Небылицын, В. Д. (1963) Экспериментальные эсследоыания свойств нервной системы человека. Журнал Высшей Нервной Деятельности, 13: 789—797.
  6. ↑ Небылицын, В. Д. (1972). Fundamental properties of the human nervous system. NY: Plenum.
  7. Rusalov, VM. Functional systems and activity-specific approaches to taxonomy of psychological individual differences. Philosophical Transactions of the Royal Society, Biology. — 2018. — Т. 383(1744). — DOI:10.1098/rstb.2017.0166.

ru.wikipedia.org

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова
Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (галочку). Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.

Опросник ОСТ
  1. Подвижный ли Вы человек?
  2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
  3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
  4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
  5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
  6. Ранимый ли Вы человек?
  7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?
  8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
  9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
  10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
  11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
  12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
  13. Нравится ли Вам быстро бегать?
  14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
  15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
  16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
  17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?
  18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
  19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
  20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
  21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
  22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?
  23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
  24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
  25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
  26. Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
  27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
  28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
  29. Любите ли Вы сидячую работу?
  30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
  31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
  32. Все ли Ваши привычки хороши, желательны?
  33. Быстры ли у Вас движения рук?
  34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
  35. Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?
  36. Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?
  37. Разговорчивый ли Вы человек?
  38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
  39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
  40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
  41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?
  42. Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?
  43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
  44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
  45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
  46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
  47. Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?
  48. Сосёт ли у Вас «под ложечкой» перед ответственным разговором?
  49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
  50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
  51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
  52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?
  53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
  54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
  55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
  56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?
  57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
  58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?
  59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
  60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
  61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
  62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
  63. Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?
  64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
  65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
  66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
  67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
  68. Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?
  69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?
  70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
  71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
  72. Быстро ли Вы читаете вслух?
  73. Вы иногда сплетничаете?
  74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
  75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
  76. Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?
  77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
  78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
  79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
  80. Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
  81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?
  82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
  83. Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?
  84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
  85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
  86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
  87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
  88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
  89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
  90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
  91. Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?
  92. Нравится ли Вам быстро говорить?
  93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
  94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
  95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
  96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
  97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
  98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?
  99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
  100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
  101. Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?
  102. Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
  103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
  104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
  105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?
Обработка результатов и интерпретация
  • Высокие значения (ВЗ) от 9 до 12 баллов
  • Средние значения (СЗ) от 4 до 8 баллов
  • Низкие значения (НЗ) от 0 до 3 баллов

    ОСТ содержит следующие шкалы:

    1. Предметная эргичность — в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.
      ВЗ: человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.
      НЗ: означают пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
      СЗ: человек избирателен в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.
    2. Социальная эргичность — связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
      ВЗ: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.
      НЗ: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.
      СЗ: человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.
    3. Пластичность — выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.
      ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
      НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
    4. Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
      ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
      НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
    5. Темп или Скорость — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
      ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
      НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
    6. Социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
      ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
      НЗ — слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
    7. Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
      ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.
      НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
    8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
      ВЗ — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
      НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
    9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
      ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
      НЗ — адекватное восприятие своего поведения.
    Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
    Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале «К» (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.
    Ключи к ОСТ
    1. Шкала — эргичность
      «да»- вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.
      «нет» — вопросы 27, 83, 103.
    2. Шкала — социальная эргичность
      «да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.
      «нет» — 3, 34, 74, 90, 105.
    3. Шкала — пластичность
      «да» — 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.
      «нет» — 54, 59.
    4. Шкала — социальная пластичность
      «да» — 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.
      «нет» -31, 81, 87, 93.
    5. Шкала — темп
      «да» — 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.
      «нет» — 29, 43, 70, 94,
    6. Шкала — социальный темп
      «да» -24, 37, 39, 51, 72, 92.
      «нет» — 5, 10, 16, 56, 96, 102.
    7. Шкала — эмоциональность
      «да» — 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
    8. Шкала — социальная эмоциональность
      «да» — 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
    9. Шкала — «К»
      «да» — 32, 52, 89.
      «нет» — 12, 23, 44, 65, 73, 82.
    Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методы сложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать в работе кадровых служб. Зато у HR-менеджеров есть возможность применять опросники для определения темперамента, которых в их распоряжении сегодня имеется не так уж и мало. Один из них – «Опросник структуры темперамента В. М. Русалова» (ОСТ). Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста. Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.

    Источник:
    1. Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения). – Челябинск, 2004. – 92 с. (с. 30-37)
    2. Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. — 671 с. (с.181-197)
    3. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 57-62)
    4. http://www.hr-zone.net/index.php?mod=articles&go=show&id=678
  • testoteka.narod.ru

    Опросник структуры темперамента Русалова

    Опросник структуры темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

    ОСТ содержит следующие шкалы:

    1. Предметная эргичность — в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.
    2. Социальная эргичность — связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
    3. Пластичность — выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.
    4. Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
    5. Темп или Скорость — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
    6. Социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
    7. Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
    8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
    9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

    Обработка и интерпретация результатов

    Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

    • Высокие значения: от 9 до 12 баллов
    • Средние значения: от 4 до 8 баллов
    • Низкие значения: от 0 до 3 баллов

    Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале «К» (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.

    Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

    Сангвиник — среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента.

    Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.

    Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.

    Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.

    К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента.

    Отдельно для каждого испытуемого устанавливаются два типа его темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется в общении с людьми.

    Инструкция

    Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов.

    psychojournal.ru

    Опросник Структуры Темперамента Википедия

    Опросник структуры темперамента (ОСТ – в русской редакции, STQ- в международной редакции) – это тест, измеряющий 12 темпераментальных черт (т.е. черт, основанных на нейрохимических системах).

    Цель и формат[ | ]

    Опросник Структуры Темперамента (ОСТ, STQ) – это само-оценивающий тест (для взрослых) или тест выполняющийся наблюдателем (для детей). Этот тест-опросник измеряет 12 характеристик поведения, которые наиболее биологически обусловлены, стабильны в развитии человека и относительно независимы от ситуации. Начально ОСТ был предложен для тестирования взрослых в целях организационной психологии, отбора и расстановки кадров и клинической психологии. Сейчас существуют детские короткие формы ОСТ для использования родителями и учителями при оценки детского поведения. Каждый пункт всех современных версий опросника представляется в виде утверждения, со следующей шкалой ответов в Ликерт-формате: (1) «Совершенно не согласен», (2) «Не согласен», (3) «Согласен», (4) «Совершенно согласен». [1][2]

    Предыдущие версии ОСТа, которые использовали вопросительные формы использовать не рекомендуется, т.к. эти старые формы имеют гораздо меньшую валидность.

    Экспериментальная основа моделей STQ[ | ]

    Модели, лежащие в основе различных версий ОСТ-STQ разработаны на базе экспериментальных исследований и клинических наблюдений в рамках Восточно-Европейской традиции изучения типов и свойств нервной системы. Эта традиция является самой долгой и истории экспериментального исследования темперамента. Она была начата в 1906-1908 годах в рамках массивной программы экспериментальных исследованиях на млекопитающих, а затем на людях, включая взрослых и детей в лаборатории И.П. Павлова, а затем Павловском Институте Высшей Нервной Деятельности (Павлов, 1941, 1957). Эта традиция затем была продолжена в Лаборатории дифференциальной психофизиологии при Институте Психологии, Российской Академии Наук, в исследованиях Б. М. Теплова (1963), В. Д. Небылицына(1972), и затем В.М.Русалова (1979).

    Опросник Структуры Темперамента (STQ) имеет несколько версий, и эти версии разделяются на два типа: модель Русалова и модель Трофимовой[3]. Все версии STQ основаны на активностно-специфическом подходе к структуре темперамента. Этот подход выделяет черты темперамента, относящиеся к 3 аспектам поведения: моторно-физическому, социально-вербальному и умственному. Все версии также имеют 12 шкал темперамента, включая 3 шкалы эргич

    ru-wiki.ru

    Опросник структуры темперамента Русалова || Пройти тест онлайн

    ВопросДаНет
    1. Подвижный ли Вы человек?
    2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
    3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
    4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
    5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
    6. Ранимый ли Вы человек?
    7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?
    8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
    9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
    10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
    11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
    12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
    13. Нравится ли Вам быстро бегать?
    14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
    15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
    16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
    17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?
    18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
    19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
    20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
    21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
    22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?
    23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
    24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
    25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
    26. Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
    27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
    28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
    29. Любите ли Вы сидячую работу?
    30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
    31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
    32. Все ли Ваши привычки хороши, желательны?
    33. Быстры ли у Вас движения рук?
    34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
    35. Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?
    36. Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?
    37. Разговорчивый ли Вы человек?
    38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
    39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
    40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
    41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?
    42. Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?
    43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
    44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
    45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
    46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
    47. Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?
    48. Сосёт ли у Вас «под ложечкой» перед ответственным разговором?
    49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
    50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
    51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
    52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?
    53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
    54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
    55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
    56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?
    57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
    58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?
    59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
    60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
    61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
    62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
    63. Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?
    64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
    65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
    66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
    67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
    68. Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?
    69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?
    70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
    71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
    72. Быстро ли Вы читаете вслух?
    73. Вы иногда сплетничаете?
    74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
    75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
    76. Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?
    77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
    78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
    79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
    80. Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
    81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?
    82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
    83. Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?
    84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
    85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
    86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
    87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
    88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
    89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
    90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
    91. Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?
    92. Нравится ли Вам быстро говорить?
    93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
    94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
    95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
    96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
    97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
    98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?
    99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
    100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
    101. Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?
    102. Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
    103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
    104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
    105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

    psychojournal.ru

    2. Концепция темперамента в.М. Русалова.

    Известный психофизиолог В. М. Русалов на основе концепции свойств нерв­ной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока — хранения, цнркулнрования и перера­ботки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переклю­чения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

    В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темпера­мента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности —были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластич­ность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты тем­перамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики 4’ункциональных систем, обеспечиваю­щих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

    С точки зрения данной концепции темперамент — это психобиологическая ка­тегория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожден­ными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуаль­ных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содер­жания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

    В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — пред­метной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамен­та должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в этих видах деятельности они проявляются по-разному. Так, по мнению Русалова, психологи­ческой характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических про­цессов и поведения, которые данные свойства порождают. Например, активность, как свойство темперамента, в познавательных психических процессах проявляет­ся в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на определенном объек­те или его аспекте. В свою очередь, темп проявляется в том, насколько быстро про­текают соответствующие психические процессы.

    Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту воз­никновения и прекращения того или иного познавательного процесса или его пе­реключения с одного объекта на другой. Например, некоторые люди медленно включаются в интеллектуальную деятельность или переключаются с одной темы на другую. Другие быстро запоминают или вспоминают информацию. Здесь так­же следует иметь в виду, что указанные особенности не определяют способности людей.

    studfile.net

    Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

    метки: Легкий, Работа, Разговор, Быстрый, Испытывать, Выполнять, Требовать, Быстро

    Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

    Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (галочку).

    Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.

    Опросник ОСТ

    1. Подвижный ли Вы человек?
    2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
    3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
    4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
    5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
    6. Ранимый ли Вы человек?
    7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?
    8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
    9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
    10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
    11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
    12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
    13. Нравится ли Вам быстро бегать?
    14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
    15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
    16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
    17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?
    18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
    19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
    20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
    21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
    22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?
    23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
    24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
    25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
    26. Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
    27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
    28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
    29. Любите ли Вы сидячую работу?
    30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
    31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
    32. Все ли Ваши привычки хороши, желательны?
    33. Быстры ли у Вас движения рук?
    34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
    35. Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?
    36. Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?
    37. Разговорчивый ли Вы человек?
    38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
    39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
    40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
    41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?
    42. Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?
    43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
    44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
    45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
    46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
    47. Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?
    48. Сосёт ли у Вас «под ложечкой» перед ответственным разговором?
    49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
    50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
    51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
    52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?
    53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
    54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
    55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
    56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?
    57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
    58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?
    59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
    60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
    61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
    62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
    63. Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?
    64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
    65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
    66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
    67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
    68. Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?
    69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?
    70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
    71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
    72. Быстро ли Вы читаете вслух?
    73. Вы иногда сплетничаете?
    74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
    75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
    76. Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?
    77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
    78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
    79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
    80. Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
    81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?
    82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
    83. Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?
    84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
    85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
    86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
    87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
    88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
    89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
    90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
    91. Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?
    92. Нравится ли Вам быстро говорить?
    93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
    94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
    95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
    96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
    97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
    98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?
    99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
    100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
    101. Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?
    102. Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
    103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
    104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
    105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

    2 стр., 820 слов

    Дайте письменный ответ на вопрос в форме реферата

    … исполнению наказания Дайте письменный ответ на вопрос в форме реферата объем ПКЗ до 20 страниц … психологические особенности личности прокурора 47. Психология судебной деятельности адвоката. 48. Презумпция невиновности. 49. … ) 40. Психологическая специфика профессиональной деятельности следователя 41. Характеристика когнитивной деятельности судьи 42. Психологические особенности судебного …

    4 стр., 1586 слов

    общение как форма социального взаимодействия. Историко-теоретические аспекты общения как социально-психологического феномена

    … социальный общение Потребность осознать форм общения так же стара, как и сама совместная деятельность людей. … парадигме и повлиявших на разработку предметной области межличностного общения, можно назвать теории социального научения … вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психологическом анализе общения, где «Социальность» рассматривалась как особая деятельность …

    10 стр., 4672 слов

    Личность в деятельности и общении

    … становятся личностями. Передо мной стоит ответить на вопрос, как влияет общение и как влияет деятельность на развитие личности. 1.Понятие личности Есть такое … разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных …

    20 стр., 9859 слов

    Курсовая работа: психология любви юношей и девушек

    … безопасность.…Почему же режиссеры и продюсеры предпочитают эксплуатировать прямо противоположные сюжетные ходы? … И есть люди переменчивые, которые легко влюбляются и столь же быстро остывают. Даже разница между … свое достоинство и репутацию. Чувства, испытываемые старшеклассницами к мальчикам, тоже не … ” Физико—математический факультет   КУРСОВАЯ РАБОТА Психология любви юношей и девушек &nbsp …

    Обработка результатов и интерпретация

    Высокие значения (ВЗ) от 9 до 12 баллов

    Средние значения (СЗ) от 4 до 8 баллов

    Низкие значения (НЗ) от 0 до 3 баллов

    ОСТ содержит следующие шкалы:

    1. Предметная эргичность — в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

    22 стр., 10847 слов

    Глава 1. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

    … семейные отношения. Предмет исследования – деятельность специалиста по социальной работе по профилактике семейных конфликтов … Выявить природу конфликтов; 3. Выявить эмоциональность супругов в конфликтах. Бланк интервью … различные конфликтные ситуации. «Варианты общения» 7 день Рассмотреть составляющие зрелой … и метод интервью ( разработанные автором вопросы). Задачи анкетирования: 1. Выявление проблем …

    ВЗ: человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

    НЗ: означают пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.

    СЗ: человек избирателен в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.

    2. Социальная эргичность — связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.

    ВЗ: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.

    НЗ: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.

    СЗ: человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

    3. Пластичность — выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.

    ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

    НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

    4. Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

    ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

    НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

    5. Темп или Скорость — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

    ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

    НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

    6. Социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

    ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

    НЗ — слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

    7. Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.

    ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.

    НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

    8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

    ВЗ — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

    НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

    9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

    ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

    НЗ — адекватное восприятие своего поведения.

    Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

    Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале «К» (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.

    Ключи к ОСТ

    1. Шкала — эргичность

    «да» — вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.

    «нет» — вопросы 27, 83, 103.

    1. Шкала — социальная эргичность

    «да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

    «нет» — 3, 34, 74, 90, 105.

    1. Шкала — пластичность

    «да» — 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.

    «нет» — 54, 59.

    1. Шкала — социальная пластичность

    «да» — 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

    «нет» -31, 81, 87, 93.

    1. Шкала — темп

    «да» — 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

    «нет» — 29, 43, 70, 94,

    1. Шкала — социальный темп

    «да» -24, 37, 39, 51, 72, 92.

    «нет» — 5, 10, 16, 56, 96, 102.

    1. Шкала — эмоциональность

    «да» — 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

    1. Шкала — социальная эмоциональность

    «да» — 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

    1. Шкала — «К»

    «да» — 32, 52, 89.

    «нет» — 12, 23, 44, 65, 73, 82.

    Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методы сложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать в работе кадровых служб. Зато у HR-менеджеров есть возможность применять опросники для определения темперамента, которых в их распоряжении сегодня имеется не так уж и мало. Один из них — «Опросник структуры темперамента В. М. Русалова» (ОСТ).

    Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ).

    Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста. Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.

    Бланк ответов

    Имя______________________

    Дата _____________________

    Возраст___________________

    1

    22

    43

    64

    85

    2

    23

    44

    65

    86

    3

    24

    45

    66

    87

    4

    25

    46

    67

    88

    5

    26

    47

    68

    89

    6

    27

    48

    69

    90

    7

    28

    49

    70

    91

    8

    29

    50

    71

    92

    9

    30

    51

    72

    93

    10

    31

    52

    73

    94

    11

    32

    53

    74

    95

    12

    33

    54

    75

    96

    13

    34

    55

    76

    97

    14

    35

    56

    77

    98

    15

    36

    57

    78

    99

    16

    37

    58

    79

    100

    17

    38

    59

    80

    101

    18

    39

    60

    81

    102

    19

    40

    61

    82

    103

    20

    41

    62

    83

    104

    21

    42

    63

    84

    105

    forpsy.ru