Тесты на адаптацию первоклассников – Тестирование «Диагностика адаптации первоклассника»

Тест по психологии на тему: Опросник для учителя «Адаптация первоклассников в школе»

Адаптация первоклассников к школе.

Опросник для учителя.

Бланк ответов.

Работая с бланком ответов, учитель должен поставить знак «+» в тех утверждениях, которые, по его мнению, относятся к данному ученику.

Фамилия, имя учащихся

Родительское отношение

Неготовность к школе

Леворукость

Невротические симптомы

Инфантилизм

Чрезмерная расторможенность

Недостаточная произвольность психических функций

Низкая мотивация учебной деятельности

Астенический синдром

Общая сумма баллов

Коэффициент дезадаптации

Номера утверждений

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.


Опросник для учителя.

  1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
  2. При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал букв и т. д.)
  3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т. п.)
  4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т. д.)
  5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
  6. Пишет левой рукой.
  7. Бесцельно двигает руками.
  8. Часто моргает.
  9. Сосёт палец или ручку.
  10. Иногда заикается.
  11. Грызёт ногти.
  12. У ребёнка хрупкое телосложение, маленький рост.
  13. Ребёнок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
  14. Очень любит играть, играет даже на уроках.
  15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
  16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 летнего ребёнка.
  17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
  18. Быстро примиряется с неудачами.
  19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
  20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
  21. После интересной игры, физкультурной паузы, его невозможно настроить на серьёзную работу.
  22. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идёт об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).
  23. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т. п.
  24. Допускает много ошибок при списывании.
  25. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины:  скрипнула дверь, что-то упало и т. п.
  26. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
  27. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.
  28. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
  29. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
  30. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т. п.
  31. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький)
  32. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
  33. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
  34. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем отключиться, бросить работу.
  35. Часто жалуется на усталость, головную боль.

Инструкция: Учитель заполняет бланк ответов. Работая с бланком ответов, учитель должен поставить знак «+» в тех утверждениях, которые, по его мнению, относятся к данному ученику.

Обработка: максимально возможная сумма баллов- 35. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребёнок, вычисляется коэффициент дезадаптации: К=п/35*100%, где п – количество баллов, набранных ребёнком.
Анализ полученных данных.

Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяют интерпретировать значение коэффициента следующим образом:

  • Показатель до 14 % является нормальным, не даёт возможности говорить о каком-либо неблагополучии;
  • Показатель от 15 % до 30 % свидетельствует о средней степени адаптации;
  • Показатель свыше 30 % — средняя степень дезадаптации;
  • Если коэффициент свыше 40 %, то сильная степень дезадаптации.

nsportal.ru

Тест (психология) по теме: Психологические тесты, для проверки первоклассников в период адаптации.

 Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  1. Лист ответов Приложение 2>
  2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  1. 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
  2. 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
  3. 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
  4. Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

  1. Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
  2. 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
  3. Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

  1. с положительным отношением к школе
  2. с амбивалентным отношением
  3. с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Приложение 2

Лист ответов к тесту «Домики»




Фамилия, имя                                             класс                                дата                

1 задание

1          2           3            4             5             6             7             8

2 задание

1                    2             3             4              5             6              7              8           9              10

3 задание

1            2              3               4            5               6            7               8            9              10

№ 10 ________________________________________________________________________

nsportal.ru

Тест «ДОМИКИ» для 1 класса по адаптации

 

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

·                    Лист ответов

·                    Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

·                    0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

·                    0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

·                    0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

·                    Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (342516087) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

·                    Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

·                    10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

·                    Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

·                    с положительным отношением к школе

·                    с амбивалентным отношением

·                    с негативным отношением

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

·                    первоклассников с недостаточным уровнем адаптации

·                    первоклассников с частичной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.

Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.

Лист ответов к тесту «Домики»

 

Фамилия, имя                                                          класс                                      дата               

 

 

 

 

1 задание

 

1                     2                 3                 4                 5                6                7                8

 

2 задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1                 2                  3                 4                5               6               7              8           9              10

 

3 задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1                     2               3                4                5                6             7                8              9               10

№ 10 ________________________________________________________________________

 

metodist.edu54.ru

Методическая разработка по диагностике адаптации первоклассников

Методическая разработка по диагностике

готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов.

(педагог-психолог Гришакина Елена Алексеевна)

Дзержинск

2016

Психологическое тестирование на готовность к школе и адаптацию к школе учащихся 1 классов.

Актуальность.

Методическая разработка составлялась более 10 лет назад, когда не было возможности приобрести уже имеющие популярность методики диагностики, к тому же они предполагали значительные временные затраты, и дополнялись индивидуальным тестированием учащихся. Передо мной стояла задача составить диагностический комплект, максимально затрагивающий все стороны интеллекта и мотивации, притом, иметь минимальное бланковое оснащение и предполагать минимальное время для группового тестирования.

Цель: выявление адаптированных к школе и неадаптированных детей.

Задачи:

— тестирование уровня развития и темпа умственных процессов.

— тестирование уровня школьной мотивации

— тестирование уровня комфортности в классе.

Список применяемых тестов

  1. Кратковременная память. Методика на запоминание рядов цифр — субтест Векслера.

  2. Произвольное внимание (устойчивость). «Графический диктант» из 3 заданий.

Автор методики Д.Б. Эльконен.

  1. Зрительно-моторная координация. Методика копирования бессмысленных слогов. Взята из книги Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».

4. ВОК (внимание, ориентация, количество). Методика И.Н. Агафоновой. Тест на

переключение внимания, пространственную ориентацию, арифметический счет.

5. Логическое мышление. Задание на комбинаторику «Паровозик». Задание взято из

методички И.Н. Агафоновой «Экспресс-диагностика готовности к школе».

6. Уровень грамотности. Задание: «Найти ошибки в написании осмысленных слов».

7. Темп психических процессов. Модификация методики Пьерона-Рузера

«Кодировка».

8. «Школьная мотивация» — анкета. Автор Н.Г. Лусканова

9. Школьная мотивация – рисунок на тему: «Что мне нравится в школе». Методика

взята из книги Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».

10. Критичность. Сравнение оценки трудности работы самим ребенком с реальными

результатами.

11. Комфортность в классе. Оценка своего самочувствия проставляется выбором

точки в пространстве двух концентрических кругов.

Предполагаемые результаты.

Оценка адаптации класса к условиям школы в целом.

Выявление групп

— хорошо адаптированные к школе дети

— средне адаптированные

— неадаптированные.

Время диагностики.

Ноябрь. Затрачиваемое время – 2-2,5 урока. Рекомендуемые дни недели – вторник, среда, четверг; порядковые номера уроков – 2 и 3.

Этапы диагностики.

  1. Кратковременная память

Цель – выявление объема кратковременной памяти.

Процедура и инструкция.

Предъявляются для запоминания наборы цифр от 3 до 7 в прямом и обратном порядке.

Инструкция 1: «Послушайте ряд цифр, который я сейчас назову, и после моей команды запишите то, что запомнили в ответном листе в левой колонке». Первое задание делается вместе, как примерное.

Инструкция 2: «Прослушайте ряд цифр, который я вам назову, и после моей команды запишите то, что вы запомнили, но в обратном порядке, в правой колонке ответного листа».

Первое задание делается вместе, как примерное.

Наборы цифр

Для прямого повтора Для повтора в обратном порядке

1 — 612 1 – 63

2 – 3417 2 – 574

3 – 6158 3 – 259

4 – 84239 4 – 7296

5 – 52186 5 – 8439

6 – 389174 6 – 41357

7 – 796483 7 – 97852

8 – 5174238 8 – 165298

9 – 9852163 9 – 367194

Оценка.

Оценка ставится по сумме максимальных рядов правильно названных цифр в левой и правой колонках.

Например, правильно последним в левой колонке назван ряд 389174 (6 цифр) и ряд 7296 (4 цифры) из правой колонки.

Оценка = 6+4= 10

  1. Произвольное внимание.

Цель выявление устойчивости внимания и способности работать по инструкции.

Процедура и инструкция.

Предварительно выполняется тренировка на ориентацию «право-лево».

Инструкция: «Поставьте ручку на первую точку, которая у вас отмечена на бланке и рисуйте линии, которые я сейчас вам буду говорить. Например, 1 клетка вверх, 2 вправо…».

1 задание: «1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз…. Выявите закономерность и продолжите линию самостоятельно».

2 задание: «Поставьте ручку на вторую точку, которая у вас отмечена на бланке и чертите: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо… Выявите закономерность и продолжите линию.

3 задание. Поставьте ручку на третью точку, которая отмечена у вас на бланке, и чертите: 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Выявите закономерность и продолжите линию».

Оценка.

За правильно выполненное первое задание — 1 балл.

За правильно выполненное второе задание – 2 балла.

За правильно выполненное третье задание – 3 балла.

Не выполнено ни одного задания – 0 баллов.

Максимальная оценка = 6 (1+2+3)

Минимальная оценка = 0

3. Зрительно-моторная координация.

Цель — выявление уровня зрительно-моторной координации.

Процедура и инструкция.

На доске письменными буквами написаны бессмысленные слоги.

Инструкция: «Перед вами на доске написан список бессмысленных слогов. Вам нужно его скопировать в ответном листе в месте, отведенном под 3-е задание».

«Вел зу бот, ко рат вен»

Оценка.

0 – каракули

1 – читается 3 буквы

2 – читается 4 буквы

3 – читаются все буквы

4 – четкое написание с наклоном

4. ВОК (внимание, ориентация, количество).

Цель — выявление уровня переключения внимания, уровня развития пространственной ориентации, уровня развития арифметического счета.

Процедура и инструкция.

Предъявляется сетка из 6 квадратов.

5

3

4

6

2

Инструкция: «Дети, сейчас мы будем работать в квадратах, которые вы видите на листочках.

Ребята, покажите левую и правую руку. Левые квадраты ближе к левой руке, правые – ближе к правой. Покажите мне их. Теперь я буду давать вам задания, а вам нужно будет выполнять их в квадратах. Будьте очень внимательны, потому что задание я буду говорить только один раз».

  1. «В левом верхнем квадрате нарисуйте столько палочек, сколько я покажу пальцев» (показать 4 пальца).

  2. «В правом нижнем квадрате нарисуйте кружочки так, чтобы их было на 3 больше, чем палочек».

  3. «В правом верхнем квадрате рисуем треугольники. Их должно быть на 2 меньше, чем палочек».

  4. «В левом нижнем квадрате рисуем столько маленьких квадратов, сколько будет вместе треугольников и кругов».

  5. «В верхнем среднем квадрате мы будем рисовать крестики. Посмотрите, насколько меньше у вас нарисовано палочек, чем кружочков, столько и нарисуем крестиков». (Повторить 2 раза)

  6. «А теперь мы будем рисовать в нижнем среднем квадрате жирные точки. Посмотрите, насколько меньше у вас крестиков, чем квадратов, столько и нарисуйте жирных точек». (Повторить 2 раза).

Ответы.

4 фигуры

палочки

5

3 фигуры

крестики

3

2 фигуры

треугольники

4

9 фигур

квадраты

6

6 фигур

точки

2

7 фигур

кружки

Оценка.

Выводятся две оценки: ВО и ВК.

ВО (ориентация) — 0-6 баллов (1 балл назначается каждый раз, если верно нарисована фигура и верно найден квадрат)

ВК (количество) — 0-6 баллов (1 балл назначается каждый раз, если верно количество фигур и верно найден квадрат).

6-5 баллов – высокие оценки.

4-3 – средние оценки.

2-0 – низкие оценки.

5. Мышление.

Цель – выявление уровня развития мышления.

Процедура и инструкция.

Предлагается задание на комбинаторику – нахождение 5 комбинаций последовательного положения трех фигур.

Инструкция: «Жили были бабочка ( Б), червячок (Ч ) и паучок ( П).

Они любили играть в паровозик, то есть становиться друг за другом в цепочку и бегать.

Но чтобы было справедливо, они все время менялись местами так, чтобы порядок их был всегда разным. Вначале они встали в таком порядке: бабочка, червячок, паучок БЧП).

Нарисуй в ответном листе на первой дорожке.

Теперь у вас осталось 5 дорожек. Подумайте, как должны встать друг за другом бабочка, червячок и паучок на каждой дорожке, чтобы их порядок был разным».

_________

_________

__________

____________

___________

_________

Ответы:

БЧП________

ЧПБ _________

ПЧБ _________

ПБЧ _________

ЧБП__________

БПЧ__________

Оценка.

От 0 до 5 баллов.

За каждый правильный ответ назначается 1 балл.

6. Уровень грамотности.

Цель — выявление уровня грамотности.

Процедура и инструкция.

На доске письменными буквами написаны несколько слов с ошибками.

«Нина мыла раму, фрокты, пела чай, мошина, шкав».

Инструкция: «На доске написаны осмысленные слова и фразы, но с ошибками. Ваша задача – переписать слова с доски, найти ошибки и исправить. Для этого вам нужно зачеркнуть ошибочную букву и сверху над ней написать правильную».

Оценка.

0 – не найдено ни одной ошибки

1 – найдена 1 ошибка

2 – найдено 2 ошибки

3 – найдено 3 ошибки

4 – найдено 4 ошибки

5 – найдено 5 ошибок

7. Темп психических процессов.

Цель — выявление темпа умственных процессов.

Процедура, инструкция.

Предлагается задание на кодировку 50 знаков. Время на выполнение задания – 2 минуты.

Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».

Оценка.

Высчитывается количество правильно закодированных фигур.

50 знаков за 2 минуты и быстрее – высокий темп.

40-50 знаков за 2 минуты – средний темп.

Меньше 40 знаков – низкий темп.

8. Анкета школьной мотивации.

Цель — выявление предпочтения игрового или учебного компонента школьной жизни.

Процедура и инструкция.

Детям предъявляется анкета.

Инструкция: «Я буду сейчас читать вам вопросы, а вы будете на них отвечать в ответном листе значками: (+) означает «да», (-) означает «нет», (.) означает «не знаю». Читать каждый вопрос я буду 2 раза». Вопросы анкеты.

  1. Тебе нравится в школе?

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам. Желающим можно остаться дома. Ты пошел бы в школу?

  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

  5. Ты бы хотел, чтобы тебе отменили домашние задания7

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя в школе был менее строгий учитель?

  9. У тебя в классе много друзей?

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Обработка.

1 (+)3 (-)0 (.)1

2 (+)3 (-)0 (.)1

3 (+)3 (-)0 (.)1

4 (-)3 (+)0 (.)1

5 (-)3 (+)0 (.)1

6 (-)3 (+)0 (.)1

7 (+)3 (-)0 (.)1

8 (-)3 (+)0 (.)1

9 (+)3 (-)0 (.)1

10 (+)3 (-)0 (.)1

Оценка.

25-30 – высокая школьная мотивация

20-24 – средний уровень

15-19 – внешняя мотивация

10-14 – низкий уровень

9 – 0 — негативное отношение к школе, дезадаптация.

Вопросы 1-3 – выявляют отношение к школе

Вопросы 4-6 – выявляют уровень учебной мотивации

Вопрос 7 – выявляет проблемы с родителями

Вопрос 8 – выявляет проблемы с учителями

Вопросы 9-10 – выявляют проблемы в отношениях с учениками в классе

9. Рисунок на тему: «Что мне нравится в школе».

Цель — выявление предпочтения учебного или игрового мотивов в школьной жизни.

Процедура и инструкция.

Детей просят сделать рисунок на тему: «Что мне нравится в школе».

Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок на тему: «Что мне нравится в школе»».

Оценка.

УМ (предпочтение отдается учебной стороне школьной жизни – учебная мотивация) – нарисован процесс учебы.

ВМ (Предпочтение отдается внешним проявлениям школьной жизни – внешняя мотивация) – нарисована школа, дорога в школу, класс.

ИМ (предпочтение отдается игровым моментам школьной жизни – игровая мотивация) – нарисована ситуация перемены, спорт зал, столовая, прогулка.

10. Критичность.

Цель – выявление уровня критичности.

Процедура и инструкция.

Детей просят оценить сложность выполненных заданий.

Инструкция: «Внизу ответного листа написаны буквы «Т» и «Л». Если задания для тебя были трудными, обведи букву «Т», если легкими, обведи букву «Л», если не можешь определить, обведи и Л и Т».

Оценка.

ВК (высокий уровень критичности) – задания ученик выполнил хорошо, а оценил трудность заданий «Т» (трудные).

СК (средний уровень критичности) – задания ученик выполнил слабо и оценил задания, как трудные (Т), задания ученик выполнил хорошо, и оценил, как легкие (Л).

НК (низкая критичность) – Задания ученик выполнил слабо, а оценил задания, как легкие (Л).

11. Комфортность в классе

Цель – выявление уровня комфортности для ученика в классе.

Процедура и инструкция.

На доске и в бланках нарисованы два круга – один в другом. Ученикам нужно проставить точку в пространстве двух кругов или за их пределами.

Инструкция: «Ребята, перед вами два круга. Один – в другом. Поставьте точку в пространстве этих кругов или за их пределами.

Точка в центре двух кругов означает — «Мне хорошо в классе».

Точка между двух кругов означает — «Мне нормально в классе».

Точка за пределами кругов означает — «Мне плохо в классе»».

Оценка.

Точка в центре двух кругов – высокий уровень комфортности в классе.

Точка между двух кругов – средний уровень комфортности в классе.

Точка за пределами двух кругов – низкий уровень комфортности в классе.

Анализ результатов диагностики

Для каждого ученика подсчитывается:

  1. Средние оценки интеллекта по 6 заданиям (память, внимание, зрительно-моторная координация, ВОК- ВО, ВОК-ВК, мышление). По 7 заданиям (с учетом теста на поиск ошибок в осмысленных словах). Отдельно — оценка темпа умственной работы.

  2. Оценки школьной мотивации по анкете и рисунку.

  3. Дополнительная информация – критичность, проблемы общения, напряженность состояния, написание букв или цифр в зеркальном изображении, игнорирование инструкций, комфортность в классе.

Оценка.

Средняя оценка за интеллект по 6 тестам.

6 баллов и выше – высокий уровень интеллекта.

4-5,9 – средний уровень интеллекта.

0-3,9 – низкий уровень интеллекта.

Дополнительно для сравнения совпадений с результатами тестирования учителем дается общая оценка успешности учебы

Составляются таблицы:

1. Сводная по классу

2. Общая сравнительная сводная по 1-м классам этого года.

3. Общая таблица по годам, как банк данных

Составляется аналитическая справка о прохождении адаптации исследованным 1 классом, где следует отразить

  1. Уровень школьной мотивации (анкета, рисунок)

  2. Уровень произвольности психических процессов (старательность в выполнении инструкций – по наблюдению во время тестирования, отсутствие графической небрежности, по оценке учителя).

  3. Уровень успешности в интеллектуальных заданиях (общая оценка по интеллектуальным заданиям)

  4. Уровень владения некоторым школьным навыкам (грамотность).

  5. Уровень способности адаптироваться в коллективе (по наблюдению и оценке учителя, по оценке комфортности в классе, уровню критичности.)

  6. Качество эмоционального состояния (по наблюдению, графическим особенностям, использованию цвета в рисунках, по оценке комфортности в классе).

На основании общих количественных и качественных оценок интеллекта и школьной мотивации, которые сравниваются с банком данных, делается вывод о соответствии или несоответствии учащихся 1-х классов этапу адаптации.

На основании сравнения общих оценок, полученных отдельными учащимися, с общими оценками класса делается вывод о соответствии или несоответствии отдельных учащихся этапу адаптации.

Таким образом, предложенная диагностическая программа позволяет выделить среди учащихся 1 класса группы ребят: с высоким, средним и низким уровнем адаптации к

школьным требованиям, дать общую оценку адаптации 1-го класса.

infourok.ru

«Тестирование «Диагностика адаптации первоклассника» | Школьные файлы SchoolFiles.net

Диагностика адаптации
первоклассника к школе


Формы
Примечание

1
Наблюдение
Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся

2
Анкетирование
Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов
Анкета « Хорошо ли ребёнку в школе?»
Анкета для родителей первоклассников
Анкета «Родительская позиция относительно готовности к школьному обучению ребёнка»
( Авторы О.Н. Истратова, И.О.Косьяненко
Анкета «Выявление причин школьной неуспешности»( для педагогов, родителей)

3.
Тестирование
« Беседа о школе»
( авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер)

Тест на эмоциональное отношение к школе
( «Домики» авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер)

Методика изучения мотивов учения
( Автор М.Ю. Гинзбург)

4
Опрос
Метод экспертных опросов педагогов и родителей

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов
1. Тебе нравится в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
не знаю
остался бы дома пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю

6. Ты .хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей? мало
много
нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся

Анкета

schoolfiles.net

Тест на тему: Анкета «Адаптация первоклассников»

Анкета для родителей первоклассников

     

 Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

    -неохотно( ДА)

     -без особой охоты (ВДА)

     -охотно, с радостью( А)

     -затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да( А)

-затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

      -скорее нет, чем да ( ДА)

       -не вполне (ВДА)

       -в основном да ( А)

       -затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

     -иногда (ВДА)

      -довольно часто( А)

      -затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

       -в основном отрицательные впечатления( ДА)

      -положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

      -в основном положительные впечатления( А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

       -довольно часто( ДА)

       -иногда (ВДА)

       -не нуждается в помощи( А)

      — затрудняюсь ответить

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

       -перед трудностями сразу пасует( ДА)

      -обращается за помощью (ВДА)

       -старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

       -настойчив в преодолении трудностей( А)

        -затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

       -сам этого сделать не может ( ДА)

      -иногда может (ВДА)

      -может, если его побудить к этому( А)

      -как правило, может( А)

       -затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

         -довольно часто( ДА)

        -бывает, но редко(ВДА)

       -такого практически не бывает( А)

       -затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

       -нет( ДА)

       -скорее нет, чем да(ВДА)

        -скорее да, чем нет( А)

        -затрудняюсь ответить

       

А-   адаптация, ВДА-   возможна дезадаптация, ДА-   дезадаптация

Анкета для родителей

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”.

1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:

а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?

2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:

а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?

3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?__________________________________________________________________

4. Чем болел Ваш ребёнок?________________________________________________

5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:

а) да;
б) нет?

6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?__________________________________________

7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?_________________________

8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?__________________________________________________________

9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?_________________________________________________________________

10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе? ____________________________________________________________________________

nsportal.ru

Тест (1 класс) на тему: Авторский тест на определение уровня адаптации первоклассников в школе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по русскому языку (тесты) для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся.

Цель данной работы: определить уровень развития мыслительной деятельности учащихся….

тесты для определения уровня воспитанности учащихся

несколько тестов для определения уровня воспитанности учащихся…

Тесты на определение уровня интеллекта

Сборние тестов для определения уровня интеллекта учащихся….

Справка по итогам психолого-педагогического определения уровня адаптации и выявления «группы риска» среди первоклассников, провидении мониторинга профессионально-общественного мнения относительно

Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Не день , не неделя требуются для того чтоб маленький ученик освоился по- настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологиче…

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям…

Тест по определению уровня развития связной речи.

Тест по определению уровня развития связной речи у учащихся 2-3 классов….

Диагностика уровня адаптации первоклассников к условиям школьного обучения

Представлены варианты диагностики: Проективная методика «Рисунок школы»; «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина …

nsportal.ru