Тип акцентуации характера по личко: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Истероидный тип акцентуации характера по А.Е. Личко
Главной чертой данного типа акцентуации, во всех, включающих его в себя систематиках психопатий, является беспредельный эгоцентризм, ничем не насыщаемая жажда постоянного внимания и восхищения своей персоной. Человек с такой психопатией готов принять даже злость, агрессию или ненависть по отношению к себе, лишь бы на него обратили внимание. Оставшиеся чувства и эмоции такого человека подпитываются только этими чертами характера. Нередко, в описании данного типа можно встретить такое качество, как внушаемость, но это справедливо только в том случае, если персоне акцентуанта оказывается должное внимание, в противном случае, он не станет никого слушать. Обман и чрезмерное фантазирование направлены на приукрашивание своей жизни. Эмоциональность и «живость» не подпитываются глубинными эмоциями и переживаниями, носят лишь поверхностный характер.
Часто истероидные черты проявляются с раннего возраста. Дети с истероидной акцентуацией крайне болезненно воспринимают похвалы не в свой адрес, им быстро надоедают игрушки, а желание привлечь к себе внимание и стать центром вселенной окружающих перерастает в неутолимую потребность.
С наступлением подросткового возраста истероидные черты заостряются. Самым ярким проявлением истероидной акцентуации, заставляющей обратиться за специализированной помощью, является демонстратиная суицидальная попытка, ориентировочно в возрасте 15-16 лет (по данным А.Е. Личко,2010). Способ, выбираемый подростком, легкий и безопасный, например, порез вен в местах, не приводящих в сильной кровопотере, либо способ рассчитан на то, чтобы подростка успели остановить и обратили на него внимание – долгие и неприкрытые приготовления к «суициду» со «случайным» привлечением внимания. Самой распространенной причиной такого поведения является безответная любовь или расставание. Но это всего лишь прикрытие, предназначенное для выставления себя исключительной личностью, которой требуется много внимания. Настоящей же причиной обычно служат – уязвленное самолюбие или страх потери статуса в группе.
Сама же «попытка» дает большое удовлетворение подростку за счет случайных свидетелей, переживаний и столь ценного для них внимания.
Часто, даже в демонстрациях «суицида», родители подростка играют роль «козла отпущения», даже в тех ситуациях, когда они не имеют никакого отношения к действительной причине душевных переживания. В некоторых случаях, подобные демонстрации могут осуществляться повторно и приобретать характер повторяющихся действий при любого рода конфликтах в жизни подростка.
У истероидных подростков, также, могут встречаться и аффективные суицидальные попытки, вызванные теми же причинами, что и демонстративные, но при этом несущие реальную опасность для жизни. На фоне сильнейшего эмоционального переживания у подростка может промелькнуть мысль о настоящем суициде или же он может упустить из зоны внимания опасные факторы (например, прекратить следить за равновесием, стоя на подоконнике и краю крыши).
Характерно для них и т.н. «бегство в болезнь», что приводит к демонстрации наличия у себя какого-либо необычного заболевания или расстройства, подчеркивая тем самым свою исключительность и необычность.
Употребление алкоголя, чаще всего, носит демонстративный характер. Истероидные подростки пьют немного, предпочитая легкие стадии опьянения, что стимулирует их фантазии и хвастовство.
Также, несерьезный характер носит и делинквентное поведение таких подростков. В большинстве своем, такое поведение ограничивается прогулами учебы, нежеланием учиться или работать, может встречаться вызывающее поведение в общественных местах. В самых серьезных случаях может выражаться в мошенничестве, подделке документов, воровство. При этом, истероидные подростки избегают ситуаций, связанных с грубым насилием.
Побеги из родительского жома, которые могу начаться еще в дошкольном возрасте, обусловлены реакцией оппозиции – на них перестают обращать столько внимания, сколько обращали раньше. Обретя «свободу», истероидный ребенок будет находиться в том месте, где его скорее всего будут искать. С возрастом к причинам побегов прибавятся и романтические неудачи.
Многое в поведении подростка объясняется реакцией имитации – стремление быть похожем на идеал. Т.к. истероиды не отличаются большой оригинальностью, то весь их жизненный путь – паззл, собранный из различных моделей поведения, выдаваемый за оригинальный и исключительный.
Реакция отделения от родительского контроля также имеет бурные истероидно-аффективные проявления – побеги из дома, конфликты, требования самостоятельности и обвинения родителей во всех его бедах. Выставляют напоказ свой демонстративный нонкомформизм – отрицание общепринятых правил и норм. Но т.к. подросток не готов вместе с контролем отказываться от внимания со стороны родителей, чаще всего стремление отделиться приобретает вид детской реакции оппозиции.
В группе сверстников такие подростки, не обладая качествами лидера, готового постоянно поддерживать и доказывать свой статус, стараются подчинить и «подмять» под себя других. Они могут выступать зачинщиками и разжигателями различных конфликтов, неявно назревающих в группе, благодаря своему умению интуитивно чувствовать настроение социума. Если при этом они приобретают статус лидера, то довольно быстро его теряют, т. к. не способны бороться с трудностями как настоящие лидеры. Из-за этого, они долго не задерживаются в одной группе и ищут следующую, где могли быть стать лидером.
Увлечения и хобби истероидов носят сугубо эгоцентрический характер. Подростков привлекают те занятия, которые дают возможность продемонстрировать и показать себя с лучших своих сторон, выбирая, преимущественно, те виды искусства, которые популярны на данный момент у подростков.
Сексуальное поведение истероидов построено на театральной игре. Молодые люди часто уходят от разговоров на эту тему, т.к. понимают, что удивить или поразить собеседника своими достижениями у него не получится. Девушки же, наоборот, афишируют и приукрашивают свою сексуальную жизнь.
При подготовке данной статьи были использованы материалы Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: Речь, 2010. — 256 с.
Акцентуация характера у подростков, типы, тест, методика, коррекция в Саратове
Что такое акцентуация черт характера человека?
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы характера, при которых его отдельные черты чрезмерно усилены. При акцентуации характера обнаруживается избирательная уязвимость личности человека в отношении определенного ряда психогенных воздействий при повышенной или хорошей устойчивости к другим психологическим воздействиям.
Термин «акцентуация черт характера личности» происходит от латинского слова «accentus», которое означает ударение. Синонимом акцентуации характера является акцентуация личности.
Акцентуации характера по Леонгарду
В 1976 году К. Леонард (K. Leonard) предложил термин «акцентуация характера
Акцентуация характера по Личко
В 1983 году А. Е. Личко описал типы акцентуации характера у детей.
Акцентуации характера являются предрасполагающим преморбидным фоном, на котором могут возникать острые аффективные реакции, различные виды нарушения поведения, реактивные и невротические состояния, заболевания нервной системы.
Причины акцентуации черт характера человека
Формирование характера человека происходит в детском и подростковом возрасте. Дезадаптация у акцентуированных личностей, взрослых (мужчин и женщин), подростков (парней и девушек), детей (мальчиков и девочек) часто происходит в пубертатном возрасте (в период полового созревания), когда при трудных жизненных ситуациях к человеку предъявляются повышенные требования.
Скрытые и явные акцентуации характера, личности
По степени выраженности различают явные акцентуации характера и скрытые акцентуации характера. При скрытой акцентуации характера черты определенного типа могут ярко выступать только под воздействием некоторых сложных ситуаций. При обычных условиях они незаметны или выражены слабовато. Выделяют эктравертированный тип и интравертированный тип. При экстравертированном типе человек больше ориентирован на внешнюю среду, а при интравертированном – на внутренний мир.
Типы акцентуации характера, типология, виды
Неврологи, психоневрологи, рефлексологи, рефлексотерапевты, психиатры выделяют основные типы акцентуации характера. По психологическим особенностям выделяют различные типы акцентуации характера. Остановимся на основных типах черт характера. Классификация акцентуаций.
Гипертимный тип акцентуации характера, гипертимная акцентуация
Подростки гипертимного типа акцентуации характера с детства отличаются большой подвижностью и общительностью с выраженной впоследствии реакцией эмансипации. Это сверхактивный тип.
Циклоидный тип акцентуации характера, циклоидная акцентуация
Для циклоидных акцентуаций характерной чертой является склонность к субдепрессиям. У них наблюдается субдепрессия. Периодически субдепрессия сменяется гипертимностью.
Лабильный тип акцентуации характера, лабильная акцентуация
Подростки (девушки и парни) с лабильным типом акцентуации характера отличаются изменчивостью настроения.
Настроение у них лабильное.
Невротический тип, астено-невротический тип, невротическая акцентуация
При невротическом типе акцентуации характера наблюдается склонность к невротическим реакциям.
Сензитивный тип, сензитивная акцентуация, (сенситивная акцентуация)
Для сензитивных акцентуаций характерным являются чрезмерная чувствительность и впечатлительность с высокими моральными требованиями к себе. В детстве такие мальчики и девочки обнаруживают пугливость и боязливость (боязнь). Они все пугаются и боятся.
Психостенический тип, психостеническая акцентуация, психастенический тип
Детей и подростков с психостеническим типом акцентуации характера отличают склонность к страхам, навязчивостям, страхам, тревожной мнительности, пространным рассуждениям. У них могут наблюдаться такие симптомы как страх, мнительность, навязчивость. Сильны рефлексия, самоанализ, аккуратность.
Шизоидный тип акцентуации характера, шизоидная акцентуация
Наиболее характерной чертой шизоидного типа акцентуации характера является замкнутость и снижение потребности в социальных контактах. Такие парни и девушки, мальчики и девочки трудно знакомятся со сверстниками, мало общаются с детьми и взрослыми, замкнуты и неразговорчивы, постоянно находятся «в себе». У них сильны фантазии, сопереживания, интуиция
Эпилептоидный тип акцентуации характера, эпилептоидная акцентуация
При эпилептоидном типе акцентуации характера наблюдается аффективная взрывчатость, напряженность, злоба, пунктуальность, тоска, авторитарность, скрупулезность, мелочность, агрессия, гнев, ревность, инертность психической деятельности.
Истероидный тип акцентуации характера, истероидная акцентиуация
Главной чертой истероидного типа акцентуации характера является эгоцентризм, постоянное стремление быть в центре внимания. Есть склонность к демонстративным попыткам самоубийства.
Неустойчивый тип акцентуации характера, неусточивая акцентуация
Для неустойчивого типа акцентуации характера характерны слабоволие и неустойчивость интересов.
Конформный тип акцентуации характера, конформная акцентуация
Главная черта конформного типа акцентуации характера – это постоянное и чрезмерное стремление к соглашательству с ближайшим окружением. Характерны дружелюбность, стереотипность.
Застревающий тип акцентуации характера, застревающая акцентуация
При застревающей акцентуации на первый план выходят такие симптомы, как обидчивость, подозрительность, смена отличного настроения упадком сил, тщеславие, отчаянность.
Диагностика акцентуации характера
Частная медицинская практика (Саратов, Россия, сарклиник) разработала и успешно применяет тест на акцентуацию (на акцентуации), опросник, проводит исследование акцентуаций характера, проводится психодиагностика. Диагностика, методика определения акцентуаций характера, таблица, опросник Шмишека позволяют определить тип акцентуации по Леонгарду, по Личко.
Лечение, коррекция акцентуация характера в Саратове, в России
Сарклиник использует комплексные методы для лечения и коррекции акцентуаций характера в Саратове, России. Родители! Не ждите, когда у вашего ребенка акцентуации характера перейдут в такие грозные заболевания, как шизофрения, невроз, депрессия, эпилепсия, истерия, астения, психопатия, невроз навязчивых состояний, мыслей, действий. Могут возникнуть безволие, агрессивность, плаксивость, неуравновешенность, заторможенность, робость, боязливость, вспыльчивость, нерешительность, обидчивость, ипохондрия, тщеславие, подозрительность, робость, лживость, покорность. Сарклиник жает рекомендации и проводит лечение в Саратове.
Как лечить акцентуацию характера в Саратове?
На первой консультации врач расскажет Вам, как влияет темперамент, какие есть методики диагностики в психологии в подростковом и детском возрасте, какое оказывает влияние акцентуация на жизнь подростка, что такое экзальтированность, какие существуют примеры, 12 типов, причины, типология, какие отличия психопатии от акцентуации.
Сарклиник поможет решить подростковые проблемы. Сарклиник знает,
Текст: ® Sarclinic.com \ Sarclinic.ru, фото: (©) B-d-s | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Где в Саратове можно вылечить нервы
Горметония, горметонический синдром Давиденкова
Децеребрационная ригидность: причины, симптомы, лечение
Ночной энурез код по МКБ 10 F 98.0
Головной мозг человека, ребенка, отделы, строение, лечение головного мозга
Написать комментарий
Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *
АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ФАКТОР СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ У СТУДЕНТОВ (УКРАИНСКАЯ ВЫБОРКА)
Ключевые слова
студентка
акцентуированная черта личности
стиль управления конфликтом
конфликтное поведение
Как цитировать
Дуткевич Т. , Романова И. (2020). АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ФАКТОР СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ У СТУДЕНТОВ (НА ВЫБОРКЕ УКРАИНЫ). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ , 6 (1), 79–89. https://doi.org/10.31108/1.2020.6.1.8
Abstract
Цель статьи – представить и обсудить результаты эмпирического исследования частоты, структуры акцентуированных черт студенток и их влияния на Их стили управления конфликтами. Исследование проводилось с участием 104 студенток бакалавриата в возрасте 21–23 лет с марта 2019 года по май 2019 года. Использовались опросник Шмишека и инструмент конфликтного режима Томаса-Килмана. В статье представлены противоречивые факты, подтверждающие и в то же время опровергающие существенные различия акцентуированных черт, характерных для студенток в Украине и в Российской Федерации. Таким образом, подтверждается необходимость диагностики акцентуированных признаков для каждой новой выборки с определенными возрастными, гендерными, политическими, социально-экономическими, социально-психологическими и другими особенностями.
https://doi.org/10.31108/1.2020.6.1.8
ПДФ 79-89
Рекомендации
Антониони, Д. (1998). Взаимосвязь между Большой пятеркой личностных факторов и стилями управления конфликтами (стр. 336-355). Международный журнал управления конфликтами. Т. 9. Вып.: 4.
Акискаль, Х. и Акискаль, К. (2005). Эпилог. Ренессанс древней концепции темперамента (с акцентом на аффективные темпераменты) (стр. 479-493). Май М., Акискал Х.С., Меззич Дж.Э., Окаша А., редакторы. Расстройства личности, Chichester, J. Wiley Sons.
Бадиев И.В. (2015). Типология акцентуаций характера у подростков (стр. 60-65). Вестник Бурятского государственного университета. № 5.
Бодткер А.М. и Джеймсон, Дж.К. (2001). Эмоции в формировании конфликта и его трансформации: приложение к управлению организационными конфликтами (стр. 259-275). Международный журнал управления конфликтами. 12 (3).
Брандес, М. и Бьенвеню, О.Дж. (2006). Расстройства личности и тревожные расстройства (стр. 263-269). Текущие отчеты психиатрии. Т. 8, вып. 4.
Кларк, Л.А., Уотсон, Д. и Минека, С. (1994). Темперамент, личность, настроение и тревожные расстройства (стр. 103-116). Журнал ненормальной психологии. Т. 103(1).
Десивиля Х.С. и Ягил Д. (2005). Роль эмоций в управлении конфликтами: случай рабочих групп (стр. 55-69). Международный журнал управления конфликтами. 16 (1).
Дубчук Г.М. (2016). Акцентуации характера в контексте стрессоустойчивости личности. Технология развития интеллекта. Т.2. №2. Электронный ресурс: http://nbuv.gov.ua/UJRN/tri_2016_2_2_4 [на украинском языке].
Дудукало Н.А. (2014). Взаимосвязь акцентуаций личности и конфликтных стилей поведения у старшеклассников. Электронный ресурс: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652126//. [на русском].
Филоненко М.М. (2008). Психология общения (стр. 210-213). Руководство. Киев. Центр учебной литературы. [на украинском языке].
Hosier, S.G. & Cox, W.M. (2011). Личностно-мотивационные корреляты потребления алкоголя и проблем, связанных с алкоголем, среди студентов, злоупотребляющих алкоголем. Зависимое поведение, doi:10.1016/j.addbeh.2010.08.029.
Коваленко Е.А. (2007). Особенности коммуникативности при разных типах акцентуации характера: дис. кандидат наук. Москва. 181 [на русском языке].
Леонхард, К. (1989). Акцентированные личности. В.М.Блайхар, редактор. 2-е издание. Киев, Высшая школа, 375.
Лизеретти, Н.П., Коста, М.В. и Химено-Байон, А. (2014). Эмоциональный интеллект и личность при тревожных расстройствах. Успехи психиатрии. Идентификатор статьи 968359, 7 страниц, https://doi.org/10.1155/2014/968359.
МакГиган, Р.Дж. и Попп, Н. (2016). Интегральный конфликт: новая наука о конфликте. SUNY Press Государственный университет Нью-Йорка, Press Albany. 330.
Психодиагностический семинар (стр. 103-109). Музыка, О.О. и др. и др., составители (1999). Житомир. [на украинском языке].
Рада К. и Испас А. Т. (2016). Потребление алкоголя и акцентированные черты личности среди молодых людей в Румынии: поперечное исследование. Лечение, профилактика и политика злоупотребления психоактивными веществами 11:36. DOI 10.1186/s13011-016-0080-3.
Рахим А.М., Магнер Н.Р. и Шапиро, Д.Л. (2000). Влияют ли представления о справедливости на стиль разрешения конфликтов с начальством? Какое именно восприятие справедливости? (стр. 9-31). Международный журнал управления конфликтами. № 11 (1).
Шембелева Х. (2002). О патопсихологических особенностях личности женщин, страдающих сифилисом (стр. 38-40). Дерматология и психосоматика. С. Каргер АГ. V. 3. N. 1.
Уведомление об авторских правах
Статьи в Psychological Journal находятся под лицензией Creative Commons Attribution License International CC-BY, которая позволяет другим делиться работой с признанием авторства работы и первоначальной публикации в этом журнале. Для получения более подробной информации перейдите по ссылке — https://creativecommons. org/licenses/by/4.0/
Тесты личности
Многочисленные аспекты человеческой личности имеют глубокие корни и сложны. Личность — это продукт природы и воспитания: кто мы генетически, как мы выросли и какой опыт сформировал нашу жизнь. То, как мы функционируем в мире, так же уникально, как и наша личная ДНК.
Американская психологическая ассоциация определяет личность как «индивидуальные различия в характерных моделях мышления, чувств и поведения». Личность влияет на все, что мы делаем в жизни, в том числе на то, как мы взаимодействуем с информацией и другими людьми. И то, и другое напрямую влияет на то, как мы учимся.
MBTI®, FFM и VARK®
Человеческое увлечение личностью привело к многочисленным тестам и опросникам, каждый из которых предназначен для измерения аспектов нашего бытия и того, как мы действуем в различных ситуациях. Три часто упоминаемые меры, связанные с обучением, включают:
MBTI (Индикатор типа Майерс-Бриггс®)
Это, пожалуй, самый популярный из опросников, определяющий 16 различных типов личности на основе четырех дихотомий:
Экстраверт – интроверт
Восприятие — Интуитивное
Мышление — Чувство
Суждение — Восприятие
MBTI помогает определить, как человек фокусируется на мире (внешнем или внутреннем) и доверяет ли он информации больше, чем инстинкту, или наоборот. Он также измеряет, ценят ли они логику (мышление) или людей (чувства) больше всего, и как им нравится подходить к проекту.
FFM (Пятифакторная модель)
FFM разбивает личностные черты на пять всеобъемлющих факторов, которые охватывают все аспекты человеческого поведения. Эти факторы (ОКЕАН) имеют прямую связь с поведением учащихся и стилем обучения:
Открытость опыту (интеллектуальная любознательность)
Добросовестность (стремление к достижениям)
Экстраверсия (общительность)
Доброжелательность (сотрудничество)
Нейротизм (беспокойство)
Характеристики ОКЕАН измеряются по шкале от низшей к высшей. Например, человека с высоким уровнем добросовестности и низким уровнем экстраверсии можно охарактеризовать как самодисциплинированного и послушного в выполнении заданий, но некомфортного в сценариях группового обучения.
VARK (визуальный, звуковой, чтение/запись, кинестетический)
VARK не измеряет личность, а скорее оценивает стили обучения на основе индивидуальных предпочтений в обработке и обмене информацией:
визуальный – изображения, диаграммы, графики
слуховой – лекции, обсуждение, чтение вслух
Чтение/запись – списки, заметки, письменные материалы
Кинестетика – экскурсии, эксперименты, опыт
Знание того, как учащиеся лучше всего реагируют на новые понятия и идеи, может значительно повысить шансы преподавателя на достижение успешных результатов.
Личностно-ориентированная среда обучения
Мы можем сделать некоторые предположения о типе личности и стиле обучения. Например, MBTI-интроверт с низким фактором экстраверсии FFM и высоким фактором нейротизма FFM вряд ли получит удовольствие от групповой экскурсии по кинестетическому опыту.
Конечно, преподаватели должны уметь учитывать все особенности личности и стили обучения. Именно здесь в игру вступает концепция «акцентированной учебной среды».
Эта концепция позволяет как учителям, так и ученикам ассимилироваться в классе в соответствии со своими естественными наклонностями и предпочтениями. Акцентированная среда будет предлагать как групповые, так и индивидуальные сидения в пространстве, предназначенном для различных методов обучения и различных уровней межличностного взаимодействия.
Формальное личностное тестирование и прогнозирующий анализ поведения могут дать окончательный взгляд на потенциал каждого учащегося в обучении.