Тревожность психология – Тревожность — Википедия

Содержание

Тревожность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2017; проверки требуют 4 правки.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно[1].

Впервые тревожность была описана Зигмундом Фрейдом[1]. Тревога, с точки зрения Фрейда, является функцией «Эго» и предупреждает «Эго» о надвигающейся опасности, угрозе, помогая личности реагировать в подобных ситуациях (ситуациях опасности, угрозы) безопасным, адаптивным, способом

[2]. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности — переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками: 1) специфическим чувством неприятного; 2) соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения; 3) осознанием[3]

Зигмунд Фрейд выделил три вида тревожности[1]:

  1. Реальный страх — тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.
  2. Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.
  3. Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.

По сфере возникновения различают[1]:

  1. Частную тревожность — тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.)
  2. Общую тревожность — тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.

По адекватности ситуации различают[1]:

  1. Адекватную тревожность — отражает неблагополучие человека.
  2. Неадекватную тревожность (собственно тревожность) — тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности[4].

До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врождённую, частично приобретённую природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек, в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает её[1].

Неофрейдисты считают основной причиной тревожности неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми (по Гарри Стаку Салливану)

[1].

Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства[1].

Неадекватная тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Отрицательно влияет на развитие и отсутствие тревоги в случаях реального неблагополучия, возникающее как результат работы защитных механизмов[1].

Тревожность может являться предвестником невроза, или его симптомом, а также средством и механизмом его развития[1].

Тревожность является одним из основных компонентов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)

[1].

С тревожностью связаны также такие психические расстройства как фобии, ипохондрия, истерия, обсессивно-компульсивное расстройство и другие[1].

  1. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1989.
  2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М.: «Прогресс-Универс», 1993.
  3. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1. — ООО «Апрель Пресс»; ЗАО «ЭКСМО — Пресс», 1999.
  4. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  6. Изард К. Э. Эмоции человека. — М.: Издательство Московского ун-та, 1980
  7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. — СПб.: Союз, 1997.
  8. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И.
    Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. — Воронеж: Истоки, 1998.
  9. Тревожность // Хорни К. Собр. соч. в 3-х т. Т. 2. — М.: Смысл, 1997. — С. 174—180.

ru.wikipedia.org

Тревожность | Журнал Вестник Психологии

Что такое тревожность?

Тревожность – это эмоциональный дискомфорт, который связан с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. Даже если все вокруг хорошо и благополучно, человек испытывает фоновое ощущение предстоящей беды.

Тревожность в психологии может означать кратковременное эмоциональное состояние, а может являться устойчивой чертой характера человека. Тревога как эмоция свойственна всем людям и необходима для оптимальной адаптации человека к окружающему миру. Тревожность же, как часть личности человека, является нарушением в его личностном развитии и мешает полноценной жизни в социуме.

Пройдите тест на уровень тревожности (прим.ред).

Постоянное чувство тревоги и страха является следствием внутриличностного конфликта. Это может быть противоречием между образом себя идеального и себя реального, которое является расхождением между уровнем самооценки и уровнем притязаний человека. Тревожность всегда сигнализирует о необходимости удовлетворения потребности, а чувство постоянной тревоги – показатель того, что потребность не удовлетворена.


Чувство тревоги также является фактом неудовлетворения социально-психологических потребностей человека.

Популярное на сайте: 12 простых способов успокоиться и не нервничать (прим.ред.)

Повышенная тревожность тесно связана с закономерностями между эмоциональной и мотивационно-потребностной сферами личности. Внутриличностный конфликт приводит к неудовлетворению потребностей, что создает напряженность и состояние тревожности.

После того как постоянный страх и тревога закрепляется в психике человека, это новая часть личности способна негативно влиять на дальнейшие мотивы поведения – на его коммуникации с другими людьми, побуждение к успеху, жизненную активность и поступки.

Тревожность, вместе с такими эмоциями, как страх и надежда, находится в особом положении. Как сказал Фриц Перлз, великий немецкий психиатр: «Формула тревоги очень проста. Тревога — это брешь, между сейчас и тогда».


 
Источники:

Тревожные и депрессивные расстройства — Мосолов С.Н.

Тревожность у детей и подростков — Прихожан А.М.

Смысл тревоги — Ролло Мэй

Болезнь к смерти — Кьеркегор С.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

psychologyjournal.ru

Тревожность — Психологос

Фильм «Шоколад»

Тревожность — склонность бояться, ожидать Страшное, видеть возможные опасности и неудачи. Для переживательной личности тревожность — это тяжелое негативное переживание. Смотри Тревожность: психофизиологический портрет

Детская тревожность​ имеет свою специфику. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Основные виды тревожности — ситуативная и личностная тревожность. Ситуативная тревожность имеет ссылки на конкретную ситуацию и проходит вместе с завершением ситуации.

Был экзамен — тревожился, экзамен прошел — тревожиться перестал.

Личностная тревожность — повышенная склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований. Бывает связана как с гормональным фоном организма, так и привычными способами привлечения к себе внимания и отыгрывания роли Жертвы. Смотри статью Страхи

Тревожность часто может не замечаться или отрицаться самим человеком, который видит свое поведение не как тревожное, а вполне естественное и адекватное. Смотри видео «Нормальная тревожная мама» — скорее всего, мама своей тревожности не видит, не замечает и не согласится, что она тревожна.

Страхи и тревожность в человеческой жизни

Страхи и тревожность, бывает, приходят к нам в душу сами, но у кого-то они не приживаются надолго, а где-то оказываются желанными гостями. Чаще, однако, страхи и тревожность — результат социального научения. Детей обучают бояться родители, дети играют в страхи самостоятельно, люди начинают бояться чего-либо тогда, когда в этом есть какая-то выгода и интерес. Взрослые и развитые люди не разрешают себе неуместные страхи, не тревожны, осторожны и смелы одновременно, а с возникающими страхами умеют работать быстро и эффективно. Всему этому можно научиться. См.→

Разум — лучшее средство против страхов и тревожности. Тревожность ниже у людей, ведущих разумный: деловой и упорядоченный образ жизни. Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину. Меньше других тревожатся люди занятые и дисциплинированные. В частности, уменьшению тревог способствует контроль мышления — это привычка думать, о чем нужно, и не думать о чем не следует, чтобы себя же не пугать.

Лучше всего успокаивает — дело. Разумные действия отвлекают от страхов того, кто тревожится, и меняют саму ситуацию на более благополучную. При этом, многим людям помогают такие простые, домашние средства, как в тревожной ситуации поглаживать мягкую игрушку… Мягкие движения ладони успокаивают, настраивают на ощущение благополучия. К подобным же рекомендациям относится совет начать петь песни с плавной мелодией и спокойным текстом, это дает тот же успокаивающий эффект. Видимо, подобный же механизм у таких исторически проверенных методов, как медитативное чтение молитвенных текстов и успокаивающее дыхание, особенно в сочетании с практикой расслабления и собственно медитацией.

Страхи и тревожность в практической психологии

Страх можно формировать, страх можно снимать. Работа со страхами — популярный запрос клиентов. Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: «Посиди со мной, мне страшно!», при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

www.psychologos.ru

Тревожность: как это понятие трактуется в психологии

Что же мы знаем о понятии тревоги и чувстве тревожности. Если говорить психологическими терминами, то тревожность – это индивидуальная особенность личности человека, согласно которой он имеет склонность к страху, тревоги и беспокойство без видимых на то оснований. Это состояние характеризуется неприятными предчувствиями и дискомфортом.

Тревожность в психологии: трактовка

Состояние тревоги в психологии относят к категории расстройств невротического характера, иными словами, патологическим состояниям, имеющим психогенное происхождение. Клиническая картина может быть разной, нарушений личности при этом не наблюдается.

Подобное состояние тревожности может быть у людей разных возрастов, тревогу переживают даже дети, однако, по статистике, чаще всего от тревожности страдают женщины от 20 до 30 лет.

Естественно, в тех или иных ситуациях чувство тревоги может появиться у любого человека, однако, о симптоме тревожности как психологического нарушения можно говорить лишь тогда, когда чувство сложно контролировать и оно становится сильнее. Человек не сможет заниматься своей привычной работой и не может вести прежний образ жизни.

Есть разные виды нарушений, в симптоматику которых входит чувство тревоги, например:

  • фобии;
  • посттравматические расстройства;
  • паника.

А вот тревожность в психологии как самостоятельное расстройство – это генерализованный синдром, который характеризуется обостренным чувством тревоги, постоянными беспокойствами, а также обостряется физическими и психологическими симптомами.

Тревога и причины ее развития

Тревожность – это синдром, который может у разных людей развиваться по разным причинам. У одних чувство тревоги возникает на ровном месте, а вот другие страдают от постоянной тревожности после перенесенной травмы психологического характера.

Ряд специалистов считает, что в какой-то степени играет роль и генетика. Считается, что если в головном мозге присутствуют определенные гены, то они провоцируют химический дисбаланс, это и является фактором возникновения чувства тревоги и психического напряжения.

Если учитывать теорию в психологии о появлении этого расстройства, то чувство тревоги и другие фобии изначально появляются как условно-рефлекторная реакция на тот или иной раздражающий стимул. Эта же реакция в будущем проявляется и без подобного стимула. Эта биологическая теория гласит, что тревожная реакция – это следствие определенных биологически аномалий, в частности, при высоком уровне продуцирования нейромедиаторов, которые выступают проводниками нервных импульсов в области головного мозга. Это повышенное состояние тревоги может стать следствием нерационального питания и малой физической активности.

Все знают, что с целью поддержания нормального психического и физического состояния человеку нужны:

  • правильное питание;
  • микроэлементы и витамины;
  • достаточная физическая активность.

При отсутствии этих факторов проблемы могут появиться у любого, что спровоцирует чувство тревоги. У некоторых людей тревожность неразрывно связана с освоением в новой и незнакомой среде, которая может представлять опасность, или же собственным опытом в жизни, где присутствовали психологические травмы и негативные события. Естественно, большую роль играет и характер человека.

Нередко причиной появления тревоги является соматическое заболевание. Например, это может быть эндокринное нарушение, в частности, климакс у женщин и сбой гормонов на его фоне. А еще внезапно появившееся чувство тревоги может свидетельствовать о приближении инфаркта, падении уровня сахара.

Тревожность — это характерный симптом для многих психических заболеваний, часто этим синдромом сопровождаются:

  • шизофрения;
  • алкоголизм;
  • неврозы и многое другое.

Виды тревожности

В психологии различают разные виды тревожности. Наиболее распространенные – это адаптивные и генерализованные. В адаптированном тревожном состоянии человек испытывает неконтролируемое чувство тревоги, которое при адаптации к той или иной стрессовой ситуации сочетается с другими негативными эмоциями. А вот генерализованное расстройство сохраняется на постоянной основе и имеет свойство направляться на разные объекты.

Существуют разные виды тревожности, наиболее изученные и распространенные из них – это:

  • социальная тревога. В психологии этот синдром характеризуется дискомфортом в людных местах. Из-за этого человек избегает посещения публичных мероприятий, знакомств с другими, работы с людьми;
  • публичная – в рамках этого расстройства тревога особенно проявляется во время массовых мероприятий, например, во время конференций, экзаменов и прочего. В основе этого расстройства лежит неуверенность в том, что человек в состоянии справиться со своей задачей, а также страх о том, что он окажется в нелепой ситуации. Внимание при этом концентрируется не на ключевом задании, а на неприятностях, которые бы могли возникнуть;
  • тревога при необходимости осуществления выбора – тревожность может заключаться в неуверенности в том, правильный ли выбор сделал человек, страхе перед ответственностью и ощущении своей беспомощности;
  • посттравматическая тревожность – это состояние постоянного переживания, которое появляется после перенесенной психологической травмы. Характеризуется беспокойством без причин, ожидаем опасности, проблемами со сном, отсутствием понимания причин своего страха;
  • экзистенциальная тревожность – это осознание человеком того, что он умрет. Он проявляется в виде страха смерти, страхом несоответствия ожиданиям других по отношению к себе и осознанием бессмыслия своей жизни. Наблюдается разделенное чувство тревоги. Синдром сопровождается острыми приступами паники и тревоги в серьезной ситуации;
  • обессивно-компульсивное чувство тревоги – согласно психологии, такое расстройство характеризуется навязчивыми тревожными и иррациональными мыслями. При этом человек осознает свою болезненность, но самостоятельно с навязчивыми мыслями справиться не может;
  • соматогенная тревожность – в этом случае тревожность является симптомом того или иного соматического заболевания.

В некоторых случаях тревога является характерной чертой характера человека, когда психическая напряженность терзает больного независимо от обстоятельств. Также тревога может быть средством избегания конфликтов, а накал эмоций постоянно накапливается и может привести к развитию фобий у человека.

В других случаях тревожность – это своеобразная форма самоконтроля. Такое состояние характерно для тех, кто стремиться к безупречности во всем, отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, переживает о своем здоровье и не приемлет ошибки во всем.

Кроме перечисленных ранее видов тревожности, она имеет и свои формы: закрытую и открытую.

Открытая форма тревожности переживается человеком осознанно, иногда состояние приобретает острое состояние и не может контролироваться. Тревога же выступает как своеобразный регулятор активности. А вот закрытая форма встречается не так часто. Тревога чаще неосознанная и проявляется в том или ином поведении, иногда она характеризуется чрезмерным спокойствием, которое в психологии также называют «неадекватным».

Тревожность: клиническая картина

Как и другие психические расстройства, тревожность распознается на разных уровнях.

Если говорить о физиологических проявлениях, то тревога проявляется следующими симптомами:

  • сердцебиение и дыхание учащается;
  • скачки артериального давления;
  • наблюдается повышение эмоциональной и физической возбудимости человека;
  • слабость;
  • дрожат конечности;
  • снижается порог чувствительности;
  • сухость во рту, сильная жажда;
  • проблемы со сном, трудно засыпать, тревожные или кошмарные сновидения, дневная сонливость;
  • быстрая утомляемость;
  • мышцы болят и постоянно напряжены;
  • боли в желудке неизвестного происхождения;
  • усиливается потоотделение;
  • нарушается аппетит;
  • появляются проблемы со стулом;
  • тошнота;
  • головные боли пульсирующего характера;
  • проблемы с мочеполовой системой;
  • у женщин может нарушиться менструальный цикл.

Что же касается эмоционально-когнитивного уровня, то здесь тревожность проявляется в постоянном напряжении, страхе и беспокойстве, появляется чувство беспомощности, человек становится раздражительным и нетерпимым, не может на чем-то сосредоточиться. Эти проявления заставляют людей избегать контактов с социумом, они перестают посещать учебу, отказываются ходить на работу.

Состояние лишь усиливается, самооценка у больного тоже ухудшается, ведь он начинается концентрироваться только на своих проблемах и недостатках. С точки зрения психологии это состояние может привести к усугублению проблемы. Постоянное одиночество и самобичевание приводят к краху карьеры и личной жизни человека.

Есть и проявления тревожности на поведенческом уровне. Их распознают по таким признакам:

  • бессмысленное хождение по комнате;
  • раскачивание на стуле;
  • стук по столу руками;
  • теребление разных предметов или волос;
  • человек грызет ногти.

Если имеют место проблемы с нарушением адаптации, то могут проявляться симптомы панического расстройства, например, внезапные приступы страха, сопровождающиеся учащением сердцебиения или одышкой.

В случае с обессивно-компульсивным чувством тревоги человека мучают навязчивые идеи, и он постоянно выполняет одинаковые действия.

Диагностика этого синдрома

Диагностировать тревожность должен врач-психиатр на основании выявления у пациентов симптомов, которые не прекращаются в течение нескольких недель. Тревожное расстройство, как правило, выявить несложно, но сложно выявить тип, поскольку большинство форм имеет одинаковые клинические проявления, которые лишь отличаются по месту и времени появления.

Если специалист подозревает у пациента тревожность, он должен обратить внимание на следующее:

  • присутствие симптомов повышенной тревожности – нарушения сна, фобий или чувства постоянной тревоги;
  • должен знать, сколько это длится;
  • врач обязан удостовериться, что перечисленные симптомы – это не реакция на перенесенный стресс или же патологическое состояние, связанное с поражением внутренних органов.

Диагностика включает в себя несколько этапов. Врач должен провести подробный опрос пациента, оценить его психическое состояние и провести обследование соматического состояния. Так, следует отличать тревожное расстройство от тревоги, характерной при алкогольной зависимости. В этом случае лечение будет другим. Также врач должен исключить наличие заболеваний соматических видов.

Состояние тревоги в большинстве случаев поддается лечению. И вид терапии врач подбирает в зависимости от клинической картины и причины расстройства. Чаще всего больному назначают препараты, которые воздействуют на биологические причины состояния и те, которые регулируют продукцию нейромедиатров. Естественно, очень важна и психотерапия, которая помогает преодолеть состояние на поведенческом уровне.

psiho.guru

Основные аспекты проблемы тревожности в психологии

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу.

Свои определения понятию «тревога» давали Астапов В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По мнению Н. И. Наенко, это удобно, поскольку данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях». Поэтому Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют совершенно различные термины в своих работах. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии сданной теоретической позицией.

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. «Тревога как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих антиципацию (предвосхищение) негативных результатов». Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Например, ученый, ожидая возможных возражений, критики, переживает данное состояние тем острее, чем больше он видит недостаточность своего материала и слабость своей аргументации. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Осуществляя такой подход к состоянию тревоги, мы, тем самым, разделяем точку зрения А. Е. Ольшанниковой и И. В. Пацявичуса на психические состояния, которые имеют «адаптивное значение как внутреннее психологическое условие, обеспечивающее формирование оптимальных способов саморегуляции деятельности». И. В. Пацявичус определяет функцию состояния тревоги следующим образом: «Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей деятельности, эмоциональные состояния тревоги способны повысить уровень эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности».

Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Так, Ю. Л. Ханин отмечает, что тревога как состояние – это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Г. Ш. Габдреева, рассматривая проблему с позиции системного исследования, выделяет несколько теоретических подходов к изучению тревоги. Системно-структурный подход, раскрытый в работах Н. А. Аминова, К. Е. Изарда, Н. Д. Левитова и других, предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления. Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношения между предметным миром и человеком или между людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную. Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологическом аспектах.

Социальный аспект тревоги связывают с неожиданным изменением условий жизни. Еще И. П. Павлов считал, что состояние тревоги вызывается изменениями в условиях жизни, в привычной деятельности, нарушением динамического стереотипа. «При ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и тревожное состояние». Сюда нужно отнести затрудненность совместной деятельности, в ходе торой формируется ожидание угрозы самоуважению, престижу человека; конфликты или другие причины, приводящие к социальной изоляции. Состояние тревоги может также порождаться отсрочкой, задержкой в появлении ожидаемого объекта или действия. Чаще данное состояние возникает при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки неприятности не будет.

Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе «Я»; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия. В качестве физиологических причин называют болезни; действие на организм психофармакологических препаратов.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.

В ряде работ описывается немотивированная тревожность, характеризующаяся беспричинными или плохо объяснимыми ожиданиями неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат. Психика таких людей постоянно находится в состоянии напряжения, а поведение может обуславливаться дисфункциональным эмоциональным стереотипом, мало поддающимся контролю со стороны сознания, что в общих чертах сближает состояние тревоги и аффекта. В последнее время в экспериментальных исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте или диспозиции, сколько на особенностях ситуации и взаимодействии личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций. Причем в первом случае предполагается, что личностная тревожность имеет хронический, не связанный с особенностями ситуации характер.

Некоторые авторы считают, что немотивированная тревожность может быть признаком психического расстройства. Так, по мнению В. М. Астапова, она имеет непосредственное отношение к патопсихологическим нарушениям, при которых наблюдаются постоянный поиск источника опасности и нахождение угрозы в других людях (бред ущерба), в собственном теле (ипохондрия), в собственных действиях (психастения). Это – наиболее яркие примеры неадекватной фиксации на мотиве поиска источника тревоги, обуславливающего неэффективность поведения. Активность, проявляющаяся в поиске угрожающего объекта, есть путь уменьшения тревоги – условного преодоления опасности. К. Гольдштейн отмечает, что «свобода здорового индивида означает фактически то, что он может выбрать между альтернативами, добиться новых возможностей для преодоления трудностей в окружающей среде». Значение антиципации неприятности, угрозы хорошо иллюстрируется на примере мнительных людей. Эти люди часто остро и обычно неадекватно объективному положению беспокоятся о своем здоровье, постоянно переживают тревогу, преувеличивая возможность заболеть или серьезность имеющегося у них заболевания. Иногда состояние тревоги вызывается антиципацией воображаемой неприятности или угрозы. Мнительность появляется не только в связи с возможностью заболеть, но и в связи с возможностью какой-либо другой, часто воображаемой неприятности.

Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. В данном случае тревожность означает свойство личности. Уровень личностной тревожности определяется исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Тревожность как свойство личности, вслед за Ж. Тейлор, традиционно определяют в виде тенденции переживания нейтральной ситуации как угрожающей и соответствующей этому поведенческой тенденции избегания воображаемой угрозы. Тревожность рассматривается в качестве устойчивой характеристики личности, как ее свойство, которое отражает потенциальную предрасположенность расценивать различные ситуации как содержащие в себе угрозу.

По мнению Б. Г. Ананьева, разнообразие теоретических подходов и терминологическая неоднородность в использовании понятий не исключают возможность разработки единой концептуальной системы анализа различных аспектов проявления тревоги на основе ее функционального назначения. Многими авторами указываются следующие функции тревоги: функция поиска и обнаружения источников угрозы, функция оценки сложившейся ситуации, управляющая, регулирующая и антиципирующая функции.

Функциональный аспект исследования личностной тревожности предполагает рассмотрение ее как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека. Так, в ряде работ раскрывается роль данного свойства в социальной сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общении, на социально-психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с руководителем, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты.

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность, степень невротизма и интровертированности.

Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере. В ряде работ раскрывается связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой организма, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных заболеваний.

Исторический аспект анализа тревожности позволяет рассмотреть причины данного свойства личности, которые также могут лежать на социальном, психологическом и психофизиологическом уровнях.

Так, в некоторых работах в качестве причины тревожности рассматриваются социальные проблемы личности, связанные с нарушениями в общении.

Причиной тревожности на психологическом уровне может быть неадекватное восприятие субъектом самого себя. Так, в исследовании В. А. Пинчук показано, что тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции – потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувство неуверенности – с другой. То, что эффект неадекватности, являясь выражением конфликтного строения самооценки, провоцирует развитие неадекватной тревожности, отмечается и другими авторами.

На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС). Существует точка зрения на детерминацию тревожности врожденными психодинамическими особенностями, особенностями конституции, рассогласованием в деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, различными заболеваниями, например гипертонией, наличием очага патологии в коре головного мозга. По мнению ряда авторов, психофизиологическая основа тревожности состоит в расстройстве гомеостатических механизмов ретикулярной формации, которое выражается в нарушении координации и активности ее тормозных влияний.

Личностная тревожность не обязательно проявляется непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику. Анализ публикаций позволил нам выявить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:

  1. Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. А. М. Прихожан считает, что тревожность «как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности».
  2. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний. Исследованиями доказано, что студенты с высоким уровнем тревожности представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни и нуждаются в специальном контроле со стороны профилактической службы.
  3. Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость.
  4. Тревожность в числе некоторых индивидуально-психологических особенностей личности оказывает существенное влияние на профессиональную направленность. Так, показано, что учащиеся, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, избегают ориентации на профессии, связанные с техникой и знаковыми системами, предпочитая профессии типа «человек – природа», «человек – художественный образ».
  5. Тревожность по-разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля. Если при низком уровне тревожности отмечается сохранение испытуемыми уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок в деятельности – адекватное отношение и стремление исправить их, то испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляли раздражительность, нетерпеливость, вступали в полемику с экспериментатором или, признавая свой неуспех, стремились объяснить его внешними причинами.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения. Это отмечается в анализе поведения как детей, так и взрослых. Кроме того, исследования ряда авторов показали, что тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения.

Как видим, решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать ряд трудностей, указанных выше.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психотерапия:

psylist.net

Методическая разработка по теме: Понятие тревожности, виды и причины возникновения тревоги

Попова Роза Викторовна, педагог-психолог

Тема: «Понятие тревожности, виды и причины возникновения тревоги»

В последнее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Именно тревожность, как отмечают исследователи (А.М.Прихожан, И.А.Мусина и др.) и практические психологи [1], лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. Венгер А.Л. считает, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их специфическое отношение к успеху, неудаче, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. В то же время им трудно  самим оценивать результаты своей деятельности и ждут этой оценки от взрослого [9].

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека [14].

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину [14, с.57].

Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение [14, с.66].

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [37, с.13].

Различают тревожность как эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [30].

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что «широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом».

По определению А.В. Петровского: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [8, c.215].

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [3].

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность [42, c.234]. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [30, c.68 ].

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению [42, c.234].

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [42, c.229].

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

– высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче;

– высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;

– боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха;

– мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи;

– для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче;

– низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации [42, c. 415].

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

Под формой тревожности мы понимаем особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и  компенсации, а также  в  отношении ребенка, подростка к этому переживанию.

Изучение форм тревожности проводится в процессе индивидуальной и  групповой практической психологической работы с детьми и  подростками.  Известно, что существует две категории тревожности: 1) открытая –  сознательно  переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния  тревоги;  2) скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся  либо  чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения [22].

Внутри этих категорий были  выявлены и подверглись специальному  анализу различные формы тревожности. Выделяются три формы открытой тревожности.

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы   выделились  две  субформы:  

а) снижение  уровня  тревожности и  

б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Эта форма тревожности встречается  преимущественно  в младшем школьном и раннем юношеском возрастах, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные.

Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они  хотели бы избавится.

3. Культивируемая тревожность – в этом случае, в  отличие  от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с формой  2.б, различия касаются, как отмечалось, лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая  и  ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске  определенной «условной выгоде от наличия тревожности и выражается через  усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.

Как разновидность культивируемой тревожности может быть рассмотрена форма, которую мы условно назвали «магической». В этом случае ребенок, подросток как бы «заклинает злые  силы» с помощью постоянного  проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. «Масками» тревожности  называются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность,  зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др.

Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги). Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрастах и при открытых, и при  скрытых формах тревожности как в виде прямого выражения агрессивных  форм поведения. Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречается при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах [22].

Итак, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Другой вид – личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

Особой разновидностью тревожности является школьная тревожность. Так принято обозначать негативные переживания у детей, связанные со школой. Проявляется школьная тревожность следующим образом: ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу; родители не могут заставить ребенка делать уроки; ребенок панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу, боится учительницу; ему снятся кошмары, связанные со школой и т.д.

Обратимся к вопросу  возникновения тревоги у детей младшего школьного возраста.

Нарушения эмоционального развития в младшем школьном возрасте обусловлены двумя группами причин:

Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

Генетические факторы играют важную роль в развитии психофизиологических особенностей нервной системы. Являясь генетически закрепленной «специализацией» стиля поведения в экстремальных ситуациях, темперамент может определять характер переживаний и внутренний конфликт ребенка в ответ на стрессовые факторы психологического порядка, однако одного его действия недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.

Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением [16, с.22].

Младший школьник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным:

– если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я-концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации;

– при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев;

– семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов – также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития младшего школьника являются следующие типы родительского отношения: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, … формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания» [16, с.82].

Взаимоотношения в семье находятся в эпицентре теоретических и экспериментальных исследований, акцентирующих внимание на влиянии среды как факторе риска возникновения эмоционального неблагополучия у детей. Любое эмоциональное нарушение ребенка считается продуктом и показателем семейной аномалии и рассматривается как нарушение всей семьи. Большинство психологических концепций не оспаривают этого, разница состоит в том, какой аспект этих взаимоотношений рассматривается как решающий. Нарушения же фиксируются преимущественно на уровне личности (невротические расстройства, адаптационные расстройства и т.п.).

Согласно патогенетической концепции В. Н. Мясищева, «…аффективно-волевые нарушения, представляют вторичный продукт взаимоотношений ребенка с окружающими, продукт внутреннего напряжения, возникающего в связи с этим, продукт неправильных установок и отношений» [29, с.66].

Положение В. Н. Мясищева о патогенной роли семейных конфликтов и противоречивости отношений родителей к ребенку подтверждается и конкретизируется рядом отечественных клинико-психологических исследований, направленных на выявление неблагоприятных факторов воспитания, внутрисемейной атмосферы, сопутствующих эмоциональному неблагополучию ребенка.

Так, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев выделяют три основных типа неправильного воспитания, являющегося решающим фактором, который формирует предрасполагающие к возникновению невротических реакций личностные черты детей:

Отвергающее (непринятие). Обусловленное рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов, предполагает чрезмерную требовательность, жесткую регламентацию и контроль, либо недостаток контроля на почве попустительства.

Гиперсоциализирующее. Проявляется в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи, возникая на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка.

Эгоцентрическое. Ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодавлеющей ценности для окружающих [10;12; 15].

В работе А. Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительского отношения: симбиотический, авторитарный и эмоционально отвергающий, характеризующийся приписыванием ребенку болезненности, личностной несостоятельности [7, с.112].

Среди причин школьной тревожности называют нижеследующие.

Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая доброжелательная учительница и самый удачный детский коллектив могут восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему. Учеба будет восприниматься как долг, что приведет к протестным реакциям, возможно к конфликтам с родителями и учителями и одно только упоминание школы не вызовет у ребенка ничего кроме тревоги и неприязни. Конечно, такой исход возникает не всегда, и довольно часты случаи, когда ребенок, попав в хороший класс, к понимающему учителю, «дозревает» по ходу учебы.

Ребенок не готов к школе интеллектуально, а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть учеником, получать знания, ходить в школу, его интеллектуальной базы еще не хватает для того, чтобы постигнуть материал, который дают на уроках. Как результат – ребенок быстро утомляется, не поспевает за классом, переживает свою неуспешность и в качестве защиты разочаровывается в школьных ценностях. И в этом случае школа не вызывает ничего, кроме острой тревоги.

Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым. Для таких детей поступление в школу/смена школы и т.д. заведомо является стрессогенным фактором. Это может усугубиться не очень удачным школьным коллективом, эмоциональным/жестким преподавателем, а также наличием дополнительным факторов.

Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д. Это нередко приводит к тому, что ребенок не осваивает необходимых для успешной адаптации в новой среде навыков, не успевает почувствовать себя «своим». А чем дальше, тем сложнее влиться в уже сложившийся коллектив.

Любой стресс, даже не связанный со школой (развод родителей, утрата близкого человека, получение травмы и т.д.), может сильно отразиться на учебе и восприятии школы, ведь психика у ребенка одна и сложно, получив удар в одной сфере жизнедеятельности, не получить отклика в другой.

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и учителей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью.

А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:

Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести [37, с.16].

А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных школьников младших класов. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.

Тем не менее, необходимо отметить, что у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, ее можно существенно снизить, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Итак, нарушения эмоционального развития в младшем школьном возрасте обусловлены двумя группами причин: конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов) и особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Среди причин школьной тревожности называют следующие: ребенок не готов к школьному обучению эмоционально или интеллектуально, по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым, часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д.

Список литературы

  1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал – 1997. – №2. – С. 34-38.
  2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. – СПб: Речь, 2001. – 325 с.
  3. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, А.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 2-е – изд. – М.: Смысл, 1996. – 373 с.
  4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. – М.: Генезис, 2007. – 190 с.
  5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб: Сфера, 1994. – 159 с.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 129 с.
  7. Изард К. Эмоции человека: Пер. с анг. / Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. – М.:Изд-во МГУ, 1980. – 315 с.
  8. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – Спецлит, 2007. – 464 с.
  9. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
  10. Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характерам восприятия времени: дис. … канд. Психол. Наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1993. – 213 с.
  11. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
  12. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2001. –  №2. – С. 12 -18.
  13. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников / Психическое здоровье детей и подростков. – М., Воронеж. – 2000. – 304 с.

nsportal.ru

что это такое, ее причины, диагностика и как избавиться

Тревожность – естественная реакция, которая возникает при волнении или опасении. Но что делать, когда она полностью заполоняет разум, заставляет нервничать по поводу и без, мешает спокойной жизни? Повышенная тревожность – это диагноз, но не приговор. Мы расскажем, как с этим справиться, стать уверенней и стабильней.

Что такое тревожность

Тревожность — это адаптивная реакция организма, которая подготавливает его к физическим или умственным процессам для преодоления или достижения целей. Чаще всего тревога выражается в совокупности со страхом, заставляя организм работать усерднее. Выделяются гормоны кортизола и норадреналина. Это объясняет повышенную потливость, учащенный пульс, дыхание. Как и другие эмоции, тревога заложена на уровне инстинктов. Она помогала нашим предкам активизировать силы для бегства и сражения.

Сейчас люди не нуждаются в такой защите, но часто сталкиваются с повышенным уровнем тревожности. Откуда же она берется?

Причины появления тревожности

Частое или постоянное тревожное состояние преобразовывается в тревожный синдром, то есть обретает хронический характер. Так происходит с тем, кто долго испытывал чувство страха или тревоги. К ним относятся дети, которые подвергались насилию, люди, жившие в зоне боевых действий или те, кто видел смерть родных, близких. Помимо длительного стресса существует ряд других причин:

  • Психические особенности. Это объясняет проявления тревожности в зависимости от типа личности и склонности к тревожным расстройствам. Чаще всего это эмоционально-чувствительные, иногда инфантильные люди, которые принимают все близко к сердцу, тревожатся по мелочам. Сюда же можно отнести детей, которые только учатся воспринимать мир, ощущают все сверхчувствительно.
  • Хронический стресс. Стресс на работе/учебе/дома, конфликты с родственниками или друзьями, переживания по поводу здоровья близких или своего – все это влияет на нервную систему. Ее «расшатанность» приводит к появлению частых тревожных состояний.
  • Психологическая травма. Детские травмы и те, что имели сильное психологическое влияние, закрепляются на уровне подсознания. Так начинает проявляться страх и становится тревожно в подобных ситуациях.
  • Неправильное отношение к себе. Эта причина частично относиться к первой. Люди, с повышенной требовательностью к себе имеют повышенный уровень тревожности. Чаще всего это связанно с социальной сферой. Такие люди зависят от мнения окружающих, остерегаются показать себя глупыми или смешными, тревожатся по поводу внешнего вида.

Диагностика тревожности и ее виды

Тревожное расстройство (тревожный синдром) — психическое расстройство, которое проявляется в общей постоянной тревоге, что не имеет конкретной причины.

  • Генерализированное тревожное расстройство (тревожный невроз). Такая тревога проявляется на общем уровне, может провоцироваться любой волнительной ситуацией или появляться беспричинно.
  • Ситуативная тревожность. Провоцирует на восприятие разных ситуаций как опасных или угрожающих.
  • Социальная. Страх, связанный с социальной жизнью. Боязнь осудительного мнения других людей или отвержения общества.
  • Паническое расстройство. Заболевание проявляется вспышками панического страха. Приступы могут настигнуть в любой момент и проявляться на физическом уровне (учащенное дыхание, тяжесть в груди, сильное сердцебиение, нехватка воздуха). Если замечались подобные случаи, лучше обратиться к врачу для составления правильного лечения.
  • Фобии. Страхи к конкретным вещам. Например, боязнь высоты, пауков или замкнутого пространства.

Чтобы определить правильное лечение хронической тревожности, нужно наверняка убедиться в ее наличии, исключить другие расстройства. Симптомы:

  • длительное ощущение тревоги;
  • депрессия;
  • хроническая усталость;
  • бессонница;
  • сложности в сосредоточении и расслаблении;
  • раздражительность;
  • учащенное сердцебиение;
  • дрожь в руках;
  • повышенная потливость;
  • головные боли, боль в мышцах;
  • головокружение;
  • затрудненное дыхание, ощущение удушья.

Как избавиться от тревожности

Найти причину и взять перерыв

Самый первый шаг – понять причину тревоги. Если это возможно – устранить ее. Например, вовремя заканчивать неприятные разговоры, избегать опасных ситуаций и следить за собственной безопасностью.

Сбрасывать физическое напряжение

Тревожные состояния очень часто провоцируются сильным физическим напряжением. Для этого важно научиться расслабляться и держать свое тело в тонусе. Полезно будет заняться спортом или записаться на йогу. Если занятия в зале не подходят – альтернативой может стать велоспорт, плавание или пробежки. В свободные от спорта дни, полезно практиковать различные техники релаксации. Также хорошее влияние окажет посещение массажных салонов.

Занять себя работой

Как бы странно не звучало, но этот метод работает всегда. Тревожность может возникать в ситуациях, когда мозгу нечем себя занять. Он начинает моделировать опасные ситуации и поднимать «общую панику». Чтобы этого избежать, нужно отвлечься или попросту занять себя полезной работой.

Избавиться от вредных привычек

Тревожный невроз – это не только психическая реакция, но и физическая, а значит самочувствие существенно влияет на уровень тревожности. Курение, алкоголь и другие вредные привычки только нарушают нервную систему, что может выражаться в психологических отклонениях.

Найти хобби

Чтобы не давать себе время для лишних переживаний, лучше направить энергию на какое-нибудь интересное занятие. Хорошо если оно будет вырабатывать терпение и расслаблять.

Выражать эмоции

Если проблема зашла в тупик или стала мешать нормальной жизнедеятельности, пора подумать о более профессиональной помощи. Хороший врач невропатолог поможет выяснить причину тревоги, а с психологом можно поделиться своими чувствами, переживаниями.

Планировать

Тревога – это проявление паники и страха в ситуациях, в которых сложно найти выход. Именно поэтому главное – правильно планировать дальнейшие действия, а также планировать «провалы». Жизнь непредсказуема, не всегда можно узнать, где нас поджидает неудача. Планируя все возможные неудачи, мы можем предотвратить страх неизвестности, предотвратить тревожное обострение.

Тревожность у детей: что делать

Тревожность возникает у детей, которые находятся в постоянной стрессовой среде дома, наблюдают приступы тревоги у родителей, близких, или подвергаются постоянному давлению. В книгах об эмоциональном поведении говорится, что тревожность у детей возникает в таких ситуациях:

  • Повышенные требования со стороны родителей или школы. Например, когда родители (учителя) хотят, чтобы ребенок был успешен во всех сферах и ругают его, когда это не так. У детей появляется страх не оправдать ожидания, которые на него возлагают. Дети вырастают, а страх не добиться успеха остается. Так и зарождается тревожность.
  • Унижение в семье. Так с детства формируется неадекватная самооценка. Ребенок воспринимает себя хуже других, ведь такое мнения ему внушили родители или близкие. Формируются комплексы, которые в будущем перерастают не только в тревожные опасения, но и имеют более значительные последствия.
  • Манипулирование. Часто родители могут использовать запугивания, чтобы повлиять на поведение ребенка. Например, родители говорят, что отдадут ребенка в детдом или пугают фобиями. Такой метод не всегда действенный, а главное может нанести вред психологическому состоянию ребенка.

Что поможет предотвратить тревожный синдром у детей

  • Контроль эмоций. Родители имеют огромное влияние на ребенка. В ситуациях непослушания не стоит запугивать ребенка, а научить его правильно реагировать на замечания родителей. Не злиться и не кричать, а за достижения всегда хвалить.
  • Помогать ребенку справляться с фобиями. Если избавиться от большинства страхов в детстве, это поможет избежать повышенного уровня тревожности во взрослой жизни. Например, стоит научить детей плавать в детстве, объяснить, что темнота ничем не страшна и т.п.
  • Заботиться об эмоциональной сфере. В детстве мы подвержены влиянию и травмам как никогда. Очень важно позаботиться о психоэмоциональном состоянии ребенка, чтобы предотвратить нервные расстройства.

Тревожность – это защита. Она помогает заботиться о собственной безопасности. Иногда тревожность обретает слишком частый характер, что мешает спокойной, размеренной жизни. Чтобы от нее избавиться, нужно работать над физическим и эмоциональным здоровьем, сменить вредные привычки на полезные хобби и вовремя планировать дела. Если беспокойство связанно с тревожностью детей, то пора позаботиться об их эмоциональном самочувствии, помогать бороться с фобиями и не завышать свои требования к ним.

wikigrowth.ru