Три дерева интерпретация – Методика «Три дерева» (Э.Клессманн)
Проективная методика «Три дерева»
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «Три дерева». Эта проективная рисуночная методика придумана и воплощена в жизнь немецким психотерапевтом Эддой Клессман. Тестирование «Три дерева» помогает определить возможные семейные конфликты и их причины и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений тестируемого с близкими.Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве сравнения с членами семьи, как рекомендуется авторами некоторых других похожих тестирований. Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малыша к приукрашиванию выбранного образа. Тест предусматривает рисование испытуемым растений такими, какими он их себе представляет, сравнение объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации.
Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен: в этом случае дети в ответ на просьбу об изображении трёх растений неосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями. Чаще всего объекты — это сам малыш и мама с папой, но в некоторых случаях возможно сравнение деревьев с другими близкими родственниками — братом, бабушкой, сестрой, тётей и так далее. Существуют ситуации, когда исследуемый представляет людей, не находящихся с ним в родственных отношениях, но близких ему и ассоциирующихся у него с семьёй — сосед, друг или подруга родителей (рис.1). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих «членов семьи», а других вытеснил.
Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его (рис. 2). Встречаются случаи, когда ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, что говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом — отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений. Например, 8-летний А., с которым проводилась диагностическая и психокоррекционная работа в связи с отказом работать в школе из-за насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста «три дерева», однако нарисовал только два дерева (рис. 3). Из анамнеза известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец ушел из семьи через неделю после родов. С полутора до трех лет ребенок воспитывался у бабушки в деревне. Мать работает маляром, забирает в обеденный перерыв ребенка из школы и опять до вечера уходит на работу. Все это время ребенок находится дома один, смотрит телевизор, рисует. Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке «замороженность» символизирует снег под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции «ребенок-мать-отец» проявляется в том, что А. вместо трех нарисовал только два дерева, так как в семье для него привычны только отношения в диаде «ребенок-мать». Большие деревья ребенок сравнил с собой и с …двоюродным братом (!), которого он видел только один раз в жизни на проводах в армию в другом городе. То, что второе дерево ребенок сравнил не с мамой, а со взрослым мужчиной, двоюродным братом, свидетельствует, как сильно ему недостает общение с отцом, и как важен для него сейчас мужской объект для идентификации.
Два маленьких деревца внизу справа — это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на рисунке получается четыре. Это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу четыре придавал К.Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом три и троичной структурой, для числа четыре с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. Четыре образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: огонь — вода — земля — воздух и т. д.)
Инструкция по проведению теста предполагает, что в ходе предварительной беседы ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, «любые три дерева». Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка — один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.
Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов — как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.
Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования — принцип амбивалентности — предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.
+ | цвет | — |
---|---|---|
любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение | красный | агрессия, ненависть, опасность. |
разум, дисциплина, порядок, верность | синий | безумие, иррациональность |
открытость, активность, свобода, слава, сила | желтый | ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред |
зрелость личности, радость, энергия, сила | оранжевый | вытесняет другие цвета, страсть борьбы и войны |
витальное начало, рост, надежда | зеленый | яд, болезнь, незрелость |
равновесие, мистика, колдовские чары, сокровенное знание, покаяние | фиолетовый | внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия |
материнство, плодородие, земля | коричневый | грязь, гной, кал |
достоинство, торжественность | черный | смерть, траур, грех |
чистота, гармония | белый | привидение, траур |
серый | неясность, туман, депрессия |
После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему «больше всего нравится». Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок — это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела.
Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:
— Какое дерево самое большое?
— Какое дерево самое маленькое?
— Какое дерево самое молодое?
— Какое дерево самое старое?
— Какое дерево самое красивое?
Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру, обращение вначале внимания на «высокое дерево» отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к «более маленькому дереву» воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о «более молодом дереве», а лишь затем о «более старом».
Вопросы «Какое дерево тебе больше всего нравится» и «Какое дерево самое красивое?» специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. В то же время, «больше всего нравится» не обязательно «самое красивое» дерево.
Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.
В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: «Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?» В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: «А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо.» Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.
Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы — от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.
В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какието отношения.
В качестве метафорыможно охарактеризовать символдраму как психоанализ при помощи образов. Метод разработан известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов — картин на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода — глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.
Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. После этого ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом специальную тему — стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы сопровождает пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.
Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле образного пространства и может самостоятельно найти какуюто возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации, как это показывает приводимый далее пример кататимной семейной психотерапии психотерапевта Э. Клессманн.
Пример интерпретации
12-летняя девочка, страдающая неврозом навязчивых состояний, изобразила на своем рисунке яблоню (мой брат), сосну (мой папа) и ель (я). Сочетание деревьев характеризует эдипальный конфликт девочки. Она стремится быть вместе с папой как жена с мужем (ель и сосна), а с братом конкурирует в борьбе за любовь родителей.
Представив эти деревья в ходе сеанса символдрамы, она попыталась сначала вскарабкаться на яблоню, которая воплощала для нее ее младшего брата, и попробовала сорвать себе яблоко. Но дерево сказало ей, что ему это больно. Тогда она соскользнула вниз и обратилась за советом к сосне-дереву-отцу. От него она, среди прочего, узнала, что он и ель (она сама) уже всегда здесь стояли, в то время как яблоня появилась позже. Пациентка последовала совету сосны попросить у яблони одно яблоко. Теперь она получила желаемое добровольно. В последующем также и в реальной жизни она стала находить лучшие возможности разрешения конфликтных ситуаций соперничества в отношениях с братом.
В заключении необходимо еще раз отметить, что учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться — в ходе интерпретации других рисунков, сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации человека. Как правило, проблема или внутренний конфликт личности отражаются в разных формах почти в каждом его рисунке. Это позволяет специалисту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности всех имеющихся материалов.
psychojournal.ru
Тест «Три дерева» | Тайна
О методике в целом: автор проективного теста «Три дерева» швейцарский психотерапевт R.J. Corboz писал, что методика родилась из практического опыта. Дети, готовившие подарок на День матери, обычно рисовали 3 дерева. Стало очевидно, что эти рисунках ярко передавались аспекты внутри семейных отношений, когда деревья соотносились с триадой «мама-папа-ребенок». В момент рисования человек бессознательно передает в образах деревьев важные для него черты близких. В особенностях рисунка, его цветовой гамме, обозначенных характеристиках нарисованных объектов зашифрованы актуальные в данный период отношения, мотивы поступков, которые чаще всего не осознаются. Этот тест создан для диагностики детей и подростков, но взрослым он тоже вполне подходит.
Практическая значимость методики: с помощью данной методики мы можем проанализировать внутрисемейные отношения, их особенности, наличие скрытых конфликтов, о которых детям трудно рассказывать словами. Кроме диагностических задач, использование таких рисуночных проективных тестов на первых консультациях помогает специалисту устанавливать прочный контакт с клиентом.
Предлагаю вам попробовать выполнить тест самим. Это лучший способ понять и разобраться, что именно и как мы будем интерпретировать.
Инструкция. Предварительно расспросите испытуемого: как его зовут, каков состав его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. Затем положите перед ним горизонтально лист бумаги формата А4 и попросите нарисовать «любые три дерева». После того, как рисунок будет готов, похвалите ребенка и его рисунок. Затем попросить у ребенка разрешения подписать деревья (взрослые подписывают самостоятельно). Ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву.
— Молодец, замечательные получились деревья. Назови их. Давай мы подпишем деревья цветными карандашами?
— Какое дерево самое большое?
— Какое самое маленькое?
— Какое самое молодое?
— Какое самое старое
— Какое дерево самое красивое?
Вопросы идут в строгой последовательности: от легких и приятных к неприятным и тревожным. Таким образом создается ряд сравнений, естественно воспринимаемых, на которые у испытуемого не будет возникать негативных чувств. Вопросы «Какое дерево тебе больше всего нравится» и «Какое дерево самое красивое?» также специально разделены, чтобы не возникало недоумение, ведь на первый взгляд они похожи. С разрешения ребенка мы все данные им характеристики подписываем ПОД соответствующим деревом на рисунке.
Дальше задается вопрос:
— Представьте, что вы садовник. Что бы вы сделали с каждым из деревьев?
Если вопрос не понят, можно уточнить, что деревьям нужен полив, удобрение почвы, пересадка или, например, кому-то нужно подрезать ветки или дать ему больше солнца и тепла. Обязательно скажите, что с какими-то деревьями можно ничего не делать, им и так хорошо.
— Как вы думаете, кем из членов вашей семьи может быть каждое из деревьев?
Последний вопрос теста: ребенка просят сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи. Чтобы избежать прямых сравнений и чтобы возникшие ассоциации были глубокими, не поверхностными, можно предложить испытуемому выполнить какое-нибудь дополнительное задание, тест, упражнение. Затем ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи и подписать подходящим цветом.
Интерпретация проективной методики «Три дерева»
Проективные методики не могут иметь однозначных интерпретаций! Необходимо учитывать и поведение испытуемого, детали его рассказа о семье, эмоциональные и телесные реакции во время выполнения заданий. От исследователя в данной ситуации требуется и опыт, и интуиция. Выводы не должны быть поспешными.
1.Анализируем очередность рисования деревьев. Какое дерево было нарисовано первым? Оно наиболее важно в эмоциональном плане. Что было нарисовано последним?
2. Анализируем образы деревьев, насколько тщательно прорисованы.
Папа обратился к психологу из-за беспокойства за единственную дочь. По его мнению, она плохо ладила с другими детьми. У папы возник страх, что дочь-подросток из-за проблем будет не успешна в жизни. На её рисунке были изображены три красивых мощных дерева. Папа смог посмотреть на ситуацию глазами дочери, умной зрелой и рассудительной девочки, которой часто было просто скучно с ровесниками.
2.Для интерпретации помимо рисунка важны комментарии испытуемого к нему. Они фиксируются в протоколе.
3.Кто из членов семьи оказался исключенным? Почему? Это может указывать на скрытые конфликты.
4.Анализируется величина деревьев, расстояние между ними. Кто ближе к ребенку? Кого он расположил максимально удаленно?
6. Анализируется расположение объектов.
Девочка пяти лет нарисовала два огромных дерева («папа», «мама»), которые заняли всю страницу. Поэтому маленькое деревце («я») было нарисовано в верхнем правом углу, на голове мамы. Мама обратилась к психологу из-за острых конфликтов с дочерью, ребенок, по её словам, отказывался подчиняться, стремился быть главным.
7.Есть ли на рисунке другие объекты? С кем их соотносит ребенок? Как он окрашен эмоционально?
Девочка 5 лет кроме деревьев («мама, папа, я») нарисовала рядом собой веселого пса. «Это мой старший брат». Задание позволяло рисовать только 3 дерева, поэтому четвертый значимый член семьи был нарисован в образе собаки.
8.Для интерпретации отношений важно обратить особое внимание на те действия, который испытуемый выполнял в качестве садовника. Они указывают на потребности членов семьи, как их понимает ребенок, а также те действия, которые он хочет осуществить по отношению к близким.
Мальчик, 12 лет, нарисовал хрупкое розовое дерево, которое соотнес с маленькими младшими сестрами. Его комментарий «Дереву нужны удобрения» указывает на доброе и заботливое отношение к ним, отсутствие ревности, чувство превосходства как старшего и сильного.
9.Для интерпретации цветовой гаммы рисунка можно попросить испытуемого соотнести цвета карандашей с основными чувствами. Вы заранее расспрашиваете ребенка, какого цвета радость, какого цвета грусть, гнев, обида, любовь и так далее. И уже на основе его индивидуальных предпочтений делаете выводы.
Полученный материал может быть использован в дальнейшей терапии: от методик символдрамы до системной расстановки.
ДОПОЛНЕНИЕ
Алгоритм по проведению методики «Три дерева»
1. Беседа с ребенком.
— какая у тебя семья:
— как кого зовут, сколько кому лет:
Папа ____________________________________________________________________
Братья, сестры _____________________________________________________________
Бабушка _________________________________________________________________
Дедушка _________________________________________________________________
Другие ___________________________________________________________________
— кем работают члены семьи:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
— какая квартира, есть ли у тебя своя комната:
__________________________________________________________________________
2. Нарисуй, пожалуйста, три дерева цветными карандашами.
3. Беседа по рисунку:
— Молодец, красивые деревья. Назови их. Можно мы подпишем деревья цветными карандашами?
— А какое дерево тебе больше всех нравится? (Можно подписать его?)
__________________________________________________________________________
— Какое дерево самое большое (оценка в уровне притязаний)?
__________________________________________________________________________
— Какое самое маленькое?
__________________________________________________________________________
— Какое самое молодое?
__________________________________________________________________________
— Какое самое старое
__________________________________________________________________________
— Какое дерево самое красивое?
__________________________________________________________________________
4. Что можно было бы сделать для каждого дерева?
(полить, внести удобрения, пересадить, огородить, или им и так хорошо)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
При этом ребенок подбирает для каждого члена семьи карандаш наиболее подходящего для этого человека цвета.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Поделиться ссылкой:
Похожее
mariapolina.ru
цель теста, инструкция, интерпретация результатов
Каждый ребенок является личностью с момента появления на свет. Он развивается, учится, отстаивает собственное мнение. Но его эмоциональное и психическое состояние неразрывно связано с атмосферой в семье. Ребенок и родители выстраивают свои отношения на протяжении всей жизни. И порой взрослым, которым сложно понять, что происходит с детьми, приходится обращаться к психологам.
Любая диагностическая работа с детьми начинается с анализа внутрисемейных отношений. Ребенок не всегда может объективно оценить обстановку в семье и собственное в ней место. Поэтому психологи пользуются различными методиками, в том числе и хорошо зарекомендовавшей себя проективной методикой «Три дерева».
Автор методики
Методика «Три дерева» была разработана швейцарским психологом Корбозом, но немецкий психотерапевт Эдда Клессманн изменила процедуру проведения теста. Изначально психолог наблюдал за тем, как ребенок рисовал деревья, которые ассоциировал с родителями и собой – папино дерево, мамино и свое. Но методика «Три дерева» Э. Клессманн предполагает, что ребенок сначала рисует деревья, а только потом соотносит их с людьми. По ее мнению, дети склонны приукрашивать родительский образ. Поэтому рисунок не отражает полной картины отношений ребенка и родителей. Свои исследования и работы Клессманн базировала на принципе символ-драмы. Она использовала работу с воображением, чтобы сделать наглядными бессознательные желания, фантазии, конфликты ребенка.
Цель диагностики
Без понимания специфики семейных отношений, места ребенка в семье, невозможно сделать выводы о причинах его психоэмоционального состояния и оказать необходимую помощь. Методика позволяет достаточно просто получить информативные результаты, определить возможные конфликты и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений в семье. Цель методики «Три дерева» — ответить на важные для психолога вопросы о возможной самостоятельности ребенка, его идентичности и роли в семье, об эмоциях, которые доминируют в его жизни. Этот тест широко применяется для диагностики детей в приемных семьях и детских домах с учетом травмированной психики.
Характеристика методики
Психологи отмечают простоту рисункового теста. Его можно проводить с детьми с 4 лет при условии, что ребенок может рисовать и знает понятие «дерево». Методика «Три дерева» предполагает анализ рисунка, предварительную беседу с ребенком, обсуждение нарисованного и работу с самим рисунком. Препятствием для использования методики может стать нарушение цветовосприятия у ребенка, так как выбор цвета для рисования не менее важен, чем количество или вид деревьев. Проведение теста у маленьких детей затруднено не только вследствие того, что они не умеют изображать деревья, но и порой не знают их названий или не могут ответить на вопросы психолога. Важно понимать также, что проведение диагностики с помощью этой или других методик возможно, лишь если психолог сумеет расположить к себе ребенка и создать комфортные условия.
Инструкция к тесту
Тест можно проводить в присутствии родителей при условии, что они не будут пристально наблюдать за ребенком или вмешиваться. В предварительной беседе с ребенком психолог задает несколько детальных вопросов о семье. Поправлять или подсказывать, как, впрочем, предлагать альтернативные варианты, нельзя – на этом этапе уже делаются определенные выводы об отношениях в семье.
Инструкции в методике «Три дерева» должны быть четкими и ясными. Затем психолог дает задание ребенку нарисовать на горизонтальном белом альбомном листе три дерева. Важно удостовериться, что ребенок понял инструкции. В процессе рисования дети увлекаются, и психолог, по необходимости, может поговорить с родителями, не давая пока никаких оценок и не комментируя результаты предварительной беседы. Методика «Три дерева» хороша еще тем, что занимает достаточно большой промежуток времени, чтобы иметь возможность понаблюдать за ребенком, его позой и выражением лица. Эта информация может многое сказать специалисту. После окончания рисования психолог должен похвалить ребенка, чтобы поддержать положительную эмоциональную связь.
Работа с рисунком начинается, когда испытатель просит назвать каждое дерево (береза, дуб или конфетное дерево) и подписать подходящим по цвету карандашом. У детей, которые еще писать не умеют, нужно попросить разрешения подписать рисунок. В этом случае важен выбранный цвет карандаша и данное разрешение, которое отражает значимость ребенка и его мнения и уважения к нему со стороны взрослого.
После называния каждого дерева психолог спрашивает, какое из них больше всего нравится, и просит разрешения подписать рисунок. Затем следуют простые вопросы о деревьях: какое из них самое большое, маленькое, старое, молодое и самое красивое. Вопросы подобраны и выстроены так, чтобы ребенок постепенно подходил к самому важному – ассоциации семьи и рисунка. Все ответы психолог, получив разрешение ребенка, подписывает на рисунке выбранными карандашами.
Затем ребенку предлагается представить себя садовником и решить, что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему стало лучше. Если необходимо, даются варианты ответов – добавить удобрения, пересадить, дать больше тепла, поставить забор. Обязательно предложить вариант, что дерево не нуждается ни в чем. Все ответы также фиксируются на рисунке.
Перед следующим этапом важно провести дополнительное задание, чтобы подготовить ребенка к работе с ассоциациями. Можно попросить рассказать о любимых фруктах и расположить их по порядку по степени удовольствия или нечто подобное.
На последнем этапе тестирования ребенку предлагается соотнести деревья с членами семьи. Подписывается рисунок по уже знакомой схеме выбранным ребенком цветом и после его разрешения. Важно не подсказывать и не оценивать работу ребенка, иначе результаты не будут информативными.
Проведение теста среди дошкольников и младших школьников
Специфика проведения диагностики по методике «Три дерева» для дошкольников и младших школьников заключается в том, что дети столь юного возраста не всегда обладают нужными навыками и знаниями. Поэтому важно выстраивать общение так, чтобы ребенок максимально точно понимал вопросы и инструкции. Тестирование можно проводить в школе или детском саду. Знакомая обстановка способствует спокойствию и максимальной открытости ребенка. Кабинет психолога не всегда обеспечивает такую возможность. Дома же, несмотря на максимально комфортную обстановку, условия для диагностики недостаточно чисты, так как ребенок может часто отвлекаться на знакомые вещи, звонки телефона или стук в дверь. Практика показывает, что дома родители чувствуют себя вправе вмешиваться в ход исследования, что, разумеется, не помогает получить результат, необходимый для дальнейшей работы.
Проведение теста среди подростков
Подростки, особенно имеющие проблемы психоэмоционального состояния, неохотно идут на сотрудничество с психологом. Здесь важно представить диагностику не как простой рисунок, а как способ выразить себя. На тест с подростком придется выделить большее количество времени. Не имея сложностей с рисованием, подростки часто не мотивированы на тщательное исполнение задания, считают его глупым и неинтересным. Задача психолога – убедить в обратном и сделать соответствующие выводы.
Результаты тестирования
Самый ответственный момент в диагностике – получение и интерпретация результатов. Свои наблюдения психолог должен фиксировать на протяжении всего тестирования. Результатом считается не только рисунок, но и поведение, ответы ребенка во время предварительной беседы, поза и выбор цветов во время рисования, ответы на вопросы после рисования, расположение, количество, цвет и вид деревьев, действия с деревьями и ассоциации с родственниками. Учитывается каждая мелочь для последующей интерпретации:
- Выполнил ли ребенок инструкции в полном объеме.
- Охотно ли рисовал.
- Часто ли прибегал к эмоциональной помощи родителя или психолога (искал взглядом одобрения, задавал вопросы).
- Расслабленной ли была поза.
Эти и другие мелочи должны быть зафиксированы и обработаны. Результат методики «Три дерева» — это как общее понимание ситуации, сложившейся в семье, так и возможные варианты выхода из скрытых конфликтов.
Интерпретация результатов проективного теста
Интерпретация методики «Три дерева» предполагает, что исследователь имеет представления о физиогномике, соотношениях цвета и психологических характеристик, семейной психологии. При анализе результатов принимают во внимание количество, расположение и вид деревьев, основной цветовой фон изображения, цвет отдельных элементов, цвета надписи, ответы на вопросы. В первоначальной интерпретации до рассматривания композиции психолог обращает внимание на самого ребенка.
Пример тестирования
В детском саду воспитатель обращает внимание психолога на то, что пятилетний мальчик неохотно идет домой с мамой, но радостно бежит к папе. При этом на первый взгляд мама обращается с сыном более ласково и терпеливо. Психолог заручается согласием родителей на проведение теста и приглашает мальчика в свой кабинет. Ребенок легко отвечает на вопросы о родителях, называет полные имена и места работы, описывает квартиру, но не может назвать любимые семейные занятия. На вопросы о том, что любят мама и папа, ребенок не отвечает и испытывает явный дискомфорт. Рисовать соглашается с радостью, посвящает занятию все свое внимание. Психолог фиксирует результаты наблюдения и делает вывод, что с ребенком мало проводят время совместно в играх и развлечениях. При этом, учитывая его подготовленность, умение правильно держать карандаши и вести линии, обучающих занятий достаточно много. Мальчик быстро заканчивает рисунок, называет деревья (все они соответствуют реально существующим) и может подписать. Вопросы не вызывают затруднений, но ассоциации с родственниками проводятся с трудом. Ребенок сомневается, можно ли считать маму деревом, и в итоге выбирает сестру, а маму рисует рядом в виде человека. Для психолога понятно, что мама играет в семье особенную роль, она отдалена от ребенка, возможно, всегда действует по правилам.
Рассмотрение композиции
Выбор числа деревьев для методики не случаен. Несмотря на то что прямой инструкции ассоциировать рисунок с семьей ребенок не получает, он интуитивно рисует себя и окружающих его людей. Поэтому три дерева – это, как правило, мама, папа, я. Если деревьев меньше, значит, ребенок подсознательно вычеркивает кого-то из членов семьи. Тревожным сигналом становится вычеркивание в первую очередь себя на стадии распределения деревьев между родственниками. Первым часто рисуется дерево того, кто несет в семье большую ответственность. Самым большим оказывается дерево самого авторитетного члена. «Детские» деревья самые маленькие и самые молодые. Психолог должен обратить внимание на все – кривизну и цвет ствола, ширину веток, наличие дупла. Плодовые деревья для ребенка означают доброту члена семьи. Хвойные могут нести в себе смысл отдаления определенного родственника. Фантазийные, выдуманные деревья отражают хорошую работу воображения, но вместе с тем могут быть тревожным знаком о неприятии ребенка окружающего мира.
Положительно трактуется рисунок, на котором деревья одного вида, расположены на устойчивой почве близко друг к другу. Ребенок подсознательно изображает крепкую дружную семью.
Толкование оттенков рисунка
При анализе выбора цвета и оттенков для рисунка важно понимать не только символ, который заложен в каждом цвете, но и смысл, который в него закладывает сам ребенок. Каждый оттенок имеет как положительную, так и отрицательную характеристику, и эту характеристику можно выявить только после беседы с ребенком. Проективная методика «Три дерева» особенно полезна, так как в рисунке ребенок отражает не свой опыт или знания, а внутренние ощущения и эмоции. Например, нарисовано большое красное дерево. Красный цвет означает одновременно любовь, страсть, вдохновение и агрессию, ненависть, опасность. В одном случае ребенок назвал красное дерево самым красивым, а позже ассоциировал его с мамой. В другом тесте ребенок решил, что большое красное дерево следует пересадить, потому что оно закрывает солнце другим деревьям, а позже ассоциировал его с папой. Из беседы становится понятно, что трактовать однозначно выбор цвета нельзя.
Беседа является самой важной частью тестирования. Для более точной интерпретации результатов психолог может спросить, почему ребенок выбрал именно этот цвет или именно это дерево. Каким цветом можно изобразить радость? Почему это дерево нужно пересадить? В процессе ребенок, увлекаясь, все больше и точнее раскрывает картину семейной обстановки. Его поза, положение рук и выражение лица, когда он говорит о каждом дереве (родственники), показательны и также должны быть интерпретированы. Если одно из деревьев изображено больным или упавшим, нужно обязательно спросить, когда это произошло. Это важно для понимания длительности конфликта или отчуждения. Не все дети могут объяснить, почему они нарисовали то или иное, поэтому задача психолога задать наводящие вопросы, не всегда связанные с рисунком, чтобы помочь составить ассоциативную цепочку. Роль садовника, которую берет на себя ребенок, самая показательная часть беседы. Она отражает желание ребенка что-то изменить во внутрисемейных отношениях. При этом если ребенок считает, что дереву ничего не нужно, это может означать, что он не чувствует себя в силах что-то изменить. Все эти детали выясняет психолог во время беседы.
Важные моменты проведения диагностики
Подготовка к тесту «Три дерева» достаточно проста. Нужен лист бумаги и карандаши разных цветов. При этом следует учитывать, что дети обладают хорошим воображением и иногда хотят выбрать оттенки основных цветов – розовый, голубой, сиреневый. Заменять серый цвет простым карандашом нельзя, как нельзя и заменять карандаши фломастерами или ручками. Дело в том, что рисование карандашами требует определенного положения кисти и нажима. Наклон штриховки, интенсивность цвета, ширина движений – все это показатели состояния ребенка. Ни фломастеры, ни ручки не дают полной картины. Обязательно следует учитывать не только возраст тестируемого, но и его рост. Посадить подростка за стол небольшой высоты будет ошибкой, так как создаст дискомфорт и помешает проведению диагностики. И наоборот, маленький ребенок за большим столом может чувствовать себя более значимым.
Важно расположить ребенка к себе, наладить контакт и поддерживать эмоциональную связь. Во время выполнения задания многие дети обращаются за поддержкой, задают вопросы. Специалист должен понимать, что его задача лишь поддержать, а не подсказать или поправить. В вопросах также не допустимы подсказки или вопросы с альтернативной концовкой или-или. Никаких оценок во время беседы или рисования делать нельзя. Анализ и интерпретация результатов происходит после окончания тестирования.
Проведение теста для взрослых
Тест «Три дерева» для взрослых может дать интересные результаты. Взрослым сложнее отдаться на волю воображения, и они стараются угадать, что имел в виду специалист. Но именно это может стать показателем, насколько человек зависим от чужого мнения, насколько свободен в выражении себя. Изображение семьи чаще всего включает в себя мужа, жену и ребенка. Такой тест помогает понять не только специалисту, но и самому тестируемому, какую роль он играет в семье. Выбор цвета чаще всего обусловлен логикой и опытом, поэтому показателем становится интенсивность и штриховка. Методика «Три дерева» помогает не столько психологу, сколько самому взрослому понять, какие возможные конфликты существуют в семье, и подсказать варианты выхода.
fb.ru
На что направлена проективная рисуночная методика «Три дерева» и как проводить тест
Изучение взаимодействий с близкими имеет неоценимое значение. Педагогу важно знать, какие отношения у ребёнка с родными, чтобы помочь справиться с возможными проблемами в них или предотвратить появление таковых. Для диагностики, как правило, используется проективная рисуночная методика «Три дерева».
Характеристика проективной методики
Тест «Три дерева» был разработан швейцарским психологом Р. Корбозом в ХХ веке. Идея родилась из наблюдений за детьми в детском саду, готовившими рисунки ко Дню матери: малыши изображали в основном три дерева как символ триады «мама-папа-ребёнок». Позднее немецкий психотерапевт Эдда Клессманн адаптировала методику, внеся изменения в процедуру проведения.
Любой рисуночный тест предполагает изображение явлений, предметов, животных или растений с опорой на образы людей (близких и не очень, приятных и неприятных для личности тестируемого). В тесте «Три дерева» фрау Клессманн предложила идти от обратного: сначала рисовать деревья, а уже затем ассоциировать их с людьми. Это было сделано для того, чтобы не ставить малыша в ситуацию заведомого приукрашивания образа близкого человека. Например, изображая маму или папу, ребёнок интуитивно стремится сделать это как можно лучше, то есть рисунок получается лояльным, что не несёт пользы экспериментатору для установления объективной картины отношений.
Целями теста, кроме анализа отношений внутри семьи, является:
- выявление скрытых конфликтов личности;
- распознавание особенностей взаимоотношений испытуемого с окружающими.
Тестирование можно проводить один на один с детьми 6–8 лет, но не возбраняется и организация диагностики дошкольника, если ребёнок уже умеет рисовать.
Процедура проведения теста «Три дерева»
Рисовать и делать подписи ребёнку полагается только цветными карандашами, выбор того или иного цвета важен для анализа
Начинается тест с беседы на тему семьи. Малышу задаются вопросы, которые подсознательно настраивают его на мысли о родных. Взрослый намеренно не прерывает ребёнка в разговоре, не исправляет, если тот называет дальних родственников, а о близких забывает. Это поможет понять, насколько близок тестируемый с членами семьи. Подходящие темы для обсуждения:
- Сколько у вас в семье человек? Хорошие ли у вас отношения?
- Как реагируют родные, когда у тебя случаются неприятности?
- С кем ты больше дружишь и почему?
- Любишь ли ты свой дом?
- Есть ли у тебя комната? Что ты любишь делать в ней?
Далее перед ребёнком кладётся лист А4, повёрнутый горизонтально, и предлагается в цвете нарисовать 3 дерева. Для этого испытуемый получает 10 карандашей — красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, коричневый, серый, белый. Малыша в процессе создания изображения нужно подбадривать, а в конце работы над заданием обязательно похвалить.
Простой карандаш нельзя использовать для замены серого.
После того как рисунок будет готов, экспериментатор должен попросить ребёнка дать названия деревьям. Если тест проходит дошкольник, то взрослый просит у него разрешение подписать и уточняет, каким цветом лучше сделать это. Когда возраст и умение позволяют, ребёнок добавляет надписи сам. Затем организатор задаёт малышу следующие вопросы (ответы на них также должны фиксироваться на рисунке):
- Какое дерево на картинке получилось самым большим?
- А какое самым маленьким?
- Как ты считаешь, какое дерево самое молодое?
- А какое самое старое?
- Покажи самое красивое деревце.
- Какое изображение тебе нравится больше всего?
Важно помнить, что вопросы должны быть заданы именно в таком порядке – от простого к сложному.
Подписывать деревья и фиксировать ответы на вопросы на рисунке может как сам испытуемый, так и организатор
После этого экспериментатору следует предложить малышу почувствовать себя садовником и ответить на вопрос: что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему было хорошо? При этом взрослому полагается пояснить, чтобы облегчить ребёнку понимание, что какие-то растения нужно подрезать, какие-то поливать чаще, а некоторые вообще можно не трогать — им и так хорошо. Это поможет установить, какие моменты отношений не устраивают ребёнка.
Завершающим этапом проведения теста является просьба взрослого соотнести деревья с членами семьи. Заканчивается работа над этим заданием выполнением соответствующих подписей понравившимся ребёнку цветом.
Обработка и интерпретация результатов школьников
Французский поэт XIX века Шарль Бодлер писал: «…человек проводит линии на рисунке согласно картине, запечатлённой в его сознании, а не согласно натуре».
Обработка теста строится не только на основании получившегося рисунка, но и наблюдений за испытуемым в ходе тестирования. Поэтому анализировать готовое изображение должен опытный психолог, который сможет связать воедино ответы ребёнка при беседе, его реакции и результаты толкования изображения.
Анализ композиции
Расположение малыша между родителями говорит о том, что в семье, возможно, есть культ ребёнка, а взрослые общаются друг с другом мало, в основном лишь через малыша. Обычно так изображают себя избалованные дети. В подобных рисунках зачастую деревья, обозначающие авторов, ещё и самые высокие. По этому же параметру можно определить, кто для тестируемого является авторитетом — тот, чьё растение больше и выше и находится посередине.
То, насколько вплотную деревья стоят друг к другу — показатель близости между членами семьи. Если растение, символизирующее ребёнка, стоит ближе к объекту, обозначающему собой мать или отца, это говорит о том, с кем из родителей ему более комфортно. О прочности и стабильности семейных отношений можно судить, если испытуемый нарисовал деревья, объединённые одним грунтом.
Самыми красивыми дети рисуют те деревья, которые символизируют особенно важных для них людей
Если испытуемый нарисовал не три, а больше деревьев, то дополнительные объекты символизируют отношения с другими значимыми для ребёнка людьми (возможно, даже не членами семьи). Изъяны на растениях (кривые ветки, дупла) означают болезни, травмы. А вот плоды говорят о том, что ребёнок считает человека добрым, умным, малышу с ним интересно и весело. Если же тестируемый рисует, например, с яблоками или грушами дерево, символизирующее его самого, то это значит, что для него важно приносить пользу.
Искривлённый ствол может свидетельствовать о том, что испытуемый боится человека.
Бывает так, что «художник» зачёркивает дерево, которое нарисовал. Это говорит о том, что с этим членом семьи у него конфликт.
Трактовка цвета
Ребёнок в процессе рисования намеренно лишён простого карандаша, чтобы у него возникла необходимость сделать акцентным определённый цвет. При толковании гаммы нужно учитывать тот факт, что каждый цвет амбивалентен, то есть имеет и положительное, и отрицательное значение. Чтобы было проще разобраться, какое актуальнее, можно попросить ребёнка назвать, с чем может быть связан тот или иной оттенок («Какого цвета может быть печаль?», «А что значит жёлтый цвет?»). Рассмотрим основные характеристики различных тонов:
- Красный цвет означает вдохновение и любовь. При неблагоприятных обстоятельствах этот оттенок может быть расценён как знак агрессии, ненависти.
- Синий символизирует приверженность к порядку, дисциплине. Либо же очень импульсивный нрав, иррациональность в поступках, желание доминировать.
- Жёлтые деревья говорят об открытости и активности,включённости во все семейные дела. В качестве противоположного значения можно выделить ревность, желание приврать. С особым вниманием следует отнестись к жёлтому цвету в рисунке ребёнка, у которого есть братья и сёстры. Вероятно, в семье существует деление на любимцев и «козлов отпущения».
- Оранжевый может значить радость и энергию, но также и является символом внутренних противоречий.
- Зелёный считается самым неоднозначным цветом. С одной стороны, этот тон говорит о незрелости, болезненности. Но в случае если ребёнок характеризует этот оттенок в положительном ключе, он, вероятно, свидетельствует об уверенности в себе, желании развиваться.
- Выбор фиолетового карандаша может указывать на постоянно испытываемое чувство вины. Это цвет выдаёт тревогу, замкнутость. Также такой оттенок выбирают дети с неординарным мышлением, стремящиеся на всё смотреть под другим углом.
- Коричневый тон – символ земли и плодородия; негативные толкования — грязь и гной.
- Чёрный цвет, с одной стороны — признак достоинства, торжественности; с другой — траура и греха.
- Белый показывает чистоту помыслов. При отрицательных характеристиках оттенка этот тон можно интерпретировать как желание убежать от внешнего мира.
- Серый имеет негативную коннотацию: это цвет депрессии, тумана в мыслях.
Файл: Пример расшифровки рисунка
Расшифровка рисунка младшего школьника
Рисуночная методика «Три дерева» помогает определить, какой стиль отношений царит в семье, как себя чувствует ребёнок в окружении родных. Полученные результаты важны также и для анализа самооценки малыша. Однако говорить о тех или иных проблемах можно только тогда, когда результаты теста интерпретированы детским психологом. В остальных случаях методика «Три дерева» – это лишь ещё один повод объяснить взрослым, что их ребёнок нуждается во внимании и любви.
shkolabuduschego.ru
Цель: анализ отношений внутри семьи, выявление скрытых конфликтов личности; распознавание особенностей взаимоотношений испытуемого с окружающими. Подходящие темы для обсуждения: Далее перед ребёнком кладётся лист А4, повёрнутый горизонтально, и предлагается в цвете нарисовать 3 дерева. Для этого испытуемый получает 10 карандашей — красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, коричневый, серый, белый. Ребенка в процессе создания изображения нужно подбадривать, а в конце работы над заданием обязательно похвалить. Простой карандаш нельзя использовать для замены серого. После того как рисунок будет готов, экспериментатор должен попросить ребёнка дать названия деревьям. Ребенок добавляет надписи сам. Затем организатор задаёт следующие вопросы (ответы на них также должны фиксироваться на рисунке):
|
www.vashpsixolog.ru
Методическая разработка по теме: Проективная методика «Три дерева»
МБОУ гимназия №1
Проективная методика «Три дерева»
Подготовила: Воспитатель ГПД
Кузнецова Ю.В.
Липецк, 2014 г
Проективная методика «Три дерева»
Цель: определить психологический микроклимат в семье и психологичекий комфорт.
Инструкция по проведению теста “три дерева” предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, “любые три дерева”. Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.
Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов — как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.
Символообразование формируется по принципу сгущения . Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования — принцип амбивалентности — предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета выделяют два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что помогает сделать затем необходимые диагностические выводы.
После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему “больше всего нравится”. Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок — это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела.
Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:
— Какое дерево самое большое?
— Какое дерево самое маленькое?
— Какое дерево самое молодое?
— Какое дерево самое старое?
— Какое дерево самое красивое?
Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру , обращение вначале внимания на “высокое дерево” отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к “более маленькому дереву” воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о “более молодом дереве”, а лишь затем о “более старом”.
Вопросы “Какое дерево тебе больше всего нравится” и “Какое дерево самое красивое?” специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. Тем временем, “больше всего нравится” не обязательно “самое красивое” дерево.
Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.
В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: “Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?” В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: “А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо.” Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.
Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. К примеру , ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы — от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.
+ | цвет | _ |
любовь, страсть эротическое начало вдохновение | красный | агрессия ненависть опасность |
разум дисциплина порядок, верность | синий | безумие иррациональность |
открытость активность свобода, слава, сила | желтый | ревность, зависть жадность, лживость мания, бред |
Зрелость личности радость энергия, сила | оранжевый | вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны |
витальное начало рост надежда | зеленый | яд болезнь незрелость |
равновесие мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние | фиолетовый | внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия |
материнство плодородие земля | коричневый | грязь гной кал |
достоинство торжественность | черный | смерть траур грех |
чистота гармония | белый | привидение траур |
серый | неясность туман депрессия |
nsportal.ru
Рисуночный тест «Три дерева» — Психотерапия
Цель рисуночного теста «Три дерева» — диагностика семейных отношений, он применяется в работе с детьми, однако может дать интересные результаты и со взрослыми.
Инструкция: на горизонтально расположенном листе бумаги нарисовать любые три дерева. Затем попросить у ребенка разрешения подписать, что это за деревья (или попросить взрослого испытуемого подписать их). Затем попросить выбрать дерево, которое ему больше всего нравится. Какое дерево самое большое? (Все ответы пишем под соответствующим деревом.) Какое дерево самое маленькое? Какое дерево самое красивое? Какое самое молодое? Какое дерево самое старое? Какое самое красивое? Последнее задание: «если бы ты был садовником или садовницей, что бы ты сделал с каждым деревом?» Если испытуемый не сразу понимает задание, можно привести примеры: «Дерево можно полить, удобрить, пересадить, дать ему больше тепла, света. А некоторым деревьям вообще ничего не нужно, им и так хорошо».
Затем психолог спрашивает, кем из членов семьи испытуемого могли бы быть эти деревья.
Уже из самого расположения деревьев на рисунке можно извлечь много информации. Кто из членов семьи присутствует на рисунке, а кто в него не попал? На каком месте находится автор рисунка? На первом месте находится обычно тот, кто принимает решения в семье, несет больше ответственности. На центральном месте находится самый важный член семьи.
Дерева именно три, потому что триада подсознательно связана с родительской семьей: я, мама и папа. Бывает, что ребенок вытесняет кого-то, и на рисунке оказывается два человека, а иногда и четыре.
Если рисуночный тест «Три дерева» применяется ко взрослым людям, то они изображают свою новую семью (с мужем, женой) в том случае, если у них есть дети. Если же детей в их собственной семье еще нет, то, как правило, человек узнает в триаде свою родительскую, видимо, потому что в новой семье триада еще не сформировалась.
Каким деревом изобразил себя автор рисунка? Плодовыми деревьями — яблонями, грушами — обычно представляются те члены семьи, от которых ожидается, что они принесут пользу. Связаны ли деревья общим грунтом или каждый растет на своем обособленном участке? Что садовник захотел сделать с деревьями, может указать на то, чего, по мнению автора, не хватает какому члену семьи, или на то, что рисующему не удается сообщить в коммуникации. На примере анализа двух рисунков, сделанных по рисуночному тесту «Три дерева», можно увидеть, сколько неосознаваемых рисующим аспектов взаимоотношений с членами своей семьи могут стать явными с помощью этой методики.
psygestalt.ru