Творческое развитие личности: Предпосылки развития творческой личности

Развитие творческой личности в условиях изобразительной деятельности

   

учитель изобразительного искусства

МБОУ Гимназии № 13 г. Новосибирска

 

Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера
их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение,
в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность
каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить
какими-то правилами, единственными и обязательными для всех.
С.Л. Рубинштейн

Глобальные социально-экономические преобразования выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Развитие личности человека – современное требование общества к системе образования.

Личность – это в первую очередь субъект деятельности, человек, который способен сам ставить цели деятельности, выбирать средства, планировать и реализовывать ее, получать результат. Это человек, способный быть самостоятельным.

По мнению исследователя теории развивающего обучения В.В. Давыдова, личность обладает чертами неповторимости, своеобразия, уникальности, непохожести на других – чертами индивидуальности. Индивидуальность – одна из сторон проявление личности.[1]

Одной из форм индивидуальности является творчество. Человек, обладающий творческими качествами, неповторим, своеобразен и в отношении к людям, природе, предметному миру, и к самому себе.

Творчество – деятельность, в результате которой создается новый оригинальный продукт (новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства).

В условиях изобразительной деятельности следует особенно содействовать развитию творческой личности, а, значит, становлению ребенка как субъекта деятельности.

Условия развития творчества:

1. Создание условий для того, чтобы процесс жизни и деятельности детей стал творческим. Необходимо ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

2. Организация интересной содержательной жизни ребенка в учебном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

3. В определенном классном коллективе единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

4. Общение с искусством.

5. Обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Б.

М. Неменский и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа.

6. Обеспечение эффективной мотивации к творческим заданиям.

7. Создание атмосферы творчества, атмосферы доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах. Использование игровых приемов обучения.

8. Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их решения, что стимулирует поисковую деятельность.

9. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка на уроке.[2]

Развитие индивидуальных и творческих способностей является необходимым условием в работе и с одаренными детьми.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Важные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

– принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития.[3] Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

Условия развития творчества в полной мере возможно создать при организации занятий в летнее время в стенах учебного учреждения. Летний лагерь – как объединение творческих мастерских. Именно под таким девизом появился впервые в нашей гимназии лагерь «Исток», как экспериментальная площадка «Экология одаренности». Продолжая лучшие традиции и учитывая наработанный опыт, в 2014 году наш летний лагерь вновь собрал ребят. В творческой мастерской Изобразительного искусства встретились девочки из 6-х и 8-х классов.

Основной целью моей педагогической деятельности при планировании и организации занятий в летнем лагере является развитие индивидуальных творческих способностей учащихся через использование различных методов и приемов изобразительной деятельности.

Общая тема, объединившая 10 занятий – жанр изобразительного искусства «Натюрморт». Девочки работали гуашью, восковыми мелками, углем, фломастерами и использовали монотипию, набрызг, коллаж и смешанные техники. Рисовали и писали свои натюрморты с натуры, по памяти и воображению. Времени в день на выполнение работы посвящалось 3 и более часа. Кабинет ИЗО был видоизменен в творческую мастерскую – передвинуты парты и сгруппированы в большие столы, главное место заняли мольберты и красивые постановки. Полученные работы очень порадовали и даже удивили тем, насколько может раскрыться ребенок и проявить свои способности в обстановке творчества и сотрудничества, в коллективе, заинтересованном именно изобразительной деятельностью. Девочки остались очень довольны своими работами. Свои натюрморты они унесли домой и вместе с родителями оформили их в домашние выставки. И самое главное – они с нетерпением ждут новой встречи в летнем лагере.

 

   


[1] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. – С. 56

[2] Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР.

– Вып. 11. – М.;Л., 1947. С. 112

 

Количество просмотров: 8856  

Развитие творческой личности

Дата публикации: 01.11.2014


Лобачева Екатерина

Пьесы великого древнегреческого драматурга Софокла пережили своего создателя почти на 2500 лет. Сюжеты его трагедий служили вдохновением для многих художников, музыкантов, поэтов и писателей. Исследователи находят не менее 1000 цитат его творчества в мировой культуре.

Моцарт написал свой первый концерт, когда ему было 4 года. Ему пришлось исполнять произведение самому, потому что оно было непростым даже для профессионалов.

М.Лермонтов за свою короткую жизнь написал более 30 поэм и 400 стихотворений, не считая неоконченных творений.

И.Айвазовский, напротив,  дожил до преклонного возраста. За 83 года своей жизни он написал более 2000 работ, оригиналы его морских пейзажей  есть почти во всех музеях.  

А.Иванов, в отличие от своего продуктивного коллеги,  стал автором всего одной работы.  «Явление Христа народу» — он писал ее более 20 лет.

В таланте всех этих людей невозможно усомнится, тем не менее, все они проявляли его по-разному.  Скажете, им повезло, и они родились гениями? Что они появились на свет, чтобы оставить свой след в истории? На самом деле, способность творить – это не уникальный дар, который или есть, или нет.

Генетики утверждают, творческий потенциал заложен в нас всех и только от нас самих зависит, сможем ли мы развить свои способности и проявить себя.

Это только кажется, что пока мы все корпим и мучаемся, талантливый человек приходит, щелкает пальцами и выдает нечто гениальное, срывая овации и славу. Такие случаи бывают, но это скорее исключение, чем правило.

Действительно, такие люди, как Леонардо, Пушкин или Моцарт – были гениями «от бога», процесс творчества был для них естественным, как дыхание.  Они с детства демонстрировали уникальные способности, и окружающая среда благоприятствовала их развитию. Творчество их было спонтанным, импульсивным, они не представляли своей жизни без него.

На самом деле, таких людей совсем немного. Авторами большинства  великих открытий и произведений искусства становятся те,  кто добивался всего своим трудом и неимоверными волевыми решениями – людьми, которые развили в себе творческие способности. Не зря Томас Эдисон, сказал, что гений – это 99% тяжелого пота, и лишь 1% таланта – уж он-то знал толк в работе.

Вспомните М.Ломоносова, который, казалось бы, должен был прозябать в глухой деревне, или косноязычного Демосфена, годами оттачивавшего ораторское  мастерство на безлюдном морском берегу. Эйнштейна  все учителя считали умственно отсталым, Ньютон с трудом пробирался сквозь дебри математики в школе, Вагнер освоил нотную грамоту лишь к 20 годам.

Подобных примеров можно приводить множество, но все они говорят о том, что «творческая личность» – это не уникальный сверхчеловек,  которому от рождения уготована особая судьба.

Современные исследования доказывают, что большинство людей могут развить свои способности, не оглядываясь на свой возраст, образ жизни или социальное положение.

Конечно, лучше всего развитие творческого потенциала личности начинать с раннего детства, пока способности еще не подавлены воспитанием и образованием. Но стоит ли отчаиваться, если вы уже в зрелом возрасте, а до сих пор не создали ни одного шедевра? Знаменитая бабушка Мозес впервые взяла кисти в руки в почтенном возрасте 70 лет, а ее работы  — мечта любого коллекционера.

Часто люди не верят в то, что способны на большее. На самом деле, это только кажется, что между вами и тем же Эйнштейном лежит громадная пропасть. Каждый из нас умеет творить, все мы создаем что-то новое каждый день.

Теория относительности отличается от великолепного пирога, приготовленного по особому рецепту, только значением для общества, но основа их одинакова – акт созидания, особый взгляд на привычные вещи, перестройка определенных элементов таким образом, что они обеспечивают появление чего-то нового.

Что еще характеризует творца, кроме трудолюбия, так это оригинальное мышление и нестандартный подход. Творческая личность может быть художником, изобретателем, летчиком, продавцом, спортсменом, ученым…  Фантазия и воображение полезны в любом виде деятельности.

Творческий человек проявит себя на производстве и в строительстве, он в рутинной работе найдет «изюминку», он всегда готов играть с идеями и воспринимать новизну и изменения. Он знает, что возможности для улучшения существуют всегда. Он не занимается созданием чего-то из небытия, как Бог. Он комбинирует и видоизменяет различные существующие идеи, чтобы в результате получилось что-то абсолютно новое.

Если вы хотите жить полноценно, то вам просто необходимо тренировать  умение нестандартно мыслить и высвобождать заложенные природой таланты. Современные методики обеспечивают эффективное и быстрое развитие творческой личности. Главное, чтобы у вас появилось желание изменить свою жизнь. И помните, что неспособных людей не существует. Есть неспособные развить свои способности.

Работайте над собой, и, возможно, список великих людей нашего времени пополнится еще одним именем!

Творчество и личное развитие | Блог Inspire Leadership Consultancy

Насколько творчество жизненно важно для личного развития?

  1. Большое количество энергии в сочетании с качественным отдыхом
  2. Скромное, но гордое поведение
  3. Сбалансированные социальные атрибуты
  4. Правильное количество игривости и дисциплины
  5. Противоречивые, но консервативные взгляды

 

 

Творческие личности замечательны своей способностью приспосабливаться практически к любой ситуации и обходиться тем, что есть под рукой, для достижения своих целей.

– Михлай Чиксентмильхайи, 1996 г.

 

Для того, чтобы по-настоящему продвигать нацию вперед в развитии, каждый член ее многочисленных институтов, будь то корпоративный бизнес или социально-политический, секрет заключается в том, чтобы сосредоточить внимание и использовать развитие личности на Филиппинах.

Творчество в самом фундаментальном смысле этого слова — это самое близкое, что мы, люди, имеем для обеспечения смысла и удовлетворения, которые подпитывают надежду, необходимую для пробуждения и выполнения нашей человеческой деятельности каждый божий день; это источник смысла, который является проявлением наших чувств к банальности и безрадостности существования — преодолевающий фактор, который удерживает нас от нигилистических зыбучих песков реальности.

Само собой разумеется, что творчество и развитие личности идут рука об руку. Но что такого в гуманизме творчества, который побуждает нас становиться лучшими версиями самих себя? Что такого в наших творческих гранях, которые побуждают нас браться за дело и действовать преднамеренно, когда дело доходит до формирования привычек и характеристик, составляющих податливость воли?

Творчество как свойство в глубочайшем смысле есть преодоление противоречий. Жизнь в ее наиболее метафизическом смысле и онтологии есть не что иное, как ряд противоречий — реальность. Креативность — это движущая сила, которая предшествует самореализации и, в свою очередь, тому, что значит быть лидером — проактивным специалистом по этике, который вдохновляет других; развитие лидерских качеств.

Ниже приведены обзоры основных факторов, иллюстрирующих важность творчества для развития личности:

 

 

Динамика между энергией и отдыхом

Люди, соприкасающиеся со своим творчеством, несут с собой большое количество физической энергии, а также ловкость. Но часто бывает так, что они обнаруживают себя тихими и в состоянии покоя. Творческие люди работают долгие часы с непостижимым уровнем концентрации, безошибочным светом свежести и непроницаемым энтузиазмом.

Основной принцип здесь заключается в том, что творчество питается контролем уровня вашей энергии. Это то, что нельзя маргинализировать и закрепить в камне; это приспособляемость в ее самом ритмичном проявлении. Проявлять свою креативность означает быть хорошо смазанным стратегическими процессами проб и ошибок, которые помогают нам достигать наших целей.

 

 

Скромные и гордые качества

Творческие люди интересны тем, что имеют тенденцию излучать гордый и высокомерный вид, но как только вы познакомитесь с ними поближе, вы обнаружите, что глубоко внутри у них есть застенчивость и неуверенность в себе. Но для этого есть веская причина.

Творчество основано на чувстве и перспективах, и творческие люди настолько сосредоточены на том, что они делают, что они находятся в самом разгаре достижения, что имеют тенденцию полностью пренебрегать своими предыдущими достижениями. Когда мы приступаем к тому, чтобы «сделать что-то», будь то проект, событие и т. д., возникает напряжение, которое лежит между уверенностью и самоуничижением, а творчество — это сосредоточенная сила, которая помогает нам сбалансировать наш путь, преодолевая этот канат. от идеи до воплощения.

 

 

Сбалансированные уровни экстраверсии и интроверсии

Экстраверсия и интроверсия — это не черное и белое; это два конца спектра. Никто не является чисто экстравертом или интровертом. Если бы это было так, то этот человек должен был бы быть клинически невменяемым.

У всех нас есть склонности к интровертам и экстравертам, просто некоторые люди более склонны к одному концу, исходя из их общего типа личности. Творческие люди имеют явное преимущество благодаря тому, что они могут идеально сбалансировать и демонстрировать оба конца спектра одновременно и часто по своему желанию.

 

 

Игривость и дисциплина как рабочая этика

Креативность означает, что вы должны уметь сочетать игривость и дисциплину; ответственность и безответственность. Легкий и веселый настрой очень характерен для творческих личностей, но он также уравновешивается непоколебимыми характеристиками настойчивости, выдержки и беспощадной серьезности.

 

 

Бунтарские, но консервативные тенденции

Один из ключевых компонентов креативности — быть иконоборцем — критически настроенным реакционером с острым умом, который задает правильные вопросы. Но настоящее творчество означает нечто большее; это означает готовность пойти на риск, порвав с традицией, но одновременно приняв то, на что именно вы реагируете, потому что глубоко внутри вы знаете, что каким-то образом видите части себя в консенсусе.

 

 

Ключ на вынос

Говорят, что быть по-настоящему открытым означает быть наполовину принимающим, наполовину вопрошающим. Креативность напрямую связана с развитием лидерских качеств и развитием личности для будущего Филиппин, потому что это единственное решение сложностей человеческой души; диалектический синтез, который является секретом всех форм успеха.

Независимо от того, в какой среде вы находитесь, корпоративном управлении, академическом образовании, политике и т. д., творчество — это то, что побуждает нас стремиться и достигать результатов в любой области, в которой мы находимся, потому что оно учит нас в конечном итоге приспосабливаться и преодолевать трудности.

Креативность и личностное развитие.

Исследование своего сознания

4 минуты

Творчество — это больше, чем искусство, больше, чем самовыражение; это тесно связано с личным развитием.

Последнее обновление: 25 февраля 2020 г.

Принято считать, что творчество связано с каким-то видом искусства. А также понимать его как форму художественного выражения, новую, поразительную и противоречивую. Однако это гораздо больше. Таким образом, эта статья о важности творчества в развитии личности и его актуальности.

Таким образом, творчество больше не ограничивается художниками. Наоборот, это важнейший навык для любого профессионала, который выходит за рамки производства и инноваций. Творчество является частью личностного развития человека.

Как видите, творчество в личном развитии объединяет уникальный опыт человека с внешней информацией, которую он собирает. Таким образом, он рождает уникальную, независимую личность. Тот, кто должен исследовать себя глубоко внутри в их самой чистой форме. Этот человек может создавать, вводить новшества и находить решения не только сложных проблем, но и своих личных вопросов.

«Творчество — отличный мотиватор, потому что оно вызывает у людей интерес к тому, что они делают. Творчество дает надежду на то, что может появиться стоящая идея. Это дает возможность любого рода достижения каждому. Творчество делает жизнь веселее и интереснее».

-Эдвард де Боно-

Творчество каждого

То, что происходит, когда вы используете творчество для личного развития, похоже на то, что происходит с интеллектом . Это качество проявляется у всех по-разному, но оно определенно может расширяться.

Однако с самого раннего возраста вы учитесь определять друг друга как более или менее творческих или вообще не творческих. И вы делаете это в соответствии с «художественными» проявлениями человека в тех дисциплинах, которые относятся, в частности, к изобразительному и исполнительскому искусству.

По мере того, как вы становитесь старше, во внимание принимаются и другие качества, такие как то, как вы одеваетесь или украшаете окружающую среду, а также ваша способность к дизайну и инновациям. В основном для обозначения и дифференциации «творческих типов» от тех, кому якобы не хватает творчества.

Нет никаких сомнений в том, что креативность является важной характеристикой человека, фактически одной из самых важных. Более того, креативность — это человеческая черта, а креативны все . Кроме того, это одна из основных характеристик, которые делают людей успешными как личности и как вид.

Удивительно, как даже те, кто верит в миф о том, что они не креативны, могут выполнять очень новаторские и творческие работы, используя правильные методы.

На самом деле люди воспринимают идею как творческую или нет, в зависимости от окружения. В связи с этим американский невролог Элис Уивер Флаэрти утверждает в своей книге «Полуночная болезнь », что «творческая идея будет определяться просто как новая и полезная (или влиятельная) в определенной социальной среде».

Согласно Флаэрти, творчество существует в сфере бизнеса, компьютерных наук, естественных наук и математики, , а также в тех областях, которые большинство считает «творческими» (визуальное и исполнительское искусство).

Креативность в личном развитии

Можно сказать, что креативность в личном развитии включает в себя способность создавать, делать или производить. Но этого недостаточно.

В начале этой статьи вы прочитали, что творчество объединяет ваш собственный опыт с информацией, которую вы собираете извне. Но действие и производство не обязательно означает, что результатом является сочетание личного опыта и внешней информации. Но в большинстве случаев человек смешивает внешнюю информацию с опытом, чтобы творить. Однако это не творчество. Креативность дает право на более независимый и индивидуальный подход.

Более того, творчество — это не только создание новых вещей. Креативность — основа решения проблем. Вы не можете решить многие проблемы, используя существующие рамки и правила 90–104.