У детей младшего школьного: Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте

Содержание

Развитие ребенка школьного возраста

Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.

Что особенного происходит с ребенком. Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.

Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл — он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.

Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.

С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.

Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.

Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.

Развиваем память у детей

Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память — это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.

Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.

Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.

В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.

К приемам управления памятью относят такие:

  • повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
  • организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
  • осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
  • формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
  • поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
  • создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.

Особенности психологии детей

Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности.

Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.

Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.

Воспитание в детях чувства собственной значимости

Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности.

Задача родителей правильно расставить ориентиры.

К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.
Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.

Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.

Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.

Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.

Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.

Особенности развития младших школьников

606

С переходом из группы детского сада за школьную парту в жизни ребенка меняется практически все: социальный статус, распорядок дня, обязанности и привычный образ жизни. Все предыдущие годы он интенсивно развивался, формировался физиологически и психологически. Период, совпадающий с началом обучения в школе и окончанием 4 класса (6-7 — 9-11 лет), выделяют в этап под названием “младший школьный возраст”. В этом возрасте организм ребенка и его психика проходят совершенно уникальные перестройки.

Говорить о начале младшего школьного возраста у ребенка можно, если в его жизни начинает преобладать учебная деятельность, а игровая постепенно переходит на второй план. Конечно, ситуация не меняется кардинально за один день: дошкольник начинает изучать буквы и счет еще в детском саду, а первоклассникам все также нравится играть в куклы или машинки. Однако в школе у детей появляются новые обязанности и интересы, постепенно отодвигающие игры в прошлое.

Младший школьный возраст характеризуется замедлением физического развития и усилением активности в развитии интеллекта, психики. Рост школьника приостанавливается — вся энергия уходит на обучение, формирование личности, становление характера.

Наиболее заметно в этом возрасте меняются:

  • Внимание
    В дошкольном возрасте внимание ребенка характеризуется непроизвольностью. В период младшего школьного возраста происходит формирование и развитие произвольности внимания: ребенок приобретает способность сосредоточиться на важной задаче, управлять и направлять свое внимание по собственному желанию. Чтобы оптимизировать этот процесс, можно прибегать к различным приемам психогимнастики, тренировать наблюдательность, практиковаться в концентрации внимания.
  • Усидчивость
    Сложнее всего первокласснику дается перестройка на процесс обучения именно из-за природной активности и энергичности, присущей всем детям. Начинают развивать это качество в ребенке уже в старших группах детского сада, однако многие остаются непоседами во 2 и даже 3 классе. Чтобы сохранить усидчивость, ребенок должен сильно сосредоточиться и очень захотеть довести начатое до конца. Помочь ему в этом можно, научив разбивать цель на несколько маленьких шагов, поощряя его старания, а также устраняя возможные отвлекающие факторы.
  • Саморегуляция и самоконтроль
    В первые годы обучения в школе ребенок буквально учится управлять собой: своими поступками, настроением, словами. Для этого необходимо уметь давать оценку своим действиям и психологическому состоянию, делать выводы и осознанно выбирать способы изменения текущей ситуации. Развитие этих важных навыков во многом зависит от того, насколько родители готовы предоставить свободу действий своему ребенку. Развивайте у школьника инициативу и самостоятельность.
  • Эмоциональный интеллект
    В младшей школе эмоции ребенка проходят серьезную перестройку: в нем формируются высшие чувства, такие как чувство долга и прекрасного, сопереживание и сомнение, любознательность и гордость. Также в этом возрасте очень важно научить ребенка адекватно воспринимать собственные ошибки и неудачи. Умение видеть в провалах положительное, не опускать руки и извлекать уроки — своего рода полезная привычка, которую несложно выработать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
    Лучший способ — показывать правильное отношение к неудачам на собственном примере и говорить с ребенком об этом.
  • Моральные ценности и установки
    К окончанию младших классов школьник совершенно иначе начинает воспринимать дружбу, взаимовыручку, несправедливость, предательство, а также более осмысленно относится к собственным поступкам и поступкам других людей. Огромное количество качественной художественной литературы, проверенной временем и поколениями школьников, поможет ребенку сформировать правильное мировоззрение — почаще читайте с детьми хорошие рассказы.
  • Ответственность

    Учеба в школе — это новые возможности, определенный уровень свободы, но в то же время и совершенно иная степень ответственности. Ребенок, начиная школьную деятельность, должен четко осознавать правила поведения, границы дозволенного и свои обязанности. С первого класса постепенно, но строго, вводите в обязанности школьника новые задачи и помогайте ему осознавать последствия их невыполнения, последствия своих поступков в целом. Ни в коем случае не делайте домашнее задание за ученика!
  • Самостоятельность
    Если в дошкольном возрасте самостоятельность была недостаточно сформирована, то первоклассник будет испытывать дополнительную нагрузку: ведь теперь во многом ему приходится заботиться о себе без помощи родителей. Научите ребенка готовить себе завтрак, собирать портфель вечером, проверять школьную форму, запоминать дорогу домой, экономить карманные деньги. Гиперопека — самый страшный враг самостоятельности, в воспитании все должно быть в меру.
  • Рефлексия
    Школьник начинает анализировать свое внутреннее состояние, продумывать план действий, давать отчет своим поступкам. Активно развивается самоанализ и самооценка. Чтобы ребенок привык использовать внутренний голос для рассуждений о своем состоянии и поведении, научите его сначала говорить об этом вслух. Задавайте вопросы: “Как прошел день?”, “Что интересного произошло сегодня?”, “Почему ты недоволен таким результатом?” — побуждайте ребенка к анализу и самоанализу.

Для младшего школьника позитивное общение со значимыми взрослыми имеет очень важное значение. Дети прислушиваются к тем взрослым, которых они считают авторитетными фигурами. Как правило, это родители и учителя. Поэтому родителям необходимо в этот период уделить особое внимание качеству общения со своими детьми, наладить контакт с ними, выстроить доверительные взаимоотношения. В противном случае функции семьи в воспитании незаметно перейдут к социуму, сверстникам. Достучаться до ребенка в такой ситуации будет практически невозможно, особенно в подростковом возрасте.

Постарайтесь своевременно поработать над взаимоотношениями со своими детьми. Для этого воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Регулярно разговаривайте с ребенком по душам. Старайтесь делать это хотя бы раз в неделю.
  • Выбирайте для таких разговоров наиболее подходящее время, когда ни вы, ни ребенок, не ограничены во времени. Воспользуйтесь возможностью пообщаться, пока стоите в пробке или готовите ужин.
  • Важное правило: разговор по душам должен быть добровольным. Не заставляйте ребенка, если у него плохое настроение или он не готов. Просто дайте ему понять, что вы готовы вернуться к этому позже и всегда выслушаете.
  • Разговаривать по душам можно только наедине. Если у вас двое детей или больше, уделяйте для такого общения каждому время отдельно.
  • Далеко не всегда будет получаться наладить диалог сразу. Порой дети боятся что-то рассказывать или не считают нужным это делать. Постарайтесь быть терпеливыми и понимающими родителями, не вытаскивайте клещами каждое слово.
  • Для более эффективного общения задавайте ребенку больше открытых вопросов (тех, на которые нельзя ответить только “да” или “нет”). Не перебивайте, дослушайте до конца. Задавайте уточняющие вопросы, перефразируйте сказанное. Так ребенок почувствует, что вы действительно слушаете его и для вас важны его слова.
  • Всегда, в любой ситуации, сохраняйте самообладание и уважение по отношению к ребенку. Выстраивайте диалог так, как вы говорили бы с коллегой или соседом. Ваш ребенок — это прежде всего личность, хоть и маленькая.
  • В доверительных беседах нет места для критики. Конструктивная критика возможна в ситуациях, когда речь идет о проступке или неудаче ребенка. Старайтесь избегать таких тем в разговорах по душам: это время, когда вы хотите делиться друг с другом переживаниями, радостью или важными открытиями, а не поучать.
  • Старайтесь не замалчивать ссоры и обиды. Учите ребенка спокойно разбираться с проблемами, а не игнорировать их. Эмоции бывают положительными и отрицательными, важно научить детей дружить с каждой из них. Начните, например, фразой: “Знаешь, мне было неприятно, когда…” или, наоборот, “Я очень обрадовалась, когда…”. Говорите только о своих чувствах, делайте это спокойно и также спокойно слушайте ребенка.

Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Начальное образование | ЮНИСЕФ

Программа

Детям необходимо начальное образование для развития критических базовых навыков грамотности и счета.

UNICEF/UN0387616/Альтаф Ахмад

Практически универсализация начального образования является одним из величайших глобальных достижений последних десятилетий. В начале 1950-х годов около 50 процентов детей начального школьного возраста во всем мире не посещали школу. Сегодня эта цифра составляет 11 %.

Тем не менее, наиболее маргинализированные дети по-прежнему отрезаны от начального образования и лишены права развивать базовые навыки грамотности и счета (FLN). По оценкам, 70 процентов 10-летних детей в странах с низким и средним уровнем дохода в настоящее время не могут понять простой письменный текст.

По оценкам, в странах с низким уровнем доходов только две трети детей заканчивают начальную школу. Неравный доступ существует и по другим причинам: дети, живущие в чрезвычайных и нестабильных условиях, в том числе дети-беженцы, имеют меньше шансов закончить начальную школу. Пол также играет роль, поскольку девочки, выросшие в бедных семьях, с большей вероятностью, чем их сверстники-мужчины, никогда не посещали начальную школу или бросили ее.

Даже для учащихся в школе слишком многие не изучают критически важные базовые навыки (письмо и счет, а также цифровые и передаваемые навыки),  которые им необходимы для процветания.

Начальное образование является основой развития. Именно в начальной школе дети приобретают базовые навыки, которые готовят их к жизни, работе и активной гражданской позиции. Качественное образование расширяет права и возможности детей и молодежи, защищает их здоровье и благополучие и разрывает циклы бедности. Он также расширяет возможности стран, способствуя экономическому процветанию и социальной сплоченности.

Эти преимущества связаны не только с тем, что дети посещают школу, но и с тем, что они учатся в полной мере.

Исследуйте центр FLN

ответ ЮНИСЕФ

ЮНИСЕФ/UN0425425/Деджонг Дети улыбаются на детской площадке начальной школы Гадо Бадзере на востоке Камеруна.

Цели в области устойчивого развития призывают всех детей к 2030 году получить бесплатное, равноправное и качественное начальное образование, ведущее к соответствующим и эффективным результатам обучения. Для достижения этих результатов необходимы базовые навыки грамотности и счета.

Чтобы гарантировать, что каждый ребенок начального возраста посещает школу и учится, глобальные усилия должны быть сосредоточены на решении «последней мили» – охвате наиболее маргинализированных детей при одновременном повышении качества начального образования. Это требует политической приверженности и целенаправленных стратегий по укреплению систем образования при справедливом финансировании и распределении ресурсов.

Для повышения качества начального образования потребуются стратегические реформы всей системы образования. Это включает в себя учебные программы и педагогику, соответствующие развитию, эффективные программы обучения и развития учителей, более активное участие родителей, а также надежные системы обеспечения качества и данных.

Чтобы поддержать планы стран в отношении начального образования, Инициатива ЮНИСЕФ «Переосмыслить образование» направлена ​​на устранение разрыва в доступе, обогащение учебного опыта и улучшение результатов обучения с помощью цифровых средств. Будущее обучения лежит как в формальной системе образования, так и за пределами классной комнаты: дети и подростки должны иметь возможность преуспеть в обоих.

Вместе с правительствами и партнерами ЮНИСЕФ работает над:

  • Созданием политической приверженности качественному начальному образованию, которое приводит к эффективным результатам обучения за счет сбора фактических данных, адвокации и коммуникации
  • Выступать за лучшее, справедливое финансирование и распределение образовательных ресурсов для начального образования
  • Поддержка доступа к качественному формальному начальному образованию для тех, кто в настоящее время получает начальное образование, а также для тех, кто никогда не посещал начальную школу, но по возрасту имеет право на поступление в начальную школу, уделяя особое внимание наиболее маргинализованным слоям населения
  • Укрепить неформальное образование и альтернативные модели предоставления услуг (такие как дополнительные занятия, промежуточное и ускоренное обучение и обучение развитию навыков), включая признание, проверку и аккредитацию результатов неформального обучения
  • Укреплять потенциал стран для планирования и внедрения качественного образования в масштабе, в том числе с помощью основанных на фактических данных вмешательств, которые способствуют базовым результатам в области грамотности и счета
  • Поддерживать и использовать инновации, включая методы цифрового обучения, в качестве платформ для поддержки доступа к качественному начальному образованию

Ресурсы

Издатель Титул
RTI International Веб-сайт науки о преподавании
Всемирный банк Трусики для обучения бедности
Всемирный банк Экономичные подходы к улучшению глобального обучения
ЮНЕСКО, McKinsey & Company Набор инструментов для коррекционного обучения

 

Узнать больше

«Позвольте мне учиться»

Почти две трети 10-летних детей не могут читать и понимать простой текст.

Получить подробности

Цифровое обучение

Доступность и потенциал технологий делают цифровое обучение важной услугой для каждого ребенка.

Изучите нашу работу

Переосмыслить образование

Цифровое обучение должно быть частью базовой корзины основных услуг для каждого ребенка и молодого человека.

Посетите страницу

Конфликт на востоке ДРК оказывает разрушительное воздействие на образование детей

Посетите страницу

Наш подход — Начальная школа

Свиток

Мы объединяем всех взрослых в жизни ребенка, включая родителей, педагогов и медицинских работников.

Мы знаем, что есть много причин, по которым дети приходят в школу не готовыми к обучению. Дети и их семьи могут сталкиваться с бедностью, отсутствием жилья, расизмом и другими стрессовыми и травмирующими ситуациями; у них может не быть доступа к программе для детей младшего возраста, поэтому они могут ходить в школу уже с отставанием в языковом и когнитивном развитии; или у них могут быть невылеченные физические барьеры здоровья, такие как кариес, астма или голод, которые мешают сосредоточиться. Мы не только учитываем эти препятствия к обучению, но и активно работаем в партнерстве с семьями над их преодолением.

ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Прочтите нашу «Теорию изменений», чтобы узнать, как наш комплексный подход приводит к общим результатам для детей.

Читать >>

Мы начинаем рано.

Первые три года жизни ребенка являются критическим этапом в его развитии, однако слишком часто семьи не получают надлежащей поддержки в эти годы, предшествующие школе. Мы начинаем работать с детьми и их семьями за несколько лет до поступления в детский сад, чтобы охватить детей на критическом этапе их развития. С самого начала мы предоставляем надежные универсальные услуги, такие как скрининг развития, для раннего выявления и удовлетворения потребностей ребенка. Кроме того, мы подключаем семьи к службам раннего вмешательства, чтобы впоследствии уменьшить потребность в более интенсивных вмешательствах.

Мы сотрудничаем с родителями.

Когда родители здоровы, дети могут процветать, поэтому мы поддерживаем здоровье и рост родителей, а также здоровье и рост их детей. Мы сотрудничаем с родителями в постановке целей для себя и своих детей посредством коучинга, информации и направлений к общественным ресурсам. Мы также делимся новыми знаниями и навыками, чтобы родители могли более активно участвовать в развитии, здоровье и образовании своего ребенка.

Мы интегрируем услуги.

Наша уникальная модель объединяет здравоохранение, образование и поддержку семьи, поэтому многопрофильные команды могут удовлетворить все потребности ребенка. Мы привлекаем экспертов, сотрудничаем с общественными организациями и используем данные, чтобы семьи получали персональную поддержку и услуги, в которых они нуждаются.

Мы принимаем объектив с учетом травм и культурных особенностей.

В основе нашей работы с детьми и семьями лежит понимание того, как травма может повлиять на мозг и способность ребенка к обучению. Мы способствуем устойчивости и смягчаем последствия травм в рамках наших детских и семейных программ. Мы также предоставляем услуги поддержки, непосредственно связанные с травмой.

Мы ценим культурную и общественную самобытность всех наших студентов, семей и сотрудников и пропагандируем антирасистский подход к борьбе с историческими нарративами и дефицитным мышлением. Наши учебные планы и программы предоставляют детям и семьям возможность узнать о других культурах и способах мышления, а также изучить и поделиться своей культурной самобытностью.

Программа «От рождения до трех»

Для молодых родителей мы предлагаем игровые группы социально-эмоционального развития, программы подготовки к дошкольному обучению, скрининги развития и групповые занятия только для родителей, чтобы укрепить их способности и помочь им определить и поддержать потребности развития своего ребенка.

Школьная программа

Мы используем целостный детский подход к образованию, взяв на себя ответственность за академические, медицинские и социально-эмоциональные результаты. Дети начинают ходить в школу полного дня в возрасте трех лет и могут продолжать свое образование с нами в подростковом возрасте.

Health Care Partnership

Мы сотрудничаем с существующими поставщиками медицинских услуг для координации медицинского обслуживания детей, дополняемого нашей собственной работой по укреплению здоровья в школьных и семейных программах.