Уровень агрессивности – Результаты изучения агрессивности личности — Мегаобучалка

Результаты изучения агрессивности личности — Мегаобучалка

При разном уровне волевого самоконтроля

 

Исследование уровня агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля позволило дифференцировать подростков (см. приложение таблица 1).

В таблице 1 представлены результаты, по методике Басса-Дарки, уровня агрессивности.

Таблица 1

Результаты обследования уровня агрессивности

Уровень агрессивности Количество человек
  n %
высокий 35,0
средний 50,0
низкий 10,0

 

В нашем исследовании, по методике Басса-Дарки, установлено, что 7 человек (35,0 %) имеют высокий уровень агрессивности, (чрезмерно агрессивные) нередко бывают неуравновешенными. Им присуще такие качества, как: обидчивость, импульсивность, их так же легко вывести из себя, могут жестоко обращаться по отношению к другим. 10 человек (50,0 %) – средний уровень агрессивности, (умеренно агрессивные) личностей. Они характеризуются действиями, которых носят разрушительный характер, имеют склонность к непродуманным поступкам, довольно частой злобой на окружающих, но после того, как успокаиваются, зачастую, просят прощения за свою несдержанность. И 2 человека (10,0%) – с низким уровнем агрессии. Такие люди, большую часть времени, миролюбивы, добры и общительны.

Покажем графически (рис. 1).

Рис. 1. Результаты изучения агрессии по методике Басса-Дарки

 

В таблице 2 представлены результаты, измеренного по методике ВСК уровня самоконтроля.

 

Таблица 2

Результаты обследования уровня самоконтроля

Уровень самоконтроля Количество человек
n %
высокий 20,0
средний 50,0
низкий 30,0

 

Покажем графически (рис. 2).

Рис. 2. Результаты изучения самоконтроля по методике «Волевой самоконтроль»

 

В нашем исследовании, по методике ВСК (волевой самоконтроль), мы выяснили, что 4 человека (20,0 %) имеют высокий уровень самоконтроля, им характерна сдержанность, спокойствие и уверенность. 10 человек (50,0 %) –средний уровень самоконтроля, такие люди сдержанны, но иногда, все же, могут вспылить, обидчивы, но очень быстро «отходят». 6 человек (30,0) имеют низкий уровень самоконтроля, там людям характерна постоянная обидчивость, ярость и импульсивность.



Нормой тут является 10-13 баллов. Хотя опять же прослеживается некоторая закономерность: те испытуемые, которые имели низкие показатели по шкале самоконтроля, имеют высокие показатели по шкале агрессивности.

В таблице 3 представлены результаты проведенной связи между двумя, вышеуказанными, методиками.

 

 

Таблица 3

Связь между агрессивностью личности подростков при разном уровне

Волевого самоконтроля

Самоконтроль агрессивность
высокая средняя низкая
n % n % n %
высокий
средний -
низкий -

 

Исходя из полученных данных, мы можем сказать, что при высоком уровне самоконтроля подростков уровень агрессивности будет средним или низким; при высоком уровне агрессии у подростков будет отмечаться низкий или средний уровень самоконтроля.

При анализе корреляционной связи получился такой результат r = -0,4. Это означает, что связь между агрессией и самоконтролем есть, но она обратная, т.е. при увеличении показателя результатов одной методики, показатель второй – убывает.

Таким образом, в результате проведенных эмпирических исследований выдвинутый нами в процессе работы вопрос получил свое подтверждение. Как мы видим из анализа полученных данных, статистическая связь между волевым самоконтролем и формами агрессии все же существует, но имеет обратный характер.

 

Выводы по главе 2

 

Эмпирическая часть данного исследования состояла из нескольких этапов: была составлена программа эмпирического исследования психологических особенностей личности с повышенным уровнем агрессивности и подобраны методики эмпирического исследования.

На основании результатов диагностики по тесту ВСК , было выделено три группы: с высоким, средним и низким уровнем волевого самоконтроля. Характеризуются они тем, что подростки с высоким уровнем волевого самоконтроля спокойны и сдержанны, со средним уровнем - менее спокойны и сдержанны, чем подростки с высоким уровнем, но более, чем подростки с низким уровнем, а подростки с низким уровнем, в свою очередь, менее спокойны, чем подростки с высоким и среднем уровнем.

То же самое можно сказать о результатах диагностики по тесту Басса-Дарки. На основе результатов этого теста так же было выделено три группы с высоким, средним и низким уровнем агрессии.

При анализе связи между агрессивностью личности подростков при разном уровне волевого самоконтроля мы выявили, что не у всех подростков уровень самоконтроля равен уровню агрессии. Это подтверждает результат корреляционной работы о том, что уровни имеют обратный характер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля всегда была и есть одной из самых актуальных в психологии, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Но время не стоит на месте, и современное общество требует пересмотра традиционных подходов к её понимаю, решению и дополнению понятий новым содержанием.

Вид агрессивного поведения во многом определяется возрастными отличительными особенностями человека. Каждая возрастная категория имеет особую ситуацию развития и выдвигает конкретные условия к личности. Адаптация к возрастным требованиям зачастую сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Специфической чертой такого поведения в подростковом возрасте есть его зависимость от ровесников на фоне потери авторитета взрослых.

Таким образом, цель курсовой работы, которая состояла в исследовании отдельных негативных свойств личности подростка (агрессии) и самоконтроля, а так же наличия акцентуации характера во взаимоотношениях между сверстниками достигнута.

В результате исследования было выявлено, что большинство учащихся имеют «нормальные» показатели по всем диагностикам. Те же, кто имеют показатели, выходящие за пределы норм, отклонились от нее не намного.

Следует признать, что в силу ряда причин социальное воздействие на личность с выраженным агрессивным поведением часто оказывается малоэффективным. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить агрессивное поведение, по всей видимости, невозможно. Можно лишь говорить о необходимости снижения его проявлений через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях – общества, семьи и малых групп, самой личности.

По результатам проведенного исследования сделаем следующие основные выводы, что немало нового и интересного мы узнали, изучив данную тему. Из результатов диагностики было установлено, что часть подростков имеют ярко выраженное агрессивное поведение, носящее деструктивный характер. Волевой самоконтроль находится у них на низком уровне. Так же, проведя еще один тест, мы подтвердили наше предположение о том, высокий волевой самоконтроль влияет на агрессию подростков положительно. Особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля актуальная тема и сейчас, и в будущем, работа над этой темой будет продолжаться еще долгое время. Интерес к ней не иссякнет, а наоборот, будет возникать еще больше, позволяя открыть все более новые, еще не изученные факты и элементы решения данной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александер, Ф. Человек и его душа / Ф. Александер, Ш.Селесник. М., 2010. 571 с.

2. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук / Л.О. Андрюшина. Тверь, 2011. 202 c.

3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. 510 с.

4. Бурминская, Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: Дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Бурминская. Ставрополь, 2004. 199 c.

5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1997. 336 с.

6. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-71.

7. Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки / В.С. Журавлев // СоцИс. 2001. № 2. С.18-19.

8. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен? // Д. Журавлев. Народное образование. 2004. №2. С.185-192.

9. Зимелева, З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук / З.А. Зимелева. М., 2012. 149 c.

10. Зотова, Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук / Л.Э. Зотова. М., 2012. 188 c.

11. Иванова, Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Иванова. Иркутск, 2012. 181 c.

12. Карасева, Е.А. Влияние когнитивных стилей на формирование агрессивности у подростков с поведенческими и эмоциональными расстройствами (В связи с задачами психологической коррекции): Дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Карасева. СПб., 2010. 166 c.

13. Кондракова, И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Дис. ... канд. пед. наук / И.Э. Кондракова. СПб., 2010. 167 c.

14. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц. М.: Просвещение, 2014.

15. Майерс, Д. Социальная психология: Пер. с англ./ Д. Майерс. СПб.: Питер, 2010. 531с.

16. Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук / А.В. Никитин. М., 2010. 173 c.

17. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз. М., 2013. 240с.

18. Разаренова, Е.В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности: Дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Разаренова. Ярославль, 2014. 212 c.

19. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. СПб., 2011. 347с.

20. Реан, А.А. Изучение агрессивности личности /А.А. Реан.// Психология изучения личности. СПб., 2010. 251с.

21. Саблина, Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления: Дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Саблина. Ставрополь, 2004. 178 c.

22. Слотина, Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: Дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Слотина. СПб., 2012. 230 c.

23. Смирнова, Т.П. Личностные факторы репрезентации агрессивного поведения у представителей различных психологических типов: Дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Смирнова. М., 2010. 227 c.

24. Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. ... д-ра психол. наук / С.Л. Соловьева. СПб., 2011. 600 c.

25. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: Республика, 2014. 447 с.

26. Харитонова, Е.В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения (Психолого-историческая реконструкция на материалах 20-ых гг. XX в.) : Дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Харитонова. М., 2013. 161 c.

27. Хлыстова, Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук / Н.М. Хлыстова. Новосибирск, 2013. 171 c.

28. Чепелева, Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: Дис. ... канд. психол. наук / Л.М. Чепелева. Краснодар, 2011. 157 c.

29. Ярмоленко, Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): Дис. ... канд. психол. наук / Г.П. Ярмоленко. СПб., 2013. 161 c.

30. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2010. 656 с.

31. КотырлоВ.К. Развитие волевого самоконтроля у подростков. / В.К. Котырло. Киев: Издательство: "Киев", 2010. 279 с.

32. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. СПб: издательство СПБГУ, 2011

33. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младшихшкольников /А.Г. Пачина. М., 2004. С.31-37.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

megaobuchalka.ru

Тест по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему: Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки

Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки

Описание методики

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».  На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

10

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

10, 26, 49

8

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

11

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

20

Обида

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

44

9

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

10

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

13

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

11

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Вербальная агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Чувство вины

Обида

1

0 - 20

0

низкий уровень

2

20 - 30

0 - 14

3

31 - 41

15 – 25

средний уровень

4

42 -52

26 – 36

5

53- 63

37 – 47

повышенный уровень

6

64 -74

48 – 58

7

75 - 85

                  59 – 69

высокий

8

86 - 96

70 - 80

очень высокий

9

97 и более

81 - 92

10

92 и более

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Агрессивность

Враждебность

1

0 – 17

0

низкий уровень

2

18 – 27

0 – 14

3

28 – 38

15 – 25

средний уровень

4

39 – 49

26 – 36

5

50 - 60

37 – 47

повышенный уровень

6

61 - 71

48 – 58

7

72 - 82

59 – 69

высокий

8

83 - 93

70 – 80

очень высокий

9

94 и более

81 – 92

10

92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса - Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и так далее.

Стимульный материал опросника Басса-Дарки

   1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.   да / нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.   да / нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.   да / нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.   да / нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.   да / нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.   да / нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.   да / нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.   да / нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.   да / нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.   да / нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.   да / нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.   да / нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.   да / нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.   да / нет

15. Я часто бываю несогласен с людьми.   да / нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.   да / нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.   да / нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.   да / нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.   да / нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.   да / нет

21. Меня немного огорчает моя судьба.   да / нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.   да / нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.   да / нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.   да / нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.   да / нет

26. Я не способен на грубые шутки.   да / нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.   да / нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.   да / нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.   да / нет

30. Довольно многие люди завидуют мне.   да / нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.   да / нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.   да / нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".   да / нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.   да / нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.   да / нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.   да / нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.   да / нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.   да / нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.   да / нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.   да / нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.   да / нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.   да / нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.   да / нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.   да / нет

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам".   да / нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.   да / нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.   да / нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.   да / нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.   да / нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.   да / нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.   да / нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.   да / нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.   да / нет

54. Неудачи огорчают меня.   да / нет

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие.   да / нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.   да / нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.   да / нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.   да / нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.   да / нет

60. Я ругаюсь только со злости.   да / нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.   да / нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.   да / нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.   да / нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.   да / нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.   да / нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.   да / нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно.   да / нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.   да / нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.   да / нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.   да / нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.   да / нет

72. В последнее время я стал занудой.   да / нет

73. В споре я часто повышаю голос.   да / нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.   да / нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.   да / нет

nsportal.ru

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения.

Описание теста

В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.

Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.

Инструкция к тесту

«Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ( «да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже утверждений».

Тест
  1. Во время спора я часто повышаю голос.
  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
  4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
  7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
  9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
  10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
  11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
  12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
  13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
  14. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
  15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
  16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
  17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
  18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
  19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
  20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
  21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
  22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
  23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
  24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.
  25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
  26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
  27. В детстве я избегал драться.
  28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
  29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
  30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
  31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
  32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
  33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
  34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
  35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
  36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
  37. Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.
  38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
  39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
  40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.
Обработка и интерпретация результатов теста

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

  • Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
  • Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
  • Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
  • Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
  • Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.
Ключ для обработки теста:
Тип агрессииномер утверждения
ДаНет
ВА1, 2, 9, 10, 25, 26, 3317
ФА3, 4, 11,1 8, 19, 28, 3427
ПА5, 12, 13, 21, 29, 35, 3620
ЭА6, 14, 15, 22, 30, 37, 3823
СА7, 8, 16, 24, 32, 39, 4031

Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

В результате проведенных исследований валидность теста проверена на 483 испытуемых. Внутришкальные коэффициенты корреляции превышают 0,35 и значимы на 5%-ном уровне.

Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003, с. 383-385.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

psylist.net

Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях

Время, в которое мы живем, зачастую ставит свои ограничения. Нормы поведения диктует нам не только социальная, экологическая и экономическая обстановка, но и сложившиеся стереотипы. Эти факторы сильно влияют на психологическое состояние человека. Взрослые люди могут сдержать эмоции и найти выход из сложившихся ситуаций, которые не соответствуют желаемому, подростки же, в большинстве случаев, в отсутствии жизненного опыта и адекватной оценки окружающей среды, находят другие выходы. Одним из таких вариантов является проявление агрессии. Агрессивное поведение подростков затрагивает, с одной стороны, общество в целом, с другой, — вызывает беспокойство у педагогов и родителей. Проявление враждебности и внутренний диссонанс подростка может привести к сложным последствиям: затяжным депрессиям, росту численности суицида, дискомфортной обстановки внутри коллектива, наркомании и преступности. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что проблема подростковой агрессии касается каждой семьи и является вопросом для изучения глобального масштаба.

Проблемой агрессии в подростковом возрасте занимались психологи: К.Бютнер, А. А. Реан, Л. Д. Столяренко, Р.Бэрон и другие.

Немецкий психолог К. Бютнер рассматривает агрессию как «акты поведения, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение» [1, c. 7].

Психолог А. А. Реан под агрессиейпонимает «любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [4, c. 218].

По-своему трактует данный термин психолог Л. Д. Столяренко — «это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению». Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации [2, c. 382].

Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают следующее толкование агрессии — «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3, c. 27].

Многие ученые приходят к выводу, что агрессия бывает неосознанной, которая проявляется с самого младшего возраста. Проявление враждебности ничто иное, как психологическая защита человека на ситуации (слово, действие, результат и т. д.), выходящиею за рамки «зоны комфорта» человека, из-за чего человек блокирует поступающую информацию и не готов воспринимать критику и чужое мнение, отличающееся от его собственного.

Перед нами была поставлена цель,провести диагностику определяющий уровень агрессии у подростков в общеобразовательных учреждениях.

В исследовании, проводимом на базе МБОУ Лицей № 17 г. Владимира принимало участие 30 учащихся восьмого класса.

В процессе работы были использованы две основные методики, методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Ю. Айзенк), опросник на выявление агрессивного поведения (Л. Г. Почебут).

Результаты теста Г. Ю. Айзенка представлены на рисунке 1

Рис. 1. Результаты теста Г. Ю. Айзенка

По результатам диагностики можно сделать вывод, что 35 % испытуемых имеют высокую тревожность, присутствуют внутреннее беспокойство, озабоченность, напряженность. У 20 % обследуемых выявлен средний уровень тревожности допустимого уровня. Высокий уровень фрустрации в группе отсутствует, но 50 % имеют средний показатель. Высокий уровень агрессивности в группе свойственен 40 % подросткам, что характеризуется низким уровнем самоконтроля, невыдержанностью, вспыльчивостью, раздражительностью. У 35 % учащихся — средний уровень агрессивности. В группе преобладает средний уровень ригидности (60 %), но у 20 % учащихся все же отмечается высокий уровень, характеризующийся неизменностью поведения, убеждений, взглядов. Такие подростки испытывают выраженные трудности в изменении намеченной программы деятельности.

Для диагностики агрессивного поведения в общеобразовательном учреждении мы использовали опросник Л. Г. Почебут. Представленная методика хорошо показывает, обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления подростка в социальной среде. Результаты опроса представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты опросника Л. Г. Почебут

Таким образом, высокий уровень вербальной агрессии наблюдается у 70 % учащихся, что говорит об употреблении словесных оскорблений большинством подростков в данной группе. Средний уровень вербальной агрессии свойственен 20 % исследуемых, у 10 % — низкий уровень. По шкале физической агрессии высокие результаты отмечены у 30 % учащихся, средние показатели у 45 %, низкие у 25 % подростков. Это говорит о том, что большинство ребят время от времени прибегают к применению физической силы. Предметная агрессия на высоком уровне наблюдается у 35 % исследуемых, на среднем уровне у 40 %, на низком у 35 %. Эмоциональная агрессия на высоком уровне была отмечена у 35 % подростков, средний уровень свойствен 45 % и низкий — 20 %. Высокий уровень самоагрессии в группе имеет достаточно большой показатель — 60 %, что вызвано неуверенностью в себе, связанной с недостатком тепла от близких и отсутствием понимания с окружающими. Средний уровень по данной шкале наблюдается у 35 % подростков, низкий — у 5 %.

Подводя итог по данным статистикам, можно отметить, что для испытуемых подростков наиболее сильно характерны проявления вербальной агрессии и самоагрессии. Эта статистика приводит нас к выводу, что подростковая агрессия — это проблема всеобщего масштаба.

Разумеется, многое зависит от психологической атмосферы в семье, но и не малую долю ответственности берет на себя образовательное учреждение, в котором обучается подросток. При условии, что социальные педагоги и учителя объединят усилия с родителями, то комфортная психологическая обстановка даст ребенку понять, что поводов для проявления агрессии нет и никто не собирается ущемлять его права и оспаривать его интересы. Следовательно, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать разработка системы сотрудничества с родителями учеников и формирование у учащихся ценностей общения с людьми, уважения к человеку и его мнению и здорового образа жизни.

Литература:

1.                 Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. — М.: Педагогика, 1991. — 142 с. — ISBN 5–7155–0410–4.

2.                 Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 541 с. — ISBN: 978–5-222–15576–9.

3.                 Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с. — ISBN 5–88782–294–5.

4.                 Реан, А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. — М.: Изд-во Михайлова В.А — 1999. — 288 с. — ISBN: 5–8016–0044–2.

moluch.ru

Агрессивности и адаптированности — Мегаобучалка

 

По результатам опросника среднее значение по всем шкалам у молодых людей, равное 23,4 балла и у девушек, равное 18,8 балла указывают на средний уровень агрессивности и адаптированности к сложным ситуациям у обоих полов. Показатели адаптивного поведения говорят об умеренном взамодействии с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников.

 

Рис. 5. Средние показатели испытуемых по шкалам физическая и вербальная агрессии

 

По представленным на графике шкалам также выявлены различия. Заметно, что в среднем уровень физической агрессии и вербальной агрессии у юношей выше, чем у девушек. Так, средний балл у юношей по шкале физическая агрессия равен 4,8, а у девушек составил 4 балла. Среднее значение по шкале вербальная агрессия у юношей выше, чем у девушек и оказался равным 5,тогда как у девушек среднее значение составило 4,4 балла. Следовательно, можно сказать, что молодые люди больше склонны к использованию словесных оскорблений и применению физической силы по отношению к другим людям.

Рис. 6. Средние показатели испытуемых по шкалам предметная, эмоциональная агрессии и самоагрессия

 

Средние показатели юношей превалируют над показателями девушек по следующим шкалам, предметная агрессия, эмоциональная агрессия и самоагрессия. По шкале предметная агрессия среднее значение у юношей составило 4,4 балла, тогда как у девушек оно равнялось 3,6. Шкала эмоциональная агрессия ничем не отличилась именно в том, что среднее значение вновь оказалось выше у юношей, и составило 4,8, а у девушек 3 балла. Эти данные дают понять, что девушки в меньшей степени срывают свою агрессию на предметах, они больше находятся в мире и согласии с собой, реже возникает эмоциональное отчуждение при общении с другими людьми.

Выводы

 

Таким образом, были получены данные, свидетельствующие о том, что испытуемые вне зависимости от пола обладают агрессией, однако направлена она на различные объекты. По результатам опросников Басса-Дарки и Л.Г Почебута у молодых людей преобладают физическая, вербальная, предметная, эмоциональная агрессии и самоагрессия, а у девушек косвенная агрессия и доминируют такие виды реакций, как раздражение, негативизм, обида, подозрительность и чувство вины.



Следовательно, юноши чаще девушек склонны к использованию физической силы против другого лица, выражению негативных чувств как через форму, т.е. крик, визг, так и через содержание словесных ответов, что подразумевает собой проклятия, угрозы, оскорбления. Молодые люди способны срывать свою агрессию на окружающих его предметах, у них чаще может возникать эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему. Юноши реже находятся в мире и согласии с собой, у них могут в большей степени отсутствовать или быть ослаблены механизмы психологической защиты. Агрессия у девушек может быть окольным путем направленна на другое лицо или вовсе ни на кого не направлена. Девушки всегда готовы к проявлению негативных чувств, таких как вспыльчивость или грубость, при малейшем возбуждении. Они способны идти наперекор устоявшимся обычаям, правилам и законам, их поведение чаще является оппозиционным и может принимать положение от пассивного сопротивления до активной борьбы против чего-либо. Девушки проявляют зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, они менее доверчивы и более осторожны к людям, исходя из убеждений о том, что другие люди могут планировать и приносить вред. Однако они, несмотря на сильные проявления негативных реакций, отчетливо ощущают наличие чувства совести, по сравнению с юношами.

Результаты, полученные по двум методикам, а именно по шкалам физическая и вербальная агрессии, дополнили друг друга и не противоречили. Результаты опросника Л.Г.Почебута «Диагностика агрессивного поведения» наоборот подтвердили результаты опросника Басса-Дарки «Диагностика агрессивных и враждебных реакций» по этим шкалам. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично, т.к. обе методики содержали и другие, отличающиеся друг от друга шкалы для измерения агрессии и негативных реакций. По этой причине оба опросника не могли полностью подтвердить или опровергнуть результаты исследования.

Заключение

 

Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить особенности агрессивного поведения между девушками и юношами старших классов. Для изучения данного вопроса были проанализированы работы Р.Бэрона и Д.Ричардсона, Л.Берковица, Л.С. Выготского, Э.Фромма и др. Например, Р. Бэрон подчеркивает, что в качестве агрессии могут рассматриваться только те действия, которые причиняют вред живым существам. А Э.Фромм определяет агрессию широко, как намеренное причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авто­ров, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Итак, под агрессией понимаются любые намеренные действия, кото­рые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидо­вой агрессии, то определение становится еще более кратким, и должно связываться с причинением ущерба другому чело­веку или группе людей.

Стоит отметить, что к изучению проблемы агрессивности было предложено несколько подходов, которые имели разные основания. Это психоаналитическая концепция З. Фрейда, в рамках которой рассматриваются врожденные инстинкты. Далее этологическая концепция К. Лоренца и Н. Тинбергена, где агрессия рассматривается как способ выживания. Рассматривается фрустрационная концепция Дж. Долларда, где агрессия представляет ситуативный процесс. И наконец, бихевиоральная концепция Б.Э. Торндайк и Дж. Уотсон, в которой Агрессия изучается здесь как поведение, усвоенное в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление.

В работе также описаны факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения. Причины, которые могут привести к появлению агрессии у юношей и девушек довольно различные. Это может быть семья, игры, масс-медиа, социум и др.

В эмпирической части исследования было выявлено наличие агрессии и враждебных реакций, как у молодых людей, так и у девушек, учащихся в старших классах. Полученные данные свидетельствуют о том, что каждый способен проявлять агрессию в той или иной степени. Различия состояли в разных уровнях агрессивности, а также в соответствии или несоответствии указанным нормам.

На основании полученных результатов и проведении анализа данных, гипотеза о наличии высокой степени агрессии у юношей по сравнению с девушками старших классов частично подтвердилась.

Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения данного феномена, а также могут быть использованы преподавателями и специалистами для того, чтобы улучшить воспитательную работу.

 

 

Библиография

 

1. Адлер А. Понять природу человека. / Пер. Е.А. Цыпина. Спб.: Академический проект, 1997. - 256 с.

2. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999.-512 с.

3. Басс А. Психология агрессии //Вопросы психологии. – 1967. – №. 3. – С. 60-69.

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб //НЕвА. – 2002. – С. 248.

5. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара./М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 154с.

6. Бэрон Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.

7. Выготский, Л.С. Детская психология/ Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. -432с.

8. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Возрастная психология //Вопр. психологии. – 1998. – №. 5. – С. 107-113.

9. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). - М., 1994. -269с.

10. Майерс Д. Социальная психология/Девид Майерс;[пер. с англ. В. Гаврилов, С. Шпак, С.Меленевская, Д. Викторова] // - СПб.:Прайм-Еврознак,2002. - 512 с.

11. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. 1994. № 3. с.61-68.

12. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.

13. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. — М., 1991.- 30 с.

14. Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 35-36.

15. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы //М.: Педагогика-пресс. – 1993. – С. 144.

16. Фромм Э. Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. 623 с.

17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004. С. 127-128.

18. Хорни, К. Самоанализ/ К. Хорни.Собр.Соч: В 3 т. Т 2/ К. Хорни.- М.: Смысл, 1997.-544с.

19. Шевченко Ю. С., Дерягина М. А., Валентович Н. С. Этологический подход к пониманию агрессии и ее профилактике //Подростки и молодежь в меняющемся мире: Материалы междунар. конф. Москва. – 2001. – С. 30-31.

 

Приложение 1

 

megaobuchalka.ru

Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

В ходе эволюции энергия человеческой агрессивности изменила свой вектор от естественной к социальной среде, вследствие чего агрессия стала направляться на человека, против человека. Биологически агрессивная среда породила в человеке адаптивно-защитную агрессию в отношении естественной среды и, впоследствии закрепившаяся генно-культуральными механизмами, стала сутью и основой всех форм человеческой жизнедеятельности [5, с. 76].

Агрессия (от лат. agressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п.) [2, с. 7].

Согласно сведениям, которые приводит Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), в РФ более трети подростков в возрасте 14–17 лет играют в компьютерные игры. Из них 75,5 % подростков от 14 до 17 лет пользуются интернетом, причем их пользовательский опыт составляет примерно 2 года. Итак, 41 %, или 3,2 млн. подростков 14–17 лет пользуются интернетом, чтобы иметь возможность пристраститься к играм. Близок к этому проценту показатель подростков, играющих в онлайновые игры (а это лишь один из классов игр, хотя и популярный): 38 %. Описано немало случаев убийства и попыток убийства, связанных с увлечением компьютерными играми [3, с. 132].

Стоит заметить, что не все компьютерные игры одинаково влияют на уровень агрессивности подростков. Особую опасность для неокрепшей психики подростка представляют игры насильственного характера. Насильственная природа компьютерных игр и их влияние на психику и поведение подростка стали предметом внимания многих ученых. Исследования представляют собой лабораторные эксперименты и непосредственные наблюдения. Согласно теории социального обучения (social learning theory) А. Бандуры, играющие перенимают характеры персонажей, задействованных в игре. Кроме того, они вознаграждаются за акты агрессии в игре различными преимуществами (дополнительная жизнь, новое оружие и т. п.) [1, с. 43].

Таким образом, агрессия, присутствующая во многих современных компьютерных играх, может привести к использованию агрессии в реальной жизни — подросток неоднократно видит, как его герой достигает своих целей с помощью агрессивных действий, и может сделать вывод, что такое поведение является приемлемым средством для достижения жизненных целей. Главным фактором является повторяемость совершаемых действий: создается позитивная ассоциация использования агрессии в качестве разрешения ситуации. Снижается нормальная негативная эмоциональная реакция на конфликт, агрессию, насилие [4, с. 133].

В ходе исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: доминирующими формами проявления агрессии у подростков, играющих в насильственные компьютерные игры, являются: у девушек — вербальная агрессия, а у юношей — физическая. В исследовании приняли участие 40 подростков. Исследование проводилось на базе школы № 16 города Владимира. Возраст подростков — 14–15 лет. Оценка уровня агрессивности проводилась у подростков четырех групп. Для удобства каждой группе был присвоен порядковый номер:

1.                  Девушки, играющие в насильственные компьютерные игры — 1 группа.

2.                  Юноши, играющие в насильственные компьютерные игры — 2 группа.

3.                  Девушки, не играющие в насильственные компьютерные игры — 3 группа.

4.                  Юноши, не играющие в насильственные компьютерные игры — 4 группа.

Выраженность агрессивности у подростков была определена с помощью двух методик: опросник А. Басса — А. Дарки и тест Розенцвейга. Наглядные результаты исследования представлены на рисунках 1–4.

1.                 Опросник А. Басса — А. Дарки.

Рис. 1. Показатели уровня агрессивности у девушек по А. Бассу — А. Дарки

Рис. 2. Показатели уровня агрессивности у юношей по А. Бассу — А. Дарки

В результате анализа полученных данных можно утверждать, что среди подростков, играющих в насильственные компьютерные игры, 50 % девушек и 90 % юношей имеют индекс уровня агрессивности выше нормы (нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4). Среди подростков, не играющих в насильственные компьютерные игры, 30 % девушек и 60 % юношей имеют индекс уровня агрессивности выше нормы. Причем, у девушек наиболее выражена склонность к косвенной и вербальной агрессии (15 и 18 %), а у юношей — к вербальной и физической агрессии (20 и 17 % соответственно). В поведении подростков, увлеченных компьютерными играми, присутствует агрессия, раздражительность, вспышки гнева и другие негативные проявления. У подростков, не играющих в насильственные компьютерные игры, выше показатели чувства вины. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. У девушек этот показатель выше на 1 %, а у юношей — на 3 %.

2.                 Тест Розенцвейга.

Рис. 3. Показатели уровня агрессивности у девушек по тесту Розенцвейга

Рис. 4. Показатели уровня агрессивности у юношей по тесту Розенцвейга

Среди подростков, увлеченных компьютерными играми насильственного содержания, 50 % девушек и 90 % юношей имеют повышенный уровень агрессивности. Среди подростков, не увлеченных компьютерными играми насильственного содержания, 10 % девушек и 30 % юношей имеют повышенный уровень агрессивности.

Таким образом, полученные результаты исследования показывают, что доминирующей формой проявления агрессии у девушек, увлеченных насильственными компьютерными играми, является вербальная агрессия, что соответствует выдвинутой в начале исследования гипотезе. Доминирующей формой проявления агрессии у юношей, увлеченных насильственными компьютерными играми, также является вербальная агрессия, что не соответствует выдвинутой в начале исследования гипотезе. Склонность к физической агрессии у юношей, играющих в насильственные компьютерные игры, на 3 % уступает уровню вербальной агрессии у юношей, не играющих в насильственные компьютерные игры.

Тема, исследованная в этой работе, в данный момент является очень актуальной в связи с распространением компьютеров, компьютерных игр, интернета. Вследствие этого, всё больше современных подростков увлекаются компьютерными играми, а подавляющее большинство из них — играми, содержащими сцены насилия. Такие игры снижают у подростков нормальную реакцию на агрессию и конфликт, так как они привыкают к такому типу поведения и считают его приемлемым для общества. Данное исследование подтверждает тот факт, что компьютерные игры насильственного характера являются одним из факторов, влияющих на уровень агрессивности подростков. Причем подростки, играющие в компьютерные игры насильственного характера, отличаются от сверстников, не играющих в такие игры, повышенной, косвенной, вербальной и физической агрессией. Все, что они видят на экране монитора, то есть образ того, как нужно поступать, эталон превосходства над другими, они выносят в жизнь.

Литература:

1.                 Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Эксмо пресс, 2000–512с.

2.                 Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. — М.: Прайм-Еврознак, 2003–672с.

3.                 Буркова В. Н. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков / В. Н. Буркова, М. Л. Бутовская // Вопросы психологии, 2012. № 1. — 186с.

4.                 Войскунский А. Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? / А. Е. Войскунский // Вопросы психологии, 2010. № 6–179с.

5.                 Крейхи Б. Социальная психология агрессии. — СПб.: Питер, 2003–336с.

moluch.ru

Тест на агрессивность

Уровень агрессивности может быть разным

Условно можно выделить следующие уровни агрессивности человека:
  1. Антиагрессивность - негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека.
  2. Агрессия, мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда.
  3. Несильное проявление агрессивного поведения, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу.
  4. Проявление агрессивного поведения как непосредственной реакции на ситуацию конфликта.
  5. Условное, агрессивное поведение, связанное с самоутверждением.
  6. Враждебное агрессивное поведение - устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон.
  7. Инструментальное агрессивное проявление - для достижения какой-либо значимой цели.
  8. Жестокие агрессивные действия - насилие и агрессия как самоцель.
  9. Психопатические агрессивные действия - жестокая и часто бессмысленная агрессия.
  10. Агрессивное поведение по мотиву групповой солидарности - агрессия или даже убийство совершается вследствие стремления следовать групповым традициям

Одна из причин агрессивного поведения является нарастающая психологическая осложненность межличностного общения.
Диагностика агрессивности
Пройдите тест на агрессивность и узнайте насколько Вы агрессивная личность.

И н с т р у к ц и я: Внимательно прочитайте вопрос (утверждение) и выберите один из предложенных ответов.

genskayformula.com