Уровень агрессивности – Результаты изучения агрессивности личности — Мегаобучалка
Результаты изучения агрессивности личности — Мегаобучалка
При разном уровне волевого самоконтроля
Исследование уровня агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля позволило дифференцировать подростков (см. приложение таблица 1).
В таблице 1 представлены результаты, по методике Басса-Дарки, уровня агрессивности.
Таблица 1
Результаты обследования уровня агрессивности
Уровень агрессивности | Количество человек | |
n | % | |
высокий | 35,0 | |
средний | 50,0 | |
низкий | 10,0 |
В нашем исследовании, по методике Басса-Дарки, установлено, что 7 человек (35,0 %) имеют высокий уровень агрессивности, (чрезмерно агрессивные) нередко бывают неуравновешенными. Им присуще такие качества, как: обидчивость, импульсивность, их так же легко вывести из себя, могут жестоко обращаться по отношению к другим. 10 человек (50,0 %) – средний уровень агрессивности, (умеренно агрессивные) личностей. Они характеризуются действиями, которых носят разрушительный характер, имеют склонность к непродуманным поступкам, довольно частой злобой на окружающих, но после того, как успокаиваются, зачастую, просят прощения за свою несдержанность. И 2 человека (10,0%) – с низким уровнем агрессии. Такие люди, большую часть времени, миролюбивы, добры и общительны.
Покажем графически (рис. 1).
Рис. 1. Результаты изучения агрессии по методике Басса-Дарки
В таблице 2 представлены результаты, измеренного по методике ВСК уровня самоконтроля.
Таблица 2
Результаты обследования уровня самоконтроля
Уровень самоконтроля | Количество человек | |
n | % | |
высокий | 20,0 | |
средний | 50,0 | |
низкий | 30,0 |
Покажем графически (рис. 2).
Рис. 2. Результаты изучения самоконтроля по методике «Волевой самоконтроль»
В нашем исследовании, по методике ВСК (волевой самоконтроль), мы выяснили, что 4 человека (20,0 %) имеют высокий уровень самоконтроля, им характерна сдержанность, спокойствие и уверенность. 10 человек (50,0 %) –средний уровень самоконтроля, такие люди сдержанны, но иногда, все же, могут вспылить, обидчивы, но очень быстро «отходят». 6 человек (30,0) имеют низкий уровень самоконтроля, там людям характерна постоянная обидчивость, ярость и импульсивность.
Нормой тут является 10-13 баллов. Хотя опять же прослеживается некоторая закономерность: те испытуемые, которые имели низкие показатели по шкале самоконтроля, имеют высокие показатели по шкале агрессивности.
В таблице 3 представлены результаты проведенной связи между двумя, вышеуказанными, методиками.
Таблица 3
Связь между агрессивностью личности подростков при разном уровне
Волевого самоконтроля
Самоконтроль | агрессивность | |||||
высокая | средняя | низкая | ||||
n | % | n | % | n | % | |
высокий | ||||||
средний | - | |||||
низкий | - |
Исходя из полученных данных, мы можем сказать, что при высоком уровне самоконтроля подростков уровень агрессивности будет средним или низким; при высоком уровне агрессии у подростков будет отмечаться низкий или средний уровень самоконтроля.
При анализе корреляционной связи получился такой результат r = -0,4. Это означает, что связь между агрессией и самоконтролем есть, но она обратная, т.е. при увеличении показателя результатов одной методики, показатель второй – убывает.
Таким образом, в результате проведенных эмпирических исследований выдвинутый нами в процессе работы вопрос получил свое подтверждение. Как мы видим из анализа полученных данных, статистическая связь между волевым самоконтролем и формами агрессии все же существует, но имеет обратный характер.
Выводы по главе 2
Эмпирическая часть данного исследования состояла из нескольких этапов: была составлена программа эмпирического исследования психологических особенностей личности с повышенным уровнем агрессивности и подобраны методики эмпирического исследования.
На основании результатов диагностики по тесту ВСК , было выделено три группы: с высоким, средним и низким уровнем волевого самоконтроля. Характеризуются они тем, что подростки с высоким уровнем волевого самоконтроля спокойны и сдержанны, со средним уровнем — менее спокойны и сдержанны, чем подростки с высоким уровнем, но более, чем подростки с низким уровнем, а подростки с низким уровнем, в свою очередь, менее спокойны, чем подростки с высоким и среднем уровнем.
То же самое можно сказать о результатах диагностики по тесту Басса-Дарки. На основе результатов этого теста так же было выделено три группы с высоким, средним и низким уровнем агрессии.
При анализе связи между агрессивностью личности подростков при разном уровне волевого самоконтроля мы выявили, что не у всех подростков уровень самоконтроля равен уровню агрессии. Это подтверждает результат корреляционной работы о том, что уровни имеют обратный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля всегда была и есть одной из самых актуальных в психологии, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Но время не стоит на месте, и современное общество требует пересмотра традиционных подходов к её понимаю, решению и дополнению понятий новым содержанием.
Вид агрессивного поведения во многом определяется возрастными отличительными особенностями человека. Каждая возрастная категория имеет особую ситуацию развития и выдвигает конкретные условия к личности. Адаптация к возрастным требованиям зачастую сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Специфической чертой такого поведения в подростковом возрасте есть его зависимость от ровесников на фоне потери авторитета взрослых.
Таким образом, цель курсовой работы, которая состояла в исследовании отдельных негативных свойств личности подростка (агрессии) и самоконтроля, а так же наличия акцентуации характера во взаимоотношениях между сверстниками достигнута.
В результате исследования было выявлено, что большинство учащихся имеют «нормальные» показатели по всем диагностикам. Те же, кто имеют показатели, выходящие за пределы норм, отклонились от нее не намного.
Следует признать, что в силу ряда причин социальное воздействие на личность с выраженным агрессивным поведением часто оказывается малоэффективным. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить агрессивное поведение, по всей видимости, невозможно. Можно лишь говорить о необходимости снижения его проявлений через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях – общества, семьи и малых групп, самой личности.
По результатам проведенного исследования сделаем следующие основные выводы, что немало нового и интересного мы узнали, изучив данную тему. Из результатов диагностики было установлено, что часть подростков имеют ярко выраженное агрессивное поведение, носящее деструктивный характер. Волевой самоконтроль находится у них на низком уровне. Так же, проведя еще один тест, мы подтвердили наше предположение о том, высокий волевой самоконтроль влияет на агрессию подростков положительно. Особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля актуальная тема и сейчас, и в будущем, работа над этой темой будет продолжаться еще долгое время. Интерес к ней не иссякнет, а наоборот, будет возникать еще больше, позволяя открыть все более новые, еще не изученные факты и элементы решения данной проблемы.
1. Александер, Ф. Человек и его душа / Ф. Александер, Ш.Селесник. М., 2010. 571 с.
2. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. … канд. психол. наук / Л.О. Андрюшина. Тверь, 2011. 202 c.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. 510 с.
4. Бурминская, Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: Дис. … канд. психол. наук / Т.В. Бурминская. Ставрополь, 2004. 199 c.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1997. 336 с.
6. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-71.
7. Журавлев, В.С. Почему агрессивны подростки / В.С. Журавлев // СоцИс. 2001. № 2. С.18-19.
8. Журавлев, Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен? // Д. Журавлев. Народное образование. 2004. №2. С.185-192.
9. Зимелева, З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. … канд. психол. наук / З.А. Зимелева. М., 2012. 149 c.
10. Зотова, Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: Дис. … канд. психол. наук / Л.Э. Зотова. М., 2012. 188 c.
11. Иванова, Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Дис. … канд. психол. наук / Е.А. Иванова. Иркутск, 2012. 181 c.
12. Карасева, Е.А. Влияние когнитивных стилей на формирование агрессивности у подростков с поведенческими и эмоциональными расстройствами (В связи с задачами психологической коррекции): Дис. … канд. психол. наук / Е.А. Карасева. СПб., 2010. 166 c.
13. Кондракова, И.Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Дис. … канд. пед. наук / И.Э. Кондракова. СПб., 2010. 167 c.
14. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц. М.: Просвещение, 2014.
15. Майерс, Д. Социальная психология: Пер. с англ./ Д. Майерс. СПб.: Питер, 2010. 531с.
16. Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: Дис. … канд. психол. наук / А.В. Никитин. М., 2010. 173 c.
17. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз. М., 2013. 240с.
18. Разаренова, Е.В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности: Дис. … канд. психол. наук / Е.В. Разаренова. Ярославль, 2014. 212 c.
19. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. СПб., 2011. 347с.
20. Реан, А.А. Изучение агрессивности личности /А.А. Реан.// Психология изучения личности. СПб., 2010. 251с.
21. Саблина, Н.А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления: Дис. … канд. психол. наук / Н.А. Саблина. Ставрополь, 2004. 178 c.
22. Слотина, Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: Дис. … канд. психол. наук / Т.В. Слотина. СПб., 2012. 230 c.
23. Смирнова, Т.П. Личностные факторы репрезентации агрессивного поведения у представителей различных психологических типов: Дис. … канд. психол. наук / Т.П. Смирнова. М., 2010. 227 c.
24. Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. … д-ра психол. наук / С.Л. Соловьева. СПб., 2011. 600 c.
25. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: Республика, 2014. 447 с.
26. Харитонова, Е.В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения (Психолого-историческая реконструкция на материалах 20-ых гг. XX в.) : Дис. … канд. психол. наук / Е.В. Харитонова. М., 2013. 161 c.
27. Хлыстова, Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. … канд. психол. наук / Н.М. Хлыстова. Новосибирск, 2013. 171 c.
28. Чепелева, Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: Дис. … канд. психол. наук / Л.М. Чепелева. Краснодар, 2011. 157 c.
29. Ярмоленко, Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): Дис. … канд. психол. наук / Г.П. Ярмоленко. СПб., 2013. 161 c.
30. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2010. 656 с.
31. КотырлоВ.К. Развитие волевого самоконтроля у подростков. / В.К. Котырло. Киев: Издательство: «Киев», 2010. 279 с.
32. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. СПб: издательство СПБГУ, 2011
33. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младшихшкольников /А.Г. Пачина. М., 2004. С.31-37.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
megaobuchalka.ru
Тест на злость и агрессию: онлайн прохождение с рекомендациями
Агрессивный человек не умеет сдерживать своих эмоций, стиль реагирования на большинство стимулов – раздражение. Его не заботит будущее, ведь, поддавшись чувствам, он способен лишиться как отношений, так и карьеры. Агрессивная личность воспринимает мир как угрозу, поэтому предпочитает нападать первым. Но и совсем без неё невозможно. К примеру, жевание и откусывание – это уже проявление агрессии, действие деструктивного, разрушающего характера, но для пользы организма. Тот, кто не умеет кусать – учится довольствоваться только жидкой пищей, лёгкой для проглатывания. А такие ограничения чреваты тем, что ослабевает здоровье. Так что, готовы проверить свой уровень агрессивности? В этом нам поможет тест на злость и агрессию.
Тест для определения злости и агрессии
Лимит времени: 0
Информация
Инструкция
Внимательно ознакомьтесь с вопросами и выберите один из трёх предложенных вариантов. Ниже будут представлены результаты с рекомендациями.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Вы слишком миролюбивый человек, или из-за того, что не отслеживаете свою злость и раздражение, или считаете их «плохими» чувствами, поэтому всячески пытаетесь подавить. Чтобы «вывести « Вас из себя, стоит очень сильно постараться, но уж если кому это получиться – то он очень сильно пожалеет. То, что Вы не позволяете себе испытывать злость, ещё не значит, что её не возникает, поэтому Вы как бомба замедленного действия. Вместо того чтоб сказать о том, что Вам не нравится, Вы вполне можете обидеться и замолкнуть, как- бы наказывая таким образом. Может, лучше стоит говорить сразу о том, что Вас беспокоит, чем потом выдавать лавину обвинений, накопившихся за длительное время? Рекомендую посмотреть статью «Лучшие методы достижения успеха которые помогут наконец поверить в себя».
Вас нелегко обидеть. По мелочам не растрачиваетесь и понимаете, когда лучше промолчать, а когда возмущаться. Но иногда можете перейти границы, поддавшись воле чувств, но с кем такого не бывает? Достаточно уверены в себе и обладаете здоровой долей честолюбия. Уровень Вашей агрессии умеренный, но не всегда можете постоять за себя, считая, что не стоит усложнять ситуацию, но если Вашего близкого человека кто-то посмеет обидеть – ему очень не поздоровится. Вы не посмотрите ни на что, и тем более – не побоитесь. Что сказать, продолжайте в том же духе, только не забывайте и про свои потребности, границы. Как немного улучшить качество своей жизни, Вы сможете узнать из статьи «Определение личного пространства человека: границы и их нарушение».
Ну что сказать, Вы, конечно, не «дьявол во плоти», но достаточно агрессивный и неуравновешенный человек. Причём порой бываете излишне жестким и жестоким. Готовы пожертвовать отношениями, семьёй и вообще всем, ради того, чтобы добиться своей цели. Именно Вас описывает фраза «идти по головам». Нетерпимы к ошибкам других, считая, что метод кнута наиболее эффективен, чем метод пряника, и тем более, их совмещение. Вам стоит обратить внимание на то, как часто Вы «выходите из себя», может, это поможет немного контролировать свою чрезмерную эмоциональность. А статья «Топ 8 методов борьбы с приступами агрессии и раздражительности» будет Вам в помощь.
- С ответом
- С отметкой о просмотре
Задание 1 из 14
1. Обычно Вы пытаетесь найти способ как помириться, если возникла с близкими людьми или коллегами на работе ссора, или предоставляете это право им?
Задание 2 из 14
2. Как Вы обычно ведёте себя в сложной, критической ситуации?
Задание 3 из 14
3. Ваши коллеги на работе склонны думать, что Вы:
Задание 4 из 14
4. Что Вы сделаете, если руководство решит повысить Вас, но должность окажется очень ответственной?
Задание 5 из 14
5. Вы заметили, что кто-то из близких людей «рылся» в Ваших вещах. Ваша реакция?
Задание 6 из 14
6. Ваш(а) супруг(а) пришёл(ла) домой после работы намного позже обычного. Ваша реакция?
Задание 7 из 14
7. Как вы реагируете в случае неудачи?
Задание 8 из 14
8. Вы зашли в автобус и увидели свободное место, и как только собрались присесть, его занял другой человек. Ваша реакция?
Задание 9 из 14
9. Вы пошли в кино на ужастик. Ваши ощущения?
Задание 10 из 14
10. Вы опоздали на важное мероприятие из-за того, что попали в пробку. Как Вы будете вести себя, когда окажетесь на месте?
Задание 11 из 14
11. В ресторане Вам совсем не понравилось обслуживание официанта. Что Вы предпримите?
Задание 12 из 14
12. Ваш ребёнок пришёл со школы с синяком, объяснив, что его обидел одноклассник. Ваши действия?
Задание 13 из 14
13. Вы случайно столкнулись в дверях с незнакомым человеком, из-за чего уронили телефон и он разлетелся на кусочки.
Задание 14 из 14
14. Представьте, что в следующей жизни Вы родитесь животным, но у вас есть выбор. Кого Вы предпочтёте?
qvilon.ru
Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)
Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.
Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения.
Описание теста
В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.
Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.
Инструкция к тесту
«Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ( «да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже утверждений».
Тест
- Во время спора я часто повышаю голос.
- Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
- Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
- Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
- Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
- Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
- Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
- Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
- Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
- В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
- Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
- Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
- У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
- В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
- Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
- Когда я сердит, то обычно мрачнею.
- В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
- В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
- Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
- Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
- Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
- Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
- Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
- Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.
- Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
- Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
- В детстве я избегал драться.
- Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
- Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
- Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
- Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
- Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
- Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
- Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
- Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
- Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
- Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.
- Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
- Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
- Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.
Обработка и интерпретация результатов теста
Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.
- Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
- Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
- Предметная
psylist.net
Тест «Уровень агрессивности» | PORTAL IN LIFE
Проверьте себя: Попробуйте выявить у себя агрессивные тенденции, отвечая «да» или «нет» на предлагаемые ниже суждения и ситуации.
1. Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.
2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.
3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п.
4. На работе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным.
5. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или не хочу это делать.
6. Если мне хамят, я, как правило, сдерживаю себя от резкости.
7. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.
8. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.
9. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую группировку.
10. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.
11. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.
12. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
13. Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т. п.)
14. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).
15. Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.
16. Я знаю, что мой характер — не подарок.
17. Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется по моему адресу, я выскажу ему все, что думаю о нем.
18. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.
19. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.
20. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).
21. Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становиться легче.
22. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.
23. Когда я очень устаю, легко могу разозлиться, выйти из себя.
24. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.
25. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном отдыхе — в спорте, туризме, культурных мероприятиях.
26. Бывает, я выясняю отношения с продавцом или клерком на повышенных тонах.
27. У меня острый язык: палец мне в рот не клади.
28. Я обычно легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или злостью окружающих.
29. Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.
30. Злость чаще всего помогает мне в жизни.
31. Я часто ругаюсь в очередях.
32. Иногда мне говорят, что злюсь, но я этого не замечаю.
33. Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.
34. Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.
35. Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.
36. Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься каким-либо делом (чтение, телевизор, хозяйственные заботы, профессиональная работа).
37. В транспорте или в магазине я бываю более агрессивен, чем на работе.
38. Я человек резкий или очень категоричный.
39. Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его на место.
40. Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.
41. В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое выражение.
42. Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.
43. Обычно моя злость дает мне импульс активности. 44. Бывает, я по несколько дней переживаю последствия того, что не смог сдержаться от злости.
45. Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.
46. Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать.
47. Я часто успокаиваю себя тем, что сгоняю зло на вещах обидчика.
48. Иногда в транспортной толчее или в очереди я бываю столь агрессивен, что потом переживаю неловкость за себя.
49. Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.
50. Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость, или злость.
51. Если бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.
52. Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.
53. Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со всеми свои насущные интересы.
54. После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время.
55. Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близкими или друзьями.
Обработка данных.
Опросник позволяет вывести «индекс агрессии» с.учетом 11 параметров, каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За каждый ответ, соответствующий «ключу» начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.
1. Спонтанность агрессии’. +1, +12, +23, +34, +45;
2. Неспособность тормозить агрессию: -2, +13, -24, -35, -46;
3. Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: -3, -14, -25, -36, -47;
4. Анонимная агрессия: +4, +15, +26, +37, +48;
5. Провокация агрессии у окружающих: +5, +16, +27, +38, +49;
6. Склонность к отраженной агрессии: -6, +17, +28, +39, -50;
7. Аутоагрессия: +7, +18, +29, +40, +51;
8. Ритуализация агрессии: +8, +19, +30, +41, +52;
9. Склонность заражаться агрессией толпы’ +9,+20,+31,+42, +53;
10. Удовольствие от агрессии- +10, +21,+32, +43, +54;
11. Расплата за агрессию- +11, +22, +33, +44, +55
Интерпретация данных.
Отсутствие или очень низкий уровень агрессии (от 0 до 8 баллов) — обычно свидетельствует о неискренности ответов респондента, о его стремлении соответствовать социальной норме. Такие показатели встречаются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями.
Невысокий уровень агрессии — 9-20 баллов отмечается у большинства опрашиваемых. Он обычно обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты (в этом, возможно нет необходимости.
Средний уровень агрессии — 21-30 баллов обычно выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению.
Повышенный уровень агрессии — в пределах от 31 до 40 баллов. К атрибутам, характерным для ее среднего уровня, обычно добавляются показатели расплаты, провокации Очень высокий уровень агрессии (41 и более баллов) связан с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провокацией агрессии у окружающих
portalinlife.com
Агрессивность низкий уровень агрессивности
Наиболее полную информацию об уровне агрессивности обследуемого дает сопоставление классического варианта методики «Несуществующее животное» с дополнительным вариантом «Злое животное». В частности, такое сопоставление позволяет выявить скрытые, в том числе сознательно скрываемые, агрессивные тенденции.
Показателем отсутствия таких тенденций служит отсутствие агрессивной символики (орудий нападения) в основном рисунке и незначительное повышение агрессивных аксессуаров при переходе к «Злому животному». Примером этого могут служить рисунки восемнадцатилетней Полины Ш. В качестве обычного несуществующего животного она сделала рисунок, соответствующий общепринятой схеме, лишенный признаков агрессии (рис. 89).
Агрессивность совершенно отсутствует также в описании образа жизни животного, которое Полина назвала кругляк-полосатик: «Очень доброе и милое животное, очень предан людям. Любит есть траву, питается яблоками и лесной ягодой. Очень умное создание. Обитает в основном в деревнях ближе к лесу. Сам он ярких красок, и его видно издалека. Сам он произошел в гибриде от разных самых красивых животных. Живет он в шалаше вместе со своей семьей и детьми».
В рисунке «самого злого и страшного» животного появляется очень умеренная символика вербальной агрессии: зубастый рот (рис. 90).
В рассказе о своем животном-колдуне Полина снабдила его множеством отрицательных характеристик, однако агрессия среди них отсутствует: «Это существо обитает в далеком космосе, подальше от людей. Грубый, высокомерный предатель и лгун. Очень большой притворщик – хамелеон. Ненавидит людей и стремится уничтожить землю. Питается мелкими организмами, которые обитают на его планете, где он живет один, под названием Колдумания».
Утверждение о том, что «самое злое и страшное» животное «питается мелкими организмами» – признак весьма низкого уровня агрессивности. Иногда сходные утверждения (например, о том, что животное питается овощами и фруктами) появляются у обследуемых, сознательно скрывающих свою агрессивность. Однако в данном случае такое предположение было бы крайне сомнительным, поскольку Полина добро совестно снабдила свое животное отрицательными признаками и даже сообщила, что оно «ненавидит людей и стремится уничтожить землю». Само же это сообщение не является признаком агрессивности, так как девочка ни на рисунке, ни в рассказе не дала животному никаких средств, которые позволили бы ему реализовать его античеловечные стремления.
Повышенная агрессивность
Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного – это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни). Примером такого рисунка может служить драморобот, изображенный восьмилетним Артуром С. (рис. 91). Наиболее острые выросты, направленные вверх, – это руки. Как объяснил Артур, «у него руки железные. Они ударяют. Голова может головы кому-то отрывать. У него слюня – яд. Если кто-то против него воюет, он сразу расплавляется (то есть его противники расплавляются от ядовитой слюны). Когда он отрывает голову, вытекает кровь, он питается кровью». На вопрос о том, что любит делать драморобот, мальчик ответил: «Атакует врагов. Сам-то он страшный и мощный. Атаковывает он в незаметку. С дерева может напасть». На вопрос, зачем ему нападать «в незаметку», был получен ответ: «Потому что враги тоже нападают, могут убить. Они как бы отомщают другим врагам». На вопрос, кто его враги, Артур ответил: «Не знаю. Может, киборги», а о друзьях сказал, что они «такие же как он и чуть другого вида». Он сообщил также, что драморобот живет в другой галактике и что три вещи, которые
бы он попросил у волшебника, – это: «Чтобы очень мощные были войска, чтобы атаковать врагов»; «Бесконечную жизнь, чтобы его очень трудно было убить»; «Чтобы он стал больше – видом, ростом».
Столь яркое проявление агрессивных тенденций в рассказе об образе жизни животного встречается сравнительно редко. Обычно оно тормозится в силу социального контроля.
В данном случае социальный контроль ослаблен, поскольку у Артура имеются серьезные нарушения социализации. Они комментировались при анализе сделанного им рисунка человека (см. рис. 45). Кроме того, Артуру только восемь лет, а в этом возрасте механизмы контроля еще далеко не достигают полного развития. В приведенном рассказе, кроме собственных агрессивных тенденций, проявляется также боязнь ответной агрессии со стороны окружающих. Можно полагать, что эта боязнь приобретена в результате накопления негативного опыта. Вероятно, именно она привела к тому, что в последнее время (последние год-полтора) мальчик, по словам родителей, стал драться значительно меньше, чем раньше.
Четырнадцатилетний Володя С. по стандартной инструкции (нарисовать несуществующее животное) изобразил боксера (рис. 92), написав о нем предельно короткий рассказ: «Это боксер. Он всех побеждает» (что отмечено и в надписи на самом рисунке: «ура – Победа»),
Подчеркнутая прорисовка мускулатуры, кулаки и особо широкие плечи говорят о высокой значимости маскулинных (мужских) ценностей. В сочетании с основным занятием изображенного существа (бокс – агрессивный вид спорта) это позволяет подозревать повышенный уровень агрессивности. Однако непосредственная символика агрессии представлена в рисунке довольно мало: это клыки и кулаки (боксерские перчатки), нарисованные с сильным нажимом.
Особая лаконичность рассказа служит, по-видимому, средством избежать самораскрытия. Весьма вероятно, что скрывается именно агрессивность. Дополнительным основанием для такого предположения служит то, что в рисунке Володя задал социально приемлемую форму агрессивности. О ярко выраженной тенденции к контролю за внешними формами поведения говорит резко подчеркнутое ограждение вокруг изображенной фигуры (канаты ринга).
Любые сомнения насчет истинного уровня агрессивности Володи исчезают при взгляде на изображенное им злое и страшное животное (рис. 93).
Поскольку в этом варианте теста сама инструкция дает легитимацию агрессивности, то есть делает ее дозволенной, на этот раз соответствующая символика представлена в полной мере. Имеются два острых рога на голове и один на носу, длинные шипы на плечах и на колене, когти на ногах, зазубренный кинжал или меч в одной руке и булава с большими шипами – в другой. Все эти аксессуары подчеркнуты линией с сильным нажимом, частично зачернены.
Рассказ о злом животном несколько более развернут, чем об обычном: «Этовиконгоригозавр. Он живет в горах. Он злой, всех побеждает. Живет одинокий. Питается людьми».
Интересно, что за исключением агрессивной символики виконгори-гозавр выглядит точно так же, как боксер. Зрителю как бы говорят: «Таким я стараюсь выглядеть (боксер), а такой я на самом деле (викон-горигозавр)».
studfiles.net
Агрессивность низкий уровень агрессивности
Наиболее полную информацию об уровне агрессивности обследуемого дает сопоставление классического варианта методики «Несуществующее животное» с дополнительным вариантом «Злое животное». В частности, такое сопоставление позволяет выявить скрытые, в том числе сознательно скрываемые, агрессивные тенденции.
Показателем отсутствия таких тенденций служит отсутствие агрессивной символики (орудий нападения) в основном рисунке и незначительное повышение агрессивных аксессуаров при переходе к «Злому животному». Примером этого могут служить рисунки восемнадцатилетней Полины Ш. В качестве обычного несуществующего животного она сделала рисунок, соответствующий общепринятой схеме, лишенный признаков агрессии (рис. 89).
Агрессивность совершенно отсутствует также в описании образа жизни животного, которое Полина назвала кругляк-полосатик: «Очень доброе и милое животное, очень предан людям. Любит есть траву, питается яблоками и лесной ягодой. Очень умное создание. Обитает в основном в деревнях ближе к лесу. Сам он ярких красок, и его видно издалека. Сам он произошел в гибриде от разных самых красивых животных. Живет он в шалаше вместе со своей семьей и детьми».
В рисунке «самого злого и страшного» животного появляется очень умеренная символика вербальной агрессии: зубастый рот (рис. 90).
В рассказе о своем животном-колдуне Полина снабдила его множеством отрицательных характеристик, однако агрессия среди них отсутствует: «Это существо обитает в далеком космосе, подальше от людей. Грубый, высокомерный предатель и лгун. Очень большой притворщик – хамелеон. Ненавидит людей и стремится уничтожить землю. Питается мелкими организмами, которые обитают на его планете, где он живет один, под названием Колдумания».
Утверждение о том, что «самое злое и страшное» животное «питается мелкими организмами» – признак весьма низкого уровня агрессивности. Иногда сходные утверждения (например, о том, что животное питается овощами и фруктами) появляются у обследуемых, сознательно скрывающих свою агрессивность. Однако в данном случае такое предположение было бы крайне сомнительным, поскольку Полина добро совестно снабдила свое животное отрицательными признаками и даже сообщила, что оно «ненавидит людей и стремится уничтожить землю». Само же это сообщение не является признаком агрессивности, так как девочка ни на рисунке, ни в рассказе не дала животному никаких средств, которые позволили бы ему реализовать его античеловечные стремления.
Повышенная агрессивность
Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного – это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни). Примером такого рисунка может служить драморобот, изображенный восьмилетним Артуром С. (рис. 91). Наиболее острые выросты, направленные вверх, – это руки. Как объяснил Артур, «у него руки железные. Они ударяют. Голова может головы кому-то отрывать. У него слюня – яд. Если кто-то против него воюет, он сразу расплавляется (то есть его противники расплавляются от ядовитой слюны). Когда он отрывает голову, вытекает кровь, он питается кровью». На вопрос о том, что любит делать драморобот, мальчик ответил: «Атакует врагов. Сам-то он страшный и мощный. Атаковывает он в незаметку. С дерева может напасть». На вопрос, зачем ему нападать «в незаметку», был получен ответ: «Потому что враги тоже нападают, могут убить. Они как бы отомщают другим врагам». На вопрос, кто его враги, Артур ответил: «Не знаю. Может, киборги», а о друзьях сказал, что они «такие же как он и чуть другого вида». Он сообщил также, что драморобот живет в другой галактике и что три вещи, которые
бы он попросил у волшебника, – это: «Чтобы очень мощные были войска, чтобы атаковать врагов»; «Бесконечную жизнь, чтобы его очень трудно было убить»; «Чтобы он стал больше – видом, ростом».
Столь яркое проявление агрессивных тенденций в рассказе об образе жизни животного встречается сравнительно редко. Обычно оно тормозится в силу социального контроля.
В данном случае социальный контроль ослаблен, поскольку у Артура имеются серьезные нарушения социализации. Они комментировались при анализе сделанного им рисунка человека (см. рис. 45). Кроме того, Артуру только восемь лет, а в этом возрасте механизмы контроля еще далеко не достигают полного развития. В приведенном рассказе, кроме собственных агрессивных тенденций, проявляется также боязнь ответной агрессии со стороны окружающих. Можно полагать, что эта боязнь приобретена в результате накопления негативного опыта. Вероятно, именно она привела к тому, что в последнее время (последние год-полтора) мальчик, по словам родителей, стал драться значительно меньше, чем раньше.
Четырнадцатилетний Володя С. по стандартной инструкции (нарисовать несуществующее животное) изобразил боксера (рис. 92), написав о нем предельно короткий рассказ: «Это боксер. Он всех побеждает» (что отмечено и в надписи на самом рисунке: «ура – Победа»),
Подчеркнутая прорисовка мускулатуры, кулаки и особо широкие плечи говорят о высокой значимости маскулинных (мужских) ценностей. В сочетании с основным занятием изображенного существа (бокс – агрессивный вид спорта) это позволяет подозревать повышенный уровень агрессивности. Однако непосредственная символика агрессии представлена в рисунке довольно мало: это клыки и кулаки (боксерские перчатки), нарисованные с сильным нажимом.
Особая лаконичность рассказа служит, по-видимому, средством избежать самораскрытия. Весьма вероятно, что скрывается именно агрессивность. Дополнительным основанием для такого предположения служит то, что в рисунке Володя задал социально приемлемую форму агрессивности. О ярко выраженной тенденции к контролю за внешними формами поведения говорит резко подчеркнутое ограждение вокруг изображенной фигуры (канаты ринга).
Любые сомнения насчет истинного уровня агрессивности Володи исчезают при взгляде на изображенное им злое и страшное животное (рис. 93).
Поскольку в этом варианте теста сама инструкция дает легитимацию агрессивности, то есть делает ее дозволенной, на этот раз соответствующая символика представлена в полной мере. Имеются два острых рога на голове и один на носу, длинные шипы на плечах и на колене, когти на ногах, зазубренный кинжал или меч в одной руке и булава с большими шипами – в другой. Все эти аксессуары подчеркнуты линией с сильным нажимом, частично зачернены.
Рассказ о злом животном несколько более развернут, чем об обычном: «Этовиконгоригозавр. Он живет в горах. Он злой, всех побеждает. Живет одинокий. Питается людьми».
Интересно, что за исключением агрессивной символики виконгори-гозавр выглядит точно так же, как боксер. Зрителю как бы говорят: «Таким я стараюсь выглядеть (боксер), а такой я на самом деле (викон-горигозавр)».
studfiles.net
Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
В ходе эволюции энергия человеческой агрессивности изменила свой вектор от естественной к социальной среде, вследствие чего агрессия стала направляться на человека, против человека. Биологически агрессивная среда породила в человеке адаптивно-защитную агрессию в отношении естественной среды и, впоследствии закрепившаяся генно-культуральными механизмами, стала сутью и основой всех форм человеческой жизнедеятельности [5, с. 76].
Агрессия (от лат. agressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п.) [2, с. 7].
Согласно сведениям, которые приводит Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), в РФ более трети подростков в возрасте 14–17 лет играют в компьютерные игры. Из них 75,5 % подростков от 14 до 17 лет пользуются интернетом, причем их пользовательский опыт составляет примерно 2 года. Итак, 41 %, или 3,2 млн. подростков 14–17 лет пользуются интернетом, чтобы иметь возможность пристраститься к играм. Близок к этому проценту показатель подростков, играющих в онлайновые игры (а это лишь один из классов игр, хотя и популярный): 38 %. Описано немало случаев убийства и попыток убийства, связанных с увлечением компьютерными играми [3, с. 132].
Стоит заметить, что не все компьютерные игры одинаково влияют на уровень агрессивности подростков. Особую опасность для неокрепшей психики подростка представляют игры насильственного характера. Насильственная природа компьютерных игр и их влияние на психику и поведение подростка стали предметом внимания многих ученых. Исследования представляют собой лабораторные эксперименты и непосредственные наблюдения. Согласно теории социального обучения (social learning theory) А. Бандуры, играющие перенимают характеры персонажей, задействованных в игре. Кроме того, они вознаграждаются за акты агрессии в игре различными преимуществами (дополнительная жизнь, новое оружие и т. п.) [1, с. 43].
Таким образом, агрессия, присутствующая во многих современных компьютерных играх, может привести к использованию агрессии в реальной жизни — подросток неоднократно видит, как его герой достигает своих целей с помощью агрессивных действий, и может сделать вывод, что такое поведение является приемлемым средством для достижения жизненных целей. Главным фактором является повторяемость совершаемых действий: создается позитивная ассоциация использования агрессии в качестве разрешения ситуации. Снижается нормальная негативная эмоциональная реакция на конфликт, агрессию, насилие [4, с. 133].
В ходе исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: доминирующими формами проявления агрессии у подростков, играющих в насильственные компьютерные игры, являются: у девушек — вербальная агрессия, а у юношей — физическая. В исследовании приняли участие 40 подростков. Исследование проводилось на базе школы № 16 города Владимира. Возраст подростков — 14–15 лет. Оценка уровня агрессивности проводилась у подростков четырех групп. Для удобства каждой группе был присвоен порядковый номер:
1. Девушки, играющие в насильственные компьютерные игры — 1 группа.
2. Юноши, играющие в насильственные компьютерные игры — 2 группа.
3. Девушки, не играющие в насильственные компьютерные игры — 3 группа.
4. Юноши, не играющие в насильственные компьютерные игры — 4 группа.
Выраженность агрессивности у подростков была определена с помощью двух методик: опросник А. Басса — А. Дарки и тест Розенцвейга. Наглядные результаты исследования представлены на рисунках 1–4.
1. Опросник А. Басса — А. Дарки.
Рис. 1. Показатели уровня агрессивности у девушек по А. Бассу — А. Дарки
Рис. 2. Показатели уровня агрессивности у юношей по А. Бассу — А. Дарки
В результате анализа полученных данных можно утверждать, что среди подростков, играющих в насильственные компьютерные игры, 50 % девушек и 90 % юношей имеют индекс уровня агрессивности выше нормы (нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4). Среди подростков, не играющих в насильственные компьютерные игры, 30 % девушек и 60 % юношей имеют индекс уровня агрессивности выше нормы. Причем, у девушек наиболее выражена склонность к косвенной и вербальной агрессии (15 и 18 %), а у юношей — к вербальной и физической агрессии (20 и 17 % соответственно). В поведении подростков, увлеченных компьютерными играми, присутствует агрессия, раздражительность, вспышки гнева и другие негативные проявления. У подростков, не играющих в насильственные компьютерные игры, выше показатели чувства вины. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. У девушек этот показатель выше на 1 %, а у юношей — на 3 %.
2. Тест Розенцвейга.
Рис. 3. Показатели уровня агрессивности у девушек по тесту Розенцвейга
Рис. 4. Показатели уровня агрессивности у юношей по тесту Розенцвейга
Среди подростков, увлеченных компьютерными играми насильственного содержания, 50 % девушек и 90 % юношей имеют повышенный уровень агрессивности. Среди подростков, не увлеченных компьютерными играми насильственного содержания, 10 % девушек и 30 % юношей имеют повышенный уровень агрессивности.
Таким образом, полученные результаты исследования показывают, что доминирующей формой проявления агрессии у девушек, увлеченных насильственными компьютерными играми, является вербальная агрессия, что соответствует выдвинутой в начале исследования гипотезе. Доминирующей формой проявления агрессии у юношей, увлеченных насильственными компьютерными играми, также является вербальная агрессия, что не соответствует выдвинутой в начале исследования гипотезе. Склонность к физической агрессии у юношей, играющих в насильственные компьютерные игры, на 3 % уступает уровню вербальной агрессии у юношей, не играющих в насильственные компьютерные игры.
Тема, исследованная в этой работе, в данный момент является очень актуальной в связи с распространением компьютеров, компьютерных игр, интернета. Вследствие этого, всё больше современных подростков увлекаются компьютерными играми, а подавляющее большинство из них — играми, содержащими сцены насилия. Такие игры снижают у подростков нормальную реакцию на агрессию и конфликт, так как они привыкают к такому типу поведения и считают его приемлемым для общества. Данное исследование подтверждает тот факт, что компьютерные игры насильственного характера являются одним из факторов, влияющих на уровень агрессивности подростков. Причем подростки, играющие в компьютерные игры насильственного характера, отличаются от сверстников, не играющих в такие игры, повышенной, косвенной, вербальной и физической агрессией. Все, что они видят на экране монитора, то есть образ того, как нужно поступать, эталон превосходства над другими, они выносят в жизнь.
Литература:
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Эксмо пресс, 2000–512с.
2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. — М.: Прайм-Еврознак, 2003–672с.
3. Буркова В. Н. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков / В. Н. Буркова, М. Л. Бутовская // Вопросы психологии, 2012. № 1. — 186с.
4. Войскунский А. Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? / А. Е. Войскунский // Вопросы психологии, 2010. № 6–179с.
5. Крейхи Б. Социальная психология агрессии. — СПб.: Питер, 2003–336с.
moluch.ru