Установка это в психологии – Установка (психология) — это… Что такое Установка (психология)?

Содержание

Установка - Психологос

Установка - ситуативно (видением) сформированная общая программа (направление) поведения. Это состояние готовности, предрасположенности человека к определенной программе поведения в конкретной ситуации.

«Даю установку» - значит «даю целостную, общую программу поведения». Отношение и действия.

«Я решил» - практически то же самое, что «сформировал видение, отношение и установку - программу действий».

Виды установок

Установки могут быть ситуативными или фиксированными (в зависимости от продолжительности действия) и направленными и ненаправленными.

Ситуативная установка - это установка, действующая однократно в данных условиях.

Фиксированная установка - это стабильная, длительная установка.

Ненаправленная установка - установка не имеющая узкого конкретного направления (хочу из Москвы).

Направленная установка - конкретная установка, имеющая четкое направление (хочу в Орел)

Установка может быть заложена в результате процесса обучения или сформирована в результате жизненного опыта.

Иллюстрации

Допустим, я , будучи неуверенным в себе человеком, прочитала умную книжку и узнала, что оказывается, чтобы быть успешным человеком нужно быть уверенным в себе. И вот теперь у меня есть установка: «когда я буду на работе - я буду вести себя уверенно». Это - вариант ненаправленной установки, ведь я не задумываюсь, как конкретно вести себя - уверенно-как? То ли выступать на аудитории по делу без дела, то ли не бояться спорить с начальством, то ли уметь принимать решения и не сомневаться в них.

Если я прочитал еще более умную книжку - и понял, что мне нужно научиться выступать побольше на аудитории - и тогда я буду выглядеть уверенно - у меня уже есть направленная установка «Буду на работе - буду много говорить перед коллегами, делать всевозможные объявления и т.д.».

Формы

Установки бывают сознательные, неосознанные и бессознательные.

  • Неосознаваемые простейшие установки,
  • более сложные социальные установки,
  • ценностные ориентации личности.

Близкие понятия

Аттитюд - готовность к выполнению какого–либо действия. Специфический образ, программа действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации.

Внушение - словесное вставление в партнера формул, взглядов, позиций, установок и программ поведения.

Отношение - изменение функционального (физического и душевного) состояния человека в связи с ситуацией. Напрямую с действиями и активностью Отношение не связано.

Мы можем иметь одно, в целом негативное отношение к человеку, и при этом множество (возможно даже исключающих друг друга) к нему установок - в различных конкретных ситуациях.Например, известный парадокс Ла Пьера, когда хозяин одной гостиницы, в целом негативно относясь к китайцам, все же принимал их в своей гостинице. Наличие отрицательного или положительного отношения - это фон, условие, но еще не обязательная причина поведения.

Предубеждение - это верование, которое было сформировано заранее, до того, как событие произошло. Предубеждение может быть как с уклоном в отрицательную сторону так и в положительную. Как и верование, не имеет в основе логические доводы, в отличие от убеждения.

Привычка - поведенчески (повтором) сформированная конкретная программа поведения. То, что совершается полностью на автомате в определенных условиях. Это не состояние, а закрепленные повтором действия (умения и навыки). Привычка дольше вырабатывается и более ригидна, труднее меняется.

Чувства - устойчивое, стабильное изменение физического и душевного состояния человека для решения жизненных задач.

Эмоции - ситуативное изменение физического и душевного состояния человека для решения жизненных задач.

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Психологические установки: понятие, виды, методы, примеры. Манипуляция как вид психологического воздействия

Психологические установки сопровождают нас повсюду. Определенным посылом наделены фильмы и телепередачи. Специалисты также работают с каждым клиентом через эти самые установки. Давайте же разберемся что это такое и для чего нужно. Итак, начали.

Определение

Давайте разберемся с понятием психологической установки. Так называют программу поведения, которая заложена у человека в подсознании. Индивид не осознает этот факт или прослеживает тенденцию уже после совершения поступков.

Установки формируются в зависимости от того, что мы видим чаще всего. При этом задействована не только самооценка, но и оценка окружающих людей.

Существует несколько видов психологических установок. О них и поговорим.

Виды установок

Нет такого человека, который не имел бы в подсознании модели поведения. Психологи условно делят психологические установки на четыре типа:

  1. Я хороший и ты хороший. Это самая эффективная установка, благодаря которой человек понимает, что чаще всего причиной каких-то неблаговидных поступков окружающих людей является недомыслие, а не спланированное желание напакостить. Если человек имеет такую установку, то он адекватно оценивает себя и ждет того же от других. Они не тратят время на выискивание недостатков в себе или окружающих, а сотрудничают конструктивно.
  2. Я хороший, а ты плохой. Такая установка характерна для тех, кто может самоутвердиться только за счет окружающих. Эти люди в собственных проблемах обвиняют окружающих, пытаются выместить раздражение из-за того, что не получается задуманного. Человек с такой установкой способен возвыситься в собственных глазах только после того как унизит других людей.
  3. Я плохой, а ты хороший. Чаще всего установку можно обнаружить у тех людей, которые имеют низкую самооценку или страдают комплексом неполноценности. Они стремятся отдалиться от людей, не входят в близкий контакт или, наоборот, выбирают сильную личность и "присасываются" к ней. Для людей с такой установкой характерна хроническая депрессия.
  4. Я плохой и ты плохой. Самая патовая установка. Из-за подобных мыслей человек перестает радоваться жизни, интересоваться людьми, его постоянными спутниками становятся безнадежность и тоска. Таких людей отличает легкая раздражительность, непредсказуемость и склонность к депрессиям в тяжелой форме. Они не видят выхода из ситуации, а потому не могут изменить свое мировоззрение.

Конечно, в чистом виде установки встречаются редко, но случается и такое. Как правило, у человека в голове смесь из всех установок, но есть одна, которая занимает доминантную позицию.

По этой причине важно работать над собой и постоянно совершенствоваться.

Структура установки

Хоть мы и дали определение, установка в психологии — это не только набор слов, тут кроется глубинный смысл. Из чего же состоит установка?

  • когнитивный фактор;
  • чувственный образ или эффективный компонент;
  • поведенческий компонент или действия, которые относятся к объекту оценивания.

Многие ученые трактуют это понятие следующим образом: установка в психологии — это конкретное состояние, которое присуще целому объекту. Что это значит? Речь идет о том, что это состояние определяет психологическую и физическую организацию человека или поведение в той или иной ситуации. Сюда же относится готовность что-либо сделать, чтобы удовлетворить собственные потребности.

Психологи считают, что установка отражает психологическое состояние и внешнее ощущение человека. При этом именно она является своеобразным связующим звеном, которое соединяет отдельные состояния индивида и его функции.

Бытует мнение, что психологическая установка бывает двух видов — фиксированная и первичная. Это не значит, что они строго фиксированы, одна с легкостью перетекает в другую, но собственные функции сохраняются у каждой.

Рассмотрим каждый вид.

Фиксированная установка

Такое психологическое состояние относится к элементарным установкам. Так называются специфические реакции на актуальную ситуацию. Сюда же относится восприятие меняющейся окружающей среды.

Элементарная установка возникает на основе опыта и потребностей самого человека. То есть поведение в той или иной ситуации продиктовано уже имеющимся опытом.

Социальная установка

Социальной установкой называется потребность человека включаться в контактные группы. При этом возникают социальные поведенческие ситуации. Этот вид психологических установок возникает после оценки тех или иных общественных объектов. В этом случае учитываются социальные ситуации, во время которых человек совершает какие-либо поступки. Последние и становятся социально значимой единицей поведения.

Проще говоря, социальной установкой является отношение человека к окружающим и всем событиям и процессам, что происходят в обществе. Именно по поступкам и отношению дается личностная характеристика.

Важно понимать, что у этого термина нет единого значения, их несколько, и несут они в себе разную информацию. Раньше такой установкой называли готовность человека решать ту или иную задачу. При этом объектом социальной установки называли человека, его окружение, процессы и события, происходящие в обществе и прочее.

С течением времени термин поменял свое значение. Теперь социальной установкой называют незыблемое отношение человека или группы к какому-то явлению или процессу. Подобная установка относится больше к психологическому состоянию индивида, чем к психическому. Об этом важно знать каждому.

Теория Узнадзе

Теория установки Узнадзе заключается в следующем: он называет установкой целостное состояние, которое предопределяет и предвосхищает сознательное поведение.

Он считает, что установка появляется в тот момент, когда организм начинает контактировать с окружающей средой. Ситуация взаимодействует с потребностью и они удовлетворяются. Получается, что установка может возникнуть в двух случаях:

  1. Если присутствует актуальная потребность.
  2. Если возникает ситуация реализации этой потребности.

Как видите, теория установки Узнадзе довольно проста. Теперь поговорим о барьере в психологии.

Психологический барьер

Подражание детей

Что же это такое? Таким барьером называют состояние, которое проявляется в виде неадекватной пассивности. Она препятствует выполнению каких-либо действий. Обусловлено это тем, что у человека усилены отрицательные установки и переживания, а также очень низкая самооценка. В социальном поведении психологический барьер представляет собой коммуникативный барьер, который проявляется низко развитой эмпатией, жестокостью.

Проблему барьеров можно решить, только если человек готов действовать и воспринимать новую информацию, изменять свое мышление и отношение к событиям.

Положительные установки

Как проявляются положительные психологические установки? Человек прежде всего оценивает хорошие стороны окружающих. С этой установкой люди верят в дружбу, любовь, верность, преданность и прочее.

Можно сказать, что если у человека положительная установка, то он проживет счастливую жизнь. Ведь то, как мы относимся к окружающим, возвращается нам обратно.

Можно работать над собой и развить положительную установку. В этом случае придется много потрудиться, но результат того стоит.

Отрицательные установки

Кроме положительных, есть еще и негативные психологические установки. В этом случае человек все воспринимает в черных тонах. Все люди плохие, поэтому не стоит тратить на них свое время.

На самом деле такое мышление ведет к саморазрушению и отсутствию возможности радоваться жизни. И действительно, что хорошего, если вокруг люди, сплошь состоящие из недостатков?

Человек, который мыслит таким образом загоняет себя в могилу, так как мироощущение напрямую связано с нашим здоровьем. Негативные установки становятся благодатной почвой для депрессии, от которой очень сложно избавиться.

Ученые доказали, что существуют несколько методов психологической установки или воздействия. О них и поговорим.

Методы воздействия

Существует множество способов повлиять на человека. Психологическое влияние достигает своей цели как при работе с одним человеком, так и с группой лиц.

Рассмотрим основные виды воздействия, и как они работают.

Виды влияния

Методы психологического воздействия отличаются в зависимости от того, какую цель преследует человек. Выделяют ненаправленное и направленное воздействие. К первому можно отнести заражение и подражание, второй же подразумевает убеждение и внушение.

Поговорим про каждый вид подробнее.

Убеждение

Воздействие на сознание

Метод психологического воздействия, который направлен на снятие страха у человека. Убеждение помогает устранить препятствия на пути к мышлению человека. Цель психологической установки — воздействовать на личность путем обращения к внутренним взглядам и удовлетворить свои потребности через других людей.

Реализуется убеждение посредством разговора с человеком. Тот, кому нужно изменить чьи-то взгляды, как правило, начинает разговор первым и приводит логичные доводы во время беседы. Убеждение лучше всего работает во время споров, дискуссий или обсуждений.

Заражение

Является наиболее простым приемом, который позволяет оказывать влияние на человека. Обычно применяется в местах массового скопления людей, например, на концертах или стадионах. Заражение быстро развивается, особенно это заметно в тех коллективах, где отсутствует сплоченность. Отличительной чертой является стихийность. В процессе выступления оратором передается публике настроение. Причем не так важно, что он говорит, гораздо важнее как. Если провести заражение хотят сразу два человека, то получится это только у того, кто эмоционально сильнее.

Внушение

Тактики воздействия

Прием психологической манипуляции, когда человека заставляют изменить поведение, мышление или отношение к какой-то ситуации. Из всех видов воздействия внушение считается самым опасным и не зря.

Внушение работает, когда у собеседника снижается желание критиковать ситуацию. Человек просто принимает ее за данность и начинает действовать исходя из нее. Но для того чтобы что-то внушить, нужно выстроить доверительные отношения. Внушение может быть как со стороны, так и сама личность может что-либо внушить себе.

Ярким примером этого метода является реклама или средства массовой информации.

Подражание

Наиболее популярный способ изменить поведение и мысли человека. Подражание может возникнуть потому, что у одного из собеседников большое количество комплексов. По этой причине он и выбирает для себя авторитетного человека, которого и будет копировать в поведении, жестах, речи и прочих качествах, присущих ему.

Подражают обычно маленькие дети или подростки, и это понятно. Они еще не имеют своих жизненных представлений, а потому копируют человека, который для них имеет вес. Такое подражание называется сознательным, но бывает и несознательное, которое заключается в том, что инициатор стимулирует подражание разными способами, пока человек не начинает делать то же самое, сам того не осознавая. В зависимости от того, какие цели преследует инициатор, подражание будет носить негативный или позитивных характер.

Наиболее простым примером для подражания является мода. Людям навязывают вкусовые предпочтения, а они с радостью их принимают.

Дополнительные способы влияния

Все перечисленные приемы — это неокончательный набор. Существуют приемы, которые вписываются в понятие психологической установки, и ими активно пользуются. Рассмотрим подробнее о чем речь.

Благосклонность

Мода как прием убеждения

Как правило, этим способом активно пользуются продавцы. Они рассказывают о положительных качествах товара, внешних достоинствах и прочих моментах, которые повлияют на отношение покупателя к продукту.

Сотрудник магазина использует еще и технику подражания, чтобы завоевать расположение покупателя. В итоге это приносит положительные плоды. Если первое впечатление о сотруднике осталось хорошее, то большая вероятность того, что покупатель уйдет не с пустыми руками.

Проявление благосклонности позволяет добиться успеха в том случае, если инициатор обладает высокими коммуникативными качествами и умеет ими пользоваться.

Просьба

Как влиять на поведение человека? Попросить его о чем-то. Главное, делать это ненавязчиво и спокойно, хотя все зависит от того, какие отношения сложились между людьми. Добиться своего помогает ласковость голоса, улыбка, спокойный тон разговора, открытость и искренность.

Если вы не хотите выполнять чью-то просьбу, то научитесь спокойно говорить "нет". Тогда не возникнет конфликтных ситуаций, и отношения не испортятся.

Самопродвижение

Такой тип влияния позволяет показать себя с лучшей стороны. Если у человека есть чувство собственной значимости, то он незамедлительно воспользуется способом. Личность открыто демонстрирует профессионализм и квалификацию по какому-то вопросу. Техника используется при важных переговорах, презентациях, публичных выступлениях и собеседованиях. Ее целью является выполнение собственных задач путем демонстрации преимуществ по отношению к другим кандидатам.

Принуждение

Способы манипулирования

Влияние, оказанное этим способом, заставляет людей работать или что-то делать в угоду инициатору. Для принуждения используется лишение свободы, шантаж или угрозы. Самой грубой формой принуждения считается физическое насилие или ограничение свободы.

Кроме физического давления, может быть оказано еще и моральное. Инициатор высказывает критику в грубой форме, унижает или оскорбляет человека.

Принуждение воспринимается жертвой как лишение жизненных потребностей и психологическое давление. Причем неважно предупреждает инициатор или угрожает жизни жертвы всерьез. Для человека, который подвергается подобной тактике, это по меньшей мере неприятно, и вынуждает на несвойственные ему действия.

Нападение

Это скорее форма разрядки для человека, которая, к сожалению, имеет негативные последствия для жертвы. Обычно нападают те люди, у которых напряженная работа или жизнь, и им необходим выброс негативной энергии. В ход идет все — от оскорблений и до насмешек в адрес жертвы или членов ее семьи.

Не исключено, что нападающий получает удовлетворение от подавленности и эмоциональной боли жертвы, ведь он навязывает свое мнение человеку, тем самым внушая ему определенную установку.

Аргументация

Тактика самопродвижения

Используется для того, чтобы один человек смог переубедить другого в неправильности мыслей. А также спикер, аргументируя ситуацию, пытается повлиять на решение человека.

Наиболее ярким примером такой тактики будет преподаватель в вузе или школе. Он хочет объяснить учащемуся сделанные им ошибки, для этого приводит массу аргументов.

Аргументацией пользуются и рекламщики. Сначала они рекламируют услугу или товар, а потом приводят аргументы в пользу покупки. Человек под впечатлением рекламы идет в магазин и покупает тот или иной товар.

Манипуляция

Манипуляцией называют скрытое влияние на поведение другого человека. Инициатор использует определенные фразы, с помощью которых пытается повлиять на решение собеседника. Чаще всего делается это из корысти, а отнюдь не из добрых побуждений.

Манипуляция — самый сложный вид воздействия. Для того чтобы его успешно применять нужно обладать многими качествами, например, умением убеждать, расположить к себе человека и прочими.

Заключение

Принуждение человека

Как видите, способов влияния на человека очень много. Одни мы используем намеренно, а другие применяются неосознанно. Но все вместе они формируют индивидуальное отношение к какому-либо вопросу или ситуации.

Конечно, глупо ждать, что взгляды и убеждения в течение жизни не изменятся. Мы живем в обществе, и хотим того или нет, но меняемся сами со временем. Как вы уже убедились, даже реклама накладывает отпечаток на сознание человека. Что уж говорить о ситуациях, когда собеседник пытается намеренно изменить убеждения другого человека.

Успешность применения методов психологического воздействия зависит не только от личных качеств инициатора. В большей степени на результат повлияет и то, насколько человек подвержен внушению. Люди с романтическим складом характера легко позволят другому изменить свои убеждения. А вот те, кто имеет стабильные взгляды и не обременен комплексами, вряд ли так просто уступят. Способам манипуляции учатся годами и даже не для того, чтобы владеть ими в совершенстве, а чтобы иметь хоть немного знаний на эту тему.

На первый взгляд кажется, что никому верить нельзя, но это не так. Чем дружелюбнее вы относитесь к людям, тем лучше они будут относиться к вам.

psychbook.ru

УСТАНОВКА в психологии - это... Что такое УСТАНОВКА в психологии?

неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развёртывание любых форм психич. деятельности; состояние мобилизованности, готовности к действию, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующими условиями её удовлетворения. У. - механизм регуляции деятельности; её регулирующая функция проявляется в форме направленности на решение определённых задач.

Понятие У. первоначально было введено в эксперим. психологии для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию (Л. Ланге). и нек-рые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность раз л. психич. процессов (Н. Ах). В 20 в. понятие социальной У. вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентации индивидов как членов (группы (общества). на те или иные обществ, ценности и социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Зна-нецкий).

Теория У. широко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. Узнадзе развил представление об У. как «целостной модификации субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определённом направлении действий, что является основой его целесообразной избират. активности. Для эксперим. исследования У. предложен т. н. метод фиксации, разл. варианты к-рого применяются при анализе развития психики в филогенезе и онтогенезе, познават. процессов, личности и общения. Выявлены разл. свойства (возбудимость, динамичность - статичность, лабильность - стабильность, иррадиация - генерализация). и виды У. (диффузная, дифференцированная, фиксированная). Сочетания отд. свойств У. образуют разл. типы У. Теория У. выступает в качестве конкретно-науч. методологии для разл. отраслей психологии, в т. ч. возрастной психологии.

У. обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством её стабилизации и развития в заданном направлении. Это имеет.н. негативную сторону - У. может стать фактором сопротивления изменениям и нововведениям. Уже в дет. возрасте в соответствии с законами формирования и изменения У. у человека возникает определённое отношение к осн. жизненным ценностям, разл. видам деятельности. Исходя из закономерностей формирования У., становится возможным охарактеризовать мн. психич.и личностные особенности человека. Управление У. является важной практич. проблемой и составляет одну из задач воспитания.

Лит.: Узнадзе Д. Н., Эксперим. основы психологии установки, в его кн.: Психол. иссл., М., 1966; Прангишвили А. С., Проблема установки на совр. уровне ее разработки груз, психол. школой, в кн.: Психол. иссл., поев. 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе, Тб., 1973; его же, Учение и установка, в его кн.: Психол. очерки, Тб., 1975; Асмолов А. Г., Деятельность и установка, М., 1979; Надирашвили Ш. А., Установка и деятельность, Тб., 1987.

Ш. А. Надирашвили.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

pedagogicheskaya.academic.ru

Как формируются психологические установки?

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.

Вот один такой анекдот.

Человек получает утром письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи. Внутри записка с именем и фамилией незнакомого ему человека: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней.

Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов».

У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер. И в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И так далее.

Однажды герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ...

На каком-то этапе он начинает выяснять подробности. Узнает, что речь в новом письме идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы.

На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где тот живет, и время от времени появляется в этом районе. Непроизвольно слежка становится частью его собственный жизни. И однажды, проезжая на автомобиле рядом с домом молодого человека, герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ... Но все-таки успевает нажать на тормоз.

Этот страшный эпизод не отваживает его от слежки. Через некоторое время он получает деньги и узнает, что тот самый незнакомец погиб при невыясненных обстоятельствах. А цена за смерть следующего названного в письме вдвое выше…

Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»

Этот анекдот в утрированной форме описывает некоторые способы формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства.

Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных родителям поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы.

Подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота

Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием казалось отсутствие поощрения.

Почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощрять нужно проявление в поведении высших человеческих ценностей. И выражать поощрение нужно проявлением любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота.

Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания — формированием моральных ценностей, которые несовместимы с асоциальными поступками. Эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков.

Если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование — была бы только надежда на желанный подарок.

Читайте также

www.psychologies.ru

установка - это... Что такое установка?

— согласно Д. Н. Узнадзе — готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка к периоду, что ему предшествует.

Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнить соответственное действие. Но иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение. Именно «ошибки установки», проявляемые в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к ее самым выразительным проявлениям.

Это понятие занимает очень важное место — видимо потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни.

Установка — не частный психологический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется и в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность может быть активизована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности. Специфически человеческое — явление «объективации» — акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план сознания, в результате чего опять-таки вырабатывается готовность к деятельности — установка. Установки могут проявляться в различных сферах психической жизни. Можно говорить об установках моторных, установках перцептивных, установках умственных.

Установки могут быть осознанными, однако наибольший интерес представляют проявления установок неосознаваемых. В психологии общей установка применяется при исследовании:

1) целенаправленного поведения животных;

2) психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям;

3) избирательности и направленности процессов психических;

4) механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности;

5) формирования характера.

В психологии социальной установка применяется при изучении:

1) отношений личности как члена группы к некоим объектам социальным;

2) механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения;

4) также — при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях.

Функция установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. Здесь ее основные функции таковы:

1) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;

2) установка освобождает субъекта от надобности принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, прежде встречавшихся ситуациях;

3) установка может выступить и как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям.

Содержание установки зависит от места объективного фактора, вызывающего установку, в структуре деятельности. Смотря по тому, на какой фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни установок смысловых, целевых и операциональных.

Установки смысловые выражают проявляемое в деятельности отношение личности к объектам, имеющим смысл личностный. По происхождению они производны от установок социальных. Они содержат:

1) информационную компоненту — взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится;

2) компоненту эмоционально-оценочную — антипатии и симпатии к значимым объектам;

3) компоненту поведенческую — готовность действовать по отношению к объекту, имеющему смысл личностный.

Функции установок смысловых таковы:

1) функция инструментальная: с их помощью индивид приобщается к системе норм и ценностей данной среды социальной;

2) функция самозащиты: они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях;

3) функция ценностно-экспрессивная функция: они способствуют самоутверждению личности;

4) функция познавательная: они выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них смыслы личностные знаний, норм или ценностей.

Установки целевые вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. При прерывании действия они проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия (см. эффект действия незавершенного).

Установки операциональные появляются в ходе решения задачи на базе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в сходных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и пр. Психофизиологические механизмы, реализующие различные установки операциональные, проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

УСТАНОВКА - это... Что такое УСТАНОВКА?

состояние готовности или предрасположенности индивида к действию определенным, однозначным образом. Термин "У." введен нем. психологом Л. Ланге (1888), к-рый экспериментально доказал, что скорость реакции индивида на внешнюю ситуацию зависит от предрасположенности к восприятию данной ситуации. Явление У. исследуется общей психологией, социальной психологией и социологией.

Общепсихологич. концепция У. наиболее глубоко разрабатывается школой груз, психологов Д. Н. Узнадзе и его последователей (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, Р. Г. Натадзе, Ш. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, Н. Л. Элиава и др.). Согласно Узнадзе, поведение человека регулируется на двух уровнях: импульсивном и волевом. В первом случае источник активности – биологич. потребность, к-рая при наличии актуальных условий ее удовлетворения формирует т.н. актуальную У. – готовность действовать в направлении удовлетворения данной потребности. Последняя приводит к импульсивному поведению. На волевом уровне, отличающем человеческое поведение от поведения животного, готовность действовать предваряется осмыслением сложной ситуации (акт т.н. объективации) и отысканием алгоритма действия, к-рый соответствует "...основной, закрепленной в жизни установке личности" (Узнадзе Д. Н., Психологич. исследования, 1966, с. 406). У., возникающие на основе объективации, Узнадзе наз. фиксированными У., система к-рых и дает основания для направленного поведения. Фиксированные У. вырабатываются индивидом в процессе формирования личности на основе селекции из множества актуальных У. – тех, к-рые повторяются наиболее часто и наиболее соответствуют стандартизированным условиям деятельности данного индивида. У. рассматривается школой Узнадзе как связующее звено между потребностью и мотивом и как модус целостного субъекта в каждый данный момент его деятельности. Аккумулируя в сознании предшествующий опыт, У. опосредует стимулирующее влияние внешних раздражителей и уравновешивает отношение индивида со средой. Психофизиологич. механизмы, регулирующие поведение на уровне У., исследуются в зарубежной психологии в понятиях "set" (напр., работы Дж. Гибсона). У. в смысле set – состояние готовности индивида сознательно или бессознательно реагировать на ситуацию в данный момент и однозначным образом. Социологич. концепция У. связана с понятием "ценностная ориентация" личности или с понятием "социальное отношение" (social attitude), введенного в лит-ру У. Томасом и Ф. Знанецким. Согласно этому взгляду, социальные У. суть субъективные ориентации индивидов как членов группы (общества) относительно ценностей данной культуры (или субкультуры). Система ценностных ориентаций (т.е. социальных У. в этом контексте) предписывает определ. правила (нормы) поведения, посредством к-рых общество (или группа) осуществляет контроль над поведением своих граждан (см. W. I. Thomas, F. Znaniecki, The Polish peasant in Europe and America, v. 1, Camb., 1918–20, p. 21–22, 32–33). Амер. психолог Дж. Г. Мид попытался соединить психологич. и социологич. подходы к исследованию социальных У. По Миду, социальные У. – нормативные предписания осн. ориентации личности; они выступают как принципы данного индивида, соответствующие ценностным ориентациям его социального окружения (см. G. Н. Mead, Mind, self and sociéty, Chi., [1934], p. 162). Социально-психологич. концепция У. исходит из принципа детерминированности предрасположений личности к восприятию социальных объектов и к поведению ее социальным опытом. По определению Г. Олпорта, У. (set) – "психическое и нервное состояние готовности, образующееся на основе опыта и оказывающее направляющее или динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан" (Allport G. W., Attitudes, в кн.: "Handbook of social psychology", L., 1935, p. 810). Согласно другому распространенному определению, социальная У. (attitude) – "...устойчивая организация мотивационных, эмоциональных, перцептуальных и мыслительных процессов относительно некоторых аспектов внутреннего мира индивида" (Krech D. and Crutchfield R. S., Theory and problems of social psychology, N. Y.–Toronto–L., 1948, p. 152). В зарубежной социальной психологии отчетливо наметились два направления в объяснении структуры социальных У. (social attitude). Сторонники иррациональной концепции социальной У. (Т. Адорно, М. Шериф, Л. Доуб, В. Скотт) полагают, что У. формируются под влиянием причин, лежащих за пределами мыслит. деятельности человека, с преобладанием подсознательных, преим. эмоц. механизмов или процессов, осознаваемых индивидом лишь в терминах "поощрения – наказания" данной реакции на стимулы среды. Изменение социальной У., согласно этой концепции, – защитная реакция в ответ на опасность извне. Сторонники рациональной концепции социальной У. (Ф. Хайдер, С. Аш, Е. Карлсон, Д. Креч, М. Розенберг, Л. Фестингер) исходят из того, что социальная У. – состояние мыслит. (когнитивной) структуры, к-рая образуется при оценке многообразных ситуаций в понятиях "цели – средства" деятельности. В числе когнитивных элементов социальной У.: знания, нормы и ценности, а также связанные с ними внекогнитивные компоненты – эмоции. Социальная У. в этом свете – предрасположенность к восприятию внешнего окружения и действия в нем согласно эмоционально подкрепленной системе представлений о среде с учетом оценки результатов поведения, благоприятствующих потребностям личности. Изменение социальной У. происходит вследствие изменения в когнитивной структуре (появления новой информации о среде деятельности). Согласно функциональной концепции социальной У., разработанное Д. Кацом, обе названные модели имеют место, но в принципиально различных условиях. Иррациональная модель вводится в действие в ситуациях, когда индивид вынужден принимать немедленные (рефлекторные) решения, не имея возможности проанализировать альтернативы поведения. Рациональная модель действует при условии достаточной информации и достаточного времени для ее анализа в данной ситуации. В первом случае поведение сопровождается высоким эмоц. возбуждением, во втором – низким (см. D. Katz, The functional approach to the study of attitudes, в кн.: M. Fishbein [ed.], Readings in attitude theory and management, N. Y., 1967, p. 458–62). Кац полагает, что социальные У. тем прочнее, чем скорее они связаны в систему ценностных ориентаций личности и чем выше степень общности этих У. (т.е. их объектами являются не специфические, но достаточно общие явления и ситуации). Когнитивная структура социальной У. характеризуется также степенью приближения или удаления от осн. "ядра" системы ценностей личности (ее самосознания). Выделяются четыре осн. функции социальных У.: а) инструментальная, или приспособит., функция, благодаря к-рой индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды; б) функция самозащиты, к-рая по преимуществу реализуется не всей системой социальных У., но особыми У., направленными на сохранение status quo личности в напряженных ситуациях; в) ценностно-экспрессивная функция, представляющая как бы активный эквивалент защитной функции и способствующая самоутверждению личности путем прокламирования и активного распространения ее системы социальных У.; г) познават. функция, выражающаяся в стремлении гармонизировать внутр. мир личности, привести в систему социальные У. и составляющие их компоненты, включая знания, нормы, ценности, стереотипы и т.д.

Общепсихологич. исследования У. связаны с определением соотношения сознательного и бессознательного в ее структуре, роли этих компонентов в регуляции поведения индивида и выяснением отношения между У. и потребностями, мотивами и стимулами деятельности.

Социально-психологич. аспекты изучения У. включают уяснение целостной структуры У. и механизмов ее образования, как они обусловлены формированием личности в данной социальной среде (социализацией индивида), и функций У. в поведении индивида относительно группы, в межличностном общении и в отношении между группами.

Социологич. исследования У. осуществляются в понятиях ценностных ориентаций личности, их социальной обусловленности по содержанию ориентаций, факторов, влияющих на формирование ориентаций, и роли ценностных ориентаций в реальном поведении людей в различных обществ. сферах (труд, досуг, отношение к восприятию информации через каналы массовой коммуникации и т.д.). Лит.: Психологич. наука в СССР. [Сб. ст.], т. 2, М., 1960; Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии У., Тб., 1961; Колб У. Л., Изменение значения понятия ценностей в совр. социологич. теории, в кн.: Беккер Г. и Босков Л. [сост.], Совр. социологич. теория..., М., 1961; Норакидзе В. Г., Типы характера и фиксированная У., Тб., 1966; Бжалава И. Т.. Психология У. и кибернетика, М., 1966: Грин Б. Ф., Измерение У., в кн.; Математич. методы в совр. бурж. социологии, М., 1966; Ольшанский В. Б., Личность и социальные ценности, в кн.: Социология в СССР, т. 1, М., 1966; Здравомыслов А. Г., Ядов В. Α., Отношение к труду и ценностные ориентации личности, там же, т. 2, М., 1966; Прангишвили А. С., Исследования по психологии У., Тб., 1967; Водзинская В. В., Понятия У., отношения и ценностной ориентации в социологич. исследовании, "ФН" (НДВШ), 1968, No 2; Gibson J. J., A critical review of the concept of set in contemporary experimental psychology, "Psychol. Bull. ", 1941, v. 38, No 9; Krech D., Сrutсhfield R. S. and Вollасheу Ε. J., Individual in society, N. Y., 1962; Attitudes. Selected readings, ed. M. Jahoda, N. Warren, Harmondswoorth. 1966; Eklich H. J., Attitudes, behavior and the intervening variables, "Amer. Sociological Rev.", 1969. v. 4, No l.

В. Ядов. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

Сила психологической установки - Психология жизни

Что такое психологическая установка личности?

Каждая мысль, которая проносится у нас в голове, каждая фраза, которую мы мысленно повторяем про себя, каждое наше высказывание или суждение о самом себе, – это наши психологические установки.

Психологические установки могут быть длительными или кратковременными.

Установки зависят от нашего настроения, самочувствия, отношения к себе или к чему-то, от наших убеждений, принципов, мировоззрения и даже от наших желаний. Так, если вы хотите сегодня изменить свою жизнь, то вы можете использовать ту или иную психологическую установку.

 

Существуют также психологические установки личности, которые способствуют ее саморазвитию.

Каждая психологическая установка – это команда, отданная вашему мозгу

Психологические установки влияют на ваш образ мышления и концентрируют ваше внимание на исполнении того или иного желания.  Установка на успех

Психологические установки формируются как бессознательно, так и осознанно

Когда у вас сформировалось какое — либо представление о себе, вы стремитесь – совершенно бессознательно – общаться с теми людьми, читать те книги, смотреть те фильмы, которые подтверждают ваши убеждения. Можно и осознанно использовать возможности психологических установок, чтобы изменить свой образ мышления. Меняйте минус на плюс

Формирование психологической установки личности

Этот процесс включает в себя проговаривание своих желаемых представлений о себе. Примерно, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

Желая стать обаятельной и привлекательной вы как бы убеждаете себя, что это так и есть благодаря регулярным повторениям определенной фразы. Эти фразы называются аффирмации, или психологические установки. Как научиться любить и уважать себя?


Вы даете определенное задание себе и своему мозгу стать таким каким хотите стать. Или таким, каким представляете себя

При формировании психологических установок важно, чтобы они не содержали в себе заданий, которые вы не в состоянии выполнить. Или таких, которые вам, по вашей природе, совсем не соответствуют. Апатия и лень. Что делать, если ничего не хочется делать?

Одной из функций психологических установок является развитие гармоничной личности, поэтому так важно выбирать аффирмации, которые не противоречат вашему внутреннему «Я».

 

Следите за тем, чтобы вы находились в хорошем настроении, когда проговариваете ту или иную аффирмацию. Если вы устали, или в плохом настроении, используйте ту установку, которая более соответствует вашему состоянию.  Правильные аффирмации

При проговаривании аффирмаций очень важно, то что вы чувствуете в этот момент. Каждая установка, которую вы произносите, должна вызывать в вашей душе приятное ощущение. И после произнесения установки вы должны почувствовать себя лучше.

Выберите одну или две установки. Не используйте все время одни и те же, а регулярно меняйте их, чтобы вы могли почувствовать, какие аффирмации вызывают у вас приятные ощущения и наиболее соответствуют стоящим перед вами целям. Пошаговая система достижения любых целей

Вы можете создать свою личную психологическую установку, а можете воспользоваться общими.

Примерные психологические установки личности

  • «Мои действия согласуются с моими мыслями»
  • «Я живу в согласии с природой и самим собой»
  • «Я полон творческих идей, которые приносят людям радость и счастье».

• Я преисполнен уверенности в себе и верю в свои силы.
• Все события, происходящие в моей жизни, идут мне на пользу.
• Я полон сил и энергии.

• Я обязательно достигну всех своих целей.
• Моя внутренняя сила и уверенность в себе растут с каждым днем.
• Я успешен во всем.
• Я радуюсь всем событиям, которые могут научить меня чему-нибудь новому.

 

 

Другие психологические установки

  • Я помню о ценностях, которые для меня важны.
  • Я знаю, чего хочу и как этого добиться.
  • Я принимаю решения уверенно.
  • Я счастлив и успешен в работе и личной жизни.
  • Я сам создаю положительные события в своей жизни.

• Я ясно и отчетливо слышу свой внутренний голос.
• Я благодарен судьбе и счастлив, что живу.

При выборе установки руководствуйтесь интуицией. Ведь та аффирмация, что вызывает приятное чувство является правильной для вас. От чего зависит счастье?

Проговаривайте психологическую установку в течение пяти минут снова и снова. Прочувствуйте ее положительное воздействие на вашу личность, как она способствует реализации ваших возможностей.

Подходящую для себя установку проговаривайте в течение дня настолько часто, насколько это возможно. Повторяйте ее перед тем, как лечь спать и утром сразу после пробуждения. Просто улыбнитесь и мысленно произнесите одну из психологических установок несколько раз.

 

Психологические установки или аффирмации?

Аффирмации – одно из лучших и действенных методов борьбы с нерешительность и сомнениями. Прибегайте к установкам особенно тогда, когда вас начинают одолевать негативные мысли.

Сомнения ведь тоже всего лишь мысли. Сомнения приобретают силу и власть над вами, только когда вы концентрируетесь на них. Так же как и аффирмацции.

Не стоит бороться с сомнениями. Лучше отбросьте сомнение в сторону так как будто оно не имеет к вам никакого отношения. Вместо сомнений проговорите несколько раз свою любимую психологическую установку и улыбнитесь. Положительный психологический настрой

Человек сам решает, какие мысли допускать, а какие отбрасывать. При помощи психологической установки вы по сути управляете своей жизнью.

psylive.com.ua