Ууд методика чем залатать коврик для школьников – (Методика «Чем залатать коврик?»)

(Методика «Чем залатать коврик?»)

Цель
данной методики, основанной на
прогрессивных матрицах Дж.Равена
, — определить,
насколько ребенок в со­стоянии,
сохраняя в кратковременной и оперативной
памяти об­разы виденного, способен
практически их использовать, решая
наглядные задачи.

В
данной методике (в отечественной
интерпретации С.М.Морозова,
1980) применяются картинки теста Равена
из серии А (всего же в матрицах Равена
используется стимульный материал из
60 матриц, в чёрно-белом варианте, по 5
сериям – A,
B,
C,
D,
F)
[6].
Инструкция.
Перед его показом ребенку говорят, что
на данном рисунке изображены два коврика,
а также кусочки материи (заплатки),
ко­торые можно использовать для того,
чтобы залатать имеющиеся на ковриках
дырки таким образом, чтобы рисунки
коврика и заплаты не отличались. Для
того чтобы решить задачу, из несколь­ких
кусочков материи, представленных в
нижней части рисун­ка, необходимо
подобрать такой, который более всего
подходит к рисунку коврика.

Оценка
результатов

  • 10
    баллов — ребенок справился с заданием
    меньше, чем за 20 сек.;

  • 8-9
    баллов — ребенок решил правильно все
    задачи за вре­мя от 21 до 30 сек.;

  • 6-7
    баллов — ребенок затратил на выполнение
    задания от 31 до 40 сек.;

  • 4-5
    баллов — ребенок израсходовал на
    выполнение задания от 41 до 50 сек.;

  • 2-3
    балла — время работы ребенка над заданием
    заняло от 51 до 60 сек.;

  • 0-1
    балл — ребенок не справился с заданием
    за время даже свыше 60 сек.

Стимульный
материал

Выводы
об уровне развития

  • 10
    баллов – очень высокий уровень;

  • 8-9
    баллов – высокий уровень;

  • 4-7
    баллов – средний уровень;

  • 2-3
    балла – низкий уровень;

  • 0-1
    балл – очень низкий уровень развития.

Оценка
уровня самооценки дошкольника

(Методика
«Лесенка»)

Данная
методика была впервые предложена
О.В.Хухлаевой
в 1988 году.

Цель
методики: определение типа самооценки
дошкольника (с составлением последующих
рекомендаций, необходимых для родителей
и воспитателей).

Ход
выполнения методики.

Ребенку
показывают нарисованную на бумаге
лесенку с семью ступеньками, где средняя
ступенька имеет вид площадки, и объяс­няют
задание (см. рис.).

Инструкция:
«Если
всех детей рассадить на этой лестнице,
то
на
трех верхних ступеньках окажутся хорошие
дети: умные, доб­
рые,
сильные, послушные — чем выше, тем лучше
(показывают:
«хорошие»,
«очень хорошие», «самые хорошие»). А на
трех ниж­
них
ступеньках окажутся плохие дети — чем
ниже, тем хуже
(«плохие»,
«очень плохие», «самые плохие»). На
средней сту­
пеньке
дети не плохие и не хорошие. Покажи, на
какую ступеньку
ты
поставишь себя. Объясни почему».

Для
того чтобы легче было выполнять задание,
предлагают поместить
на ту или иную ступеньку карточку с
изображением мальчика
или девочки (в зависимости от пола
ребенка).

После
того как ребенок сделает пометку, его
спрашивают: «Ты такой
на самом деле или хотел бы быть таким?
Отметь, какой ты на самом
.деле и каким хотел бы быть». «Покажи,
на какую ступеньку тебя
поставила бы мама (воспитательница,
учительница)».

Используется
стандартный набор характеристик:
«хороший — плохой»,
«добрый — злой», «умный — глупый»,
«сильный — сла­бый»,
«смелый — трусливый», «самый старательный
— самый не­брежный».
Количество характеристик можно сократить.

В
процессе обследования необходимо
учитывать, как ребенок выполняет
задание: испытывает колебания, раздумывает,
аргу­ментирует
свой выбор. Если ребенок не дает никаких
объяснений, ему следует задать уточняющие
вопросы: «Почему ты себя сюда поставил?
Ты всегда такой?» и т.д.

Стимульный
материал

Оценка
результатов

      1. Способ выполнения
        задания

    1. Тип

    2. самооценки

1.
Не раздумывая, ставит себя на са­мую
высокую ступеньку; считает, что мама
и воспитатель оценивают его также;
аргу­ментируя свой выбор, ссылается
на мне­ние
взрослого: «Я хороший. Хороший и больше
никакой, это мама так сказала».

Неадекватно
завышенная

самооценка

2.
После некоторых раздумий и колеба­ний
ставит себя на самую высокую ступеньку,
объясняя свои действия, называет
какие-то
свои недостатки и промахи, но объясняет
их внешними, независящими от него,
причинами,
считает, что оценка взрослых в некоторых
случаях может быть несколько ниже его
собственной: «Я, конечно, хороший, но
иногда
ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная

самооценка

3.
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или
3-ю ступеньку, объясняет свои действия,
ссылаясь
на реальные ситуации и достиже­ния,
считает, что оценка взрослого такая
же
либо
несколько ниже.

Адекватная

самооценка

4.
Ставит
себя на нижние ступеньки, свой выбор
не объясняет либо ссылается на мнение
взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная
самооценка

Если
ребенок ставит себя на среднюю ступеньку,
это может гово­рить
о том, что он либо не понял задание, либо
не хочет его выпол­нять. Дети с
заниженной самооценкой из-за высокой
тревожности и неуверенности
в себе часто отказываются выполнять
задание, на все вопросы
отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой
развития не пони­мают и не принимают
это задание, действуют наобум.

Неадекватно
завышенная самооценка свойственна
детям млад­шего и среднего дошкольного
возраста: они не видят своих оши­бок,
не могут правильно оценить себя, свои
поступки и действия.

На
седьмом году жизни появляются зачатки
рефлексии
способ­ности
анализировать свою деятельность и
соотносить свои мнения, переживания и
действия с мнениями и оценками окружающих,
по­этому самооценка детей 6-7-летнего
возраста становится уже более реалистичной,
в привычных ситуациях и привычных видах
деятель­ности приближается к адекватной.
В незнакомой ситуации и непри­вычных
видах деятельности их самооценка
завышенная.

Заниженная
самооценка у детей дошкольного возраста
рас­сматривается
как отклонение в развитии личности.

Психодиагностка
отношения ребенка к сверстникам

Авторы:
Н.В.Нижегородцева
и В.Д.Шадриков

Предназначается
для опроса родителей или воспитателей.

Инструкция:
Опрашиваемому (родителю или воспитателю)
предлагается 10 утверждений, касающихся
отношения конкретного ребёнка к
сверстникам по ДОУ. Если отмеченная
особенность поведения свойственна
ребёнку, соответствующее утверждение
оценивается в 1 балл, если нет – 0 баллов.
Чем ниже итоговая сумма, тем меньше
проблем у взрослых в отношении общения
ребёнка со сверстниками.

Утверждения:

  1. Старается
    устраниться от активного участия в
    игре.

  2. Не
    проявляет дружелюбия и доброжелательности
    к другим детям.

  3. Никогда
    не делится с другими детьми игрушками
    и сладостями.

  4. Не
    оказывает помощь другим, даже если его
    об этом просят.

  5. Соглашается
    на второстепенные роли, никогда не
    высказывает желания быть первым в игре.

  6. У
    него нет друзей ни в детском саду, ни
    во дворе.

  7. Избегает
    общения с другими детьми.

  8. В
    игре всегда стремится получить значимую
    роль. А если не получает её, то отказывается
    играть.

  9. Не
    проявляет интереса к коллективным
    играм, играет один.

  10. Часто
    жалуется взрослым, что его обижают
    другие дети.

ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • 7-17
    баллов

    – у ребёнка серьёзные трудности в
    общении, связанные с негативным
    отношением к другим детям; эти трудности
    обязательно проявятся в отношениях с
    одноклассниками в школе;

  • 4-6
    баллов

    – трудности обусловлены неумением
    устанавливать контакты со сверстниками
    чаще всего из-за недостаточного опыта
    и/или неуверенности в себе;

  • 1-3
    балла

    – трудности в общении ситуативны и/или
    обусловлены некоторыми индивидуальными
    особенностями ребёнка, которые, как
    правило, корректируются под влиянием
    детского коллектива.

Диагностика
математических способностей дошкольников
(Ильченко С.В.)

1.
Критерии оценки уровня сформированности
количественных представлений у
дошкольника

studfiles.net

Чем залатать коврик — Методика Почини коврик.doc

Тест “Чем залатать коврик?”

Цель этой методики — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Методика рассчитана на детей 5-6 лет.
Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Оценка результатов теста
10 баллов — ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий.

Методика «Почини коврик»

(предлагается с 5 лет)

Оборудование
На каждом из пяти рисунков (см. ПРИЛЖЕНИЕ) изображен разный орнамент, содержащий пробел.

Цели исследования
Выявление сформированности мыслительных процессов ана­лиза, синтеза, сравнения. Сформированность наглядно-образных представлений. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения. Наличие интереса.

Процедура проведения
Перед ребенком кладут поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые раскладывают под рисунком или справа от него.
Инструкция: «Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его». После этого предлагают рисунки.

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы разные кусочки. Покажи, какой подходит (или: какой вырезали)».

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию. После ориентировочного этапа они начинают выполнять задание. В тех случаях, когда ребенок торопится и недостаточно внимательно анализирует изображение, исследователь использует организующую помощь (мимика удивления, несогласия, реплика «внимательнее», «не спеши»). Эта помощь эффективна. Нет нелепых выборов. Пробы целенаправленны.

Дети умственно отсталые не проявляют стойкого интереса и желания выполнить задание. На ориентировочном этапе они просто смотрят на рисунок, не анализируя его. Пробы не целенаправленны. Зрительное соотнесение нарисован­ных частей даже с помощью исследователя оказывается случайным.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес и понимают инструкцию. На ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первыми двумя рисунками идет путем проб. Там, где требуется зрительное соотнесение частей, возникают трудности и ошибочное выполнение. Требуется развернутая, детальная помощь.

При анализе результатов можно использовать следующую оценку результатов:

Источник: Немов Р. С. «Психология в 3-х томах». — Том 3, стр. 124

Оценка результатов

10 баллов — ребёнок справился с заданием меньше чем за 20 сек.
8-9 баллов — ребёнок решил правильно все 4 задачи за время от 21 сек. до 30 сек.
6-7 баллов — ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4 — 5 баллов — ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2 — 3 балла — время работы ребёнка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0 — 1 балл — бебёнок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий
8  —  9 баллов — высокий
4  —  7 баллов — средний
2 — 3 баллов — низкий
0  —  1 балла — очень низкий

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

            

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

           

           

перейти в каталог файлов

metodich.ru

Методика «Чем залатать коврик»


Просмотр содержимого документа

«Методика «Чем залатать коврик»»

Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, ко­торую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из несколь­ких кусочков материи, представленных в нижней части рисун­ка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Картинки к методике «Чем залатать коврик?»

 

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.

8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за вре­мя от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий 
8-9 баллов — высокий. 
4-7 баллов — средний. 
2-3 балла — низкий. 
0-1 балл — очень низкий.

multiurok.ru

Методика «Чем залатать коврик?»

Цель
этой методики – определить, насколько
ребенок в состоянии, сохраняя в
кратковременной и оперативной памяти
образы виденного, практически их
использовать для решения наглядных
задач. Стимульный материал – это картинки
(см. прил. 5).
Перед его
показом ребенку говорят, что на данном
рисунке изображены два коврика, а также
кусочки материи, которую можно использовать
для того, чтобы залатать имеющиеся на
ковриках дырки таким образом, чтобы
рисунки коврика и заплаты не отличались.
Для того, чтобы решить задачу, из
нескольких кусочков материи, представленных
в нижней части рисунка, необходимо
подобрать такой, который более всего
подходит к рисунку коврика.

Табл. 5. Оценка
уровня развития оперативной памяти

10 баллов

(очень
высокий)

Ребенок
справился с заданием меньше чем за 20
сек

8-9 баллов

(высокий)

Ребенок
решил правильно все четыре задачи за
время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

(средний)

Ребенок
затратил на выполнение задания от 31
до 40 сек.

4-5 баллов

(средний)

Ребенок
израсходовал на выполнение задания
от 41 до 50 сек.

2-3 балла

(низкий)

Время
работы ребенка над заданием заняло
от 51 до 60 сек.

0
– 1 балл

(очень
низкий)

Ребенок
не справился с выполнением задания
за время свыше 60 сек.

Исследование внимания

Методика
«Корректурная проба»

(буквенный вариант)

Методика
(см. прил. 6) используется для определения
объема
внимания (по количеству просмотренных
букв) и его концентрации
— по количеству сделанных ошибок.

Инструкция:
«На бланке с буквами отчеркните первый
ряд букв. Ваша задача заключается в том,
чтобы, просматривая ряды букв слева
направо, вычеркивать такие же буквы,
как и первые. Работать надо быстро и
точно. Время работы ─ 5 минут».

Обработка
результатов
.
Фиксируется количество ошибок. Полученное
значение соотносят с данными
условно-возрастной нормы, представленными
в таблице 6.

Табл. 6. Оценка
результатов

Для детей 6 – 7
лет

Для
детей 8 – 10 лет

Норма объёма

400
знаков и выше

600
знаков и выше

Норма
концентрации

10
ошибок и менее

5
ошибок и менее

Методика «Кодирование» (модификация метода Пьерона — Рузера)

Этот
тест направлен на исследование
устойчивости
внимания и темпа
деятельности
.
Материалом
служат лист с фигурками (см. прил. 7) и
карандаш. В каждой фигурке ребенок
должен
будет нарисовать определенный символ.
В верхней части листа показано, какой
символ должен быть нарисован
внутри каждой из фигур. Следующая
укороченная строка ─ тренировочная.
Далее идут тестовые строки.

Инструкция:
«Здесь нарисованы разные фигуры. В
каждой из них надо поставить
свой значок. Наверху показано, в какой
фигуре какой значок нужно
рисовать (проверяющий указывает на
верхнюю часть листа). Нарисуй нужные
значки в фигурах внутри рамки (проверяющий
указывает на тренировочную
строку)».

Если во время тренировки ребенок
допускает ошибки, то
проверяющий указывает на них и предлагает
их исправить. После того, как тренировочные
фигуры заполнены, проверяющий говорит:
«Теперь поставь
нужные значки в остальных фигурах.
Начинай с первой фигуры и иди дальше,
не пропускал ни одной. Постарайся сделать
это побыстрее».

Когда
ребенок приступает к заполнению тестовых
фигур, проверяющий засекает
время. Через минуту он отмечает в
протоколе номер фигуры, заполняемой
ребенком в данный момент. По истечении
второй минуты выполнение
задания прекращается.

Анализ
результатов.

Фиксируется количество ошибок и время,
затраченное на задание.

Высокий уровень
устойчивости внимания ─ 100% за 1 мин 15
сек без ошибок.

Средний уровень
─ 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень ─
50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий
уровень ─ 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.

Количество
ошибок.
При
отсутствии нарушений внимания неправильно
маркированных (пропущенных)
фигур или совсем нет или очень немного
(не более трех).

Большое
количество ошибок при низком темпе
деятельности ─ показатель
либо серьезных нарушений внимания,
либо
особо низкой мотивации.
Оно
нередко встречается и при общей задержке
психического развития
и
при умственной отсталости.

Большое
количество ошибок при высоком темпе
деятельности ─ показатель
установки на скорость работы в ущерб
ее качеству. Такая установка типична
для импульсивных детей с низким уровнем
самоконтроля.

Изобилие
ошибок в сочетании со средним темпом
деятельности ─ наиболее
характерный признак нарушений внимания

(плохой концентрации
внимания, его неустойчивости,
отвлекаемости).

Изменения
продуктивности от первой минуты ко
второй.
Обычно
на второй минуте продуктивность несколько
выше, чем на первой
(на 10-20%), Это обусловлено эффектом
врабатывания, тренировки. Если рост
продуктивности более высок, то это
говорит о замедленном вхождении в
деятельность.
Если
же, напротив, продуктивность на второй
минуте ниже, чем
на первой, то это показатель высокой
утомляемости, частый признак астенического
состояния.

studfiles.net

Методика «Чем залатать коврик?» — КиберПедия

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, ко­торую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из несколь­ких кусочков материи, представленных в нижней части рисун­ка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.

8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за вре­мя от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.

 

 

Коммуникативное развитие.

Младшая группа.

1. Методика На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

· Нужно ли делиться игрушками с детьми?

· Ты всегда стараешься так поступать?

· Почему?

· Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?

· Почему?

· Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

· Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)

· Как нужно попросить взрослого о помощи?

· Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

1. Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.


Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

2. Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

Методика №2 Изучение коммуникативных умений детей (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г)

Цель: исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками.

Подготовка исследования: приготовить силуэтные изображения рукавичек, два набора из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования:

1 серия. Двум детям дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят его украсить, но так чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала надо выбрать узор, а потом приступать к рисованию.

2 серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придётся делится.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Обработка данных. Анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии.

Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет»оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда»оцениваются в 0,5 балла. По количеству набранных баллов делают выводы о сформированности коммуникативных умений детей.


 

Средняя группа

Методика «Маски» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.)

Цель: изучение уровня развития общения, эмоциональное состояние детей.

Подготовка исследования: приготовить изображения четырёх масок, символизирующих: хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.

Проведение исследования. Четыре маски выкладывают перед ребёнком со словами: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот так (показывают каждую из масок по очереди? А кто из ребят на тебя смотрит чаще всего вот так (опять показывают по очереди каждую из масок?После того как ребёнок выбрал одну из четырёх масок для ответа на первый вопрос, каждую из масок ему дают по очереди, спрашивая, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит.

Полученные данные заносятся в протокол.

Оценка результатов: проводится качественный анализ полученных результатов; исходя их критериев «популярный» или «непопулярный», за каждый утвердительный ответ 1 балл, за ответ «нет» 0 баллов, принимается даже отказ.

 

Название методики, автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)

Диагностические методики изучения осведомленности норм и ценностей, принятых в обществе

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Диагностические показатели: осведомленность норм и ценностей принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: ребенок

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Ситуации:

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила. Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» — ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?

8. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть» Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?

Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка — об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социальнопринятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

 

Старшая группа.

Методика 1
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).

Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

 

Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

 

 

2. Методика, автор: Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер)

Цель: изучение коммуникативных умений в общении со сверстниками; определение типа взаимодействия и сотрудничества.

Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.

Возрастной диапазон: 5-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: подгрупповая

Материал: лабиринт, расположенный на листе 60х70. В противоположных по диагонали углах этой доски находятся два окрашенных в разные цвета «гаража» с четырьмя игрушечными машинками в каждом, машинки также окрашены в два соответствующих гаражам цвета.

Инструкция: Перед началом эксперимента взрослый ставил машинки в «чужой» гараж. Двум детям предстояло провести машинки по лабиринту так, чтобы они оказались в гараже своего цвета. При этом следует соблюдать 3 определенных правила: можно водить только по одной машинке; машины должны ездить только по дорожкам; нельзя трогать руками машины партнера.

Обработка результатов: анализируют умение детей договориться друг с другом, согласовывать свои действия. Результаты соотносят с шестью типами взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.

Первый тип: сотрудничества практически нет. Дети не видят действий партнера, нет никакого их согласования. Все внимание участников направлено на машины. Дети возят их, гудят, сталкиваясь с машинами партнера, нарушают правила игры, не преследуют цели — поставить машины в соответствующий гараж. Дети не принимают подсказок экспериментатора, никак не общаются между собой и не обращаются друг к другу.

Второй тип: для испытуемых этой группы характерно, что они видят действия партнера, однако воспринимают их как образец для некритичного, слепого подражания. Дети пытаются как-то решить поставленную перед ними задачу, обращают внимание на подсказки взрослого. Однако эффективного использования этих подсказок не наблюдается, нет ни предвосхищения своих действий, ни поисков общих способов решений поставленной задачи. Дети эпизодически обращаются к партнеру, задавая вопрос типа: «А как дальше? Куда собираешься ехать?» и т.п.

Третий тип: впервые, в отличие от первого и второго типов, возникает действительное взаимодействие, однако оно носит ситуативный и импульсивно-непосредственный характер, то есть в каждой конкретной ситуации и по каждой машине дети пытались договориться и согласовать свои действия. Поиски общего способа решения задачи были безрезультатными.

Дети повторяют неоднократно одни и те же ошибки. Однако возникает эпизодическое планирование действий и ситуативное их предвосхищение. Подсказка взрослого принимается, но используется лишь в данной конкретной ситуации. Дети активно общаются между собой: «Давай я проеду, а потом ты!» и т.п.

Четвертый тип: участники воспринимают ситуацию задачи в целом, относятся к своему партнеру как к противнику, с которым у них противоположные интересы и позиции. Игра носит соревновательный характер.

Участники внимательно следят за действиями партнера, соотносят с ними свои действия, планируют их последовательность, предвосхищают результаты. Подсказки взрослого воспринимаются адекватно, как наведение на способ решения поставленной задачи. Однако ошибки повторяются довольно часто. Партнеры систематически согласовывают свои действия друг с другом, устойчиво сохраняя при этом отношение ко второму участнику как к противнику по игре.

Пятый тип: характеризуется возникновением подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи. У детей не наблюдается соревновательных отношений, они подсказывают друг другу, сопереживают успехам партнера. Участники совместно планируют и предвосхищают результаты действий не только своих, но и партнера, однако такое «планирование» за двоих носило ситуативный характер, то есть дети, заново планировали свои действия в каждой конкретной предметной ситуации. Подсказка взрослого воспринимается адекватно, но ее использование также ситуативно. Дети активно сопереживают партнеру.

Шестой тип: наиболее высокий из всех уровней сотрудничества. Дети с самого начала относятся к игре как к совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнерами. Они сразу же, не дотрагиваясь до машинок, составляют общий план действий, своих и партнера. Они уже не повторяют ошибок и в подсказках, как правило, не нуждаются. Общение носит свернутый характер: сначала они решают, чьи машины отвезут первыми, а затем обсуждают конкретные способы проведения машин.

Подготовительная группа.

Методика
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?

Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.

Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.

Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.

Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.

Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

 

Методики, автор: Методика «Маска» (А.М. Щетинена)

Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе

Диагностические показатели: общение со сверстниками.

Возрастной диапазон: с 5 лет.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.

Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (показывает каждую из масок по очереди). А кто из ребят на тебя смотрит чаше всего вот так? (опять показывает по очереди каждую из масок).

Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того, как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ, отвечать.

роением (хорошим или плохим при ответе на первый вопрос). Подсчитывают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос «На кого из ребят ты смотришь вот так?» Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как свидетельствует об удовлетворенности детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в группе, а потому испытывающих тревогу оттого, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его заинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе, либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом, выявляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отверженность от группы. Подсчитывают также и количество выборов «доминирование и подчинение» — как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Те дети, у которых проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких детей им важно показать навыки организации деятельности сверстников, их игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая утверждаться самостоятельно.

 

Подготовка к школе.

Инструкция, стимульный материал. Перед выполнением первого задания ребенку предлагается изобразить фигуру мужчины (без дальнейших пояснений). Помощь тестируемому или привлечение его внимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить (напр., сказав: «Рисуй, у тебя все получится»). Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае должен последовать отрицательный ответ. Если же ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.

 По окончании рисования ребенка просят перевернуть лист бумаги на другую сторону и предлагают ему скопировать два слова («Это шарик»), написанных письменными буквами (второе задание). Если ребенок не угадал длину фразы и одно слово не поместилось в строчке, то ему можно посоветовать написать это слово выше или ниже.

 В третьем задании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек. Надо показать ребенку место на листе бумаги, где он должен рисовать, так как у некоторых детей возможно ослабление концентрации внимания. Ниже приводится образец, предлагаемый для воспроизведения:

 

Задание 1

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем и не должна быть больше его. На голове имеются волосы (возможно, они под кепкой или шапкой) и уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена синтетическим (контурным) способом (рисуется сразу как единое, а не составляется из отдельных законченных частей), при котором всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.

2 балла. Все требования (кроме использования синтетического способа рисования) выполняются на единицу. Отсутствие трех деталей (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней, одежды.
4 балла. Упрощенный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

 5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

 

Задание 2

 1 балл. Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.

 2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

 4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

 5 баллов. Каракули.

Задание 3

1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок параллелен образцу.

2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот – даже на 180°.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (напр., линии) не допускаются.

 5 баллов. Каракули.

Интерпретация, расшифровка. Если испытуемый по всем заданиям теста Керна-Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для уточнения картины его интеллектуального развития с нет необходимости. Дети, набравшие 7-9 баллов (если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями), обладают средним уровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки (напр., балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3 – за второе и 4 – за третье), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представлять себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10-15 баллов (10-11 баллов – нижняя граница среднего развития, 12-15 баллов – развитие ниже нормы). Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи детей в школу.

 

 

Социально-психологическое развитие.

Младшая группа.

Методика « Паравозик».

Цель. Определение позитивного( ППС) и негативного (НПС) психического состояния ребенка . Стимульный материал. Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков ( красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Паравозики беспорядично размещаются на белом фоне. Инструкция. « Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.» Фиксируется позиция цвета вагончиков, высказывания ребенка. Обработка данных. 1балл – вагон фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый на — 3 позицию; красный, желтый, зеленый – на 6. 2балла — вагон фиолетового цвета на 1 позицию; черный, серый, коричневый на — 2 позицию; красный, желтый, зеленый – на 7; синий на – 8. 3 балла – черный, серый, коричневый – 1 позиция; синий на – 7; красный, желтый, зеленый – на 8. Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказалось менее 3, то психическое состояние оценивается как позитивное. При 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени ( НПС нс) При 7-9 баллов – НПС средней степени. Больше 9 – НПС высокой степени. Наряду с полученными данными можно определить и общий психологический климат группы детского сада. Сумма всех ППС ( а) и НПС ( б), разница между ними делиться на количество детей и умножается на 100%. а-б количество детей 70% и выше – высокая степень благоприятности психологического климата ( с БПК). 42 – 69% — средняя (сБПК). 26 – 41,9 – незначительная (сБПК). 0-25% — незначительная степень неблагоприятного психологического климата (с НПК). -1 до-25% — средняя (с НПК). -26 и ниже – сильная (с НПК)

 

 

Методика «Цветовой тест эмоциональных состояний»

Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. Плохое настроение ребенка, сложные взаимоотношения с педагогом или сверстниками могут повлиять на успешность его деятельности.

Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представленына рисунке.

Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку

выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.

Синий цвет — этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль. У ребенка существует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.

Зеленый цвет — этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное к ним отношение со стороны педагога и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.

Красный цвет — этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.

Желтый цвет означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего, склонен слушаться педагога, выполнять его указания.

Фиолетовый цвет — цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. В целом настроение положительное.

Коричневый цвет — цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей.

Черный цвет — этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься.

Серый цвет — цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.

Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.

 

Средняя группа.

Тест тревожности. Разработан американскими психологами Р. ТЭММЛ, М. ДОРКИ и В. АМЕН Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Задачи метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе Испытуемые — дети 4—7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии. Стимульный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5X11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию. Рис. 1 Игра с младшими детьми (Ребенок играет малышами) Рис. 2 Ребенок и мать с младенцем (Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем) Рис. 3 Объект агрессии (Ребенок убегает от нападающего на него сверстника) Рис. 4 Одевание (Ребенок сидит на стуле и одевает ботинки) Рис. 5 Игра со старшими детьми (Ребенок играет с двумя старшими детьми) Рис. 6 Укладывание спать в одиночестве (Ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему) Рис. 7 Умывание (Ребенок умывается в ванной комнате) Рис. 8 Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенка за что-то) Рис. 9 Игнорирование (Отец играет с малышом, ребенок стоит в одиночестве) Рис. 10 Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребенка игрушки) Рис. 11 Собирание игрушек (Мать и ребенок убирают игрушки). Рис. 12 Изоляция (Двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве) Рис. 13 Ребенок с родителями (Ребенок стоит между матерью и отцом) Рис. 14 Еда в одиночестве (Ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан) Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Метод предъявления. Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания: 1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами». 2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?». 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается». 5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми». 6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать». 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ванной». 8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?». 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?». 10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое?». 11. Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки». 12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?». 13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у

этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест». Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается. Протоколирование. Выбор ребенком соответствующей лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Тест тревожности. Ф. И. ребенка: Возраст ребенка: Дата: Рисунок Высказывание Веселое лицо Печальное лицо 1. Игра с младшими детьми 2. Ребенок и мать с младенцем 3. Объект агрессии 4. Одевание 5. Игра со старшими детьми 6. Укладывание спать в одиночестве 7. Умывание 8. Выговор 9. Игнорирование 10. Агрессивность 11. Уборка игрушек 12. Изоляция 13. Ребенок с родителями 14. Еда в одиночестве Анализ данных. Предлагаемые рисунки изображают типич

cyberpedia.su

Методика «Чем залатать коврик?» — Мегаобучалка

Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

 
 

Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов

 

10 баллов – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек
8-9 баллов – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Методика 5. «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

 

 
 

Рис 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет

 

Рис 7 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет

 

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

 
 

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки педагогических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

 

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так

10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Рис. 7 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате педагогики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом

1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания

2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания

3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4 Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания

5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания

megaobuchalka.ru

Методика чем залатать коврик для дошкольников. Школа. PsihologZnaet.ru

Методика Почини коврик. Чем залатать коврик

Тест “Чем залатать коврик?”

10 баллов — ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов — очень высокий.

Методика Почини коврик

(предлагается с 5 лет)

На каждом из пяти рисунков (см. ПРИЛЖЕНИЕ) изображен разный орнамент, содержащий пробел.

Выявление сформированности мыслительных процессов ана­лиза, синтеза, сравнения. Сформированность наглядно-образных представлений. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения. Наличие интереса.

Перед ребенком кладут поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые раскладывают под рисунком или справа от него.

Инструкция: Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его . После этого предлагают рисунки.

8-9 баллов — ребёнок решил правильно все 4 задачи за время от 21 сек. до 30 сек.

6-7 баллов — ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4 — 5 баллов — ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2 — 3 балла — время работы ребёнка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0 — 1 балл — бебёнок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

8 — 9 баллов — высокий

4 — 7 баллов — средний

2 — 3 баллов — низкий

0 — 1 балла — очень низкий

перейти в каталог файлов

http://metodich.ru/chem-zalatate-kovrik/index.html

Методика Почини коврик. Чем залатать коврик

Тест “Чем залатать коврик?”

10 баллов — ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов — очень высокий.

Методика Почини коврик

(предлагается с 5 лет)

На каждом из пяти рисунков (см. ПРИЛЖЕНИЕ) изображен разный орнамент, содержащий пробел.

Выявление сформированности мыслительных процессов ана­лиза, синтеза, сравнения. Сформированность наглядно-образных представлений. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения. Наличие интереса.

Перед ребенком кладут поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые раскладывают под рисунком или справа от него.

Инструкция: Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его . После этого предлагают рисунки.

8-9 баллов — ребёнок решил правильно все 4 задачи за время от 21 сек. до 30 сек.

6-7 баллов — ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4 — 5 баллов — ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2 — 3 балла — время работы ребёнка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0 — 1 балл — бебёнок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

8 — 9 баллов — высокий

4 — 7 баллов — средний

2 — 3 баллов — низкий

0 — 1 балла — очень низкий

перейти в каталог файлов

http://metodich.ru/chem-zalatate-kovrik/index.html

(Методика Чем залатать коврик? )

Цель данной методики, основанной на прогрессивных матрицах Дж.Равена , — определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, способен практически их использовать, решая наглядные задачи.

10 баллов — ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.;

8-9 баллов — ребенок решил правильно все задачи за вре­мя от 21 до 30 сек.;

6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.;

4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.;

2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.;

0-1 балл — ребенок не справился с заданием за время даже свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий уровень;

8-9 баллов – высокий уровень;

4-7 баллов – средний уровень;

2-3 балла – низкий уровень;

0-1 балл – очень низкий уровень развития.

Оценка уровня самооценки дошкольника

Данная методика была впервые предложена О.В.Хухлаевой в 1988 году.

Цель методики: определение типа самооценки дошкольника (с составлением последующих рекомендаций, необходимых для родителей и воспитателей).

Ход выполнения методики.

Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объяс­няют задание (см. рис.).

Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка).

После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом .деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший — плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «сильный — сла­бый», «смелый — трусливый», «самый старательный — самый не­брежный». Количество характеристик можно сократить.

Способ выполнения задания

1. Не раздумывая, ставит себя на са­мую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргу­ментируя свой выбор, ссылается на мне­ние взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достиже­ния, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям млад­шего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих оши­бок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рас­сматривается как отклонение в развитии личности.

Психодиагностка отношения ребенка к сверстникам

Авторы: Н.В.Нижегородцева и В.Д.Шадриков

Предназначается для опроса родителей или воспитателей.

Старается устраниться от активного участия в игре.

Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.

Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями.

Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.

Соглашается на второстепенные роли, никогда не высказывает желания быть первым в игре.

У него нет друзей ни в детском саду, ни во дворе.

Избегает общения с другими детьми.

В игре всегда стремится получить значимую роль. А если не получает её, то отказывается играть.

Не проявляет интереса к коллективным играм, играет один.

Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети.

7-17 баллов – у ребёнка серьёзные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям; эти трудности обязательно проявятся в отношениях с одноклассниками в школе;

4-6 баллов – трудности обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками чаще всего из-за недостаточного опыта и/или неуверенности в себе;

1-3 балла – трудности в общении ситуативны и/или обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива.

Диагностика математических способностей дошкольников (Ильченко С.В.)

1. Критерии оценки уровня сформированности количественных представлений у дошкольника

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/6020529/page:2/

Комментариев пока нет!

psihologznaet.ru