В чем заключается социально психологический аспект адаптации – Тема 3. Адаптация персонала в организации

Тема 3. Адаптация персонала в организации

  1. Адаптация
    — это:
    а) приспособление работника к
    новым профессиональным, социальным и
    организационно-экономическим условиям
    труда;
    б)
    взаимное приспособление работника и
    организации путем постепенной
    врабатываемости сотрудника в новых
    условиях;
    в) приспособление организации
    к изменяющимся внешним условиям;
    г)
    процесс повышения квалификации нового
    работника;
    д) ответы «а» и «г»

 

  1. Как
    обеспечить эффективную интеграцию
    нового сотрудника в организацию:
    а)
    достоверная и полная предварительная
    информация об организации и подразделении,
    где предстоит работнику трудиться; 
    б)
    использование испытательного срока
    для новичка; 
    в) регулярные
    собеседования новичка с руководителем
    его подразделения и представителем
    кадровой службы; 
    г) введение в
    должность;
    д)
    все вместе

 

  1. В
    чем заключается социально-психологический
    аспект адаптации?
    а) приспособление
    к новым физическим и психологическим
    нагрузкам;
    б)
    приспособление к относительно новому
    социуму;
    в) усвоение роли и организационного
    статуса рабочего места в структуре
    организации;
    г) полное и успешное
    овладение новой профессией, т.е.
    привыкание, приспособление к содержанию
    и характеру труда, его условиям и
    организации;
    д) адаптация к трудовой
    деятельности на уровне организма
    работника как целого, результатом чего
    становятся меньшие изменения его
    функционального состояния

 

  1. Выделите
    ключевой элемент адаптации
    а) знакомство
    непосредственно с рабочим местом;
    б)
    знакомство с предприятием;
    в) опыт
    работы;
    г) налаживание внешних
    коммуникаций;
    д) снижение конфликтности

 

  1. Для
    ускорения процесса адаптации нового
    сотрудника необходимо:
    а)
    позволить ему самостоятельно во всем
    разобраться;
    б)
    познакомить его со спецификой организации
    и с сотрудниками;
    в)
    постоянно контролировать его работу
    и давать оценки и советы;
    г) изолировать
    его от влияния коллег;
    д) не вмешиваться
    в процесс адаптации нового работника

 

  1. Какие
    виды адаптации выделяют ученые?
    а)
    первичная, вторичная, функциональная;
    б)
    устойчивая, неустойчивая, прогрессирующая;
    в)
    скрытая, явная, фрикционная;
    г)
    профессиональная, психофизическая,
    социально-психологическая;

    д)
    экономическая, социальная, политическая

 

  1. Какие
    два направления адаптации выделяют в
    управлении персоналом?
    а) первичная,
    вторичная;
    б)
    функциональная, структурная;
    в)
    основная, вспомогательная;
    г) внешняя,
    внутренняя;
    д) явная, скрытая

 

  1. Какой
    из ниже перечисленных видов адаптации
    относят к вторичной адаптации?
    а)
    санитарно-гигиеническая адаптация;
    б)
    экономическая;
    в)
    социально-психологическая;
    г)
    организационно-административная;
    д)
    прогрессирующая

 

  1. Какой
    из перечисленных пунктов является
    необходимым условием организации
    коллектива и существенным фактором
    организационно-административной
    адаптации?

    а)
    настроение коллектива;
    б) традиции
    коллектива;
    в)
    морально-психологический климат;
    г)
    нравственность;
    д) мораль

 

  1. Какой
    из перечисленных пунктов является
    особенно важным для эффективной работы
    руководителя?
    а) выбор стиля управления,
    приемлемого для данной организации;
    б)
    сокращение управленческого штата на
    предприятии;
    в) способность менеджера
    к творческой инициативе;
    г) приспособление
    под требования подчиненных;
    д)
    дружелюбное отношение к подчиненным

 

  1. Механизм
    управления профессиональной ориентацией
    и адаптацией осуществляется через

    а)
    формирование органов образования;
    б)
    формирование и развитие системы органов
    управления различного уровня;
    в)
    формирование и развитие системы органов
    контроля различного уровня;
    г)
    сокращение текучести рабочей силы;
    д)
    формирование и развитие технической
    системы

 

  1. Новый
    сотрудник приходит в отдел, где все
    работники давно знают друг друга и
    привыкли работать в команде. Они не
    стремятся общаться с новичком, предпочитая
    сначала к нему присмотреться. С Вашей
    точки зрения, как должен поступить
    руководитель в подобной ситуации?
    а)
    назначить одного из сотрудников
    наставником новичка и попросить помочь
    адаптироваться;
    б)
    опекать новичка, контролировать его
    действия и защищать от критики других
    сотрудников;
    в) не вмешиваться в
    процесс адаптации, чтобы новичок сам
    решал свои проблемы;
    г) заставить
    работников признать новичка;
    д)
    изолировать нового сотрудника во
    избежание негативных последствий

 

  1. Обязанности,
    которые прежде выполнялись одним
    сотрудником, планируется распределить
    между двумя работниками. При этом один
    из них — новичок в организации. На ваш
    взгляд, следует:
    а)
    позволить им самостоятельно разделить
    функции;
    б) посоветовать опытному
    сотруднику отдать новичку более легкую
    работу;
    в)
    составить должностные инструкции для
    обоих;
    г)
    дать новичку более сложную работу для
    ускорения процесса адаптации;
    д)
    изолировать нового сотрудника во
    избежание негативных последствий

 

  1. Один
    из кандидатов на вакантную должность
    получил хорошее образование, мотивирован
    на работу в вашей компании и умеет легко
    находить общий язык с людьми. Но у него
    отсутствует опыт работы в аналогичной
    должности. На Ваш взгляд, следует:
    а)
    отказать ему в приеме на работу;
    б)
    принять с испытательным сроком;
    в)
    принять без испытательного срока;
    г)
    принять, но с более низким жалованием;
    д)
    порекомендовать обратиться через год
    – после обретения опыта

 

  1. Определите
    одну из стадий адаптации:
    а)
    ассимиляция;
    б) выплата заработной
    платы;
    в)
    «акклиматизация»;
    г)
    конфронтация;
    д) легализация

 

  1. Организационно
    — административная адаптация позволяет
    работнику:
    а)
    ознакомиться с экономическим механизмом
    управления организацией;
    б)
    ознакомиться с особенностями
    организационного механизма управления,
    местом своего подразделения в
    организационной структуре;
    в)
    включиться в систему взаимоотношений
    коллектива с его традициями, нормами
    жизни, ценностными ориентациями;
    г)
    ознакомиться с новыми требованиями
    трудовой, производственной и
    технологической дисциплины;
    д)
    ознакомиться с правовой стороной
    деятельности организации

 

  1. Период
    адаптации к новым обязанностям:
    а)
    более продолжителен в случае привлечения
    с помощью внутренних источников
    найма;
    б)
    более продолжителен в случае привлечения
    с помощью внешних источников найма;
    в)
    примерно одинаков по продолжительности
    для всех и не зависит от источников
    привлечения персонала;
    г) зависит
    только от уровня образования человека;
    д)
    зависит только от психологических
    особенностей личности

 

  1. По
    результатам исследований, полная
    адаптация работника в коллективе
    завершается, как правило, по окончании:
    а)
    первого года работы;
    б)
    двух лет работы;
    в) трех лет работы;
    г)
    пяти лет работы;
    д) десяти лет работы;

 

  1. Под
    профессиональной адаптацией обычно
    понимают:
    а) приобретение навыков,
    освоение новых приемов в выполнении
    работы;
    б)
    освоение правил и норм взаимоотношений
    в коллективе;
    в) привыкание к новым
    людям;
    г) адаптация к трудовой
    деятельности на уровне организма
    работника как целого;
    д) адаптация к
    ближайшему социальному окружению

 

  1. Приспособление
    молодых сотрудников, не имеющих опыта
    профессиональной деятельности –
    это:
    а) первичная адаптация;

    б)
    вторичная адаптация;
    в) второстепенная;
    г)
    факторная;
    д) регрессивная

 

  1. Психофизиологическая
    адаптация характеризует:
    а)
    приспособление работника к относительно
    новому социуму, нормам поведения;
    налаживание контактов;
    б) приобретение
    или доработку трудовых способностей
    (профессиональных знаний, навыков),
    изучение технологического процесса;
    в)
    приспособление к новым физическим и
    психологически нагрузкам, условиям
    труда;
    г)
    усвоение роли или организационного
    статуса рабочего места и подразделения
    в общей организационной структуре,
    понимание механизма управления;
    д)
    обсуждение новейших разработок и
    определение приоритетных направлений
    развития персонала, исходя из целей и
    задач инновации

 

  1. С
    какого процесса начинается адаптация
    работника в коллективе?
    а)
    приспособления;
    б)
    ориентации;
    в)
    идентификации;
    г) стереотипизации;
    д)
    аккредитации

 

  1. С
    какого этапа должен начинаться процесс
    адаптации работника в коллективе?
    а)
    с процесса ориентации, ознакомления;
    б)
    с процесса ассимиляции;
    в) с процесса
    приспособления;
    г) с процесса
    стереотипизации;
    д) с процесса
    аккредитации

 

  1. Чем
    характеризуется полная адаптация?
    а)
    сочетанием профессионального обучения,
    переподготовки и повышения квалификации
    кадров, а также планирования карьеры
    персонала организации;
    б)
    сочетанием высокого уровня овладения
    специальностью, полного освоения
    порученной работы с устойчивым
    положительным отношением к специальности
    (прочным намерением продолжить работу
    по ней) и достаточно высокой степенью
    удовлетворенности взаимоотношениями
    в группе и своей позицией в коллективе;
    в)
    сочетанием мер по профинформации,
    профконсультированию, профподбору и
    профадаптации, которые помогают человеку
    выбрать профессию, наиболее соответствующую
    потребностям общества и его личным
    способностям и особенностям;
    г)
    признанием новичка другими сотрудниками;
    д)
    снижением трудовой мотивации

 

Что
относ
ится
к социально-психологическим процессам
в коллективе?
а)
планирование человеческих ресурсов,
стимулирование труда, прогнозирование,
управление карьерой;
б)
обучение, аттестация, оценка потенциала,
развитие способностей и навыков;
в)
адаптация, коммуникация, идентификация,
интеграция;

г)
планирование карьеры, обучение,
стажировки;
д)
материальное стимулирование труда –
повышение зарплаты, премирование

 

  1. Что
    подразумевается под процессом ориентации
    сотрудника?
    А) получение сотрудником
    информации об организации, где он
    начинает работать;

    Б)
    возможность работника выбрать
    организацию, где он хотел бы работать;
    В)
    выбор учебного заведения, где работник
    хотел бы пройти профессиональную
    подготовку;
    г) завершающий этап
    процесса адаптации;
    д) подготовка к
    уходу из организации

 

  1. Что
    способствует уменьшению стрессовых
    ситуаций руководителя?
    а) правильная
    организация труда;
    б)
    демократический стиль руководства;
    в)
    возраст менеджера;
    г) пол менеджера;
    д)
    увеличение функциональных обязанностей
    и ответственности

 

  1. Ядро
    любого коллектива составляют:
    а)
    безразличные работники;
    б) частично
    идентифицированные;
    в)
    полностью идентифицированные;
    г)
    не адаптированные работники;
    д)
    наименее квалифицированные работники

 

studfiles.net

8. Психологические аспекты адаптации.

Психическая
адаптация – это процесс установления
оптимального соответствия личности и
окружающей среды в ходе осуществления
свойственной человеку деятельности,
который позволяет индивидууму
удовлетворять актуальные потребности
и реализовывать связанные с ними значимые
цели (при сохранении психического и
физического здоровья), обеспечивая в
то же время соответствие психической
деятельности человека, его поведения
требованиям среды. Психическая адаптация
– сложный процесс, который наряду с
собственно психической адаптацией
включает в себя еще два аспекта:
оптимизацию постоянного взаимодействия
индивидуума с окружением и установление
адекватного соответствия между
психическими и физиологическими
характеристиками, выражающегося в
формировании определенных и относительно
стабильных психофизиологических
(психовегетативных, психогуморальных
и психомоторных) соотношений.

Одним
из признаков адаптации является то, что
регуляторные процессы, обеспечивающие
равновесие организма как целого во
внешней среде, протекают слаженно,
экономично, то есть в зоне «оптимума».
Адаптированное регулирование
обусловливается длительным приспособлением
человека к условиям окружающей среды,
тем, что в процессе жизненного опыта он
выработал набор алгоритмов реагирования
на закономерно и вероятностно, во
относительно часто повторяющиеся
воздействия («на все случаи жизни»).
Иными словами, адаптированное поведение
не требует от человека выраженного
напряжения регуляторных механизмов
для поддержания в определенных границах
как жизненно важных констант организма,
так и психических процессов, обеспечивающих
адекватное отражение реальной
действительности.

При
разработке теории психической адаптации
исследователями были предложены и
обоснованы такие понятия, как «устойчивая
адаптация», «переадаптация», «дезадаптация»
и «реадаптация».

Устойчивая
психическая адаптация (адаптированность)
– есть уровень психической деятельности
(комплекс регуляторных психических
реакций), определяющий адекватное
заданным условиям среды поведение
человека, его эффективное взаимодействие
со средой и успешную деятельность без
значительного нервно-психического
напряжения. Критерием повышения
нервно-психического напряжения можно
считать уровень внутреннего психологического
комфорта личности, определяемый
сбалансированностью положительных и
отрицательных эмоций. Исходя из данного
определения можно говорить о подобном
состоянии человека в среде его привычной
жизнедеятельности до экстремальной
ситуации: в семье, в кругу друзей, за
привычным занятием я т.п. Понятие
«устойчивая адаптация» можно считать
синонимом «нормы», «здоровья». При
изменении привычных условий жизни
появляются факторы, которые определенным
образом вносят дезорганизацию в
психическую деятельность, регулирующую
поведение человека. Возникает необходимость
в новых психических реакциях на новые
раздражители, предъявляемые изменившимися
условиями для наиболее оптимального
взаимодействия личности с данной средой
и эффективной деятельности в соответствии
с произошедшими внешними изменениями.
Относительная дезорганизация психических
функций в данном случае есть сигнал для
включения механизма регуляции и
компенсации, конечным результатом
действия которого является организация
нового уровня психической деятельности
в соответствии с изменившимися условиями
среды. То есть, включается механизм
переадаптации. Переадаптация может
быть истолкована в двух значениях:

  1. как
    процесс перехода из состояния устойчивой
    психической адаптации в привычных
    условиях в состояние относительно
    устойчивой адаптации в новых непривычных
    (измененных) условиях существования;

  2. как
    результат этого процесса, имеющий
    успешное значение для личности и ее
    психической деятельности.

Говоря
о проблеме переадаптация людей, необходимо
иметь в виду, что данный процесс направлен
на достижение адаптированностя в
экстремальных условиях. Однако,
экстремальность в данном случае есть
не отдельные эпизоды в деятельности
человека, связанные с риском для жизни
и здоровья (боевые действия, ликвидация
последствий аварии, стихийных бедствий
и т.п), а измененные, непривычные условия
существования.

В нашей
стране проблемы экстремальной психологии
связаны с именем В.И.Лебедева, кандидата
медицинских и доктора психологических
наук. На основе большого личного опыта
работы и анализа литературных источников,
научных данных, В.И.Лебедев (1989) выделяет
и описывает ряд специфических психогенных
факторов экстремальных условий
существования и предлагает этапность
психической адаптации и дезадаптации
в измененных условиях существования.
Взяв за основу данную концепцию,
целесообразно проанализировать
содержание адаптационного процесса
применительно к личности в условиях
различной деятельности.

studfiles.net

Управление персоналом. Тест 9 — ДЕКАН ТЕСТ

1. Что означает буквально «стимул» в переводе с латинского?
материальное поощрение за хорошо сделанную работу
приманка для животных, когда необходимо, чтобы они сделали что-либо
остроконечная палка, которой подгоняют животных
принуждение
манипулирование

2. Адаптация — это:
приспособление работника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда
взаимное приспособление работника и организации путем постепенной врабатываемости сотрудника в новых условиях
приспособление организации к изменяющимся внешним условиям
процесс повышения квалификации нового работника

3. В чем заключается социально-психологический аспект адаптации?
приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам
приспособление к относительно новому социуму
усвоение роли и организационного статуса рабочего места в структуре организации
полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации
адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния

4. Для ускорения процесса адаптации нового сотрудника необходимо:
позволить ему самостоятельно во всем разобраться
познакомить его со спецификой организации и с сотрудниками
постоянно контролировать его работу и давать оценки и советы
изолировать его от влияния коллег
не вмешиваться в процесс адаптации нового работника

5. Какие два направления адаптации выделяют в управлении персоналом?
первичная, вторичная
основная, вспомогательная
внешняя, внутренняя
явная, скрытая

6. Какой из перечисленных пунктов является необходимым условием организации коллектива и существенным фактором организационно-административной адаптации?
настроение коллектива
традиции коллектива
морально-психологический климат
нравственность
мораль

7. Механизм управления профессиональной ориентацией и адаптацией осуществляется через …
формирование органов образования
формирование и развитие системы органов управления различного уровня
формирование и развитие системы органов контроля различного уровня
сокращение текучести рабочей силы
формирование и развитие технической системы

8. Обязанности, которые прежде выполнялись одним сотрудником, планируется распределить между двумя работниками. При этом один из них — новичок в организации. На ваш взгляд, следует:
позволить им самостоятельно разделить функции
посоветовать опытному сотруднику отдать новичку более легкую работу
составить должностные инструкции для обоих
дать новичку более сложную работу для ускорения процесса адаптации
изолировать нового сотрудника во избежание негативных последствий

9. Определите одну из стадий адаптации:
ассимиляция
выплата заработной платы
«акклиматизация»
конфронтация
легализация

10. Период адаптации к новым обязанностям:
более продолжителен в случае привлечения с помощью внутренних источников найма
более продолжителен в случае привлечения с помощью внешних источников найма
примерно одинаков по продолжительности для всех и не зависит от источников привлечения персонала
зависит только от уровня образования человека
зависит только от психологических особенностей личности

11. Под профессиональной адаптацией обычно понимают:
приобретение навыков, освоение новых приемов в выполнении работы
освоение правил и норм взаимоотношений в коллективе
привыкание к новым людям
адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого
адаптация к ближайшему социальному окружению

12. Психофизиологическая адаптация характеризует:
приспособление работника к относительно новому социуму, нормам поведения налаживание контактов
приобретение или доработку трудовых способностей (профессиональных знаний, навыков), изучение технологического процесса
приспособление к новым физическим и психологически нагрузкам, условиям труда
усвоение роли или организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, понимание механизма управления
обсуждение новейших разработок и определение приоритетных направлений развития персонала, исходя из целей и задач инновации

13. С какого этапа должен начинаться процесс адаптации работника в коллективе?
с процесса ориентации, ознакомления
с процесса ассимиляции
с процесса приспособления
с процесса стереотипизации
с процесса аккредитации

14. Что подразумевается под процессом ориентации сотрудника?
получение сотрудником информации об организации, где он начинает работать
возможность работника выбрать организацию, где он хотел бы работать
выбор учебного заведения, где работник хотел бы пройти профессиональную подготовку
завершающий этап процесса адаптации
подготовка к уходу из организации

15. Ядро любого коллектива составляют:
безразличные работники
частично идентифицированные
полностью идентифицированные
не адаптированные работники
наименее квалифицированные работники

dekane.ru

Психологический аспект адаптации — психология

Психологические аспекты адаптации персонала

Источник: http://psihdocs.ru/psihologicheskie-aspekti-adaptacii-personala.html

Психологический аспект адаптации к детскому саду. Рекомендации родителям

«Семья может воспитать ребенка только в том случае, если сама будет воспитана ребенком».
Эрик Эриксон

Вроде бы, только вчера ваш малыш делал свои первые шаги и сказал первое слово, и вот сегодня вы родители стоите на пороге детского сада и как-будто сами первый раз переступаете стены садика. Незаметно летит время и вот пришла пора выпустить свое чадо в «мир».

Что ждет вашего ребенка за стенами этого учреждения, быстро ли он адаптируется, будет ли часто болеть и не будут ли его ругать воспитатели? Этими вопросами, сомнениями, переживаниями переполнены родители в этот период.

Как важен для ребенка этот период наверно известно всем, и через это состояние проходит почти каждый родитель. И от того, насколько успешной и быстрой будет адаптация вашего ребенка в детском саду, во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка в будущем.

Поэтому очень важно помочь ему в этом и это задача не только воспитателей, но мам, пап, бабушек и дедушек. Воспитатели сада безусловно, помогут преодолеть трудности адаптации, но и вы со своей стороны должны установить хороший контакт с воспитателями и действовать сообща.

Такой комплексный подход пойдет на благо вашему сыну или дочери и поможет ему(ей) безболезненно войти в «коллектив». Ведь тот опыт общения и социализации, который малыш приобретает в садике, в жизни ребенка просто незаменим

Посещение детского сада — важный период в жизни каждого ребенка. Однако многие родители, прежде всего сами боятся перемен и потому задаются вопросом «А нужен ли детский сад нашему малышу?» Успешность адаптационного периода ребенка во многом зависит именно от морального настроя самих родителей и бабушек и дедушек.

Сомневаясь в возможностях собственного ребенка и не находя согласия между собой по поводу того, отдавать малыша в детский сад или нет, родители тем самым усложняют ситуацию. Ребенку необходима уверенность родителей, их личная готовность к переменам и заинтересованность в успехах малыша.

Решение должно быть заранее и тщательно обдуманным, экспромт — не лучший помощник в адаптации. Нередки случаи, когда деткам, особенно привыкшим к знакомой домашней обстановке, на адаптацию в садике требуется чуть больше времени, тогда главное ваше терпение и психологическая поддержка.

Поэтому не спешите забирать его с детского сада, убеждая себя в том, что Ваш ребенок не создан для садика.

Чтобы детский сад стал для ребенка вторым домом, куда он будет идти с удовольствием, без слезных расставаний с мамой и папой, малыша необходимо заранее подготовить. Для этого родителям следует, во-первых, взвесить все «за» и «против» относительно предстоящего шага. Не спешите отдавать ребенка в сад слишком рано.

Конечно же понятно, желание многих мам поскорее вернуться на работу и начать активную жизнь, но важно знать и помнить, что по мнению психолога Э.

Эриксона: «Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода — тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки.

Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4-5 лет.

Возраст от 2-х до 4-х лет — важный этап в жизни маленького человечка. Дети приучаются к туалету, овладевают навыками опрятности и проходят процесс социализации. У них происходит дальнейшее освоение собственного тела, развиваются способности жить в обществе, подчиняться принятым нормам и взаимодействовать с другими людьми.

Поэтому самым лучшим возрастом для начала посещения садика является этот возраст — 3 года. Или немного старше. Как правило, к этому периоду ребенок уже обладает навыками самообслуживания и готов психологически вступать в контакты с другими детьми, выстраивать с ними отношения. Впрочем, затягивать с этим тоже не следует.

Следующим этапом, обязательно стоит позаботиться о самом саде и его расположении. Выбирайте сад недалеко от дома. Этот пункт можно не соблюдать, если собираетесь лично возить ребенка в сад и обратно на машине.

Утомительный пеший поход или давка в общественном транспорте адаптацию ребенку не облегчат. Кроме того, в ближайших садах наверняка найдутся друзья-приятели, с которыми малыш вместе проводил время в песочнице.

Отдавайте ребенка в сад только если он абсолютно здоров. И заблаговременно побеспокойтесь об укреплении иммунной системы ребенка.Никогда не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы, связанные с садом и воспитателей.Научите малыша необходимым навыкам самообслуживания.

Заодно объясните, что он всегда может обратиться за помощью к воспитательнице.При поступлении в сад стоит максимально уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка. Походы в парк, театр и просто в гости, где ожидаются шумные компании лучше отложить.Спокойствие, только спокойствие!. Не стоит самим сильно волноваться.

Малыши очень чувствительны к эмоциям родителей и ваша тревога может передаться ему. Не зря отмечено, что когда детей в сад начинает водить папа, количество пролитых слез уменьшается.Приучайте ребенка ложиться в одно и то же время. Укладывайте ребенка спать пораньше. Хорошо выспавшийся малыш всегда жизнерадостный и энергичный.

По мнению физиологов, для хорошего самочувствия ребенку требуется спать около 10 часов в сутки.Приходите в садик к самому открытию. Так у ребенка будет возможность спокойно начать день, размеренно освоиться и привыкнуть к новой обстановке.

Некоторое время родители могут побыть в садике вместе с ребенком: понаблюдать, как малыш знакомится и играет с другими детьми. Так будет спокойней и ему, и Вам.По дороге домой не забывайте спрашивать малыша о том, как прошел день, что было интересного, чем он занимался и т.д. Малыш должен чувствовать Вашу заинтересованность им и его делами.

Обязательно интересуйтесь у воспитателя о том, как чувствует себя ребенок в группе, как он играет, как общается с детьми. Мнение компетентного педагога поможет Вам проконтролировать ситуацию.Поддерживайте дома теплую и спокойную атмосферу. Когда ребенок чувствует к себе внимание и заботу в семье, он уверенней общается и с другими людьми.

Будьте терпеливы, если процесс адаптации займет у ребенка чуть больше времени, чем Вам хотелось бы. Адаптационный период может длиться несколько месяцев. Для маленького ребенка, особенно чувствительного и восприимчивого, это абсолютно нормально.

Будьте спокойны при виде первых слез, трогательно появляющихся на глазках Вашего любимого малыша. Это вполне естественно.

Пройдет чуть-чуть времени, малыш адаптируется, и, с удовольствием оставаясь в садике, будет спокойно отпускать родителей на работу.

И самое главное, не забывайте говорить малышу как сильно вы его любите, как он вам дорог. Впрочем, этот пункт стоит соблюдать даже если ребенок и не ходит в садик.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/772

Понятие, сущность и основные аспекты адаптации

Источник: http://zdamsam.ru/a9316.html

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Студентка, Русинова Екатерина Олеговна

РГУИТП (СФ), 3 курс,[email protected]

Адаптация персонала в организации

Адаптация персонала – включение работника в новую для него социальную и предметно-вещественную среду.

Процесс адаптации тем успешней, чем больше норм поведения и ценностей предприятия становится одновременно ценностями и нормами поведения работника. 

Выделяют адаптации:

1) первичная – она происходит при первоначальном вхождении человека в трудовую деятельность; 

2) вторичная – связана с переходом работника на новое рабочее место.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий. 

1-я стадия ознакомления. Работника информируют о новой трудовой среде, о критериях оценки его различных действий, об эталонах и нормах трудового поведения. 

2-я стадия приспособления. Работник оценивает полученную информацию и принимает решение о переориентации своего поведения. При этом у работника сохраняются многие из прежних установок. 

3-я стадия идентификации, полное приспособление работника к новой трудовой среде.

Роль корпоративной культуры

Корпоративная культура определяется как система норм поведения и ценностей, которые обеспечивают эффективное достижение цели организации, а также поднимают авторитет организации.

Благодаря грамотно внедренной корпоративной культуре у сотрудников возникает чувство причастности к миссии и успехам. 

Несмотря на актуальность темы корпоративной культуры, малое количество предприятий в России занимаются этим вопросом вплотную. Так, по данным аналитических агентств, только лишь 10-15% российских компаний занимаются формированием корпоративной культуры. 

В целом эффективную корпоративную культуры отличает следующее:

— командный дух;

— преданность организации;

— высокая требовательность к качеству своего труда;

— удовлетворение работой и гордость за полученные результаты;

— готовность к переменам, вызванным конкурентной борьбой.

Одним из заметных результатов сильной корпоративной культуры является низкая текучесть кадров. Командный дух, верность и преданность организации , сплоченность сотрудников ведет к тому, что у работников не возникает желания покинуть организацию.

Следует выделить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание:

• При разработке и внедрении корпоративной культуры очень важно участие ключевых сотрудников компании, а также топ-менеджмента.

• Корпоративная культура это система норм и ценностей, а не просто совокупность ее отдельных элементов.

• Внедряя корпоративную культуру нельзя допускать двойных стандартов, правила должны действовать для всех. 

• Необходимо разделить требования к сотрудникам на те, которые строго обязательны для исполнения и те, которые желательны. 

• Руководитель должен своим примером демонстрировать людям желательное поведение.

Мотивация в процессе адаптации

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внешних и внутри личностных факторов.

Влияние мотивации на адаптационную деятельность довольно велико. Чем выше сила мотивации, тем успешнее проходит адаптация личности в группе. Однако мотив может характеризоваться как количественной величиной (сильный — слабый) , так и качественной.

В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние (имеют прямое отношение к деятельности, которой занимается человек: удовлетворение познавательной потребности, потребности в общении в процессе обучения, работы) и внешние (социальный престиж, заработная плата).

Сами внешние мотивы могут быть положительными, такими как мотивация успеха, достижения, а также и отрицательными.

Анализируя экспериментальные исследования можно создать портрет личности, мотивированной на успех, и личности, которая мотивирована на неудачу.

Личности, мотивированные на успех в деятельности обычно инициативны , активны. Если встречают препятствия – ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью, предпочитают выбирать средние по трудности достижимые цели. Такая расчетливость ведет к суммарному успеху.

Личности, мотивированные на неудачув деятельности не инициативны. При выполнении ответственного задания ищут причины отказа от него.

Предпочитают выбирать крайние цели: либо очень легкие, либо слишком сложные для выполнения. При выполнении деятельности проблемного характера, результативность деятельности снижается.

Отличаются меньшей настойчивостью. Планируют свое будущее на менее отдаленный промежуток времени.

Психологические особенности периода адаптации работника на новом рабочем месте

Психологическая адаптация — это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека.

Уровни адаптации:

  • психофизиологическая,
  • психологическая,
  • социальная.

Психофизиологическая адаптация — это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации не рассматривается отдельно от психического и личностного компонентов.

Психологическая адаптация — способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Данный термин морально устарел, но иногда используется в клинической психологии.

Социально-психологическая адаптация — процесс преодоления проблемных ситуаций, в ходе которого используются приобретенные навыки социализации, что позволяет продуктивно удовлетворять свои основные потребности и выполнять ведущую деятельность.

На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения. Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности восстановления заканчиваются истощением физиологических ресурсов.

На адаптацию влияет множество факторов. Такие демографические признаки, как пол, возраст, семейное положение находятся во взаимосвязи с процессом адаптации.

Вхождение в должность

Процесс адаптации нового сотрудника можно разделить на несколько этапов. Рассмотрим, чем характеризует каждый из них.

До начала работы нового сотрудника

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Составить план вхождения в должность.
  3. Определить наставника.
  4. Проинформировать коллектив о новом сотруднике.

Первый день работы сотрудника

  1. Оформить его, ознакомить с положениями, должностной инструкцией.
  2. Провести ознакомительную беседу с новичком.
  3. Познакомить с коллегами, провести экскурсию по подразделению.
  4. Организовать беседу с руководителем и/или наставником. Разъяснить план вхождения в должность.
  5. Обеспечить допуск в базы данных компании.

Ознакомление и общая ориентация (В первую неделю работы)

Цель — формирование положительного отношения к организации; обеспечение понимания принципов функционирования компании; формирование командного духа.

Введение в организацию

Предполагает обеспечение сотрудника основной информацией об организации и о перспективах, которые он может иметь, работая в ней. На этом этапе сотрудник получает информацию об обедах, мотивации, отпусках, перекурах, т.е. бытовую информацию, которая очень важна для него в этот момент.

Введение в подразделение

Сотрудника знакомят с людьми, с которыми ему необходимо общаться по характеру выполняемой работы. Кроме того, сотрудник знакомится с внутренними правилами отдела. Именно на данном этапе ему представляют наставника — более опытного сотрудника.

Введение в должность. Введение в должность представляет собой процесс, посредством которого новичок трансформируется в полноправного члена организации.

Очень важно на этапе вхождение в должность:

  • Обеспечить эффективную работу с наставником.
  • Контролировать соблюдение плана адаптации.
  • Обеспечить посещение сотрудником запланированных программ обучения.
  • Обеспечить нового сотрудника всем необходимым для быстрого привыкания и к началу выполнения своих профессиональных обязанностей

Правильно спланированная и хорошо организованная программа адаптации нового работника позволяют ему быстро выйти на необходимый уровень профессиональных показателей, направляют его работу на благо организации.

Завершение. На этапе завершения важно получить обратную связь от всех участников процесса адаптации нового сотрудника. В реальной жизни адаптацию сотрудника можно считать завершенной, когда для коллектива он перестает быть новым сотрудником.

Первый день на новой работе

1Выполните «домашнее задание»: Просмотрите свежие события в Вашей отрасли.

2Хороший сон: Сон в течение 7-8 часов будет для Вас лучшим помощником и позволит хорошо себя чувствовать в течение всего дня.

3Плотный завтрак: Нет ничего хуже, чем волнение на пустой желудок.

4Одежда:  Если Вы осведомлены о дресс-коде на новой работе – оденьтесь соответственно ему. Если вы ничего не знаете о дресс-коде, лучше выберите официальный строгий стиль в одежде.

5Не забывайте ничего дома.

6Пунктуальность: В свой первый день на работе категорически нельзя опаздывать. Это произведет плохое впечатление.

7Этикет:  нужно соблюдать правила вежливости и этикет. Пожелание доброго утра, «здравствуйте», «спасибо» — очень важны. Это продемонстрирует Вашим новым коллегам, что Вы открытый и дружелюбный человек.

8Не стесняйтесь задавать вопросы.

9Общение с коллегами: Не будьте слишком разговорчивы и не пытайтесь вторгаться в жизненное пространство других людей, но вместе с тем не держитесь в стороне ото всех и не замыкайтесь в себе.

10Возможно, за Вами наблюдают: Обычно работодатели тайно контролируют работу новых сотрудников. Держитесь уверенно и свободно, но не развязно.

11Не забывайте прощаться: Это тоже — часть этикета. Не забудьте поблагодарить тех, кто оказывал Вам помощь, пусть даже самую незначительную. Это позволит расположить к себе коллег.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Адаптация – это процесс приспособления к условиям внутренней и внешней среды. В течение жизни человеку часто приходится адаптироваться в связи со сменой места учебы, работы, состава коллектива, изменения состояния здоровья, семейного положения и т.д.

От успеха адаптации зависит последующая отдача и стабильность работника в организации, его отношение к труду.

Сущность адаптации состоит в том, что это процесс двусторонний, т.е. как новичок приспосабливается к новым трудовым условиям, так и трудовой коллектив приспосабливается к новичку.

Аспекты адаптации:

1) профессиональный. Заключается в овладении профессией;

2) психофизиологический. Связан с освоением психофизиологических и санитарно-гигиенических условий труда;

3) социально-психологический. Связан с включением работника в систему взаимоотношений коллектива, с освоением его традиций, норм, правил.

Этапы адаптации и факторы, влияющие на нее

Адаптация персонала является своего рода индикатором успешности или провала работы по поиску, отбору и найму персонала.

Процесс адаптации работника проходит в несколько этапов:

1) общее ознакомление с ситуацией;

2) привыкание;

3) ассимиляция – полное приспособление;

4) идентификация – отождествление себя с коллективом.

Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:

1 ознакомление с предприятием, его особенностями и внутренним трудовым распорядком;

2 церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом;

3 беседа с руководителем;

4 инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности;

5 ознакомление с социальными льготами;

6 обучение по специальной программе.

В процессе адаптации должны быть достигнуты:

— чувство причастности к делам предприятия;

— правильное понимание своих должностных обязанностей;

— высокий уровень мотивации к труду;

— заинтересованность в улучшении дел на предприятии.

Успешность адаптации зависит от характеристики производственной среды и самого работника. Адаптация как процесс имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов нет, то определить ее окончание весьма сложно. Адаптация – процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды и самого человека.

При определении сроков адаптации в качестве ее предела могут использоваться следующие показатели:

1) объективные:

— уровень и стабильность количественных показателей труда;

— отсутствие опозданий;

— и т.д.

2) субъективные:

— уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда и коллективом.

Управление процессом адаптации – это активное воздействие на факторы, определяющие ее ход, сроки и снижение неблагоприятных последствий. В процессе адаптации следует плавно вводить новичка в деятельность и исключать факторы, которые могли бы отрицательно повлиять на трудовой ритм коллектива, создать непредвиденные трудности.

Молодой рабочий, принятый на предприятие, сталкивается, как правило, со всеми сторонами производственной адаптации. Работник, перешедший в другой цех, будет адаптироваться заметно меньше в плане социально-психологических аспектов.

Особое внимание к молодым рабочим необходимо проявлять в первые 3 месяца их работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения профессии, весьма напряженными представляются нормы.

Среди мер, способствующих сокращению периода адаптации, можно выделить хорошо поставленную профессиональную ориентацию. Успешной психофизиологической адаптации способствуют мероприятия по приспособлению среды к человеку, т.е. учет эргономических требований при организации рабочего места.

Особую проблему представляет адаптация к труду в новых условиях хозяйствования, т.е. человек, оставаясь на своем рабочем месте, должен приспособиться к новой экономической, социальной и психологической ситуации.

Адаптация работника требует большой организационной работы, поэтому в адаптационный период следует принять меры по недопущению моментов, приводящих к психологическому дискомфорту:

— недоумение, т.е. все позитивные представления рушатся;

— испуг, т.е. неизвестно, как себя вести и что делать;

— уныние, т.е. ощущение, что нет необходимости себя проявить;

— возмущение, т.е. проявляется склонность негодовать по пустякам;

— нарушение режима работы;

— пассивное принятие, т.е. безмолвное подчинение любому распоряжению;

— отсутствие участия, т.е. работник все меньше отождествляет себя с коллективом;

— отсутствие диалога с начальством;

— притязание, т.е. склонность присоединяться к коллективным протестам.

Важная задача службы адаптации состоит также в координации деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к адаптации, к совершенствованию конкретных мероприятий по изменению параметров внешней среды.

Эффектом от сокращения сроков адаптации будет снижение уровня текучести, уровня брака, сокращение числа поломок оборудования и инструмента, достижение среднего уровня выполнения норм и сокращение нарушения трудовой дисциплины.

Функциональная адаптация собственного персонала

К потребностям производства

Трудообеспеченность предприятия за счет собственной рабочей силы выражается в заполнении вакантных должностей за счет перевода собственных работников, что имеет следующие преимущества:

1) возможность быстрого заполнения вакансий;

2) незначительные затраты на привлечение рабочей силы;

3) знание работника, т.е. его положительных и отрицательных качеств;

4) сокращение периода социально-психологической адаптации;

5) снижение текучести.

Данный подход имеет и негативные стороны:

— меньшие возможности для выбора;

— не исключены повышенные затраты на переподготовку;

— слишком тесные взаимоотношения между коллегами, т.е. появление панибратства при решении деловых вопросов.

Важнейшим инструментом достижения соответствия между потребностью в труде и фактическими возможностями коллектива служит регулирование режима рабочего времени. Таким способом можно удовлетворить изменяющуюся потребность как в меньшую, так и в большую сторону, никого не увольняя и не принимая со стороны.

Применяемые на практике режимы работы обусловлены особенностями производства, организационными формами выполнения отдельных видов работ, но все они исходят из необходимости соблюдать установленную норму рабочего времени применительно к календарному периоду, т.е. рабочий день, рабочая неделя, месяц, год.

В настоящее время более широко стали применяться, так называемые, нестандартные режимы работы, которые дают возможность отработки рабочего времени, как меньшего, так и большего, по сравнению с нормой. Выбор такого рода режимов можно производить как по инициативе работника, так и по инициативе администрации.

Статистика зарубежных стран свидетельствует, что по нестандартным режимам работают где-то 25-30% занятых. Нестандартными режимы рабочего времени называются потому, что в их основе лежит либо отклонение от нормы, либо отклонение от общепринятого трудового распорядка.

Отклонение от нормы рабочего времени в меньшую сторону должно быть предусмотрено условиями найма. В других случаях его следует рассматривать как вынужденную меру по отношению к персоналу в связи с изменяющейся экономической ситуацией.

Режим сокращенного рабочего года предусматривает временный найм работников, предоставление административных отпусков, по длительности превышающих установленные законодательством. Для некоторых категорий работников, как правило, наиболее ценных для предприятия, возможно в этот период направление на учебу, переподготовку и т.д.

Сокращенный рабочий день может быть применен администрацией на рабочих местах с полной загрузкой как средство снятия напряженности на рынке труда и как форма занятости высвобождаемой рабочей силы. Речь идет о делении рабочего места между двумя работниками.

Нестандартные режимы работы, основанные на превышении нормы времени, используются в течение четко определенного календарного периода.

Организационно они применяются в виде самостоятельного варианта найма или как следствие использования режимов. Наиболее распространена практика сверхурочных работ.

При всех их недостатках с социально-психологической стороны сверхурочные работы представляют собой важное средство удовлетворения возросшей потребности в рабочей силе.

Некоторые нестандартные режимы работы не имеют отклонения от нормы рабочего времени, и они получили название «гибкая организация рабочего времени». Гибкость организации связана с плавающим началом и окончанием рабочего дня, продолжительностью обеденного перерыва, его началом и окончанием.

Основное условие здесь – полная отработка длительности рабочего дня в тот же день или длительности рабочей недели в той же неделе. Гибкие графики предполагают деление рабочего дня на время обязательного присутствия на работе и периодов гибкого времени, когда работник по своему усмотрению может приходить на работу и уходить с нее.

Отсутствие работника на своем рабочем месте в период обязательного присутствия считается нарушением трудовой дисциплины.

Гибкое рабочее время имеет важное значение для улучшения социального климата, решаются проблемы опозданий, транспорта. Оно позволяет работать на двух и более работах, сочетать полную занятость и неполную. Особой формой занятости является работа на дому.

Эффективность использования нестандартных режимов работы зависит от многих условий и, прежде всего, от специфики производства. Поэтому эти режимы широко применяются в отраслях с неравномерной загрузкой.

Организация работы по нестандартным режимам представляет собой важную управленческую проблему. С их введением снижается скорость реагирования, оперативность управления там, где необходимы действия многих работников, становится менее устойчивой система коммуникаций.

Поэтому при принятии решения о переходе на нестандартные методы необходимо учитывать технологические, социально-психологические и организационные условия. Чем выше степень самостоятельности работы, тем меньше препятствий введению нестандартных режимов.

Их применение целесообразно там, где выше монотонность, утомляемость, заболеваемость.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

obu4ayka.ru

Психологический аспект адаптации — Психологос

Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной адаптации — взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Особые трудности социальной адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций.

Дополнение

С эволюционной точки зрения возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической адаптации. Без этого механизма эволюция жизни представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и адаптации к изменяющимся, нестационарным условиям среды высказал рос. биолог А. Н. Северцов (1866-1936) в своей небольшой работе «Эволюция и психика» (1922). Эта линия подхвачена теоретиками поведенческой экологии (Кребс и Дэвис, 1981), которые прямо ставят задачу точного исследования значения поведения для выживания в эволюционном аспекте.

В структуре образа жизни животных, начиная с простейших, существенную роль играют поведенческие адаптации. Взгляд на поведение и его психическую регуляцию как на активные формы адаптации развивался многими психологами функционалистской ориентации. Функционализм дал верное теоретическое представление, в рамках которого могут сопоставляться разные эволюционные формы поведения и психических процессов. На базе этого представления Жан Пиаже разработал концепцию интеллектуального развития. Пиаже отмечал свою приверженность идеям Э. Клапареда о том, что интеллект выполняет функцию адаптации к новой (для индивида и биологического вида) обстановке, тогда как навык и инстинкт служат адаптацией к повторяющимся обстоятельствам. Причем инстинкт отчасти похож на интеллект, поскольку его первое использование тоже является адаптацией к новой для индивида (но не для вида) ситуации. С развитием зоопсихологии и этологии пришло понимание и обоснование необходимости изучения психики и поведения в структуре (контексте) того целого, которое называется образом жизни.

www.psychologos.ru

АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ — Тесты — Основы управления персоналом — Каталог файлов

1. Адаптация
— это:
а) приспособление работника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим
условиям труда;
б) взаимное
приспособление работника и организации путем постепенной врабатываемости
сотрудника в новых условиях;
в) приспособление организации к изменяющимся внешним условиям;
г) процесс повышения квалификации нового работника;
д) ответы «а» и «г».

2. Как
обеспечить эффективную интеграцию нового сотрудника в организацию:
а)
достоверная и полная предварительная информация об организации и подразделении,
где предстоит работнику трудиться; 
б) использование испытательного срока для новичка; 
в) регулярные собеседования новичка с руководителем его подразделения и
представителем кадровой службы; 
г) введение в должность;
д) все вместе.

3. В чем
заключается социально-психологический аспект адаптации?
а) приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам;
б)
приспособление к относительно новому социуму;
в) усвоение роли и организационного статуса рабочего места в структуре
организации;
г) полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание,
приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации;
д) адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого,
результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния.

4. Выделите
ключевой элемент адаптации
а) знакомство непосредственно с рабочим местом;
б)
знакомство с предприятием;
в) опыт работы;
г) налаживание внешних коммуникаций;
д) снижение конфликтности.

5. Для
ускорения процесса адаптации нового сотрудника необходимо:
а) позволить
ему самостоятельно во всем разобраться;
б) познакомить его со спецификой организации и с сотрудниками;
в) постоянно контролировать его работу и давать оценки и советы;
г) изолировать его от влияния коллег;
д) не вмешиваться в процесс адаптации нового работника.

6. Какие
виды адаптации выделяют ученые?
а)
первичная, вторичная, функциональная;
б) устойчивая, неустойчивая, прогрессирующая;
в) скрытая, явная, фрикционная;
г) профессиональная, психофизическая, социально-психологическая;
д) экономическая, социальная, политическая.

7. Какие два
направления адаптации выделяют в управлении персоналом?
а) первичная, вторичная;
б)
функциональная, структурная;
в) основная, вспомогательная;
г) внешняя, внутренняя;
д) явная, скрытая.

8. Какой из
ниже перечисленных видов адаптации относят к вторичной адаптации?
а) санитарно-гигиеническая
адаптация;
б) экономическая;
в) социально-психологическая;
г) организационно-административная;
д) прогрессирующая.

9. Какой из
перечисленных пунктов является необходимым условием организации коллектива и
существенным фактором организационно-административной адаптации?

а) настроение коллектива;
б) традиции коллектива;
в) морально-психологический климат;
г) нравственность;
д) мораль.

10. Какой из
перечисленных пунктов является особенно важным для эффективной работы
руководителя?
а) выбор стиля управления, приемлемого для данной организации;
б)
сокращение управленческого штата на предприятии;
в) способность менеджера к творческой инициативе;
г) приспособление под требования подчиненных;
д) дружелюбное отношение к подчиненным.

11. Механизм
управления профессиональной ориентацией и адаптацией осуществляется через …
а)
формирование органов образования;
б) формирование и развитие системы органов управления различного уровня;
в) формирование и развитие системы органов контроля различного уровня;
г) сокращение текучести рабочей силы;
д) формирование и развитие технической системы.

12. Новый
сотрудник приходит в отдел, где все работники давно знают друг друга и привыкли
работать в команде. Они не стремятся общаться с новичком, предпочитая сначала к
нему присмотреться. С Вашей точки зрения, как должен поступить руководитель в
подобной ситуации?
а) назначить одного из сотрудников наставником новичка и попросить помочь
адаптироваться;
б) опекать
новичка, контролировать его действия и защищать от критики других сотрудников;
в) не вмешиваться в процесс адаптации, чтобы новичок сам решал свои проблемы;
г) заставить работников признать новичка;
д) изолировать нового сотрудника во избежание негативных последствий.

13. Обязанности,
которые прежде выполнялись одним сотрудником, планируется распределить между
двумя работниками. При этом один из них — новичок в организации. На ваш взгляд,
следует:
а) позволить
им самостоятельно разделить функции;
б) посоветовать опытному сотруднику отдать новичку более легкую работу;
в) составить должностные инструкции для обоих;
г) дать новичку более сложную работу для ускорения процесса адаптации;
д) изолировать нового сотрудника во избежание негативных последствий.

14. Один из
кандидатов на вакантную должность получил хорошее образование, мотивирован на работу
в вашей компании и умеет легко находить общий язык с людьми. Но у него
отсутствует опыт работы в аналогичной должности. На Ваш взгляд, следует:
а) отказать
ему в приеме на работу;
б) принять с испытательным сроком;
в) принять без испытательного срока;
г) принять, но с более низким жалованием;
д) порекомендовать обратиться через год – после обретения опыта.

15. Определите
одну из стадий адаптации:
а)
ассимиляция;
б) выплата заработной платы;
в) «акклиматизация»;
г) конфронтация;
д) легализация.

16. Организационно
— административная адаптация позволяет работнику:
а)
ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией;
б) ознакомиться с особенностями организационного механизма управления,
местом своего подразделения в организационной структуре;
в) включиться в систему взаимоотношений коллектива с его традициями,
нормами жизни, ценностными ориентациями;
г) ознакомиться с новыми требованиями трудовой, производственной и
технологической дисциплины;
д) ознакомиться с правовой стороной деятельности организации.

17. Период
адаптации к новым обязанностям:
а) более
продолжителен в случае привлечения с помощью внутренних источников найма;
б) более продолжителен в случае привлечения с помощью внешних источников
найма;
в) примерно одинаков по продолжительности для всех и не зависит от
источников привлечения персонала;
г) зависит только от уровня образования человека;
д) зависит только от психологических особенностей личности.

18. По
результатам исследований, полная адаптация работника в коллективе завершается,
как правило, по окончании:
а) первого года работы;
б) двух лет
работы;
в) трех лет работы;
г) пяти лет работы;
д) десяти лет работы.

19. Под
профессиональной адаптацией обычно понимают:
а) приобретение навыков, освоение новых приемов в выполнении работы;
б) освоение
правил и норм взаимоотношений в коллективе;
в) привыкание к новым людям;
г) адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого;
д) адаптация к ближайшему социальному окружению.

20. Приспособление
молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности – это:
а) первичная адаптация;

б) вторичная адаптация;
в) второстепенная;
г) факторная;
д) регрессивная.

21. Психофизиологическая
адаптация характеризует:
а)
приспособление работника к относительно новому социуму, нормам поведения;
налаживание контактов;
б) приобретение или доработку трудовых способностей (профессиональных знаний,
навыков), изучение технологического процесса;
в) приспособление к новым физическим и психологически нагрузкам, условиям
труда;
г) усвоение роли или организационного статуса рабочего места и
подразделения в общей организационной структуре, понимание механизма
управления;
д) обсуждение новейших разработок и определение приоритетных направлений
развития персонала, исходя из целей и задач инновации.

22. С какого
процесса начинается адаптация работника в коллективе?
а)
приспособления;
б) ориентации;
в) идентификации;
г) стереотипизации;
д) аккредитации.

23. С какого
этапа должен начинаться процесс адаптации работника в коллективе?
а) с процесса ориентации, ознакомления;
б) с
процесса ассимиляции;
в) с процесса приспособления;
г) с процесса стереотипизации;
д) с процесса аккредитации.

24. Чем
характеризуется полная адаптация?
а)
сочетанием профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации
кадров, а также планирования карьеры персонала организации;
б) сочетанием высокого уровня овладения специальностью, полного освоения
порученной работы с устойчивым положительным отношением к специальности
(прочным намерением продолжить работу по ней) и достаточно высокой степенью
удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в коллективе;
в) сочетанием мер по профинформации, профконсультированию, профподбору и
профадаптации, которые помогают человеку выбрать профессию, наиболее
соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям;
г) признанием новичка другими сотрудниками;
д) снижением трудовой мотивации.

25. Что
относится к социально-психологическим процессам в коллективе?
а)
планирование человеческих ресурсов, стимулирование труда, прогнозирование, управление
карьерой;
б) обучение, аттестация, оценка потенциала, развитие способностей и навыков;
в) адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция;
г) планирование карьеры, обучение, стажировки;
д) материальное стимулирование труда – повышение зарплаты, премирование.

25. Что
подразумевается под процессом ориентации сотрудника?
А) получение сотрудником информации об организации, где он начинает работать;

Б) возможность работника выбрать организацию, где он хотел бы работать;
В) выбор учебного заведения, где работник хотел бы пройти профессиональную
подготовку;
г) завершающий этап процесса адаптации;
д) подготовка к уходу из организации.

27. Что
способствует уменьшению стрессовых ситуаций руководителя?
а) правильная организация труда;
б)
демократический стиль руководства;
в) возраст менеджера;
г) пол менеджера;
д) увеличение функциональных обязанностей и ответственности.

28. Ядро
любого коллектива составляют:
а)
безразличные работники;
б) частично идентифицированные;
в) полностью идентифицированные;
г) не адаптированные работники;
д) наименее квалифицированные работники.

finansistochka.ucoz.ru

Понятие социально-психологической адаптации.

Содержание

Введение

  1. Теоретические
    подходы к пониманию адаптации

    1. Понятие
      социально-психологической адаптации.

    2. Проблемы
      адаптации курсантов-первокурсников.

  2. Эмпирическое
    исследование социально-психологической
    адаптации курсантов 1 курса психологического
    факультета

    1. Организация
      и методы исследования.

    2. Результаты
      исследования и их интерпретация.

    3. Выводы

Заключение

Список
литературы

Приложения

Введение

Успешная
адаптация в высшем учебном заведении
служит фактором оптимизации жизни и
деятельности первокурсников. Неэффективная
адаптация, напротив, приводит к ряду
негативных явлений: возникновению у
первокурсника отрицательных психических
состояний, напряженности отношений
внутри коллектива и др.

Наиболее
тяжело первокурсники переживают
начальный период адаптации. С момента
начала обучения первокурсник переживает
сложный период адаптации к новой среде,
к непривычным условиям труда и быта,
новому социальному окружению, специфическим
требованиям режима проживания на
казарме, комплексу социально-экономических
явлений.

Проблема
социально-психологической адаптации
у студентов первокурсников изучается
в рамках различных разделов психологии:
социальной психологии, психологии
личности и др.

Социально-психологическая
адаптация – это сложное явление,
связанное с индивидуальными особенностями
человека и с позицией личности в обществе.
В зарубежной психологии, данную проблему
изучали Г. Айзенк, Л. Филипс, Г. Гартман
и другие.1

В
отечественной психологии изучению
социально-психологической адаптации
посвящены исследования А. А. Налчаджяна,
Д. А. Андреевой,

А.
В. Петровского, И. К. Кряжевой и многих
других исследователей.

Данная
проблема имеет широкое освещение в
научной литературе. Изучение данного
феномена поможет увидеть проблемы
негативной адаптации первокурсников,
что, в свою очередь, может стать
перспективой развития психокоррекционных
программ для оптимизации процесса
адаптации курсантов первого курса. Все
это обусловило выбор темы и ее актуальность.

Цель
данной курсовой работы – дать
характеристику социально-психологической
адаптации курсантов.

Объектом
исследования является адаптация
курсантов 1 курса психологического
факультета. Предмет исследования – это
особенности социально-психологической
адаптации первокурсников.

Для
достижения цели и проверки гипотезы в
процессе исследования, решались следующие
задачи:

  1. Рассмотреть
    понятие социально-психологической
    адаптации.

  2. Определить
    проблемы адаптации курсантов-первокурсников.

  3. Провести
    исследования на предмет определения
    особенностей социально-психологической
    адаптации первокурсников.

  4. Сравнение
    результатов исследования групп
    курсантов.

Стоящие
перед нами задачи, мы пытались решить
с помощью следующих методов:

  • Теоретические
    методы: анализ научной литературы.

  • Эмпирические
    методы: диагностика социально-психологической
    адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

  • Методы
    математической обработки данных: анализ
    данных первичной статистики.

1.
Теоретические
подходы к пониманию социально-психологической
адаптации

В
самом общем виде адаптация – это процесс
приспособления человека к условиям
внешней и внутренней среды. Понятие
адаптации происходит от лат. adapto
– приспособляю. Оно заимствовано из
биологии и означает прилаживание,
приспособление к окружающей среде.

Адаптация
— это свойство человека, которое
характеризует его устойчивость к
условиям среды, выражая уровень
приспособленности к ней. Здесь важно
видеть взаимный характер адаптации
человека и той среды, с которой он
вступает в регулярные адаптационные
связи. Устойчивая психическая адаптация
(адаптированность), уровень психической
деятельности, определяющий адекватное
заданным условиям среды поведение
человека, его эффективное взаимодействие
со средой и успешную деятельность без
значительного нервно-психического
напряжения. 2

В
отечественной психологии изучением
данного феномена занимался А. А. Налчаджан.
Он определяет
социальную адаптацию как состояние
взаимоотношений личности и группы, при
котором личность без длительных внешних
и внутренних конфликтов продуктивно
выполняет свою ведущую деятельность,
удовлетворяет свои социогенные
потребности и свободно выражает свои
творческие способности.3
В связи с этим автор выделяет нормальную,
девиантную и патологическую виды
адаптации.

Нормальная
адаптация приводит к устойчивой
адаптивности личности в типичных
проблемных ситуациях без патологических
изменений её структуры, а так же без
нарушения норм той социальной группы,
в которой протекает активность личности.

Девиантная
адаптация — это те процессы социальной
адаптации личности, которые обеспечивают
удовлетворение потребностей индивида
в данной группе при том условии, что
ожидания остальных участников социального
процесса не оправдываются таким
поведением.

Патологическая
адаптация — это такой социально-психический
процесс, который полностью или частично
осуществляется с помощью патологических
механизмов и форм поведения и приводит
к образованию патологических комплексов
характера, входящих в состав невротических
и психотических синдромов. Патологизирующее
поведение, однако, может быть и адаптивным
тогда, когда в группе ожидается именно
такое поведение, т.е. когда группа имеет
патологизированные нормы.

В
качестве специфических особенностей
социальной адаптации отмечается активное
участие сознания, влияние трудовой
деятельности человека на среду, активное
изменение человеком результатов своей
социальной адаптации в соответствии с
социальными условиями бытия, а «успешный»
характер адаптация носит при сохранении
устойчивости объекта, приобретении
нового качества в результате изменчивости
и развитии адаптивных механизмов.4

Сложным
является вопрос о показателях
социально-психологической адаптации.
В наиболее общем виде такими показателями
являются состояние психического здоровья
человека и степень биологического
воспроизводства определенной
этносоциальной группы. Это значит, что
показатели адаптации определяют
жизнеспособность и выживаемость, как
индивида, так и группы. Также отмечаются
показатели, связанные с переосмысление
ситуации, эффективности решения трудных
ситуаций, в том числе в учебной и
профессиональной деятельности.

А.
В. Петровский выделяет три фазы развития
личности при вхождении ее в относительно
стабильную социальную сферу: адаптация
– индивидуализация — интеграция. В ходе
адаптации человек осваивает действующие
в группе нормы, усваивает приемы и
средства деятельности, которыми владеют
все члены группы.5

Субъект
не может осуществить потребность
проявить себя как личность, пока он не
освоил действующие в группе нормы и
ценности, не овладел приемами и средствами
деятельности.

Эффективная
адаптация достигается индивидом за
счет субъективно переживаемых утрат
некоторых своих индивидуальных отличий.

Процесс
индивидуализации порождается
обостряющимися противоречиями между
результатами первой фазы «быть как все»
и стремлением к максимальной персонализации.

Индивид вынужден
искать способы для достижения своей
цели, то есть персонализации, мобилизовать
для этого все внутренние ресурсы.

Третья
фаза — интеграция — характеризуется
противоречием между стремлением субъекта
и его способностью быть идеально
представленным в других, а также
потребностью группы принять его
индивидуальные качества, соответствующие
групповым ценностям.

В
процессе интеграции происходит
формирование новообразований личности,
которые отвечают потребностям группового
развития и потребности индивида
осуществлять значимый вклад в жизнь
группы. Об интеграции можно говорить и
в том случае, когда не столько индивид
приводит в соответствие свою потребность
в персонализации потребностям общности,
сколько общность трансформирует свои
потребности в соответствии с потребностями
индивида, который в этом случае занимает
позицию лидера.

Для
формирования устойчивой структуры
личности необходимо многократное
воспроизведение успешной или неуспешной
адаптации, индивидуализации и интеграции,
что и происходит на протяжении жизни
человека, так как он входит не в одну, а
во многие группы. Закономерности,
открытые и изученные А.В. Петровским,
могут рассматриваться как характерные
не только для периодов детства и ранней
юности, но и для последующего возрастного
развития и могут стать основой для
периодизации всего развития личности.

С
точки зрения развития личности интерес
представляют работы А. В. Петровского,
который ввел понятие неадаптивности.
Это понятие теряет свойственный ему
смысл болезненных отклонений от «нормы»
и рассматривается как феномен роста и
развития возможностей человека. Возникает
неадаптивная активность субъекта,
которая образует ядро развивающейся
личности.

При
анализе категорий «адаптивность-неадаптивность»
раскрываются тенденции функционирования
целеустремленной системы, определяющиеся
соответствием-несоответствием между
ее целями и достигаемыми результатами
в процессе деятельности.6

Адаптивность
— это согласование целей и результатов
функционирования целеустремленной
системы. Неадаптивность — противоречие
между целью и результатом активности
индивида: намерение не совпадает с
деянием, замысел — с воплощением и т.д.
Это противоречие — источник существования
и развития индивида.7

Следующий
ученый, И. К. Кряжева подчеркивает
активность личности в процессе социальной
адаптации. Она рассматривают
социально-психологическую адаптацию
как взаимодействие личности и социальной
среды, которое приводит к правильным
соотношениям целей и ценностей личности
и группы. Адаптация происходит тогда,
когда социальная
среда  способствует
реализации потребностей и стремлений
личности, служит раскрытию и развитию
ее индивидуальности.8

В
описании процесса адаптации фигурируют
такие понятия, как «преодоление»,
«целенаправленность», «развитие
индивидуальности», «самоутверждение».

В
зависимости от структуры потребностей
и мотивов личности формируются следующие
типы адаптационного процесса:


тип, характеризующийся преобладанием
активного воздействия на социальную
среду;


тип, определяющийся пассивным, конформным
принятием целей и ценностных ориентаций
группы.

Д.
А. Андреева рассматривает адаптацию и
социализацию как единый процесс
взаимодействия личности и общества.
При этом адаптация выражает приспособление
человека к новой для него предметной
деятельности, являясь условием
социализации, понимаемой как процесс
становле­ния личности.9

Социальная
адаптация, определяется как процесс
приспособления личности к существующим
общественным отношениям, нормам,
ценностям, традициям общества, в котором
человек действует и живет.

Адаптация
человека имеет два аспекта – психологический
и биологический. Психологический аспект
адаптации – приспособление человека
как личности к существованию в обществе
в соответствии с требованиями этого
общества и с собственными требованиями,
мотивами, интересами. Психологическая
адаптация осуществляется путем усвоения
норм и ценностей данного общества.
Основные проявления психологической
адаптации – взаимодействие (в том числе
и общение) человека с окружающими людьми
и его активная деятельность.10

Социально-психологическая
адаптация представляет собой процесс
активного приспособления, в отличие от
физиологической адаптации, которая
происходит как бы автоматически.

Адаптивный
процесс имеет определенные стадии
развития и протекает фазно. Обычно
выделяют фазы кратковременного повышения
резистентности и ее снижения, после
чего развивается состояние устойчивого
приспособления. В общем виде эта схема
описывает адаптивные изменения при
действии на организм самых разнообразных
факторов внешней среды — холода, гипоксии
и т. д.

Этапы
социально-психологической адаптации:

  1. Подготовительный
    этап имеет место в том случае, когда
    человек

предполагает
или знает о предстоящих изменениях.
Содержание этой стадии носит познавательный
характер. В зависимости от индивидуальных
свойств и качеств личности познавательное
поведение будет либо активно
целенаправленным, либо пассивным.

  1. Этап
    стартового психического напряжения –
    пусковой момент включения механизма
    переадаптации. Содержание данного
    этапа состоит в нарастании эмоционального
    напряжения, формирование состояния
    внутренней и внешней напряженности,
    являющейся психофизиологическими
    детерминантами активизации деятельности
    организма. Происходит внутренняя
    мобилизация психических ресурсов
    человека для последующего из использования
    в целях организации нового уровня
    психической деятельности в измененных
    условиях существования.

  2. Этап
    острых психических реакций входа
    (первичная дезадаптация) – личность
    начинает испытывать на себе влияние
    психогенных факторов измененных условий
    существования. Основные факторы:
    измененная афферентация, резкое
    изменение набора раздражителей, которые
    действовали на психику и органы чувств
    человека ранее.11

Любые
экстремальные или нестандартные условия
являются фрустрирующими. Фрустрация
есть неизбежное следствие конфликтов
между потребностями человека и
ограничениями, налагаемыми средой
(обществом, условиями деятельности и
др.)

Последствия
фрустрации различаются по их влиянию
на личность и ее поведение, могут быть
конструктивными и разрушительными.
Конструктивный момент – эмоциональная
напряженность, вызванная фрустрацией,
активирует психическую деятельность
человека на поиск выхода из конфликтной
ситуации. Конструктивная сторона
фрустрации носит характер успешной
переадаптации. Если уровень напряжения,
вызванный сценическими эмоциями,
переживаемыми человеком в измененных
условиях, продолжает расти и превышает
индивидуальный порог толерантности к
фрустрации, то в этом случае возможен
деструктивный выход из ситуации. Успешная
переадаптация здесь невозможна, более
того, на фоне преобладания тревожных
эмоций возрастает дезорганизация
психической деятельности человека,
истощая его психические ресурсы.
Нервно-психическая деятельность
приобретает неустойчивый характер,
когда старые привычные комплексы
нервно-психических реакций уже не в
состоянии обеспечить эффективное
взаимодействие со средой, а новые
комплексы еще не выработаны.

В
данном случае, психическая деятельность,
должна найти разрядку на высоком уровне
активации, но так как ее направленность
для личности будет деструктивной, то в
результате произойдет инерция
дезадаптивных состояний.

Деструктивные
последствия фрустрации конфликта между
потребностями личности и ограничениями
в их удовлетворении проявляются в двух
формах – агрессии и бегстве от ситуации.

Агрессивный
– как бы атака на препятствие или барьер.
При осознании возможной или явной
опасности агрессии, она направляется
на любой случайный объект, на посторонних
людей, сослуживцев, не причастных к
самой причине агрессии. Это могут быть
ярость, вспышки гнева по ничтожным
поводам, недовольство всем, особенно
требованиям, предъявляемым к данной
личности.

Бегство
от ситуации – это «уход» человека в
свои переживания, обращение психической
энергии на генерацию собственных
негативных состояний, самокопание,
самообвинение. Развиваются тревожные
депрессивные симптомы. Этот тип людей
характеризуется замкнутостью,
отрешенностью, погруженностью в мир
внутренних разрушений.12

  1. Этап
    завершающего психического напряжения
    – если адаптационный процесс развивается
    успешно. В содержании этой стадии
    наблюдается подготовка психи человека
    к возвращению старых режимов
    функционирования реакций и их подготовка
    к заново моделируемым сознанием личности
    условиям. В этот период вновь появляются
    симптомы тревожности, волнительности.

  2. Этап
    острых психических реакций «выхода»
    — завершающая стадия, по своим функциям
    аналогична стадиям «выхода».

Под
«выходом» подразумевается выход из
экстремальных условий, в которых личность
находилась некоторое время. Здесь
возможны поведенческие реакции типа
эйфории, «почти полной свободы».

Далее
наступает реадаптация к привычной жизни
(относительно), в обычную среду деятельности
и обитания.13

Таким
образом, адаптация в широком смысле
означает приспособление к окружающим
условиям. Выделяют биологический
(психофизиологический) и психический
аспекты адаптации. Причем качественное
своеобразие адаптационных процессов
у человека состоит в их активном,
личностно и социально опосредованном
характере, дающем возможность произвольного
контроля, в том числе ряда психофизиологических
адаптационных реакций.

studfiles.net