В качестве знаковой системы используется речь: 24. Осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению,

О барьерах использования знаковых систем в искусственном интеллекте / Хабр

Зачем нам знаковые системы

Знаковая система выступает в роли переносчика мыслей, идей, эмоций, переживаний, ощущений, организации памяти – продуктов психических процессов, протекающий, по представлениям современной науки, в головном мозге человека и высших животных. Знаковая система – это средство указания на такие продукты. Похоже, что в настоящий момент единственный способ передать информацию о результатах работы мышления, памяти, эмоций, ощущений, воображении – закодировать эту информацию с помощью знаковой системы. Мы не можем (пока?) напрямую обмениваться мыслями, эмоциями, ощущениями, не прибегая к той или иной знаковой системе. Нам нужны знаковые системы, чтобы обмениваться результатами таких процессов. Знаковые системы являются спутником обозначенных процессов, а, возможно, существует обратная связь, при которой психические процессы эволюционируют под влиянием знаковых систем, развиваются совместно друг с другом.

По всей видимости, мысль никогда невозможно точно и однозначно выразить только средствами знаковой системы, т.е. кодирование – это аппроксимация, некая модель. Всегда есть возможность уточнить что-то, обозначенное знаком. Не зря существует выражение «подбирать слова» – попытка выразить мысль с помощью знаков. Абсолютно точного и однозначного выражения мысли посредством слов, скорее всего, не существует. Ученый для выражения научных мыслей, идей пишет не одно слово или предложение, а целый ряд статьей, каждая из которых всё ближе и точнее описывает то, что он хотел описать, выразить в своей работе. Ответ на вопрос, тождественен ли знак мысли, эмоции, скорее отрицательный.


Для примера рассмотрим ощущение красного цвета. Если агенты коммуникации знают, что такое красный цвет, имеют соответствующий чувственный опыт, они могут использовать любую подходящую знаковую систему для передачи информации об этом чувственном опыте: произнести слово «красный» или на листе бумаги нарисовать красный круг и показать этот знак друг другу.
Если же такого опыта нет, то передать информацию о «красности» невозможно – невозможно рассказать о красном цвете тому, кто не знает, что такое красный цвет. Можно попытаться объяснить, что красный цвет – это электромагнитные колебания с длиной волны около 700 нанометров, но ощущение «красности» от такой информации не появится, знание о том, что такое красный цвет, по-прежнему будет недоступно, т.к. мы не обмениваемся чувственным опытом напрямую – мы обмениваемся знаками, указывающими, включающими, запускающими схожий чувственный опыт у других агентов коммуникации. Т.е. знак – это «обёртка» продукта психического процесса, но не сам продукт.

Барьер понимания

Отсюда вытекает проблема барьера понимания. Современные технологии ИИ довольно успешно решают вопросы, связанные с изучением знаковых систем. Очевидны успехи ИИ в распознавании образов (знаков): письменная речь (OCR), устная речь (Алиса, Siri), музыка (Shazam), изображения; в моделировании естественных языков: выделение частей речи, членов предложения и имен собственных, машинный перевод.

Вместе с тем, всё это – примеры изучения и работы со знаковыми системами, не более. Вообще, в изучении знаковых систем человечество постоянно развивается. Возникновение и развитие письменности, науки, культуры, искусства, спорта – всё это тесно связано с изобретением, использованием, изучением и развитием знаковых систем.

Вычислительные возможности, использующие операции со знаками, также растут – начиная с вавилонского абака, изобретённого 3000 лет до н.э., и Паскалины Блеза Паскаля с Арифмометром Лейбница в XVII веке до современной вычислительной техники. И если в вопросах изучения и работы со знаковыми системами прогресс очевиден, то с моделированием психических процессов по-прежнему наблюдаются непреодолимые трудности.

У человека (животных?) знак автоматически увязывается с продуктом мышления, эмоцией и т.п., т.к. он эволюционно и предназначен для кодирования последних. У ИИ нет подобных продуктов, поэтому распознанные знаки ни с чем не увязываются, ничто не кодируют, а остаются как бы сами по себе, остаются просто «голыми» знаками без указания на что-либо вообще, т. е. не несут какой-либо осмысленной или прочувствованной нагрузки, отсутствует понимание распознанного знака. Так, человек, испытавший страх, знает, что это такое, и может об этом попробовать сообщить, т.е. передать и сохранить информацию о своем опыте чувственного переживания, используя владение какой-либо знаковой системой. Например, он может:

  • нарисовать изображение на стене пещеры;
  • написать сочинение на естественном языке;
  • сочинить стихотворение;
  • создать музыкальное произведение;
  • поставить знак смайлика в чате;
  • наконец, вообще ничего не сделать (пустой знак).

ИИ не знает, что такое страх, соответственно, он не может сопоставить страху какой-либо знак вообще. И ощутить какой-либо распознанный знак как страх он тоже не в состоянии. Автопилот под управлением ИИ, наезжая на препятствие на дороге, ничего не поймет, ничего не почувствует, не задумается, не расстроится, не обрадуется, не испугается, не будет никакой рефлексии. Таким образом, для ИИ любой знак ссылается на несуществующий продукт несуществующих у него психических процессов.

Барьер распознавания

Отсюда вытекает еще один барьер – барьер качества распознавания знаков. Под качеством понимается верность, правильность, точность распознавания знака по отношению к эталону. Качество ограничено барьером понимания. ИИ не может оценить качество распознанного образа, т.к. нет обратной связи со стороны мышления и других психических процессов с целью исправления ошибок распознавания. В предложении «ама ыла аму» человек, владеющий русским языком, скорее всего сможет восстановить искажённые знаки-слова.

Например, возможно такое восстановление смысла: «мама мыла раму», т.к. последовательность этих знаков кодируют знакомую шуточную поговорку, которая кодируется набором именно таких слов: «мама мыла раму». Человек смог восстановить неверно распознанные знаки-слова: «ама» -> «мама», «ыла» -> «мыла», «аму» -> «раму». Для ИИ же все три слова в предложении отсутствуют в словаре русского языка. Домысливания, «подгонки» под какой-либо понятный, известный смысл нет, т.к. в памяти ИИ собственно вообще нет никаких сохраненных смыслов. Вместе с тем, если у человека нет знакомых мыслей, кодирующихся похожими словами, слова «ама ыла аму» не увяжутся с какими-либо мыслями, просто потому что их нет, т.е. процессы мышления и кодирования взаимоувязаны и постоянно работают в связке. Видится, что это обусловлено эволюционно – любой встреченный знак должен быть декодирован, «докручен до», «подогнан под» какой-либо известный смысл, т.е. существует автоматическая потребность понять знак, узнать его, увязать с чем-то знакомым и понятным. Существует потребность понять, какую пользу и какой вред несет то, что было закодировано этим знаком. Человек мне улыбается – хорошо, собака на меня лает – плохо. Если не знать, что хорошо, а что плохо, ни улыбка, ни лай не несут никакого смысла. ИИ не знает, что хорошо, а что плохо для него.

При неудачной попытке сопоставить знак смыслу у человека могут возникнуть другие мысли на счёт этого предложения, которые он может выразить, например, такими словами: «я не понимаю, что это, пойду-ка я лучше отсюда», «что бы это могло значить, интересно?», «что за белиберда тут написана?», «возможно, имелось в виду «мама мыла раму», я не уверен, но лучше отвечу так на этот вопрос теста» и т.п. Т.е. в любом случае какой-то по поводу воспринятых знаков вывод будет сделан. Также возможен вариант ложного следа. Например, если источником текста служит электронное средство, где зачастую пренебрегают правилами орфографии, слова «ама» и «аму» могли бы в оригинале быть написаны с прописной буквы – «Ама» и «Аму», т.е. быть именами собственными. Осмысление такого набора знаков уже совсем не было бы связано с поговоркой «мама мыла раму». Можно пофантазировать и предложить такой вариант осмысления – «Ама была Аму» – некто Ама, женского пола, была представителем некоего племени Аму. Отсюда может возникнуть следующая мысль: Ама – это имя из иностранного языка, т.

к. мои знания подсказывают мне, что в русском языке нет имени собственного Ама, да и о племени Аму я не слышал. Таким образом, мыслительный процесс раскручивается дальше и дальше, пока не будет сделан какой-либо вывод. Сама по себе правильность или ложность вывода неважна, главное – чтобы вывод был сделан. Вывод может быть верными и неверным, человек может быть прав или ошибаться в своих предположениях. Т.е. неверные, неточные, ошибочные, ложные знаки могут приводить к ложным умозаключениям. На этом основаны развлекательные и интеллектуальные игры, когда по неполной или противоречивой информации предлагается восстановить изначальный смысл. В такую игру мы только что сыграли выше – что было загадано в сообщении «ама ыла аму»: «мама мыла раму» или «Ама была Аму»?

См. также игру в испорченный телефон. Сюда же распознавание изображений – эффект «показалось, померещилось». Сюда же распознавание звуков – эффект «послышалось». Хорошим примером слуховых артефактов служит распознавание слов в тональных языках, например, в китайском.

Слово «shi», будучи произнесённым восходящим тоном (обозначим shi2), означает число «десять», а нисходящим тоном (обозначим shi4) – глагол-связку «быть». Местоимение «я» по-китайски произносится как «wo» с нисходяще-восходящим тоном (обозначим wo3). Тогда фраза «wo3 shi4…» для человека, владеющего китайским языком, могла бы обозначать начало предложения «я есть…», «я являюсь…» или просто «я…». В то же время фраза «wo3 shi2…» звучит бессмысленно, т.к. ведёт по ложному следу – слушающий выстраивает мысль «я десять…», что бессмысленно согласно грамматике китайского языка. Но так как мышление пытается придать знакам смысл, оно будет пытаться сопоставить наиболее возможные варианты интерпретации «wo3 shi2…» – «я десять…» с целью получить ожидаемый результат. Например, собеседник может либо додуматься сам, либо переспросить: «ты, наверное, хотел сказать wo3 shi4 вместо wo3 shi2?»

Т.е. будет предпринята попытка восстановить искажённые знаки с целью получения в итоге какого-то адекватного смысла с точки зрения слушающего. ИИ на такое неспособен, т.к. у него нет точки зрения. Продукты работы других органов чувств имеют подобные артефакты распознавания.

Еще раз, у ИИ знаки ни с чем не могут быть увязаны, отсюда барьеры понимания и качества распознавания знаков. Для ИИ слон в обычной городской квартире, оказавшийся там по какой-то причине, обусловленной работой алгоритма распознавания изображений, – нормальная ситуация. Для человека – абсурд, т.к. здравый смысл подсказывает, что даже если слон, пускай это будет слонёнок, смог поместиться в квартире, то совсем непонятно, как он туда попал – дверь квартиры слишком узкая, чтобы он смог войти, грузоподъёмность лифта не соответствует массе слона и прочие ограничения реального мира. Следовательно, слон в комнате на картинке – это либо иллюстрация к сказке, либо фотомонтаж, либо вообще ошибка распознавания образов, т.е. мне показалось, что на картинке изображен слон – вывод сделан. У ИИ нет такого критического мышления, он не может понять смысл, переданный теми знаками, которые он смог распознать, не может исправить ошибку распознавания, не может делать выводы.

Изучение знаковых систем – тупик?

Изучение знаковых систем не позволяет изучать мышление и иные психические процессы, протекающие в головном мозге, непосредственно. Означает ли это, что изучение знаковых систем бессмысленно? Нет, не означает. Знаковые системы – это средство кодирования и передачи наших мыслей, поэтому нам фактически ничего не остается, как изучать первые. Других способов в гуманитарных науках – лингвистике, психологии, социологии и смежных с ними – попросту нет.

Единственную работу, какую мы можем проделывать, чтобы учиться лучше понимать наши мысли, – это изучать знаковые системы. Изучение знаковых систем не отвечает на вопросы структуры и свойств мышления – эти вопросы пока остаются открытыми. Знаки – это указатели на мысли, возможно, даже триггеры мыслей, но не сами мысли, а значит, и изучаем мы только указатели на сущности, но не сами сущности. Изучая знаковые системы, мы изучаем свойства знаковых систем, но не свойства тех сущностей, для кодирования которых данные знаковые системы используются.

Например, изучая лексику и синтаксис русского языка, мы изучаем знаковую систему русского языка, но не сами мысли, которые выражаются с помощью русского языка. Признаемся, сейчас даже непонятно, какова структура, каковы свойства именно у мыслей, а не знаков. Очевидно лишь то, что мысль может быть выражена с определённой степенью точности, приближения с помощью предположительно любой знаковой системы. Например, мысль, которая по-русски выражается словами «грусть», «грустно» может быть выражена с помощью таких знаковых систем:

  • русский язык: предложения «мне грустно», «им грустно» и т.п.;
  • английский язык: предложение «I feel sad», «they look sad» и т.п.;
  • художественное произведение, где будут преобладать холодные тона;
  • музыкальное произведение, где будут преобладать минорные тональности;
  • «грустным» танцем с плавными «печальными» движениями;
  • фотографией грустного лица какого-либо человека или животного;
  • смайлик 🙁 в современной культуре электронной коммуникации.

Точность передачи этой мысли вышеперечисленными знаковыми системами разная. Способность знаковых систем передавать мысли соответствует потребностям передачи мыслей настолько хорошо, насколько это вообще возможно с учетом возможностей живого организма: органы чувств, окраска, средства передачи танцев, феромоны и т.п. Именно поэтому в естественных языках так много неоднозначностей, неопределённостей и избыточности – всё это служит лишь одной цели – как можно точнее закодировать и передать мысли, эмоции и т.п., даже если для этого требуется введение избыточности и иных неоптимальных с точки зрения объёма передаваемой информации и времени передачи. Люди постоянно уточняют полученную информацию, стараются убедиться, что правильно поняли распознанные знаки, найти в них смысл: переспрашивают фразы, перечитывают тексты, переслушивают музыку, ищут новые смыслы в ранее распознанных знаках.

Парень прочитал в интернете, что девушка поправляет волосы – значит, он ей понравился. Глупо? Возможно, но такова наша природа – сопоставлять знаки со смыслами. Думать, искать решения, чувствовать, распознавать знаки и сопоставлять их смыслам, ставить цели – жить – психические процессы не останавливаются в течение всей жизни. ИИ же дела нет до входной и выходной информации, т.к. её не с чем сопоставить, не к чему привязать.

Знаковые системы несовершенны, но они – единственное, что дала нам эволюция для обмена продуктами психических процессов. Как знать, возможно, природа уже пробовала другие способы передачи, но они оказались неуспешными, и в итоге прижились именно знаковые системы.

Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел

Учебная литература по юридической психологии

 

Асямов С.В., Пулатов Ю.С.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Ташкент, 2002.

 


 

Как и каждый вид деятельности, общение имеет свою специфическую психологическую структуру. В любом общении всегда содержатся следующие обязательные элементы:

  • коммуникативная сторона общения, которая проявляется в процессе обмена информацией между общающимися индивидами;
  • аффективная сторона общения — проявление своего эмоционального отношения к передаваемой и получаемой информации, проникновение в чувства собеседника;
  • перцептивная сторона общения, реализуемая в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

 

Рис.4 Структура процесса общения

 

Полнота развития, реализации этих элементов существенно влияет на состояние человека в ходе общения. Так, возможность полностью передать в общении всю желаемую информацию, наличие сигнала о получении, понимании ее вызывают состояние удовлетворения, еще более активизируют последующий процесс общения.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию используемых в процессе общения средств.

Различают речевые средства общения ( в качестве знаковой системы используется речь ) и неречевые средства (используются различные неречевые знаковые системы ).

Речевым средством общения является человеческая речь, которая является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь — это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя подразделяется на диалогическую и монологическую. Диалог — разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Монолог произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его.

В деятельности сотрудников органов внутренних дел использование речевых средств общения играет очень важную роль. От умения правильно формулировать свои мысли, грамотно их излагать в процессе непосредственного общения или при составлении различного рода документов во многом зависит эффективность служебной деятельности сотрудника.

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других — неречевых средств общения.

К первой группе этих средств относятся жесты и мимика. Мимика — динамичное выражение лица в момент общения. Жест — социально отработанное движение, передающее психическое состояние. По ним мы можем заключить об отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету и пр. Жест может нам сказать о желании этого человека, о его состоянии.

Другая группа неречевых средств общения — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность и т.п. Все эти дополнения увеличивают значимость информации и являются своеобразными «добавками» к речи.

В третью группу неречевых средств общения входит пространство и время организации коммуникативного процесса, которые также выступают особой знаковой системой и несут смысловую нагрузку, как компоненты коммуникативных ситуаций. В последнее время в психологических исследованиях обращено внимание на коммуникативное значение дистанции между общающимися и зависимость эффективности общения от расположения партнеров. Выделяют четыре дистанции между общающимися: интимную (от 0 до 0,5 м), личностную (0,5 – 1,5 м), социальную (1,5 – 3 м), публичную (св. 3 м). Изменяя расстояние, сотрудник может добиваться дополнительного воздействия на подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и т.д., так как этим изменяется характер отношений между партнерами.

Общение включает в себя также определенные способы коммуникативного воздействия индивидов друг на друга. Выделяют следующие способы воздействия: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение — особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как массовые беспорядки, религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.

В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.

Учет психологических механизмов заражения важен для сотрудников органов внутренних дел при ликвидации последствий массовых беспорядков, при обеспечении охраны общественного порядка в период проведения массовых культурно-зрелищных и спортивных мероприятий.

Внушение — это способ коммуникативного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательств. На современном уровне развития знаний об этом психологическом явлении обычно исходят из положения, что «внушение опирается на уверенность, сформировавшуюся без логических доказательств, и переносится или, точнее сказать, автоматически распространяется от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот»1. Невольно поддаваясь внушающему воздействию человек начинает неосознанно поступать и действовать под его влиянием. Сотрудникам органов внутренних дел необходимо очень осторожно использовать данный способ воздействия, а иногда его использование запрещается законом (например, при производстве следственных действий).

Убеждение — это воздействие на сознание, чувства и волю людей посредством общения, разъяснения и доказательства правильности того или иного положения, взгляда, поступка, либо их недопустимости с целью изменения существующих взглядов, установок, позиций, отношений и оценок. Убеждение — основной, наиболее универсальный способ коммуникативного воздействия. Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на сознательном выборе им путей и средств достижения цели. Убедить кого-либо в чём-либо — значит добиться такого состояния, когда убеждаемый вследствие логических рассуждений и умозаключений согласится с определённой точкой зрения и будет готов защищать её или действовать в соответствии с ней.

Убеждение должно быть основным способом воздействия, которое оказывает сотрудник органов внутренних дел на граждан. Успех его использования зависит от многих условий, к которым относятся:

  • личная убежденность воздействующего;
  • его научная подготовленность и эрудиция;
  • правдивость, точность и достоверность сообщаемых фактов, событий, действий;
  • используемые факты должны быть характерными, типичными;
  • умение расположить к себе людей, завоевать их доверие;
  • настойчивость воздействующего, его выдержка и тактичность.

Подражанием называется сознательное или несознательное копирование образца. Оно позволяет выработать идентичные приемы поведения людей, составляющих группу, коллектив.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками. Большое значение при этом имеет то, как воспринимается партнер по общению. Учет закономерностей, эффектов межличностного восприятия имеет большое значение для деятельности сотрудников органов внутренних дел, особенно при оценке показаний очевидцев, свидетелей, потерпевших, а также при оценке собственных восприятий.

Один из эффектов межличностного восприятия – «эффект ореола», который проявляется во влиянии общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные не замечаются и наоборот. Под влиянием этого эффекта, например, сотрудник милиции может проглядеть первые шаги «вечного» правонарушителя к исправлению и, естественно, не сможет поддержать его в этом.

Другой эффект – «эффект последовательности», который проявляется в том, что на формирование образа человека и впечатления о нем в случае противоречивой информации наибольшее влияние оказывают сведения, которые поступили в первую очередь. Если это касается знакомого человека, то наоборот – самые последние.

«Эффект стереотипизации» проявляется в оценке воспринимаемого человека посредством распространения на него качеств, присущих определенной социальной группе. У каждого из нас есть определенные социальные стереотипы – стереотип учителя, военного, преступника и т.п. Сталкиваясь с представителем определенной группы, мы заранее наделяем его определенными качествами, типичными для людей, принадлежащих к данной группе. И зачастую бывает очень тяжело избавиться от этого.

Эффекты социального восприятия тесно связаны с социальной установкой, приводят к ее возникновению. Сама социальная установка может быть определена как внутренняя готовность человека к восприятию другого человека. Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Хорошо известны эксперименты А.А.Бодалева, в которых выявлялась роль установки в этом случае.

В одном из экспериментов двум группам людей была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он герой. После этого каждой группе было предложено написать словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же «глубоко посаженные глаза» говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей. В этой связи необходимо отметить, что сотрудникам органов внутренних дел очень важно учитывать особенности межличностного восприятия в своей деятельности, стремиться сводить на нет негативное влияние эффектов социального восприятия, избегать создания у себя и у лиц, причастных к расследуемым событиям социальных установок. Так, например, при подготовке к опознанию опознающего, следователю следует избегать таких формулировок, как: «Сейчас Вы должны опознать преступника, который Вас ограбил» и подобных этому. Такие формулировки приводят к возникновению установки на восприятие преступника, а если образ опознаваемого не вяжется со стереотипом «преступника», то это может исказить результаты опознания. В этих случаях следует использовать нейтральные формулировки типа – «Сейчас Вы должны опознать среди предъявленных лиц человека, который отнял у Вас бумажник с деньгами». Это снижает возможность негативного влияния установки.

 

3. Развитие навыков профессионального общения

 

Важным составным компонентом профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел, во многом определяющим успешность реализации возложенных на них функций, являются навыки профессионального общения, умение устанавливать психологический контакт с гражданами при решении оперативно-служебных задач.

Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижения его целей.

Психологический контакт, устанавливаемый сотрудниками с гражданами в ходе решения оперативно-служебных задач, выступает важным параметром оперативно-служебной деятельности и существенно отличен от психологических контактов, устанавливаемых между людьми в обыденной жизни. Главное же его отличие, отмеченное в ряде нормативных документов МВД, состоит в том, что успешное достижение психологического контакта сотрудниками органов внутренних дел неразрывно связано в конечном итоге с получением значимой информации и изменением линии поведения граждан в диапазоне от противодействия — к содействию и сотрудничеству.

Установить контакт — это значит оптимально облегчить последующий процесс общения. Понятие контакта определяется наличием желания субъекта вступить в общение, его готовностью, способностью воспринимать, перерабатывать информацию, поступающую в процессе общения, обменом доверительной информацией.

В установлении психологического контакта можно выделить несколько этапов, которые включают в себя часть общего процесса развития общения:

 

Рис.5. Стадии установления психологического контакта.

 

1. Прогнозирование предстоящего общения. Для оптимального достижения целей при установлении психологического контакта весьма целесообразно иметь предварительный план действий, спрогнозировать предстоящее общение. Для этого необходимо иметь в наличии предварительные данные о личности, с которой предстоит общаться. Так, следует располагать сведениями о коммуникабельных свойствах. Существуют психические свойства личности, которые облегчают установление с ней контакта — откровенность, любознательность, общительность, вежливость, тактичность.

Наряду с этим существуют свойства личности, которые затрудняют установление контакта: повышенная раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, подозрительность, скрытность, озлобленность и т. д.

Наличие каких-либо из перечисленных свойств всегда должно учитываться при прогнозировании общения.

2. Создание внешних условий, облегчающих установление контакта. В каждом конкретном случае внешние условия должны идеально соответствовать той социальной роли, которую необходимо проявить в процессе общения. Ничто не должно мешать общению, отвлекать вашего собеседника. Обстановка должна располагать к доверительной беседе.

3.Проявление внешних коммуникабельных качеств и накопление согласия. Улыбка, радушие в облике, жестах, мимике располагают собеседника к вам. У него невольно вызываются также положительные эмоции, что имеет значение для процесса установления психологического контакта. Как уже отмечалось выше, сотруднику милиции в процессе общения с гражданами очень часто приходится преодолевать психологические барьеры в общении. С этой целью необходимо накопление согласия с собеседником на первоначальном этапе общения. Здесь не имеет значение то, по поводу чего достигнуто согласие — важно количество согласий. Нужно уметь так ставить вопрос, чтобы человек не мог не согласиться с вами (например: «Вам неприятно, что вас вызвали на допрос?», «Вы конечно будете говорить правду?» и т.п. ).

4. Поиск общих и нейтральных интересов. На начальной стадии общения важно расположить человека к себе, найти общий язык с ним. Решению этой цели помогает выявления общих и, в то же время, нейтральных интересов (это может быть хобби: коллекционирование марок, монет, книг; увлечения: спортом, туризмом и т.п. ). Общие интересы и их поиск всегда вызывают положительные эмоции и инициатор контакта в данном случае является источником этих эмоций. Само по себе общение по интересу сближает собеседников, создает группу («мы — охотники», «мы — болельщики одной команды» и т. п.). Нейтральные интересы всегда к тому же снижают различие в интересе и статусе.

5. Действия по ликвидации помех в общении. При развитии психологического контакта с человеком необходимо обращать внимание и предпринимать необходимые меры по ликвидации помех в общении, к которым можно отнести отрицательное отношение к предстоящему общению; наличие психических состояний, затрудняющих, делающих невозможным развитие общения; вмешательство посторонних лиц и т.п. Снятие всех помех — обязательный этап установления психологического контакта.

6. Индивидуальное воздействие. Завершать установление психологического контакта сотрудник должен индивидуальным воздействием на личность собеседника, которого он к тому же ждет. Цель этого воздействия — получение от него доверительной информации. При этом могут вырабатываться какие-то общие нормы доверительных отношений на будущее.

Как уже отмечалось, большое значение для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (в особенности для сотрудников оперативных подразделений, следователей) имеют их ролевые умения — способность перевоплощаться при решении ряда важных оперативно-служебных задач. От этих умений зависит не только конечный результат деятельности сотрудника, но, зачастую, и его личная безопасность.

Под профессионально-ролевым поведением сотрудников органов внутренних дел понимается поведение, в котором регулируется внешний вид человека, маскируются его истинные внутренние состояния, создающие у окружающих определенные, нужные для сотрудника представления.

Особое значение для реализации ролевого поведения оперативного работника имеет умелое применение речевых и неречевых средств, что имеет важное значение для обеспечения тактического превосходства над противником.

В юридической психологии различают три вида ролевого поведения:

  • конспиративно-ролевое;
  • личностно-ролевое;
  • целеролевое.

При первом, например, сотрудник, осуществляющий личный сыск, маскирует свою принадлежность к органам внутренних дел и представляется окружающим покупателем, отдыхающим, рыбаком и т.п., представителем определенной социальной группы, исходя из оперативно-служебной целесообразности. При личностно-ролевом поведении сотрудник маскирует не принадлежность к органам внутренних дел, а свои действительные качества и состояния. Он должен уметь представляться, когда надо, простаком, доверчивым человеком, сомневающимся, верящим лжи, весельчаком, растерянным и т.п. Целеролевое поведение проявляется в маскировке истинных целей, намерений, например при проведении зашифрованного опроса.

При этом необходимо соблюдать ряд важных требований к выбору роли и ее использованию:

1. Открытая роль должна способствовать негласной. Выбор роли должен преследовать главную цель — возможность установления контакта с нужным человеком, завоевание его доверия.

2. В роли должны быть моменты, объясняющие заинтересованность сотрудника милиции тем человеком, с которым он вступает в контакт. Роль должна быть связана с его интересами и потребностями.

3. Первое впечатление, которое производит сотрудник должно быть положительным.

4. Необходимо, чтобы сотрудник был отнесен к эталонной группе.

5. Чем больше человек играет себя, тем меньше он отойдет от роли.

При формировании навыков ролевого поведения необходимо научиться и правильно пользоваться средствами ролевого поведения: маскировочными, личностно-психологическими и поведенческими. Маскировочные средства — это материальные средства: одежда, прическа, предметы украшения и т.п. Необходимо помнить, что экипировка должна соответствовать той роли, которую выбрал для себя сотрудник. Профессиональная принадлежность, свойства характера, социальное положение человека — все это проявляется не только в манере говорить, в поведенческих актах, но и в том, как одевается человек. Поэтому необходимо научиться адекватно себя подавать, в единстве внутреннего и внешнего. Личностно-психологические средства ролевого поведения — это содержание и манера разговора, демонстрируемые качества и привычки. Причем здесь могут маскироваться или напротив — демонстрироваться как сильные, так и «слабые» стороны своей личности, в зависимости от складывающейся оперативно-служебной ситуации. Например, при проведении допроса следователь, чтобы «усыпить» бдительность обвиняемого, прикидывается доверчивым «простачком», неопытным сотрудником, которого легко можно обхитрить. Ну и, наконец, поведенческие средства ролевого поведения — это играемая роль, занимаемая позиция, проводимая линия и тактика поведения. Здесь очень важно помнить следующее: необходимо подстраиваться под своего противника, уметь идентифицировать его истинную роль, обладать эмпатией (способностью сопереживать, понимать чувства другого человека).

Все эти навыки и умения связаны с определенным артистизмом, полным владением способами презентации (подачей себя) в поведении.

Итак, как видно, профессиональное общение — довольно сложный процесс, требующий развития определенных способностей сотрудника, но при наличии желания и соответствующей коммуникативной подготовки, он легко может стать управляемым, что положительно отразится на результативности деятельности сотрудника.

 


1 Баталова И.Т. Установка как механизм действия внушения//Вопросы психологии,1987, № 2, с.42.

  





НАВЕРХ

Языки жестов – ASL, SEE, PSE, Cued Speech – переводчики жестового языка

Рекомендации для поставщиков услуг при обращении за услугами по переводу жестового языка

Знаете ли вы, что « язык жестов » не является универсальным? ‘ язык? Чтобы обеспечить оптимальную коммуникацию, важно, чтобы поставщики услуг поставили под сомнение стиль языка жестов, который лучше всего подходит глухому человеку. Агентства жестового языка часто получают запросы от поставщиков услуг, которые не знают о различиях. Многие предполагают, что все глухие говорят на одном языке. Многие считают, что 9Язык жестов 0003 одинаков во всем мире.

Имея это в виду, может оказаться полезным краткое изложение различных стилей языка жестов, используемых в США.

Signing Exact English (SEE) . Как говорится, это система, которая сопоставляет язык жестов с точным английским переводом. В 1972 году это был один из первых опубликованных жестовых языков. Представьте визуальный аналог, соответствующий письменному и устному английскому языку. Этот метод будет включать окончания слов (например, ing, ed, ), не обозначенные жестами в PSE или ASL. Предложения подписаны дословно на английском языке.

Американский язык жестов  ( ASL ) – в этом языке жестов используются руки, руки, голова, выражение лица и язык тела для облегчения полного общения. ASL — это не то же самое, что письменный или разговорный английский. Американский язык жестов имеет совершенно другую лексику и грамматику. В 1960-х годах ASL назывался «Амеслан», но сегодня он называется просто American Sign Language или ASL . В Соединенных Штатах ASL является наиболее распространенным языком жестов, используемым среди глухих. Синтаксис и грамматика отличаются от других разговорных языков, включая английский. При запросе переводчика это чаще всего ожидаемый язык жестов, если не указано иное.

Pidgin Signed English (PSE) — лучше всего описывается как сочетание английского и американского языка жестов. Упрощенный язык, полученный из двух или более языков, называется пиджин . Глухие в культурном отношении люди, подписываясь друг с другом, часто используют ASL, но многие используют смесь ASL и английского языка. PSE чаще всего используется теми, кто использует разговорный английский в качестве основного языка.

Речь по реплике — Речь по реплике — это система общения, используемая с глухими или слабослышащими людьми и между ними. Это фонематическая система, которая делает традиционные разговорные языки доступными за счет использования небольшого количества форм рук для представления согласных в разных местах возле рта (представляя гласные). Cued Speech служит дополнением к чтению по губам. В настоящее время он используется с людьми с различными языковыми, речевыми, коммуникативными и обучающими потребностями. Cued Speech был создан в 1966 доктора Р. Орина Корнетта из Университета Галлодет в Вашингтоне, округ Колумбия.

Глухие/слепые . Помните «Чудотворца»? История Хелен Келлер и ее учительницы Энни Салливан? Хотя по закону Энни Салливан была слепой, она связалась с Хелен Келлер, дактилоскопируя свою руку. Как только Хелен установила связь между «объектом» и дактилоскопией, ее мир открылся, и она начала изучать язык для общения. Этот метод подписания в руки глухих/слепых используется и сегодня.

Как вы, наверное, догадались, это неполный список… но, возможно, это наиболее распространенные стили жестового языка. Безусловно, ASL лидирует, и большинство глухих людей, которых мы встречаем, считают его своим языком.

 

 

советы начинающим переводчикам, ASL, глухие, культура глухих, обучение глухих, образование, дактилоскопия, галлодет, слабослышащие, язык жестов, агентства жестового языка, алфавит жестового языка, переводчики жестового языка, агентства жестового перевода , советы начинающим переводчикам

Об Эвелин

Эвелин Хантер — специалист по социальным вопросам с многолетним опытом изучения культуры глухих. Она училась в Университете Галлодета, чтобы погрузиться в этот уникальный мир глухих, одновременно работая в университете и изучая язык жестов, чтобы отточить свои навыки. Эвелин занималась обучением, продажами и маркетингом, всегда стремясь расширить осведомленность о культуре глухих и уникальных проблемах, с которыми глухие сталкиваются ежедневно. Компания жестового языка недавно открыла свое присутствие в Facebook, Twitter, Youtube и на веб-сайте с блогом, поскольку Эвелин координирует маркетинговые и информационно-просветительские усилия агентства. Ее цель — привлекать новых клиентов, которым нужен исключительный сервис, поддерживая при этом оптимальные отношения с клиентами, которые выбирают The Sign Language Company уже более 20 лет.

Просмотреть все сообщения Эвелин →

Свяжитесь с нами

Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте, чтобы получать обновления.

← Устные школы для глухих ~ Воспоминания со вкусом

Являются ли глухие лучшими коммуникаторами? →

Что такое Макатон? — О Макатон

Макатон — это уникальная языковая программа, которая использует символы, знаки и речи, чтобы люди могли общаться. Он поддерживает развитие основные коммуникативные навыки, такие как внимание и слушание, понимание, память, припоминание и организация языка и выражение.

Способность общаться — один из самых важных навыков, которые нам нужны в жизни. Почти все, что мы делаем, связано с общением; повседневные задачи таких как обучение в школе, просьба о еде и питье, разбор проблемы, дружить и веселиться. Все это зависит от нашей способности общаться друг с другом.

С Макатоном знаки используются вместе с речью в порядке произносимых слов. Этот помогает дать дополнительные подсказки о том, что кто-то говорит. С помощью знаков можно помогать людям, у которых нет речи или чья речь неясна. С использованием символы могут помочь людям с ограниченной речью и тем, кто не может, или предпочитаю не подписывать.

Для тех, кто испытал разочарование от невозможности общаться осмысленно или эффективно, Макатон действительно может помочь. Макатон устраняет это разочарование и позволяет людям общаться с другими людьми и окружающим миром. Это открывает все виды возможности.

В следующем видео от CBeebies родители детей, которые используют Макатон объясняет, как это помогло им общаться. И наставник Макатона Кейт Дагган объясняет, чем Макатон полезен для детей (и взрослых) всех возрастов и способностей.

Преимущества использования Makaton
(Спасибо CBeebies за разрешение использовать это видео)

Полная языковая программа Макатон состоит из двух словарей:

  • Основной словарь основных слов или понятий, представленных поэтапно по возрастанию сложность. Основной словарный запас изучается в первую очередь и является основой программа
  • гораздо больший, открытый, тематический словарь ресурсов предоставление огромного банка дополнительных знаков и символов, покрывающих более широкий жизненный опыт и используется в связи с Ядром Словарный запас по мере необходимости

Символы и знаки Макатона соответствуют всем концепциям двух словарный запас для использования с речью, письменным словом или самостоятельно.