Великие психологи 20 века: Великие психологи

Содержание

2.2. Наиболее известные психологические концепции XX века

В начале XX века возникает несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США – функционализм, бихейвиоризм и школа Курта Левина. В психологии разрабатываются новые научные концепции и теоретические направления, проводятся соответствующие эмпирические исследования. Наиболее известными из них стали: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология.

Бихевиоризм

В это время в американской психологии возникает её ведущее направление – бихевиоризм (от англ. «behavior» – поведение). Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь реально проявляющееся поведение.

Это хорошо увязывалось с прагматическим направлением всей американской науки того времени. Основателем бихевиоризма (поведенческой психологии) считается американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он рассматривал психологию как теорию поведения, исключив из изучения субъективные явления и сознание человека. Понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Уотсон заменил понятиями о мышечных и секреторных реакциях, поведение сводил к внешним приспособительным актам, отрицал сознание как особую форму регуляции поведения. Благодаря бихевиоризму объективные методы изучения психики получили широкое распространение. Построение научной психологии бихевиористами ориентировалось на естественные науки.

Одним из основателем бихевиоризма был Э.Торндайк (1874-1949гг.), изложивший обширный экспериментальный материал в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов». Первая его работа «Ум животных» (1898) стала важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса учения.

Для этого использовал так называемые «проблемные» ящики. Он помещал подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян) в «проблемные ящики» – экспериментальные устройства различной степени сложности, фиксировался характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление. Помещённое в ящик животное могло выйти из него, или получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство – нажав на пружину, потянув петлю и т.п. Первоначально животное совершало множество движений, бросалось в разные стороны, царапало ящик и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось для него удачным. «Пробы, ошибки и случайный успех» – таково было заключение, принятое учёным для всех типов поведения как животных, так и человека. Открытия Э.Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. Таким образом, Э.Торндайк изучал на животных законы интеллекта как
научения
. При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом «формулы» реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной ситуацией. Вводился в обиход «вероятностный стиль мышления»: в органическом мире выживает лишь тот, кому удаётся, «пробуя и ошибаясь», отобрать наиболее выгодный из многих возможных вариант реакции на среду.

Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия – стимулы (S). S→R – такова формула бихевиоризма. Достижением бихевиоризма стала разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакции организма на эти воздействия. Согласно бихевиоризму человек при рождении имеет определённое количество врождённых схем поведения, над которыми надстраиваются более сложные формы – «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению. Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» – в результате многократного повторения они автоматизируются. Американские бихевиористы проводят параллель между периодами развития ребёнка и предполагаемыми эпохами развития первобытного общества.

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия – мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологии полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как «чёрный ящик».

Идеи бихевиоризма получили развитие в трудах других американских психологов – Э. Толмена и К. Халла. Эдвард Толмен (1886—1959) разработал концепцию, в которой пытался соединить идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. Схему поведения «стимул—реакция» Толмен превратил в целостный акт, который включал в себя в качестве опосредствующего звена «промежуточные переменные»: мотив, цель, познавательные структуры.

Классиком необихевиоризма считается и Кларк Халл (1884— 1952). Он также отстаивал необходимость введения в объяснение поведения по принципу «стимул-реакция» факторов, опосредствующих двигательную реакцию на раздражитель. Халл пытался по­дойти к анализу поведения строго математически. Современным представителем бихевиоризма является американский психолог Берхус Скиннер (р. 1904). Он считает, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Скиннер известен как автор концепции «оперантного» (от слова «операция») научения, объясняющей механизмы формирования нового опыта. На этой основе он разрабатывает способы управления поведением человека. Однако в 50-е годы XX века произошла общая дискредитация бихевиоризма. Основной причиной этого был антиментализм бихевиористов, их невнимание к внутреннему психическому миру человека.

Гештальтпсихология

Другой влиятельной концепцией в пси­хологии XX века стала гештальтпсихология. Это направление по­явилось в Германии. В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством М.Вертгеймера (1880—1943гг.) возникла новая психологическая школа – гештальтпсихология (от нем. «gestalt» – форма, структура). В неё входили известные психологи В.Келер (1887—1967гг.) и К.Коффка (1886—1941гг.). В опытах М.Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. постулировалось, что психические образы – это не комплексы ощущений. Немецкие ученые в своей психологической теории опирались на представление о целостности психических явлений. Принцип научности был главным в их исследованиях. Естественные науки выступали в качестве образца.

Макс Вергеймер (1880—1943) критиковал ассоциативное на­правление в психологии и экспериментально доказал, что созна­ние строится из целостных образов (гештальтов), неразложимых на отдельные сенсорные элементы.

Курт Коффка (1886—1941) также был одним из основателей гештальпсихологии и дал фундаментальный анализ и изложение этого направления. При этом он первым среди гештальпсихологов обратился к проблемам развития ребенка.

Вольфганг Келер (1887—1967) считал, что психологическое знание следует строить по образцу физического, поскольку процессы в сознании и организме находятся во взаимно однозначном соответствии. Руководствуясь этой идеей, он распространил понятие о гештальте на головной мозг. В опытах на животных Кёллер доказал роль инсайта (видения ситуации в целом) в успешном решении интеллектуальных задач. Идеи Курта Левина (1890—1947) также были близки к гештальпсихологии. Он наиболее известен как автор концепции динамической системы поведения – теории «поля». Под «полем» он понимал целостное «жизненное пространство», описываемое геометрической моделью, в котором развертывается человеческая активность.

Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии – представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур. Макс Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структуры – гештальты.

В исследованиях гештальпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия, среди которых наиболее известные: «апперцепция» (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека), взаимодействие «фигуры и фона», «целостность» и «структурность» восприятия, «прегнантность» (стремления к простоте и упорядоченности восприятия человека), «константность» восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия), «близости» (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве), «замыкания, завершения» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).

Адаптивные формы поведения объяснялись универсальным понятием «инсайта» (от англ. «insight» – озарение) – внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач. Но, к сожалению, гештальтисты пытались объяснить сознание, исходя из него самого.

Глубинная психологиякак направление психологии XX столетия включает целый ряд концепций, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, инстинктивных процессов и побуждений. К этому направлению относятся 3. Фрейд, о котором речь уже шла выше, а также неофрейдисты А. Адлер, К. Юнг. Характерной особенностью глубинной психологии была ее направленность на решение практических задач. В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд (1856-1939), работая над «Проектом программы научной психологии», пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на все современные психологические теории.

Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и психических процессов. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного «полома», соответствующего любому болезненному явлению. Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационистского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных) психических процессов стало предметом пристального внимания исследователей.

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870—1937) создал научную школу под названием «индивидуальная психология». В своем учении он отстаивал принципы внутреннего единства психической жизни личности, считал, что нет жесткой границы между сознанием и бессознательным. Основными движущими силами развития личности, по мнению Адлера, являются стремление к превосходству, успеху, совершенству, а также чувство общности, выражающееся в готовности сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей.

Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг (1875—1961) был последователем Фрейда, но в дальнейшем отошел от фрейдизма. Он утверждал, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное как наследуемый опыт предшествующих поколений. Система его психологических знаний получила название «аналитическая психология».

К психоаналитическому направлению в психологии причисляется и немецко-американский психолог Эрих Фромм (1900—1980). Он считается наиболее социально-ориентированным из всех пси­хоаналитиков, так как для него социальное окружение — не про­сто условие, но важнейший фактор развития личности. Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории. Работы Фромма заложили основы направления в западной психологии, получившего название фрейдо-марксизма. В своих работах он пытался соединить идеи Фрейда не только с Марксом, но и с Адлером, и гуманистической психологией.

Важная роль в развитии психологических знаний в начале XX века принадлежит русским ученым, хотя явного тяготения к каким-либо психологическим школам у них не было. Александр Федорович Лазурский (1874—1917) много занимался проблемами изучения ха­рактера человека, одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности.

Русский психолог Николай Николаевич Ланге (1858—1921) стал одним из лидеров экспериментальной психологии в России. Раз­работал на экспериментальной основе концепцию стадиальности восприятия, моторную теорию внимания.

Особенно заметную роль в истории русской психологии играл Георгий Иванович Челпанов (1862—1936). Более всего он известен как основатель первого и старейшего в России психологического института (в 1912 г.). Челпанову принадлежат работы по восприя­тию пространства и времени, а также труды по экспериментальной психологии.

Выдающимся направлением психологии XX века является генетическаяпсихология. Основателем его считается швейцарский психолог Жан Пиаже (1896—1980). Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучала умственное развитие ребенка, происхождение интеллекта, формирование у ребёнка та­ких фундаментальных понятий, как пространство, время, причин­ность. Пиаже и его сотрудников интересовали особенности детской логики, механизмы познавательной деятельности ребенка.

В середине XX века появилось новое направление – гуманистическаяпсихология. «Гуманистическая психология» – это собирательное понятие, которое охватывает целый ряд достаточно разных школ, направлений, движений и подходов. Одним из основателей считается американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Он отказался от карьеры священника, к которой готовился с юности, и увлекся психологией. В дальнейшем работал в качестве практикующего психолога и профессора в университете. В своей теории личности Роджерс описывает определённую систему понятий, характеризующих представления человека о себе и своих близких. Важнейшее место в ней занимает «Я»-концепция. В этой связи описывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Идея ценности и уникальности человеческой личности стала центральной для Роджерса, как и для других представителей гуманистической психологии. Его открытия свя­заны не только с новым взглядом на самоактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к психокоррекции. Он считал, что психотерапевт не должен навязывать своего мнения пациенту, а должен подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. Таким образом были созданы основы недирективной психотерапии.

Представителем гуманистической психологии считается и другой выдающийся американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Он пришел к выводу о необходимости формирования третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму. Его собственная теория имела ключевое понятие – «самоактуализация», одно из центральных в концепции гуманис­тической психологии. Цель личностного развития – стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – смерть для человека как личности, для его «самости».

Однако взгляды основателей гуманистической психологии характеризуются существенными расхождениями. Например, Гольдштейн, Маслоу и Роджерс говорят о том, что человеку присуща некая внутренняя сила – тенденция к самоактуализации, направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия, разворачивания заложенных в нём возможностей, сил и способностей. Это как бы основная идея ведущего гуманистического подхода к личности. Но в рамках этого же движения есть авторы, в частности такие как Ролло Мэй, Олвин Марер, Рональд Лэнг, которые принадлежат так называемому «экзистенциальному» ответвлению в гуманистической психологии. Они считают, что таких сил нет, а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Это противопоставление является одним из, может быть, наиболее ключевых противопоставлений, потому что это различие взглядов, на которое обратил внимание Роуэн, является одним из основных критериев, по которым можно отличить «экзистенциальное» направлениев рамках гуманистической психологии от направления, которое условно можно обозначить словом «личностно-центрированное».

Об этой так называемой «экзистенциальной психологии» у нас известно то, что ярким представителем экзистенциальной психологии является Виктор Франкл, автор психотерапевтической модели «логотерапия». Были изданы философские работы Мартина Бубера, в том числе его ставшая уже классической книга «Я и Ты», которая хоть и не является собственно психологической, но служит одним из основных «писаний» для экзистенциальных психологов, и столь же основополагающая философская книга П.Тиллиха «Мужество быть». Наконец, одна из первых книг Ролло Мэя – блестящее пособие по психологическому консультированию, написанное с позиций экзистенциального подхода к человеку. Говоря о том, что представляет из себя направление экзистенциальной психологии, чаще всего начинают ссылаться на экзистенциальную философию – на Хайдеггера, Ясперса, Сартра и прочих. Однако экзистенциальная психология представляет собой достаточно самостоятельный пласт материалов, совершенно отличный от экзистенциальной философии и имеющий свои собственные теоретические традиции, то есть теоретическим обоснованием экзистенциальной психотерапии является не философия экзистенциализма, а обширные теоретические разработки именно в рамках психологии.

В начале 60-х годов XX века в научной психологии произошла поразительно быстрая смена интересов и теоретической ориентации западной экспериментальной психологии. Зародилось новое на­правление – когнитивная психология. Термин «когнитивный» означал возросший интерес к изучению познавательных (когнитивных) процессов. Связано это было с интенсивным развитием кибернетики, математического моделирования, с появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Познавательные процессы рассматривались по аналогии с ЭВМ как процессы переработки информации. Одним из лидеров нового направления стал американский психолог Ульрих Найссер. В исследованиях Найссера познание человеком окружающего мира, осуществляемое в процессе восприятия, памяти, воображения, мышления, рассматривается как активный процесс усвоения информации внутренними структурами опыта. Когнитивная психология до сих пор остается самым влиятельным направлением исследований в мировой психологической науке.

Уоллес Диксон «20 великих открытий в детской психологии»

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта

Сегодня многие семьи – и западные, и российские, можно по праву назвать детоцентричными: детей всячески «развивают», возят в кружки, занимают аниматорами, готовят к умопомрачительной карьере. Руководств и методик по воспитанию и развитию детей существует огромное множество. И всего этого бы не существовало, если бы не было открытий, потрясших детскую психологию ХХ века. Заслуга Уоллеса Диксона, доктора философии, заведующего кафедрой психологии в Восточном государственном университете Теннесси, как раз в том, что он собрал и систематизировал уникальный опыт ученых, позволяющий лучше понять и отдельного ребенка, и детский коллектив, и выработать правильные и нетравматичные стратегии работы с детьми.

Кратко рассмотрим каждое открытие психологов и постараемся понять, почему автор оценил его столь высоко, что поместил в индивидуальный рейтинг научных работ.

  1. Ж. Пиаже «Истоки интеллекта у детей». Работу этого легендарного ученого невозможно недооценить. Его новаторство в детской психологии заключалось в том, что он уравнивал этапы и принципы биологического и интеллектуального развития человека. Ученый исходил из того, что онтогенез повторяет филогенез, поэтому испытывал интерес к развитию детей – как микрокосму общечеловеческого развития. Заслугой Пиаже является выделение им нескольких стадий интеллектуального развития (сенсомоторной, дооперациональной, стадии формальных операций).
  1. Вторым по значимости открытием Уоллес Диксон считает другую работу Ж. Пиаже – «Origins», в которой психолог размышляет об истоках интеллекта у детей, наблюдая за малышами от рождения до 2 лет. Многие наблюдения основаны на личном опыте – каждого из своих троих детей Пиаже исследовал со скрупулезностью ученого.
  1. Третьим важным открытием стала книга Л. Выготского «Мышление и общество». В ней советский психолог выступил с критикой лабораторных экспериментов, которые нацелены на создание искусственной среды, а потому их результаты обладают некоторой условностью и могут быть неприменимы к реальной жизни. Выготский исследовал специфику зарождения речи у ребенка. Именно этот ученый впервые заговорил о так называемой внутренней речи – когда ребенок вслух проговаривает то, что собирается сделать или просто говорит «сам с собой» — и это расценивалось как важный шаг к оформлению сознания – высокоорганизованной структуры. Выготский ввел в научный обиход понятие «зоны ближайшего развития» — оно и до сих пор активно применяется в педагогике. Под этим понятием подразумевается нечто, что ребенку по силам сделать самому на основе новоприобретенных навыков и умений. Когда ребенок освоит это, зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. И так поэтапно – дальше.
  1. Невозможно не оценить по достоинству важный вопрос, поднятый Р. Фэнцом: когда именно у ребенка проявляется способность восприятия? Может ли случиться так, что она окажется врожденной? Эти вопросы обсуждаются в работе «Истоки восприятия формы». После опытов с детенышами шимпанзе Фэнц пришел к выводу о том, что зрительное восприятие является врожденным. Более того, ученый утверждает, что есть излюбленные объекты зрительного внимания младенцев – прежде всего, это лицо человека!
  1. Рене Байержо основой для своих изысканий взяла работы Ж. Пиаже и пришла к выводу о том, что концепция постоянства предметов («шкаф стоит в комнате, даже когда меня там нет»), провозглашенная Пиаже и рассматриваемая им как актуальная для 1,5 лет, на самом деле начинает формироваться уже с 9 месяцев.
  1. Д. Премак и Г. Вудрофф искали ответы на вопросы, связанные с ментальными состояниями детей. Важным выводом ученых стало убеждение, что в 5 лет ребенок различает собственные представления о чем-либо и представления другого. И это дало возможность заключить, что на уровне 3-5 лет дети начинают создавать индивидуальные концепции о внутреннем мире.
  1. Н. Хомский работу «Синтаксические структуры» посвятил лингвистическим аспектам: он интересовался, как дети усваивают так быстро не только лексический, но и синтаксический – сложнейший уровень языка. Какие структуры участвуют в создании своего, «детского» языка с соблюдением синтаксических законов? Вывод ученого потряс общественность – Хомский считал, что потенциал способности к речи коренится в ДНК человека. Выводы Хомского были подвергнуты критике: психологи утверждали, что у здорового ребенка речь зарождается одновременно с развитием когнитивных способностей. Однако, работа Хомского была важным шагом в психологии.
  1. Р. Браун тоже исследовал зарождение речи у детей и выявил 8 разновидностей смысловых связей, 14 начальных морфем, порядок появления которых строго обусловлен. Эти выводы были аргументированы экспериментальным исследованием.
  1. Гарри и Маргарет Харлоу занимались изучением аффекциональных систем и наблюдали отношения в диаде «мать – дитя», «дитя – ближайшее окружение», «дитя – дитя». Ученые одними из первых заговорили о важности физического контакта (не любого, а только дающего тепло и уют!) матери с ребенком, о приоритетности психической безопасности младенца. По сути, выводы ученых опровергли утверждения бихевиористов о том, что мать ценна для малыша только потому, что она – источник пищи, и концепцию Фрейда об «удовлетворении оральных потребностей». Психологи вышли на нечто большее – глубинную потребность принятия со стороны матери уже на ранних этапах жизни. Именно на этой идее строятся современные руководства по воспитанию.
  1. Дж. Боулби говорил о важности предотвращения детских неврозов. Он наблюдал за детьми, разлученными с родителями по той или иной причине, и выделил 3 стадии переживаний ребенка: протест, отчаяние, отчужденность. Это во многом объясняет «странное» поведение детей, когда мать возвращается, а ребенок не спешит бросаться к ней в объятия – ему нужно время адаптироваться к новой ситуации. Поэтому важным выводом в работе ученого было понимание того, сколь опасно надолго оставлять ребенка до 6 лет – это может привести к травме отверженности.
  1. Предметом исследований М. Эйнсворт стали модели детской привязанности. Психолог подтвердила мысль о том, что мать для ребенка – «островок безопасности», и когда она постоянно рядом, то возможно безопасное развитие ребенка. Если мать то рядом, то где-то – ребенок тревожится, ищет вначале островок безопасности и только потом может развиваться. Но без ощущения защищенности развитие приостанавливается.
  1. Диана Бомрид изучала воздействие различных стилей родительского воспитания. Она создала классификацию стилей воспитания (авторитетный, авторитарный, либеральный), дала их характеристику и пришла к выводу, что преобладание какого-то одного стиля нежелательно. Важным выводом ее исследований было также то, что процесс социализации проходит неодинаково у мальчиков и девочек.
  1. Работы А. Бандуры стали важной вехой в психологии, теории коммуникаций и социологии. Ученый исследовал проявление агрессии, провел ряд экспериментов с моделированием ситуаций, провоцирующих детскую агрессию, и пришел к выводу, что наиболее верный способ активизировать ролевую агрессивную модель – показать пример безнаказанного агрессивного поведения. Личный пример дети усваивают лучше всего – об этом в один голос твердят современные психологи. Очень важен следующий вывод Бандуры: менее агрессивны те дети, которые видели неагрессивную модель, в сравнении с теми, кто вообще не видел никакой модели поведения!
  1. К. Джиллиган исследовала женщин, решивших сделать аборт, а предметом ее исследования были уровни морального развития. В ее работе содержится дополнение знаменитой концепции Л. Колберга об уровнях морального развития, но он исследовал мужчин и говорил о мужской этике. Его студентка, Джиллиган, дополнила исследования «женского вопроса» и пришла к выводу, что женщины проявляют моральные качества исходя из конкретной ситуации, а мужчинам важно отстоять абстрактные принципы справедливости.
  1. А. Томас, С. Чесе, Г. Берч – детские психиатры, которые исследовали нестандартное детское поведение. Они провели лонгитюдное исследование в период 1956 – 1988 гг., исследуя одних и тех же людей в их детские годы и в годы зрелости. Ученые размышляли над вопросами: каким образом предпочтительнее изучать черты характера? Как классифицировать эти черты, чтобы выявить отклонения от нормы? Что именно влияет на формирование характера? Учитывались такие факторы: уровень активности, способность к адаптации, особенности реакций, интенсивность и продолжительность внимания, способности переключаться, эмоциональный фон. Было исследовано 85 семей, 136 детей, 40 из которых имели нарушения поведения. Относительно нарушений поведенческой нормы была выявлена следующая взаимосвязь: у детей, противящихся новому, чаще всего сбиты биологические ритмы, они негативно настроены, плохо адаптируются, проявляют очень сильные реакции.
  1. Э. Вернер и Р. Смит искали ресурсы жизнестойкости и эффективной психической адаптации у детей. Учеными тоже было проведено лонгитюдное исследование детей с 1955 по 1995 гг. Факторами риска для детей были признаны следующие: перинатальный стресс, нищета, беспорядок дома, алкоголизм (психические болезни) родителей. Благоприятными факторами оказались такие: глубокая связь с близкими родственниками (членами религиозной общины), вера в свое влияние на собственную жизнь, умение дистанцироваться от родительских проблем, наличие поддержки социума.
  1. Самерофф и Чандлер считали, что метод ретроспекции в терапии искажений развития не оправдывает себя, потому что нарушения развития часто обусловлены дородовыми и родовыми показателями (аноксией, недоношенностью, стрессом беременной матери). Ученые высказали идею о том, что на психическое состояние ребенка намного больше влияет не наличие болезни, но то, как родители ее воспринимают. Факторами риска они считали совокупность протекания беременности и родов и социальное окружение после рождения ребенка.
  1. А. Анастази, получившая степень доктора психологии в 21 год, исследовала соотношение природных и социальных факторов в развитии ребенка и пришла к выводу, что воздействие одного аспекта зависит от специфики другого. Например, если от родителей девочкой унаследованы светлая кожа и светлые волосы, то может быть запущен миф о «блондинке», который станет оправданием безответственного поведения.
  1. Р. Белл изучал влияние детей на родительское их восприятие. Уникальность каждого ребенка обусловливает то, как его воспринимают свои родители, и это воздействует на социализацию вообще. К примеру, плаксивый ребенок часто может раздражать родителей, они выражают это раздражение, он растет неуверенным в себе и малоинициативным.
  1. Д. Хьюбел и Т. Визел получили Нобелевскую премию в области медицины. Они изучали специфику работы мозга у кошек и пришли к выводу о нервной пластичности. При регулярной востребованности клетки мозга работают активнее, а если они не востребованы, то атрофируются или адресуются иным системам. И тогда это объясняет, почему, например, слепой лучше осязает, в сравнении со зрячим: происходит своеобразная замена, компенсация утраченной или отсутствующей функции.

Мы видим, что каждое открытие, прокомментированное Диксоном Уоллесом, имело решающее значение не только для психологии, но и для смежных гуманитарных наук. Благодаря исследованиям психологов человек стал более понятен, в педагогике и воспитании был преодолен сильный разрыв между миром взрослых и детей (в 19 веке детей могли «обучать» поркой и наказаниями, а в древние времена младенцев просто убивали, если невозможно было их прокормить). Профессиональному психологу будет полезно ознакомиться с базовыми вопросами и понятиями детской психологии ХХ века, прочитать описания экспериментов, результаты которых порой поражают, а простой родитель увидит в книге пути изменения своего поведения, достижения более осознанного взаимодействия со своим ребенком. Книга ценна тем, что позволяет нам «вспомнить» о своих детских ощущениях и стать на позицию маленького человека, зависимого от нас.

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Свежие статьи