Виды агрессии у детей дошкольного возраста: Особенности проявления детской агрессивности

Содержание

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Источник: Г.Э. Бреслав «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности» и А.А. Романов «Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей»

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Работайте со страхами, моделируйте, т. е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, — «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди извинись», — «погладь по голове», — «пожми руку», — «предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и т.п.).

Агрессия у ребенка — причины, виды, как бороться с агрессией у детей

Заболевание лечит:
Детский психолог

Содержание статьи:

  • Причины
  • Классификация
  • Проявления агрессии
  • Диагностика
  • Лечение
  • Осложнения

Детская агрессия — это поведение ребенка, при котором он стремится причинить вред себе, другим людям, животным или объектам окружающей среды. Агрессия может быть словесной или физической, проявляется разнообразно. Агрессию выказывают дети всех возрастов и социальных групп, наиболее ярко агрессивное поведение демонстрируют мальчики. Диагностику агрессивного поведения и лечение проводят психологи, психиатры.

Причины

Изначально агрессивное поведение ребенка служит способом выражения эмоций. Неправильная ответная реакция со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает использовать агрессию как средство достижения своих целей. Немотивированную агрессию в той или иной степени проявляет каждый ребенок, но у некоторых она закрепляется в поведении и становится чертой характера.

Основной механизм агрессии — неумение ребенка правильно выражать свои чувства и потребности. Причины возникновения агрессии у детей:

  • нарушение развития личности, неустойчивость эмоций;
  • недоразвитие нервной системы;
  • особенности воспитания — внушение мальчикам, что они должны уметь драться;
  • неблагоприятная обстановка в семье — ссоры между взрослыми, открытая демонстрация жестокости, агрессия по отношению к ребенку  Источник:
    Детская агрессия. Лукина М.Л., Шарифулина И. А. Вестник науки и образования №15, 2020. с. 96-99.

Спровоцировать вспышку агрессии могут совершенно непредсказуемые действия и состояния — плохая оценка в школе, ссора с друзьями, голод, утомление, требования родителей.

Агрессивное поведение — это не просто капризы или плохое воспитание. Проблема возникает из-за нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Незрелость отделов коры, отвечающих за эмоции, приводит к преобладанию процесса возбуждения. Торможение при этом отстает, и ребенок не может самостоятельно справиться со своими эмоциями. Накопление эмоционального напряжения требует выхода, но ребенок еще не умеет регулировать этот процесс и начинает вести себя агрессивно.

Классификация

Стремление причинить вред, обычно физический, себе называют аутоагрессией. Если ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другим живым и неживым объектам, такое состояние называют гетероагрессией. По характеру поведения различают следующие виды агрессии у детей:

  • физическая — стремление причинить вред с помощью силы, ударить или сломать что-либо;
  • вербальная — словесная, реализована через угрозы и оскорбления;
  • экспрессивная — угрожающие жесты, интонация, мимика, позы.

Агрессивное поведение может быть вызвано внешними факторами, тогда его называют реактивным, или ответным. Реже наблюдается внутренняя агрессия, которая возникает спонтанно, без видимых причин.

Проявления агрессии

Пока дети растут, активно познают мир и учатся общению, агрессивное поведение укладывается в рамки физиологического. Малыши до трехлетнего возраста щипают и дергают за волосы родителей, других детей, порой агрессивно ведут себя с животными. Если приступы агрессии легко пресекаются родительским запретом, ребенок понимает, что так вести себя нельзя — поводов для беспокойства нет. Такое поведение является способом познания окружающего мира, установления коммуникативных связей с другими людьми и животными.

К трехлетнему возрасту физиологическая агрессия исчезает, ребенок понимает, что своими действиями причиняет боль, и начинает вести себя более осторожно. Если же малыш продолжает агрессивные действия, и делает это осознанно, высока вероятность психологической проблемы. Дети младшего возраста проявляют агрессию следующим образом:

  • укусы;
  • щипки;
  • толчки;
  • кидание предметов;
  • катание по полу;
  • плевки;
  • крики.

Более выражена физическая составляющая агрессии, которая дополнена бессвязными криками.

У детей старше трех лет активно развивается речь, им требуется больше общения. Неумение находить общий язык с другими детьми и взрослыми, слабые навыки коммуникации порождают агрессивное поведение. На этом этапе вербальная составляющая преобладает над физической. Дети больше кричат, ругаются и оскорбляют других людей. Лишь к младшему школьному возрасту ребенок учится справляться со своей агрессией, подавлять ее усилием воли.

Агрессия у школьников уже имеет направленность. Дети используют агрессивное поведение, чтобы выделиться среди других, защитить свои интересы, настоять на своем. Впервые появляются гендерные различия. Мальчики в большей степени используют свою физическую силу. Девочки же предпочитают вербальный способ, действуют более изощренно  Источник:

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста. Мосина Т.Н. Санкт-Петербургский образовательный вестник №32, 2018..

В период полового созревания на фоне гормональной перестройки эмоциональное развитие подростка идет двумя путями. Некоторые справляются со своей агрессией, направляют энергию на продуктивную деятельность. Другие же попадают в состояние депрессии, совершают попытки суицида.

Диагностика

Любые признаки агрессии у ребенка требуют консультации психолога, даже если они укладываются в физиологические рамки. Врач определяет патологичность агрессивного поведения в ходе беседы с маленьким пациентом. Для диагностики нужны данные:

  • анамнез жизни ребенка;
  • особенности воспитания;
  • психологическая обстановка в семье;
  • поведение ребенка дома, в детском саду или школе.

Врач опрашивает родителей, воспитателей в детском саду  Источник:
Основные проблемы и трудности поведения дошкольников. Лысова О.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. или учителей в школе.

Для более глубокой диагностики психолог использует тесты и опросники:

  • анкеты, которые заполняют ребенок, его родители, воспитатели или учителя;
  • опросники для выявления личностных особенностей;
  • врач предлагает ребенку сделать рисунки, которые бы описывали разные аспекты его жизни;
  • интерпретационные тесты.

Лечение

Основу лечения детской агрессии составляет психотерапия. Занятия с психологом или психиатром разрешены с любого возраста. Врач составляет индивидуальный план лечения, исходя из возраста пациента, уровня его агрессивности, причин проблемы. Способы снятия агрессии:

  • психологическая беседа;
  • упражнения на расслабление;
  • занятия в игровой форме;
  • упражнения для развития коммуникативных навыков;
  • упражнения для управления эмоциями, гневом.

Врач может работать только с ребенком, либо вовлекать в лечебный процесс родителей. Семейная психотерапия в большинстве случаев приносит результаты значительнее, чем индивидуальные занятия.

Игровые упражнения подходят для детей дошкольного возраста. При этом врач и родители являются участниками игры, равными ребенку. Работа с младшими школьниками заключается в проигрывании различных сюжетов и ситуаций, которые предлагают поочередно врач и ребенок. Подростки предпочитают работать с психологом индивидуально. Упражнения нацелены на проработку личностных проблем подростка, обучение самовыражению иными методами. Психолог помогает подростку найти себя в творчестве, хобби.

Групповые занятия нужны для детей всех возрастов. Цель групповой терапии — обучение пациентов коммуникации, введение их в социум. В зависимости от возраста пациентов врач использует беседы, ролевые постановки, рисование, музыку, физическую активность.

Психолог занимается не только с ребенком, но и с его родителями. Врач обучает членов семьи, как правильно реагировать на агрессивное поведение ребенка:

  • регулярно говорить ему о своей любви;
  • вовлекать ребенка в разговор, чтобы разобраться в причинах агрессивного поведения;
  • совместно искать пути решения проблемы;
  • избегать телесных наказаний.

Медикаментозная коррекция поведения показана при тяжелом течении болезни, наличии психопатологических расстройств, угрозе здоровью и жизни самого пациента или окружающих людей. Медикаментозное лечение для снятия агрессии назначает врач-психиатр.

Осложнения

Неконтролируемая агрессия без психологической коррекции быстро становится чертой характера ребенка. Она вызывает гнев, озлобленность, ребенок закрывается от других. Осложнения развиваются обычно к подростковому возрасту  Источник:
Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников. Данченкова С.Н. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.:

  • акцентуации — патологическое усиление определенной черты характера, предпосылки к развитию обсессивно-компульсивного расстройства;
  • психопатии — патологические расстройства личности с девиантным поведением, отклонение от общепринятых социальных норм;
  • депрессия с суицидальными наклонностями.

Подростки ведут себя общественно опасно, совершают мелкие хулиганства и правонарушения.

Прогноз при детской агрессии относительно благоприятный. Своевременное и корректное лечение у психолога или психиатра позволяет избавиться от агрессивного поведения. Однако сильные эмоции, стрессы, жизненные трудности в будущем могут спровоцировать повторное проявление агрессии.

Источники статьи:

  1. Детская агрессия. Лукина М.Л., Шарифулина И.А. Вестник науки и образования №15, 2020. с. 96-99
  2. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста. Мосина Т.Н. Санкт-Петербургский образовательный вестник №32, 2018.
  3. Основные проблемы и трудности поведения дошкольников. Лысова О.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.
  4. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников. Данченкова С.Н. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Агрессия: Физическая агрессия с раннего детства до зрелого возраста


Мэтью Э. Янг, доктор философии, Кейт Кинан, доктор философии
Чикагский университет, США
, испр. изд.

PDF-версия

Введение

Дошкольники, у которых не выработались соответствующие возрасту стратегии регулирования агрессивного поведения, подвержены высокому риску хронического агрессивного и антиобщественного поведения. Агрессия сочетается с несколькими распространенными проблемами в раннем детстве, включая импульсивность, нарушение регуляции эмоций и задержку речи, и является частой причиной обращения к врачу. Как именно эти другие проблемы взаимодействуют с агрессией, все еще исследуется. Эти сопутствующие проблемы у некоторых детей могут усугубить агрессию. У других детей нарушения в этих других областях функционирования могли предшествовать трудностям с агрессией. Проблемы с агрессией обычно развиваются в контексте взаимодействия между биологическими и социальными факторами риска, историей обучения и поведением родителей. 1

Субъект

Основные изменения в когнитивной и социально-эмоциональной сферах происходят в раннем детстве. Что касается когнитивного развития, то появление все более сложных вербальных навыков, самосознания и целенаправленного поведения способствует сильному стремлению ребенка к независимости. Одновременно родители начинают устанавливать правила и ограничения как в ответ на вновь обретенную автономию ребенка, так и в качестве естественной части процесса социализации. Столкновения между самоутверждением ребенка и установленными родителями ограничениями приводят к более частым эпизодам фрустрации и расстройства. Таким образом, некоторое агрессивное поведение в ответ на фрустрацию типично для развития в раннем возрасте. Новые навыки, по-видимому, влияют на траекторию ранней агрессии. Например, растущая способность ребенка регулировать внимание и негативные эмоции, подавлять импульсивные реакции и использовать социальное общение для разрешения конфликта или выражения потребностей обеспечивает основу для использования поведения, отличного от агрессии, в ответ на разочарование, гнев, страх и т. д. Фактически, интенсивность реакции гнева у малышей, подвергающихся фрустрирующим задачам, связана с уровнем агрессии в более позднем детстве. 2 Оценка развития навыков ребенка важна для определения того, следует ли устранять задержки в других областях функционирования.

Проблемы

Определение атипичной агрессии в дошкольном возрасте вызывает споры, 3 отчасти из-за нежелания ставить ярлыки или диагностировать маленьких детей или применять неподходящие для развития понятия из литературы об агрессии у пожилых людей. Агрессия широко определяется в литературе по психологии развития и аномальной психологии 9 .0014 4 , что приводит к набору моделей поведения, которые варьируются от типичного и адаптивного до нетипичного и неадекватного. Теперь мы знаем, что маленькие дети, проявляющие высокий уровень агрессии, подвергаются высокому риску сохранения проблемного поведения и нуждаются в помощи.5,6 Агрессивное поведение связано с нарушениями в ряде областей развития (например, физического, когнитивные) и могут усугубляться сопутствующими проблемами. Например, задержки в языковом развитии могут препятствовать общению о потребностях, ухудшать социализацию эмпатии и регулирование эмоций и негативно влиять на отношения со сверстниками. Задержки речи также способствуют дефициту социальных навыков, что может привести к усилению агрессии в среднем детстве. 7   

Ключевые вопросы исследования

Агрессивное поведение проявляется рано, 8 , и даже эти ранние формы могут сохраняться и становиться проблематичными. 1,4,5 Более того, высокий уровень агрессии, проявляющийся уже в раннем возрасте, является прогностическим признаком более поздних деструктивных расстройств поведения. 9 В результате этих открытий была получена более высокая оценка способности исследований хронической агрессии у маленьких детей информировать исследования о причинах серьезной агрессии. В течение первых пяти лет жизни возникают многие критические дефициты, которые создают основу для стойкого или проблематичного агрессивного поведения. 10 Дисрегуляция эмоций, невнимательность, импульсивность и другие задержки развития, особенно в области социального общения, вероятно, влияют на течение агрессивного поведения. Взаимодействия между генами и окружающей средой, вероятно, также окажут важное влияние. Например, гаплотипы гена переносчика серотонина, по-видимому, смягчают влияние неподдерживающего раннего воспитания на непослушание и агрессию. 11,12 Учитывая неоднородность проявлений ранней агрессии, характеристика факторов риска и сопутствующих проблем должна быть ключевой целью исследования.

Недавние результаты исследований

За последнее десятилетие накапливались данные для выяснения подтипов агрессии, относительного влияния некоторых факторов риска, таких как бессердечно-неэмоциональные черты (CU), и влияния жестокого обращения с детьми на развитие агрессивное поведение.

Дети, проявляющие черты CU, демонстрируют более высокий риск развития реактивной агрессии в подростковом возрасте, но вклад черт CU в реляционную агрессию, по-видимому, смягчается наличием сопутствующих проблем интернализации. 13  Более того, раннее начало антисоциального поведения, включая агрессию, является лучшим предиктором антисоциального поведения в подростковом и раннем взрослом возрасте, чем наличие признаков CU. 14  Травма и жестокое обращение уже давно считаются важными факторами, коррелирующими с агрессией в подростковом возрасте, и недавние данные, полученные в норвежской выборке, свидетельствуют о том, что дети, подвергшиеся жестокому обращению (то есть физическому, эмоциональному или сексуальному), более склонны к развитию агрессии, чем дети. дети, подвергшиеся безнадзорности или жестокому обращению. Эти данные ограничены однородной выборкой и потому, что в эту выборку включено много детей старше пяти лет. 15 Однако более крупное и разнообразное исследование показало, что определенная форма жестокого обращения с детьми (хроническое подвергание насилию в обществе) была связана с развитием агрессии даже у детей в возрасте трех лет, возможно, из-за эмоциональной десенсибилизации к насилию. 16 

Передача тяжелого агрессивного поведения из поколения в поколение, скорее всего, обусловлена ​​взаимодействием между ассортативным спариванием, генетикой и социальными и экологическими факторами, а не каким-либо одним изолированным фактором риска. 17 Несколько детских черт были идентифицированы как модераторы развития агрессии, включая IQ, усиленный контроль над эмоциями/поведением, теорию разума, понимание эмоций и враждебную предвзятость атрибуции. 18  

Вмешательство

Агрессия у детей дошкольного возраста не считается состоянием психического здоровья или диагнозом как таковым, но обычно рассматривается в контексте вмешательств по поводу других состояний, таких как проблемы экстернализации, деструктивные расстройства поведения или психиатрические и сопутствующие заболевания. Например, уменьшение проблем с агрессией в контексте задержки развития обычно требует вмешательства, направленного на задержку, а не просто на уменьшение агрессивного поведения. Психофармакология, поведенческая и семейная терапия, а также более широкие службы раннего вмешательства часто используются для борьбы с агрессией в этой популяции. Программы раннего вмешательства, которые не являются , в частности , нацеленные на агрессию, такие как Head Start, продемонстрировали благотворное влияние на агрессивное поведение. 19 Большая часть данных, подтверждающих эффективность психофармакологии при дошкольной агрессии, основана на испытаниях лечения сопутствующих психических и психических заболеваний. 20  

Психотерапевтические вмешательства для снижения и предотвращения агрессии у маленьких детей обычно оцениваются как часть более широких протоколов лечения экстернализации поведения. В этой литературе индивидуальная и групповая поведенческая терапия родителей признана хорошо зарекомендовавшей себя доказательной терапией. 21 Тайм-аут положительного подкрепления (процедура оперантного обусловливания, обычно называемая просто «тайм-аут») является одним из самых безопасных и эффективных вмешательств для снижения агрессивного поведения дошкольников, когда используется родителем/опекуном в планомерным, предсказуемым образом в сочетании с другими стратегиями управления поведением. Тайм-аут особенно эффективен в борьбе с преднамеренно противодействующим поведением детей, и его использование не вызывает немедленных или долгосрочных побочных эффектов.2 2,23 В дополнение к убедительным доказательствам, подтверждающим его эффективность, тайм-аут совместим с поведенческими, семейными системами, подходами к дисциплине, основанными на привязанности и травмах. 24  

Пробелы в исследованиях

Две области исследований все еще находятся на ранних стадиях разработки. Во-первых, это понимание половых различий в ранней агрессии. Многочисленные исследования демонстрируют половые различия в продолжительности ранней агрессии. 25 Исследование половых различий в характеристиках сопутствующих проблем с агрессией поможет предложить причинно-следственные модели хронической агрессии в процессе развития. Одним из примеров такого исследования является Хилл и его коллеги 9.0014 26 более 400 девочек и мальчиков дошкольного возраста в возрасте от 2 до 5 лет. Плохая регуляция эмоций и невнимательность в возрасте 2 лет были важными предикторами хронических и клинически значимых уровней агрессии и неповиновения для девочек, тогда как невнимательность была предиктором для мальчиков.

Вторая область — выявление подгрупп агрессивных детей, демонстрирующих специфические паттерны сосуществующего поведения и соответствующие изменения в биологических системах. Например, частота сердечных сокращений и проводимость кожи использовались для дифференциации подтипов агрессии, которые демонстрируют различные модели сопутствующих проблем у детей старшего возраста. 27 Проверка таких гипотез на детях младшего возраста может помочь понять, является ли вегетативное возбуждение причиной или следствием агрессии.

Выводы

Агрессия развивается в раннем возрасте и в большинстве случаев демонстрирует постепенное снижение в течение первых пяти лет жизни. Большинство детей учатся подавлять агрессивное поведение и заменять его просоциальными навыками, которые развиваются в раннем детстве. Некоторые маленькие дети проявляют агрессию, которая является всепроникающей, частой и серьезной. Постоянная агрессия, возникающая в течение первых пяти лет жизни, угнетает и связана с более поздними психическими расстройствами, плохими социальными результатами и накоплением дефицитов. Проблемная ранняя агрессия обычно развивается в результате взаимодействия между факторами риска, процессами социального обучения и другими воздействиями окружающей среды. 1 Сопутствующие заболевания распространены в контексте стойкого и высокоагрессивного поведения, включая языковые проблемы, импульсивность, гиперактивность, плохо регулируемые негативные эмоции и неповиновение. Хотя направление воздействия (т. е. какая проблема возникла первой) не всегда очевидно, одновременное возникновение требует всесторонней оценки функционирования в процессе развития, когда возникают опасения по поводу раннего агрессивного поведения.

Последствия

Хотя первые пять лет жизни являются периодом риска развития стойких проблем с агрессией, этот же период можно рассматривать как оптимальную возможность для поддержки развития эмоциональной и поведенческой регуляции и общения с повысить вероятность здорового социального развития. Патологические паттерны агрессии можно эффективно лечить с помощью модификации поведения, семейной терапии и лекарств в контексте эффективного лечения сопутствующих заболеваний, психиатрии и проблем развития. Развитие в когнитивной, эмоциональной, поведенческой и социальной областях следует систематически и регулярно оценивать в течение первых пяти лет жизни. Из-за взаимосвязанности каждой из этих областей при приобретении просоциальных навыков задержки в одном измерении могут повлиять на развитие в других, что приведет к накоплению дефицита. Поощрение использования точки зрения, регулирование эмоций и поведения, отсрочка удовлетворения и усиленный контроль связаны со снижением агрессии. Следовательно, значительная задержка или дефицит основных психологических процессов, поддерживающих эти области роста, будут препятствовать нормальному снижению агрессии, наблюдаемому в течение первых пяти лет жизни. Любое эффективное вмешательство в отношении агрессии потребует оценки дефицита во всех областях и дополнительной поддержки для устранения такого дефицита.

Ссылки

  1. Trentacosta CJ, Hyde LW, Shaw DS, Dishion TJ, Gardner F, Wilson M. Отношения между кумулятивным риском, воспитанием детей и проблемами поведения в раннем детстве. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин . 2008;49(11):1211–1219. doi:10.1111/j.1469-7610.2008.01941.x

  2. Liu C, Moore GA, Roben CKP, Ganiban JM, Leve LD, Shaw DS, Natsuaki MN, Reiss D, Neiderhiser JM. Изучение конструкций критериев исследовательской области (RDoC) для выражения гнева и регуляции у малышей. Журнал психопатологии и клинической науки . 2022;131(6):588-597. дои: 10.1037/abn0000658

  3. Кэмпбелл С.Б. Проблемы поведения у детей дошкольного возраста: обзор последних исследований. Журнал детской психологии и психиатрии . 1995; 36:113-149.

  4. Tremblay RE, Japel C, Perusse D, Boivin M, Zoccolillo M, Montplaisir J, McDuff P. Поиск возраста «начала» физической агрессии: новый взгляд на Руссо и Бандуру. Криминальное поведение и психическое здоровье . 1999;9:8-23.

  5. Фергюссон Д.М., Хорвуд Л.Дж. и Риддер Э.М. Покажите мне ребенка в семь лет: последствия проблем поведения в детстве для психосоциального функционирования во взрослой жизни. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин . 2005;46(8):837-849. doi:10.1111/j.1469-7610.2004.00387.x

  6. Кречмер Т., Хикман М., Доернер Р., Эмонд А., Льюис Г., Маклеод Дж., Моган Б., Мунафо М.Р., Херон Дж. Результаты траекторий проблем поведения в детстве в раннем взрослом возрасте: результаты исследования ALSPAC. Европейская детская и подростковая психиатрия . 2014;23(7):539-549. дои: 10.1007/s00787-013-0488-5

  7. Petersen IT & LeBeau B. Языковые способности в развитии экстернализирующих поведенческих проблем в детстве. Журнал педагогической психологии . 2021;113(1):68–85. дои: 10.1037/edu0000461

  8. Landry S & Peters RD. К пониманию парадигмы развития проблем агрессивного поведения в дошкольном возрасте. В: Питерс Р.Д., МакМахон Р.Дж., Куинси В.Л., ред. Агрессия и насилие на протяжении всей жизни. Ньюбери-Парк: Sage Publications; 1992:1-30.

  9. Кинан К., Шоу Д.С., Делликвадри Э., Джованнелли Дж., Уолш Б. Доказательства преемственности раннего проблемного поведения: применение модели развития. Журнал аномальной детской психологии . 1998; 26:443-454.

  10. Кинан К. Выявление дошкольных предвестников проблемного поведения. В: Лобер Р., Фаррингтон Д.П., ред. Дети-правонарушители. Ньюберри-Парк, Калифорния: Sage Publications, Inc.; 2001: 117-136

  11. Сулик М.Дж., Айзенберг Н., Лемери-Чалфант К., Спинрад Т.Л., Сильва К.М., Эггум Н.Д., Бетковски Дж.А., Купфер А., Смит К.Л., Гертнер Б., Стовер Д.А., Веррелли Б.К. Взаимодействия между гаплотипами гена переносчика серотонина и качеством воспитания матерей предсказывают развитие некомплаентности у детей. Психология развития . 2012;48(3):740-754. дои: 10.1037/a0025938

  12. Сулик М.Дж., Айзенберг Н., Лемери-Чалфант К., Спинрад Т.Л., Сильва К.М., Эггум Н.Д., Бетковски Дж.А., Купфер А., Смит К.Л., Гертнер Б., Стовер Д.А., Веррелли Б.К. «Взаимодействие между гаплотипами гена переносчика серотонина и качеством воспитания матерей предсказывает развитие несоответствия у детей»: исправление к Sulik et al. (2012). Психология развития. 2013;49(6):1026-1026. дои: 10.1037/a0032762

  13. Фанти К.А., Кимонис Э. Неоднородность экстернализации проблем в возрасте 3 лет: связь с биологическими и экологическими последствиями в возрасте 15 лет. Психология развития. 2017;53(7):1230-1241. дои: 10.1037/dev0000317

  14. Хайд Л.В., Берт С.А., Шоу Д.С., Доннеллан М.Б., Forbes EE. Раннее начало, агрессивность и/или черствость-бесчувственность? Изучение совпадения и прогностической полезности подтипов антиобщественного поведения. Журнал ненормальной психологии. 2015;124(2):329-342. дои: 10.1037/abn0000029

  15. Аугусти Э.М., Баугеруд Г.А., Сулутведт У., Мелиндер А. Жестокое обращение и симптомы травмы: имеет ли значение тип жестокого обращения? Психологическая травма: теория, исследования, практика и политика.  2018;10(4):396-401. дои: 10.1037/tra0000315

  16. Kennedy TM, Ceballo R. Эмоционально оцепенелый: Десенсибилизация к воздействию общественного насилия среди городской молодежи. Психология развития . 2016;52(5):778-789. дои: 10.1037/dev0000112

  17. Tremblay RE, Vitaro F, Côté SM. Истоки развития хронической физической агрессии: биопсихосоциальная модель профилактических вмешательств следующего поколения. Ежегодный обзор психологии . 2018;69(1):383-407. doi:10.1146/annurev-psych-010416-044030

  18. Чо Д.Е., Лейн Д.Д., Грабелл А.С., Олсон С.Л. Предвестники развития склонности к враждебной атрибуции у детей младшего школьного возраста. Психология развития . 2013;49(12):2245-2256. дои: 10.1037/a0032293

  19. Гершофф Э.Т., Ансари А., Пуртелл К.М., Секстон Х.Р. Изменения в шлепании и чтении родителей как механизмах Head Start воздействуют на детей. Журнал семейной психологии . 2016;30(4):480-491. дои: 10.1037/fam0000172

  20. Невельс Р.М., Дехон Э.Е., Александр К., Гонтковский СТ. Психофармакология агрессии у детей и подростков с первичными нервно-психическими расстройствами: обзор современных и потенциально перспективных методов лечения. Экспериментальная и клиническая психофармакология. 2010;18(2):184-201. дои: 10.1037/a0018059

  21. Камински Ю.В., Клауссен А.Х. Обновление доказательной базы психосоциальных методов лечения деструктивного поведения у детей. Журнал клинической детской и подростковой психологии. 2017;46(4):477-499. дои: 10.1080/15374416.2017.1310044

  22. Найт Р.М., Олбрайт Дж., Делинг Л., Дор-Стайтс Д., Дрейтон А.К. Продольная связь между тайм-аутом и эмоциональным и поведенческим функционированием ребенка. Журнал развития и поведенческой педиатрии. 2020;41(1):31-37. doi:10.1097/DBP.0000000000000725

  23. Ларзелере Р.Э., Ноулз С.Дж., Генри К.С., Ричи К.Л. Ближайшая и отдаленная эффективность дисциплинарной тактики по типу неподчинения детей раннего возраста. Воспитание . 2018;18(3):141-171. дои: 10.1080/15295192.2018.1465304

  24. Даддс М.Р., Талли Л.А. Что такое дисциплинировать ребенка: какой она должна быть? Повторный анализ тайм-аута с точки зрения психического здоровья ребенка, привязанности и травмы. Американский психолог. 2019;74(7):794-808. дои: 10.1037/amp0000449

  25. Кинан К., Шоу Д. Влияние развития и социальных факторов на раннее проблемное поведение девочек. Психологический бюллетень . 1997;121:95-113.

  26. Хилл А.Л., Дегнан К.А., Калкинс С.Д., Кин С.П. Профили экстернализации поведенческих проблем у мальчиков и девочек в дошкольных учреждениях: роли регулирования эмоций и невнимательности. Психология развития . 2006;42:913-928.

  27. Скарпа А., Хаден С.К., Танака А. Вспыльчивость: вегетативные, эмоциональные и поведенческие различия между реактивной и активной агрессией в детстве. Биологическая психология. 2010;84:488-496.

Как цитировать эту статью:

Young ME, Кинан К. Развитие и социализация агрессии в течение первых пяти лет жизни. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Tremblay RE, тема изд. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/aggression/according-experts/development-physical-aggression-early-childhood-adulthood. Обновлено: декабрь 2022 г. По состоянию на 6 марта 2023 г.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Какие три вида агрессии у детей бывают?

Три типа агрессии включали реактивно-экспрессивную (то есть словесную и физическую агрессию), реактивно-невыразительную (например, враждебность) и проактивно-реляционную агрессию 9.0307 (т. е. агрессия, способная разрушить человеческие отношения, например, путем распространения злонамеренных слухов).

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на pubmed.ncbi.nlm.nih.gov

Какие бывают виды агрессии у детей?

Различают четыре типа агрессивного поведения: случайное, экспрессивное, инструментальное и враждебное. Важно понимать, какое поведение могут демонстрировать дети, чтобы ваши ответы были эффективными.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на digitalcommons. unl.edu

Какой тип агрессии наиболее распространен в раннем детстве?

Большая часть агрессии, проявляемая детьми в возрасте от двух до шести лет, носит инструментальный характер, при этом большинство вспышек происходит в драках из-за материалов и игрушек. Малыши и дошкольники импульсивны, имеют ограниченные языковые навыки и эгоцентричны. В результате они могут бить, хватать, пинать или кусать, чтобы получить то, что им нужно.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте accesswdun.com

Какие существуют 4 типа агрессии?

Как только вы определите основной тип агрессии, которую вы испытываете, вы можете дополнительно определить эту агрессию, сгруппировав ее в один из четырех вторичных типов агрессии: случайная агрессия, экспрессивная агрессия, враждебная агрессия и инструментальная агрессия.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте mind-diagnostics. org

Что такое агрессивное поведение у детей?

Агрессия у детей может принимать разные формы: гневные истерики; бить, пинать или кусать; вспыльчивые порывы, уничтожающие собственность; хладнокровное издевательство; словесные атаки; попытки контролировать других с помощью угроз или насилия.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на parentingscience.com

Джордан Петерсон: Развитие агрессивных детей

Каковы некоторые примеры агрессивного поведения?

Агрессия может быть прямым поведением, таким как удары, пинки, укусы и толчки, и это лишь некоторые из них. Кроме того, агрессия может принимать косвенную форму, такую ​​как поддразнивание, запугивание, распространение слухов, обзывание или игнорирование кого-либо.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте lakelandbehavioralhealth.com

Сколько существует типов агрессивного поведения?

Виды агрессии. Существует три основных типа агрессии: инструментальная, враждебная и реляционная агрессия. Враждебная или физическая агрессия имеет место, когда человек намеревается причинить вред другому, совершая физические действия, такие как удары, стрельба, удары ногами или ножом, или угрожая сделать это.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте simplepsychology.org

Какие три стадии агрессии?

С точки зрения управления гневом эпизод гнева можно рассматривать как состоящий из трех фаз: Эскалация. Взрыв. Пост-взрыв.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте betterrelationships.org.au

Какие 3 типа агрессии проявляются во время гнева?

В то время как гнев — это чувство/эмоция, агрессия — это поведение или действие, которое является враждебным, разрушительным и/или насильственным. Это может быть физическое насилие, бросание предметов, порча имущества, самоповреждающее поведение, словесные угрозы или оскорбления.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на oohctoolbox.org.au

Каковы три компонента агрессии?

Три элемента агрессии: потенциал выживания человека, нормы и провокация.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на sciencedirect.com

В каком возрасте дети наиболее агрессивны?

Частое использование физической агрессии людьми, по-видимому, достигает своего пика в возрасте 2–3 лет. В последующие годы большинство детей изучают альтернативы физической агрессии. Примерно 4% детей имеют высокий уровень физической агрессии с раннего детства до позднего подросткового возраста.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте damageprevention.bmj.com

Каковы 5 фаз агрессии?

Цикл возбуждения гнева

xi Цикл возбуждения гнева состоит из пяти фаз: триггер, эскалация, кризис, восстановление и депрессия. Понимание цикла помогает нам понять наши собственные реакции и реакции других.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на adm.viu.ca

Что такое раннее агрессивное поведение?

Агрессивное поведение – это когда ребенок или молодой человек враждебно реагирует на сверстников, братьев, сестер или взрослых. Это может включать словесную и физическую агрессию. Есть много причин, по которым ваш ребенок или молодой человек может проявлять агрессию. Они могут чувствовать себя встревоженными и небезопасными.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на cypf.berkshirehealthcare.nhs.uk

Что такое агрессия и ее виды?

Агрессия относится к поведению, направленному на причинение вреда другому человеку. Насилие – это агрессия, причиняющая чрезмерный физический вред. Эмоциональная или импульсивная агрессия относится к агрессии, которая возникает лишь при небольшой предусмотрительности или намерении. Инструментальная или когнитивная агрессия носит преднамеренный и спланированный характер.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на opentextbc.ca

Какие существуют два типа агрессии GCSE PE?

Косвенная агрессия не предполагает физического контакта. Агрессия направлена ​​на объект, чтобы получить преимущество, например, сильный удар по теннисному мячу во время розыгрыша. Прямая агрессия предполагает физический контакт с другими, т.е. удар.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на thepeclassroom.com

Какой тип агрессии наиболее характерен для двухлетних детей?

Большинство детей начинают использовать физическую агрессию в возрасте от одного до двух лет в качестве реакции на фрустрацию и как средство для достижения цели.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте child-encyclopedia.com

Каковы два основных типа агрессии?

Два основных типа агрессии, проактивная и реактивная, связаны с контрастным выражением, вызывающими факторами, нервными путями, развитием и функцией. Различие полезно для понимания природы и эволюции человеческой агрессии.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на pnas.org

Сколько видов агрессии существует в физическом воспитании?

Исследователи выделяют два вида агрессии, связанной со спортом: инструментальную агрессию и враждебную агрессию.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайте evolutiontreatment.com

Какие существуют 3 типа поведения?

Можно выделить три основных типа поведения: чисто практическое, теоретико-практическое и чисто теоретическое. Эти три типа поведения имеют три разные причины: первая причина является определяющей, вторая — мотивирующей, а третья — поддерживающей.

Запрос на удаление

| Полный ответ см. на pubmed.ncbi.nlm.nih.gov

Какие 4 фактора могут спровоцировать агрессивное поведение?

Чрезмерная потребность во внимании или уважении. Ощущение низкой самооценки. Жестокое обращение или пренебрежение в раннем детстве. Наблюдение за насилием дома, в обществе или в средствах массовой информации.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на fordham.edu

Каковы основные причины агрессии?

Причины агрессивного поведения могут включать (но не ограничиваться): Страх, тревогу, стресс. Неудовлетворенные физические потребности (голод, тишина) или эмоциональные потребности (признание, любовь). Травматические переживания.

Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на Crisisprevention.com

Что делать с агрессивным ребенком?

Идеи, которые помогут справиться с агрессивным малышом

  • Сохраняйте спокойствие. …
  • Не поддавайтесь истерикам или агрессивному поведению. …
  • Поймай своего ребенка хорошим. …
  • Помогите ребенку научиться выражать себя, называя эмоции. …
  • Узнайте модели поведения вашего ребенка и определите триггеры. …
  • Найдите соответствующие награды.
Запрос на удаление

| См. полный ответ на сайте health.clevelandclinic.org

Как вы контролируете агрессивное поведение у детей?

10 советов по предотвращению агрессивного поведения малышей

  1. Научите правилам поведения в доме.
  2. Угрозы переоценены. …
  3. Займитесь полезными развлечениями. …
  4. «Контролируй себя.» Ну пока не могут. …
  5. «Мы не причиняем друг другу вреда.» Внимательно наблюдайте за своим ребенком, когда он вовлечен в споры с товарищами по играм. …
  6. Вместо боя.
Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на сайтеhealthychildren.org

Каковы признаки агрессивного поведения?

Признаки и симптомы агрессии

  • Укус другого человека или предмета.
  • Запугивание.
  • Уничтожение имущества.
  • За исключением других.
  • Сплетни.
  • Трудно успокоиться после агрессивного поведения.
  • Удар по другому человеку или предмету.
  • Намеренное игнорирование кого-либо.
Запрос на удаление

| Посмотреть полный ответ на Valleybehavioral.com

Агрессии рождаются или приобретаются?

Агрессии можно научиться дома, в школе и по телевизионным программам.