Виды детерминизма в психологии – 16Принцип детерминизма. Виды детерминизма.

Содержание

16Принцип детерминизма. Виды детерминизма.

  1. Античность.


Понятия «причина»и «начало» не разведены.
Ум – порядок мира, он же им движет.

  • Атомистичесий
    детерминизм у Демокрита

  • теологический
    у Аристотеля. Разделил причины для
    природных тел и для живого.

Виды
причин:1.Материя, субстрат 2. Форма вещи,
ее сущность3. Целевая причина (откуда
движется) 4. Ради чего движется

Каждая
из причин по-своему определяет суть
вещей, и ни одна не является воздействующей.

Средние
века

Августин:
индетерминизм души в материальном мире.

Потом
– Причина – Божественное провидение.

Новое
время
.
Механистический детерминизм сменяется
биологическим

I.
Линейная детерминация.

В
основе классической картины мира –
физикалистская
причинность

(влияние одних материальных факторов
на другие исходя из предположения о
законах. Причинность разделяется закон
(логическую организацию) и причинно-действ
условие (в реализации)

Вероятностный
детерминизм

В теории вероятности Лапласа
– всё детерминировано, подчинено
действию динамических законов. Вероятность
связывалась с неполнотой знания, а не
характеристикой мира.

Пастор
Зюсмильх
первым
использовал статистич. материал для
описания соц. Явлений, статистика как
средство
выявления причинных

связей.

Социолог
Кетле.
Понимание статистического закона как
проявляемого только в совокупности
явлений. Закон стал пониматься как
тенденция.

              1. II.
                Биологический детерминизм

Воздействующая
причина стала дополняться целевой.
Дарвин – естественный отбор целесообразен
в борьбе за выживание вида.

Предположение
о развитии,
о взаимодействии в системе «организм-среда»,
о стабилизации биологических процессов
и тд.

Гальтон:
ввел в статистику умственных способностей
фактор наследственности.

Спенсер:
зависимость психических явлений не от
свойств нервной системы, а от среды.

Торндайк:
связи закрепляются в нервной системе
благодаря переживанию удовлетворения.

Анохин:
теория функциональных систем – акцептор
действия – психофизиологическое
основания целевой регуляции поведения.

Бернштейн:
включение образа потребного будущего
в психологическую регуляцию.

Биологический
редукционизм.

  1. Социальный
    детерминизм и социальный редукционизм.

  2. Психологическая
    причинность.

Декарт:
Непротяженная
духовная субстанция не могла анализироваться
с детерминистических позиций. Движения
души по своим законам. А тело – да.

Ассоцианисты
1 половины 19 в:
психическое
как самостоятельная реальность, со
своими специфическими явлениями и
законами.Ассоциация – основное причинное
основание психического бытия.

Развитие
экспериментального метода  понятие
действующей причины (казуальности).

                1. Условия
                  причинного вывода
                  (связь
                  исследования и логики вывода) в
                  Новое время

  • Причина
    предшествует во времени следствию.
    Управление причинно действующего
    фактора, или экспериментального
    воздействия.

  • Существует
    ковариация (не случайная связь) между
    изменениями причинно действующей
    переменной (называемой также независимой)
    и следствием, или изменениями фиксируемой
    зависимой переменной.

  • Отсутствуют
    конкурирующие гипотезы, т. е. проверяемой
    теоретической гипотезе как объясняющей
    устанавливаемую эмпирическую
    закономерность не могут быть
    противопоставлены столь же сильные
    объяснения, исходящие из другой теории
    или анализа другого круга переменных
    (как воздействующих факторов).

В
современной квантовой физике уже не
может предполагаться идея воздействия.

6.
Неклассические
теории

Культурно-историческая
психология ввела в представления о
причинности идею знакового опосредствования.

Рубинштейн:
по
самой природе своей психические явления
включаются в причинную взаимосвязь
бытия и как обусловленные действием
условий жизни и как обуславливающие,
осуществляющие регуляторную функцию
по отношению к действию. Причинный ряд
охватывает весь континуум бытие-сознание,
причинность задана всеобщей детерминацией.

Проблема
свободы воли:самоопределение как
внутреннее в детерминации поведения,свободы
личности в обществе ,свобода контроля
сознания над стихией влечений

Ситуация
всегда еще и выход за ее пределы (в ней
есть то, что будет заполнено человеком)

Суммарный
эффект действия множества причин через
внутренние условия не аддитивен.

Явление
обратной связи.

Процессуальная
причина:

изменеие объектами со временем самих
себя.

Леонтьев:
категория
деятельности — не столько объяснительный
принцип, сколько то пространство жизни,
в рамках которого и реализуются
причинно-следственные связи
взаимообусловливания «деятельность —
сознание — деятельность».

Различие
в понимании предмета психологии и
психологические школы.
1.
Ассоцианизм.

Возник в середине 19 века.Порядок
и связь идей объяснялись с позиции —
законов механики (в последствии с
поправками на химические и био законы-
психологизма как инд-психологических
особенностей, внутренне присущих
сознанию субъекта.Дж.С.
Милль
:
сознание сквозь призму ассоциаций, но
асс-ии мыслились как действующие в
системе логики (как хим. реакции). Опыт
— единственный источник знания и IQ
способностей. Следующий важный шаг-
выдвижение на 1й план проблемы методологии
научного иссл-я.- «психология
должна быть опытной наукой
«.
Идеализм: он не рассматривал психическое
в контексте взаимодействия субъекта с
внешним миром. Сформулировал законы
индуктивного
вывода.
Гартли,
ассоциации по типу рефлекса. Физиологическая
наука — ориентир для психологии. Проблема
психофизиологического
параллелизма
.
Без «Я» а закон асс-ии стал не преобладающим.
, которое было у Милля, ассоциации стали
не преобладающим, а единственным
основанием сознания.Идеи эволюции 
замена механистического
детерминизма биологическим
.
Герберт
Спенсер
:
возможности признания психологии
как позитивной науки
.
В сознании связывается то, что было
связано в среде — идея опыта
как связующего начала между внутр и
внеш отношениями.

Как и позитивисты отрицал возможность
говорить об объективных законах асс-й
и обобщать за пределами эмпирического
знания. Идея детерминации асс-й со
стороны частоты испытывания организмом
тех или иных воздействий. Прочность
асс-й — критерий объективного положения
вещей в реальном мире.Основания
для выделения психологии в самостоятельную
науку включали, с одной стороны.
Направленность на причинный способ
объяснения психологических фактов, а
с другой — существенные его изменения
в трактовках ассоциаций.

Детерминизм
– один из главных объяснительных
принципов научного познания, требующий
истолковывать изучаемые феномены исходя
из закономерного взаимодействия
доступных эмпирическому контролю
факторов.

Детерминизм
выступает прежде всего в форме причинности
(каузальности) как совокупности
обстоятельств, которые предшествуют
во времени данному событию и вызывают
его.

Наряду
с этой формой детерминизма регуляторами
работы научной мысли являются и другие:
системный детерминизм (зависимость
отдельных компонентов системы от свойств
целого), детерминизм типа обратной связи
(следствие воздействует на вызвавшую
его причину), детерминизм статистический
(при сходных причинах возникают различные
– в известных пределах – эффекты,
подчиненные статистической закономерности),
целевой детерминизм (предваряющая
результат цель определяет процесс ее
достижения).

Каузальность
(лат. causalis) — т.е. причинность; причинная
взаимообусловленность событий во
времени. Детерминация, при которой при
воздействии одного объекта (причина),
происходит соответствующее ожидаемое
изменение другого предмета, объекта
(следствие). Одна из форм отношения,
характеризующаяся генетичностью,
необходимостью. Каузальность выполняет
важнейшую методологическую роль в
научном и повседневно-бытовом познании.
На основании ее понятия строились
механицистская картина мира, концепции
детерминизма (Лаплас,Спиноза). Начиная
с Юма критикуется за тот пункт, что
следствие не всегда содержится в причине,
либо предпосылке. Отрицая объективность
каузальности, Юм указывал на субъективность
восприятия ее как таковой. Отрицание
необходимой каузальности, признание
нелинейности развития — важные презумпции
в философии постмодерна и синергетике.

  1. Культурно
    – историческая концепция Выготского
    и проблема единицы анализа.

studfiles.net

Что такое принцип детерминизма в психологии

Детерминизм – один из способов научного познания мира, применяемый во многих науках. Он берет свое начало в философском учении, разработанном Демокритом, которое в дальнейшем развивал великий Аристотель. Принцип детерминизма в психологии предполагает, что события, происходящие вокруг нас, не случайны, а являются следствием какой-либо одной причины или их совокупности.

Определение понятия и содержание теории

Значение слова детерминизм в переводе с латинского determinare – дословно «определять». Теория детерминизма говорит том, что ничего случайного нет, все предопределено внешними или внутренними логическими связями, а следовательно, не может быть изменено усилиями человека. Крайний вариант детерминизма – это фатализм или слепая вера в судьбу, злой рок, предопределенность судьбы высшими силами.

В психологии концепция детерминизма говорит о необходимости установить причинно-следственную связь между психическим явлением и движущими факторами, вызвавшими его. Эта теория одинаково справедлива по отношению как к людям, так и к животным.

Многочисленные опыты, проведенные биологами на крысах, позволили выяснить, что существует прямая зависимость между уровнем развития психики и способностью к адаптации. Чем активнее была крыса, тем успешнее она выживала, оставляла больше потомства по сравнению с другим подопытными.

Также серия экспериментов была проведена британскими учеными на группе студентов. Основополагающий закон психологии утверждает, что у людей психика может изменяться, развиваться, а особенности поведения обусловливаются влиянием биологических, социальных и природных факторов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое апофения?

По результатам исследования был сделан вывод, что самыми «везучими» среди испытуемых оказывались те подопытные, которые быстро и адекватно реагировали на изменяющуюся ситуацию, внешние обстоятельства для них как бы сами собой складывались благоприятно.

Эволюция принципа

Современное назначение детерминизма заключается в организации знаний в разных науках. В развитии этого принципа применительно к психологии выделяют несколько этапов. Один из них связан с гилозоизмом – учением, пришедшим к нам из античных времен. Его смысл заключался в том, что природа представляет собой единое материальное целое, наделенное жизнью, при этом отсутствовало разделение всего сущего на живое и неживое.

Следующий этап эволюции детерминизма был обусловлен развитием биологии и выразился в делении всей материи на живую и неживую. Была выдвинута революционная гипотеза о существовании неразрывной связи между душой и телом, а также биологическими и психическими элементами.

Так возник пробиологический детерминизм, предполагающий, что движущим фактором служат не столько внешние обстоятельства, сколько ориентация на конечную цель. Позднее именно его использовали как основу для теологической концепции, но впоследствии он был отвергнут как несостоятельный.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Дальнейшее развитие детерминизма связано с именем древнего философа Августина, утверждавшего, что душа – источник неисчерпаемых знаний, которые извлекаются из нее силой воли, направленной на реализацию определенной цели. Огромное внимание ученый уделил так называемому внутреннему опыту как единственно правильному средству познания психики человека. Все эти теории можно отнести к так называемому предмеханическому детерминизму.

Рекомендуем: Апперцепция: этап познания

Теория детерминизма приобрела новую форму в эпоху развития мануфактурного производства. Так называемый механический детерминизм объяснял все происходящие процессы с точки зрения причинно-механических связей. В своем развитии он прошел несколько ступеней:

  • Декарт рассматривал тело человека как механизм, действующий сообразно принципам рациональности. Вместо души ученый предположил существование сознания как независимой сущности. Так возникла дуалистическая, то есть двойственная картина, разделявшая человека на две половины.
  • Спиноза, напротив, развивал учение о единстве субстанции. Он выделял явление аффекта, который мог проявляться в радости или печали. Спиноза полностью отрицал случайность, тем самым давая повод считать его подход фаталистическим.
  • В XVIII веке французские и английские ученые рассматривали человека как телесную машину, организованную по принципу иерархической системы с выделением психических свойств по степени сложности.
  • В прошлом веке ученые стали придавать огромное значение биологической составляющей. Детерминизм стал применяться при разработке концепций, объясняющих корреляцию между происходящими явлениями и особенностями строения живого организма.

Биологический принцип детерминизма был разработан в XIX веке, после того как получили широкую известность теории физиологии Бернара, естественного отбора Дарвина. Принцип устанавливал взаимосвязь между отбором и сохранением наиболее успешно приспособленных к внешней среде жизненных форм, а также их способностью заблаговременно активировать механизмы, обеспечивающие стабильность биологических процессов. Иными словами, детерминация стала рассматриваться не как жесткая последовательность между причиной и событием, а как вероятностная величина.

Такой подход натолкнул ученых на мысль о возможности использовать в психологии статистические методы, что дало науке новый виток развития. Известная работа бельгийца Адольфа Кетле позволила детерминировать подчиненность поведения группы людей определенным закономерностям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Это касалось актов, носивших социальный характер, как, например, вступление в брак, развод и прочее. При этом ученый рассматривал некоего среднего человека, от которого остальные индивиды отклоняются в ту или иную сторону.

Детерминизм позволил психологии подняться на новый качественный уровень. Предположение о постоянстве среднего числа, то есть набора характеристик среднего индивида, позволило доказать существование реальности, сопоставимой с физической. Иными словами, психология с помощью математического аппарата может:

  • Предсказывать вероятность того или иного явления, например социальных волнений, революций.
  • Анализировать с помощью методов вариационной статистики поведение больших групп людей.
  • Предсказывать вероятность рождения людей, обладающих гениальными способностями.

Применение принципа в психологии

Новый виток в развитии психологии как отдельной отрасли знаний связан с выделением психических детерминант. Считается, что действие детерминант объективно, направлено на регулирование отношений между организмом и средой, в которую он помещен.

Так возник психический детерминизм, развитию которого способствовали многие известные ученые: Дарвин объяснил причины возникновения инстинктивного поведения, а также роль эмоциональной составляющей в адаптации; Сеченов ввел понятие чувствований и их сигнальной роли; Гельмгольц разработал систему построения образа.

Рекомендуем: Понятие гомеостаза в психологии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Современный детерминизм в психологии привел к возникновению течений, отрицающих главенствующую роль сознания в устремлении к достижению цели. Например, психоанализ выстраивает зависимость сознания от особенностей трансформации психической энергии индивида.

Сторонники теории полей утверждают, что существуют неуравновешенные «системы напряжений», которые являются движущими силами, влияющими на психику. Фрейдисты настаивают на том, что психическая энергия стремится к разрядке тем или иным способом, то есть не может безгранично накапливаться и должна быть истрачена.

Психологический детерминизм основывается на том, что внешняя среда включает не только природную зону обитания человека, а еще и социально-культурную, под влиянием которой и происходит развитие и становление личности. Это важный фактор осознания человеком себя как индивидуума, владеющего присущими только ему ценностями, духовными качествами, а также причастного к общности людей.

Отличительная особенность этого подхода в том, что человек может тратить свои духовные силы не только на адаптацию к окружающей среде, но и на противостояние. Например, в Средние века некоторые ученые были изгнаны или казнены инквизицией за отказ признать свои революционные открытия ересью.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

Особое место в психологии занимает изучение влияния принципа детерминизма на микро- и макросоциум. В частности, изучение истории, этнографии, филологии различных народов позволило психологам выдвинуть гипотезу о социальной сущности человека.

Макросоциум способен подчинять человека детерминантам высшего порядка, отличным от примитивных физических и нервных раздражителей. Эти детерминанты порождаются не природой, а самими взаимодействующими людьми и определяют формы их бытия, уровня развития культуры и уровень развития общества в целом.

Микросоциум рассматривается психологией с точки зрения межличностных отношений и выявления детерминант, регулирующих эти процессы. Психологи сосредоточиваются на анализе малых групп, например, семей, ведь эти взаимоотношения всегда оказывают решающее влияние на формирование и развитие личности. Многие известные ученые, например Фрейд, утверждали, что изучение этого уровня взаимодействий позволяет выявить и снять многие психические травмы, полученные человеком в детстве.

Влияние детерминизма на развитие психологии сложно переоценить. Благодаря возникновению, а также развитию этой теории психология выделилась в отдельную науку, обрела математический инструментарий. Изучение общества и отдельного индивидуума позволило выявить законы развития социума и личности, разработать концепции, объясняющие логические взаимосвязи между событиями и причинами, их вызвавшими. Автор: Екатерина Волкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Раздел 3. Основные принципы психологии.

Тема 3.1. Принцип детерминизма в психологии.

Детерминизм —
причинная обусловленность, всеобщая
закономерная связь природы, общества,
мышления, закономерная и необходимая
зависимость психических явлений от
порождающих их факторов.

Данный принцип
предполагает необходимость учета
влияния различных причин, факторов на
возникновение и развитие психологических
явлений. В соответствии с материалистическим
детерминизмом сознание человека
определяется прежде всего его социальным
бытием. То есть потребности, интересы,
установки, представления людей
определяются той социальной микро- и
макросредой, в которой они находятся.
В частности, поведение человека
детерминируется не только внешними
материальными причинами или социальной
ситуацией, но и мотивационно-целевыми
субъективными факторами, а также своими
представлениями о прошлых, настоящих
и будущих событиях.

Детерминизм –
один из главных объяснительных принципов
научного познания, требующий истолковывать
изучаемые феномены исходя из закономерного
взаимодействия доступных эмпирическому
контролю факторов.

Детерминизм
выступает прежде всего в форме причинности
(каузальности) как совокупности
обстоятельств, которые предшествуют
во времени данному событию и вызывают
его.

Этапы развития
детерминистских представлений в науке.

1) Предмеханический детерминизм.

Античность.

Понятия «причина»и
«начало» не разведены.

Ум – порядок мира,
он же им движет.

Первой вехой на
этом пути стало возникшее в древнегреческой
философии учение – гилозоизм. Природа
представлялась в виде единого материального
целого, наделенного жизнью.

В учении Демокрита
– атомистический детерминизм.

Вершиной античного
детерминизма стало учение Аристотеля.
В нем душа была понята как способ
организации любых живых тел. Растения
также имеют душу (являются одушевленными).
Будучи формой тела, душа не может
рассматриваться независимо от него. Он
разделил причины для природных тел и
для живого.

Виды причин:

  • Материя, субстрат

  • Форма вещи, ее
    сущность

  • Целевая причина
    (откуда движется)

  • Ради чего движется

Каждая из причин
по-своему определяет суть вещей, и ни
одна не является воздействующей.

Средние века

Августин:
индетерминизм души в материальном мире.

Причина –
Божественное провидение.

Наиболее
значительными достижениями предмеханического
детерминизма были:

I)
пред­ставления
об ощущениях как результатах прямого
кон­такта
органов чувств с внешними объектами;

2)
уче­ние
о темпераменте как результате преобладания
в организме
одной из четырех жидкостей.

2) Механический детерминизм.

М.Г.
Ярошевский называет
Декарта основоположником механистиче­ского
детерминизма и выделяет в истории
механи­стического
детерминизма несколько фаз.

1.
Собственно
картезианство — характеризуется тем,
что свойства
души выводятся из свойств материальной
системы.

Первая фаза наиболее
типично представлена психологическим
учением Декарта. Он отделил душу от
тела, преобразовав понятие о душе в
понятие о сознании, но также отделил
тело от души, объяснив его работу по
типу механизма, автоматически производящего
определенные эффекты: восприятие,
движения, ассоциации и простейшие
чувства. носительницей любых психических
свойств, какими только может быть наделен
человек.

2.
Эпоха французско­го
Просветительства (XVIII
в.) — связана с именами Ламетри,
Гольбаха, Гельвеция во Франции, Гартли
— в
Англии.

На
смену Декартовой
формуле «человек — полумашина» при­ходит
формула «человек — машина», сформулиро­ванная
Ламетри и вынесенная им в заглавие его
глав­ного
философского труда.

Представители
механисти­ческого
детерминизма находили прообра­зы
своих теоретических моделей среди
технических устройств
того времени.

Для
Декарта таким прооб­разом
стали фонтаны в Фонтенбло, украшенные
ме­таллическими
фигурами людей, приводимыми в движение
струями воды.

Для
представителей меха­нистического
детерминизма эпохи французского
Просветительства
таким прообразом стали завод­ные
игрушки-автоматы, расцвет которых
пришелся на
XVIII
в.

Постепенно
причинные объяснения приобретают
организмический оттенок. Под влиянием
успехов ес­тествознания
в первой половине XIX
в. распростра­няются
новые объяснительные модели (рефлектор­ная
дуга, закон специфических энергий
органов чувств).

Заключительной
фазой в развитии механи­стического
детерминизма стали 60-е гг. XIX
в., когда вульгарно-материалистическая
трактовка успехов ес­тествознания
породила представление о психофизи­ческом
параллелизме (Л. Бюхнер, Я. Молешотт, К.
Фохт, в России — Д. И. Писарев).

Новое время.

Механистический
детерминизм сменяется биологическим

Используется
понятие линейной детерминации.

В основе классической
картины мира – физикалистская
причинность

(влияние одних материальных факторов
на другие исходя из предположения о
законах. Причинность разделяется закон
(логическую организацию) и причинно-действенное
условие (в реализации)

Вероятностный
детерминизм

В теории вероятности
Лапласа
– всё детерминировано, подчинено
действию динамических законов. Вероятность
связывалась с неполнотой знания, а не
характеристикой мира.

Пастор Зюсмильх
первым
использовал статистич. материал для
описания соц. явлений, статистика как
средство
выявления причинных

связей.

Социолог Кетле.
Понимание статистического закона как
проявляемого только в совокупности
явлений. Закон стал пониматься как
тенденция.

studfiles.net

Принцип детерминизма

Психология как одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений научной мысли основывается на общенаучных и специализированных принципах. Одним из важнейших общенаучных принципов выступает принцип детерминизма.

Определение 1

В современной научной литературе детерминизм рассматривается как один из основных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснения изучаемых феноменов с позиций закономерного взаимодействия факторов, доступных эмпирическому контролю.

Формы детерминизма

Детерминизм проявляется, прежде всего, в форме каузальности, причинности как совокупности факторов, обстоятельств, предшествующих во времени определенному событию и обусловивших его формирование.

Наряду с формой казуальности детерминизм может проявляться в следующих формах:

  • системный детерминизм – положение, отстаивающее понимание зависимости отдельных системных компонентов от свойств самой системы;
  • детерминизм типа обратной связи – следствие оказывает влияние на причину, его вызвавшую;
  • статистический детерминизм – возникновение при сходных причинах различных в определенных пределах эффектов, подчиненных статистическим закономерностям;
  • целевой детерминизм – цель определяет процесс, направленный на ее достижение.

Выступая общенаучным, в различных науках принцип детерминизма организует различное построение знания.

Принцип детерминизма в психологии

Длительное время развитие научного знания о психике ориентировалось на механический детерминизм, который представлял обусловленность появления определенных психических феноменов, явлений, процессов материальными факторами по аналогии с работой механических устройств. Несмотря на ограниченность данного воззрения, оно дало психологии ряд важнейших учений (о рефлексах, ассоциациях, аффектах и др.).

В середине XIX столетия возникает биологический детерминизм. Если механический рассматривал психику как явление, формирование которого обусловлено исключительно внешними факторами, в рамках биологического детерминизма психика рассматривается как неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека.

С пониманием того, что психика имеет самостоятельное причинное значение, осуществляется становление психологического детерминизма.

Определение 2

В психологии принцип детерминизма находит свое отражение в признании необходимости изучения психических феноменов, явлений, процессов в закономерной зависимости от порождающих их факторов.

Психологический детерминизм исходит из понимания того факта, что обусловленные воздействием внешних факторов психические феномены, явления и процессы формируются по законам, отличным от биологических и физических.

Становление психологического детерминизма приводит к отказу от понимания психики как замкнутого в себе образования, что позволило раскрыть сферу психического развития для реализации объективных исследований.

Практическая реализация принципа детерминизма в культурно-исторической концепции

Важным этапом практической реализации принципа детерминизма стало создание культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. В рамках указанной концепции внимание психологов впервые было обращено на исследование специфики высших психических функций личности. Впервые была сформулирована мысль о том, что природные механизмы высших психических функций преобразуются в процессе онтогенетического развития личности под влиянием социально-исторических факторов в результате социализации человека, усвоения личностью продуктов человеческой культуры, в процессе взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, принцип детерминизма выступает одним из фундаментальных психологических принципов, обуславливая необходимость всестороннего исследования психологических феноменов, явлений и процессов.

spravochnick.ru

ДЕТЕРМИНИЗМ • Большая российская энциклопедия

ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, уче­ние об оп­ре­де­ляе­мости од­них со­бы­тий или со­стоя­ний дру­ги­ми, в бо­лее об­щем ви­де – о взаи­мо­свя­зи и взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти всех яв­ле­ний и про­цес­сов ре­аль­но­сти. Про­ти­во­по­лож­ная по­зи­ция, от­ри­цаю­щая Д., по­лу­чи­ла назв. ин­де­тер­ми­низ­ма. Про­цес­су­аль­ная сто­ро­на Д. вы­ра­жа­ет­ся по­ня­ти­ем «де­тер­ми­на­ция», при этом кау­заль­ная (при­чин­ная – см. При­чин­ность) де­тер­ми­на­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся как ча­ст­ный слу­чай де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти, а имен­но как оп­ре­де­ляе­мость со­бы­тий их при­чи­на­ми и след­ст­вия­ми.

Вре­мя де­тер­ми­на­ции и вре­мя на­сту­п­ле­ния со­бы­тия мо­гут сов­па­дать (од­но­вре­мен­ная де­тер­ми­на­ция) или раз­ли­чать­ся. Слу­чай, ко­гда вре­мя де­тер­ми­на­ции пред­ше­ст­ву­ет вре­ме­ни на­сту­п­ле­ния со­бы­тия, на­зы­ва­ет­ся пред­де­тер­ми­на­ци­ей. Ес­ли мо­мент де­тер­ми­на­ции осу­ще­ст­в­ля­ет­ся позд­нее мо­мен­та, в ко­то­ром про­ис­хо­дит де­тер­ми­ни­ро­ван­ное со­бы­тие, го­во­рят о по­стде­тер­ми­на­ции (те­лео­ло­ги­че­ская, или це­ле­вая, де­тер­ми­на­ция – см. Те­лео­ло­гия). Час­то де­тер­ми­ни­ро­ван­ность не­яв­но ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с пред­де­тер­ми­на­ци­ей. Д. мо­жет по­лу­чать он­то­ло­гич. ис­тол­ко­ва­ние (тео­ло­гич., фи­лос., ес­те­ст­вен­но-на­уч., со­ци­аль­ный Д.), рав­но как и эпи­сте­мо­ло­гич. ин­тер­пре­та­цию (ут­вер­жде­ния о разл. воз­мож­ных опи­са­ни­ях дей­ст­ви­тель­но­сти).

Ха­рак­тер­ный для мо­но­теи­стич. ре­ли­гий тео­ло­гич. Д., ис­хо­дя­щий из то­го, что всё су­ще­ст­вую­щее и про­ис­хо­дя­щее в ми­ре оп­ре­де­ля­ет­ся в ко­неч­ном счё­те во­лей все­мо­гу­ще­го Бо­га, вы­звал ост­рые дис­кус­сии о со­от­но­ше­нии Бо­же­ст­вен­но­го пре­до­пре­де­ле­ния и сво­бо­ды во­ли че­ло­ве­ка (по­ле­ми­ка ме­ж­ду Ав­гу­сти­ном и Пе­ла­ги­ем в хри­сти­ан­ст­ве, ме­ж­ду джа­ба­ри­та­ми и ка­да­ри­та­ми в ис­ла­ме и т. п.).

Разл. вер­сии фи­лос. Д., раз­ра­бо­тан­ные уже в Древ­ней Гре­ции, по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в Но­вое вре­мя. Ме­ха­ни­стич. Д., вос­хо­дя­щий к кон­цеп­ци­ям ан­тич­но­го ато­миз­ма (Де­мок­рит, Эпи­кур), за­нял до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в ес­те­ст­вен­но-на­уч. воз­зре­ни­ях 17–18 вв. Сло­жив­шее­ся на ос­но­ве соз­дан­ной И. Нью­то­ном клас­сич. ме­ха­ни­ки пред­став­ле­ние о ми­ре как о ги­гант­ской ма­ши­не, где все про­цес­сы со­вер­ша­ют­ся с не­пре­лож­ной за­ко­но­мер­но­стью, ис­клю­чаю­щей к.-л. слу­чай­ность, по­лу­чи­ло за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние в зна­ме­ни­той фор­му­ле П. Ла­п­ла­са: «Ум, ко­то­ро­му бы­ли бы из­вест­ны для к.-л. дан­но­го мо­мен­та все си­лы, оду­шев­ляю­щие при­ро­ду, и от­но­си­тель­ное по­ло­же­ние всех её со­став­ных час­тей, ес­ли бы вдо­ба­вок ока­зал­ся дос­та­точ­но об­шир­ным, что­бы под­чи­нить эти дан­ные ана­ли­зу, об­нял бы в од­ной фор­му­ле дви­же­ния ве­ли­чай­ших тел все­лен­ной на­рав­не с дви­же­ния­ми лег­чай­ших ато­мов: не ос­та­лось бы ни­че­го, что бы­ло бы для не­го не­дос­то­вер­но, и бу­ду­щее, так же как и про­шед­шее, пред­ста­ло бы пе­ред его взо­ром» (Ла­п­лас П. С. Опыт фи­ло­со­фии тео­рии ве­ро­ят­но­стей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).

Прин­ци­пы это­го ра­ди­каль­но­го Д. бы­ли рас­про­стра­не­ны во франц. ма­те­риа­лиз­ме 18 в. на по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка (Ж. О. де Ла­мет­ри) и об­ще­ст­ва (П. А. Голь­бах). Воз­ник­шая в свя­зи с та­кой кон­цеп­ци­ей про­бле­ма сво­бо­ды и от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка в его дей­ст­ви­ях ре­ша­лась в нем. идеа­лиз­ме с по­мо­щью по­ня­тия внутр. де­тер­ми­на­ции. Так, мо­на­ды Г. В. Лейб­ни­ца, не под­вер­жен­ные к.-л. внеш­ним влия­ни­ям (у них нет «окон»), дей­ст­ву­ют со­глас­но внут­рен­не при­су­щим им за­ко­нам, так что че­ло­ве­че­ская во­ля за­ви­сит лишь от се­бя са­мой. Со­глас­но И. Кан­ту, сво­бо­да иден­тич­на с са­мо­де­тер­ми­на­ци­ей че­ло­ве­ка по­сред­ст­вом мо­раль­но­го за­ко­на как ко­неч­ной це­ли.

В от­ли­чие от «жё­ст­ко­го» ла­п­ла­сов­ско­го Д., ве­ро­ят­но­ст­ный Д. воз­ник в 19 в. в свя­зи с фор­ми­ро­ва­ни­ем тер­мо­ди­на­ми­ки и ста­ти­стич. фи­зи­ки: ус­той­чи­вость ста­ти­стич. сис­тем, вы­ра­жаю­щая­ся с по­мо­щью по­ня­тия ве­ро­ят­но­ст­но­го рас­пре­де­ле­ния, со­че­та­ет­ся с до­пу­ще­ни­ем слу­чай­но­сти в по­ве­де­нии их отд. эле­мен­тов. Во­прос о со­от­но­ше­нии Д. и ин­де­тер­ми­низ­ма стал пред­ме­том ост­рых дис­кус­сий в кван­то­вой ме­ха­ни­ке, обу­слов­лен­ных не­воз­мож­но­стью ис­чер­пы­ваю­ще­го опи­са­ния ис­ход­ных па­ра­мет­ров в мик­ро­фи­зич. сис­те­мах (не­оп­ре­де­лён­но­стей со­от­но­ше­ние В. Гей­зен­бер­га и др.).

Во 2-й пол. 20 в., осо­бен­но в свя­зи с раз­ви­ти­ем си­нер­ге­ти­ки, на пер­вый план вы­шла про­бле­ма са­мо­де­тер­ми­на­ции, ха­рак­те­ри­зую­щая по­ве­де­ние слож­ных сис­тем. Мо­де­ли жё­ст­кой де­тер­ми­на­ции и ве­ро­ят­но­ст­ные мо­де­ли рас­смат­ри­ва­лись как два пре­дель­ных ви­да ба­зо­вых мо­де­лей, ана­ли­зи­рую­щие со­от­вет­ст­вен­но внеш­ние или внут­рен­ние де­тер­ми­нан­ты (ср. «вне­кау­заль­ные» и «сверх­кау­заль­ные» де­тер­ми­нан­ты Н. Гарт­ма­на). Мо­де­ли са­мо­де­тер­ми­на­ции вы­сту­па­ли как свое­об­раз­ный син­тез этих двух клас­сов ба­зо­вых мо­де­лей.

Детерминизм в социальных науках

при­сут­ст­ву­ет в тео­ри­ях, ко­то­рые с боль­шей или мень­шей «жё­ст­ко­стью» опи­ра­ют­ся на прин­цип кау­заль­но­сти в объ­яс­не­нии со­ци­аль­ных про­цес­сов и яв­ле­ний. С 19 в. су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во вер­сий Д., от­ли­чаю­щих­ся вы­бо­ром то­го или ино­го до­ми­ни­рую­ще­го фак­то­ра, с не­об­хо­ди­мо­стью оп­ре­де­ляю­ще­го раз­ви­тие со­циу­ма. Все вер­сии Д. мож­но под­раз­де­лить на две груп­пы, вы­би­раю­щие в ка­че­ст­ве дос­та­точ­но­го для объ­яс­не­ния со­ци­аль­но­го раз­ви­тия ли­бо внеш­ние по от­но­ше­нию к об­ще­ст­ву про­цес­сы и яв­ле­ния, ли­бо внут­рен­ние, соб­ст­вен­но со­ци­аль­ные (объ­яс­не­ние об­ще­ст­ва из не­го са­мо­го). В этом смыс­ле, ес­ли при­ни­мать до­ми­ни­рую­щую сфе­ру в дан­ной объ­яс­ни­тель­ной схе­ме за один фак­тор, обе груп­пы Д. мож­но счи­тать од­но­фак­тор­ны­ми. Они ори­ен­ти­ру­ют­ся на мо­де­ли объ­яс­не­ния, при­ня­тые в ес­те­ст­вен­ных нау­ках, при­зна­ют «жё­ст­кую» обу­слов­лен­ность со­ци­аль­ных про­цес­сов, а про­яв­ле­ния слу­чай­но­сти и сво­бо­ды во­ли в об­ще­ст­ве от­но­сят на счёт ещё не по­знан­ных объ­ек­тив­ных за­ко­нов, ко­то­рые смо­гут точ­но вы­явить при­чи­ны и след­ст­вия всех яв­ле­ний.

Д. в рам­ках пер­вой груп­пы был ре­дук­цио­ни­ст­ским, т. е. сво­дил объ­яс­не­ние слож­ных со­ци­аль­ных яв­ле­ний к бо­лее про­стым яв­ле­ни­ям дру­го­го клас­са. Так, «био­ло­гич. Д.», сво­див­ший со­ци­аль­ное к при­род­но­му, рас­смат­ри­вал об­ще­ст­во по ана­ло­гии с жи­вым ор­га­низ­мом, а его раз­ви­тие – по за­ко­нам при­род­ной эво­лю­ции (см. Дар­ви­низм со­ци­аль­ный). «Гео­гра­фич. Д.» аб­со­лю­ти­зи­ро­вал влия­ние при­род­ной сре­ды на сте­пень эко­но­мич. и по­ли­тич. раз­ви­то­сти стра­ны, осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра и мен­та­ли­те­та её на­се­ле­ния (см. Гео­гра­фи­че­ское на­прав­ле­ние в со­ци­аль­ной мыс­ли). «Де­мо­гра­фич. Д.», по­пу­ляр­ный в эт­но­гра­фич. и ан­тро­по­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях, гл. де­тер­ми­нан­той со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и эко­но­мич. рос­та при­зна­вал рост на­се­ле­ния, оп­ре­де­ляв­ший в ко­неч­ном ито­ге по­ли­ти­ку в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, вос­пи­та­ния, идео­ло­гии. «Пси­хо­ло­гич. Д.» при­зна­вал пер­вич­ность пси­хич. яв­ле­ний и объ­яс­нял со­ци­аль­ное по­ве­де­ние че­рез фак­то­ры ин­ди­ви­ду­аль­ной или кол­лек­тив­ной пси­хи­ки (З. Фрейд, Г. Тард). «По­ве­ден­че­ский Д.» был раз­ра­бо­тан в рам­ках би­хе­вио­риз­ма.

Тео­рии Д. вто­рой груп­пы ис­хо­ди­ли из ка­че­ст­вен­но­го свое­об­ра­зия со­циу­ма и не­сво­ди­мо­сти его объ­яс­не­ния к бо­лее про­стым уров­ням и внеш­ним фак­то­рам. «Куль­тур­ный Д.», раз­ра­бо­тан­ный в куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии (М. Мид), всё мно­го­об­ра­зие фе­но­ме­нов куль­ту­ры вы­во­дил из са­мой куль­ту­ры: куль­тур­ная сре­да, в ко­то­рой со­циа­ли­зи­ро­ван ин­ди­вид, пре­до­пре­де­ля­ет не толь­ко его мыс­ли, дей­ст­вия и лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва, но и со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, и нор­мы. «Тех­но­ло­гич. Д.» объ­яс­нял всю ис­то­рию че­ло­ве­че­ст­ва по­сле­до­ва­тель­ной сме­ной соз­дан­ных об­ще­ст­вом тех­но­ло­гий – от руч­ных ору­дий тру­да древ­но­сти до ав­то­ма­ти­зир. ма­шин­но­го тру­да на элек­три­че­ской (атом­ной) тя­ге, ин­фор­мац. тех­но­ло­гий и спут­ни­ко­вой свя­зи (амер. учё­ные Т. Веб­лен, В. Фер­кисс, Л. Мам­форд, А. Тоф­лер, З. Бже­зин­ский, Г. Кан). Ва­ри­ан­том тех­но­ло­гич. Д. ста­ла кон­цеп­ция «ре­во­лю­ции управ­ляю­щих» (Дж. Бёрн­хем, А. Берл), объ­яв­ляв­шая ре­шаю­щим фак­то­ром со­ци­аль­но­го про­грес­са сфе­ру уп­рав­ле­ния. Тео­рия куль­тур­но­го от­ста­ва­ния У. Ф. Ог­бор­на ут­вер­жда­ла, что тех­ни­ка раз­ви­ва­ет­ся опе­ре­жаю­щи­ми куль­ту­ру тем­па­ми. В сер. 20 в. ши­ро­кой из­вест­но­стью поль­зо­ва­лась ещё од­на вер­сия тех­но­ло­гич. Д. – ме­диа-Д. (Г. М. Мак-­Лю­эн), со­глас­но ко­то­ро­му об­ще­ст­во соз­да­ёт­ся сред­ст­ва­ми ин­фор­ма­ции. К этой же груп­пе кон­цеп­ций от­но­сит­ся «эко­но­мич. Д.», ко­то­рый обу­слов­ли­вал со­ци­аль­ное раз­ви­тие и струк­ту­ру об­ще­ст­ва раз­ви­то­стью эко­но­мич. сфе­ры (средств про­из-ва).

К эко­но­мич. де­тер­ми­ни­стам час­то от­но­сят К. Мар­кса, од­на­ко это оп­ре­де­ле­ние ско­рее от­но­сит­ся к его ин­тер­пре­та­то­рам, чем к не­му: он да­ле­ко не все­гда счи­тал из­ме­не­ния в эко­но­мич. сфе­ре дос­та­точ­ным ос­но­ва­ни­ем для из­ме­не­ний в ду­хов­но-идео­ло­гич. сфе­ре, не­ко­то­рые объ­яс­не­ния но­си­ли у не­го функ­цио­наль­ный, а не при­чин­ный ха­рак­тер. Со­ци­аль­ная де­тер­ми­на­ция у Э. Дюрк­гей­ма рас­кры­ва­ет­ся че­рез мно­же­ст­вен­ные со­ци­аль­ные взаи­мо­свя­зи, а не че­рез вы­деле­ние отд. яв­ле­ния, оп­ре­де­ляю­ще­го фак­то­ра.

В 20 в. од­но­фак­тор­ный Д. те­ря­ет своё зна­че­ние в со­ци­аль­ных нау­ках (за ис­клю­че­ни­ем тех­но­ло­ги­че­ско­го, ко­то­рый скры­то или яв­но при­сут­ст­ву­ет в совр. тео­ри­ях раз­ви­тия). Прин­ци­пы мно­го­фак­тор­но­го со­ци­аль­но­го Д. при­ме­ня­ют­ся в кон­тек­сте сис­тем­но­го ана­ли­за, учи­ты­ваю­ще­го мно­го­об­раз­ные свя­зи и от­но­ше­ния со­циу­ма как це­ло­ст­ной сис­те­мы. Обо­зна­чи­лось раз­ли­че­ние струк­тур­но­го (при­чин­ные свя­зи эле­мен­тов струк­ту­ры) и субъ­ект­но-дей­ст­вен­но­го Д. (учёт разл. аген­тов дей­ст­вия), ана­ли­зи­ру­ют­ся не толь­ко при­чин­ный, но и сто­хас­ти­че­ский, и изо­ста­ти­че­ский ас­пек­ты. Так, со­глас­но функ­цио­наль­ной вер­сии Б. К. Ма­ли­нов­ско­го и А. Р. Рэдк­лифф-­Брау­на, об­ще­ст­во есть еди­ное це­лое, в ко­то­ром ка­ж­дый эле­мент вы­пол­ня­ет оп­ре­де­лён­ную функ­цию, под­дер­жи­ваю­щую ус­той­чи­вое су­ще­ст­во­ва­ние со­ци­аль­но­го це­ло­го.

Во 2-й пол. 20 в. за­мет­на тен­ден­ция от­хо­да от ка­те­го­рии со­ци­аль­но­го Д. в со­ци­аль­ных нау­ках. Тем не ме­нее есть при­ме­ры ис­поль­зо­ва­ния прин­ци­па де­тер­ми­на­ции в не­ко­то­рых тео­ри­ях в со­цио­ло­гии зна­ния (Д. Блур) или в ра­ди­каль­ных фе­ми­ни­ст­ских тео­ри­ях (К. Мил­летт). В со­цио­ло­гич. тео­ри­ях сред­не­го уров­ня не­об­хо­ди­мость учё­та «дос­та­точ­ных» для объ­яс­не­ния фак­то­ров при­ве­ла к раз­ра­бот­ке ана­ли­тич. кау­заль­ной мо­де­ли «со­ци­аль­но­го ме­ха­низ­ма», вклю­чаю­щей лишь су­ще­ст­вен­ные для объ­яс­не­ния эле­мен­ты (амер. учё­ные М. Гран­но­вет­тер, Дж. С. Ко­ул­мен, П. Хед­ст­рем). Что ка­са­ет­ся эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ний, то упо­ря­до­че­ние и объ­яс­не­ние по­лу­чен­ных дан­ных осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, с по­мо­щью вве­де­ния сис­те­мы де­тер­ми­нант. Так, напр., из­ме­не­ния не­ко­то­рых ве­ли­чин, при­ня­тых за не­за­ви­си­мые пе­ре­мен­ные (пол, воз­раст), вле­кут за со­бой из­ме­не­ния дру­гих (за­ви­си­мых) пе­ре­мен­ных ве­ли­чин (элек­то­раль­ные пред­поч­те­ния, цен­но­ст­ные ори­ен­та­ции). Ана­лиз взаи­мо­свя­зи пе­ре­мен­ных осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью ста­ти­стич. ма­те­ма­тич. ме­то­дов.

Совр. по­ни­ма­ние со­ци­аль­но­го Д. опи­ра­ет­ся на тео­рию ве­ро­ят­но­сти (ре­гу­ляр­ность слу­чай­ных со­бы­тий до­ка­зы­ва­ет­ся на боль­шом ко­ли­че­ст­ве слу­ча­ев) и на идеи си­нер­ге­ти­ки. Со­ци­аль­ный Д. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вза­им­ной за­ме­няе­мо­стью мес­та субъ­ек­та и объ­ек­та в це­поч­ке их свя­зей, т. к. оба яв­ля­ют­ся дей­ст­вую­щи­ми аген­та­ми со свои­ми на­ме­ре­ния­ми и ин­те­ре­са­ми; по-раз­но­му про­яв­ля­ет­ся в той или иной сфе­ре дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, в раз­ных со­ци­аль­ных струк­ту­рах, за­ви­сит от ис­то­рич. кон­тек­ста.

Детерминизм в психологии

Про­бле­ма взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти соз­на­тель­но-­во­ле­во­го и те­лес­но­го, «ес­те­ст­вен­но­го» (по­ни­мае­мо­го в ду­хе «ме­ха­нистич. Д.»), в по­ве­де­нии че­ло­ве­ка ста­ла в 17–18 вв. од­ним из центр. во­про­сов пси­хо­ло­гии и фи­лос. ан­тро­по­ло­гии (см. Пси­хо­фи­зи­че­ская про­бле­ма). Ас­со­циа­тив­ная пси­хо­ло­гия, ори­ен­ти­ро­вав­шая­ся на стро­гий ме­ха­ни­стич. Д., стре­ми­лась вы­вес­ти все за­ко­ны ду­шев­ной жиз­ни из свя­зей (ас­со­циа­ций) про­стей­ших эле­мен­тов – ощу­ще­ний или пред­став­ле­ний («мен­таль­ная ме­ха­ни­ка» Дж. Мил­ля). В даль­ней­шем этот ме­ха­ни­стич. Д., гос­под­ство­вав­ший в экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии, ино­гда до­пол­нял­ся пред­став­ле­ния­ми о выс­ших, не­под­вла­ст­ных «ес­те­ст­вен­ным за­ко­нам» пси­хич. про­цес­сах (ап­пер­цеп­ция, лич­но­ст­ный вы­бор, во­ля и т. п.). В 19 в. пси­хо­ло­гия за­им­ст­во­ва­ла из био­ло­гии ряд прин­ци­пов, по­слу­жив­ших объ­яс­не­ни­ем де­тер­ми­на­ции пси­хи­ч. явлений (пред­став­ле­ния об ин­стинк­тах и реф­лек­сах, адап­та­ции к сре­де, го­мео­ста­зе и т. п.). В кон. 19–20 вв. по­лу­чил раз­ви­тие «функ­цио­наль­ный Д.» (объ­яс­не­ние пси­хич. фе­но­ме­на, ис­хо­дя из его функ­ции, адап­тив­ной ро­ли и т. п.) и «сис­тем­ный Д.» (ис­тол­ко­ва­ние пси­хич. фе­но­ме­нов с точ­ки зре­ния их мес­та и ро­ли в це­ло­ст­ной сис­те­ме). Экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии при­шлось ог­ра­ни­чить­ся ста­ти­стич., или ве­ро­ят­но­ст­ным, Д. в про­гно­зи­ро­ва­нии по­ве­де­ния кон­крет­но­го ин­ди­ви­да. Во 2-й пол. 20 в. в пси­хо­ло­гии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил «био­ло­гич. Д.», объ­яс­няю­щий фе­но­ме­ны пси­хи­ки и по­ве­де­ния пу­тём от­сыл­ки к их моз­го­вым, фи­зио­ло­гич. или ге­не­тич. кор­ре­ля­там, а так­же «лин­гвис­тич. Д.», рас­смат­ри­ваю­щий осо­бен­но­сти мыш­ле­ния и вос­при­ятия в раз­ных куль­ту­рах как обу­слов­лен­ные язы­ко­вы­ми раз­ли­чия­ми (см. Лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти ги­по­те­за).

Од­ной из цен­траль­ных в 20 в. ста­ла про­бле­ма внеш­них и внут­рен­них де­тер­ми­нант че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти: кон­цеп­ци­ям, при­знаю­щим лишь внеш­ний Д. и трак­тую­щим по­ве­де­ние че­ло­ве­ка как цепь ре­ак­ций на внеш­ние сти­му­лы (би­хе­вио­ризм), про­ти­во­сто­ят кон­цеп­ции, со­сре­до­то­чив­шие­ся на внутр. де­тер­ми­нан­тах че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти, та­ких как мо­тив, смысл, цель (тео­рия дея­тель­но­сти, гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия), а так­же на «по­гра­нич­ной» ме­ж­ду внеш­ним и внут­рен­ним об­лас­ти бес­соз­на­тель­но­го как осн. де­тер­ми­нан­ты че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния (глу­бин­ная пси­хо­ло­гия). В совр. пред­став­ле­ни­ях о де­тер­ми­нан­тах че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния центр. ме­сто за­ни­ма­ет про­бле­ма взаи­мо­дей­ст­вия фак­то­ров на­след­ст­вен­но­сти («ге­не­тич. Д.») и сре­ды («куль­тур­ный Д.»), важ­ней­шим эле­мен­том ко­то­рой вы­сту­па­ет об­ще­ние и пе­ре­да­ча с его по­мо­щью куль­тур­но­го опы­та (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия). В пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ке, на­ря­ду с пер­во­на­чаль­но до­ми­ни­ро­вав­шим при­чин­ным Д. (по­иск при­чин сим­пто­мов в ран­нем дет­ст­ве в пси­хо­ана­ли­зе и т. п.), по­лу­чил раз­ви­тие це­ле­вой Д. (ана­лиз смыс­ла сим­пто­ма, его ро­ли для на­стоя­ще­го и бу­ду­ще­го).

bigenc.ru

3. Основные принципы психологии

1. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии

Принцип детерминизма
(главный принцип). Исторически первичный,
он требует истолковывать изучаемые
явления исходя из закономерного
взаимодействия доступных эмпирическому
контролю фактов.

Первоначально
детерминизм выступает в форме причинности
или каузальности.

Принцип каузальной
причинности предписывает рассматривать
в исследовании совокупность обстоятельств,
которые предшествуют по времени данному
событию и вызывают его (каждое явление
имеет причину, которую надо найти).

Кроме классического
детерминизма существуют другие принципы
детерминизма:

  1. Системный
    детерминизм

    – это зависимость свойств или компонентов
    системы от свойств целого

  2. Детерминизм
    типа обратной связи

    – когда следствие может влиять на
    причину своего возникновения (оперантное
    поведения Скиннера, н-р, плохо настроение
    => приятные слова его улучшают, реклама).

  3. Целевой детерминизм
    – предваряющая результат цель определяет
    процесс его достижения (пр, самодетерминизм).

  4. Статистический
    детерминизм

    – при исходных одинаковых причинах
    возникают различные эффекты, подчиненные
    статистическим закономерностям.

2. Исторические этапы в развитии детерминистического объясне­ния психического.

Классический
детерминизм в процессе развития
психологии прошел несколько этапов
своего развития, поэтому в истории
психологии выделяются эпохи классического
детерминизма.

1) Эпоха
домеханического детерминизма

– связана с зарождением принципа
детерминизма в рамках античной философии.

Возникновение
принципа детерминизма связано прежде
всего с работ Демокрита (атомистическое
учение о душе: через совокупность атомов
можно объяснить все душевные явления.

2) Эпоха механистического детерминизма.

XVII
в. – века механицизма. Человек понимался
как машина

Наибольшее развитие
принцип детерминизма получил в работах
Р. Декарта: разделил душу и тело. До
Декарта в решении вопроса, что первично
душа или тело, в философии существовал
подход монизм. Декарт основатель подхода
дуализм: есть два начала жизни: и душа,
и тело.

Принцип механицизма
Декарт распространил на тело: тело
человека действует по закону машины
(механические законы). Душа индетерминирована
(не имеет причины). Душа и тело работают
по законам, не зависящим друг от друга.

3) Биологический
детерминизм

– появился в середине XIX
в. под влиянием идей Ч.Дарвина
и Бернара.

Жизни присуща
целесообразность и каждый организм
стремится к выживанию и самосохранению.
Целесообразность объясняется естественными
причинами:

  1. Отбор и сохранение
    форм, которые случайно приспособились
    к условиям существования.

  2. Особое устройство
    органических тел, которое позволяет
    заблаговременно включать механизмы,
    способные удерживать биологические
    процессы на стабильном уровне.

К разновидностям
учений, которые проповедуют биодетерминизм
относится учение Гальтона (генетические
предпосылки развития человеческих
способностей).

4) Психический
детерминизм

– возникновение связано с именем В.
Вундта. Выдвинул формулу о замкнутом
причинном ряде: одни явления сознания
вызывают другие (психическое порождает
психическое).

5) Социодетерминизм.
Подвиды:

1. Макросоциальный
детерминизм
.
Предпосылки в учении Дж. Локка (человек
рождается чистой доской, а человечество
пишет на ней свои письмена).

Это направление,
ориентированное на изучение причин
психики в социальной жизни людей.

В роли детерминант
могут выступать формы социального бытия
человека, культуры, в которой живет
человек, тип социальной общности,
особенности народа, в котором формируется
личность и т.д. (пр., культурно-историческая
теория Выготского).

2. Микросоциальный
детерминизм.

– психика детерминируется межличностными
уровнем взаимодействия людей. Детерминанты:
социальный опыт, общение с другим
человеком, взаимодействие с другими и
пр.

(пр., работы Фрейда
– в семье формируются наши личностные
особенности)

studfiles.net

Детерминизм | Словарь психолога

ДЕТЕРМИНИЗМ — концепция, согласно коей действия людей детерминируются — определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии — закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:

1) детерминизм системный — зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;

2) детерминизм типа связи обратной — следствие воздействует на вызвавшую его причину;

3) детерминизм статистический — при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;

4) детерминизм целевой — предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением — эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности. Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» — продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и «внутреннее» — сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

slovar.world-psychology.ru