Виды мотивации учащихся – Виды мотивов и мотивации учебной деятельности

Эффективные способы мотивации учащихся во время учебной деятельности

Эффективные способы мотивации учащихся во время учебной деятельности

 Я не буду особо заострять внимание на актуальности данной проблемы. Каждому из присутствующих хорошо известно, что те изменения, которые сейчас происходят в образовании, направлены на обновление содержания обучения, постановку задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, на развитие   познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. И здесь формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем   школы.

Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как они всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая «сейчас» больше, чем «потом». И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате.

Проанализировав литературу по данной теме, я подобрала для вас наиболее эффективные способы мотивации ваших учеников, которые могут способствовать повышению эффективности и результативности вашей учительской работы.

1. Поощряйте учеников

Следите за работой в классе, отправляйте позитивные отзывы родителям детей, проводите еженедельные награждения лучших учеников в классе, ведите колонку с доской почета в школьной газете или в классном уголке. Не забывайте находить то, за что можно похвалить даже слабых учеников, но делайте это без ущерба для их старательности.

2. Ожидайте от учеников лучшего

Установите высокие ожидания, но реалистичные. Озвучьте свои ожидания перед учениками. Установите контрольные точки и поощряйте их достижение.

3. Распространяйте энтузиазм, как вирус

 Показывайте свой энтузиазм и энергетику, показывайте конкретные и понятные примеры, позволяя детям уловить и понять их. Значимым условием развития учебной мотивации является личность учителя и характер его отношения к ученику.

4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке

Не проводите уроки однообразно день ото дня. Конечно, так вы сможете приучить детей к определенному порядку, установить четкие рамки и нормы. Однако строгое следование «инструкциям» не позволит вашим ученикам обрести возможность действовать, импровизировать и раскрываться. .      Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. Приём «Удивляй»: Например: в юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8м в длину и 6м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения.

Считаю, что эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа детей. Например: на уроках математики мы с ребятами придумываем примеры на изученный вычислительный приём, шифруем названия городов, имена, книги, с помощью вычислительных примеров.

5. Назначайте работу по классу

Устанавливайте обязанности и определяйте список еженедельных задач, которые должен выполнить ваш класс. Умело распределите их среди учеников в соответствии с их способностями. Например:
— вести колонку класса в школьной газете;
— завести интернет-блог класса (в среднем и старшем звене)
— присматривать за растениями
— рутинная работа по классу.

6. Распределяйте полномочия и ответственность

Если ученики получают часть полномочий учителя на себя, у них становится меньше поводов на то, чтобы жаловаться (хотя, конечно, поводы всегда найдутся). У нас в классе созданы должности министров, на бейджики мы расписали должности, обговорили обязанности каждого, ребята с удовольствием выполняют все поручения, в конце недели каждый министр делает отчет о проделанной работе. Распределяйте обязанности, давайте им немного дополнительных прав.

7. Урок в вольной форме( в среднем и старшем звене)

Позвольте ученикам, которые явно положительно отличились в последнее время, выбрать формат проведения урока или проводите голосования по этому вопросу (пускай ученики выберут лекцию, дискуссию, просмотр видео, сценическую деятельность и т. д.).

8. Соотносите ваш урок с действительностью

Делайте экскурсы в историю, повествуя о происхождении или интересных событиях, связанных с обсуждаемой темой. Продемонстрируйте или расскажите ребятам об актуальности изучаемой проблемы, показав пример из жизни. Чем больше ваши уроки будут соотноситься с личной жизнью каждого ученика, тем выше будет их эффективность.

9. Озвучивайте цели класса заранее

В начале года или четверти озвучивайте перед учениками все задачи, которые должны быть достигнуты ими за год. Вы можете даже визуально их оформить. Смысл этого заключается в том, что ученики не должны просто плыть по течению, находясь в школе. Им нужно дать возможность видеть, где они находятся и куда должны идти.

10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса

Следите за деятельностью и успехами ваших учеников вне стен класса. Поощряйте их достижения, старания. Вы можете вести классную доску успеха, на которой напротив каждой фамилии ученика вывешивать символические звездочки за положительную деятельности во внеурочное время. Объявляйте и награждайте победителей раз в определенный промежуток времени (обнуляйте при этом рейтинг, чтобы у отстающих ребят снова появился шанс).

 С первых дней существования детского коллектива в нём нужно запустить механизм успеха. Я хотела бы вам предложить несколько приемов создания ситуаций успеха в учебной деятельности, разработанные психологами.

1. Снятие страха. Чтобы помочь ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих, учитель может употреблять такие выражения:

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»,

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
 2. Авансирование успешного результата. Следующие выражения «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

Помогают учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Чтобы помочь ребенку избежать поражения при выполнении заданий, написания сочинений, учитель путем намека, пожелания, может подсказать «Возможно, лучше всего начать с (описания леса)…..», «Выполняя работу, не забудьте о …..», так вы предупредите то, в чем ребенок может ошибиться.
 4. Внесение мотива. Ребенку нужно показывать ради чего, ради кого совершается эта деятельность, чтобы он чувствовал себя нужным. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

«Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…»,

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»..
 5. Высокая оценка детали. Следующий прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Обобщая сказанное, можно сказать, что каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы. Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе. Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». И наша общая задача, чтобы пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний.

Условия развития учебной мотивации современного школьника:

1.      Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители        (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты.

2.      Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения   наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

3.      Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.

4.      Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения.

5.       6.      Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.

7.      Формирование обобщенных методов (способов) работы   с   базовыми знаниями.

8.      Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения — от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.

infourok.ru

Типы учебной мотивации подростков


Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики,

МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область

2019 г.

Типы учебной мотивации

подростков


Мотивация

Слово «мотивация»  произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.


Мотивация

Мотивация (Битянова М.Р.) – это особое внутреннее состояние ума и воли, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него.

Учебная мотивация  — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как ведущая потребность и ценностное отношение к знанию.


Мотивация

Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).


Мотивация

В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.

Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.


Мотивация

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.


Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент.


Основные положения формирования учебной мотивации

1 подход применяется на практике педагогами начального общего образования и рассматривает мотивацию как возбуждаемый интерес;

2 подход основан на формировании познавательного интереса учебной деятельности;

3 подход основан на формировании ценностного отношения к знаниям.


1 тип – «Исследователь»

Привлекает само по себе новое знание. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». Ради получения (открытия) нового знания или даже просто прикосновения к тайне они готовы жертвовать и личными интересами, и интересами других людей. И даже безопасностью.

Общественная польза и даже этическая сторона получаемого знания не имеет для них большого значения.


2 тип – «Проектировщик»

Знания – это инструмент достижения цели. Цель есть – учится, в случае, если знания не нужны для достижения цели – не учится). Сами по себе знания не имеют ценности, но если есть замысел – есть деятельность.

Трудно учиться впрок. Проектировщики ориентированы на реализацию себя, своего потенциала в мире людей.


3 тип – «Призер»

Мотивация к обучению построена на амбициях, самоутверждении.

Отдельные представители этого типа могут самоутверждаться и в собственных глазах, но большинству нужно расти на фоне и относительно других.

Интересны те ситуации получения знания, в которых есть соревнование, публичность, возможность показать себя с лучшей стороны.


4 тип – «Активист»

Важным может быть само знание, если оно несет общественную пользу, помогает людям, улучшает их жизнь.

Если предлагается социально значимая задача, с интересом включается в понимание и освоение нового знания.

Мыслят лучше с другими, чем самостоятельно.


5 тип – «Испытатель»

Мотивация построена на ценностном отношении к знаниям в связи с проверкой себя.

Важно преодолевать трудности, подходить к получению знаний творчески, неординарно. Критерий обучения – что именно я получу, где именно мне пригодятся эти знания.

Сильная сторона «испытателя» -мощная мотивация на обучение как вызов – «я хочу, мне интересно»


Практическая работа

  • Определить тип мотивации вымышленных и реальных героев:
  • Тимур –
  • Незнайка –
  • Петр 1 –
  • Шерлок Холмс –
  • Онегин –
  • Мальвина –


Пять мотивационных типов школьников

Тип

Ведущая потребность и ценностное отношение к знаниям

Исследователь

Потребность в исследовании, познании, открытии. Знание как самоценность.

Проектировщик

Потребность самореализации в значимой, взрослой деятельности. Знание как средство решения проектной задачи; знание для дела.

Испытатель

Потребность в преодолении, испытании себя. Знание, как личный вызов, материал для саморазвития.

Активист

Потребность в социальном признании, социально значимом действии. Знания как средство установления отношений или оказания помощи.

Призер

Потребность в достижении, самоутверждении, получении высокого (по сравнению с другими) результата. Знания как средство социального роста, удовлетворения амбиций.


2. Двумя-тремя фразами от имени героя объясните, зачем ему нужно участвовать в проекте

Исследователь

Проектировщик

  • пройти до конца
  • узнать неизвестное
  • доказать
  • понять почему, проверить предположение
  • решить проблему

Испытатель

  • создать
  • воплотить, усовершенство-вать
  • внедрить
  • предложить способ
  • понять, как
  • изменить
  • пройти до конца
  • осуществить

Активист

  • проверить на прочность
  • развить у себя
  • понять про себя
  • доказать себе, опровергнуть

Призер

  • увлечь
  • сообща доказать
  • сделать вместе
  • помочь другим
  • изменить
  • впечатлить
  • показать свои возможности
  • доказать другим, продемонстри-ровать преимущества
  • получить
  • усовершенство-вать


3. Подобрать тип проекта

  • Практико-ориентированный
  • Информационный проект
  • Игровой проект
  • Учебно — исследовательский
  • Творческий


4. Определите количество участников

  • Коллективный проект Групповой проект Индивидуальный проект Парный проект
  • Коллективный проект
  • Групповой проект
  • Индивидуальный проект
  • Парный проект


5. Какой продукт в результате реализации проекта будет получен

  • Сценарий праздника
  • Рукописная книга
  • Бизнес – план
  • Система школьного самоуправления
  • Модель
  • Видеофильм
  • Слайд-шоу
  • Законопроект
  • Прогноз
  • Аналитическая справка
  • Макет журнала
  • Презентация


6.Каким образом презентовать результаты

Исследователь

Проектировщик

  • дискуссия
  • пресс-конференция
  • интеллектуа
  • льная игра
  • защита на ученом совете

Испытатель

  • мастер-класс
  • стендовый доклад

Активист

  • интеллектуа
  • льная игра
  • защита
  • пресс-конференция

Призер

  • пресс-конференция
  • ролевая игра
  • Информацион-ный лист
  • публичный отчет
  • доклад
  • шоу
  • праздник-спектакль


Какая помощь педагога может понадобиться

  • Тимуру – на этапе презентации (отразить проделанную работу в полном объеме).
  • Незнайке – на этапе реализации плана (продумать четкий план).
  • Петру 1 – на этапе постановки цели (помочь отсеять второстепенное, определить ресурсы).
  • Шерлок Холмсу – трудно на этапе реализации плана (на момент сбора информации).
  • Онегину – на этапе целеполагания (определить перспективы).
  • Мальвине — трудно на этапе реализации плана (организовать других на решение поставленных задач), трудно на этапе защиты проекта (будет зависима от одобрения или порицания группы)


Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.

Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.


Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  • Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  • Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  • Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  • Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  • Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  • Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  • Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.


Использованные ресурсы:

https://www.liveinternet.ru/users/5255350/post421614211

http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/kak-razvivat-uchebnuyu-motivatsiyu.html

https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=J9PAHz1N6MM

https://multiurok.ru/index.php/blog/uchiebnaia-motivatsiia-kak-zhie-sformirovat-u-shkol-nika-zhielaniie-uchit-sia.html

https://mystroimmir.ru/psihologiya/rebenok.html

videouroki.net

Мотивация учения – основное условие успешного обучения

Мотивация. Психология определяет это понятие так.

Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие
индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и
цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих
причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность
человека и определяющие направленность этой активности.

Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения
учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению
содержания образования.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность
при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие
мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние (поощрения, наказания).

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе
деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как
личность.

Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является
мотивация учения.

Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им,
необходимо провести

  • диагностику учебной мотивации учащихся, которая включает в себя

    – анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого определятся
    уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий;
    (Приложение 1)
    – анкетирование учащихся средней школы, в результате которого
    определятся значимые для учащегося мотивы учения;
    (Приложение 2)

  • самоанализ и административный анализ работы учителя по созданию
    мотивационной сферы учащихся.
    (Приложение 3)

Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия
учителя:

– учет возрастных особенностей школьников;

– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

– использование коллективных и групповых форм работы;

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование игровых технологий;

– нестандартная форма проведения уроков;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
(Приложение 4)

– создание ситуации успеха;

– вера учителя в возможности ученика;

– применение поощрения и порицания;

– формирование адекватной самооценки у учащихся;

– эмоциональная речь учителя.

Скороходова Н.Ю в книге “Психология ведения урока” пишет: “Технология
развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива
достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной
программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени
усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке”.

Анализируя результаты анкетирования учащихся и действий учителей можно
составить план коррекционной работы по созданию мотивационной сферы учащихся.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы
учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и
остается основным элементом образовательного процесса.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная
работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого
уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть
достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством
которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без
использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом
применение информационных технологий заставляет пересматривать не только
планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль
обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску,
обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные
информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того,
чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя,
владеющего современными педагогическими технологиями.

Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

  • работа с электронными учебниками;
  • работа с демонстрационными материалами;
  • компьютерные тесты;
  • использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
  • использование слайд – презентаций.

Учитель ставит перед собой следующие цели:

  • расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников
    информации; учащиеся могут работать по группам, всем классом или
    индивидуально.
  • дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и
    способностями выбрать нужный материал.
  • активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно
    больше информации за меньшее время.

Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную
эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу,
углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в
конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат
на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех
учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений
каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом
уроке, даже за малые достижения и успехи.

Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная
мотивация
.

Активная мотивация предполагает, что

  • никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были,
    если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
  • никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими,
    если они соответствуют максимальным возможностям ученика.

Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители.
Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие
советы педагогов:

  • интересоваться делами, учебой ребенка;
  • помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять
    самостоятельность и инициативность;

urok.1sept.ru

Типы мотивации учебной деятельности — Мегаобучалка

ТЕМА 14: «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ»

ПЛАН:

1.Понятие о мотивах

2.Типы мотивации учебной деятельности

3.Формирование мотивации учения.

 

Понятие о мотивах.

Проблема мотивации на учебу — одна из важнейших и ост­рейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому — скучно, один хочет учиться, а другой — пассивен. Почему так происходит? Для ответа на этот вопрос рассмотрим основные механизмы мотивации. Общеизвестно, что любая де­ятельность проходит тем более эффективно, чем более она мо­тивирована. Мотивация — это стремление человека что-то сде­лать. На сегодняшний день существует мощная теоретическая база, объясняющая психологическую сущность. Рассмотрим основные концептуальные положения мотивации.

Мотивация — это соотнесение целей, стоящих перед чело­веком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и воз­можностей. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых. Мотивация может быть положи­тельной и отрицательной. Например, если ученик выражает желание учиться, стремится как можно лучше выполнить учебную деятельность — значит, у него положительная мотива­ция, выражающаяся в направленности на учебу. Другой уче­ник стремится всеми силами избежать учебы и школьных занятий, проявляя отрицательную мотивацию к учебной дея­тельности.

Чтобы правильно оценить действия уче­ника, прежде всего следует понять мотивы этих действий, кото­рые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый челове­ком. Мотив — побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, поче­му надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первокласс­ник всячески старается оттянуть приготовление домашних зада­ний. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит ро­дителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недо­статочно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, су­ществуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выпол­нить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным являет­ся мотив «получить возможность погулять». В конечном итоге, вслед­ствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некото­рое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной ини­циативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготов­ления заданий.

Психологи выделили фак­торы внешней и внутренней привлекательности цели обучения.

Внутренняя привлекатель­ность возникает тогда, когда результат: Внешняя привлекатель­ность возникает тогда, когда результат:
1) обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности;
2) открывает путь собственно­го развития;
3) обеспечивает самовыраже­ние;
4) вызывает чувство удовлетворения от правильно выпол­ненного задания;
5) удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореа­лизации;
6) создает чувство самоценно­сти.
 
1) позволяет добиться авторитета в группе;
2) повышает престиж;
3) обеспечивает безопасность;
4) увеличивает возможность социально-психологических контактов;
5) обеспечивает материальное благополучие;
6) обеспечивает социальное признание.
 

Одни и те же цели могут быть привлекательны для одних и непривлекательны для других. Субъективно привлекатель­ность выражается в мотиве деятельности, т.е. когда субъектив­ная цель соотносится с актуальной потребностью, возникает мотив. Мотив — это то, что позволяет ученику приписывать ре­зультату определенную ценность и значимость. Мотив явля­ется определившимся намерением, желанием что-то сделать и вместе с целью составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы дея­тельности. Чем выше привлекательность и значимость резуль­тата для личности, тем сильнее будет мотив.

Соответственно целям существует внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация непродуктивна и, как прави­ло, кратковременна. Осуществляя учебу на основе внешней мотивации, ученик часто испытывает внутренний дискомфорт несогласованности требований деятельности с глубинными по­требностями и мотивами. Возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора (например, уменьшение угрозы наказания) приводят к прекра­щению учебной деятельности. Внутренняя мотивация — это внутриличностная заинтересованность в деятельности — само­мотивация. Она зависит от таких факторов, как значимость деятельности, любопытство, креативность, соперничество, уро­вень притязаний и т.п. Внешняя мотивация строится на внешних факторах: боязни наказания, приобретения каких-то мораль­ных или материальных льгот и т.п.

Степень внутренней мотивации зависит от знания резуль­татов своей деятельности, т.е. от эффективности обратной связи в процессе обучения. Попытки повысить мотивацию каким-либо другим способом в целом оказались безуспешными.

В школьной практике мотивация на учебу чаще всего высту­пает в форме интереса. Глубокие интересы могут возникнуть только на основе внутренней мотивации. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это позна­ние, заложен мощный источник внутренней мотивации. Задача педагога заключается в раскрытии внутреннего потенциала.

Учебная деятельность внутренне противоречива. С одной сто­роны, она обладает внутренней привлекательностью, так как обеспечивает ученику чувство собственной значимости и силы как результата знания. С другой — она всегда несет в себе опас­ность неуспеха, зависимости от учителя и чувство несвободы. В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности до минирует, у ученика будет формироваться установка на актив­ное, творческое, самостоятельное поведение, или пассивное, за­комплексованное следование указаниям учителя. Психологи вы­явили базовые факторы, влияющие на субъективное принятие той или иной степени успешности деятельности учеником.

ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ
1) уровень способностей и умений; 1) трудность задания;
2)степень прилагаемых усилий 2) социальные факторы; 3) факторы случайности.

В зависимости от сочетания данных факторов у ученика формируется тот или иной тип направленности. Ученик, как правило, имеет свое мнение о собственных способностях -субъективную оценку своих возможностей. Он имеет представ­ление о том, сколько усилий он согласен затратить для реше­ния проблемы. Трудность задания — это основная внешняя при­чина. Ученик субъективно оценивает трудность по тем затратам, которые, как ему кажется, потребуются от него при решении задачи. Если для ее решения ученику, по его мнению, потребуется мало сил, то он будет расценивать задачу как лег­кую, и наоборот. В результате если ребенок при столкновении с задачей расценивает ее как достижимую с учетом указанных факторов, то формируется положительная направленность на деятельность. При принятии решения о бесполезности каких-либо попыток для достижения успеха формируется состояние нулевого мотивационного потенциала. Деятельность оказыва­ется невыполненной.

На базе вышеприведенных факторов формируется субъек­тивная вероятность успеха. У ученика есть определенная са­мооценка своих возможностей. Если задача легкая, то субъек­тивная вероятность успеха равна «1». Если задача средней трудности, то субъективная вероятность успеха оценивается приблизительно «0,5». Субъективная вероятность успеха в за­даче, оцененной как очень трудная, приближается к «0». При очень высокой субъективной вероятности успеха и минималь­ных затратах, связанных с выполнением деятельности, чело­век испытывает состояние скуки, при очень низкой вероятнос­ти и трудности задачи, заведомо превышающей способности, у ребенка возникают страх и тревога. Чем выше субъективная значимость деятельности, тем сильнее тревога. Ответственный ученик будет испытывать чувство тревоги перед вступительным экзаменом гораздо сильнее, чем перед рядовой контрольной. Наибольший комфорт и привлекательность вызывают задачи средней трудности, поскольку успех в них определяется преж­де всего способностями и усилиями самого ученика. Именно в таких заданиях ребенок может реализовать себя, и они вызы­вают его интерес.

Указанный механизм раскрыт в концепции мотивации до­стижений, объясняющей активность обучения. В ней интерпре­тирована связь между побуждением успеха (избегания неуда­чи) и трудностью самой задачи. При решении любой задачи активизируется соответствующая потребность, которая вклю­чает определенную диспозицию мотива достижения успеха и мотива избегания неудачи. Побуждение к деятельности опре­деленного уровня зависит от субъективной вероятности успе­ха. В процессе обучения ученик воспринимает цель деятельно­сти в виде «нормативного уровня», характеризующегося качественными и количественными параметрами, соотнося ее со своими возможностями, оценкой ситуации, субъективной ве­роятностью достичь успеха и избежать неудачи. В результате формируется личный стандарт исполнения деятельности, или уровень притязаний, включающий субъективные качествен­ные и количественные характеристики, которым должен, по мнению ученика, удовлетворять будущий результат его дея­тельности. В итоге формируется потребность достижений, т.е. предрасположенность к принятию в будущей деятельности мак­симально высокого личного уровня исполнения. Чем выше по­требность достижений, тем более сложные задания будет выбирать ученик. Потребность достижений выступает цент­ральным психическим регулятором учебной деятельности и стержнем внутренней мотивации.

Другой важный психологический механизм, обеспечиваю­щий научение, раскрыт в концепции самоактуализации А. Маслоу. В данной концепции раскрыт феномен самоактуализации, обусловленный активностью у человека мотива личностного роста. Чем более интересную и творческую деятельность осу­ществляет ученик, тем более удовлетворяется его мотив роста (т.е. стремление человека повысить свои знания, продуктив­ность), но в отличие от других потребностей в данном случае удовлетворение ведет не к насыщению потребности, а к увели­чению мотивации. Таким образом, «включение» мотива роста создает устойчивую мотивацию на обучение.

Типы мотивации учебной деятельности.

Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь сред­ством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуж­дает не интерес, любознательность, стремление к овладению кон­кретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

• мотивация, которая условно может быть названа отрица­тельной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побужде­ния школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

• мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.

В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Учение рас­сматривается как дорога к освоению больших ценностей культу­ры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это — наиболее ценная мотивация. Однако если и процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.

Другая форма мотивации определяется узколичными мотива­ми: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосред­ственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом про­цессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллек­туальная активность, реализация своих способностей и пр.).

Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различны­ми социальными взаимодействиями школьника с другими людьми). Познавательные мотивы включают:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации
школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это мо­жет быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктив­ным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном мате­риале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их прояв­ления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; инте­рес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов до­бывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организа­ции учебного труда и приемах самообразования, участие в об­суждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной ли­тературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).

Социальные мотивы включают:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении по­лучать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обще­ству, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место и отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужит, у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и харак­тер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.

Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей;

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фрон­тальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наи­более оптимальных их вариантов, интерес к переключению с ин­дивидуальной работы на коллективную и обратно.

А.К. Маркова описывает две группы психологических харак­теристик познавательных и социальных мотивов.

Первая группа мотивационных характеристик — их называют содержательными — прямо связана с содержанием осуществляе­мой школьником учебной деятельности. Вторая группа характери­стик — их условно называют динамическими характеризует фор­му, динамику выражения этих мотивов.

Содержательными характеристиками мотивов являются сле­дующие:

1) наличие личностного смысла учения для ученика;

2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка;

3) место мотива в общей структуре мотивации;

4) самостоятельность возникновения и проявления мотива;

5) уровень осознания мотива;

6) степень распространения мотива на разные типы дея­тельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.

Динамические характеристики мотивов:

1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стиму­лам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться.

2. Модальность мотивових эмоциональная окраска. Психоло­ги говорят об отрицательной и положительной мотивации учения.

3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.

Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя и не менее важны, чем анализ внутренних, содер­жательных особенностей мотивов.

Как изучить мотивацию учеников? По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:

наблюдение за поведением учеников во время урока и вне
его, за учебной, общественно полезной, организационной и дру­гими видами деятельности, характером общения школьников;

• результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, впедагогических характеристиках;

• использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе;

индивидуальная беседа с учеником, предполагающая пря­мые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;

анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень ре­альной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обыч­ные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное — показатели сформированности учебной деятельности школьников.

Зная тип мотивации, учитель может создать условия для под­крепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваивае­мых знаний для будущего, создание положительного обществен­ного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью уче­ния, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познава­тельных интересов, проблемная методика. Для поддержания моти­вации, связанной с процессом учения, важны живая и увлека­тельная организация учебного процесса, активность и самостоя­тельность учащихся, исследовательская методика, создание усло­вий для проявления их способностей.

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мо­тивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, вы­бор жизненного пути и др.

megaobuchalka.ru