Влияние одних людей на других: Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее, — это:

Содержание

Аргументы из литературы на тему: «Влияние общества на человека»

Автор: Guru ·

Человек живёт и развивается в обществе, которое определяет его поступки и стремления. Но зачастую между личностью и коллективом, в рамках которого она вынуждена существовать, возникают противоречия, которые очень сложно решить. Можно ли быть полноценной частью социума, при этом, не теряя собственной индивидуальности? Стоит ли подчиняться тому, что другие считают правильным и единственно возможным? Возможно ли, обрести внутреннюю гармонию в узких рамках диктуемых обществом правил и условий? Чтобы ответить на эти вопросы, многие знаменитые авторы рассуждали, как решается проблема взаимодействия человека и общества. В этой подборке мы перечислили самые яркие аргументы из литературы, иллюстрирующие влияние коллектива на личность.

  1. В драме А.Н. Островского «Гроза» обособленный, замкнутый в своей ограниченности город Калинов живёт согласно патриархальным порядкам, многие из которых порядком обветшали и устарели.
    Однако, быт и нравы, господствующие здесь, исключают свободу выбора, принуждая каждого жителя следовать законам, основанным на страхе и обмане. Бунтующим героем в пьесе становится Катерина, готовая вступить в бой с вековой косностью, чтобы отвоевать своё право на любовь и свободу. Дабы избавиться от внутренней дисгармонии, обрести надежду на счастье, она бросает вызов условностям и домостроевским традициям. Однако героиня не способна противостоять тирании в одиночку. Отказываясь жить в неволе, она предпочитает погибнуть. В данном случае коллектив, опасаясь перемен, довел свободолюбивую личность до мятежа и отчаяния.
  2. Общество диктует человеку правила поведения и жизненные установки, в которых каждому необходимо выстраивать свою собственную модель поведения. Но соответствовать узким общественным стандартам для свободолюбивой и мыслящей личности становится невыполнимой задачей. В романе Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» социум давно утратил оригинальность и самобытность. Это мир механических будней, развлечений и телесериалов.
    В нем люди живут по четко отлаженным установкам, исключающим отказ от стереотипа. Гай Монтэг – пожарный. В его обязанности входит проводить обыски и сжигать книги, которые попадутся ему на глаза. Но очень скоро он понимает, что его жизнь представляет собой холодное посредственное существование, подчинённое абсурдным законам, лишённое мысли и тепла. Монтэг вступает в борьбу с прошлым своим существованием, бунтуя против уравнительных законов мира, которым больше не желает подчиняться. Так, авторитарное общество «выдавливает из себя» непокорных членов.
  3. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» герой-бунтарь – Евгений Базаров оказывается одиноким в своей верности идеям нигилизма. Его резкие суждения, философия всеобщего отрицания пугают и раздражают старшее поколение, воспитанное на традиционных представлениях о морали, культуре и этических нормах. Базаров уверен, что устаревшие ценности, прочно вошедшие в сознание и быт поколения «отцов», необходимо искоренить. Он чувствует своё несоответствие с обществом, в котором принужден существовать.
    Попытки неравной борьбы обрекают героя на одиночество и непонимание. Глубина и незаурядность личности Базарова не соответствуют обществу устоявшихся вековых традиций, которые тот пытается низвергнуть. В данном примере влияние общества выражается у личности в отрицании социальных традиций и закономерностей, как таковых.
  4. Противопоставление – излюбленный приём авторов, стремящихся показать в произведении острый социальный конфликт или актуальную для читателя проблему. Противостояние человека и общества – одна из сквозных тем романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», который считается одной из самых масштабных книг за всю историю литературы. Писатель создает живописные и во многом иронические образы посетителей салона Анны Павловны Шерер. Высшее общество Петербурга стеснено рамками принятого поведения. Их диалоги, рассуждения и мысли подчинены привычке, которая сделала их чопорными, тщеславными и лишёнными индивидуальности. В салоне поднимаются серьёзные общественно-значимые темы, которые перевираются, искажаются и упрощаются, превращаясь в пошлые беседы и сплетни о том, что модно обсуждать.
    Даже патриотизм для Анны Павловны заключается только в том, что она принципиально отказывается разговаривать на французском языке. Для героев, знающих цену мысли и слову, пребывание в подобных гостиных превращается в пытку. Так, общество вынуждает Болконского бежать прочь от мирной жизни и искать свое место на войне. Но влияние социума сказалось на целях, которые первоначально ставил герой: он хотел славы ценою крови. Это желание было искусно навязано ему в праздной болтовне о гении Наполеона, которого превозносили при дворе.
  5. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» автор рисует быт и нравы патриархальной деревеньки, где каждый живёт в границах искусственно созданного уютного мирка, подчиненного личным интересам и эгоизму. И только простая деревенская женщина Матрена всю свою жизнь отдает на служение и помощь людям, а страдания и многочисленные потери не озлобляют её души. Она совсем не богата: любовно поливает цветы в кадках, растит картошку, заботится о хромой кошке, и, конечно, помогает соседям, которые пользуются её бескорыстностью. С гибелью героини рушится и всё, созданное ею с таким усердием: односельчане с жадностью обсуждают её жизнь, делят имущество, растаскивают по лоскуткам пожитки. Каждый не может удержаться от своей примитивной оценки: они смеются над Матреной, осуждают ее за открытость и искренность. Мир, в котором Матрена видела столько тепла и любви, оказывается к ней жестоким и несправедливым. Зато героиня не поддалась тлетворному влиянию деревенских нравов и сохранила индивидуальность.
  6. Велика ли цена за человеческое счастье? Можно ли измерить его земными благами и богатством? Что в жизни по-настоящему значительно и ценно? В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» никто из героев не задается подобными вопросами, ведь, в сущности, ответ на каждый из них очевиден: чем больше денег, тем счастливее человек. Пароход «Атлантида», на котором путешествуют герои, – это общество людей циничных, успешных и, разумеется, богатых. В центре повествования — образ состоятельного господина, путешествующего с семьей, посвятившего свою жизнь накоплениям, которые позволяют ему приобрести все удовольствия, которые только можно купить за деньги.
    Однако оказывается, что в мире существуют вещи, не подверженные отношениям купли-продажи. Перед лицом смерти господин оказывается беззащитным, брошенным на произвол судьбы, лишним на веселом празднике людского тщеславия. Смерть героя, ещё недавно уважаемого всеми, воспринимается как досадная неприятность. Общество, полноправным членом которого ещё совсем недавно мнил себя господин, отрекается от него. И такой же финал ждет каждого человека, превратившегося в безликого «господина» в угоду коллективу, который превращает своих членов в универсальные копии друг друга.
  7. «…Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…» — задумчиво произносит Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Действительно, сколько бы ни существовал род человеческий, слабости его всегда одни и те же: жажда денег и признания. Общество на страницах романа колоритно в своей примитивности: члены писательского объединения МАССОЛИТ занимаются бесцельной графоманией, пишут бездарные стихи и мечтают о «творческих отпусках».
    А зрители театра «Варьете» в безумном порыве кидаются на сцену в попытках поймать падающие с потолка червонцы. Все они – бездарны и мелки в своем существовании, подчиненном незначительным, вещественным целям. В этом вечная меркантильная сущность человеческой природы, которая не подвластна времени и истории. Это общество подминало под себя всех москвичей, а тех, кого не удавалось, вычеркивало из жизни с помощью критиков Латунских и им подобных. Пошлые, обывательские, ложные ценности распространялись через тот же МАССОЛИТ по цене «судачков а-ля натюрель» и захватывали умы людей, делая их однотипными и безликими.
  8. Общество может уничтожить человека. Может ли человек, бросив вызов обществу, одержать победу? Едва ли. В повести А. Куприна «Олеся» героиня воспитывается вдали от крестьянской деревни. Она не знакома с бытом и нравами живущих там людей, ей чужды их традиции и взгляды, точно так же, как чужды и предрассудки. Она вольна в своих действиях и решениях. Её любовь к случайному гостью Ивану Тимофеевичу — это простое и сильное чувство, которому не может быть преград в её естественном, живущем по закону природы мире.
    Однако под гнётом суеверных предрассудков и неоправданной злости крестьян, не принимающих девушку, героиня вынуждена сдаться обстоятельствам и отвергнуть возлюбленного.
  9. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором оказывается Чацкий, едва ли ценит достоинства личности, измеряя всех и каждого исключительно размером кошелька. Нет здесь представлений о благородстве и долге, есть только блестящие перспективы и высокие должности. В центре такого общества Александр Чацкий оказывается лишним, осмеянным, поскольку преследует иные цели, не гонится за чинами и богатством. Он бросает вызов  фамусовскому обществу, презирает Молчалина, готового пойти на обман и лицемерие с выгодой для себя. Чацкий отказывается принимать жизнь такой, какой ее видят окружающие, сохраняя верность себе. Он не способен лгать и притворятся там, где необходимо сказать правду. Чацкий остро чувствует уродство и ограниченность людей, которые ещё совсем недавно были дороги ему, поэтому покидает дом Фамусова.
    Так, влияние общества не коснулось героя, он сумел устоять и спасти свою личность от нравственного падения.
  10. Что заставляет человека отказываться от своих идеалов, упрощать свою жизнь до примитивных радостей и удовольствий? Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» Дмитрий Старцев под влиянием общества, которое обозначило круг его общения и интересов, превращается из добродушного, подвижного, чувствительного человека в тяжелого на подъем, эгоистичного, ограниченного обывателя, которого знакомые по-домашнему называют «Ионыч». Узкие рамки той среды, в которой вынужден проживать герой, его духовная слабость и нежелание действовать делают из него футлярного персонажа, человека без имени. Он вынужден принять бесцельность своего существования и жить согласно условиям того мира, с которым он не нашел в себе силы вступить в борьбу.

Автор: Валерия Пронина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Моногенизм — православная энциклопедия «Азбука веры»

  • Адам: исто­ри­че­ская досто­вер­ность Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики
  • Спор между моно­ге­низ­мом и поли­ге­низ­мом прот. Васи­лий Зень­ков­ский
  • О един­стве рода чело­ве­че­ского: сви­де­тель­ства биб­лей­ские В.Д. Куд­ряв­цев-Пла­то­нов

Моногени́зм — учение о един­стве про­ис­хож­де­ния чело­ве­че­ского вида, под­твер­ждён­ное рядом науч­ных кон­цеп­ций, но глав­ное — име­ю­щее твёр­дое и бес­спор­ное осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого и Нового Заве­тов; сооб­разно этому воз­зре­нию все чело­ве­че­ские расы рас­смат­ри­ва­ются не иначе как внут­ри­ви­до­вые под­раз­де­ле­ния, а все без исклю­че­ния люди — как обла­да­тели пол­ноты одного (и того же) чело­ве­че­ского есте­ства.

В чём, отно­си­тельно участи в веч­но­сти, состоит вли­я­ние одних людей на других?

Наи­бо­лее явственно такое вли­я­ние про­яв­ля­ется в обла­сти непо­сред­ствен­ных меж­лич­ност­ных отно­ше­ний. В раннем дет­стве чело­век испы­ты­вает вли­я­ние со сто­роны роди­те­лей, затем — вос­пи­та­те­лей, учи­те­лей. В про­дол­же­нии всей созна­тель­ной жизни вос­при­ни­мает воз­дей­ствие со сто­роны широ­кого круга людей: род­ствен­ни­ков, зна­ко­мых, това­ри­щей, друзей.

Боль­шое воз­дей­ствие на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти ока­зы­вают мно­го­чис­лен­ные тра­ди­ции: рели­ги­оз­ные, куль­тур­ные, обще­ствен­ные.

Все эти фак­торы вкупе спо­соб­ствуют или пре­пят­ствуют раз­ви­тию тех или иных добрых или гре­хов­ных черт, ска­зы­ва­ясь на земной, а в конеч­ном итоге и вечной жизни.

Помимо пере­чис­лен­ных обсто­я­тельств боль­шое вли­я­ние на судьбу каж­дого чело­века ока­зы­вает родо­вой или наслед­ствен­ный фактор. 

Иногда роль наслед­ствен­ного фак­тора обна­ру­жи­ва­ется с боль­шей оче­вид­но­стью, чем роль внеш­него воз­дей­ствия. Одним из самых убе­ди­тель­ных при­ме­ров в этом отно­ше­нии служит нездо­ро­вье детей, рож­дён­ных от нар­ко­ма­нов, ток­си­ко­ма­нов или хро­ни­че­ских алко­го­ли­ков.

Про­то­и­е­рей Олег Сте­няев рас­ска­зы­вал: “Недавно мне дове­лось посе­тить интер­нат для сла­бо­раз­ви­тых детей, детей с атро­фи­ро­ван­ными конеч­но­стями, кото­рые ползли нам навстречу за рож­де­ствен­скими подар­ками. И когда я спра­ши­вал, чьи эти дети, мне отве­чали: сын алко­го­лика, сын нар­ко­мана и так далее. Грех – это не твое личное дело. Когда цер­ковь гово­рит: “Не греши, ста­райся испра­виться!”, то име­ется в виду сле­ду­ю­щее: если испра­вишься ты, испра­вится и ситу­а­ция вокруг тебя. Не можешь ула­дить какие-то кон­фликты в семье – иди в храм, на испо­ведь, рас­скажи свя­щен­нику о своих про­бле­мах. Это будет самая лучшая помощь, кото­рую ты можешь ока­зать своему дому, своей семье”.

В неко­то­рых слу­чаях выявить и оце­нить сте­пень вли­я­ния наслед­ствен­ного фак­тора на чело­века бывает крайне затруд­ни­тельно. Поло­жим, это бывает тогда, когда чело­век связан с гре­хов­ной средой и про­ис­хож­де­нием, и через вос­пи­та­ние. В этом случае на его нрав­ствен­ность влияет не только наслед­ствен­ность, но и мно­же­ство внеш­них усло­вий. Какое именно из них явля­ется пре­об­ла­да­ю­щим, это — вопрос.

Наи­бо­лее оче­вид­ным под­твер­жде­нием воз­дей­ствия наслед­ствен­ного фак­тора на чело­века явля­ется при­су­щий всем людям, потом­кам Адама и Евы (за исклю­че­нием Христа), пер­во­род­ный грех.

Особое зна­че­ние в деле вли­я­ния соци­ума на вечную участь того или иного чело­века имеют посмерт­ные молитвы и совер­ше­ние в память об умер­шем добрых дел. Важ­ность такого попе­че­ния о греш­ни­ках сложно пере­оце­нить. Это под­твер­жда­ется как Свя­щен­ным Писа­нием, так и мно­го­ве­ко­вым опытом Церкви.

Нако­нец, на вечную жизнь чело­века влияют и души почив­ших святых, к кото­рым мы обра­ща­емся в наших молит­вах.

Воз­можно ли пре­одо­леть вли­я­ние наслед­ствен­ного фак­тора?

Ни наслед­ствен­ный, ни какой-либо внеш­ний фактор не может слу­жить без­услов­ным и непре­одо­ли­мым пре­пят­ствием для стя­жа­ния пра­вед­но­сти и соеди­не­ния чело­века с Богом.

Из биб­лей­ской исто­рии нам известно мно­же­ство при­ме­ров, когда от одних и тех же роди­те­лей про­ис­хо­дили дети с диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ными нрав­ствен­ными каче­ствами. Это Авель и Каин, Иаков и Исав, Иосиф и его братья-пре­да­тели. Подоб­ными при­ме­рами богата и свет­ская исто­рия.

Фактор наслед­ствен­но­сти всего лишь воз­дей­ствует на нрав­ствен­ность чело­века, однако не лишает его сво­боды про­из­во­ле­ния, не бло­ки­рует разум, не пара­ли­зуют нрав­ствен­ное чув­ство.

При помощи Все­мо­гу­щего Творца чело­век в состо­я­нии побе­дить любой грех, рас­крыть при­су­щие его есте­ству черты образа Божьего, раз­вить инди­ви­ду­аль­ные даро­ва­ния, при­об­ре­сти и взрас­тить доб­ро­де­тели.

Была ли у Адама жена, пред­ше­ство­вав­шая Еве?

Ряд пред­ста­ви­те­лей совре­мен­ных «рели­ги­оз­ных» тече­ний, в том числе адепты «сата­низма», опи­ра­ясь на све­де­ния, почерп­ну­тые из древ­них лите­ра­тур­ных памят­ни­ков и более позд­ние интер­пре­та­ции этих све­де­ний, наста­и­вают: первой женой Адама была не Ева, а некая Лилит; отка­зав­шись слу­шаться мужа, она пошла на созна­тель­ный разрыв отно­ше­ний и пере­се­ли­лась в другую страну; в резуль­тате, по воле Божьей, у Адама и появи­лась вторая жена — Ева. Утвер­ждают, что Лилит была создана из земли, как и Адам; что именно она, а не Ева, стала мате­рью Каина).

Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета не даёт для такого пред­по­ло­же­ния ни малей­ших намё­ков и одно­значно сви­де­тель­ствует о Еве как о первой жен­щине вообще и вместе как о втором чело­веке, создан­ном Богом из ребра пер­вого и един­ствен­ного суще­ство­вав­шего тогда чело­века, Адама (Быт.2:22). Как Адам име­ну­ется родо­на­чаль­ни­ком всех людей, так и Ева названа мате­рью всех живу­щих (Быт.3:20).

В Новом Завете един­ство про­ис­хож­де­ния чело­ве­че­ского рода от еди­ного корня зафик­си­ро­вано не менее чётко: «От одной крови Он про­из­вел весь род чело­ве­че­ский для оби­та­ния по всему лицу земли» (Деян.12:26).

Почему Бог сотво­рил жену не из земли, а из ребра Адама?

Ева была сотво­рена Богом после того, как Адам, дав имена живот­ным, осо­знал необ­хо­ди­мость в таком друге и помощ­нике, кото­рый был бы осо­бенно близок ему по спо­соб­но­стям, с кем он мог бы общаться, как бы «на равных» (Быт.2:20). Факт того, что жена создана из ребра Адама, побуж­дал его изна­чально смот­реть на жену не как на сопер­ника, но, словно бы, как на часть самого себя: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23).

При­ме­ни­тельно именно к этому факту Писа­ние впер­вые упо­треб­ляет рас­про­стра­нен­ную ныне фор­мулу един­ства супру­гов, проч­но­сти супру­же­ского союза, осно­ван­ного на любви: «и будут [два] одна плоть» (Быт.2:24). Во вре­мена Нового Завета это поло­же­ние под­твер­дил Гос­подь Иисус Хри­стос (Мк.10:8). На него же, обра­ща­ясь к Ефе­ся­нам, опи­рался святой апо­стол Павел (Еф.5:31).

В нрав­ствен­ном отно­ше­нии зна­чи­мость про­ис­хож­де­ния всех людей (в том числе пра­ма­тери) от еди­ного источ­ника усмат­ри­ва­ется в том, что по сути все люди должны отно­ситься друг к другу как братья, чего не ска­жешь ни о древ­нем, ни о совре­мен­ном обще­стве. Виной всему являет грех. Вспом­ним, что первый же сын Адама и Евы, Каин, про­явил к брату, Авелю, настолько враж­деб­ные чув­ства, что сде­лался бра­то­убий­цей, и в резуль­тате был про­клят Богом. Хам, вскоре после потопа, про­явил неува­же­ние к отцу. А еди­но­пле­мен­ники Спа­си­теля, не при­няли Его и убили, несмотря на то, что именно к Его При­ше­ствию их гото­вили закон и про­роки.

Золотая середина: Влияние других

Мы проводим свою жизнь, наблюдая и отвечая друг другу.


Проведите время в любом общественном месте, наблюдая за толпой, и вы увидите примеры того, что ученые называют социальным влиянием — различных способов, которыми люди меняют свое поведение из-за присутствия других. Обратите внимание, как люди реагируют на приказы и просьбы, идут вместе с группой, копируют действия других, соревнуются и сотрудничают. Мы тонко настроены на окружающих нас людей, полагаясь друг на друга в поисках подсказок о том, как себя вести, чтобы мы могли эффективно ориентироваться в нашей социальной среде. Влияние других настолько всепроникающе, что мы можем испытывать его даже тогда, когда рядом нет реального человека: мы корректируем свое поведение в ответ на подразумеваемое присутствие (скажем, камера наблюдения и знак «Вход воспрещен») или воображаемое ( «Что сказала бы мама?»).

Социальное влияние


Соответствие

Вы почти наверняка сталкивались с этим: не зная, что делать в ситуации, вы оглядываетесь, чтобы увидеть, что делают другие, и меняете свое поведение, чтобы соответствовать этому.

Вы всегда следуете за толпой?

Большинству из нас не нравится, когда нас называют конформистами (по крайней мере, в западных обществах, где ценится индивидуальность и уникальность), но идти за толпой — естественная и часто полезная тенденция. Люди эволюционировали, чтобы жить группами; с самого начала нам нужны были способы сгладить взаимодействие, уменьшить количество конфликтов и скоординировать действия. Например, движение транспорта лучше и безопаснее, если все автомобили движутся в одном направлении, а пешеходы все вместе пересекают улицу. Соответствие группе может быть вопросом выживания.

Вы склонны следовать указаниям? (интерактивный)

Тенденция к конформизму имеет два разных корня. Иногда в запутанных ситуациях мы предполагаем, что другие люди знают больше, чем мы, поэтому следуем их примеру. Это предположение может быть правильным, но часто это не так. Допустим, вы идете мимо здания и видите, как идет дым. Вы звоните 911? Если другие люди выглядят равнодушными, вы можете решить, что это не чрезвычайная ситуация. Но другие могут решить не звонить за помощью, потому что ты не волнуйся. Ученые называют эту потенциальную неверную интерпретацию группой плюралистическим невежеством. Это может привести к эффекту свидетеля , когда никто из толпы не выходит вперед, чтобы помочь в ситуации, когда необходимо действовать. Это парадокс : чем больше людей становятся свидетелями чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них будет действовать, потому что все они подчиняются поведению группы.

Если будет дым, когда кто-нибудь крикнет «пожар»? (видео на YouTube)

 

В какой ситуации человек, попавший в беду, с большей вероятностью получит помощь от постороннего?

Что нужно, чтобы кто-то решил действовать в чрезвычайной ситуации? (инфографика)

Другая причина, по которой люди подчиняются и идут за толпой, заключается в том, что мы все хотим, чтобы нас любили и принимали. Желание приспособиться настолько сильно, что люди иногда соглашаются с групповым консенсусом, даже если он идет вразрез с их собственными суждениями — по крайней мере, публично. Наедине они с большей вероятностью будут следовать своим собственным мыслям.

Что происходит, когда группа не видит этого так, как вы? (Клип на YouTube)

Соответствие

Когда давление со стороны других становится более явным, конформность смешивается с другим типом социального влияния: уступчивостью, когда мы отвечаем на прямой запрос, сделанный кем-то другим.

С большей вероятностью вы выполните просьбу человека, носящего униформу?

Социологи определили различные стратегии уступчивости, и вы можете использовать некоторые из них — или стать их мишенью — не подозревая об этом. Например, если кто-то просит об очень небольшой услуге («Можете ли вы сказать мне, как пройти в библиотеку?») и вы соглашаетесь, вы, скорее всего, согласитесь со второй, более крупной просьбой («О нет, это дальше, чем я думал — не могли бы вы потратить два бакса на автобус?). Это называется техника «нога в двери» . Это работает, потому что выполнение первой просьбы формирует или укрепляет нашу самооценку («Я полезный человек!»), предоставляя нам обоснование для согласия на вторую просьбу («Вот кто я — я помогаю, когда это необходимо». .»).

Что делают люди, когда авторитет говорит «прыгать»? (видео)

Послушание

Когда давление со стороны других становится еще сильнее, это может привести к послушанию — когда мы отвечаем на требование авторитетной фигуры. Мир полон приказов, отдаваемых людьми, которые имеют над нами власть, либо лично (начальник, полицейский, ваш родитель), либо письменно (например, на дорожных знаках). Давление конформизма в таких ситуациях может быть чрезмерным, а послушание может иметь и темную сторону. В одном известном эксперименте исследователь создал ситуацию, в которой испытуемые должны были решить, следовать ли приказу причинить боль другому человеку. Тревожные результаты показали, как трудно людям сопротивляться власти.

Этот эксперимент был проведен несколько десятилетий назад, в другое социальное время. Отреагировало бы так же сегодняшнее поколение, якобы более критичное и менее доверяющее властям? Ученые недавно провели модифицированную версию исследования. Испытуемые реагировали аналогично, подтверждая мощную роль социального влияния.

Люди в группах


Социальное безделье

Социальное влияние также играет важную роль, когда люди работают в группах. Большая часть этого влияния является прямой или преднамеренной — например, мы часто работаем усерднее, потому что наши коллеги зависят от нас, чтобы уложиться в срок. Но иногда само присутствие других людей может формировать наше поведение: по мере того, как рабочие группы становятся больше, отдельные члены группы имеют тенденцию уменьшать усилия, которые они прикладывают, особенно когда их личный вклад не может быть определен. Эта тенденция называется социальное безделье . Одним из первых, кто начал изучать социальное безделье, был французский инженер-агроном, который заметил, что увеличение количества сельскохозяйственных рабочих на работе не увеличивает производительность так, как ожидалось. В начале 1900-х годов он провел серию простых экспериментов, заставив людей тянуть тележки поодиночке или вместе. Теоретически двое мужчин должны тянуть в два раза больше веса, чем один человек (200%). Вместо этого он обнаружил, что вместе они тянули только 186 % веса — каждый мужчина тянул меньше, чем в одиночку. Чем больше мужчин на работе, тем меньше каждый из них тянет по отдельности.

Работая вместе, вы берете свой вес? (экспонат)

Как сильно вы бы потянули? Вы бы работали усерднее, если бы знали, что другие могут сказать, как сильно вы стараетесь?

С тех пор эта тенденция неоднократно документировалась в различных ситуациях. На него в некоторой степени влияют культура и обстоятельства — например, работники из обществ, где взаимозависимость является нормой, склонны бездельничать меньше, чем работники из более индивидуалистических культур, — но это все же универсально. Значит ли это, что люди бездельники? Не обязательно. Когда многие руки выполняют легкую работу, разумно немного облегчить ее — при условии, что все остается честным и все уменьшают свои усилия на одинаковую величину. И есть определенная логика в том, чтобы сдерживаться, если вы считаете, что ваш вклад не важен или если его нельзя увидеть и признать.

Но когда бездельничают лишь некоторые, страдает вся группа и ее шансы на успех уменьшаются. Одним из примеров является голосование на выборах. Есть много причин, по которым люди не голосуют, но социальная леность может усугубить проблему. Если вы считаете, что проголосует достаточное количество людей и что результат будет хорошим без вашего участия, или что ваш голос на самом деле не имеет значения, этого может быть достаточно, чтобы удержать вас от участия в опросах.

Учитывая потенциальные проблемы социальной лености, как мы можем ее ограничить? Социологи выделяют несколько эффективных стратегий:

  • Сделайте личные усилия узнаваемыми
  • Убедитесь, что каждый человек чувствует, что его усилия важны
  • Подчеркните, что личные усилия улучшат работу группы.
  • Повысить командный дух


Дополнительное чтение

Кешия Наурана Бадалге (2017). «Наши телефоны заставляют нас чувствовать себя активистами социальных сетей, но на самом деле превращают нас в сторонних наблюдателей». (статья)

Джерри М. Бургер (2009 г.)). «Копирование Милгрэма: будут ли люди по-прежнему подчиняться сегодня?» Американский психолог, 64(1), 1–11. (абстрактный)

Роберт Б. Чалдини (2007). Влияние: психология убеждения. (книга)

Стивен Дж. Карау и Киплинг Д. Уильямс (1993). «Социальное безделье: метааналитический обзор и теоретическая интеграция». Journal of Personality and Social Psychology 65(4): 681–706. (аннотация)

Д.А. Кравиц и Б. Мартин (1986). «Рингельманн заново открыл: оригинальная статья». Журнал личности и социальной психологии, 50 (5): 93–941. (абстрактный)

Социальное влияние — Мир психологов

  1. Влияние

Почему люди должны соответствовать группам? Посмотрите, как социальное влияние влияет на мнения и поведение.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. Шериф, М. (1935). Изучение некоторых социальных факторов восприятия. Archives of Psychology (Columbia University) , 27 (187. 1-60.
  2. Asch, S. E. and Guetzkow, H. (1951). Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений. Группы, лидерство , и мужчины , 222-236.(1951)
  3. Келман, Х.К. (1958) Соответствие, идентификация и интернализация: три процесса изменения отношения. Журнал разрешения конфликтов , 2 (1), 51-60.
  4. Милграм, С. (1963). Поведенческое исследование послушания. Журнал ненормальной и социальной психологии , 67 (4). 371-378.
  5. Милграм, С. (1974). Повиновение авторитету: экспериментальный взгляд . Лондон: Тависток.
  6. Аш, SE (1956). Исследования независимости и соответствия: I. Меньшинство одного против единодушного большинства. Психологические монографии: общие и прикладные , 70 (9). 1-70.
  7. Бонд, Р. и Смит, П. Б. (1996). Культура и соответствие: метаанализ исследований с использованием задачи линейного суждения Аша (1952b, 1956). Психологический бюллетень . 119 (1). 111-137.
  8. Лукас Т., Александр С., Файрстоун И. и Балтес Б. (2006). Самоэффективность и независимость от социального влияния: открытие эффекта эффективности-трудности. Социальное влияние , 1 (1). 58-80.
  9. Хейни, К., Бэнкс, В.К. и Зимбардо, П.Г. (1973). Исследование заключенных и охранников в смоделированной тюрьме. Обзоры военно-морских исследований . 9 1-17.
  10. Московичи, С., Лаге, Э. и Нафрешу, М. (1969). Влияние последовательного меньшинства на ответы большинства в задаче на восприятие цвета. Социометрия , 32 (4), 365-380.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Взгляд на общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшить свой собственный язык тела.

Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены

Если вы один из тех, кто испытывает стресс, когда дело доходит до сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.