Временная перспектива личности: Временная перспектива это

Временная перспектива жизненных планов в юношестве — Проблемы cоциальной психологии личности

Рубрика издания: Социально-психологические феномены личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути.

О проблемах «жизненного пути личности», «стилях жизни» и «стратегиях жизни», «жизненной программе личности» и «жизненной перспективе» заговорили в 70–80 годы XX века. Проблемой личности как субъекта жизни занимались К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева и др. В настоящее время изучение проблем жизненного пути продолжается, в чем убеждают результаты исследований таких психологов, как В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров, К.В. Карпинский, В.М. Слуцкий, С.С. Гончарова и М.И. Яковчук. В работах  К.А. Абульхановой-Славской, ее сотрудников и учеников отношения «личность – жизнь» определяются целостным подходом [1; 2].

Содержание исследований В.Н. Украинец, Л.В. Сохань, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Л.Е. Шкляр касается в основном «жизненной программы личности», «жизненной перспективы», «субъективной картины жизненного пути» [4; 5; 11]. Данные исследователи рассматривают жизнь как взаимосвязь ряда событий с их субъективными переживаниями.

С точки зрения «событийно-биографического подхода», разрабатываемого данными авторами, психологическую судьбу личности определяет способ переживания событий жизни.

Жизненный путь рассматривается как разнонаправленный и непрерывный, как связь субъективного прошлого и будущего. Один из наиболее известных отечественных психологов «среднего поколения», работавших над проблемами жизненного пути личности, А.А. Кроник в своих работах синтезирует научные достижения киевской, московской и ленинградской школ, оставаясь главным пропагандистом «субъективно-событийного похода», поскольку предмет его исследований – субъективная картина жизненного пути личности.

В отечественной и зарубежной психологии исследования, направленные на изучение жизненного пути, ведутся давно, но не теряют актуальности и сегодня. Несомненно, что изменения, подчас коренные, которые происходят в нашем обществе, повлияли на восприятие людьми жизни и своего места в ней. Для подрастающего поколения, чье самосознание, система норм и ценностей формируется в новых, все еще продолжающих изменяться условиях, заданных социумом, проблема восприятия ими своего жизненного пути особенно актуальна, так как перед подростками и юношами возникает проблема самоопределения, в первую очередь профессионального, а также самоопределения в личной  жизни.

Согласно Н.А. Логиновой [9], в изучении жизненного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:

а) возрастной аспект, раскрытие общих особенностей личности на разных возрастных ступенях;

б) индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единичной личности.

На основе анализа исследований можно определить жизненный путь личности как преемственную по своим стадиям, в целом завершенную протяженность времени жизни человека, объективно обусловленную возрастными изменениями его природного организма и  социально–историческими изменениями человеческой личности.

В последние годы накапливается все больше фактов, свидетельствующих о том, что деятельность человека существенно определяется не только его прошлым, но и будущим, так называемым «опережающим отражением». Действия и поступки человека, а значит, и проявления его способностей в большой мере определены его будущим, той моделью, в которой отражены представления человека о его будущей жизни. Овладение временем в таком смысле, по мнению В.Э. Чудновского, «…это, прежде всего, умение создавать перспективу собственного будущего, планировать его, видеть себя в будущем, работать над реализацией этих представлений, стремиться к самосовершенствованию» [12. С. 23].

По мнению П.И. Яничева [13], психологическое будущее:

  • по отношению к психологическому настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает. «Не только настоящее оказывает влияние на будущее, но и в свою очередь те или иные ожидания и представления о будущем воздействуют на поведение человека в настоящем и переживание им своего настоящего; позитивные ожидания по отношению к будущему придают настоящему ценность, негативные обесценивают его»;
  • по отношению к психологическому прошлому сопоставляется с прошлым, принимается как преемственность и развитие прошлого, либо как его отвержение и отрицание. Человек может рассматривать свою жизнь как непрерывную линию развития, проецируя продолжение этого развития в будущее, либо может планировать изменение своего образа жизни вплоть до полной его противоположности.

Функции психологического будущего, согласно М.Р. Гинзбургу [3], состоят в обеспечении смысловой и временной перспективы личности. Соответственно в качестве структурных компонентов психологического будущего различают смысловое будущее (личностное) проецирование себя в будущее и временное будущее (собственно планирование).

Поскольку смысловое будущее принадлежит к ценностно-смысловой плоскости, оно прежде всего характеризуются своими ценностными признаками, а именно: насыщенностью, эмоциональной привлекательностью, активностью/пассивностью. Другими существенными параметрами являются определенность/неопределенность и устойчивость/неустойчивость смыслового будущего.

Функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей.

В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает фактически непрогнозируемым. Поэтому существенной характеристикой временного будущего является то, выступает ли оно планируемым (позитивное отношение к планированию и наличие планов) или случайным (негативное отношение к планированию и отсутствие планов) [3].

Также важной характеристикой временного будущего является его организованность, т.е. обеспеченность целей средствами их достижения. На положительном полюсе оно выступает как организованное (цели обеспечены средствами), на отрицательном – как неорганизованное (цели не обеспечены средствами). Параметры планируемости и организованности М.Р. Гинзбург [3] объединяет в показатель «структурированность». По этому показателю временное будущее выступает на положительном полюсе как структурированное (планируемое и организованное), а на негативном полюсе – как аморфное (случайное и неорганизованное).

Чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеждами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше надежд, планов на будущее и реальных событий на временном горизонте, тем беднее и бессодержательнее его жизнь.

Как отмечают Е.И. Головаха и А.А. Кроник [5], отсутствие жизненных планов, как правило, связано с отсутствием позитивного образа будущего. Отсюда и сопротивление переменам. Однако противодействия планируемому развитию могут проистекать и из обязательств прошлому. Человек зачастую стремится к целям, которые не присутствуют в настоящем, а находятся в ближайшем или отдаленном будущем, а иногда даже за пределами собственной жизни. По этой причине побудительные мотивы и поведенческие акты анализируют не только по содержанию, но и по временной их локализации.

Сейчас уже доказано, что формирование временной перспективы (реалистичная организация ее структуры, четкое обозначение в ней жизненных целей, ее непрерывность и др.) является результатом социализации. Эксперименты неоднократно обнаруживали, что, например, у делинквентных юношей будущая временная перспектива всегда укорочена, тогда как неделинквентные юноши осмысливают свою жизнь на значительный период [6].

К.А. Абульханова-Славская предлагает различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных понятия [2].

Психологическая (временная) перспектива – это когнитивная способность предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Личностная перспектива – не только когнитивная способность предвидеть будущее, но и целостная готовность к нему в настоящем, установка на будущее (например, готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т.д.). Такая перспектива может иметь место даже у личностей с когнитивно бедным, нерасчлененным, неосознанным представлением о будущем. Личностная перспектива открывается при наличии способности как будущих возможностей, зрелости, а потому готовности к неожиданностям, трудностям, присущего ей потенциала, способности к организации времени. Психологической перспективой обладает тот, кто способен предвидеть будущее, кто видит личностную перспективу, имеет жизненный опыт – личностный потенциал [2].

Существующие пока определения жизненной перспективы личности свидетельствуют об отсутствии единства в подходе к изучению этого феномена. Как отмечает Е.В. Некрасова [10], некоторые авторы отождествляют жизненную перспективу с реализацией цели. С этим можно согласиться лишь частично, так как цель представляет собой идеальный образ будущей деятельности человека, а жизненные перспективы – не только образы результатов деятельности, но и результаты изменений, ни зависящих от субъективных усилий. По мнению В.Н. Украинца [11], было бы вернее рассматривать жизненную перспективу личности через понятие «ожидание», которое отражает не только положительные, но и отрицательные обстоятельства жизни личности.

Жизненная перспектива определяется Е.И. Головахой [5] как «потенциальная возможность развития личности». При этом жизненная перспектива выступает и как неизбежность следования определенных событий, изменений в будущей жизни личности. В частности, проявлением объективных оснований жизненной перспективы личности является осознание ею конечности индивидуального существования.

По мнению В.И. Ковалева [7], жизненные перспективы представляют собой своеобразный «просмотр» бытия, с фиксированием в сознании личности различных событий, изменений результатов деятельности на всем протяжении ее жизненного пути. Осмысление личностью ее бытия способствует тому, что образ будущего создает у субъекта состояние готовности действовать определенным способом, адекватным этому осмыслению. Жизненная перспектива, как отмечают Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова [8], включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают возможность оптимизации дальнейшего жизненного продвижения.

К.А. Абульханова-Славская указывает на то, что «жизненная перспектива – это не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, оптимальность развития, возрастание активности личности. Конечно, образование жизненных перспектив открывает и субъективно-психологическую перспективу, однако наличие субъективно-психологических перспектив (устремленность в будущее, осознание будущего) еще не свидетельствует о наличии потенциала развития личности, т.е. жизненной перспективы (например, у подростков). При этом труд, профессия являются важнейшими условиями самоопределения личности, формирования личностной позиции человека» [1. С. 140].

В конце подросткового – начале юношеского периода происходит определение личностью своей жизненной позиции и на ее основе жизненной стратегии. Необходимость самоопределения служит для старшеклассника своеобразным «распутьем», на котором он «сворачивает» либо в сторону субъективности (предполагающей принятие ответственности за свою жизнь, самостоятельность жизненных выборов), либо в сторону пассивного следования жизненным обстоятельствам и отказа от попыток самому управлять течением своей жизни.

В возрасте ранней юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.

В целом, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая  структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение – пассивное следование обстоятельствам»; изменяется жизненная перспектива (временной горизонт углубляется, охватывая отдаленное прошлое и будущее, и расширяется, включая не только личные, но и социальные перспективы).

В ранней юности появляется жизненная программа (система жизненных планов с учетом жизненных обстоятельств), хотя она еще отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью. В субъективной картине жизненного пути юношей и девушек ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными. Вышеупомянутые особенности ранней юности дают нам возможность изучать генезис жизненных планов в данном возрасте в составе субъективной картины жизненного пути старшеклассников, с помощью соответствующих методик, разработанных А.А. Кроником и Е.И. Головахой [4].

Целью данного исследования явилось изучение особенностей временной перспективы жизненных планов в начале юношеского возраста. В исследовании приняли участие юноши и девушки 15 – 18 лет (учащиеся 9, 10, 11 классов гимназии № 2 г. Минска) в количестве 80 человек.

Для изучения генезиса жизненных планов в начале юношеского возраста  была использована методика «Ситуативная каузометрия», разработанная Е. И. Головахой и А.А. Кроником в 1984 году [4].

По результатам проведенного исследования было проведено сравнение ближайших временных перспектив (на 1 год) в выборках учащихся 9, 10, 11 классов. Анализ средних значений ранговых сумм полученных показателей позволил утверждать, что в ближайшей временной перспективе с возрастом увеличивается количество жизненных планов (рис.1).

\s  

Рис.1. Количество жизненных планов в ближайшей временной перспективе

Было проведено сравнение временных перспектив на ближайшие 5 лет в выборках учащихся 9, 10, 11 классов. Выявлено, что существуют статистически значимые различия во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 класса на ближайшие 5 лет (p£0,05). Среднее значение ранговых сумм данных показателей позволяют утверждать, что эти различия реализуются в виде увеличения количества жизненных планов старшеклассников во временной перспективе на ближайшие 5 лет с возрастом (рис.2).

\s

Рис.2. Количество жизненных планов во временной перспективе на ближайшие 5 лет

Анализ среднего количества жизненных планов во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 классов на последующие пятилетия указывает на то, что существенных различий в выборках учащихся 9-11 классов не наблюдается. Сравнение дальних временных перспектив на отрезке более 15 лет в выборках учащихся 9, 10, 11 классов позволяет утверждать, что эти различия реализуются в виде уменьшения количества жизненных планов старшеклассников во временной перспективе на отрезке более 15 лет с возрастом (p£0,01). Наименьшее количество жизненных планов на отрезке более 15 лет отмечается во временной перспективе учащихся 11 класса, а наибольшее – у девятиклассников (рис.3).

\s

Рис. 3. Количество жизненных планов в дальней временной перспективе

Анализ соотношения рассматриваемых временных интервалов во временной перспективе старшеклассников в зависимости от  наполненности данных интервалов важными жизненными событиями, показал различия во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 классов в целом (рис 4, 5, 6).

У учащихся 9 класса жизненные планы довольно равномерно распределены на протяжении всего жизненного пути. При этом наибольшее количество жизненных планов отмечается в дальней временной перспективе, охватывающей отрезок более 15 лет (35,2 % от всех событий).

У учащихся 10 класса наиболее наполненными жизненными планами являются первые два пятилетия их будущей жизни, при этом несколько больше жизненных планов приходится на второе пятилетие (33,4 % и 34,5 % соответственно).

\s

Рис. 4. Распределение жизненных планов у учащихся 9 класса

У одиннадцатиклассников отмечается явный приоритет первых пяти лет их будущей жизни перед другими временными интервалами. На данный временной отрезок приходиться 42,5 % всех жизненных планов, при этом более половины данных планов (22,3 %) относится к ближайшей временной перспективе в 1 год.

\s

Рис. 5. Распределение жизненных планов у учащихся 10 класса

 

\s

Рис. 6. Распределение жизненных планов у учащихся 11 класса

Можно говорить о приближении временной перспективы жизненных планов старшеклассников с возрастом, когда происходит расширение временной перспективы за счет фиксации жизненных планов в новых жизненных сферах. Другой отличительной особенностью временной перспективы учащихся 9, 10, 11 классов является ее приближение с возрастом. Если у учащихся 9 класса жизненные планы довольно равномерно распределены на протяжении всей жизни, и наибольшее количество планов отмечается в дальней временной перспективе (35,2 % от всех событий), то у учащихся 10 класса наиболее наполненными жизненными планами являются первые два пятилетия их будущей жизни (33,4 % и 34,5 % соответственно), а у одиннадцатиклассников наибольшее количество жизненных планов приходится на первые пять лет (42 %), причем более половины (22,3 %) этих планов относится к ближайшей временной перспективе в один год.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 138-144.
  2. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М., 1990.               С. 114-129.
  3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
  4. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути: Техника «каузометрии» // Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования).  М., 1982. С. 99-108.
  5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  6. Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути правонарушителей: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  Минск, 2002. 20 с.
  7. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека.  Черновцы, 1991. С. 5-14.
  8. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 57-65.
  9. Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии // Вопросы психологии, 1985.  № 1. С. 103-108.
  10. Некрасова Е.В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте // Сибирский психологический журнал, 1998.   Томск.  Вып. 8-9. С. 22-25.
  11. Украинец В.Н. Жизненные перспективы личности // Жизненный путь личности.  Киев, 1987. С. 217-225.
  12. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.
  13. Яничев П.И. Субьективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Учебное пособие.   СПб., 1999.  С. 50-60.

Белановская Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой возрастной и педагогической психологии БГПУ им.М.Танка (Минск, Белоруссия), Минск, Беларусь, e-mail: [email protected]

Временная перспектива личности и жизненная удовлетворенность в пожилом возрасте

Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/95458

Title: Временная перспектива личности и жизненная удовлетворенность в пожилом возрасте
Other Titles: Personal Time Perspective and Life Satisfaction at the Old Age
Authors: Valieva, T. V.
Serkova-Kholmskaya, E. A.
Валиева, Т. В.
Серкова-Холмская, Е. А.
Issue Date: 2021
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Валиева Т. В. Временная перспектива личности и жизненная удовлетворенность в пожилом возрасте / Т. В. Валиева, Е. А. Серкова-Холмская. — Текст: электронный // Cognitive Neuroscience — 2020 : материалы международного форума, 11–12 декабря 2020 г., Екатеринбург. — Екатеринбург : Изд во Урал. ун та, 2021. — С. 68-72. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/95458.
Abstract: The work presents the results of an empirical study of the role of a person’s temporal perspective in increasing life satisfaction in old age. The study used the semantic time differential of L. I. Wasserman and the method for identifying the life satisfaction index of N. V. Panina. Using the methods of cluster analysis and comparative analysis, five types of time perspectives were identified and described their relationship with the level of life satisfaction in this age period was shown. A pronounced and moderate positive perception of the past, present and future tense increases life satisfaction. A significant decrease is observed with a moderate negative perception of the past or with a moderate positive past and a pronounced negative attitude towards the present and future.
Представлены результаты эмпирического исследования роли временной перспективы личности в повышении общего психологического состояния в пожилом возрасте, в частности в повышении жизненной удовлетворенности. В исследовании посредством семантического дифференциала времени Л. И. Вассермана и методики выявления индекса жизненной удовлетворенности Н. В. Паниной с помощью методов кластерного анализа и сравнительного анализа выявлены и описаны пять типов временной перспективы, показана их сопряженность с уровнем удовлетворенности жизнью в этом возрастном периоде. Определено, что выраженное и умеренное положительное восприятие прошлого, настоящего и будущего повышает жизненную удовлетворенность, значимое снижение наблюдается при умеренном негативном восприятии Представлены результаты эмпирического исследования роли временной перспективы личности в повышении общего психологического состояния в пожилом возрасте, в частности в повышении жизненной удовлетворенности. В исследовании посредством семантического дифференциала времени Л. И. Вассермана и методики выявления индекса жизненной удовлетворенности Н. В. Паниной с помощью методов кластерного анализа и сравнительного анализа выявлены и описаны пять типов временной перспективы, показана их сопряженность с уровнем удовлетворенности жизнью в этом возрастном периоде. Определено, что выраженное и умеренное положительное восприятие прошлого, настоящего и будущего повышает жизненную удовлетворенность, значимое снижение наблюдается при умеренном негативном восприятии
Keywords: TIME PERSPECTIVE
LIFE SATISFACTION
OLD AGE
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
ЖИЗНЕННАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ
URI: http://hdl.handle.net/10995/95458
Conference name: Cognitive Neuroscience — 2020
Conference date: 11.12.2020–12.12.2020
ISBN: 978-5-7996-3178-9
Origin: Cognitive Neuroscience — 2020. — Екатеринбург, 2021
Appears in Collections:Конференции, семинары

Show full item record   Google Scholar


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Перспектива будущего и изменение личностных качеств во время пенсионного перехода: результаты шестиволнового лонгитюдного исследования в Швеции

. 2022 март; 37(2):272-281.

doi: 10.1037/pag0000647. Epub 2021 4 октября.

Патрик Л. Хилл 1 , Мари Киви 2 , Изабель Ханссон 2 , Валгейр Торвальдссон 2 , Матиас Аллеманд 3

Принадлежности

  • 1 Отдел психологии и наук о мозге.
  • 2 Кафедра психологии и Центр старения и здоровья (AgeCap).
  • 3 Кафедра психологии и университетских исследований Приоритетная программа «Динамика здорового старения».
  • PMID: 35201820
  • DOI: 10.1037/стр.0000647

Патрик Л. Хилл и др. Психологическое старение. 2022 март

. 2022 март; 37(2):272-281.

doi: 10.1037/pag0000647. Epub 2021 4 октября.

Авторы

Патрик Л. Хилл 1 , Мари Киви 2 , Изабель Ханссон 2 , Валгейр Торвальдссон 2 , Матиас Аллеманд 3

Принадлежности

  • 1 Отдел психологии и наук о мозге.
  • 2 Кафедра психологии и Центр старения и здоровья (AgeCap).
  • 3 Кафедра психологии и университетских исследований Приоритетная программа «Динамика здорового старения».
  • PMID: 35201820
  • DOI: 10. 1037/стр.0000647

Абстрактный

В настоящем исследовании изучались связи между двумя измерениями перспективы будущего времени (FTP) (воспринимаемые возможности и воспринимаемое время) и личностными чертами Большой пятерки в пожилом возрасте, период развития, которому уделялось ограниченное внимание в развитии личности. В частности, было проверено, были ли параметры FTP поперечно связаны с личностными чертами, а также предсказывали ли они изменения этих черт в то время, когда участники переходили на пенсию. Участники исследования Health, Aging and Pension Transitions in Sweden (HEARTS) (N = 5,913, M , возраст = 63,09 года) сообщили об их FTP при начальной оценке и о своих личностных чертах Большой пятерки по шести оценкам с интервалом в 1 год. Модели латентной кривой роста подходили для изучения FTP в качестве предиктора уровня и изменения характеристик «большой пятерки» с течением времени, при этом воспринимаемое время и возможности включались в качестве уникальных предикторов. Результаты показали, что более широкая FTP была связана с более высокой экстраверсией, покладистостью, открытостью опыту и добросовестностью, но изначально более низким невротизмом. Однако результаты показали, что ассоциации были более сильными и иногда значимыми только для предполагаемых возможностей, а не для времени. Что касается FTP как предиктора изменения личностных черт, были обнаружены скромные доказательства того, что воспринимаемые возможности предсказывают изменения в невротизме и открытости с течением времени. Настоящее исследование расширяет предыдущую работу, показывая важность захвата различных компонентов FTP при изучении личностных качеств в пожилом возрасте. Исследования должны дополнительно изучить лонгитюдные прогностические эффекты FTP, сосредоточив внимание на более близких оценках и на том, как FTP меняется во время выхода на пенсию. (Запись базы данных PsycInfo (c) 2022 APA, все права защищены).

Похожие статьи

  • Роль личности в адаптации к выходу на пенсию: Продольные данные о влиянии на удовлетворенность жизнью.

    Ханссон И., Хеннинг Г., Буратти С., Линдуолл М., Киви М., Йоханссон Б., Берг А.И. Ханссон I и др. J Перс. 2020 авг; 88 (4): 642-658. doi: 10.1111/jopy.12516. Epub 2019 23 сентября. J Перс. 2020. PMID: 31519050

  • Развитие личностных качеств при переходе на пенсию.

    Шваба Т., Блейдорн В. Шваба Т. и др. J Pers Soc Psychol. 2019 Апрель; 116 (4): 651-665. DOI: 10.1037/pspp0000179. Epub 2018 29 января. J Pers Soc Psychol. 2019. PMID: 29376664

  • Личность и субъективный возраст: данные шести образцов.

    Стефан Ю., Сутин А.Р., Корнадт А., Канада Б., Терраччано А. Стефан Y и др. Психологическое старение. 2022 май; 37(3):401-412. doi: 10.1037/pag0000678. Epub 2022 17 марта. Психологическое старение. 2022. PMID: 35298205 Бесплатная статья ЧВК.

  • Экономический взгляд на черты личности и злоупотребление алкоголем: данные исследования здоровья и выхода на пенсию.

    Кесслер А.С., Маклин Дж.К. Кесслер А.С. и соавт. J Ment Health Policy Econ. 2015 июнь; 18 (2): 75-92. J Ment Health Policy Econ. 2015. PMID: 26230999

  • Черты личности и память: многоуровневый анализ в 27 странах из исследования здоровья, старения и выхода на пенсию в Европе.

    Лучетти М., Терраччано А., Стефан Ю., Ашванден Д., Сутин А.Р. Лучетти М. и соавт. Психологические науки. 2021 июль; 32 (7): 1047-1057. дои: 10.1177/0956797621993101. Epub 2021 3 июня. Психологические науки. 2021. PMID: 34081568 Бесплатная статья ЧВК.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Какова ваша временная перспектива?

Все мы путешественники во времени: мы черпаем воспоминания из прошлого, живем в настоящем и с нетерпением ждем будущих наград. Но то, насколько легко мы путешествуем туда и обратно, имеет решающее значение для того, насколько хорошо мы справляемся с жизнью и насколько мы счастливы, пока живем ею.

Наша временная перспектива — застреваем ли мы в прошлом, живем ли только настоящим моментом или порабощены своими амбициями на будущее — может предсказать все, от успехов в учебе и карьере до общего состояния здоровья и счастья.

Почетный профессор психологии Стэнфордского университета Филип Зимбардо ввел идею временной перспективы. После более чем десятилетнего исследования он пришел к выводу, что наше отношение ко времени столь же определяющее, как и ключевые черты личности, такие как оптимизм или общительность. Он считает, что временная перспектива влияет на многие наши суждения, решения и действия. Зимбардо рекомендовал, чтобы более ориентированная на будущее временная перспектива могла помочь студентам учиться и поступать в высшие учебные заведения.

Большинство исследователей считают, что наша временная перспектива в значительной степени усваивается в детстве. Культура также влияет на нашу временную перспективу. Индивидуалистические, «сфокусированные на себе» общества, как правило, ориентированы на будущее, в то время как более «сфокусированные на нас» общества, которые поощряют социальную активность, больше инвестируют в прошлое. Достаток также оказывает влияние: более бедные сообщества, как правило, больше живут настоящим. Но мы все можем изменить свою временную перспективу, говорит Зимбардо.

В идеале мы можем научиться легко переключать внимание между прошлым, настоящим и будущим и сознательно адаптировать свое мышление к любой ситуации. Умение переключать временные перспективы позволяет нам в полной мере принимать участие во всем, что мы делаем, будь то расслабленный вечер с бокалом вина или воспоминания о давно минувших событиях со старым другом.

Хотя этот навык жизненно важен, поскольку временная перспектива в значительной степени является бессознательным и привычным способом смотреть на вещи, требуются согласованные усилия, чтобы улучшить его использование.

Какой у тебя тип?

Зимбардо определил пять ключевых подходов к временной перспективе. Это:

  1. «Прошлый отрицательный» тип . Вы сосредотачиваетесь на негативном личном опыте, который все еще может расстроить вас. Это может вызвать чувство горечи и сожаления.
  2. «Прошло-положительный» тип . Вы ностальгируете по прошлому и остаетесь в очень тесном контакте со своей семьей. У вас, как правило, счастливые отношения, но недостатком является осторожный подход «лучше перестраховаться, чем сожалеть», который может сдерживать вас.
  3. «Настоящий гедонистический» тип . В вас преобладают импульсы поиска удовольствий, и вы неохотно откладываете хорошее самочувствие ради большей выгоды в будущем. Вы популярны, но ведете менее здоровый образ жизни и больше рискуете.
  4. «Настоящий фаталистический» тип . Вы не наслаждаетесь настоящим, но чувствуете себя в ловушке, не в силах изменить неизбежность будущего. Это чувство бессилия может привести к беспокойству, депрессии и склонности к риску.
  5. Ориентированный на будущее тип . Вы очень амбициозны, сосредоточены на целях и умеете составлять списки дел. Вы склонны испытывать ноющее чувство срочности, которое может создать стресс для вас и окружающих. Ваши инвестиции в будущее могут стоить близких отношений и времени на отдых.

Все пять типов вступают в игру в нашей жизни в какой-то момент, но, вероятно, будет одно или два направления, на которых вы больше сосредоточены. Определите их, и вы сможете приступить к разработке более гибкого и здорового подхода.

Эффективное использование временной перспективы

Цель состоит в том, чтобы найти перспективу, которая реализует наши основные психологические потребности и глубоко укоренившиеся ценности. Баланс и позитивный настрой приходят благодаря позитивному использованию прошлого, поиску здоровых способов наслаждаться настоящим и регулярному планированию улучшений.

Возьмем, к примеру, ваши сожаления и подумайте, как они могут работать на вас. Может, ты все-таки вернешься в колледж? Используйте болезненные эмоции, чтобы подпитывать свою мотивацию. Погрузитесь в полезные занятия, требующие полного внимания, а не в пассивные занятия, такие как просмотр телевизора. Это приводит к большей удовлетворенности и, скорее всего, создаст длительные счастливые воспоминания.

Поверьте, что вы можете улучшить будущее своими собственными конструктивными действиями, и вы обретете чувство силы и контроля, а также сведете к минимуму мучительные сомнения и неуверенность в том, что ждет вас впереди. Веря, что у нас будет позитивное будущее, мы на самом деле увеличиваем вероятность его достижения.

Справочные материалы и другие ресурсы

Зимбардо П. и Бойд Дж. Время в перспективе: достоверный и надежный показатель индивидуальных различий.