Временная перспектива в психологии: Временная перспектива это

Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности

Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается связь данного феномена с самосознанием личности. В заключении описаны результаты эмпирического исследования особенностей временной перспективы и смысложизненных ориентаций личности, находящейся в условиях пространственно-временной депривации.

Ключевые слова: личность, самосознание, временная перспектива, смысложизненные ориентации.

Под самосознанием современная материалистическая психология понимает процесс осознания личностью самой себя, всего многообразия своих индивидуальных особенностей, своих роли и места в общественной организации и сущности в целом [1, с. 124]. Самосознание — это и позиция личности, отражающая ее отношение к осознанным сторонам своего внутреннего мира. В процессе становления самосознания формируется «Я» личности, рассматриваемое как целостное, интегративное образование, свидетельствующее о единстве внутреннего и внешнего ее бытия. Благодаря самосознанию личность способна воспринимать себя не только как объект, но и видеть себя со стороны — рефлексируя все знания, полученные от окружающих людей.

Согласно В. С. Мухиной, структура самосознания личности — это совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и самотождественность. В её трактовке, «структура самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей ее системы — той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность» [2, с. 56]. Самосознание можно представить в единстве, выражающемся в пяти звеньях: имя, притязания на признание, половая идентификация, психологическое время и социальное пространство личности. Психологическое время личности — четвертое звено самосознания, рассматривающее человека относительно индивидуального прошлого, настоящего и будущего времени. Психологическое время личности психолог определяет как индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленным в самосознании личным прошлым, настоящим и будущим.

В науке существует значительное количество научных работ, предметом изучения которых является временная перспектива личности. Они выполнены в рамках философии, социологии, истории, физиологии, педагогики (А. Бергсон, Э. Гуссерль, В. Дильтей, A. C. Макаренко, М. К. Мамардашвили, A. A. Ухтомский, П. Фресс, М. Хайдеггер). Проблематика, связанная с феноменом времени, пришла в психологию из философии. В работах И. Канта, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и др. проблема времени рассматривалась в связи с пониманием человека как существа, обладающего своим специфическим способом бытия [3, с. 5].

Проблема временной перспективы относится к числу маргинальных проблем, поэтому она изучается в различных отраслях психологической науки: в социальной (А. К. Болотова, К. Левин, К. Муздыбаев), клинической (H. H. Брагина, B. C. Хомик, К. Ясперс), возрастной (Л. И. Божович, H. H. Толстых), педагогической (М. Р. Гинзбург, И. В. Дубровина) и других. Представления о преобладании одного из времен или временной ориентации (фиксации на прошлом, будущем или настоящем) в восприятии и переживании жизни человеком нашли свое отражение в типологии стилей жизни (В.  Н. Дружинин), в связи с личностными особенностями человека (Ф. Зимбардо, Д. А. Леонтьев, И. А. Спиридонова, A. B. Серый), его биографическими кризисами и жизненными программами (К. А. Абульханова-Славская, P. A. Ахмерова). [4, с. 6]. Временная перспектива на сегодняшний день рассматривается в связи с проблемами психологической безопасности личности (Т. М. Краснянская, В. Г. Тылец, А. С. Ковдра) [5, 6]. На текущий момент временная перспектива изучается в связи с социокультурными и половозрастными факторами, рассматривается как компонент личностной регуляции жизненного пути, как источник самоопределения и нахождения смысла жизни.

Исследования показали, что временная перспектива, будучи изначально неосознаваемой человеком, оказывает влияние на его поведение и жизнь (Г. Д. Элькин, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд), определяя мироощущение, принятие прошлого, понимание настоящего, состояние планов на будущее. Понятие «временной перспективы» стало применяться после публикации Л. Франка при описании «жизненного пространства» человека, включающего прошлое, настоящее и будущее. Он определял временную перспективу как широкую совокупность представлений индивида о своем психологическом будущем и психологическом прошлом, существующим в данный момент, как динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее составляют два основных аспекта поведения. Будущее определяется настоящим, настоящее контролируется прошлым, прошлое, таким образом, создает ситуацию, когда будущее связывает ценности прошлого и настоящего [7, с. 89]. В дальнейшем этот термин своего ученика стал использовать К. Левин, определивший его как «существующая в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого». Человек имеет видение не только своего настоящего, но и определенные ожидания, надежды, опасения, желания, отнесенные в будущее. Временная перспектива включает в себя и психологическое прошлое человека. Временная перспектива — это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента [8, с. 73]. Идеи К. Левина оказали заметное влияние на последующее развитие исследований психологического времени личности.

На текущий момент временная перспектива составляет тему множества исследований: она соотносится с социальным классом, возрастом, интеллектом, мотивом достижения, психопатологией. В итоге, под общим названием «временная перспектива» сгруппировались многочисленные исследования, посвященные различным аспектам психологического времени и выполненные с помощью разнообразного измерительного инструментария, тогда как исследования, направленные на изучение временной перспективы в собственном смысле, были названы работами по временной ориентации.

Существующие направления изучения времени можно условно классифицировать, выделив четыре основных аспекта его рассмотрения. Первый — отражение (психикой, сознанием) объективного времени, большая или меньшая адекватность и механизмы отражения (восприятие времени). Второй — временные, т. е. процессуально-динамические характеристики самой психики, связанные, прежде всего, с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических, нейрофизиологических процессов. Третий — способность психики к регуляции времени движений, действия и деятельности. Четвертый — личностная организация времени жизни и деятельности, т. е. той временно-пространственной композиции, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути.

Так, Ж. Нюттен выделяет три аспекта временной перспективы. Первый — это собственно временная перспектива, характеризующаяся протяженностью и насыщенностью. Второй — временная установка, т. е. более или менее позитивная настроенность по отношению к прошлому, настоящему или будущему. Третий аспект — временная ориентация — преимущественная, доминирующая направленность поведения субъекта на объекты прошлого, настоящего или будущего. Переживание жизненных событий (прошлого, настоящего и будущего) осуществляется через систему личностных смыслов, на основе которых человек соотносит свои возможности и цели, распределяет события жизни по значимости на данный момент времени [9, с. 321].

В отечественной психологии среди работ по данной проблематике можно выделить работы, посвященные проблеме восприятия времени (В.  П. Лисенкова, Д. Г. Элькин, Ю. М. Забродин, П. Фресс, Е. Н. Соколов), проблеме переживания времени (Р. Кнапп), проблеме жизненной перспективы личности (Е. И. Головаха). Так, О. Н. Арестова определяет временную перспективу как важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, эмоциональный фон и др. [10, с. 66]. Согласно В. И. Ковалеву, временная перспектива, наряду с временной ретроспективой, входит в состав индивидуальной временной трансспективы, представляющей собой специфический механизм, с помощью которого личность осуществляет организацию и регуляцию времени собственной жизни. В данном контексте временная перспектива означает сквозное видение из настоящего в будущее [11, с. 7]. К. А. Абульханова и Т. Н. Березина продолжили разработку рубинштейновской концепции личности как субъекта жизни и для анализа его способа организации жизни предложили совокупность трех понятий для обозначения трех пространственно-временных, ценностно-смысловых модальностей: «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива». Подход К. А. Абульхановой и Т. Н. Березиной к изучению временных перспектив базируется на типологическом принципе. Согласно взглядам данных ученых не все типы личностей располагают развитой интеллектуальной способностью предвидения, прогнозирования будущего [12, с. 113].

Анализ существующих в науке подходов к содержанию понятия «временная перспектива» позволяет нам сделать вывод о том, что временная перспектива может быть определена как динамический взгляд индивида на его психологическое прошлое, настоящее и будущее, формирующийся в едином процессе развития личности и самосознания. Временная перспектива — это важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, согласованность, эмоциональный фон и другие. Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Установлено, что временная перспектива как одно из проявлений для человека фактора времени на смысловом уровне представленная осмысленностью жизни, ее управляемостью и насыщенностью, а также ответственность перед жизнью, связана с переживанием личностью определенного уровня психологической безопасности [13].

Создавая образ будущего, личность оценивает свое настоящее и прошлое, в соответствии с тем, что планировалось. Если это сопоставление вызывает недовольство или разочарование, происходит переоценка прежних ценностей и выработка новых. От того, как человек относится к своим прошлому, настоящему и будущему, будет зависеть его самоотношение, а значит, и ценностные ориентации, жизненные установки, его цели и мировоззрение в целом. Соотнесение себя с миром в прошлом, настоящем и будущем — наиболее перспективная позиция для бытия и развития человека как личности. Именно в этой позиции он находит возможность осознать ценность человеческой жизни во всей перспективе истории, в настоящем и будущем.

Ниже приведены результаты проведенного нами экспериментального исследования самосознания личности, находящейся в условиях пространственно-временной депривации (на примере условно осужденных лиц), в аспекте диагностики временной перспективы и смысложизненных ориентаций.

С данной целью была использована методика СЖО Д. А. Леонтьева.Согласно полученным данным, осмысленность жизни у группы испытуемых находится на среднем уровне. Данный факт указывает на вариативное, неоднозначное отношение респондентов к различным промежуткам своей жизни — прошлому, настоящему и будущему. Результаты исследования по шкале «Цели в жизни» характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Можно сделать вывод о том, что испытуемые ставят перед собой новые цели, готовы к поворотным событиям, которые произойдут в будущем. Они строят новые планы на жизнь, и при этом ожидают новый, лучший этап своей жизни в будущем. Но в то же время, результат по этой шкале может характеризовать некоторых испытуемых как не только целеустремленных людей, но и как прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни у респондентов находятся на среднем уровне развития. Содержание данной шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Не все испытуемые воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Наблюдается некоторая неудовлетворенность настоящей жизнью, при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

Баллы по шкале«Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. У группы испытуемых результат находится на среднем уровне развития. Это свидетельствуют о неудовлетворенности прожитой частью своей жизни, т. е. прошлое не способно придавать смысл настоящему и будущему.

Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни) испытуемых также имеет среднюю выраженность. Значит, участники исследования имеют представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Большинство испытуемых уверены в своей значимости как личности и как человека.

Результаты обследования по шкале «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни» указывает на то, что респонденты убеждены в праве человека полностью контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность. Большинство уверено, что они контролируют события собственной жизни и не зависят от чужого влияния.

В целом результаты исследования, полученные с помощью методики СЖО Д. А. Леонтьева, свидетельствуют о неудовлетворенности испытуемых своей настоящей и прошлой жизнью. Однако у них имеется надежда на более удачное будущее. Это обнаруживает их неспособность адекватно оценивать свою временную перспективу, ведь у каждого человека могли быть моменты, как черные, так и белые, но в настоящий момент испытуемые однобоко оценивают свою жизнь, лишенную, по их мнению, радостных и результативных моментов в прошлом и настоящем. Локусы контроля испытуемых находятся на достаточно высоком, по сравнению с другими показателями, уровне. Испытуемые уверены, что сами контролируют свою жизнь, свобода выбора не является для них чем-то иллюзорным, и поэтому есть возможность построения планов на будущее.

Временная перспектива условно осужденных построена таким образом, что они склонны оценивать события прошлого и настоящего как негативные, но наряду с этим, события будущего являются положительно ожидаемыми и потому большинство испытуемых имеет стимул для изменения своей судьбы и нацелены на светлое будущее. Их временная перспектива находится в несколько искаженном состоянии. Испытуемые не переосмыслили свой прошлый опыт, не смогли найти в нем положительные моменты, поэтому и настоящее рисуется им в неярких красках. Это еще раз свидетельствует о неспособности испытуемых жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни не во всей его полноте, а просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни». Респонденты не ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть не видят свою жизнь целостной, что означает ориентацию группы лишь на один из отрезков временной шкалы (будущее) и дискретное восприятие своего жизненного пути. Но перспектива удачной жизни в будущем выглядит достаточно обнадеживающей. Именно тогда перед испытуемыми, по их мнению, раскроются успехи их прошлой и настоящей жизни, они осознают причины всех своих проблем, возможно даже полностью произойдет переоценка ценностей и перемена смысложизненных ориентаций, что положительным образом отразится на их образе жизни, целеполагании и, конечно же, временной перспективе личности.

Литература:

1.      Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М., 2001.

2.      Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. — М.: Академия, 1999.

3.      Кублицкене Л. Ю. Личностные особенности организации времени: автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1989.

4.      Серенкова В. Ф. Типологические особенности планирования личностного времени: автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1991.

5.      Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2012. — № 3. — С. 221–225.

6.      Краснянская Т. М., Ковдра А. С. Психологическая безопасность личности: временная перспектива: Монография. — Пятигорск: ПГЛУ, 2012. — 168с.

7.      Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. — М. : Прогресс, 1978. Вып. 6. — С. 88–135.

8.      Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. — М.: Изд-во московского университета, 1981.

9.      Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2008.

10.  Арестова О. Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник МГУ. Психология. — 1999. — № 3. — С. 64–75.

11.  Ковалев В. И. Личностное время как предмет психологического исследования// Психология личности и время: тезисы докладов и сообщений Всесоюзной науч.-теоретич. конференции (22–25 апреля 1991 г.). — Черновцы, 1991. — Т. 1. — C. 4–8.

12.  Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб., 2009.

13.  Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // GESJ: Education Sciences and Psychology. — 2013. — N1 (23). — PP.59–64 (http://gesj.internet-academy.org.ge/download. php?id=2109.pdf)

Основные термины (генерируются автоматически): временная перспектива, будущее, настоящее, прошлое, жизнь, временная ориентация, жизненный путь, испытуемый, личность, психологическое время личности.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ

 

АННОТАЦИЯ

В данной работе уделено внимание взаимосвязи локуса контроля личности и временной перспективы, как части времени психологического. Предприняты попытки обогатить данную область эмпирическими исследованиями и расширить круг факторов влияющих на особенности восприятия человеком прошлого, настоящего и будущего. Работа включает в себя краткий обзор используемых терминов, а так же описание проведенного эмпирического исследования и его результатов.

ABSTRACT

In this work, attention is paid to the relationship between the locus of personality control and the temporal perspective, as part of the psychological time. Attempts have been made to enrich this area with empirical research and expand the range of factors influencing the characteristics of a person’s perception of the past, present and future.

The work includes a brief overview of the terms used, as well as a description of the empirical research conducted and its results.

 

Ключевые слова: психологическое время, временная перспектива, локус контроля.

Keywords: psychological time, time perspective, locus of control.

Проблема психологического времени, а в частности субъективного восприятия возраста и временной перспективы, лежит в основе осмысления и планирования жизненного пути личности, а также корректного и активного распределения временных ресурсов необходимых для достижения актуальных и отдаленных целей.

Несмотря на достаточное количество исследований в области психологического времени, авторы которых пытались определить факторы, влияющие на его протекание и восприятие, механизмы формирования субъективного восприятия и другие стороны, влияющие на данный феномен остаются мало изученными. В этой связи на данный момент в научном сообществе не сложилось общепринятого взгляда относительно понятия психологического возраста и временной перспективы, которые являются неотъемлемой частью времени психологического.

Эта область нуждается как в теоретической, так и эмпирической разработке и проверке гипотез на основе уже существующего материала.

Одним из центральных понятий психологического времени является временная перспектива личности, играющая важную роль в осмыслении прошлого опыта, а так же определении целей и построении планов, в регуляции деятельности и жизни в целом.

Изначально, термин временная перспектива упоминался К. Левином в его теории поля и включал в себя актуальные представления субъекта о своем прошлом и будущем[4].

На данный момент временная перспектива изучается такими авторами как Е.И. Головаха, А. А. Кроник, К. А. Абульханова-Славская, А. Сырцова и другие.

Весьма интересным в плане обобщенного рассмотрения временной перспективы на наш взгляд является подход Ф. Зимбардо и Дж. Бойда [6]. Здесь наиболее полно была разработана категория временной ориентации, раскрывающаяся как оценочный компонент размышлений человека о прошлом, настоящем, будущем.

Ф. Зимбардо говорит о необходимости изучения временной ориентации в единстве ее мотивационной, эмоциональной, когнитивной и социальной составляющих[5].

Таким образом, под временной перспективой мы будем понимать субъективное восприятие взаимосвязи событий прошлого настоящего и будущего в сознании человека, отражающее его направленность и эмоциональную оценку различных периодов жизни[3].

Локус контроля понимается как обобщенные ожидания человека относительно того, в какой мере результат деятельности зависит от его поведения или же контролируется внешними силами[2].

Таким образом, рассматривая психологический возраст как степень реализованности психологического времени, включающего в себя тесную взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, а также, помня об особенностях восприятия психологического времени и наличии личностных детерминант, локус контроля на наш взгляд является одним из факторов, влияющих на субъективную оценку возраста человека. Так экстернальность может рассматриваться как своеобразный защитный механизм, сформировавшийся и закрепившийся в структуре личности в прошлом и непосредственно влияющий на другие составляющие временной перспективы.

Как следствие можно предположить его влияние на ее направленность и смещение фокуса внимания в большей степени на негативное прошлое и фаталистическое настоящее в связи с тенденцией перекладывания ответственности за происходящие события на внешние факторы.

Мы предположили, что у людей с экстернальным локусом контроля в восприятии собственной временной перспективы будет более выражена направленность на фаталистическое настоящее и низкая ориентация на будущее, а у интерналов напротив — высокая ориентация на будущее в сочетании с позитивной оценкой прошлого.

Для проведения исследования была определена возрастная группа от 18 до 45 лет. В исследовании приняли участие 67 человек в указанном возрастном диапазоне. Из них 30 мужчин и 37 женщин. 

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:

— Опросник временной перспективы Зимбардо (ZTPI)

— Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А. М.

Все опросники были переведены в электронный формат для удобного прохождения в режиме онлайн. После чего был проведен качественно – количественный анализ полученных результатов.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи локуса контроля и восприятия собственной временной перспективы человека, был посчитан коэффициент линейной корреляции Пирсона по методикам УСК и временной перспективы Зимбардо. В результате чего были выявлены статистически значимые корреляции между локусом контроля и шкалами временной перспективы будущего, негативного прошлого, позитивного прошлого и фаталистического настоящего. Более подробно данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень значимости взаимосвязи результатов методик УСК и ZPTI

 

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что существует статистически значимые показатели взаимосвязи интернальности личности и восприятия временной перспективы, в частности негативного и позитивного прошлого, а также фаталистического настоящего и будущего.

Общая интернальность (Ои) и «Негативное прошлое» (НП), а также «Фаталистическое настоящее» (ФН) имеют отрицательную корреляцию. Это означает то, что чем выше         уровень интернальности, тем меньше человек склонен негативно оценивать прошлое и фаталистическое настоящее. При этом положительная корреляция общей интернальности со шкалой «Будущее» (Б) характеризует наличие высокой оценки собственного будущего.

Интернальность достижений, так же, как и шкала общей интернальности, отрицательно коррелирует с «Негативным прошлым» и «Фаталистическим настоящим», а также со шкалами «Будущее» и «Позитивное прошлое». Исходя из этого, чем выше интернальность в области достижений, тем больше вероятность того, что в восприятии собственной временной перспективы прошлое будет казаться положительным, как и настоящее, в результате чего человек будет строить планы относительно будущего с уверенностью в возможности их реализации.

Шкала «Интернальность неудач» имеет отрицательную корреляцию со шкалами «Негативное прошлое» и «Фаталистическое настоящее».

Это говорит о том, что люди с высоким уровнем интернальности имеют в целом отрицательное отношение к прошлому, не смотря на это не отрицают его. Можно предположить, что в данном случае человеком не используются механизмы защиты по типу вытеснения и др. Однако, связи интернальности в области неудач со шкалами «Позитивное прошлое» и «Будущее» обнаружено не было. То есть человек с высокой интернальностью в области неудач готов принять свое прошлое, однако не оценивает его как значимое в настоящем и влияющее на будущее. В отличие от респондентов с высокой интернальностью достижений, таким людям не свойственно строить планы на будущее.

Анализ результатов уровня интернальности в отдельных сферах жизнедеятельности показал значимые корреляция между негативным прошлым, фаталистическим настоящим и позитивным прошлым в таких областях, как межличностные отношения, семья и работа.

Интернальность в семейных отношениях и «Фаталистическое настоящее», имеют отрицательную корреляцию в совокупности с положительной корреляцией со шкалой «Позитивное прошлое» это свидетельствует о том, что респондентам с высоким уровнем интернальности в области семейных отношений свойственно положительно оценивать события настоящего и видеть в этом влияние прошлого, которое так же отличается высокой позитивной оценкой.

Интернальность в производственных отношениях и «Фаталистическое настоящее» так же имеет отрицательную корреляцию, при этом в зависимости от выраженности интернальности личности человеку будет свойственно брать на себя ответственность за происходящие с ним события, рабочие в том числе.

Интернальность в межличностных отношениях отрицательно коррелирует с «Негативным прошлым» и «Фаталистическим настоящим» экстернальность личности здесь характеризует негативное оценивание событий прошлого, а так же перекладывание ответственности на других, как за события прошлого, так и настоящего.

При проверке гипотезы были получены значимые корреляции относительно взаимосвязи восприятия временной перспективы и локуса контроля. Это свидетельствует о подтверждении гипотезы, т.к. обнаружена взаимосвязь локуса контроля личности со шкалами негативного и позитивного прошлого, фаталистического настоящего и будущего, отражающими восприятие временной перспективы (исключая шкалу гедонистического настоящего, где не были выявлены статистически значимые корреляции).       

Несмотря на то, что общая интернальность является комплексным фактором в методике УСК, включающим в себя и интернальность в области достижений и интернальность в области неудач, результаты исследования показали некоторые различия в восприятии временной перспективы у людей с внутренним локусом контроля в области достижений и теми, кто имеет высокие значения этого фактора в области неудач.

Высокая интернальность в области достижений положительно помимо выше перечисленных параметров временной перспективы коррелирует также с фактором «Позитивное прошлое». Это говорит о том, что прошлое воспринимается ими не только с точки зрения принятия, а рассматривается ими как важный положительный опыт, способствующий развитию, как следствие приведшим к актуальному состоянию сегодня.

Интернальная позиция в области достижений позволяет конвертировать события прошлого в опыт и оценивать их как положительные, значимые для дальнейшего развития человека, за счет личной ответственности и уверенности в том, что все можно изменить, которая свойственна людям такого типа. Тесная взаимосвязь и влияние друг на друга разных периодов жизни является одной из особенностей восприятия временной перспективы, то есть характер восприятия событий прошлого влияет на психологическое настоящее и будущее.

Исходя из этого и опираясь на полученные в исследовании результаты, можно считать, что в целом опыт человека, имеющего внутренний локус контроля в области достижений, можно считать скорее позитивным, это в свою очередь будет положительно сказываться и на оценке актуального настоящего, а также будущего.

Интернальность в области неудач так же приводит к принятию прошлого, однако не характеризуется его положительной оценкой. Отсутствие значимых корреляций со шкалами «Будущее» и «Позитивное прошлое» свидетельствует о том, что человек не склонен видеть значимые взаимосвязи и влияние событий прошлого на настоящее и будущее. В результате чего, такие люди не ставят перед собой цели в будущем.

Вполне возможно, что ориентация на себя, а не на внешние факторы, свойственная интерналам, способствует более полному, как бы включенному переживанию происходящих с ним событий, что в свою очередь влияет на восприятие временной перспективы.

Как было упомянуто выше, положительная корреляция внутреннего локуса контроля с таким компонентом временной перспективы как «Будущее». Это говорит о том, что человек строит планы и уверен в их реализации, ведь он в большей степени опирается на свои силы, и склонен видеть связь между своими действиями и полученными результатами.

Эти результаты можно соотнести с исследованием А.А. Гольцовой, в котором было отмечено, что на восприятие собственного возраста влияет степень осмысленности жизни [1]. Другими словами, чем больше человек склонен анализировать свою жизнь, связывать события прошлого, настоящего и будущего в одну цепочку, строить на основе этого жизненные планы, тем более адекватным будет его самовосприятие возраста.

В то же время можно отметить, что именно интернальность дает человеку это способность связывать события своей жизни с собственным Я. Поскольку восприятие временной перспективы является своего рода следствием самовосприятия возраста, то исходя из полученных результатов, можно говорить, что интернальность – это в некотором смысле условие позитивного восприятия собственного будущего. Этот вывод также согласуется с общепринятыми принципами, заложенными в теорию и практику психологического консультирования, где работа по формированию у клиента внутреннего локуса контроля является условием его движения к разрешению проблемной ситуации, к более адекватному восприятию себя, собственной жизни и как итог, к повышению ее качества в будущем.

Локус контроля является одной из переменных, влияющих на восприятие структурных компонентов временной перспективы. Единицей анализа временной перспективе общепринято считается событие. Разные ситуации формируют наше настоящее, которое затем становится прошлым и оказывает влияние на актуальное настоящее и будущее. В ситуации, когда человек берет ответственность на себя, когда он может адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, вместе с интернальностью формируется и адекватная самооценка, а так же вера в собственные силы и позитивное отношение к событиям собственной жизни. Все это непосредственно влияет на установление объективных связей между прошлым, настоящим и будущим и способствует формированию наиболее целостного восприятия временной перспективы.

Стоит обратить внимание, на наш взгляд, на то, какие сферы жизнедеятельности человека по результатам УСК, дали значимые корреляции со шкалами временной перспективы.

Наиболее значимые среди них оказались межличностные отношения, семья и работа. Это может говорить, на наш взгляд, о том, что восприятие человеком своих успехов, неудач в этих сферах в большей степени, чем другие сферы, влияет на восприятие временной перспективы.

 

Список литературы:

  1. Гольцова, А.А. Смысложизненные ориентации юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста / А.А. Гольцова // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – No 4. – С. 189-193.   
  2. Елисеев О.П. Локус контроля / О.П. Елисеев. — Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2003. – С. 413 — 417. 
  3. Кошельская, Т.В. Содержание понятия «временная перспектива личности» [Текст] / Т.В. Кошельская // Международный научный журнал «Инновационная наука». — 2016. – No 1. – С. 256 – 257. 
  4. Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности / Е.Ю. Мандрикова // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. — No 4. – С. 54–65.
  5. Boyd, J. N. Time perspective, heath, and risk taking / J. N. Boyd, P. G. Zimbardo // Understanding Behavior in the Context of Time / A. Strathman, J. Joireman (eds.). – Mahwah, 2005. – P. 85–108. 
  6. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual=differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. No 6. 

5 типов временной перспективы и 4 принципа тайм-менеджмента

Опубликовано: 07.11.2008

Время — важный вопрос для большинства из нас, особенно на Западе. Мы копим его, тратим, тратим впустую, нам всегда этого мало.

Концепция « время голода » стала привычным лозунгом как в академической литературе, так и в популярных СМИ. 34% людей постоянно торопятся, у 61% никогда не бывает лишнего времени, а 40% говорят, что время для них является большей проблемой, чем деньги.

Время имеет порочную привычку ускользать сквозь пальцы, оставляя нас с ощущением, что вместо того, чтобы распоряжаться нашим временем, оно управляет нами. Мы заняты не только на работе, мы заняты везде – дома, на поле для гольфа, даже в отпуске.

Если бы вы были ученым, пытающимся выяснить, как решить проблему нехватки времени , что бы вы предложили? На первый взгляд ответ кажется довольно простым. Конечно, если бы мы просто работали немного меньше и имели немного больше свободного времени, это освободило бы нас от этого пресловутого заточения «занятости».

Тем не менее, социологи, изучающие моделей использования времени , обнаружили парадокс: последние четыре или пять десятилетий уже стали свидетелями желаемого увеличения свободного времени. Хотя существуют некоторые противоречивые мнения по этому поводу, оказывается, что в среднем с 1965 года мы получили от пяти до семи свободных часов в неделю! Вы заметили? Если нет, вы не одиноки.

Хотя исследования ясно показывают, что время, затрачиваемое на работу, сократилось, оно также показывает, что люди на самом деле считают, что оно увеличилось. У нас больше времени, но мы чувствуем, что его меньше. Интересно, что подавляющее большинство из нас склонны сильно переоценивать количество времени, которое мы тратим на работу, и недооценивать количество свободного времени, которое у нас есть. В среднем люди считают, что у них меньше 20 часов свободного времени в неделю, что составляет примерно половину того, что у них есть на самом деле.

Есть еще один интересный парадокс со временем.

В настоящее время наш досуг характеризуется двумя противоречивыми тенденциями – увеличением пассивного досуга и интенсификацией времени, посвященного активному отдыху.

Что является основным потребителем нашего свободного времени? Телевидение! Все увеличение нашего свободного времени посвящено просмотру телевизора, хотя это не доставляет нам особого удовольствия и связано со скукой, низким уровнем концентрации, низким уровнем потенции, отсутствием ясности мысли и отсутствием поток.

В то время как люди тратят около трети всего свободного времени (более 14 часов в неделю) перед экранами телевизоров, они тратят значительно меньше времени на действия, которые сами считают наиболее приятными, такие как общение и мероприятия на свежем воздухе. Более того, когда люди занимаются активным отдыхом, они просто втискивают большее количество занятий в более короткий период (этот феномен называется «углубление времени»).

Мы больше не довольствуемся одним хобби – как общество максимизаторов, мы не хотим выбирать только одно занятие. Вместо того, чтобы играть в гольф в качестве хобби, мы играем в гольф и теннис, занимаемся парусным спортом и альпинизмом, прыгаем с банджи и прыгаем с парашютом. Мы выбираем действия, которые можно выполнить быстро, ускоряем их и комбинируем, чтобы они занимали меньше времени по отдельности.

Мы можем достичь большего, но расплачиваемся за это чувством раздробленности и нехватки времени. Мне нравится следующая цитата Рассела: «Умение разумно заполнить досуг — это последний продукт цивилизации, и в настоящее время очень немногие люди достигли этого уровня».

Представляется, что проблема нехватки времени заключается не в количестве имеющегося времени, не в необходимости успешно им управлять, чтобы выжать лишний час в день, а в том, чтобы научиться балансировать время в таким образом, чтобы это способствовало нашему благополучию.

Но как мы это делаем? Что такое хорошее использование времени? Как можно управлять временем так, чтобы оно способствовало благополучию? Как можно избежать ощущения нехватки времени, чтобы время перестало восприниматься как враг? Как мы можем восстановить чувство контроля над своим временем? Как мы можем найти баланс между работой и отдыхом и удовлетворение обоих?

В этой статье мы рассмотрим два аспекта исследования психологии времени – временную перспективу и использование времени, а также некоторые техники, связанные с достижением мастерства во времени. Эти вопросы могут в значительной степени помочь ответить на центральный вопрос позитивной психологии: «Что такое хорошая жизнь?».

Временная перспектива

Ваша временная перспектива — это очки, которые вы обычно надеваете, когда смотрите на окружающий мир и на себя в нем. Эти очки имеют три основных типа линз: прошлое, настоящее и будущее. Вы человек здесь и сейчас? Вам иногда кажется, что вы застряли в прошлом? Выбирая между работой и отдыхом, вы обычно идете на работу, потому что от этого зависит ваше будущее?

Временная перспектива (ВП) связана с тем, фокусируемся ли мы на нашем прошлом, настоящем или будущем, когда принимаем решения и совершаем действия.

Это мощное влияние на многие аспекты нашего поведения, включая успеваемость, здоровье, сон, выбор романтического партнера и многое другое. Хотя на ТП могут влиять ситуационные факторы, такие как инфляция, поездки в отпуск или стресс, он может стать относительно стабильной характеристикой личности. Так что обычно люди склонны иметь одну доминирующую временную перспективу.

Существует пять основных подтипов временной перспективы:

  1. будущее,
  2. прошедшее отрицательное,
  3. прошлый положительный,
  4. настоящий гедонистический и
  5. настоящее-фаталистическое.

Человек, преимущественно ориентированный на будущее, озабочен работой ради будущих целей и вознаграждений, часто за счет настоящего удовольствия, откладывая удовлетворение и избегая искушений, которые тратят время впустую. Люди с будущим TP с большей вероятностью будут чистить зубы зубной нитью, есть здоровую пищу и вовремя проходить медицинские осмотры. Они также имеют тенденцию быть более успешными, чем другие. Третий поросенок, построивший свой домик из кирпичей, адекватно оценивший опасность со стороны волка, наверняка был поросенком, ориентированным на будущее.

Гедонист-настоящий человек живет настоящим моментом, ищет удовольствий, любит активную деятельность, ищет острых ощущений и новых ощущений, любит приключения. Дети в первую очередь ориентированы на настоящее-гедонизм. К сожалению, такое поведение может иметь негативные последствия.

Настоящие гедонисты рискуют поддаться искушениям, что приведет практически ко всем зависимостям (например, злоупотреблению алкоголем и наркотиками), рискованному вождению, авариям и травмам, неудачам в учебе и карьере.

Настоящая фаталистическая ТП, с другой стороны, связана с беспомощностью, безнадежностью и верой в то, что внешние силы контролируют нашу жизнь, т.е. духовные или правительственные силы.

Прошлое ТП связано с фокусом на семье, традициях, преемственности себя во времени и фокусом на истории. Это может быть как положительным, так и отрицательным. Человек с позитивным прошлым имеет теплый, приятный, часто сентиментальный и ностальгический взгляд на свое прошлое и ценит поддержание отношений с семьей и друзьями. Он/она любит истории о старых добрых временах. Человек с негативным прошлым чувствует, что его преследует прошлое, и он сосредотачивается на личном опыте, который был отталкивающим или неприятным.

Пять поросят

Не только люди, но даже нации и культуры могут иметь свои собственные искажения временной перспективы. Протестантские и индивидуалистические нации, как правило, более ориентированы на будущее, чем католические и более коллективистские. Первые обычно более обеспечены в финансовом плане, чем вторые. Люди, живущие в южных районах, более ориентированы на настоящее, чем жители севера (возможно, потому, что им нравится проводить время, наслаждаясь солнечным светом).

Перспектива времени и Святой Грааль благополучия

Если бы вам пришлось угадывать, какой из этих временных типов перспективы более благоприятен для благополучия? Фаталистическая ориентация в настоящем и негативная в прошлом не учитываются по очевидным причинам. Многие исследователи утверждают, что ориентация на будущее имеет основополагающее значение для благополучия и позитивного функционирования.

Однако к недостаткам чрезмерной ориентации на будущее относятся трудоголизм, пренебрежительное отношение к друзьям и семье, отсутствие времени для случайного баловства, отсутствие времени на хобби. Многие другие ученые считают, что ориентация во времени с фокусом на настоящем является предпосылкой для благополучие .

Среди них Шопенгауэр, Маслоу и Чиксентмихайи, подчеркивающие ценность опыта здесь и сейчас. Однако у этой ориентации есть и недостатки, в том числе пренебрежение долгосрочными последствиями и ощущениями «на следующее утро».

Недавнее исследование показало, что, вопреки ожиданиям, будущая ТП вообще не показывает никаких ассоциаций с благополучием, в то время как нынешняя гедонистическая ориентация имеет очень скромные ассоциации с удовлетворенностью жизнью, хотя более тесная связь с положительным аффектом (что неудивительно). учитывая, что нынешняя гедонистическая ориентация направлена ​​на максимизацию текущего чувства радости и волнения).

Временная перспектива, которая оказывается наиболее благоприятной для благополучия, — это позитивная ориентация на прошлое . Люди, ориентированные на прошлое, имеют самую высокую самооценку и удовлетворены своей прошлой и настоящей жизнью. Однако даже у этой очень позитивной точки зрения есть свои недостатки, в том числе чрезмерная консервативность или осторожность, избегание изменений и открытость новому опыту и культуре, сохранение статус-кво, даже когда это не в наших интересах, и попытка применить старые методы. решения новых проблем.

Сбалансированная временная перспектива

Каждый из типов ТП может иметь некоторую личную ценность, но если он становится чрезмерным и исключает или сводит к минимуму другие, то он может стать дисфункциональным. Как показано выше, акцентирование внимания на любой индивидуальной ТП сопряжено с затратами и жертвами, независимо от того, делается ли акцент на ориентированной на достижение, «трудоголической» будущей ТП, на гедонистическом настоящем или на ностальгическом прошлом (что нечасто встречается в современном обществе).

Вот где в игру вступает идеал сбалансированной временной перспективы. Это предлагается как более позитивная альтернатива тому, чтобы быть рабом какой-либо конкретной временной предвзятости. «В оптимально сбалансированной временной перспективе компоненты прошлого, настоящего и будущего смешиваются и гибко взаимодействуют в зависимости от требований ситуации, наших потребностей и ценностей».

Что значит иметь сбалансированный ТП? Люди со сбалансированной временной перспективой способны принять временную перспективу, соответствующую ситуации, в которой они оказались. Поэтому, когда они проводят время со своими семьями и друзьями, они полностью с ними, общаются и наслаждаются друг другом. Когда они берут выходной, они могут скорее отдохнуть, чем чувствовать беспокойство.

Однако, работая и учась, они подходят к ситуации с точки зрения будущего и работают более продуктивно. Способность к концентрации, гибкость и «переключаемость» являются важными компонентами сбалансированного TP. Хотя сбалансированного TP трудно достичь, кажется, что он предлагает ключ к балансу между работой и личной жизнью и ощущению благополучия. Люди со сбалансированным TP, вероятно, будут счастливее, чем все остальные, как с точки зрения гедонистическое и эвдемоническое благополучие .

Рациональное использование времени

Вы когда-нибудь посещали курсы тайм-менеджмента? Сколько приемов тайм-менеджмента вы узнали? Сколько из них вы использовали с тех пор? Вопреки распространенному мнению, исследования показывают, что обучение тайм-менеджменту очень мало влияет на наше использование времени и производительность. Мы склонны возвращаться к нашим обычным способам организации времени в течение нескольких недель после посещения такого тренинга. Это довольно удивительно, учитывая финансовые и другие ресурсы, вложенные компаниями в эти курсы. Их неспособность добиться желаемых результатов может быть объяснена тем, что они сосредоточились не на том, что нужно, а на поведении, а не на психологии времени.

Принципы тайм-менеджмента

Давайте рассмотрим, что на самом деле влияет на то, насколько хорошо мы используем время, насколько мы им довольны и насколько мы его контролируем.

  • Использование времени, как и все остальное в жизни, начинается с мотивации . Насколько хорошо мы его используем, будет зависеть от того, насколько мы мотивированы на определенные виды деятельности. Вот почему любить то, что вы делаете, и воспринимать его как стоящее — это первый принцип тайм-менеджмента. Этот принцип также опирается на чувство соответствия между жизненными целями и деятельностью человека и соответствует внутренней и инкорпорированной мотивации.
    Важно убедиться, что вы либо занимаетесь тем, что вам нравится делать, либо, что касается занятий, которые вам не очень нравятся, вы действительно знаете, почему вы их делаете. Если вы не можете полностью согласиться с ценностями, лежащими в основе вашего поведения, для вашего собственного благополучия может быть полезнее пересмотреть свой выбор деятельности.
  • Принцип баланса отражает баланс между связанными и свободно выбранными видами деятельности, между различными сферами жизни. Сбалансированное использование времени не означает равное распределение времени на работу и отдых, это даже не обязательно означает выделение большего количества времени на отдых. Чувство равновесия субъективно и сильно различается у разных людей. Одному человеку достаточно уделять любимому хобби час в неделю, а другому и часа в день недостаточно.
    Есть еще две составляющие этого принципа баланса, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, у вас есть около времени для себя ежедневно. Время, которое можно использовать, чтобы остановиться и подумать. Из исследований следует очень сильный вывод: люди, которые довольны своим временем, регулярно находят время для себя (это может быть что угодно, от занятий йогой или посещения тренажерного зала до медитации или просто возни по дому в тишине).
    Следующий пункт касается системы границ, принятой индивидуумом. Мы склонны считать жизненно важным строгое разграничение между работой и домом, работой и отдыхом и т. д., при этом не имеет значения, какую систему границ выберет человек (это может быть строгое разграничение или полное отсутствие границ). Важно то, соответствует ли это их характеру.
  • Ответственность и принцип достижений означает принятие проактивной, а не реактивной позиции по отношению ко времени и предотвращение чрезмерного стресса (чего можно достичь, расставляя приоритеты и делая выбор). Это также относится к чувству достижения
    Когда люди говорят о времени, они говорят о достижении – завершении, соблюдении сроков и ощущении прогресса. Ежедневно испытывать чувство достижения может быть сложно, особенно когда вы работаете над долгосрочным проектом. Чтобы компенсировать это, важно выполнять что-то каждый день — это может быть что-то очень простое, например, убраться на столе или помочь ребенку закончить домашнее задание.
  • Тревога времени и отсутствие контроля — перевернутый принцип тайм-менеджмента, отражающий то, что нужно победить. Речь идет об ощущениях бегства времени и невозможности его контролировать, которые высказывает большинство людей, недовольных своим временем. Им можно противодействовать, развивая внутренний локус контроля (например, с помощью визуализации и других методов).

Этот список принципов не обязательно является исчерпывающим, но это то, что я могу искренне порекомендовать на основе моего собственного исследования тайм-менеджмента.

 

Каковы оптимальные уровни временной перспективы? Отклонение от сбалансированной временной перспективы – пересмотренный вариант (DBTP-r)

1. Биркас Б., Матуз А. и Чато А. (2018). Изучение отклонения от сбалансированной временной перспективы в темной триаде на протяжении взрослой жизни. Frontiers in Psychology, 9 DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01046 [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Бонивелл И., Осин Э., Линлей П. А., Иванченко Г. В. ( 2010). Вопрос баланса: временная перспектива и самочувствие в британской и российской выборках. Журнал позитивной психологии, 5 (1), 24–40. DOI: 10.1080/17439760903271181 [CrossRef] [Google Scholar]

3. Boniwell, I., & Zimbardo, P.G. (2004). Балансирование временной перспективы в поисках оптимального функционирования В Линли П.А., Джозеф С. (ред.). Позитивная психология на практике (стр. 165–178). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley and Sons, Inc.; DOI: 10.1002/9780470939338.ch20 [CrossRef] [Google Scholar]

4. Бржозовский, П. (2010). Skala uczuć pozytywnych i negatywnych SUPIN. Польская версия PANAS Давида Уотсона и Ли Энни Кларк. Podręcznik [Шкала положительных и отрицательных эмоций SUPIN. Польская адаптация PANAS Дэвида Уотсона и Ли Анны Кларк. Руководство пользователя]. Варшава: Pracownia Testów Psychologicznych PTP. [Академия Google]

5. Догерти, Дж. Р., и Брэйз, Г. Л. (2010). Тратить время на то, чтобы быть здоровым: прогнозирование поведения в отношении здоровья с дисконтированием задержки и временной перспективой. Личность и индивидуальные различия, 48 (2), 202–207. DOI: 10.1016/j.paid.2009.10.007 [CrossRef] [Google Scholar]

6. Desmyter, F. & De Raedt, R. (2012). Взаимосвязь между временной перспективой и субъективным благополучием пожилых людей. Psychologica Belgica, 52 (1), 19–38. DOI: 10.5334/pb-52-1-19 [CrossRef] [Google Scholar]

7. Динер, Э.Д., Эммонс, Р.А., Ларсен, Р.Дж., и Гриффин, С. (1985). Масштаб удовлетворенности жизнью. Журнал оценки личности, 49 (1), 71–75. DOI: 10.1207/s15327752jpa4901_13 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Дрейк Л., Дункан Э., Сазерленд Ф., Абернети К. и Колетт Х. (2008). Временная перспектива и корреляты благополучия. Время и общество, 17 (1), 47–61. DOI: 10.1177/0961463X07086304 [CrossRef] [Google Scholar]

9. Гарсия, Дж. А., и Руис, Б. (2015). Изучение роли временной перспективы в выборе досуга: как насчет сбалансированной временной перспективы? Журнал исследований досуга, 47, 515–537. DOI: 10.18666/jlr-2015-v47-i5-5876 [CrossRef] [Google Scholar]

10. Грубер, Дж., Каннингем, В. А., Киркланд, Т., и Хэй, А. С. (2012). Чувствуете, что застряли в настоящем? Склонность к мании и истории, связанные с ориентированной на настоящее временной перспективой. Эмоции, 12 (1), 13–17. DOI: 10.1037/a0025062 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Холман, Э. А., и Зимбардо, П. Г. (2009). Социальный язык времени: связь времени с социальной сетью. Базовая и прикладная социальная психология, 31 (2), 136–147. DOI: 10.1080/01973530902880415 [CrossRef] [Google Scholar]

12. Янковский К.С. (2015). Связан ли сдвиг в хронотипе с изменением самочувствия? Исследование биологического ритма, 46, 237–248. DOI: 10.1080/09291016.2014.985000 [CrossRef] [Google Scholar]

13. Янковский К.С. (2016). Утро-вечер и депрессивные симптомы: тест на уровне компонентов с CES-D у польских студентов. Журнал аффективных расстройств, 196, 47–53. DOI: 10.1016/j.jad.2016.02.015 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Кашдан Т.Б., Роуз П. и Финчем Ф.Д. (2004). Любознательность и исследование: содействие позитивному субъективному опыту и возможностям личного роста. Журнал оценки личности, 82 (3), 291–305. DOI: 10.1207/s15327752jpa8203_05 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Keough, K.A., Zimbardo, P.G., & Boyd, J.N. (1999). Кто курит, пьет и употребляет наркотики? Временная перспектива как предиктор употребления психоактивных веществ. Фундаментальная и прикладная социальная психология, 21(2), 149–164. DOI: 10.1080/01973530902880415 [CrossRef] [Google Scholar]

16. Козак Б. и Мажевски М. (2007). Прошлое или будущее? Функциональное значение временной перспективы. Психологический коллоквиум, 16, 225–233. [Академия Google]

17. Лоуз, Т. Т., Асьер, Д., Андретта, Дж. Р., Коул, Дж. К., Маккей, М. Т., Вагнер, В., и Уоррелл, Ф. К. (2018). Временная перспектива и показатели употребления алкоголя во Франции и Соединенном Королевстве: результаты среди подростков, студентов университетов и амбулаторных пациентов. Исследования и теория зависимости, 26 (2), 143–150. DOI: 10.1080/16066359.2017.1334202 [CrossRef] [Google Scholar]

18. MacKillop, J., Anderson, E.J., Castelda, B.A., Mattson, R.E., & Donovick, P.J. (2006). Конвергентная достоверность показателей когнитивных искажений, импульсивности и временной перспективы при патологической склонности к азартным играм. Психология аддиктивного поведения, 20 (1), 75–79.. DOI: 10.1037/0893-164X.20.1.75 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

19. Мэтьюз Г., Джонс Д. М. и Чемберлен А. Г. (1990). Уточнение измерения настроения: контрольный список прилагательных UWIST для определения настроения. Британский журнал психологии, 81, 17–42. DOI: 10. 1111/j.2044-8295.1990.tb02343.x [CrossRef] [Google Scholar]

20. Маккей М.Т., Уоррелл Ф.К., Живкович У., Темпл Э., Мелло З.Р., Мусил Б. , … и Перри, Дж. Л. (2018). Сбалансированная временная перспектива: является ли это упражнением в эмпиризме и имеет ли оно значимое отношение к результатам в отношении здоровья и благополучия? Международный журнал психологии, 54 (6), 775–785. DOI: 10.1002/ijop.12530 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Оркиби Х. и Ронен Т. (2018). Модель двойного пути, связывающая навыки самоконтроля с агрессией у подростков: счастье и временная перспектива как посредники. Журнал исследований счастья, 20, 729–742. DOI: 10.1007/s10902-018-9967-1 [CrossRef] [Google Scholar]

22. Папастамателу Дж., Унгер А., Гиотакос О. и Атанасиаду Ф. (2015). Является ли временная перспектива предиктором беспокойства и воспринимаемого стресса? Некоторые предварительные результаты из Греции. Психологические исследования, 60, 468–477. DOI: 10.1007/s12646-015-0342-6 [CrossRef] [Google Scholar]

23. Филлипс, В. Дж. (2018). Взгляд в будущее опосредует связь между состраданием к себе и благополучием. Личность и индивидуальные различия, 135, 143–148. DOI: 10.1016/j.paid.2018.07.006 [CrossRef] [Google Scholar]

24. Radloff, L. S. (1977). Шкала CES-D: шкала самооценки депрессии для исследования среди населения в целом. Прикладные психологические меры, 1, 385–401. DOI: 10.1177/014662167700100306 [CrossRef] [Google Scholar]

25. Рённлунд М., Острём Э. и Карелли М. Г. (2017). Временная перспектива в позднем взрослом возрасте: модели старения в прошлом, настоящем и будущем, отклонения от баланса и ассоциации с субъективным благополучием. Время и восприятие времени, 5 (1), 77–9.8. DOI: 10.1163/22134468-00002081 [CrossRef] [Google Scholar]

26. Сайлер У., Розенберг П., Нима А.А., Гэмбл А., Герлинг Т., Арчер Т. и Гарсия, Д. (2014). Более счастливое и менее зловещее прошлое, более гедонистическое и менее фаталистическое настоящее и более структурированное будущее: временная перспектива и благополучие. PeerJ, 2: e303 DOI: 10.7717/peerj.303 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

, Fieulaine, N., Kislali-Erginbilgic, A., … & Leite, UDR (2014). Глобальный взгляд на время: исследование эквивалентности инвентаризации временной перспективы Зимбардо в 24 странах. Sage Open, 4(1), 2158244013515686 DOI: 10.1177/2158244013515686 [CrossRef] [Google Scholar]

28. Соболь-Квапинска, М., и Янковски, Т. (2016). Позитивное время: сбалансированная временная перспектива и позитивная ориентация. Журнал исследований счастья, 17, 1511–1528. DOI: 10.1007/s10902-015-9656-2 [CrossRef] [Google Scholar]

29. Столярский, М. (2016). Не ограничивается их личностью: сбалансированная временная перспектива смягчает устоявшиеся отношения между личностными чертами и благополучием. Личность и индивидуальные различия, 100, 140–144. DOI: 10.1016/j.paid.2015.11.037 [CrossRef] [Google Scholar]

30. Столарски, М., Битнер, Дж., и Зимбардо, П. Г. (2011). Временная перспектива, эмоциональный интеллект и дисконтирование отсроченных наград. Время и общество, 20 (3), 346–363. DOI: 10.1177/0961463X11414296 [CrossRef] [Google Scholar]

31. Stolarski, M., & Cyniak-Cieciura, M. (2016). Сбалансированный и менее травмированный: сбалансированная временная перспектива опосредует взаимосвязь между темпераментом и тяжестью посттравматического стрессового расстройства в выборке выживших в автокатастрофе. Личность и индивидуальные различия, 10, 456–461. DOI: 10.1016/j.paid.2016.06.055 [CrossRef] [Google Scholar]

32. Столарски М., Мэтьюз Г., Постек С., Зимбардо П. Г. и Битнер Дж. (2014). То, что мы чувствуем, — вопрос времени: взаимосвязь между временной перспективой и настроением. Журнал исследований счастья, 15 (4), 809–827. DOI: 10.1007/s10902-013-9450-y [CrossRef] [Google Scholar]

33. Столарски М., Вовинкель Дж., Янковски К.С. и Заженковски М. (2016). Следите за балансом, будьте довольны: сбалансированная временная перспектива опосредует взаимосвязь между внимательностью и удовлетворенностью жизнью. Личность и индивидуальные различия, 93, 27–31. DOI: 10.1016/j.paid.2015.09.039 [CrossRef] [Google Scholar]

34. Столарски М., Войтковска К. и Квечиньска М. (2016). Время для любви: временные перспективы партнеров предсказывают удовлетворенность отношениями в романтических гетеросексуальных парах. Время и общество, 25 (3), 552–574. DOI: 10.1177/0961463X15596703 [CrossRef] [Google Scholar]

35. Столярский М., Заженковский М., Янковский К. С. и Шиманяк К. (2020). Отклонение от сбалансированной временной перспективы: систематический обзор эмпирических взаимосвязей с психологическими переменными. Личность и индивидуальные различия, 156, 109772 DOI: 10.1016/j.paid.2019.109772 [CrossRef] [Google Scholar]

36. Самнер, В. (1996). Благосостояние, счастье и этика Оксфорд: Кларедон Пресс. [Google Scholar]

37. Тибериус В. и Холл А. (2010). Нормативная теория и психологические исследования: гедонизм, эвдемонизм и почему это важно. Журнал позитивной психологии, 5 (3), 212–225. DOI: 10.1080/17439761003790971 [CrossRef] [Google Scholar]

38. Унгер А., Люу Х. и Зимбардо П. Г. (2018). Как на компульсивные покупки влияет временная перспектива — межкультурные данные из Германии, Украины и Китая. Международный журнал психического здоровья и зависимости, 16, 525–544. DOI: 10.1007/s11469-018-9942-4 [CrossRef] [Google Scholar]

39. Wiesmann, U., Ballas, I., & Hannich, HJ (2018). Чувство согласованности, временная перспектива и позитивное старение. Журнал исследований счастья, 19 (3), 817–839. DOI: 10.1007/s10902-017-9850-5 [CrossRef] [Google Scholar]

40. Zajenkowski, M., Stolarski, M., Maciantowicz, O., Malesza, M., & Witowska, J. (2016) . Время быть умным: раскрытие сложного взаимодействия между интеллектом и временными перспективами. Интеллект, 58, 1–9. DOI: 10.1016/j.intell.2016.06.002 [CrossRef] [Google Scholar]

41. Чжан, Дж. В., Хауэлл, Р., и Столарски, М. (2013). Сравнение трех методов измерения сбалансированной временной перспективы: связь между сбалансированной временной перспективой и субъективным благополучием.