Взаимодействие двух людей: Взаимодействие двух людей
Ведение переговоров
Деловое общение можно охарактеризовать как особый процесс взаимодействия и взаимосвязи людей, которому присущи обмен знаниями, информацией и опытом. Этот процесс предполагает достижение конкретных целей, решение определённых проблем и реализацию намеченных планов.
Условно деловое общение состоит из двух компонентов – это общение прямое, т.е. прямой контакт между людьми, и общение косвенное, которое отличается наличием пространственно-временной дистанции между оппонентами. Наибольшей эффективностью обладает, как правило, именно прямое деловое общение, ведь ему свойственно эмоциональное воздействие и внушение, другими словами, в нём задействуются социально-психологические механизмы.
От повседневного общения деловое отличается тем, что для него характерна постановка целей и конкретных результатов, которых нужно достичь, задач, требующих решения. В процессе делового общения человек в большинстве случаев не имеет возможности остановить своё взаимодействие с оппонентом в одночасье и без каких-либо потерь.
Среди форм делового общения выделяют деловые беседы, совещания, выступления и переговоры. И именно переговоры являются основной его формой.
Переговоры можно охарактеризовать как деловое взаимодействие двух и более людей, целью которого является поиск взаимовыгодных решений определённых проблем и задач. Людям приходится вести переговоры в течение практически всей своей жизни – во всех случаях, когда требуется прийти к согласию, обменяться обещаниями и обязательствами и т.д.
Обычно переговоры проходят в виде беседы, основной темой которых являются представляющие для собеседников (сторон переговоров) интерес вопросы, а задачей переговоров является установление кооперационных связей.
Но переговоры могут отличаться по целям. Так, они могут быть нацелены на заключение договоров, проведение определённых работ, достижение соглашения о сотрудничестве, урегулирование конфликтов и т.
п. А стороны переговоров желают достичь взаимных договорённостей по тем вопросам, в которых сталкиваются их интересы, и надлежащим образом выдержать конфронтацию, которая может возникнуть в переговорном процессе.Но чтобы умело вести переговоры любой человек должен обладать определёнными навыками, а именно:
- Необходимо уметь решать проблемы
- Необходимо уметь налаживать взаимодействие с другими людьми
- Необходимо уметь управлять эмоциями
Также следует учитывать то, что за столом переговоров могут встретиться люди, обладающие разным опытом ведения переговоров, различными личностными характеристиками и образованием.
Исходя из этого достаточно большого разнообразия особенностей, одни переговоры могут кардинально отличаться от других. В одних случаях переговоры протекают относительно легко, а в других – крайне напряжённо; в одних случаях оппоненты могут без проблем договориться, а в других – найти взаимопонимание и точки соприкосновения может быть очень сложно.
По причине актуальности темы ведения переговоров в настоящее время мы и разработали этот специальный курс по обучению ведению переговоров. Из него вы узнаете максимум информации, которая понадобится вам для овладения этим непростым, но очень полезным и важным навыком. В курс включена как теоретическая, так и практическая информация, проверенная уже не одним поколением переговорщиков. Но мы познакомим вас не только с ней, а ещё и с рядом дополнительных материалов – книгами по ведению переговоров, авторами которых являются профессиональные переговорщики и мастера общения.
Содержание:
- Основы и специфика делового общения
- Как применять знания по ведению переговоров на практике?
- Как этому научиться?
- Уроки по ведению переговоров
- Как проходить занятия?
- Дополнительные материалы
- Цитаты известных людей о деловом общении
Основы и специфика делового общения
Как мы уже и сказали, деловое общение следует отличать от повседневного. Основными отличительными особенностями делового общения являются:
- Постановка целей и задач
- Составление плана действий
- Определение и выбор стратегии
- Определение и выбор тактики
- Достижение конкретного результата
Постановка целей и задач предполагает установление каждым из участников переговорного процесса (в отдельности и совместно) конкретных результатов, которых можно и нужно достичь посредством переговоров. Именно для этого и проводятся переговоры, в противном случае в них не было бы никакого смысла, либо они стали бы представлять собой обычное повседневное общение с целью обмена информацией.
Составление плана действий необходимо для того, чтобы каждый из оппонентов знал, какие именно шаги необходимо предпринимать для достижения поставленных целей и решения задач. Каждый пункт плана также может быть рассчитан на достижение промежуточных целей. И сам план, и промежуточные цели можно назвать картой переговоров, ориентируясь на которую можно ясно увидеть, на каком этапе находится достижение результата и достигается ли он вообще.
Определение и выбор стратегии означает определение способа действий, общего, не детализированного плана достижения поставленного результата, который охватывает весь временной промежуток, в течение которого будут проходить переговоры. Стратегию также можно назвать способом достижения цели и моделью поведения, которой переговорщик будет придерживаться в переговорном процессе.
Определение и выбор тактики предполагает выбор составной части процесса переговоров, которая включает в себя теоретические и практические аспекты подготовки и ведения переговоров посредством использования конкретных методов и приёмов. Методы и приёмы ведения переговоров, в свою очередь, могут и должны варьироваться, в зависимости от особенностей каждого конкретного этапа переговорного процесса. Тактика включает в себя исследование, разработку, подготовку и реализацию всех составляющих переговоров: выражение своей позиции, использование аргументов (с целью атаки и защиты), использование контраргументов и т.
Интересно также и то, что в обязательном порядке нужно обладать и стратегией и тактикой. Если у вас в наличие будет только тактика, то результат может быть достигнут, но вот сам этот результат будет неизвестно каким. А если вы будете располагать одной лишь стратегией, то вы будете знать, какой результат вам нужен, но способов его достижения у вас не будет.
Достижение конкретного результата является финалом всего переговорного процесса, т.к. именно ради него он и организовывается. Сказать здесь можно только то, что результатом может являться как достижение, так и недостижение цели. Если же в процессе переговоров не было достигнуто никакого результата, то переговоры являются безрезультатными – такая ситуация считается наиболее худшей из всех возможных.
Как применять знания по ведению переговоров на практике?
Навык ведения переговоров можно назвать одним из самых нужных человеку, живущему в современном обществе. Причём он может пригодиться не только тем, чья профессиональная деятельность связана с коммуникацией, но и людям, которые с официальными переговорами сталкиваются очень редко. Даже вполне обычное повседневное взаимодействие с окружающими в определённый момент может потребовать от нас умения договариваться и находить компромиссы и взаимовыгодные решения: это могут быть ситуации, когда нужно уладить спорный вопрос, урегулировать конфликт, поторговаться, чтобы сбить цену, просто поддержать беседу и т.д. Но, конечно же, основной областью применения навыков переговорщика является сфера деловая.
Совещания, деловые беседы с коллегами, руководителями и подчинёнными, встречи с партнёрами по бизнесу для обсуждения дел или заключения контрактов, собеседования при приёме на работу и т.п. – всё это те случаи, где без умения грамотно общаться, достигать взаимопонимания, находить компромиссы и взаимовыгодные решения человеку просто не обойтись.
Если человек способен находить общие интересы и точки соприкосновения с другими людьми, перед ним открываются поистине огромные перспективы. Умение вести переговоры позволяет достигать целей, начиная совсем небольшими и заканчивая жизненно важными, продвигаться по карьерной лестнице, выходить с высоко поднятой головой из затруднительных ситуаций, налаживать контакты с нужными людьми, заводить друзей и знакомых. Нередко это умение пригождается и в личной жизни, ведь, например, в семье тоже нередко приходится вести переговоры. Всё это позволяет нам заключить, что навыки переговорщика могут пригодиться человеку всегда и везде.
Вести же переговоры, какой бы сферы жизни они не касались, следует всегда очень внимательно и осторожно. Это процесс состоит не только из непосредственного общения, но и из других составляющих. Он включает в себя подготовку, сбор информации, развитие гибкости мышления и поведения, обучение управлению эмоциями и другие элементы. Говоря несколько иначе, развитие навыка ведения переговоров затрагивает и другие стороны развития личности и индивидуальных качеств. И чтобы этот процесс был действительно эффективным и правильным, нужно понять, как ведению переговоров можно научиться.
Как этому научиться?
Все мы прекрасно знаем, что учиться говорить и общаться нас учат уже с малых лет. Сначала это делают родители, а затем школьные учителя и другие люди, с которыми нам приходится взаимодействовать.
Изначально нам могут прививать такие качества как вежливость и тактичность, объяснять манеры приличия и правила хорошего тона. Но тому, как вести переговоры, налаживать контакты с людьми, находить обоюдовыгодные решения нам приходится самостоятельно. И кому-то это даётся сравнительно просто, что может зависеть от характера, темперамента, среды воспитания и круга общения, а кто-то может испытывать довольно серьёзные затруднения, к примеру, из-за своей психологической мягкости, застенчивости или неумения отстаивать точку зрения. Но, если честно, особого значения это не имеет – если вы умеете слушать и говорить, то и вести переговоры можете научиться. Отметить хочется только то, что учиться вести переговоры не только можно, но и необходимо, и в особенности это касается именно тех, кто в межличностном взаимодействии испытывает какие-либо проблемы.Если вы размышляете о том, как же вы можете овладеть навыками ведения переговоров, то сразу примите тот факт, что для этого вам не нужно обладать незаурядным умом, какими-то специфическими качествами или получать дополнительное образование. Всё, что вам нужно – это найти того, кто сможет вас научить и обладает всей необходимой для этого информацией. Но, учитывая то, что научиться всему вы вполне можете сами, вам остаётся только найти знания, а такими знаниями обеспечим вас мы посредством данного курса. И если у вас есть желание учиться, вы можете начать это делать прямо сейчас.
Но перед тем как вы начнёте проходить этот курс по ведению переговоров, мы хотим вкратце рассказать вам о его особенностях, и для начала скажем, что представлен он двумя составляющими – теоретической и практической:
- Теоретическая составляющая – это информационная база, на основе которой и составлен весь курс. Информация эта взята из достоверных источников (книг, статей и интервью профессиональных специалистов, имеющих многолетний опыт в ведении переговоров), должным образом изучена и адаптирована
- Практическая составляющая – это тот материал, который рассчитан на применение вами в вашей повседневной жизни и деятельности. Помните: наибольшее значение имеет именно эта часть, т.к. она представляет собой тот фундамент, на котором будет строиться ваш успех, независимо от области применения навыка
Хотим, помимо прочего, обратить ваше внимание на то, что, невзирая на тот факт, что практически каждый вполне понимает, что все результаты зависят от практики, многие люди стремятся как можно лучше освоить и запомнить теорию, тем самым превращая себя в «безрезультатных всезнаек». Такие люди могут ответить на любой вопрос по заданной теме, но ничто, из того, что они знают, ни разу не было применено ими в жизни. И именно здесь вы должны раз и навсегда уяснить, что и теория и практика являются неотъемлемым дополнением друг друга, ведь без знаний мы никогда не знали бы, что делать (если, конечно, не хотим действовать методом проб и ошибок), а без действий всё, что мы знаем, собственно говоря, не имеет никакого смысла.
Именно с учётом всех этих нюансов мы стремились составить такой обучающий курс, который будет гармонично сочетать в себе и теорию и практику, а также не позволит вам потерять мотивацию к окончательному прохождению курса. Материал, с которым вы уже совсем скоро начнёте знакомиться, сопровождается примерами, рекомендациями, советами, описаниями различных случаев и ситуаций, и вся эта информация может быть легко применена вами уже после первого урока.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Уроки по ведению переговоров
Семь уроков, из которых и состоит представленный курс по ведению переговоров, основываются на самой актуальной на сегодняшний день информации на эту тему. Для того чтобы вы могли изучить и усвоить материал максимально эффективно, мы не только исследовали его, но также переработали и придали ему вид, облегчающий восприятие и понимание. Все уроки посвящены различным темам, без которых рассмотрение вопроса ведения переговоров было бы неполноценным.
Ниже вы можете узнать о том, что вам предстоит изучить.
Урок 1. Основные этапы переговоров: подготовка и ведение переговоров, достижение согласияВедение переговоров – это процесс, к которому ни в коем случае нельзя относиться халатно и безалаберно. От того, насколько грамотно он проводится, зависит то, будут ли достигнуты поставленные цели. Если даже какой-то одной части, составляющей переговоры, не будет уделено должного внимания, под угрозой могут оказаться все остальные. А ошибки, допущенные в переговорах, исправить практически невозможно; также эти ошибки могут быть использованы и против человека, их допустившего.
В первом уроке во всех подробностях будут рассматриваться основные этапы, из которых состоят переговоры. Речь пойдёт о подготовке к переговорам, определении средств ведения переговоров, налаживании контактов между участниками, сборе и анализе требуемых для переговоров данных, планировании, создании атмосферы взаимного доверия, самом процессе ведения переговоров, определении спорных вопросов и интересов сторон, разработке вариантов решений проблемы, достижении согласия и некоторых правил ведения эффективных переговоров.
Урок 2. Переговорные стратегииНи один профессиональный и уважающий себя переговорщик никогда не станет участвовать в переговорах, не имея представления о том, каким образом он будет достигать поставленных перед собой задач, какой модели поведения будет придерживаться, и как будет вести себя при возникновении непредвиденных обстоятельств. Переговорщик, не имеющий стратегии, в лучшем случае не добьётся никакого результата, а в худшем – загубит свой статус и поставит в крайне невыгодное положение и себя и организацию или лицо, которое он представляет.
Второй урок посвящён переговорным стратегиям. Из него вы узнаете об этике переговорного процесса, глобальных условиях ведения переговоров, особенностях переговоров с участием более двух оппонентов и, конечно же, самих стратегиях. Вы познакомитесь с четырьмя базовыми стратегиями ведения переговоров, их достоинствами и недостатками, а также ситуациями, в которых они применяются. Также будут даны рекомендации по выбору переговорной стратегии.
Урок 3. Техники переговоровЕсли переговорная стратегия указывает переговорщику направление для своего движения в процессе переговоров, то техники представляют собой те приёмы, посредством которых он будет выбранную стратегию реализовывать. Техники являются основной тактики, и стороне, не имеющей в арсенале надёжных приёмов и методов, во время переговоров придётся очень нелегко, особенно, если оппонент располагает таковыми.
В третьем уроке будут рассмотрены самые эффективные техники ведения переговоров: «маленькие ходы», «силовое плечо», «внутренний наблюдатель», «метод пустого шкафа», «ружьё всегда заряжено», «метод принципиала», «крутые ребята» и некоторые другие. Отдельные разделы урока посвящены обязательным условиям и правилам эффективных техник ведения переговоров, а также советам по наиболее продуктивному поведению в переговорах и их невербальной составляющей.
Урок 4. Работа с возражениямиВ реальной переговорной практике очень редко встречаются случаи, когда переговоры проходят, как говорится, «без сучка и задоринки». Стороны переговоров в большинстве случаев преследуют свои собственные цели, обладают своими точками зрения, мнениями и убеждениями, вследствие чего даже казавшаяся изначально беспроигрышной ситуация может осложниться тем, что оппонент начнёт выдвигать возражения. И задачей каждого переговорщика является научиться с этими возражениями работать.
Четвёртый урок раскроет вам несколько тем: вы узнаете о причинах возражений и механизме их формирования, о том, как предупреждаются возражения, и какие техники для этого используются. Раздел непосредственной работы с возражениями включает в себя различные советы и рекомендации, а также пошаговую инструкцию по работе с возражениями. Помимо этого, вы научитесь избегать психологических ловушек, правильно реагировать на возражения и готовиться к возражениям оппонентов.
Урок 5. Жёсткие переговорыЕсть особая разновидность переговоров – жёсткие переговоры, которые отличаются обострением ситуации, эмоциональными всплесками, вспышками агрессии, неблагоприятной психической окраской, применением со стороны оппонентов запрещённых приёмов, хитростей, уловок и, в некоторых случаях, даже обмана и манипулирования. Жёсткие переговоры могут проистекать из усложнившихся обычных переговоров или же быть таковыми изначально. Но, независимо от их причин и обстоятельств, вести жёсткие переговоры нужно уметь.
В пятом уроке подробно затрагивается тема жёстких переговоров. Вы познакомитесь с инструментами ведения жёстких переговоров, стратегиями сильной и слабой сторон, особенностями поведения в условиях жёстких переговоров, подготовкой к жёстким переговорам, приёмами воздействия на оппонента, методами противодействия манипуляциям, сглаживанием жёстких переговоров и некоторыми советами по распознаванию лжи.
Урок 6. Ошибки в переговорахВсем людям свойственно совершать ошибки, занимаясь какой-либо деятельностью, и переговоры здесь не являются исключением. Причиной совершения ошибок может служить неопытность переговорщика, внимание, уделённое подготовке к переговорам, в недостаточной мере, чрезмерная уверенность в себе и другие нюансы. Но самой распространённой причиной является незнание самих совершаемых в переговорном процессе ошибок.
Из шестого урока вы узнаете о самых распространённых типичных ошибках, коммуникационных ошибках и специфических ошибках, которые присущи даже опытным переговорщикам. Помимо описаний ошибок, будут даны эффективные рекомендации на тему того, как их можно избежать. В заключительном разделе будет сказано несколько слов об ошибках речевых и орфографических.
Урок 7. Национальные особенности переговоровПрофессиональным переговорщикам, в особенности тем, кто работает в крупных компаниях и корпорациях или сотрудничает с ними, зачастую приходится иметь дело не только с соотечественниками, но и с представителями других стран и культур. И по причине того, что у каждой нации есть свои специфические особенности, проявляются они, конечно же, и в деловом общении, и, не зная об этих особенностях, переговорщик рискует попасть в неудобную ситуацию, понизить авторитет своей компании и провалить переговоры.
В последнем уроке будут рассмотрены специфические черты представителей некоторых стран, касающиеся именно ведения переговоров. Вы познакомитесь с тем, как ведут себя переговорщики из США, Англии, Франции, Германии, Китая, Японии, Ирландии, Южной Кореи, России и некоторых других стран.
А сейчас, после того как вы вкратце узнали о том, чему посвящён каждый из уроков, давайте уделим ещё немного внимания организационному вопросу, ведь от того, как выстроен процесс прохождения курса, может зависеть многое.
Как проходить занятия?
Та схема, которой вы будете руководствоваться при прохождении данного курса, окажет огромное влияние на то, как вы усвоите материал, и какого результата добьётесь в конечном счёте. Тема ведения переговоров очень специфическая и назвать её лёгкой для изучения, конечно же, нельзя. Несмотря на это, мы, как уже и было упомянуто, создавали данный курс уроков таким образом, чтобы теоретические и практические основы дались вам быстро и легко. Сам курс, естественно, за вас пройти мы возможности не имеем, а потому настоятельно рекомендуем вам составить индивидуальный график занятий, причём упор вы должны сделать на практические указания.
В первую очередь, стоит заметить, что изучение материала будет отличаться большей эффективностью, если вы систематизируете его, разбив на конкретные этапы. Неплохим вариантом, как нам кажется, может быть следующий: один день вы изучаете один урок, отмечая наиболее важные для себя моменты, на второй день повторяете усвоенный материал на основе сделанных заметок. Затем можете взять день перерыва, и постараться спроецировать то, что узнали, на ситуации в своей жизни. После этого точно так же продолжаете изучать второй, третий и все последующие уроки, постепенно внедряя в практику всё больше приёмов и рекомендаций. Исходя из такого плана, на изучение всего курса у вас уйдёт три недели.
Но данный план занятий, конечно же, не является для вас обязательным. Вполне понятно, что у вас есть свои дела и заботы, а значит, вы имеете полное право выстраивать занятия так, как будет удобно лично вам. Единственное, на что хотелось бы ещё раз обратить ваше внимание, это то, что вы должны стремиться обогатить свою повседневную жизнь применением практических рекомендаций и методов, о которых вы узнаете из курса. Что-то вы можете применять при общении с членами семьи, что-то – с коллегами по работе, что-то – при контактах с незнакомцами и т.д. Усвоения навыков и их развития можно добиться только так. Помните об этом, и результат не заставит себя долго ждать!
Дополнительные материалы
Раздел, заключающий курс по ведению переговоров, предназначен для ознакомления вас с книгами, в которых содержится масса полезнейшей информации на тему всего, что касается ведения переговоров и особенностей этого процесса. Эти книги будут интересны и полезны тем, кто стремится улучшить свои навыки делового общения.
Всего в разделе дополнительных материалов будет рассмотрено шесть книг, которые мы посчитали одними из лучших по рассматриваемой тематике. Несмотря на то, что сегодня можно найти не один десяток подобных книг, мы считаем, что даже этого небольшого количества будет вполне достаточно, чтобы вооружиться всеми необходимыми знаниями для становления грамотным и даже профессиональным переговорщиком. Авторами же рассмотренных работ являются специалисты по переговорам, лидерству, продажам, урегулированию конфликтов и повышению личной эффективности. Так что не пренебрегайте и этими книгами – вкупе с нашим курсом они станут для вас превосходным материалом для развития и источником вдохновения.
Цитаты известных людей о деловом общении
И в заключение этого ознакомительного урока мы хотим представить вашему вниманию несколько замечательных афоризмов на тему переговоров и делового общения, искусство которого берёт своё начало ещё со времён Древнего Рима. За прошедшие века оно не только не потеряло своей актуальности, но и стало обладать ещё большим значением и важностью. О том, как воспринимается великими людьми искусство переговоров, вы и можете судить из их изречений:
Мы никогда не будем вести переговоры из страха, и не будем страшиться переговоров.
Джон Кеннеди
Как только вы встанете на нашу точку зрения, мы с вами полностью согласимся.
Морше Даян
Переговоры лучше всяких войн находить умеют компромиссы.
Георгий Александров
Дипломатия есть искусство обуздывать силу.
Генри Киссинджер
Отказ – это предложение поднять цену.
Жорж Элгози
Там, где кончается дипломатия, начинается война.
Поливиос Димитракопулос
Требуя невозможного, мы получаем наилучшее из возможного.
Джованни Николлини
О чём не переговоришь, того не продумаешь как следует.
Иоганн Вольфганг Гёте
Если переговоры можно вести после войны, почему нельзя вести их до и вместо войны?
Абба Эбан
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам только успешных переговоров и достижения целей!
Кирилл
1 Основные этапы →
«Я не в ресурсе»: как справиться с психологическим выгоранием
© Артем Геодакян/ТАСС
На уроке химии 15 лет назад моя учительница проиллюстрировала понятие валентности так: взяла четырех учеников за руки крепко-крепко, они не могли оторваться, и предложила повторить то же худенькой ученице — у той получилось удержать только двоих. Валентность — это буквально способность атомов образовывать связи, а в контексте общения это понятие становится удобной метафорой, позволяющей понимать различия между людьми. Кого-то постоянное нахождение в обществе, много близких связей, социальная активность напитывают — допустим, их валентность равна четырем, а кого-то выматывают — их валентность — единица. То есть там, где одни черпают энергию, другие ее теряют.
Читайте также
Психологическая помощь: мода, блажь, необходимость?
Первых называют экстравертами: им сложно оставаться наедине с собой, активность направлена вовне, им нужно подтверждение собственного существования от других людей. Вторых называют интровертами: по умолчанию им комфортнее быть в одиночестве, а любое взаимодействие требует сил и дополнительной подготовки.
«Я в моменте», «будь в потоке», «я сейчас не в ресурсе» — эти фразы настолько часто используются модными околопсихологическими специалистами, что уже стали мемами. Но в каждой шутке есть доля правды, и на серьезный вопрос о ресурсах для общения я получила похожие ответы от людей разных профессий (от инженера до художницы, от архитектора до исследовательницы) и довольно широкого диапазона возрастов (от 20 до 40 лет). Это люди с непохожей валентностью, но поразительно, насколько их ответы не зависели от экстра- и интровертированности.
«Я не в ресурсе»: Признаки
- чувство опустошения;
- никуда не хочется идти, нет возможности приложить усилия ни к чему;
- нет сил разговаривать даже с близкими;
- не получается слушать собеседника, «отключается» мозг, смысл слов не улавливается;
- низкий порог раздражительности: любой звук или касание могут вызвать гнев;
- физическая боль в теле, ломота, сонливость;
- потеря любознательности, любопытства, интереса к чему-либо.
Причины
- Бессмысленная деятельность: часто это связано со сбором документов, беготней из кабинета в кабинет в разных инстанциях, поверхностными разговорами с большим количеством людей, когда личностного смысла в этом нет, а только необходимость.
- Нет отдачи: много вкладывалось сил во что-то, а желаемый результат не достигнут или не видно конца работы.
- Нет взаимности: ощущение использованности, когда собеседник сливает напряжение, но не беспокоится о чувствах другого. Именно поэтому, например, психологам запрещено иметь больше двух часов волонтерских приемов в неделю: без оплаты легко выгореть — это не дружеское взаимное общение, а одностороннее.
- Глубокое интенсивное многочасовое общение: у преподавателей, обучающих специалистов, у многих других после встреч с друзьями, с которыми давно не виделись. Казалось бы, это противоположность перечисленным ранее причинам, но и здесь ситуация требует большого количества внимания, которое истощается, хотя есть и смысл, и взаимность, и отдача.
- Сильные эмоциональные встряски: неожиданные события (в том числе позитивные), болезни свои и близких, ссоры.
Способы восполнить ресурс
- Связать бессмысленную деятельность с ценностями: например, я бегаю по инстанциям, потому что хочу помочь ребенку поступить в университет мечты, я не зря все это делала. Люди, которые мне нагрубили, не будут в моей жизни вечно, и я выдержу эти пятиминутки ненависти, потому что они приближают меня к цели.
- Нет отдачи: взять паузу и расслабиться. Закрыться в спальне и выспаться. Надеть мягкую удобную одежду без швов, создать себе максимальный комфорт. После отдыха проверить еще раз факты, оценить ситуацию и принять взвешенное решение, необязательно в одиночку. Важно помнить, что в стрессе (и истощении) способность к принятию решений снижается. И потратив время на отдых, возможно, получится парадоксально быстрее завершить необходимое.
- Нет взаимности: по возможности сократить общение с людьми, которые «высасывают» энергию и не дают взамен ничего. После таких контактов побыть наедине с собой или с поддерживающими близкими, символически вернуть собственную ценность и значимость. Осмыслить, что полезного можно почерпнуть из такого выматывающего контакта, раз уж он произошел.
- После душевных бесед иногда хочется помолчать и осмыслить все сказанное, прочувствованное. Я люблю структурировать такой опыт в постах и фотографиях в соцсетях: к ним приятно вернуться спустя время и вспомнить прекрасные моменты контакта с близкими по духу людьми — это некие капсулы радости для меня. В то же время для создания этих капсул мне нужно взять паузу и побыть одной, помолчать, расслабиться и отпустить внимание. Можно даже посмотреть «незамысловатые» ток-шоу или сериалы без глубокого смысла, «позалипать» в игрушке на телефоне или компьютере, главное, не принимать решений (даже о том, что именно выбрать на ужин) и не напрягать силу воли.
- В сильных эмоциональных встрясках важно найти опору и подчеркнуть для себя нечто неизменное — чаще всего это связь с близкими, которые могут помочь словом и делом, поддержать, подстраховать.
Другие люди и ресурс на общение
В протоколе лечения депрессии с доказанной эффективностью (Lejuez et al., 2011) один из ключевых пунктов — это контакты с людьми. На одной из сессий выявляются социальные факторы, которые могут усугублять или улучшать состояние: например, клиенты замечают, что всякий раз после звонка родителям у них резко пропадают силы, а после встречи с подругой, наоборот, настроение улучшается.
Читайте также
«Расхламление» по-русски: как тренд влияет на психологическое состояние
Каждое взаимодействие оценивается по десятибалльной шкале по двум параметрам: важность и удовольствие. Так, звонок маме может оцениваться на 8/10 по важности и 2/10 по удовольствию, а встреча с подругой на 3/10 по важности и 9/10 по удовольствию. В результате наблюдений можно спланировать дальнейшую социальную активность и подстраховаться там, где вы уже знаете, что потеряете силы и энергию. Подстраховкой могут быть очень простые действия: компенсировать неприятный звонок прогулкой в красивом месте или готовкой еды во время разговора, окружить себя комфортом и обязательно поставить ограничение по времени («прости, батарейка сядет через пять минут / мне надо бежать по делам / очень устала и хочу лечь спать пораньше»).
Еще одна деятельность в рамках протокола — подключить к неприятным обязанностям других людей. Когда нет сил, прямо попросить о помощи или сказать о своей потребности побыть в одиночестве, обозначив время и сделав ситуацию прозрачной. Стоит, например, сказать в таком случае: «Я не обиделась, просто устала, мне нужно немного побыть одной, а через час/день/такой-то промежуток времени я вернусь и смогу продолжить общение». Это уважительно по отношению к собеседнику и очень сэкономит ваши силы, которые в противном случае могут быть потрачены на выяснение отношений.
Уставать от общения — естественно. Ресурсы внимания истощаются, и их важно восполнять, и это не всегда напрямую связано с оппонентами и их качествами.
Литература:
Lejuez C.W., Hopko D.R., Acierno R., Daughters S.B., Pagoto S.L. (2011). Ten year revision of the brief behavioral activation treatment for depression: revised treatment manual. Behavior modification, 35(2), 111–161.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru
Теги:
Психология
Социальное взаимодействие: определение, теория и примеры
Язык без социального взаимодействия сделал бы его любопытным; изучается экспертами, никто не говорит. Люди взаимодействуют друг с другом сотни раз в день. Некоторые взаимодействия являются вербальными (приветствие, прощание и все, что между ними), а некоторые взаимодействия являются невербальными или символическими (махание рукой, кивок и даже одежда, которую вы носите).
Чтобы взаимодействие сработало, все участники должны понимать «код» (слова, волны или гардероб). Фактически, незнание кода (или кодов) делает вас культурным «аутсайдером» (француз во Вьетнаме потерялся бы в лингвистическом и культурном отношении. Дорожные знаки, обычаи, язык были бы неизвестны или незнакомы). Изучение общения и типов социальных взаимодействий является важной темой социолингвистики.
РИС. 1 — Неспособность общаться на определенном языке может сильно запутать во время путешествия.
Определение социального взаимодействия
Прежде чем мы углубимся в тонкости социального взаимодействия, давайте сначала рассмотрим значение социального взаимодействия: -вербальная коммуникация.
По сути, если вы когда-либо разговаривали или проводили время с кем-либо, вы участвовали в социальном взаимодействии!
Типы социального взаимодействия
Существует пять основных типов социального взаимодействия: обмен, сотрудничество, конкуренция, конфликт и приспособление.
Обмен
Самая основная форма социального взаимодействия, обмен, когда люди взаимодействуют друг с другом, чтобы получить какое-то вознаграждение.
Предполагается, что большинство людей проявляют социальное поведение, потому что они могут получить от него какую-то выгоду. Мы работаем за вознаграждение оплаты. Мы дружим с людьми, от которых, как нам кажется, мы можем получить пользу, будь то эмоциональная, финансовая или физическая.
Большинство людей не будут окружать себя людьми, от которых они не могут получить никакой выгоды.
Сотрудничество
Сотрудничество — это когда люди работают вместе для достижения общей цели. Когда у людей есть пересекающиеся желания, они, вероятно, будут сотрудничать друг с другом. Любое поведение, проявляемое между группой людей, можно рассматривать как форму сотрудничества.
Мир без сотрудничества был бы довольно пуст! Людям необходимо сотрудничать, чтобы творить. Прежде чем сотрудничество станет возможным, должно произойти общение.
Представьте себе, что вы пытаетесь начать новый фестиваль в вашем городе без участия кого-либо в этом городе. Как вы могли обеспечить финансирование, обеспечить еду или даже организовать выступления? Создание без сотрудничества было бы невероятно трудным подвигом.
Соревнование
Соревнование — это когда отдельные лица или группы соревнуются друг с другом, чтобы получить награду. Этой наградой может быть контроль над ресурсами или даже уважение со стороны сверстников.
Биология указывает на конкуренцию как на естественную человеческую характеристику. Потребность в соперничестве досталась нам от наших предков, которые соревновались за физические ресурсы, такие как земля, еда, вода, партнеры и т. д., а также за нефизические ресурсы, такие как уважение и восхищение.
В настоящее время люди соревнуются друг с другом разными способами.
Совет: подумайте обо всех способах, которыми люди соревнуются. Подумайте о крупномасштабных соревнованиях, таких как чемпионат мира и Олимпийские игры, вплоть до небольших соревнований, таких как школьные шоу талантов.
Конфликт
Конфликт возникает при столкновении личных интересов групп или отдельных лиц. Когда группы или отдельные лица не могут сотрудничать друг с другом в социальном взаимодействии и их желания не пересекаются, возникает конфликт.
В более широком масштабе конфликт может возникнуть в результате борьбы за контроль над ресурсами. Конфликт — совершенно обычная и естественная часть человеческого существования, поскольку желания и потребности двух людей никогда не могут полностью совпасть.
Конфликт может возникнуть и по другим причинам. Если в социальном взаимодействии одна сторона чувствует себя оскорбленной словами или действиями другой, может возникнуть конфликт.
Совет: подумайте о самых больших конфликтах в истории человечества. С чего начались эти конфликты? Кем были вовлечены стороны? Возник конфликт из-за борьбы за ресурсы или по другим причинам?
Приспособление
Приспособление — это нечто среднее между конфликтом и сотрудничеством. По сути, вы могли бы думать о размещении как о компромиссе.
Когда две стороны расходятся во мнениях (или имеют конфликт) и не могут прийти к соглашению, следующий лучший вариант — пойти на компромисс. Это означает, что каждая сторона отказывается от чего-то, за что они спорят, чтобы иметь возможность двигаться вперед. В результате все стороны получают то, что хотят, даже если они не получают всего, чего хотят.
Примирение может принимать форму перемирия или посредничества, когда вовлеченные стороны работают над поиском решения.
Рис. 2. Иногда компромисс может быть лучшим способом двигаться вперед после спора.
Примеры социального взаимодействия
Чтобы лучше понять тему социального взаимодействия, давайте рассмотрим несколько быстрых примеров. Вот несколько примеров ситуаций, в которых может иметь место социальное взаимодействие:
Обмен:
Работодатель и сотрудник встречаются, чтобы обсудить повышение.
Работодатель излагает условия новой должности, а также дополнительные обязанности, которые должен взять на себя работник. Сотрудник спрашивает, какие дополнительные льготы или прибавку к зарплате он получит. Это пример обмена (обе стороны стремятся что-то получить или извлечь выгоду из социального взаимодействия).
Сотрудничество
Группа учащихся собирается для группового проекта, где они должны выступить перед остальным классом по определенной теме.
Один из студентов вызывается разработать слайды, один говорит, что проведет исследование, а другой говорит, что представит проект. Каждый ученик вносит свой вклад в достижение общей цели, и каждый использует свои сильные стороны. Это пример сотрудничества (все стороны вносят свой вклад и работают вместе, чтобы получить хорошую оценку).
Соревнование
На дне рождения проводится охота за мусором.
Каждый участвующий ребенок пытается следовать подсказкам, чтобы найти приз. Во время охоты за мусором дети шутят друг с другом, посылают друг друга не в ту сторону и вообще стараются сделать так, чтобы никто другой не получил приз раньше них. Это социальное взаимодействие является примером конкуренции (все стороны пытаются превзойти друг друга или достичь чего-то раньше других).
Конфликт
Двое детей спешат в школу и не хотят опоздать на школьный автобус.
Ни один из них не принимал душ накануне вечером, и оба мчатся в общую ванную комнату. Они спорят о том, кто должен принять душ первым, каждый отстаивает свою позицию. Со временем спор становится все более жарким, пока ни у одного из братьев не остается времени, чтобы принять душ. Это пример конфликта (обе стороны отказываются сотрудничать друг с другом, в результате возникает спор).
Размещение
Двое детей хотят последний кусок праздничного торта в холодильнике.
Ни один из них не уступит это другому, поэтому их мать вмешивается, чтобы посредничать. Она говорит им, что разрежет кусок пополам, чтобы каждый из них мог получить по кусочку. Дети соглашаются с этим соглашением, и каждый получает по половине ломтика торта. Это пример приспособления (спор преодолевается путем компромисса).
Рис. 3. Делить последний кусок торта — это приятное социальное взаимодействие.
Невербальное общение
Невербальное общение — это когда люди используют социальные сигналы, чтобы понять друг друга без использования слов.
Некоторые инструменты, которые говорящий может использовать для невербального общения: , даже знаки банд дают социальные сигналы и воспринимаются как оскорбительные/не оскорбительные в зависимости от местоположения)
Брови (они могут указывать на разочарование, замешательство, шок и другие эмоции)
Губы (улыбка, ухмылка, хмурый взгляд и т. д. могут выражать определенные чувства)
Жесты рук в невербальной речи невероятно важно, что языки жестов, такие как BSL и ASL, обеспечивают невербальное общение. Жесты рук выходят за рамки взмахов руками для обозначения «привет» или «до свидания», целые языки были созданы вокруг использования жестов рук для невербального общения.
There are forms of non-verbal communication that can be interpreted through speech too, such as:
Voice quality
Pace
Pitch
Volume
Rhythm
интонация
Невербальное общение, присутствующее в речи, известно как параязык. Все эти формы невербальной коммуникации можно использовать для отражения скрытого смысла слов говорящего.
Говорящий: Эй! Ты идешь?
Это можно интерпретировать по-разному. В зависимости от того, как используются шесть форм невербального параязыка, это можно интерпретировать по-разному. Представьте, что говорящий говорит это приятным тоном, весело и взволнованно.
Теперь предположим, что говорящий выкрикивает эти слова (громкость), делая ударение на «вы» (интонация) и с глубоким рычанием (высота тона).
Динамик: Эй! ты идешь?!
Сказанное сейчас может показаться пренебрежительным, как будто говорящий испытывает отвращение к тому, к кому он обращается, идет с ним.
Дело в том, что то, как говорящий передает свое сообщение, может сильно изменить его интерпретацию и может сильно повлиять на социальное взаимодействие.
Оценка социального взаимодействия
Язык и социальное взаимодействие идут рука об руку. Социальное взаимодействие является важной частью совершенствования нашего понимания разных языков.
Представьте, что вы изучаете французский язык целиком, запоминая каждое грамматическое правило и совершенствуя свое понимание языка. Хотя вы можете чувствовать себя экспертом, вы никогда не сможете по-настоящему свободно говорить по-французски, не общаясь с носителями французского языка.
В каждом языке есть части, которые можно понять, только общаясь с носителями языка. Человек, не говорящий по-английски, может узнать о языке все и все равно не понимать сленга, который возникает в результате социального взаимодействия в определенных сообществах.
Вот почему при изучении языка просмотр фильмов и видеороликов о социальном взаимодействии носителей этого языка, а также непосредственное общение с носителями языка могут быть чрезвычайно полезными.
Теория социального взаимодействия
Теория социального взаимодействия (ТСИ) — это теория, изучающая поведение и взаимодействие людей в группах. Мы все ведем себя иначе, когда находимся в социальной группе, чем когда мы дома одни. Когда мы находимся рядом с другими людьми, возникают разные паттерны, когда мы реагируем и реагируем на то, что люди вокруг нас делают и говорят.
Когда мы находимся среди других людей, мы чувствуем определенное социальное давление или необходимость вести себя определенным образом, чтобы соответствовать нормам данной конкретной социальной группы. Степень социального давления будет варьироваться в зависимости от наших отношений с людьми в каждой социальной группе.
Например, когда мы находимся рядом с близкими друзьями, мы можем не чувствовать никакого социального давления, чтобы вести себя определенным образом, тогда как, если мы находимся в группе новых людей, с которыми мы хотим сблизиться, наше поведение и речь могут быть больше подвержен этому чувству давления.
Социальное взаимодействие — основные выводы
Социальное взаимодействие обычно относится к тому, как люди ведут себя друг с другом, и включает вербальное или невербальное общение между двумя или более людьми.
Социальное взаимодействие является важной частью улучшения нашего понимания различных языков.
Наиболее распространенными формами социального взаимодействия являются: обмен , сотрудничество , конкуренция и конфликтуют .
Некоторые невербальные формы социального общения выражаются через одежду, прически, обувь, запахи и т. д. , движение губ и т. д.
Подходы двух лиц к изучению социального взаимодействия в психиатрии: использование и клиническая значимость
1. Cheng X, Pan Y, Hu Y, Hu Y. Координация вызывает синхронную мозговую активность между соучастниками: соотношение частот имеет значение. Front Neurosci (2019) 13: 1–10. 10.3389/fnins.2019.01071 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Ху И, Ху И, Ли С, Пан И, Ченг С. Синхронизация мозга к мозгу между двумя людьми предсказывает взаимную просоциальность. Soc Cognit Affect Neurosci (2017) 12:1835–44. 10.1093/скан/nsx118 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Ху И, Пань И, Ши С, Цай Ц, Ли С, Ченг С. Межмозговая синхронность и контекст сотрудничества в интерактивном принятии решений. Биолпсихол (2018) 133:54–62. 10.1016/ж.биопсихо.2017.12.005 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Пань И, Ченг С, Чжан Зи, Ли С, Ху И. Сотрудничество любовников: исследование гиперсканирования на основе fNIRS. Карта мозга Hum (2017) 38: 831–41. 10.1002/хбм.23421 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Пан Ю, Новембре Г, Сонг Б, Ли Х, Ху Ю. Межличностная синхронизация нижней лобной коры отслеживает социальное интерактивное изучение песни. Нейроизображение (2018) 183: 280–90. 10.1016/j.neuroimage.2018.08.005 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Пан Ю, Диккер С, Гольдштейн П, Чжу Ю, Ян С, Ху Ю. Взаимодействие мозга инструктора и ученика различает подходы к обучению и предсказывает обучение. Нейроизображение (2020) 211:116657. 10.1016/j.neuroimage.2020.116657 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Бабилони Ф., Астольфи Л. Социальная нейробиология и методы гиперсканирования: прошлое, настоящее и будущее. Neurosci Biobehav Rev (2014) 44: 76–93. 10.1016/ж.неубиорев.2012.07.006 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Хассон У., Газанфар А.А., Галантуччи Б., Гаррод С., Кейзерс К. Связь мозга с мозгом: механизм создания и совместного использования социального мира. Тенденции Cognit Sci (2012) 16:114–21. 10.1016/j.tics.2011.12.007 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Редкей Э., Шильбах Л. Использование нейронауки от второго лица для выяснения механизмов социального взаимодействия. Нат Рев Нейроски (2019) 20:495–505. 10.1038/с41583-019-0179-4 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Шильбах Л. Глаза в глаза, лицом к лицу и мозг к мозгу: новые подходы к изучению поведенческой динамики и нейронных механизмов социальных взаимодействий. Curr Opin Behav Sci (2015) 3: 130–5. 10.1016/j.cobeha.2015.03.006 [CrossRef] [Google Scholar]
11. Шильбах Л., Тиммерманс Б., Редди В., Костолл А., Бенте Г., Шлихт Т. и др. К нейробиологии от второго лица. Поведение науки о мозге (2013) 36:393–414. 10.1017/S0140525X12000660 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. Бабилони Ф., Чинкотти Ф., Маттиа Д., Маттиокко М., Де Фаллани Ф.В., Точчи А. и др. Гиперметоды гиперсканирования ЭЭГ. Annu Int Conf IEEE Eng Med Biol — Proc (2006) 1: 3666–9. 10.1109/IEMBS.2006.260754 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Cui X, Брайант Д. М., Рейсс А.Л. Гиперсканирование на основе NIRS выявляет повышенную межличностную согласованность в верхней лобной коре во время сотрудничества. Нейроимидж (2012) 59: 2430–7. 10.1016/j.neuroimage.2011.09.003 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Montague PR, Berns GS, Cohen JD, McClure SM, Pagnoni G, Dhamala M, et al. Гиперсканирование: одновременная фМРТ во время связанных социальных взаимодействий. Нейроизображение (2002) 16:1159–64. 10.1006/нимг.2002.1150 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Леонг В., Шильбах Л. Перспективы неврологии двух человек для психиатрии развития: использование социометрии, основанной на взаимодействии, для выявления нарушений социального взаимодействия. Бр Дж Психиатрия (2019) 215:636–8. 10.1192/bjp.2019.73 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Диккер С., Ван Л., Давидеско И., Кагген Л., Оострик М., МакКлинток Дж. и др. Синхронизация мозга с мозгом отслеживает динамические групповые взаимодействия в реальном мире в классе. Карр Биол (2017) 27: 1375–80. 10.1016/j.куб.2017.04.002 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Паркинсон С., Клейнбаум А. М., Уитли Т. Подобные нейронные реакции предсказывают дружбу. Нацкоммуна (2018) 9:322. 10.1038/с41467-017-02722-7 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Симони Э., Хани С.Дж., Чен Дж., Лосицкий О., Йешурун Ю., Визель А. и др. Динамическая реконфигурация сети режима по умолчанию во время понимания повествования. Nat Commun (2016) 7: 12141. 10.1038/ncomms12141 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Balconi M, Pezard L, Nandrino JL, Vanutelli ME. Два лучше, чем один: влияние стратегического сотрудничества на внутри- и межмозговую связь с помощью fNIRS. PloS One (2017) 12:e0187652. 10.1371/journal.pone.0187652 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Фрит компакт-диск. Социальный мозг? Philos Trans R Soc B Biol Sci (2007) 362: 671–8. 10.1098/рстб.2006.2003 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Либерман, доктор медицины. Социальная когнитивная нейронаука: обзор основных процессов. Annu Rev Psychol (2007) 58: 259–89. 10.1146/annurev.psych.58.110405.085654 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Линдстрем Б., Голкар А., Джангард С., Тоблер П.Н., Олссон А. Обучение социальным угрозам переносится на принятие решений людьми. Proc Natl Acad Sci U S A (2019 г.)) 116:4732–7. 10.1073/пнас.1810180116 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Де Джегер Х., Ди Паоло Э., Галлахер С. Может ли социальное взаимодействие составлять социальное познание? Тенденции Cognit Sci (2010) 14:441–7. 10.1016/j.tics.2010.06.009 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Конвалинка И., Репсторфф А. Подход двух мозгов: как взаимодействующие мозги могут научить нас чему-то о социальном взаимодействии? Front Hum Neurosci (2012) 6: 1–10. 10.3389/fnhum.2012.00215 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Пфайффер У.Дж., Фогели К. , Шильбах Л. От подсказки взгляда к двойному отслеживанию взгляда: новые подходы к исследованию нейронных коррелятов взгляда в социальном взаимодействии. Neurosci Biobehav Rev (2013) 37:2516–28. 10.1016/ж.неубиорев.2013.07.017 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Уилмс М., Шильбах Л., Пфайффер У., Бенте Г., Финк Г.Р., Фогели К. Это в ваших глазах — использование стимулов, зависящих от взгляда, для создания действительно интерактивных парадигм для социальной когнитивной и аффективной нейронауки. Soc Cognit Affect Neurosci (2010) 5:98–107. 10.1093/скан/nsq024 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Редкей Э., Кляйнер М., Сакс Р. Взгляните на это: нейронные корреляты инициирования и реагирования на заявки на совместное внимание. Front Hum Neurosci (2012) 6: 1–14. 10.3389/fnhum.2012.00169 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Сайто Д.Н., Танабэ Х.К., Изума К., Хаяши М.Дж., Морито Ю., Комеда Х. и др. Оставайтесь с нами: межиндивидуальная нейронная синхронизация во время взаимного взгляда и совместного внимания. Front Integr Neurosci (2010) 4: 1–12. 10.3389/fnint.2010.00127 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Лаша Ф., Хьюгвилл Л., Лемарешаль Дж. Д., Конти Л., Джордж Н. Колебательные мозговые корреляты живого совместного внимания: исследование двойной ЭЭГ. Front Hum Neurosci (2012) 6: 1–12. 10.3389/fnhum.2012.00156 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Hirsch J, Zhang X, Noah JA, Ono Y. Фронтальная височная и теменная системы синхронизируются внутри и между мозгом во время живого зрительного контакта. Нейроизображение (2017) 157: 314–30. 10.1016/j.neuroimage.2017.06.018 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Юн К., Ватанабэ К., Симодзё С. Межличностная телесная и нейронная синхронизация как маркер имплицитного социального взаимодействия. Научный представитель (2012) 2: 1–8. 10.1038/srep00959 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Чанг А., Ливингстон С. Р., Босняк Д.Дж., Трейнор Л.Дж. Раскачивание тела отражает лидерство в совместном музыкальном исполнении. Proc Natl Acad Sci (2017) 114: E4134–41. 10.1073/пнас.1617657114 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Рамсейер Ф., Чахер В. Невербальная синхронность в психотерапии: скоординированные движения тела отражают качество и результат отношений. J Consult Clin Psychol (2011) 79: 284–95. 10.1037/а0023419 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Баймель А., Береза С.А.Ж., Норензаян А. Координация тела и разума: поведенческая синхронность способствует ментализации. J Exp Soc Psychol (2018) 74: 281–90. 10.1016/j.jesp.2017.10.008 [CrossRef] [Google Scholar]
35. Шарон-Дэвид Х., Мизрахи М., Ринотт М., Голланд И., Бирнбаум Г.Э. Быть на одной волне: Поведенческая синхронность между партнерами и ее влияние на опыт близости. J Soc Pers Relat (2019)) 36:2983–3008. 10.1177/0265407518809478 [CrossRef] [Google Scholar]
36. Палумбо Р.В. , Марраччини М.Е., Вейандт Л.Л., Уайлдер-Смит О., МакГи Х.А., Лю С. и др. Межличностная вегетативная физиология: систематический обзор литературы. Pers Soc Psychol Rev (2017) 21: 99–141. 10.1177/1088868316628405 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Ванутелли М.Э., Гатти Л., Анджолетти Л., Балкони М. Аффективная синхрония и вегетативная связь во время сотрудничества: исследование гиперсканирования. BioMed Res Int (2017) 2017:3104564. 10.1155/2017/3104564 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Мюллер В., Делиус ДЖАМ, Линденбергер У. Сложные сети, возникающие во время хорового пения. Энн Н.Ю. Академия наук (2018) 1431: 85–101. 10.1111/няс.13940 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Шатель-Гольдман Дж., Конгедо М., Юттен С., Шварц Дж.-Л. Прикосновения усиливают вегетативную связь между романтическими партнерами. Front Behav Neurosci (2014) 8:95. 10.3389/fnbeh.2014.00095 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Клейнбуб младший. Современное состояние межличностной физиологии в психотерапии: систематический обзор. Передний психол (2017) 8: 2053. 10.3389/fpsyg.2017.02053 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Куле С.Л., Чахер В. Синхрония в психотерапии: обзор и интегративная основа для терапевтического альянса. Передний психол (2016) 7:862. 10.3389/fpsyg.2016.00862 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Чахер В., Мейер Д. Физиологическая синхронность в психотерапевтических сеансах. Psychother Res (2019) 6: 1–16. 10.1080/10503307.2019.1612114 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
43. Dai B, Chen C, Long Y, Zheng L, Zhao H, Bai X и др. Нейронные механизмы для выборочной настройки на целевого говорящего в естественной шумовой ситуации. Нацкоммуна (2018) 9:2405. 10.1038/с41467-018-04819-з [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Цзян Дж., Дай Б., Пэн Д., Чжу С., Лю Л., Лу С. Нейронная синхронизация при живом общении. J Neurosci (2012) 32:16064–9. 10.1523/JNEUROSCI.2926-12.2012 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Цзян Дж., Чен С., Дай Б., Ши Г., Дин Г., Лю Л. и др. Появление лидера через межличностную нейронную синхронизацию. Proc Natl Acad Sci U S A (2015) 112:4274–9. 10.1073/пнас.1422930112 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Билек Э., Руф М., Шефер А., Акдениз С., Калхун В.Д., Шмаль С. и др. Информационный поток между взаимодействующими человеческими мозгами: идентификация, проверка и связь с социальным опытом. Proc Natl Acad Sci U S A (2015) 112:5207–12. 10.1073/пнас.1421831112 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Гельман Г., Дэн Р., Штёссель Г., Тост Х., Мейер-Линденберг А., Билек Э. Двунаправленный обмен сигналами и их механизмы во время взаимодействия совместного внимания — исследование гиперсканирующей фМРТ. Нейроизображение (2019) 198: 242–54. 10.1016/j.neuroimage.2019.05.028 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Oberwelland E, Schilbach L, Barisic I, Krall SC, Vogeley K, Fink GR, et al. Посмотрите мне в глаза: исследование совместного внимания с использованием интерактивного отслеживания взгляда и фМРТ в образце развития. Нейроизображение (2016) 130: 248–60. 10.1016/j.neuroimage.2016.02.026 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
49. Леонг В., Бирн Э., Клаксон К., Георгиева С., Лам С., Васс С. Взгляд говорящего увеличивает информационную связь между мозгом младенца и взрослого. Proc Natl Acad Sci U S A (2017) 114:13290–5. 10.1073/пнас.1702493114 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Шильбах Л. К нейропсихиатрии второго лица. Philos TR Soc B (2015) 371:20150081. 10.1098/рстб.2015.0081 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Куппер З., Рамсейер Ф., Хоффманн Х., Чахер В. Невербальная синхронность в социальных взаимодействиях больных шизофренией свидетельствует о социально-коммуникативном дефиците. PloS One (2015) 10:e0145882. 10.1371/журнал.поне.0145882 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
52. Бокер С.М., Ротондо Д.Л., Сюй М., Кинг К. Оконная взаимная корреляция и выбор пиков для анализа изменчивости связи между поведенческими временными рядами. Психологические методы (2002) 7: 338–55. 10.1037/1082-989Х.7.3.338 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Лашо Дж.П., Родригес Э., Мартини Дж., Варела Ф.Дж. Измерение фазовой синхронности в сигналах мозга. Hum Brain Mapp (1999) 8: 194–208. 10.1002/(SICI)1097-0193(1999)8:4<194::AID-HBM4>3.0.CO;2-C [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. Дюма Дж., Надель Дж., Сусиньян Р., Мартини Дж., Гарнеро Л. Межмозговая синхронизация во время социального взаимодействия. PloS One (2010) 5:e12166. 10.1371/journal.pone.0012166 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Гольдштейн П., Вайсман-Фогель И., Дюма Г., Шамай-Цоори С.Г. Связь мозга с мозгом во время рукопожатия связана с уменьшением боли. Proc Natl Acad Sci U S A (2018) 115:E2528–37. 10.1073/пнас.1703643115 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Джаммаламадака С.Р., СенГупта А. Темы круговой статистики. (2001), (Ривер Эдж, Нью-Джерси: World Scientific;). 10.1142/9789812779267 [CrossRef] [Google Scholar]
57. Перес А., Дюма Г., Карадаг М., Дуньябеития Х.А. Дифференциальное мозговое увлечение при говорении и аудировании на родном и иностранном языках. Кортекс (2019) 111: 303–15. 10.1016/j.cortex.2018.11.026 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Llobera J, Charbonnier C, Chagué S, Preissmann D, Antonietti J-P, Ansermet F и другие. Субъективное ощущение синхронии: экспериментальное исследование. PloS One (2016) 11:e0147008. 10.1371/журн.pone.0147008 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. МакКолл С, Сингер Т. Столкновение с несправедливыми другими: введение проксемической визуализации в качестве неявной меры приближения и избегания во время социального взаимодействия. PloS One (2015) 10:e0117532. 10.1371/журнал.поне.0117532 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Нозарадан С., Перец И., Келлер П.Е. Индивидуальные различия в ритмическом корковом увлечении коррелируют с прогностическим поведением в сенсомоторной синхронизации. Научный представитель (2016) 6:20612. 10.1038/srep20612 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Американская психиатрическая ассоциация Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; (2013). [Google Scholar]
62. Бруинсма Ю., Когель Р.Л., Когель Л.К. Совместное внимание и дети с аутизмом: обзор литературы. Ment Retard Dev Disabil Res Rev (2004) 10: 169–75. 10.1002/мрдд.20036 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
63. Накано Т., Като Н., Китадзава С. Отсутствие уноса моргания при расстройствах аутистического спектра. Нейропсихология (2011) 49: 2784–90. 10.1016/ж.нейропсихология.2011.06.007 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
64. Oberwelland E, Schilbach L, Barisic I, Krall SC, Vogeley K, Fink GR, et al. Подростки с аутизмом демонстрируют аномальную совместную сеть внимания: фМРТ-исследование с контингентом взгляда. NeuroImage Clin (2017) 14:112–21. 10.1016/j.nicl.2017.01.006 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
65. Кёне С., Хатри А., Качиоппо Дж. Т., Дзиобек И. Воспринимаемая межличностная синхронность увеличивает эмпатию: выводы из расстройства аутистического спектра. Познание (2016) 146: 8–15. 10.1016/j.cognition.2015.090,007 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
66. Куриони А., Минио-Палуэлло И., Сачели Л.М., Кандиди М., Аглиоти С.М. Аутичные черты влияют на межличностную координацию движений, модулируя стратегическое использование ролевого поведения. Мол Аутизм (2017) 8:1–13. 10.1186/с13229-017-0141-0 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Wang Q, Han Z, Hu X, Feng S, Wang H, Liu T и др. Симптомы аутизма модулируют межличностную нейронную синхронизацию у детей с расстройствами аутистического спектра в совместных взаимодействиях. Мозговой Топогр (2019) 33:112–22. 10.1007/s10548-019-00731-х [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
68. Манди П., Сигман М., Касари С. Продольное исследование совместного внимания и развития речи у аутичных детей. J Расстройство разработчиков аутизма (1990) 20: 115–28. 10.1007/BF02206861 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Чарман Т. Почему совместное внимание является ключевым навыком при аутизме? Philos Trans R Soc B Biol Sci (2003) 358: 315–24. 10.1098/рстб.2002.1199 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
70. Schilbach L, Wilms M, Eickhoff SB, Romanzetti S, Tepest R, Bente G, et al. Мысли, созданные для совместного использования: инициирование совместного внимания задействует нейросхемы, связанные с вознаграждением. J Cognit Neurosci (2010) 22:2702–15. 10.1162/июнь 2009.21401 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
71. Redcay E, Dodell-Feder D, Mavros PL, Kleiner M, Pearrow MJ, Triantafyllou C, et al. Атипичные паттерны активации мозга во время игры с совместным вниманием лицом к лицу у взрослых с расстройствами аутистического спектра. Карта мозга Hum (2013) 34: 2511–23. 10.1002/хбм.22086 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
72. Tanabe HC, Kosaka H, Saito DN, Koike T, Hayashi MJ, Izuma K, et al. Трудно «настроиться»: нейронные механизмы живого взаимодействия лицом к лицу с высокофункциональным расстройством аутистического спектра. Front Hum Neurosci (2012) 6: 1–15. 10.3389/fnhum.2012.00268 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
73. Мукаи К., Миура А., Кудо К., Цуцуи С. Влияние объединения людей с разными социальными навыками на межличностную координацию движений. Передний психол (2018) 9: 1708. 10.3389/fpsyg.2018.01708 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Savitz J, Древец WC. Биполярное и большое депрессивное расстройство: нейровизуализация разделения развития и дегенерации. Neurosci Biobehav Rev (2009) 33: 699–771. 10.1016/ж.неубиорев.2009.01.004 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
75. Такей Ю., Суда М., Аояма Ю., Сакураи Н., Тагава М., Мотэги Т. и др. Спектроскопическое исследование фронтополярной активации во время разговора лицом к лицу при большом депрессивном расстройстве и биполярном расстройстве в ближней инфракрасной области спектра. J Psychiatr Res (2014) 57: 74–83. 10.1016/j.jpsychires.2014.06.009[PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
76. Хукер С.И., Брюс Л., Линкольн С.Х., Фишер М., Виноградов С. Теория умственных способностей связана с объемом серого вещества в вентромедиальной префронтальной коре при шизофрении. Биолпсихиатрия (2011) 70:1169–78. 10.1016/ж.биопсих.2011.07.027 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
77. Бенедетти Ф., Бернаскони А., Бозиа М., Кавалларо Р., Далласпезия С., Фалини А. и др. Функциональные и структурные корреляции мозга с дефицитом теории разума и эмпатии при шизофрении. Шизофр Рез (2009)) 114:154–60. 10.1016/j.schres.2009.06.021 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
78. Такей Ю., Суда М., Аояма Ю., Ямагути М., Сакураи Н., Нарита К. и др. Дисфункция височной доли и нижней лобной извилины у пациентов с шизофренией во время разговора лицом к лицу: исследование спектроскопии в ближнем инфракрасном диапазоне. J Psychiatr Res (2013) 47: 1581–9. 10.1016/j.jpsychires.2013.07.029 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
79. Стегмайер К., Болхальтер С., Ванбеллинген Т., Федершпиль А., Вист Р., Мюри Р.М. и др. Лимбическое вмешательство во время планирования социальных действий при шизофрении. Шизофр Бык (2018) 44:359–68. 10.1093/schbul/sbx059 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
80. Билек Э., Штёссель Г., Шефер А., Клемент Л., Руф М., Робник Л. и др. Зависимый от состояния кросс-мозговой информационный поток при пограничном расстройстве личности. JAMA Psychiatry (2017) 74: 949–57. 10.1001/jamapsychiatry.2017.1682 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
81. Альтманн У., Шонхерр Д., Паулик Дж., Дайзенхофер А.К., Шварц Б., Рубель Дж.А. и соавт. Связь между синхронностью движений и исходом у пациентов с социальным тревожным расстройством: доказательства специфических эффектов лечения. Психотер Рес (2019) 0:1–17. 10.1080/10503307.2019.1630779 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
82. Paulick J, Rubel JA, Deisenhofer AK, Schwartz B, Thielemann D, Altmann U, et al. Диагностические признаки невербальной синхронности в психотерапии: сравнение депрессии и тревоги. Cognit Ther Res (2018) 42: 539–51. 10.1007/s10608-018-9914-9 [CrossRef] [Google Scholar]
83. Чжан И, Мэн Т, Хоу И, Пань И, Ху И. Межличностная синхронизация мозга, связанная с рабочим альянсом во время психологического консультирования. Psychiatry Res — Neuroimaging (2018) 282: 103–9. 10.1016/j.pscychresns.2018.09.007 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
84. Боуис А.Л., Сэм М.М. Отсутствие координации невербального поведения между пациентами и интервьюерами как потенциальный фактор риска рецидива депрессии: накопление уязвимости при депрессии. J Аффектное расстройство (2000) 57: 189–200. 10.1016/С0165-0327(99)00093-2 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
85. Берендс А, Мюллер С, Дзиобек И. Синхронизация и рассинхронизация: концепция нового вмешательства, развивающего эмпатию посредством интерактивного движения и танца. Искусство Психотера (2012) 39: 107–16. 10.1016/j.aip.2012.02.003 [CrossRef] [Google Scholar]
86. Шарун С.М., Рейндерс Н.Дж., Брайден П.Дж., Флетчер П.С. Танцевально-двигательная терапия как вмешательство для детей с расстройствами аутистического спектра. Am J Danc Ther (2014) 36: 209–28. 10.1007/s10465-014-9179-0 [CrossRef] [Google Scholar]
87. Самаритер Р., Пейн Х. Кинестетическая интерсубъективность: танцевальный вклад в отношения между собой и другим и обмен опытом в невербальной психотерапии на примере аутизма. Arts Psychother (2013) 40: 143–50. 10.1016/j.aip.2012.12.004 [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
88. Кох С.К., Мель Л., Собански Э., Зибер М., Фукс Т. Починка зеркал: технико-экономическое обоснование эффектов танцевально-двигательной терапии на молодых людей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм (2015) 19: 338–50. 10.1177/1362361314522353 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
89. Кёне С., Берендс А., Фэйрхерст М.Т., Дзиобек И. Развитие социального познания посредством танцевально-двигательного вмешательства на основе имитации и синхронизации у взрослых с расстройством аутистического спектра: контролируемое исследование для подтверждения концепции. Psychother Psychosom (2016) 85: 27–35. 10.1159/000441111 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
90. Ланда Р.Дж., Холман К.С., О’Нил А.Х., Стюарт Э.А. Вмешательство, направленное на развитие социально синхронной активности у детей ясельного возраста с расстройством аутистического спектра: рандомизированное контролируемое исследование. J Child Psychol Psychiatry Allied Discip (2011) 52: 13–21. 10.1111/j.1469-7610.2010.02288.x [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
91. Сапата-Фонсека Л., Фрозе Т., Шильбах Л., Фогели К., Тиммерманс Б. Чувствительность к социальным непредвиденным обстоятельствам у взрослых с высокофункциональным аутизмом во время компьютерного телесного взаимодействия. Behav Sci (Базель) (2018) 8:22. 10.3390/bs8020022 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
92. Новембре Г., Кноблих Г., Данн Л., Келлер П.Е. Межличностная синхронность улучшена за счет двойной стимуляции мозга с фазовой связью 20 Гц. Soc Cognit Affect Neurosci (2017) 12: 662–70. 10.1093/скан/nsw172 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
93. Шимански С., Мюллер В., Брик Т.Р., фон Эрцен Т., Линденбергер У. Гипертранскраниальная стимуляция переменным током: экспериментальная манипуляция межмозговой синхронностью. Front Hum Neurosci (2017) 11: 1–15. 10.3389/fnhum.2017.00539 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
94. Кариа А., Ситарам Р., Бирбаумер Н. МРТ в реальном времени: инструмент для локальной регуляции мозга. Невролог (2012) 18:487–501. 10.1177/1073858411407205 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
95. Вайскопф Н. ФМРТ в реальном времени и ее применение в нейробиоуправлении. Нейроизображение (2012) 62: 682–92. 10.1016/j.neuroimage.2011.10.009 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
96. Фовет Т., Джардри Р., Линден Д. Текущие проблемы использования нейробиоуправления на основе фМРТ для облегчения психиатрических симптомов. Курр Фарм Дес (2015) 21: 3384–94. 10,2174/1381612821666150619092540 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
97. Пан Ю, Борраган Г, Пеньё П. Применение функциональной спектроскопии ближнего инфракрасного диапазона при усталости, лишении сна и социальном познании. Мозговой Топогр (2019) 32: 998–1012. 10.1007/s10548-019-00740-w [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
98. Brigadoi S, Ceccherini L, Cutini S, Scarpa F, Scatturin P, Selb J, et al. Артефакты движения в функциональной спектроскопии ближнего инфракрасного диапазона: сравнение методов коррекции движения, применяемых к реальным когнитивным данным. Нейроизображение (2014) 85: 181–91. 10.1016/j.neuroimage.2013.04.082 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
99. Цуй Х, Бейкер Дж. М., Лю Н., Рейсс А.Л. Чувствительность измерения fNIRS к движению головы: прикладное использование смартфонов в лаборатории. J Neurosci Methods (2015) 245:37–43. 10.1016/j.jneumeth.2015.02.006 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
100. Чжан Х, Ноа Дж. А., Хирш Дж. Разделение глобальных и локальных компонентов в сигналах функциональной спектроскопии ближнего инфракрасного диапазона с использованием пространственной фильтрации основных компонентов. Нейрофотоника (2016) 3:015004. 10.1117/1.нф.3.1.015004 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
101. Erdfelder E, FAul F, Buchner A, Lang AG. Статистический анализ мощности с использованием G*Power 3.1: тесты для корреляционного и регрессионного анализа. Behav Res Methods (2009) 41:1149–60. 10.3758/БРМ.41.4.1149 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
102. Гринстед А., Мур Дж. К., Евреева С. Применение перекрестного вейвлет-преобразования и вейвлет-когерентности к геофизическим временным рядам. Геофизика нелинейных процессов (2004) 11: 561–6. 10.5194/нпг-11-561-2004 [CrossRef] [Академия Google]
103. Сет А.К., Барретт А.Б., Барнетт Л. Причинно-следственный анализ Грейнджера в нейробиологии и нейровизуализации. J Neurosci (2015) 35:3293–7. 10.1523/JNEUROSCI.4399-14.2015 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
104. Настасе С.А., Газзола В., Хассон У., Кейзерс С. Измерение общих ответов субъектов с использованием межсубъектной корреляции. Soc Cognit Affect Neurosci (2019) 14: 669–87. 10.1093/скан/nsz037 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
105. Болис Д., Шильбах Л. За пределами одного байесовского мозга: моделирование внутри- и межличностных процессов во время социального взаимодействия: комментарий к «ментализирующему гомеостазу: социальные истоки интероцептивного вывода» Фотопулу и Цакириса. Нейропсихоанализ (2017) 19: 35–8. 10.1080/15294145.2017.1295215 [CrossRef] [Google Scholar]
106. Чжоу С.