Характеристика на творческого ученика: Характеристика на учащегося начальных классов | Материал по теме:
7.1..3. Схема составления характеристики коллектива класса (творческого коллектива)
1. Общие сведения о классном коллективе (творческом коллективе)
Количество учащихся, половозрастной состав. Когда сформировался коллектив, была ли смена классных руководителей?
2. Содержание и характер коллективной учебной деятельности
Учебная деятельность. Общая характеристика успеваемости, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее форма и организация.
Отношение учащихся к собственной учебной деятельности, к выполнению домашних заданий.
— Дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий). Отрицательные моменты в учебной работе (подсказки, шпаргалки, списывание).
Внеучебная деятельность
— Интерес к современным политическим событиям, музыке, литературе, искусству, спорту, танцам и т.
— Участие класса в общешкольной жизни образовательного учреждения (отношение к общешкольным поручениям, проявление инициативы и активности в работе по улучшению жизни образовательного учреждения, характер связей с другими классными коллективами (совместные дела, шефство и т.д.).
— Общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива, виды труда и характер его выполнения, проявление сознательной дисциплины.
— Связь с родителями и общественностью.
4. Руководство и организация классного коллектива (творческого коллектива)
— Актив класса (творческого коллектива) и его работа. Соответствие деятельности учащихся требованиям выполняемой ими работы общественной работы: организационные и коммуникативные склонности, инициативность, самостоятельность и настойчивость, волевые качества, авторитет среди товарищей, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению.
— Наличие в коллективе лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношения между неофициальными лидерами и активом класса, наличие отверженных, причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей (с помощью метода социометрии).
— Взаимоотношения внутри коллектива. Степень сплоченности: проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения; наличие группировок, их внутренняя основа.
— Анализ отдельных примеров влияния коллектива на личность учащегося и личности на коллектив.
— Характер эмоционального климата в коллективе (жизнерадостный, инертный, напряженный, нервозный и т.п.).
5. Общие выводы
Основные достоинства и недостатки организации коллектива и пути ликвидации этих недостатков.
7.1.4. Алгоритм составления психолого-педагогической характеристики учащегося
Для эффективного осуществления образовательной и воспитательной функций очень важно уметь найти индивидуальный подход к учащимся на основе знания возрастных и психологических особенностей их личности, деятельности, различных аспектов взаимоотношений, возникающих между учащимися и педагогами, а также их родителями, сверстниками.
Основная цель составления характеристики — полнее изучить и узнать учащегося, на основе этого оказать помощь в развитии и становлении его индивидуальности, определить оптимальные пути взаимодействия с ним.
Для составления подробной психолого-педагогической характеристики необходимо придерживаться следующего алгоритма:
1. Выбрать ученика для написания характеристики (возможна рекомендация учителя).
2. Провести наблюдение за этим учеником в различных жизненных ситуациях с фиксацией и анализом наблюдаемых фактов.
3. С помощью психологических методик провести исследование некоторых особенностей его личности.
4. Написать психолого-педагогическую характеристику, отразив в ней разные сферы личности, особенности поведения, общения в школе и дома.
5. Оценить и сопоставить с обоснованием отношение учащегося к общеобразовательным предметам и занятиям в творческих коллективах, физической культурой и спортом. Охарактеризовать в рамках собранного материала личность учащегося в плане всесторонности развития.
6. Наметить задачи для дальнейшего совершенствования или коррекции отношений ученика к учебной и творческой деятельности со стороны педагогов и самого ученика.
Следует отметить, что характеристика составляется не в виде ответов по пунктам ориентировочной схемы. Характеристика — это связанное и целостное описание различных сторон личности ученика. Её значительно «оживляют» примеры и случаи из жизни учащегося, подчеркивающие ту или иную его особенность и позволяющие составить четкий образ неповторимой индивидуальности человека.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /OCGs [6 0 R] >> /PieceInfo > >> /LastModified (D:20040507102728) /MarkInfo > >> endobj 7 0 obj /Creator (Acrobat PDFMaker 6.0 for Word) /Author /Producer (Acrobat Distiller 6.0 \(Windows\)) /Company /SourceModified (D:20040427085644) >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > stream
Пять характеристик творчества | Доктор Роберт Мюллер
Креативность — необходимая предпосылка успеха или переоцененная концепция, которой нельзя научиться? Дебаты бушуют. Тем не менее, в моей научной работе и в создании сообщества мне посчастливилось работать со студентами и общественными активистами, которые действительно одарены с точки зрения творчества.
Итак, какие у них есть характеристики, которые выделяют их среди остального населения? По моим наблюдениям (хотя я не проверял эти утверждения), есть пять ключевых характеристик творческих людей, которые они используют для планирования, создания, реализации и поддержания того, чем они решили заниматься. Эти характеристики описаны ниже.
Гибкость
Это ключевая характеристика, поскольку она включает в себя мышление, которое предполагает, что может быть более чем один ответ или решение для любого конкретного вопроса или проблемы. Гибкие мыслители не ограничены чрезмерной сосредоточенностью на одном способе ведения дел и, как правило, открыты для инноваций. У них также есть возможность понять, когда что-то не работает, и затем перейти к альтернативному решению/подходу.
(изображение: blogs.psychcentral.com)
Чувство сильного любопытства
Люди с творческим мышлением очарованы окружающим миром. Они задают много вопросов и склонны развивать очень интенсивное внимание, которое погружает их почти в задумчивость, когда они пытаются обнаружить, как что-то работает, или детали красивой структуры, или что-то еще, о чем они задумали.
(изображение: bigquestionsonline.com)
Позитивный настрой
Позитивный настрой необходим для творческого мышления, поскольку именно этот позитив побуждает ум к поиску деталей, удивлению и, конечно же, решениям. Это тесно связано с моим предыдущим замечанием о сильном любопытстве. Человек, мыслящий негативно, склонен блокировать возможности, а не смотреть на окружающий мир с таким детальным удивлением.
(изображение: readerareleadersngn.net)
Сильная мотивация и решимость
Вот где начинается тяжелая творческая работа. Итак, у всех нас могут быть творческие мысли, но какой прок в творчестве, если его нет на самом деле показать себя миру в акте строительства или творчества? От создания программных решений для основных проблем до создания социального капитала посредством создания сообщества или создания произведения искусства — творчество требует доведения до конца, которое может исходить только от сильной мотивации и решимости. Без этого творческие идеи будут находиться только в сознании человека, не имея возможности влиять на общество и/или сообщество.
(изображение: commonswikimedia.org)
Бесстрашие
Это интересная характеристика, потому что очень творческие люди склонны верить в ЦЕННОСТЬ идей, которые они придумывают. Помните, что они также гибки, поэтому готовы меняться; однако они, кажется, не беспокоятся о том, верна их идея или нет, потому что они верят, что их идея приносит пользу той области, в которой она находится, даже если позже она может быть опровергнута.
Независимо от того, работаете ли вы в сфере искусства, или в бизнесе, или в развитии общественного потенциала, важно признавать творческих людей в вашей команде, а также развивать эти качества, потому что творчеству можно научиться.
Как развивать творческие способности в классе — Кривая психологического обучения
«Опишите язык дятла», — написал Леонардо да Винчи в одном из своих списков дел, наряду с рисованием трупов, проектированием сложных машин и шитьем костюмов. Да Винчи заполнил более 7000 страниц блокнота вопросами, рисунками, наблюдениями, набросками и расчетами. Он взращивал творчество как привычку и умение каждый день — и это окупилось. Работа да Винчи изменила многие дисциплины, от науки до искусства и инженерии.
Я был заинтригован, когда мой напарник предложил использовать тетради «Да Винчи» в нашем классе во втором классе. Идея была проста: учащиеся ведут тетради независимо от какого-либо учебного предмета, где они могут выполнять творческие упражнения и исследовать личные увлечения. Я заказал стопку блокнотов в переплете по этому случаю.
Через неделю результаты меня поразили. Всякий раз, когда мышление ученика расходилось с целями нашего урока или в его вопросе теплилась искра потенциального нового интереса, мы отправляли его к блокноту Да Винчи. «Запиши это!» — рефрен скандировали бесчисленное количество раз в день. Однажды мы устроили «100 вопросов», вдохновленных книгой 9.0053 Как думать как Леонардо да Винчи Майкл Гелб. Цель: написать 100 вопросов за один присест о чем угодно . Второклассники задавали вопросы типа: Как работает ваш мозг? Зачем нам музыка? Живут ли крошечные люди на атомах? Почему я не тигр? Как ключи открывают дверные замки? Почему вещи должны умирать? Зачем Бетховен написал оду радости, если он был таким сварливым? Почему не все автомобили электрические?
К концу года записные книжки Да Винчи были на славу заполнены. Один второклассник спроектировал и нарисовал парк транспортных средств зомби-апокалипсиса. Другая писала поэму за поэмой, практикуя приемы, которым научилась ранее на этой неделе. Другая делала проницательные заметки о своих ежедневных наблюдениях за нашим классом. Несмотря на многочисленные поездки из дома в школу, только один ребенок потерял тетрадь за весь год — немалый подвиг для 7-летнего ребенка.
Блокноты Да Винчи предназначались не только для студентов. Мы, учителя, тоже их сохранили. Присоединяясь к творческому хаосу вместе с нашими студентами, мы записывали собственные любопытства и увлечения. Когда я писал стихи, делал наброски растения на своем столе и записывал вопросы о том, кто изобрел перьевую ручку, я вновь погрузился в радость процесса обучения. Я убежден, что блокнот сделал меня более увлеченным учителем, особенно в трудные дни. Нет никакого способа узнать с уверенностью, каковы были эффекты этих блокнотов. Но творческая позиция да Винчи начала укореняться в нашем классе — в наших учениках и в нас как педагогах.
О творчестве часто говорят только на словах, но на самом деле в настоящее время в большинстве школ наблюдается «дефицит креативности» — значительно больше творческой деятельности происходит за пределами школы. Многие психологи утверждают, что креативность — это не просто обогащение или дополнение в классе: это определяемый, измеримый набор психологических навыков, которые улучшают обучение и будут необходимы в рабочей силе 21-го века.
Регулярно ли ваши ученики проявляют и развивают свои творческие способности в вашем классе?
Как учитель вы соприкасаетесь со своим творческим потенциалом?
Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы подумать, и некоторые стратегии, которые вы можете попробовать.
Почему школам необходимо отдавать приоритет творчествуОбщепринятое определение творчества — это создание нового продукта, который является одновременно новым и подходящим для определенного сценария. (Продуктом может быть идея, произведение искусства, изобретение или задание в вашем классе.) У человека не может быть только одного способа «быть творческим» или одного набора характеристик, которые отличают «творческое» человек. Наоборот, многие эксперты думают о творчестве как о наборе навыков и подходов, на которые способен каждый: терпеть двусмысленность, пересматривать старые проблемы, находить новые проблемы для решения, идти на разумный риск и следовать внутренней страсти.
Некоторые исследователи выделяют несколько стадий творчества. Большинство людей знакомы с творчеством «большого C»: редкими идеями выдающихся людей, такими как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, или меняющими парадигмы теориями теоретической физики Эйнштейна. Но есть и повседневные формы творчества: творчество «Мини-с», когда человек узнает что-то новое и меняется его представление о мире, и творчество «Мало-с», когда жизнь человека становится частью повседневных творческих мыслей и действий. .
Также полезно подумать о том, чем творчество не является:
- Только для художников, писателей и художников. Это отношение и способ решения проблем, которые применимы ко всем областям, от инженерии до биологии и бизнеса.
- Обязательно результат или признак психического заболевания. Хотя у людей с определенными расстройствами может существовать связь между творчеством, остерегайтесь анекдотических историй о художниках, которые режут уши, и вспыльчивых ученых.
- Фиксированная черта, которой обладают лишь некоторые люди.
- То же, что IQ. Даже учащиеся, которые не являются интеллектуально «одаренными», могут быть очень творческими.
- Вне измерения. Хотя ни один тест не является идеальным, существует множество способов оценить (и улучшить) креативность.
Многие специалисты в области психологии и образования утверждают, что творческие способности — это психологические навыки, необходимые для успеха в школе и в будущей работе. Таким образом, школы обязаны учить их и ценить их. Одно исследование, проведенное в 2010 году, показало, что более 1500 руководителей считают креативность самым важным деловым навыком в современном мире. В экономике знаний, где механические задачи могут выполняться машинами, а почти вся информация доступна одним щелчком мыши, учащиеся должны быть готовы учиться самостоятельно и постоянно адаптироваться, вводить новшества и творчески решать проблемы на рабочем месте.
Креативность также непосредственно способствует обучению, повышая мотивацию, углубляя понимание и вызывая радость. Внутренняя мотивация необходима для творческого процесса и зависит от того, учащиеся преследуют значимые цели. «Создать» находится на вершине таксономии Блума по одной причине: замечая более широкие закономерности и связывая материалы из академических дисциплин, творческое мышление может способствовать более глубокому междисциплинарному обучению. Как отмечает Алан Джордан Старко в книге Creativity in the Classroom, Стратегии, поддерживающие творчество — решение проблем, изучение нескольких вариантов и изучение вопросов, — также поддерживают глубину понимания.
Роберт Штернберг утверждал, что креативность может предсказать успех в колледже в большей степени, чем то, что мы получаем из результатов стандартизированных тестов: в одном исследовании студентов, сдающих GRE, более высокие баллы коррелировали с более высокой креативностью. Помимо академических достижений, творчество может сделать обучение более увлекательным, вызывая у учащихся радость и позитивную эмоциональную вовлеченность. (Обратите внимание на то, что Джонатан Плакер, профессор Педагогической школы Джонса Хопкинса, называет «листеринским» подходом к образованию: «серьезный и скучный» — единственный путь к продуктивному обучению.)
Развивайте творческие способности учащихся в классеДля творчества требуется безопасная среда, в которой можно играть, проявлять независимость и рисковать. Как учителя, мы должны создать такой поддерживающий класс. Вот несколько советов психологов и педагогов о том, как развивать и развивать творческие способности учащихся:
- Создайте атмосферу сострадания и принятия. Поскольку творчество требует риска, учащиеся должны быть уверены, что могут совершить ошибку прямо у вас на глазах.
- Присутствуйте с идеями учащихся. Больше непринужденных разговоров со студентами. Узнайте, каковы их увлечения, и включите их в свой подход.
- Поощрение самостоятельности. Не позволяйте себе решать, что такое «хорошая» работа. Вместо этого давайте обратную связь, которая поощряет самооценку и независимость.
- Переформулируйте задания для развития творческого мышления. Попробуйте добавить к своим заданиям такие слова, как «создать», «спроектировать», «изобрести», «вообразить», «предположить». Добавление таких инструкций, как «Придумайте как можно больше решений» или «Проявите творческий подход!» может повысить творческую эффективность.
- Дайте учащимся прямую обратную связь об их творчестве. Многие ученики не осознают, насколько они креативны, и не получают обратной связи, которая помогает им включить «творчество» в свою самооценку. Изучите идею «творческой компетентности» наряду с традиционными академическими компетенциями в области грамотности и математики. Когда мы что-то оцениваем, мы ценим это! Создание Я-концепции, включающей творчество.
- Помогите учащимся понять, когда уместно проявить творческий подход. Например, помогите им увидеть контексты, когда творчество более или менее полезно — в групповом проекте с низкими ставками по сравнению со стандартной государственной оценкой.
- Максимально используйте креативные обучающие стратегии, модели и методы в различных предметных областях. Продемонстрируйте учащимся креативность в том, как вы говорите и как действуете. Например, можно сказать: «Я думал о трех способах начать этот урок. Я покажу вам 2, а вы придумаете третий», или покажите им личный проект, над которым вы работали.
- Направьте творческие импульсы в «плохое поведение». Для учащихся, которые часто беспокоят, проверьте, не замечаете ли вы в их поведении каких-либо творческих способностей. Возможно, эту оригинальность можно было бы направить в другое русло?
- Защищайте и поддерживайте внутреннюю мотивацию учащихся. Внутренняя мотивация подпитывает творчество. Несколько исследований показали, что опора на награды и стимулы в классе может подорвать внутреннюю мотивацию к выполнению задачи — эффект, называемый «чрезмерным оправданием». Чтобы избежать этого, Бет Хеннесси, профессор психологии в колледже Уэллсли, предлагает преподавателям стараться ограничивать соревнования и сравнения с другими, вместо этого сосредоточив внимание на самосовершенствовании. Меньше экспериментируйте с наблюдением за учащимися во время их работы и давайте им возможность заниматься своими увлечениями, когда это возможно.
- Объясните учащимся, что творчество требует усилий. Творческий процесс — это не простое «ага», которое приходит без предупреждения. Скажите учащимся, что по-настоящему творческие люди должны воображать, бороться и переосмысливать во время работы над проектом.
- Подробно обсудите со своими учениками мифы и стереотипы о творчестве. Помогите им понять, что такое творчество, а что нет, и как распознать его в окружающем мире.
- Экспериментируйте с заданиями, где учащиеся могут практиковать творческое мышление. Многие учителя предлагают творческие занятия, которые они пробовали использовать в качестве разминки или коротких перерывов. « Дудлы», или визуальные загадки, представляют собой простые линейные рисунки, которые могут иметь широкий спектр различных интерпретаций и могут стимулировать дивергентное мышление. «Быстрое написание» и «фрирайтинг» могут помочь учащимся избавиться от внутренней цензуры. В рамках повторения материала вы можете предложить детям использовать концептуальные карикатуры или рисовать/разрабатывать/раскрашивать визуальные метафоры, чтобы уловить суть сложной академической информации.
Как пишут исследователи креативности Скотт Барри Кауфман и Кэролайн Грегуар в своей книге Wired to Create: «Творчество — это не только инновации или создание искусства — это жизнь творчески. К любой жизненной ситуации мы можем подойти творчески». Преподавание – это, безусловно, творческая профессия.
Учителя, способные моделировать творческое мышление, игриво взаимодействовать с содержанием и выражать свои идеи, будут воспитывать творческих учеников. Студенты должны видеть учителей, у которых есть увлечения, будь то рисование, математика, живопись, биология, музыка, политика или театр. Это заражение страстью и положительными эмоциями является очагом творческой мысли. Творчески реализованные учителя также могут быть более счастливыми учителями. Одно исследование, опубликованное в Journal of Positive Psychology, предполагает, что занятие творчеством — рисование, игра на музыкальном инструменте, вязание, проектирование — всего лишь раз в день может привести вас в более позитивное состояние. Это позитивное состояние ума поддержит вас и распространится на ваших учеников.
Вот несколько способов, которыми учителя могут развивать и развивать свои творческие способности:
- Помните о своих ограничивающих заблуждениях относительно творчества. Изучите свое отношение к творчеству и помогите себе расти, думая об альтернативных решениях.
- Поэкспериментируйте с новыми способами преподавания в классе — не могли бы вы попробовать новый урок по интеграции искусств, который вы всегда боялись попробовать? Как насчет того, чтобы попробовать новое практическое исследование STEM?
- Рискните проявить свою творческую сторону. Часто я рисую что-нибудь на доске, чтобы привлечь внимание или передать утреннее сообщение. Когда сурикат или дракон говорит ученикам убрать рюкзаки, это скорее развлечет меня, а для меня это шанс каждый день бросать себе творческий вызов.
- Относитесь к планированию урока как к творческому упражнению. Каждый день вы сталкиваетесь с новыми ограничениями в виде потребностей и предпочтений конкретных учеников в вашем классе. Слышали ли вы, как ваши ученики обсуждают определенный вопрос на перемене или в коридоре? Вы заметили, что их внимание было сосредоточено на каком-то конкретном новом гаджете, причуде или проблеме, связанной с текущими событиями? Найдите способ вплести это в урок.
- Разработка личных творческих ритуалов. В своей классической книге 1992 года о развитии личного творчества, Путь художника, Джулия Кэмерон пишет о «свидании художника»: внутренний художник». Как говорит Кэмерон, «свидание артиста — это экскурсия, свидание для игры, которое вы заранее планируете и защищаете от всех нарушителей. … Посещение крупного антикварного магазина, одиночная поездка на пляж, просмотр старого фильма в одиночестве, посещение аквариума или художественной галереи — все это стоит времени, а не денег. Помните, это время, которое является священным».
- Попробуйте медитативные практики, которые поощряют творческое мышление, например, медитацию «открытого наблюдения». Одно исследование показало, что те, кто практиковал медитацию с сосредоточенным вниманием, лучше справлялись с тестом на конвергентное мышление, в то время как те, кто практиковал медитацию с открытым наблюдением, лучше справлялись с тестом на дивергентное мышление.
- Ищите уединения. Время, проведенное в одиночестве, необходимо для развития вашего творчества. Выделите время, чтобы побыть в одиночестве, вдали от отвлекающих факторов технологий и других людей, которые могут на вас положиться.
- Поездки . Одно исследование показало, что межкультурный опыт может повысить показатели творческого мышления.