Характеристика психолога – — . , — .
Характеристика деятельности практического психолога школы — Характеристика психолога — Характеристика на сотрудника
Психолог имеет полное высшее образование по специальности «практический психолог» и работает по полученной специальности в Н-ой общеобразовательной санаторной школе №1с (дата) года.
Психолог имеет квалификационную категорию «специалист».
Психолог — молодой, перспективный педагог-психолог. Проявила себя инициативным, энергичным работником. Осуществляет психологическое сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса по различным направлениям работы: психодиагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, профилактическое и просветительское, целью которого является создание в образовательном учреждении условий для максимально успешного личностного развития, обучения и социализации ребенка, создание положительного психоэмоционального климата в ученическом и педагогическом коллективах.
Для эффективности своей работы практический психолог разрабатывает системно-комплексное планирование, в который включены: посещение уроков, внеклассных мероприятий, групповые тренинги с педагогами, групповое и индивидуальное диагностирования всех участников учебно-воспитательного процесса, групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками, просветительские выступления на педагогических совещаниях и методобъединениях.
Большое значение Психолог уделяет психологической готовности детей к обучению, адаптации детей к условиям проживания в школе-интернате. С этой целью проводит диагностическую работу в классах, предоставляет консультации педагогам и родителям, проводит адаптационные занятия.
Психолог вместе с воспитателями организует мониторинг учеников санаторной школы-интерната с последующим предоставлением рекомендаций педагогам для использования в работе с детьми.
Одно из главных направлений практического психолога — профилактическая работа с детьми, которые нуждаются в особом психолого-педагогическом внимании. По результатам диагностики этих учеников психолог проводит с ними индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, предоставляет конкретные рекомендации воспитателям и родителям по развитию их потенциальных возможностей.
Психолог большое внимание уделяет профилактике вредных привычек. Проводится анкетирование учащихся с целью определения их знаний о вреде алкоголя, курения и наркотических средств. По результатам анкетирования даются рекомендации педагогам и родителям. Для пропаганды здорового образа жизни проводится тренинги по антиалкогольною программе «Семейный разговор».
Психолог находится в постоянном процессе творческого саморазвития, работает над собой, ищет оптимальные пути для решения школьных проблем, занимается самообразованием. Проходит курсы повышения квалификации
- «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности ученика» (указать учебное учереждение прохождения курсов повышения квалификации).
- «Общая подготовка практических психологов учреждений образования». (указать учебное учереждение прохождения курсов повышения квалификации).
Также она регулярно размещает свои статьи на школьном сайте на «Странице психолога», в школьной газете «12-й экспресс», имеет публикации на сайте издательства «Школьный мир» на тему: Тренинг для педагогов «Формирование навыков снятия эмоционального напряжения».
Педагог соответствует занимаемой должности и может быть аттестованной на квалификационную категорию «специалист 2 категории».
Полный текст материала Характеристика деятельности практического психолога школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
pedsovet.su
Статья «Характеристика на педагога — психолога»
Характеристика на педагога-психолога _________________ 19__ года рождения, образование высшее педагогическое (стаж _____ лет).
____________ работает в детском саду №10 «Огонёк» с 2007 года педагогом –психологом. Для неё характерно стремление непрерывно повышать своё мастерство на курсах повышения квалификации. В своей работе использует новейшие разработки в области психологии: индивидуальная коррекционная работа ведётся ей с использованием песочной терапии. Основной целью работы ____(И О) в ДОУ является обеспечение психического здоровья детей.
В ____ году в городском конкурсе кабинетов психологов среди школ и детских садов города заняла _ место и была отмечена подарком в ГОРОО.
В ____ году психологическая служба ДОУ под руководством И.О. заняла __ место по городу в конкурсе «ДОУ — высокой психологической культуры».
И.О. – знающий, инициативный грамотный педагог. В коллективе пользуется заслуженным уважением. В отношении с сотрудниками тактична, вежлива, доброжелательна.
Психолого-диагностическая практика состоит в том, чтобы изучить возрастные особенности и индивидуальное своеобразие психики ребёнка в наиболее типичных и характерных ситуациях его жизнедеятельности в детском саду и в соответствии с ними строить индивидуальную работу с детьми и их родителями.
Основная функция психолога в детском саду — создание условий, способствующих охране жизни и здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребёнка.
Психологическая работа в детском саду ведётся Ф.И.О. по следующим направлениям:
Психологическая диагностика, направленная на выявление детей с личностными проблемами, детей, имеющих трудности в общении и обучении, а также психологической готовности к школе.
Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития детей, психолого- консультативная деятельность, направленная на оздоровление психологической обстановки в трудовом коллективе, организацию развивающей среды в детском саду.
Коррекционная работа по развитию внимания как условия эффективной учебной деятельности, коррекция ведётся И.О. как в форме групповых занятий так и индивидуальных занятий (песочная терапия), а также постоянного курирования отдельных детей.
Профилактическая работа осуществляется ею с целью предупреждения психолого-физических перегрузок (обучение детей мышечной релаксации).
И.О. систематически повышает свой профессиональный уровень, осваивает новые технологии («комплексная сказкотерапия» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой: куклотерапия, песочная терапия, владеет медитативными методами), участвует в семинарах-тренингах, профессиональное развитие взаимообуславливает и личностный рост. Наиболее выраженными качествами личности И.О. является: трудолюбие, потребность доводить начатое дело до конца, терпение и методичность. Она хороший коммуникатор. Обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией (способностью сопереживать, сочувствовать, отзываться на чужую боль и радость). Эмоциональная выразительность, доброжелательность помогают ей установить контакт с разными людьми. Всегда болеет за свой коллектив и высоко популярна среди коллег по работе. Главные черты её стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.). Аккуратность, порядок, соблюдение правил – всё это характеризует работу И.О. .
Основное психическое состояние её это состояние определённости в отношении к себе, мыслительный анализ занят поиском эффективного в данных условиях решения проблем: любознательность, живой интерес ко всему происходящему.
infourok.ru
2. Представление на педагога — психолога
Характеристика
на педагога – психолога Дорджиеву Кермен Степановну
Дорджиева Кермен Степановна — за время работы зарекомендовала себя как грамотный, ответственный, инициативный педагог — психолог. К организации своей работы подходит с профессиональным интересом, энтузиазмом, желанием. У Кермен Степановны творческий подход к делу, организованность, удивительная работоспособность, неуемность в поиске нового, постоянное стремление к совершенствованию своих знаний, соблюдение профессиональной этики общения, высокая требовательность в сочетании с коммуникабельностью, человеколюбием и тактичностью – ее отличительные качества.
Компетентна в области личностных качеств. Умеет находить общий язык с разными возрастными группами, хорошо владеет детским коллективом и взрослой аудиторией. Принимает правильные решения в проблемных ситуациях, в случае возникающих трудностей быстро реагирует на причину их появления и устраняет.
Опыт работы Кермен Степановны обобщен. Она является наставником молодых педагогов — психологов, принимает активное участие в методической работе ДОУ и города Элисты. Является членом творческой группы детского сада. Ее отличает высокий профессионализм и организаторские способности, высокий уровень взаимодействия с педагогами, сотрудниками и родителями воспитанников.
Кермен Степановна участвует в различных комиссиях детского сада: бракеражной комиссии, в комиссии по стимулированию, в комиссии по охране труда. Является инспектором по охране детства.
В 2015 г. Дорджиева Кермен Степановна избрана председателем первичной профсоюзной организации нашего ДОУ. Она активно участвуют не только в жизни детского сада, принимая участие в различных праздниках, конкурсах, субботниках, но в городских и республиканских, всероссийских мероприятиях («Профсоюзный лидер — 2017», «Всероссийский молодежный профсоюзный форум «Стратегический резерв — 2016», «Межрегиональный форум молодых педагогов «Молодежь – инвестиция в будущее!», республиканский профсоюзный конкурс «Я знаю законы!», IV республиканский профсоюзный форум молодых педагогов «Вместе в будущее!», «Фестиваль молодых педагогов «Багш — party» и т.д.).
К обязанностям председателя первичной профсоюзной организации относится с должной ответственностью, осознавая всю значимость своей работы. Она организовывает различные конкурсы, мероприятия для сотрудников ДОУ, досуг для коллектива.
Кермен Степановна имеет Почетную грамоту Министерства образования и науки Республики Калмыкия, Почетную грамоту Черноземельского РМО, Почетную грамоту президиума Элистинского городского комитета профсоюза, является победителем конкурса на премию Администрации города Элисты в рамках реализации приоритетного проекта «Образование» в номинации «Лучший педагог города Элисты».
Пользуется в коллективе заслуженным авторитетом, отличается доброжелательным и заинтересованным отношением к воспитанникам и коллегам.
Личные качества Кермен Степановны всегда притягивают к ней коллег по работе. Она всегда стремится помочь и не боится трудностей.
М.П. | Заведующий Оникова А.В. |
(должность, подпись, фамилия, инициалы)
nsportal.ru
Психологическая характеристика с рекомендациями педагогу
Цель характеристики — показать педагогу именно те особенности развития учащегося, знание которых поможет в ходе его обучения. При этом авторы старались избежать иногда совершаемых школьными психологами ошибок, о которых 80 лет назад предостерегал И. А. Арямов, осуждавший «отсутствие теории, обосновывающей построение программы исследования», когда «просто взято довольно много произвольных рубрик, дробящих психику ребенка на отдельные душевные способности, и на основании испытаний по этим рубрикам составляется «психологический профиль» ребенка».
Иногда возникает вопрос, следует ли в представлении на консилиум психологических данных указывать на особенности семейных отношений или иные социальные факторы. Нам представляется, что это зависит от того, насколько подобные данные помогут педагогу в учебном процессе. Если, например, учитель будет знать, что за каждую «двойку» ребенка дома жестоко наказывают, то он, возможно, выберет иные формы оценивания знаний. Оптимальная форма представления определяется психологом на основании специфики образовательного учреждения, его коллектива и запроса педагогов. По этой причине ниже мы предлагаем несколько вариантов психологических представлений. Нельзя, однако, забывать о необходимости соблюдения конфиденциальности, особенно, если вы обещали ребенку не разглашать полученные от него определенные сведения.
Похожие статьи:
Психологическая характеристика учащегося 6-го класса.
Мальчик доброжелателен, эмоционален, очень импульсивен, двигательно беспокоен, иногда создается впечатление, что ребенок не контролирует свои действия и высказывания. Подвержен частым сменам настроения. Социальную дистанцию удерживает не всегда.
С незначительной помощью взрослого может самостоятельно выделять учебную задачу, строить гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, поступать в соответствии с избранной или усвоенной инструкцией, проявляет склонность к нестандартным способам решения учебных задач. Не всегда дает адекватную оценку собственной деятельности.
Мальчик обладает широким спектром познавательных интересов и высоким учебным потенциалом. Тем не менее, учебная деятельность не является приоритетной.
Особенности развития сенсорных систем:
- ведущей системой восприятия является аудиальная;
- концентрация внимания соответствует среднему уровню;
- устойчивость и распределение внимания по нескольким признакам находится на средненизком уровне;
- объем зрительной и слухоречевой памяти находится на верхненормативной границе возрастной нормы.
Речевая сфера без особенностей.
Тип нервной системы — среднеслабый: при монотонной деятельности наблюдается утомляемость в форме пресыщения, но способен к кратковременной мобилизации. Требуется незначительное время на врабатываемость, наибольшая продуктивность соответствует первой половине и середине урока. Темп психической деятельности соответствует возрастной норме.
Эмоциональноличностная сфера характеризуется повышенной тревожностью и стремлением к самоутверждению и лидерству в группе (самооценка занижена при адекватно высоком уровне притязаний). С трудом переносит сравнение себя с другими, поэтому предпочитает индивидуальное общение с преподавателями, особенно в ситуации проверки знаний. Фасад отсутствия учебной мотивации скрывает высокий уровень тревоги, который временами может проявляться даже в отказе от деятельности в случае ожидания «провала». Особенности воспитания привели к тому, что мальчик, копируя поведение старшего брата и зачастую провоцируя взрослых на негативную оценку своих действий, невольно стремится подтвердить ее. В группе сверстников занимает положение неформального лидера.
Рекомендации для педагогов.
При организации учебного процесса ребенку иногда требуется организующая и стимулирующая помощь на этапе осмысления задачи. При изучении нового или трудного учебного материала его лучше предлагать в первой половине урока. При возникновении затруднений при выполнении задания следует еще раз повторить сложный материал. При появлении признаков утомления следует сменить вид деятельности.
Для преодоления тревожности ребенку желательно предлагать те виды заданий (предоставляя возможность консультироваться с педагогом), которые предполагают, использование нестандартных методов решения и в которых мальчик может быть наиболее успешен. Давая оценку деятельности, критические замечания лучше высказывать конфиденциально и обязательно аргументировать.
Следует иметь в виду, что внешние поведенческие проявления ребенка часто не соответствуют его внутреннему душевному состоянию.
Психологическая характеристика учащегося 7-го класса.
Мальчик обучается в школе с начала текущего учебного года, процесс адаптации еще не завершен. В целом подросток доброжелательный, спокойный, испытывает некоторые трудности установления контактов. Социальную дистанцию удерживает.
Левша (об особенностях учебной деятельности; и эмоциональной сферы левшей рекомендуется рассказать педагогам подробно).
С незначительной помощью взрослого может самостоятельно выделять учебную задачу, строить гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, работать в соответствии с избранной или усвоенной инструкцией, проявляет склонность к творческим способам решения учебных задач. Может давать адекватную оценку собственной деятельности.
Имеет широкий спектр познавательных интересов.
Особенности развития сенсорных систем:
- ведущей системой восприятия является аудиальная;
- концентрация внимания соответствует высокому уровню;
- устойчивость и распределение внимания по нескольким признакам находится на высоком уровне;
- объем зрительной и слухоречевой памяти соответствует возрастной норме.
Особенностью речевой сферы является нарушенное звукопроизношение. Это может стать причиной частных ошибок дисграфического характера и, в свою очередь, потребовать для учащегося консультации у логопеда и дополнительных занятий по русскому языку.
Тип нервной системы — среднеслабый: при однообразной, монотонной деятельности ребенок, испытывая утомление и пресыщение, стремится рационально распределять свои силы и способен к кратковременной мобилизации. Требуется незначительное время на врабатываемость в задание, после чего наступает довольно длительный продуктивный период деятельности, который совпадает примерно с первой половиной урока. Темп психической деятельности соответствует верхненормативным границам.
Эмоционально-личностная сфера характеризуется высокой тревожностью, обусловленной недовольством своими физическими данными. Эта тревожность ситуативно проявляется в вербальной агрессии защитного характера. Подросток имеет адекватную самооценку при высоком уровне притязаний. В группе сверстников принят.
Рекомендации для педагогов.
При организации учебного процесса следует предоставлять подростку самостоятельность и поощрять стремление к нестандартным способам решения учебных задач, так как он способен решать задачи повышенной сложности.
Вместе с тем рекомендуется принять во внимание, что трудный или новый учебный материал подросток, очевидно, сможет лучше усвоить в первой половине урока. В случаях затруднений разъяснения по заданию можно повторить устно.
Давая оценку деятельности, всемерно подчеркивать успехи ребенка. Критические замечания давать преимущественно конфиденциально и аргументированно.
Психологическое представление на учащуюся 8-го класса.
Девушка спокойная, рассудительная, легко устанавливает контакты, заинтересована в результатах своей деятельности. Социальную дистанцию удерживает. Ориентирована на формальное соблюдение социальных норм.
Может самостоятельно ориентироваться в учебной задаче, выстраивать гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, работать в соответствии с хорошо усвоенной инструкцией, давать оценку результатам своей деятельности (есть склонность к завышению). Для девушки в большей степени имеет значение формальная сторона оценивания ее успехов.
Познавательные интересы сформированы и охватывают предметы гуманитарно-естественного цикла.
Особенности развития сенсорных систем:
- ведущей системой восприятия является аудиальная, ниже — визуальная;
- концентрация внимания на среднем уровне;
- устойчивость и распределение внимания по ряду признаков — на среднем уровне;
- объем зрительной и слухоречевой памяти соответствует возрастной норме.
Речевая сфера без особенностей.
Тип нервной системы — средний: потенциально способна выдержать длительную нагрузку при монотонной деятельности, Требуется значительное время на врабатываемость в задание, после чего наступает наиболее продуктивный период деятельности, соответствующий середине и второй половине урока. Темп психической деятельности высокий. Утомление возникает в форме пресыщения.
Эмоциональная сфера характеризуется высокой ситуативной тревожностью в связи со стремлением соответствовать «идеалу», созданному девушкой под воздействием завышенных требований значимых взрослых (родителей), страхом не оправдать ожиданий.
Внешнее впечатление неадекватно завышенной самооценки скрывает внутреннюю неудовлетворенность своими реальными достижениями, поэтому девушка придает столь большое значение формальным признакам успеха (хорошим оценкам). Уровень притязаний завышен. В группе сверстников принята.
Рекомендации для педагогов.
При организации учебного процесса следует использовать способность девушки работать самостоятельно по усвоенному алгоритму. При изучении нового или сложного учебного материала его следует предлагать ближе к середине урока или во второй половине. При возникновении затруднений наиболее сложные моменты желательно повторить устно и(или) предложить зрительные опоры. В случае возникновения утомления девушке рекомендуется сменить вид деятельности.
Давая оценку результатам деятельности, ее следует подробно аргументировать. Полезно побуждать девушку давать самостоятельную оценку своим результатам, объясняя свою точку зрения. Необходимо давать возможность самовыражения в наиболее успешных видах деятельности, всемерно поощряя реальные достижения.
Психологическая характеристика с рекомендациями
5psy.ru
Статья по психологии: Характеристика профессиональной деятельности педагога — психолога
Характеристика
профессиональной деятельности педагога — психолога
муниципального бюджетного образовательного учреждения Роговской средней общеобразовательной школы №4 имени Сергея Валентиновича Пешеходько Егорлыкского района Ростовской области
Сухоносовой Елены Алексеевны
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании.
Сухоносова Елена Алексеевна после получения высшего профессионального образования в городе Санкт-Петербург Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина» по специальности «практическая психология» в 2007 году на протяжении последних 5 лет работает педагогом психологом в МБОУ РСОШ №4 им.С. В. Пешеходько. За это время Елена Алексеевна стала высококвалифицированным специалистом, внесшим большой вклад в развитие школы. Имеет первую квалификационную категорию. Педагог-психолог ведет большую работу с педагогическим коллективом и руководством школы. Большую помощь оказывает она учителям в психологических исследованиях классного коллектива и отдельных учащихся. Неоценимым является ее участие в совместной с методическим советом школы разработке тем педагогических советов и психологических семинаров к ним. На этих семинарах раскрываются психологические аспекты рассматриваемых педагогических проблем, что позволяет более эффективно решать их, а также повышать психологическую грамотность учителей. По инициативе и при психологической поддержке Елены Алексеевны педагогическим коллективом школы была освоена проектно-исследовательская технология и организована проектная деятельность школьников. С ее помощью за последние семь лет в школе была осуществлена работа по освоению современных педагогических технологий: развивающего обучения, разноуровневого обучения, проблемного обучения, игрового обучения. В результате 70% педагогов школы используют в своей деятельности либо полностью, либо отдельные элементы этих технологий, что не только повышает профессионализм педагогов, но и улучшает образовательную среду в целом. Сухоносова Е.А. принимает активное участие в семинарах педагогов- психологов Егорлыкского района. В 2016-2018гг. были проведены семинары: «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса», «Особенности адаптационного периода пятиклассников», «Использование метода проектов в практике работы школы», «Психологическое сопровождение профильного обучения», «Интерактивные методы обучения на уроках биологии и их здоровьесберегающие факторы». В рамках работы по реализации национального проекта «Образование» принимала активное участие в разработке моделей «Лучшая сельская школа», представленных на конкурс проектов и вошедших в число победителей, что подтверждает успешную деятельность педагогического коллектива школы.
Сухоносова Е.А. пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди педагогов, родителей и учащихся, психолог первой квалификационной категории, член методического Совета школы, грамотно осуществляет психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: принимает участие в разработке Концепции школы, Программы развития школы до 2020г., ежегодного плана работы школы, в реализации национального проекта «Образование», осуществляет психологическое сопровождение профильного обучения. Ведет большую работу по психологической поддержке учащихся с 1-го по 11-й класс и их родителей. К ней можно всегда обратиться за консультацией и получить профессиональный совет по вопросам обучения и воспитания детей и подростков. Высокий профессионализм, умение бесконфликтно работать с педагогами и родителями позволяет ей пользоваться большим авторитетом и уважением в коллективе. Имеет личный сайт https://nsportal.ru/elena-suhonosova
Самоанализ деятельности психолого-педагогической службы.
Основной целью работы школьной психологической службы является деятельность, направленная на сохранение психологического здоровья, создание условий для личностного развития и жизненного самоопределения учащихся. К первоочередным задачам, требующим решения, мы относим организацию методической работы с педагогическим коллективом и администрацией школы по внедрению педагогических технологий и образовательных программ, обеспечивающих необходимые условия для обучения и воспитания учащихся.
Исходя из этих целей и задач, работа психологической службы строится по следующим основным направлениям:
1.Работа с учащимися.
2.Работа с педагогическим коллективом и руководством школы.
3.Работа с родителями.
Эта работа осуществляется через такие виды деятельности, как: диагностика; развивающая и коррекционная работа; просветительская работа; консультирование; организационно-методическая работа; экспертная работа.
Работа с учащимися начинается с ежегодной диагностики школьной готовности детей 6,5 – 7-летнего возраста с целью выявления уровня развития познавательной, интеллектуальной, речевой и социальной сфер каждого ребенка. Первичная диагностика школьной готовности позволяет выявить детей с недостаточным уровнем функциональной готовности к школьному обучению, дать необходимые и своевременные рекомендации родителям и учителям по дальнейшему формированию предпосылок учебной деятельности. За последние 3 года было обследовано 165 детей. Среди них выявлено 20% (34 чел.) с низким уровнем школьной готовности, 69% (108 чел.) со средним уровнем, 11% (20 чел.) с высоким уровнем.
Со всеми детьми, имеющими низкий уровень школьной готовности в начале учебного года проводится дополнительное психологическое обследование с целью выявления индивидуальных особенностей психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия). По результатам психологического обследования были разработаны коррекционно-развивающие программы и проведены индивидуальные и групповые занятия с детьми по развитию психических процессов, произвольной сферы и даны подробные рекомендации педагогам для осуществления индивидуального подхода к учащимся с трудностями в обучении. Ежегодно учащиеся, испытывающие трудности в обучении направляются на ПМПК для уточнения диагноза и получения рекомендаций специалистов по обучению и воспитание этих учащихся.
Описанная выше работа проводится в рамках психолого-педагогического сопровождения с целью создания условий для успешного обучения и психологического развития ребенка. Реализации данной цели способствует психолого-педагогическая работа по адаптации учащихся 1-х классов, которая осуществляется на основе программы Г.А.Цукерман, К.Н.Поливановой «Введение в школьную жизнь», наблюдения за поведением детей на уроках и во внеурочное время, анкетирования родителей и учителей.
Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднюю, осуществляется посредством следующих форм и методов:
-диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;
-анкетирование учащихся, изучение межличностных отношений;
-изучение психологического климата в классных коллективах;
-разработка и защита проекта «Мы пятиклассники»;
-посещение уроков;
-проведение занятий по программе Е.Г.Коблик «Первый раз в пятый класс»;
-проведение семинара для педагогов;
-проведение родительских собраний.
Такой подход к организации адаптационного периода в школе позволяет выявить ряд трудностей у учащихся, связанных с изменением условий обучения и наметить пути их преодоления, а также выявить группу учащихся с недостаточным уровнем психологической готовности к обучению в среднем звене, разработать для них программу коррекционно-развивающих занятий, выработать рекомендации для педагогов. Опыт работы психолога по организации адаптационного периода в школе и разработке психолого-педагогических рекомендаций для педагогов обобщен и представлен на педагогической конференции педагогов-психологов в 2018 году.
Развивающая работа с учащимся начальной и средней школы, направленная на формирование психологической культуры, проводится по стандартным программам:
«Программа развития межличностных отношений у подростков». Автор: Дубровина И.В.;
«Волшебная страна внутри нас». Автор: Зинкевич-Евстигнеева Т.А.,
а также по «Программе занятий по формированию универсального навыка принятия решений», составленной психологами школы Кожевниковой А.С. и Зиничевой М.А.
Развивающая работа с учащимися средней и старшей школы, направленная на формирование самосознания и психологической культуры в целом, проводилась в формах тренинга и больших психологических игр. Для учащихся старших классов на основе игровых оболочек, взятых из книги «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под ред. М.Р. Битяновой, были разработаны и проведены следующие игры:
«Необитаемый остров» — 9-11 классы. «Космические встречи» — 7-8 классы. «Мир хаоса» — 8-11 классы.
Основной целью этих игровых мероприятий является создание условий для проживания и осмысления детьми нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Кроме того, они дают опыт эффективной организации жизнедеятельности группы в условиях игровой ситуации, помогают извлекать смысл из игрового опыта для реальных жизненных ситуаций. При разработке данных психологических игр мы подбирали такие задания и ситуации, в которых развивалось бы умение не только сочетать групповое решение и индивидуальный выбор, но и, что особенно важно, при принятии группового решения (выбора) осознанно ориентироваться на общечеловеческие ценности и нести ответственность за последствия своих поступков.
В последние годы в сотрудничестве психолога с педагогическим коллективом и администрацией школы сложилась система работы, отражающая активное творческое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Суть этой системы работы заключается в целенаправленной организации методической, просветительской и консультативной деятельности психолога по внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий: метода проектов, проблемно-диалогического метода, игровой технологии. Эта деятельность осуществляется в различных формах:
-участие в работе методического Совета школы и административных планерках;
-психологические семинары и мастер-классы с педагогическим коллективом;
-индивидуальное консультирование педагогов;
-работа с учащимся по организации проектной деятельности.
Так, например, в 2017 году методический Совет школы совместно с психологической службой начал работу над проблемой внедрения проектно-исследовательской технологии в учебно-воспитательный процесс. Был проведен психологический семинар для педагогического коллектива по теме: «Проектная деятельность школьников как средство обучения и развития личности», на котором педагоги смогли получить не только теоретические сведения, но и практические навыки проектной деятельности. Затем каждый учитель, работающий над проектом по своему предмету, имел возможность получить индивидуальную консультацию, а с учащимися психологи провели занятия по освоению проектной технологии. Так были разработаны совместные проекты по темам: «Атмосфера в школе», «Здоровый образ жизни и вредные привычки», «Что такое счастье» и др. В ходе этой работы психологом было проведено более 20 консультаций, проанализировано столько же уроков и внеклассных мероприятий. Опыт этой работы был обобщен и представлен на районном семинаре педагогов-психологов «Использование метода проектов в практике работы школы».
Как видно из вышесказанного, научно-методическая деятельность психолога заключается в психологическом сопровождении методической работы в школе. Суть психологического сопровождения методической работы мы видим в различных формах и способах эффективного взаимодействия психолога с педагогическим коллективом (семинар, мастер-класс, индивидуальные консультации, совместные разработки уроков с последующим анализом), позволяющих раскрывать и целенаправленно применять в учебном процессе психолого-педагогические аспекты инновационных технологий.
Все темы педагогических советов и психологических семинаров соответствуют друг другу по тематическому содержанию, что дает возможность педагогам более глубоко и полно ориентироваться в поставленной проблеме, целенаправленно повышать свою психолого-педагогическую грамотность. Такой подход к организации содержательного и творческого сотрудничества всех участников образовательного процесса позволяет решать задачи личностно-ориентированного обучения, реализовывать принцип деятельности, и, следовательно, повышать качество образовательного процесса в целом.
Работа с родителями носит просветительский и консультативный характер. В выступлениях на родительских собраниях и конференциях освещаются вопросы, касающиеся психологических особенностей детей и подростков на разных возрастных этапах. Индивидуальная работа с родителями проводится в форме консультаций по возникающим проблемам воспитания и обучения детей. Несомненным достижением в работе психолога можно считать проведение ежегодных недель психологии в школе, которые способствуют пропаганде психологических знаний и повышают степень доверия к работе психологов. «Недели» проходят живо, интересно, насыщенно. В мероприятиях, организуемых психологом, участвует вся школа. За последние 3 года были проведены недели психологии по темам: «Психологическая культура – это…», «Наша школа сегодня и завтра», «Родина – это часть тебя, а ты – часть ее», которые прошли очень успешно.
Психолог принимает участие в экспериментальной работе в школе по профильному обучению. С 2016 года осуществляется психологическое сопровождение профильного обучения, которое включает организационно-методическую, просветительскую работу с педагогами и диагностическую, развивающую, консультативную – с учащимися. На этапе предпрофильной подготовки с учащимися 9-х классов ведется профориентационный курс «Я выбираю профессию», составленный на основе материалов методического пособия «Психологическое сопровождение профильного обучения» кафедры специальной и прикладной психологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева. К приоритетным направлениям работы психолога в текущем учебном году следует отнести работу с педагогическим коллективом и руководством школы по реализации компетентностного подхода в обучении.
Психологическое сопровождение методической работы в школе.
В связи с модернизацией российского образования, в современной школе возникает необходимость в построении системы психолого-педагогического сопровождения не только ребенка в процессе его обучения, но и методической работы.
Суть психологического сопровождения методической работы мы видим в поисках способов эффективного взаимодействия психологической службы с методическим советом и педагогическим коллективом школы, в процессе которого можно было бы раскрывать и целенаправленно применять в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогические аспекты инновационных технологий. В основе современных педагогических технологий, таких как развивающее обучение, личностно-ориентированное и деятельностно-ориентированное обучение лежат психологические теории и принципы, разработанные отечественными психологами: Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.
Реализация этих теорий и принципов на практике требует совершенствования методической работы и участия психолога в ней. Методическая работа в нашей школе осуществляется в основном через систему педагогических советов, которые являются формой коллективного руководства учебно-воспитательным процессом, средством реализации научно-педагогической концепции школы и повышения профессионального мастерства учителя.
Рассмотрим стратегию подготовки и проведения педсовета, состоящую из
4-х этапов, и роль психолога в ней.
На 1-м, диагоностико-пректировочном этапе, методический совет школы совместно с психологом осуществляют планирование и обоснование темы педсовета с учетом результатов анализа работы за предыдущий год, запросов педагогического коллектива по совершенствованию своей деятельности, актуальных проблем современного образования. Например, выбрана и обоснована тема педсовета: «Проектная деятельность учащихся – одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса».
На 2-м, организационно-информационном этапе, осуществляется научно-методическое руководство со стороны руководителя методического совета и психолога, которое реализуется через психологический семинар и систему консультаций для оказания методической и психологической помощи учителям. На семинаре рассматриваются психологические аспекты выбранной педагогической проблемы, ее теоретические основы и способы практической реализации. Семинар играет не только просветительскую роль, но и обучающую. Например, к вышеуказанной теме педсовета проводится психологический семинар по теме: «Проектная деятельность школьников как средство обучения и воспитания личности». На семинаре ставятся задачи познакомить учителей с методом проектов, организовать деятельность по приобретению навыков работы с алгоритмом проектирования, получить конечный продукт проектной деятельности и провести его презентацию. Эта работа осуществляется в несколько этапов, и заканчивается предварительной разработкой конкретных мероприятий, которые будут проведены с учащимися педагогами каждого предметного объединения.
На 3-м, основном этапе, по выбранной теме педсовета проводятся запланированные мероприятия, осуществляется их анализ, проводится необходимая диагностика конкретных факторов изучаемой проблемы. В дальнейшем определяются выступающие на педсовете с обобщением проделанной работы и предложениями по ее совершенствованию. В соответствии с полученными результатами определяется наиболее эффективная форма проведения педсовета.
На 4-м, заключительном этапе, проводится педсовет, осуществляется его рефлексия, подводятся итоги, обсуждаются предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, принимается резолюция.
За последние 3 года работы в этом направлении в школе сложилась четкая система творческого взаимодействия и сотрудничества психологической службы с методическим советом и всем педагогическим коллективом. Все это способствует успешному решению педагогической проблемы школы «Развитие творческого мышления как основы жизненного самоопределения учащихся». Все темы педагогических советов и психологических семинаров соответствуют друг другу по тематическому содержанию, что дает возможность педагогам более глубоко и полно ориентироваться в поставленной проблеме, целенаправленно повышать свою психолого-педагогическую компетентность, способствовать улучшению образовательной среды в целом. Кроме того, составной частью психологического сопровождения методической работы в школе являются практические занятия с педагогами, которые осуществляются психологом в форме мастер-класса «Учитель как личность и профессионал». На этих занятиях педагоги приобретают умения и навыки применения современных педагогических технологий, необходимые им для работы с учащимися.
Как показывает опыт, такой подход к организации психологического сопровождения методической работы в школе повышает эффективность сотрудничества психологической службы с педагогическим коллективом, способствует профессиональному росту и совершенствованию всех участников образовательного процесса. В результате 100% педагогов школы знакомы с современными образовательными технологиями, а 70% — используют их системно или на уровне отдельных элементов в своей деятельности.
План самообразования
К приоритетным направлениям работы педагога-психолога в 2018-2019 гг. следует отнести работу с педагогическим коллективом и руководством школы по реализации компетентностного подхода в обучении, которая требует от психолога постоянного повышения своей профессиональной компетентности и самообразования.
В текущем учебном году запланированы следующие мероприятия:
1. Разработать и провести семинары:
— Психологические характеристики деятельности учителя в условиях реализации компетентностного подхода в обучении
— Формирование коммуникативных умений учащихся в процессе учебной деятельности
— Формирование потребности обучающихся в самоорганизации и саморазвитии
2. Изучить литературу по теме «Компетентностный подход в обучении»: Козырева О.А. Компетентность современного учителя, Зимняя И.А. Ключевые компетентности,
Хуторской А.В. Ключевые компетентности.
nsportal.ru
Психолого-педагогическая характеристика школьника: структура и содержание
Психолого-педагогическая характеристика школьника:структура и содержание
В психолого-педагогической литературе существует множество различных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.
Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны соответствовать.
1. Характеристика ученика должна максимально полно отражать индивидуально-психологические особенности конкретного ребенка, проявляющиеся в его общении, поведении, обучении.
2. Характеристика ученика должна быть легко «читаемой» и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком.
3. Характеристика ученика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.
1) общие сведения о ребенке;
2) особенности познавательной деятельности ребенка;
3) особенности личности ребенка;
4) особенности поведения ребенка;
5) выводы и рекомендации.
Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика помогает воспитателю и педагогу получить представление о личностных качествах ребенка, наладить с ним контакт, выстроить план дальнейшей педагогической и воспитательной работы, создать оптимальные условия для развития школьника.
Шаблон составления характеристики ученика и подробное содержание отдельных разделов, вызывающих наибольшие трудности в описании представлены ниже (см. табл. 1). Дополнительно мы приводим шаблон характеристики класса в целом (ее цели и задачи связаны с определением направлений развивающей профилактической работы с классом).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ученика (ученицы) ___ класса
(название школы)
Ф.И.О. ребенка __________ дата рождения_______________
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О.
Дата рождения.
Дата поступления в учреждение.
Родственные связи ребенка (родители, братья, сестры, ближайшие родственники).
Сведения о состоянии здоровья (наличие хронических заболеваний, группа здоровья).
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная).
Школьная мотивация (отношение к школе, наличие интереса и желания учится).
Особенности усвоения отдельных учебных предметов (уровень усвоения программы, трудности в усвоении материала, любимые предметы).
Особенности внимания (концентрация, переключение, устойчивость внимания).
Особенности восприятия и осмысления информации (понимание инструкций к заданиям, понимание содержания картин, рассказов выделение главного в тексте).
Особенности мышления (умение сравнивать предметы, обобщать материал, делать выводы).
Особенности памяти (быстрота и точность запоминания, вид памяти: слуховая, зрительная, моторная).
Особенности речи (словарный запас, полнота и связность речи, дефекты произношения).
Темп деятельности (скорость выполнения заданий, переключения, утомляемость).
Поведение на уроках (понимание и соблюдение школьных норм и правил поведения).
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Направленность интересов ребенка (учебная, художественно-эстетическая, спортивная или др. виды деятельности).
Отношение к делам, поручениям (нравится ли ученику учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):
— общественная активность-пассивность;
— трудолюбие-леность;
— ответственность-безответственность;
— организованность–неорганизованность;
— аккуратность;
— стремление к успеху, лидерству;
— решительность;
— настойчивость.
Отношение к людям (взаимоотношения с классным коллективом, учителями, отношение класса к ученику):
— положение ребенка в классе (авторитет в классе, отношение учеников в классе).
— особенности отношений со взрослыми (вежливость, чувство дистанции, открытость, отношение к критике и похвале – самокритичность).
— особенности отношений со сверстниками (общительность, коллективизм, бескорыстие, честность, правдивость, справедливость).
Отношение к себе (самооценка и самоконтроль):
— скромность или, наоборот, рассказывает, хвастается о своих достижениях, достоинствах
— уверенность в себе, т. е. выполняет ли задания, поручения без помощи других или нуждается в одобрении и помощи других
— самоконтроль, эмоциональная уравновешенность.
В заполнении второго и третьего раздела характеристики может помочь таблица 1 «Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика», представленная ниже.
РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Соблюдение социальных норм и правил поведения.
Реакция на неудачи и промахи.
Поведение в конфликтных ситуациях.
Вредные привычки.
Склонность к асоциальным формам поведения (обман, воровство, бродяжничество и др.)
РАЗДЕЛ 5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Общее впечатление о ребенке.
Выводы (сильные стороны ученика, которые следует развивать и слабые стороны, которые необходимо корректировать).
Рекомендации (направления воспитательной работы с ребенком).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
___ КЛАССА
(название школы)
Общие сведения о классе (количество детей, возраст, состав класса, состояние здоровья детей).
Формальная структура класса (актив класса).
Цели и задачи класса как коллектива (основные направления воспитательной работы с классом).
Успеваемость и отношение к учебной деятельности (количество отличников, ударников, троечников, любимые предметы и т.п.).
Внеурочная деятельность (интересы детей, вовлеченность в кружковую деятельность, участие в мероприятиях, конкурсах).
Состояние дисциплины в классе (понимание и соблюдение социальных норм и правил поведения).
Взаимоотношения класса с классным руководителем, другими учителями.
Межличностные отношения в классе (неформальная структура класса, роль положительных и отрицательных лидеров класса, психологический климат в классе).
Сплоченность класса (умение коллективно трудиться, ценности учеников класса).
Достижения класса (учебные, спортивные, литературные и т.п.).
Выводы и рекомендации (общее впечатление от класса: сильные, и слабые стороны, направления развивающей и профилактической работы).
Таблица 1
Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика
Параметры оценки ребенка | Возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка |
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА | |
Внимание | Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает |
Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их | |
Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их | |
Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке | |
Память | При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко |
При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом | |
Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его | |
Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки | |
Мышление | Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. |
Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает | |
В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач | |
Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». | |
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА | |
Отношение к делам, поручениям | |
Общественная активность | Активно участвует во всех общественных делах. |
Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. | |
Редко принимает участие в общественных делах. | |
Трудолюбие | Любое поручение ребенок выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. |
Дела по дому и поручения взрослых выполняет. | |
Часто уклоняется от дел и поручений, выполняет их недобросовестно. | |
Ответственность | Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело. |
Часто выполняет в срок порученное ему дело. | |
Редко доводит до конца порученные ему дела. | |
Организованность | Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу. |
Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только под контролем взрослого. | |
Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. | |
Аккуратность | Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Одет опрятно, подтянут — и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. |
Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности. | |
Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Не заботится о своем внешнем виде. Не бережет общественное имущество. | |
Стремление к успеху, первенству | Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается. |
Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. | |
Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». | |
Решительность | Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. |
Иногда колеблется перед ответственным решением. | |
Редко решается принять какое-либо ответственное решение | |
Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение | |
Настойчивость | Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. |
Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. | |
Редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. | |
Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. | |
Отношение к людям | |
Положение ребенка в классе | |
Авторитет в классе | Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела |
Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п. | |
В классе авторитетом не пользуется. | |
Симпатии одноклассников | Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. |
Пользуется симпатией только у части одноклассников. | |
В классе его не любят. | |
Отношения со взрослыми | |
Вежливость, тактичность | Всегда проявляет должное уважение к другим людям. |
Иногда бывает невежлив и нетактичен. | |
Часто бывает слишком резок, затевает ссоры, оскорбляет других, грубит. | |
Самокритичность | Адекватно воспринимает критику, прислушивается к советам, старается исправить свои недостатки. |
Часто прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. | |
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления | |
Отношения со сверстниками | |
Общительность | Всегда охотно и с удовольствием вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. |
Общается с ограниченным кругом людей. | |
Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, необщителен. | |
Коллективизм | Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. |
Как правило, помогает товарищам, когда его просят. | |
Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи. | |
Бескорыстие | В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой. |
Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. | |
В своих поступках руководствуется собственной выгодой, а пользой дела. | |
Честность, правдивость | Всегда правдив по отношению к учителям и воспитателям, товарищам. Говорит правду даже тогда, когда это ему «невыгодно». |
Редко обманывает, почти всегда правдив по отношению к другим людям | |
Часто говорит неправду ради собственной выгоды | |
Справедливость | Активно борется с тем, что считает несправедливым. |
Редко выступает против того, что считает несправедливым. | |
Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. | |
Отношение к себе | |
Скромность | Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг. |
Иногда, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах. | |
Часто хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами или еще не сделанными делами | |
Уверенность в себе | Очень уверен в себе. Редко советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. |
Уверен в себе. Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае необходимости. | |
Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. | |
Самоконтроль | Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. |
Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. | |
Часто не может подавить нежелательные эмоции. Плохо владеет своими чувствами, легко выходит из себя. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Методическая разработка на тему: Психологическая характеристика учащегося начальных классов
Психологическая характеристика учащегося начальных классов
1. Общие сведения о ребенке.
1. Ф.И.О. ____________
2. Дата рождения: _________г.
3. ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег», ученица 4-го класса с 17.09.2012 учебного года.
2. Особенности психического развития.
- Особенности функционирования нервной системы ребенка:
утомление происходит после нагрузки, соответствующей своему возрасту; обладает адекватной системой настроения; возбуждение и торможение – уравновешены;
- Состояние высших психических функций.
1. Ощущение и восприятие:
а) представление о цвете и оттенках — сформированы;
б) хорошо ориентируется в пространстве;
2. Внимание – устойчивое.
3. Уровень развития механической и логической памяти высокий.
4. Уровень мышления соответствует паспортному возрасту:
а) в решении задач прослеживается обобщенный способ (мышление теоретического типа): С. вчитывается в задачу, вычленяя из текста условие задачи, отношения величин. Процесс решения задачи всегда целенаправлен, осмыслен и управляем; успешно справляется с выделением существенного в изучаемом материале; самостоятельно выполняет учебные задачи, выдвигаемые учителем.
б) хорошо сформированы такие действия, как анализ, моделирование, способность действовать в уме;
в) темп выполнения основных учебных навыков (чтение, письмо и др.) соответствует высокой норме ученика 4-го класса;
г) развит самоконтроль при изучении учебного материала. С. выполняет все требования, относящиеся к младшему школьному возрасту, осознает общественную и личную значимость учения, выполняет учебно-воспитательные требования учителей и ученического коллектива.
3. Базовые личностные особенности.
1. Состояние эмоциональной сферы спокойное. Эмоционально стабилен, уравновешен, проявляет должное уважение к другим (взаимодействуя с взрослыми и со сверстниками), удерживая при этом свою личностную дистанцию обособления. В отношении к себе – скромен; выполняя трудную задачу, обращается при необходимости за помощью, правильно реагирует на справедливую критику; прислушивается к добрым советам.
2. Характерологические особенности:
а) проявляет способности к сотрудничеству, коммуникативные навыки;
б) самостоятелен, доброжелателен, добросовестен;
в) инициативен, серьез, дисциплинирован, уравновешен;
г) в коллективе имеет статус лидера,
д) в типе отношений ищет компромисс.
3. Самооценка адекватная.
4. Уровень притязаний высокий.
5. Мотивирован на интерес к учению и ориентацию на достижение успеха.
6. Стремится развивать свои волевые качества.
7. Принимает активное участие в различных кружковых видах школьной деятельности.
Педагог – психолог ОСШИ Абрамова А.А.
20.03.2014г.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга
«БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ»
Психологическая характеристика
1. Общие сведения о ребенке.
1. Ф.И.О. Зубов Даниил
2. Дата рождения: 30.08.2005 г.
3. ОСШИ ГОУ «Балтийский берег», ученика 1-го класса с 03.09.2012 учебного года.
2. Особенности психического развития.
- Особенности функционирования нервной системы ребенка:
утомление происходит после невысокой нагрузки, не всегда соответствует своему возрасту; обладает адекватной системой настроения; возбуждение и торможение не всегда уравновешены.
Состояние здоровья: нормальное
В процессе психологического обследования Зубова Даниила отмечены следующие особенности:
В контакт вступает с легкостью; наблюдается расторможенность, открытость. Проявляет заинтересованности в общении. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности. Реакция на замечания присутствует, но выражена в слабой форме. Учебные навыки развиты в низкой степени. Техника чтения также очень низкая. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире часто дает неправильные ответы (объем знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме; эти знания отрывочны и бессистемны).
2. Характеристика вербального интеллекта:
Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден; испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем мире отрывочны и бессистемны. Навык выполнения простых счетных операций слабо развит, затрудняется выполнять арифметические задания на сложение и вычитание.
3. Эмоционально – волевая сфера: активен, деятелен, наблюдается двигательная расторможенность.
4. Внимание: неустойчивое, поверхностное, быстро истощается.
5. Память: уровень развития памяти низкий (сужен объём кратковременной оперативной памяти), однако грубых нарушений памяти не выявлено.
6. Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает трудности при установлении логических связей.
7. Характер деятельности: деятельность неустойчивая. В ситуации проведения обследования отмечается заторможенность (медлительность, ригидность психических процессов; некоторые задания выполняет с трудом, после многоразовой подсказки или выполняет медленно, долго думает, молчит. В других отдельных ситуациях (учебного процесса и на переменах) наблюдается расторможенность (ребенок проявляет активность).
8. Жалобы классного руководителя: учебный материал не всегда усваивает, не успевает за общим темпом работы класса, испытывает затруднения в обучении.
9. Обучаемость: не высокая, помощь использует недостаточно, требуется постоянная систематическая дополнительная, индивидуальная работа с ребенком.
Рекомендовано: повторное обучение в 1-ом классе.
Педагог-психолог Абрамова А.А.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга
«БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ»
Психологическая характеристика
1. Общие сведения о ребенке.
1. Ф.И.О. Боханова Виталия
2. Дата рождения: 18.05. 2005 г.
3. ОСШИ ГОУ «Балтийский берег», ученика 1-го класса с 24.09.2012 учебного года.
2. Особенности психического развития.
- Особенности функционирования нервной системы ребенка:
утомление происходит после невысокой нагрузки, обладает неадекватной системой настроения — возбуждение и торможение не всегда уравновешены.
Состояние здоровья: нормальное
В процессе психологического обследования Боханова Виталия отмечены следующие особенности:
В контакт вступает с легкостью; наблюдается расторможенность, открытость. Проявляет заинтересованности в общении, но только на уровне игры. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям крайне неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности. При повторном предъявлении просьбы «выполнить работу» ребенок отказывается выполнять, говорит, что очень устал, хочет играть и начинает плакать. Реакция на замечания присутствует, но выражена в слабой форме. Учебные навыки развиты в крайне низкой степени. Техника чтения также очень низкая. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире дает неправильные ответы (объем знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме; эти знания отрывочны и бессистемны).
2. Характеристика вербального интеллекта:
Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден; испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем мире отрывочны и бессистемны. Навык выполнения простых счетных операций не развит (не соответствует паспортному возрасту), самые простые арифметические задания на сложение и вычитание выполнить не смог.
3. Эмоционально – волевая сфера: активен, деятелен, наблюдается двигательная расторможенность, но только если это всё направлено на игровую сферу. Школьная мотивация полностью отсутствует. Ребенок часто проговаривал, что он не любит школу, и что он очень хочет снова вернуться в детский сад, где можно много играть, не надо учиться.
4. Внимание: неустойчивое, поверхностное, быстро истощается.
5. Память: уровень развития памяти низкий (сужен объём кратковременной оперативной памяти), однако грубых нарушений памяти не выявлено.
6. Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает большие трудности при установлении логических связей.
7. Характер деятельности: деятельность неустойчивая: некоторые задания выполняет с трудом, после многоразовой подсказки или выполняет медленно, долго думает, молчит, от выполнения других заданий категорически отказывается и начинает плакать, проговаривая, что «он глупый».
8. Жалобы классного руководителя: учебный материал не усваивает, не успевает за общим темпом работы класса.
9. Обучаемость: слабая, помощь использует недостаточно, требуется постоянная систематическая дополнительная индивидуальная работа с ребенком.
Рекомендовано: повторное обучение в 1-ом классе.
Педагог-психолог Абрамова А.А.
nsportal.ru