Замашная рубаха это: Недопустимое название — Викисловарь

Содержание

И.С. Тургенев «Бежин луг» – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД

«Записки охотника» – цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847–1851 годы в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.

В «Записки охотника» И.С. Тургенева входит и рассказ «Бежин луг». Повествование в нём ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем – охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Оказавшись на Бежином лугу, где крестьянские дети пасли лошадей, рассказчик наблюдает за ними, слушает их рассказы, впитывает в себя детский взгляд на мир.

Рассказы мальчиков о нечистой силе напоминают соревнование. Каждый из них постепенно вдохновляется предметом своего рассказа и вниманием слушателей, у каждого – своя манера говорить. Правда, истории мальчиков не столько соперничают одна с другой, сколько одна другую продолжает.

Так, с «подхватом», в народе исполняют лирические песни.

Истории, рассказанные мальчиками

Рассказы

Кто рассказал

С кем случилось

1. Рассказ о домовом

Илюша

С ним и его товарищами на рольне

2. Рассказ о русалке

Костя

Со слободским плотником Гаврилой

3. Рассказ про оборотня (барашек)


Илюша

С псарем Ермилой

4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче


Илюша

С дедушкой Трофимовичем

5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу

Павлуша

С бабкой Ульяной

6. Рассказ о небесном предвиденье

Павлуша

С крестьянами деревни Шаламово

7. Рассказ о Тришке (антихристе)

Илюша

Небыличка

8. Рассказ о Тришке

Павлуша

С бочаром Вавилой и крестьянами Шаламова

9. Рассказ о голосе из бучила

Костя

С ним самим

10. Рассказ о мужике и лешем

Илюша

С мужиком из его деревни

11. Рассказ о водяном

Илюша

С дурочкой Акулиной

12. Рассказ о мальчике Васе

Костя

С мальчиком из его деревни

13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь

Павлуша

С ним самим

 

Постепенно определяется ведущая сюжетная линия рассказа. Это линия Павлуши, которая полнее всего обозначила главное в рассказе: взаимодействие природы и человека. Фигура мальчика постоянно возникает в кульминационных, пограничных моментах повествования – на грани света от пламени костра и ночного мрака, в который мальчик бросается в погоню за волком; в предрассветный час между утром и ночью, когда, охраняя покой, не спит лишь он один.

С Павлом связан необычный финал рассказа. Финал, собственно, не один, а два. Первый – мажорное сообщение о наступившем новом дне. В прекрасной картине утренней, возрождающейся жизни рассказ, казалось бы, получил сюжетную завершенность, но не обрёл конца. Интуитивно ощущается, что настоящий финал – в трёх последних строчках, которые писатель прибавляет к предыдущим словно с некоторым недоумением, неохотно: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!» Эти последние слова сообщают рассказу подлинную художественную завершённость.

Павел оказывается связующим звеном между отступающим ночным мраком и наступающим днем. Павлуша по-особому выделен: рассказчиком-охотником, товарищами и как бы самой природой. Мальчики уважительно реагируют на реплики именно Павла, в споре ждут его мнения. Он один из героев, открыто получивший оценку рассказчика: «Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Мальчик своими бодрыми репликами, всем обликом и поведением каждый раз развеивает набегающее из ночного мрака облако страха, мужественно ему противостоит.

Переводя внимание с жутковатых историй, в которые все мальчики отчасти верят, на реальное, близкое и понятное, Павел как бы объединяет собой стихии мрака и света и демонстрирует торжество последнего.

 

Новый армянок, надетый внакидку. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века

Читайте также

Новый хан

Новый хан Поражение было настолько сильным, что в 1600 году, по всей видимости, после смерти отца, старший сын Кучума Али послал в Тобольск гонца, своего младшего брата Кубей-Мурата, договориться с русскими об условиях подчинения [1, с. 135].Здесь стоит сказать, что русской

Новый год

Новый год Вот три распространенных варианта стола, которые стали более или менее стандартными в последние годы.

Меню:1-й вариант— Бутерброды с ветчиной, колбасой, крутыми яйцами, но обязательно обмазанные майонезом, томатным пюре и украшенные кусочками какого-либо овоща

1. Парижские новостройки Новый мост, площадь Дофин и Пляс-Рояль. – Люксембургский дворец и Лувр. – ЖанАндруэ дю Серсо и новый архитектурный стиль. – Отель Рамбуйе и Пале-Кардиналъ. – Храмы

1. Парижские новостройки Новый мост, площадь Дофин и Пляс-Рояль. – Люксембургский дворец и Лувр. – ЖанАндруэ дю Серсо и новый архитектурный стиль. – Отель Рамбуйе и Пале-Кардиналъ. – Храмы «Париж стоит мессы» – эти слова Генриха IV вошли в историю. Но Париж обошелся ему

Новый мир

Новый мир «В Демократической Кампучии, при «славном» правлении Ангкора, мы должны думать о будущем.

Прошлое похоронено, «пришлые» должны забыть коньяк, дорогую одежду и модные прически. (…) Нам совершенно не нужна капиталистическая технология! При новой системе не нужно

Новый Геракл и новый Карфаген

Новый Геракл и новый Карфаген Хотя идеи Ливия и не были запрограммированы государством, они совпадали с установками режима Августа. Пятнадцатилетнее пребывание Ганнибала на полуострове оставило глубокий след в коллективном сознании римлян, и искоренить это наследие

Под новый год

Под новый год Год тому назад я ехал из Теруэля в Москву. Мне теперь кажется, что это было давно. Путь лежал через много стран. Предпраздничный Париж беспечно улыбался: это было до мюнхенского грехопадения, и французы тогда еще не знали всей меры добра и зла.

Незадолго перед

Глава 1. Питербурх, Новый Амстердам, сиречь новый парадиз, или Метафизика Северной столицы

Глава 1. Питербурх, Новый Амстердам, сиречь новый парадиз, или Метафизика Северной столицы Классическое здание, скульптуры древнегреческих богов, тонкий шпиль, увенчанный корабликом, — вовсе не то, что привыкли видеть люди в центре российской столицы начала XVIII века.

Новый быт

Новый быт Некоторое облегчение наступило в период нэпа, когда даже частичное и ограниченное разрешение заниматься частным предпринимательством в короткий срок привело к возрождению города. Кончился голод. Возобновили работу заводы и фабрики. Вновь начал принимать

Новый мир

Новый мир В начале декабря 1942 года Лаура Ферми организовала в «Метлабе» вечеринку для «металлургов». Прибывающие гости, не скрывая переполнявших их эмоций, расточали поздравления Энрико. «Поздравления? — недоуменно спрашивала Лаура. — С чем?» Но ее никто, казалось, не

Новый мир

Новый мир В начале декабря 1942 года Лаура Ферми организовала в «Метлабе» вечеринку для «металлургов». Прибывающие гости, не скрывая переполнявших их эмоций, расточали поздравления Энрико. «Поздравления? — недоуменно спрашивала Лаура. — С чем?» Но ее никто, казалось, не

42. «Новый мир»

42. «Новый мир» Теперь ему оставались лишь мечты о «новом устройстве мира». Эти слова истерлись со временем как монета, прошедшая через множество рук. Нам надо вспомнить их первоначальный смысл.Меноккио, как мы убедились, не верил в сотворение мира Богом. Помимо того, он

стихи, проза, авторская песня, публицистика, юмор

Ирина Чайковская

 

22 октября 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина, гордости российской словесности, к тому же Нобелевского лауреата. Эти заметки — о  документальном фильме «Две жизни, две судьбы Ивана Бунина» (2013, режиссер Максим Палашенко), автором и ведущим которого была литературовед и литературный критик Наталья Иванова.  

 

Все четыре фильма были насыщены материалом,  фотографиями, натурными  кадрами и хроникой.  Наталья Иванова с помощью замечательных помощников-чтецов,  актеров Бориса Романова и Любови Толкалиной, уместила жизнь  Ивана Алексеевича  в рамки четырех 25-минутных серий. 

Фильм, естественно, навел на размышления об этой жизни.

 

Недавно писала рецензию на книгу Владимира Тальми «Полный круг. ..», где в частности рассказано об его аресте в 1948 году,  в начале Холодной войны,  и предъявлении обвинения в измене родине и шпионаже. Одним из доказательств служила найденная у него на квартире книжка «перебежчика» Виктора Кравченко  «Я выбрал свободу». Но эту книжку он как переводчик в послевоенной англо-американской зоне оккупации Берлина  был обязан прочитать по должности. 

 Правда, если исходить из советских обыкновений, чтобы осуждать «зловредность» произведения, читать его совсем не обязательно. «Я Пастернака не читал, но осуждаю» — вот типичная формула,  навязанная властями «населению». Кушайте только то, что мы вам дозволяем. 

 И на фоне этого – совсем противоположный пример. Цикл книг «Русские в Грузии», издаваемых в Тбилиси, несмотря на российско-грузинскую войну, на охлаждение отношений на государственном уровне… Значит, можно и так?

Но продолжу о Бунине. Не хочется говорить о  той катастрофе, свидетелем коей он стал и которую описал в «Окаянных днях», прочитанных нами не столь давно — по вышеизложенным обстоятельствам.   А вот об «осиянных днях», о его несравненном таланте, о русском языке, которым не начитаешься, сказать хочется. Нобеля писатель получил «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

 


В числе «предшественников» особо  стоит упомянуть земляка Тургенева. Обратила внимание на то, как оба знают русский 18 век, как органично вплетают историю дворянских родов, древние предания в свое  повествование.

У Тургенева русская древность живет в «Пунине и Бабурине», в «Дворянском гнезде». У Бунина — в «Чистом  понедельнике, «Балладе»… Оба писателя —  свои в деревне, в лесу, в поле, оба охотники. Только Тургенев охотится с собакой и пешком, Бунин же участник конной охоты…  

Знание крестьянской жизни у обоих очень «вещественное».

Они точно называют  мужской и женский крестьянский наряд, точно его описывают. Открываю «Антоновские яблоки» — тут и «замашная рубаха», и  «портки» и «несокрушимые сапоги с подковками».

А уж как Бунин описывает крестьянское угощенье!  Вот  он обедает в людской с работниками —  «горячими картошками и черным хлебом с крупной сырой солью. ..» 

Вспоминаю, что, когда мы с сестрой, девочками, вместе с детским хором были в Париже, старые русские эмигранты с любопытством нас спрашивали, едят ли у нас по-прежнему черный хлеб и гречневую кашу. Сейчас думаю, что лучше той еды из детства, когда в воскресенье  варилась картошка, и все ели ее с черным хлебом и солью или  с селедкой – и нет ничего. 

 

У Бунина в том же рассказе есть и более  плотное угощение – он представляет, как его со здоровой и красивой женой-крестьянкой будет потчевать  «бородатый тесть» — « с горячей бараниной на  деревянных тарелках и с ситниками,  с сотовым медом и брагой».

Чуть ниже, в тех же «Антоновских яблоках» рассказано про угощенье у тетушки,  тут и «дули», и яблоки разных сортов, и обед «с насквозь розовой вареной ветчиной с горошком, вареной курицей, индейкой…» Любил Иван Алексеевич здоровую русскую трапезу. 

Вот и в фильме Наталья Иванова рассказывает, что в досье, собираемом на Бунина бдительными органами, отмечалось, что    Бунин-эмигрант «знает толк  в еде и  вине».  

Помню, как поразили меня воспоминания  Ирины Одоевцовой, где Бунин в годы войны, уже растративший и раздавший всю свою Нобелевку, блуждал по даче в Грассе  в поисках куска ветчины… с  громким негодованием,  констатировал  отсутствие «нормальной» пищи.

 В этом месте  мне  хочется привести портет Ивана Алексеевича, тоже меня поразивший. Принадлежит он дочери Марины Цветаевой, Ариадне Эфрон,  встретившей любимого ею Ивана Алексеевича незадолго до отъезда в Россию.

 

Бунин, кстати говоря, насчет родины не обольщался, в отличие  от многих соотечествнников-эмигрантов.  Нагадал Ариадне арест и стриженую голову в «стране большевиков».

Тогда она ему не поверила. 

А когда все это уже с ней случилось и даже осталось позади, написала в письме к Анне Саакянц о Бунине так: «Глаза были светлые, белесые, пронзительные, недобрые — глаза-ланцеты. Сам был сух, жилист, большенос, с брезгливым ртом и красивыми, сильными, подвижными и крепкими руками. Зол, заносчив, высокомерен, влюбчив, ненавистлив и умен с головы до пят. Выпивши — добрел — выпить любил» (письмо 1961 г.)

Такая характеристика, скажу я, сильно отличается не только от словесного портрета, данного Паустовским в его  бунинском «некрологе» (1953),  названном Ариадной «манной кашей», но и от всех  фотографических карточек и  художественных  изображений, где Иван Алексеевич – дэнди, красавец, холеный и аристократичный бонвиван.  

Зоркая  глазами и душой Ариадна увидела другого Бунина, скорее всего, настоящего.

 

И тут меня посещает мысль о том, что Бунин и в писаниях своих разный и пишет о разном. Ведь был он путешественником, скитальцем, где только не побывал со своей верной Верой Муромцевой. Вот тоже феномен. Девица  из хорошего  дворянско-профессорского дома решается на гражданский брак с  малоизвестным и малоустроенным писателем — «перекати поле»,  к тому же еще не разведенным,–  и отправляется с ним в дальнее морское путешествие в Святую землю.  Конечно, это уже не тургеневские времена, было сие в 1907 году, и все же смелости и решительности этой  девушки можно подивиться.  

 Свадьба их состоялась только через 15 лет, а ДО ТОГО сколько стран Востока и Запада они посетили, сколько гостиниц перевидали,  сколько, я думаю, было у них поводов для ссор и расставания . А вот не расстались. Не расстались даже тогда, когда Бунин на виду у всей эмиграции завел роман с молодой писательницей Галиной Кузнецовой.  Жена была слепа? глупа?  А, может, это любовь такая? Такая, что готова  простить и понять  даже измену. Наталья Иванова показывает фотографию: Бунин в 1933 году в Стокгольме, на церемонии присуждения Нобелевской премии. Рядом две женщины  — пожилая, Вера, и молодая, Галина Кузнецова. 

 

Слышала от Валентины Синкевич, что Галину «из приличия» выдали в Швеции за племянницу Бунина.  Иногда говорят, что Вера Муромцева «отплатила» Бунину своим романом с литератором  Леонидом Зуровым. Но, как кажется, не было там никакого романа, Вера Николаевна  опекала  его, годящегося ей в сыновья, чисто по-матерински.

А начала я с путешествий этой пары. И вот удивительно, как удавалось Бунину в рассказах передать   какой-то первобытный, свежим взглядом увиденный чужой мир. Индокитай, Палестина…   Причем, мир не только человеческий. Кто не помнит «Сны Чанга», где  все дано через восприятие собаки, бесконечно преданной  своему Хозяину-капитану?   Удивительная история, написанная чистым и высоким почти библейским языком.

И напоследок о том, о чем не было сказано в картине, но о чем сейчас идут усиленные разговоры. Во время войны Иван  и Вера Бунины прятали  на своей даче в Грассе нескольких евреев. Воспоминания одного из них, литератора Александра  Бахраха, не так давно публиковались в Новом Журнале. Я обратила внимание на то, что человек этот словно не осознавал, какой опасности подвергает хозяев дома. Вишистское правительство  преследовало евреев и тех, кто им помогал.   Буниным реально грозили арест и лагерь…

На днях прочитала, что  Израиль хочет присвоить Ивану Алексеевичу  Бунину статус «Праведника мира». Таковыми раньше  были названы Шиндлер, Вариан Фрай, Рауль Валленберг, спасавшие евреев в разных странах.

Вот было бы замечательно причислить к ним нашего Бунина! К признанию литературному прибавилось бы признание  высоких человеческих качеств. И, ей-богу, не уверена, что первое выше.

 

http://www.chayka.org/blogs/irina-chaykovskaya/2015-10-29/osiyannye-dni-ivana-bunina

 

 

Сочинение Портреты мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

Рассказ Тургенева «Бежин луг» – это одна из составляющих сборника «Записки охотника». Впервые произведение было опубликовано в 1851 году. Очерк построен на принципах реализма. Автор знакомит читателя с ребятами, которые ночью стерегут табун лошадей. Повествование ведется от имени охотника, поэтому портреты всех мальчиков описаны очень ярко и правдоподобно. Именно описание внешности позволяет сделать выводы о характере каждого из детей.

Самый старший из ребят – Федор. Автор изображает его, как стройного четырнадцатилетнего подростка. Из текста можно узнать, что Федя был из богатой семьи. Охотник рассказывает о том, что мальчик был одет в хорошую, подпоясанную рубаху, новые сапоги и армячок. У Федора были белые, кудрявые волосы, светлые глаза и приятные черты лица, то ли с улыбкой, то ли с легкой ухмылкой. Чувствовалось, что мальчику легко находиться в этой компании, а его социальный статус давал ему больше уверенности и раскованности. Автор говорит о том, что Федя не стеснялся задавать вопросы, но юноша был больше слушателем, нежели рассказчиком.

Еще один мальчик, сидевший у костра – Паша. Тургенев пишет, что на вид ему было лет 12, но, в отличие от Федора, Павлуша не обладал привлекательной внешностью, да и одежда на нем была старенькая. Автор повествует о том, что у мальчика была большая голова с взъерошенными черными волосами. На его лице пестрили яркие веснушки, и уж очень сильно выделялся большой рот. По внешнему виду Павлуши было понятно, что семья у него была небогатая. Несмотря на то, что юноша не блистал красотой, охотник ему импонировал.

Совершенно по-другому описывает Иван Сергеевич третьего ребенка – Илью. Этот мальчик был ровесником Паши. Его одежда «говорила» о том, что Илюшины родители – зажиточные крестьяне. На ногах у него были одеты новые портянки и лапти, а длинная рубаха – подпоясана веревкой. Волосы у Ильи были соломенного цвета, они едва выглядывали из под легкой шапки. Характерной чертой юноши был всегда прищуренные глаза и сжатые губы. Илья знал много историй, именно он был основным рассказчиком у костра.

Четвертый – Костя, мальчик лет десяти. Казалось, что в чертах его лица не было ничего необычного: острый подбородок, щеки и лоб в веснушках. Но на этом фоне выделялись его большие и задумчивые глаза. Мальчик был худой, невысокого роста, от резких звуков он всегда вздрагивал.

Пятый, самый юный «охранник» табуна, семилетний Иван. Охотник не сразу заметил мальчика, ведь он был маленького роста. В силу возраста Ваня немного трусоват. Автор упоминает, что у ребенка были кудрявые волосы и слегка картавый говор.

Именно описание внешности детей позволяет сделать выводы о характере каждого из них.

Вариант 2

В рассказе Ивана Тургенева, одного из лучших писателей-пейзажистов, мы знакомимся с «крестьянскими ребятишками», центральными героями, которых встречает «в ночном», то есть пасущими лошадей. И кроме того что в произведении мастерски описана природа, еще и немало внимания уделено изображению главных персонажей, их внешности и характерам, их интересам, речи.

Старший из них, Федя, возрастом около четырнадцати лет, красивый, белокурый мальчик. По его хорошей одежде можно понять, что он из обеспеченной семьи и выехал «не по нужде, а так, для забавы». Даже сапоги у него были не отцовские, а свои, значит у семьи денег в достатке. С остальными мальчиками он ведет себя несколько вальяжно, надменно.

Мальчик помладше, лет двенадцати, Павлуша, был неказистый: рябое лицо, широкие скулы, огромная голова, приземистое неуклюжее тело. Но его умный, прямой взгляд, звучный, сильный голос понравились автору-рассказчику, несмотря на скромность его одежды – замашная рубаха да порты.

Ильюша был ровесником Павла. Его лицо было подслеповато, болезненно, он щурился от огня, надвигал на глаза шапку. Его одежда была небогата, но опрятна. Новые лапти и онучи, веревка трижды стягивала стройный стан в черной свитке. Он работал с братом на бумажной фабрике, как узнает автор из разговора.

Четвертый мальчик, Костя, лет десяти, слабый, болезненный, с острым худым лицом. Его телосложение автор называет тщедушным, словно оценивая этим словом и внутренние качества героя. Особенно впечатлили рассказчика его черные глаза, блестевшие «жидким блеском». Одет довольно бедно.

Самого младшего мальчика, Ваню, автор сначала даже не заметил от того, что он так мал. Ему около семи лет, он незаметный, тихий ребенок, в течение рассказа не вылезает из-под рогожи.

Внешность мальчиков соотносится с чертами их характера, о которых автор впоследствии узнает из их разговора. Федя, хорошо одетый мальчик из зажиточной семьи, держит себя несколько высокомерно. Павлуша – умный и решительный человек, что тоже можно заметить по его взгляду, манере держать себя. Тревожность Ильюши, переданная в его облике, объясняется его искренностью, добротой, вниманием к другим людям. Маленького щуплого Костю с большими глазами автор называет трусишкой. Сразу же вспоминается пословица: «У страха – глаза велики».

Другие сочинения:

Портреты мальчиков из рассказа Бежин луг

Несколько интересных сочинений

Литературная викторина для 6 класса — Страничка учителя

        Представление команд.

  1. Конкурс «Винегрет» из пословиц»  Продолжи по очереди …
  2. В тихом омуте …(черти водятся)
  3. После драки …(кулаками не машут)
  4. За двумя зайцами погонишься (ни одного не поймаешь)
  5. Слово не воробей…(вылетит – не поймаешь)
  6. Лежачего …(не бьют)
  7. Соловья баснями (не кормят).
  8. Не говори гоп, пока …(не перепрыгнешь)
  9. Цыплят … (по осени считают).
  10. Щи да каша …(пища наша)
  11. Что с возу упало …(то пропало)
  12. Как аукнется …(так и откликнется)
  13. На ловца …(и зверь бежит)
  14. Не зная броду  … (не суйся в воду).
  15. Любишь кататься …(люби и саночки возить)
  16. Не рой другому яму …(сам в нее попадешь)

 16 Делу время …… (потехе час.)

  1. Семь раз отмерь …(один отрежь)
  2. Не всё коту …(масленица)
  3. Конкурс Что в имени твоем? (Угадывание художественных произведений по именам героев)
  4. Дворник Герасим.
  5. Воевода Претич.
  6. Пан Тыбурций.
  7. Министр Чернушка.
  8. Офицер Жилин.

6.Филька по прозвищу «Ну Тебя».

  1. Малютки – медовары.
  2. Пятница
  3. Конкурс «Поговорим о том, о сём» (угадать по монологу или диалогу, из какого художественного произведения даны отрывки)
  4. Вы умеете, молодой человек, играть кадриль? И вальс умеете? Может быть, и польку тоже?
  5. Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такого, Который бы вертел очаг кругом жаркова?
  6. Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я  их никогда не видала.
  7. Хирургия – пустяки. Тут во всем привычка, твердость руки… Раз плюнуть…
  8. – Я не понимаю, чем кичится семейство роз… Разве роза красивее и стройнее меня?

— …Я принц Дельфиниум. В моем венчике отражается небесная лазурь, а мои многочисленные родичи владеют всеми розовыми переливами.

— Мы ничем не пахнем, — сказала астра, — и этим доказываем свою порядочность и благовоспитанность.

  1. – Слушай…дай мне побелить немножко!

— Нет, нет…едва ли тебе это удастся…пожалуй. Из двух тысяч мальчиков не найдется ни одного, который сумел бы выбелить его /забор/как следует…

— Вздор! Я буду стараться не хуже тебя. Мне бы только попробовать! … я дам тебе все мое яблоко.

— Ладно, изволь!

  1. Конкурс «Встречают по одежке – провожают по уму»

(Угадывание художественных произведений по описанию  внешности литературных героев)

  1. Это было бледное крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, руки её были тонки и прозрачны… Я невольно сравнивал её с моей сестрой. Но моя Соня была кругла как пышка…
  2. Мужчина двенадцати вершков росту, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых…
  3. У второго мальчика ,…, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.
  4. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.
  5. За окном порхали снежинки; одна из них … превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный . казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! Глаза её сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.
  6. Старинный русский барин. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; …принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения.
  7. Конкурс «Закончи строки, назовите произведение и  его автора»

1) «Осел увидел Соловья и говорит ему: «…..»

2) «Жил- был добрый царь Матвей…..»

3) «Ветер, ветер! Ты могуч,…»

4) « Изведал враг в тот день немало…..»

5)  «Белый снег, пушистый…»

6) «Зима недаром злится,….»

7) « Хозяин спрашивал: « Ты звезд теченье знаешь?….»

8)  « У лукоморья дуб зеленый…»

  1. Конкурс «Знатоки теории литературы»
  2. Назовите группы народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)
  3. Назовите стихотворные размеры?  (Двусложные и трёхсложные: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)
  4. Что такое антитеза? (противопоставление)
  5. Как называется описание внешности человека в художественном произведении. (Портрет)
  6. Конкурс «Кто я?»

(Командам зачитывается по частям словесный портрет  какого-либо литературного героя, которого они должны отгадать. Дается три попытки. С каждой попыткой оценка снижается)

Словесный портрет 1: «Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой».  (5 баллов)

«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города».   (3 балла)

«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)

Ответ:  Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин)

Словесный портрет 2: «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками».  (5 баллов)

«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из  самых популярных героев былин».   (3 балла)

«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)

Ответ:  Илья Муромец («Русские народные былины»)

  1. Конкурс «Библиотека»
  2. Автор рассказа «Бежин луг» (И. С. Тургенев)
  3. Автор стихов «Узник», «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)
  4. Автор повести «Ночь перед Рождеством» (Н. В. Гоголь)
  5. Автор стихотворения «Листья» (Ф. И. Тютчев)
  6. Автор романа «Дубровский» (А. С. Пушкин)
  7. Автор стихотворений «Тучи», «Утес» (М. Ю. Лермонтов)
  8. Автор стихотворения «Железная дорога» (Н. А. Некрасов)
  9. Автор рассказов «Хирургия», «Лошадиная фамилия» (А. П.Чехов)
  10. Автор повести «Дети подземелья» (В. Г. Короленко)
  11. Автор рассказа «Му-Му» (И. С. Тургенев)   
  12. Конкурс «Гуманитарная математика»

Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять её замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27 360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него  будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?

Ответ:  98 лет.

  1. Прочитана последняя страница. (Угадывание художественных произведений по заключительным строкам)
  2. Когда б на то не Божья воля,

    Не отдали б Москвы!

  1. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  2. Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей удалось помирить коня с Филькой.
  3. Нет у вас родины, нет вам изгнания.
  4. Засеют как следует, а взойдет такое, что разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква… черт знает что такое!
  5. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.
  6. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!
  7. Выпряг народ лошадей — и купчину
          С криком „ура!“ по дороге помчал…
          Кажется, трудно отрадней картину
          Нарисовать, генерал?..»

 

Художественные образы и пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

6 класс

И.С.Тургенев

«Бежин луг»

План характеристики

1.  Внешние черты, портрет (лицо, фигура, костюм). 2. Психологический анализ (чувства, мысли, побуждения – внутренний мир персонажа). 3. Характер (поступки, отношение к другим людям). 4. Речевая характеристика героя. 5. Прямая авторская характеристика героя. 6. Характеристика героя другими действующими лицами. 7. Изображение социальной среды, в которой живет и действует персонаж.

Портретная характеристика

У Павлуши – волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.

Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да и залатанных портов.

Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо оживленной быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.

Без хворостинки в руке, ночью, он немало не колеблясь, поскакал один на волка…

«Что за славный мальчик!»

Портретная характеристика

Федя – это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

Одежда на нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку…

Портретная характеристика

Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза.

Портретная характеристика

Лицо Илюши было незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.

Портретная характеристика

Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различать; но странное впечатление производило его больше, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов.

Картина пробуждения утра

 

в олицетворениях

«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось,     запело, зашумело, заговорило»

в метафорах

«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня . .. сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»

Картина летнего дня

эпитеты в сочетании с метафорой

«Был прекрасный июльский день… небо ясно: утренняя заря … разливается КРОТКИМ румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, но светлое и приветливо лучезарное — мирно всплывает … свежо просияет…хлынули играющие лучи и весело и величаво … поднимается могучее светило».

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

сравнение

метафора

олицетво-рение

эпитет

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

олицетворение

эпитет

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «в застывающем воздухе»; «странное  чувство», «угрюмый мрак»

  «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

сравнение

метафора

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самыми моими ногами»

«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась  темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

Картины ночи

Зрительные образы

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути.

Картины ночи

запахи

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи»

Картины ночи

тишина

«Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… одни огоньки тихонько потрескивали»

Картины ночи

звуки

«Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук…»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

пейзаж

Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится  след  ног  по росистой, побелевшей траве …

ощущения

Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» …

звуки

Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами …

Подумай и ответь!

С чего начинается рассказ Тургенева?    Чем завершается рассказ? 

Для чего, с какой целью Тургенев ввел в рассказ пейзаж? Не являются ли картины природы в рассказе лишними?

С помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко изобразить природу? Чем определяется отбор автором тех или иных средств языка?

Какие тургеневские описания природы показались вам наиболее меткими и неожиданными? Когда, на ваш взгляд, И. С.Тургеневу природа кажется всего прекрасней?

Какую же роль играет природа? В чем ее значение?

Конспект к уроку русского языка «Действительные и страдательные причастия» 7 класс | Уроки по Русскому языку

Конспект к уроку русского языка «Действительные и страдательные причастия» 7 класс