Женская подвеска на руси: Женская подвеска на Руси, 4 (четыре) буквы

Содержание

Традиционные женские украшения на Руси

С незапамятных времен женщины носили украшения серьги, ожерелья, просто ленты или полоски ткани. Каждая старалась подчеркнуть свою индивидуальность, показать свой художественный вкус и мастерство, а иногда указать на материальное благополучие семьи. Назначение украшений было разным: для привлечения внимания к себе, для создания дополнительного эффекта костюма, для защиты от злых чар и сил.

I. Серьги.

 

 

1. Колты (другие названия — колтки, колтуши) – древне русские (XI – XIII ст..) женские украшения: золотые или серебряные литые подвески, которые крепились летами у височной части женских головных уборов, заменяли серьги и, зачастую, кроме украшения выполняли еще и роль оберега. Конструкция незамысловатая: две пластины, выпуклой формы, спаянные между собой и в верхней части, прикрепленные к дужке для подвешивания. Встречаются в форме круга или звезды.

На украшения круглой формы с помощью перегородчатой эмали наносили изображения замысловатых птиц, сиринов, цветов, древа жизни, в более позднее время – христианские мотивы. Золотые и серебряные колты в форме звезд украшали зернью и сканью.

 

 

2. Пясы – использовались в период позднего средневековья (приблизительно с XIV ст.). Являют собой тяжелые увесистые подвески, закрепленные на кольце-швензе, дополненные по нижнему краю колокольчиками. Подвески или крепились к головному убору при помощи лент, или прикреплялись к уху. В более позднее время их стали изготавливать из бисера.

 

 

3. Одинцы, двой- и тройчатки – висячие длинные серьги с одним, двумя или тремя стержнями (откуда и происходит соответственное название). К стержням крепились костяные, сердоликовые или перламутровые небольшие шарики или цилиндры, речной жемчуг или стеклянные бусины.

Использовались в центральны и х северных областях Европейской части России, приблизительно с XV ст.

 

 

4. Голубцы (орлики) тяжелые серьги, формой напоминающие одну или двух птиц, повернутых одна к другой спинами. Использовались в XVI — XVII столетиях.

 

 

5. Бабочки – двухлопастной металлический стержень, оплетенный жемчугом

Ажурным узором, напоминающем крылья бабочки. Жемчужины нанизывались на тонкую проволоку или конский волос и крепились к нижней части подвески в форме капли или колокольчика. Основу детали изготавливали из латуни, сплава металлов: цинка и меди, с добавлением других элементов, дужку изготавливали из серебра. Окончательная форма сережек и используемые материалы определилась к концу XVIII столетия, однако в XIX ст. – натуральный жемчуг заменили стеклярусом и бисером с перламутровым покрытием.

II. Ожерелья и их виды.

Большое место в народных костюмах занимали шейные украшения.

 

 

1. Гайтан (в других местностях – титан, гердан, королеска, итан, почепка, чапочка и др.) – первоначально нагрудное украшение, в некоторых случаях переходящее в наспинное или соединяющееся с ним

Сначала изготавливался в виде полосы-цепочки из металлических колец, сплетенных между собой, кулоном служил прикрепленный к ней крест или икона. Позже, народные умельцы начали изготавливать такие украшения из нитей или бисера, что значительно упростило работу и уменьшило стоимость украшения.

В наше время гайтаны – длинные плетенные полоски из бисера (наибольшая длина – до талии), шириной не больше 10 см. Оба конца бисерной ленты соединены с помощью подвески, которая, в свою очередь, украшена бисерной бахромой или кистями, медальоном. В далекой древности, с целью придать гейтану специальный обереговый смысл – к нему вместе с подвеской прикрепляли кость куриного крыла – вставаранку.

 

 

2. Грибатка – похож на гердан, только бисерные нити или цепочки разделен на ровные отрезки с помощью элементов формой ивнешним видом, напоминающие главный медальон. Может замыкаться большой подвеской –медальоном, а может оставаться не замкнутым.

 

 

3. Колодочки или жгут – туго сплетенное объемное кольцо из бисера или цепочки, очень похожее на тело змеи. Чаще всего использовалось молодыми женщинами и девушками на территории Тульской, Рязанской и Калужской губерний. Лариат – также тугой объемный бисерный жгут, только более длинный. Использовался в качестве пояса или как бусы. По неизвестным причинам часто их путают с герданами.

 

 

4. Гривна – старинное, известное со времен Киевской Руси, женское шейное украшение: кольцо с широкой золотой или серебряной пластинчатой вставкой. Пластину украшали орнаментом, насечками или изысканной резьбой. Украшение чаще всего не имело застежки, а зажималось прямо на шее.

 

 

5. Перлы (также – прутики, пруты) – украшение, изготовленное из, нанизанного на конский волос, речного жемчуга. Его применяли для украшения одежды и головных уборов, изготовления бус и сережек, традиционные техники использования для отделки народного костюма бытовали до начала ХХ столетия. Жемчуг добывался в реках на севере Европы. Образуется он в речных раковинах, которые называются «жемчужница пресноводная» или латинское — «margaritana margaritifera». Раковины имеют почковидную форму, размеры жемчужин варьируются от маленьких зернышек до шариков диаметром от 10 до 14 мм. В праздники в отдельных районах Воронежской губернии пруты составлялись из нескольких нитей, а по особо большим и важным – их число доходило до десяти.

 

 

6. Монисто (также – маниста, монисты) – бусы из нескольких, соединенных между собой нитей, к которым в редких случаях крепились небольшие монеты в качестве подвесок.

 

 

7. Ленки (также – ожерелок, брода, жарелок, шейная лента, подгорлок и др.) – искусно расшитая и богато украшенная полоска ткани, одеваемая на шею. Нижний край украшался сложенными лентами, кистями или бахромой бусинами, бисером или стеклярусом.

 

 

8. Наборушник (также глунец, оплечье) – круглое шейное украшение, лицевая сторона которого богато украшена серебряным или золотым шитьем, изысканной национальной вышивкой, канителью, жемчугом, бисером или аппликацией из цветной фольги.

← Украинский анекдот. История появления  |  Символическое значение орнаментов на украинских рушниках →

Древнерусские украшения-их значение

 

Статьи о медном литье

Одним мужчинам женская любовь к побрякушкам служит поводом для шуток, другим – для восхищения.

А ведь традиция надевать на себя безделушки пришла к нам от далеких предков.

Дирхем, кольцо, ещё полгривны
Занятный вятический колт
Вернее, два – рисунок дивный
Свастический солнцеворот

И уткокони, уткокОни
Мне этот символ страшно мил
Его какой-нибудь тихоне
Кузнец застенчиво дарил…

Левин Вячеслав Николаевич (stvs)

 

 

 

 

 

 

Древние люди считали, что через отверстия нашего тела могла вылететь душа человека, или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство. Также следовало магически защитить и более всего подверженные ранениям и ушибам руки и ноги. Наконец, требовалось защитить энергетические центры и каналы тела.

Не слишком доверяя своей способности противостоять злу, люди старались защитить свое тело с помощью предметов из кости, дерева или металла. Конечно, дерево предпочиталось «благородных» пород: дуб, береза, сосна.

Кость должна была быть от сильного неустрашимого животного: медведя, тигра. Но лучше всего для охраны души и тела подходили металлы и драгоценные камни. Старославянские мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями бога Перуна – главного из языческих богов. Таким образом, украшения в древности имели религиозный, магический смысл. Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана. Древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и сейчас) гораздо больше украшений, нежели мужской.

С древнейших, поистине пещерных времен женщина была объектом едва ли не религиозного поклонения со стороны своего вечного друга и спутника – мужчины.

Во-первых, женщина рожает детей. Во-вторых, именно женщина оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов и легенд. В глазах наших предков женщина не только не являлась «сосудом» злых сил – наоборот, она была существом куда более священным, чем мужчина. А значит, ее, как и все священное, требовалось особенно бережно охранять.

Отсюда – при мало-мальском достатке – и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и перстни.

Учёные пишут, что славяне, расселявшиеся в VI— VII веках по лесной полосе Восточной Европы, оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только им присущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовали тогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии.

Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезенным купцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этих границ — области отдельных племён. Но и процесс взаимного проникновения, взаимного обогащения культур не стоял на месте, благо в те времена не было строго охраняемых государственных границ.

И вот уже иноземные кузнецы копировали новый славянский фасон и тоже по-своему его претворяли, а славяне продолжали присматриваться к веяниям «зарубежной моды» — западной и восточной.

Гривна

Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея».

У некоторых народов гривны носили мужчины, у других – женщины, но ученые утверждают, что всегда и у всех, в том числе у славян, это был признак определенного положения в обществе, очень часто вроде ордена за заслуги.

Гривны нередко находят в женских погребениях древних славян. Поэтому археологи с полным правом настаивают, что это было «типично женское» украшение, наподобие бус и височных колец.

Древние славянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром и позолотой. Драгоценные гривны делались из серебра.

Древние славяне носили разные виды гривен, отличавшиеся способом изготовления и соединения концов. И конечно, каждое племя предпочитало свой, особенный вид.

Дротовые гривны делали из «дрота» — толстого металлического прутка, обычного круглого или треугольного в разрезе. Кузнецы перекручивали его клещами, раскалив на огне. Чем горячее был металл, тем мельче получалась «нарезка». Чуть позже появились гривны из ромбического, шестиугольного и трапециевидного дрота. Их не скручивали, предпочитая выбивать сверху узор в виде кружков, треугольников, точек. Эти гривны находят в курганах X – XI веков.

Похожие, только соединенные не замочком, а просто далеко заходящими друг за друга концами, изготавливали сами славяне. Разомкнутые концы таких гривен находились спереди. Они красиво расширяются, зато тыльная сторона, прилегающая к шее, круглая, чтобы удобнее было носить. Их обычный орнамент состоял из треугольников с выпуклостями внутри. Их археологи называют «волчий зуб». Такие гривны, сделанные из биллона, бронзы и низкопробного серебра, носили в X – XI веках в племени радимичей. В XI – XII веках радимичи стали соединять концы гривен красивыми квадратными бляхами, штампованными или литыми. Некоторые бляхи, рассеянные на значительной территории, отлиты явно в одной мастерской, даже в одной формочке. Это говорит о развитой торговле и о том, древнерусские мастера-ювелиры работали не только на заказ, но и на рынок.

Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой или бронзовой проволоки, носили «просто так», без дополнительных украшений. Но если железная или цветная проволочка была достаточно тонкой, на нее нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики.

Самыми многочисленными были гривны витые. Славянские умельцы свивали их разными способами: «простым жгутом» — из двух-трех медных или бронзовых проволочек; «сложным жгутом». Иногда простой или тонкий жгут обвивали сверху тонкой крученой проволочкой.

 

Височные кольца

Украшение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали «височными кольцами».

Славянские женские подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизывали на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И все-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, — у висков. Как показали раскопки, височные кольца носили в Западной и Восточной Европе, на Севере и на Юге. Носили с древнейших времён — и тем не менее к VIII—IX векам их стали считать типично славянскими украшениями, такой популярностью они начали пользоваться среди западнославянских племён. Постепенно мода на височные кольца распространилась и к восточным славянам, достигнув у них наивысшего расцвета в XI—XII веках.

Девочки-подростки, еще не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, в крайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев – надежду народа. Их височные кольца, поэтому, особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, преставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям. Совсем иначе выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу. Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочными спиральками — такие кольца любили не только славянки, но и женщины финноугорских народов. В XI—XII веках это было излюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас живут недалеко от Санкт-Петербурга). Новгородские женщины XI—XII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшенными мелкой зернью — металлическими шариками, напаянными на основу. В племени дреговичей (район современного Минска) крупную серебряную зернь приделывали к каркасу бусин, сплетённому из медной проволоки. В Киеве XII века бусины, наоборот, делали ажурными из тонкой филиграни.

 

Серьги

Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером с браслет, что, как обычно, не очень понравилось людям старшего поколения. И всё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет, если не больше. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках) носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.

Похожие найдены и на северо-западе территории новгородских словен, только надевали их по одному, реже по два с каждой стороны лица, и кончики колец не завязывались, а скрещивались. В X—XI веках к проволочным кольцам здесь иногда привешивали на цепочках бубенцы и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколько ярусов. А вот у словен, живших в городе Ладоге, в середине IX века вошли в моду кольца со спиральным завитком, обращённым наружу. Нельзя исключить, что они попали туда с южного берега Балтики, со славянского Поморья, с которым ладожане поддерживали тесные связи.

В целом у древних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычно как подражание иноземной традиции. Князь Святослав, вероятно, потому и обзавёлся своей знаменитой серьгой, что большую часть времени проводил на чужбине, в военных походах.

Браслеты

Мода на них появилась в середине XII века и держалась до начала XIV века.

Браслеты – наиболее ранние из известных нам славянских украшений: они попадаются в кладах и при раскопках поселений начиная сVI века.

Слово же браслет пришло в наш язык из французского. Древние славяне называли браслеты «обруч», т. е. «то, что охватывает руку», а также «зарукавья». Их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки. Большое значение придавалось застежкам браслетов, которые украшали эмалями. Точно неизвестно кто же носил обручи – мужчины или женщины. Археологи редко находят их в мужских погребениях и уверенно считают украшение специфически женским. Зато на страницах летописей мы встречаем князей и бояр «с обручами на руках».

Древние славяне делали браслеты из разных материалов: из кожи, покрытой тисненым узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитого тонкой металлической лентой, из цельного металла и даже… из стекла.

Несмотря на дешевизну, оживленную торговлю, стеклянные «обручи» не прижились среди сельского населения.

Судя по всему, деревенский люд предпочитал металлические браслеты, в основном из меди. Носили их на правой и левой руках, иногда по несколько штук.

В большом ходу были браслеты, витые из нескольких проволок, «ложновитые», то есть отлитые в глиняных формочках по восковым слепкам с витых браслетов, а также плетеные – на каркасе без каркаса.

Очень красивы и разнообразны «пластинчатые» (согнутые из пластинок металла) браслеты, кованные и литые.

С домонгольских времен сохранились браслеты еще одной разновидности – «створчатые», состоящие из двух половинок, соединенные маленькими петлями и застежкой. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря.

На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий – торжеств по поводу доброй, плодоносной воды.

 

Подвески

Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов. Различают до 200 типов различных видов подвесок. Наиболее популярными были подвески символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни) или богатства (ножи, топорики), привески в форме животных: птиц или коней, которые были символов счастья и неизменно сопровождались знаками солнца, а также геометрические привески: круглые, лунницы, крестики, ромбы и т.д.

Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами. Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы. Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды.

Все вышеназванные типы привесок просуществовали вплоть до XIII века. Немного дольше, до XV века, просуществовали подвески-бубенцы. Носили их в комплекте с другими привесками, шейными гривнами, венцами, но чаще всего – с карманами, у пояса или рукавов. Будучи символами бога–громовержца, своим звоном они были призваны отгонять злых духов.

Обереги

Всё, что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясно читаемый религиозный, магический смысл. Также, как для верующего христианина крест, который он носит на шее, — будь этот крест даже произведением ювелирного искусства

Многие славянские обереги достаточно чётко разделяются на мужские и женские (кстати, заметим, что в христианскую эпоху аналогичным образом различали и нательные кресты).

«Солнечная» символика хорошо прослеживается и в круглых привесках-оберегах, также входивших в женский убор. Делали их, как правило, из биллона или бронзы, реже — из высокопробного серебра.

Если для «солнечных» круглых привесок употреблялись в основном жёлтые сплавы, то на привески – «лунницы» чаще шли белые, в цвет лунного света, — серебро или серебро с оловом, а бронза – лишь изредка. Оно и понятно, ведь в лунницах, как пишут учёные, отразился древний культ Луны, распространённый не только у славян, но и у других древних народов Европы и Азии. В славянских погребениях лунницы появились в Х веке. Обычно их носили по нескольку штук в составе ожерелья, а то вдевали в уши, как серьги. Богатые женщины носили лунницы из чистого серебра. Нередко они отмечены тончайшей ювелирной работой, их украшает мельчайшая зернь и филигрань. В таких лунницах каждый мельчайший шарик был припаян вручную.

В лунницах, что охотно носило большинство женщин, и металл был подешевле и работа попроще. Такие лунницы делались, как правило, по готовому восковому слепку, в который вливался металл. Для отливки использовались и слепки из глины. Нередко на таких лунницах присутствовал растительный орнамент. Это не случайно, так как «обязанностью» Луны было следить за ростом растений.

Славянские обереги: амулеты

Обереги-амулеты могли быть в виде магических символов или специальных фигурок. Защитные фигурки, как правило, носили целыми наборами в виде украшения. Их подвешивали к полукруглой дужке, скрепляли металлическими цепочками и надевали на тело в области груди, ближе к сердцу.

Дужка в форме полумесяца выбрана не случайно, она символизирует небосвод. Также на ней выбивались три точки, обозначавшие восход солнца, закат и полдень. Чаще всего можно встретить амулеты из пяти фигурок: ключа, челюсти хищника, двух ложек и птицы.

Женские славянские обереги

Все то, что люди носили на себе в древности, имело практическое значение. Все женские и мужские украшения являлись оберегами: браслеты, кольца, мониста, подвески, серьги, и даже алые ленты, которые девушки вплетали в волосы.

У северных народов, например, женщины носили подвески, элементы которых стукались друг о друга при ходьбе, и этим шумом распугивали нечистую силу. Это могли быть простые по форме бубенцы или же фигурки, выполненные из дерева или металла. Вырезали петухов, коней, утиные, лягушачьи лапки и другие зооморфные символы.

Особое внимание уделялось самой уязвимой зоне: шея, грудь, солнечное сплетение. Именно поэтому женщины носили на шее объемные ожерелья, мониста и прочие украшения-талисманы. Одним из распространенных материалов для их изготовления являлся бисер. По сути, бисер – это стекло, а свойства стекла всегда ценились магами и прорицателями так же, как и свойства хрусталя. Стекло не только защищает от темных сил, но и сохраняет здоровье человека, так как способно выравнивать его энергетические потоки.

Разные народности в разное время носили подвески по-разному: в виде ожерелья на шее, на поясе, прикрепляли к головному убору.

Обязательным элементом женского костюма были головные уборы, которые, в том числе, имели и защитную функцию. У славянских народов часто встречается птичья символика в женских головных уборах. Кокошник, например, можно было бы назвать «петушником», так как кокошь – это и есть петух. Рогатые кики символизируют утку (кика – это утка). Также встречались головные уборы, которые так и назывались, сороки. Обычные платки чаще всего были защитного алого цвета, на них вышивали все тех же птиц, растительную и другую обережную символику.

Девушкам разрешалось не носить головных уборов, но у них были так называемые ленты-очелья. Это могла быть обычная алая лента, или изготовленная из металла, к которой прикреплялись в виде подвесков фигурки-обереги. Среди всех металлов обереги чаще всего изготавливали из меди или из бронзы, если позволяли средства, то использовали серебро и золото.

В качестве амулета выступал также женский гребень. У него было семь зубцов (у многих народов мира это магическое число, защищающее от дурного глаза и болезней). Помимо прямого назначения, гребни использовались в различных магических обрядах, применялись для заговоров и излечения больного человека. Неслучайно частое упоминание гребня в сказках. Там он использовался в качестве волшебного помощника.

Женщины носили серьги, и они также выполняли обережную функцию. Сережки состояли из одной или нескольких металлических подвесок. Это мог быть ключ, символизирующий богатство, маленькая ложка, символизирующая достаток в доме, пестик ступы – знак плодовитости и мужского начала. Колющие и режущие предметы в подвесках, изображенные в виде звериных челюстей, пилы, топора, серпа и т.п. считались мощным оберегом от злых духов и нападения диких зверей в лесу.

Издавна считалось, что женщины больше мужчин подвержены влиянию потусторонних сил, поэтому мощная защита требовалась им и днем, и ночью. Для того чтобы ночью защитить себя злых духов навьего мира, женщины надевали специальные ожерелья-лунницы. Их изготавливали из серебра в виде подвесок, круглых или в форме полумесяца.

Славянские обереги для мужчин

У мужчин украшений-оберегов было гораздо меньше, чем у женщин, но они тоже были. Так, например, на застежках плащей, так называемых фибулах, высекали защитные солярные знаки.

На мужских нательных оберегах изображали символ плодородия –восьмиконечный крест, знак солнца – обычный крест, знак земли – ромбы, солярные знаки – свастики, а также рыб, зверей, птиц, небосвод.

Вдали от дома мужчин оберегали подвески с изображением уточек или коньков. Мужчины постоянно воевали, поэтому для них важны были обереги, защищающие от ранений и приносящие победу в боях.

Такими амулетами являлись клыки и когти диких животных, особенно, волчьи, а также подвески в виде ножей, мечей, кинжалов.

И мужчины, и женщины на руках носили браслеты из металла, стекла, кости с обережной символикой.

Вспомните образ царевны из славянских сказок. Перед тем как начать творить чудеса, она распускала длинные рукава своей рубашки. И на самом деле в древности рукава на женской одежде были широкими и длинными, до самой земли. Их распускали только тогда, когда танцевали ритуальный танец в честь богини земли Макоши. В остальное время рукава скрепляли браслетами: во-первых, чтобы через них не смогли проникнуть злые духи, во-вторых, для удобства. Рукава на мужской одежде также были широкими, но не длинными, их «запечатывали» браслетами-оберегами.

Бусы

Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». Археологи часто так и пишут в своих работах «…найдено ожерелье из бус». В самом деле, нитка зачастую очень крупных (около 1,5см в диаметре) бус, однотипных или разных, современному человеку напомнит скорее именно ожерелье, а не те бусы, что носят теперь.

В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племён, у южных они были не так распространены.

Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоёв — всего чаще жёлтый, белый, красный.

Другие бусы, о которых непременно хочется упомянуть,- это позолоченные и посеребрённые. Техника серебрения и золочения стеклянных изделий, в том числе бус, была освоена мастерами египетского города Александрии ещё до нашей эры. Спустя века ниточка традиций дотянулась и до Северной Европы. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы Выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета), бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней). В Древней Руси существовало еще одно женское шейное украшение — монисто- своеобразные бусы в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет.

Колты

Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью.

Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра.

Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых.

 

Кольца и перстни

Украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, — кольца, перстни – появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего, X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке…

В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязанный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современному Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни, а Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» — утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира.

Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстней, надетые …. на палец ноги.

Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становиться поистине массовым.

Очень своеобразные и красивые «решетчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племен.

Славянские обереги для дома

Подобно одежде, человеческое жилье также покрывалось символическими обережными знаками. По сей день в деревнях можно встретить старые дома с резными крышами, дверьми, ставнями. Все то, что вырезалось на дереве, имело смысл, это были далеко не простые украшения, какие делают в наше время. Все те же солярные и громовые символы располагали вокруг отверстий, через которые нечистая сила могла проникнуть в дом. В первую очередь, это были окна, двери, печная труба. Вершину крыши часто венчал конь – символ Перуна. Над входной дверью висела подкова. Кстати сказать, подкову в качестве оберега для дома или же нательного талисмана, используют и по сей день. Но чаще всего можно встретить ее, висящей концами вниз, что неправильно – наши предки располагали подкову-оберег исключительно концами вверх.

Внутри дома многие предметы быта были покрыты обережным орнаментом: печь, кухонный стол, различные инструменты для работы.

 

Славянские обереги для процветания и благополучия:

Гребень

Расчесывая волосы деревянным гребнем с семью зубьями, вы не только благоприятно влияете на волосы и кожу головы, но и привлекаете к себе удачу и здоровье. Для усиления действия гребня нанесите на него изображение конька или две волнистые линии (водный знак), что отгонит нечистую силу.

Ложка с загнутой ручкой

Из нее можно кушать или же пить лекарства, тогда польза будет удваиваться. Чтобы усилить действие, нанесите на ручку ложки ромб с точками внутри – это знак Макоши.

Ключ

В качестве оберега можно использовать как изображение ключа, так и настоящий маленький ключик. Он символизирует накопление опыта, чести, материального и духовного богатства.

Кости и зубы диких животных

В виде нательных амулетов такой оберег является довольно распространенным и в современном мире. Но не все знают о том, что это сугубо мужской талисман, который женщинам приносит только несчастья. Мужчина, который сделает своим оберегом, например, волчий или медвежий клык, защитит себе от нападения врагов, приобретет силу над ними, храбрость и непобедимость. Силой обладают не только настоящие звериные зубы и кости, но даже их изображения. Неслучайно волк присутствовал на эмблемах и гербах многих армий.

Топор

Топор символизирует главного языческого бога Перуна, поэтому, как сам этот предмет, так и его изображения, фигурки, являются мощными защитными оберегами.

Костяной нож

Сам этот предмет и его изображение защитит от злых духов человека и его дом.

Уткоконь

Этот оберег соединяет в себе два мощнейших символа: утку и коня, соответственно, обладает двойной силой. Связаны эти символы с Дажьбогом, языческим богом солнца. Днем его колесницу по небосводу несут кони, а ночью, по подземному Океану – утки. Такой оберег защит от всего плохого и привлечет все хорошее.

Крест

Символика креста у древних славян никак не связана с христианством. Это солярный знак, защищающий человека от злых сил со всех четырех сторон света.

Подкова

В качестве оберегов использовались ржавые подковы, так как износившийся металл притягивал к себе все болезни, не пуская их к хозяевам дома. Кроме того, как только человек с дурным глазом видел подкову, висящую в необычном месте, он удивлялся, что помогало рассеять всю его злую силу.

Подобные языческие традиции постепенно стали утрачиваться после крещения Руси, но, вместе с тем, они не изжиты полностью до сих пор. Мало кто из нас знает, как правильно выбирать, изготавливать и носить обереги, но связь с предками, которая присутствует в каждом на подсознательном уровне, дает подсказки. Даже если вы подберете на улице какой-нибудь камушек, который вам с чего-то вдруг очень сильно понравится, он уже сможет стать вашим персональным талисманом, достаточно просто поверить в его силу. Прислушивайтесь к таким знакам, ведь они не случайны, возможно, вам требуется защита, и сама судьба посылает ее. А теперь, зная об основных славянских оберегах, вы сможете самостоятельно изготовить их.

Вышивка

Если порыться в сундуках, то во многих домах можно найти доставшиеся по наследству от бабушек и прабабушек вышитые красивыми узорами рушники, рубашки, наволочки, платки, скатерти, кисеты.

Вышивке уделяли огромное значение: она была не простым украшательством, а выполняла функции оберега. Значение имело все: узор, цвет ниток, выбранная ткань и место, на котором располагалась вышивка, настроение, с которым выполнялась работа. Вышивать, кстати, доверялось только женщинам. Если для работы использовались прялка и ткацкий станок, то на них рисовали или высекали специальные знаки, которые также выполняли функцию оберега.

Первое, что приходит в голову при упоминании о вышитых оберегах – это народные костюмы. Даже самый скромный будничный наряд имел вышивку по кромке: на горловине, манжетах, подоле. Связано это с тем, что через эти незащищенные места могла проникнуть нечистая сила.

Вышитые славянские обереги в зависимости от цвета нитей и узора выполняли разные функции:

• Крестовидные и круговые формы красного и оранжевого цветов защищают от физического нападения.

• Черные или красные силуэты петуха и коня сберегут маленького ребенка от разных напастей. Фиолетовые и синие узоры вышивали на одежде детей старшего возраста.

• Для успеха в делах узоры наносили нитями золотисто-зеленого и голубого цветов.

И даже материал, из которого изготавливали нитки, имел свое значение:

• Хлопок.

Защитит от порчи и сглаза.

• Шелк.

Поможет сохранить ясность мышления и распутать все сложные ситуации, связанные с трудовой деятельностью.

• Шерсть.

Способна защитить даже тех, кого уже коснулось зло. Шерстяные нити «штопают» дыры в человеческой энергетике. Ими вышивали солярные знаки, а также животных, к которым больше всего тянулся тот или иной человек. Место расположения вышивки шерстяными нитками имело большое значение: это должна быть область солнечного сплетения, сердца, шеи, низа живота, именно в этих местах располагаются основные энергетические центры человека. Не рекомендуется вышивать шерстью узоры звезд и птиц.

• Лен.

Обладает умиротворяющим действием. Среди всех узоров льняными нитками лучше всего вышивать деревья, звезды, птиц, солнце.

Славянские обереги и значение узоров вышивки

Элементы вышивки представляют собой различные мотивы, но все их объединяет округлость и замкнутость форм. Даже если вышивают силуэт, то заключают его в овал или круг, чтобы придать функцию оберега.

Во избежание энергетического беспорядка не стоит вышивать на одной вещи несколько узоров, различных по назначению. Также не следует смешивать разные материалы ниток и тканей.

В изготовлении любых оберегов, в том числе и вышивки, нельзя использовать ножницы. Отрезая что-либо, мастерица наносит вред себе или тому, для кого предназначается оберег. Нитки можно обрывать руками. Также необходимо стараться, чтобы узор был максимально гладким, без узелков, так как они затрудняют течение положительных энергий.

Сам узор и его расположение определяются в зависимости от того, кому предназначается вышивка.

Славянский народ выделял три уровня мироздания, исходя из этого и распределялись узоры вышивки:

• Верхний мир.

В одежде это горловина. На ней вышивали тучи, птиц, молнии, воду. К низу от горловины шел вырез, который украшался растениями, символизирующими мировое древо, солярными знаками.

Космогонические символы шли около плеча, по шву рукава.

• Средний мир.

В одежде это низ рукава и средняя часть рубахи. Вышивали все то, что располагается между небом и землей: берегинь, оленух, птиц, солнце, коней небесных.

• Нижний мир.

В одежде это подол. На нем изображалась земля и то, что находится под ней. На мужской одежде вышивали коней, плуг, кузню, а на женской – поле, берегинь, оленух. Для девушек узор на подоле был уже, чем для женщин.

В древности у каждого рода были свои особенности вышивки, встречая друг друга, мужчина и женщина, могли по определенным знакам узнать, к какому роду они относятся.

Вышитые славянские обереги для детей выполняли нитками красного цвета. У взрослых же использовались различные цвета. Так, например, черный на женской одежде оберегал от бесплодия, синий на мужской – защищал от стихий, а зеленый – от ранений.

Среди всех узоров старинной вышивки самым распространенным является ромб. У разных народов его форма отличалась, в зависимости от этого менялось значение рисунка. Самыми распространенными являются ромб-лягушка, ромб-засеянная земля и ромб-репей. Все они символизируют плодородие.

Сложный орнамент в виде женской фигуры – это не что иное, как сама Мать-Сыра-Земля.

Часто встречающиеся узоры:

• Кресты.

Перекрывают дорогу злу.

• Дерево (в виде елочки).

Символ долголетия и единства всего в мире.

• Звезды.

Символизируют разум, способствуют ясности мышления.

• Цветок.

Символизирует непорочность, красоту, земную любовь.

• Квадраты.

Знак земли, плодородия, земледельцев.

• Круги.

Символизируют женское начало в природе, материнство, плодородие, достаток.

• Спираль.

Символизирует мудрость и тайные знания, оберегает от нечистых сил потустороннего мира.

• Треугольник.

Символизирует человека. Часто встречается треугольник с точками на вершинах.

• Волнистая линия.

Символ воды, мирового океана, начала жизни и способности приспосабливаться к обстоятельствам. Вертикально расположенные линии означают самосовершенствование, дорогу к Знанию.

Славянские символы и их значения:

 

 

 

удивительная история украшения — Женский журнал «ЗОЛОТОЙ»

Сегодня их носят Хейли Бибер, Меган Маркл и Кайя Гербер, но аксессуары с литерами и словами стали популярны задолго до признания инфлюенсеров.

Загадка для модниц: что объединяет Кэрри Брэдшоу, Меган Маркл и Анну Болейн? Ищи ответ в нашей статье, а заодно подумай, какое послание ты сама хотела бы донести миру. 

Поделиться:


Сакральный талисман

Посмотреть эту подвеску >>>

Буквально с момента изобретения украшения рассказывали о своем владельце то, что нельзя было выразить словами. С помощью символов человек сообщал миру о своем происхождении, общественном положении и роде занятий. Появление письменности облегчило ему задачу: стало возможным назвать (хотя бы частично) свое имя, ведь считалось, что оно связано с судьбой человека и имеет власть над ним. Поэтому подвески с первой буквой имени считались сильнейшим оберегом: на Руси, например, была традиция дарить новорожденному такое украшение, чтобы энергия выбранного имени помогала ему по жизни.

Читай также: История украшений – 5 удивительных фактов о подвесках >>>

Впрочем, древние люди абсолютно все буквы алфавита наделяли сакральным смыслом – за ними стояли определенные образы. Например, греческая «альфа» связана с быками, скотом, «бета» – с домом, «каппа» – с растениями, «мю» – с водой, «о» – с глазом. Соответственно, кулон с определенной буквой алфавита должен был помочь человеку преуспеть в той области, которую она символизирует.

Украшение рыцарей и аристократов

Посмотреть эту подвеску >>>

В Средневековье именные подвески стали чем-то сродни татуировкам: вместо того, чтобы увековечить имя возлюбленной на теле, рыцари носили его у сердца в виде украшения. Иногда это были инициалы, иногда – буквы в запутанном порядке, чтобы не скомпрометировать даму сердца.

Также широко использовались подвески-хризмы (с монограммой имени Христа) и медальоны с литерой «М», которая обозначала Пресвятую Деву Марию. Они демонстрировали религиозные чувства их владельца и оберегали от всяческих напастей. Церковь пыталась регулировать производство – «правильные» украшения изготавливались только в церковных мастерских.

Какой талисман тебе подойдет? – пройди наш тест и узнай >>>

Ну и, конечно, именные подвески были весьма популярны среди аристократии как знак принадлежности к знатному роду: помнишь, в фильме «Еще одна из рода Болейн» на шее королевы Анны Болейн (которую играет Натали Портман) красуется жемчужное ожерелье с литерой «В» и тремя каплевидными жемчужинами? Считается, что оно было любимой фамильной драгоценностью монаршей особы. Куда оно делось после ее последнего вздоха – загадка.

От би-боев до Кэрри Брэдшоу

Посмотреть эту подвеску >>>

Что касается более близких нам времен, то бум на украшения с буквами и логотипами пришелся на 1980-е. Броскими тяжелыми цепями с такими подвесками украшали себя звезды хип-хопа – а в дополнение шли панамы, широкие штаны с низкой посадкой и, если речь шла о девушках, кроп-топы. Этот образ благополучно перебрался в нулевые – в таких нарядах и украшениях щеголяла и Джей Ло, и Кристина Агилера, и Алсу.

Читай также: Магия букв – как именные украшения стали стильным аксессуаром >>>

И, конечно, сразу вспоминаются любимые киногероини нулевых: Блэр Уолдорф из «Сплетницы», Риджина Джордж из «Дрянных девчонок» – для самых популярных девчонок школы колье с первой буквой имени было неотъемлемой частью образа и напоминанием для окружающих об их особом положении. А статус культового украшение обрело после сериала «Секс в большом городе»: подвеску с именем носила главная модница Нью-Йорка Кэрри Брэдшоу. В последнем сезоне она даже умудрилась его потерять на какое-то время, а заодно расстаться с возлюбленным, который предложил заменить любимый талисман бриллиантовым колье.

Ювелирный тренд нового сезона

Посмотреть эту подвеску >>>

Отличная новость: если вдруг все эти годы ты мечтали повторить образ Кэрри, твой час настал – именные цепочки снова в тренде. Во-первых, стиль нулевых вернулся в моду, во-вторых, общество охватило стремление к индивидуализации. Если даже одноразовые стаканчики для кофе у нас теперь персонализированные, что уж говорить об украшениях!

Читай также: «Говорящие» аксессуары – как выбрать подвеску под свой характер >>>

В наши дни именные украшения носят даже члены британской королевской семьи. Так, у Кейт Миддлтон есть кулон с буквами G, L, C (на них начинаются имена ее детей – Джорджа, Луи и Шарлотты). Меган Маркл часто появляется на публике с золотой цепочкой на шее с буквами H и A (по первым буквам имен ее мужа и сына – Гарри и Арчи). Хейли Бибер носит цепочку со словом wifey («женушка»). Ожерелья с буквами обожает модный блогер Кьяра Ферраньи: у нее их сразу несколько – со своим именем, именем мужа, сына и дочери. У Кайи Гербер есть подвеска Kaia в лучших традициях «Секса в большом городе», а подруги Кендалл Дженнер и Джиджи Хадид замиксовали свои имена – получилось KenGi.

Как носить

Посмотреть эту подвеску >>>

С одной стороны, внимание к заветным буквам проявляется в логомании: да-да, Dior, Versace или LV на футболке – это больше не дурной тон, крупные бренды обыгрывают свои названия и размещают их на одежде, обуви и аксессуарах. В конце концов, мир должен знать о твоих модных предпочтениях! С другой стороны, «словесный тренд» – гениально простой способ вложить частичку себя в украшение. Кроме твоего имени, это могут быть слова «love» или «счастье», первая буква родного города или кличка домашнего питомца, инициалы близкого человека или любимого киногероя – словом, все, что тебе близко.

Смотри также: Все твои камбеки – 5 украшений в стиле нулевых >>>

Поскольку именные украшения ассоциируются у нас с нулевыми, можно носить их с главными хитами той эпохи: кроп-топами, корсетами, джинсовыми рубашками. Но не будем забывать, что главная идея этого аксессуара – персонализация, так что правила диктуешь только ты. Ты можешь выбрать одну-единственную изящную подвеску или отдать дань модной многослойности и  собрать целое послание – в любом случае, ты будешь в тренде.

Фото: Shutterstock, 585*Золотой.

Подробная информация о женском колье с аметистом из стерлингового серебра ручной работы в России от Lattric Jewelry & Watches US $179.8

/

///Подробно о женском колье с аметистом из стерлингового серебра ручной работы в России от Lattric

925 частей на 1000 . Цвет Главного Каменя: : Пурпурный: Длина (дюймы): : 12,5 — 15,7 . Обработка главного камня: : Не улучшено: Длина: : 12,5 — 15,7 . Главный камень: : Аметист: Тема: : Красота . Создание Главного Камня: : Естественный: Тип застежки: : Омар . Металл: : Родиевое покрытие: Материал: : Камень . Марка: : Л’Атрис . ., а также неиспользованный товар (включая изделия ручной работы) в оригинальной упаковке (например, оригинальной коробке или сумке) и/или с прикрепленными оригинальными бирками. Просмотреть все определения условий : Страна/регион производства: : Российская Федерация . Пол: : Женский: Стиль: : Цепь . Вторичный камень: : Аметист: Основной металл: : Серебро 925 пробы. Условие:: Новый с бирками: Абсолютно новый, не использовался.925 частей на 1000 . Цвет Главного Каменя: : Пурпурный: Длина (дюймы): : 12,5 — 15,7 . Обработка главного камня: : Не улучшено: Длина: : 12,5 — 15,7 . Главный камень: : Аметист: Тема: : Красота . Создание Главного Камня: : Естественный: Тип застежки: : Омар . Металл: : Родиевое покрытие: Материал: : Камень . Марка: : Л’Атрис . ., а также неиспользованный товар (включая изделия ручной работы) в оригинальной упаковке (например, оригинальной коробке или сумке) и/или с прикрепленными оригинальными бирками. Просмотреть все определения условий : Страна/регион производства: : Российская Федерация . Пол: : Женский: Стиль: : Цепь . Вторичный камень: : Аметист: Основной металл: : Серебро 925 пробы. Условие:: Новый с бирками: Абсолютно новый, не использовался.




⭐️⭐️⭐️☆☆ 3 звезды — Олм А. МЕЛТОН, Написано 19 сентября 2022 г. Обычно я пишу положительные отзывы, и в редких случаях приходится писать отзывы о плохом продукте, и это один из таких. Поэтому мне нужен был фартук, который мог бы делать все это, не мешая и не становясь потенциальной опасностью возгорания.

⭐️⭐️⭐️☆☆ 3 звезды — Джерульд Лаунчбери, Написано 17 декабря 2021 г.) Это швейцарский рецепт с красным вином и тертым шоколадом, корицей. Они не кажутся такими толстыми, как раньше.

⭐️⭐️⭐️⭐️☆ 4 звезды — Нанси-Жан Л. Мишо, Написано 23 ноября 2021 г. Хорошая планировка кармана. Это разочаровывает меня.

⭐️⭐️⭐️☆☆ 3 звезды — Мэггин 転勤族, Написано 13 ноября 2021 г. У меня много прекрасных украшений, и я хотел сапфир, но не хотел вкладывать деньги в настоящий, потому что мне надоели цветные камни.

⭐️⭐️⭐️☆☆ 3 звезды — Комба Икс, Написано 06.08.2021. Здесь немного скользко, и моя робкая собака сначала немного нервничала, но быстро привыкла. Кроме того, моя коляска сломалась внутри, так что на самом деле это не добавляет уровня защиты в этом отделе.

⭐️⭐️⭐️⭐️☆ 4 звезды — от ADEJARE for Ink, написанного 09.07.2021 2017 г., и он работал с очень небольшим количеством проблем. Я купил их для моего детского школьного магазина.

НАШИ ТЕКУЩИЕ СПОНСОРЫ