Жизненные навыки: 10 жизненных навыков для благополучия человека — GSD
10 жизненных навыков для благополучия человека — GSD
Дата публикации: 03-05-2021
Обновлено: 14-02-2023
Тема: Психическое здоровье
Время чтения: 1 мин
Автор статьи
Отдел коммуникаций GSD
Медицинский редактор
Simona Vigoni
Редактор и переводчик
Viktoryia Luhakova
Жизненные навыки важны для
Что такое жизненные навыки и зачем их популяризировать в образовательном контексте, в семье и в учреждениях по уходу за детьми? Каким навыкам мы должны обучить наших детей, чтобы подготовить их ко взрослой жизни? Мы обсудили это с Simona Vigoni, воспитательницей в яслях Zucca Felice.
Что такое жизненные навыки?
Мы будем рассматривать жизненные навыки в широкой концепции здоровья, которая выходит далеко за рамки отсутствия болезней и понимается как развитие человеческого потенциала. Жизненные навыки – это те социальные и эмоциональные навыки, которые позволяют нам строить отношения, справляться с трудностями и удовлетворять потребности повседневной жизни, «относясь с доверием к себе, окружающим и сообществу в целом» (Marmocchi, 2004).
Мы переживаем сложный исторический период, все более изменчивый, полный неопределенности в отношении нашего будущего и будущего наших детей.
Сегодня, более чем когда-либо, семья и основные образовательные учреждения вместо того, чтобы ориентироваться на инструкции, на сбор информации по трансмиссивным и концептуальным образовательным подходам, следует обратить свое внимание на продвижение и поддержку тех навыков, которые позволяют человеку функционировать в социальных контекстах (Отчет Центра Хастинга, 1997), реализовывать свои стремления, удовлетворять потребности и справляться с экологической обстановкой (ВОЗ, 1998).
Воз: 10 жизненных навыков
Существует множество жизненных навыков и их природа варьируется в зависимости от социокультурного контекста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделил основные, применимые для большинства людей:
- принятие решений, умение принимать осознанные решения;
- решение проблем, умение конструктивно разбирать и решать проблемы;
- креативное мышление, умение находить оригинальные решения;
- критическое мышление, умение оценивать ситуацию;
- эффективное общение, умение самовыражаться;
- самосознание;
- сочувствие, понимание эмоций другого человека, умение поставить себя на его место;
- управление эмоциями, распознавание и регулирование своих эмоций;
- управление стрессом, распознавание и контроль источников напряжения;
- навыки межличностных отношений, способность конструктивно и позитивно взаимодействовать с другими и поддерживать значимые отношения.
В этом коротком, но полезном списке содержатся навыки, которые позволяют нам предотвращать недуги, рискованное поведение и обеспечивать благополучие, о котором следует помнить учителям и родителям. Это навыки, относящиеся к когнитивной, эмоциональной, социальной и сфере отношений.
Образовательный мандат для взрослых
Важно сосредоточить внимание на этих навыках, включить их в профилактические проекты, популяризировать их дома и в школе, чтобы способствовать благополучию детей, которые скоро станут взрослыми.
Корректное поведение родителей и педагогов заключается в предложении сложных ситуаций для самостоятельного решения, которые смогут удовлетворить любопытство детей; в поощрении автономии и свободы выбора, предлагая возможности и пространство для роста; являться активными слушателями, способными уважать личное время каждого; предлагать эмоциональную поддержку, не вмешиваясь, давая ребенку возможность проявить себя как полезного и предприимчивого члена общества.
Ключевым словом, которое лучше всего описывает это состояние, является доверие. Выражать свое доверие через поощрительные слова и действия — вот что нужно детям. Для реализации способности решать проблемы конструктивным образом, дети должны чувствовать себя рядом со взрослым, который дает им законное право пытаться, который воспринимает ошибку как возможность, а не как лимит.
Дети — великие исследователи. Они наблюдают, исследуют, разбирают и собирают заново различные предметы, чтобы понять, как они работают, и, делая это, они формулируют гипотезы, строят теории, ищут решения. Их отточенные процессы обучения нуждаются во взрослых, которые умеют наблюдать, распознавать и слушать, которые не дают готовых ответов, которые поддерживают их деятельность, предлагая игровые контексты.
Можно ли с раннего возраста начинать «тренировать» жизненные навыки?
Мы можем и должны. С раннего возраста дети — неукротимые исследователи, которые мыслят по-новому, поэтому взрослый, способный обеспечить защиту и безопасность, не может и не должен подавлять их развитие.
Перейти к другим новостям
Психическое здоровье
17-02-2023
Что такое боязнь пропустить интересное?
GSD — Gruppo San Donato
Читать далееПсихическое здоровье
24-01-2023
Депрессия в пожилом возрасте: причины, симптомы и лечение
GSD — Gruppo San Donato
Читать далееПсихическое здоровье
19-12-2022
Каковы различия между мужским и женским мозгом?
GSD — Gruppo San Donato
Читать далееЖизненные навыки: как они формируются у ребенка?
Что такое жизненные навыки?
Светлана Кривцова, психотерапевт
Это базовые умения, необходимые для того, чтобы жить среди людей. Несколько таких умений легко заметить в поведении детей, начиная с четырех с половиной — пяти лет. Маленький человек учится взаимодействовать с окружающими, обращаться за помощью, заявлять о своих потребностях, знакомиться, вступать в обсуждение, проявлять инициативу — это и есть жизненные навыки. Ученые насчитывают 45 таких базовых умений и компетенций. В книге «Жизненные навыки для дошкольников» я привожу весь список умений, отмечая, какие ошибки в каком возрасте еще допустимо совершать.
Галия Нигметжанова, детский психолог
Жизненные навыки — это взрослое (в соответствии с возрастом) поведение в определенной повторяющейся ситуации. Поведение в каком‑то смысле эталонное, зрелое. Присмотритесь к ребенку: умеет ли он слушать других людей, задает ли вопросы, как вступает в разговор, может ли предложить свою помощь взрослому или сверстнику? Ребенок осваивает эти навыки, наблюдая за поведением взрослых, копируя его. Но если он по какой-то причине еще не овладел определенными умениями (возможно, потому что сами взрослые ими не владеют), то необходимо подключиться родителям. Например, вы заметили, что ребенок берет чужие вещи без спросу. Вместе поразмышляйте над тем, как можно поступить, помогите ему «примерить на себя» лучший выход из этой ситуации. «Хочешь взять понравившуюся игрушку? Чтобы не быть уличенным в воровстве, обязательно найди ее хозяина и попроси разрешения поиграть».
Если у ребенка в принципе есть такая идея — обратиться к окружающим и спросить, а кто хозяин вещи, которую он хочет взять — значит, можно говорить, что навык сформирован. Причем важно найти того, кому действительно принадлежит вещь, а не спрашивать у первого, кто пробегает мимо, — «Можно я возьму?» Ведь тот легко ответит: «Да, бери, она не моя!» Ребенка, который взял вещь без спроса, легко назовут «вором», а он просто не освоил этот навык. Задача родителей — внимательно посмотреть, на каком шаге ребенок допускает ошибку, и объяснить ему порядок действий.
Другой важный навык — это умение слушать. Наблюдая за родителями, ребенок постепенно перенимает их способ воспринимать мир. Позднее, с 4,5— 5 лет, эта способность станет одним из базовых умений, необходимых для жизни.
Как понять, что ребенок умеет слушать? Обратите внимание на следующие важные критерии. Когда ребенок слушает, он…
- смотрит на человека, который говорит,
- пытается понять, что ему говорят,
- показывает это «языком тела» (кивает или выражает несогласие),
- задает встречные вопросы,
- молчит, пока говорит собеседник.
Когда же навык не сформирован, ребенок…
- не оборачивается на того, кто обращается к нему,
- убегает от говорящего,
- перебивает или переключается (как будто намеренно) на другое занятие в тот момент, когда с ним разговаривают.
Жизненные навыки — как верхушка айсберга. Социально приемлемое поведение закладывается не в 4–5 лет, а раньше, с самого рождения. Например, первые опыты вслушивания дает грудному ребенку мама, которая реагирует на его плач, вступает с ним в диалог: «Да, я знаю, ты проголодался, сейчас я подогрею кашку, и мы с тобой будем кушать». Ребенок запоминает: взрослый его слышит. Это и становится его опытом. Чувства, которые диктуют то или иное поведение, складываются постепенно и спонтанно в общении с родителями, со сверстниками. Трудно сформировать навык спрашивать разрешение у того ребенка, который не верит, что если он попросит, ему дадут. Вероятно, жизнь его уже научила: когда просишь, тебе чаще всего отказывают. Но и этот опыт можно подкорректировать. Да, родителей не выбирают. Но, как сказал Жан-Поль Сартр, свобода — это то, что я сделал с тем, что сделали со мной. В любом возрасте я могу это пересмотреть и изменить свое отношение.
Что делать в ситуации, когда ребенок выбрал занятие (игру на пианино или танцы), а через полгода оно ему разонравилось? Нужно прислушаться к его желанию, или все-таки надо учить ребенка доводить дело до конца?
Соглашаясь чем-то заниматься, дети не понимают, что значит «играть на фортепиано» или «учиться танцевать». Они очень быстро подхватывают энтузиазм и взрослых, и сверстников. Эта отзывчивость сама по себе прекрасна, но она может быть источником проблем — ведь любые занятия требуют освоения навыка доводить дело до конца. Родителям стоит внимательно следить, что ребенку по-настоящему нравится, что его мотивирует, а что демотивирует. Выясните, что отбило у него охоту заниматься — может быть, все дело в том, что сменилась учительница, а может быть, ему стало слишком сложно. Рецепт здесь может быть такой: поставить все-таки какую-то конечную достижимую цель, обозначить границу. Выдерживать нагрузки всегда легче, когда знаешь, где финишная прямая, когда все кончится и можно будет расслабиться и отдохнуть. Не может быть хорошей жизни в состоянии постоянного напряжения.
А еще очень важно время от времени показывать ребенку, насколько он продвинулся в своем деле, — ведь он может этого не видеть, или ему просто сложно оценить результаты. Демонстрация успехов помогает ему двигаться дальше и преодолевать непредвиденные трудности на пути к цели.
Об экспертах
Светлана Кривцова – экзистенциальный психотерапевт, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель проекта «Жизненные навыки: психологические занятия с детьми от 5 до 15 лет».
Галия Нигметжанова – детский психолог, ведущий специалист Московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».
Подробнее об овладении дошкольником этими и другими жизненными навыками читайте в книге «Искусство понимать ребенка. 7 шагов к хорошей жизни» (Clever, 2018).
Текст:Алла АнуфриеваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
Сексуальная гармония и удовлетворенность браком: как любовь к телу улучшает отношения — выводы ученых
Почему сложно забеременеть: 3 неочевидные причины — мнение психолога
Так говорил Жванецкий: 12 мудростей
Бизнес, наука, творчество: где работают нарциссы — ответ ученых
«Муж скоропостижно скончался в 41 год. Как жить дальше?»
Как провести 8 Марта оригинально и с удовольствием: 9 способов
Эмоциональное истощение: 8 вопросов для диагностики и 4 совета для исцеления
Яркие горизонты | Обучение детей жизненным навыкам: 7 основных жизненных навыков, которые помогут вашему ребенку добиться успеха
Какие жизненные навыки наиболее важны для детей?
- Фокус и самоконтроль
- Взгляд на перспективу
- Связь
- Установка соединений
- Критическое мышление
- Принятие вызовов
- Самостоятельное, активное обучение
Что такое жизненные навыки?
Учителя иногда описывают эти навыки как навыки «учиться учиться», которые можно развивать посредством преднамеренной повседневной деятельности.
Ниже мы рассмотрим семь основных жизненных навыков и предложим несколько простых способов их развития.
Занятия по развитию жизненных навыков, которые следует включить в распорядок дня вашего ребенка
1. Сосредоточенность и самоконтроль
Дети добиваются успеха благодаря расписанию, привычкам и распорядку дня, которые не только создают чувство безопасности, но и помогают детям научиться самоконтролю и сосредоточиться. Говорите с ребенком о том, чего ожидать каждый день. Организуйте свой дом так, чтобы ваш ребенок знал, куда положить обувь, пальто и личные вещи. Мы живем в шумном мире, полном отвлекающих факторов, поэтому тихие занятия, такие как чтение книги, сенсорные занятия или совместное решение головоломки, могут помочь вашему ребенку замедлиться и улучшить концентрацию.
2. Принятие точки зрения
Думать о точке зрения другого человека неестественно для большинства детей, но это можно развить. Обсудите чувства и мотивы персонажей в книгах, которые вы читали, например: «Интересно, почему кошка и свинья не помогли маленькой рыжей курочке». Понаблюдайте за тем, что чувствуют другие, например: «Алексу было очень грустно, что он не получил очереди. Интересно, что мы можем сделать, чтобы ему стало лучше».
3. Общение
Дети нуждаются в активном личном общении каждый день, чтобы развить здоровые социально-эмоциональные навыки, включая способность понимать других и общаться с ними. Хотя темпы, с которыми они развивают эти навыки, могут различаться, детям необходимо научиться «читать» социальные сигналы и внимательно слушать. Они должны обдумать, что они хотят сообщить, и наиболее эффективный способ поделиться этим. Простой разговор с заинтересованным взрослым может помочь развить эти навыки. Проводите время каждый день, слушая и отвечая вашему ребенку, не отвлекаясь.
4. Установление связей
Настоящее обучение, говорит Галински, происходит, когда мы можем видеть связи и закономерности между, казалось бы, несопоставимыми вещами. Чем больше связей мы создаем, тем больше смысла и значения мы придаем миру. Маленькие дети начинают видеть связи и закономерности, когда сортируют основные предметы домашнего обихода, такие как игрушки и носки. Простые действия, такие как выбор одежды, соответствующей погоде, помогают им наладить связи. Укажите на более абстрактные связи в жизни или в прочитанных вами историях, например: «Эта книга напоминает мне о том, как мы собирали морские раковины на пляже».
5. Критическое мышление
Мы живем в сложном мире, в котором взрослые должны ежедневно анализировать информацию и принимать решения по множеству вещей. Один из лучших способов развить критическое мышление — это богатая, открытая игра. Убедитесь, что у вашего ребенка есть время каждый день, чтобы играть в одиночку или с друзьями. Эта игра может включать в себя взятие на себя ролей (притворяясь пожарными или супергероями), строительство сооружений, настольные игры или игры на улице, такие как пятнашки или прятки. Играя, дети формулируют гипотезы, рискуют, проверяют свои идеи, совершают ошибки и находят решения — все это важные элементы формирования критического мышления.
6. Принятие вызовов
Одно из самых важных качеств, которые мы можем развить в жизни, — это устойчивость — способность принимать вызовы, восстанавливаться после неудач и продолжать попытки. Дети учатся принимать вызовы, когда мы создаем среду с правильной структурой — не столько ограничивающей, сколько достаточной, чтобы они чувствовали себя в безопасности. Поощряйте ребенка пробовать что-то новое и позволять разумный риск, например, залезть на дерево или покататься на велосипеде. Предложите новый вызов, когда она, кажется, будет готова, например: «Я думаю, ты готова научиться завязывать шнурки. Давайте попробуем.» Сосредоточьтесь больше на усилиях, чем на достижениях, например: «Научиться завязывать шнурки было очень трудно, но ты продолжал пытаться. Отличная работа.»
7. Самостоятельное, увлеченное обучение
Ребенок, который любит учиться, становится взрослым, которому редко бывает скучно в жизни. Чтобы поощрять любовь к учебе, постарайтесь ограничить просмотр телевизора и поощряйте чтение, игры и неограниченные исследования. Продемонстрируйте любопытство и энтузиазм к обучению в своей собственной жизни, посещая вместе библиотеку, храня принадлежности для творчества, делая игры доступными и допуская некоторые беспорядки дома.
Следуя этим простым советам, вы легко поможете своему ребенку приобрести необходимые навыки.
Подкаст Bright Horizons: От лимонов до лимонада из четырех ингредиентов
В этом выпуске «Уравнения между работой и личной жизнью» превратите эти родительские лимоны в лимонад! Может показаться, что это не так, но ваш ребенок более предсказуем, чем вы думаете, и каждый этап развития вашего ребенка, наряду с каждым кризисом, является воротами для развития навыков вашего малыша. Послушайте, как эксперты по раннему развитию Эллен Галински и Рэйчел обсуждают науку, лежащую в основе воспитания детей, которая может превратить разочарование в ценные навыки для жизни.
com/embed/pJwL33tLaFU?start=35″ frameborder=»0″>Подробнее о жизненных навыках для детей
- Многим навыкам, которые потребуются детям во взрослом возрасте, чтобы конкурировать в глобальной экономике, нелегко обучиться в обычном классе. Узнайте больше, чтобы узнать о преимуществах игры на протяжении всей жизни.
- Одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать как родитель, — это воспитать добрых детей и, следовательно, добрых взрослых. Изучите наш список повседневных способов поощрять доброту вашего дошкольника.
- Как вы можете дать своим детям жизненные навыки, необходимые им для выживания в современном мире? Изучите простые повседневные способы развития жизненных навыков у ваших детей и помогите им справляться со стрессом.
Важность жизненных навыков | Фонд Джеда
Введение
Каждую минуту, иногда даже не задумываясь, вы полагаетесь на то, что вы узнали, что помогает вам управлять своей повседневной жизнью и влияет на ваше физическое и эмоциональное здоровье — это называется жизненными навыками. Жизненные навыки могут включать в себя способность управлять своими эмоциями, своим здоровьем, своими финансами, своими отношениями, успеваемостью в школе и т. д. — и ваша способность овладеть этими вещами оказывает прямое влияние на то, как вы относитесь к себе, на свой эмоциональный баланс, на ваше самочувствие. физическое здоровье и вашу независимость. Владение некоторыми основными жизненными навыками также может защитить вас от проблем с психическим здоровьем или сделать решение проблем с психическим здоровьем более управляемым. Читайте дальше, чтобы узнать о некоторых простых навыках, которые вы можете изучать и использовать каждый день.
Сон
Хотите верьте, хотите нет, но вы должны спать от 9 до 9,5 часов в сутки — когда вы в последний раз так много спали? Сон и отдых невероятно важны для вашего самочувствия — это простой жизненный навык (даже если не всегда так просто выспаться), который может оказать действительно положительное влияние на многие аспекты вашей жизни. Хороший сон улучшает обучение, концентрацию, память, настроение, отношение, энергию, пищеварение и здоровье сердца; это способствует росту, производительности и вашей безопасности. Хорошее эмпирическое правило — если вы чувствуете усталость, плохое настроение, больны или просто не в себе, постарайтесь хорошо выспаться!
Питание
Правильное питание — еще один жизненный навык, который может способствовать эмоциональному и физическому здоровью. Это то, чему вы можете научить себя и практиковать каждый день — вы можете прочитать об этом (вы можете найти отличную информацию о питании здесь или спросить у медицинского работника о питательных продуктах, сбалансированной диете и вещах, которых следует избегать, таких как слишком много кофеина или сахара. Помните, что когда ваше тело здорово и находится в сбалансированном питании, вы обязательно будете чувствовать себя лучше, а хорошее самочувствие может укрепить ваше эмоциональное здоровье.0023
Упражнения
Еще одним жизненным навыком, который принесет пользу вашему эмоциональному и физическому здоровью, являются физические упражнения.