Это важно знать для школьников и родителей: — Это важно знать каждому родителю
Что надо знать родителям при выборе школы
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
01.04.2021 09:00
Поделиться
Ирина Ивойлова
В этом году в школу пойдут около двух миллионов первоклашек. А это значит, как минимум, шесть миллионов взрослых будут ломать голову над тем, какую школу выбрать. Ту, что поближе, но попроще, либо подальше, но посильнее? Понадобится ли в первом классе продленка? И вообще, если ребенку к сентябрю будет только шесть с половиной лет, не рано ли идти в школу? Мы задали эти вопросы директору обычной московской школы.
Вот какие советы дал родителям директор московской школы №1324 Григорий Киселев:
1. В семь и старше
Не торопитесь в школу, если ребенку к первому классу нет семи лет. Тем более, если на 1 сентября ребенку всего шесть с половиной или еще меньше.
«Родители сегодня стараются отдать ребенка в школу как можно раньше, развивают его изо всех сил, а потом приводят в коллектив, где 30 человек и выясняется, что ребенок еще не готов учиться, — рассказал «РГ» Григорий Киселев. — Был случай, когда девочку привели в школу в шесть лет, а она была психологически к этому не готова. Чуть что — в слезы. Так маме пришлось чуть не весь первый класс сидеть рядом с ней. Зачем это нужно?»
2. Подождем брата?
В семьях, где растут дети-погодки, родители иногда стараются отдать детей сразу в один класс. Либо старший ждет младшего, либо младший идет в школу на год раньше.
«Не стоит этого делать. Но если уж родители непреклонны и твердо решили отдать детей в одну параллель, то все же лучше подождать год, чем отдать младшего на год раньше», — считает директор.
3. На дорогу — не больше 20 минут
Важна транспортная доступность. Желательно, чтобы на дорогу ребенок тратил не более 20 минут, иначе он устанет уже к первому уроку.
4. Кто Занкова не боится
Обратите внимание на программы, по которым учит школа.
«В нашей школе, например, две программы — Занков и «Школа России». Программа Занкова на какое-то время уходила из школ, но лет пять назад пришло понимание того, что отказывались от нее зря. Да, она многим родителям может показаться сложной, непривычной, но для сильных учеников она будет, возможно, интереснее, чем традиционная «Школа России», — рассказал Григорий Киселев. В его школе есть проект «Эффективная начальная школа». Он рассчитан на сильных первоклашек, которые могут пройти программу четырех лет за три года. Так вот, эффективная началка работает как раз по Занкову.
5. Смотрим на кружки и секции
Для родителей и детей важно, чтобы в школе были возможности для дополнительного образования. Как об этом узнать? Заходим на сайт выбранных школ и смотрим раздел «дополнительное образование», в том числе и «платные услуги». Чем больше список, тем больше выбор будет у ребенка.
6. Ищем профильные классы
В первом классе мало кто думает о том, что будет к девятому или к десятому. Это понятно. И все же, поинтересуйтесь, есть ли в школе профильные классы. Если есть, то какие.
7. Откровенно — о трудном
И последнее, самый деликатный вопрос. Родители не обязаны сообщать школе диагнозы своих детей и приносить справку об инвалидности или справку из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о том, что ребенку необходимы особые условия для обучения. Действительно это их право. Но! Система образования устроена так, что на ребенка со статусом «инвалид» школе отпускается гораздо больше средств. Они предназначены на оплату тьюторов, дефектологов, покупку нужного оборудования, например, увеличителей для слабовидящих, специальных учебников и много другого. Справка об особых условиях из ПМПК даст школе право учить школьника по особым адаптированным программам и не предъявлять ему завышенные требования, в том числе на ОГЭ и ЕГЭ. А иначе, увы, требования будут такими же, как к остальным ученикам.
Поделиться
ОбразованиеБольшая перемена с Ириной ИвойловойРГ-ВидеоРГ-МЕДИА
Главное сегодня
Журналистка ван Денски рассказала о резком выступлении Зеленского на саммите ЕС в Брюсселе
Дания предложила компании Nord Stream поднять найденный у газопровода объект
Эксперт Дандыкин сообщил о небольшой паузе перед решающим штурмом Артемовска
Медведев зачитал телеграмму Сталина на заседании ВПК
Минюст РФ внес в реестр иноагентов блогера Илью Варламова и юриста Павла Чикова
Что нужно знать родителям о ЕГЭ
Анна Малкова
Рекомендации от эксперта для родителей выпускников.
Каждый любящий родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. Только что ребенок был маленький – и вот вырос и сдает ЕГЭ. А это момент перехода между школой и взрослой жизнью.
Чем же взрослые могут помочь своим детям – абитуриентам?
Прежде всего, родители бывают очень разные. И все они относятся очень по-разному к ЕГЭ и поступлению.
Есть родители – контролеры и критики.
Ребятам с ними трудно. Родитель-критик всегда недоволен. «Я в твои годы такие задачи как орешки щелкал», — говорят они.
Таких родителей в нашей стране много. По данным статистики, российские родители чаще всего говорят старшеклассникам три фразы:
1) «Ну что, бестолочь, докатился?»
2) «И в кого ты такой уродился!»
3) «Ты еще в попу его поцелуй, кота своего!» : -)
Ну зачем это? Зачем критика и недовольство? Если любит кота – это прекрасно! Уродился в вас, не в кого-нибудь. И никуда он не «докатился», у него вообще вся жизнь впереди!
Дети ждут от нас, взрослых, понимания и поддержки! Не сарказма, не критики, не сравнения с «соседским Васей». И точно не града вопросов:
— Ты пообедал?
— Ты уроки сделал?
— Не сделал? Почему?
— Ты как ЕГЭ думаешь сдавать?
— Вот не сдашь ЕГЭ, что тогда?
Все эти вопросы только мешают взаимопониманию.
Хуже всего для общения с подростками может быть формальный вопрос «Как дела?» Конечно, они ответят: «Нормально». Хотя им в этот момент может быть очень трудно!
Быть подростком вообще трудно. У них не так много достижений, как у нас. Нет такой уверенности. Они хотят быть взрослыми и хотят, чтобы у них все получалось.
Не будем забывать, что ЕГЭ по каждому предмету содержит огромное количество заданий. Можно сказать, что ЕГЭ – это «два в одном». И выпускной экзамен за курс общеобразовательной школы, и вступительный экзамен в вуз. И на выполнение всех заданий дается всего 3 часа 55 минут. А мы, когда поступали, решали 5-6 задач за 4 часа!
Есть родители гипер-заботливые, которые пытаются оградить детей от любых сложностей. Даже когда ребенок выше мамы на целую голову, им хочется его опекать, находиться рядом, помогать. Они привычно говорят о себе и сыне или дочери «Мы». «Мы сдаем ЕГЭ». Хорошо ли это?
Такие родители готовы тянуть «ребенка», пока у него не появятся свои дети. «Не волнуйся, если не сдашь ЕГЭ, пойдешь на платное. Мы за тебя заплатим! Если сессию не сдашь – тоже заплатим! А потом возьмем к себе на работу! Купим тебе квартиру!» И тогда у детей либо теряется всякая мотивация, либо возникает протест «Не надо, я сам!»
Дорогие родители! Ребята в 16-17 лет – уже вполне взрослые. Им очень нужны и понимание, и поддержка, но совсем не та поддержка, в которой нуждается двухлетний малыш. Школьные оценки – это их ответственность! Попробуйте понять: каких слов поддержки они ждут от вас?
Есть родители, так занятые своей жизнью, что почти потеряли контакт со своими детьми.
Такие родители выбирают курсы ЕГЭ не по качеству обучения, а только для того, чтобы поставить «галочку». «Так, тетради купил. Курсы я ему выбрал. Вуз выбрал. Теперь пусть учится!»
Им даже в голову не приходит наладить душевный, человеческий контакт.
Проводились такие опросы: школьников спрашивали, как они хотели провести ближайшие выходные? В соцсетях или с родителями? Большинство говорили: «Я хотел бы с родителями, но родители сидят в соцсетях или вообще заняты чем-то другим».
И поэтому не надо устраивать 16-летнему сыну или дочери допрос по поводу оценки за изложение. Оценка может иметь хоть какое-то значение не сама по себе, а как показатель более важных вещей. Грамотность, культура речи, умение формулировать свои мысли. Это достаточно сложные навыки. Эмоциональная критика никак не поможет их развитию.
Стоит ли самим готовить своих детей к ЕГЭ? Как правило, родители быстро теряют терпение, а дети в конце концов увиливают от таких «занятий». Намного лучше, если подготовкой к ЕГЭ займется преподаватель курсов ЕГЭ или репетитор-профессионал.
Лучшее, что можно сделать, — найти интересный формат общения для себя и своих детей. Можно просто поговорить. Посмотреть хороший фильм. Пойти вместе в поход в горы. Ведь дети скоро вырастут и путешествовать будут уже не с вами! Цените это прекрасное мгновение, пока вы вместе! Если надо – выслушайте.
А ЕГЭ сдастся и никуда не денется. Главное – разумный подход:
— Доверить подготовку к ЕГЭ профессионалам,
— Искать курсы ЕГЭ или репетитора, которые дают реальные знания. Ведь мы учимся не для того, чтобы сдать ЕГЭ, а для того, чтобы стать образованным человеком!
— Рассматривать подготовку к ЕГЭ как тренировку в достижении цели – а не как «страшилку»,
— Понимать, что старшекласснику трудно, любить, понимать и поддерживать его,
— Дать сыну или дочери право быть самостоятельным. Домашки и оценки – это их ответственность, а не ваша!
— Подумать о запасных вариантах. Что будет, если вдруг не сдали ЕГЭ? Ведь не конец света?
— И конечно, помнить, что ЕГЭ – это только небольшой этап в жизни. Не нужно переоценивать значимость экзамена.
Это всего лишь одна ступенька. Таких ступенек будет еще очень, очень много! Можно относиться к ЕГЭ просто и конструктивно: есть задача, которую нужно решить. Надо узнать, какое количество баллов нужно набрать для поступления в вуз, понять достаточно ли школьных знаний. Чаще всего – недостаточно, и тогда надо выбрать курсы или репетитора.Вы можете записаться на консультацию помощи родителям в подготовке к ЕГЭ
И никогда не сомневайтесь: ваши дети очень любят вас! И они очень хотят, чтобы у вас все было хорошо!
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами. Информация на странице «Что нужно знать родителям о ЕГЭ» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена: 09.03.2023
5 Навыки учащихся, которым родители хотят, чтобы их дети научились
Как учитель, я стараюсь общаться с родителями моих учеников и выяснять, что для них важно. Я часто спрашиваю: чему вы хотите научить своего ребенка? Какие студенческие навыки вы хотите, чтобы они имели? Родители дали мне огромную обратную связь на протяжении многих лет. Вот пять навыков, не совсем связанных с учебой, которые, как они надеются, получат их дети в школе.
1. НезависимостьУчителя должны помочь ученикам стать самостоятельными. Это не происходит в одночасье, поэтому и родители, и учителя должны постепенно увеличивать обязанности ученика. К окончанию средней школы учащиеся должны быть достаточно независимыми, чтобы справляться с тем, что бросает им жизнь. Учителя могут поддержать это, позволив учащимся делать выбор в классе — независимо от того, выбирают ли они свою собственную тему исследования или книги для чтения. Вы также должны предоставить студентам возможность выбирать из множества предложений классов, стажировок и курсов с двойной регистрацией. Также ценно призывать учащихся к самооценке прогресса и созданию планов улучшений.
Дополнительная литература: 4 средства коммуникации для активизации отношений между родителями и учителями
Наконец, привлечение учащихся к ответственности подготовит их к жизни в реальном мире. Например, когда у меня есть ученик, который испытывает трудности, я сажусь с ним и спрашиваю: «Что мешает вашему успеху?» и «Что вы собираетесь сделать, чтобы это исправить?» Привлечение ученика к ответственности как за проблему, так и за действия, необходимые для достижения положительного результата, помогает ему стать более независимым.
Ad
2. Решение проблемРодители неоднократно говорили мне, что хотят, чтобы их дети могли критически мыслить и решать проблемы. Важно научить учащихся понимать, что есть много способов решить проблему. Один из лучших способов помочь учащимся решать проблемы — обеспечить увязку учебного плана с реальными ситуациями. Студенты на уроках естествознания решают экологические проблемы и вопросы, связанные с физикой. Студенты, изучающие английский язык, учатся искусству убеждения и аргументации.
Обучение на основе проектов — еще один способ помочь учащимся решать проблемы, существующие в реальном мире. Дайте учащимся задание, требующее от них разработать решение проблемы, к которому можно подойти разными способами; это лучше готовит их к будущему.
3. Создание сетейУчащиеся должны понимать, что поиск наставников и налаживание связей являются ключевым компонентом успеха. Винченцо, который сейчас учится в моем литературном классе для продвинутых, хочет изучать бизнес. Он связался с выпускником нашей школы, который работает венчурным капиталистом. Этот конкретный бизнес-лидер обычно принимает только студентов колледжа в качестве стажеров, но он был настолько впечатлен инициативой Винченцо, что предложил ему стажировку. Сейчас Вин осваивает ценные навыки профессии, в которой он надеется сделать свою карьеру. Предоставление студентам возможности стажировки, поощрение их общения с выпускниками и обучение их тому, как подготовить одноминутную «презентацию в лифте» — все это ценные навыки, которые могут подтолкнуть студента к успеху.
4. СамозащитаНесколько лет назад у меня был замечательный ученик, которого приняли в школу Лиги плюща. Хотя студент был умным и способным, он и его семья сказали мне, что он так и не научился защищать свои интересы. Когда он не понимал задание, он боялся обратиться к своим профессорам. Он ни разу не посетил приемные часы своих профессоров, потому что думал, что это докажет его неспособность. Он не знал, что его одноклассники часто встречались со своими преподавателями, чтобы задать вопросы и проверить работу. Студент оказался на испытательном сроке, но ему посчастливилось извлечь урок из своей ошибки, вернуться в школу и вовремя окончить колледж.
Учителя средних и старших классов должны учить учащихся термину самозащита и объяснять, что это означает отстаивать свою позицию и принимать разумные решения. Учителя и школьные консультанты должны поощрять своих учеников встречаться с ними, когда у них возникают трудности. Консультанты очень помогают, потому что у студентов есть взрослый, которому они доверяют, к которому они могут обратиться за поддержкой. Обучение студентов тому, как планировать встречу с учителем, также важно; учащиеся должны записывать свои опасения и делать заметки, чтобы они могли составить план действий для достижения успеха.
5. Навыки презентацииРодители хотят, чтобы их дети могли выступать уверенно. Они должны уметь «удерживать комнату», а не просто читать презентацию в PowerPoint. Они должны уметь защищать свою работу. Учащиеся, участвующие в научной ярмарке, ярмарке истории или других школьных мероприятиях, приобретают опыт владения этим навыком, но учителям необходимо предусмотреть больше возможностей для проведения презентаций в классе.
Дополнительная литература: 7 советов по работе с трудными родителями
Преподаватели могут сначала давать учащимся задания с небольшими презентациями, а по ходу курса они могут предлагать учащимся развивать свои навыки презентаций. Самое главное, преподаватели должны показать студентам, как выглядит образцовая презентация. Этого можно добиться, пригласив на занятие старших учеников-наставников или показав видеоролики с сильными презентациями.
Мне, как учителю, очень важно слушать, как родители рассказывают о навыках учащихся, которые, как они надеются, приобретут их дети. Вместе мы можем подготовить студентов к решению любой проблемы, которая встретится им на пути, гарантируя, что они действительно готовы к поступлению в колледж и к работе.
Советы по обучению для студентов и родителей
Если бы американцев спросили, как выглядит типичный студент колледжа, вероятно, большинство из них описали бы 20-летнего парня с рюкзаком. Но сегодняшняя демография студентов колледжей сильно отличается.
На самом деле, Национальный центр статистики образования обнаружил, что в осеннем семестре 2019 года 7,4 миллиона студентов колледжей были в возрасте 25 лет и старше, в то время как данные Национального исследования помощи студентам высших учебных заведений показали, что почти 1 из 5 студентов бакалавриата являются родителями. Исследование также показало, что учащиеся, являющиеся родителями, имеют более высокий средний балл, чем те, у кого нет детей.
Учащиеся-родители заслуживают поздравления, потому что найти способы совмещать работу, семейные обязанности и сроки выполнения домашних заданий непросто. Если вы чувствуете, что понимаете большинство проблем, с которыми вы сталкиваетесь как учащийся-родитель, но вы все еще ищете творческие способы совместить семейное время с учебным временем, ниже приведены несколько идей, как это сделать.
Оборудуйте специальное место для занятийЭксперты сходятся во мнении, что создание специального места для занятий поможет учащимся не отвлекаться и улучшить концентрацию. Следует также отметить, что выделенное учебное пространство не обязательно должно быть отдельной комнатой в вашем доме. Например, когда дети ложатся спать, кухонный стол может стать идеальным местом, потому что на нем достаточно места, чтобы разложить учебники, ручки, блокноты и ноутбук. Или, если вам нужно заниматься, пока семья не спит, вы можете найти способы «поделиться» своим учебным пространством со всей семьей. Например, родители-студенты, у которых есть дети старшего возраста, могут заниматься отдельно, а вместе сидеть за кухонным столом. Те, у кого есть дети младшего возраста, могут предоставить своим детям обучающие игры, такие как головоломки и развивающие книжки-раскраски, которые они могут использовать за столом, пока их родители учатся.
Если у вас есть возможность разделить свои родительские обязанности с партнером, регулярно сообщайте друг другу, где и когда вы хотели бы провести спокойное время для учебы. Может быть, это означает, что все остальные идут играть на улицу, пока вы проводите время в доме в одиночестве, или, возможно, вы можете отправиться в комнату на другом уровне или дальше по коридору. Четкое общение и установление ожиданий может помочь всем в семье предвидеть ваши потребности в учебе.
Создание программы семейного исследованияТакже может быть полезно организовать ежедневную учебную программу для всей семьи, когда вы планируете одновременно заниматься учебой. Причин этому множество, так как правильное управление временем может уменьшить стресс, предотвратить прокрастинацию и помочь вам почувствовать, что вы используете свое время с умом.
Родители-учащиеся, которые хотят, чтобы учебное время было семейным занятием, не только подают хороший пример своим детям, но и следят за тем, чтобы они и их дети использовали свое время эффективно. Поскольку учебная рутина — это то, в чем будут участвовать все члены семьи, принятие решения о том, какое время суток лучше всего подходит для всей семьи, может помочь каждому чувствовать себя вовлеченным.
Создание карточекКарточки — эффективный инструмент обучения для учащихся всех возрастов. Они не только помогают учащимся активно вспоминать предмет, но и поощряют уверенное повторение. Еще одним преимуществом карточек является то, что их создание и использование не должно быть самостоятельным занятием. Даже взрослые учащиеся могут извлечь пользу из изготовления и использования карточек.
Например, в дополнение к приглашению членов семьи помочь разработать и украсить свои учебные материалы, учащиеся и родители, у которых есть дети старшего возраста, могут пригласить своих детей проводить уроки по карточкам с мамой или папой.
Пусть ваши дети станут вашими учителямиИсследование, опубликованное в журнале Science , показало, что учащиеся, которые задают себе вопросы перед экзаменами, получают лучшие результаты, чем учащиеся, которые просто читают и перечитывают свои учебные материалы. Это отличная новость для взрослых учащихся, которые ищут творческие способы совместить семейное время с учебным.
Для этого родители учащихся могут создать список вопросов викторины, а затем пригласить детей старшего возраста на роль администратора викторины. Также можно создать поп-викторину. В этом случае детям будет предложено задавать вопросы викторины «ученик-родитель» в случайное время, например, когда они готовят еду, водят машину или выполняют работу по дому.
Сделайте свои успехи своими успехамиКогда взрослые учащиеся приглашают своих детей помочь им в учебе, успех мамы или папы становится успехом всей семьи. Таким образом, дети могут и должны участвовать в праздновании хороших оценок своих родителей. Например, если родитель хорошо сдал зачет или экзамен, семья может отметить это достижение, приготовив специальное блюдо или десерт или запланировав веселое мероприятие.
Примером праздничного мероприятия может быть поход в парк, на пляж или даже просто на задний двор. Для семей, предпочитающих жить в помещении, также возможен вариант «крытого кемпинга», когда в гостиной устанавливается палатка или форт из одеял.
Пример для подражанияИсследование, проведенное в 2018 году Национальным центром статистики образования США, показало, что дети, чьи родители учились в колледже, с большей вероятностью сами поступят в колледж.