Работа с родителями 2 класса начальной школы: План работы с родителями 2 класса

Содержание

Работа с родителями в начальной школе

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Мы провели анкетирование и нашли несколько причин нежелания посещать собрания. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета.

Мы пересмотрели отношение к родительским собраниям, разработали методические рекомендации и сценарии. И результат не замедлил сказаться: сами педагоги отмечают, что интерес к собраниям возрос не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

Общешкольные собрания проводим 2 раза в год по плану. Классные собрания – не реже 1-2 раз в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.

Цель: организация тесного взаимодействия родителей с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции.

Содержание: анализ проделанной работы и результатов мероприятий, организация помощи в семье с использованием различных форм и методов, освещение тех событий, которые произошли в школе за определенный период, перспективное планирование.

Результативность работы: совместная работа по воспитанию детей в школе и дома, удовлетворенность родителей педагогической деятельностью, коллективные творческие дела.

План общешкольных родительских собраний в начальной школе.

Классы Тема
1
  1. Адаптация первоклассников. Трудности адаптационного периода и пути их преодоления.
  2. Правовые основы семейного воспитания.
2
  1. Формирование здорового образа жизни ученика младших классов.
  2. Отношение взрослых и детей в семье и за её пределами.
  3. Согласованность семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников.
3
  1. Учитель и ученик: проблемы, позиции сторон.
  2. Воспитание трудолюбия в семье и школе.
4
  1. Предупреждение вредных привычек или как уберечь детей от беды.
  2. Семейные традиции или золотые россыпи семейной педагогики.

Уже несколько лет мы практикуем предварительное собрание родителей будущих первоклассников, которое проводим в мае предыдущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.

Я провожу классные родительские собрания 1-2 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.

Тематика классных родительских собраний

Классы Тема
1
  • Первый раз в первый класс. Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику учиться.
  • Давайте говорить друг другу комплементы или один день без нотаций.
  • Капризы ребенка и как с ними бороться.
  • Учеба и игра в жизни первоклассника.
  • Организация и проведение летних каникул
2
  • Особенности учебной деятельности второклассников.
  • Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. Связь поколений. Секреты бабушек и дедушек. Семейные традиции..
  • Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника.
  • О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний. Копилка полезных советов.
  • Организация летнего отдыха детей.
3
  • Культура учебного труда и поведения школьника. Характеристика учебной деятельности третьеклассника.
  • Домашняя библиотека, любимые книги .Школьная библиотека. Что читать третьекласснику? Забота о глазах. Упражнения для глаз.
  • Школьные традиции и праздники.
  • Организация летнего отдыха детей. Совместный отдых на природе.
4
  • Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему.
  • Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях.
  • Мир наших увлечений. Выставка творческих работ детей и родителей.

Кроме того, в своей работе я практикую такие формы, как

  • “Школа молодого родителя”
  • Презентация семейного опыта воспитания
  • Родительский лекторий
  • Вечера вопросов и ответов
  • Родительский ринг
  • Круглый стол или педагогический треугольник
  • Собрания-диспуты
  • Проигрывание педагогических ситуаций
  • Совместные собрания вместе с детьми
  • Тематические и индивидуальные консультации
  • Деловая игра
  • Совместные выезды на природу, экскурсии
  • Посещение мест работы родителей
  • Выставка ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности для родителей.
    Это доставляет удовольствие самому ученику и радует их родителей.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

  • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
  • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей
  • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

Замечено, что дети, которые отставали от одноклассников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. В одной из школ поводилось изучение влияния семей на успешность обучения младших школьников. После завершения эксперимента получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка семьи разделились на четыре группы:

Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении
Результаты успеваемости детей (уровни)
Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей) Достаточный
Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от способностей) Низкий
Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка) Высокий
Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка) Выше среднего

Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

После ознакомления родителей с данными результатами, мы совместно с психологической службой разработали основные направления сотрудничества:

  • Классный руководитель и учитель-предметник должны хоть иногда давать задания, предусматривающие совместную работу ребенка и родителей
  • Участие родителей в выставках, праздниках, днях здоровья, субботниках
  • Совместная работа учителя и родителей

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Часто слышишь, что родительские комитеты прилагают большие усилия для улучшения материальной базы учебного процесса. Это очень хорошо, но недостаточно. Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив. В моем классе члены родительского комитета участвуют в сборе и распространении лучшего опыта семьи. Они либо сами выступают с сообщениями, либо помогают подготовить выступления тем семьям, чей опыт может быть интересен для других. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Работа с родителями в начальной школе

Статья. «Работа с родителями в начальной школе.»

Разделы: воспитательная работа

Автор: Завора Алла Валериевна, учитель начальных классов

Пушкино 2019

«О, дети, дети! Чем ваш пыл умерить!

Знать, всех нас рок одной обрек судьбе, —

Нам неудержно хочется проверить

Отцовские ошибки на себе!»

А. Майков

Семья — часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Работа с родителями- один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня волнует в одинаковой степени, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя заполняют мамы и папы перед началом учебного года. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу- проводить с родителями так, чтобы уходя, с собрания они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Все классные мероприятия проводятся с участием родителей. Это и спортивные соревнования «Папа, мама и яспортивная семья», конкурсы «Счастливый случай», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», смотр знаний, где родители являются членами жюри. На праздниках родители и участники, и организаторы праздничного стола.

Наши детские праздники превращаются в открытые уроки, так как многие из них подводят итог совместной деятельности детей и родителей.

Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом, провожу открытые уроки для пап и мам. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игровая деятельность очень помогает в учебе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание. К этому дню тщательно готовлюсь. Уроки строю так, чтобы папы, бабушки, мамы поняли, чему мы научились за месяц, за четверть, за год. К проведению внеклассного мероприятия привлекаю родителей. Чаще всего- это конкурсно – игровая программа с участием взрослых и детей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка.

Родительские собрания — одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив.

Родительские собрания провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.

При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:

-Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

-Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

-Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

-Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Мои принципы общения с родителями:

Помнить, что их дети — самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание — вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее: изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.

Используя диагностику, я как классный руководитель помню о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами.

Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.

Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешевание ярлыков.

Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.

Для чего классному руководителю нужна информация о семье?

Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка

Для привлечения родителей к работе класса

Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?

Социально-демографический портрет семьи.

Состав семьи.

Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.

Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).

Материальная обеспеченность семьи.

Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.

Круг интересов, хобби членов семьи.

Образ жизни семьи.

Организация и принципы семейного воспитания.

Участие членов семьи в жизни класса.

Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врача, психолога, логопеда. Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитываю предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовываю с помощью следующих форм работы:

торжественные собрания;

индивидуальные консультации;

круглые столы;

беседы;

обучающие тренинги;

родительско – ученические капустники;

конференции;

обмен мнениями;

обучающие семинары;

устные журналы;

семинары – практикумы;

оформление памяток для родителе).

Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:

дни творчества детей и родителей;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;

совместные праздники;

творческие лаборатории родителей;

походы, экскурсии в природу;

игры-соревнования.

При проведении родительских встреч, собраний я придерживаюсь правил и знаю десять секретов успешного проведения родительского собрания:

Для проведения родительского собрания выбираю наиболее благоприятный день и час и стараюсь, чтобы на это время ни у меня, ни у родителей моих учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

Определяю одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников моего класса, и на её обсуждении строю разговор с родителями.

Особое внимание обращаю на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

Подготавливаю визитки с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.

Вместе с родителями придумываем правила для участников собрания. Например:

снимать верхнюю одежду обязательно;

не молчать при обсуждении проблемы;

отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;

называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

Берегу время людей, приглашённых на собрание. С этой целью устанавливаю регламент и строго слежу за его соблюдением.

В ходе собрания использую игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

Делаю общение на собрании непринужденным и откровенным при помощи чашки чая.

При обсуждении проблемных вопросов опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

Стремлюсь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:

Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;

Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;

Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;

Сформировать общие подходы к воспитанию;

Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;

Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;

Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;

Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами. После каждого собрания стараюсь приготовить советы родителям.

Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые бы способствовали развитию позитивных детско-родительских отношений.

Работа с родителями — это экзамен, который достойно выдержать обе стороны: и учитель, и родители. К каждому родительскому собранию готовлю выставку работ учащихся, отражающую классную и внеклассную работу. Это и творческие работы детей, поделки, рисунки, лучшие тетради. Всегда говорю что-то хорошее о каждом ребенке, не зачитываю оценки слабых учеников, не отчитываю родителей за промахи детей. Родители обычно занимают места своих детей, куда я кладу конверт с записями только для этого родителя, с конкретной информацией об успехах и недостатках детей. Информация для размышления о своем ребенке необходима каждому родителю. Более тактично это делать в письменном виде. На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом. Родители не являются пассивными слушателями, а сами активно включаются в обсуждения.

Я стараюсь использовать новые формы работы с родителями. Их подсказывают журналы: «Семья и школа», «Начальная школа».

И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей

содержательной, интересной, радостной.

Разработка
родительских собраний в начальной школе

1 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания:

  1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.

  2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?

  2. По каким законам должно идти воспитание в семье?

  3. Что  интересного  есть  в  отдельно  взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания 

  1. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.

  2. Представление педагога, который будет работать с классом.

  3. Экскурсия по школьному зданию.

  4. Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».

  5. Анкетирование родителей по теме собрания.

  6. Самопредставление – визитная карточка семьи.

  7. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

  1. Вступительное слово директора школы (вариант).
    – Уважаемые папы и мамы, дедушки и  бабушки, все  взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!
    Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
    Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

  2. Выступление заместителя директора по начальной школе.
    Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.

  3. Самопредставление учителя.
    Учитель проводит самопредставление (вариант):

    1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

    2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

  4. Самопредставление семей.
    Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
    План самопредставления семьи

    1. Фамилия, имя, отчество родителей.

    2. Возраст родителей, день рождения семьи.

    3. Интересы, увлечения семьи.

    4. Традиции и обычаи семьи.

    5. Девиз семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

  1. Экскурсия по школьному зданию.
    После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

  2. Советы родителям.
    В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

  3. Анкетирование родителей.
    Проводится в конце собрания по обозначенной теме. 
    Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Советы

родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении

домашних заданий

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.

Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Однако этого не происходит — родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию?

Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведен список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.

1. Выполнение распорядка дня

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.

Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.

2. Распределение заданий по степени сложности

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучаться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

3. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки

Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

4. Сначала проверить то, что выполнено правильно

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание в самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.

Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?

• Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.

• Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

• У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.

• Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.

6. Помощь при заучивании информации из учебника

Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.

7. Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают. Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» – все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

Тест. Хорошие ли вы родители?

На вопросы этого теста можно отвечать «Да», «Нет», «Не знаю»

На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?

  1. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка?

  2. Ваши интуиция и опыт — лучшие советники в воспитании ребенка?

  3. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы?

  4. вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей?

  5. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение?

  6. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей?

  7. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют, (радуют) вас?

  8. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?

  9. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка ( даже если есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом?

  10. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент — физическое наказание (ремень)?

  11. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали?

  12. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости?

  13. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению?

  14. У вас конфликты с собственным ребенком?

Подсчеты результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы:

2,4,6,8,10,12,14- 10 баллов

За каждый ответ «нет» на вопросы:

1,3,5,7,9,11,13,15 -10 баллов.

« Не знаю»-5 баллов.

Подсчитайте полученные баллы.

100-150 баллов: Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения — ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

50-99 баллов: Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать — это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 баллов: Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего

«Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.»

Джордж Сантаяна

современная работа с родителями учеников начальной школы 

Работа педагогов очень значимая и весомая, особенно классного руководителя, она включает в себя не только работу с детьми, но и активное взаимодействие с родителями. Никто не поспорит с тем, что работа с родителями в начальной школе непосредственно влияет на формирование личности школьника. Ведь о детях знают все только их родители, поэтому ниже идет речь о том, какие беседы с родителями в начальной школе необходимо проводить.

Мир семьи выступает сильнейшим фактором для формирования личности школьника, поэтому его обязательно должны учитывать педагоги, ни в коем случае не исключая их. Назначение работы классного руководителя в том, что он должен создать такую социальную воспитательную среду, в которой бы ребенок чувствовал себя максимально комфортно и независимо.

Но он не должен ни в коем случае перевоспитывать родителей, это не входит в его полномочия. Он может, и даже должен педагогически влиять на те семьи, в которых существуют неблагоприятные условия для развития ребенка.

Совместная деятельность родителей, педагогов и учеников заключается в таких составляющих:

— воспитать в ребенке здоровый образ жизни и любовь к физической культуре;

— воспитать трудолюбие, доброту и взаимопомощь;

— воспитать нравственную и эстетическую культуру.

Кроме того, классный руководитель должен в обязательном порядке время от времени информировать родителей о том, какие достигнуты результаты обучения и воспитания детей.

Традиционными, всеми известными формами работы с родителями являются следующие:

— родительские собрания;

— конференции классные и общешкольные;

— индивидуальные беседы и консультации;

— посещения педагогом родителей на дому.

Всем знакомые родительские собрания должны проводиться в каждой школе не реже, чем раз в четверть. На них обязательно присутствие хотя бы одного родителя, и их главная цель – расширение родительского кругозора, а также желания стать хорошими наставниками для своих деток.

Как показывает практика, одни родители спешат на собрания с радостью, ведь они знают, что их чадо успешное и достигает в школе немалых высот, а другие, наоборот, идут с опущенной головой, потому как их ребенок посещает школу без охоты.

Что касается тематики родительских собраний, то в каждом классе она самая разнообразная, все зависит от возраста учеников, а также от уровня их образованности. Кроме того, важно учитывать также интересы родителей и задач педагогов, которые стоят перед школой в целом.

На всеобщих родительских собраниях, которые должны проводиться несколько раз в год, как правило, выступает директор школы, а также его заместители и родительский комитет школы. Это своего рода отчет школьной работы с учениками младших классов.

Заранее проходит подготовка родительских конференций. К ним тщательно готовятся не только родители, но и педагоги, психологи и социальные работники школы. Активными участниками конференций становятся и школьники.

Если учитель только готовится набрать новый класс, он обязан провести индивидуальные консультации с родителями. На них необходимо обсудить, какая воспитательная работа будет проведена с детьми, а также получить ответы на те вопросы, которые помогут наладить контакт с каждым ребенком:

— какие интересы у ребенка;

— как он проводит свободное время и как он общается с семьей;

— особенности характера и темперамента школьника;

— главные ценности семьи, а также мотивация учения, это очень важно, для чего ученик ходит в школу.

Есть также нестандартные, или же нетрадиционные формы работы с родителями. Ими являются так называемые «родительские вечера», или же «чайные вечера», тематические консультации, а также родительские чтения.

Тематические консультации проводятся для того, чтобы решить определенную проблему, которая очень волнует родителей. Ведь в каждом классе присутствуют те проблемы, которые касаются практически всех, поэтому их нельзя обходить стороной. Их следует решать коллективно, вот примеры таких проблем и вопросов:

— Ребенок отказывается учиться и не хочет выполнять домашние задания.

— Ребенок отторгнут своими сверстниками. Как помочь ему влиться в коллектив?

— Школьник имеет плохую память, и родители не знают, как ее развивать.

— Талантливый ребенок в семье, которому завидуют одноклассники.

— Один ребенок в семье.

Что касается родительских чтений, то на них взрослые не только слушают лекции опытных педагогов. На них они сами изучают и анализируют литературу по определенной теме и высказывают свое мнение по тому или иному вопросу. Данные чтения делают родительский коллектив во многом дружнее.

На родительских вечерах отсутствуют дети, и на них каждый учится слушать и слышать друг друга. Темы могут быть примерно такими:

— Каким был первый учебный год моего ребенка?

— Будущее моего школьника: каким я его вижу.

— Компания ребенка и ее влияние.

— Семейные праздники.

Работа с родителями в начальной школе может начинаться таким образом: перед началом учебного года папы и мамы заполняют анкеты, для того, чтобы можно было ознакомиться с ними и узнать друг друга поближе. Кроме того, для того, чтобы познакомится с традициями и укладом семьи, классный руководитель может устроить своего рода «чайные встречи».

В удобное для семьи время, желательно вечернее, можно прийти в гости, с печеньем и конфетами, а также вкусным чаем, поговорить об истории семьи, посмотреть семейный альбом, узнать, в каких условиях живет школьник.

Если родители не слишком рады встрече, можно пригласить их к себе. Это очень сближает и делает семью и учителя дружными партнерами, поэтому в дальнейшем удастся избежать многих конфликтов.

Далее, на протяжении всего учебного года проводятся различные мероприятия, где берут участие не только дети, но и их родители. К примеру, это могут быть как интеллектуальные игры, так и конкурсы спортивного характера.

Они всегда весело воспринимаются обеими сторонами и мамы с папами берут в них активное участие. Если приближается какой-либо праздник, родители могут быть его организаторами.

Опытный учитель, тот, который хочет превратить классный коллектив и родительский в одну большую семью, устраивает открытые уроки для родителей, чтобы они могли увидеть возможности своих детей, а также проанализировать, на какие моменты нужно обратить внимание в воспитании ребенка.

По словам многих классных руководителей, очень сильно помогают в работе с родителями беседы, совместные поделки родителей и детей, а также рисунки и сочинения. Как правило, родители в классе садятся на месте своих деток.

Поэтому на каждую парту следует положить конвертик, в котором будет конкретная информация об успехах и недочетах определенного школьника. Это более тактично, высказываться о ребенке в письменном виде, так удастся избежать стыда и неловкости.

После того, как прошло собрание, желательно подготавливать рекомендации родителям, так как они очень нуждаются в советах школы. Это своего рода экзамен, который должны пройти и родители, и педагоги. Ведь если не наладить совместный контакт, никакой работы и взаимопомощи не будет.

Все любят отдыхать, поэтому рационально устроить дни семейного отдыха на природе в осеннее и зимнее время. Обязательным атрибутом являются сосиски, игры в снежки, постройка снежных крепостей, проведение спортивных эстафет и так далее.

Кроме того, можно вместе с детьми и родителями отправится на экскурсию в какое-то знаменитое место. Наверняка, такое найдется, хотя бы раз в год это будет интересно, ярко и запоминающе. Возможно, не все родители смогут прийти, но половина точно сможет.

Если зайти на форумы педагогических сайтов, то многие родители жалуются на то, что собрания проходят так: сначала хвалят отличников, затем ругают двоечников, и в последнюю очередь происходит сбор денег на нужды школы. Такого ни в коем случае быть не должно.

Можно сделать фотоотчеты в форме презентации, где родители будут видеть, что сделали дети за определенный промежуток времени. Никакой ругани быть не должно, иначе в следующий раз родителей, чьи дети нарушают дисциплину и плохо учатся, можно не ждать.

Принципы общения с родителями:

— В первую очередь следует помнить, что их детки – это клад и самое дорогое, что есть на свете, поэтому в общении с родителями нужно быть тактичным и умным, ни в коем случае нельзя унижать их достоинство.

— Каждая встреча должна приносить только пользу и определенный результат. Это касается и собраний, из них взрослые должны черпать знания из областей разных наук.

— Основой хорошей воспитательной работы ученика и учителя является союз между детьми, учителем и родителями.

— В работе с родителями использовать диагностику, так как она поможет выявить важные проблемы в некоторых семьях.

— Если мама или папа
ребенка поделились с классным руководителем секретом, то о нем должен знать
только педагог, а не вся школа.

— Ни в коем случае
нельзя в общении с родителями ориентироваться на интуицию, а также «на глаз»,
судить о них «по одежде», это ни о чем не говорит. Материальная сторона вопроса
не должна интересовать педагога, так же как и навешивание ярлыков на детей.

В заключение стоит добавить, что общение, собрания, взаимопомощь, беседы с родителями в начальной школе, создают благоприятную атмосферу для развития и учения школьников. В итоге
совместная деятельность получается интересной и творческой.

Работа с родителями в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

контакт, наладить дружеские отношения. Для этого периода особенно важны совместные игры (настольные, подвижные, ролевые, театрализованные).

В адаптационный период очень значимым является установление правильных отношений между учителем и детьми. Любое неправильное действие со стороны учителя в этот период может привести к отрицательному отношению к школе в целом. Взаимное влияние неблагоприятных социальных и психологических факторов приводит к социально-психологической дезадаптации личности. Данная разновидность дезадаптации характеризует круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития, индивидуальной психологической уязвимости к этим факторам.

Список литературы

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1983.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Джураева Г.С.

Джураева Гулчехра Султоновна — учитель начальных классов, школа № 3, г. Бухара. Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается работа с родителями в начальных классах. Родители — не просто частые гости в классе, они непосредственные участники воспитательного процесса, первые мои помощники во всех делах. Я убеждена в том, что воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности может успешно осуществляться лишь в тесном сотрудничестве с семьей. Ключевые слова: родитель, начальный класс, воспитательный процесс, личность.

Цель образования на современном этапе — воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности. Большая роль в этом принадлежит семье. Семья — это первая общественная ступень в жизни ребенка. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает жизненный опыт.

Первые впечатления от окружающей жизни ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Влияние семьи потому так сильно, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях.

Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.

От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Чтобы он был успешным, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.

Что же это за условия?

1) Прежде всего — семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей;

2) рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье;

3) любовь родителей к ребенку;

4) авторитет родителей, единство требований к детям всех членов семьи;

5) уважение к личности ребенка;

6) единые, согласованные требования семьи и школы.

Система воспитания дает учащимся установку на правильный, социально одобряемый образ жизни в школе и вне ее, формирует патриотическую позицию школьников, устойчивые привычки в поведении, отношении к людям, к делу, к построению модели собственной жизнедеятельности.

Свой план я составляю исходя из воспитательной программы. Одним из ее направлений является формирование гражданского отношения к своей семье [1]. Задачи этого направления: 1) формировать уважение к членам семьи;

2) воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников;

3) формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умение разрешать возникающие семейные трудности.

Я использую следующие формы работы с родителями.

1. Работа с родительским комитетом (знакомство с семьями учеников, выявление причины непосещения детьми школы, помощь учителю в проведении

праздников, привлечение родителей к чтению лекций, к проведению экскурсий).

2. Родительские собрания на темы «Мотивация учения и пути ее формирования в семье», «Охрана здоровья детей — основные направления работы школы», «Роль книги в воспитании учащихся», «Семья и воспитание

у детей трудолюбия» и др.

3. Индивидуальная работа с родителями.

4. Дни открытых дверей: каждую четверть даю открытый урок, с тем чтобы родители увидели успехи и недочеты в учебе детей, познакомились с выставкой детских работ.

5. Конференции для родителей: «Высокая должность — отец», «Гармония общения — залог психоэмоционального состояния ребенка».

6. Лекторий для родителей: «Возрастные особенности младших школьников», «Воспитание у младших школьников культуры поведения».

7. Психолого-педагогическая диагностика семейного воспитания (анкетирование).

8. Семейные праздники: «Папа, мама, я — дружная семья», «Будем знакомы», «Спасибо скажем бабушкам, спасибо скажем мамам», «Семейный круг» (разработку см. ниже) и др.

Цель всех этих семейных мероприятий: научить каждого школьника учиться, жить и работать в коллективе; превратить обучение в творческий процесс, в ходе которого формировались бы познавательные интересы школьников, развивались их способности, самостоятельность мышления, желание и умение активно работать; воспитывать чувства дружбы и товарищества, ответственности за свои поступки.

Цели работы с родителями: повысить педагогическую культуру родителей, привлечь их к активному участию в учебно-воспитательном процессе, создать дружный, сплоченный коллектив родителей, детей, учителей.

Родители — не просто частые гости в классе, они непосредственные участники воспитательного процесса, первые мои помощники во всех делах. Я убеждена в том, что воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности может успешно осуществляться лишь в тесном сотрудничестве с семьей.

Список литературы

1. Школьные правила. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://idumru/archives/8713.uz/ (дата обращения: 21.05.2019).

План мероприятий работы с родителями на новый учебный год

План мероприятий работы с родителями на 2011-2012 учебный год в МБОУ СОШ № 35 пгт. Новомихайловский: 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Организационное родительское собрание по классам. Проведение линейки «День знаний»

1 сентября

Классные руководители

2.

Общешкольные родительские собрания

1 раз в четверть

 

 

3.

Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, беседам с учителями-предметниками, обсуждению хозяйственных вопросов.

1 раз в четверть

 

Классные руководители

4.

Традиционные разговоры с родителями обучающихся по телефону, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах.

В течение года

Классные руководители

5.

Систематические консультации, тестирование и анкетирование социальным педагогам отдельных родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.

В течение года

Психолог

6.

Совместные встречи детей и родителей, организация вечеров отдыха, школьных и декадных праздников:

— «День знаний»;

— «День учителя»;

— «Новогодний праздник»;

— «День здоровья»;

— «Последний звонок»;

— «Выпускной вечер»;

— «Мамин день» и др.

По плану

 

 

7.

Приобщение родителей к помощи в ремонте школы, класса, благоустройство и озеленение школьной территории.

В течение года

Классные руководители

8.

Открытые уроки для родителей

В течение года   

 

 

Учителя-предметники

 РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

   Воспитательная система в школе представляет совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов, воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), дающая общий эффект.

   Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

   Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.

   Чтобы анализировать воспитательную работу в школе, необходимо ее тщательно контролировать в течение года:                                       

— проверять планы воспитательной работы классных руководителей;

— проверять качество проведения классных часов путем их посещения;

— проводить совещание с классными руководителями и учителями

  предметниками регулярно;

— проводить тематические педсоветы и родительские собрания;

— контролировать деятельность кружков и секций дополнительного образования.

План мероприятий на 2010 – 2011 учебный год 

Мероприятие

Направление деятельности

Срок

Ответственный

Неделя математики

интеллектуальное

январь

учитель-предметник

Поздравление Юбиляра

досуговое

январь

старшая вожатая

Акция против курения

спортивно-оздоровительное

январь

социальный педагог, старшая вожатая

Участие в телекоммуникационном проекте «Учитель, перед именем твоим…»

нравственно-эстетическое

январь

учитель информатики

Конкурс флористов «Цветочная мозаика»

нравственно-эстетическое

январь

старшая вожатая, учитель биологии

Участие в фестивале «Рождественские вечёрки»

нравственно-эстетическое

январь

руководитель фольклорного кружка

Концерт для ветеранов и участников ВОВ

гражданско-патриотическое

февраль

классные руководители (совместно с СДК)

Участие в фестивале «Салют Победы»

гражданско-патриотическое

февраль

старшая вожатая

Месячник оборонно-спортивной работы

гражданско-патриотическое

февраль

преподаватель физкультуры, ОБЖ

Акция «Подарок солдату»

гражданско-патриотическое

февраль

старшая вожатая

Неделя начальных классов

интеллектуальное

февраль

учителя начальных классов

Антинаркотическая акция «Родительский урок»

спортивно-оздоровительное

февраль-март

социальный педагог

Вечер отдыха ко Дню Защитника Отечества

досуговое

февраль

учитель ОБЖ, физкультуры

«Широкая Масленица». Чаепитие

семья

февраль

руководитель фольклорного кружка, классные руководители

Конкурс сочинений «Папа моей мечты»

нравственно-эстетическое

февраль

учитель русского языка и литературы

Проведение общешкольной научно-практической конференции учащихся

интеллектуальное

февраль

учителя-предметники

Участие в акции «Ветеран живёт рядом»

гражданско-патриотическое

февраль

классные руководители

Конкурс сочинений «Учитель в моей жизни»

нравственно-эстетическое

март

учитель русского языка и литературы

Посещение спектакля «Тихий Дон»

нравственно-эстетическое

март

старшая вожатая

Участие в телекоммуникационном проекте «Духовная культура моего народа»

нравственно-эстетическое

март — октябрь

руководитель фольклорного кружка

Поздравление Юбиляра

досуговое

март

старшая вожатая

«Весёлые старты» к 8 Марта

семья

март

старшая вожатая (совместно с родителями)

Участие в экологическом фестивале «Белая берёза»

нравственно-эстетическое

март

старшая вожатая, учитель биологии

Неделя английского языка

интеллектуальное

март

учитель английского языка

Неделя здорового образа жизни

спортивно-оздоровительное

март

учителя биологии, физкультуры

Участие в акциях «Лица Победы», «Дети — детям»

гражданско-патриотическое

апрель-май

старшая вожатая, классные руководители

Встреча с ветеранами и тружениками тыла

гражданско-патриотическое

апрель

старшая вожатая, учитель истории (совместно с библиотекой)

Участие в выставке «Мир моих увлечений»

нравственно-эстетическое

апрель

руководитель кружка ДПИ

Конкурс рисунков «Мой любимый учитель»

нравственно-эстетическое

апрель

классные руководители

Участие в телекоммуникационном проекте «Волшебный напёрсток»

нравственно-эстетическое

апрель

учителя литературы и технологии

Мероприятия ко Всемирному Дню борьбы с туберкулёзом

спортивно-оздоровительное

март-апрель

учитель биологии, фельдшер ФАПа

Неделя истории «Этих дней не смолкнет слава»

гражданско-патриотическое

май

учитель истории

Участие в акции «Мы славим Победу»

гражданско-патриотическое

апрель-май

классные руководители

Трудовой десант

гражданско-патриотическое

апрель-май

классные руководители

Участие в фестивале «Васильковое лето»

нравственно-эстетическое

июнь

руководитель фольклорного кружка

Участие в подготовке и проведении Митинга 9Мая

гражданско-патриотическое

май

старшая вожатая, классные руководители

«Безопасное колесо»

спортивно-оздоровительное

октябрь

учитель физкультуры

«Последний Звонок»

досуговое

май

старшая вожатая

Праздник Детства

досуговое

июнь

старшая вожатая

Выпускной бал

семья

июнь

старшая вожатая

День Памяти

гражданско-патриотическое

июнь

старшая вожатая

Мероприятия в рамках ЛОЛ

 

в течение сезона

старший воспитатель

День Знаний

семья

сентябрь

 

Трудовой десант

гражданско-патриотическое

сентябрь-октябрь

классные руководители

Осенний бал

досуговое

сентябрь

старшая вожатая, классные руководители

Общешкольный поход

спортивно-оздоровительное

сентябрь

старшая вожатая (совместно с родителями)

День самоуправления

досуговое

октябрь

администрация, классные руководители

Вечер отдыха ко Дню Учителя

досуговое

октябрь

старшая вожатая

Конкурс «Через тернии – к звёздам»

интеллектуальное

октябрь-ноябрь

учителя-предметники

День памяти о жертвах политических репрессий

гражданско-патриотическое

ноябрь

учитель истории (совместно с библиотекой)

Неделя русского языка и литературы

интеллектуальное

ноябрь

учителя русского языка и литературы

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

интеллектуальное

ноябрь

учителя русского языка

День Матери

семья

ноябрь

старшая вожатая, классные руководители

Мероприятие ко Дню Народного единства

гражданско-патриотическое

ноябрь

учитель истории (совместно с библиотекой)

Мастерская Деда Мороза

досуговое

декабрь

классные руководители

Новогодний бал

семья

декабрь

старшая вожатая (совместно с родителями)

Вовлечение ребят в кружки, детские объединения по интересам в школе, клубе

досуговое

в течение года

старшая вожатая, классные руководители

Выпуск стенгазеты «Школьный вестник»

нравственно-эстетическое

еженедельно

дежурный класс

Участие в районных, областных творческих конкурсах (по плану отдела образования)

нравственно-эстетическое

в течение года

старшая вожатая, учителя-предметники

Беседы, кл. часы, игры по темам пожарной безопасности, правилам поведения на дороге, правила поведения в походах, экскурсиях, поездках, безопасность на воде, в лесу

спортивно-оздоровительное

в течение года

классные руководители, учитель ОБЖ

Мероприятия по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения

спортивно-оздоровительное

в течение года

социальный педагог (совместно со специалистом по молодёжной политике)

Организация дополнительных досуговых мероприятий во время каникул

 

период щкольных каникул

Ст. вожатая, кл. руководители (совместно с родителями, библиотекарем, ДК)


Работа с родителями в начальной школе: уроки, конспекты, презентации

Добавить публикацию

 

Опубликовать и скачать методические разработки педагога начальной школы по работе с родителями.

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Для поиска материала выберите предмет и направление:

Выберите направление Все направленияДошкольное образованиеНачальная школаСредняя школаДополнительное образованиеПолезностиСценарии праздников

Выберите предмет Все предметыАдминистративная работа в НООВнеклассная работа в НООВоспитание в НООГПД в НООДоклады в НООИзодеятельность в НООИное в работе НООИностранный язык в НОО    Английский язык в НОО    Казахский язык в НОО    Немецкий язык в НОО    Татарский язык в НОО    Французский язык в НООИнтегрированные уроки в НООИнформатика в НООКлассному руководителю НООКлассный час в НООКоррекционное обучение в НООКраеведение в НООЛитература в НООЛогопедия в НООМатематика в НООМолодому учителю НООМузыка и пение в НОООБЖ в НОООбобщение опыта в НОООкружающий мир, экология в НОООсновы религиозных культур в НОООткрытые уроки в НООПедагогическая мастерская в НООПисьмо в НООПраздники и досуг в НООРабота с родителями в НООРусский язык в НООСоц. педагогика, психология в НООТруд в НООУчителю-дефектологу НООФизическое воспитание в НООФизкультминутки в НООЧтение в НОО

родительское собрание «Жизненные ценности наших детей»

Сценарий собрания позволяет на основе притч, анкетирования и решения жизненных ситуаций помочь молодым родителям в определении приоритета жизненных ценностей их взрослеющих детей. Тема родительского собрания на сегодняшний день очень актуальна, так как от