Рекомендации родителям тревожных детей: Рекомендации для родителей тревожных детей

Рекомендации для родителей тревожных детей

Повышаем самооценку ребёнка

Необходимо:

— обращаться к ребёнку по имени;
— хвалить его даже за незначительные успехи (причём похвала должна быть искренней и ребёнок должен знать, за что его похвалили).
— отмечать его в присутствии других детей.
— чтобы ребёнок, чаще участвовал в таких играх, как «Комплименты», «Я дарю тебе», которые помогут узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».


Снимаем мышечное напряжение

Рекомендации:

Играть в игры, связанные с телесным контактом.
Проводить упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела.

Ещё один способ излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

А если маски и костюмы будут приготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесёт им ещё больше удовольствия.

Обучаем детей управлять своим поведением

Рекомендации:

Взрослым желательно привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы (в детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях). Желательно, чтобы каждый ребёнок сказал вслух о том, чего он боится. Предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о них. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Нельзя сравнивать детей друг с другом – это приём категорически запрещён (когда речь идёт о тревожных детях). Желательно вообще избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. (Иногда травмирующим фактором, может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

) Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребёнок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

Если у ребёнка появляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие – либо виды работ, учитывающие скорость. Такого ребёнка следует спрашивать в середине занятия. Нельзя его подгонять и торопить.

Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установи с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимете ребёнка до уровня ваших глаз.
Совместное со взрослыми сочинение сказок и историй учит детей выражать словами свою тревогу и страх. И даже если они приписывают их не себе, а вымышленному герою, это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокаивает.

Очень полезно играть с детьми в ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребёнка (например, ситуация «боюсь воспитателя» даст возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, т.е. чего- то страшного). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребёнка, а кукла ребёнка – роль взрослого, помогут ребёнку выразить свои эмоции, а взрослому – сделать много интересных и важных открытий.

Очень полезно играть с детьми в подвижные игры. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре («война», «казаки – разбойники») ребёнок переживает и сильный страх, и волнение, что помогает ему снять напряжение в реальной жизни.

Обучать ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

 

Советы родителям тревожного ребенка — Психологос

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц.

Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно».

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

Как помочь тревожному ребенку

Как и при работе над другими детскими проблемами, которые возникли не вчера и не вдруг, приготовьтесь к терпеливой систематической работе. Вести ее надо в трех направлениях… См. →

Как играть с тревожными детьми

Для коррекции детской тревожности вы можете воспользоваться играми. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.

См. →

Профилактика тревожности

Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с тревожными детьми. См. →

Примеры работы с детской тревожностью

Описание конкретных случаев работы с тревожными детьми. См. →

10 советов по воспитанию тревожных детей

Статья WebMD от Института детского разума

Многие благонамеренные родители пытаются защитить тревожных детей от их страхов, но чрезмерная защита может усугубить тревогу. Вот советы, как помочь детям справиться с тревогой, не усиливая ее.

1. Не пытайтесь устранить тревогу; постарайтесь помочь ребенку справиться с этим.
Лучший способ помочь детям преодолеть тревогу — помочь им научиться терпеть ее как можно лучше. Со временем тревога уменьшится.

2. Не избегайте вещей только потому, что они вызывают у ребенка беспокойство.
Если вы поможете детям избежать того, чего они боятся, это на короткое время поможет им почувствовать себя лучше, но в долгосрочной перспективе это усилит тревогу.

3. Выражайте позитивные, но реалистичные ожидания.
Не обещайте ребенку, что того, чего он боится, не произойдет, — что вы знаете, что он не провалит тест, — но выражайте уверенность, что он сможет справиться со всем, что бы ни случилось.

4. Уважайте ее чувства, но не давайте им силы.
Подтверждать чувства не значит соглашаться с ними. Поэтому, если ребенок боится идти к врачу, выслушайте его и проявите сочувствие, но поощряйте его чувствовать, что он может противостоять своим страхам.  

5. Не задавайте наводящих вопросов.
Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах, но старайтесь не задавать наводящих вопросов: «Ты волнуешься из-за большого теста?» Вместо этого задавайте открытые вопросы: «Как вы относитесь к научной ярмарке?»

6. Не подкрепляйте страхи ребенка.
Не намекайте тоном голоса или языком тела: «Может быть, это то, чего вам следует бояться».

7. Подбадривайте .
Пусть ваш ребенок знает, что вы цените то, как усердно он работает, и напомните ему, что чем больше он будет терпеть свое беспокойство, тем больше оно уменьшится.

8. Старайтесь, чтобы упреждающий период был коротким.
Когда мы чего-то боимся, самое тяжелое время до делаем. Поэтому, если ребенок нервничает из-за похода к врачу, не обсуждайте это до тех пор, пока вам это не понадобится.

9. Обдумайте все вместе с ребенком.
Иногда полезно обсудить, что произойдет, если страх сбудется — как она справится с этим? Для некоторых детей наличие плана может уменьшить неопределенность здоровым и эффективным способом.

10. Попробуйте смоделировать здоровые способы справляться с тревогой.
Не притворяйтесь, что вы не испытываете стресса и беспокойства, но пусть дети услышат или увидят, как вы спокойно справляетесь с этим, терпите его и чувствуете себя хорошо, преодолевая его.

Первоначально опубликовано 29 февраля 2016 г.

Связанный контент на Childmind.org

  • Как избежать передачи тревоги к вашим детям
  • Как тревожно приводит к разрушительному поведению
  • поведение для детей с детьми с детьми с детьми с детьми. Беспокойство
© 2016 Child Mind Institute, Inc. Все права защищены. Посмотреть политику конфиденциальности и довериться информации

10 советов по воспитанию беспокойных детей

Многие благонамеренные родители пытаются защитить беспокойных детей от их страхов, но чрезмерная защита может усугубить тревогу. Вот советы, как помочь детям справиться с тревогой, не усиливая ее.

1.

Не пытайтесь избавиться от беспокойства.

Постарайтесь помочь ребенку справиться с этим. Лучший способ помочь детям преодолеть тревогу — помочь им научиться терпеть ее так хорошо, как они могут. Со временем тревога уменьшится.

Тревога может быть полезной эмоцией, отмечает Грейс Берман, LCSW, лицензированный клинический социальный работник Института детского разума. Например, когда мы переходим улицу и к нам приближается машина, тревога — это то, что уводит нас с дороги. Для детей с тревожными расстройствами может быть важно понимать разницу между полезной и бесполезной тревогой. «Я часто использую метафору сверхактивной пожарной сигнализации — иногда она срабатывает, когда на самом деле пожара нет», — объясняет она. «Лечение заключается в перенастройке наших сигналов тревоги, чтобы мы прислушивались к нашей тревоге в опасных ситуациях, а также учились, когда тревога не помогает и как с этим справиться».

2.

Не избегайте вещей только потому, что они вызывают у ребенка беспокойство.

Если вы поможете детям избежать того, чего они боятся, это на короткое время поможет им почувствовать себя лучше, но в долгосрочной перспективе это усилит тревогу.

Многие заботливые родители могут подумать, что помогать детям избегать их страхов полезно, потому что мы видим снижение беспокойства в краткосрочной перспективе. Но это посылает детям сигнал о том, что они не могут справиться с этой ситуацией, что им нужно продолжать избегать ее. «Сообщение, которое мы хотим отправить, заключается в том, что мы знаем, что они достаточно храбры, чтобы справиться с этим, даже если это кажется пугающим», — говорит Берман.

3. Выражайте позитивные, но реалистичные ожидания.

Не обещайте ребенку, что того, чего он боится, не произойдет, — что вы знаете, что он не провалит тест, — но выражайте уверенность в том, что он сможет справиться со всем, что бы ни случилось.

В основе беспокойства лежит трудно переносимая неопределенность. «Когда мы обещаем детям, что их страха не будет, мы даем им ложное чувство уверенности, которое не только потенциально неверно, но и подпитывает тревогу», — добавляет Берман. «Вместо этого мы хотим показать, что они могут справиться с ситуацией, что бы ни случилось».

4. Уважайте их чувства, но не расширяйте их возможности.

Подтверждать чувства не значит соглашаться с ними. Поэтому, если ребенок боится идти к врачу, выслушайте его и проявите сочувствие, но поощряйте его чувствовать, что он может противостоять своим страхам.

Берман предлагает сказать: «Я знаю, что ты боишься идти к врачу, И я знаю, что ты справишься с этим». Это подтверждает их чувство страха, но также вселяет чувство уверенности в их способности быть смелыми.

5. Не задавайте наводящих вопросов.

Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах, но старайтесь не задавать наводящих вопросов: «Ты беспокоишься о большом тесте?» Вместо этого задавайте открытые вопросы: «Как вы относитесь к научной ярмарке?»

Открытые вопросы помогают детям осмыслить собственные эмоциональные переживания, что является важной частью борьбы с тревогой. Тревога часто проявляется в одних конкретных ситуациях, но не проявляется в других, поэтому важно не делать предположений об эмоциях ребенка, а вместо этого позволить ему воспользоваться этим пониманием и поделиться информацией о том, что он чувствует.

6. Не подкрепляйте страхи ребенка.

Старайтесь не намекать тоном голоса или языком тела: «Может быть, это то, чего вам следует бояться».

Тревожные дети часто имеют тревожных родителей, отмечает Берман, потому что существуют генетические и приобретенные компоненты тревожности. Если вы сможете выразить уверенность в провоцирующих тревогу ситуациях как вербально, так и невербально, это поможет вашему ребенку меньше беспокоиться.

7.

Be enc нашед.

Пусть ваш ребенок знает, что вы цените его усердную работу, и напомните ему, что чем больше он будет терпеть свое беспокойство, тем больше оно уменьшится.

Детям может быть очень сложно столкнуться со своими страхами, и любая возможность подбодрить их и признать их тяжелую работу поможет в этом процессе.

8.

Старайтесь, чтобы упреждающий период был коротким.

Когда мы чего-то боимся, самое трудное время — это прежде чем мы это сделаем. Поэтому, если ребенок нервничает из-за похода к врачу, не обсуждайте это до тех пор, пока вам это не понадобится.

Вы можете сказать им об этом накануне вечером, утром или даже за несколько дней, в зависимости от ребенка. Но цель состоит в том, чтобы не давать им слишком много времени на размышления об этом, а также не навязывать им встречу. «Для детей может быть полезно чувствовать, что у них есть немного времени на подготовку, — добавляет Берман, — но не слишком много».

9.

Все обдумайте вместе с ребенком.

Иногда полезно обсудить, что произойдет, если страх сбудется — как бы они справились с этим? Для некоторых детей наличие плана может уменьшить неопределенность здоровым и эффективным способом.

Например, если у вас есть ребенок, страдающий от разлуки и беспокоящийся о том, что его разлучат с вами в магазине, вы можете вместе составить план заранее. Вы можете подчеркнуть низкую вероятность развода, предлагает Берман, а также сказать что-то вроде: «В этом магазине сотрудники носят зеленые жилеты, поэтому, если мы заблудимся, все, что вам нужно сделать, это найти взрослого человека в зеленом жилете». и попроси их помочь найти меня». Это поможет уменьшить беспокойство, а также научит навыкам эффективного решения проблем.

10.

Попробуйте смоделировать здоровые способы справляться с тревогой.

Не притворяйтесь, что вы не испытываете стресса и беспокойства, но пусть дети слышат или видят, как вы спокойно справляетесь с этим, терпите его и чувствуете себя хорошо, преодолевая его.

Дети учатся, наблюдая за своими родителями, поэтому каждый раз, когда вы демонстрируете способность справляться с тревогой, это полезная возможность для них учиться. Например, предлагает Берман, если вы в поезде, опаздываете и испытываете стресс, вы можете сказать что-то вроде: «Я беспокоюсь о том, чтобы успеть на нашу встречу вовремя, поэтому я собираюсь немного помедлить». глубокое дыхание, чтобы помочь мне успокоиться». Для детей старшего возраста вы можете не рассказывать таким же образом, но, тем не менее, участие в этом эффективном копинге будет моделировать здоровые способы справляться с тревогой.