Протокол родительского собрания адаптация пятиклассников – Материал (5 класс) по теме: Родительское собрание в 5 классе «Трудности адаптации пятиклассников»
Материал (5 класс) по теме: Родительское собрание в 5 классе «Трудности адаптации пятиклассников»
Родительское собрание №2 в 5 классе
Тема. Трудности адаптации пятиклассников.
Классный руководитель 5б класса
Сыч Наталья Ивановна
Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.
Ход собрания.
- Вступительное слово.
Уважаемые папы и мамы!
Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.
- Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе».
Медицинская сестра и психолог школы знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменениями статуса ребёнка. Обращают внимание на следующие моменты:
— изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
— изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.
- Далее предлагаются рекомендации для родителей.
- Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления».
— повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребёнка в пятом классе;
— повышение уровня тревожности самого ребёнка. Зависимость степени адаптации ребёнка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
— степень учебной и социальной мотивации пятиклассников, их желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
— состояние физического здоровья учащихся, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
— влияние самооценки ребёнка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).
- Подведение итогов.
- Комментарии классного руководителя по проведенному классному часу.
Рекомендации для родителей
- Первое условие школьного успеха пятиклассников – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учёт темперамента ребёнка а период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности.
- Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.
Протокол родительского собрания №1
от 27.10.2012 г.
Тема собрания: «Трудности адаптации пятиклассников к школе».
Присутствовали: 6 человек
Отсутствовали: 1 человек
Повестка дня:
- Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
- Психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.
- Пути возможной помощи детям в этот период. Рекомендации родителям.
- Анализ учебных достижений учащихся класса.
- Разное:
а) ознакомление с Уставом школы;
б) организация горячего питания в школьной столовой;
в) обязательное страхование жизни ребенка на период 2012-2013 учебного года;
г) план мероприятий на время осенних каникул, техника безопасности;
в) выборы родительского комитета, обсуждение нужд класса.
5. Личные беседы с родителями.
Ход собрания.
- Выступление классного руководителя по теме родительского собрания. Ознакомление родительского коллектива с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации. А также была предложена система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению, и даны соответствующие рекомендации по этому вопросу.
- Медицинская сестра и психолог школы познакомили родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменениями статуса ребёнка. Обратили внимание на следующие моменты:
— изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
— изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.
3. Классным руководителем была предложена система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению, и даны соответствующие рекомендации по этому вопросу.
4. Классный руководитель 5б класса Сыч Н.И. сделала анализ учебных достижений класса:
а) участие в общешкольных мероприятиях;
б) участие в предметных олимпиадах;
в) итоги успеваемости за 1 четверть.
5. Разное.
а) ознакомление с Уставом школы;
б) организация горячего питания в школьной столовой;
в) обязательное страхование жизни ребенка на период 2012-2013 учебного года;
г) план мероприятий на время осенних каникул, техника безопасности;
в) выборы родительского комитета, обсуждение нужд класса.
Постановили:
- Принять к сведению рекомендации классного руководителя о том, как преодолеть трудности адаптации ребенка к школе, как помочь ему разобраться в самом себе и т.д.
- Усилить контроль выполнения домашних заданий. Уделить должное внимание здоровью ребенка.
- Застраховать жизнь детей на период 2012-2013 учебного года.
- Принять активное участие в школьной акции «Семья помогает семье».
- Принять к сведению рекомендации классного руководителя по технике безопасности (растительные яды, правила дорожного движения, пожарная безопасность, бдительность на улицах, проверка состояния здоровья ребенка ежедневно).
Председатель родительского комитета:
Гречкина Ольга Сергеевна
Секретарь: Гречкина Жанна Игоревна
nsportal.ru
Протокол — родительское собрание — 5 класс
Тема: «Адаптация пятиклассников в средней школе».
Повестка дня:
- Характеристика возраста и особенности адаптации пятиклассников.
- Программа психологического сопровождения пятиклассников.
- Режим дня пятиклассника.
- Итоги второй четверти.
Все четыре вопроса осветил классный руководитель школы Волков А.П.
По первому вопросу: «Характеристика возраста и особенности адаптации пятиклассников», рассказала, что начало этого периода характеризуется рядом специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками или признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Задачи развития в 5-ом классе следующие:
- овладение базовыми школьными знаниями и умениями,
- формирование умения учиться в средней школе,
- развитие школьной мотивации, формирование интересов,
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других,
- формированиеу мения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе,
- формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Психическое развитие происходит неравномерно, нередки случаи, когда интеллектуальное развитие опережает физическое и наоборот. Результат неравномерного физического развития является проблема акселератов и ретордантов.
В этот период бурно развиваются познавательные процессы. Восприятие становится избирательным, происходит становление устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятие. Подростки могут строить умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирующееся мышление приводит к развитию рефлексии и он может размышлять о себе, т.е. делается возможным самосознание.
Параллельно идет интенсивное нравственное формирование личности, формирование сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. Созревание личности осуществляется влиянием окружающей действительности. Если в младшем школьном возрасте он полагается полностью на мнение и оценку учителей и родителей, то теперь для него важны личные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.
Основная трудность — это адаптация к новой системе обучения, когда каждый предмет ведет новый учитель, у каждого учителя свои требования в соответствии с предметом. В связи с этим увеличивается нагрузка на ребенка. В период адаптации могут наблюдаться и соматические заболевания, но к третьему месяцу обучения общее состояние должно стабилизироваться.
По второму вопросу: «Программа психологического сопровождения пятиклассников» Алексей Алексеевич рассказала, что совместно с завучами работа с пятиклассниками началась с начала года, в конце октября посещались уроки в 5 классах.
Следующим этапом была проведена диагностика уровня адаптации.
Далее классный руководитель предоставил результаты тестирования родителям. Всего детей, обучающихся в 5 классе 5 человек, трудности выявились у всех учеников. Во второй четверти с ними продолжалась коррекционная работа.
По третьему вопросу родителям было сообщено рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков, которое в 5-х классах составляет 2,5 часа и подчеркнула необходимость соблюдения режима дня.
Рекомендации родителям:
- Быть терпимее к детям.
- Следить за режимом ребенка.
- Следить за состоянием как физическим, так и психологическим своего ребенка.
- Подкреплять чувство «взрослости».
- Помогать в правильности формирования процесса идентификации подростка.
После выступления классный руководитель ответил на вопросы родителей и озвучил решение родительского собрания, с которым все согласились.
По четвертому вопросу классный руководитель познакомил родителей с итогами 2-ой учебной четверти и дал рекомендации по улучшению успеваемости учащихся.
Решение:
- Принять к сведению возрастные изменения подростков, результаты диагностики.
- Помочь детям в процессе адаптации к условиям средней школы: предметному обучению, к классному руководителю и т.д.
- Сотрудничество с классным руководителем и администрацией школы по вопросам обучения и воспитания детей.
Секретарь: __________________/ Парчиева Ю.Б./
Классный руководитель: ______ /Волков А.П./
konspekt-urokov.ru
Родительское собрание. 5 класс
Родительское собрание №2 в 5 классе
Тема. Трудности адаптации пятиклассников.
Классный руководитель 5б класса
Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.
Ход собрания.
Вступительное слово.
Уважаемые папы и мамы!
Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе».
Обращаю внимание на следующие моменты:
— изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
— изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.
Далее предлагаются рекомендации для родителей.
Рекомендации для родителей
Первое условие школьного успеха пятиклассников – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности.
Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления».
Как вы знаете, любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.
Во взаимоотношениях со взрослыми дети уже могут и желают участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. т.е быть самостоятельными. А как гласит “закон об образовании” статья 52: в обязанность родителей входит еще и научить ребенка самостоятельно учиться, научить добывать знания. Помните, пожалуйста, что вам необходимо осуществлять контроль за успеваемостью, за выполнением домашнего задания, обязательно посещать школу, просматривать дневник.
Проговорим организационные моменты:
Расписание:
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
1. математика
природа
труд
история
2. история
рус.яз.
труд
рус.яз.
рус.яз.
3. литература
рус.яз.
математика
рус.яз.
физ-ра
литература
4. рус.яз.
математика
математика
литература
музыка
5.физ-ра
инфо/англ.яз
ОБЖ
природа
англ.яз.
6. изо
англ.яз/инфо
физ-ра
математика
Каникулы:
– осенние с 3 ноября по 10 ноября.
– зимние с 29 декабря по 09 января.
– весенние с 22 марта по 31 марта.
Ведение дневника: заполнить титульный лист, указать адрес школы, наименование школы (МБОУ “СОШ № 47”),
Расписание звонков.
1ур. 8.00 – 9.40
Перемена 5 минут
2ур. 9.45 – 10.05
Перемена 10 минут
3ур. 10.15 – 11.00
Перемена 10 минут
4ур. 11.20 – 12.05
Перемена 10 минут
5ур. 11.05 – 11.55
Перемена 5 минут
6ур. 12.00 – 12.40
Иметь при себе блокнот, где записывать домашнее задание, в случае сдачи дневников на проверку.
Опрятный внешний вид – однотонный верх – черный низ. Спортивная форма – на улицу: спортивный костюм (до +10), зимой –лыжи (до– 18). Зал – светлая майка (однотонная), шорты, белые носки, кеды с белой подошвой.
Во время уроков не звонить детям.
Подведение итогов.
Обучающиеся 5 “б” класса перейдя на старшую ступень обучения, столкнулись с новыми ощущениями, проблемами. Особенно важной проблемой является проблема адаптации обучающихся 5 классов в обществе старшеклассников, новых учителей и нового классного руководителя, а также при появлении новых предметов. Эмоциональный климат в классе, в общем, положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Большинство конфликтных ситуаций стараемся разрешать в совместной деятельности классного руководителя, учителей предметников, родителей, психолога. Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп, а социально-ориентированные ученики очень зависимы от мнения группы, легко подчиняются требованиям. В случае, если лидирующей для них станет группа, например, характеризующаяся нарушением поведения, то ученики могут усвоить нормы этой группы. В этой связи, необходимо следить за сферой общения детей.
В классе по итогам I четверти: 1 отличница, 11 хорошистов, 5 обучающихся закончили четверть с одной тройкой (3), неуспевающих нет. Дисциплина на уроках в целом нормальная. В школе существуют различные кружки, факультативные занятия и спортивные секции. Более 73% обучащихся занимаются в различных организациях не только в школе, но и за пределами школы. Увлекаются туризмом, самбо, танцами, шахматами и театральным искусством. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Мы выходили на уборку территории, участвовали в турпоходе, посетили детскую библиотеку, музей. Проведено 5 классных собраний, собирались для поздравления именинников нашего класса.
Комментарии родителей
Закончить наше собрание можно следующим стихотворением:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутанны,
Пример же – никогда.
Протокол родительского собрания №1
от 27.10.2012 г.
Тема собрания: «Трудности адаптации пятиклассников к школе».
Присутствовали: человек
Отсутствовали: человек
Повестка дня:
Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.
Пути возможной помощи детям в этот период. Рекомендации родителям.
Анализ учебных достижений учащихся класса.
Разное:
а) ознакомление с Уставом школы;
б) организация горячего питания в школьной столовой;
в) план мероприятий на время осенних каникул, техника безопасности;
г) выборы родительского комитета, обсуждение нужд класса.
5. Личные беседы с родителями.
Ход собрания.
Выступление классного руководителя по теме родительского собрания. Ознакомление родительского коллектива с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации. А также была предложена система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению, и даны соответствующие рекомендации по этому вопросу.
Медицинская сестра и психолог школы познакомили родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменениями статуса ребёнка. Обратили внимание на следующие моменты:
— изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
— изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.
3. Классным руководителем была предложена система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению, и даны соответствующие рекомендации по этому вопросу.
4. Классный руководитель 5б класса сделала анализ учебных достижений класса:
а) участие в общешкольных мероприятиях;
б) итоги успеваемости за 1 четверть.
5. Разное.
а) ознакомление с Уставом школы;
б) организация горячего питания в школьной столовой;
в) план мероприятий на время осенних каникул, техника безопасности;
г) выборы родительского комитета, обсуждение нужд класса.
Постановили:
Принять к сведению рекомендации классного руководителя о том, как преодолеть трудности адаптации ребенка к школе, как помочь ему разобраться в самом себе и т.д.
Усилить контроль выполнения домашних заданий. Уделить должное внимание здоровью ребенка.
Принимать активное участие в школьной жизни.
Принять к сведению рекомендации классного руководителя по технике безопасности
( правила дорожного движения, пожарная безопасность, бдительность на улицах, проверка состояния здоровья ребенка ежедневно).
Председатель родительского комитета:
Секретарь:
infourok.ru
Родительское собрание №2 «Трудности адаптации пятиклассников к школе».
Собрание 2 «Трудности адаптации пятиклассников к школе».
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кыоби
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения собрания: круглый стол.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Родительский практикум по проблеме.
Анкетирование родителей пятиклассников
Уважаемые (имя и отчество родителей)!
Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца.
Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.
1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
3. С чем это, по вашему мнению, связано?
4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
.
Полезная информация
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Ход собрания
Собрание начинается с обсуждения первых впечатлений от обучения детей в пятом классе. Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.
Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так:
«Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство».
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»
Медицинский работник школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка.
Рекомендации для родителей:
• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
• Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»
1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
4. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
5. Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
6. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
• Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
• Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
• Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
• Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
• Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
• Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
• Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
• Не дерись без причины.
• Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
• Играй честно, не подводи своих товарищей.
• Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
• Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
• Из-за отметок не плачь, будь гордым.
• С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
• Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
• Старайся быть аккуратным.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
• Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему. Классный руководитель готовит для родителей анализ результативности учебной деятельности учащихся по материалам анкетирования учителей.
Каждый учитель-предметник, работающий в классе, готовит памятки для учащихся , а классный руководитель раздает их на родительском собрании.
infourok.ru
Методическая разработка (5 класс) по теме: Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к школе»
Родительское собрание
«Адаптация пятиклассника к школе»
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
3. Родительский практикум по проблеме.
Ход собрания.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?
1. Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Игра «Корзина чувств».
Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации уч-ся к школе».
Психолог обращает внимание родителей на следующие моменты:
ü изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
ü быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
ü изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей.
· Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
· Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
· Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
· Обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
· Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка.
· Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению и условии их успешного преодоления».
Анализ диагностики уч-ся «Адаптация».
Рекомендации для родителей.
· Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
· Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
· Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
· Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.
· Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
· Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
· Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
· Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
· Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
· Не дерись без причины.
· Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
· Играй честно, не подводи своих товарищей.
· Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
· Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
· Из-за отметок не плачь, будь гордым.
· С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
· Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
· Старайся быть аккуратным.
· Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
· Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.
Анкетирование родителей.
Уважаемые родители! Ваш ребенок учится в 5 классе уже месяц. Какие –то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.
1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
2. По каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
3. С чем это, по вашему мнению, связано?
4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
5. Что бы вы хотели посоветовать учителю – предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
nsportal.ru
Материал (5 класс) по теме: Родительское собрание в 5 классе: «Трудности адаптации пятиклассников к обучению в школе»
МКОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»
Жмакина Елена Александровна.
Родительское собрание в 5 классе.
«Трудности адаптации пятиклассников к школе».
Задачи собрания:
- Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.
- Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Подготовительная работа к собранию.
Классный руководитель обращается с вопросами анкеты к учителям, работающим в классе.
- Кто из учащихся 5-го класса испытывает трудности в учебе по вашему предмету?
- Соответствует ли отметка, выставленная ученику в начальной школе по предмету, его реальным знаниям и умениям?
- Что, на ваш взгляд, является причиной проблем в учебе по предмету?
- Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для преодоления трудностей, связанных с изучением вашего предмета?
- Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете?
Данное анкетирование проводится спустя 1-2 месяца после начала обучения в 5 классе.
Анкета для родителей.
- Какие предметы даются вашему ребенку легко?
- По каким предметам подготовка домашних заданий вызывает у него затруднения?
- С чем это, по вашему мнению, связано?
- Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
- Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
Оформление кабинета к собранию.
На доске тема собрания.
Выставка рисунков 5-классников на тему: «Мои первые дни в 5 классе»
Ход собрания.
Собрание начинается с обсуждения первых впечатлений от обучения в 5 классе.
Родители делятся впечатлениями, которые оставили в душе ребенка первые школьные дни.
- Обсуждение вопроса: Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе.
Врач школы или психолог знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Обратить внимание родителей на следующие моменты:
-изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
-быстрое физиологическое взросление детей;
-изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей.
- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности между выполнением домашних заданий.
- Наблюдение за правильной позой во время выполнения уроков.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка кистей рук.
- Организация правильного питания ребенка.
- Воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка.
- Обсуждение вопроса: Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению.
—повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в 5 классе;
— повышение уровня тревожности самого ребенка;
—зависимость степени адаптации ребенка от тех требований, которые предъявляет семья;
—состояние его физического здоровья;
—степень учебной и социальной мотивации пятиклассника;
—влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе.
Рекомендации для родителей.
- Обязательное проявление интереса к школе родителей.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.
- Развитие самоконтроля и самооценки ребенка.
Классный руководитель раздает родителям правила, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников.
Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили -дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть — иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не выпрашивай ничего.
- Будь внимателен везде, где нужно проявлять внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым.
- С учителем из-за отметок не спорь, на учителя не обижайся.
- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех. Ты- неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят эти правила в комнате ребенка или в рабочем уголке. Желательно обращать внимание на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет.
Каждый учитель, работающий в 5 классе, готовит памятки для учащихся по своему предмету, а классный руководитель раздает их родителям.
nsportal.ru
Родительское собрание в 5 классе «Трудности адаптации пятиклассника в школе»
« Трудности адаптации пятиклассника к школе »
Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе .
Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Ход собрания :
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя- предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются- тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат- у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшается сон и аппетит
.
Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?
1 Разные требования со стороны учителей- предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
2 Большой поток информации, незнакомые термины, слова.
3 Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Игра «Корзина чувств»
Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек.
. После тог о как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство , которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе и назовите это чувство.
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Психолог обращает внимание родителей на следующие моменты:
— результаты анкетирования , проведенных с учащимися и учителями- предметниками. Обсудили вопрос о психологических проблемах адаптации ребенка к школьному обучению и условия их успешного преодоления.
С результатами анкетирования, проведенных с родителями, познакомил классный руководитель. Родителям были даны следующие рекомендации:
— Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню.
— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
— Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
— Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
-Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
— Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
— Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:
— Не отнимай чужого, но свое не отдавай.
-Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
-Не дерись без причины.
— Зовут играть- иди, не зовут- спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
— Играй честно, не подводи своих товарищей.
-Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
— Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
— Из-за отметок не плачь, будь гордым.
— С учителями из-за отметок не спорь, не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
-Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
— Старайся быть аккуратным.
— Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
— Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты- неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей.
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие -нет ,и почему.
Уважаемые родители! Ваш ребенок учится в 5 классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы вы помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе .
Психологом школы проводится эксперимент с родителями, учителями, классным руководителем на знание особенностей характера учеников 5 класса .
Предлагается родителям на стикерах написать свои пожелания ,в будущем учителям в работе с пятиклассниками, и какие эмоции родительское собрание у них вызвало.
Протокол № __
родительского собрания в 5 классе
от «___»____________ 20__ г.
Всего в классе 10 детей.
Присутствовало 8 родителей.
Повестка:
1 Выступление классного руководителя.
Доклад « Трудности адаптации пятиклассника к школе» .
2 Результаты анкетирований, проведенных с учителями, учащимися. Психолог школы:________________.
3 Выступление учителей- предметников. Пробелы учащихся в знаниях, анализирование степени готовности каждого учащегося.
4 Результаты анкетирования, проведенного с родителями.
Классный руководитель:_______________________
По первому вопросу выступила классный руководитель 5 класса __________________. Она ознакомила с трудностями адаптации пятиклассников к школе. Было предложено обсудить проблемы и трудности, связанные со школьным обучением.
ПО второму вопросу выступила психолог школы ______________ и познакомила с результатами анкетирований, проведенных с учителями и учащимися. Обсудили психологические проблемы адаптации и условия их успешного преодоления.
По вопросу готовности учащихся по учебным предметам выступили учителя- предметники, ознакомили родителей с теми моментами, на которые следует обратить внимание.
Классный руководитель проанализировала анкеты, проведенные с родителями. Предложила практические советы родителям для воспитания самостоятельности в детях, а также конкретные советы в ходе адаптационного периода.
Секретарь родительского собрания : ____________
Председатель родительского собрания : ____________
videouroki.net