Тренинг для родителей школьников – упражнения и тренинг для родителей «В школу с радостью». Государственное учреждение образования «Мормальский детский сад-средняя школа Жлобинского района»
Тренинг «Школа для родителей»
Тренинг «Школа для родителей»
Цель: Создать благоприятные условия для работы в группе. Помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного взаимодействия. Познакомить с техникой активного слушания. Научиться способам эффективной коммуникации родителей при разрешении проблем во взаимодействии с детьми.
Знакомство с правилами работы в группе и их принятие.
Максимальное доверие друг к другу.
Во время занятия говорить только о том, что волнует именно сейчас и обсуждать только то, что происходит «здесь» «сейчас».
Все, что происходит в группе ни под каким предлогом не выносить за её пределы.
Во время общения подчеркивают только положительные качества человека, с которым работают.
Внимательно слушать говорящего, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.
Знакомство участников друг с другом.
Участники пишут свои имена на сердечках.
1. Упражнение «Мое имя – мой характер»
Подумайте о значении вашего имени. Нравится ли оно Вам, что оно выражает?
Задание заключается в том, чтобы назвать черты своего характера, начинающееся на каждую букву вашего имени. В течение 2 минут назовите черты характера на буквы вашего имени.
2. Упражнение «Клубочек»
Инструкция: участники передают друг другу клубочек, при этом говорят, что им нравится в этом человеке.
3. Упражнение «Я тебя понимаю»
Инструкция: Закончите приведенные ниже примеры так, как, по вашему мнению, закончил бы их ваш ребенок:
Мне бывает радостно, когда…
Я очень грущу, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я сержусь…
Я очень горжусь…
После того, как родители закончат предложения, они сравнивают их с ответами детей (дети выполняют этот тест накануне с психологом). Степень совпадения будет говорить о вашей способности поставить себя на место ребенка, о способности к децентрации.
Провести обсуждение, в чем было совпадение.
5. Упражнение «Что мне нравится в моем ребенке, так это…»
Описать все положительные качества, которые есть в ребенке.
Обсуждение занятия.
1. Упражнение «Подарок».
Инструкция: участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербально, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.
Информационная часть. Ведущий рассказывает о том, что слушание может быть пассивным (безмолвное) и активным (рефлексивное). Безмолвное слушание предполагает минимум ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю», поддерживающее выражение лица, кивание в знак согласия. А если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Но когда у ребенка есть эмоциональная проблема (он расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда обошлись с ним грубо) его надо активно выслушать. Активное слушание создает отношения тепла, облегчает решение проблем ребенка. Приемами активного слушания являются: пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов) Пересказ – это изложение своими словами то, что сказал собеседник. Ключевые слова пересказа – это «Ты говоришь…», «Как я понимаю…» Пересказ является своеобразной обратной связью ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю».
Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Например: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?» Уточнение следует отличать от выспрашивания. Выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.
Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. «Мне кажется, ты обижен». «Ты чувствуешь себя расстроенным». Чувства надо называть в утвердительной форме, так как вопрос меньше вызывает сочувствия. Этот прием способствует установлению контакта, и повышает желание другого человека рассказывать о себе.
Проговаривание подтекста заключается в дальнейшем проговаривании мыслей собеседника. Оно не должно превращаться в оценивание.
Например: «Ты мог бы быть и поскромнее». Оценивание блокирует желание рассказывать о проблеме.
Резюмирование используется в продолжительных беседах и переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что»)
Информационная часть. Ведущий говорит о том, что в последнее время психологи выделили несколько типов родительских высказываний, мешающих активному слушанию. К ним относятся следующие:
Приказы, команды. «Сейчас же перестань!» «Убери!» «Замолчи!»
Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду». Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»
Мораль, нравоучения, проповеди. Ты обязан себя вести как подобает. «Ты должен уважать взрослых»
Советы, готовые решения. «Я бы на твоем месте дал сдачи!»
Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». «Сколько раз я тебе говорила!»
Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!» «Опять все сделала не так!»
Похвала.
Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса». «Не будь лапшой».
Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь..»
Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?» «Что же все-таки случилось?»
Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся.» «Не обращай внимания».
Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя». «Вечно ты со своими жалобами».
Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».
Папа: «Да действительно, а как это случилось?»
Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»
Папа: «Ну успокойся, Давай что-нибудь придумаем».
Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»
Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)
Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».
Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»
Дочь: «Я пойду к маме».
Информационная часть. Ведущий рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: ты – сообщениях и я — сообщениях. Американский психотерапевт Томас Гордон сделал примечательное наблюдение: оказывается большинство используемых взрослым замечаний это Ты — сообщения. Ты — сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель (Ты всегда оставляешь грязь в комнате», Прекрати это делать»). Я — сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Я — сообщения отличаются от Ты — сообщений тем, что позволяют выразить взрослому негативные чувства в необидной форме, поэтому энергия ребенка направлена не на то, чтобы обижаться, возмущаться, злиться, а на то, чтобы исправить ситуацию. Я — сообщения не портят доброжелательных отношений между людьми.
2. Упражнение.
Ведущий предлагает родителям потренироваться в применении я — сообщений. Он зачитывает приготовленные ты — сообщения и предлагает участникам переформулировать их в я — сообщения.
Примеры ты — сообщений
Ну что у тебя за вид!
Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!
Ты не мог бы потише?
Примерные содержания сообщений я – сообщений.
Я не люблю, когда дети ходят растрепанными и мне стыдно от взглядов соседей.
Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто- то ползает, я все время спотыкаюсь.
Меня очень утомляет громкая музыка.
Упражнение «Маленькому – защиту».
Инструкция: «Представьте себя маленьким ребенком 5 или 6 лет, загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть глубокую его тоску и понять что это – тоска по любви. Протяните руки и обнимите маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите ему, как сильно Вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо. Теперь пусть побудет ребенок маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там в самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте всю вашу, так важную для него любовь.
Почувствуйте тепло, которое разливается по вашему телу, мягкость и нежность.
Домашнее задание родителям: понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось.
Попробуйте провести день без слов критики и упрека в адрес вашего ребенка. Замените их словами одобрения по любому поводу. Посмотрите на реакцию ребенка.
4. Упражнение «Ладошка»
Инструкция: каждый участник на отдельном листочке обводит контур своей ладони, подписывает свой листочек и оставляет на своем месте. Затем все пишут на этих листочках прощальные пожелания друг другу. После этого участники читают написанное.
5. Итоговое обсуждение тренинговых занятий.
Рефлексия.
videouroki.net
Тренинг психолога для родителей в начальной школе: «Счастливое родительство»
Цель и задачи:
— углубить знания родителей по вопросам воспитания детей, дать родителям возможность поделиться своим опытом семейного воспитания и подвести их к анализу личного педагогического опыта;
— повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений, привлечь родителей к организации учебно-воспитательного процесса, заинтересовать их школьной жизнью детей.
Количество участников: 10-15 человек
Продолжительность: 1,5 часа.
Ход тренинга психолога в начальной школе
Введение
Психолог. Все родители хотят, чтобы их дети жили в семье счастливо и в согласии, были послушными, ответственными, разумными. «Счастье дается только знающим», — эти слова И. Бунина можно применить и к родителям. Любить недостаточно, нужно знать их, а для этого необходимо учиться. Сегодня мы попробуем больше узнать о своих детях, учиться понимать их.
Упражнение «Это мой ребенок»
Психолог прикрепляет к доске ватман с нарисованным солнцем и дает родителям подготовленые заранее смайлики. Каждому участнику на смайлике нужно записать 10 позитивных утверждений о своем ребенке. Затем участники по очереди представляют свои наработки. К примеру:
Мой ребенок:
— Честный;
— Ответственный;
— Разумный;
— Хороший и т. д.
В конце же докладчик добавляет: «Я (Оксана, Таня, Марина …) — мать этого замечательного ребенка».
После окончания презентации все смайлики прикрепляют на ватман.
Психолог. Солнце — символ тепла, доброты, света. Ваши дети для каждого из вас — это также солнышко, смысл вашей жизни.
Упражнение «Правила работы в группе».
Психолог предлагает перечень правил поведения в группе.
Зарядка «Колода карт».
Участники сидят в кругу. Психолог предлагает поменяться местами тем, кто:
— Имеет в своем имени букву «А»;
— Любит смотреть комедии;
— Родился зимой;
— Имеет старшую сестру;
— Сегодня утром пил кофе;
— Утром постоянно целует своего ребенка;
— Ни разу не ругал своего ребенка.
Психолог. Как видим, не все нам удается из-за нехватки времени поцеловать ребенка, не всем нам удается с пониманием относиться к своим детям, не ссорить их. Поэтому попробуем разобраться, в чем же причины недоразумений между родителями и детьми, как стать своему ребенку другом.
Притча «Отцы и дети».
Однажды пришли к мудрецу из дальнего поселка люди:
— Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь.
Помоги нам. Молодое поколение нашего поселка совсем перестало понимать нас, но нам и без этого очень плохо живется. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и сказал:
— А на каком языке вы разговариваете?
— Все старшее поколение говорит на тарабарском.
— А молодое поколение?
Задумались люди и признались:
— А мы их не спрашивали.
— Именно поэтому у вас и нет понимания.
Психолог. Наши дети не всегда нас понимают. А всегда ли мы стараемся прислушиваться к ним и понять?
Упражнение «Сенкан».
Психолог предлагает составить сенкан на слово «ребенок». Это упражнение поможет узнать об отношении участников к детям.
Объясняет, как составлять сенкан:
— 1й строка — одно существительное.
— 2й строка — два-три прилагательных, характеризующие существительное.
— 3й строка — два-три глагола или описания действия.
— 4й строка — глаголы или фраза, которая предусматривает личностное отношение к теме.
— 5й строка — синоним существительного в первой строке.
Например: счастье; энергичное, искреннее; беспокоит, радует; смысл жизни; удовольствие.
Упражнение «Экзамен для родителей»
Психолог. Если предыдущее упражнение показало ваше отношение к вашим детям, то следующее упражнение поможет узнать, насколько хорошо вы знаете своих детей, их предпочтения, желания.
Участникам раздают чистые листы, на которых родители должны ответить на вопрос:
1. Любимое блюдо ребенка-…….
2. Любимый цвет — ……
3. Любимый школьный предмет — … ..
4. Любимая песня — ….
5. Имя подруги (друга) ребенка ….
Обсуждение:
— На все ли вопросы вы дали ответ?
— Уверены ли вы на 100% в правильности своих ответов?
Психолог. Для того чтобы больше знать о своем ребенке, его интересах и предпочтениях, тревогах и радости, нужно стать ему другом, уделять больше времени, поддерживать, помогать, выслушивать.
Упражнение «Моя семья»
Это упражнение дает возможность осознать и изменить сложившиеся семейные стереотипы.
Родителям раздаются по 10 кружочков. Нужно вписать в кружочки имена всех членов семьи.
Психолог. Положите кружочек с вашим именем посередине, затем расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними. Проведите линии от себя к ним. Над линией напишите то, что вас связывает, снизу — то, что отталкивает, приводит к недоразумениям. Как бы вы хотели изменить отношения? Особое внимание уделите кружочками «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?
Упражнение «Лицо».
Психолог. Посмотрите на рисунок. Теперь каждый для себя должен честно ответить на вопрос:
— С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
— Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка во время общения с вами?
— С каким выражением лица общается ребенок с вами?
— Каким, по вашему мнению, должно быть выражение вашего лица во время общения с ребенком?
Обсуждение:
— У всех совпал желательный ответ с реальным?
— Задумывались ли вы над изменением своего поведения, поступков в отношении своих детей?
Если да, то первый шаг к пониманию своих детей вы уже сделали. Поздравляю!
Упражнение «Лист».
Психолог. Возьмите чистый лист. Вспомните все неприятные слова, поступки в отношении своих детей, которые вы допустили в течение этой недели. Вспоминая эти неприятные моменты, сгибайте лист.
А теперь попробуйте мысленно извиниться у ребенка за каждое неприятное слово или поступок. За каждым извинением разгибайте лист. Посмотрите, вы развернули лист, но на нем остались линии от сгибов. Так и в душу каждого ребенка на всю жизнь остаются ваши досадные, обидные слова. Не забывайте об этом.
Упражнение «Яблочко от яблоньки».
Психолог. Часто вы спрашиваете себя: «Почему мой ребенок вырос таким непослушным?», «Почему он стал таким равнодушным ко всему?» Или говорите: «Постоянно он попадает в неприятные ситуации», «Совсем обнаглел, постоянно хамит» и другие. Почему так случается, неужели не досмотрели?
Не всегда. Бывают случаи, когда родители уделяют своим детям достаточно много времени, а они все равно проявляют неуважение. В этой ситуации срабатывает фактор «личного примера».
Чтобы разобраться в ситуации лучше, предлагаю вам написать на листах в форме яблока справа свои черты характера, поведения, а слева — черты характера, поведения, которые вы замечаете в своем ребенке.
После того как родители выполняют задания, психолог прикрепляет яблоки на ватман, на котором изображена яблоня.
Обсуждение:
— Трудно было написать свои недостатки в характере?
— Увидели ли вы недостатки вашего характера, которые есть и у вашего ребенка?
Психолог. Как говорится в народной поговорке: «Яблочко от яблоньки недалеко падает». Поэтому, прежде чем наказывать своих детей за их слова и поступки, нужно спрашивать в себя: «Почему он вырос таким непослушным и бездельником?», Нужно сначала посмотреть на свои недостатки и начать воспитание ребенка с себя.
Упражнение «Выбери главное»
Из предложенных на доске семейных факторов родители выбирают те, которые, по их мнению, являются важными для воспитания детей, после чего записывают на макеты листочков по количеству групп. Затем участники тренинга защищают свои ответы.
Факторы: любовь, доверие, понимание, поддержка, материальное обеспечение, помощь.
Рефлексия.
— Какие упражнения вам понравились и запомнились?
— Что больше всего понравилось или не понравилось на занятии?
Упражнение «Пять добрых слов».
Участники образуют круг. Психолог предлагает каждому обвести свою ладонь на листе бумаги и обозначить на рисунке свое имя. Дальше лист передают соседу справа, затем участник получает рисунок от соседа слева. В обведенной ладони обозначают какую-то привлекательную черту автора рисунка. Упражнение продолжается, пока заполненная записями «ладонь» не вернется к его владельцу.
Психолог. Помните, что ребенок — это зеркало жизни своих родителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается духовное богатство мамы и папы. Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей было прекрасным. Любви и взаимопонимания вашим семьям!
school200.ru
Тренинг с родителями «воспитание в семье и школе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАЛЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БАГАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
родительского собрания в форме тренинга
Педагог-психолог:
С.В. Сибагатова
21.02.2017 г.
Цель:
1. Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
План проведения собрания:
1. Вводная часть: приветствие, орг.момент (разъяснение целей и задач собрания, в рамках чего оно проводится), задание «Помощник/свободный микрофон» (чего я жду от собрания), задание 1 (Нарисовать портрет своего ребенка).
2.Тренинговое задание «Ребенок».
4. Сообщение «Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе»
5. Тренинговое задание «Мой ребенок».
6. Подведение итогов. «Душа ребенка – это полная чаша», «Последний помощник или Свободный микрофон».
Ход собрания
I. Вводная часть.
1. Приветствие.
2. Организационный момент.
— Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.
-Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
-А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.
-Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.
-Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для меня, и для самих родителей.
— Сегодня мы с вами поговорим о наших детях, об их воспитании и роли семьи и школы в процессе воспитания.
— Сейчас вы немного погрузились в жизнь школы. Давайте каждый из вас представится и скажет, чего он ждет от сегодняшнего собрания.
3. Задание 1.
— Сейчас я прошу вас выполнить следующее задание. Вам нужно на листке нарисовать портрет своего ребенка (это может быть лицо или какой-то предмет, набор предметов, которые его бы характеризовали). Выберите, пожалуйста, фломастер, которым бы вам хотелось порисовать, и приступайте к работе (затем рисунки без подписей вывешиваются на доску) Затем по очереди прошу рассказать о своем ребенке.
II. Тренинговое задание «Ребенок»
— Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Антон. Проживите день с маленьким Антоном.
— Утром мама подошла к Антону и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание… Антону стало так грустно, что его не понимают…
— Оторвите кусочек от мальчика.
— Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Антона, закричав на него, что тот не садится завтракать… На душе у Антона стало еще грустнее…
— Оторвите кусочек от мальчика.
— Позавтракав, Антон собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Антону не прибавило…
— Оторвите кусочек от мальчика.
— На крыльце школы Антон встретил своего друга Андрея. Андрей шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Антона так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Антон мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.
— Оторвите кусочек от мальчика.
— А на уроке сегодня была контрольная работа. Антон так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало…
— Оторвите кусочек от мальчика.
— Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Антон домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира… Дверь была открыта, Антон страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама…
— оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики и толчки.
— Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения. («Помощник/ свободный микрофон» по кругу).
III. . Сообщение лектора «Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе» (текст лекции Приложение № 1).
IV. Тренинговое задание «Мой ребенок».
— Нарисуйте на листочке свою ладошку – это ваш ребенок. В центре ладошки напишите его имя, только так как вы его обычно называете, на пальчиках напишите его самые лучшие качества. А вокруг ладошки напишите все возможные способы, как уберечь вашего замечательного ребенка от негативного влияния общества. Окружающей среды. Что вы или кто-нибудь другой можете сделать для него?
VII. Подведение итогов. Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
— У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (стикеры), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу).
— Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
— Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче.
«Последний Помощник».
— Уважаемые родители, в начале нашего собрания вы говорили о том, чего бы вы хотели, что вы ждете от этого собрания. Сейчас мы вас попросим написать свои отзывы о собрании. Они могут быть как позитивные, так и негативные, возможно вы выразите какие-нибудь свои впечатления и пожелания. Мне будет интересно любое ваше мнение.
Выражаю вам огромную благодарность, что вы сегодня нашли время и посетили школу. Надеемся на скорую нашу встречу с вами, на сотрудничество со школой. Давайте наших детишек будем воспитывать вместе.
Приложение № 1
«Нравственное воспитание учащихся в семье и в школе»
В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.
Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?
В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.
Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам.
Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача
родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
1) Родители должны осознавать важность этой задачи.
2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни
упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.
9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
10) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим
методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация.Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные
нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Выводы:
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.
Принципы взаимодействия:
Взаимное уважение и доверие.
Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.
Верить в творческие силы ребёнка.
Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.
.
infourok.ru
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ «РАЗГОВОР ПО ДУШАМ» (в рамках проведения «Родительского всеобуча» для родителей младших школьников)
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ «РАЗГОВОР ПО ДУШАМ»
(в рамках проведения «Родительского всеобуча» для родителей младших школьников)
Францева Л.А.
педагог-психолог МБОУ средняя общеобразовательная школа № 71
г. Нижний Тагил Свердловской области
Цель: способствовать установлению партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи:
Расширить возможности понимания своего ребенка;
Использовать тренинговые формы для работы с родителями и детьми;
Применять правила активного слушания;
Отметить результативность применения активного слушания.
Условия проведения: оптимальное количество участников: от 10 до 16 человек (родители обучающихся 2-4 классов, ученики), большое помещение со стульями.
Время проведения: 1 час 15 мин.
Ход занятия
1. Приветствие (3 мин.)
Мы рады вас приветствовать на занятии, посвященном детско-родительским отношениям, на котором мы:
познакомимся с особенностями коррекции детско-родительских отношений;
предложим ряд упражнений, которые можно использовать в общении родителей с детьми.
2. Информирование (7 мин.)
Проходит время, и маленькие дети из дошколят превращаются в младших школьников. Его вкусы и предпочтения меняются, а вместе с этим у них меняется стиль взаимоотношений в семье. У всех ученых существуют разные точки зрения на то, что из себя представляют взаимоотношения. Но нам оказалась ближе такая точка зрения, что взаимоотношения – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношениях не обязательно присутствует обратный сигнал, то во взаимоотношениях постоянно осуществляется обратная связь. Причем разной модальности (положительная или отрицательная).
Детско-родительские отношения – это процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, переживания родителей и детей в их совместной деятельности.
Из чего же состоят детско-родительские отношения?
Детско-родительские отношения
Чувства Переживания Стиль общения Поведенческие
И, конечно же, в семье на те или иные качества ребенка каким-то образом пытаются повлиять родители. В зависимости от того, какими будут отношения в семье, такими в дальнейшем будут взаимоотношения с другими, совершенно посторонними людьми. Также отношения родителей к своему ребенку в значительной мере определяют, насколько легко он овладеет различными навыками, приобретет самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. Грубость и непонимание родителей, их пренебрежение к своим родительским обязанностям приводит, как правило, к множеству трудностей в жизни ребенка. Демократические отношения в семье способствуют большей адаптивности ребенка к окружающему миру.
3. Практическая часть.
И чтобы отношения родителей с детьми были доброжелательными, чтобы конфликтные ситуации разрешались конструктивно, мы предлагаем вам принять участие в нашем тренинге.
Насколько вы знаете, существует структура тренингового занятия (это также можно осветить родителям). Каждое занятие состоит из 4-х стадий:
I стадия – разогрев. Включает в себя обмен своим состоянием и настроением;
II стадия – групповая дискуссия, ролевая игра. Обсуждение и обыгрывание участниками ситуаций. Обмен мнениями из реального и конкретного опыта позволяет посмотреть на ситуацию с различных сторон, увидеть плюсы и минусы, задуматься над своим поведением, осознать его вариативность, переоценить ситуацию и выработать технику поведения по каждой проблеме.
III стадия – рефлексия «здесь и теперь». Подведение итогов работы. Интеграция опыта, полученного на занятии, и обратная связь. Предоставление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе тренинга.
IV стадия – психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.
Упражнение 1 (5 мин.)
Приветствие». Мне хотелось бы сейчас услышать от вас, уважаемые родители и ребята, какие у вас ожидания, намерения, с которыми вы пришли на эту встречу.
(Каждый желающий – родитель, ребенок – высказываются).
Упражнение 2 (10 мин.)
Следующее упражнение, которое предлагается родителям и детям: «Угадай, кто это?». Дети, закройте глаза, вам нужно встать в круг, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.
Желающие могут поделиться своими переживаниями.
Упражнение 3 (10 мин.)
«Взрослый – ребенок». Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.
Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений… теперь вы – взрослые. Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети. Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком. Высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то…», «Если бы я был ребенком, то…». Высказываемся по кругу.
Участники делятся своими мыслями.
Упражнение 4 (10 мин.)
«Ситуация с контрольной».
Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое в прошлом упражнении активное слушание.
Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – ребенок, ревниво отстаивающий свою точку зрения, много воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.
Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, — т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.
В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?
Разыграйте такую ситуацию (в парах).
Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).
Обсуждение.
Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью родителя должна быть некритическая оценка происходящего, родитель должен использовать правила активного слушания:
Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.
Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
Держать паузу, давая подростку паузу на обдумывание.
Обозначать чувства, испытываемые подростком.
Упражнение 5 (10 мин.)
«Ассоциации».
Каждый участник называет свои ассоциации на слово «Семья». Психолог записывает их на доске или на листе А4 и вешает на доску.
Проанализировать, сколько положительных слов и сколько отрицательных выписано.
Упражнение 6 (10 мин.)
«Я давно хочу тебе сказать».
Это упражнение является завершением дружеской встречи.
Родители и дети сидят рядом в круге (лицом к лицу). Родитель сначала говорит своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать…» и завершают. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать…» (и завершает).
В завершении нашей встречи хотелось бы обратить ваше внимание на результаты применения активного слушания:
Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.
Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
Подросток тоже начинает нас слышать и слушать.
Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.
Рефлексия (10 мин).
Уважаемые родители! Дорогие ребята!
В завершении нашей встречи нам хотелось бы услышать от вас обратную связь:
— с каким настроением вы уходите;
— какой опыт получил каждый участник;
— оправдались ли ожидания;
Спасибо!
infourok.ru
«Учимся понимать своих детей». Тренинговое занятие для родителей первоклассников
Тренинговое занятие для родителей
Тема: Учимся понимать своих детей
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи тренинга:
усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
изменение неадекватных родительских позиций;
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Содержание:
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
формирование нового типа отношений равноправия и партнерства
продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
стимулирование общения с родителями и другими участниками группы
«Первичный кодекс группы»:
предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Ход работы:
Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Ребёнок не выбирает семью, родителей и в детстве очень зависит от малого круга общения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Семья — как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится…
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.
И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое «готовность к школе»? Как и когда, начинать готовить ребенка к школе? Какую школу выбрать?
Давайте, остановимся на этих вопросах и попытаемся получить на них краткие ответы.
Ребенок — такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.
Опыт работы показывает, что ребёнок шестилетнего возраста в недостаточной степени готов к обучению в школе, а значит и все выше перечисленные показатели у него недостаточно сформированы
Встаньте, пожалуйста, те, у кого …. есть семья
Встаньте, пожалуйста, те, кто любит свою семью
Встаньте пожалуйста, те, у кого …. есть дети
Встаньте, пожалуйста, те, у кого …. есть дочь
Встаньте, пожалуйста, те, у кого …. есть сын
Встаньте, пожалуйста, те, у кого дети первоклассники
Встаньте, пожалуйста, те, кому интересна сегодняшняя тема – воспитание детей.
Ребенок — это изумление и вера в чудо. Ребенок — это грезы и мечты, восторг и радость, шалости, проказы. И в то же время — это ревность, зависть, агрессивность, соперничество и обиды.
Ребенок — это слабости и опасения, зависимость и разочарование, капризы, доверчивость и уязвимость, наивность, искренность и доброта. Ребенок — это беззащитность, это… коктейль. Ребенок состоит из компонентов, которые не перечесть, можно лишь только схематично их наметить. Но даже схема с трудом уместится на листе.
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
• «Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)
• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес… Ho если боишься — давай перейдем на другую сторону».)
• «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)
• «Подумаешь — укол! Даже малыш не боится, а ты…» («Да, укол — это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Участвуют родитель и ребенок, которым по очереди завязывают рот, глаза, уши и т.д.
Часто мы даем себе и ребенку негативные установки:
Руки; Не трогай руками!
Рот: помолчи, закрой рот.
Голова, ум: Что ты 3 часа думаешь? Не умничай. Я лучше знаю, как будет…
Ноги: Куда пошел, сядь на место, замри.
Уши: Никого не слушай, кроме меня
Родитель:
Глаза бы мои тебя не видели
Я ничего не хочу слышать…
Ничего не поделаешь…
Я не могу понять…
Итак, мы разобрали функции родителей и заглянули в мир ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями и детьми, и рассмотрели под своим утлом — действительно ли хорошо ребенку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру. Давайте еще раз немного вспомним то, что мы узнали.
А мы узнали много нового и важного. И надо только теперь точки расставить по местам.
Но прежде чем мы их расставим, очень хочется, чтобы Вы еще чуть-чуть присели на минутку и задали сами себе вопросы, отвечая самим себе на них. И чтоб вопросы эти и ответы невольно оживали в Ваших мыслях во время воспитания детей.
За парту садятся ваши дети. Но учиться нужно и вам, уважаемые родители! Учиться быть хорошими родителями.
Это нерациональные суждения, ограничивающие нашу свободу и формирующие ригидные родительские позиции. Очень многим родителям трудно передать ребенку ответственность за его жизнь, потому что они стремятся быть хорошими родителями, подразумевая под этим примерно следующее:
-Я должен присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался
и вел себя вполне определенным образом.
— Я обязан руководить моим ребенком, а он — следовать моим указаниям.
— Я обязан заботиться o ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.
— Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызволить его из этой беды.
— Я должен жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих.
— Я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность.
— Это моя обязанность — оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.
Чтение хором вместо ДОЛЖЕН — ХОЧУ.
-Я ХОЧУ присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался
и вел себя вполне определенным образом.
— Я ХОЧУ руководить моим ребенком, а он — следовать моим указаниям.
— Я ХОЧУ обязан заботиться o ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.
— Если мой ребенок попадет в беду, я ХОЧУ вызволить его из этой беды.
— Я ХОЧУ жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих.
— Я ХОЧУ быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность.
— Это МОЕ ЖЕЛАНИЕ — оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.
Напоследок я осмелюсь предложить и педагогам и родителям воспользоваться добрым советом:
Через несколько коротких лет малыш вырастет и уйдет в свою собственную жизнь, напоминайте себе об этом, берегите время, которое Вам отведено провести вместе. И вы вырастите счастливого и сильного человека! ( Раздать памятки)
Подводя итог вышесказанному, хочется пожелать каждому родителю, чтобы вы БЕРЕГЛИ СВОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИРОК — СЕМЬЮ.
ПУСТЬ В НЕЙ ПОСЕЛЯТСЯ ТОЛЬКО — ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ, ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ И МИР! И ТОГДА ВАШИ ДЕТИ ВЫРАСТУТ НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ И ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖУТ – «У МЕНЯ САМАЯ ЛУЧШАЯ СЕМЬЯ И Я СЧАСТЛИВ!»
Алматинская область
Каратальский район
Село Ескельды
Тренинговое занятие с родителями первоклассников
Педагог-психолог А. Сагимбаева
ГУ «Средняя школа имени Дзержинского с ДМЦ»
2014 год
kopilkaurokov.ru
Психологический тренинг для родителей «Прежде всего мы родители»
автор: Итаева Лариса Рамзановна
педагог-психолог ГБОУ Белокатайская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Психологический тренинг для родителей «Прежде всего мы родители»
Психологический тренинг для родителей «Прежде всего мы родители»
Цели: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; осознание значимости и разумности меры родительской заботы; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми; актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
- Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;
- Способствовать снижению эмоционального напряжения;
- Овладение приемами взаимодействия с ребенком.
Участники: родители
Длительность тренинга: 30 — 35 мин
Материалы и оборудование: магнитная доска, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4 части), бланки опросника, ноутбук, музыка для релаксации, фломастеры, чистые листы, на доске – высказывания о детях, родителях
Условия проведения: занятие проводится в кабинете педагога-психолога, участники размещаются полукругом на удобных стульях.
Ход тренинга
Добрый день уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на наше занятие «Прежде всего мы родители».
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.
Предлагаю Вам, поучаствовать в упражнениях; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.
Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своих детей, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.
Итак, начнем с приветствия друг друга.
Разминка «Подари улыбку»
Попрошу всех встать в круг, и взяться за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Упражнение 1. По кругу, называя свое имя, заканчивают фразу «Быть родителем – это…».
Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.
Педагог-психолог: Мы уже определились, что значит быть родителем (Быть родителем — это труд. И начинаться он должен с работы над собой) и прежде чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на занятии.
Правила тренинга:
- Стараемся слушать и слышать друг друга.
- Кратко и четко, высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.
- Обсуждаем проблему, а не личность.
- Реализуем правило «здесь и сейчас».
- Говорим только от своего имени.
Педагог-психолог Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или много.
Упражнение 2. «Цветок»
Педагог-психолог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».
Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.
Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.
— Было трудно? — Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
— Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Педагог-психолог: Мы понимаем, что на плечах родителей лежит огромная ответственность за здоровье, развитие, счастье наших детей. Но всегда ли мы осознаем эту меру, всегда ли действуем адекватно сложившейся ситуации? Предлагаю всем собравшимся сегодня ответить на следующие вопросы.
ТЕСТ «Мера заботы»
Напротив каждой фразы отметьте число баллов, соответствующее вашему суждению по заданному вопросу.
Категорически не согласен – 1 балл;
Я не спешил бы с этим согласиться – 2 балла;
Это, пожалуй, верно – 3 балла;
Совершенно верно, я считаю именно так – 4 балла.
- Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
- Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
- Маленького ребенка следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
- Когда ребенок делает то, что обязан, он находиться на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
- Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушением психики.
- Воспитание – это тяжелый труд.
- У ребенка не должно быть тайн от родителей.
- Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
- Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
- Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
- Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
- Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
- В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно, в первую очередь, доставаться ребенку.
- Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контакта с окружающими.
- Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.
Обработка результатов
40 баллов и выше – все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребёнка были надёжно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребёнок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.
25 – 40 баллов – вы заняли верную позицию в воспитании своего ребёнка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Меньше 25 баллов – вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.
Релаксация «Разговор с собой»
Все сидят по кругу, звучит спокойная музыка, имитирующая плеск волн.
Педагог-психолог: Сейчас каждый из вас совершит путешествие. Садимся по удобнее, закрываем глаза. Представьте, что вы идете по тропинке, спускаетесь к реке. Вода тихо струится, переливается. Вы смотрите на воду – и вдруг мир вокруг вас меняется. Я не знаю как, но вы знаете это. Вы смотрите на берег и видите вдалеке маленького ребенка. Он играет один. Он кажется вам очень близким. Вы подходите и видите, что это вы сам, только маленький, беспечный, беззащитный. Он глядит на мир большими, изумленными глазами. Он еще многого не знает. Подойдите к нему ближе. Сейчас вы сможете прикоснуться к нему. Вы можете сказать ему какие-то важные, нужные слова. Поблагодарите его за то, что он помог вам стать тем, кто вы есть сейчас. Теперь вы можете впустить его внутрь себя или отпустить его. Только помните, что в вас всегда есть частичка этого маленького существа. Открываем глаза.
Рефлексивный круг: все по кругу заканчивают фразу: «Мой ребенок для меня…».
Ответы родителей.
Упражнение 3. «Кувшин чувств»
Давайте представим, что наши чувства и эмоции — это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край.
Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.
Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.
Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Упражнение 4. «Чего хотят дети?»
Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.
Педагог-психолог: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». (Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное). Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».
Упражнение 5 «Снежинка»
(Психолог раздает каждому участнику по листку бумаги).
Педагог-психолог: «Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. У вас в руках листы бумаги, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:
— сложите лист пополам
— оторвите правый верхний уголок
— опять сложите пополам
— снова оторвите правый верхний уголок
— сложите лист пополам
— оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.
Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? А почему? Как вы думаете? »
Педагог-психолог: «У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Каков смысл задания? »
Психолог подводит к выводу: «Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит».
«Эксперимент»
Педагог-психолог: Сейчас давайте поставим небольшой, простой эксперимент. Я вас всех попрошу, все поднимите вверх указательный палец. Быстро, все поднимите, выше поднимите, еще выше. Теперь посмотрите, что вы сделали. Посмотрите! Я же просила поднять указательный палец, а вы подняли большой палец. Вы взрослые люди. Ведь вы же сделали, не то что я вам сказала, а вы взяли и сделали то, что я сделала. Так вот, запомните! Дети наши тем более, делают не то, что мы им говорим, а дети делают, то, что мы с вами делаем! Дети нас не слышат, они на нас смотрят.
Заключительная часть
Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты».
Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами.
Наша встреча подошла к концу, и хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы.
- С чем вы уходите с этой встречи (настроение, переживания, мысли)?
- Что вы пожелаете себе и своим близким?
Ответы родителей.
Уважаемые родители! Надеюсь, сегодняшняя встреча показала вам, какая великая миссия быть родителем. Как не просто быть родителем и какое это счастье!
На этом наше занятие закончено.
Удачи вам и душевного благополучия! Всем спасибо!
Для оформления
«Жизнь коротка, но человек вновь проживет ее в своих детях»
А. Франс
«Чтобы изменить ребенка, его надо любить. Результат влияния пропорционален любви»
И. Песталоцци
«Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи»
Л. Толстой
«С детьми и горькое сладко. Без детей и счастье не нужно»
В. Розанов
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
О. Уайльд
«Дети нас не слышат, они на нас смотрят»
Омар Хайям
Список литературы
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг/ Н.В. Клюева. – Ярославль, 2002.
- Козлова Г.Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки/ Г.Н. Козлова, Е.В. Любезнова, Е.Н. Нецветайлова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Тренинг для родителей «Будем их любить»!
Кабинет практической психологии МБОУ СОШ №8
Родительский практикум «Тепло семьи»
Занятие 1. «Будем их любить»!
Цель: формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между
родителем и ребёнком- пятиклассником.
Задачи: создать доверительную атмосферу, способствующую знакомству,
сплочению и хорошему настроению участников встречи;
отработать навыки рефлексии, гармонизация детско-родительских
отношений.
Материалы: чистые листы бумаги, ручки
мягкая игрушка
анкета «Стили и методы воспитания ребёнка в семье»
кластеры одуванчиков и цветков
бейджики
Уважаемые мамы и папы!
Пусть сегодняшняя встреча наполнит вас созидательной энергией, новыми идеями и способствует хорошему самочувствию при воспитании детей-пятиклассников. Приглашаю вас на занятие с элементами тренинга «Будем их любить»!
Разминка.
Упражнение «Крест, кулак, ладонь» (Е.Г.Трошихина,2007)
Цели: сломать лёд отчуждённости и способствовать знакомству и сближению родителей-пятиклассников; сформировать гибкое мышление и спонтанность; поощрить поиски путей к сотрудничеству (время – 3-5 мин)
Все участники приглашаются в круг. По сигналу нужно выполнить одно из трёх движений:
выбросить вперед руку, сжатую в кулак;
выбросить вперед руку с открытой кверху ладонью;
скрестить руки на груди.
Большинство кулаков свидетельствует о напряжённости, агрессивности.
Большинство скрещенных на груди рук демонстрируют личную закрытость.
Большинство открытых ладоней – признак готовности к диалогу и к работе.
Спасибо, вы улыбнулись, а это значит, что мы можем начинать работу.
Чтобы наша встреча была эффективной, необходимо соблюдать правила тренинга.
1.Я-сообщение
2.Один говорит – все молчат
3.Нет оценочных суждений.
Если вы готовы назначенное время прожить, соблюдая эти правила, я приглашаю вас занять удобные кресла и оформить визитную карточку (время-3-5 мин.)
Знакомство.
Цель: включение в работу; поднятие эмоционального тонуса, создание группового доверия и принятия.
Назовите свои имена + прилагательное, указывающее самое значимое ваше качество (по кругу родители называют свои имена и качества)
А сейчас вспомните и назовите свои детские клички (по кругу каждый называет )
Скажите, что приятнее слышать: своё имя или кличку?
Какие ощущения оставило упражнение?
ВЫВОД: каждому человеку всегда приятны звуки своего имени — называйте всегда детей по имени, не изменяя его.
Основная часть «Погружение в детство» (15-20 мин.)
Вспоминая о детстве, расскажите, как вас наказывали ваши родители и за что.
Должна предупредить о том, что краткость — сестра таланта – каждое воспоминание не более 2-х минут.
( звучит тихая мелодия, из рук в руки передаётся детская мягкая игрушка)
Обсуждение:
— Какие же личностные качества вы цените в своих родителях?
— Как вы думаете, для ваших детей эти качества важны?
— А какие вы?
Упражнение «Какой я родитель» ( 10 мин)
Сверните лист бумаги втрое. В первом столбике запишите свои лучшие качества как родителя; во втором – как вас характеризуют ваши родители; в третьем – какими вас видят ваши дети
Сравните свои записи. Обобщите и задумайтесь над выводами.
ВЫВОДЫ: семейные стереотипы, как положительные, так и не очень, живы.
Упражнение «Ранжирование» (время 5-7 мин)
Цель: выявить ценностные приоритеты, активизировать внимание на своей личностной ценности
Вам необходимо проранжировать следующие понятия: деньги, семья, карьера, я, работа, любовь, друзья, отдых, родители, учёба: то есть поставить цифру «1» напротив самого важного для вас понятия, «2»- напротив менее важного в вашей жизни, «3»- ещё менее важном и т.д.
Проводиться обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчёркивается самоценность человека, его «Я». Как показывает опыт, «Я» находиться на одном из последних мест (на 4-5), что может свидетельствовать о неадекватном отношении к себе.
Вывод: Вы все убедились, что отношение к себе необходимо менять обязательно.
Притча – метафора. ( 3-5 мин.)(Автор И.Вачков)
Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики. Человек не сеял эти одуванчики и поэтому воспринял их как бурьян. Он тут же вырвал их, но спустя время одуванчики снова появились. Они прятались под обычной травой. Как только человек ни пытался избавиться от них, однако одуванчики продолжали появляться на лужайке и бурно расти.
Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Подробно перечислил все использованные им методы борьбы с сорняком. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»
Уважаемые родители, ассоциируя метафорические образы притчи с темой нашей встречи, что вы посоветовали бы этому человеку?
?! (актуализация интереса – вовлечение родителей в диалог)
Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
Думаю, вы согласитесь с таким ответом, который стал темой нашей встречи. Только я хочу уточнить, не постарайтесь их полюбить, а просто любите своих детей – это главное условие успешной адаптации пятиклассников.
Истинная родительская любовь, как утверждают психологи, проявляется только в общении с детьми. По Библии они выделяют четыре аспекта любви,
1.Умение слушать ребенка. Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребенка, поистине мудрые родители, потому что они дают ребенку возможность выразить все многообразие его чувств и переживаний.
2. Манера говорить с ребенком. Если Вы не научились говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с Вами.
3. Знание, как наказывать ребенка. Мудрые родители, наказав ребенка за проступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают ребенка, а остаются рядом, уверяя его в своей родительской любви, выражают уверенность, что этого больше не повторится.
4. Помощь в развитии ребенка. Помните, что ребенок живет в постоянном напряжении и неуверенности, Ваше поведение должно говорить ему: «Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда».
Самодиагностика . Анкета «Стили и методы воспитания ребёнка в семье».
Таким образом, необходимо выработать стратегию единой родительской поддержки пятиклассников:
1.Усилить развитие навыков чтения пятиклассников.
2. Повышать уровень общей осведомлённости и культуры.
3. Устранить критические факторы школьной тревожности: при проверке знаний,
взаимоотношениях с учителями, самовыражении.
4.Смещение негативного отношения к нелюбимым предметам в сторону их принятия и развитие интереса к изучаемым дисциплинам.
А чтобы всё осуществить, необходимо снова вспомнить притчу об одуванчиках. Будем их любить!
И всё получится. Удачи!
6. Рефлексия.
— впечатления о практикуме, пожелания и предложения.
Прощаясь, оставьте отзыв: если время, проведённое на тренинге, потрачено зря – прикрепите к стенду кластер одуванчика, если с пользой – цветок. Спасибо!
Д/З:
Обнять всех, кто живёт с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами.
infourok.ru