Статьи о счастье: опыт трех исследований – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Счастье — ШколаЖизни.ру
Рубрики
- Все статьи
- Лучшие
- Популярные
- Комментируемые
- За все время За год За месяц За неделю
В жизни радостные и грустные моменты часто сменяют друг друга. Светлые воспоминания помогают пережить периоды кризисов, поэтому относиться к ним стоит бережно и внимательно. Если хотите успешнее противостоять негативу, пора задуматься о создании банки счастья.
Екатерина Рид 0Что сопровождает нас всю жизнь? Ответы разные, но в каждом есть общее, что их объединяет — это слова. Мы слышим их в самое первое мгновение нашей жизни.
Продолжаем знакомить вас с новинками осени и в сегодняшнем обзоре сериалов расскажем о проектах, главными героинями которых являются очень богатые женщины, занимающие высокое социальное положение.
Марина Опарина 0Я случайно наткнулся на эту фотографию. Она, видимо, очень давно провалилась в какое-то внутришкафное пространство, а шкафу этому исполнилось пятьдесят лет, и я понял, что он своё отжил.
Илья Криштул 2Каждый день мы слышим, читаем, желаем, пишем, хотим сами быть счастливыми. Ищем ответы, ищем пути, находим, становимся и помогаем другим людям обретать это чувство. Счастье. Что скрывается за этим удивительным
Олег Устинов 7Семья никогда не предаст тебя, никогда не унизит. Семья — это единственные люди, которые никогда не будут смеяться над вашими слабостями. Семья — это единственное место, где вы всегда найдёте любовь и уважение.
«И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье…» Перечитала еще раз эти давно любимые и памятные строки К. Паустовского и задумалась. Что же такое затерянность как счастье?
Ляман Багирова 7Однозначно ответить трудно. Счастье многолико. И каждый человек понимает счастье по-своему. Слишком богаты и разнообразны потребности, вкусы, желания. И часто то, что приносит радость одним, оставляет безразличными других.
Мария Морозова 0«Человек рожден для счастья!» — вот так-то!.. Ни больше, ни меньше, а вынь, да положь. Раз я родился, то выдайте мне положенное — дайте мне счастья.
Перваков Филипп 2Человек предпочитает жить иллюзиями своего времени, ведь иллюзии всегда приятнее шершавой правды.
Чтобы почувствовать себя стариком, необязательно ждать преклонного возраста. Бывает так, что человек только подошел к пятидесятилетнему рубежу, а у него уже куча болячек, много претензий к жизни, он плохо слышит и не видит ничего хорошего в своем будущем. Он уверен, что дальнейшая жизнь будет ухудшаться с каждым годом, а пенсия все
Нина Лозинская 0 Жизнь человеческая всегда была достаточно плохой, чтобы в человеке никогда не умирало желание лучшего. Игорь Ткачев 1Одним из необходимых условий счастья является наличие в жизни такого замечательного чувства, как любовь. Каждому хочется любить и быть любимым. К сожалению, многие жалуются на то, что личная жизнь не складывается, и страдают от одиночества. Как решить проблему и притянуть в свою жизнь любовь? Психологи раскрывают нам правила притяжения этого светлого и прекрасного
Женечка МДНе секрет, что в наше время очень популярны мобильные телефоны. Кого сейчас можно удивить маленькой вещицей с кнопочками, которая есть в кармане чуть ли не у каждого ученика начальной школы? Не говоря уже о взрослом населении. Чего только не умеют современные телефоны, кроме того, что периодически соединяют нас с друзьями и родственниками!
Магдалина Гросс 8Каждый раз, возвращаясь в тот дом, от радостного предвкушения долгожданной встречи с прошлым и таким родным, где прошла часть моего далекого детства и юности, я снова и снова испытывал привычное легкое волнение. В дом моей бабушки, а позже и моей мамы.
Игорь Ткачев 4«Вильгельм-Дроня»… Его давно уже называли так. И за глаза, а порою и в глаза. По имени-отчеству его величали только гардеробщица тетя Вера, да редактор переводческого отдела Лев Зусьевич — оба люди пожилые, хранящие верность церемонным обращениям.
Ляман Багирова 4Счастье для всех
Правда ли, что каждый человек хочет быть счастливым? И если да, то что такое счастье? И как его можно оценить? Эти, казалось бы, наивные и простые вопросы на самом деле не так уж и просты. Современная экономика оперирует индексами счастья, чтобы ранжировать разные страны по уровню благополучия, но антропологи считают, что разные народы бывают счастливы по-своему и сравнению это подчас не поддается. О том, как антропология изучает счастье людей, что такое счастье и как счастье «работает» в разных культурах, читайте в нашей статье.
В последние лет десять-пятнадцать появилось столько исследований и книг о счастье, что ими можно было бы наполнить целую библиотеку. Большинство этих работ написано экономистами и психологами, которые соревнуются в разработке формул и индексов счастья, опираясь на количественный анализ. В таких исследованиях счастье воспринимается как некая переменная, с помощью которой можно сравнить страны по качеству жизни населения и выстроить приоритеты государственной политики. Рейтинг национального счастья даже стал дополнением к оценке стран по валовому внутреннему продукту (ВВП), когда политики осознали, что экономический доход не отражает благополучие людей в целом.
Количественные индексы счастья — это, как правило, среднестатистические оценки субъективного ощущения, полученные путем опросов населения. Например, в опроснике Всемирного доклада о счастье (World Happiness Report) респондентов просят представить себе лестницу со ступенями от 0 до 10, где 0 — это едва выносимые условия жизни, а 10 — наиболее желаемые. Затем им предлагают оценить свою жизнь в соответствии с этой лестницей.
Так, по уровню счастья Россия стоит на 59 месте в мире, а, для сравнения, по показателю ВВП на душу населения — между 48 и 52 местами (в зависимости от методики). Кстати, идея использовать уровень счастья в качестве показателя развития страны появилась благодаря примеру Бутана — азиатского королевства, чья государственная стратегия развития официально ориентируется на «валовое национальное счастье».
Конечно, сравнение стран по индексу счастья довольно занимательное дело, однако антропологи относятся к нему с большим сомнением и вот почему.
Определение счастья
Во-первых, антропологи настаивают, что универсального определения счастья не существует, а следовательно, как его измерять и сравнивать, если в разных культурах оно осознается и выражается по-разному? Порой даже найти подходящий перевод этого слова с одного языка на другой очень сложно.
Например, кросс-лингвистические исследования показывают, что английское существительное happiness и особенно прилагательное happy передают довольно поверхностное чувство, скорее даже настроение, доступное каждому, тогда как в русском, польском и французских языках слово «счастье» обозначает экзистенциальное состояние. А вот на языке народа гамо из Эфиопии термина «счастье» в принципе нет, а есть схожие по значению слова «радость», «улыбка», «мир» и «примирение».
В связи с трудностями перевода и расплывчатостью понятий антропологи используют совершенно отличные от психологии и экономики подходы. Вместо того, чтобы задавать людям из разных стран вопросы о том, насколько они счастливы, антропологи стараются распознать, в каких терминах и понятиях люди рассуждают о своей жизни, о ее смысле и о жизненных ценностях. Вместо исследования «счастья» в его современном западном понимании как «чувства, когда все хорошо» (feeling good), антропологи больше заинтересованы в кросс-культурном анализе представлений о том, что значит «жить хорошо» (living well), что такое «благополучие» (wellbeing) и «хорошая жизнь» (good life).
Ключевой момент здесь — это разделение между «чувствовать» и «быть»: стремимся ли мы «чувствовать себя счастливыми» или «быть счастливыми»?
Говорят ли люди правду?
Во-вторых, экономические и психологические методики очень часто опираются на субъективные оценки переживания счастья, полученные с помощью социологических опросов с более или менее прямой постановкой вопросов вроде «Насколько вы сейчас счастливы?». Но встает вопрос, достоверны ли ответы на такие прямые вопросы, понимают ли люди, о чем их спрашивают и насколько искренне они отвечают?
Как объясняют социокультурные антропологи, во многих странах считается дурным тоном, если человек напрямую говорит о своих чувствах, особенно если речь идет о чем-то положительном, что может выделить человека из общества и дать повод для зависти. Например, если спросить японцев, счастливы ли они, то скорее всего они просто скажут, что все в порядке. Как пишет японист Иза Каведжия в своем исследовании о пожилых японцах и их представлениях о хорошей жизни, позиционирование себя в качестве счастливого человека будет восприниматься как хвастовство и поэтому японцы часто говорят о себе и близких в самообличительной манере.
Возможно, именно из-за нежелания людей напрямую говорить о своем счастье, Япония часто занимает низкие места по показателям уровня счастья в социологических опросах. Более того, Каведжия пишет, что счастье в Японии связано не с индивидуальным чувством, а с хорошими взаимоотношениями с людьми, даже если такие отношения требуют компромиссов и усилий. Японцы считают, что счастье достигается тогда, когда ты заботишься о своих близких, исполняешь свой долг и когда, в свою очередь, другие заботятся о тебе. То есть счастье для японцев — это не абсолютное чувство радости и удовлетворения жизнью, а некий акт балансирования между разными жизненными ориентациями: на независимость и зависимость, социальность и автономность, заботу о других и получении поддержки.
Счастье как цель и ценность
В-третьих, большинство западных исследователей исходят из молчаливого предположения, что все люди и народы желают быть счастливыми и что счастье — это самоцель для всех. Но тут антропологи опять качают головой, утверждая, что счастье само по себе не является ценностью во всех без исключения культурах. Нередко оно воспринимается как побочный эффект от других стремлений.
В американской Декларации независимости «стремление к счастью» (the pursuit of happiness) возведено на уровень политического права, но кто сказал, что люди всего мира разделяют это мнение, что все должны стремиться к счастью, особенно как к чему-то позитивному? В рамках доминирующего западного мировоззрения счастье обозначает преобладание хорошего над плохим и в целом чувство удовлетворения жизнью, но не все народы поощряют это желание к преобладанию хорошего. Для многих счастье — это нейтральное состояние между наслаждением и страданием.
Например, исследования Джэйсона Фрупа на острове Яп в Микронезии показывают: главной ценностью человеческой жизни островитяне считают социальную поддержку, ответственность за других и сопереживание. Они полагают, что если постоянно стремиться к счастью (falfalaen’), как это делают некоторые молодые мужчины на острове, то это не позволит сердцу получить опыт страдания, без которого сочувствие и забота о близких невозможны. Поэтому к счастью надо подходить с большой осторожностью, чтобы оно не увело человека с хорошего и правильного пути.
Исторические перемены
И в-четвертых, сравнительные модели измерения уровня счастья не учитывают тот факт, что представления о счастье меняются не только от культуры к культуре, но и со сменой исторических периодов. Счастье — динамическая категория: понимание счастья в любой стране в настоящее время и то понимание, которое существовало там же в прошлом, будут различными.
Например, не задумывались ли вы, есть ли разница между счастьем в России XXI века, счастьем советского периода и счастьем дореволюционного времени? Несомненно, такая разница есть. В статье «Счастье по праздникам» Альберт Байбурин и Александра Пиир рассказывают о становлении сталинского канона счастья как всеобщего, где личные переживания человека отходили на второй план перед идеей народного счастья. Авторы также анализируют воспоминания современных людей о советских праздниках, где как бы соединялись официальный и личный виды счастья. (Подробнее о счастье советских людей можно почитать в сборнике Марины Балиной и Евгения Добренко.)
Политическая и экономическая обстановка оказывает колоссальное влияние на представления о счастье. Как показывают этнографические исследования представлений о счастье у народа гамо в горных районах южной Эфиопии, в середине 1990-х годов хорошей считалась жизнь, основанная на социальной гармонии и отсутствии поводов для рефлексии (в духе призыва «жить здесь и сейчас»). Человек в таком сообществе практически никогда не был один: люди вместе работали на полях, вместе стоили дома, постоянно шутили и по несколько раз за день собирались пить кофе и беседовать.
Как рассказывает исследовательница Дина Фриман, поначалу, когда она только приехала жить среди этого народа, ей иногда хотелось побыть одной, но ее не оставляли даже на десять минут. Когда она пыталась объяснить, что ей просто нужно подумать, жители ее не понимали, потому что само слово «думать» у этого народа сопряжено со значением «беспокоиться». То есть если кто-то говорит, что он хочет посидеть и подумать, то это звучит так, как будто у него что-то не в порядке. Таким образом, в 1990-х годах, представления о счастливой жизни у гамо связывались с постоянным общением, шутками и совместным распитием кофе.
Через двадцать лет, когда народ гамо перешел к рыночной экономике и у него появились такие проблемы, как воровство и экономическое неравенство, культура солидарности стала уступать место соревновательности и даже отчужденности. Но благодаря распространению учения пятидесятников и обращению в новую веру народ гамо сформировал новую модель счастья, связанную с духовностью, внутренней любовью и благодарностью. Этот пример наглядно демонстрирует, как идеи о счастье и его переживание способны кардинально изменится всего за 15-20 лет.
Если же взять более отдаленные исторические эпохи, то отличным примером является сама Европа. В современном западном обществе счастье воспринимается как субъективное чувство удовлетворения жизнью, которое доступно каждому и ответственность за достижения которого лежит на самом человеке. Но согласно историческим исследованиям, такое представление сложилось лишь в эпоху Возрождения. В античном мире счастье считалось большой удачей, чудом и благословением, ниспосланным богами и недоступным человеческому контролю. Лишь в трудах Платона и Аристотеля можно заметить формирование идеи об индивидуальной ответственности за счастье.
Однако эта идея не стала всеобщей, а в средние века даже оказалась забытой. Например, как показывает исследовательница Сара Ахмед, лексема английского слова happiness восходит к среднеанглийскому «hap» (ок. 1200), что обозначало «случай» (сродни английским словам to happen — случаться и happenstance — случайное совпадение). В самых ранних текстах на английском языке слово happy обозначало «удачный», то есть счастье явно лежало вне сферы человеческого контроля, оставаясь просто удачным стечением обстоятельств.
Лишь постепенно этот элемент случайности исчез, превратив happiness в состояние, определяемое человеческими действиями, усилиями, выбором. Именно поэтому, указывает Ахмед, несчастье в современном мире воспринимается как личный провал, как ситуация, в которой человек не приложил достаточных усилий, чтобы быть счастливым. Исследовательница даже предлагает вернуться к исходному толкованию счастья как удачи — и перестать за ним гнаться.
Очень похожа и этимология русского слова «счастье». По словам философа Александра Михайловского из ВШЭ, оно состоит из приставки «съ» (которая, скорее всего, восходит к санскритской приставке «су», обозначающей что-то благое) и корня «часть». Таким образом, исконный смысл слова «счастье» — это «благая доля» или «хороший удел». Возможно также, что в позднецерковнославянском «счастье» понималось как «совместное участие» — по аналогии с «причастием». И лишь к ХХ веку сформировалось представление о том, что счастье — это состояние, к которому должны стремиться все люди, прилагая усилия для его осуществления. Так что если сегодня кто-нибудь вам скажет, что человек — кузнец своего счастья, то имейте в виду, что это не универсальная правда, а исторически новая идея.
Антропологический подход
В связи с вышеперечисленной критикой количественных исследований современная антропология отдает предпочтение качественному анализу, основанному на этнографическом материале. Изучая счастье, антропологи никогда не формулируют вопросы о нем напрямую. Вместо этого они отправляются в длительные экспедиции, в ходе которых живут среди людей иной культуры по нескольку месяцев и даже лет, разговаривают с ними и наблюдают за их поведением в самых разных ситуациях.
Так, исследователь Гарри Уокер, проживший много лет в амазонском племени урарина в Перу, пишет, что у этого народа существуют два понятия, которые можно связать со счастьем. Первое — это rachojoiano, чувство радости и предвкушения чего-то хорошего. Например, в ситуации, когда голод является постоянно нависающей угрозой, вид охотника, возвращающегося домой с добычей, вызывает счастье от предвкушения еды, которую можно будет разделить с родными и близкими. Второе слово — это raotojoeein, означающее «спокойствие», «безмятежность» — то есть свободу от страхов и переживаний. Это состояние, когда все идет своим чередом и «ничего не происходит», т.е. не происходит ничего плохого. Уокер объясняет, что племена Амазонии часто сталкиваются в кровопролитных конфликтах, поэтому отсутствие каких-либо событий считается счастливым временем.
С точки зрения Уокера, эти два вида счастья несколько похожи на древнегреческое разделение между гедонией (субъективным кратковременным чувством радости и наслаждения) и эвдемонией (скорее объективным состоянием процветания и успеха, основанного на добродетели). Однако отличие представлений о счастье у урарина заключается в том, что безмятежность и радость направлены не на индивидуальное счастье, а на коллективное. Такое счастье связано с эмоциональным комфортом и поддержанием гармоничных межличностных отношений. Но что особенно примечательно, у урарина, как и у многих других народов, счастливая жизнь связана с гармоничными отношениями не только между людьми, но и между людьми и природой, животными. Счастье невозможно, если нарушены интересы окружающего мира.
Антропологические исследования позволяют также учитывать глобализационные процессы, которые влияют на ценности, представления и стремления людей. Например, антропологи отмечают следующую ситуацию, достаточно характерную для нашего времени: бизнесвумен из индийского Мумбаи читает пособие по достижению счастливой жизни, написанное американским автором, в то время как ее нью-йоркская коллега ищет путь к счастью через изучение древнеиндийского эпоса «Бхагаватгита».
Итак, если подходить к определению счастья и его субъективному переживанию с антропологической точки зрения, то становится ясно, что все сильно варьируется в зависимости от социального и культурного контекста. Где-то счастье — это возможность самореализации и достижения индивидуальных целей; в другой месте — это поддержание баланса между индивидуальной автономией и зависимостью от близких и заботой о них; в третьем — возможность вести жизнь в соответствии с моралью и общественными ценностями; где-то еще — это безмятежное и гармоничное существование с обществом и природой. «Жить хорошо» или «быть счастливым» также может быть связано с отсутствием болезней, продуктивностью, экономическим успехом, стойкостью к неожиданным ударам судьбы (resilience).
Такие антропологические исследования рассказывают нам не только о том, что «есть» счастье (what happiness is), но и как счастье «работает» и что оно «делает» (what happiness does). Изучения счастья качественными, этнографическими методами, особенно в рамках долгих полевых исследований, позволяет понять, как народы из разных уголков мира отвечают на фундаментальные вопросы о том, как прожить жизнь, как ее закончить и что значит быть человеком.
Венера Халикова
Счастье | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Счастье — это наэлектризованное и неуловимое состояние. Философы, теологи, психологи и даже экономисты давно пытались дать ему определение. А с 1990-х годов целое направление психологии — позитивная психология — занимается его определением. Счастье — это больше, чем просто позитивное настроение, это состояние благополучия, которое включает в себя хорошую жизнь, наполненную смыслом и глубоким удовлетворением.
Радость также полезна для здоровья. Растущее количество исследований также предполагает, что счастье может улучшить ваше физическое здоровье; чувство позитива и удовлетворения, среди прочего, благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, иммунную систему, снижает уровень воспаления и кровяное давление. Счастье даже было связано с более продолжительной продолжительностью жизни, а также с более высоким качеством жизни и благополучием.
Достижение счастья — глобальная цель. Исследователи обнаружили, что люди во всех уголках мира считают счастье более важным, чем другие желаемые личные результаты, такие как получение богатства, приобретение материальных благ и попадание на небеса.
Как быть счастливым
Счастье не является результатом скачка от одной радости к другой; Исследователи обнаружили, что для достижения счастья обычно требуется период значительного комфорта. Генетический состав, жизненные обстоятельства, достижения, семейное положение, социальные отношения, даже ваши соседи — все это влияет на то, насколько вы счастливы. Или может быть. Как и индивидуальные способы мышления и выражения чувств. Исследования показывают, что большая часть счастья находится под личным контролем.
Регулярно предаваться мелким удовольствиям, погружаться в сложные дела, ставить цели и достигать их, поддерживать тесные социальные связи и находить цель вне себя — все это увеличивает удовлетворенность жизнью. Не счастье само по себе способствует благополучию, ключевое значение имеет фактическое стремление к нему.
Подробнее читайте в разделе «Как найти счастье».
Признаки счастливого человека
Счастливые люди живут с целью. Они находят радость в длительных отношениях, работе для достижения своих целей и жизни в соответствии со своими ценностями. Счастливый человек не очарован материальными благами или роскошным отдыхом. Этого человека вполне устраивают простые радости жизни — гладить собаку, сидеть под деревом, наслаждаться чашкой чая. Вот несколько внешних признаков того, что кто-то доволен.
- Готов учиться новому
- Высок в смирении и терпении
- Легко улыбается и смеется
- Плывите по течению
- Практика сострадания
- Часто благодарен
- Упражнения по уходу за собой
- Наслаждается здоровыми отношениями
- Рад за других людей
- Отдает и принимает без мучений
- Жизнь со смыслом и целью
- Не чувствует себя вправе и имеет меньше ожиданий
- Не является злобным или оскорбительным
- Не держит зла
- Не регистрирует мелкие неприятности
- Не беспокоится о вчера и завтра
- Не играет в игры
- Не мученик и не жертва
- Не скупятся на свое счастье
Подробнее см. в разделе «Как найти счастье».
Мифы о счастье
Когда речь заходит о том, что, по нашему мнению, сделает нас счастливыми, существует множество заблуждений. Люди часто верят, что счастье будет достигнуто, когда они достигнут определенного рубежа, например, найдут идеального партнера или получат определенную зарплату.
Люди, однако, отлично адаптируются к новым обстоятельствам, а это означает, что они привыкнут к своим новым отношениям или богатству, вернутся к исходному уровню счастья и будут искать следующую веху. К счастью, тот же принцип применим и к неудачам — мы устойчивы и, скорее всего, снова обретем счастье.
Что касается конкретно финансов, исследования показывают, что наилучший годовой доход составляет от 60 000 до 95 000 долларов в год, а не зарплата в миллион долларов. Заработок выше $95000 не приравниваются к повышению благосостояния; человек, зарабатывающий 150 000 долларов в год, не обязательно будет так же счастлив, как человек, зарабатывающий намного меньше.
Приведенный ниже тип мыслей иллюстрирует эти неправильные представления о счастье:
- «Я буду счастлив, когда стану богатым и успешным».
- «Я буду счастлив, когда выйду замуж за правильного человека.»
- «Получение работы моей мечты сделает меня счастливым.»
- «Я не могу быть счастлив, когда мои отношения разваливаются.»
- «Я никогда не оправлюсь от этого диагноза.»
- «Лучшие годы моей жизни позади.»
Подробнее см. в разделе «Наука счастья».
Позитивная психология
Позитивная психология — это отрасль психологии, изучающая человеческое процветание. Он спрашивает, как люди могут испытывать положительные эмоции, развивать настоящие отношения, находить поток, достигать своих целей и строить осмысленную жизнь.
Движение, инициированное психологом Пенсильванского университета Мартином Селигманом, возникло из стремления к фундаментальному сдвигу в психологии — от вращения вокруг болезней и страданий к предоставлению знаний и навыков для развития роста, смысла и самореализации.
Подробнее см. Позитивная психология.
Счастье на всю жизнь
Каждый человек имеет уникальный жизненный опыт и, следовательно, уникальный опыт счастья. При этом, когда ученые изучают средних траекторий счастья на протяжении всей жизни, обнаруживаются некоторые закономерности. Счастье и удовлетворение начинаются относительно высоко, снижаются от подросткового возраста к среднему возрасту и повышаются на протяжении всей взрослой жизни.
То, что делает человека счастливым в возрасте 20 лет, может не вызывать радости у 80-летнего, а радость 80-летнего может казаться неуместной в 20-летнем возрасте. Людям важно продолжать наблюдать и пересматривать то, что делает их счастливыми в данный момент, чтобы продолжать стремиться к самореализации на протяжении всей своей жизни.
Подробнее см. Счастье на всю жизнь.
Счастье и здоровье
Здоровье и счастье полностью переплетены. Это не означает, что больные люди не могут быть счастливы, но забота о своем здоровье является важным — и, возможно, недооцененным — компонентом благополучия.
Исследователи выявили много связей между здоровьем и счастьем, включая увеличение продолжительности жизни, но трудно определить, какой фактор вызывает другой. Внесение изменений в диету, физические упражнения, сон и многое другое может помочь каждому почувствовать себя более довольным.
Подробнее см. Счастье и здоровье .
Далее: Наука о счастье
Основные материалы для чтения
Последние сообщения
На протяжении почти 80 лет Гарвардское исследование показывает, как вести здоровую и счастливую жизнь – Harvard Gazette
Он записал свое выступление на TED под названием «Что делает жизнь хорошей? Уроки самого длинного исследования счастья» в 2015 году, и его просмотрели 13 000 000 раз.
Исследователи также обнаружили, что удовлетворенность браком оказывает защитное действие на психическое здоровье людей. Часть исследования показала, что люди, у которых был счастливый брак в возрасте 80 лет, сообщали, что их настроение не страдало даже в те дни, когда они испытывали сильную физическую боль. Те, у кого был несчастливый брак, испытывали как эмоциональную, так и физическую боль.
Те, кто сохранил теплые отношения, стали жить дольше и счастливее, сказал Уолдингер, а одиночки часто умирали раньше. «Одиночество убивает, — сказал он. «Это так же сильно, как курение или алкоголизм».
Согласно исследованию, те, кто прожил дольше и обладал крепким здоровьем, избегали чрезмерного курения и употребления алкоголя. Исследователи также обнаружили, что те, у кого была сильная социальная поддержка, с возрастом испытывали меньше психических расстройств.
В рамках недавнего исследования исследователи обнаружили, что женщины, которые чувствовали себя надежно привязанными к своим партнерам, были менее подавлены и более счастливы в своих отношениях через два с половиной года, а также имели лучшие функции памяти, чем женщины с частыми семейными отношениями. конфликты.
«Одиночество убивает. Это так же сильно, как курение или алкоголизм».
— Роберт Уолдингер
«Хорошие отношения не только защищают наше тело; они защищают наш мозг», — сказал Уолдингер в своем выступлении на TED. «И эти хорошие отношения, они не должны быть все время гладкими. Некоторые из наших восьмидесятилетних пар могли ссориться друг с другом изо дня в день, но до тех пор, пока они чувствовали, что действительно могут рассчитывать на другого, когда дела шли плохо, эти споры не сказывались на их памяти».
Поскольку старение начинается с рождения, люди должны заботиться о себе на каждом этапе жизни, говорят исследователи.
«Старение — это непрерывный процесс, — сказал Уолдингер. «Вы можете видеть, как люди могут начать отличаться в своем здоровье в свои 30, так что, заботясь о себе в начале жизни, вы можете выбрать лучший курс для старения. Лучший совет, который я могу дать: «Заботьтесь о своем теле так, как будто оно вам понадобится еще 100 лет», потому что вы могли бы».
Исследование, как и его остальные первоначальные объекты, прожило долгую жизнь, охватив четырех директоров, чьи должности отражали их медицинские интересы и взгляды того времени.
При первом директоре Кларке Хите, работавшем с 1938 по 1954 год, исследование отражало господствовавший в ту эпоху взгляд на генетику и биологический детерминизм. Ранние исследователи считали, что физическое телосложение, интеллектуальные способности и черты личности определяют развитие взрослого человека. Они провели подробные антропометрические измерения черепов, надбровных дуг и родинок, сделали подробные заметки о функционировании основных органов, исследовали активность мозга с помощью электроэнцефалограмм и даже проанализировали почерк мужчин.
Теперь исследователи берут кровь мужчин для анализа ДНК и помещают их в сканеры МРТ для исследования органов и тканей в их телах, процедуры, которые в 1938 году звучали бы как научная фантастика. В этом смысле само исследование представляет собой историю изменения, которые приносит жизнь.
Психиатр Джордж Вайан, присоединившийся к команде в качестве исследователя в 1966 году, руководил исследованием с 1972 по 2004 год. Получив психоаналитическое образование, Вайян подчеркивал роль отношений и пришел к выводу, что решающую роль они играют в жизни людей, живущих долго и счастливо. приятная жизнь.
«Когда началось исследование, никому не было дела до эмпатии или привязанности. Но ключ к здоровому старению — это отношения, отношения, отношения».
— Джордж Вайллант
В книге под названием «Хорошее старение» Вайлант написал, что шесть факторов предсказывают здоровое старение для мужчин из Гарварда: физическая активность, отсутствие злоупотребления алкоголем и курения, наличие зрелых механизмов, позволяющих справляться с жизненными взлетами и падениями, а также здоровый вес. и стабильный брак. Для горожан образование было дополнительным фактором. «Чем больше образования получали жители бедных районов, — писал Вайан, — тем больше у них было шансов бросить курить, разумно питаться и употреблять алкоголь в умеренных количествах».
Исследование Vaillant подчеркнуло роль этих защитных факторов в здоровом старении. Чем больше факторов было у испытуемых, тем выше были их шансы на более долгую и счастливую жизнь.
«Когда началось исследование, никому не было дела до эмпатии или привязанности, — сказал Вайлант. «Но ключом к здоровому старению являются отношения, отношения, отношения».
Исследование показало, что роль генетики и долгоживущих предков оказалась менее важной для долголетия, чем уровень удовлетворенности отношениями в среднем возрасте, который теперь признан хорошим предиктором здорового старения. Исследование также развенчало идею о том, что к 30 годам личность человека «застывает как пластилин» и ее невозможно изменить.
«Те, кто явно потерпел крушение поезда, когда им было 20 или 25 лет, оказались замечательными восьмидесятилетними», — сказал он. «С другой стороны, алкоголизм и глубокая депрессия могут забрать людей, которые начали свою жизнь звездами, и оставить их в конце своей жизни развалинами поезда».
Профессор Роберт Уолдингер — директор Гарвардского исследования развития взрослых, одного из самых продолжительных в мире исследований взрослой жизни. Роуз Линкольн/штатный фотограф ГарвардаЧетвертый руководитель исследования, Уолдингер, расширил исследование, включив в него жен и детей первоначальных мужчин. Это исследование второго поколения, и Уолдингер надеется распространить его на третье и четвертое поколения. «Это, вероятно, никогда не будет воспроизведено», — сказал он о длительном исследовании, добавив, что еще многое предстоит узнать.
«Мы пытаемся понять, как люди справляются со стрессом, находятся ли их тела в своего рода хроническом режиме «бей или беги», — сказал Уолдингер. «Мы хотим выяснить, как трудное детство тянется через десятилетия, чтобы сломать тело в среднем возрасте и позже».
Лара Танг, 18 лет, специалист по изучению человека и эволюционной биологии, которая недавно присоединилась к команде в качестве научного сотрудника, рада возможности помочь найти ответы на некоторые из этих вопросов. Она присоединилась к усилиям после того, как на одном из своих занятий наткнулась на выступление Уолдингера на TED.
«Это побудило меня провести дополнительные исследования развития взрослых», — сказал Тан. «Я хочу увидеть, как детские переживания влияют на развитие физического здоровья, психического здоровья и счастья в дальнейшей жизни».