Как рисовать семью: Как нарисовать семью ребенку — 31 фото
Родителям | Семейный портал Ярославской области
26.01.2021
О чём думает ребёнок, когда рисует
Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придаёт предметам. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а следовательно, их отношений с собой, семьёй и окружающим миром.
Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется достойным внимания и помогает ему объяснить самому себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями. Он преувеличивает аллегорическое значение тех явлений, которые ему кажутся важными, а для взрослых не представляет никакого интереса, и не обращает внимания на вещи, значимые для взрослого.
Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках боле развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.
Как в игре вообще, так и в рисовании действует один и тот же принцип: ребёнок для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие, но прежде всего рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире.
Занимаясь с ребёнком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:
1. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
2. У ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.
3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребёнка рисованием.
5. Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и беседовать с ним обо всём, что он любит рисовать.
Возрастные закономерности развития процесса рисования
В два года малыш начинает рисовать каракули, границы листа не учитываются им. Речь идёт о простых движениях руки, соответствующих степени развития его психомоторного контроля и мыслительных функций. Пройдёт ещё шесть месяцев, пока он начнёт соблюдать границы листа бумаги.
В три года ребёнок уже в состоянии по просьбе взрослых рисовать каракули в центре листа. В этом возрасте он может даже провести одну линию через нарисованный объект, он может также почувствовать очарование письма, которое пока ещё совсем не отличает от каракулей. Письмо ребёнка проходит путь от простого начертания горизонтальных линий на бумаге до длинных волнообразных, напоминающих ему письмо взрослых.
Вскоре после трёх лет дети начинают пробовать свои силы в графическом изображении фигуры человека. В это время они пользуются несколькими основными штрихами, с помощью которых могут изобразить какого-нибудь человека: маму, папу или другого члена семьи. Рисунок фигуры выполняется ребёнком по одной и той же схеме: большая круглая голова, большие глаза, волосы спадают вниз прямыми лучами и отходят от черепа, как от солнца лучи, руки приделаны к голове, кисти рук не определены, пальцы располагаются веером на конце руки или вдоль неё.
До четырёх лет не следует придавать серьёзного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам нарисованных предметов, человеческих фигур и т.д., их завершённости и расположению на листе бумаги. У ребёнка внимание ещё рассеяно, и он проявляет интерес к тому, что завладевает его вниманием в данный момент. Он может бросить рисовать предмет, потому что внимание переключается на другой предмет, или может наложить рисунок одного предмета на рисунок другого, смешав каракули и забыв, какой предмет нарисован первым.
Только после четырёх лет ребёнок начинает рисовать человеческую фигуру в полный рост, а на лице фигуры появляются рот и глаза, обозначенные простыми штрихами карандаша. Ещё некоторое время после появления на рисунке фигуры в полный рост руки будут отходить от ног или от головы.
В возрасте около пяти лет ребёнок наконец довольно чётко передаёт на рисунке части тела человека: голову, шею, туловище, руки, ноги, кисти рук и ступни.
Шея, кисти рук и ступни появляются на рисунке последними. Руки теперь отходят от туловища, на лице на своих местах изображаются глаза, рот, нос, уши (появляются последними), волосы. Фигура может быть одета в зависимости от пола, хотя одежда вырисовывается пока приблизительно.
Типичной ошибкой ребёнка в возрасте до шести лет является отсутствие контроля за деталями. Поражающие воображение детали рисунка увеличиваются и повторяются с поразительной настойчивостью. Ребёнок увеличивает количество и размеры деталей, чтобы лучше их различать и постоянно исправлять, выражая таким образом своё восхищение ими.
Следует помнить, что ребёнок рисует предметы, исходя из своего понимания важности одних и бесполезности других. Для него критерием, определяющим полезность, является выполняемая предметом функция, и только полезные предметы и объекты, с точки зрения ребёнка, представляют интерес.
Часто происходит так, что ребёнок принимается за рисование, имея одну идею в голове, а заканчивает его с другой идеей, не узнавая потом то, что нарисовал.
У ребёнка шести лет в рисунке фигура приобретает более определённые формы благодаря возросшему мастерству, контролю над своими движениями и лучшей ориентировке в отношениях с окружающим миром. Помимо большого количества деталей, изображаемых на рисунке, появляется способность передавать расположение рук и поворот головы.
Роль цвета в рисунках детей
Когда ребёнок ещё маленький, в выборе цвета он руководствуется исключительно своими ещё незрелыми эмоциями, а впоследствии выбор цвета ограничен недостаточным владением техникой рисования.
Нужно поощрять детей использовать в рисунках большое количество различных красок, дарить им наборы карандашей всех цветов, причём делать это надо с самого раннего возраста. С детьми нужно беседовать о разнице между красным и зелёным яблоком, говорить о сочетании цвета с предметом, который ребёнок собирается нарисовать, о том, какой цвет лучше подобрать, говорить о сочетании цветов.
Для совершенствования хроматического вкуса ребёнка можно использовать следующие способы:
1. Попросить ребёнка рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его рисунков. Когда ребёнок раскрашивает рисунок, можно спросить у него, какой у нарисованного предмета запах, горячий он или холодный, прозрачный или непрозрачный, с чем его ещё можно сравнить.
2. Отметить соответствие между ответом ребёнка и цветом нарисованного предмета, а затем дать ему противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый и т. д.) предмет.
3. Проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в жёлтый цвет, шероховатые – в зелёный, душистые – в розовый, холодные – в голубой, горячие – в красный и т.д..
Таким образом:
— с одной стороны, становится понятно, с какими чувствами ребёнка ассоциируется тот или иной цвет;
При развитии творческого потенциала ребёнка следует помнить, что ребёнок – субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме ребёнка, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребёнок ищет сочетание цветов, выражающее определённое чувство, он решает по-настоящему художественную задачу). Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разными, что сами они – разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе и через рисунки.
Галанов, А. С., Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству
[Текст] / А. С. Галанов, С.Н. Корнилова, С. Л. Куликова. –
Как ребенок рисует свою семью? Персонажи и компоновка. | Психология
Пространство бумажного листа — своеобразный аналог жизненного пространства ребенка. Компоновка персонажей, их наличие, размер и взаимные пропорции отражают то, каким образом ребенок видит свое место в жизни, какую нишу в его душе занимает тот или иной член семьи.
Мелкие фигурки говорят о заниженной самооценке. Если они скомпонованы в верхней части листа, оставляя его основную часть чистым, это означает, что ребенок недоволен своим нынешним положением и стремится его улучшить. Размещение «мелочи» внизу «холста» свидетельствует о сочетании низкой самооценки и такого же уровня притязаний.
Чем большее место в душе ребенка занимает тот или иной родственник, чем он авторитетнее, тем большим в сравнении с изображениями других членов семьи он будет выглядеть на рисунке.
Расстояние между персонажами рисунка связано с их духовной близостью друг другу. По крайней мере, с тем, как ребенок воспринимает их взаимоотношения. Мама и папа по разным углам и котенок у самых ног сынишки — характерные «симптомы» семейной «болезни».
Обилие предметов, при явном недостатке людей — тревожный признак. Наверное, в семье главное не эмоции и душевное состояние, а вещи и материальный достаток. Ребенку не хватает внимания и родительской любви.
Нарисованное в углу солнце — типичный сюжет. Солнце — символ тепла и благополучия. Если между ним и малышом находится кто-то еще, это означает что этот «кто-то» в реальной жизни мешает ребенку чувствовать себя комфортно и защищенно.
Отсутствие кого-то на рисунке не объясняется недостатком места на «холсте» или забывчивостью юного дарования. Дело в другом. Скорее всего, ребенок безразличен к «пропаже» или даже испытывает неприязнь. Возможно папа — «машина для зарабатывания денег», совсем не интересуется своим чадом. Или младшая сестренка занимает все (по мнению рисовальщика) внимание родителей и вызывает ревнивые чувства.
Если на рисунке нет самого автора — это очень тревожный показатель. В сложившихся семейных отношениях ребенок просто не находит себе места и чувствует себя лишним и чужим.
Иногда можно встретить на семейном рисунке сказочных персонажей: волшебников, фей, Деда Мороза и т. д. В детских фантазиях находит выход скрытая неудовлетворенность. Поговорите с малышом, выясните, в чем причина.
Поиски информации о каких-то семейных тайнах отражаются в рисунке закрытыми дверьми и зашторенными окнами, замками, застегнутой на все пуговицы одеждой и т. п. Ребенок догадывается, что от него что-то скрывают, но не знает где искать ответы на важные для него вопросы.
У вас дома есть кошка? Птичка? Никого нет?! А на рисунке есть. Значит, малыш хочет быть кому-то нужным. Ему требуется объект заботы, который в семейной иерархии стоял бы несколькими ступеньками ниже.
О том, как именно рисует ребенок персонажей своего «полотна» поговорим чуть позже. Долго ждать не придется.
Теги: дети, ребенок, рисование, психология
Как нарисовать семью
В этом уроке рисования мы покажем, как нарисовать семью. Попробуйте этот урок, и вы приобретете полезные навыки, которые обязательно пригодятся для создания новых рисунков.
Подробнее: Как нарисовать семью
Если вы хотите улучшить свои навыки в рисовании людей, то вам обязательно понравится этот урок, ведь теперь вы научитесь поэтапно рисовать семью. Семья – это родственники, которые живут вместе и разделяют друг с другом общую жизнь, заботы и радости.
На этой картинке вы видите счастливую семью, состоящую из двух родителей и двух детей. Рисунок очень похож на семейную фотографию.
Необходимое время: 1 час.
Как нарисовать семью
- Нарисуйте основные контуры.
Изобразить разные части тела родителей и детей. Для этого используйте круглые формы. Не забывайте, что на начальном этапе рисования нужно использовать только тонкие линии.
- Определить положение конечностей.
Определите положение рук и ног с помощью тонких прямых линий. Нарисуйте складки в виде больших точек.
- Сделайте разметку на лице и наметьте контур верхней части тела.
На голове каждого члена семьи тонкой линией обозначьте центральную часть лица. Плавными линиями нарисуйте шею и верхнюю часть плеч.
- Продолжайте рисовать руки.
Нарисуйте отдельные части рук в виде удлиненных цилиндров. Обозначьте места складок в виде кругов и нарисуйте контуры рук.
- Изобразить нижнюю часть рисунка.
Внизу добавьте несколько плавных изогнутых линий, чтобы обозначить нижние видимые части фигурок людей.
- Добавьте очертания лица и волос.
С помощью плавных линий изобразите контур лица каждого члена семьи, нарисуйте уши и добавьте контур волос.
- Нарисуйте черты лица.
Для каждого члена семьи нарисуйте глаза, брови, нос и рот. Соблюдайте пропорции и учитывайте все возрастные особенности строения лица.
- Нарисуйте элементы одежды.
Нарисуйте воротник для девочки, мужчины и мальчика. Также добавьте очертания нижних частей одежды, как показано в примере.
- Изобразите остальную одежду и руки.
С помощью нескольких плавных линий нарисуйте верхние части одежды и нарисуйте руки, используя линии, которые вы нарисовали ранее, в качестве ориентира.
- Нарисуйте руки.
Нарисуйте руки девочки и матери. Будьте внимательны на этом этапе и постарайтесь правильно изобразить положение пальцев.
- Добавьте руки мальчика.
Продолжайте добавлять части тела, и на этом этапе вы нарисуете руки мальчика. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы положение кистей было максимально похоже на пример.
- Детализируйте одежду и волосы.
Плавными линиями нарисуйте складки на одежде всех членов семьи и прорисуйте отдельные пряди волос. Так вы сделаете свой рисунок более реалистичным.
- Исправьте неточности.
Сравните свой рисунок с нашим образцом и если заметите ошибки, исправьте их на этом этапе. Удалите все лишние линии на чертеже.
- Раскрасьте рисунок.
Для окрашивания волос, глаз и кожи выбирайте любые натуральные оттенки. Для окрашивания одежды используйте яркие цвета.
Теперь вы научились рисовать семью.