Методика рисунок семьи для младших школьников: Методика «Рисунок семьи» (Л. Корман) | Тест:

Содержание

Методика «Рисунок семьи» для младших школьников

Среди множества методик, применяемых психологами для выявления эмоциональных проблем и трудностей в домашних взаимоотношениях, выделяется «Рисунок семьи». Этот доступный, быстрый и несложный тест позволяет выявить наличие у ребёнка тревожности, чувства неполноценности, душевных переживаний, связанных с родителями, братьями и сёстрами.

Как проходит тестирование?

Использовать методику можно с 4-5 лет – когда малыш в состоянии нарисовать человеческую фигуру с головой и туловищем. Итак, он садится за стол, берёт карандаш и лист бумаги, и начинает рисовать всех своих домочадцев. Вот, собственно, и всё – дальше остаётся лишь правильно интерпретировать результат.

Как понять, что есть проблемы?

1. Воспитание младшего школьника в семье оказывает решающее влияние на его личность. Малыш ощущает себя частью этого небольшого мирка, или…не ощущает. Если на картинке он не изобразил себя – сразу можно говорить о серьёзных эмоциональных проблемах: отверженности, обособленности.

2. Кто на рисунке изображён первым – тот в глазах вашего отпрыска является главой дома. Если тестируемый изобразил себя не рядом с этим человеком, а в отдалении, то, возможно, он испытывает к этому родственнику отрицательные эмоции – гнев и обиду. Когда малыш ставит на первое место себя – можно утверждать, что он ощущает себя центром «общины», вокруг которого собираются все остальные её члены. Это говорит о наличии эгоизма, зачатков эгоцентризма.

3. Роль семьи в воспитании младшего школьника – главенствующая: учебное заведение всё же даёт знания, а воспитывают его именно дома. Нередко гиперопека или, наоборот, чрезмерная требовательность и частые наказания приводят к тому, что ребёнок отстраняется от матери, теряет к ней доверие. На картинке это видно, если мама нарисована самой последней.

4. Когда вы видите на рисунке несуществующих или не проживающих с вами людей и даже животных, это сигнализирует о недостатке внимания, потребности младшеклассника в более тёплых, доверительных отношениях.

5. Отсутствие на картинке одного из близких, размытое или нечёткое его изображение означают конфликт или конкуренцию с этим человеком (нередко случается между братьями и сёстрами).

6. Расстояние между фигуркой ребёнка и каждым из других человечков показывает эмоциональную удалённость: например, если он рисует себя рядом с мамой, но далеко от папы, это значит, что с матерью отношения гораздо более близкие и открытые, нежели с отцом.

Роль семьи в развитии младшего школьника невозможно недооценить. В первые годы учёбы особенно важна поддержка родителей, поэтому, если у вас появились подозрения, что сын или дочь отдалились, замкнулись в себе, испытывают стресс или дискомфорт – вероятно, необходима помощь психолога. Ну, а для начала, используя методику «Рисунок семьи» для младших школьников, вы можете сами попробовать разобраться, что не так в душе у ребёнка, и постараться ему помочь.

Автор: Информация для ребёнка

Тест Рисунок семьи

В данной статье рассмотрим тест Рисунок семьи на конкретных примерах-рисунках.

«Рисунок семьи»  поможет психологу понять психологическую обстановку в семье.

Цель: диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу.
Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали».

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?

 

Интерпретация рисунка

Итак, если ребенок:

  • с удовольствием взялся рисовать семью – благоприятный микроклимат в доме, в котором он живет;
  • отказывается рисовать – с семьей связаны неприятные воспоминания;
  • тот, кого нарисовал первым, представляет наибольшую значимость для ребенка;
  • изобразил себя большим – ориентирован на себя, то есть истероидный тип;
  • изобразил себя маленьким – показатель малозначимости в семье;
  • гигантская мама и маленький папа – нарушена психологическая гармония в семье, мама значима;
  • все фигуры очень маленькие – у ребенка депрессия, тревога, подавленность;
  • рисует без полового различия – задержка полового воспитания;
  • ноги большие – признак значимого места в семье, ноги маленькие – неустойчивая позиция в семье;
  • голова заштрихована (напоминает ракурс со спины) – ушел в себя;
  • закрытое лицо – ребенок не любит быть в семье;
  • рот, губы большие, яркие – признак агрессии;
  • девочка рисует себе глаза с ресницами – хочет нравиться, в ней заложена большая сексуальная энергия;
  • пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ – возможно, этот че-ловек вызывает у ребенка неприятные воспоминания или страх;
  • все члены семьи в ячейках – семья не дружная, многие отчуждены;
  • наличие телевизора, ковра – отдельным прорисованным предметам отдается предпочтение ребенка;
  • нарисует осветительные приборы, солнце – значит, испытывает отсутствие тепла в семье;
  • просто дом вместо семьи – источник угроз, нежелание идти туда;
  • присутствие в рисунках куклы или собаки – не хватает тепла в семье, общение ищет с животными и игрушками;
  • много мелких деталей – не хватает общения с близкими;
  • много черных штрихов – испытывает тревогу;
  • отказывается использовать цветные карандаши – тревожность и низкая самооценка;
  • если ребенок рисует себя в центре – чувствует себя самым значимым, внизу листка – самым зависимым.

Протокол исследования по проективной методике «Рисунок семьи»

 

 

Рассмотрим несколько примеров

1. Ребенок изображает только себя. На  рисунке  больше  вещей,  чем  людей.

Его обеспечили всем, исполнили все его желания, а эмоционального контакта с родителями нет.

Он не чувствует себя членом своей семьи, для него в ней просто не хватает места.

Рисунок 1

Родители заняты своими делами, да ему и так хорошо. Это кумир семьи, главный.

Родители считают, пусть у него будет все, чего не было у них. Он же любуется собой и хвастается вещами.

Рисунок 2

2. Ребенок отсутствует на рисунке. Он испытывает чувство одиночества и изолированности. Он чувствует свою неполноценность, отчужденность. У ребенка заниженная самооценка, его закритиковали, родители им недовольны. Родители больше любят кошку и попугая, чем его. Потребность в любви не удовлетворена. Вокруг ребенка равнодушие и черствость.

На другом рисунке видно, что брат является любимым сыном у мамы. И ребенок это чувствует.

Ситуация “Золушки”.

Рисунок 3

3. На рисунке нет родителей, только сам ребенок или ребенок с близким ему человеком. “Забытые” родители – это источник страха и переживаний. Скорее всего в семье царят тирания и диктат. Ребенка дрессируют, контролируют каждый его шаг.

4. На рисунке только папа. Он изображен большим, твёрдостоящим на ногах. Папа пользуется авторитетом у ребенка – его фигура высокая, большая. В семье нет душевного комфорта, все и всё подчиняется главе семьи.

Рисунок 4

На другом рисунке изображена только сестра. Все в жизни этой семьи

вертится вокруг сестры.Наверно, младшей сестры.Она управляет всеми.

Рисунок 5

5. На рисунке изображена полная семья. Ребенок испытывает эмоциональный комфорт в семье.

 

Оценка рисунка

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

  1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
    2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
    3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
    4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
    5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
    6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

  1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
    2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
    3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
    4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
    5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
    6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
    7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
    8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
    9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
    10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
    11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
    12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
    13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
    14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

 

 

Скачать буклет “Цвет в детском рисунке” можно здесь

 

Посмотрите видео о выборе цвета в рисунках. Что могут значить те или иные цвета.

Результаты теста “Моя семья” разбираются индивидуально на консультациях с родителями.

Желаю удачи, с уважением, Наталия!

Похожие статьи

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

Библиографическое описание:

Фокина, Н. А. Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха / Н. А. Фокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 612-614. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36004/ (дата обращения: 23.04.2021).



В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, рассматриваются вторичные нарушения, влияющие на развитие ребенка в целом. Приводятся результаты диагностики по проективной методике «Рисунок семьи» и их интерпретация.

Ключевые слова: рисуночные тесты, рисунок семьи, дети с ОВЗ, дети с нарушением слуха, развитие глухих и слабослышащих детей, особенности рисунков глухих

Семья выступает ключевым и необходимым условием успешного развития ребенка. Появление ребенка с особенностями в развитии требует от семьи повышенной ответственности и увеличенной нагрузки, связанной с уходом и воспитанием. Для понимания специфики взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, необходимо составить портрет младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие ребенка с нарушением слуха существенно отличается от развития детей в норме развития (Т. Г. Богданова, Р. М. Боскис, Л. С. Выготский, Г. Л. Выготская, М. А. Томилина, О. А. Красильникова и др.). Согласно теории Л. С. Выготского о первичном и вторичных дефектах, нарушение слухового анализатора является первичным дефектом, который ведет за собой ряд вторичных нарушений. Вторичные дефекты ведут к изменению и своеобразию психического развития ребенка в целом [3]. Кратко рассмотрим особенности высших психических функций у детей с нарушением слуха.

Среди всех познавательных процессов именно в развитии мышления у глухих школьников обнаруживаются больше всего специфичных особенностей [1]. Жестовая речь выступает носителем мышления. Существенное преобладание наглядных форм мышления над понятийными является одной из характерных особенностей развития мышления у детей с нарушением слуха. У слышащего человека есть внутренняя речь — показатель и регулятор ВПФ. У детей с нарушенным слухом внутренние монологи строятся с помощью жестов, конкретными образами, что позволяет говорить о качественно отличающемся от слышащих типе мышления.

Особенности развитого наглядно-образного мышления глухих детей детерминируют своеобразие образной памяти [4]. Дети с нарушенным слухом чаще слышащих сверстников путают образы сходных фигур, используют моторные схемы запоминания (например, обведение фигуры рукой в воздухе), запоминают больше деталей. Физиологические основы процесса запоминания у детей сохранны, но вторичные дефекты речевого развития, малый словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления ведет к затруднениям в запоминании отдельных слов и тем более связной речи.Воображение школьников с нарушением слуха вялое, неглубокое, только по основным понятиям без «прорисовки» деталей, шаблонное. В наибольшей степени страдает от первичного дефекта процесс речевого развития. Выявлены нарушения во всех трех компонентах языка — лексическом, грамматическом, синтаксическом [2, 5].

Наше исследование было посвящено изучению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с нарушением слуха. Констатирующий эксперимент проводился на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат № 9» (отдельное образовательное учреждение для детей с поражением слуха). В исследовании приняли участие 16 детей с нарушением слуха, из которых 6 слабослышащих и 10 тотально глухих младших школьников. В выбранный пакет диагностик вошла проективная методика «Рисунок семьи», адаптированная Л.Корман [6].

Используемый рисуночный тест ориентирован на выявление особенностей внутрисемейных отношений глазами ребенка. Методика служит инструментом для прояснения отношения испытуемого к каждому члену семьи, позволяет оценить роль каждого человека в семье с точки зрения ребенка, увидеть, что вызывает тревожные чувства и волнует малыша.

Ребенку предлагается простым карандашом на стандартном листе нарисовать свою семью. Мы выбрали проективный тест в модификации Л.Корман, где автор подразумевает беседу после рисования. Исходя из психофизиологических особенностей детей с нарушением слуха были выбраны соответствующие вопросы, доступные для понимания глухого второклассника, но при этом информативные для нашего исследования. Что делает семья на рисунке? Кто главный в семье? Кто самый хороший и почему? Кто самый грустный и почему? Кто тебе нравится? Кто наказывает в семье? Если все пойдут гулять, кто останется дома?

При интерпретации рисунков мы акцентировали внимание на следующих моментах:

‒ Оценка общей структуры. Положение в пространстве каждого члена семьи, занятость общим делом, наличие изолированных фигур, изображение контакта между персонажами, порядок расположения членов семьи.

‒ Акцент на персонажах. Самый привлекательный персонаж. Член семьи, вызывающий тревогу. Размеры персонажей относительно друг друга. Дистанция между героями рисунка. Тщательность прорисовки.

‒ Отношение к себе. Выделение на рисунке собственной фигуры, ее размеры и местоположение.

‒ Родительская пара. Изображение обоих родителей. Наличие контакта между ними на рисунки.

‒ Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи (ребенка, сиблинга, кого-то из родителей).

Во время анализа детских рисунков нами были выявлены специфические особенности деталей рисования, присущие именно детям с нарушением слуха.

  1. Отсутствие ушей. При интерпретации работ у 62,5 % испытуемых отсутствовали на рисунках уши, еще 25 % испытуемых нарисовали ушные раковины только у некоторых членов семьи, лишь 12,5 % изобразили всех персонажей рисунка с ушами. Отметим, что последние 12,5 % испытуемых относятся к категории слабослышащих детей и в аппаратах слышат от 2 до 4 метров. Можно сделать вывод о том, что тотально глухие дети не придают значимость данному органу чувств, так как сами его не используют.
  2. Изображение дома. 12,5 % испытуемых сначала нарисовали дома, затем стерли. У 37,5 % детей на рисунках существенное место занимает дом, который, по инструкции не нужно было рисовать. Эта особенность указывает на стремление к домашней защите (Рис.1–2). Данная группа детей проживает в интернате, родители забирают их домой раз в месяц или только на каникулы. Ребенок чувствует себя брошенным, одиноким, наблюдается недостаток общения с близкими людьми — отцом и матерью.

Рис. 1

Рис. 2

  1. Отсутствие дополнительных деталей и украшений. У младших школьников с сохранным слухом на работах нарисованы дополнительные детали — узоры на одежде, украшения, орнаменты, аксессуары и т. п. 62,5 % испытуемых не украшали нарисованных персонажей: если девочка, то платье-треугольник, если мальчик — то штаны и кофта. 37,5 % участвовавших в эксперименте младших школьников использовали примитивные узоры: сердца, звезды, полосы. На наш взгляд, это связано с особенностями мышления и воображения младших школьников с нарушением слуха. Оба эти процесса существенно запаздывают по сравнению с нормами возрастного развития. Творческое воображение детей с нарушением слуха шаблонное, нет гибкости и оригинальности.
  2. У 25 % испытуемых оптимальные рисунки — видна структура семьи, нет признаков тревожности и одиночества, на рисунках прослеживаются связи и коммуникации. Данная группа детей — глухие дети, проживающие с глухими родителями. У оставшихся 75 % испытуемых с нарушением слуха из слышащих семей есть те или иные симптомокомплексы, говорящие о искаженных детско-родительских отношениях. Можно сделать вывод о том, что тотально глухие семьи по уровню родительско-детских отношений больше соответствуют типичным семьям со здоровыми детьми, чем слышащие семьи, воспитывающие детей с поражением слуха.

На наш взгляд, это связано с тем, что слышащим родителям эмоционально сложнее пережить и принять факт патологии ребенка. Неготовность воспитывать особого ребенка проявляется на трех уровнях: социальном (ограничение контактов, материальные затраты), соматическом (депрессии, головные боли), психологическом (стрессы, разрушение стереотипов, защитные реакции), что ведет к формированию неадекватного родительского отношения, это в свою очередь, влияет на детско-родительское отношение и развитие ребенка в целом.

Выявленные нами особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» младших школьников с нарушением слуха подтверждают тезис о своеобразии развития особых детей. Специалистам, использующим в своей работе проективные методики, следует учитывать специфику диагностики младших школьников с нарушением слуха.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. — М.: Академия, 2002.
  2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Изд-ва АПН РСФСР, 1963, 245 с.
  3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.
  4. Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М.: Прогресс, 1999. — 80 с.
  5. Красильникова О. А., Киреева Г. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников. — СПб: КАРО, 2005, 315 с.
  6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д. Я. — Самара, 2001. — С. 486–490.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, член семьи, семья, глухой, развитие ребенка, рисунок, школьник, первичный дефект, проективная методика.

Рисунок семьи. Тест на выявление эмоциональных проблем у ребенка

«Рисунок семьи» — популярная методика в психологии, которая помогает выявить наличие эмоциональных проблем у ребенка. Также этот рисунок способен помочь побороть трудности во взаимоотношениях в семье, а также увидеть, что беспокоит малыша. Как правильно проводить этот тест и как анализировать его результаты — читайте в статье. Информация для статьи предоставлена дефектологом, психологом и логопедом Дарьей Бузмаковой.

«Рисунок семьи»: как работает?

Не секрет, что в процессе рисования дети могут выражать свои эмоции, которые трудно объяснить словами. Когда малыш рисует свою семью, он показывает, как он ее видит своими глазами, что его окружает. Глядя на этот рисунок, возможно определить, что ребенка беспокоит и выяснить причину множества детских проблем, а также понять, как их устранять.

Тест с рисунком семьи

Возьмите лист бумаги, фломастеры и попросите ребенка сделать изобразить свою семью. В этот процесс нельзя вмешиваться и помогать. Весь рисунок малыш должен нарисовать сам.

Следите за тем, в какой последовательности ребенок рисует персонажей — это очень важная деталь.

После того, как ребенок закончит свою работу, задайте ему ряд вопросов и проанализируйте детали рисунка. Для полноты понимания рисунка семьи спросите, как зовут всех героев картинки? Здесь нужно подробнее проанализировать персонажей, начав с очередности и состава.

В каком порядке?

Обратите внимание на последовательность, в которой малыш рисовал всех персонажей. Это означает его отношение к ним. Чаще всего дети начинают рисовать себя любимого, как центр этой семьи или же самого значимого родственника. Если какого-то члена семьи малыш предпочел не рисовать, это значит, что с ним у него сложные или натянутые отношения. Стоит спросить, почему же на рисунке нет этого человека. Такая неполная картина — повод задуматься!

Где на рисунке «Я»

Если сам ребенок является центром композиции, это значит, что он уверен, что в семье он любим. А вот если малыш решил не изображать себя вовсе, то есть риск, что он чувствует себя одиноким и даже брошенным. Но прежде чем делать точные выводы, подробнее расспросите ребенка, почему он предпочел не рисовать себя. Возможно, он просто понял задание по своему и решил что нужно нарисовать только членов семьи.

Кто выше — тот главнее

В рисунке ребенка тот, кто по размеру больше остальных — авторитет в семье глазами ребенка. Здесь также нужно обратить внимание на размер самого ребенка на рисунке. Если он сделал себя слишком маленьким, то это может указывать на чувство отверженности. А вот избалованные дети нередко рисуют себя таких размеров, что сложно уместить на листе.

Расстояние между персонажами

Обратите внимание на то, как близко или далеко находятся члены семьи на рисунке. Ели все герои детского художества стоят вплотную, то в семье все довольно близки друг с другом, а значит в ней царит мир и гармония. Также малыш может изобразить себя ближе к какому-то определенному человечку, чем к другим. Это говорит о глубокой привязанности к этому родственнику. А вот предметы, которые ребенок изображает между героями рисунка — барьеры во взаимоотношениях между ними.

Влияние цветов

Все любимые и приятные вещи ребенок, скорее всего, нарисует в теплых цветах. Самая большая привязанность будет выражена более яркими цветами в отличие от других. Синий цвет у персонажа символизирует комфорт, а значит в жизни рядом с ним он ощущает себя спокойно. Зеленые тона трактуются как уважение, желтый — импульсивность и сигнал к действиям. А вот красный цвет может значить агрессию. Поэтому если в изображении кого-то из персонажей преобладают красные оттенки, вполне возможно, что с этим членом семьи у малыша эмоциональное неприятие.

Изображение частей тела

Персонажи, черты тела и лица которого ребенок старательно выводил, означает любовь и значимость. И это вполне логично, ребенок старался нарисовать этого человека как можно красивее. Когда дети слишком старательно выводят черты своего лица, это может указывать на самолюбование и повышенное внимании к своему внешнему виду. Но! Для детей до 4 лет такое изображение себя — норма.

Особенно важно рассмотреть изображение рта у всех персонажей. Слишком большой рот — признак того, что этот член семьи нередко попрекает и делает замечания маленькому художнику.

Если малыш наоборот нарисовал рот кого-либо из героев слишком маленьким указывает на то, что в жизни этот человек скрывает свои эмоции или просто редко их выражает.

Акцент на зубах указывает на агрессивность этого персонажа. Длинные руки или же их отсутствие — признак властности. Возможно в жизни этот человек морально давит на ребенка. А вот нарисованные коротки ручки могут говорить о внутренней слабости человека, которую ощущает малыш.

Обратите внимание на руки, которые ребенок нарисовал себе. Если они подняты вверх, ребенок нуждается во внимании и в желании самоутверждения в семье.

Не получилось истолковать рисунок?

Бывает, что толковать рисунок семьи ребенка — сложно. Если ваши результаты оказались неоднозначными, просто переверните этот рисунок и попросите нарисовать картинку на тему «Семья, которую я бы хотел». Здесь малыш должен изобразить все свои фантазии и пожелания. Здесь вам удастся четче проанализировать, что хочется ребенку и каких вещей ему не достает.

Исследование эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста из семей с разным социальным статусом

           

2020 №2 — перейти к содержанию номера…

Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki.com/92psmn220.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 395.1 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Легкая У.А., Курбонова Н.М., Сапожникова Е.Е. Исследование эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста из семей с разным социальным статусом // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/92PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.


Исследование эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста из семей с разным социальным статусом

Легкая Ульяна Александровна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия
Ведущий специалист студенческого телефона доверия
Магистрант
E-mail: [email protected]

Курбонова Нушофарин Махмудовна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия
Магистрант
Международная Лингвистическая школа
Педагог-психолог
E-mail: [email protected]

Сапожникова Елена Евгеньевна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия
Кандидат психологических наук, доцент
E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье опираясь на теоретические и эмпирические данные, авторы доказывают, что изучение эмоционального благополучия является дополнительной возможностью для коррекционной работы психолога с семьями, воспитывающими детей младшего школьного возраста в семейном консультировании.

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей репрезентации образа семьи в когнитивном пространстве у детей младшего школьного возраста с помощью методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса.

Целью данного исследования стало выявление и сравнение особенностей образа семьи и эмоционального благополучия у современных детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.

Теоретическая значимость исследовательской работы состоит в дополнении и обобщении существующей теоретической базы об образе семьи эмоциональном благополучии у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость заключается в возможности использования новых научных данных, в работе психолога с родителями и детьми, для входа в проблемное поле семьи, с целью обнаружения скрытых аспектов взаимоотношений, которые могут мешать решению основного запроса.

Новизна данной работы состоит в выделении критериев эмоционального благополучия семейной ситуации для методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса, а также исследование эмоционального благополучия с помощью этой методике на выборке младшего школьного возраста. Исследование, приведенное в данной статье, является частью основного исследования двух магистерских ВКР. Первое исследование посвящено изучению структурно-содержательных характеристик образа семьи у детей из благополучных и неблагополучных семей и их эмоциональному благополучию, а второе – связи эмпатии и эмоционального интеллекта со статусом в социальной группе у детей из благополучных и неблагополучных семей.

На первом этапе исследования с помощью проективного метода «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс, С. Кауфман были выявлены качественные и количественные характеристики, которыми современные младшие школьники наделяют образ семьи. На втором этапе полученные данные были занесены в групповую матрицу и подвергнуты групповой экспертизе и обработке предложенной Матюшиной.

Проведенное исследование позволило установить, что данная методика, может использоваться для определения содержательных характеристик и различий образа и эмоционального благополучия. Также это позволило установить понятность этого метода для детей данного возраста. Дети видят образ семьи в зависимости от полученного личностного опыта.

Ключевые слова: репрезентация семьи; образ семьи; семья; эмоциональное благополучие; дети младшего школьного возраста; кинетический рисунок семьи

Скачать

.

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.

Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.

Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Кинетический семейный тест по рисованию в рамках не только арт-терапии

Впервые я узнал о технике кинетического семейного рисования от школьного психолога, который использует этот ценный инструмент арт-терапии при образовательном тестировании.

Позже я применил кинетический семейный рисунок к кукольному домику в игровой терапии, а затем к терапии дома-убежища и с помощью техники Beyond Art Therapy (см. Ссылку ниже).

Кинетический семейный тест рисования был разработан Burns & Kaufman. Вы можете использовать модифицированную версию этого теста со своими клиентами и студентами.Это очень полезная методика для сертифицированного или лицензированного профессионала, которую следует держать в ящике с инструментами для консультирования.

Хорошая новость в том, что вам не нужно быть арт-терапевтом, чтобы использовать это. Вы должны быть профессиональным поставщиком психиатрических услуг, желательно иметь лицензию, с некоторым базовым обучением арт-терапии. Вы можете пройти курс обучения Beyond Art Therapy в электронной книге в правом столбце этой страницы.

По сути, техника рисования кинетической семейной арт-терапии поможет вам выявить следующие ответы:

— Терапевт увидит, как клиент видит себя в семье.

— Взаимодействие между ребенком и членами семьи можно измерить.

— «Ядерное Я» в клиенте.

— Если клиент взрослый, терапевт может видеть самоощущение с детства.

— Терапевт может видеть скрытые правила в семье, которые не так легко увидеть со стороны.

— Усвоенные чувства ребенка и других членов семьи.

— Кто является самым важным человеком в семье, наименее важным в семье?

— Кто в семье близок, а кто нет?



Рисунок кинетической семейной арт-терапии состоит из пяти основных элементов. которые необходимо проанализировать и интерпретировать.Ниже вы найдете пять основных элементы:

1. Размещение в чертеже кинетического семейства:

Сетка размещения чертежей кинетического семейства в основном анализ где на чертеже помещены члены семьи. Кто рядом с кем стоит? Они притянуты близко или далеко? Кто был нарисован первым, в середине, последним и кто был опущен на чертеже? Кто был добавлен, но удален или перемещен на чертеже? Кто на рисунке самый большой, а кто самый маленький? Верно ли это масштаб в реальной жизни каждого изображенного человека?

2.Физические характеристики

Посмотрите на физические характеристики каждого человека в Кинетический семейный рисунок. Части тела преувеличены или опущены? Посмотрите на одежда? Черты лица? Используемые цвета?

3. Действия фигур

В основном в этой части кинетического семейства. терапевт проанализирует, что и с кем делает каждый член семьи. Кто остались здесь? Кто участвует в акции? Кто лидер, а кто последователь?

4.Символы Фрейда

Найдите их на рисунке «Кинетическая семья». Они также могут быть проекцией чего-то скрытого.

5. Стиль кинетического рисунка семейной арт-терапии (Семья Система в целом.)

Здесь вы можете увидеть внутренние чувства ребенок, который учится и усыновляется от родителя. Если у ребенка положительный затем они узнали о себе из внутренних чувств родителей. Если присутствуют негативные чувства, то вы можете видеть, что этому также научились родитель.

Ищите очевидное, что бросается в глаза. Расширенные руки могут означают возможное отклонение. Кроме того, колючие пальцы и темные линии могут указывать на то, что злость. Чего не хватает на чертеже? Иногда то, что не добавляется в рисунок говорит больше, чем то, что изображено на рисунке.

Вы обнаружите, что семейная единица оказывает большое влияние на эмоциональный рост ребенка, навыки социализации и межличностных отношений в стиле рисунка. В основном это чувство ребенка или взрослого. самоучки в детстве.

Один аспект, который отсутствует в пяти основных элементах выше — это мультикультурный аспект рисунка. Например, в моем районе Семьи в Аппалачах учат своих детей охотиться с ружьем.

Если ребенок рисовал вся семья на охоте с оружием, я бы посчитал это региональной динамикой и понятие семейной жизни. Для вегетарианца и любителя животных это мне трудно принять.

Но я должен отказаться от своей культурной точки зрения и понимаю, что именно так питаются некоторые из моих семей.

Однако, если вы живете в Нью-Йорке, это может быть красный отметьте, если вы видите рисунок семьи с оружием. Всегда знай клиента, или учащиеся, образование и культура, в которой они живут, в перспективе.

Помните, арт-терапия — это «образец» и «приблизительный индикатор» феноменологического мир клиента или студента. Несколько рисунков различных видов арт-терапии должен быть использован.

Я призываю терапевта рассматривать арт-терапию как инструмент и кусочек головоломки из головы клиента.Это похоже на терапию песочными лотками.

Терапевт не ставит диагноз, или предположение, только на лотке с песком одного клиента. Они полагались бы на несколько песка подносы, другие терапевтические инструменты и несколько сеансов с клиентом, чтобы увидеть вся перспектива клиента.



Материалы для теста кинетического рисования Техника арт-терапии:

— Несколько карандашей №2 — Несколько листов белой бумаги

— Восемь и более мелки, карандаши или маркеры разного цвета — ластики

Указания по технике испытания кинетического рисования:

1.Пройдите правила рисунка: делайте все, что в ваших силах, стирайте столько, сколько хотите, не рисуйте наклеивать людей или мультики, рисовать столько, сколько нужно, а это это не тест на способность рисовать.

2. Переверните бумагу в альбомной ориентации (горизонтальная ориентация). Попросите клиента: «Нарисуйте всех, кто в вашей семье, включая вас самих, делать что-то.» Подчеркните, что все на рисунке должны делать что-нибудь. Меня обычно спрашивают, можно ли рисовать домашних животных. Я говорю клиенту это это нормально, если они хотят рисовать питомца, пока они занимаются чем-то вроде хорошо.

3. Когда рисунок будет готов, спросите клиента, можете ли вы сохраните до следующего сеанса. Интерпретируйте тест с помощью пяти основных элементов теста кинетического рисования, описанного выше.

* Важное заявление об отказе от ответственности в отношении рисунка для кинетической семейной арт-терапии Тест :

Соблюдайте осторожность при использовании этого теста! Этот тест должен быть проводятся лицензированными или сертифицированными специалистами в области психического здоровья.

Использовать как кусочек головоломки, когда вы пытаетесь помочь своим ученикам или клиентам.Помнить что в некоторых криминалистических ситуациях использование Кинетический тест рисования.

В школе рекомендуется получить согласие от родители при использовании этого теста. Я бы также посоветовал согласиться на все проективные тесты, которые будут добавлены к первоначальной документации в частной практике.

Всегда позволяйте вашему клиенту или студенту переводить то, что происходит на рисунке. Задавайте вопросы о каждом человеке и о том, что он из себя представляет делает.

Перевод чертежа Вверху:

Этот рисунок был нарисован 50-летней женщиной, когда ее брат, который сейчас уже взрослый, был помещен в психиатрическую лечебницу.

Это показывает, как ее родители все еще хотят защитить его и обвинить других в его поведении. Она чувствует себя обделенной и уходит, поскольку родители пытаются остановить его детское поведение, чрезмерно защищая его.

Обратите внимание, что «брат» все еще изображается маленьким ребенком, хотя сейчас он уже взрослый. Он одет в оранжевый цвет (гиперактивность, тюремный цвет, неконтролируемая окраска).

Все остальные одеты в синее из-за печальной ситуации. Мать надевает розовую рубашку.Уходящая «дочь» носит зеленое, потому что она знает, что он очень болен, и ее семья не принимает его диагноз.

Техника терапии в приюте
См. Другие творческие идеи консультирования здесь

Заявление об ограничении ответственности: этот веб-сайт и его содержимое предназначены для обученных лицензированных специалистов в области психического здоровья и сертифицированных школой специалистов в области психического здоровья для использования их клиентами / учащимися по своему усмотрению.

* Если вы игнорируете приведенный выше отказ от ответственности, используете эти методы на себе и чувствуете дискомфорт или расстройство, настоятельно рекомендуется немедленно обратиться к лицензированному специалисту в области психического здоровья.

«За пределами арт-терапии» — это концепция доктора Стэнглина, объединяющая все творческие области терапии. Это не традиционная «арт-терапия», но она выходит за рамки и включает терапию песочными подносами, игровую терапию, внимательность, медитацию, цветотерапию, когнитивно-поведенческую терапию и подавляющее большинство других методов лечения.

В случае любой другой экстренной ситуации с психическим здоровьем немедленно звоните в местный номер 911 / полиции.

Доктор Станглайн не дает советов / предложений никому, кто не является профессиональным поставщиком психиатрических услуг или студентам, изучающим эту область и имеющим вопросы по программам обучения психическому здоровью.

советов, как помочь детям научиться рисовать

Научите детей учиться рисовать. Детям и учителям важно понимать этапы и способности каждого класса. Вот советы, которые помогут детям учиться.

Обучение детей рисованию — важный навык, которым дети будут пользоваться в детстве. Студенты любят соприкасаться со своей художественной стороной, от создания форм и структур с помощью пластилина Play-Doh до рисования карандашами.Рисование — это навык, который они будут использовать в школе, чтобы выразить себя и выразить свои знания.

Как развить навык рисования? Каковы преимущества из обучения этому навыку в классе?

Поскольку искусство очень важно с точки зрения развития, очень важно, чтобы ваши ученики научились рисовать. Дети начинают с того, что берут цветной карандаш без какой-либо подготовки и создают «произведение искусства» с каракулями. Но куда вы дальше денетесь?

Чем вы, как учитель, можете помочь им развить навыки рисования? Знание этапов и того, чего ожидать в каждом возрасте, поможет вам научить детей рисовать.

Этапы рисования

Рисование — это навык, который развивается со временем. Некоторые люди могут быть в этом лучше, чем другие, но это все же навык, которому нужно учить и практиковать. Вы не ожидали, что ваш ребенок набросает идеальное изображение с первой попытки. Ваши дети должны научиться рисовать на разных этапах.

  • Распознавание форм и изображений — Прежде чем ребенок научится рисовать, он учится распознавать формы и изображения.Это важно, поскольку эти основные формы будут использоваться в будущих рисунках для создания домов, семей, домашних животных и т. Д.
  • Создание фигур и изображений — По мере того, как ребенок становится старше, он начинает создавать формы и изображения, которые они выучили. На этом этапе дети будут использовать круги, квадраты и линии для создания фигурок и домиков. Чем старше ребенок станет, тем сложнее будут эти рисунки. Вы заметите, что к этим изображениям добавляется больше деталей.
  • Совершенствование форм и изображений — После этапов распознавания и создания ребенок начнет совершенствовать свои рисунки.Это этап, на котором они хотят, чтобы все было идеально. Они проанализируют свои рисунки и решат, является ли это изображением, которое они хотели создать. Будут внесены корректировки для исправления любых ошибок. Они будут использовать затенение, чтобы создавать объемные и более реалистичные рисунки.

Рисунок по возрасту

Не каждый пятилетний сможет нарисовать одно и то же. У детей разный уровень навыков, часто из-за таких факторов, как мелкая моторика и интерес к рисованию.

Независимо от навыков, вы можете сосредоточиться на соответствующей возрасту готовности к рисованию, чтобы научить их.Например, если вы работаете над рисованием человеческого тела, некоторые дети смогут сделать это более реалистично, чем другие. Хотя уровень навыков будет разным, каждый ребенок все равно будет рисовать человеческую форму.

Вот список навыков, которым вы могли бы научить на каждом уровне обучения:

  • Дошкольный детский сад — Дети в детском саду должны развивать осознание своего окружения, уметь как описывать предметы, так и пытаться их рисовать. Они будут использовать формы и линии для создания рисунков.
  • 1–3 классы — Учащиеся используют формы и линии для создания более сложных рисунков. Они опираются на свои предыдущие знания, чтобы вносить улучшения и продолжать изучать различные художественные инструменты.
  • 4–5 классы — С возрастом учащиеся становятся более визуально осведомленными и могут применять это осознание для создания перцептивных образов. Они будут рисовать события и рассказывать истории своими картинками. Добавьте более реалистичные детали, чтобы создать картину целиком, а не ее части.Они также добавят размер этим изображениям, чтобы они выглядели реалистично.
  • 6-8 классы — В процессе развития дети и подростки начинают смотреть на мир своими мыслями и мнениями. Их рисунки отразят это развитие, став способом выразить себя и свое видение мира.
  • 9–12 классы — В старших классах учащиеся будут искать более формальное обучение. На этом этапе они захотят приобрести навыки, необходимые для продолжения художественного образования в колледже, возможно, сделав карьеру, которая связана с рисованием и рисованием.

Учимся рисовать — детям!

Когда ребенок учится рисовать, ваша помощь как учителя является важной частью процесса обучения. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь ребенку в уходе за вами.

  • Обратите внимание на возрастную группу — Помощь детям в обучении рисованию зависит от их возрастной группы. Вы бы не научили детсадовцев рисовать в старших классах. Возрастная группа очень важна для того, чтобы научить ребенка рисовать.
  • Будьте изобретательны — Это нормально — сесть и посмотреть, как ваши ученики свободно рисуют.Однако вы не хотите направлять каждое их движение. Вы хотите позволить им проявить творческий подход к рисованию.
  • Используйте ориентированные рисунки — Научите детей рисовать определенные предметы, используя направленные рисунки, шаг за шагом. Проведение урока таким образом помогает развить уверенность и навыки рисования, поскольку дети удивляются конечному результату. Узнайте больше о направленном рисовании здесь.
  • Дайте им время оценить — После того, как учащиеся закончат рисунок, дайте им время оценить то, что они нарисовали.Им нужно научиться анализировать свою работу и решать, какие улучшения необходимо внести. Поощряйте «прогулку по галерее» по классу, чтобы понаблюдать за работой одноклассников и полюбоваться ими.

Научите детей рисовать. Для детей это полезное и ценное занятие по рисованию в классе. Рисование — невероятный навык, которым дети будут пользоваться всю свою жизнь. Это форма самовыражения, способ расслабиться и даже может привести к будущей карьере.

Используйте правильные ресурсы

Ищете подходящие ресурсы для обучения и развития у ребенка навыков рисования? Ознакомьтесь с полным руководством по обучению рисованию.Он наполнен множеством ресурсов: бесплатные уроки рисования, целевые ресурсы для рисования и мои любимые материалы для использования. Щелкните здесь, чтобы увидеть руководство.

Книги об обучении рисованию

Приведенные ниже книги — отличные руководства для чтения, помимо этого поста, чтобы узнать больше о том, как дети развиваются и учатся рисовать. Есть также несколько забавных книг для рисования с учебными пособиями, которым дети могут следовать, развивая свои навыки.

БЕСПЛАТНЫЙ ресурс для управляемого рисования

Щелкните ссылку ниже и получите бесплатную копию направляющих ковриков для рисования школьного автобуса !

БЕСПЛАТНЫЙ курс электронной почты

Хотите узнать больше о том, как преподавать рисование и чему учить? Подпишитесь на серию электронных писем с инструкциями по рисованию, наполненную полезными советами, стратегиями достижения успеха и множеством БЕСПЛАТНЫХ руководств, к которым вы можете получить доступ прямо сейчас.Все, что вам нужно, чтобы рисовать уверенно и в то же время получать удовольствие! Нажмите здесь, чтобы зарегистрироваться.

Рисование для детей

Рисунок, сделанный лепреконом ко Дню Святого Патрика

Рисунок под руководством Санта-Клауса

Весенний рисунок бабочки

Пасхальный кролик Рисованный

Рисунок, посвященный Дню сурка

Снеговик, направленный на рисование, художественное мероприятие

Турция / Рисунок на День благодарения

Франкенштейн Franken Buddies Directed Drawing

PIN

Больше, чем картинка: как рисунок развивает молодых писателей | Scholastic

Вы, наверное, слышали, что картинка стоит тысячи слов.Для развивающегося писателя более правдивые слова никогда не произносились.

У детей врожденное чувство творчества. Мои собственные дети не перестают удивлять меня своими новыми идеями и свежими взглядами. Рисование картинок позволяет детям дать волю своей фантазии на бумаге.

Рисование рисунка дает авторам возможность спланировать, провести мозговой штурм и разработать новые идеи. Когда ребенок рисует картинку, он рассказывает историю. Писатель рождается в первый раз, когда ваш ребенок кладет карандаш на бумагу.

«Написание картинок» — важный первый шаг в процессе написания. Когда писатели-писатели используют рисование картинок, они выражают идеи с помощью иллюстраций. По мере того, как их навыки грамотности развиваются со временем, картинка будет служить планом для их письма. Картинка пробуждает идеи, предоставляет детали и служит основой для письма.

Начать писать картинки очень просто! Вытащите бумагу и мелки и позвольте авторам, готовым к написанию, раскрыть свой творческий потенциал.

1.Нарисуйте картинку.
Примите то, что предлагает ваш ребенок. Картина — это инструмент для письма, а не участие в художественном конкурсе.

2. Расскажите о своей фотографии.
История начинает разворачиваться, когда ваш ребенок рассказывает о своей фотографии. При необходимости задавайте вопросы или предоставляйте простые подсказки, чтобы неуверенный писатель продвигался вперед.

3. «Напишите» о картинке.
Попросите детей писать в полную силу. Некоторые примеры предварительной записи включают каракули, случайные строки букв и скопированный текст.Поверьте, каракули и беспорядочные строчки «письма» свидетельствуют об обучении и прогрессе! Ваши дети БУДУТ писателями. Это не произойдет в одночасье, но с ежедневной продолжающейся практикой их предварительное написание преобразится на ваших глазах.

Основополагающим для писателей является научиться согласовывать свои слова с картинками. Они должны понимать, что картинки представляют идеи, и что идеи можно превратить в слова на странице. При необходимости верните рассказы ваших детей к тому, что нарисовано.

Например, если ваши дети нарисовали сцену на пляже, они не должны писать о блинах воскресным утром.

4. «Прочтите» написанное.
После того, как ваши дети «написали» о своих фотографиях, попросите их прочитать их слова. Напишите их слова под их формой письма. Этот шаг придает обоснованность их попытке написания, обеспечивая при этом правильную модель письма.

5. Празднуйте!
Отметьте письмо ваших детей. Вытащите книжку с картинками и покажите им, как рассказ автора соответствует картинкам — точно так же, как их истории! Подчеркните, что они писатели! Пусть ваши дети поделятся своими рисунками с членом семьи или другом.

Примерно за десять минут, без каких-либо специальных материалов и фанфар, ваши дети могут стать писателями! Написание картинок раскрывает воображение, укрепляет уверенность в себе и развивает базовые навыки грамотности в раннем возрасте.

Детей учат:
1. Я сказочник.

2. Картинки представляют слова и идеи.

3. Картинки помогают писать.

4. Я писатель!

Помочь вашему ребенку понять, что иллюстрации представляют идеи и что идеи могут быть представлены в печатном виде, является огромной концепцией для раннего письма И раннего чтения! Письмо и чтение тесно взаимосвязаны.Так что возьмите эти цветные карандаши, вытащите немного бумаги и пусть ваш ребенок рисует и пишет сегодня же. Пять-десять минут, которые вы потратите, будут иметь огромное значение и направят вашего ребенка на путь к письму.

семейных портретов (3-й) | Искусство с миссис Нгуен

Последние пару лет я вместе с учениками третьего класса занимался рисованием семейных портретов для их проекта по сбору средств Square 1 Art. Я имею в виду … кто мог устоять перед нарисованным ребенком изображением их семьи? Если бы мой сын принес это домой, я бы купил всего два! #adorable

Рисовать с третьеклассниками бывает непросто.Некоторые из них все еще находятся на той стадии, когда они готовы попробовать рисовать что угодно … но, к сожалению, некоторые из них достигают той переломной точки, когда внезапно, если они не сразу добиваются успеха, они думают, что не могут этого сделать.

Вот почему для этого урока я применил к ним более пошаговый подход. Все мы начали на ковре в моем классе. Я показал своим ученикам краткую презентацию в PowerPoint, объясняющую, что такое семейный портрет, а затем мы сравнили и сопоставили два очень разных семейных портрета, нарисованных детьми (один был изображением, которое я нашел в Интернете, а другой — примером одного из моих третьеклассников).

Мы говорили о том, что портрет, нарисованный третьеклассником, имел фон, был полностью раскрашен, члены семьи накладывались друг на друга, чтобы создать пространство, думали о пропорциях тела и т. Д., В то время как портрет, найденный в Интернете, не думал. Все мои ученики согласились, что портрет со всеми дополнительными деталями определенно был более удачным рисунком.
Перед тем, как начать свою демонстрацию, я сказал своим ученикам, что если они уже знают, как рисовать людей и хотят делать это по-своему, то УДИВИТЕЛЬНО — они могут вернуться к своему столу и приступить к рисованию! НО, если они думали, что смогут изучить какие-то новые стратегии рисования, наблюдая за мной, им следовало бы остаться на ковре.Из всех моих уроков в этом году у меня было 3 ученика, которые решили начать самостоятельно (и, честно говоря, их рисунки были фантастическими).

Я разбил этот проект на несколько этапов. Мои ученики смотрели, как я что-то рисую, и объясняли им, почему я сделал то, что делаю, затем возвращались на свои места и делали это сами. Затем, когда они закончили шаг, они вернулись на ковер, чтобы я знал, что они готовы двигаться дальше. В целом, на выполнение этого проекта большинству моих учеников потребовалось 4-5 45-минутных уроков.

Прежде чем мои ученики что-либо рисовали, я попросил их повторить поговорку «Рисуй свет, пока не убедишься, что это правильно!» вроде 5 раз. Им было особенно важно помнить об этом, потому что мы стирали кучу того, что рисовали.

Шаг 1. Нарисуйте линию горизонта и обведите головы членов своей семьи.

Я объяснил студентам, что линия горизонта — это место, где земля встречается с небом на картинке. Поэтому они использовали линейку и нарисовали горизонтальную линию где-то посередине страницы.Затем я дал им два маркера головы разного размера (овалы, которые я вырезал из плаката), чтобы они могли добавить головы своих родственников на страницу. Взрослых рисовали трассировщиком большого размера, а детей — трассировщиком меньшего размера. Обычно я не фанат трафаретов / трассировщиков … но если бы они рисовали головы слишком маленькими, они были бы обречены с самого начала. Есть люди побольше сражений — используйте трассеры.

Мы также говорили о размещении заголовков на странице.Головы взрослых должны быть расположены выше на странице (над линией горизонта), а головы детей должны быть ниже (но не слишком низко, потому что им все равно нужно место для рисования тела)! Мы также поговорили о том, как головы должны быть расположены в шахматном порядке на странице (вы же не хотите, чтобы голова ребенка находилась сразу под головой взрослого). Если головы не покачиваются, ученики в конечном итоге теряют много деталей на человеке сзади. Чтобы проиллюстрировать этот момент, я устроил группу студентов перед классом, чтобы они могли понять, почему определенные договоренности могут быть проблемой.

Шаг 2 — Нарисуйте шеи, декольте и плечи. Я попросил учеников провести две линии вниз для шеи, а затем соединить эти две линии с помощью буквы «V» или изогнутой линии для шеи (где рубашка встречается с шеей). Затем они нарисовали изогнутые линии шириной не менее головы, идущие от нижней части этих линий. Студентам, у которых возникли проблемы с рисованием этих линий с помощью кривой, было сказано просто провести прямые линии (которые позже будут скорректированы).

Шаг 3 — Нарисуйте талию.

Студенты нашли середину между плечами человека и нижней частью страницы, затем они нарисовали горизонтальную линию шириной примерно с голову.


Шаг 4 — Нарисуйте футболки на всех.

Перед тем, как начать этот шаг, я подчеркнул, насколько важно было нарисовать рубашки детей в передней части рисунка перед родителями сзади. Если бы ученики начали с людей сзади, им пришлось бы стереть намного больше, потому что люди впереди закрывали бы часть своих деталей (перекрываясь).

Студенты провели две линии вверх от линии талии, а затем изогнули линию плеч вниз, чтобы создать рукав.

Они также пошли вперед и вытянули руки своих людей. Мы говорили о том, как руки людей обычно проходят за талию. Я сказал им, чтобы они не зацикливались на рисовании пальцев. Если бы они могли это сделать — УДИВИТЕЛЬНО! Но в противном случае было бы совершенно нормально вытащить их скомканными. Опять же — есть более крупные сражения. Клянусь, некоторые из моих детей провели бы весь урок, просто пытаясь нарисовать руки, если бы я им позволил!

Также было важно сообщить им, какие детали на людях сзади будут скрыты.. но они должны продолжать рисовать все, что смогут увидеть.

Шаг 5 — Добавьте низ (брюки, шорты, платья, туфли).

Студенты просто продлили линию вниз от стороны рубашки, чтобы создать стороны брюк. Если они хотели создать платье, им просто нужно было стереть линию талии, а затем продлить линию вниз и нарисовать низ платья. Если рисовали шорты, мы говорили о том, что ноги часто меньше ширины шорт.

Мы также говорили о том, что люди обычно не выставляют ноги в стороны. Студентам было предложено нарисовать туфли, как если бы они проецировались вперед (к зрителю). Рисование обуви таким образом было большим «ВАУ» для многих моих учеников! 😊

Шаг 6 — Добавьте лицо и волосы.

Я продемонстрировал, как нарисовать свои волосы и лицо на своем рисунке, а затем послал детей завершить свои рисунки.

Мы говорили о следующих двух вещах:

-Помните, чтобы добавить такие детали, как брови и уши

— рисование более реалистичных глаз, которые появляются примерно на середине головы человека

-как обычно кончики ушей совпадают с глазами человека

-как волосы могут изменить контур макушки

У студентов здесь было много места для маневра.В конце концов им сказали нарисовать черты лица так, как они хотят.

Шаг 7 — Обведите все острым пером.

Студенты должны были обводить ВСЕ острым пером. «Миссис Нгуен … даже глаза?» «Да.» «А как насчет волос?» «Да.» «А как насчет линии горизонта?» «Да.» 😒

Когда они закончили обводку, они прошли все с ластиком, чтобы очистить свой рисунок.

Это когда группа из них поняла, что они пропустили глаз или руку с маркером.

Шаг 8 — Раскрасьте людей цветным карандашом.

Здесь я действительно изменил свой проект по сравнению с предыдущими годами. Раньше я просил своих детей рисовать свои картины или использовать маркер … но в этом году я использовал цветной карандаш и акварельную краску в качестве фона. Почему? Потому что мелок и акварельная краска противостоят друг другу, поэтому, если мелок надавить достаточно сильно … это действительно затрудняет случайное рисование на лице / теле человека.

На все мои столы были выданы тестовые листы, чтобы дети могли опробовать цвет, прежде чем они решат его использовать.

Я также посоветовал своим ученикам сначала раскрасить все участки кожи, чтобы они случайно не смешали цвета и не получили разные цветные участки кожи у одного и того же человека.

Шаг 9 — Раскрашиваем фон акварельными красками.

Студенты могли рисовать фон, как им заблагорассудится, но большинство предпочли зеленый и синий.

Были ли проблемы с пропорциями? Конечно! Но это же люди 3-го класса! Я считаю, что они красиво вышли! ** Все мои ученики были поражены тем, как хорошо они рисовали свои семейные портреты.😁




Как научить детей рисовать

Обучение вашего ребенка рисованию может стать вашим первым шагом на пути к включению искусства в его жизнь. Исследования показывают, что дети, вкладывающие средства в создание произведений искусства, обладают всесторонним развитием мозга. Это не только дает детям возможность выразить себя, но также помогает развить зрительно-моторную координацию и учит их важным понятиям, таким как цветовое колесо, пропорции, перспектива, баланс и многое другое.

Помимо развития важных физических качеств, детские психологи на протяжении многих лет рекомендовали рисование и художественные работы, чтобы помочь вашему ребенку развить EQ или эмоциональный фактор. Это может сыграть важную роль в сохранении и стабильном развитии психического здоровья вашего ребенка. Искусство оказалось естественным способом лечения депрессии и беспокойства у взрослых, а дети с художественными способностями, как известно, менее подвержены этим заболеваниям.

Некоторые детские психиатры обнаружили, что искусство и рисование, в частности, могут ускорить развитие мозга вашего ребенка.Искусство — это хорошо известный способ помощи маленьким детям с аутизмом и другими заболеваниями. Он создает у детей механизмы совладания, позволяющие контролировать их повседневную деятельность. Рисование также помогает детям с трудностями в обучении, такими как дислексия или дисграфия, преодолевать эти проблемы или справляться с ними. Важно понимать, что искусство не лечит эти болезни. Напротив, это полезный инструмент, помогающий в общем лечении, и он регулярно работает как система поддержки для этих детей.Родители также не должны расстраиваться из-за темпа художественного развития своих детей. У каждого ребенка свой темп роста и самовыражения.

Обучение рисованию должно быть увлекательным занятием для вашего ребенка, и он не должен чувствовать, что ему навязывают это умение или привычку. Убедитесь, что вы не требуете, чтобы ребенок рисовал, когда он не в настроении. Вместо этого сделайте это частью его распорядка и постарайтесь построить его органично и весело. Вот руководство, которое вы можете использовать при обучении своего ребенка рисованию, чтобы убедиться, что он развивает навыки рисования, не теряя мотивации или давления.

Советы, чтобы научить детей рисовать — для мудрого возраста

Одна из самых важных вещей, которую вы должны помнить при обучении своего ребенка рисованию, — это дать ему пространство и инструменты для изучения искусства и рисования. Маленькие дети, как правило, проявляют любопытство и пытаются выразить себя уникальными способами, которые легко могут быть неправильно истолкованы как неспособность или недостаток навыков. Уловка состоит в том, чтобы удерживать их в занятии достаточно долго, чтобы это оказало положительное влияние. Вы должны решить эту проблему в зависимости от возраста вашего ребенка.

1. Два года — пять лет

Обучение дошкольников рисованию может показаться сложной задачей, но цель здесь — побудить ребенка исследовать все, что он хочет, с помощью искусства и рисования. Несколько советов, которые вы можете запомнить:

  • Включите искусство и рисование в игровое время. Сделайте так, чтобы ваш ребенок ассоциировался с весельем.
  • Создайте пространство для успеха, удалив любые источники разочарований.Подготовьте такую ​​одежду, чтобы ваш ребенок мог испачкаться и положить на пол газеты.
  • Ваш ребенок будет в восторге от всего нового в этом юном возрасте. Не ограничивайте своего ребенка только инструментами для рисования. Вместо этого позвольте ему использовать мел, песок и краски, чтобы выражать свои мысли и понимать предметы.
  • Не учите ребенка рисовать. Вместо этого позвольте ему принимать все решения. Если он хочет нарисовать себя розовыми волосами, то не поправляйте его. Вместо этого похвалите его усилия и поговорите с ним о том, что он нарисовал.
  • Используйте наблюдения, чтобы задать ребенку вопросы о том, что он нарисовал. Это поможет вашему ребенку в его способностях рассказывать истории и может даже изменить или дополнить рисунок.
  • Искусство — отличный способ справиться с эмоциями, которые вашему ребенку сложно выразить или обработать. Если ваш ребенок злится, попросите его нарисовать гневный рисунок.
  • Продемонстрируйте его рисунки, чтобы поощрить его заниматься. Помните, что мы стремимся не к готовому продукту, а к тому, чтобы помочь связать добрые чувства к искусству.

2. Пять лет — девять лет

В этом возрасте ваш ребенок теперь может начать рисовать на основе наблюдений. До сих пор он будет рисовать на основе своей собственной интерпретации и предыдущих знаний. Вы можете помочь с его наблюдательными навыками, руководствуясь приведенными ниже советами.

  • Дайте детям новые предметы для рисования. Выберите объекты, к которым они прикреплены и имеют простую геометрию. Лучше всего подойдет что-нибудь вроде его любимой чашки-поилки или игрушки.
  • Спросите ребенка, какие формы он видит в разных предметах. Сядьте с ним, когда он рисует, и обсудите формы, прежде чем он начнет рисовать.
  • Призовите ребенка не смотреть слишком много на бумагу во время рисования. Помогите ему понять, что результат менее важен, чем изучение правильных методов.
  • Как и раньше, задавайте вопросы о его рисунках, которые заставят его задуматься над этим вопросом или заметить некоторые вещи, которых он раньше не видел.
  • В этом возрасте поощряйте использование одного носителя за раз. Это позволит вашему ребенку понять, что он предпочитает, а также весь спектр и возможности среды.
  • Храните свои рисунки в специальной книге, которую он может вести сам. Еще лучше, вы можете предложить ему начать проект, который расскажет целую историю в виде книжки с картинками.
  • Не используйте его бумаги для объяснения техники. Лучше всего, чтобы он самостоятельно исследовал разные варианты.
  • Не заставляйте его делать наблюдательные рисунки. Вместо этого вы можете попросить его сделать один такой рисунок в неделю. Все, что ему важно, — это понимать различные концепции этого стиля иллюстрации.

3. Девять лет — одиннадцать лет

На этом этапе ваш ребенок сможет усвоить более сложные концепции. Это включает в себя пространственные отношения, перспективу и более жесткие среды.

  • Поговорите с ребенком о размещении указанного предмета, а не просто предмета.Есть ли другие объекты, перекрывающие его? На чем это размещено? Где размещен объект?
  • Это прекрасное время для понимания пропорций и рисунка. Он может нарисовать несколько объектов разного размера, расположенных рядом друг с другом. Он также может начать рисовать и понимать анатомию человека, рисуя себя, глядя в зеркало, или попросив кого-нибудь позировать ему.
  • Конечный результат рисунка может унывать вашего ребенка. Обязательно напоминайте ему, что рисование — это регулярная практика и что он должен сосредоточиться на процессе, а не на результатах.
  • Не забудьте познакомить его с различными формами искусства и разными выражениями рисования. Сводите его в музеи и на художественные выставки и поощряйте его рассказывать о том, что он там видит. Развитие острого и критического ума поможет ему в различных сферах.
  • Еженедельно вы можете задавать ребенку задание по рисованию. Это должно быть достаточно весело и сложно, чтобы он оставался увлеченным. Вы можете пригласить его на прогулку в парк и дать ему временные рамки, в которых он должен нарисовать все, что он там наблюдает.Еще он мог нарисовать одну вещь, на которую наблюдает в школе. Делайте задачи легкими и сосредоточенными.

Отвечая на рисование вашего ребенка

Дети смотрят на взрослых в поисках подтверждения их работы и поведения, и очень важно, чтобы вы это делали. Однако не менее важно, чтобы вы дали им инструменты, чтобы понять и понять их самоощущение. Ни в коем случае не критикуйте то, что нарисовал ваш ребенок. На этом этапе своей жизни они нуждаются во всей поддержке и ободрении.Вместо этого отметьте определенные аспекты рисунка, которые они сделали особенно хорошо. Ваша основная критика должна быть сосредоточена на развитии способностей вашего ребенка, а не на комментариях к конечному продукту.

Если ваш ребенок не чувствует поддержки или поощрения, он может потерять интерес к занятиям. Обязательно следуйте предыдущему совету по демонстрации его рисунков или ведению книги, заполненной его работами. Распространенный признак боязни рисования — слишком мелкий рисунок. Попросите его заполнить целую страницу одним небольшим предметом, например, ботинком, и поощряйте его работу.Уделите достаточно времени его хобби, задавая вопросы, и искренне интересуйтесь его процессом и прогрессом.

Преимущества рисования для детей

Педагоги и исследователи провели множество исследований на протяжении многих лет, чтобы установить связь между преимуществами для развития и рисованием. Этот вид искусства полезен как для взрослых, так и для детей, но он может предложить больше, если начать в юном возрасте. Вот список преимуществ рисования для детей.

  • Рисование помогает развивать мелкую моторику.Есть много инструментов, которые ваш ребенок может использовать при рисовании. Вы должны поощрять ребенка использовать толстые фломастеры, тонкие карандаши, мелки и краски для пальцев. Будучи визуальным носителем, ваш ребенок сразу же получит обратную связь о технике, которую он использует с этими инструментами, и позже он сможет внести соответствующие коррективы.
  • Рисование помогает установить концентрацию. Как только ваш ребенок войдет в углубление рисования, он погрузится в практику. Если ему нравится рисовать, то научиться концентрироваться в течение длительного времени будет легко.
  • Рисование помогает улучшить зрительно-моторную координацию. Этот навык важно развивать, поскольку он является ключевым при изучении других занятий. Хорошая зрительно-моторная координация важна при занятиях спортом и других физических нагрузках.
  • Рисование помогает повысить уверенность. По мере того, как ваш ребенок развивает свои навыки рисования, он может ставить перед собой небольшие цели. Достижение этих целей повысит уверенность вашего ребенка.
  • Рисование помогает решать проблемы.Важно научиться планировать рисунок. От размещения до объекта и среды все будет играть роль в рисунке, и, следовательно, о нем нужно подумать. И даже после подготовки потребуются изменения, которые потребуют быстрого мышления.
  • Искусство поощряет визуальный анализ. Рисование может быть эффективным только тогда, когда усвоены основные принципы визуального анализа. С помощью рисования можно изучить такие важные понятия, как перспектива, расстояние, размер и текстура.

Обучение вашего ребенка рисованию должно быть для вашего ребенка радостным и полезным занятием. Узнайте мнение вашего ребенка о рисовании и никогда не заставляйте его переходить на новый этап рисования. Как только они разовьют любовь к практике, они пойдут по пути и в темпе, которые сочтут удобными. Вам нужно только слегка подтолкнуть их по пути, чтобы убедиться, что они уловили все аспекты искусства. Найдите время, чтобы сделать рисование увлекательным занятием, выходящим за рамки учебной деятельности.Проводя время с ребенком, добавьте посещение музеев и галерей. Если ваша семья любит путешествовать, обязательно посещайте галереи даже в отпуске. Пригласите своего ребенка на открытие галереи и обсудите с ним искусство, как и с кем-либо еще.

Самая важная вещь, о которой следует помнить, — рисование не должно быть чем-то, что добавит давления или напряжения в жизнь вашего ребенка. Управляйте своими ожиданиями и научите ребенка управлять своими ожиданиями. Поощряйте его хобби независимо от результата.Хобби, позволяющее найти выход для творчества, важнее, чем совершенство в этом. Не забудьте проконсультироваться с детским психологом для получения дополнительной информации о том, как искусство может помочь вашему ребенку, а также о методах и приемах, которые вы должны помнить, обучая их рисованию.

Также читайте: Простые идеи рисования большого пальца и пальца для детей

Тест «Нарисуй человека» — Йона Лерер

Кроме того, поскольку исследователи получили результаты этих тестов интеллекта, они смогли сравнить результаты теста «Нарисуй человека» с фактором g или общим интеллектом испытуемого.Корреляции были статистически значимыми, но относительно скромными, что соответствует результатам предыдущих исследований. Это означает, что не следует пытаться предсказать показатели IQ на основе каракулей малыша; две переменные связаны, но слабым образом.

Однако со временем появился более интересный результат, когда ученые посмотрели на взаимосвязь между оценками рисования в возрасте 4 лет и показателями интеллекта десятью годами позже, когда близнецам было 14 лет. так же предсказуемо для оценки их интеллекта в возрасте 14 лет, как и различные тесты интеллекта, проводимые в возрасте 4 лет.«Это исследование не объясняет художественный талант», — пишут ученые. «Но наши результаты показывают, что независимо от противоречивых теорий, которые взрослые имеют о ценности правдоподобия в раннем рисовании фигур, дети, которые выражают его в большей степени, несколько умнее тех, кто не.»

Подобные исследования вызывают предсказуемую реакцию у родителей. У меня есть трехлетняя дочь — я не мог не просматривать ее последние рисунки, считая части тела. (Есть даже приложение, которое поможет вам сделать оценку.) Но важно заметить, что это все ерунда; наука не поддерживает мои опасения. «Я слишком копался в старых ящиках, чтобы искать части тела среди магнитных каракулей моего бывшего 4-летнего ребенка», — написал доктор Арден в электронном письме. «Я быстро понял, что ключевой вопрос был не в том,« умна ли она? », А в том,« повеселились ли мы? Достаточно ли я дорожил этим чудесным, быстро мигающим детством? »» В недавней статье, опубликованной Королевским колледжем, Арден развивает этот вопрос. Мысль, заметив, что, хотя ее «выводы и интересны, это не означает, что родителям следует беспокоиться, если их ребенок плохо рисует.Способность к рисованию не определяет интеллект, существует бесчисленное множество факторов, как генетических, так и средовых, которые влияют на интеллект в дальнейшей жизни ».

Я считаю это исследование наиболее интересным как опровержение истории науки, напоминание о том, что существует бесчисленное множество способов измерить интеллект человека, чем бы он ни был. Мы остановились на конкретной концепции интеллекта, определяемой коротким списком измеримых умственных способностей. (Современные тесты IQ, как правило, фокусируются на таких способностях, как умственный контроль, скорость обработки и количественное мышление.) Но инструмент Гуденафа является доказательством того, что тайна сообразительности не имеет единого решения. Тест IQ мог быть тестом на рисование.

Звучит как глупая догадка. Но этого не должно быть. Как отмечают ученые, изобразительное искусство — древнее искусство. До того, как появились письменные алфавиты или системы счета, люди рисовали на стенах пещер. (Есть свидетельства того, что в этих ритуалах участвовали и дети, проводя своими крошечными пальцами сквозь влажную глину и мягкие стены пещеры.) «Эта долгая история придает тесту по рисованию экологическую значимость и актуальность до такой степени, что это необычно для психометрии», — пишут ученые.В конце концов, тест Make-A-Person измеряет один из самых уникальных человеческих талантов: способность выражать мысли на странице, переопределять мир до тех пор, пока жизнь не станет искусством или, по крайней мере, фигуркой карандаша.

* Первоначально Гуденаф называл это тестом «Нарисуй человека», но позже понял, что гендерное описание усложняет задачу молодым девушкам.

Арден, Розалинд и др. «Гены влияют на рисунки человеческих фигур маленьких детей и их связь с интеллектом десятилетие спустя.» Психологическая наука (2014)

5 Как рисовать сайты для детей

Надеюсь, вы не слышите «Мне скучно!» слишком часто этим летом. Мои девочки полностью наслаждаются своим отдыхом! Они оба тратят много времени на рисование в своих альбомах, поэтому я отыскал несколько онлайн-ресурсов, чтобы они могли проверить.

Мои девочки определенно проходят этапы, следуя инструкциям по рисованию — иногда им это нравится, иногда это их расстраивает.Если эти веб-сайты сейчас не подходят для вашего ребенка, просто уберите их и попробуйте еще раз в другой раз. Кстати, это точно не только для детей — я тоже многому учусь, пробуя уроки рисования!

Вот 5 детских сайтов для рисования, которыми мы наслаждались этим летом:

1. Activity Village предлагает широкий выбор милых и простых руководств по рисованию, включая животных, праздники, спорт и многое другое. Вы можете просмотреть пошаговые инструкции в Интернете или загрузить PDF-файл для печати.Мои девочки получают удовольствие от уроков по рисованию персонажей Гарри Поттера! Мы много раз использовали распечатки с этого сайта, особенно в поездках!

2. Art for Kids — такой веселый сайт! Мы с девочками потратили немало времени на просмотр увлекательных обучающих видео Роба. Если вашим детям сложно следовать традиционным пошаговым печатным инструкциям, попробуйте эти видеоуроки. Здесь вы найдете множество персонажей, таких как Олаф и Йода, а также животных, людей, машины, инструменты и т. Д.Многие видеоуроки также имеют распечатываемые пошаговые инструкции. Есть также уроки рисования и лепки, а также специальный раздел для детей 5 лет и младше. Не пропустите это!

3. Art Projects for Kids — один из моих любимых сайтов для вдохновения в области декоративно-прикладного искусства. Если вы просматриваете категорию чертежей , вы можете выбрать из множества проектов с пошаговыми чертежами , многие из которых также содержат печатные формы. Последние публикации — это забавная серия про динозавров и драконов.Уроки различаются по сложности, и есть множество праздничных и сезонных проектов, которые можно попробовать. Особенно мне нравятся змея, петух и морской конек.

4. Blue Tadpole Studio имеет небольшую коллекцию очень милых уроков рисования. Страницы с роботами-миксами — мои любимые!

5. Graphics Fairy — отличный ресурс для бесплатных старинных изображений, и на сайте довольно много печатных материалов для уроков рисования старинных животных.Они такие очаровательные! Моя старшая дочь любит урок совы, а моя младшая дочь была в восторге, когда нашла, как рисовать свое любимое животное, свинью! Мне они кажутся более сложными, поэтому вашим детям старшего возраста они могут понравиться. Детям, вероятно, сложнее ориентироваться на этом сайте, поэтому вы можете просто распечатать для них эти уроки рисования.

Ваши дети любят рисовать поэтапно? Есть ли у вас какие-нибудь любимые ресурсы для рисования, которыми можно поделиться?

Счастливого розыгрыша!

.