Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании: «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании» — скачать
Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в современном семейном воспитании» | Консультация (средняя группа):
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №3»
средняя группа №6
Выполнила: Гордеева А. С.
г.о. Саранск
Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский
Появление ребенка в семье меняет жизненный уклад не только его родителей, но и старших членов семьи, бабушек и дедушек. Роль бабушки и дедушки отныне приобретает новое значение, они приобретают новый статус и новую внутрисемейную значимость. Наличие внука означает для них переход в новый жизненный этап, который чаще всего сопровождается существенной перестройкой привычной иерархии отношений, поиском гармонии своей привычной жизни и нового социального статуса.
Оптимальная готовность дедушек и бабушек состоит в осознании особой собственной роли. Прародители очень ценят внуков, так как их появление означает начало нового этапа их жизненного пути. Это и повышение общественного престижа, и более насыщенная жизненная перспектива, и новые источники удовлетворения от жизни. Наряду с оказанием определенной помощи — бытовой, психологической, материальной, роль дедушки и бабушки заключается в обеспечении связи между настоящим и прошлым семьи, передачи традиций, багажа семейных ценностей и мировоззрения. Именно бабушки и дедушки способны окружать внуков по-настоящему безусловной любовью.
Психологи отмечают, что роль бабушки и дедушек приносит в большинстве случаев глубокое удовлетворение людям старшего поколения. Это деятельность, связанная с воспитанием нового поколения, но при этом свободная от большинства обязанностей и напряженных конфликтов, которые характерны для детско-родительских отношений. Согласно опросам, сами бабушки и дедушки видят в своей деятельности несколько важнейших семейных функций. Во-первых, это своеобразная функция присутствия. Здесь бабушка с дедушкой выступают как символ стабильности, как своеобразный интегрирующий центр и как сдерживающий фактор при возникновении угрозы распада семьи. Во-вторых, в качестве важной функции они видят обязанность быть крепкой опорой для молодой семьи, поддержкой при возникновении проблем и трудных ситуаций. Также старшие члены семьи призваны быть своего рода арбитрами при решении семейных конфликтов. И, естественно, на них лежит функция по сохранению и передаче семейной истории и семейных традиций, по созданию ощущения единства семьи и преемственности поколений.
Роль бабушек и дедушек была очень существенной в более ранние исторические периоды, когда было принято жить большой семьей, и несколько поколений одной семьи жили под одной крышей. В русском быту дедушка и бабушка занимали почетное положение «старших родителей», к их мнению внимательно прислушивались и ценили их опыт. Старики в русской деревне жили обычно в доме младшего сына, по мере сил помогая по хозяйству и присматривая за детьми. Бабушка заботилась о ребенке, начиная с его рождения, особенно если в семье был не один ребенок. Она пеленала младенца, укачивала его, пела колыбельные песни, нянчила, учила говорить и ходить. Дедушка также присматривал за детьми, играл с ними, мастерил для них детские игрушки: тележки, лошадки, топорики, кукольную посуду и т.д. По мере того, как дети взрослели, роль дедушек и бабушек также расширялась до приобщения их к духовному миру взрослых. В традиционном обществе, да и в современном тоже, старики являются главным хранителями информации о прошлом, носителями опыта и знаний. Именно бабушки и дедушки передавали внукам знания прошлого, предания, мифы, сказки, легенды, созданные поколениями предков.
В современной семье роль дедушек и бабушек нисколько не меньше, чем в стародавние времена. Они выполняют очень важную роль заботы о детях, освобождая родителям время и возможность для более полноценной работы. Бабушки и дедушки остаются с внуками, пока родители находятся на работе, или же на время, когда родители вечером уходят в театр, кино или в гости, тем самым помогая отдохнуть после работы. Бабушки и дедушки также расширяют социально-психологический кругозор ребенка, который, выходя из тесных рамок семьи, приобретает опыт общения и взаимодействия со старшими людьми.
Роль бабушек и дедушек также всегда заключалась в способности давать ребенку большую часть своего эмоционального богатства, которое не успевают дать родители в силу их занятости и загруженности работой. Дедушка и бабушка занимают очень важное место в жизни ребенка еще и потому, что они его не наказывают, не бранят, ничего от него не требуют, но при этом всегда делятся с ним своим богатым внутренним миром. Их роль в воспитании внука бесспорно значительна и важна. Однако не всегда роль бабушек и дедушек является однозначно положительной.
Нередко старшее поколение в семье портит детей своим излишним вниманием и чрезмерной снисходительностью. В отношениях внуков с бабушками и дедушками зачастую можно обнаружить самого разного рода «подводные рифы». При соперничестве с родителями бабушки и дедушки могут задаривать внуков подарками, чтобы в перетянуть их на свою сторону. Роль бабушки в семье зачастую не так проста, как может показаться на первый взгляд. Как правило, внуки значат для прародителей (бабушек и дедушек) очень много.
Однако поскольку семья — это зачастую целый клубок сложных взаимоотношений и противоречий, роль бабушки в семье может всячески видоизменяться и деформироваться. Подчас взрослых детей и их родителей связывают очень непростые отношения, а характер влияния прародителей на ребенка и психологический климат в семье в очень большой степени зависят именно от этих взаимоотношений. Специалисты, к примеру, отмечают, что одностороннее и чрезмерное доминирование в семейной жизни матери, а тем более бабушки по материнской линии является фактором, увеличивающим возможность появления невротических нарушений у внуков.
Каждая семья — это совершенно уникальный мир и в каждой могут быть свои проблемы, однако психологи оценивают роль бабушек и дедушек в становлении личности ребенка как крайне положительную, практически неоценимую. В деле воспитания и становления личности одна бабушка может сыграть роль более ценную, чем десяток самых образованных нянь, гувернанток и воспитателей в детском саду. Дело в том, что связь, испокон веков существующая между внуками и бабушками, жизненно необходима, и это — взаимный процесс. Кроме того, заботливые и внимательные бабушки делают одно очень важное дело: они передают дальше накопленный опыт. Общаясь с ними, дети узнают, что у их родителей тоже есть свои папы и мамы — так устанавливаются преемственность поколений, родовые отношения, определяется старшинство.
Так какие же советы, руководствуясь вышеизложенным можно дать
Молодым родителям:
- Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи.
- Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания — это родители.
- Проявляя уважение к старшему поколению, вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости.
- Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности.
- Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут.
Бабушке и дедушке:
- Помните, что вы — основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства».
- Не забывайте о том, что старость — это мудрость.
- Помогайте своим детям, но не теряйте достоинства.
- Старайтесь, чтобы ваша помощь не была навязчивой и не лишала среднее поколение самостоятельности.
Консультация для родителей «Роль бабушки в семейном воспитании»
Роль бабушки в семейном воспитании.
( размышление )
Очень много написано о той роли, которую играют отец и мать — особенно мать — в воспитании ребенка. Именно они — центральные фигуры «родительской педагогики». Гораздо более скромная роль отводится бабушке. Между тем если иметь в виду реальную расстановку сил в современной семье, то игнорирование бабушки или какое-либо умаление ее значения по меньшей мере неразумно. Ныне это фигура первого плана. Выдвижение бабушки на авансцену семейной педагогики имеет свои социально-экономические предпосылки.
Не следует забывать, что во многих регионах страны на смену многодетной семье, где многие воспитательные функции и участие в организации семейного быта были возложены на самих детей, мера вклада которых определялась порядком рождения, пришла семья с одним или двумя детьми. Семья, где отец и мать работают и будут работать на протяжении всего детства и отрочества их ребенка, а следовательно, времени на осуществление важнейших воспитательных задач, которые общество возлагает на семью, будет неизбежно не хватать. И тогда надежды молодой семьи, если не говорить о системе общественного воспитания, группах продленного дня, внешкольных учреждениях, значение которых трудно переоценить, фокусируются на бабушке, в ней видят якорь спасения. Бабушка как раз в это время может выйти на пенсию, ее к этому побуждают, от нее этого ждут, наконец, просят и требуют: «Пусть такой вид помощи молодой семье — «приходящая бабушка», пусть приедет к нам из деревни (если она там живет), пусть вернется в деревню (если она проживает в городе), пусть уедет от сестры (она уже вынянчила племянника), пусть дед.
Молодая семья готова на всё — только пусть будет бабушка! Ее можно понять: в самом деле, не давать же объявление: «Требуется бабушка к ребенку двух лет…», а бабушка требуется. Но появление бабушки в семье нельзя уподобить приобретению многоцелевого кухонного агрегата. Ее появление (я чуть не написал — воцарение) трансформирует всю систему семейных отношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания. Мне никогда не встречалась педагогическая диссертация «Бабушка как фактор воспитания в семье», но, уверяю, тема эта более чем достойная.
Прежде всего современная бабушка далеко не выглядит ветхой старушкой и еще менее того себя таковой чувствует. Здесь хочется сказать несколько слов об общих возрастных изменениях, сказывающихся на психологии людей в наш век.
Много написано об акселерации подростков. Да, подросток выше ростом своего отца и деда в том же возрасте на несколько сантиметров, у девочек вторичные половые признаки появляются на два года раньше, чем это было у их матерей и бабушек.
Еще в начале xx в. сорокалетний человек считался пожилым, а пятидесятилетний — стариком. Мы читаем у А. П. Чехова: «Старик Григорий Петров, одетый в длинный черный сюртук и ситцевые брюки, в высоких, ярких сапогах, такой чистенький, маленький, похаживал по комнатам и постукивал каблучками, как свекор-батюшка в известной песне… Отпирали лавку. Когда становилось светло, подавали к крыльцу беговые дрожки, и старик молодцевато садился на низ, надвигая свой большой картуз до ушей, и, глядя на него, никто не сказал бы, что ему уже пятьдесят шесть лет».
Если сегодня пятидесятилетнему мужчине — деду, заметьте, — сказать, что он старик, обиды не избежать. Не будем даже касаться реакции женщины того же возраста — да и много старше — на попытку назвать ее старушкой, старухой, старейшей.
Во всяком случае, я вообще не рекомендовал бы использовать эти слова в разговоре с немолодыми людьми обоего пола и после 70 лет. У них есть основания обижаться: сейчас 60-70 лет для многих отнюдь не время старческого угасания. Не будем скрывать, уход на пенсию для многих серьезная травма. Причем не столько материальный фактор играет здесь решающую роль, сколько стремление максимальным образом сохранить активную жизненную позицию, чувствовать себя и быть нужным обществу. Вот ситуация, в которой сплошь и рядом происходит превращение бабушки, если позволено так выразиться , в «фактор семейного воспитания».
«А, собственно говоря, что это меняет? — может быть поставлен вопрос. – Ну бабушка, ну мама, ну отец! Задачи остаются те же. Ребенка надо кормить, проследить, чтобы уроки сделал, ответить на его вопросы, пожурить, приласкать, наказать, а кто это персонально делает в семье, не столь уж существенно. Главное, чтобы было сделано».
Не так все просто. Если с молодыми живет бабушка, то в семье складывается трехступенчатая возрастная структура, имеющая свою социально-психологическую характеристику. Как мы увидим дальше, не так-то легко добиться должного взаимопонимания родителей и детей — сказывается принадлежность к разным поколениям. А здесь надо приплюсовать еще одно поколение, представитель которого может, к примеру, весьма скептически относиться ко второму поколению как воспитателю («А ты-то сам был хорош в эти годы, знал только голубей гонять да в подкидного резаться, а от ребенка неведомо что хочешь!..») и попустительствовать третьему («Подумаешь, двойку схватил! Не плакать же. Исправишь послезавтра » ).
Замечено, что строгая к детям мать, становясь бабушкой, нередко, к их удивлению, совсем по-другому относится к внукам. Им сходит с рук такое, что никогда бы она не спустила детям.
«Помягчела мать, — рассказывала как-то незнакомая мне женщина 30-35 лет своей приятельнице, — уж на что строга была со мной и братом. Глаз на нее не смели поднять, не то чтоб слово поперек сказать. А третьего дня они с Валькой о чем-то заспорили, а та ей возьми и скажи: «Бабушка, ну что ты в современной жизни понимаешь, ты при царе Горохе родилась!» Думала, бабка взовьется. Ничуть не бывало. Засмеялась и говорит: «Так при царе Горохе, Валечка, дурочки родились не чаще, чем сейчас». Я потом ей сказала: «Она же тебе нагрубила. Почему ты не одернула ее, нам ты бы этого не спустила». А она мне: «Эх, Зина, дети до венца, а внуки до конца! Понимать надо!» Вот и поговори с нею!»
Эта позиция зачастую определяет психологическую ситуацию взаимоотношений трех поколений. Осознанно и неосознанно старшее поколение иной раз не позволяет себе задуматься над тем, какими внуки станут повзрослев («Доживу я до этого времени или не доживу — один Бог знает…»), и старается ничем не замутить радость, которую бабушки и дедушки могут сейчас — именно сейчас, а не когда-нибудь в будущем — дать детям. Кто не знает, что лишить ребенка удовольствия и тем самым наказать его для родителей означает прежде всего наказать самих себя! Гораздо легче все позволять сыну и радоваться вместе с ним этой вседозволенности, чем что-то запрещать и в чем-то его ограничивать. Как часто случается, что родители говорят «нет», исходя из понимания очевидной вредности этой вседозволенности и отчетливо или смутно предвидя ее отдаленные последствия, а бабушка или дедушка говорят «да», принимая во внимание сиюминутные интересы ребенка, стремясь сделать счастливым его (и себя) немедленно, безотлагательно.
Я отнюдь не утверждаю, что подобная контроверза является неизбежной для трехступенчатой семьи (или четырехступенчатой, где этот процесс особенно обостряется на уровне прабабушек и прадедушек), так как знаю немало семейств, где позиции отца или матери полностью совпадают с мнением деда и бабушки и где воспитательная тактика не подрывается внутренними семейными противоречиями. Вместе с тем тенденцию к определенному ослаблению требовательности к детям со стороны самого Старшего поколения нельзя не заметить.Мне думается, что для читателя этот вывод ничего неожиданного не содержит. Бабушки балуют внуков — мысль, не блещущая новизной. Так было всегда, так будет, наверное, и дальше. В богатом гиперболами стихотворении «Бабушка» («Когда я буду бабушкой — годов через десяточек…») двадцатисемилетняя Марина Цветаева предсказывает конфликт с дочерью по поводу своего внука:
Мать всплачет: «Год три месяца,
А уж, гляди, как зол!»
А я скажу: «Пусть бесится!
Знать, в бабушку пошел!»
Не случайно дети платят бабушкам глубокой и искренней привязанностью. Крен в доброту, хотя и создающий известные трудности для процесса семейного воспитания, находит отзвук в детском сердце и вносит в жизнь ребенка избыток тепла, доброты, человечности.
Когда «рождается» бабушка?
«В день рождения внука!» — скажете вы. Это верно, но лишь отчасти. Действительно ли пианист рождается в день приобретения пианино? Переход в состояние «бабушка» — это не одномоментный процесс. Он растянут во времени и связан с внутренним ощущением женщины себя взрослой и ответственной за своих детей, которые тоже становятся родителями. И тоже не одномоментно!
Бабушкой, в истинном смысле слова, становится женщина, прожившая собственное материнство самодостаточно, без невосполнимых потерь и переживаний. Женщина, вырастившая нескольких детей, всегда легче осваивает роль бабушки. Если собственного материнства, по разным причинам, было не достаточно, то на этом пути может быть труднее. Именно так чаще всего, и бывает…
Знаете ли вы, что бабушки бывают разными:
Бабушка—жертва» — назойливо любящая внуков, взвалившая на себя груз хозяйственных забот, хотя часть из них могут и хотят взять молодые супруги и родители. Не редко, пожертвовав профессиональной деятельностью, ограничив контакты с близкими, она «ставит крест» на своей личной жизни. Ей кажется, что никто, кроме нее, не способен должным образом выполнять обязанности, в том числе и по воспитанию внуков. Поэтому она сама сидит с внуком, осуществляет уход за ним, заботу и выращивание.
Советы «бабушке—жертве»:
* Удерживайте себя от преувеличения значения всех неизбежных болезней детства.
* Не прибегайте к запугиванию ребенка, внушению ему повышенной опасности и враждебности окружающего мира.
* Относитесь с доверием к детскому саду и школе, помогайте внукам сблизиться и подружиться со сверстниками.
* Не «заражайте» внуков тревогой, подозрительностью и критикой правил устройства общественного воспитания.
«Бабушка—соперница» — напротив, никуда не спешит и все успевает. Она уделяет внукам много времени, но чаще делает это «на дистанции», за пределами жизненного пространства молодой семьи. Например, забирает детей во время каникул, проводит с ними отпуск. Она склонна объяснять все возникающие у внуков проблемы результатом некомпетентности его родителей.
Советы «бабушке—сопернице»:
* Не посягайте на воспитательный авторитет молодых родителей, тем более, в глазах детей;
* Не поддерживайте в доме разговоры о якобы плохой наследственности, неблагополучном развитии ребенка, иначе он начнет этому верить;
* Не настаивайте на чрезмерных дополнительных занятиях для внуков, в которых они, якобы, должны получить нужное развитие;
* Не манипулируйте чувством вины у молодых родителей.
Советы для тех, кто пытается быть «гармоничной» бабушкой!
* Будьте солидарны с родителями своих внуков, укрепляя их родительский авторитет в глазах ребенка.
* Не растворяйтесь в жизни молодой семьи и внуков, оставаясь внутренне самостоятельной и свободной.
* Помните, что ведущая роль в воспитании принадлежит родителям ребенка – матери и отцу. У прародителей вспомогательные роли. В этом состоит семейный порядок и жизненная логика, она определяет границы семейных ролей каждого и одновременно дает всем членам семьи пространство действовать. «Понимать семейный порядок – значит, обладать мудростью; с любовью ему следовать – значит обладать смирением», считает известный специалист по семьеведению Берт Хелленгер.
* Знайте, что доброе согласие между матерью и бабушкой для внуков — это «солнечный свет», «биостимулятор» роста их души. Таким детям не известны ни тень соперничества, ни холодность отношений между самыми любимыми людьми.
Важная задача для трех поколений в семье заключается в создании эмоционально ровных, свободных, взаимоприемлемых и независимых, но содружественно — конструктивных отношений.
Итак, бабушка в семье — «оазис» для душевной жизни внуков, защита их от перенапряжения и «суматохи» современной жизни, от эмоциональных перегрузок и стрессов.
Роль бабушки в воспитании ребенка
Бабушки бывают разные. В идеале ребенок, живущий с бабушками опережает своих сверстников в развитии. Так ли это? И всегда ли бабушка хорошо влияет на ребенка?
Итак, существует убеждение: если ребенка воспитывают не только молодые родители, но и бабушки с дедушками, то малыш развивается более быстрыми темпами. Так ли это?
Психологи и педагоги подтверждают данное мнение: «Современные бабушки – достаточно молодые, но все же опытные и умудренные жизнью женщины. Их спокойствие, особое непотребительское отношение к жизни (зарабатывать деньги – это все же цель поколения тридцатилетних), наблюдательность и рассудительность передаются и малышу. Кроме того, бабушка, не гоняющаяся за профессиональным самоутверждением, готова больше времени и внимания дарить ребенку. А что ему еще нужно для развития? Общение, терпеливое и ласковое обращение и уход. При условии, что в семье и в личностной позиции бабушки отсутствуют противоречия, это утверждение не вызывает никаких сомнений. Не следует также забывать о том, что старший – всегда авторитетнее для ребенка».
Но что делать, если бабушка не готова к своей роли? Случается, что, несмотря на наличие несомненного воспитательного опыта и мудрости терпения, бабушка противится своей семейной позиции.
Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки . Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей существенно. Прежде всего, это помощь, которую оказывают бабушки , забота о них, пока родители на работе; ухаживают за ними во время болезни. Тем самым в большой степени помогают снять напряжение и перегрузки родителей.
В наше время очень много семей, в которых оставшихся без попечения родителей детей воспитывают бабушки, семей, где бабушки берут на себя воспитание внуков, когда родители работают с утра и до позднего вечера. Как же влияют наши родители на наших детей?
Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка , позволяя ему вольности. По моему мнению, это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не случайно в народе говорят, что человек становится настоящим родителем только с появлением внуков. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, мы начинаем принимать ребенка безусловно, не пытаясь реализовать через него свое понимание, каким должен быть сын или дочь. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность в себе, адекватное принятие жизни.
Однако, помогать родителям в воспитании внуков и воспитывать их самостоятельно – далеко не одно и то же. Как же меняется психология ребенка, а также бабушки , на плечи которой ложится полная ответственность за воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка? С позиции ребенка бабушка воспринимаются как мама. Трудно определить возраст, с которого замещение родителей станет менее болезненным. Отношение и характер ребенка будут складываться из того, насколько старшее поколение готово к такому замещению. Все зависит от них самих. Если воспринимают ребенка как огромную ответственность – такое отношение может навредить. Ответственность должна быть такой же, как и у любого родителя. Каждый из нас несет ответственность за своих детей, но при этом не забывает и о своей личной жизни, личных интересах. Также должны вести себя и вторые родители: не тотальный контроль и желание сделать из ребенка человека, а любовь ,забота и возможность для ребенка просто жить.
Условно бабушек и дедушек можно разделить на пять типов:
“Тиран” – это авторитет, который заявляет безапелляционно: делай то, что я говорю, потому что я лучше знаю. Многие родители не хотят общаться с такими дедушками и бабушками и ограждают от них детей, поскольку такой натиск очень трудно выдержать. Тирания воспитывает в ребенке чрезмерное послушание и зависимость.
“Компьютер”– человек, который постоянно поучает, дает оценку всему. С таким человеком трудно общаться, особенно ребенку. Этот тип бабушки довлеет, напрягает, не исполняя прямой обязанности – учить быть компромиссным.
“Мученик” – это альтруист, для которого важнее всего служить ближнему. “Не обращайте на меня внимание, главное, чтобы у вас было все хорошо”– часто говорят такие бабушки и дедушки. У таких людей соответствующее поведение и с внуками, что имеет последствия в виде избалованности ребенка, которому позволяется все на свете.
“Приятель” – это человек, который потворствует в играх и шалостях, не признает никакой ответственности. “Я ничего не мог поделать. Это у вас такой ребенок”, – оправдываются такие дедушки и бабушки, когда родители обвиняют их в том, что не смотрели за ребенком, который “ходил на голове”. “Приятелям” скоро надоедают шалости растущего ребенка, а найти им альтернативу они не могут.
“Руководитель и проводник” – человек разумный, который знает все подводные камни, поэтому смело ведет ребенка по дороге жизни. Но в определенный момент, когда почувствует, что ребенок может сделать что-то сам, уйдет в сторону и даст возможность проявить себя. Человек мудро и здраво умеет балансировать методами воспитания, гармонизируя отношения с ребенком. Иначе говоря, такой человек остается гибким, что позволяет и внуку быть разным, тренироваться, пробуя себя в разных ролях.
Наверное, большинство мам и пап задавались вопросом: “А можно ли доверять стареющим родителям воспитание детей, не испортят ли они ребенка?”. Считаю, что нет проблемы отцов и детей, есть недостаток культуры общения в семье, неумение и нежелание понимать другого. Дело не в установках или шаблонах, что бабушки портят и балуют, а в умении услышать и принять друг друга. Для дедушек и бабушек – это умение принять своих детей и внуков и не реализовывать в них своих ожиданий. Для мам и пап – умение быть снисходительными и толерантными (терпимыми) по отношению к старости. Поэтому вопрос воспитания бабушками связан, прежде всего, с психологией старости, насколько человек стареет и как меняется его внутренний мир.
Вот три самые распространенные ситуации
1. Бабушка занимается собой и не принимает участия в воспитании внуков. Когда дети просят посидеть с внуком хотя бы часок, у бабушки находятся неотложные дела. Возможно, что в свое время этой бабушке ее родители тоже не помогали в воспитании детей, поэтому она платит своим детям той же монетой. Но надо помнить, что такой порядок в семейной системе – это не навсегда и не на все поколения. Насколько родители сумеют сказать бабушке, что она им нужна, что она – неотъемлемая часть семьи, настолько у нее появится желание принимать участие в воспитании внуков, понимание того, что внуки– радость, а не повод для очередной ссоры.
2. Бабушка -зло. Нередко встречаются семьи, в которых дети отстраняются от родителей, потому что в свое время натерпелись от них горя. Они уверены, что общение с бабушкой – выпивохой и дедушкой – тираном ничего хорошего ребенку не принесет. Как же поступить? Можно оградиться от частого общения с такой бабушкой, но уважение и умение принять ее со всеми слабостями и недостатками должно быть сформировано. Нужно сказать себе : “Да, мне как маме, это не нравится, но бабушка – часть моей личной истории, отвергая ее – мы отвергаем самих себя”.
Прятать ребенка от родителей мужа и от него самого свойственно также разведенным женщинам. Таким методом они добиваются лишь того, что формируют у ребенка комплекс страуса, который прячет голову в трудной ситуации. Выход из конфликтной ситуации может быть разным: уступить, пойти на компромисс или сотрудничество, убежать от конфликта.
3. Бывает, что бабушки пытаются заменить живых родителей. Не сложилась у дочери семейная жизнь с отцом ребенка, а тут подвернулся хороший человек. Бабушка предлагает: давай я заберу ребенка, а ты строй свою жизнь и не волнуйся. Тем самым бабушка перекладывает ответственность за воспитание ребенка на себя. Это ошибочная установка – у каждого должна быть своя ответственность.
Воспитание — это метод проб и ошибок, но в первую очередь – это знания, а также умение применить эти знания на практике. Не нужно специально воспитывать, нужно помогать расти и развиваться нашим детям. И получится самый удачный результат , если царит уважение, доверие, понимание двух поколений – старшего и младшего.
От типа семейного воспитания и превалирующего в данной семье вида родительского авторитета во многом зависит такой важный аспект семейного воспитания, как качество взаимоотношений, определяющих преемственность поколений в семье. Давно ушли в прошлое большие патриархальные семьи, возглавляемые старейшинами рода. От них зависела жизнь семьи, они правили, решали, наказывали и поощряли. Каждый член этого родового сообщества мог быть спокоен за свое будущее. Молодые пары рожали детей, которых обихаживали и воспитывали представители старшего поколения. А те, в свою очередь, могли не беспокоиться о своей старости, поскольку жили в большой семье с несколькими родовыми ветвями. Немощные старики находились под надзором выросших внуков. Не беремся обсуждать, хорошо это или плохо. Ясно одно: современная семья тяготеет к отделению от родителей и созданию своей автономной территории.
Но поколения были, есть и будут в семейной биографии, и вопрос о взаимоотношениях в этой сложной структуре актуален по сей день. Какова же роль современных бабушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо оттого, живут все вместе, одной семьей, или порознь. Здесь играют роль совсем другие аспекты.
Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!» А опыт выращивания своих собственных детей дает им основания думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке.
Попробуем проследить роль бабушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего, акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение. Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой .
Как мне кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания, необходимо развернуть именно в сторону ребенка. Давайте попробуем понять его. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли я сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?» И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное — понимание ребенка, принятие его тайн и детских озабоченностей.
У поэтессы С. Григорьевой есть стихотворение, которое поможет прояснить корни такого приоритета бабушки:
У мамы — работа ,у папы —работа,
У них для меня остается суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:— Да ты не спеши.
Ну что там стряслось у тебя, расскажи.
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит перебирает…
Нам хорошо — вот так вдвоем.
Без бабушки —какой же дом?
Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и повести, наконец, в зоопарк.
Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им, опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот. К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей все бабушки — родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекровью или тещей . А это уже абсолютно иной уровень взаимоотношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, что не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно — к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного рода, то другого. Известно, что на отношение бабушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут.
Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушки поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. Хотя, по сути, им, сорокалетним, наверное, хотелось бы почувствовать свободу. Во многом такие отношения определяет совместное проживание, в силу отсутствия средств на отдельную квартиру для молодой семьи. Но даже если бабушка живет отдельно, она частенько старается контролировать действия молодой семьи. Под этот контроль, конечно, попадает и такой важный аспект в жизни молодой семьи, как воспитание ребенка. Ас другой стороны, молодые родители зачастую и рады «подкинуть» свое чадо в знакомые теплые объятья. Почему нет? Ведь это родная бабушка. Она любит нас и наших детей и, соответственно, практически обязана заботиться о своих внуках. Такие неоднозначные взаимоотношения в семьях, где живет несколько поколений, нередки.
Конечно, лучший вариант — жить отдельно от родителей и встречаться с ними в дни праздников, календарных и семейных. При этом абсолютно не важно, вместе или раздельно живут эти три поколения. Отдельное проживание бабушек отнюдь не уменьшает к ним любовь внуков при правильном воспитании со стороны родителей. Самое главное, правильно построить взаимодействие между поколениями. Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому.
Литература:
1.Немов Р. С. т-2 » Психология»
2.Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин » Развитие ребенка и егоотношения с окружающими»
3.Зимска М. » Семья и личность». – М., 1986
4.Лисина М. И. » Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981. с.109
5.Нора Ньюкомб » Развитие личности ребенка» — П., 2002
6.Артамонова. «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования»
Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Позиция участия бабушек и дедушек в жизни молодой семьи редко подвергалась сомнению. Новоиспеченные мама и папа берут на себя задачу обеспечения финансового благополучия, а заботу о собственных детях поручают старшему поколению. Эта система работает из года в год. А бабушки преимущественно занимают более важное место в жизни внуков, особенно в случае неполноценности семьи. Как эта схема работает, выясняет Royal Cheese.
Тепло и нежность участия
Недавние опросы и исследования выявили важную роль, которую старшее поколение играет в семье с точки зрения замещения. По мере того, как дети взрослеют, бабушки и дедушки берут на себя обязанность приобщения внуков к духовному миру. В традиционном обществе люди старшего поколения становятся хранителями бытовой и житейской мудрости. Считается, что они способны верно направить вектор развития ребенка через опыт пережитых лет, мифов и сказок.
В современной семейной модели нередко встречается ситуация, когда дети живут с родителями, бабушкой и дедушкой или же вовсе только с последними. Поэтому их роль ни в коем случае нельзя упускать из виду. Согласись, отношения со старшим поколением наполнены теплотой и мягкостью. Они часто закрывают глаза на проделки и проступки, утешают в момент трудностей. А родители, наоборот, проявляют строгость, а порой и жесткость. Впоследствии внуки вырастают и часто продолжают видеть в бабушках и дедушках своих старых проверенных друзей, которым можно поведать обо всех тайнах и при этом быть понятыми на все 100%.
Прежде всего стоит уделить внимание той помощи, которую сегодня оказывает опытное поколение. Они заботятся о внуках, пока родители на работе, ухаживают за ними, когда те болеют, забирают к себе, когда их собственным детям необходимо уделить время себе. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка. Благодаря им малыш выходит из семейных рамок и приобретает опыт общения с другими людьми.
Старшее поколение меньше тратит сил на то, чтобы приспособиться к привычке нести ответственность и воспитывать. Бесспорно, в самом начале роль родителей является доминирующей, а те же бабушки берут на себя роль наблюдателей за тем, как неопытный родитель выходит из зоны комфорта и пытается справиться с новой ситуацией.
Тем не менее чувства, которые дедушки и бабушки испытывают к своему ребенку и внукам, заметно различаются. Это общение удовлетворительно для обоих поколений. Старшее не погружено в повседневные дела и проблемы внуков, поэтому у них появляется больше времени, чтобы слушать, приглядывать и заниматься другими мелочами. Этот контакт не является полностью вопросом выбора, но все же зависит от таких вещей, как близость и постоянность общения.
Однако воспитание внуков не всегда несет положительный окрас. Нередко неправильно формируется характер ребенка из-за излишней снисходительности и чрезмерного внимания. Дедушки и бабушки исполняют любой каприз, задаривают подарками и почти покупают любовь. Таким образом они могут подорвать авторитет родителя, разрешая то, что ранее было запрещено. Главный «подводный камень» заключается в том, что бабушка и дедушка оказывают решающее воздействие на ребенка, однако основную ответственность за него не несут. А когда что-то идет не так, виноватыми становятся родители.
Бывают случаи, когда отношения между родителями и старшим поколением сложны и совершенно непрочны, — тогда последним бывает сложно поддерживать постоянные близкие отношения с внуками. Некоторые предпочитают играть более символическую роль в воспитании. Они видятся с маленькими родственниками исключительно на семейных праздниках, например в дни рождения или на Новый год.
Иногда бабушки и дедушки выбирают общение, которое достигается путем инвестирования в конкретного внука или в конкретную семью в том случае, если у них больше одного ребенка. В семьях, где старшее поколение несет большую ответственность за воспитание и жизнь, пропадает магия теплоты и нежности, потому что появляются рутинные обязательства.
Читать по теме: «Поверх их голов муж кидал ножи, чтобы «знали свое место»: что видели няни в домах своих клиентов»
Замещение
Роль старших как замещающего родителя высоко ценится и в принципе желательна для одиноких матерей или отцов. Бабушки часто берутся за эту работу в течение определенного периода времени из-за тех или иных обстоятельств, а когда он заканчивается, возвращаются к второстепенной роли. Такая ситуация также может возникнуть, если, например, мать совершенно не способна выполнять роль родителя. Еще одним важным аспектом замещающей родительской роли является бабушка как фигура дисциплины. Порой одинокий родитель придает большое значение помощи бабушки в воспитании детей, особенно в том, чтобы их отчитывать и развивать внутреннюю дисциплину. Ребенок не слушает мать, а когда появляется образ строго старшего, у него начинают вырабатываться покорность и организованность.
Отношения после развода
Еще один серьезный момент, который волнует бабушек и дедушек по обеим сторонам, — это развод их детей. Они не только чувствуют боль и страдания своего ребенка, но и обеспокоены тем, как это отразится на внуках. В результате развода бабушка и дедушка, чаще по отцовской линии, могут потерять с маленькими родственниками контакт, или же их общение перестанет быть постоянными. Беспокойство возникает еще задолго до расставания, если они начинают видеть признаки трудностей в отношениях родителей внуков. Иногда это приводит к прекращению общения между поколениями — по крайней мере до тех пор, пока родители не смогут приспособиться и смириться с собственными чувствами, которые изменили обстоятельства. А когда это наконец-то происходит, связь становится слабее.
Однако бывают и обратные ситуации, когда именно связь с бабушкой и дедушкой становится крепче в самое уязвимое время для ребенка: в процессе развода и разлуки родителей. Старшие играют важную роль в уходе за внуками, а также в оказании эмоциональной поддержки. Какая бы ситуация ни сложилась, прародители вносят огромный вклад в жизнь ребенка.
Читать по теме: «Антропология семьи: 4 истории отношений между сводными братьями и сестрами»
Важная роль бабушек и дедушек в развитии вашего ребенка
Опубликовано
День бабушек и дедушек приходится на 12 сентября, и во многих семьях прошло больше года с тех пор, как дети в последний раз видели своих бабушек и дедушек. Бабушки и дедушки играют очень важную роль в развитии маленьких детей, что влияет на них иначе, чем отношения между родителями и детьми, поэтому важно укреплять эту связь способами, доступными и безопасными для обоих.
В то время как дети учатся фундаментальному уважению от родителей, особое влияние на этот урок оказывают бабушки и дедушки, потому что они не выполняют традиционную авторитетную роль. Вместо этого дети учатся ценить своих старших и ориентироваться в их способности поддерживать значимые отношения отдельно от родителей. Бабушки и дедушки не только являются источником мудрости для маленьких детей, они также имеют тенденцию привносить давние семейные традиции и помогают сформулировать представления о здоровой семейной динамике.
Между школой или детским садом, дружбой и другими занятиями может быть трудно вписать бабушку и дедушку. Но важно не количество времени, а качество. Это качественное время может дать детям множество мудрости, обучения и роста.
В Children’s Lighthouse, школе раннего развития в Риверсайде, Калифорния, День бабушек и дедушек отмечают особым завтраком. Дети могут привести своих бабушек и дедушек, и их учат уважительно приветствовать их и проводить на свои места, прежде чем заняться такими видами деятельности, как декоративно-прикладное искусство. Благодаря этим управляемым занятиям учащиеся учатся правильному поведению со взрослыми и тому, как обращаться с особыми гостями. Если присутствуют бабушки и дедушки с обеих сторон семьи, дети также узнают, как управлять несколькими отношениями одновременно.
Подобные праздники — отличный способ наладить отношения между детьми, бабушками и дедушками, но не единственный. Создание пространства для общения бабушек и дедушек и внуков может быть таким же простым, как телефонный звонок один раз в неделю в течение нескольких минут. Независимо от того, сколько у вас есть времени, эти простые идеи занятий предлагают гибкость, чтобы вписаться в любой график, но при этом создавать особые воспоминания.
Чем заняться лично
Если дети могут видеть своих бабушек и дедушек лично, они могут многое сделать вместе. Самое эффективное занятие остается простым: проводить время вместе. Существует заблуждение, что детям будет скучно, если они не будут постоянно заняты, но на самом деле дети могут научиться замедляться и расслабляться вместе со своими бабушками и дедушками. Вот несколько идей:
- На прогулку: Прогулка – это занятие, доступное как детям, так и бабушкам и дедушкам. У многих бабушек и дедушек это уже есть в повседневной жизни, поэтому взять с собой внука — это простой способ провести время вместе.
- Соберите пазл : идеальное занятие для дождливых дней, пазлы увлекательны и познавательны, но при этом оставляют место для разговора между бабушками и дедушками и внуками.
- Устроить пикник в парке: Проведение времени на свежем воздухе всегда является приоритетом, а пикник в парке — это приятное и расслабляющее занятие. Дети могут помочь в приготовлении еды для пикника, что дает возможность узнать семейные рецепты.
Чем можно заняться удаленно
Поскольку COVID-19 по-прежнему подвергает риску как детей, так и пожилых людей, обеспечение безопасности каждого является главным приоритетом. Тем не менее, есть еще способы провести время вместе с помощью технологий и немного творчества. Вот несколько предложений:
- Прочитать историю: Попросить бабушку или дедушку прочитать рассказ по своему выбору своему внуку или внукам — это простой, но эффективный способ общения по телефону или видеосвязи. Это также можно делать в течение определенного периода времени, например, пятнадцать минут один раз в неделю.
- Вместе раскрасьте картинку: Родители могут отправить копию раскраски бабушкам и дедушкам и подарить такую же копию своему ребенку. Таким образом, бабушки и дедушки и внуки могут общаться по видеосвязи и вместе раскрашивать одну и ту же картинку.
- Игра в телефонную игру: Многие игры можно адаптировать для игры по видеосвязи или по телефону, а некоторые из них имеют собственные версии, разработанные для этого. Бинго, например, — отличный вариант для игры по телефону, потому что он прост для понимания и не требует специальной доски.
Хотя проводить время с бабушками и дедушками очень важно, также полезно говорить и помнить о членах семьи, которых больше нет с нами. Это может быть трудный разговор, но есть ценные уроки, которые дети могут извлечь из изучения своих бабушек и дедушек, делясь фотографиями и воспоминаниями. Дети невероятно динамичны и очень способны понять смерть и горе. Они все еще могут чувствовать любовь от своих бабушек и дедушек и по отношению к ним без их физического присутствия.
Проведение времени с внуками может быть столь же важным для бабушек и дедушек, возвращая веселье молодости в их жизнь, как и для внуков. В День бабушек и дедушек важно чтить и отмечать эти важные фигуры в жизни ребенка.
Обри Фуэнтес — владелица Children’s Lighthouse, школы раннего развития в Риверсайде .
5 вещей, которые бабушки и дедушки делают для маленьких детей
Бабушки и дедушки могут играть много важных ролей в жизни своих любимых маленьких детей. В зависимости от того, как далеко они живут и других обстоятельств, они могут быть опекунами, учителями и товарищами по играм. Они являются доверенными советниками для своих взрослых детей, которые теперь сами стали родителями. Во многих семьях бабушки и дедушки обеспечивают регулярный уход за детьми. В некоторых случаях они являются основными опекунами своих внуков. И независимо от того, живут ли они поблизости или поддерживают связь издалека, любовь и эмоциональная близость, которую обеспечивают бабушка и дедушка, оказывает большое положительное влияние на здоровое развитие их внука.
Все эти роли важны, и есть много других вещей, которые бабушки и дедушки делают для своих малышей, но вот пять из них, которые следует отметить:
1. Бабушки и дедушки дают советы.Быть родителем младенца или малыша — это радость, но не всегда легко. Особенно для молодых родителей. А малыши растут и развиваются так быстро, что родительские процедуры, которые работают сегодня, могут оказаться бесполезными на следующий день. В случае сомнений родители часто ищут ответы в Интернете. Но источниками родительской информации, которым они больше всего доверяют, являются их собственные родители (обычно их матери или свекрови), а не друзья, педиатры или веб-сайты.
Жизненный опыт и мудрость бабушек и дедушек могут быть особенно полезными и успокаивающими в моменты родительского разочарования или паники.
Конечно, некоторые советы бабушек и дедушек могут не совпадать с тем, что мы теперь знаем о развитии ребенка — например, можно ли избаловать ребенка, — но их интуиция и долгосрочная перспектива могут утешить родителя, который не не уверен, что делать иногда и не хочет делать ошибки. Бабушки и дедушки знают, что идеальных родителей не бывает.
2. Бабушки и дедушки учат маленьких детей.
Бабушки и дедушки могут с особым энтузиазмом проводить время со своими малышами, что помогает ребенку учиться и расти. Они помогают детям учиться, играя, разговаривая и читая вместе, уделяя им внимание. И они учат более непосредственно, рассказывая истории и делясь семейными и культурными традициями. Бабушки и дедушки также находятся в уникальном положении, чтобы усилить ограничения и уроки родителей, а также выслушать, вытереть слезы и показать внуку, что они понимают.
Трудно количественно оценить влияние особой связи между маленькими детьми и их бабушками и дедушками, но исследования показали, что активное участие бабушек и дедушек может помочь детям стать увереннее в себе, справляться со стрессом и иметь меньше поведенческих проблем по мере их поступления. старший.
«Габби всегда искала мою маму, когда она пробовала что-то новое. Училась ли она играть в футбол или пробовала новое танцевальное движение, любовь и поддержка бабушки были краеугольным камнем ее самооценки. Иметь любящих бабушку и дедушку — это как иметь собственную команду болельщиков. Это действительно помогает, когда в жизни что-то идет не так». — Николь |
3. Бабушка и дедушка обеспечивают уход за ребенком.
Это больше, чем просто случайная помощь. Многие семьи полагаются на бабушек и дедушек в регулярном и надежном уходе за своими малышами. По данным ZERO TO THREE, 1 из 4 детей в возрасте до 5 лет находится под присмотром бабушек и дедушек, пока их родители работают или ходят в школу. Столько же детей посещают официальные программы по уходу за детьми.
Хотя многие бабушки и дедушки принимают вызов, это не всегда легко. Около половины опрошенных бабушек и дедушек испытывают некоторое несогласие или напряженность в отношении подходов к уходу за детьми, а 2 из 5 говорят, что работа по уходу утомительна.
«В первые годы жизни наших детей мы много работали. Оглядываясь назад, мы, наверное, хотели бы провести с ними больше времени. Я думаю, именно поэтому, хотя мы знали, что нам бросят вызов, мы взяли на себя эту ответственность». — Майк |
У ZERO TO THREE есть отличные ресурсы (на английском и испанском языках) для поддержки семей, бабушек и дедушек в качестве воспитателей:
- Совместная забота: сотрудничество со взрослым ребенком для ухода за внуком
- Говорить об этом: инструмент для установления хорошего общения между родителями, бабушками и дедушками
4. Некоторые бабушки и дедушки являются основными опекунами.
Многие бабушки и дедушки также помогают воспитывать своих внуков, что увеличивает как трудности, так и награды. В Аризоне First Things First финансирует различные программы, поддерживающие бабушек и дедушек в этих усилиях. Воспользуйтесь нашим инструментом поиска программ, чтобы узнать, какие классы и семинары доступны в вашем сообществе в Аризоне.
«Так много бабушек и дедушек были вдали от детей или стали старше, и у них не так много терпения. Этот класс очень помог в том, как обращаться с самыми маленькими, чтобы вы могли сблизиться с ними. Чтобы опуститься на их уровень, например, поговорить с ними о том, что не так. Я подумал, что мне не помешает узнать кое-что из этого». — Синди |
FTF также поддерживает горячую линию от рождения до 5 лет (1-877-705-KIDS), бесплатную услугу, доступную для всех семей Аризоны с маленькими детьми от рождения до 5 лет. здоровья и питания, как справляться со сложным поведением.
5. Бабушки и дедушки любят.
Самое главное, что бабушки и дедушки приносят своим малышам, это любовь. Младенцы, малыши и дошкольники учатся и растут благодаря близким, заботливым отношениям со взрослыми в их жизни. Внимание, взаимодействие и безусловная любовь бабушек и дедушек (и, конечно же, родителей) помогают маленькому ребенку чувствовать себя в безопасности. А это то, что им нужно для здорового развития мозга.
Итак, любовь бабушки и дедушки оказывает реальное и долгосрочное влияние на будущее маленького ребенка. Исследования также показывают, что близкие отношения полезны и для бабушек и дедушек, поскольку они способствуют более здоровой, счастливой и, возможно, даже более продолжительной жизни.
«Приятно смотреть, как мама и дочь вместе. Качественное время, проведенное с кем-то, кто ее любит, заставляет Габби чувствовать себя уверенно и удовлетворенно. Я надеюсь, что воспоминания, которые они создают, будут жить вечно». — Николь |
Обновлено от августа 2020 г.
Роль бабушек и дедушек в современных семьях
Элла и Сэди Риу-Конер растут в многопоколенной семье, проводя много счастливых дней со своей бабушкой Брендой Риу
В нашем современном мире, наполненном технологиями и быстро движущимися деталями, легко предположить, что современные люди переписывают правила. Мы воспринимаем фундаментальные изменения во всех аспектах нашей жизни; от традиционных ролей к более гибким позициям на рабочем месте и в обществе, и даже в наших семьях.
Многие из нас создают свои семьи с сознательным намерением и планом. Люди живут дольше, позже рожают детей, разводятся и вступают в повторный брак, усыновляют и воспитывают. Взрослые дети переезжают или не покидают дом, а наши престарелые родители переезжают из своих домов в наши дома или ADU (дополнительное жилое помещение) на нашей территории. Женщины работают вне дома на полную ставку, а мужчины остаются дома в качестве домашних помощников. Компании начинают предлагать более продолжительный отпуск по беременности и родам; в некоторых компаниях есть детские сады. Супруги ведут бизнес из домашних офисов. Вариации кажутся бесконечными, и с каждой вариацией обязанности становятся более взаимозаменяемыми.
Семейные роли, как правило, определяются традиционно, но всегда были несколько изменчивы, и сегодня это особенно заметно в роли дедушки и бабушки. Как и некоторые «традиционные» семейные роли, роль дедушки и бабушки является одной из наиболее необязательных. Семейные роли, как правило, определяются традиционно, но всегда были несколько изменчивы, и сегодня это особенно заметно в роли бабушки и дедушки.
Помню, когда мне было 20 лет, я была молодой мамой с малышом и ждала второго; именно на собрании Лиги Ла Лече я впервые начал пересматривать свою идею дедушки и бабушки. У нас была новая участница с двумя малышами и беременная третьим. А ей было чуть за 40. Обсуждая решение иметь детей после 40 лет, она сказала самую очевидную вещь, о которой я никогда не думал раньше. Просто, если ее дети примут то же решение, что и она, — отложить создание семьи до тех пор, пока им не исполнится 40, она не сможет стать той бабушкой, которой она представляла себе. Если культура начнет двигаться в этом направлении, мы фактически сотрем роль бабушек и дедушек.
Я вырос, имея счастливый опыт знакомства со своими бабушками и дедушками. К сожалению и неожиданно, моя бабушка по материнской линии умерла, когда мне было 6 лет, мой дедушка по материнской линии умерла, когда мне было 14. Мои бабушка и дедушка по отцовской линии стали прадедушками и скончались, когда я был взрослым. Бабушка и дедушка были уважаемой, важной частью моего детства и неотъемлемой частью моего понимания того, что означает семья. У моего мужа не было таких же отношений с бабушкой и дедушкой, и он вырос, рассматривая эту роль по-другому.
Мой отец вырос в многодетном доме. Родители его матери жили внизу, и на них лежала основная часть родительских обязанностей, в то время как его родители работали вне дома полный рабочий день. Моя мама жила в многоквартирном доме с домохозяйкой. Этот тип семейного устройства был распространен в начале и середине 20-го века и во многих отношениях снова становится обычным явлением.
В моей собственной семье сегодня мы представляем современную конструкцию, которая, кажется, определяет многие семьи в 21-м веке. Мы с братьями одного возраста, с разницей в шесть лет. У меня есть взрослый ребенок, живущий дома, и взрослый ребенок, у которого нет явного желания создавать собственную семью в ближайшее время, у моей младшей сестры двое детей несовершеннолетнего возраста, а моя средняя сестра только что оставила свою карьеру, чтобы стать полноценным работником. опекун одного из ее внуков. Кроме того, наш отец умер два года назад, и теперь мы должны заботиться о нашей матери, которой в следующем году исполнится 80 лет.
Моя средняя сестра поставила семью на первое место в своей жизни. Она переехала, чтобы быть ближе к дочери, взяв на себя роль опекуна дочери и ребенка зятя. Этой зимой, когда ее зять отправится в отставку, она собирается перевезти дочь и внука в свой дом, пока он не вернется. Моя племянница много работает в качестве акушера-гинеколога, а моя сестра будет воспитывать детей и воспитывать их под одной крышей. Ее сын живет в трех штатах от нее, и она понимает, что у нее не будет таких же бабушек и дедушек с его ребенком, но каждое воскресенье «Гэмми» и «Гэмпи» общаются с ним по FaceTime, махая рукой в камеру смартфона. Они делают все возможное, чтобы их отношения на расстоянии процветали.
Остаток недели она делится домашними радостями со своим внуком, как она воспитывала его мать. Она учит тому, чего не может большинство детских садов: печь печенье, пылесосить, покупать продукты.
Моя младшая сестра воспитывает детей среднего возраста. Она испытывает другие отношения с нашей матерью в роли бабушки. У моих детей оба родителя были бабушкой и дедушкой, и они были на 20 лет моложе. Их роль тогда была компаньоном и обнимальщиком. Моя мама замечала, что другие бабушки и дедушки принимали участие в начальной школе ее внучек, работали волонтерами в классе и даже совместно работали на автомобилях. «Скольким из них по 80 лет, — задается вопросом она.
Бабушки научили нас играть в рамми и яхтзи, как искать четырехлистный клевер. Благодаря своему присутствию мои бабушка и дедушка привили нам важность семьи, состоящей из нескольких поколений. Бабушки и дедушки также учат нас, взрослых и детей, о взрослении, о том, как мы стареем.