Характеристика на учащегося из неблагополучной семьи: Характеристика на ребёнка из неблагополучной семьи

Содержание

Карточка учёта неблагополучной семьи учащегося

  1. ФИО учащегося ______________________________________________

  2. Класс _______________________________________________________

  3. Классный руководитель ________________________________________

  4. Сведения о родителях / ФИО, место работы, телефон/ ______________

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Место жительства _____________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Причины неблагополучия ______________________________________

_______________________________________________________________

  1. Жилищные условия ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Характеристика учащегося / как отражается неблагополучие в семье на поведении и успеваемости учащегося / __________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

  1. Общие сведения:

Фамилия ______________________ Имя __________________________

Дата рождения _______________ Телефон ___________________________

Домашний адрес _________________________________________________

Место учёбы ____________________________________________________

  1. Сведения о семье:

Отец

Мать

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

Образование

Специальность

Место учёбы, работы

Состояние здоровья

  1. Характеристика бытовых и материальных условий семьи (жилищные условия, материальная обес­печенность, санитарная культура):

Квартира __________________________________________________________

Количество комнат _________________________________________________

Санитарное состояние ______________________________________________

С кем в комнате проживает учащийся__________________________________

Наличие соседей и взаимоотношения с ними ___________________________

__________________________________________________________________

Материальное обеспечение семьи _____________________________________

  1. Взаимоотношения в семье / отношение к учащемуся (характеристика приёмов воспитательного воздействия): _____________________________

__________________________________________________________________

  1. Семья – образовательное учреждение / взаимоотношения родителей с педагогами _____________________________________________________

Взаимоотношения учащегося с педагогами _____________________________

__________________________________________________________________

6.

Характеристика учащегося _______________________________________

__________________________________________________________________

7. Факторы риска __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наблюдения ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. План социально-педагогической поддержки: ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист.

— 1996. — № 11/12. — С.28

1Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), — Учебник. — М.: Российское пед.агентство. — 1996. — № 5. — С.356

2Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – С. 272.

3Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998. 240 с., — с. 151

4Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, — стр.14

5Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, стр. 373-375.

6Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, С.339

7Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. — 1992. — № 5/6. -С.45

8Учитель — социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность: Сборник научных статей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997 — С.42

9Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, С. 76.

10Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, — С. 80

11Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000.- С. 210

образцы, примеры и советы по написанию характеристики

Что такое неблагополучная семья? Это, прежде всего, семья с низким социальным статусом, которая не справляется с возложенными на нее обществом функциями, в первую очередь, с воспитанием детей. Процесс социализации несовершеннолетнего ребенка в такой семье происходит намного сложнее, а процесс семейного воспитания снижен и протекает с большими трудностями, медленно и безрезультатно.

Работа с такой семьей проходит обычно в несколько этапов.

  • Первый этап — знакомство, беседа о воспитании ребенка, о его успехах (или неуспехах) в школе, о поведении и общественных нагрузках.
  • Далее к работе подключаются специальные психолого-педагогические службы, которые пытаются установить контакт со всеми членами семьи.
  • Следующий этап — выявление существующих семейных проблем, причин их появления и внутренних ресурсов неблагополучной семьи.
  • Далее, если возможно, организация необходимой помощи семье, рассмотрение стимуляции родителей к самопомощи.

На всех этапах постоянно составляется и заполняется множество документов: характеристика и на неблагополучную семью, и на ребенка из неблагополучной семьи, и другие.

Как писать характеристику на неблагополучную семью?

В самом начале характеристики следует указать полное имя, фамилию и отчество, дату и место рождения, состав семьи, их возраст, образование, специальность и профессию.

Затем нужно подробно остановиться на школьных проблемах и успехах ребенка: его успеваемость, интерес к различным предметам, участие в общественной жизни школы, классные обязанности и т.д.

В конце текста характеристики нужно осветить отношения ребенка с педагогами и учащимися класса. Есть ли у ребенка близкие друзья, с кем он может находить общий язык. Одинок ли он в коллективе и отвергает всякую помощь извне. Пользуется ли авторитетом среди сверстников.

Если ребенок состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, то нужно указать причины, с какого периода и отношение родителей к данной проблеме. Являются ли они на заседания комиссии. Как относятся к проблемам ребенка. Как собираются их решать.

Если ребенок отличается девиантным поведением, то следует выявить его причины, поскольку оно может являться прямым следствием неправильного поведения старших членов семьи.

В заключение можно сделать прогноз о дальнейшей судьбе ребенка, если помощь своевременно не будет оказана.

Образцы характеристик на неблагополучную семью вы найдете в этом разделе сайта: они написаны учителями-практиками. Эти готовые характеристики вы можете изменить под себя и использовать в работе.

Что такое неблагополучная семья? Это, прежде всего, семья с низким социальным статусом, которая не справляется с возложенными на нее обществом функциями, в первую очередь, с воспитанием детей. Процесс социализации несовершеннолетнего ребенка в такой семье происходит намного сложнее, а процесс семейного воспитания снижен и протекает с большими трудностями, медленно и безрезультатно.

Работа с такой семьей проходит обычно в несколько этапов.

  • Первый этап — знакомство, беседа о воспитании ребенка, о его успехах (или неуспехах) в школе, о поведении и общественных нагрузках.
  • Далее к работе подключаются специальные психолого-педагогические службы, которые пытаются установить контакт со всеми членами семьи.
  • Следующий этап — выявление существующих семейных проблем, причин их появления и внутренних ресурсов неблагополучной семьи.
  • Далее, если возможно, организация необходимой помощи семье, рассмотрение стимуляции родителей к самопомощи.

На всех этапах постоянно составляется и заполняется множество документов: характеристика и на неблагополучную семью, и на ребенка из неблагополучной семьи, и другие.

Как писать характеристику на неблагополучную семью?

В самом начале характеристики следует указать полное имя, фамилию и отчество, дату и место рождения, состав семьи, их возраст, образование, специальность и профессию.

Затем нужно подробно остановиться на школьных проблемах и успехах ребенка: его успеваемость, интерес к различным предметам, участие в общественной жизни школы, классные обязанности и т.д.

В конце текста характеристики нужно осветить отношения ребенка с педагогами и учащимися класса. Есть ли у ребенка близкие друзья, с кем он может находить общий язык. Одинок ли он в коллективе и отвергает всякую помощь извне. Пользуется ли авторитетом среди сверстников.

Если ребенок состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, то нужно указать причины, с какого периода и отношение родителей к данной проблеме. Являются ли они на заседания комиссии. Как относятся к проблемам ребенка. Как собираются их решать.

Если ребенок отличается девиантным поведением, то следует выявить его причины, поскольку оно может являться прямым следствием неправильного поведения старших членов семьи.

В заключение можно сделать прогноз о дальнейшей судьбе ребенка, если помощь своевременно не будет оказана.

Образцы характеристик на неблагополучную семью вы найдете в этом разделе сайта: они написаны учителями-практиками. Эти готовые характеристики вы можете изменить под себя и использовать в работе.

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей — родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно.

Родители — первые люди, которые передают опыт, знания и навыки своим детям. Однако есть малыши, которые знают, что такое неблагополучная семья. Почему так происходит? Что делать детям из неблагополучных семей?

Семья как фактор воспитания

Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.

Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.

Семья — первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Только глядя на маму или папу, дети могут увидеть положительные и отрицательные стороны жизни. Поэтому всё зависит не столько от ребёнка, сколько от родителей.


Не только плохой пример подают взрослые. Бывают случаи, когда детей слишком опекают, что становится причиной разрушения семьи. Тогда тоже необходимо вмешательство психолога. Такие дети не умеют жить в обществе, они привыкли, что им никогда не отказывают. Поэтому у них наблюдаются проблемы в общении не только со сверстниками, но и окружающими в целом.

Причины появления неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи — это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.

Причины этого бывают разными:

  1. Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
  2. Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.

Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, — это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.

Виды неблагополучных семей

Семьи, в которых нарушена взаимосвязь и адекватное поведение, делятся на определённые виды.

  • Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
  • Аморальные. В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
  • Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
  • Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
  • Антисоциальные. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание.

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации.

Как выявить неблагополучную семью

Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.

Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.


Взрослые (педагоги или психологи) проводят тесты, беседуют с ребёнком без родственников. Воспитатели и учителя ежедневно общаются с подопечными, особенно если эти дети из неблагополучных семей.

Всегда обращается внимание на внешний вид или поведение ребёнка. Чаще всего такие факторы говорят сами за себя:

  • Ребёнок приходит каждый день в учебное учреждение усталый и сонный.
  • Внешний вид оставляет желать лучшего.
  • Частая потеря сознания из-за недоедания. Такие дети в школе или садике постоянно хотят кушать, чтобы нагнать своё.
  • Рост не по возрасту, речь запущенная (совсем не говорит или очень плохо, невнятно, непонятно).
  • Мелкая и крупная моторика не работает. Заторможенность в движениях.
  • Очень сильно просит внимания и ласки, видно, что он их недополучает.
  • Агрессивный и импульсивный ребёнок резко меняется на апатичного и подавленного.
  • Неумение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Тяжело обучается.

Очень часто дети из неблагополучных семей подвергаются физическому насилию. Выявить такое ещё легче. Как правило, у ребят видны следы побоев.

Даже если их нет, тогда видно по поведению детей. Они боятся даже взмаха руки рядом стоящего, им кажется, что их сейчас начнут бить. Иногда дети свою злость и ненависть переносят на животных и делают с ними то же самое, что мама или папа с ними дома.

Выявление неблагополучных семей помогает избавиться от зависимости. Воспитатель, учитель, психолог обращаются к заведующей или директору, а те, в свою очередь, в социальную службу, где должны помочь взрослым и детям.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость — это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Проблемы в неблагополучных семьях

Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.

Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.


Однако есть основная проблема, перед которой бессилен любой социальный работник. Во многих семьях их неблагополучие — это нормальное явление, которое стало хроническим. Мама, папа или другие родственники не хотят ничего менять. Их всё устраивает. Поэтому ни одному человеку не удастся помочь такой семье, так как её члены не желают этого. Чтобы что-то получилось, нужно сильно захотеть. Проблемы неблагополучных семей необходимо решать сразу же после их выявления, а не ждать, когда взрослые и дети сами возьмутся за ум.

Самая острая проблема появляется тогда, когда ребёнок вырос в такой семье, он не знает другой жизни, поэтому на примере своих родителей продолжает вести себя точно так же, как и они. Это самое страшное. Именно поэтому неблагополучные семьи прогрессируют. Их становится с каждым днём всё больше.

Сложность работы с неблагополучными семьями

Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.

Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.

Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.

Социальная помощь неблагополучным семьям

Люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи. Однако не каждый человек признается в этом. Самая важная задача социальных служб — максимально обеспечить семью всем необходимым. Одним нужно оказать психологическую поддержку, другим — материальную, третьим — медицинскую.

Прежде чем приходить на помощь, необходимо установить, действительно ли перед вами неблагополучная семья. Для этого работники разносторонних социальных служб начинают свою работу со взрослыми и детьми.

Если же что-то было заподозрено, но конкретных фактов не выявлено, тогда необходимо обратиться к соседям, которые, скорее всего, расскажут об этой семье всё, что необходимо.

Затем специалисты обращают внимание на воспитательные меры к детям. Рассматривают положительные и отрицательные стороны. Социальные работники должны быть тактичными, обходительными и доброжелательными. Это необходимо для того, чтобы все члены семьи раскрылись перед ними максимально.


Если у семьи проблемы из-за нехватки финансов, тогда подаётся заявление о рассмотрении помощи в этом направлении. Наркоманов и алкоголиков принудительно отправляют на лечение, а тем временем детей забирают в детский дом на временное попечение государства.

Если же в семье присутствует жестокое обращение, тогда необходимо психологическое вмешательство. Специалисты часто добиваются положительных результатов, если насилие выявлено на раннем этапе.

После вынужденных мер по работе с семьёй работники социальной службы анализируют эффективность реабилитации. Они определённое время наблюдают за родителями и ребёнком, их взаимоотношениями, здоровьем, развитием и трудовой деятельностью.

Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, — тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.

От помощи не нужно отказываться, ведь на данный момент — это выход из сложной ситуации. Многие семьи обретают себя заново. Стараются вести здоровый образ жизни и к нему приучают своих детей.

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.

Неблагополучные семьи в школе — это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.

Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.


Очень часто можно наблюдать подростков, которые ведут себя ужасно только потому, что они понимают: им ничего за это не будет. Почему начинается в 14, а то и в 12 лет воровство или пьянство? Эти дети не знают, что есть другая жизнь, где им может быть более комфортно.

Подросток из неблагополучной семьи становится таким же, как и его родители. Чаще всего это случается из-за того, что вовремя не обнаружили такую семью, не знали про неё социальные службы и в нужное время не смогли помочь. Именно поэтому следует ожидать, что в скором времени появится ещё одна такая же неблагополучная семья. В ней будет расти ребёнок, который не научится ничему хорошему.

Все люди, которые видят, что рядом находятся дети из социально-неблагополучных семей, обязаны уделять этому особое внимание и сообщать специальным службам.

Заключение

После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.

Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.

Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.

Третий этап — воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.


На четвёртом этапе обращают внимание на обучение детей. Как они занимаются, насколько качественно родители следят за этим, какая успеваемость. Для этого проводится срез знаний, где выявляется упущение в учёбе, затем предлагаются дополнительные индивидуальные занятия для тех учащихся, кто не успевает за школьной программой. Чтобы детям понравилось заниматься, необходимо поощрять их грамотами и похвалой.

В первую очередь следует организовывать досуг детей. Для этого им нужно ходить в кружки: танцы, рисование, шахматы и так далее. Конечно же, необходимо контролировать их посещение.

Ситуации неблагополучных семей бывают разносторонними. Одни страдают из-за частых конфликтов, другие испытывают материальные трудности, третьи зависимы от алкоголя и наркотиков. Всем этим семьям необходима помощь. Поэтому к ним приходят социальные работники, милиция, службы опеки и попечительства. Они всей командой стараются помочь нуждающимся.

Однако всегда необходимо помнить, что намного легче добиться результата тогда, когда взрослые и дети сами хотят изменить свою жизнь в лучшую сторону. Если придётся принудительно работать с семьёй, тогда помощь затянется на длительный период. Именно поэтому с людьми должен заниматься квалифицированный специалист, который с лёгкостью найдёт общий язык как с родителями, так и с детьми.

Характеристика ученицы 2 класса Ивановой И.И., 15.06.2007 года рождения, проживающей по адресу…

Иванова И. И в МБОУ «СОШ № …» обучается с 7 лет по УМК «Школа 2100».

Семья многодетная. Девочка воспитывается с матерью и 2 младшими несовершеннолетними детьми, отец отбывает наказание в местах лишения свободы.

Физическое развитие и состояние здоровья Ирины соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет, развита хорошо.

За время обучения Ирина показала себя как активный, открытый, общительный ребенок. Она легко входит в контакт со сверстниками, учителями, хорошо воспитана. Ко взрослым относится уважительно, прислушивается. Выполняет все поручения учителя. Девочка аккуратна, школьные принадлежности и одежда в хорошем состоянии, однако работы в тетрадях бывают небрежными из-за невнимательности. Реакция на замечания педагога положительная, старается исправить ошибки, испытывает чувство вины. Ирина имеет собственное мнение, может заступиться за одноклассников, влиянию окружающих не поддается. Дружит со всеми в классе, но больший интерес проявляет к мальчикам.

Интеллектуальные возможности учащейся средние. По итогам 2-х четвертей 2 класса — «хорошистка», но успеваемость падает. К учебной деятельности проявляет интерес, на уроке активно отвечает на вопросы. Всегда распределяет свою работу по времени и работает согласно плану. Старается принимать активное участие в жизни класса. Навыки самообслуживания развиты хорошо. Девочка приучена к труду, обязанности дежурной выполняет отлично.

Мама не посещает родительские собрания, ссылаясь на загруженность, о событиях в школе узнает со слов Ирины, из личных звонков членов родительского комитета и учителя, а также классного школьного блога. Все домашние задания Ирина выполняет. Мать осуществляет контроль за школьной успеваемостью и поведением ребенка. В школу на занятия и после занятий домой девочка добирается самостоятельно по заявлению родителей. Иногда девочка пропускает уроки, так как сидит с заболевшими младшими детьми, часто опаздывает на уроки.

В школьной столовой девочка не питается. Справку о праве на льготы для многодетной семьи маме получить не удается, так как она работает в разных частных организациях. Материальное положение семьи тяжелое.

В сентябре месяце в школу поступил звонок от работника службы социального обеспечения, о халатном отношении матери Ивановой Р.С к детям, после обращения в данную инстанцию свекрови Раисы Александровны. После этого с мамой, Ивановой Р. С., состоялась личная встреча классного руководителя и соцпедагога, на которой она пояснила, что данная ситуация произошла потому, что есть семейные разногласия между нею и свекровью. В этот период девочка боялась любых визитов бабушки в школу (она приносила угощения и деньги детям), так как не хотела, чтобы узнала мама.

Также в школе состоялась беседа соц.педагога и классного руководителя со свекровью, Раисой Максимовной, с целью сгладить возникшие недоразумения. Со своей стороны Раиса Максимовна пояснила, что обратилась в органы соцобеспечения с целью оказания помощи своим внукам, так как сын находится в местах лишения свободы, а дом, который был недавно приобретен сыном и снохой не пригоден для нормальной жизни детей.

После этого сноха и свекровь попытались уладить отношения. Бабушка оказывает материальную помощь внукам: помогла с Новогодними подарками, забирает на каникулы и др.

С целью обследовать жилищно-бытовые условия по адресу …, соц. педагог и классный руководитель, были дважды, но в дом так и не смогли попасть. Со слов соседки семья характеризуется положительно, но произошел несчастный случай, и отец заключен в тюрьму. Купленный дом требует большого ремонта. Мать, Иванова Р.С., перевезла на зиму детей к своей матери, проживающей по адресу …, где они и проживают на данный момент.

Возможно, через несколько месяцев от классного руководителя попросят написать с семьей.

Чтобы скачать материал или !

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).

Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

  • Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

  • Структурные изменения в семьях- увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;

  • Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т. д.;

  • Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность / неуспешность учебной деятельности, возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом, социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи оказываемой конкретной семье.

М.А. Галигузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [6]:

  1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

  2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

  3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

  4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:

  • Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;

  • Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

  • Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

  • Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение. Из опроса 304 старшеклассников г. Минска следует, что только 43% опрошенных считают свою семью дружной и сплоченной; у 54% подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33% — с матерями. В конфликтных семьях, порождающих трудных детей, дело обстоит еще сложнее. В Заводском районе г. Минска были опрошены 102 «трудных» подростка. Каждый третий подросток свое девиантное поведение объяснил конфликтами в родительском доме, а также недружелюбным отношением со стороны отца или матери к себе. С целью изучения масштабов проблемы насилия в семье специалистами социально-психологической службы Советского района г. Минска было проведено анкетирование 500 учащихся седьмых классов.

Результаты представлены следующим образом: 48,2% опрошенных респондентов подвергались физическим наказаниям со стороны родителей; 77% — оскорблениям со стороны учителей; 36,4% ответили, что учителя использовали телесные наказания; 66,7% подверглись унижениям и издевательствам со стороны сверстников. Исследователи подчеркивают, что настороженность вызывает тот факт, что большинство детей воспринимают оскорбления со стороны родителей и учителей как воспитательные меры, а унижения со стороны сверстников — как проявление «обычной школьной жизни» [3, с. 68-72].

Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и др. ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений [4].

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей.
Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

  • Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.

  • Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д.

  • Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д.

Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области социальной педагогики (М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Е.Я. Тищенко, В.П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое. Рассмотрим названные направления работы.

Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.

Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

  • Теоретическое положение — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;

  • Практическое положение — построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

Работая с семьей, социальный педагог нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж — это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 мес.). Одновременно социальный педагог может патронировать не более двух семей, и в тоже время под его наблюдением могут быть семьи патронируемые им ранее. Работа социального педагога в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

1 этап Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога.

2 этап Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

3 этап Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации полученной из различных источников. По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог формирует отношения с семьей, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4 этап Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.

5 этап Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Социальный педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия.

Социальный педагог использует следующие формы надзора. Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальный органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль — это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый социальным педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационный мероприятий со стороны специалиста. В этом его отличие от социального патронажа.

Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

  • в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.;

  • в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.;

  • в сфере семейного здоровья: диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.;

  • в сфере духовного и морального здоровья: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т.п.;

  • в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

  • в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая, бихевиористическая, системная [2, 5].

Нарушения семейных взаимоотношений психоаналитическая модель рассматривает с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов, большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение супругов.

Согласно бихевиористической модели, консультирование по поводу нарушений в семейных взаимоотношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов научения.

Системный подход основывается на принципах циркулярности, гипотетичности, нейтральности. Другими словами невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи. Еще до работы с семьей необходимо сформулировать гипотезу относительно смысла и цели семейной дисфункции; консультанту необходимо внимательно относится к каждому члену семьи, понимать его и при этом ни кого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.

Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования. Выделение этапов в сложном процессе социально-педагогического консультирования носит условный характер.

  • Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

  • Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, так как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.

  • Определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.

  • Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.

  • Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

Таким образом, рассмотренные в данной статье основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют, на наш взгляд, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивают актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяют назвать основные направления работы в этой области, как на государственном, так и общественном уровнях:

  • Упрочение положения семьи в условиях развития современного общества посредством разработки и внедрения законодательных, правовых, нормативных актов. На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы и законы. Президентская программа «Дети Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной поддержке детского и семейного отдыха» и многие др.

  • Расширение сети семейных социальных служб, центры семейного отдыха, социально-педагогические центры, социально-психологические и юридические консультации, кризисные центры для женщин и т. д. Кроме того, действуют различные общественные движения, целью деятельности которых является защита детства и материнства.

  • Диагностика семейного неблагополучия, его причин и истоков, прогнозирование последствий. На основе диагностических данных — разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение проблемных семей.

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.— Свердловск, 1986.

  2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М., 2004.

  3. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. — Мн., 2005.

  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2004.

  5. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. — М., 2004.

  6. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

  7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М., 2002.

25 Характеристики нарциссических родителей и дисфункциональных семей (Часть 1)

Перечисленные ниже характеристики и поведение наблюдаются не только в токсичных семьях, но и за их пределами, как общие нарциссические и другие темные черты личности.

1. Незрелость

Неблагополучный родитель, как правило, очень незрелый. Они могут закатывать истерики, вести себя чрезмерно обиженно, требовать внимания в любое время и любой ценой или ожидать, что все будут относиться к ним как к королю или королеве.

2. Родительский эгоизм

В здоровой семье родитель должен удовлетворять потребности своего ребенка. В неблагополучной семье наоборот: ребенок существует для удовлетворения потребностей родителей и других людей.

3. Агрессия/насилие

Будь то физическая, вербальная, эмоциональная, психологическая, активная, пассивная или заместительная агрессия, жестокое обращение преобладает в любых крайне дисфункциональных или нарциссических отношениях.

4. Фальшивые извинения

Высоко самовлюбленные люди обычно ни за что не извиняются. Но если они это сделают, то это такая же подделка, как и они. Извините, что вы расстроены, Извините, но и так далее.

А если вы не примете их искусственные извинения или не оспорите их на это, они придут в ярость: Я уже извинился, что вам еще от меня нужно!? Или притворись жертвой: Почему ты пытаешься так меня обидеть?

5. Игра в жертву

Родитель с сильным нарциссизмом известен тем, что играет роль жертвы и искажает историю, чтобы соответствовать своему повествованию. (Именно об этом вы можете прочитать отдельную мою статью под названием Как нарциссы играют роль жертвы и искажают историю .)

6. Триангуляция

В психологии термин триангуляция относится к тактике манипуляции, при которой один человек не общается напрямую с другим, а вместо этого использует третье лицо. Нарциссический родитель любит контролировать общение между людьми, потому что это заставляет их чувствовать себя важными и контролирующими.

7. Ненадежность

Самовлюбленные люди действуют на лжи. Это само по себе делает их принципиально ненадежными. Вдобавок ко всему, они не справляются со своими обязанностями и всегда обвиняют в этом кого-то или что-то еще.

Однако, поскольку они все время проецируют, они невероятно расстраиваются, если кто-то другой не делает то, что они должны были делать. Тем не менее, они никогда не исследуют это в своем поведении и не заботятся о том, как это повлияет на их семью и других.

Наличие некомпетентного и ненадежного родителя может привести, среди прочего, к тому, что у ребенка вырастут проблемы с доверием.

8. Пустые обещания

Частью нарциссической паутины лжи являются обещания, которые они обычно не намерены выполнять. Высоконарциссические люди склонны говорить другим то, что они хотят услышать, чтобы получить то, что они хотят. Они преувеличивают то, что они сделают для вас в обмен, и просто лгут.

9. Чувство вины

Нарциссические и другие виды дисфункциональных родителей часто используют чувство вины, чтобы заставить ребенка подчиняться. Если что-то происходит или ребенок делает что-то, что ему не нравится, дисфункциональный родитель приписывает ложную ответственность или усиливает то, что на самом деле не очень важно, и тем самым заставляет ребенка чувствовать себя чрезмерно виноватым.

Это приводит к хроническому чувству вины у взрослых людей.

10. Использование детей в качестве трофеев

Нарциссическим родителям не хватает сильного и здорового чувства собственного достоинства, и они предпочитают жить за счет своих детей. Они используют ребенка или истории о нем, чтобы заработать социальные очки и нарциссический запас.

Они проецируют себя на ребенка и подталкивают его к чему-то, потому что не могут этого сделать. Или хотят, чтобы ребенок выбрал профессию или интерес именно потому, что они сделали это сами. Они хвастаются достижениями детей и даже приписывают их себе, как будто это сделали они сами.

11. Незащищенность

Нарциссы невероятно ненадежны и хрупки. Они управляют своим шатким чувством собственного достоинства, пытаясь заставить других сказать им, насколько они велики, или унижая других, чтобы они чувствовали себя лучше. В семье, поскольку ребенок обладает наименьшей властью, им легче всего манипулировать с помощью таких игр.

12. Стыд

Близким спутником чувства вины является ядовитый стыд. Переживая это, ребенок усваивает сообщение о том, что он в основе своей ущербный, неполноценный и нравственно плохой человек. Это чрезвычайно вредно и останется источником многочисленных личных и социальных проблем, связанных со стыдом, в дальнейшей жизни.

13. Авторитарная структура

Это в основном пирамида тирании, где те, кто наверху, доминируют над теми, кто ниже их, вплоть до самых подавленных. Тиранические хулиганы приказывают другим членам семьи и действуют, вызывая страх.

Ребенок находится внизу этой пирамиды. Авторитарный родитель говорит ребенку, что делать, что чувствовать и что думать. В такой среде ребенок не чувствует себя равным другим в семье и даже вне ее.

У людей, выросших в такой среде, часто развиваются социопатические и другие антиобщественные наклонности. Или у них развивается социальная тревожность и созависимость. Став взрослыми, они могут чувствовать себя совершенно потерянными и сбитыми с толку тем, кто они есть, из-за серьезного отсутствия чувства собственного достоинства, которое, следовательно, было подавлено во время их пребывания в токсичной семейной среде.

Изначально я планировал, что этот список будет короче и уместится в одну статью. Однако, когда я начал ее писать, список продолжал расти, поэтому я решил разделить его на две статьи. Вторая часть будет опубликована в ближайшие недели.

Фото округа Алачуа. мы можем получить небольшую комиссию, если вы совершите покупку по нашим ссылкам. Для вас нет дополнительных затрат.

В неблагополучных семьях развиваются жесткие семейные правила и роли, которые помогают поддерживать неблагополучную семейную систему и позволяют членам семьи продолжать плохо обращаться друг с другом. Понимание некоторых характеристик неблагополучных семей может помочь нам освободиться от этих шаблонов, восстановить нашу самооценку и сформировать более здоровые отношения.

Что такое «неблагополучная» семья?

В семьях существует много типов и степеней дисфункции. Для целей данной статьи определяющей чертой неблагополучной семьи является то, что ее члены переживают повторяющиеся травмы.

Типы травмирующих детских переживаний, о которых я говорю, называются неблагоприятными детскими переживаниями (ACEs), и они включают в себя любое из следующих переживаний в детстве:

  • Физическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Эмоциональное насилие
  • Физическое пренебрежение
  • Эмоциональное пренебрежение
  • Свидетельство домашнего насилия
  • Родитель или близкий член семьи, злоупотребляющий алкоголем или наркотиками в разводе
  • Родитель или близкий член семьи находится в заключении

Последствия взросления в неблагополучной семье

Чтобы развиваться физически и эмоционально, дети должны чувствовать себя в безопасности, и они полагаются на постоянного, настроенного опекуна это чувство безопасности. Но в неблагополучных семьях опекуны не последовательны и не настроены на своих детей.

Неблагополучные семьи непредсказуемы, хаотичны и небезопасны

Неблагополучные семьи обычно непредсказуемы, хаотичны и иногда пугают детей.

Дети чувствуют себя в безопасности, когда они могут рассчитывать на то, что их опекуны будут постоянно удовлетворять их физические потребности (еда, кров, защита их от физического насилия или вреда) и эмоциональные потребности (замечать их чувства, утешать их, когда они расстроены). Часто этого не происходит в неблагополучных семьях, потому что родители не выполняют свои основные обязанности по обеспечению, защите и воспитанию своих детей. Вместо этого один из детей должен взять на себя эти взрослые обязанности в раннем возрасте.

Детям также нужны порядок и порядок, чтобы чувствовать себя в безопасности; им нужно знать, чего ожидать. Но в неблагополучных семьях потребности детей часто игнорируются или игнорируются, а четких правил или реалистичных ожиданий нет. Иногда существуют чрезмерно суровые или произвольные правила, а иногда отсутствует надзор и нет никаких правил или указаний для детей.

Кроме того, дети часто считают поведение своих родителей неустойчивым или непредсказуемым. Они чувствуют, что должны ходить по яичной скорлупе в собственном доме из-за страха расстроить своих родителей или высвободить родительский гнев и жестокое обращение. Например, дети из неблагополучных семей часто описывают чувство беспокойства по поводу прихода домой из школы, потому что они не знают, что найдут.

В неблагополучных семьях взрослые, как правило, настолько заняты своими проблемами и болью, что не дают своим детям того, в чем они нуждаются и чего жаждут, — постоянства, безопасности и безусловной любви. В результате дети испытывают сильный стресс, тревогу и непривлекательность.

Дети чувствуют себя неважными и недостойными

Неблагополучные семьи не знают, как справляться с чувствами здоровым образом. Родители, которые решают свои собственные проблемы или заботятся (часто помогают) проблемному партнеру, не имеют времени, энергии или эмоционального интеллекта, чтобы обращать внимание, ценить и поддерживать чувства своих детей. Результатом является эмоциональное пренебрежение в детстве (CEN).

Дети воспринимают CEN как мои чувства не имеют значения, поэтому я не имею значения . Это, конечно, подрывает самооценку ребенка и заставляет его чувствовать себя неважным и недостойным любви и внимания.

А дети в неблагополучных семьях не учатся замечать, ценить и обращать внимание на свои чувства. Вместо этого они сосредотачиваются на том, чтобы замечать и управлять чувствами других людей; от этого часто зависит их безопасность.

Некоторые дети хорошо реагируют на поведение своих родителей, поэтому стараются не злить их. Например, маленький ребенок может научиться прятаться под кроватью всякий раз, когда мама и папа начинают ссориться, или ребенок может научиться тому, что утешение мамы после ссоры вызывает ее расположение. Так дети учатся настраиваться на чужие чувства и подавлять свои.

Помимо игнорирования эмоциональных потребностей ребенка, родители могут также повредить его самооценке уничижительными именами и резкой критикой. Маленькие дети верят тому, что им говорят родители. Итак, если ваш отец назвал вас глупым, когда вы были молоды, вы, вероятно, поверили ему.

Когда мы становимся старше и проводим больше времени вдали от родителей, мы начинаем сомневаться в некоторых негативных вещах, которые нам говорили в детстве. Однако удивительно, как многое из этого остается с нами даже во взрослом возрасте. Эмоциональный укол обидных слов и уничижительных сообщений остается с нами, даже когда мы логически знаем, например, что мы не глупы.

Характеристики неблагополучных семей

Как сказала Клаудия Блэк в своей книге Это никогда не случится со мной , алкогольные (и неблагополучные) семьи следуют трем негласным правилам:

1) Не разговаривай. Мы не говорим о наших семейных проблемах ни друг с другом, ни с посторонними. Это правило является основой для отрицания в семье жестокого обращения, зависимости, болезней и т. д. Сообщение таково: Действуйте так, как будто все в порядке, и убедитесь, что все остальные думают, что мы совершенно нормальная семья . Это чрезвычайно сбивает с толку детей, которые чувствуют, что что-то не так, но никто не понимает, что именно. Таким образом, дети часто делают вывод, что проблема в них.

Иногда детей прямо обвиняют, а иногда они усваивают ощущение, что с ними что-то не так. Поскольку никому не разрешено говорить о дисфункции, в семье полно секретов и стыда. Дети, в частности, чувствуют себя одинокими, безнадежными и думают, что никто больше не проходит через то, что переживают они.

Правило «не болтай» гарантирует, что никто не признает настоящую семейную проблему. А когда отрицается корень семейных проблем, их никогда не решить; здоровье и исцеление невозможны с таким мышлением.

2) Не доверяю.  Дети зависят от своих родителей или опекунов, чтобы обеспечить их безопасность, но когда вы растете в неблагополучной семье, вы не воспринимаете своих родителей (и весь мир) как безопасных и заботливых. А без базового чувства безопасности дети чувствуют тревогу и им трудно доверять.

У детей не развивается чувство доверия и безопасности в неблагополучных семьях, потому что их опекуны непоследовательны и ненадежны. Они пренебрежительны, эмоционально отстранены, нарушают обещания и не выполняют своих обязанностей. Кроме того, некоторые неблагополучные родители подвергают своих детей опасным людям и ситуациям и не могут защитить их от жестокого обращения. В результате дети узнают, что они не могут доверять другим — даже своим родителям — в удовлетворении своих потребностей и обеспечении их безопасности (наиболее фундаментальная форма доверия для ребенка).

Трудность доверять другим распространяется и за пределы семьи. В дополнение к предписанию не говорить , правило не доверяй держит семью в изоляции и увековечивает страх, что если вы попросите о помощи, случится что-то плохое (мама и папа разведутся, папа сядь в тюрьму, попадешь в приемную семью). Несмотря на то, насколько страшна и болезненна семейная жизнь, это дьявол, которого вы знаете; вы научились там выживать, и если вы разрушите семью, поговорив с учителем или консультантом, это может усугубить ситуацию. Так что не верьте никому.

3) Не чувствую. Подавление болезненных или сбивающих с толку эмоций — это стратегия выживания, используемая всеми членами неблагополучной семьи. Дети в неблагополучных семьях становятся свидетелями того, как их родители притупляют их чувства алкоголем, наркотиками, едой, порнографией и технологиями. Редко чувства выражаются и обрабатываются здоровым образом.

Дети также могут стать свидетелями страшных приступов ярости. Иногда гнев — единственная эмоция, которую они видят в выражении родителей. Дети быстро усваивают, что попытка выразить свои чувства в лучшем случае приведет к тому, что их проигнорируют, а в худшем — к насилию, обвинению и стыду. Так дети тоже учатся подавлять свои чувства, оцепенеть, пытаться отвлечься от боли.

Стыд

Стыд распространен в неблагополучных семьях. Это чувство, которое вы испытываете, когда думаете, что с вами что-то не так, что вы хуже или недостойны. Стыд — это результат семейных тайн и отрицания, а также того, что вам говорят, что вы плохой и заслуживаете того, чтобы вам причиняли боль или пренебрегали. Дети в неблагополучных семьях часто винят себя в неадекватности своих родителей или в том, что с ними плохо обращаются или игнорируют. «Это моя вина» — самый простой способ для их молодого мозга разобраться в запутанной и пугающей ситуации.

Во взрослом возрасте частью исцеления от неблагополучной семьи является освобождение от чувства стыда и признание того, что недостатки наших родителей не были нашей ошибкой и не означают, что мы неадекватны или недостойны.

Исцеление

Исцеление также означает выход за рамки правил, регулирующих неблагополучную семейную динамику. Вы можете заменить не говорить, не доверять, не чувствовать новым набором руководящих принципов во взрослых отношениях:

  • Говорите о своих чувствах и переживаниях. Вы можете избавиться от стыда, изоляции и одиночества и построить более близкие отношения, если поделитесь своими мыслями и чувствами с заслуживающими доверия людьми. Признание и обсуждение своих проблем противоположно отрицанию. Он открывает дверь к решениям и исцелению.
  • Доверяйте другим и устанавливайте соответствующие границы. Доверие может быть пугающей вещью, особенно когда люди подвели вас в прошлом. Требуется время, чтобы научиться доверять себе и тому, кому можно доверять, а кому нет. Доверие является важным компонентом здоровых отношений, наряду со здоровыми границами, которые обеспечивают уважительное отношение к вам и удовлетворение ваших потребностей.
  • Прочувствуйте все свои чувства. Тебе позволено иметь все свои чувства. Потребуется практика, чтобы вернуться к своим чувствам и осознать их ценность. Но вы можете начать с того, что спросите себя, как вы себя чувствуете, и скажите себе, что ваши чувства имеют значение. Вам больше не нужно ограничиваться чувством стыда, страха и печали. Вам также не нужен кто-то еще, чтобы подтвердить ваши чувства; нет правильных или неправильных чувств, хороших или плохих чувств. А пока просто позвольте своим чувствам существовать.

© 2022 Шэрон Мартин, LCSW. Все права защищены. Фотографии предоставлены Canva.com.

Другие полезные ресурсы

Подкаст Therapy Chat, эпизод 140: Динамика неблагополучных семей или семей алкоголиков

У вас не будет детства, если вы вырастете в семье алкоголиков

Родительский ребенок: когда ребенок должен вести себя как взрослый

13 признаков того, что вы выросли в запутанной семье

 Освободите себя от моделей созависимости

Узнайте больше о том, как покончить с созависимыми отношениями

Навигация по лабиринту созависимости содержит конкретные упражнения, которые помогут вам справиться с беспокойством, отстраниться с любовью, преодолеть отрицание, практиковать здоровое общение и покончить с созависимым мышлением. Она была написана Шэрон Мартин, психотерапевтом с более чем 20-летним опытом, помогающим людям преодолеть созависимость, стремление угодить людям и перфекционизм и найти путь к себе. Для получения дополнительной информации и просмотра образцов страниц нажмите ЗДЕСЬ.

Шэрон Мартин

Шэрон Мартин — психотерапевт, писатель, спикер и автор статей в СМИ о эмоциональном здоровье и отношениях. Она специализируется на том, чтобы помочь людям раскрыть их внутреннюю ценность и научиться принимать себя. недостатки и все такое! Шэрон ведет популярный блог под названием «Победа над созависимостью для психологии сегодня» и является автором «Рабочего пособия по когнитивно-поведенческой терапии для перфекционизма: основанные на фактических данных навыки, которые помогут вам избавиться от самокритики, повысить самооценку и найти баланс», а также «Рабочее пособие по лучшим границам».

Характеристика неблагополучной семьи 🆙

Характеристики неблагополучной семьи

Как правило, выходцы из неблагополучной семьи склонны воспроизводить те же характеристики при создании семьи. Если не управлять с помощью профессионала, эта цепочка рискует не прерваться и усугубиться в ущерб последующим поколениям.

Последнее обновление: 29 июля 2022 г.

Многие глобальные проблемы возникают в неблагополучных семьях. Этот первичный контекст, ведущий к многому и быстрому обучению, глубоко маркирует тех, кто является его частью. Это даже обуславливает, к лучшему или к худшему, то, как мы, взрослые, сталкиваемся с различными жизненными проблемами. В этой статье мы остановимся на основных характеристиках неблагополучной семьи.

Некоторые люди строят свои отношения со своим партнером и детьми на основе шаблона, который они склонны повторять или против которого они реагируют, но который в глубине души они никогда не подвергали сомнению. Они могут даже захотеть придать смысл жизни, которую считают бесцельной. Они часто происходят из неблагополучных семей, из которых они хотят убежать, не заплатив цену автономии.

Иногда те, кто решает создать семью, не готовы физически, умственно или эмоционально. Так и рождается неблагополучная семья. Последствия для каждого участника непредсказуемы, но они почти всегда мешают или мешают вести полноценную жизнь. В следующих нескольких строках рассмотрим основные характеристики неблагополучной семьи.

«Наличие детей не делает нас родителями, так же как наличие фортепиано не делает нас пианистами.»

-Майкл Левин-

1. Жестокое обращение

В семье бывают разные типы и степени неблагополучия. В данной статье речь пойдет о неблагополучной семье, причиняющей тяжкий вред своим членам. Учитывая эту предпосылку, мы можем утверждать, что первой важной характеристикой неблагополучной семьи является преобладание отношений, которые не только способствуют развитию различных членов, но и уничтожают его .

Жестокое обращение – это любое действие, направленное на причинение вреда лицу, находящемуся в невыгодном или уязвимом положении. Оно также определяется как злоупотребление властью, то есть как осуществление власти без логики и без умеренности. Насилие может быть физическим, психологическим и/или сексуальным. Во всех этих случаях это приводит к тяжелым последствиям.

2. Каждый член чувствует себя недостойным

Часто члены неблагополучной семьи сталкиваются с проблемами, которые сами члены семьи усложняют. В таком климате становится чрезвычайно трудно найти того, кто сможет понять или оправдать их чувства . Часто происходит обратное: их презирают или отвергают.

Они также часто нетерпимы к дефектам или ошибкам в других компонентах. Мы критикуем друг друга, иногда крайне жестоко. Преобладают деструктивные чувства, поэтому каждый участник чувствует, что они ничего не стоят.

3. Характеристика неблагополучной семьи: свидетели домашнего насилия

В неблагополучной семье часто один или оба родителя являются наркоманами или страдают эмоциональным или психическим расстройством. Поэтому, как правило, возникают сложные для понимания детьми ситуации.

В частности, эта смесь проблем часто приводит к эпизодам насилия, которые пугают детей и провоцируют хронические конфликты между родителями. Свидетельство криков и / или побоев или их жертва маркирует и определяет внутренний диалог человека. Вдобавок к этому у тех, кто живет такими реальностями, как правило, сохраняется чувство неопределенного страха.

4. Царит неопределенность, хаос и неуверенность

Чтобы расти здоровым, ребенку необходимы безопасность и стабильность . Другими словами, совершенно противоположное тому, что происходит в неблагополучной семье. Сегодня все может пройти гладко, а завтра может быть хаос. Может быть, сегодняшнее избиение не нанесло большого ущерба, но в следующий раз?

Это чувство неуверенности, хаоса и незащищенности эмоционально влияет на людей, особенно на детей. Вполне вероятно, что у них будет тяжелый ежедневный стресс и средне- и долгосрочное посттравматическое стрессовое расстройство. Они могут стать нервными, обидчивыми, застенчивыми. Они могут даже бояться мира или самих себя .

5. Характеристики неблагополучной семьи: не болтай и не верь!

Эти императивы часто относятся к динамике неблагополучных семей.