Диагностика цветик семицветик – Диагностика потребностей и желаний. Методика Цветик-семицветик

Диагностика потребностей и желаний. Методика Цветик-семицветик

МЕТОДИКА “ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК”

Методика предназначена для дошкольников и младших школьник. Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний.

Материал
Лист бумаги с нарисованным на нем «Волшебным цветком» с семью разноцветными лепестками. Размер лепестков должен быть таким, чтобы ребенок мог записать в нем свое желание.

Инструкция
«Представьте себе, что каждому из вас, как девочке Жене из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» достался волшебный цветок с семью волшебными лепестками. Каждый лепесток выполнит одно желание. Этот цветок нарисован на листе. Напишите на каждом лепестке одно свое желание. А всего каждый из вас сможет написать семь самых заветных своих желаний.
Все поняли, что надо сделать?»

Обработка и интерпретация результатов

1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др.), относящиеся к школе, и широкие “общечеловеческие” (“Хочу, чтобы люди никогда не болели”, “Чтобы никто не убивал других людей”, “Нашли все полезные ископаемые” и пр.).
Поскольку само строение методики ориентирует детей прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний “для других” свидетельствуют о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности в благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являются варианты, когда желания “для себя” полностью отсутствуют.
2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.
Наиболее часто здесь встречаются ответы, о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др.
Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований взрослых, а также совершенно конкретных (“мелких”) материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).
Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции (“Я хотел бы всех избить, уничтожить”, “Чтобы отомстить всем”, “Чтобы избили всех тех, кто меня обижает) , так и жертвы агрессии: “Чтобы меня не били”, “Чтобы меня кто-нибудь защитил, когда меня снова начнут бить”).
Ответ “не знаю” является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном “отказе” от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.
3. Определяется степень “протяженности” желаний во времени.
4. Модальность высказывания (“Я хочу”, “Я хотел бы”).
Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем “праве на желание”, является неблагоприятным симптомом.

Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать:

-материальные (вещи, игрушки и т.п.),

-нравственные (иметь животных и ухаживать за ними),

-познавательные (научиться чему-то, стать кем-то),

-разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

Материальные

(вещи, игрушки и т.п.)

Нравственные

(иметь животных и ухаживать за ними)

Познавательные

(научиться чему-то, стать кем-то)

Разрушительные

(сломать, выбросить и т.п.)

infourok.ru

Методика «Цветик-восьмицветик». Прохоров А.О., Велиева С.В.

Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.

Возраст: от 2.5 до 7 лет.

Необходимые материалы:

  • предварительно изготовленная сердцевина цветка — белого цвета;
  • предварительно изготовленные разноцветные лепестки красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов (цвета ТЦВ Люшера).

Скачать карточки цветов восьмицветового теста Люшера в формате .pdf
(после распечатки на принтере их можно вырезать в форме лепестков)

Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы.

Психологу необходимо наладить доверительный контакт с ребёнком, узнать о значимых взрослых из его окружения (или иметь список взрослых, полученный в беседе с родителем/заместителем родителя), погрузить ребёнка в игровую ситуацию и дать следующую инструкцию.

Инструкция: «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т.д.».

Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т.д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему.

Данные заносятся в таблицу:

Цвет лепестка Адресат Комментарии ребенка Вывод

Обработка и интерпретация полученных результатов:

Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Необходимо учитывать, что не все цвета могут быть использованы ребенком.

Содержательные характеристики цветов:

Цвет Характеристика
Желтый «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета:эмоциональная зависимость.
Красный «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности.
Голубой «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком.Совместные игры, интересы.
Зеленый «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.
Фиолетовый Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный членсемьи, не обладающий авторитетом. «Пустое место».
Коричневый Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка.
Серый Неэмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен.
Черный Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны,оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом.

Скачать карточки цветов восьмицветового теста Люшера в формате .pdf

Источник: «Методики диагностики и измерения психических состояний личности»/ Автор и составитель А.О.Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2004 год.

www.stotestov.ru

Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 6-7 лет — запись пользователя Катерина (252525q) в сообществе Детские книги в категории развивающая литература

Месяц назад приобрела новое пособие от издательства "Речь". Если интересно заглянуть внутрь папки и узнать, что же это за волшебный семицветик, приглашаю вас под кат.

Пособие включает в себя папку, брошюрку и картонные карточки формата А4. Некоторые из них нужно разрезать.
Это не очередная равивашка, с помощью этого пособия проводится диагностика знаний ребёнка определенного возраста. Нужная вещь для педагогов и психологов, но, так как родители сейчас неугомонные, детей начинают обучать с рождения, естественно, что иногда хочется самому провести диагностику, чтобы убедиться, нет ли у ребёнка пробелов в знаниях, или нужно уделить внимание какой-то определенной сфере развития.

Что вы сможете узнать благодаря "Семицветику": уровень эмоционального развития, развитие памяти и мышления, развитие мелкой моторики и воображения, мышление и уровень развития восприятия. Производится всё это с помощью наблюдения за ребёнком, во время выполнения им заданий, с помощью ответов на вопросы и с помощью тестов.

Подробно рассказывается как, когда и при каких условиях должно выполняться тестирование, от этого зависит результат, так же, довольно чётко прописывается система выставления баллов за каждое задание.

Для меня был особенно интересен раздел о особенностях развития познавательных процессов дошкольника. Он включает в себя: внимание, память, мышление, восприятие, воображение, эмоциональную сферу, коммуникативную сферу и моторику. Каждый пункт разбирается и объясняется довольно подробно.

Для родителей дошкольников написаны рекомендации по проверке своего дошкольника, ведь умение читать, писать и считать - совсем не показатель, что ребёнок готов к школе. В брошюре есть специальный тест, с помощью которого можно узнать о более сильных и слабых сторонах развития своего ребёнка.

Ответы на такие распространенные вопросы как: когда начинать готовить ребёнка к школе, как лучше это сделать, чему и как учить? - вы найдёте в "Семицветике". Главное, не забывайте, что обучение дошкольников должно происходить через игру. Это самый эффективный и правильный способ. И помните: "От того, как пройдёт первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребёнка."

Единственное, что меня удивило в этом наборе, это карточки к заданию №9 "Расскажи историю". Набора картинок два. К "Снеговику" вопросов нет, а вот "Слон и поросёнок" удивили. Составить рассказ, конечно, можно, но, хотелось бы более правдоподобных рисунков, чтобы у ребёнка не было каши в голове. Ни под один из видов африканских свинок поросёнок с картинки не подходит. Сам сюжет не удивляет, пусть слон помыл поросенка, посадил себе на спину и повёз куда-то, сказки тоже нужно тренироваться сочинять. Вопрос именно к изображению свиньи. Был бы нарисован бородавочник, вопросов бы не возникло. А это пособие для педагогов! Что, если после этого теста у ребёнка в голове отложится, что розовенькие домашние поросятки бегают по пустыне вместе со слонами?! Я за более внимательное отношение художников к таким деталям. В нашем случае, я просто взяла картинки из другого набора.

Всем спасибо за внимание!

Лабиринт


Лабиринт

www.babyblog.ru

тест светик-семицветик, Яровицкая

Цветовой
тест отношений (А.М. Эткинд)

(модификация для
дошкольников:

игра
«Цветик-восьмицветик» А.О. Прохоров,
С.В. Велиева)

Цель: выявление эмоционального
отношения ребенка к членам семьи.

Материал: цветные
карточки из набора М. Люшера в виде
лепестков цветка по нескольку каждого
цвета (синий, зеленый, красный, желтый,
фиолетовый, коричневый, черный, серый).
Сердцевина цветка – белого цвета.
Карточки, изображающие фигурки людей,
принятых ребенком за членов семьи,
включая его самого.

Процедура тестирования
имеет 2 этапа.

Первый — состоит в том, что ребенку
предлагается расположить в порядке
предпочтения «лепестки».

Инструкция ребенку: «Скажи, какой
цвет для тебя наиболее приятный? Выбери,
пожалуйста, лепесток, какой тебе хочется».

На втором этапе
ребенку предлагается выбрать из
предложенных карточек с изображениями
фигур людей те, которые наиболее «похожи»
на реальных членов его семьи.

Инструкция ребенку:

  • Выбери карточку, которая наиболее
    подходит, когда ты думаешь о маме;

  • Выбери карточку, которая наиболее
    подходит, когда ты думаешь о папе;

  • Аналогичным образом перечисляются все
    члены семьи ребенка (включая его самого).

Дополнительные вопросы:

  • Выбери цвет, который ассоциируется у
    тебя с семьей;

  • Выбери карточку, которая ассоциируется
    у тебя с ситуацией, когда вы всей семьей
    что-то делаете;

  • Выбери цвет, который ассоциируется у
    тебя с друзьями;

  • Выбери цвет, который ассоциируется у
    тебя с воспитателем;

  • Выбери цвет, который ассоциируется у
    тебя с детским садом.

Таблица 1

Протокол к методике ЦТО

Цвета в порядке
предпочтения

Персонажи,
ассоциированные с данным цветом

Синий

Алиса(младшая сестра)

Красный

Папа

Детский сад

Желтый

Себя

Друзья

Зеленый

Мама

Семья

Коричневый

Воспитатель

Серый

Черный

Фиолетовый

Сестра (Старшая)

Что-то делают с семьей

Интерпретация результатов: анализируются
цветовые предпочтения для каждой фигуры,
совпадение цветов, выбранных для себя
и кого-то из фигур. Чем больше эмоциональная
привязанность и симпатия ребенка к тому
или иному члену семьи, тем более приятного
цвета лепесток он выбирает для него.

Качественные показатели теста
сгруппированы в следующие симптомокомплексы
(СК) (табл. 2.):

Таблица 2

Описание симптомокомплексов (СК) к
методике ЦТО

СК

Цвет

Описание СК

1

Удовлетворение.
Покой.

Синий

Полное спокойствие,
чувство удовлетворения, уравновешенности,
гармонии, свободы от напряжения;
чувство единства со своим окружением,
принадлежность ему; умиротворенная
чувствительность, связанная со
способностью к сопереживанию

2

Волевое напряжение.
Настойчивость

Зеленый

Воля к действию,
упорство, настойчивость; «Я» обретает
высокую ценность во всех проявлениях
самоутверждения и обладания
собственностью; уверенность в
собственной ценности; чувство гордости,
сознание превосходства над другими

3

Активность

Красный

Жизненная сила,
непреодолимое желание достичь
результатов, добиться успехов; страсть
ко всему, в чем присутствует жизненная
активность и богатство опыта; импульс
к активности деятельности; воздействие
воли

4

Ожидание

Желтый

Источник света
и бодрости; стимуляторы жизни;
способность к «излучению» и легкая
бодрость, освобождение от проблем,
тягот, давления или ограничивающих
обстоятельств

5

Доверительность

Фиолетовый

Доверительность,
высокая степень чувственной интимности;
эмоциональная незрелость; желаемое
выдает за действительное

6

Физическое
стеснение

Коричневый

Потребность в
физическом благополучии и чувственном
удовлетворении; избавление от
каких-либо проблем, которые вызывают
у него физическое неудобство, которое
может быть связано с конфликтом

7

Протест

Черный

Компенсационное
поведение в крайней форме; отражение
всего, протест против существующего
положения, провозглашение, что все
идет не так, как должно идти; протест

8

Отгороженность

Серый

Нейтральность:
«отрезание» себя от остального мира,
хочет, чтобы оставили в покое и ни во
что не вмешивали; изоляция, не хочет
ни в чем участвовать и изолирует себя
от окружающего мира, делает все чисто,
механически, не затрагивая душу.

Пять из восьми СК — позитивные (1;2;3;4;5;) и
три негативные (6;7;8;).

Для получения качественных показателей
Н.Т.Колесник определяет четыре основных
симптомокомплекса:

1. доминирующий
позитивный
– включающий
пять позитивных выборов из пяти возможных;

2. недостаточно
позитивный
– включающий
не более одного негативного выбора;

3. полунегативный
– включающий не более двух негативных
выборов;

4. доминирующий
негативный
– включающий
три негативных выбора.

Стимульный материал к методике ЦТО

Стимульный материал к
методике ЦТО (черно-белые)

Образец описания результатов применения
методики

Результаты проективной методики
«Цветик-восьмицветик», выполненной
Евгением Л. (4 года 8 месяцев) в
значительной степени соответствуют
«классическому» варианту ЦТО: мать
ассоциируется с желтым цветом (1 ранг в
раскладке восьми цветов). Символика
желтого цвета свидетельствует, что мать
воспринимается ребенком как близкий
значимый человек, удовлетворяющий
потребности в ласке, любви, признании;
выявляется эмоциональная зависимость
ребенка от матери. Бабушке (со стороны
матери) Евгений подарил бы красный
лепесток (2 ранг), что свидетельствует
о восприятии мальчиком бабушки как
человека, активно взаимодействующего
с ним, веселого, склонного к активным
действиям; однако выявляется некоторая
неровность, нестабильность в отношениях
с ребенком, оценке его деятельности.
Дедушке – фиолетовый лепесток (3 ранг
в раскладке восьми цветов), что говорит
о восприятии дедушки как безучастного
члена семьи, не обладающего авторитетом.
Папе, дедушке Вове и бабушке Тане (бабушке
и дедушке со стороны отца) Евгений
подарил бы черные лепестки, что
свидетельствует о восприятии их ребенком
как агрессивных, враждебных, угрожающих,
выявляет устойчивый конфликт между
ребенком и данными лицами.

Заключения по результатам обследования
(ЦТО)

ФИО (ребенка) Ершова Лиза

Возраст 5 лет

1.Анализ последовательности цветовых
выборов;

Синий цвет ребенком был выбран первым,
что характеризует о удовлетворенности,
спокойствие, гармонии,
свободы от напряжения; чувство единства
со своим окружением. Так же можно сказать,
о активности, непреодолимом желание
достичь результатов, добиться успехов;
страсть ко всему, в чем присутствует
жизненная активность и богатство опыта;
импульс к активности деятельности;
воздействие воли.

2.Анализ ассоциаций цветовых выборов
с членами семьи ребенка;

Маме ребенок подарил зеленый лепесток,
что говорит о доверие к ней, чувстве
спокойствия и уверенности в маминой
поддержке, восприятие ее как человека
который всегда рядом, единое целое. Папе
был подарен красный лепесток, что говорит
о нестабильности в отношениях с ним.
Сестре он подарил фиолетовый лепесток,
это обозначает, что она не является
авторитетом и не принимает участие в
жизни ребенка.

3.Выводы о семейной ситуации в целом
и необходимости дальнейшей работы
психолога с семьей.

По оценке ситуации в семье в целом
учитывая и информацию, полученную от
воспитателя, можно сказать, что в семье
преобладает воспитание со стороны мамы,
это и оправдывает выборы ребенка в
игре-тесте «Почта», игре
«Цветик-восьмицветик», рисунок семьи.
Мама является авторитетным членом семьи
и опорой для ребенка. Папа же в свою
очередь (часто отсутствует дома) это и
влияет на отношение ребенка к нему.
Сестра в семье старшая и сводная, что
может указать на то, что у нее ревность
к родителям, от этого ее взаимоотношения
с Лизой напряженные.

6

studfiles.net

Методика «Цветик-семицветик»

Методика «Цветик-семицветик»

        Методика предназначена для дошкольников и младших школьник. Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний.

        Для проведения методики потребуется лист бумаги с нарисованным на нем «Волшебным цветком» с семью разноцветными лепестками. Размер лепестков должен быть таким, чтобы ребенок мог записать в нем свое желание.

        С дошкольниками и первоклассниками, у которых не сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально. С более старшими учениками она. может проводиться как индивидуально, так и фронтально. Для более младших детей, а также для детей с задержкой психического развития и педагогически запущенных количество лепестков можно уменьшить до трех. Вместе с тем, следует иметь в виду, что количество желаний, высказанных ребенком, само по себе может являться ценным диагностическим показателем.

        «Цветки» могут быть приготовлены заранее, но, если позволяет время и условия, лучше предложить их изготовить самим детям, поскольку в этом они полнее включаются в ситуацию и валидность методики повышается.

Инструкция. «Представьте себе, что каждому из вас, как девочке Жене из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» достался волшебный цветок с семью волшебными лепестками. Каждый лепесток выполнит одно желание. Этот цветок нарисован на листе. Напишите на каждом лепестке одно свое желание. А всего каждый из вас сможет написать семь самых заветных своих желаний. Все поняли, что надо сделать?»

        После сообщения инструкции психолог отвечает на вопросы детей.

        «Итак, начинаем…»

Обработка результатов и интерпретация

  1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др.), относящиеся к школе, и широкие “общечеловеческие” (“Хочу, чтобы люди никогда не болели”, “Чтобы никто не убивал других людей”, “Нашли все полезные ископаемые” и пр.).

            Поскольку само строение методики ориентирует детей прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний “для других” свидетельствуют о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности в благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являются варианты, когда желания “для себя” полностью отсутствуют.
  2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.

            Наиболее часто здесь встречаются ответы, о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др.

            Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований взрослых, а также совершенно конкретных (“мелких”) материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).

            Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции (“Я хотел бы всех избить, уничтожить”, “Чтобы отомстить всем”, “Чтобы избили всех тех, кто меня обижает) , так и жертвы агрессии: “Чтобы меня не били”, “Чтобы меня кто-нибудь защитил, когда меня снова начнут бить”).

            Ответ “не знаю” является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном “отказе” от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.
  3. Определяется степень “протяженности” желаний во времени.
  4. Модальность высказывания (“Я хочу”, “Я хотел бы”).

            Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем “праве на желание”, является неблагоприятным симптомом.

Источник:

  1. http://do.gendocs.ru/docs/index-306065.html?page=26

testoteka.narod.ru

Рабочая программа по коррекционной педагогике на тему: Рабочая программа Куражевой «Цветик-семицветик»

Содержание программы

№ п/п

Название разделов

Стр.

I.

Пояснительная записка

1

II.

Паспорт программы

2

2.1.

 Возрастные особенности детей 5-7 лет

3

III.

Содержательный раздел

3.1.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по интеллектуальному, эмоциональному, личностному, волевому и познавательному развитию.

14

3.2.

Диагностика познавательного развития

25

IV.

Рекомендуемая литература

27

Программа  

Катаргина И.А. педагог-психолог

Авторы программы: Наталья Юрьевна Куражева— руководитель психологической службы НОУ «ОЦ «ДИВО», Надежда Валерьевна Вараева — психолог СРЦН «Надежда», Анна Сергеевна Тузаева— психолог НОУ «ОЦ «ДИВО», Ирина Анатольевна Козлова — психолог НОУ «ОЦ «ДИВО».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материалы не структурированы, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея нашей работы — в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Паспорт программы

Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

 Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих  эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

  1. Развитие интеллектуальной сферы — развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  1. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  2.  Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения.

Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»

Групповые занятия

Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей.

Возраст

Число детей в группе

Время занятия

3-4 года

5-6 человек

20 минут

4-5 лет

6-7 человек

20 минут

5-6 лет

7-8 человек

25 минут

6-7 лет

8-10 человек

30 минут

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

Задачи психологического курса для детей 5-7 лет

  1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  1. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышлении во всех видах деятельности.
  1. Способствовать самопознанию ребенка.

5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

6.        Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную
деятельность детей.

7.        Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Возрастные особенности детей 5-7 лет

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в обшении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый — источник информации, собеседник

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Внимание

Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимания 8-10 предметов

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического

Воображение

Развитие творческого воображения

Показатели

Нормативы

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

1.        Планирующая функция речи.

2.        Предвосхищение результата деятельности.

3.        Начало формирования высших чувств (интеллектуальные,
моральные, эстетические)

Принципы проведения занятий:

  • cистемность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятия;
  • доступность;
  • проблемность;
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала. Каждое

Занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап

  • Создание эмоционального настроя в группе;
  • упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2.        Мотивационный этап

  • Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
  • выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3.        Практический этап

  • Подача новой информации на основе имеющихся данных;
  • задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
  • отработка полученных навыков на практике.

4.        Рефлексивный этап

  • Обобщение полученных знаний;
  • подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа:

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей — участников программы

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров — практикумов и круглых столов.

Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Средства обучения

  • Аудио-видеотека;
  • фонотека и фильмотека;
  • настольно-печатные игры;
  • предметные игрушки;
  • доска;
  • цветные мелки;
  • пластилин;
  • краски, карандаши, фломастеры;
  • писчая и цветная бумага;
  • строительный материал;
  • ковер.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Используемые методики:

  1. Человек — проективная методика
  2. Тревожность — тест  
  3. Эмоциональное состояние ребенка — тест Люшера
  4. Бланки наблюдения 3-4 года:

— лист адаптации к условиям ДОУ

— НПР

  1. Тестирование по возрастам

-развитие познавательной сферы  в 4-5 лет

-готовность к школьному обучению показывает сформированность необходимых качеств к школьному обучению и качество приобретенных знаний, умений, навыков  в условиях реализации программы в 5-7 лет.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

В  данной рабочей программе требования к знаниям, умениям и навыкам  воспитанников дифференцированы.  

Общие показатели развития.

К   четырем годам ребенок:

  • Уметь выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы.
  • Уметь распознавать возникновение основных эмоциональных состояний (радость-грусть), учить определять их по внешним проявлениям.
  • Уметь понять причины возникновения страха; способствовать преодолению страхов.
  • Уметь разрешать конфликты и понять некоторые причины возникновения ссоры, научиться простым способам выхода из конфликтов.

 

К пяти годам ребенок:

  • Иметь представления о своем внешнем облике, уметь отличать особенности других детей, изменять свою внешность в соответствии с воображаемым образом.
  •  Иметь представления  о том, что вкусы и мнения бывают разными.
  • Уметь распознавать   основные эмоциональные состояния  и их внешние проявления: грусть, радость  и спокойствие, печаль, горе, злость, страх  
  • Иметь представления о том, что такое дружба, элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг.
  • Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
  • Осознавать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

К семи годам ребенок:

  • Иметь представления о том, что важно в дружеских отношениях.
  • Уметь осознавать причины, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения.  
  • Сформированность  умения объясняться,  способствующих хорошим отношениям детей с взрослыми и со сверстниками.
  • Иметь понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависит от наших поступков.
  • Уметь распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.
  • Уметь справляться с различными проявлениями негативных эмоций.
  • Уметь адекватно оценивать свою внешность, поддерживать свою самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности.

Проведение занятий с коррекционной группой детей.

Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек.

Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.

Групповые занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста 25-30 минут,

один раз в неделю.

Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.

 В состав коррекционной группы могут входить гиперактивные, неуверенные, импульсивные и невнимательные и другие дети с проблемами личностного роста.

 Работа по адаптации детей к ДОУ:

Согласно плану работы педагога-психолога, проводится наблюдение  за вновь поступающими детьми, с целью выявления степени тяжести прохождения адаптации у вновь принимаемых детей к условиям детского учреждения и выявление проблем в развитии, в связи  с изменившимися условиями жизни детей.

               Подбор диагностического материала:

  • подбор методики;
  • составление протокола;
  • непосредственная диагностика;
  • обработка полученных данных;
  • консультации педагогов, родителей.

 Используемые методики:

№ п/п

Название шкалы

Автор и название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1.

2.

  Методика:   «Карта нервно-психического развития»

 

 Анкета для родителей

В.Амен, М.Дорки,

 Р. Теммл

Умственное развитие дошкольника

Оценка психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у ребенка в домашних условиях

Способ изображения

Понимание инструкций, искренность ответов родителей, педагогов

 

   Социальная адаптация – это приспособление организма к новым условиям социального существования- поступления в ясли, детский сад. Механизмы социальной адаптации формируются в ходе индивидуального развития ребенка.  

     Адаптация ребенка к условиям детского сада – важный этап в его жизни. В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок себя спокойно и уверенно чувствовал, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня будет происходить.

      Второй фактор, травмирующий ребенка  — разлука с матерью и другим близкими взрослыми, которые заботились о нем с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которым примешивается чувство покинутости, брошенности. Дети начинают себя вести недопустимым образом, как бы проверяя «действительно ли мама его бросила», насколько она на него рассердилась. А заодно определить насколько тетя, с которой его оставляют – добрая или злая, любит его или нет.

      Иногда родители и педагоги не отдают в полной мере себе отчет в том, насколько ответственен выход ребенка в детский сад. Насколько серьезные последствия для ребенка могут быть, если адаптационный период пройдет тяжело.

       Важно в данный период относиться к ребенку очень бережно и внимательно, помочь ему пережить трудный момент в жизни. Не надо упорствовать в своих воспитательских планах, не «бороться с его капризами».

        Ребенок должен привыкнуть к воспитателю, и поверить ему, в том, что воспитатель готов взять ответственность  и заботу о его благополучии, что на него «можно положиться». Это требует времени и терпения со стороны взрослого. Первые контакты должны быть контактами помощи и заботы для ребенка.   Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка.    Адаптационный период длится 90 дней (три месяца).  Воспитатели в период острой адаптации проводили наблюдение  за детьми в течение четырех недель. Проводится посещение групп и наблюдение за воспитанниками педагогом-психологом. Совместно с медиком проведен анализ статистики по заболеваемости детей в адаптационный период по группам.

Процедура проведения.

        Воспитателям предлагается проводить наблюдение за вновь поступившим ребенком в течение 4-х недель (период острой адаптации) и полученные данные отмечать в адаптационном листе (смотреть — приложение), если ребенок адаптируется трудно, продолжить наблюдение за ребенком, заполненный лист адаптации передается педагогу-психологу, для дальнейшей обработки. Педагог-психолог основываясь на данные медицинских работников по заболеваемости выводит окончательный уровень адаптированности вновь поступившего ребенка к условиям детского сада.

Нормы:

Высокая степень адаптированности – 3,1-4,0 балла.

Средняя степень адаптированности – 2,1-3,0 балла.

Низкая степень  адаптированности – 0-2 балла.

Плановое психодиагностическое обследование детей подготовительных к школе групп проводится в середине и в конце учебного года.

  1. Цель исследования:  выявить психологическую готовность детей к обучению в школе.
  2. План исследования:
  • Отбор диагностических методик
  • Изготовление диагностического материала
  • Проведение тестирования
  • Обработка результатов

Название шкалы

Исследуемая функция

Автор теста, название теста

Факторы, влияющие на результат

Психологическая готовность к школе

Психомоторная зрелость

«Определение школьной зрелости» тест А.Керна- Ирасека

Общее психоэмоциональное состояние ребенка на момент обследования;

Понимание инструкций

Психосоциальная зрелость

Н.И. Гуткина «Беседа по определению «внутренней позиции школьника»

Интеллектуальная готовность к школе

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго  

«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

Тематическое планирование психологических занятий

для детей от 4 до 7 лет

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

  1. 4 неделя

Занятие 1. Знакомство.

Цель: 1.Познакомить детей друг с другом, сплотить группу.

Развивать невербальное и вербальное общение.

Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Занятие 2. Наша группа. Что мы умеем.

 Цель: Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплоченной обогащать знания детей друг о друге.

Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой.

Развивать вербальное и невербальное общение.

Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Развивать мелкую и общую моторику.

Развивать навыки самосознания.

ОКТЯБРЬ

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

Занятие 3. Правила поведения на занятии.

Цель: Познакомить детей с правилами поведения в группе.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Занятие 4. Страна «ПСИХОЛОГиЯ»

Цель: Познакомить детей друг с другом, сплотить группу.

Развивать невербальное и вербальное общение.

Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Занятие 5.Радость, грусть.

Цель:  Познакомить детей с чувством радости, грусти.

Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, Которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.)

        Учить детей выражать чувство радости в рисунке.

Занятие 6. Гнев.

Цель: Познакомить детей с чувством гнева.

Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.)

Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

НОЯБРЬ

9  неделя

10 неделя

11 неделя

12 неделя

13 неделя

Занятие 7. Удивление.

Цель: Познакомить детей с чувством удивления.

Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.           

 Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство удивления в рисунке.

Занятие 8. Испуг.

Цель: Познакомить детей с эмоцией испуг.

Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям.

Развивать умение справляться с чувством страха.

Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Занятие 9. Спокойствие.

Цель: Познакомить детей с чувством спокойствия.

Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.)

Снятие эмоционального напряжения.

Занятие 10. Словарик эмоций.

Цель: Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия.

Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека.

Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

Занятие 11.Праздник Осени (по плану ДОУ)

ДЕКАБРЬ

14 неделя

15 неделя

16 неделя

7 неделя

Занятие 12. Страна Вообразилия.

Цель: Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. Развивать невербальное и вербальное общение.

Формировать интерес к творческим играм.

Занятие 13. В гостях у сказки.

Цель:         Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность.

Закрепить знание содержания сказок. Развивать творческое мышление.

Занятие 14. Диагностика.

Цель: Диагностировать и развивать зрительную память.        Диагностировать мыслительные операции «анализ» и «сравнение»; распределение внимания.

        Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.

Занятие 15. Диагностика.

Цель: Диагностировать и развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость).

Изучить состояние операции мышления исключение, зрительного синтеза.

Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.

ЯНВАРЬ

18 неделя-праздники

19 неделя

20 неделя

21 неделя

Занятие 17. Этикет. Внешний вид.

Цель: Познакомить детей с правилами личной гигиены.

Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, внимание (концентрацию, переключение), память.

Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.

Занятие 18. Этикет. Правила поведения в общественных местах.

Цель: Познакомить детей с общественным этикетом (правилами поведения в магазине, кино, театре, поликлинике, транспорте, на улице).

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику.

Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Развитие самосознания и навыков саморегуляции.

Занятие 19. Столовый этикет.

Цель: Познакомить детей со столовым этикетом.

Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение.        Развивать внимание (концентрацию, переключение), память.

Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

ФЕВРАЛЬ

22 неделя

23 неделя

24 неделя

25 неделя

Занятие 20. Подарочный этикет.

Цель: Познакомить детей с подарочным этикетом.  Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику.

Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Занятие 21. Гостевой этикет.

Цель: Познакомить детей с гостевым этикетом.

Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Занятие 22. Волшебные средства понимания.

 Цель: Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Занятие 23. Защитники отечества

Цель: Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Продолжать знакомить детей с праздником 23 февраля.

Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии».

МАРТ

26 неделя

27 неделя

28 неделя

29 неделя

Занятие 24. Мамины помощники

Цель: Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, тете.

Расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские профессии».

Занятие 25. Я и моя семья

Цель: Воспитывать любовь и уважение к семье.

Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Занятие 26. Я и мои друзья

Цель: Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

 Занятие 27. Я и мое имя

Цель: Идентификация ребенка со своим именем.

Формирование позитивного отношения ребенка к своему Я.

Стимулирование творческого самовыражения.

АПРЕЛЬ

30 неделя

31 неделя

32 неделя

33 неделя

Занятие 28. Страна «Я». Черты характера Цель: Формирование умения различать индивидуальные особенности
внешности.

Развитие представления о себе, качествах своего характера.

Занятие 29. Я особенный

Цель: Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества.

Развивать самосознание.

Развивать вербальное и невербальное общение.

Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Занятие 30. Как помириться

Цель: Учить простым способам выхода из конфликтов.

Занятие 31.  Как можно все объяснить взрослым

Цель: Способствовать хорошим отношениям детей к взрослым путем формирования умения объясняться.

МАЙ

34 неделя

35 неделя

36 неделя

Занятие 32. Дразнить, обижать

Цель: Развивать добрые и теплые отношения между детьми.

Занятие 33. Итоговая диагностика-1

Цель: Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы.

Диагностика зрительной памяти.

Диагностика мышления (обобщение, зрительный синтез, исключение, конкретизация.

Диагностика внимания (концентрация, слуховое, зрительное, переключение).Диагностика воображения

Занятие 34. Итоговая диагностика-2

Цель: Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы.

Диагностика слуховой памяти.

Диагностика внимания (слуховое, устойчивость, переключение).

Приложение 1

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Карта психологического развития ребенка

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________________

Дата рождения «        »        г.,        лет

Имя и отчество родителей____________________________________________________________________________________

Телефон___________________________________________________________________________________________________

В — высокий уровень, CP (+) — выше среднего, CP — средний уровень, CP(-) — ниже среднего, Н — низкий уровень

Дата

Восприятие

Цвет

Форма

Величина

Пространство

Время

Свойства предметов

Особенности

Дата

Память

Слуховая

Зрительная

Тактильная

Особенности

Дата

Внимание

Объем

Концентрация

Устойчивость

Распределение

Переключение

nsportal.ru

Диагностика потребностей и желаний. Методика Цветик-семицветик

Методика предназначена для дошкольников и младших школьник. Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний.
МатериалЛист бумаги с нарисованным на нем «Волшебным цветком» с семью разноцветными лепестками. Размер лепестков должен быть таким, чтобы ребенок мог записать в нем свое желание.
Инструкция «Представьте себе, что каждому из вас, как девочке Жене из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» достался волшебный цветок с семью волшебными лепестками. Каждый лепесток выполнит одно желание. Этот цветок нарисован на листе. Напишите на каждом лепестке одно свое желание. А всего каждый из вас сможет написать семь самых заветных своих желаний. Все поняли, что надо сделать?»
Обработка и интерпретация результатов
1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др.), относящиеся к школе, и широкие “общечеловеческие” (“Хочу, чтобы люди никогда не болели”, “Чтобы никто не убивал других людей”, “Нашли все полезные ископаемые” и пр.).Поскольку само строение методики ориентирует детей прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний “для других” свидетельствуют о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности в благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являются варианты, когда желания “для себя” полностью отсутствуют. 2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений. Наиболее часто здесь встречаются ответы, о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др.Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований взрослых, а также совершенно конкретных (“мелких”) материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое). Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции (“Я хотел бы всех избить, уничтожить”, “Чтобы отомстить всем”, “Чтобы избили всех тех, кто меня обижает) , так и жертвы агрессии: “Чтобы меня не били”, “Чтобы меня кто-нибудь защитил, когда меня снова начнут бить”). Ответ “не знаю” является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном “отказе” от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов име

schoolfiles.net