Консультация профилактика жестокости и агрессии в семьях – Статья (старшая группа): «Профилактика агрессии и жестокости ребёнка-дошкольника».

Содержание

«Злость, агрессия и жестокость ребенка»

Консультация для родителей в старшей группе

на тему: «Злость, агрессия и жестокость ребенка»

Цель: изучение, выявление и коррекция агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Задача:

  1. Знакомство родителей с признаками проявления агрессивного поведения дошкольников.

  2. Знакомство родителей с приемами работы с агрессивными детьми.

Проявление агрессии, злости — естественны, хотя и пугают многих родителей.

Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость — это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Часто агрессия — отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее вокруг ребенка события. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности.

Прежде чем запрещать или подавлять проявление злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.

Агрессивный ребенок. Причины.

Причины, по которым ребенок ведет себя агрессивно, обычно зарождаются в семье:

  • Вседозволенность. В семье ребенку разрешали делать все, что вздумается. Правила поведения в детском саду, когда он должен делать то, что велят взрослые, вызывает у ребенка протест, он нервничает, бьет детей, может ударить и воспитателя.

  •  Агрессивность родителей. Дома мама и папа решают проблемы при помощи скандалов, рукоприкладства, используют в воспитании ребенка телесные наказания. Поведение детей очень точно отражает характеры и привычки родителей. Если дома у родителей по любому поводу ссоры и драки, в группе ребенок будет осваиваться привычным ему способом – кулаками и зубами.

  •   Педагогическая запущенность. Так называются промахи в воспитании детей, допущенные родителями. Ребенок часто пробуют ударить маму или отца по щеке, укусить, сначала просто так, пробуя силы, затем для того, чтобы добиться своего – новой игрушки, сладостей и т.д. Родители, считающие это детской шалостью, ошибаются. Ребенок усваивает линию поведения, если она не встречает сопротивления со стороны взрослых, и приносит ее в детский коллектив.

Кроме семейных стереотипов поведения, агрессивность ребенка может объясняться особенностями его психологии:

  • Повышенная эмоциональность. Эти дети легко возбуждаются при малейшем изменении привычных условий жизни, будь то новый магазин игрушек, поездка в другой город или перевод в другой детский сад. Реакция, сопровождающая полученные впечатления, порой непредсказуема. Ребенок может бесконечно смеяться и внезапно заплакать, или наоборот. Может бегать и прыгать, чтобы как-то выплеснуть распирающие эмоции, а может кинуться драться на рядом стоящего ребенка или укусить его.

  •   Задатки лидера. Ребенок хочет, чтобы сверстники его слушались и играли с ним так, как придумал он. Но место лидера в детском коллективе нужно завоевать, а как – ребенок еще не знает. И начинает завоевывать доступным ему способом – с помощью силы.

  •  Агрессивные мультфильмы или игры. Ребенок любит смотреть или играть в игры, где герои все время друг друга обижают, бьют, дерутся. Конечно, он копирует поведение любимого мышонка или черепашки, не задумываясь о том, что чувствуют те, кого бьет он. Ведь в мультфильме или игре никто не плачет.

Избавляем детей от агрессивности

Если же агрессия исходит от причин, которые рассмотрели выше, то решаются они следующим образом:

  • Избалованного, недисциплинированного ребенка при подготовке к детскому саду следует приучать к режиму и требованиям взрослых, учить самообслуживанию, умению играть со сверстниками во дворе или в гостях у друзей, делиться игрушками. Играть с ним, показывая, какие послушные и щедрые у него игрушки.

  •  Исправить собственное поведение в семье. Если дома будет тихо и мирно, ребенок начнет также вести себя и в группе детского сада.

  • Легко возбудимого ребенка лучше показать неврологу, чтобы не допустить возникновения невроза.

  • Ребенку – лидеру, опять же в совместных играх, показать, как решать конфликтные ситуации словами, а не кулаками.

Не давать детям смотреть фильмы с драками и насилием и играть в жестокие игры. Мало того, что это влияет на поведение малыша, но подобная «продукция» может стать причиной изменений в психике ребенка, которые в итоге приведут к лечению у невролога или психиатра.

Вопросы:

Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

  • Когда это началось?

  • Как ребёнок проявляет агрессию?

  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?

  • Что явилось причиной агрессивности?

  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?

  • Что на самом деле хочет ребёнок?

  • Чем вы реально можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также в группе с ребятами.

Игры 

Цель: обучение навыкам совместного бесконфликтного общения.

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру, как по одиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоём или втроём собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

«Коврик злости»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.

«Волшебный мешочек»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Ход игры: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе «Как играть с тревожными детьми».

Рекомендации для родителей.

∙         Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.
∙         Адекватно оценивайте возможности ребенка.

∙         Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без лишних наставлений оказывать ребенку необходимую помощь.

∙         Предоставляйте малышу  самостоятельность в делах, которые ему по силам.

∙         Умейте идти на компромисс.

∙         Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе «быть родителем» не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.

∙         Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которыми согласны и папа, и мама, и все, кто участвуют в воспитательном процессе.

∙         И самое главное правило: любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо других условий!

Упражнение «Рисуем свое настроение» 
Цель: выплеснуть свои эмоции, переживания, страхи, негатив на бумагу. 
Психолог предлагает детям выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии. (Использование черных и фиолетовых цветов говорит о депрессивном настроении, большом количестве страхов.) 
По окончании работы дети рассказывают про свой рисунок, что испытывали, во время изображения своего настроения, с какими трудностями столкнулись. Работы психолог оставляет себе, для дальнейшей интерпретации. 
Рефлексия. 
Педагог объявляет, что занятие подходит к концу, просит детей вспомнить, что нового они узнали, какие чувства испытывали в течение занятия. Благодарит всех за активное участие.

infourok.ru

Родительское собрание «Профилактика агрессии и жестокости в семье»

•Профилактика агрессии и жестокости в семье. Профилактика агрессивности ребенка.

•Агрессия! Что это?

•Агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

•Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

•Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:

•физическая агрессия

•вербальная 

•косвенная

•раздражение  

•обида , зависть и ненависть к окружающим

•подозрительность

•негативизм

•Причины возникновения агрессии

•1. Скверная атмосфера в семье (например, брань и насилие между родителями), дети предоставлены самим себе.

•2. Поведенческие проблемы (например, насилие по отношению к другим, неуступчивость, неразвитые социальные навыки).

•3. Отвержение сверстниками.        

•4. Низкая самооценка.       

•5. Плохая успеваемость.


Все начинается в…. Семье…..

•Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45-49 % семей.

•Основная причина недовольства родителей своими детьми — неудовлетворенность их учебной деятельностью — 59 %.

•Хвалят детей за выполнение домашнего задания — 38,5 % родителей,

•а ругают и даже избивают — 30,8 %.

•Какой ваш ребенок?

•Более трети родителей дали своим детям следующие характеристики: «плохой», «неуспевающий», «неаккуратный», «приносящий много хлопот» и т.д. На вопрос: «Почему Вы дали своему ребенку такую характеристику?» — родители отвечали: «Мы его воспитываем. Пусть знает свои недостатки. Пусть стремится стать лучше».

•Среди мотивов жестокости родителей по отношению к детям

•50 % отмечают «стремление воспитать»,

• 30 % — месть за то, что ребенок приносит огорчения, что-то просит, требует внимания.

•В более чем 10 % случаев жестокость родителей становится самоцелью — крик ради крика, избиение ради избиения.

• 
Причины жестокости в семье.

•Традиции патриархального воспитания.

•Культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

•Низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества.

•Наказание и агрессивность детей.

•Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка.

•Временной разрыв между неприемлемым действием и наказанием должен быть минимален.

•Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих.

•любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать определенную нишу в системе эмоциональных отношений между родителями и ребенком.

•Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик — это вполне адекватная реакция на случившееся.

•Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!

•Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя.

•Успокойтесь.

•Справиться со своими эмоциями Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения. 

•УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СИЛЬНОГО
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

• «МУХА».

•Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

•  «ЛИМОН».

•Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

•«ВОЗДУШНЫЙ ШАР».

•Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

•«ВВЕРХ ПО РАДУГЕ».

•Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.

kopilkaurokov.ru

Консультация «Агрессия, злость и жестокость: причины и методы борьбы»

 

Вы — воспитатель старшей группы. К вам обратилась мама вашего воспитанника Кирилла И. – Наталья с просьбой помочь ей побороть злость, агрессию и жестокость её ребёнка, которая проявляется как дома, так и в детском саду.

План проведения консультации

Тема консультации: «Агрессия, злость и жестокость: причины и методы борьбы.

Цель: повышение педагогической культуры родителей дошкольника в вопросе преодоления злости, агрессии и жестокости ребенка.

Задачи:

  • выявление причин проявления ребенком злости, агрессии и жестокости;
  • разработка практических рекомендаций родителям по борьбе с негативными проявлениями ребенка;
  • подбор игр, игровых упражнений, книг и мультфильмов, которые помогут побороть злость, агрессию и жестокость ребенка.

Вопросы к родителям:

  • Как часто Ваш ребенок проявляет агрессию и жестокость?
  • На кого или на что направлена агрессия и жестокость ребенка (на сверстников, родственников, домашних животных и т. д)?
  • Как Вы думаете, каковы причины такого поведения ребенка?
  • Как Вы себя ведете во время проявления агрессии у ребенка?
  • Как Вы оцениваете свои действия в этой ситуации?

Прежде чем дать Вам рекомендации, как побороть агрессию и жестокость Вашего ребенка, давайте разберемся в сути этих состояний ребенка.

Что такое агрессия? Это поведение, которое причиняет вред человеку или группе людей. Агрессия проявляется физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком, для достижения определенной цели. Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью

Специалисты в области детской психологии, такие как Н.М. Платонова, А.А. Корниенко, К. Бютнер и другие справедливо отмечают, что агрессия (злость) — раздраженно-враждебное состояние, для человека — нормальная эмоция, она нужна, чтобы мобилизовать все силы организма для активной самозащиты. В момент сильной злости человек чувствует прилив сил, повышается уверенность в себе, а страх отступает — он готов для атаки. Часто говорят о «спортивной злости», как об источнике энергии во время соревнований.

Агрессия (злость) у детей, как правило, выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву, и представляет собой выражение гнева, а также негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении у детей таких проявлений ошибками в воспитании, они переходят в агрессивность, как черту характера.

Что касается детской жестокости, по мнению психологов, жестокость – это понятие близкое к агрессии, однако оно является более устойчивой личностной структурой.

Как отмечает психолог Т. Котова, выделяют два вида детской агрессии и жестокости, фрагментарная и устойчивая.

Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение не свойственно. Типичный пример: неожиданная агрессия, которая направлена на близких — на братьев-сестер, на бабушек-дедушек. Это проявление ребенка ученый связывает с переломным возрастом ребенка 6-7 лет. Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его

Тема консультации: «Детская агрессия».

Цель: профилактика детской агрессии.

Задачи:

— обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;

— формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения.

  1. Анализ проблемы агрессивности.
  2. Роль семьи в проявлении детской агрессии.
  3. Поощрения, наказания в семье.
  4. Законы преодоления детской агрессии.
  5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме.

Уважаемые родителии!

Тема нашей беседы серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения со взрослыми.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя их как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Для исследования отношения детей к телепрограммам можно задать и анализировать следующие вопросы:

  1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
  2. Что тебе в них нравится?
  3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередачи?
  4. Какие передачи привлекают твоих родителей?
  5. Какие передачи вы смотрите всей семьей?

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью, властью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие общения с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для ребенка и наказание, если оно:

следует немедленно за поступком;

объяснено ребенку;

суровое, но не жестокое;

оценивает действие ребенка, а не его человеческие качества;

Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное — попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

«Выбиваем пыль»

Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

«Детский футбол»

Вместо мяча — подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья — обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель — забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил — нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

«Час тишины и час “можно”»

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«Падающая башня»

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника — штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

 «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

  • Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
  • После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

«Штурм крепости»

Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. — всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча — «крепость» — не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

«Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А та — тыква» и т.д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

«По кочкам»

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие — «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую «кочку».

Примечание: взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

«Жужа»

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

Подходит к концу беседа. Запомните золотые правила воспитания, связанные с темой данной беседы:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Помните: повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

dohcolonoc.ru

Профилактика агрессии и жестокости в семье

Название: «Профилактика агрессии и жестокости в семье» — родительское собрание и презентация.
Автор: Ермолаева Л.В
Год: 2011
Страниц: 19
Формат: презентация в формате ppt. (rar архив).
Размер: 3,01 Мб
Качество: хорошее.

В современном мире каждый человек сталкивался с агрессией, являясь или ее жертвой, или активным субъектом агрессивных действий. Просматривая телепередачи, листая газеты, работая, мы часто замечаем ее вокруг себя.
Родительское собрание с презентацией «Профилактика агрессии и жестокости в семье» призвана ответить на вопросы: Так что же такое агрессия? Как она проявляется? Откуда берется? И как ее предотвратить?
В рамках родительского собрания будут рассмотрены несколько определений понятия «агрессия» и профилактика агрессивности детей.
Агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Содержание презентации и родительского собрания  «Профилактика агрессии и жестокости в семье»:

  • Агрессия! Что это?
  • Виды агрессивных реакций.
  • Причины возникновения агрессии.
  • Все начинается в семье…..
  • Какой ваш ребенок?
  • Причины жестокости в семье.
  • Наказание и агрессивность детей.
  • Упражнения для снятия эмоционального напряжения.
Скриншот презентации:

Презентация Профилактика агрессии и жестокости в семье


Скачать презентацию и разработку родительского собрания «Профилактика агрессии и жестокости в семье«:


5psy.ru

причины и методы коррекции» — Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №52» Асбестовского городского округа

Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно.

Что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее?

Агрессия (злость) у детей, как правило, выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву, и представляет собой выражение гнева, а также негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении у детей таких проявлений ошибками в воспитании, они переходят в агрессивность, как черту характера.
Что касается детской жестокости, по мнению психологов, жестокость – это понятие близкое к агрессии, однако оно является более устойчивой личностной структурой.

Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.
1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Как предотвратить проблему 

Следует проявлять к ребенку эмпатию, не рассматривая его как проблему. Нужно дать понять малышу, что он хороший, достойный любви человек, но не которые его поступки вы не одобряете.
Признайте гнев, ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения. « Я знаю, что ты зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает……, скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью, властью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие общения с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для ребенка и наказание, если оно:
следует немедленно за поступком;
объяснено ребенку;
суровое, но не жестокое;
оценивает действие ребенка, а не его человеческие качества;
Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, заставьте ребенка в полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрюшу из игры, он очень обиделся, ему было больно от такой не справедливости».
Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите ему понять, увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими. «Каждый человек очень важен. Вот ты так любишь и умеешь рисовать, что все с удовольствием просят тебя помочь».
Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявляет хорошие чувства по отношению к другим. «Ты помог Маше, ты хороший друг».
Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя. «Я буду играть с тем, с кем хочу. Никто не имеет права делать мне больно».

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.
Самое главное — попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

«Час тишины и час “можно”
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«Штурм крепости»
Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. — всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча — «крепость» — не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

Запомните золотые правила воспитания:
Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
Помните: повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

52.xn--80aadkum9bf.xn--p1ai

Консультация для родителей «Профилактика детской жестокости»

Психопрофилактика

hello_html_d1417ba.gif

Сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш с ямочками на щечках способен мучить котят и щенков, бросаться камнями в птиц, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? И главное, как вести себя с ними родителям и воспитателям?

Пhello_html_72f50d09.jpgочему дети бывают жестокими

«Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло».

В.А. Сухомлинский

Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей — мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последствий своих поступков. Это определенный этап взросления. Кроме того, если на поведение школьника сильно влияет агрессивная внешняя среда (телевидение, компьютерные игры, Интернет, негативные процессы в обществе и проч.), то дошкольники в силу возраста пока еще избавлены от такого влияния. У них на первом плане семья и ближний круг, в котором они вращаются.

«Дети — во всех смыслах — наше будущее.

Если мы не хотим иметь жестокое будущее,

Мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем».

Т. Голикова, председатель Счетной палаты РФ

Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой — суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков. Неосознанная жестокость у детей может быть обусловлена рядом факторов. Рассмотрим их подробнее.

Любопытство и непонимание. Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки. Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых — вложить в него эти знания.

Подражательство. Малыши изучают не только объекты окружающего мира. Их внимание привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя примерно так же, как мы примеряем одежду. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.

Компенсация или месть. Часто родители и воспитатели замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Иногда он так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет ему почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутверждения, а также возможность выместить свою злость на тех, кто не может ответить.

Пhello_html_m1ad73c10.jpgривлечение внимания или манипуляция. В книге А. Луговской, О. Шевниной «Давай дружить!» приводится пример жестокого поведения ребенка, обусловленного желанием заслужить мамину любовь: мальчик мучил котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек.

Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Возможно, ребенок просто пытается привлечь внимание взрослых к своим проблемам или заставить их сделать для него что-либо. В данном примере прослеживается еще один аспект— агрессивные высказывания взрослых повышают агрессию у детей.

Протест. Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: предположим, у него отобрали какую-то важную для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т. д.

Желание быть, как все. Даже у маленьких детей может проявляться так называемый стадный инстинкт (совершение жестоких поступков как результат коллективных действий). Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все в его компании.

Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно такую схему отношений он будет применять и к другим.

Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться.

Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно, а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь и галдеть, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.

Иногда дети совершают жестокие поступки без видимых на то причин. Самой целью подобного поведения является осознанное причинение вреда, ребенок намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли живому существу. В этом случае необходимо обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру), который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.

Как предотвратить проблему детской жестокости?

Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственны только детям из неблагополучных семей. Эта проблема может прийти в любой дом, поэтому работу по профилактике жестокости нужно начинать с самого раннего возраста, ведь воспитать доброго, чуткого ребенка, который всегда протянет руку помощи нуждающимся и не обидит слабого, — мечта любого родителя.

Приведем рекомендации, которые позволят предотвратить в будущем проблемы, причиной которых могут являться жестокость и агрессия ребенка.

Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребенка:

• с самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа;

• показывайте пример своим поведением. Родители для малыша— единственный бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши слова не расходились с делами;

• говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными;

• постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете;

• рассказывайте ему о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг;

• рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим;

• обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уметь любить и уважать друг друга;

• найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковым может быть спорт, игры, творчество и т. д.;

• показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе с ним детские песни;

• читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

В современном обществе человеческая жестокость стала проблемой № 1. Газеты, телевидение, Интернет ежедневно доказывают нам этот факт. Только сами люди выбирают — жить в жестоком мире или пытаться изменить его. Сделать это достаточно просто: с самого раннего детства не допускать проникновения злобы, ненависти, агрессии в жизнь детей. Если каждый взрослый будет учить ребенка добру, то такое понятие, как жестокость, просто исчезнет.

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего нужно успокоиться, не паниковать и не выискивать в ребенке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка— это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

1. Не игнорировать.

Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности могут стать необратимыми.

2. Выяснить причину.

Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.

3. Дать негативную оценку.

Застав малыша на «месте преступления», следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять — его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

4. Педагогически наказать.

Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогически оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного и т. д. Вид наказания выбирается в зависимости от тяжести проступка.

5. Проанализировать стиль семейных отношений.

В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлением агрессии.

6. Уделить достаточно внимания.

Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребенку просто необходимы мнение или совет родителей.

7. Объяснять.

Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

8. Хвалить.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким— хорошо, а жестоким, злым — плохо.

9. Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом.

Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т. д.

10. Набраться терпения.

Детская жестокость — проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо.

В заключение приведем список литературы для родителей и воспитателей, которая позволит больше узнать о затронутой проблеме и вариантах ее решения.

hello_html_m23c70978.png

Рекомендуемая литература

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. — СПб.: Речь, 2008.

  2. Баркан А.И. Ультрасовременный ребенок. — М.: Дрофа-Плюс, 2007.

  3. Барложецкая Н.Ф. Советы опытной няни. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.

  4. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. — М.: РИПОЛ классик, 2003.

  5. Колосова С.Л. Детская агрессия. — СПб.: ИД «Питер», 2004.

  6. Кравцова М., Шевнина О. Маленький разбойник. Как быть, если ребенок плохо себя ведет. — М., Эксмо, 2006.

  7. Луговская А., Шевнина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением. — М.: Эксмо, 2006.

  8. Манелис Н.Г. 5 дней с суперняней, которые научат вас общаться с вашим ребенком. — М.: Рид Медиа, 2013.

  9. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать? Советы психолога. — СПб.: ИД «Питер», 2012.

  10. Свирская Л.В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком: подсказки родителям и воспитателям. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.

  11. Шапиро Е.И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. — СПб.: Литера, 2013.

  12. Энгельгардт Л.О. Что такое хорошо и что такое плохо? Книга в помощь малышу. — М.: Эксмо, 2012.

hello_html_14b356be.jpg

Материал подготовила и реализовала

Клюева Оксана Васильевна,

педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ «Сказка»

infourok.ru

Консультация для педагогов «Профилактика проявления жестокости и агрессии у детей дошкольного возраста»


Современный мир жесток и агрессивен. И неудивительно, что дети, своим поведением и поступками копирующие взрослых, часто проявляют бессердечие по отношению к окружающим. Как избежать проявления детской жестокости и есть ли универсальный способ борьбы с этим проявлением?

Детская жестокость: причины появления

Психологи и педагоги определяют понятие «детская жестокость» как моральное качество личности, проявляющееся в агрессивности к людям и допускающее физическое насилие над ними. Она может появляться в самом раннем возрасте как неосознанное явление. Если, например, маленький исследователь оторвал мухе крылья и наблюдает за ее движениями, то это свидетельствует лишь об интересе к окружающему миру, а никак не о сформировавшемся агрессивном поведении.

Существуют и другие причины детской жестокости. В силу того, что маленькому ребенку свойственно повторять все, что делают взрослые, поступки малыша отображают агрессию родителей по отношению друг к другу, к коллегам, старшим родственникам. Услышав злобные слова или увидев, как отец поднимает руку на мать, сын или дочь так же действуют со своими игрушками или домашними животными. Такая систематически повторяющаяся ситуация в семье может спровоцировать появление устойчивой формы агрессивности у подростка в будущем.

Детская жестокость: способы борьбы с ней

Как избежать того, чтобы единичные проявления агрессии у ребенка не превратились в устойчивую негативную черту личности? Проблема детской жестокости не существует в семьях, где отношения построены на любви, взаимоуважении и доброте. Когда взрослые уделяют много времени общению с малышом, с удовольствием отвечают на его вопросы, показывают пример доброжелательного отношения к людям, вряд ли у ребенка появится желание вести себя жестоко. Медики утверждают, что такое явление как жестокость может появиться вследствие психических патологий. Избавиться от деструктивных проявлений агрессии в этом случае поможет лишь специалист. Замечено, что дети с дефицитом внимания, живущие в неблагополучных семьях или в приютах, чаще подвержены агрессивному влиянию старших товарищей и каждое проявление жестокости только подтверждает, что они делают правильно, избивая сверстников или младших детей, издеваясь или насмехаясь над ними. Ребенок, лишенный родительской любви и ласки, вырастает этаким «зверенышем», который и не подозревает, что в жизни можно вести себя иначе.

Основная профилактика детской жестокости – внимание к ребенку, любовь и желание помочь ему стать успешным. При этом желательно оградить малыша или минимизировать влияние на него телевизионных передач, фильмов, компьютерных игр, которые рассказывают о бесчеловечных поступках, где присутствует насилие, убийство, бездушие. Лучший способ избежать формирования такой черты как жестокость – любить ребенка и доказывать собственным примером: все проблемы можно решить мирно, без агрессии.

Формы проявления насилия и агрессии в детских садах иные, нежели в школе. Если в школе насилие чинит, как правило, некая группа, в детском саду нарушителями спокойствия являются один или два ребенка. Насилие проявляется в отдельных инцидентах. Следующий момент, обращающий на себя внимание, касается самой специфики проявления насилия в детских садах. Двое детей только что мирно играли друг с другом, как вдруг один ребенок плача жалуется, что другой ударил его «прямо в живот». Насилие в детских садах не знает предварительной стадии. Одно состояние в мгновение ока меняется на противоположное, мирное сопение разражается вспышкой ярости. Полутонов нет.  Многие из питомцев детских садов не осознают до конца свои действия. Отсутствует понимание последствий и чувство вины. Мальчик бьет девочку, а затем, сбив ее с ног, начинает топтать ногами. Воспитательница в ужасе оттаскивает его от жертвы: «Разве ты не понимаешь, что делаешь ей больно?» Мальчик отрицательно качает головой: «Да ведь на мне же кроссовки!» Зачастую оправданием насильственного действия является незначительный проступок. Наказание несоразмерно провинности, оцениваемой крайне субъективно. Девочка расцарапала другой лицо только за то, что та ее не дождалась. Многие дети не отдают отчета в неадекватности своей реакции и в том, что шишка на голове или удар с размаху вызывают у другого боль. «У нее глупый смех» – выглядит оправданием применения насилия, так же как и следующее: «Нечего ей было так орать». Нередко агрессивное поведение детей расходится с их словами. На словах все они против насилия, что не мешает им применять насилие против сверстников. Но ведь это совсем другое дело! Можно ли терпеливо сносить то, что «у нее такие ужасные лакированные туфельки»?

Предупреждение жестоких, агрессивных проявлений у детей

 дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

   Опыт работы дошкольных учреждений свидетельствует о том,  что детей проявляющих агрессивность, жестокость становится с каждым годом всё больше и больше. С  ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Самой распространенной формой реагирования на агрессию является наказание или выговор. Однако данный подход, как свидетельствует практика, малоэффективен и  после такого воздействия на ребенка со стороны педагога, проявление агрессивности, жестокости возникают снова и снова. Поэтому педагогу прежде, чем запрещать или подавлять проявления агрессивности, важно выяснить причины, их вызывающие. За агрессивными проявлениями ребенка, всегда стоят какие – либо причины, и агрессивность – это естественное следствие каких – либо внутренних или внешних событий, которые происходят с ребенком. Основными причинами проявлений детской жестокости и агрессии, по мнению исследователей, являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого  с целью подчеркнуть свое превосходство. Определяющее значение для формирования жестокого и агрессивного поведения у детей имеют отношения в семье, особенности личности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные смыслы и ценности, телевидение с агрессивным содержанием. Каждый из этих факторов действует не в отдельности, только их особое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте, так как ребенок не может быть злым от природы.

Агрессивные проявления могут выражаться в словесной форме: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников. И физической: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, пинается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка. Проявления агрессивности может носить и непрямой характер: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых, манипулирует другими.  В работе с детьми, проявляющими жестокость, агрессию, педагогу важно знать какие формы проявления агрессивности можно поддерживать, а какие стоит останавливать. Приемлемые формы, которые можно поддерживать. Можно: разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах: взрывы, драки, войны, бури и т.д.; играть с предметами: разрушать собственноручно построенные объекты, швырять игрушки в определенную не живую цель, корзину, ящик; выражать протест: «нет!», желательно с объяснениями «почему»; ломать игрушки, если это не очень дорогие во всех смыслах предметы; бить подушки, спортивные груши; бороться с кем-нибудь по обоюдному согласию; заниматься спортивными играми, трудиться. Неприемлемые формы, которые стоит останавливать: не следует разрешать ребенку оскорблять и унижать других людей, применять физическое насилие, выраженное по отношению к любым живым объектам, в том числе к животным, манипулировать чувствами других людей, провоцировать других.

Профилактика — это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Педагогическими условиями профилактики детской агрессивности и жестокости  являются:

1. Профилактическая работа с детьми, направленная на развитие у них социальных чувств, сопереживания, толерантности, умения встать на позицию другого человека и включение в педагогический процесс специальных игр и упражнений. Данная работа может быть организована  по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом ребенку проявляющему агрессивность, следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию, толерантность, доброту. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Достаточно распространена ситуация, когда дети проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача педагогов научить детей понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей, научить ребенка выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не манипулятивно проявлять свое неудовольствие. Решить поставленные задачи, педагог может в совместной ролевой игре. Например, можно разыграть такую проблемную ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных лягушонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машинкой, с которой уже играл его товарищ. Пока лягушата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с большой машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог просит помирить лягушат.  Каждый желающий ребенок предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных детьми вариантов, разыгрываются парами, которые выступают в роли поссорившихся лягушат. По окончании игры, дети, вместе с педагогом обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения, что чувствовали лягушата во время ссоры, и что хотелось им сделать? Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода. Работа с ребёнком, проявляющим агрессивность, будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только педагоги, но и, самое главное, — родители.

2. Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, строиться как в плане ознакомления их с причинами детской жестокости и агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей, так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. Необходимо научить родителей, уважающих своего ребенка, поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребёнка для получения желаемого результата; или напротив, избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе, к обществу. Эта помощь необходима, для того, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в детстве, ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности.

Ребенок ждет от взрослых нежности, ласки, любви, тепла, поддержки,  понимания,  одобрения,  заботы, похвалы,  улыбки. 

 

rosinka-shim.ru