Нарисовать рисунок моя семья – Ой!
55 КАРТИНОК — СЕМЬЯ (лучшая подборка графики).
Добрый день, сегодня на сайте Семейная Кучка наконец-то появляются картинки изображающие как раз Семью в кучке. Картинки счастливая семья — это родные и близкие люди в собранные в одном месте (как Бобровы). Вот наши графические рисунки, яркие картинки на тему семья вместе. Вся семья в сборе: с детьми, младенцами, бабушками и дедушками, с домашними хвостатыми любимцами. Лучшая графика, четкие линии, крупный масштаб картинок на тему СЕМЬЯ. Если вы ищете образец картинки для стенгазеты, оформления веб-страницы, украшения тематического стенда для семейного мероприятия — то вы найдете здесь все это в самом лучшем качестве. Также наши картинки подойдут для создания открыток с поздравлениями на День Семьи. Также эти картинки подходят для детей как дидактический наглядный материал для занятий по теме Семья. Отдельно от себя я добавляю и красивые картинки с бабушкой и дедушкой. А также картинки, где семья занимается своими домашними делами — ходит в кафе, занимается спортом, домашними делами или просто отдыхает на диване или у моря.
КАРТИНКИ семья в кучке
с бабушкой и дедушкой.
Тематические картинки Счастливая Семья обычно выглядят как некое куче-образное расположение стоящих прямо людей родственного вида. По сути это так и есть. Вот вам целая подборка картинок с семьями. Картинки можно использовать на занятиях с детьми в детском саду. Чтобы дети учились понимать, что такое семья, как правильно называются члены семьи, какие родственные связи их объединяют (кто кого родил).
Ха, забавно потом родители рассказывают, как дети начинают соображать о родственности, и как в семье появляются новые потешные детские фразы, типа: «Ура, бабушка, пришла! Ты к своему сыночку-папе пришла, да?» или «Мама, мама, позвони своему мужу, чтобы он мне в магазине не забыл жвачку взять».
Картинка открывается В ПОЛНЫЙ РАЗМЕР, если по ней щелкнуть два раза. Чтобы пустить на печать еще надо после открытия картинки щелкнуть по черному фону рядом с картинкой (правой кнопкой) и выбрать команду печать. Или просто скопировать картинку на флешку и распечатать с ноута.
Настоящая картинка семьи — та, где присутствуют бабушка и дедушка. Это картинка ПОЛНАЯ СЕМЬЯ, только где другие бабушка и дедушка? Их же 2 комплекта прилагается… хм…
Чтобы увеличить картинку — щелкните по ней 2 раза.
S
А вот картинка где ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ — здесь уже и дяти и тети и двоюродные сестры с братьями.
Картинки МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ
мам и папа с тремя детьми.
На этих картинках вы найдете изображения семьи из 5 человек: мам, папа и три ребенка. Часто один из детей, изображен как младенец, недавно рожденный третий ребенок. Такие картинки подходят для иллюстрирования статей про многодетные семьи, для оформления стендов для семьи с тремя детьми, и других семейных мероприятий городского масштаба. Картинки подходят для скачивания или срисовки. Копируйте себе на флешку, открывайте в графическом редакторе, дорисовывайте и дописывайте нужное.
А вот картинка где нарисована СЕМЬЯ с детьми-тройняшками.
А вот картинка — семья с четырьмя детьми и двумя собаками. Очень большая шумная семья.
Картинки семьи с двумя детьми.
А вот стандартные рисунки семьи, где всего два ребенка. В таких картинках часто рисуют домашних питомцев — это украшает и укрепляет семейные отношение.
Увеличивайте картинки до полного размера — щелкнув дважды мышкой по ним.
Картинки молодой семьи. Их лица светятся молодостью, а глаза счастьем. Любовь и здоровье — вот что мы видим на этой картинке. Глянец семейного жанра.
А вот картинка, где в семье ждут второго ребенка.
Картинки СЕМЬИ С ОДНИМ РЕБЕНКОМ.
А вот несколько рисунков, где на картинке в семье присутствует один ребенок. Именно он и является ЦЕНТРОМ ВРАЩЕНИЯ СЕМЬИ, и соответственно центром картинки.
Мама и папа обнимают своего ребенка.
Картинки СЕМЬЯ ОТДЫХАЕТ.
А вот подборка картинок с видами семейной активности… или пассивности.
Вот семья, которая собралась на диване. Родители читают книжку детям — редкое зрелище, я вам скажу.
Дети в детском саду не знают сказок. Ни одной сказки не читают детям современные родители… гаджеты вытеснили книги (как следствие у ребенка формируется «пассивность воображения»… а воображение напрямую связано с «соображением» — без первого второго не бывает). Грустно — но повсеместно.
Вот семья на отдыхе у моря.
А вот семья на природе. Все дети и питомцы счастливо извиваются.
Вот семейная прогулка с коляской — простая графика.
А это картинка, где семья празднует Новый Год.
Вот семья дома играет в развивающую веселую игру.
А это спортивная семья — все бегут в ногу.
А вот картинки, где семья отдыхает дома вечером на диване. Мама гладит мальчика. Папа играет с дочкой.
Вот семья на диване у телевизора, общаемся и совместно смотрим телепередачу.
А вот картинка, где семья кушает в пиццерии.
Картинки БАБУШКА И ДЕДУШКА
любящая семья для внуков.
Нигде так не накормят, как у бабушке. Нигде нет такой свободы, как рядом с дедушкой. Нигде тебя так не любят и не балуют как в семье у бабушки и дедушке.
Вот такие СЕМЕЙНЫЕ КУЧКИ в картинках. Много вариантов яркой графики на тему Семья. Эта статья помогла вам найти подходящий клип-арт под вашу задачу, или четкую графику для дидактических картинок детям. Картинки семьи — дарят искреннюю радость, всем кто их видит. Это напоминает нам о главных ценностях жизни — о нашей дружной семье. Картинки удобно скопировать в полный размер и распечатать.
Ольга Клишевская, специально для сайта Семейная Кучка.
на Ваш сайт.
semeynaya-kuchka.ru
Рисование на тему «Моя семья»
Рисование на тему «Моя семья».Цель: создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета.
Задачи:
1. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка.
2. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.
3. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании красками. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.
4. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа.
5. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.
Материал: Бумага белая формата А4. Акварель, гуашь.
Техническое оснащение: музыкальный центр Интеграция ; Коммуникация; Труд; Здоровье.
Ход НОД:
Воспитатель:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Кто для вас самый дорогой, любимый человек?(мама)
А ещё кто? (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)
Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Как одним словом можно назвать? (семья).
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!-
Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …
Правильно! Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Посмотрите на эту картину и скажите, кто изображён на ней? (семья)
Поиграем мы в игру «Угадай меня».
Кто на фотографии самый высокий? (папа)
Кто самый низкий? (сестра)
А кто среднего роста? (мама, брат).Я предлагаю вам сделать сюрприз для своей семьи! Порадовать своих близких людей – нарисовать и подарить им семейный портрет «Мама, папа и я».
Чтобы правильно изобразить человека, надо соблюдать пропорции тела. Для изображения человека вы можете воспользоваться схемой. (Во время рисования воспитатель обращает внимание на пропорции тела и передачу позы человек).
В первой части мы располагаем, что? (голову и шею).
Под головой мы проводим горизонтальную линию. Это что? (плечи).
Следующие 2 части, это что? (тело).
Рисуем вторую горизонтальную линию. Что тут будет располагаться? (тазовая часть).
Следующие 2 части, это что?(ноги).
Ноги у человека две. Значит мы подрисовываем ещё одну ногу. Слегка отводим в сторону. Она тоже будет состоять из двух частей.
Почему у ног две части?(ягодицы и голень, между ними есть коленная чашечка).
Где рисуем руки?.( в плечевой части).
Руки слегка разведены в стороны, состоят из двух частей.
Одеваем семью с помощью краски и геометрических фигур.
Голова какой формы? (круглой или овальной).
Папе одеваем свитер — рисуем прямоугольник в районе тела. Рукава -неотрывно проводим прямые линии на руках.
На ноги одеваем брюки — неотрывно проводим прямые линии, можно пошире.
В чём ходит мама? (В платье).
Какой формы можно нарисовать маме платье? (треугольной).
Ноги и руки — неотрывно проводим прямые линии.
Ребёнка одеваем в зависимости от пола: это может быть мальчик или девочка.
Каким приёмом можно нарисовать кисти рук и обувь на ногах? (приёмом примакивания).
Фломастерами прорисовываем глаза, нос, рот.
Пальчиковая гимнастика Дружная семейка
Раз уселась на скамейке/
Наша дружная семейка:
(пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец.
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться
(разогнуть мизинец)
Продуктивная деятельность детей:
Приступаем к работе…..
Анализ работ.
Воспитатель: Что мы рисовали сегодня? (семью).
Вера, найди портрет семьи самый яркий? Почему? (Яркие цвета использовали).
На каком портрете члены семьи дружные и веселые? Почему? (Улыбаются, держаться за руки).
Что больше всего вам понравилось рисовать?
Что было сложно?
Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга.
Я хочу вам пожелать, чтобы в вашей семье всегда были мир и дружба, уважение и любовь друг к другу.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК-ТЕСТ «Моя семья». ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРИТАЦИЯ
Тест «Моя семья»
Может использоваться для детей с 4-5 лет. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали. Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью».
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО! Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
- Ощущение от рисунка
- Последовательность рисования членов семьи, кто первый, кто последний
- Графическое изображение:
— кто выделен нажимом или цветом – этот член семьи в данный момент более значим
4. пропущен ли кто-то из членов семьи (с этим человек тяжелые эмоциональные отношения)
5. размер членов семьи
6. Стирает ли?
7. Исправляет ли?
8. Добавляет ли комментарии
9 Если рисует себя и какую-то часть тела выделяет (значит испытывает эмоциональное напряжение в этой части тела
10. если разделение между членами семьи (столбы, травка, деревья и пр.)
11. паузы между рисованием членов семьи: более 15 сек
12. если просим рисовать семью, а рисует других – травма, избегание
13. если увеличивает кол-во членов семьи – неудовлетворенность, нехватка общения
14. все за руки на рисунке – благополучие в семье
15. обратить внимание у кого не прорисовано лицо – эмоциональное отвергаемое отношение
16. большая голова – по мнению ребенка, самый умный в семье
17. то, что зачеркивает – вызывает тревогу
18. можно попросить сочинить сказку по рисунку (для терапии)
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку.
Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы.
Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Протокол исследования
по проективной методике «Рисунок семьи»
Ребенок________________________________Группа_________________________
№ | Выделяемые признаки. Содержание действий и поступков ребенка | Отметка о наличии признаков | Выводы |
1. | Реальное количество членов семьи ребенка. | Нарушение межличностных отношений. | |
2. | Наличие изолированных членов семьи, кто именно. | ||
3. | Последовательность изображения фигур и предметов. | Значимость, эмоциональная близость | |
4. | Расстояние между изображенными фигурами членов семьи. | Эмоциональная общность. Конфликтные отношения, недостаток эмоционального контакта, неудовлетворенность. | |
5. | Наличие барьеров, ограничений, рамок в рисунке. | ||
6. | Преобладание людей, предметов. Наличие животных. | ||
7. | Совместная деятельность членов семьи на рисунке. | Психологическое спокойствие. | |
8. | Изображение членов семьи со спины, в профиль. | Враждебность в семейной ситуации. | |
9. | Наличие агрессивных поз (руки в стороны, пальцы растопырены). | Враждебность. | |
10. | Размер изображений фигур (очень маленькие, очень большие). | Тревожность, неуверенность, низкая самооценка. Значимость. | |
11. | Особенности изображения глаз (преувеличенные, чрезмерно прорисованные, очень маленькие, зачерченные). | Тревожность, нежелание видеть что-либо. | |
12. | Особенности изображения ног (отсутствие ног или ступней, примитивное их изображение). | Низкая бытовая ориентация, уход от реальности. | |
13. | Особенности изображения рук (отсутствие рук, ладоней, чрезмерное их преувеличение у какого-либо члена семьи). | Проблемы в общении с членами семьи. | |
14. | Особенности изображения ушей (отсутствие, очень маленькие). | Нежелание слушать, слабое вербальное восприятие. | |
15. | Декорирование (особо четкое прорисовывание деталей). | Значимость объекта. | |
16. | Украшательство (изображение необязательных деталей). | Демонстративность. | |
17. | Наличие линии основания под изображением фигур. | Тревожность. | |
18. | Частые стирания деталей, фигур изображенных людей. | Негативные или позитивные переживания по отношению к объекту. | |
19. | Перерисовывание с лучшим или худшим результатом. | Показатель положительного или негативного отношения к объекту. | |
20. | Возвращение к доработкам уже нарисованных фигур, деталей. | Показатель значимости объекта. | |
21. | Самоисправления. | Показатель тревожности. | |
22. | Особенности штриховки (размашистая, жесткая, насыщенная). | Тревожность. | |
23. | Особенности изображения линий (слабая, прерывистая, с сильным нажимом). | ||
24. | Неравномерный нажим карандашом. | Эмоциональная неустойчивость. | |
25. | Зачеркивание изображений. | Показатель эмоционального отношения к объекту. | |
26. | Пауза более 15 сек (в начале, середине работы). | Эмоциональное отношение к объекту, проблемная сфера. | |
27. | Спонтанные комментарии ребенка в процессе работы. | ||
28. | Эмоциональные реакции на какой-либо объект. | ||
29. | Степень аккуратности исполнения работы. |
Беседа с ребенком по рисунку
1. Кто изображен на твоем рисунке?______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что они делают?_____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Кто из них самый счастливый и почему?_________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кому грустно и почему?_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
nsportal.ru
Нарисованные картинки про семью (19 фото) ⭐ Забавник
Серия нарисованных картинок про семью. Сюда вошли и незамысловатые детские рисунки. Смотрим и вспоминаем, как мы сами изображали на листе бумаги маму, папу и маленького себя.
Улыбающиеся лица.
Детский рисунок про семью.
Несколько картинок про семью.
Семейный ковчег.
Папа и мама с детьми выглядывают из окошка.
Подпиши членов семьи.
Семейные портреты.
Спорт вместе с семьей.
Семейное древо.
Карандаш рисует семью.
Радуга, папа, мама и я.
Ребенок нарисовал рисунок про свою семью.
zabavnik.club
План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Моя семья
Конспект непрерывной образовательной деятельности.
В подготовительной к школе группе по рисованию
Тема: « Моя семья».
Приоритетная образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, физическое развитие
Форма организации НОД: Совместная деятельность педагога с детьми.
Задачи: Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.
Индивидуальная работа: Дашей И., Сашей Б., Димой Д. упражнять в рисовании фигуры человека.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, практический.
Оборудование материал: Бумага белая формата А4, шаблон рамки, цветные карандаши .Репродукции работ художников с изображением семьи.
Предварительная работа:
Беседы о своих семьях.
Планируемый результат: Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.
Ход НОД:
Мотивация:
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку:
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я
Мы называемся вместе (семья).
Темой нашего занятия будет «Моя семья». Что такое семья? (Ответы детей).
Воспитатель: Семья – это родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка. Родные, которых мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся и кому желаем добра и счастья.
Семью почитали с древних времен и народ сложил много пословиц:
— «Мой дом – моя крепость».
— «На что и клад, коли в семье лад».
— «В гостях хорошо, а дома лучше».
— «При солнышке тепло, при матери добро».
— «Без корня и полынь не растет».
Поиграем мы в игру «Угадай меня».
Кто на фотографии самый высокий? (папа)
Кто самый низкий? (сестра)
А кто среднего роста? (мама, брат).Я предлагаю вам сделать сюрприз для своей семьи! Порадовать своих близких людей – нарисовать и подарить им семейный портрет «Мама, папа и я».
Чтобы правильно изобразить человека, надо соблюдать пропорции тела. Для изображения человека вы можете воспользоваться схемой. (Во время рисования воспитатель обращает внимание на пропорции тела и передачу позы человек).
Фигура человека состоит из скольки частей? ( из 5)
В первой части мы располагаем, что? (голову и шею).
Под головой мы проводим горизонтальную линию. Это что? (плечи).
Следующие 2 части, это что? (тело).
Рисуем вторую горизонтальную линию. Что тут будет располагаться? (тазовая часть).
Следующие 2 части, это что?(ноги).
Ноги у человека две. Значит мы подрисовываем ещё одну ногу. Слегка отводим в сторону. Она тоже будет состоять из двух частей.
Почему у ног две части?(ягодицы и голень, между ними есть коленная чашечка).
Где рисуем руки?.( в плечевой части).
Руки слегка разведены в стороны, состоят из двух частей.
Когда будете рисовать семью, не забудьте. Что папа самый высокий. Мама среднего роста. А ребёнок низкого роста.
Папу располагаем слева, маму по середине листа, ребёнка справа.
Одеваем семью с помощью краски и геометрических фигур.
Голова какой формы? (круглой или овальной).
Папе одеваем свитер — рисуем прямоугольник в районе тела. Рукава -неотрывно проводим прямые линии на руках.
На ноги одеваем брюки — неотрывно проводим прямые линии, можно пошире.
В чём ходит мама? (В платье).
Какой формы можно нарисовать маме платье? (треугольной).
Ноги и руки — неотрывно проводим прямые линии.
Ребёнка одеваем в зависимости от пола: это может быть мальчик или девочка.
Каким приёмом можно нарисовать кисти рук и обувь на ногах? (приёмом примакивания).
Фломастерами прорисовываем глаза, нос, рот.
Приступаем к работе.
Рефлексия:
Воспитатель: — Что мы сегодня рисовали? (Портрет семьи). Вы все постарались, у вас получились замечательные портреты своей семьи. Желаю вам, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
nsportal.ru
Тест «Рисунок семьи»
Тест «Рисунок семьи» — одна из самых популярных проективных методик, которую используют психологи в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Узнав, каким ребёнок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем малыша и эффективно помочь ему при их разрешении.
Для ребенка весь мир — это семья. Каким видит себя ребёнок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения? Как лучше узнать своего сына или дочь, посмотреть «глазами ребенка» на мир взрослых людей? В этом вам поможет несложная методика «Рисунок семьи».
Существует немало систем интерпретации результатов теста «Рисуем семью». И хотя все они дают достаточно точную картину отношений в семье, мы хотим предложить интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой. Символическое истолкование рисунка вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Заметим лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и не дает информации о его готовности или неготовности к школе.
С какого возраста можно применять тест «Рисунок семьи»?
До тех пор, пока изображенный ребенком человек напоминает шарик с ручкам и ножками, применять тест рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище ребенок начинает рисовать отдельно. Вот с этого моменты можно использовать методику.
Инструкция к тесту «Рисунок семьи»
Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется».
Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:
- Порядок заполнения свободного пространства.
- Порядок появления персонажей рисунка.
- Время начала и окончания работы.
- Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).
- Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.
- Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.
- По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.
Беседа с ребенком по рисунку
После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:
- Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
- Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
- Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
- Кто в семье самый хороший и почему?
- Кто самый счастливый и почему?
- Кто самый грустный и почему?
- Кто больше всех нравится ребенку и почему?
- Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
- Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?
Интерпретация результатов теста «Рисунок семьи»
Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым, и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».
Попросите автора подписать всех персонажей. Это тоже важный момент. Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата «Сашенька», а лежащую в коляске сестренку — «младшая сестра». Разница в эмоциональном отношении к ним сразу понятна. Информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков ( «Почему ты не любишь младшую сестричку?») Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал.
Обратите внимание и на неодушевленные предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные «отношения» между собой и персонажами рисунка. И ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам». А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама — с телефоном, а сколько — с ребенком и друг с другом.
Если на рисунке много предметов и мало людей, то это не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь — символ стабильности.
1. Оценка общей структуры
Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.
- Члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.
- Два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.
- Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.
- Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.
- Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.
- Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.
2. Определение наиболее привлекательного персонажа
Его можно выявить по следующим признакам:
- привлекательный персонаж изображается первым и помещается на переднем плане;
выполнен с большей любовью и тщательностью; - он выше и крупнее остальных персонажей;
- остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него.
Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.
Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребёнка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.
Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.
Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.
Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.
3. Ребенок о себе
Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.
Маленькая, слабая фигура, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.
Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.
Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.
4. Дополнительные персонажи и детали
Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных – кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.
На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.
Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.
Расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому персонажу надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.
Папа изображен в виде удочки или компьютера. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они не обязательно означают отсутствие эмоционального контакта персонажа с членами семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.
Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, как считает ребенок, наиболее интересна для него.
Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.
Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы деятельности для семьи. На рисунке одного ребенка было изображено три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.
Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.
Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.
5. Родительская пара
Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился.
Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.
Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребёнком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).
Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.
Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.
Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.
Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.
6. Идентификация
В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.
Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.
Идентификация со старшим братом/сестрой, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.
Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.
7. Отказ от изображения того или иного члена семьи
Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.
Если же ребенок отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.
Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего брата/сестру. Объяснения, такие, как «Брата я забыл нарисовать» или «Для младшего брата места не хватило» не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.
Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший брат/сестра просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.
Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего брата/сестру, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.
8. Прорисовка деталей
Глаза
Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи.
Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.
Если вы спросите ребенка, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ — «Чтобы слышать»! Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а прежде всего критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж «без ушей» вообще может игнорировать то, что о нем говорят.
Рот
Рот для ребенка — символ нападения — чтобы кусаться, кричать, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими и (или) затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Но это не означает, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши — чтобы слушаться.
Шея
Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу.
Шея в графической интерпретации — способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). На рисунке появляется шея тогда, когда у ребенка появляется способность контролировать и управлять своими чувствами.
Тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет — не способен.
Встречаются рисунки, где у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребёнок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа — когда захочу! И конфет есть так много — как мама»!
Длинная и тонкая шея, говорит о конфликте в сознании автора между разумом и чувствами, который решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.
Голова
У того персонажа, чья голова больше, тот и умнее.
Если в рисунке что-то будет совсем непонятным (например, ребенок может изобразить так называемый «римский бюст» — фигуры людей будут изображены по пояс да еще обведены в рамочку) лучше не фантазировать, а вообще отказаться от интерпретации.
Литература:
- Тест «Рисунок семьи» / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.
sad-sosenka.ru
Интерпретация детского изображения по методике «Моя семья», проективный тест
Случается, что родители не могут сами понять, почему ребенок начал вести себя иначе, стал замкнутым, необщительным. Ребенок не желает рассказывать о своих проблемах или переживаниях своим родителям. Случается, что изменения поведения замечают воспитатели или учителя. Дети, у которых проблемы с родителями, не всегда идут на контакт. Поэтому взрослым приходится пользоваться услугами детского психолога.
Существует множество тестов, чтобы узнать об отношениях в семье. Но стоит помнить, что не все дети будут рассказывать о своих проблемах или волнениях. Поэтому чтобы малыш не чувствовал себя, как на допросе, психологи применяют рисуночный тест «Моя семья». Интерпретирование детского рисунка может рассказать многое о ребенке и его проблеме.
Тест позволяет узнать, какие взаимоотношения внутри семьи. Проективная методика «Рисунок семьи» — это самый информативный способ диагностировать проблему. С его помощью психолог может узнать, как ребенок относится к близким. Ведь малыши видят мир не так, как взрослые. Поэтому родители могут и не видеть проблемы. По рисунку можно увидеть, как родители относятся к ребенку. Тест «Моя семья» рассчитан для детей 4–5 лет и старше. А также его можно применять для взрослых.
Во время прохождения данной методики необязательно рисовать людей. Можно изображать близких в виде животных или машин, фигур или цветов. Главным в интерпретации рисунка семьи будет:
- расположение;
- штриховка;
- размер;
- цветовая гамма и т. д.
Тестируемого можно расспросить, кто изображен на рисунке, чем они занимаются. Это также имеет ценность в диагностике.
Описание теста «Моя семья»
Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.
Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.
После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:
- Кого ты нарисовал? А где они находятся?
- Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
- Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
- Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
- Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
- Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
- Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
- У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?
Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».
Интерпретация рисуночного теста «Моя семья»
Изображение, нарисованное ребенком, является отображением его взаимоотношений с другими членами семьи. Через рисунок он передает то, как он их видит и какую роль он отводит каждому в семье.
Анализ групповой композиции рисунка
Тестируемый изобразил семью, члены которой находятся рядом друг с другом. На картинке они могут быть просто изображены рядом или заняты общим делом. Или противоположный вариант, когда члены семьи нарисованы на расстоянии друг от друга. Такая интерпретация рисунка семьи показывает как реальную ситуацию в семье, так и желаемую ребенком. Возможно, ему уделяют мало внимания и он мечтает проводить с родителями больше времени, или же семья действительно дружная и все делается вместе.
Если на рисунке все держатся за руки, то это можно понимать двояко. Или же в семье все отлично, или ребеночек хочет чтобы так было.
Двусмысленно также будет изображение двух человек, стоящих рядом. Возможно, между этими людьми действительно теплые отношения или же крохе хочется, чтобы это стало реальностью.
Если один из персонажей отдален от общей картины, означает что он держится от всех на расстоянии и ребенок эту отчужденность заметил.
Размещение одного из персонажей выше других или ниже, говорит о том что он главный в семье, если ниже — его влияние минимальное. Например, младшая сестра нарисована выше всех, то есть непосредственно она распоряжается всеми.
Диагностирование самого привлекательного персонажа
Диагностирование самого привлекательного персонажа можно провести по таким признакам:
- он был нарисован первым, его в основном размещают на фронтальном плане рисунка;
- его нарисовали крупнее других;
- этот персонаж нарисован с любовью;
- вокруг него нарисованы остальные персонажи. Они смотрят в его сторону.
Малыш может нарисовать его в необычной одежде или же прорисовывает какие-то детали и такие же рисует на своей фигуре — так он сравнивает себя с ним.
Размер нарисованных персонажей также играет немаловажную роль в проектированной методике «Рисунок семьи». Кроха рисует большого размера того члена семьи, с которым хорошие отношения. Например, он нарисовал большим папу. Это можно понимать, что с отцом ребенку комфортно находиться рядом, ему нравится проводить с ним время. Отношения с мамой у малыша или натянуты или имеют меньшее для него значение. Менее значимые персонажи изображаются вдалеке от остальных и рисуются последними маленького размера. Но также ребеночек может зачеркнуть или стереть этого малозначимого персонажа.
Стоит обратить внимание и на штриховку, и на нажим. Если во время рисования какого-либо персонажа тестируемый давит на карандаш, это означает, что данный персонаж вызывает у него чувство тревоги.
Если малыш рисует себя близко возле папы или мамы, значит, он отдает свое предпочтение данному родителю.
Главным фактором, определяющим предпочтения малыша, является расстояние между членами семьи. Именно это расстояние является психологической дистанцией. Дети изображают близких людей рядом с собой.
Ребенок о себе
Выделяя себя среди остальных детей, ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, отодвинув на задний план остальных членов семьи.
Преувеличенная фигура ребенка рядом с отцом означает, что малыш старается равняться во всем на отца. Так он выражает чувство соперничества, он хочет быть таким же авторитетным в семье, как и отец.
Чувство опеки и беспомощности будет выражено маленькой детской фигурой, окруженной родителями. Он хочет чтобы о нем заботились и уделяли ему внимание. Возможно, это связано с усиленной опекой над ненаглядным чадом и он привык к такому обращению с ним. В основном такое бывает, когда в семье один ребенок. Своей несамостоятельностью и слабостью дети очень часто манипулируют взрослыми, чтобы получить больше внимания.
Кроха тщательно прорисовывает свою фигуру на рисунке — так он показывает, что жизнь вращается вокруг него, он уникальный. Это также говорит о том, что родители вкладывают все силы в ребенка, чтобы воплотить в нем все несбывшиеся мечты. В такой семье детские желания на первом плане, а родители выполняют второстепенную роль.
Дополнительные персонажи
Изображение на рисунке несуществующих людей, не относящихся к семейному кругу, или животных говорит о том, что ребенок пытается заполнить пустоту, ему не хватает тепла во взаимоотношениях с родителями. Или же это можно расшифровать как недостаток эмоциональных связей. Дети, у которых нет родных братьев и сестер, могут изобразить двоюродных как членов своей семьи. Изображая зверушек, ребенок показывает, что ему не хватает общения с другими детьми, он желает играть с ровесниками, ему нужен постоянный компаньон в играх, чтобы он мог общаться с ним на равных.
Выдуманные персонажи говорят о неудовлетворенных детских потребностях. Недостаток удовольствия в настоящей жизни кроха удовлетворяет в своих воображениях и мечтах. Расспросив ребенка об этом персонаже, можно понять, чего же ему не хватает.
Если дошкольник изображает одного из членов семьи как домашнее животное, в реальности не существующее, то так он показывает, что ему мало любви и он желает ее обрести от этого человека.
Изображение родителей
Зачастую ребенок рисует обоих родителей. Папа выше всех слева, потом мама и остальные члены семьи. Но следует помнить, что ребенок может изображать желаемое, а не реальность. Это случается в неполных семьях. Малыш рисует отсутствующего члена семьи, тем самым показывает, что он хочет, чтобы папа или мама были рядом. Если родители развелись, он может так показать свое желание, чтобы родители снова сошлись.
Изображение одного родителя показывает, что ребенок прошел адаптацию и принял существующую реальность. Или же фигура одного из родителей может быть изолирована. Этим способом ребенок показывает свое желание быть с родителем противоположного пола. Вызванная ревность эдиповым комплексом вполне нормальное явление у детей, которые еще не достигли полового созревания.
Иногда дети рисуют или отца, или мать огромного размера. Это свидетельствует о том, что он является доминирующим членом семьи. Этот взрослый угнетает независимость ребенка и его инициативы. Ребенок показывает подавление своей воли, враждебность, страх перед этим человеком. Иногда дети рисуют также большие руки, что может означать диктаторское отношение. Если один из взрослых изображен небольшого размера с маленькими ручками или без них, это можно истолковывать как неуважение и игнорирование к данному близкому человеку.
Нежелание рисовать одного из членов семьи
Случается что дошкольник отказывается рисовать одного из членов семьи. На вопрос: «Почему ты не нарисовал брата?» малыш может ответить, что не хватило места или забыл. Помните, ничего не происходит случайно. Такая «забывчивость» или «нехватка места» может означать переживания и какие-то чувства к данному члену семьи. В основном дети из-за ревности к родителям не изображают младших сестер и братьев, потому что, как считают, именно им достается больше любви и родительского внимания. В реальности дети не проявляют агрессии, но во время рисования она может показываться на рисунке отсутствием младших детей.
Случается, что кроха изображает младших членов семьи, но при этом не изображает себя. Так, он ассоциирует себя с братом или сестрой, которым приходится большая часть родительского внимания. Если ребенок не изображает кого-то из родителей, это может быть негативное отношение к нему.
Ребенок, который чувствует себя в семьи одиноко, рисует свою фигуру вдалеке от всех. Или же он может не нарисовать себя. Это тоже показывает отчужденность и одиночество. Он также чувствует себя неполноценным, у него занижена самооценка. Такое может быть, если взрослые очень часто критикуют малыша, ставя в пример старших детей.
psiho.guru