Как называют группу социально психологического тренинга: Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология

Тренинг в социальной работе, Понятие тренинга и его функции в социальной работе — Психология социальной работы

yurii Фев 25, 2023


< Предыдущая
  Оглавление
  Следующая >


5.1. Понятие тренинга и его функции в социальной работе

Одной из основных проблем клиентов социальной сферы являются трудности общения, взаимопонимания и взаимодействия с другими людьми. Работа специалистов «помогающих профессий» — психолога, педагога, социального работника — часто направлена на обучение клиентов навыкам, позволяющим успешно справляться с жизненными трудностями, и в первую очередь коммуникативным навыкам. Хорошо зарекомендовал себя в этом направлении социально-психологический тренинг. Для проведения этого вида тренинга необходимо специальное обучение, которое проводится в рамках дополнительного образования. Вместе с тем освоение данной деятельности начинается с изучения теоретических представлений о тренинге и участия в тренинговых программах. Сделаем первый шаг в приобретении знаний о работе специалиста социальной сферы в тренинговом формате.

Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет много значений. Это обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Тренинг — это совокупность приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.

Общепризнанного определения понятия «тренинг» не существует. Ученые выделяют различные аспекты данного вида психологической работы. Так, Л.А. Петровская определяет социально-психологический тренинг как средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения.

Для определения тренинга часто используют термин «психологическое воздействие».

Однако воздействие само по себе не может служить целью тренинга и его пользователей. Тренинг это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Общепризнанным основателем тренинговой формы психологической работы считаются К. Левин и его ученики, которые впервые начали проводить тренинговые занятия на повышение компетентности в общении, называя такую форму работы Т-группами. Основная идея таких групп была в том, что люди живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин высказал идею, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в группе, поэтому, чтобы выработать новые эффективные формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

Успешная работа учеников К. Левина легла в основу Национальной лаборатории тренинга в США.

Большой вклад в развитие тренинговой формы работы внесла гуманистическая психология К. Роджерса, которая легла в основу тренинга социальных и жизненных умений. В зависимости от подхода к участникам тренинга жизненных умений учеными были выделены три основные модели, которые включали различное количество развиваемых жизненных умений:

Модель 1: решение проблем, общение, настойчивость, уверенность в себе, критичность мышления, умение самоуправления и развития R-концепции.

Модель 2:межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.

Модель 3:эмоциональный контроль, межличностные отношения, самопонимание, финансовая самозащита, самоподдержка, концептуализация опыта.

Автором социально-психологического тренинга как метода работы считается М. Форверг, предложивший в качестве средств тренинга ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков.

Специалиста, который организует групповую работу в формате тренинга, называют «ведущим тренинговых программ», или просто «тренером».

Предметом работы тренера всегда являются определенные психологические феномены, заданные выбранной проблематикой и поставленными целями, в зависимости от которых работа направлена:

o на поведенческие образцы (паттерны), конкретные действия в определенных обстоятельствах;

o личностную или групповую динамику;

o определенное состояние участников группы;

o когнитивные аспекты поведения;

o выработку определенных навыков и т.д.

Ученые выделяют основные задачи, которые решаются в процессе тренинга. Это помощь участникам в изменении существующей до начала работы (неэффективной, неадекватной и т.п.) системы отношений, представлений, умений.

Выполнение поставленных задач связано с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека. Особое внимание при этом уделяется коррекции и развитию системы отношений человека.

Целью социально-психологического тренинга является повышение компетентности в общении. Важным аспектом при этом является ограничение области базового социально-психологического тренинга. В тренинге коммуникативной компетентности речь идет о деловом, инструментальном, а не личностном общении.

Определение видов общения, которые традиционно включаются в область тренинга, приведены в табл. 7.

Таблица 7

Виды общения, включаемые и не включаемые в содержание

Тренинга

Источник: Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2004. — С. 12.

Вместе с тем в практике социальной работы большое внимание уделяется личностному общению, поэтому тренинг личностного роста, где в центре внимания находятся психологические проблемы внутреннего характера, проводится специалистами как индивидуально, так и в группе.

Клиенту (человеку, «не посвященному» в тайны научной психологии), трудно представить, как можно тренировать уверенность в себе, умение «регулировать» рабочие и семейные отношения, правильно общаться с детьми, супругом или супругой, коллегами по работе, а также тренировать собственную успешность, эффективное руководство людьми, противостоять манипуляциям со стороны других людей и многое другое. Не просто понять, за счет чего происходят изменения с людьми, посетившими психологические тренинги.

На сегодняшний день существует большое количество различной литературы по развитию коммуникативных навыков. Это и научная, и популярная литература, доступная практически любому человеку. Однако рекомендации, почерпнутые клиентом во время совместной со специалистом работы, знания, приобретенные из книг и лекций на интересующую тему, можно освоить исключительно на практике. Прежде чем человек приобретет определенный навык, он должен несколько раз сделать это правильно — именно сделать, а не прочитать об этом. Причем уникальность тренингового пространства заключается в том, что совершаемые в нем ошибки не влекут за собой серьезных последствий, как это происходит в жизни. Здесь можно очень четко рассмотреть, что именно мешает добиться успеха в тех или иных взаимоотношениях, в той или иной деятельности. Именно в этом и заключается основная задача психологического тренинга — на практике отрабатывать те приемы, которые хотелось бы освоить, чтобы потом в жизни уметь правильно ими пользоваться.

Большое значение здесь имеют безопасные условия, которые создает тренер в работе с группой. Безопасные — это значит, что можно ошибаться и пробовать снова, экспериментируя, подбирать то, что подходит конкретному человеку.

В процессе тренинга возникает много эмоций, но после окончания тренинговой работы яркость постепенно стирается, а перемены не спешат преобразовывать жизнь. Все встает на привычные места, и от полученного эффекта не остается и следа. Оказывается, что в тренинговом пространстве было много помощников — тренер, участники, которые поправляли ошибки, поддерживали, если что-то шло не так.

А в повседневной жизни нужны собственные усилия и время. Поэтому большое значение для воплощения полученных в результате тренинга знаний и умений в жизнь имеет посттренинговое сопровождение клиента.

Таким образом, эффективность любого психологического тренинга складывается из трех слагаемых: практики; активности и желания участника изменить что-либо в себе или в своем поведении, а также поддержки полученных на тренинге знаний в реальной жизни самим участником. В этой связи тренер-специалист социальной сферы должен предусмотреть в своей работе посттренинговое сопровождение клиента, возможность организации самостоятельной работы клиента по формированию навыков, которые были в центре внимания тренинга.

< Предыдущая
  Оглавление
  Следующая >

Психологический тренинг: лечит или калечит? — 21 ноября 2011

Различные тренинги становятся все более популярными в современном обществе. С помощью этой формы психологической работы теперь можно буквально все – начиная от прорабатывания какого-то отдельного навыка и заканчивая решением глубоких личностных проблем. Но, как показывает практика, к таким мероприятиям нужно относиться, по крайней мере, ответственно, а иногда даже осторожно.

Самые жестокие психологические эксперименты

Психология – наука молодая, однако и она за свой недолгий период существования успела порядком «пошалить». Примеров психологических экспериментов, которые по праву сейчас называют чудовищными, в психологической практике накопилось достаточно. Один из них был проведен в 1920 году Джоном Уотсоном, отцом бихевиористского направления в психологии, который занимался исследованиями природы страхов и фобий.

Изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у девятимесячного мальчика Альберта. Вначале у ребенка крыса испуга не вызывала, он спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов малыш начал избегать контакта с животным, пугался и плакал.

Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, ему так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.

В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят. Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в «негативной» группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни.

Известный психолог Филипп Зимбардо в 70-е годы решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичные для них условия тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей. Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев в количестве 24 человек разделили на «заключенных» и «надзирателей». Предполагалось, что «заключенные» изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации. «Надзирателям» не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей. Вначале студенты не очень-то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями».

Казалось, обе стороны абсолютно забыли, что все это – всего лишь эксперимент. Хотя исследование было запланировано на две недели, оно был прекращено досрочно, всего через шесть дней, по этическим соображениям.

Когда из-под ног выдергивают ковер

Существует мнение, что пользы от тренингов практически никакой – человек, пытаясь освободиться от своей надоевшей личины, словно покупает новую личность за деньги (тренинги – удовольствие не из дешевых). Однако в результате вместо того, чтобы самому учиться противостоять существующей реальности, набивать шишки, становиться ярче, сильнее, он натягивает на себя другую личину, которая никогда не сможет органично срастись с ним. После тренинга он становится похож на спортсмена-боксера, которого научили профессионально бороться с грушей, но когда он выходит на ринг с реальным партнером, то таких умений оказывается недостаточно.

«Тренинг можно разделить на две основные группы: обучающие-развивающие и терапевтические, – рассказывает директор центра психологии Альфия Кабирова. – При выборе тренинга следует четко понимать, что тебе нужно: либо развить в себе какое-то качество, определенный навык или же решить психологические проблемы». Психофизические тренинги предъявляют больше требований к тренеру, который, как минимум, должен побеседовать с клиентом и понять, решаема ли проблема в рамках данного тренинга. Обучающие и развивающие тренинги более легкие в этом смысле, их больше, как и специалистов, проводящих подобное обучение. Опасность могут представлять именно терапевтические тренинги, на которых предполагается, что человек избавится от своих внутренних проблем.

«Люди, приходя на тренинг, раскрываются зачастую с самой болезненной стороны. А словом можно травмировать душу. Если человек сбежит с середины тренинга, грубо говоря, с «распоротым животом», то сам долго и тяжело будет ее залечивать. Профессиональный тренинг нужно пройти до конца, потому что времени на залечивание себя, восстановление уйдет много, да и проблема не решится. Для того, чтобы не было проблем, тренера необходимо выбирать тщательно. Особенно приезжих, которых часто профессионалы не знают – так называемые гастролеры-целители. У специалиста может быть шикарное образование, но он не обладает талантами педагога», – говорит Альфия Кабирова.

«В своей практике мы зачастую встречаемся с негативными последствиями после посещения тренинга, – рассказывает заведующая кафедрой психиатрии Татьяна Раева. – Тренинг нацелен на формирование каких-то определенных навыков, которых не хватает человеку – коммуникативных, сенситивных. То есть, ставится четкая цель с ясными формулировками. Но есть тренинги с неопределенной целью – например, тренинги личностного роста. Личностная зрелость происходит в процессе проживания человеком каких-то жизненных ситуаций, именно такой опыт провоцирует рост личности, ее зрелость».

Тренинги наполнены массой всяких технологий и порой очень разумных, но за счет этой расплывчатости вместо пользы у человека появляется некий внутренний «раздрай», говорит Татьяна Викторовна. «Были случаи, когда к нам приходили пациенты и жаловались на отсутствие внутренней стабильности. Они перестают понимать, какое решение принять, что хорошо, что плохо, постоянно сомневаются в себе. Я знаю, что на таких тренингах может подниматься прошлое. Но зачем его поднимать? Тем более что в рамках нескольких дней все это разворошенное проработать невозможно. У человека словно выдергивают ковер из-под ног, он еще не упал, но опоры уже нет», – продолжает она.

Еще один негативный пример влияния – когда тренинги ставят красивую цель, а в итоге все оказывается банальным бизнес-проектом. Тренерам нужно просто зарабатывать, поэтому они мотивируют клиентов, чтобы они возвращались и проходили еще и еще один уровень. Бывают и более неприятные варианты тренингов, когда тренер, по сути, заменяется на слово «учитель» и формируется очень выраженная психологическая зависимость от группы, которую называют группой личностного роста. Особенно в больших городах часто происходит такое явление. Человек приезжает в мегаполис и понимает, что он совершенно одинок, в итоге попадает в секту. Это далеко от психологической помощи, уверена Татьяна Раева.

Зажигаем «маячки»

Безусловно, тренинги – не вездесущее зло, дело это полезное, если тренер хороший и ученик не ленивый. Но лучше заранее подготовиться к такому ответственному мероприятию. На тренинг надо идти, четко осознавая – зачем идешь, с какой целью. За компанию туда не ходят.

«Тренинг не должен обещать золотых гор: например, избавить от близорукости. Если бы так было, то весь мир бы уже не страдал от этого заболевания. Сам анонс тренинга должен описывать механизм, за счет которого будет достигнута терапевтическая цель. Если это не заявлено в анонсе, то должно быть объяснено при предварительной встрече. Беседуя с тренером, можно оценить, насколько доступно и качественно он излагает информацию. Говоря заумным языком, зачастую хотят скрыть свою некомпетентность. Надо смотреть отзывы, изучить репутацию тренера. Ведь это дело ответственное», – советует Альфия Кабирова.

При обучающих и развивающих тренингах опасности минимум, считает психолог. Но опять же часто такие тренинги проводят не психологи, подобное обучение сродни сетевой секте. В таких компаниях под вывеской развивающего может скрываться тренинг с психотерапевтическими элементами. В развивающих тренингах никаких волшебных методов быть не должно.

Еще один значимый показатель – не стоит идти туда, куда вас активно зазывают. У сетевых сектантских тренингов даже есть свои программы по завлечению людей. В развивающих тренингах могут быть ступени, но они не должны задевать личностные проблемы человека. Есть такие тренеры, которые берутся за развивающий тренинг, а потом вдруг начинают лечить клиента. Это делать категорически нельзя. Тогда можно сразу разворачиваться и уходить.

У нас нет лицензирования психологической деятельности. Это привело к тому, что оказанием подобных услуг занимается все, кто угодно, и не факт что у подобного «профессионала» вообще есть образование. Нужно изучать отзывы – они не должны быть восторженны, эйфория – это показатель нездоровья. Здоровый, гармоничный человек умеет умеренно выражать эмоции. Если человек бьется в радостной истерике после тренинга, значит пошло что-то не так.

Качественный специалист никогда не будут предлагать себя в качестве костыля на долгие годы. С осторожностью надо также относиться ко всем научно не доказуемым методам. Все, что касается эзотерики, парапсихологии. В классической психологии все подходы, методы имеют доказательную базу, они научно обоснованы.

«На самом деле в работе группы есть огромный потенциал, ведь это модель общества. Но группа может быть деструктивной, – говорит Татьяна Раева. – К сожалению, сам человек не видит эту деструктивность. Хотя индикатор эффективности тренингов достаточно прост – определенную работу мы проводим для того, чтобы добиться результатов в реальной жизни. Но когда ничего не улучшается, то какой смысл в этой работе? Реальная жизнь заменяется иллюзорной. На любой тренинг должен быть строгий отбор – это основа эффективной работы, так как противопоказания обязательно существуют. Для групповой работы предпочтительнее проблемы, которые носят межличностный характер».

Жить без костылей

Для кого-то хождение на тренинги – это своего рода образ жизни. На самом деле, если это терапевтический тренинг, то чаще чем раз в полгода его посещать нельзя, так как в этот период должно происходить воздействие, идет терапевтический процесс. «Задача терапевтических тренингов – сделать так, чтобы человек, сегодня получив помощь, в дальнейшем он бы справлялся сам. Цель – научить клиента самостоятельно решать проблемы, без помощи психотерапевта или психолога – «костылей», это критерий профессионализма специалиста. Иногда бывает необходимо два или три раза пройти терапевтический тренинг, но это только в том случае, если проблемы клиента действительно глубоки, обширны. Но и тогда должны быть большие перерывы. Это процесс трепетный, щепетильный, деликатный», – советует Альфия Кабирова.

«Для выбора специалиста лучше использовать такой древний способ – опросить друзей, знакомых, родственников. Кроме того, необходимо собрать информацию в Интернете, сделать ее анализ. Осторожно нужно относиться к рекламе – это вещь неоднозначная в нашем обществе. Психотерапевты очень загружены, конкуренции здесь нет, работы всем хватает, поэтому как таковая реклама им не нужна», – говорит Татьяна Раева.

По словам Татьяны Викторовны, помощь могут оказать не только специалисты, но люди, находящиеся рядом. Так, за рубежом очень развито движение групп самопомощи. Например, есть тяжелый больной в семье, и эта проблема объединяет нескольких людей, как правило, родственников, которые общаются, поддерживают друг друга, делятся практическим опытом, оказывают эмоциональную поддержку. У нас в России такие группы не прививаются – трудно сказать, по каким причинам.

Что такое хорошо и что такое плохо

«У меня есть опыт взаимодействия и с тренерами в рамках курса личностного роста, и частные консультации, – рассказывает руководитель фирмы Елена. – Впечатление двоякое. С одной стороны, в тренинге личностного роста очень жесткие правила (иногда до жестокости – не все участники готовы и не все выдерживают), с другой стороны – абсолютно невозможно на сто процентов быть уверенным, что с тобой работают по разрешенным (лицензированным или сертифицированным) программам. Риск, что ты окажешься в ситуации для тебя очень неоднозначной».

«У меня, – говорит Елена, – был явный взлет после одной из программ – в моей жизни произошли яркие перемены, и я точно знаю, что тот багаж, который я вынесла с этих занятий, лег на благодатную почву и дал хорошие результаты в моей жизни. Были изменены некоторые собственные установки. Но вместе с тем я видела людей, для которых эти перемены были губительны, и не факт, что они решились бы что-то менять в своей жизни, если бы не эти тренинги. А ответственность – вся на человеке. И результат может быть разным. Психика – очень тонкая материя. И быть тренером и взять такую ответственность на себя – это не просто. Но и не все могут, но берут ее… по сути, не отвечая за результат».

Ну и, конечно, любой психотерапевт всегда говорит о том, что все решения человек принимает сам, и у психотерапевта нет гарантий, ведь он не предлагает решений, он лишь помогает человеку принять эти решения. И важно, чтобы этот специалист все-таки действительно осознавал свою ответственность и понимал «что такое хорошо, что такое плохо». Зачастую консультация дорога, а эффекта ноль. Кто в этом виноват? С одной стороны – психотерапевт оказал платную услугу, но она оказалась некачественной. И ответственность несет пациент-клиент.

«Кто мы для тренеров, психологов, психотерапевтов – клиенты или пациенты? Ответим на вопрос – поймем, кто перед нами, врач или продавец, оказывающий платную услугу, сможем выбрать и понять, надо ли с ним иметь дело. Решает каждый сам», – делает вывод Елена.

Тренировка чувствительности | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Теория социальной фасилитации: определение и примеры

  • Социальная фасилитация относится к обнаружению того, что люди иногда проявляют повышенный уровень усилий в результате реального, воображаемого или подразумеваемого присутствия других.
  • Эта концепция была впервые сформулирована Норманом Триплеттом в 1898 году, когда он заметил, что производительность велосипедистов повышается (помогает) при групповых тренировках.
  • Психолог Флойд Олпорт в 1920 году назвал это социальной поддержкой.
  • Существует два типа социальной фасилитации: эффекты совместного действия и эффекты аудитории.
  • Последующие исследователи обнаружили, что производительность улучшилась в результате присутствия других (социальная поддержка), в то время как другие обнаружили, что она ухудшилась (социальное торможение).
  • Происходит ли социальная помощь или нет, зависит от типа задачи: люди, как правило, испытывают социальную помощь, когда они знакомы с задачей или хорошо усвоили навыки. Однако социальное торможение (снижение производительности в присутствии других) возникает при выполнении сложных или новых задач.

Социальная фасилитация — это улучшение выполнения задачи в присутствии других (аудитории, участника, соактера) по сравнению с их выполнением в одиночку.

История и происхождение

Эффекты совместного действия

Возможно, первый лабораторный эксперимент социальной психологии в этой области был предпринят Норманом Триплеттом в 1898 году. В своем исследовании рекордов скорости велосипедистов он заметил, что гонки друг против друга скорее чем только по часам, увеличилась скорость велосипедистов.

Он попытался воспроизвести это в лабораторных условиях, используя детей и рыболовные катушки.

Было два условия: ребенок один и дети парами, но работающие в одиночку. Их задачей было намотать заданное количество лески, и Триплетт сообщает, что многие дети работали быстрее в присутствии партнера, выполняющего ту же задачу. Эксперименты Триплетта демонстрируют эффект совместного действия:

Эффект совместного действия: Эффект совместного действия относится к явлению, при котором повышение производительности задачи достигается простым присутствием других, выполняющих ту же задачу. Примером может быть бег на 100 метров против кого-то.

Эффект совместного действия может сработать, если вы обнаружите, что лучше работаете в библиотеке, чем дома, где так же тихо (и так далее).

Другие исследования эффекта совместного действия включают Chen (1937), который заметил, что рабочие муравьи выкапывают более чем в три раза больше песка на одного муравья при работе (без сотрудничества) вместе с другими муравьями, чем при работе в одиночку.

Платт, Якш и Дарби (1967) обнаружили, что животные съедают больше своей пищи, если присутствуют другие представители их вида.

Эффекты аудитории

Социальная фасилитация происходит не только в присутствии соактера, но и в присутствии пассивного зрителя/аудитории. Это известно как эффект аудитории.

Дашиелл (Dashiell, 1935) обнаружил, что присутствие аудитории способствует умножению испытуемых за счет увеличения числа выполненных простых умножений.

Эффекты аудитории: Эффект аудитории относится к типу социальной фасилитации, при которой на поведение человека влияет присутствие других (аудитории), что вызывает доминирующую реакцию человека.

Трэвис (1925) обнаружил, что хорошо тренированные испытуемые лучше справлялись с психомоторной задачей (ротор преследования) перед зрителями. Однако Пессин (1933) обнаружил противоположный эффект аудитории, а именно то, что испытуемым требовалось меньше попыток выучить список бессмысленных слов, когда они были одни, чем когда они находились перед аудиторией.

Таким образом, кажется, что степень социального облегчения или торможения зависит от характера взаимодействия между задачей и исполнителем.

В некоторых случаях присутствие соисполнителей/зрителей улучшало качество исполнения (Dashiell 1935), но у других ухудшало качество (Пессин, 1933).

Какие виды поведения улучшаются в присутствии других, а какие ухудшаются?

Возникает ли социальная помощь или нет, зависит от типа задачи: люди, как правило, испытывают социальную помощь, когда они знакомы с задачей или хорошо усвоили навыки.

Однако при выполнении трудных или новых задач возникает социальная заторможенность (снижение работоспособности в присутствии других).

Социальная помощь

Считается, что социальная помощь включает три фактора:

Когнитивные факторы (конфликт отвлечения и внимание)

Конфликт отвлечения внимания (Barron, 1986) внимание к человеку и уделение внимания задаче, влияющей на производительность.

Этот конфликт внимания побуждает человека уделять больше внимания задаче и, следовательно, повышает производительность при выполнении простых хорошо усвоенных задач.

Аффективные факторы (беспокойство быть оцененным)

Согласно Cottrell (1968), для социальной фасилитации важно не присутствие других людей, а боязнь быть оцененным ими.

Мы знаем, что одобрение и неодобрение часто зависят от оценок других, и поэтому присутствие других вызывает приобретенное влечение к возбуждению, основанное на тревоге оценки.

Зрители возбуждают нас, потому что мы узнали, что они оценивают наше выступление; мы считаем, что они не просто пассивные зрители.

Такое опасение при оценке производительности усиливает влечение/возбуждение

Физиологические факторы (влечение и возбуждение)

Согласно Zajonc, поведение, которое является либо инстинктивным, либо очень хорошо изученным/наработанным, улучшается, тогда как новое или сложное поведение ухудшается .

Фундаментальное утверждение Zajonc (1966) состоит в том, что «аудитория препятствует получению новых ответов и способствует распространению хорошо изученных ответов».

Его важнейший теоретический вклад заключался в том, что присутствие других усиливает испускание доминирующих реакций.

Объяснение Зайонца основано на теории мотивации Кларка Халла, которая утверждает, что высокий уровень возбуждения/драйва приводит к тому, что сейчас называется стрессом, и вызывает привычное поведение (часто неправильное).

Присутствие других усиливает возбуждение и в сочетании с возбуждением, вызванным трудной или незнакомой задачей, приводит к стрессу и, как следствие, к плохой работе.

Дополнительное возбуждение, вызванное присутствием других, уводит нас за пределы оптимального уровня возбуждения и приводит к тому, что доминирующей реакцией становится то, что мы можем сделать легко, а не что-то новое или требовательное. Это подтверждается теорией оптимального возбуждения Йеркса-Додсона.

Доминирующая реакция — это просто реакция, которая с наибольшей вероятностью возникает при наличии данного набора стимулов. Если задача дается человеку легко, то доминирующим ответом будет правильный (т. е. наиболее вероятный), и поэтому аудитория/соисполнитель помогает выявить это. В сложной задаче доминирующим ответом является неправильный(е) (т. е. снова наиболее вероятный), и поэтому аудитория/соисполнитель помогает выявить это.

Социальная фасилитация и социальная леность

Однако бывают случаи, когда присутствие других людей имеет противоположный эффект. То есть иногда мы не так усердно работаем в присутствии других, как в одиночестве, особенно если за нашим поведением не следят. Это явление известно как социальная леность.

Ссылки

Барон, Р. С. (1986). Теория конфликта-отвлечения: прогресс и проблемы. В Достижениях экспериментальной социальной психологии (Том 19, стр. 1-40). Академическая пресса.

Чен, Южная Каролина (1937). Лидеры и последователи среди муравьев в строительстве гнезд. Физиологическая зоология , 10(4), 437-455.

Коттрелл, Н. Б., Вак, Д. Л., Секерак, Г. Дж., и Риттл, Р. Х. (1968). Социальная фасилитация доминирующих ответов присутствием аудитории и простым присутствием других. Журнал личности и социальной психологии , 9(3), 245.

Дашиелл, Дж. Ф. (1935). Экспериментальные исследования влияния социальных ситуаций на поведение отдельных взрослых людей .

Пессин, Дж. (1933). Сравнительное влияние социальной и механической стимуляции на запоминание. Американский журнал психологии , 45(2), 263-270.

ПЛАТТ, Дж. Дж., ЯКШ, Т., и ДАРБИ, К. Л. (1967). Социальное облегчение пищевого поведения у броненосцев. Психологические отчеты , 20(3c), 1136-1136.

Трэвис, Л. Э. (1925). Влияние небольшой аудитории на зрительно-моторную координацию. Журнал ненормальной и социальной психологии , 20(2), 142.

Триплетт, Н.