Принципы психологического тренинга: Принципы группового психологического тренинга — Теория и технология психологического тренинга

Содержание

Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология

Выполнили: Насифуллина Алина и Гаранин Александр

Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве.

Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве.

Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.

Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:

  • на повышение социально-психологической компетентности участников;
  • на приобретение социально-психологического опыта.
  • Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций.

В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:

В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:

  • развитие эмпатии;
  • принятие себя и другого человека;
  • раскрытие человеческого и личностного потенциала;
  • обучение сопереживанию и общению.

Виды тренингов

По типу групп выделяют следующие тренинги:

«Я-Я», которые направлены на внесение изменений на личностном уровне.

«Я-другие» – предполагает изменения в межличностных отношениях.

«Я-группа» – предполагает изменения личности каждого участника как члена социальной общности.

В широком смысле

социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие.

Принципы тренинга

  • Принцип моделирования. Воспроизведение ситуаций, где участники проявляют позитивные или негативные элементы в поведении.
  • Принцип «здесь и сейчас». Обсуждаются и удостаиваются внимания только события, относящиеся к тренингу. Все второстепенные разговоры пресекаются (иногда человек начинает говорить на отстраненные темы в целях самозащиты).
  • Принцип обратной связи. Обязательный опрос и учет мнений и состояний участников, анализ, рефлексия, обсуждение, внесение предложений.
  • Принцип новизны. Многообразие и постоянная смена тренинговых упражнений и игр, регулярная смена партнеров по играм в рамках тренинга.
  • Принцип диагностики. Ведущий ни на секунду не должен прекращать наблюдение за состоянием группы и каждого из ее участников.

Исследовательский принцип.

Ведущий направляет группу, а участники сами находят ответы на вопросы и решение задач.
  • Исследовательский принцип. Ведущий направляет группу, а участники сами находят ответы на вопросы и решение задач.
  • Принцип активности. В работе должен быть задействован каждый участник.
  • Принцип целеполагания. Цели определяются ведущим заранее, но в процессе работы он обязан при необходимости их моделировать.
  • Принцип доверительности и конфиденциальности. Информация с занятий не выносится во внешний мир, что позволяет участникам быть честными и открытыми.
  • Принцип персонификации. В процессе тренинга запрещаются безличные высказывания. Все реплики имеют адресата (от кого, кому).
  • Принцип экспликации чувств. В форме обратной связи описываются свои переживания и чувства партнера.
  • «Один говорит – все слушают».

Проведение тренинга


Дискуссия

Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга.

Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.
Ролевая игра
Упражнения

Сценарий

  • Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:
  • Начинается тренинг со знакомства участников. Для этого подходит игра или упражнение для самопрезентации с элементом «снежного кома». Если участники уже знакомы, то имена запоминаются только ведущим. Вариант самопрезентации может быть разным, например, назвать имя предыдущего участника, свое и три глагола о себе.
  • Далее следует разминка с упражнениями коммуникативной направленности, эмоциональной и поведенческой. После следует групповая дискуссия и обозначение цели занятия (кроме общей цели есть отдельные для занятий). Выбирается пара ситуаций для дискуссии и ролевых игр (предлагают сами участники, что-то из «наболевшего» и актуального прямо сейчас). В конце каждой игры или упражнения проводится групповая дискуссия, участники оценивают свою активность и состояние.
  • После идут упражнения узкой направленности для развития конкретных навыков и умений.
  • Игровыми упражнениями закрепляется непринужденная обстановка.
  • Рефлексия по всему занятию.

Скачать 61,53 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Психологический тренинг с подростками

 
Организатор конкурса:

Профессиональное
интернет-издание

Церемония награждения

победителей конкурса:

Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение

проектов конкурса

Профессиональное
Сообщество

Конкурс

Истории успеха

Конкурс эссе

Подписка на новости

Национальный
психологический конкурс

 

по итогам 2001 года


Автор:

Учебное пособие предназначено для обеспечения специального курса и специального практикума для студентов факультетов психологии университетов и пединститутов, изучающих возрастную или социальную психологию, социальную работу или социальную педагогику, а также для практических психологов, работающих в системе образования или в частных тренинговых и консультативных центрах.

Психологический тренинг с подростками понимается как составная часть системы оказания психологической помощи подросткам, как дополнительная к психологическому консультированию форма работы практического психолога.

Целью проекта является разработка методики психологического тренинга с подростками («Тренинг личностного роста с подростками»), наиболее адекватной нормативным возрастно-психологическим задачам этого возраста.

В качестве методологических оснований для разработки методики выступили:

  • нормативный возрастно-психологический анализ подросткового возраста ( Эльконин Д.Б., Фельдштейн и др.),
  • теория управляемого формирования новых психологических образований П. Я. Гальперина,
  • методика проведения социально-психологического тренинга (Петровская Л. А., Хараш А. У. и др.),
  • возрастно-психологический подход к консультированию детей, подростков и их родителей (Бурменская, Карабанова, Захарова, Лидерс и др.
    ).

Практическая значимость проект связана с его укорененностью в практику работы возрастно-психологического консультирования и оказания подросткам помощи в подготовке к решению нормативных возрастно-психологических задач. На материалах, обобщенных в представленной на конкурс книге, прошли обучение сотни практических психологов более чем в 30 городах России и других стран.

Теоретическое обеспечение методики потребовало прояснения понятий «практическая психология», «позиция практического психолога по отношения к клиенту по сравнению с позициями других профессионалов из сферы помогающих профессий», «принципы психологического тренинга с подростками», «особенности тренинга личностного роста по сравнению с групповой психотерапией и с тренингами формирования компетентности в общении». Эти и другие вопросы освещены в теоретическом введении в методику тренинга.

Структура проекта (учебного пособия) включает четыре раздела (главы):

Глава 1. Практическая психология как помогающая профессия

(1.1. Три слоя психологии. 1.2. Основания для оказания психологической помощи. 1.3. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту.)

Глава 2. Тренинг личностного роста для подростков

(2.1. Особенности подросткового возраста. 2.2. Консультативно-развивающая работа с подростками и ее особенности. 2.3. Три модуса групповой психологической работы. 2.4. История и принципы тренинга личностного роста для подростков.)

Глава 3. Типология упражнений, используемых в тренинге личностного роста с подростками.

(3.1. Разминки. 3.2. Работа с именем. 3.3. Упражнения на интенсивное физическое взаимодействие. 3.4. Упражнения на новый сенсорный опыт. 3.5. Упражнение на границы психологических пространств. 3.6. Упражнения на речевые действия. 3.7. Эмоциональная гимнастика и изобразительные игры. 3.8. Сюжетно-ролевые игры с подростками. 3.9. Проективные упражнения. 3.10. Упражнения на быстрый отдых.

3.11. Испытания в узком смысле слова в тренинге. 3.12. Упражнения на обратную связь. 3.13. Психологический практикум внутри тренинга. 3.14. Телесно-ориентированные упражнения внутри тренинга с подростками. 3.15. Упражнения на личностную лексику и личностную внимательность. 3.16. Другие виды упражнений.)

Глава 4. Особенности действий тренера в тренинге личностного роста с подростками

(4.1. Принципы построения отдельного дня тренинга. 4.2. Действия тренера в нестандартных и кризисных ситуациях. 4.3. Некоторые другие советы тренеру в работе с подростками. 4.4. Примеры программ тренинга с подростками. 4.5. Приемы и результаты оценки эффективности тренинга.)

Заключение

Дальнейшим развитием этого проекта может стать хрестоматия по методам психологического тренинга с подростками и молодежью, а также видео пособие по методике проведения такого тренинга.

Опубликованные в учебном пособии материалы будут полезны как начинающим, так и более опытным практическим психологам при разработке авторских программ психологического тренинга.

Все проекты конкурса


7 принципов психологии, которые можно использовать для повышения квалификации по технике безопасности

Даника Миллер, 29 июля 2021 г., 15:30:00

Работодатели постоянно ищут лучшие способы обучения сотрудников стандартам безопасности на рабочем месте . Обучение технике безопасности жизненно важно для блага компании, а также для отдельного сотрудника, но часто это ужасная часть работы.

Руководство заинтересовано в том, чтобы их участники были более вовлечены и активно сохраняли предоставленную информацию. Применяя следующие семь принципов психологии, вы можете помочь улучшить образовательные практики для обучения ваших сотрудников.

Движение и обучение

Снова и снова доказательства показывают, что пассивное «сидеть и гадить» не приносит пользы человеческому мозгу (Долькур и Славин). Часто обучение сводится к размещению сотрудников в комнате и обучению их с помощью лекций. Чтобы улучшить обучение технике безопасности, важно признать врожденную связь между разумом и телом.

Позволяя участникам учебной группы быть активными в течение периода обучения и учиться посредством активного участия (а не пассивной лекции), вы, скорее всего, сохраните большее внимание и улучшите свои результаты. По крайней мере, занятия по технике безопасности должны включать перерывы между короткими сегментами, чтобы дать участникам возможность встать и подвигаться, позволяя их разуму расслабиться, а сдерживаемую энергию ослабить.

Эмоциональные состояния

Другим аспектом, который необходимо распознать, является наличие эмоций, связанных с психическим состоянием ( Когнитивная нейронаука эмоций , Lane & Nadel). Эти эмоции могут отрицательно проистекать из-за предвзятого отношения к скуке и мешать процессу обучения обслуживающего персонала. Важно понимать игру эмоций и бороться с ними с помощью позитивных чувств, таких как:

  • Проявление страсти к представленной технике или правилам
  • Улучшение естественной продолжительности концентрации внимания путем работы с участником так, как он или она может оценить (ясно, лаконично и т.
    д.)
  • Вызовите необходимое сочувствие, поддержку или страх
  • Представьте смысл, цель и личную ценность, связанную с правильно выполненным навыком
  • Разрешить участникам наслаждаться процессом обучения

Создавая позитивную атмосферу для обучения, вы разрушите естественные барьеры, созданные негативными эмоциями у ваших участников. Эти барьеры не всегда могут быть очевидны, но педагог должен знать об их весьма вероятном существовании среди присутствующих.

Физическая среда

Атмосфера или окружающая среда являются еще одним важным фактором в процессе обучения. Человеческий разум легко поддается влиянию и отвлекается окружающей его обстановкой. Познание, внимание и настроение можно улучшить с помощью правильной атмосферы, способствующей обучению. Следует принять во внимание практическое применение этого принципа, выбрав помещение, в котором используются наиболее удобные и подходящие аспекты для тренировок:

  • Удобное сиденье с поверхностью для письма, если необходимо делать заметки или заполнять какие-либо формы (например, отдельные мягкие стулья и столы)
  • Частые возможности потянуться или встать (как указано в разделе движения выше, важно, чтобы ваши участники не сидели неподвижно в течение длительного периода времени, иначе у них, вероятно, возникнут проблемы с концентрацией внимания на предоставленной информации)
  • Изменение темпа или стратегии, чтобы атмосфера не стала душной, скучной или тяжелой
  • Правильная температура, чтобы избежать теплового стресса, учитывая, что идеальная температура составляет 70 градусов для оптимальной фокусировки и концентрации (Harner)
  • Естественное освещение лучше всего подходит для улучшения настроения и концентрации, но блики и тусклое освещение отрицательно сказываются на участниках

Социальное взаимодействие и соревнование

Имеются данные, подтверждающие поддержку расширенного обучения посредством совместной работы. Тем не менее, важно отметить опасность конкуренции, которая может заставить некоторых сотрудников неохотно участвовать в мероприятиях по обучению. Боитесь ли вы выглядеть глупо или боитесь «проиграть» в негласном соревновании, социальное давление может повлиять на ваших участников.

Лучше всего работать с небольшими группами, чтобы поощрять активное обучение всех участников. Меньшие группы освобождают людей от пугающей природы большей группы. В то же время каждая группа будет стремиться хорошо выглядеть в свете большей группы и работать вместе для достижения поставленных перед ними целей.

Мотивация и вовлеченность

Одной из самых больших проблем, с которой сталкиваются преподаватели техники безопасности, является апатия. Апатия может быть вызвана предполагаемым представлением о том, что учащийся уже знаком с обучением. Таким образом, рабочие и служащие часто склонны считать, что они тратят свое время впустую, даже если оно тратится на копейки компании.

Представление о том, что чему-то не хватает ценности, вызовет подсознательное отношение к сессии, препятствующее эффективному обучению. Таким образом, очень важно, чтобы преподаватели ответили на вопрос «почему я должен заниматься этим» таким образом, чтобы ясно проиллюстрировать ценность и необходимость представляемого учебного курса.

Поскольку в мозг заложена предрасположенность к получению удовольствия, ваши участники будут искать способы извлечь пользу из обучения.

Приверженность и последовательность

Люди пойдут на многое, чтобы привести свои слова и действия в соответствие. Поощрение ваших сотрудников к изучению правильных методов может быть таким же простым, как заставить их заранее публично придерживаться этих методов. Часто, когда что-то было заявлено публично или прямо, человек с большей вероятностью выполнит обещанный результат. Это означает, что поощрение сотрудников к созданию собственных кодексов поведения, передовой практики и стандартов безопасности может улучшить участие на более глубоком уровне.

Критическое мышление и восстановление памяти

Вы хотите, чтобы сотрудники адаптировались и решали проблемы, но при этом должны быть уверены, что они будут работать в соответствии с действующими правилами безопасности. Просто раздавать правила недостаточно. Люди могут легко вернуться к монотонным вредным привычкам.

Вам нужно будет работать с учащимися, чтобы помочь им развить критическое мышление, которое позволит им работать в сложных обстоятельствах, одновременно используя память о правилах безопасности.

  • Идеальное повторение поможет с запоминанием и выучкой мышечной памяти
  • Обсудите ситуации, в которых правила или рекомендации могут быть оспорены, и как успешно действовать
  • Преодолейте кривую забывчивости и улучшите память, обеспечив постоянное последующее наблюдение

Ознакомьтесь с нашими программными решениями EHS.

Чтобы узнать больше, запишитесь на 20-минутную ознакомительную консультацию по телефону.

**** Если статья была вам полезна, ставьте лайк и делитесь ею ****

3 психологических принципа, которые можно использовать для улучшения тренировок

Макс Дубови | 5 марта 2013 г.

Психологи потратили десятилетия на изучение тенденций в поведении. Такие теоретики, как Павлов, использовали классическое обусловливание для активации слюноотделения у собак, а Бандура показал, как моделирование с помощью кукол Бобо способствовало теории социального обучения. Эти исторические открытия помогают нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Вы когда-нибудь задавались вопросом: почему я сегодня чувствую стресс? Почему я выбрал красный галстук вместо синего? Как обеспечить продуктивность сотрудников в офисе? Вам не нужно посещать психиатра, чтобы ответить на эти вопросы, но мы поделимся с вами тем, как использовать теории обучения в психологии для повышения производительности на рабочем месте.

1) Оперантное обусловливание показывает, как поведение подкрепляется с положительными или отрицательными последствиями. Теоретически желаемое поведение поощряется, а нежелательное наказывается. В зависимости от состояния подкрепления и наказания даются либо в положительной, либо в отрицательной форме.

Если у вас есть сотрудник, выполняющий желаемое поведение, используйте положительное подкрепление , чтобы усилить и продолжить желаемое поведение. Сотрудники работают более эффективно и работают лучше, когда знают, что они будут вознаграждены в той или иной степени.

Попробуйте это: Используйте дружескую конкуренцию как стимул. Поощряйте лучших сотрудников подарочной картой или дополнительным оплачиваемым выходным. Это работает для сотрудников в сфере продаж и других профессий с целями.

2) Теория социального обучения утверждает, что мы учимся посредством наблюдения и моделирования. Знание и мотивация имеют решающее значение в этой теории. Проактивное обучение происходит, когда присутствуют компетентных менеджеров и мотивированных сотрудников. Когда менеджеры демонстрируют правильный способ выполнения задачи, сотрудники с большей вероятностью будут выполнять эту задачу таким же образом.

Попробуйте это: Попросите начальника и сотрудника провести имитацию телефонных разговоров. Супервайзеры могут моделировать соответствующий тон и представлять информацию, которую необходимо передать по телефону. Сотрудники должны продемонстрировать, чему они научились после того, как руководители смоделируют правильное поведение. Моделирование является эффективным механизмом обучения сотрудников обслуживанию клиентов и производственному труду.

3) Иерархия потребностей Маслоу обеспечивает структуру внутренних и внешних потребностей. Согласно Абрахаму Маслоу, в этой иерархии есть 5 уровней. Каждая потребность может быть достигнута только после преодоления предыдущей потребности. Эти потребности обычно отображаются в виде пирамиды, в основе которой лежат физиологические потребности, а на вершине — самоактуализация.

Физиологические потребности являются основой для каждой продолжающейся потребности. Эти потребности включают пищу, кров, воду и сон. Потребности в безопасности следующие, включая занятость, здоровье и другие факторы окружающей среды. Социальные потребности (также называемые принадлежностью) являются третьими, придавая смысл людям и их межличностным отношениям – личным и профессиональным. Потребности в уважении являются четвертыми, они обеспечивают уверенность, уважение и самооценку. Самореализация — это последняя потребность, желание познать и реализовать свое предназначение в жизни.

Попробуйте это: Обсудите иерархию потребностей Маслоу на следующем собрании руководства. Вот несколько вопросов для обсуждения:

  • Предоставляем ли мы нашим сотрудникам адекватные планы компенсации и ресурсы (страховое покрытие, бесплатные обеды и т. д.