Сценарий тренинга на сплочение коллектива: Сценарий мастер класса «Тренинг на сплочение коллектива «Учимся строить отношения» 5-7 класс
Сценарий мастер класса «Тренинг на сплочение коллектива «Учимся строить отношения» 5-7 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Мастер класс
«Тренинг на сплочение коллектива «Учимся строить отношения»
в рамках районного семинара – практикума
«Моделирование воспитательной работы педагога
для успешной социализации обучающихся.
Педагог дополнительного образования
высшей категории
объединения «Стрекоза»
г. Великий Устюг
Вологодская область
2017 г.
Цель: поиск резервов для более эффективной работы, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с детьми на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.
Задачи:
— Повысить сплоченность коллектива, взаимопонимание между педагогами;
— Формировать благоприятный психологический климат в коллективе;
— Развивать умение работать в команде;
— Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Ход мастер класса.
1. Организационный момент.
Педагог: Я рада приветствовать вас на тренинге «Учимся строить отношения».
Это необыкновенно
интересно и увлекательно – разбираться в человеческих отношениях, перестраивать
общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Мы все создаем мир, в
котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И
общаться – особенно!
Мы знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.
И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга.
Тренинг — это тренировка души, разума и тела. Это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей.
– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами
есть уникальная возможность активно пообщаться, узнать друг о друге много
нового и интересного.
Мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.
Для эффективной работы мы примем определенные правила.
Правила работы в группе.
1. Искренность в общении. В группе вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсудить такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-то причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним — лучше промолчать.
2. Конфиденциальность. Тайна. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Все, что говориться здесь, должно остаться между нами. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге.
3. Право сказать «Стоп» — прекратить обсуждение проблемы.
4. Я – высказывание. Каждый участник говорит за себя, т.е. от своего имени. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю…», «Мне кажется…».
5.
Не давать оценок! Не критиковать! Каждый имеет право высказать свое мнение. Нас
достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать
другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в
высказывание.
6. Общение по принципу «здесь и сейчас».
7. Правило сердца (у кого сердце тот и говорит).
Основное правило в группе – взаимоуважение.
Есть ли предложения, мы можем что–то изменить, добавить.
(После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы).
Когда люди встречаются, что они делают в первую очередь?
(Приветствуют, друг друга, здороваются)
2. Основной момент.
1. Упражнение “Мы рады вас видеть”
Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, способствующего эффективному взаимодействию её участников.
Инструкция: Встаем
в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест
приветствия, называет свое имя, а так же 1 — о личное качество на первую букву
своего имени.
Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.
Педагог: Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.
2. Упражнение «Интервью».
– Как важно уметь быстро познакомиться с
человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие
вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой
стороны, и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы
были интересными и не банальными. Словом, искусство интервью требует напряжения
с обеих сторон. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих
ролях: взять интервью и дать интервью.
Анкета.
- Где и какую школу ты закончил (а)?
- вой самый любимый предмет?
- Твоё любимое время года?
- Что ты делаешь в свободное время?
- Твоё хобби, увлечение?
- Твоя любимая музыка / любимая музыкальная группа?
- Опиши три присущих тебе свойства / черты характера.
- Твоё любимое ругательство.
- Твоя любимая еда/ любимый напиток.
- Что ты делаешь вечером в выходные дни?
А сейчас предлагаю представить своего респондента (вы это он).
Педагог: Давайте поделимся своими ощущениями и состояниями.
Вопросы к группе:
— Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас в ходе представления?
— Что было легче представлять коллегу или слушать, как вас представляют?
3. Большая психологическая игра «Болото».
Педагог: Сюжет этой игры направлен на сплочение группы, нахождение эффективных способов коммуникации, выработку умения подчинять свои действия единой групповой задаче и активизацию лидерства.
Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Все Мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Собственно, болото в этой игре представляет собой большое поле размером 6 квадратов на 6 квадратов — по типу «классиков». Это поле ведущий заранее рисует на полу. Если такой возможности — чертить мелом — нет, можно заготовить многоразовое «болото», склеив его из полосок бумаги.
Инструкция.
Нашей
группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не
просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово,
произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение
придется начать выполнять заново.
Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, — это кочка, ведущий промолчит. Если — трясина, ведущий скажет: «Буль!» — участника засасывает болото, и он возвращается на берег.
Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они — «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику.
На поле может находиться только один человек. Остальные — либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото.
Помните:
перебраться должна вся группа, а за нарушение правил все участники возвращаются
на этот берег.
Группа молча выстраивается на «берегу», и один из участников приступает к поиску первой «кочки».
Внешне все поведение ведущего должно быть сосредоточено на отслеживании правил: молчит ли группа, в правильном ли порядке очередной участник наступает на уже найденные «кочки», не попал ли он в «болото» в поисках новой. Никаких подсказок группе давать не надо. А желание такое будет обязательно! Вы увидите, что первое время часть участников вообще не наблюдает за тем, как шагают по полю их товарищи, а занимается своими делами. Захочется вам подсказать им простой путь помощи друг другу (говорить нельзя, но ведь показывать-то, «угукать» и мычать можно!). Вас может расстроить то, что участники, счастливо добравшиеся до другого берега, выключаются из игры, вместо того чтобы помогать остальным.
Воздержитесь от комментариев, потому что все происходящее есть отражение состояния группы, есть тот уровень отношений, к которому данная группа сегодня готова. Хочется вам этот уровень изменить?
В рамках данного упражнения лучше всего сделать следующее: найти повод
и вернуть всю группу к исходному моменту. Схему перехода через болото менять не
надо. Вы увидите, как изменится поведение участников, насколько более
ответственными и включенными они станут. Иногда полезно вернуть и два раза…
Но это нужно смотреть по ситуации.
Внимательно наблюдайте за взаимоотношениями участников во время упражнения. Ваши наблюдения — важный материал для обсуждения в общем кругу.
Вопросы к группе:
— Какие чувства вы испытывали, смог ли коллектив стать единым целым?
— Была ли поддержка, вы ее получили в своей группе!
— Был ли лидер в группе?
4. Упражнение «Построить машину».
(выявление лидера).
Эта игра помогает ведущему определить наиболее активных и деятельных педагогов.
Ведущий только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения,
участники всё делают сами. В игре лидеры стараются
руководить общим процессом: построить из стульев и предметов в зале.
Вопросы к группе:
— Какие чувства испытывали. Кто по вашему мнению был лидером?
5. Упражнение «Взгляды».
Педагог: Все участники встают в круг, закрывают глаза. По команде надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с теми участниками группы, с которыми много общего, одни интересы, с кем на семинаре было комфортно. Задача группы поделиться на группы по интересам.
– Удалось ли всем найти своё место?
Если это не получилось с первого раза — попробовать еще.
Вопросы к каждой группе:
— Что у вас общего, какие интересы у всех участников группы?
— Почему вы вместе?
Итог: Возможно с этими людьми у вас много общего, вам с ними интересно, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку.
Педагог: Выполняя упражнения тренинга на сплочение коллектива мы все
объединились в команду единомышленников где готовы в условиях творческой
коллективной деятельности на развитие гибкости в общении, взаимовыручки и
развитие ответственности за общее дело.
6. Упражнение «Коллективная сказка».
Педагог: Садимся в круг. Первый начинает рассказывать сказку (одно предложение). Второй, третий и т.д. эту сказку продолжает, предложив тоже по одному предложению так, чтобы смысл сказки продолжался.
«Однажды в среду 29 марта 2017 года мы собрались …»
3. Заключительный момент.
7. Упражнение «Сердце»
Передаем сердце (игрушку) и говорим о чувствах, которые испытывали.
Каждому участнику предоставляется возможность выразить свои чувства, которые он испытал во время занятия и семинара, пожелания.
тренинги для компаний в Казани
|
Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Сплочение педагогического коллектива».

Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Сплочение педагогического коллектива».
МАДОУ Детский сад № 310 г.Уфа
Киреева Зульфия Миргасимовна, педагог- психолог, первая квалификационная категория.
Цель: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи семинара:
- формирование благоприятного психологического климата
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними
- развитие умения работать в команде
- сплочение группы
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе
- повысить коммуникативные навыки педагогов.
Форма проведения: семинар-практикум.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, мультимедийное сопровождение.
Ожидаемые результаты:
- Воспитатели лучше узнают друг друга.
- Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.
- Увеличится работоспособность группы.
- У педагогов сформируется умение работать в команде.
- Улучшится психологический климат в коллективе.
- Повысится сплоченность педагогического коллектива.
Ход семинара.
1. Вводная часть
Приветствие членов группы
Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Приглашаю вас принять участие в семинаре-практикуме по теме «Сплочение педагогического коллектива».
Сегодня я хочу поговорить с вами о нашем коллективе. Наш коллектив отличается тем, что в нем много новых сотрудников, которые еще недостаточно влились в наш коллектив и сегодня я хотела бы внести небольшую толику в сплочение нашего коллектива.
Для начала я хочу обсудить с вами правила нашей группы. Я буду вам предлагать правила, а вы решите, будете вы их использовать или нет.
«Правила группы»
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
— Проявлять активность.
— Слушать друг друга, не перебивая.
— Говорить только от своего лица.
— Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
— Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
— Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
— В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
Хорошо, правила группы мы выработали.
Теперь я хочу дать вам для размышления одну притчу и хочу, чтобы вы рассказали, как вы поняли мудрый смысл притчи.
Притча «Веник»
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старик желал, чтобы после его смерти сыновья жили дружно. Он принял решение научить их этому.
Однажды отец позвал сыновей к себе и попросил сломать пополам веник. Первым попробовал старший сын, но, сколько он не пытался — ничего не получилось. Попытки среднего и младшего также закончились неудачей. Тогда старик развязал веник и велел каждому сыну разломать по несколько соломинок. Сыновья легко справились с этой задачей.
Психолог: А теперь расскажите, как вы понимаете смысл этой притчи. (педагоги обсуждают).
Да, действительно, эта притча о сплоченности, о коллективе.
Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все Вы нуждаетесь в поддержке. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Сегодня мне бы хотелось, чтобы вы немного побыли вместе, вне работы, проблем. Постарайтесь получить удовольствие от общения друг с другом.
Чем больше вы сможете найти общего между собой, тем сплоченней будет наш педагогический коллектив.
Упражнение «Комплимент соседу»
Условие игры: Каждый педагог говорит комплимент соседу справа.
Психолог: Что вы чувствовали, что было приятней говорить комплимент или получать его?
Вот видите, очень приятно получать комплименты и дарить их. Мы видим, что мы стали ближе друг к другу и стали более настроены на общение. Говоря комплименты и добрые слова другу другу в коллективе мы сможем стать более внимательными друг к другу.
Коллектив – это объединение людей, работающих в одной организации, созданное на основе общих целей, стремлений, задач.
Сплоченный коллектив отличается тесной взаимосвязью его членов, солидарностью и дружбой, постоянной взаимопомощи.
А теперь давайте поговорим о нашем коллективе и проведем игру.
Игра «О коллективе»
Описание игры. По кругу назвать, что в коллективе нравится больше всего
Цель: выяснить, что воспитатели знают о коллективе, в котором работают.
Психолог: Вот какой интересный у нас коллектив.
Теперь я хочу, чтобы мы поняли, что каждый член нашего коллектива по- своему необычен и особенен. В этом нам поможет следующее упражнение
Упражнение «Презентация» (в переводе с латин.) означает – «представление».
Описание игры. Необходимо представить себя. В течение 5 минут необходимо изложить на бумаге схематично самые важные сведения о себе и попытаться рассказать о них коллегам оригинально (на каждое представление 2-3 мин.).
Цель: выяснить, как воспитатели видят свою роль, насколько хорошо владеют информацией о профессии, как могут презентовать себя коллегам.
Реквизит: листы бумаги ручки, лист ватмана, цветные карандаши.
Психолог: Как вы себя чувствовали говоря о себе, что интересного узнали?
Вот видите, какие интересные люди работают в нашем коллективе, достойные нашего внимания.
Но каждый коллектив отличается и тем, что в нем присутствует и много общего.
Давайте поиграем в игру «Мы с тобой похожи тем, что…»
Описание игры. Участники внешнего круга говорят своим коллегам, стоящим напротив фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…».
Рефлексия. Что интересного узнали в ходе выполнения упражнения?
Также, чтоб еще ближе познакомиться друг с другом, предлагаю вам упражнение.
Упражнение «Встаньте те, кто…»
Цель: Близкое знакомство (5 минут)
— Кто считает себя добрым
-Кто считает себя целеустремленным
— Кому пожелали доброе утро
— Кого сегодня поцеловали дети
— У кого плохое настроение
Эти игры вы можете также применить в работе с детьми
Вот видите, сколько у нас с вами общего, общих интересов, внешних особенностей.
Но неотъемлемой частью сплоченности является умение слаженно достигать поставленные цели и задачи.
Давайте и мы потренируемся.
Упражнение «Геометрические фигуры»
Встаньте в круг, закройте глаза. И теперь вам надо построить
- Круг
- Квадрат
- Треугольник
Рефлексия. Сложно ли было выполнить это упражнение? Что именно представляло сложность? (педагоги обсуждают)
Психолог: Вот видите, как важно сплочение коллектива, слаженность в работе.
А теперь мне хотелось бы посмотреть, как вы умеете работать в команде, сообща.
Упражнение «Покажи» (10 минут)
Цель: сплочение, умение работать в команде
Описание упражнения. Педагогам необходимо разделиться на 2 команды.
Каждая команда должна изобразить то, что написано на листочке. Другая команда будет угадывать.
Все участники команды изображают: ансамбль, поезд, гусеницу, цирк, пылесос, болельщиков, чья команда выигрывает, зрителей, смотрящих фильм ужасов, Эйфелеву башню, картину «Девятый вал»
Психолог: На сегодняшнем семинаре мы многое узнали о нашем коллективе. Очень хочется, чтобы вы подарили друг другу подарок, от которого отношения в коллективе стали более сплоченными? Давайте скажем и положим в коробочку то, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
Как изменилось ваше настроение после полученных подарков?
«Сердце коллектива» На доске нарисован контур большого сердца. Посмотрите, у меня на доске нарисовано сердце коллектива. Но оно пока еще пустое, безликое, не заполненное. Предлагаю вам наполнить это сердце жизнью (на маленьких стикерах-сердечках пишутся приятные пожелания для коллег, после чего они приклеиваются к контуру большого сердца). После чего прочтите комплименты вслух. Теперь наше сердце наполнено любовью, уважением, взаимной поддержкой.
Рефлексия.
В завершение нашего семинара-практикума я бы хотела узнать
Что нового узнали о группе?
Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным? Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, дружно работали в команде. И помните, что Вы – единое целое, И только работая и взаимодействуя сообща, вы сможете преодолеть все трудности и идти нога в ногу! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Командообразующая игра для больших групп [простой в использовании сценарий] ⋆ Innovation Haven
Вы когда-нибудь испытывали душераздирающую пустоту неловкой тишины на сетевом мероприятии, чувствуя, что вам нечего сказать?
Знакомиться с новыми людьми не всегда легко, поэтому позвольте мне дать вам одну из моих любимых игр, чтобы помочь людям познакомиться друг с другом, создать команду и отлично провести время! Звучит отлично? Итак, что же это за игра, чтобы познакомиться с каждой ВЫДОЙ?