Тренинг для 9 класса: Тренинг для учащихся 9-х классов «Экзамен без стресса» | План-конспект занятия по психологии (9 класс):

Содержание

Тренинг для учащихся 9-х классов «Экзамен без стресса» | План-конспект занятия по психологии (9 класс):

Тренинг для учащихся 9-х классов «Экзамен без стресса»

Цель тренинга: обучение техникам и приемам саморегуляции.

  1. Вступительная часть


-Добрый день, рада вас снова видеть на занятии. Желаю вам, чтобы каждый сегодня приобрел что-то полезное для себя.

Разминка «Не собьюсь»

Цель: активизировать внимание, настроить на тренинговую работу.

Инструкция: Прежде, чем перейти к нашей работе я предлагаю поиграть. Ваша задача —  досчитать до 30. Каждый называет только одно число, по очереди, причем, если число делится на 3, или в нем есть тройка, нужно вместо числа сказать «А я не собьюсь!» Считать нужно быстро, не делая долгих пауз. В случае запинки или сбоя, начинаем счет заново.

  1. Основная часть

Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: укрепить групповое доверие к окружающим, снятие внутреннего напряжения, вербализация эмоциональных переживаний.

Материал: карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция: Сейчас я вам раздам карточки, в которых написаны незаконченные фразы. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить их. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними.

Содержание карточек:
 1. Откровенно говоря, экзамен для меня это….
2. Откровенно говоря, когда я представляю предстоящий экзамен… 

3. Откровенно говоря, когда я волнуюсь….

4. Откровенно говоря, чтобы успокоиться я ….

Анализ:
 — Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
 — Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?

Как вы считаете, какую тему мы будем рассматривать  сегодня? Прошу вас написать на листочках, что вы ожидаете от сегодняшнего занятия, что хотели бы узнать, чему научиться и разместить на доске (Остров надежд).

Ситуация экзамена, для большинства, является стрессовой. Сильное волнение, тревога, беспокойство мешают сосредоточиться и снижают внимательность.

В любой ситуации, в том числе стрессовой человек обычно что-то делает, что-то думает, что-то чувствует.  Приемы,  с которыми мы сегодня познакомится будут работать на всех трех уровнях: тела, чувства, мысли.

Мы обсуждали с вами на прошлом занятии, что стресс, в первую очередь, это реакция организма. Как она проявляется? (мышечное напряжение, учащается пульс, дыхание). Поэтому и работать нужно начинать с организма, т.е. с уровня тела. 

Упражнение «Дыхательная релаксация»

Цель: снятие напряжения, расслабление мышц, используя дыхание.

Первое упражнение, с которым я хочу вас познакомить называется «Дыхательная релаксация». Дыхательная релаксация – простой способ, который могут использовать даже неподготовленные люди. Не зря в фильмах, прибывшие на место действия полицейские или врачи, советуют потерпевшим в первую очередь глубоко и ровно дышать. В стрессовых ситуациях дыхание учащается и организму не хватает кислорода. Глубокое дыхание способствует поступлению кислорода в мозг и во все клетки в нужных объемах. Дыхательные упражнения вернут ясность ума и способность воспринимать новую информацию.

Инструкция: Примите удобную позу, при желании можно закрыть глаза. Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, на четыре счета делается вдох, на четыре счета- выдох.

Анализ. Какие ощущения в теле возникали при выполнении данного упражнения? Что вы чувствуете сейчас? Были ли трудности при выполнении упражнения?

Это простое упражнение вы можете использовать в любой стрессовой ситуации, для успокоения, снятия физического и психического напряжения. Например, на уроках, во время подготовки к экзаменам, в пункте сдачи экзамена, в аудитории перед началом экзамена.

Техника «Прогрессивная мышечная релаксация»

Цель: обучить приему снятия мышечного напряжения.

Техника, которую мы сейчас отработаем основывается на простом физиологическом факте: после напряжения любой мышцы начинается период ее автоматического расслабления.

Инструкция: Чтобы добиться глубокой расслабленности тела, нужно сначала на 10-15 сек. сильно напрячь мышцы, а затем в течение 15-20 сек. сконцентрироваться на возникшем чувстве расслабления в них.

Упражнения:

    Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. После этого можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами мышц.

    Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой.

    Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди.

    Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.

    Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.

    Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину.

    Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни.

Сделайте 3-4 повтора комплекса. Каждый раз, когда вы даете отдых только что напряженным мышцам, обращайте внимание то, как это приятно и как вы хорошо себя чувствуете расслабленным. Многим людям это помогает справляться со стрессом и беспокойством.

Анализ:  Какие ощущения у вас вызвало это упражнение??? Удалось ли вам расслабится???

Данное упражнение вы можете применять в любой стрессовой ситуации, во время подготовки к экзаменам, во время ожидания экзамена.

Справиться  с тревогой  помогает прием «Концентрация внимания». По сути, данный прием – это состояние глубокого сосредоточения  на одном объекте.

Инструкция: положи ладони на стол, стул или другую поверхность и сосредоточься на своих ощущениях: какую поверхность ты чувствуешь? Гладкая она или шершавая? Приятно тебе или неприятно? Теплая она или холодная? Сфокусируйся на своих ощущениях в руках и почувствуй опору.

—  В каких еще ситуациях можно применять данное упражнение?

     — А сейчас я вас хочу познакомить с Гимнастикой мозга, которая стимулирует познавательные процессы.

Цель упражнений: стимуляция познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Упражнение №1

Инструкция: большим и указательным пальцем одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем тоже с другой рукой.

Молодцы ребята. Что вы чувствовали выполняя данное упражнение??? Возникли ли трудности при выполнении данного упражнения.

Давайте рассмотрим с вами еще одно упражнение которое называется «Лягушка»

Упражнение №2 «Лягушка»

Инструкция: положите руки на стол (на колени), одна рука сжата в кулак, другая на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

Упражнение №3 «Колечко»

Инструкция: Поочередно, как можно быстрее перебирать  пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется – вначале каждой рукой отдельно, затем вместе – в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном.

— Систематическое использование Гимнастики мозга развивает межполушарные связи. Улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

Рефлексия, подведение итога

— А теперь, я предлагаю вернуться к Острову надежд и подумать, удалось ли вам достичь целей, которые вы для себя определили в начале занятия. Если да, то пожалуйста, переместите свой лист на Остров сбывшихся желаний. Обсуждение в круге.

— Помните ребята, успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества и умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Дома я предлагаю вам закрепить и пополнить копилку способов борьбы со стрессом, пожалуйста посмотрите 5 и 6 видеоурок на платформе Билет в будущее. Следующее занятие мы начнем с обсуждения новых техник. Желаю вам успеха, всего доброго! 

Тренинг для учащихся 9-го класса. «Эмоции в жизни человека. Умение управлять своими чувствами и эмоциями».

Тренинг для учащихся 9-го класса.

«Эмоции в жизни человека. Умение управлять своими чувствами и эмоциями».

Цель: Развитие эмоционального интеллекта.

Задачи:

1. Понять, что такое эмоции и чувства. Познакомиться с классификацией эмоций.

2. Совершенствовать умение конструктивно выражать эмоции.

3. Научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей.

4. Развить собственную эмоциональную экспрессивность.

5. Изучить влияние эмоций на здоровье.

6. Развитие умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других.

Беседа.

Вначале ребятам предлагается беседа. Из которой они узнают, что такое эмоции, какие бывают эмоции, познакомятся с функциями эмоций, узнают о влиянии эмоций на здоровье человека.

Сегодня мы поговорим про эмоции.

Слово эмоции произошло от латинского (emoveo) – потрясаю, волную. Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь — нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций.

Эмоции человека — это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний. Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости: полезности — вредности, важности — неважности.

Можно выделить бесчисленное множество разнообразных видов и форм эмоций. Американский психолог К. Изард выделил ряд фундаментальных эмоций.

Это: интерес,

скука,

удивление,

радость,

страдание,

гнев,

стыд,

гордость,

отвращение,

презрение,

вина,

страх.

В своей оценке эмоциональных состояний человека К.Изард отмечает их положительную, адаптивную роль и определяет эмоции как основную мотивационную систему человека. Автор констатирует – эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют фактически на все, что он делает в сфере работы, учения, игры – когда он реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко, испытывая отвращение к каком-либо предмету, человек стремится его избежать.

Б.И. Додонов считает, что классификации могут подлежать только те эмоции, которые в сознании человека предстают в качестве «ценных» переживаний и приводит следующий вариант классификации ценных эмоций:

Альтруистические эмоции – возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

Коммуникативные эмоции – возникают на основе потребности в общении.

Глорические эмоции – связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.

Праксические эмоции – вызываются деятельностью, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления, совершения полезного и нужного с большим напряжением воли.

Пугнические эмоции – происходят от потребности в преодолении опасностей, на основе которой возникает интерес к борьбе.

Романтические эмоции – выражаются в стремлении ко всему необыкновенному, таинственному.

Гностические эмоции – связанные с потребностью в интеллектуальном, в «гармонии», стремлении разобраться в трудном вопросе, получении новой информации.

Эстетические эмоции – вызываются различными видами искусства, окружающей человека природой.

Гедонические эмоции – связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

Акизитивные эмоции – возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы непосредственной практической нужды в них.

Вы знаете, что в среднем 90% болезней связаны с психикой человека? Список внушителен. Это неврозы, депрессии, простудные, онкологические и аутоиммунные, а также другие заболевания. Наша нервная система очень чутко реагирует на различные внешние и внутренние факторы, оказывая воздействие на весь организм, в том числе и иммунитет. Когда человек унывает, страдает его иммунная система и повышается риск развития различных заболеваний.
Что же значит «унывать»? Это значит таить в своем сердце переживания, обиды, горечь, зависть, ненависть, гнев, печаль и т. п. Ученые установили, что негативные эмоции существенно ослабляют сопротивляемость человека к различным заболеваниям, в том числе неизлечимым.

Восстановление разрушенных взаимоотношений, устранение тревог, стремление находить во всем положительные стороны, забота о других людях стимулируют и укрепляют иммунную систему, положительно влияют на весь организм и, согласно многочисленным научным исследованиям, продлевают жизнь.

Положительные эмоции и здоровый образ жизни способствует образованию в мозгу эндорфинов, благотворно действующих на иммунную систему. Эти вещества помогают одолеть болезни.

Могут привести к заболеванию

Способствуют сохранению здоровья

Подавленность

Чувство вины

Сомнение

Эгоизм

Печаль

Тревога

Недовольство

Осуждение

Угрызение совести

Гнев

Страх

Зависть

Разочарование

Ревность

Чувство удовлетворения

Сознание правоты

Бодрость

Смелость

Надежда

Вера

Любовь

Сознание полезности

Благодарность

Доверие

Спокойствие

Удовлетворение

Сочувствие

Помощь ближним

Для нашего здоровья стабильная эмоциональная жизнь так же важна, как и рациональное питание, достаточное потребление воды, регулярные физические упражнения, полноценный отдых, использование солнечного света и свежего воздуха, отказ от табака, алкоголя я других, так называемых тяжелых наркотиков.

Важно думать всегда о хорошем. Исследование показало, что те, кто любит свою работу, живут дольше. Уильям Роджерс сказал: «Большинство людей счастливы в такой степени, в какой они об этом думают».

Советы по улучшению эмоционального состояния:

По возможности помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи.

Воспитывайте в себе привычку хорошо говорить о людях, избегайте критики и осуждения.

Отгоняйте от себя негативные, пессимистические мысли. Старайтесь во всем находить хорошее.

Избегайте просмотра телепередач и фильмов, которые несут в себе
критику, ненависть, насилие, т. е. все, что приводит к стрессу.

Будьте физически активны, старайтесь чаще принимать солнечные ванны, так как это способствует выработке гормонов радости и счастья.

Любите себя и окружающих вас людей. Все это поможет вам сохранить здоровье и красоту как можно дольше!

Развивайте в себе оптимистический настрой.

Тренинг.

Упражнение 1. « Приветствие»

Поздороваться с соседом слева от себя любым способом. Можно придумать новый невербальный способ приветствия.

Упражнение направлено на развитие коммуникативных способностей.

Упражнение 2. «Цветонастроение»

Какому цвету соответствует твоё настроение в данный момент времени?

Ребята по очереди называют цвет своего настроения.

Ребята учатся выражать своё настроение при помощи определённого цвета.

Упражнение 3. «Встать по названному числу»

Ведущий называет любые числа, участники должны встать соответственно названному числу, не договариваясь друг с другом. После выполнения упражнения ведущий спрашивает каждого участника, чем он руководствовался.

Упражнение способствует развитию невербального общения и умению быстро считать.

Упражнение 4. «Поменяться местами»

Ребята сидят в круге, убирается один стул. Один участник стоит в круге и говорит: «Поменяйтесь местами те, кто любит…(или у кого? И т. д.) Пока участники меняются местами, водящий должен занять свободный стул. Оставшийся без стула начинает снова.

Упражнение способствует развитию координации движений, ловкости, коммуникабельности.

Упражнение 5. «Хлопки по коленям»

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу в направлении часовой стрелки таким образом, чтобы цифры произносились в том же порядке, как лежат руки на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа – «два» (так как его рука лежит по порядку следующей), сосед слева – «три», а «четыре» – опять тот, кто начинал счет. По такому же принципу счет продолжается, пока в нем не примет участие каждый.

Служит разминкой, повышает уровень сплочённости участников. Развивает внимательность и навыки группового взаимодействия.

Упражнение 6. «Путаница»

Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга.

Упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними.

Упражнение 7. «Угадай эмоцию»

Водящий выходит за дверь, оставшиеся в кругу решают, какую эмоцию будут изображать. После этого водящий возвращается, и участники изображают условленную эмоцию, используя выражение лица и позу. Задача водящего – отгадать, какая эмоция была задумана.

Развивает навыки восприятия невербальной информации об эмоциональных состояниях и навыки экспрессивного поведения.

Упражнение 8. «Замороженные»

Участники неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных» – людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза им нельзя, они должны смотреть вперед). Водящий выходит в центр круга и пытается «разморозить» кого-нибудь из них – своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у него ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Ему нельзя делать только две вещи: прикасаться к другим участникам и ругаться нецензурными словами. Кто «разморозился», т. е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр и присоединяется к водящему, теперь они пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним. Кто продержится в кругу дольше всех?

Тренируются навыки саморегуляции, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия.

Упражнение 9. «Измени свой пульс»

Участникам предлагается замерить свой пульс: нащупать на запястье (или на шее) место, где биение сердца ощущается отчетливее всего, сосчитать количество ударов в течение 15 секунд и, для вычисления числа ударов в минуту, умножить полученную сумму на 4. Потом участникам предлагают закрыть глаза и, расслабившись, в течение минуты вспомнить и во всех деталях представить себе ситуацию, когда они очень сильно радовались. После этого вновь определяется пульс. Далее таким же образом участники вспоминают ситуации, когда они сильно боялись, испытывали обиду, чувствовали себя счастливыми. После каждого из воспоминаний они фиксируют пульс и отмечают, насколько он изменился по сравнению с предыдущими измерениями. Интересно также вычислить и сравнить средние значения пульса в целом по группе после воспоминания каждой из ситуаций.

Упражнение эффективно демонстрирует, как наши физиологические реакции зависят от эмоционального состояния, и обучает способу самоконтроля психологического и физического состояния через направленное воображение: представление тех ситуаций, которые подразумевают желательные изменения.

Упражнение 10. «Лёд и пламень»

Участников просят сесть, расслабиться, положить руки на колени открытыми ладонями вверх, закрыть глаза и в течение минуты представлять себе, что в одной руке у них находится горячая печеная картошка, а в другой – кусок льда. После этого водящие (2–3 человека) пробуют на ощупь ладошки участников, пытаясь по их температуре определить, в какой руке те представляли горячую картошку, а в какой лед. Обычно это удается сделать с существенно большей точностью, чем вероятность случайного угадывания; температура ладоней действительно начинает различаться в достаточной мере, для того чтобы это можно было почувствовать.

Демонстрация эффекта возникновения физиологических изменений под воздействием наших представлений, обучение произвольному регулированию реакций через эти представления.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Литература

  1. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность.[ Текст] / Б.И.Додонов.- М.: Политиздат,1978.-272с.
  2. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К.Изард.-М.:МГУ,1980-440с

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Основная учебная программа девятого класса для домашнего обучения

Посмотрите наши демонстрации уроков!

Для учащихся 9-го класса гибкость учебной программы является одним из ключевых преимуществ, которые их больше всего интересуют. Разностороннее образование в девятом классе заложит основу для обучения в старшей школе, а также станет началом формирования официального портфолио учащегося для будущих поступлений в колледж.

Чтобы подобрать учебную программу для девятого класса, подходящую для вашего ученика и семейного образа жизни, вы должны сначала рассмотреть свои цели и предпочтения. На этой странице вы найдете обзор того, чего ожидать от домашнего обучения в девятом классе, изучите, что 9учащимся необходимо знать и многое другое.

  • Чему учатся девятиклассники?
  • Обзор учебной программы 9-го класса
  • Учебная программа по математике для 9-го класса
  • Учебная программа по языкознанию для 9-го класса
  • Учебная программа по общественным наукам 9-го класса
  • Учебная программа по естественным наукам для 9-го класса
  • Как обучать девятиклассника на дому
  • Почему стоит выбрать учебную программу Time4Learning для 9-го класса на дому?

Чему учатся девятиклассники?

9-й класс — это год серьезных изменений во взглядах, образовательных требованиях и ожиданиях. Когда они достигают более высокого уровня мыслительных навыков и самостоятельности, это знаменует собой начало их подготовки к поступлению в колледж или к работе после окончания учебы.
Ниже приведены некоторые навыки и концепции, которые учащиеся усвоят в рамках учебной программы девятого класса: