Тренинги для педагогов школы: Психологический тренинг для педагогов «Ступени мудрости переживаний» | Психология
Психологический тренинг для педагогов «Ступени мудрости переживаний» | Психология
Автор: Савина Екатерина Сергеевна
Организация: МОУ ГСОШ, г. Калязин
Населенный пункт: Тверская область, г. Калязин
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций)
Тема: ступени мудрости переживаний
Цель: знакомство с быстрыми и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции.
Задачи: комплексная работа по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания педагогов.
Организация тренинга: группа педагогов от 20 до 50 человек.
Форма проведения : психологический тренинг
Продолжительность – 1 час 10 минут.
Ведущий тренинга: педагог-психолог Савина Е.С.
Материал: сделанное из бумаги дерево с пятью ветками без листьев, карточки «Значение цвета»,плакат « Река ожиданий»,чемодан, листы бумаги.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
1.1. Приветствие, разминка(15мин).
Педагог-психолог: добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю начать на тренинг «Ступени мудрости переживаний» с приветствия.
Приветствие: участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену тренинга : « Привет, ( имя), ты представляешь…» (5 мин).
Разминка. Упражнение – разогрев «Вездеход» (5 мин)
Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии, создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, снятие напряжение, сокращение дистанции в общении.
Участники передвигаются по комнате и внимательно слушают задания ведущего. В соответствии с заданиями выполняются и проигрываются различные действия.
«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали
в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются… Снежное поле, пронизывающий зимний вечер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной, градусов восемь – десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет, показалось!».
Упражнение “Мои ожидания”(5 мин).
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Инструкция: обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего тренинга . Озвучьте их и отправьте в плавание по Реке «Ожиданий». Участники озвучивают свои ожидания и размещают кораблики на плакате «Река ожиданий».
1.2. Знакомство с правилами работы во время тренинга.
Цель: формирование единого рабочего пространства, выработка правил поведения в группе на протяжение всего тренинга.
«Жизнь — есть игра» Уильям Шекспир. В любой игре есть правила, которые либо создают участники, либо принимают уже установленные. Наш тренинг тоже своеобразная игра, поэтому предлагаю создать правила нашей группы.
- Доверительный стиль общения;
- Общение по принципу «здесь и сейчас»;
- Персонификация высказываний;
- Обращение на «ты»;
- Искренность в общении;
- Активность;
- Конфиденциальность;
- Оцениваем не человека, а поступки;
- Уважение к говорящему;
- Применение санкций за нарушение правил тренинга (лишение на один круг права высказывать мнение).
2. Информационный блок.(20 мин)
Вступительная беседа.
Педагог-психолог: Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»? Профессия учителя, да и самого психолога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми мы испытываем большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, находимся в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к ухудшению состояния здоровья. В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Сегодня я хочу показать несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием и зарядить Вас позитивом.
Чтобы начать работу, посмотрим, какое настроение и самочувствие у Вас преобладает в настоящий момент.
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
2.1. Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.
Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса»
Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.
Участники делятся на группы и отвечают на вопрос: как боретесь с негативными эмоциями? В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.
Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом
Упражнение «Отдых»
Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч.
Упражнение «Передышка»
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
2.2.Упражнение на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.
Упражнение «Кинопроба» (на развитие чувства собственной значимости).
1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но..», и дополните фразу словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
- Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?
2.3.Релаксационные упражнения.
Упражнение «Мышечная энергия» (выработка навыков мышечного контроля).
Инструкция: согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте! Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца.
Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.
Упражнение « Огонь- лед». Необходимо попеременно напрягать и расслаблять все тело. Участники выполняют упражнение, стоя по кругу. По команде « Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. По команде « Лед» участники застывают в позе, в которой их застала команда, напрягая до предела все тело.
Обратная связь «Дерево помощи» (20 мин).
Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, обмен мнениями, анализ вариантов поведения при выходе из стресса, накопление опыта по борьбе со стрессами.
Материал: сделанное из бумаги дерево с пятью ветками без листьев крепится на доску. Заготовленные листочки (листья деревьев) по пять штук раздаются участникам. Также нужны маркеры и клеевой карандаш. Ветки дерева имеют свои названия: семья, ученики, коллеги, рабочее место, деятельность/творчество. Участники пишут на карточках, как данные сферы жизни (названия веток) помогают им бороться со стрессом. Затем каждый делится своими идеями и наклеивает листочки на дерево на соответствующие ветки.
3. Заключительный блок.(15 мин)
-Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересное и мотивирующее психологическое упражнение «Чемодан в дорогу».
Цель: создание благоприятного образа будущего, повышение самооценки.
Инструкция : наш районное методическое совещание подходит к концу, но впереди у каждого из нас долгий и интересный путь – Учебный год. Давайте соберем в дорогу чемодан, в который положим самые важные и полезные вещи, необходимые нам для успешного прохождения этого пути. (Педагоги пишут пожелания на учебный год себе и коллективу на полоске бумаги, озвучивают его и кладут в чемодан).
— Наша жизнь состоит не только из запланированных, но и спонтанных моментов. Таким моментом будет пожелание-предсказание, которое вам достанется в случайном выборе. (Педагоги выбирают полоску бумаги с пожеланием, читают его вслух и кладут в чемодан.
Перечень пожеланий-предсказаний на новый учебный год:
- Позитивное начало каждого рабочего дня
- Успешно взаимодействовать с родителями
- Получать удовольствие от работы с детьми
- Находить время для отдыха и здоровья
- Поощрять себя за выполнение большой и важной работы
- С воодушевлением планировать свой рабочий день
- Домой – с хорошим настроением!
- На работу – с отличным настроем!
- Сохранять душевный комфорт весь учебный год
- Развивать способности детей
- Радовать окружающих своим творчеством!
- Участие в семинаре или конференции
- Узнать что-то новое и очень интересное!
- Нет предела совершенству! Профессионального роста!
- Усовершенствовать умение борьбы со стрессом
- Профессионального удовлетворения!
- Поделиться успешным профессиональным опытом с коллегами
- Не забывать хвалить себя за хорошую работу!
- Ваши усилия приведут к отличным результатам!
- Стараться мыслить позитивно!
- Ставить цели и добивать их с успехом!
Рефлексия занятия : благодарю вас всех за участие. Наша встреча была невероятно ресурсной и рефлексивной. И в завершении я прошу вас высказаться по следующим вопросам:
Как вы себя чувствуете?
Что взяли от нашего занятия?
Что было трудным?
Что удалось вам?
Приложения:
- file0.docx.. 30,7 КБ
Тренинг для начинающих педагогов
Сегодня образование воспринимается большинством людей как приоритетное направление общественного развития. Появилась потребность в профессиональных педагогах. Работодатели заинтересованы в таких педагогах, их немного, их имена передаются из уст в уста — такие педагоги всегда востребованы. Отвечая на вопрос, в чем секрет популярности того или другого учителя или воспитателя, родители восхищаются психологическими характеристиками педагога, его умением создать позитивную атмосферу на занятиях, сохраняя педагогическую компетентность.
Ежедневная работа педагога — достаточно большая нагрузка на психику. Почти 70% педагогов находятся в состоянии постоянного напряжения, особенно молодые.
Цель тренинга: способствовать психологической адаптации молодых педагогов к условиям работы в школе или детском саду.
Задачи тренинга:
— сформировать умение работать в команде;
— сформировать положительную самооценку;
— определить проблемные зоны у участников в личностной и деятельностной сферах;
— развить профессиональное мастерство.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Количество участников: 8-10 человек.
Материалы для проведения занятия раздаточный материал — карточки «Забавные эмоции», рисунок дерева, стикеры, ручки для письма, ножницы, презентация Power Point.
Ход проведения тренинга адаптации молодых педагогов
1. Слово психолога.
Чтобы хорошо работали молодые педагоги, им нужна уверенность, приятные эмоции. Но много трудностей и сложных ситуаций предстанут в процессе педагогического труда учителя-новичка. Сегодня мы познакомимся лучше друг с другом, почувствуем поддержку друг друга, научимся преодолевать проблемы с легкостью.
2. Упражнение «Знакомство»
Цель: узнать побольше о каждом члене группы.
3. Упражнение «Дерево ожиданий»
Цель: осознать и определить, что каждый участник ожидает от тренинга и сравнить свое ожидание с другими.
Участникам раздаются стикеры в виде листочков, на которых каждый делает записи, чего именно он ждет от тренинга. После этого бумажки прикрепляются на плакате с изображением дерева.
4. Правила работы в группе.
Цель: обсуждение и принятие правил всеми членами группы
— говорить по очереди, а не всем одновременно;
— не перебивать говорящего;
— критиковать идеи, а не лицо, которое их высказывает;
— соблюдать «правило поднятой руки»;
— предлагать собственные варианты;
— уважать все высказанные мнения;
— сохранять конфиденциальность;
— испытывать толерантность;
— сохранять доброжелательность.
5. Упражнение «Экран настроения»
Цель: создание доброжелательной атмосферы, позитивного настроения в коллективе.
— По кругу передаются карточки с забавным изображением эмоций. Каждый участник запоминает номер карты, на которой нарисована та или иная эмоция, соответствующая его настроению. Карточка, которую избрало большинство, прикрепляется к стенду «Экран настроения». (Изображений может быть несколько).
Вопросы для обсуждения:
— Какое у нас сейчас настроение?
— Оно будет способствовать нашей работе?
— Почему так важно начинать новое дело в хорошем настроении?
6. Упражнение «Добрые пожелания».
Цель: формирование товарищеских отношений.
class=»eliadunit»>
Задача: участникам необходимо по кругу передать друг другу какое-нибудь хорошее пожелание с помощью мимики и жестов.
7. Притча «Все в твоих руках»
Скачать притчу.
Вопросы для обсуждения:
— От чего зависит, будут ли хорошие отношения с другими людьми, или будет ли ваша работа плодотворной?
8. Тест «Психологический портрет учителя»
Скачать тест
Интерпретация теста. Смотреть
9. Упражнение «Достань звезду»
Скачать
10. Итог занятия «Дерево итогов»
На плакате с нарисованным деревом участникам предлагают высказать свои впечатления на бумажных отпечатках собственной ладони и закрепить их на ветвях дерева.
11. Притча «Об учителе и ученике»
— Долгие годы жил Ученик у Учителя познавая его мудрость. Кроме того, конечно, он делал много других необходимых для них обоих вещей: собирал хворост для костра, носил воду из источника, убирал в пещере, где они вдвоем жили, ходил на охоту. А когда к Учителю приходили люди за советом — Ученик внимательно слушал, что тот говорит. Иногда Учитель сам начинал рассказывать разные истории о дальних странах, об удивительных обычаях чужеземцев, о мудрецах, живших за морями, о мудрости их. Однако, это бывало очень редко, разве только когда к ним долго никто не приходил и Учителю становилось скучно — хотелось поговорить, а было не с кем. Остальное же время все их общение сводилось к поздравлениям с началом нового дня и пожеланиям доброй ночи. Даже по хозяйству, если это слово подходит к той нищете, в которой они жили, Ученик уже сам, без приказа Учителя, знал, что он должен делать.
Так они жили вместе долгие годы. Несмотря на скупость знаний, передаваемых учителем и скромностью их стола — Ученик за все эти годы ни разу даже не подумал о том, чтобы его покинуть. Но, однажды, Учитель заболел. Взгляд его помутился, он слег. Часто шептал, время от времени кричал, или просто бормотал что-то непонятное Ученику. И хотя ученик поил его отварами целебных трав, его продолжало трясти в лихорадке. Между тем люди, которые продолжали приходить к нему за советами, возвращались ни с чем. Учитель не мог им помочь, а Ученик считал себя не вправе давать советы вместо Учителя. И припасы пищи заканчивались, а Учитель все не поправлялся.
Однажды утром Ученик понял, если он сегодня ничего не заработает, то завтра им нечего будет есть. И когда пришли люди к Учителю, он не прогнал, а выслушал и посоветовал поступать так, как сам считал нужным. Так продолжалось день за днем. Между тем, Учитель начал поправляться. Он уже не бредил. Понемногу начал сидеть, потом начал просить Ученика выводить его на свежий воздух. Слушал, не вмешиваясь и не поправляя, поучения-установки Ученика людям, которые к ним приходили. Одним солнечным утром учитель понял, что уже вполне выздоровел. Он сам, опираясь только на палку-посох, вышел из пещеры. К тому времени, и Ученик вернулся из леса, где собирал целебные травы и ягоды.
— Здравствуйте, Учитель! — Поздоровался он, обрадовавшись, что Учитель сам вышел из пещеры.
— И действительно хороший день сегодня, очень хороший, — ответил Учитель.
— Чего изволите, Учитель? — Спросил Ученик.
— А дашь слово, что исполнишь мое желание? — Улыбнулся в бороду старец.
— Конечно! Сделаю все, что пожелаете, Учитель!
— Ты хорошо подумал, прежде чем ответить? — Продолжал старик.
— Да, Учитель!
— Мое желание простое, — наконец объяснил наставник. — Хочу, чтобы ты немедленно покинул меня, мою пещеру, эту гору и никогда сюда не возвращался. Я благодарю Тебя за все, что Ты сделал для меня за все эти годы, которые мы вместе прожили. За то, что не дал мне умереть и вылечил, выходил меня, когда я болел. Но сейчас я здоров и хочу, чтобы Ты оставил меня.
— За что, Учитель, вы меня прогоняете? — Только и смог спросить печально Ученик.
— Не спрашивай меня больше ничего, собирайся и иди своей дорогой! — ответил Учитель.
Ученику ничего не оставалось, как выполнить волю наставника. Долгие годы скитался он, дорогами мира, нося с собой обиду за неблагодарность Учителя. Но однажды, когда уже Ученик поседел-постарел … Одним хорошим утром, проходя мимо дерева, увидел, как некая (он не знал ее имени) птичка выталкивает птенца из гнезда, заставляя его учиться самостоятельно летать. И в этот момент Ученик наконец понял смысл последних слов Учителя: «. .. и иди своей дорогой». «Каким же я был дураком!»- Сказал он себе. «Сколько лет я носил в сердце черную злобу вместо благодарности мудрому учителю». Он поднял голову, посмотрел на синее безоблачное утреннее небо. И ему почему-то стало легко-легко на душе, как будто с него упал страшный груз.
«Идти своим путем», — улыбнулся он в седую бороду и пошел дальше.
Вопросы для обсуждения: притча заставила вас задуматься, а своей ли дорогою вы идете …
12. Подведение итогов
Психолог предлагает участникам продолжить предложение:
— На сегодняшнем занятии я понял …
— На тренинге мне понравилось …
13. Выводы
Тренинг-это прежде всего изменения. Это трансформация. Это — обучение и тренировка новых навыков.
Тренинг-это процесс, в котором лицо приобретает новые навыки знаний и отношений. В результате лицо начинает работать по-новому.
Тренинг с начинающими педагогами позволит помочь молодому специалисту почувствовать уверенность и себе приобрести профессиональный опыт. Также поможет в создании и усилении имиджа успешного специалиста.
Программы обучения и получения степени
|
Профессиональное развитие — Калифорнийская ассоциация учителей
Обучение, конференции, стипендии и гранты
Стрелка внизДлинная стрелка, указывающая внизКачественное профессиональное развитие необходимо для улучшения государственного образования и профессии учителя.
CTA предлагает возможности профессионального развития, направленные на повышение качества преподавания и обучения и повышение уровня жизни педагогов. Будь то посещение одной из наших конференций, участие в тренинге или семинаре, подача заявки на стипендию или грант, члены CTA найдут практическую информацию и ресурсы для успешного развития навыков в классе и за его пределами.
Мероприятия и конференцииНаши конференции по всему штату предназначены для предоставления знаний и навыков членам CTA по различным темам, включая преподавание и обучение, расовую справедливость и равенство, ЛГБТК+, защиту образования, проблемы новых и опытных педагогов и региональные конференции. Когда вы посещаете конференцию CTA, вы посещаете увлекательные семинары и сессии, мнения некоторых из лучших экспертов по контенту и идейных лидеров в области государственного образования, а также возможности пообщаться с коллегами. Навыки и информация, полученные на наших конференциях, могут быть немедленно применены к вашей роли преподавателя и местного лидера.
Тренинги и семинарыCTA предлагает различные тренинги и семинары, проводимые нашими профессиональными сотрудниками и членами CTA, которые являются экспертами в своей области. Наши тренинги предоставляют новейшие инструменты и методы для повышения профессионального развития и повышения лидерских навыков.
Обучение предлагается на специальных занятиях, проводимых в течение года во время наших конференций по всему штату , в недельном летнем институте CTA , или через наш виртуальный пропуск на онлайн-обучение .
Обучение и профессиональное развитие (IPD)Отдел обучения и профессионального развития (IPD) CTA оказывает техническую помощь местным отделениям, руководству CTA и различным отделам CTA в области стандартов, оценки, учебных программ, инструкций, специального образования, ответственность и оценка учителей. Мы верим в наращивание потенциала всех членов и укрепление профессии в сфере образования. Мы знаем, что учителя чаще, чем когда-либо, сталкиваются с трудностями, связанными с профессиональными вопросами.
Instructional Leadership CorpsCTA, Ресурсный центр Национального совета (NBRC) в Стэнфордском университете и Стэнфордский центр политики возможностей в образовании (SCOPE) запустили Instructional Leadership Corps (ILC) в 2014 году. ILC расширяет возможности местных педагогов, чтобы обогатить практику обучения и оценивания в своих школах, улучшить обучение и создать профессиональный опыт обучения для других педагогов.
Стипендии и премииВы или член вашего сообщества оказали положительное влияние на государственное образование? Изменилось ли ваше участие или участие вашего коллеги в местной политике или правах человека и гражданских правах? CTA признает педагогов и членов сообщества, которые продвигают качественное государственное образование и влияют на своих учеников и сообщество.
Награды включают в себя эффективную коммуникацию местных отделений и для них, отличное освещение в средствах массовой информации, активную социальную справедливость и работу в области прав человека и многое другое.