Тренинг для начальных классов – Тренинг для начальной школы

Классный час по теме: Тренинг общения для младших школьников.

Тренинг общения для младших школьников.

      Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться. 

       Задачи тренинга:     

  1.  Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
  2.  Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
  3. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
  4. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Ход тренинга

1. Орг.момент. Правила тренинга

-Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Ребята, а сейчас я хочу напомнить основные правила наших встреч.

1) Вся информация, которая прозвучит на тренинге, остается между нами.

2) Мы все должны быть искренними и открытыми.

3) Мы помним, что нельзя оценивать и давать советов другим.

4) Вежливое обращение  друг к другу.

2. Упражнение «Приветствие».

Инструкция:  Дети становятся  в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.

- Молодцы, у вас хорошо получилось.

3. Упражнение «Менялки»

Инструкция: Стоящий в кругу предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким – либо умением. Это умение он называет. Пример: Пересядьте все те, кто умеет петь, танцевать. При этом, тот кто стоит в центре круга старается занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в кругу, продолжит работу.

4. Объявление темы и задач занятия.

- Сегодня мы с вами будем говорить об общении. Что же такое общение? Как вы думаете? (ответы детей).

- Ребята, вы правильно мыслите. Общение  - это важная часть нашей жизни, без общения невозможна жизнь.

5.Работа по теме тренинга.

а) Исследовательские упражнения

«Продолжи историю»

Цели: В ходе этой игры дети могут отработать сотрудничество в рамках всего класса, выявить способность контактировать. Для успешного участия им необходимо внимательно выслушать учителя и представить себе всю последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно сочинить собственную историю.

Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?

Итак:

Жили были маленькая девочка и маленький мальчик. Дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот однажды они решили уйти далеко-далеко, потому что больше не хотели, чтобы взрослые командовали ими с утра до вечера. Они взяли с собой немного еды и сложили ее в два небольших рюкзачка. Когда взрослые были заняты своими делами, они потихоньку убежали из дому. Дорога, которой они пошли, привела их через какое—то время к большому и дикому лесу. "Странно" — сказали они, — "что такой прекрасный лес находится так близко к городу". В детях проснулось любопытство, и они направились вглубь леса. Сначала воздух был теплым, а солнце пробивалось сквозь листья деревьев. Иногда они слышал прелестные голоса певчих птиц. Но лес становился все темнее, воздух — все холоднее, а отовсюду стали раздаваться разные шорохи.

Тогда детям захотелось выбраться оттуда. Но когда они обернулись назад, то не обнаружили там никаких признаков дороги, по которой пришли. Вместо этого они видели только скалы и густую растительность. Как только они делали шаг вперед по дороге, она тут же исчезала за их спинами, потому что она была заколдована. Они шли все время вперед и вперед, пробираясь сквозь густые кусты и деревья, карабкаясь по большим камням и валунам. Внезапно они услышали впереди странный шум. Они не видели, что это было, но смогли расслышать приближающиеся шаги. Дети остановились, схватились друг за дружку, стиснули руки. Вдруг они увидели...

 - Ребята, продолжите историю.  (Дети продолжают историю)

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе наша история?

— Что тебе понравилось больше всего?

— Что бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю один?

б) Формирующие упражнения

«Комплименты»

Цель: Способствовать изменению  чувств отношений и формированию умения общаться.

Ребята, а сейчас мы будем принимать, и говорить комплименты. Работаем в парах. Один из пары говорит в течение нескольких минут второму комплименты: «что мне нравится в тебе, какие черты характера, внешности, факты из жизни…»

Партнер должен выслушать все, что ему говорят. После этого он повторяет все, что услышал: «Тебе нравится во мне…». Если что-то упущено, то партнер обращает на это внимание.  После этого они меняются ролями.

Анализ:

- Что было легче говорить или слушать?

- Удалось ли принимать комплименты, и с каким чувством?

в) Развивающие  упражнения

Групповой портерт

Цели: "Групповой портрет" дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача — нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок — усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и творческого самовыражения.

Чтобы дети могли выполнить свою задачу в спокойной обстановке и отнеслись к ней с должным вниманием, в некоторых случаях имеет смысл проводить игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 дня.

^Материалы: Каждой подгруппе понадобится большой лист бумаги (как минимум размером A3, лучше - лист ватмана) и восковые мелки.

*^ Инструкция: Разбейтесь на четверки. Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины.

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать, как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие пояснения будут давать при этом.

Анализ упражнения:

— Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?

— Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?

— Кто выбрал тебя художником?

— Как вы пришли к решению, кого где нарисовать?

— Ты доволен своим портретом?

— Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами из твоей подгруппы?

— Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?

6.Обратная связь

Понравилось ли вам занятие?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?

nsportal.ru

Методическая разработка (2 класс) по теме: Тренинг толерантности для начальных классов «Этот разноцветный мир».

Тема: Тренинг  толерантности для начальных классов «Этот разноцветный мир».

Цель: 1. Осознание своей этнической уникальности в целостном культурном контексте.

2.Развитие культурной сензитивности, чувствительности и уважения к культурным различиям, толерантности.

3. Формирование базовых навыков этнокультурной компетентности.

Организационные принципы:

Данное занятие входит в тренинг «Психологическая адаптация детей – мигрантов, детей прибывших из других школ». Тренинг  предназначен для детей начальных классов и может быть модифицирован исходя из запросов классного руководителя, администрации школы.

Состав группы: учащиеся 1 - 4 классов в количестве 8 -12  человека.

Оборудование: наличие свободного пространства, листы формата А4 , краски, цветные карандаши, маски животных для инсценировки, мультимедийная установка.

Время: 30 -35 мин.

Содержание занятия

I.Введение в тренинг.

Разминка «Моё любимое животное»

Ведущий предлагает каждому желающему ребёнку изобразить мимикой и пантомимой (без слов) то животное, которое, ему больше всего нравится.

Группа угадывает название животного.

Разминка «Чьи ладошки»

Один из участников с закрытыми глазами садиться на стул лицом к группе.

Ребята по  очереди подходят к нему, кладут на его ладошки свои. Водящему необходимо догадаться, чьи ладошки приходили к нему в гости».

II.Основное содержание занятия

Ведущий рассказывает историю, которая в процессе рассказа разыгрывается детьми по ролям. Часть детей (5-6человек) изображают зверей, а осталь-

ные  - зрителей, которые потом должны будут «помочь» зверям.

«Кто из них прав?»

Жили на свете разные звери. Как-то раз собрались они на большой поляне в лесу и стали говорить о том, какая еда вкусней. Лев сказал:

- Вкуснее всего мясо!

- Нет, морковка, - перебил его заяц.

- Самое вкусное  - это молоко, - сказала кошка.

- Вкуснее всего  бананы, закричала обезьяна.

- Неправда, лучшая еда – это трава, - ударила копытом лошадь.

Они чуть не подрались.

Обсуждение.

Ведущий: - Ребята давайте поможем зверям ответить на вопрос: «Какая еда лучше?»

В процессе обсуждения ведущий подводит ребят к мысли, что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравиться  что – то своё.

Упражнение «Иностранец»

Ведущий: - Мы увидели, что сейчас происходило у зверей, теперь мы посмотрим, как тоже самое бывает у людей.

Для розыгрыша ситуации выбираются актеры:

Один – «иностранец», другие (4-5 человек) –  «местные жители», остальные ребята играют зрителей.

«Иностранец» (на нём надета рубашка задом наперёд) приехал в другую страну». Местные жители» смеются над ним.

Ведущий: - Они ругаются, что делать? Кто из них прав?

Стимулируется диалог между зрителями и актёрами, затем разыгрывается выход из ситуации, предложенный детьми.

Ведущий: - Почему люди не всегда хорошо относятся к иностранцам?

Упражнение «Это разноцветный мир»

Ведущий: - А теперь представьте, что было бы, если мы  были …(выбирается любая этническая группа, чьё название известно детям).

Ведущий: - Предлагаю закончить фразы: «Я (называется этническая принадлежность по выбору ребёнка) люблю… Я умею… Я мечтаю…

Ведущий: - Вы увидели, что мир очень разный, в нём живёт  много разных людей, каждый из них любит что-то своё, мечтает по-своему, отличается от других внешне… Мир -  разноцветен.

Дети разбиваются на три группы с помощью цветных карточек (три цвета), которые оно вытягивают.

Ведущий: - Каждая группа придумывает свой разноцветный мир: название своей страны, флаг, герб, как здороваются, любимое блюдо и пр., а затем будем представлять свои проекты.

На листах бумаги дети воплощают свою фантазию.

III. Рефлексия.

- Чем отличаются страны и люди, придуманные и нарисованные группами?

- Что у них общего?

- Чего больше между людьми -  отличий или сходств?

Ведущий: - Благодарю вас всех за работу, давайте        все вместе поблагодарим друг друга аплодисментами.

nsportal.ru

Тренинг "Сад моих чувств" (для начальной школы)

Тренинг "Сад моих чувств" (для детей с повышенной тревожностью)

Педагог – психолог Горшкова Эльвина Сергеевна

У детей младшего школьного возраста по мере развития личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции, контролю. Важным фактором психо-эмоционального развития является социальное окружение ребенка: семья, учитель, класс. Успешность ребенка зависит от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе: активный становится лидером, а тихий, тревожный часто превращается в аутсайдера. Одна из острых проблем обучения в школе – содержание двигательной активности у подвижных детей и наоборот, активизация пассивных. Следовательно, задача психологической службы: укреплять психику ребенка, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи, отрицательные эмоции.

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве; неуверенности в правильности своих ответов, решений.

Поэтому ребенка нужно научить развивать “комплекс произвольности” - умение отслеживать, регулировать, контролировать свои эмоции. Данный тренинг предлагает через игровые методы психокоррекционного характера:

  1. Вырабатывание конструктивных способов поведения в трудных ситуациях; овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

  2. Снятие страхов, невротических реакций, развитие воображения.

  3. Сохранение психического здоровья детей и предупреждение эмоциональных расстройств.

В ходе наших занятий ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь. Характер упражнений в тренинге подобран таким образом, что помогает преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дать возможность для самовыражения.

Методика тренинга включает приемы психогимнастики (5) эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга.

Игровое содержание тренинга не случайно: оно продумано так, чтобы выполнить следующие задачи:

- дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения;

- учить ребенка задерживать внимание на своих ощущениях, сравнивать их.

При этом важно соблюдать попеременно мышечное напряжение и расслабление.

Такое чередование движений гармонирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать только словом.

Предполагаемый результат.

Занятие тренинга саморегуляции проводится 1 раз в неделю (2 части по 30 минут и 5 минут перемена).

Подведение итогов и анализ результатов тренинга предполагает рефлексию успехов и неудач, выделение проблемных зон и их разрешение в дальнейшей работе.

I Этап диагностический

а) тест Филипса (опр. уровня школьной тревожности)

б) оценка психо -эмоционального состояния школьника (Опросник САН).

Задачи:

1. Повышать способность осознания каждым ребенком самого себя;

2. Учить принимать себя и других детей такими, какие они есть;

3. Развивать ответственность за свои поступки;

4. Учить анализировать свои состояния;

5. Обучать процессу саморегуляции своего состояния.

II Этап – набор детей

По результатам диагностики идет набор детей в группу, учитывая запрос учителей и родителей. Возраст детей до 10 лет, численный состав 10-12 человек.

III Этап – тренинг

Для того чтобы занятия были эффективны, я ввожу несколько правил:

1. Правило активности каждого участника.

2. Правило постоянства

3. Привило откровенности и искренности: говорить то, что ты думаешь и ощущаешь.

4. Правило “Молчания” для того члена группы, кто не хочет отвечать в каком – то упражнении.

Занятие 1.

Тема: “Угадайка” (опр. эмоциональное состояние ребенка – раскрасить лепестки у ромашки). Экспресс диагностика.

1. Представление детей по именам (прислушиваются к звуку своего имени, выбирают ласковые имена, взявшись при этом за руки).

2. Ассоциация имени. Каждый участник называет свое имя с буквой. (Например: ласковая Лена, милая Маша и т.д).

3. Узнавание партнера. Дети разбиваются на пары, внимательно изучают друг друга (зрительно).

Затем произносят имя друг друга так, чтобы партнеру было приятно. Затем с закрытыми глазами легко касаются волос и лица партнера (тактильная память).

4. Представление партнера. “Мой сосед”.

Дети должны посмотреть друг на друга, обратить внимание на одежду, прическу, глаза. Затем кто-то один из группы закрывает глаза, ему задают вопросы: Кто одет в голубое платье? Какого цвета глаза у соседа? и т. д.

5. Звучит музыка “Шум волны”. Упр. “Дыхание”.

Цель: обучение детей регулированию своего состояния.

Ложимся на коврики, закрываем глаза. Медленно расслабляем тело, сосредотачиваемся на своем дыхании, прислушиваемся к нему. Дышим ровно, глубоко (от пупка). Послушаем свои ощущения, понаблюдаем за фазами дыхания: вдох-выдох, пауза, вдох-выдох.

Теперь прислушайтесь к шуму волны.

Представьте себе эту волну: ее шум, движение, брызги, привкус соли на губах.

Обсуждение в группе, как удалось выполнить задание, что при этом испытывал каждый участник.

Рефлексия:

Оценивание с помощью 10 пальцев: интерес к занятию, желание посетить в следующий раз.

Звук группы: взявшись за руки, закрываем глаза и озвучиваем свое состояние, прислушиваемся к звукам, добиваемся единого звучания.

Занятие 2

1. Рисуем на доске рожицы. (Экспресс диагностика).

Цель: узнать эмоциональное состояние детей. Как успехи? Что было приятного за сегодняшний день?

Нарисуйте, какая рожица вам нравится больше всего?

2. Упражнение “Зеркало”.

Группа встает в круг, каждый по очереди выходит в центр, совершает какое-то движение. Остальные – зеркало – его изображают. Условие: зеркала касаться нельзя.

3. Упражнение “Комплименты”.

Дети образуют два круга. Один внешний, другой – внутренний. Затем начинают двигаться и хвалить друг друга (контакт глаза в глаза).

Пример: “Дима, ты всегда такой веселый”, другой отвечает: “Мне нравится твоя улыбка” и т.д.

4. Релаксация: воздушный шар .

Представьте, что у вас нет живота, а надувной шарик. сначала он маленький, а потом начинает расти – расти – расти (живот надуваем, выпячиваем), а потом как лопнет (выдох, хлопок в ладоши). Затем ложимся на коврик.

Упражнение “Небо” 5 мин.

Цель: ощущение покоя, обретение способности управлять своими мыслями.

Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По небу двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если о чем-то думаешь, пусть мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Очень спокоен, уравновешен и счастлив, ты ощущаешь покой, тишину, радость. Теперь медленно открой глаза. Некоторое время полежи спокойно. Прислушайся к себе.

Обсуждение в группе:

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

Рефлексия:

1) Что понравилось сегодня на занятии?

2) Мгновенная социометрия.

Возьмите за руки двух человек, с которыми вам приятно общение в этой группе.

3) Прощание: подарите друг другу воздушный поцелуй.

Занятие 3

Цель: получение обратной связи, развитие произвольной памяти на различные эмоциональные состояния.

1. Диагностика состояния: квадратики разноцветные. Выберите себе тот, который понравился.

2. Показываю игрушку детям и говорю, о том, чем мне она нравится, как она похожа на мою любимую игрушку в детстве.

Беседа о любимых игрушках (по кругу).

3. Изобразите свою любимую игрушку пантомимой, другие пытаются отгадать.

4. Игра “Кот в мешке”. Выбрать с закрытыми глазами игрушку в мешке на ощупь (тактильная чувствительность).

Передать эмоцию выбранной игрушки.

Обсуждение: что ты при этом чувствовал?

Дети копируют эмоциональное состояние игрушки по сигналу “Замри”.

5. Релаксация “сад чувств” (10 – 12 минут).

(музыка функциональная)

Ложимся на коврик. Закрываем глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад. И становишься его садовником. Тебе хочется его очистить от мокрых листьев и веток. Ты берешь инструменты и начинаешь работу. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые красивые цветы и деревья. Сад наполняется прекрасными звуками: слышишь пение птиц, звук водопада, жужжание пчел и потаенный звук глубокого покоя. Ты ощущаешь запах сосны, чистого воздуха, сильный крепкий запах земли. Воздух отдает дымом. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы потекли слюнки. Представляя это, отпусти руки, коснись прохладной влажной земли. Ты любуешься своим маленьким садом. Все твои чувства говорят тебе, что ты можешь прийти в этот сад в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там цветут новые цветы. Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, медленно открой глаза. Если хочешь – нарисуй сад своих чувств. Обсуждение.

Рефлексия

Звук группы, рассматривание рисунков.

Занятие 4

Цель: передача эмоционального состояния через сказку.

1. Узнаем друг друга по голосу, прикосновениям.

2. Цветодиагностика.

3. Инсценировка сказки “Колобок” с передачей эмоционального фона каждого героя (в масках).

4. Упр. “Колобок”.

Передать эмоцию радости, удовольствия. Что случилось с Колобком? – эмоции переживания эмпатии.

Придумываем новую концовку-радость.

5. Релаксация.

Танец “Радости”.

Вся группа вместе со мной сначала выполняет движения руками параллельно земле, затем на уровне пояса, затем руки поднимаются вверх к солнцу, встали на цыпочки, тянемся руками к солнцу выше и выше, подпрыгиваем сначала низко, затем все выше и выше.

Рефлексия.

Что вы сегодня ощущали на занятии, как вы себя чувствовали во время игры, во время танца?

- цветодиагностика.

Поблагодарим друг друга за работу глазами и жестами.

Занятие 5.

Уменьшение тревожности

Цель: снятие страхов, помочь справиться с негативными переживаниями детей, обучить саморегуляции своего состояния.

1. Подарите друг другу приветствие только глазами.

2. Упражнение “Трусливый зайчик”.

На руку одевается перчаточная кукла “Заяц” разыгрывается эмоция страха (по очереди).

Обсуждение: Кто кого боится? Когда я чувствую себя трусливым зайчишкой?

3. На что похож мой страх?

Рисование своих страхов. Рассказы о нем.

Вопрос: так ли тебе страшно теперь, после того, как ты о нем рассказал?

Задача для психолога – отследить детей с трудными случаями неврозами – с ними необходимо работать индивидуально.

4. Упражнение “Я смелый”

Каждый ребенок громко и уверенно произносит фразу “Я смелый” (по очереди). Все аплодируют.

5. Игра-релаксация “Бой со Змеем-Горынычем”.

Распределение ролей.

Цель: снять страх перед агрессией у одного, двух участников.

Роли: Иван-Царевич, Змей-Горыныч (несколько человек - 3). Разыгрываем битву, Иван-Царевич побеждает Змея. Все радуются, кричат “Ура!”

Поздравляют. После игры обсуждаем, что чувствовал каждый ребенок в игре. Игра стимулирует фантазию, воображение, снимает страх.

Другой вариант “Темнота”.

Несколько детей уговаривают водящего не ходить в темную комнату, пугают его. Но ребенок входит в темную комнату на 3 – 5 минут и находится там, пока не зазвучит музыка. ребенок выбегает из комнаты имитируя звук какого-либо животного. Все его поздравляют.

Окончание занятий

1. Обсуждение

Что нового вы узнали о себе?

Что нового вы узнали о других?

Как вы можете помочь себе в трудную минуту при плохом настроении?

2. Записи на память.

3. Оценка на пальцах:

своего состояния
пользы от занятий
желания работать на других занятиях.

IV этап

Анализ групповой деятельности.

Дневник ведущего: интересные находки и неудачи.

Анализ работы позволяет выделить ключевые проблемы, положительный и отрицательный результат, способствует накоплению опыта.

infourok.ru

Социально-психологический тренинг для начальных классов "Учимся любить"

Социально – психологический тренинг для учащихся начальных классов

Учимся любить

Цель:  Показать многогранность нравственного понятия «любовь», как одного из лучших чувств человека и духовных ценностей.

ЗАДАЧИ:

1. расширять представление о формах проявления любви, способах ее выражения;

2.развивать стремление проявлять любовь к себе и другим;

3. воспитывать потребность радовать окружающих добрыми делами и заботливым отношением.

Здравствуйте ребята!

Я очень рада вас видеть сегодня, и приглашаю всех выйти в круг!

Давайте, представим себя пчелами, которые собирают пыльцу с цветов, сейчас под музыку вы будете «летать» по классу и собираться в группы, по тому количеству, которое я назову.

«Игра пчелы»

А теперь, будете работать в этих группах

Составь пословицу:

Горы разрушаются от землетрясения, любовь разрушается от слова

Без солнышка нельзя пробыть, без любви нельзя прожить.

Без любви и цветы в саду без запаха растут

У сына болит пальчик, а у матери сердце.

Знакомство с темой:

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ответы детей…..

Правильно, сегодняшнее занятие мы посвятим любви!

И Я приглашаю вас в очередное путешествие в прекрасное королевство, которое называется «Страна Любви» (звучит музыка).

Для этого, вы должны сесть удобно, убрать все лишнее из рук, расслабить мышцы своего тела. Если хотите, то можете закрыть глаза, не обращайте внимания на своего соседа.

И так, Представьте себе красивую страну, где растут волшебные деревья, цветут дивные цветы, живут сказочные животные. В этом королевстве по-особенному светит солнце. Это солнце Любви (пауза). Посмотрите на это солнышко, дотроньтесь до его теплых лучей, пусть оно согреет вас нежность и любовью…….

Все люди в этом королевстве любят друг друга.

Природа любит каждого жителя королевства.

А люди дарят свою любовь природе (пауза).

Птицы поют песни любви, дети любят родителей, родители любят детей (пауза). И у всех людей любовь живет в сердце. Всем в этом королевстве хорошо: и птичкам, и животным, и растениям, и солнышку, и звездам. Самое главное — очень хорошо всем людям этого королевства (пауза). Мы чувствуем, как хорошо уметь любить, как хорошо дарить любовь всему миру (пауза). Заполните эти чувства (пауза). Пусть эти прекрасные чувства останутся с вами навсегда (пауза). Вдохните аромат любви этого королевства…..

А теперь, медленно откройте глаза, посмотрите друг на друга и подарите улыбку своему соседу.

На этом путешествие в страну любви закончилось, скажите, ребята, что такое любовь?

Молодцы, все вы правильно считаете, Лев Николаевич Толстой, говорит, что любовь это

«Любовь – это бесценный дар.

Ты можешь подарить любовь,

И всё же она у тебя останется.»

А теперь скажите, кого вы любите?..... ответы детей

Давайте попробуем в группах, найти способы, как можно передать любовь к родным, к природе, к друзьям, к животным….

Скажите какая же любовь, самая сильная?

А я скажу вам, что самая сильная любовь – это материнская

(Наиболее яркий пример самоотверженной, бескорыстной и жертвенной любви)

Материнская любовь – бесконечное самоотверженное и бескорыстное служение своим детям.

Бьющийся гром

В лесу отовсюду слышался лай собак. То тут, то там гремели частые выстрелы из ружей. Так было уже не один раз. Волчица хорошо знала, что началась безжалостная охота на волков. Раньше она всегда умело убегала от охотников и их собак, но в этот раз у нее было пятеро маленьких волчат, которые еще совсем не умели быстро бегать и путать следы, а могли лишь целыми днями играть и кувыркаться друг с другом в траве.

Волчица-мать стала спешно искать и собирать своих беззаботно игравших малышей. А они, совсем еще глупые и несмышленые, даже и не подозревали о приближающейся опасности и никак не хотели прерывать свою веселую игру.

– Слышите, малыши, этот гром? – сказала им волчица. – Он опасный, бьющийся. Если от него вовремя не спрятаться, то он вас до крови ударить может. Слышите, как громко собаки лают? Они тоже грома боятся. А ну-ка живо лезьте в логово.

Напуганные волчата, наперегонки и толкаясь, залезли в логово, а Волчица легла у входа и стала их охранять. На сердце у нее было неспокойно. Ее материнское сердце предчувствовало опасность и знало, чем грозят ее малышам эти страшные раскаты грома и собачий лай. Волчица хорошо понимала, что волчата, играя и валяясь на траве, оставили много следов и сильный запах, который обязательно почуют охотничьи собаки и приведут людей к логову.

Вскоре так все и случилось. Вдалеке показались люди с собаками на поводках. Собаки обнюхали траву, где еще недавно играли волчата и, громко залаяв, потянули охотников прямо к логову.

– Мне надо сейчас уйти, – сказала Волчица своим малышам, – а вы сидите тихо, и чтобы носу из норы не показывали, понятно?

– Мама, но там же бьющийся гром, там опасно, не выходи наружу.

– Я ненадолго, я только попрошу тучи, чтобы они стороной пролетели, и постараюсь с громом договориться, чтобы он поскорее ушел от нас.

Как только Волчица выбежала из логова, волчата услышали, что лай собак стал сильнее, а потом несколько раз очень сильно громыхнул гром. Но вдруг лай собак и бьющийся гром стали затихать. В лесу снова воцарилась тишина, и стали слышны привычные голоса птиц.

– Это наша мама гром увела от нашего дома, – обрадовались волчата. – Она у нас умная, она все может, даже знает, как можно гром уговорить.

До самой ночи волчата ждали маминого возвращения, они не сводили глаз со входа, прислушивались к каждому шороху. Каждый из них хотел увидеть вернувшуюся маму первым.

– Где же наша мама? Почему она не возвращается? Спрашивали они друг у друга. Ведь она забыла нас покормить, и мы не успеем перед сном поиграть на лужайке.

Так и не дождавшись мамы, волчата незаметно заснули, тесно прижавшись друг к другу, чтобы было мягче и теплее спать. Проснулись они рано утром и очень обрадовались, когда увидели рядом спящую маму.

– Мама, наша мама вернулась, – закричали они.

Сильно соскучившись, они стали запрыгивать на маму, ползать по ней и игриво покусывать ей лапы, уши и хвост. Но мама почему-то лежала неподвижно и не хотела просыпаться.

– Просыпайся, слышишь, вставай скорее, – сердились волчата, – хватит тебе лежать. Они стали покусывать свою маму все сильнее и сильнее, чтобы она поскорее проснулась.

– Мы голодные, почему ты нам никакой еды не принесла, обиженно говорили они.

Волчица с трудом открыла глаза и медленно приподнялась. Молча и ласково она лизнула каждого своего малыша в нос и отправилась за едой. Только теперь, когда мама вышла из темного логова, волчата заметили, что она идет из последних сил, шатаясь и прихрамывая, а вся ее спина красная от кровавых ран.

– Мама, мама, постой, подожди, мы уже не хотим кушать, мы совсем не голодные, вернись домой, – закричали ей вслед волчата.

– Я скоро вернусь, мои родные, вот только еды вам найду и обязательно к вам вернусь, – успокоила их Волчица и скрылась в лесу.

Волчатам вдруг стало очень стыдно, им совсем расхотелось есть, и каждый из них теперь с нетерпением ждал возвращения мамы, чтобы успеть первым попросить у нее прощения и пожалеть ее.

[?] – Могла ли Волчица спастись сама?

– Почему она не убежала? (Мать не бросает своих детей)

– Что произошло на самом деле, когда Волчица побежала договариваться с громом? (Увела охотников и их собак от логова)

– Почему спина Волчицы была красной от ран? (Пули охотников или укусы собак)

– Почему волчатам стало стыдно? (Кусали и разбудили раненую мать, заставили ее идти)

– Чем сильна и красива любовь матери к своим детям? (Самоотверженностью и жертвой)

Любовь матери к своим детям считается у людей самой чистой, красивой и сильной. Мать всегда готова понять и простить своих детей, отдать все что имеет, не ожидая взамен вознаграждений за свою самоотверженную любовь. Люди знают, что сила материнской любви очень велика.

Самая слабая мать, будет из последних сил защищать своего ребенка, даже если перед ней окажется огромный непобедимый великан

Давайте теперь подарим маме стих (работа в группе, синквейн)

МАМА

КАКАЯ – 2 СЛОВА;

ЧТО ДЕЛАЕТ – 3 СЛОВА;

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 1;

АССОЦИАЦИЯ – 1.

Защита синквейна.

Подведение итогов урока

infourok.ru

Уроки-тренинги в начальной школе

Уроки – тренинги в начальной школе

Тренинг – урок активной мыслительной деятельности учащихся, формой

организации которой является работа в парах, четвёрках.

Данные уроки разрабатываются на основе социокультурного системного подхода в обучении.

Проводятся на этапе закрепления знаний и способствуют корректировке основных понятий учащихся.

Структура уроков – тренингов:

  1. Постановка цели (каждый урок имеет свой эпиграф, осмысление которого происходит с помощью пережитого урока)

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном кругу. Дети встают, берутся за руки. Каждый должен почувствовать поддержку, доброе отношение. Это помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.

- Девизом нашего урока являются слова: «Мы – самые дружные ребята!»

- Прочитаем девиз хором

- Какое слово здесь самое главное?

- Прочитаем, выделяя это слово голосом

  1. Самостоятельная работа, принятие собственного решения.

Каждый получает карточку, которая содержит вопрос и 3 варианта ответов. На этом этапе ученик должен рассмотреть все 3 варианта ответов, сравнив их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своему товарищу, почему он так считает.

  1. Работа в парах (четверках).

При работе в группе каждый должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему.

  1. Выслушивание классом различных мнений.

Предоставляется слово для высказывания разным группам. Учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформулировано понятие.

5.Экспертная оценка (после обсуждения учитель или ученик озвучивает

верный вариант)

6.Самооценка.

  • внимательно ли ты слушал товарища

  • смог ли объяснить товарищу свой выбор

  • верно ли сделал выбор

  • что получилось, что нет

  • что нужно сделать, чтобы работа была успешной

7.Итог: (раскрытие тайны слов эпиграфа)

Методика – тренинг грамотного письма

Восемь занятий с надельными интервалами, во время которых надо ежедневно по 15 минут выполнять несложные домашние задания. Грамотность, приобретенная таким путем, - особенная.

В процессе занятий в корне меняется восприятие печатной продукции. Скорость чтения увеличивается в 3 роза, при этом информация не забывается, появляется наблюдательность, внимание к деталям бытия, способность автоматического запоминания увиденного и прочитанного.

Ухо обманет, но глаз не подведёт.

Принцип грамотного письма – визуальный. Ухо может обмануть, глаз же «фотографирует» точно. Надо уметь «фотографировать». Ведь нас как учат читать? Хором, повторяя вслух за учительницей текст. Слуховой канал восприятия преобладает над зрительным. Мы «глотаем» книжки не глазами, а ушами! Такой некорректный метод образования малоэффективен. Вроде сидишь безмолвно над печатным листом, но внутренний голос постоянно проговаривает фразу за фразой, неотвязно звучит в голове бормотаньем поселившегося внутри надоеды. Изгнать наушника, а вместо него поселить фотографа – вот цель уроков.

ЗАНЯТИЕ 1

КОШКА С СОБАЧЬЕЙ ГОЛОВОЙ

Сядьте напротив ученика и задайте ему вопросы, требующие зрительных воспоминаний:

- сколько столов в среднем ряду?

- сколько шкафов в классе?

- сколько на шкафу цветов?

Важно, чтобы он не мог выдать готовый ответ, а вынужден был представить, вспомнить картину реальности. Учителю следует внимательно наблюдать за движением глаз учащихся. (Ребенок поднимет глаза в верхний левый или правый угол) ЗАПОМНИТЕ!

  1. здесь его «место зрительных воспоминаний»

  2. теперь определите, где у него «место зрительного конструирования»

- представь себе кошку с головой собаки

- как пишется слово (любое сложное) – у людей с проблемами правописания

(Глаза будут бегать по горизонтали)

Это значит, он «пробует» слово на слух, если зрачки поднимаются в «угол зрительного конструирования», ученик тоже легко может допустить ошибку. У отличников с развитой визуальной памятью обычно глаза рефлекторно поднимаются в «угол зрительных воспоминаний». Именно там нужно искать точно написанное слово (если, хоть раз он его видел в книге)

- постарайся увидеть внутренним взором это слово, поднимай глаза в верхний угол.

ЗАНЯТИЕ 2.

Заготовить карточки с иероглифами или рисунками, не имеющими смысла. Дайте ребенку рассмотреть карточку, «сфотографировать» ее. Теперь пусть воспроизведет фото. Рисунки постепенно усложнять.

Написать на листе 6-8 согласных букв. Их набор не должен вызывать звуковых ассоциаций. Дать рассмотреть их. Пока он вглядывается в лист, попросить его вслух произносить алфавит, считать или петь – важно, чтобы были заняты его органы речи, тогда он не сможет запоминать, по привычке проговаривая увиденное. Через 2-3 минуты пусть напишет буквы, опять же представив их в «зрительном углу».

ЗАНЯТИЕ 3

ДРЕССИРОВАННАЯ МУХА

Начертить поле из 9 клеток, как для игры в «крестики-нолики». В одной из клеток нарисуйте муху. «Муха» может перемещаться по приказу «дрессировщика» на одну клетку вверх, вниз, вправо, влево. Если «муху» послали вправо, ее нельзя тут же посылать влево, если вверх - , нельзя сразу – вниз. Она не умеет ползти обратно – только вперед. Нельзя, чтобы «муха» выбралась за пределы поля. Уберите листок. Ученик должен удерживать его в воображении. Теперь «поочередно» гоняйте «муху». К игре можно подключить еще людей, кто-то будет арбитром, не отрывающим взора от клеточного поля. Понятно, что в конце игры положение «мухи» должно совпасть у всех игроков.

ЗАНЯТИЕ 4.

Вернемся к упражнению с карточками. Нарисуем на них разноцветными фломастерами ряд согласных букв. Попросите запомнить буквы вместе со цветом. При запоминании опять исключите проговор. Проверьте, как впечаталась в память ребенка пестрая вереница литер. Попросите представить слово «снег» в том «углу», где у него находится зрительное восприятие. Спросите:

- каким цветом написано слово, какой фон

- прочитай слово наоборот, справа налево.

То же пусть проделает с 5-6-7-8 буквенными словами. Пусть придумывает сам, а затем переворачивает – перелицовывает любые слова, говоря, какого они цвета, каков размер букв, шрифт, фон.

ЗАНЯТИЕ 5.

Напишите на карточках длинные сложные слова и трудно произносимые слова так, чтобы 2-3 буквы подряд были окрашены в одинаковые цвета. На каждой карточке должно стоять одно слово, но показываются одновременно ребенку 3 карточки подряд. Затем слова воспроизводятся им по памяти, извлекаются из соответствующего «зрительного угла». Заготовьте карточки с анаграммами, т.е. словами, где все буквы поменялись местами, перепутались:

Ребтатука – табуретка

Слова в анаграммах подберите по темам: города, животные, деревья, мебель.

Название собирательной группы не подсказывайте, но каждую группу слов выделите своим цветом. Это упражнение учит узнавать образ слова в тексте.

ЗАНЯТИЕ 6.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДИКТАНТЫ

Придумайте небольшие диктанты из цветных малознакомых слов. Предложите ребенку запомнить слова вместе с соответствующим цветом. Потом продиктуйте упражнение, но ребенок, прежде чем написать, пусть представит слово в «зрительном углу».

ЗАНЯТИЕ 7.

Придумайте связный текст диктанта с сюжетом примерно на страничку. Дайте его прочитать ребенку, отведя минимальное время. Читая, он должен произносить алфавит. Проверьте, насколько хорошо усвоен текст. Так выявляется навык зрительного чтения. Школьникам, даже старшеклассникам, упражнение дается с трудом. Тем не менее, задание надо усложнять: пусть желающий стать грамотеем пробежит текст глазами, вслух проговаривают талицу умножения, считалки, стихи, поёт.

ЗАНЯТИЕ 8.

К этому времени навык грамотного письма в целом уже сформирован. Остается его закрепить, «привязать» к работе с текстом и к свободному письму, повторяя упражнения. О том, что такая «привязка» возникла, сигнализирует тест: дайте обучаемому знакомый, но с подвохом диктант – преднамеренными ошибками в прежних разноцветных, а теперь однотонных словах. Если ляпы «режут» ему глаз, значит внутренний редактор заработал.

Отныне, все просматриваемые им книжки – газеты будут пополнять новой грамотной лексикой его личный биокомпьютер, записывать на корочку даже самые сложные слова.

infourok.ru

План-конспект на тему: Тренинг для младших школьников «Путешествие в Лесную школу»

 

Жили-были муж да жена. У них была дочка да сынок маленький.

-- Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, смотри за братцем да азбуку учи! Улучшай технику чтения. Книги много полезного несут человеку. Да не ходи со двора,  будь умницей — мы купим тебе книжицу с картинками.  

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

 Налетели гуси-лебеди,подхватили мальчика, унесли на крыльях. 

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? —

Печка ей отвечает:

 Прочти мне рецепт ржаного пирога в кулинарной книге, скажу. А то не могу я сама читать. 

Стану я  тебе читать, делать мне нечего! Я и дома книг не читаю!

Печка ей не сказала.

Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

-- Прочитай мне в журнале «Сад и огород» как яблоневый сад садить — скажу. А то не могу я сама читать.                                       —Стану я  тебе читать, делать мне нечего! Я и братцу книг не читаю!

Яблоня ей не сказала.

 Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? —

Прочитай мне из чего кисели бывают — скажу. А то не могу я сама читать.                                                                                  — Стану я  тебе читать, делать мне нечего! Я и себе читать не люблю!

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. 

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

        Девочка вошла в избушку:

Здравствуй, бабушка! —

Здравствуй, девочка! Зачем на глаза явилась?                                                                               — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.                                    —Садись покуда кудель прясть. —                            Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

Девочка, девочка, прочти мне сказочку, я тебе добренькое скажу. —

Не хотела было девочка читать, да делать нечего, пришлось девочке прочесть сказочку. Да только плохо она читала, потому что не выполняла наказа матери. Однако, сжалилась над ней мышка и сказала:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. 

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:                                                    -- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. 

Девочка взяла братца и побежала.

 А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

-- Девочка, прядешь ли? 

 Мышка ей отвечает:

—Пряду, бабушка... 

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

-- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!

А сестра с братцем бегут, потарапливаются. Добежали они до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

-- Речка, матушка, спрячь меня! 

—Прочитай мне из энциклопедии из чего кисели бывают. А то не могу я сама читать. 

Девочка прочитала речке о киселях. Река и укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала.

 А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...

Яблоня, матушка, спрячь меня!                       — Прочитай мне в журнале «Сад и огород» как яблоневый сад садить. А то я сама читать не умею.

Девочка поскорее  прочитала яблоньке. Да славно у неё получилось, с выражением. Яблоня ее и заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

Печка, матушка, спрячь меня! —

Прочти мне рецепт ржаного пирога в кулинарной книге, скажу. —

         Тут  девочка…..

nsportal.ru

Тренинговое занятие для учителей начальных классов Я

Педагогический тренинг для учителей начальных классов (программа практических занятий)

Педагогический тренинг для учителей начальных классов направлен на развитие у них таких профессионально важных качеств, как эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинг помогает выработать и такие качества, как позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника, коммуникативные средства развивающего общения с ним, способы эффективной саморегуляции.

Предлагаемая программа практических занятий по психологии для учителей начальной школы составляет содержание второго этапа работы психолога, названного нами «специализированной психологической помощью». Здесь дается описание упражнений и игр, проводимых психологом после разминки, в основной части занятия.

Цикл «Учитель – школа»

Упражнение «Хочу-могу-надо»

Цель упражнения: активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности.

Группа учителей рассаживается в полукруг, перед которым ставятся два стула.

По желанию двое учителей выходят в центр и садятся перед группой. Один учитель – слушатель, другой – выступающий. Последний заканчивает три предложения, в которых первая часть задается психологом. Например: «Я должен чувствовать себя уверенно», «Я могу чувствовать себя уверенно», «Я хочу чувствовать себя уверенно».

Важно, чтобы концовка предложений была спонтанной и непосредственной. Человек говорит то, о чем он думает, что первое приходит в голову.

Обсуждается, какое из трех предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из них чувствовалась индивидуальность говорящего. Сначала эти вопросы задаются второму участнику - слушателю, затем - всей группе. Разбираются интонация говорящего, выражение его лица, жесты и т.п.

Как правило, в женской аудитории, коей часто и выступает учительская группа, выясняется, что большинство участниц живет по принципу «Я должна». На реализацию собственных желаний и потребностей («Я хочу») не остается ни времени, ни сил. Психолог стремится убедить участников, что каждому человеку необходимо какое-то время посвящать «жизни для себя», чтобы сохранить оптимизм и душевное здоровье.

Затем обсуждаются вопросы, связанные с поиском эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя. Психологу важно продемонстрировать, что форма поведения учителя в школе, его манера общения с другими учителями и учащимися вырабатываются на основе не только принятых в педагогической профессии норм деятельности, но и проявления собственной индивидуальности. Один учитель строг и суховат в общении, другой – эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям. Важно не отказываться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в заданных профессией рамках и ограничениях.

Упражнение «Мой образ в профессии»

Цель упражнения: отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Группа учителей встает в круг, и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ним не учителя, а школьники. Например, «Здравствуйте, ребята!» Рекомендуется при этом подкрепить фразу жестом, позой, выражением лица. После того как все участники группы поприветствовали, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают свои впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.

В данном упражнении группа работает на каждого своего участника, реализуя для него обратную связь в поиске собственного индивидуального стиля деятельности.

Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности актуальна не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь надо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможности наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего «Я».

Упражнение «Оценка»

Цель: выработка эффективных коммуникативных средств взаимодействий с учениками при их оценке.

Группа встает в круг, каждому участнику надо высказать негативную и позитивную оценку. Сначала негативная оценка, например: «Садись, два». Учитель имеет возможность сказать эту фразу своими словами, со своей интонацией, в своей манере. При обсуждении, организованном как и в предыдущем упражнении (группа выступает с позиции учеников), психолог показывает, что при реализации учителем негативной оценки ученика необходимо проявить свое личное к нему отношение, а также выразить уверенность в том, что воспитанник может учиться лучше. Так, фраза для негативной оценки может быть следующей: «Очень жаль, Оля, что сегодня мне пришлось поставить тебе плохую оценку. Ты девочка способная, и я уверена, что в ближайшие дни ты сможешь исправить свою двойку».

При отработке профессиональных средств позитивной оценки ученика поднимаются вопросы поиска новых форм проявления учителем радости успехам ребенка и его психологической поддержки. Например, фраза для позитивной оценки может выглядеть так: «Сегодня ты молодей получил пятерку. Постарайся и дальше так же хорошо учиться».

Упражнение «Мои коллеги»

Цель упражнения: развитие средств эффективного общения учителей между собой.

Психолог предлагает проиграть в группе следующую ситуацию: учитель обращается к своему коллеге с просьбой подменить его в течение одного-двух дней из-за болезни или вынужденного отъезда.

Далее проводится групповое обсуждение: какие коммуникативные средства были выбраны учителем для выражения своей просьбы, почему один учитель пошел ему навстречу, а другой -нет (если это произошло в игре). Каждый участник группы может вспомнить подобные случаи из своей практики и продумать, как вести себя дальше в таких ситуациях. Психолог стремится, чтобы учителя активно обменивались мнениями по поводу того, как необходимо действовать, если нужно попросить кого-то об услуге. Но группа самостоятельно вырабатывает оптимальные формы поведения в ситуациях просьб, психолог только создает условия для такой групповой самопомощи.

В конце занятия проигрывается ситуация «Как надо себя вести, чтобы коллега по работе тебе с радостью помог».

Упражнение «Мой директор»

Цель упражнения: развитие средств эффективного общения с директором школы.

Рассматривается ситуация общения учителя с директором школы, когда первый просит отпустить его в отпуск в середине года по состоянию здоровья. Для проигрывания могут быть выбраны любые другие ситуации общения учителя с директором школы, взятые из практической школьной жизни.

Обсуждение в группе происходит по схеме предыдущего упражнения.

Цикл «Учитель – класс»

Упражнение «Эмоция»

Цель упражнения: развитие у учителей техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма.

Группа садится в полукруг, и каждый из участников должен загадать свою психологическую загадку: при помощи выражения лица, позы, движений, жестов и некоторых нейтральных фраз изобразить задуманное им эмоциональное состояние, которое группе надо угадать.

Затем психолог призывает учителей порассуждать, насколько точно удалось каждому участнику справиться с загадкой, какие средства внешней демонстрации своего состояния у него наиболее выразительны – лицо, руки, интонация и др. Какие внешне-коммуникативные средства ему необходимо изменить, например, излишне директивный голос или жесткую «учительскую» осанку.

Упражнение «Моя профессиональная роль»

Цель упражнения: поиск группой эффективных средств общения с классом и внутренней позиции, с которой учитель должен взаимодействовать с учащимися.

Группа садится в круг, и каждому участнику психолог дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль. Рекомендуется иметь следующий набор карточек: «Помощник», «Мама», «Воспитатель», «Лидер», «Авторитет», «Информатор», «Идеал», «Самый-самый...»,«Добряк», «Наблюдатель», «Посредник между учеником и родителем», «Интеллектуал», «Урокодатель», «Предметник», «Оценщик», «Сухарь», «Судья», «Друг», «Игрок», «Товарищ».

Каждый из участников группы получает свою карточку, где обозначена позиция-роль. Он читает карточку и говорит, в чем он согласен с такой характеристикой профессиональной позиции учителя, а в чем нет. При активном несогласии с обозначенной позицией-ролью учитель может назвать роль, которую, по его мнению, необходимо реализовывать при общении с младшими школьниками.

Участники высказываются по кругу или в той очередности, которую сами предпочтут. При групповом обсуждении психолог стремится акцентировать внимание учителей на таких моментах: поиске каждым учителем собственной внутренней позиции-роли, проявлении учителями положительного отношения к детям, стремления транслировать ученикам тепло и доброту.

Упражнение «Прозвища»

Цель упражнения: поиск группой эффективных средств общения с учащимися младших классов.

Упражнение проводится по аналогии с организационной схемой упражнения «Отгадай» . По желанию выбирается водящий из группы. Он выходит из комнаты, а в это время группа задумывает кого-то из числа присутствующих. Когда водящий входит в комнату, каждый член группы называет свое «прозвище» «задуманному» группой учителю. Причем прозвища даются таким образом, как если бы группа учителей представляла бы из себя класс, в котором преподает учитель. Задача водящего состоит в том, чтобы отгадать «задуманного» участника.

При групповом обсуждении результатов данного упражнения необходимо проанализировать, какое прозвище было самым удачным и похожим, а какое – не похожим. В этом случае следует выслушать мнения всех участников, самого водящего и того учителя, которому группа придумывала прозвища. Интересно будет также затронуть вопросы о том, какие прозвища учителям в школах дают ребята и почему, какие черты характера и поведения школьники точно подмечают в своих учителях, как правильно следует реагировать на то или иное прозвище и т.п.

Упражнение «Найди образ»

Довольно часто учителя начальной школы испытывают трудности при объяснении классу нового учебного материала. Кто-то из детей понимает быстро и правильно, а кто-то медленно и нуждается в многократном повторении одного и того же. Учитель при этом сталкивается с задачей проговаривания одной и той же мысли разными словами, поиска разнообразных средств организации понимания школьниками учебной информации.

Цель упражнения: выработка образного языка учителя как эффективного средства организации понимания учащимися нового учебного материала.

Группа учителей садится в круг. Психолог предлагает каждому участнику найти определение какой-либо тематической единицы учебного материала. Например, нужно найти образное выражение для таких тем, как «Уравнение», «Объем», «Падеж» и др. Каждый участник группы дает свое объяснение выбранным темам. Отвечают учителя по кругу. Не разрешается повторять сказанное ранее другим участником. В результате по каждой обсуждаемой учебной теме группа создает «банк определений», который становится достоянием каждого. Эти определения учителя могут записать и затем использовать в своей практической работе.

Упражнение «Контроль и управление»

Учителя часто говорят о том, как трудно наладить в классе маленьких детей хорошую дисциплину. Один ученик беспокойно вертится весь урок, другой, наоборот, пассивен и излишне заторможен, третий не уверен в себе и боится отвечать, хотя все понимает и знает.

Цель упражнения: развитие у учителей эффективных средств контроля и управления классом.

По желанию из группы выбирается участник, который играет роль учителя, остальные члены группы – роли младших школьников. Каждый «ученик» получает от психолога карточку, на которой обозначена характеристика его роли: что он должен делать на игровом импровизированном уроке, как отвечать, как выполнять задание и т.п. Содержание карточек участники прочитывают молча, про себя. Рекомендуется фиксировать на карточках следующие роли: «Ученик-отличник. Хорошо знает учебный материал, организован»; «Способный и понятливый школьник, но не усидчив, имеет неустойчивое внимание»; «Ученик-задира. Постоянно отвлекает от урока свою соседку»; «Гиперактивный ученик. Не может и минуты посидеть спокойно. Понимание учебного материала затруднено»; «Пассивный, заторможенный школьник. Все время смотрит в окно и как бы мечтает о чем-то своем»; «Ученик, не уверенный в своих силах, боится отвечать, никогда не поднимает руку, хотя обычно готов к ответу».

Комната занятия «превращается» в класс. Каждый участник садится за свою парту или стол. Разыгрывается сцена «Урок». Каждый «ученик» играет свою роль. Член группы в роли учителя обязан в течение 5-10 минут создать хорошую дисциплину в классе.

После окончания желательно рассмотреть следующие вопросы: какие средства воздействия были применены в игре учителем для установления классной дисциплины, какие приемы учителя обычно применяют в своей работе в подобных случаях, как необходимо действовать в таких ситуациях, чтобы был хороший результат.

После группового обсуждения проигрывается ситуация «Как успокоить класс за 5 минут», в которой учитель стремится использовать те приемы и средства, которые были высказаны в группе и показались ему наиболее эффективными и полезными.

Таким образом, в этом упражнении учитель получает оценку группы, а также советы и рекомендации как от психолога, так и от учителей о применении более эффективных средств контроля и управления классом.

Кроме того, участники, играющие роли школьников, в модельной ситуации имеют возможность почувствовать на самих себе полезность и эффективность примененных учителем приемов. Они могут сделать для себя выводы о том, какие из способов организации дисциплины в классе действительно развивают внимание ребят и стимулируют у них учебную мотивацию, а какие, наоборот, подавляют познавательную активность детей. Участники, играющие роли школьников, делятся своими впечатлениями, и учитель «здесь и теперь» получает от них обратную связь по оценке собственных действий. Такая ситуация в определенной мере для учителя уникальна: она безопасна - допущенные ошибки можно исправить, переиграть. В то же время он имеет полную картину переживаний своих «учеников» - то, что никогда не может случиться в реальной деятельности.

Упражнение «Настройка»

Цель упражнения: повышение работоспособности и быстрая мобилизация сил и энергии перед началом урока.

Учителя в группе сидят кругом в удобных позах. Психолог рекомендует им расслабиться, закрыть глаза и представить то, о чем он говорит. Спокойно, мягко произносится следующий текст: «Сегодня у вас нет желания идти в класс. Постарайтесь мобилизовать свои силы и действовать в модальности» если бы...: «Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свой класс. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в школу, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду к своему классу. Вхожу и вот - звонок на урок! Здравствуйте, ребята!»

После того как упражнение будет выполнено, проводится общее обсуждение, на котором учителя и психолог обмениваются имеющимися в их практическом опыте и культуре психотехническими приемами настройки на работу.

Упражнение «Выбери жест»

Цель упражнения: формирование наиболее выразительной системы жестов для каждого члена группы.

Учителя садятся в круг. Каждый участник получает задание: в течение 3-5 минут рассказать ситуацию из своей практики. Учителя сначала должны вспомнить самые смешные ситуации, а затем - самые трудные. При этом ставится условие, чтобы рассказ был выразительным и интересным. Рекомендуется использовать различные средства внешней пластики: позы, жесты, выражение лица и проч.

Группа наблюдает за каждым выступающим. После рассказов обсуждаются наиболее удачные индивидуальные жесты участников. У кого-то это будет движение руки, у кого-то открытая улыбка или устойчивое сочетание слов. Каждому учителю необходимо отобрать тот жест, который будет эффективен в педагогической работе с младшими школьниками.

Цикл «Учитель – ученик»

Упражнение «Ребенок»

Цель упражнения: формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям.

Группа участников рассаживается по кругу и поочередно каждый из них дает определение слова «ребенок» (ученик младших классов). Начало первого предложения обязательно включает такие слова: «Ребенок – это ...» Далее каждый оканчивает предложение так, как сочтет нужным.

При обсуждении психолог акцентирует внимание группы на позитивных определениях.

Упражнение «Встреча»

Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование «комплекса детскости»

Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут» психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

Далее он говорит: Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру.

Общее обсуждение базируется на следующих опорных вопросах: «Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем воображении«; «Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

«Комплекс детскости» – способность взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира.

Упражнение «Мое детство»

Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний.

Группа рассаживается в круг. Психолог просит участников рассказать самое яркое и радостное, а также самое грустное впечатление детства.

Общее обсуждение проводится с позиции оказания психологической помощи тем учителям, которые имеют в своем личном опыте психотравмы, вынесенные из детства. Замечено, что наличие острых травматических событий в ранние годы влияет на отношение учителя к своим ученикам. При «выплескивании» в группе своих детских переживаний и получении групповой поддержки учитель освобождается от своих тягостных воспоминаний.

Упражнение «Моя первая учительниица»

Цель упражнения: развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий.

Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.

Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у учителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.

Упражнение «Мой самый трудный ученик»

Цель упражнения: развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудными учащимися.

Участники группы по кругу рассказывают о своем трудном ученике: как он выглядит, как ведет себя на уроках, какие у него оценки, какие сложные ситуации с ним возникали и т.п. Учителя описывают, как они взаимодействуют с такими учащимися. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждении свой практический опыт.

Упражнение «Интонация»

Цель упражнения: расширение диапазона коммуникативных возможностей учителей.

Каждый член группы должен сказать какую-либо поощрительную фразу, обращенную к ученику. Например: «Молодец! У тебя все хорошо получается». При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица.

Группа решает, какие фразы были удачными, а какие нет. Психолог помогает каждому учителю найти наиболее выразительные интонации для общения с учащимися.

Упражнение «Зеркало»

Цель упражнения: развитие коммуникативных возможностей учителей.

Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй - его «зеркало». В задачи ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.

Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте »здесь и теперь« почувствовал, какие индивидуально-динамические различия существуют между людьми (в том числе учителями и школьниками) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.

Цикл «Я – учитель»

Упражнение «Плохо-хорошо»

Цель упражнения: обучение участников группы умению видеть в плохом – хорошее, не зацикливаться на грустных мыслях и тяжелых переживаниях.

Каждый член группы получает чистый лист бумаги и ручку. Психолог призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой они находятся в данный период. Листок бумаги необходимо разделить на две половины. Слева нужно написать примерно 10 позиций аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, справа – 10 позиий с положительной стороны существующей ситуации. Например: одна из участниц первую позицию слева формулирует так: «Мы расстались с мужем». Первая позиция справа: «Теперь я совершенно свободна».

Психологу следует убедить группу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны и за счет этого сохранять самообладание и душевное здоровье.

Упражнение «Могло быть хуже»

Цель: упражнение помогает держать себя «в форме» в трудных жизненных ситуациях, эффективно сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться.

Участники группы устраиваются на своих местах, успокаиваются и расслабляются. Психолог говорит: «Подумайте о существующих у вас трудностях дома и на работе. Что это за трудности? Как вы к ним относитесь? Что вы чувствуете и переживаете?»

А теперь представьте собственную жизнь, если бы случилось самое страшное... (Пауза). Подумайте о том, как бы вы переживали все это, какие последствия для вашей жизни имело бы это событие. Вообразите себе его во всех подробностях, как если бы оно произошло на самом деле. И в конце – вспомните о своих проблемах, которые у вас есть сейчас».

Обсуждаются моменты положительного принятия участниками тех трудностей, которые у них реально существуют.

Цикл «Учитель – семья»

Упражнение «Весы»

Для того чтобы успешно справляться с огромной нагрузкой, связанной с работой в школе, необходимо спокойно и защищенно чувствовать себя в семейной обстановке. Если члены семьи поддерживают друг друга, они легче переносят кризисы и проблемы, быстрее восстанавливают свои силы.

Цель: создание внутреннего состояния спокойствия, цельности и сбалансированности, активизация позитивного отношения к членам семьи.

Упражнение рекомендуется проводить в женской аудитории.

После того как члены группы успокоились и настроились на медитацию, психолог произносит такие слова: «Подумайте о своем близком человеке, муже или друге. Воспроизведите в своем воображении его лицо, характер, типичные для него движения и жесты. Какой он, ваш мужчина ?

Вы заметили, что рисуя его образ, довольно часто вы используете характеристики его недостатков? Вспомните вашу первую встречу. В какой ситуации вы его впервые увидели? Что он делал, говорил, как выглядел? Что было в нем особенного, что привлекло ваше внимание? Что вам в нем понравилось? Вспомните период, когда вы встречались и как он ухаживал за вами. Вспомните ваши лучшие минуты, его нежность и заботу по отношению к вам.

А сейчас представьте образ весов. На одну чашу весов вы положили недостатки, которые есть в характере вашего близкого человека, на другую – его положительные качества. Вторая чаша весов должна перевесить: старайтесь видеть в близком для вас человеке больше положительного, нежели негативного. Сохраните к нему хорошее отношении и не позволяйте излишне жестко и дотошно критиковать его».

Упражнение «Компромисс»

Цель упражнения: отработка коммуникативных приемов принятия решения в семейной ситуации, понимания своего близкого человека и уважения его интересов и потребностей.

В группе создается игровая ситуация. По желанию выбираются два «актера», играющие роли «мужа» и «жены». Задается игровой сюжет: типичная ситуация, когда «супругам» надо принять решение, например, о проведении летнего отдыха. «Муж» предлагает свой вариант, «жена» – свой.

Игра проводится в четыре этапа.

На первом происходит обсуждение тех вариантов решений, которые предлагаются «мужем» и «женой».

На втором этапе психолог просит «супругов» поменяться ролями: «муж» пересаживается на стул «жены», а «жена» – на стул «мужа». Они разговаривают, сменив свои позиции: «муж» выступает от имени «жены», а «жена» – от имени «мужа».

На третьем этапе обсуждаются моменты принятия решения, выступающие новыми для собеседников. «Муж» более точно начинает понимать потребности своей игровой «жены», а она лучше чувствует его желания.

На четвертом этапе разрабатывается компромиссное решение, учитывающее интересы обоих супругов.

infourok.ru