Тренинг мир эмоций – Тренинг по психологии «Мир эмоций»
Тренинг по психологии «Мир эмоций»
?Утверждаю
Директор КГК «Центр поддержки семьи и детства»
акимата
города Усть – Каменогорска
____________С.Ю. Иваненко
«___»_____________2013 года
Тренинг «Мир эмоций»
Составитель:
Педагог-психолог
Комиссарова А.А.
Усть-Каменогорск, 2013 год
Цель: Знакомство с миром своих эмоций, и анализ собственного эмоционального состояния.
Задачи:
тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние;
обучение приемам расслабления;
создание позитивного эмоционального фона в группе.
Категория участников: дети в контакте с законом, в возрасте от 9 до 17 лет.
Временные рамки: встреча рассчитана на 1 занятие по 40-45 минут.
Ход проведения
Оргмомент. Здравствуйте, сегодняшняя встреча посвящена нашим эмоциям.
Кто скажет, зачем нам нужны эмоции и что это такое? (выслушиваются ответы учащихся)
Любая эмоция — это срочный сигнал, помогающий сориентироваться в том, что сейчас нужно делать.
Природой задумано так:
Боишься — беги, злишься — наступай, чувствуешь вину — проси прощения или компенсируй ущерб, интересуешься — исследуй.
ПОДАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ ВЕДЕТ ЛИШЬ К ИХ НАКОПЛЕНИЮ И ИЗВРАЩЕНИЮ.
Типичные ошибки обращения с эмоциями.
неадекватное выражение эмоций
подавление эмоций
-
неосознанность эмоций
Любые психологические трудности начинаются именно с ошибок выражения или подавления эмоций, в частности гнева и раздражения.
А когда человек находится в ладу со своими эмоциями, он уже не задает никому вопросы типа: «как быть»? Он уже сам знает правильный ответ! Отсюда берет начало такой феномен, как ХОЗЯИН СВОЕЙ ЖИЗНИ — человек, который сам задает позитивный эмоциональный фон окружающим, сам создает свою жизнь, достигая признания, доверия, близости и успеха.
Упражнение «Война и мир»
Каждый участник получает чистый белый лист бумаги.
— Представьте себе, что это — не лист бумаги, а кто-то, с кем бы находитесь в ссоре, конфликтуете, кого не можете терпеть, на кого очень сильно обижены! Представили? Теперь у вас появилась возможность в течение десяти секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, чего он заслуживает. Я начинаю счет: один. Как правило, листы начинают рвать, мять, комкать и т.д. Обычно по счету «десять!» все действия по уничтожению противника уже исчерпаны, может быть, только самые изобретательные попросят дополнительное время для вендетты. После того как время истекло, просим участников глубоко подышать, расслабиться успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагаем сформулировать те эмоции, которые «герои битвы» испытывают в данный момент. Хорошо ли им? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу? Может быть, наоборот, их переполняет чувство гордости за проявленные героизм и мужество? Может быть, есть ощущение освобождения – камень с души упал?
Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, уничтожили настолько, что почти не оставили надежды на восстановление его облика и на примирение. Но, так или иначе, всегда наступает этот светлый и трагический день – первый день, после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мосты, вступать в переговоры. Вот вам новый лист бумаги. На столе вы найдете карандаши, фломастеры, ножницы, краски, клей. У вас есть, ровно пятнадцать минут, чтобы помириться со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сами: это может быть стих, примирительная речь, рисунок, коллаж, какой-то подарок, приготовленный специально для торжественного случая. В своей работе вы можете использовать то, что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые создаются на руинах старых обид. Ровно через четверть часа каждый из вас выступит с примирительной речью к бывшему неприятелю.
Дискуссия «Эмоции правят мною или я ими?!»
а) бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства, от которых желательно избавиться, вовсе их не испытывать?
б) бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?
Конкретно: о пользе и вреде эмоций. Страх, обида или какое-либо иное чувство. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны. Все чувства, эмоции посещают нас не просто так, а для того чтобы проинформировать о чем-то. Вы сами испытывали в своей жизни самые разнообразные эмоции и сможете сейчас сами провести исследование вреда и пользы разных эмоций, на основе собственного опыта.
Итак, все согласны с тем, что всякое чувство, которое испытывает человек, несет какое-то положительное сообщение, но может иметь и отрицательные последствия.
Упражнение «ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ»
Инструкция: Объединитесь в две группы. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “ЛЮБОВЬ”. Вторая группа рассматривает пользу и вред “ЛЕНИ”
Время работы 2- 3 мин.
Эмоция
Её польза
Её вред
ЛЮБОВЬ
ЛЕНЬ
— Испытываешь приятные чувства.
— Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать.
-Любовь помогает понимать чувства другого человека
— Из этого чувства можно испытывать много чувств: радость, веселье, нежность…
— Влюбленный не очень много думает о неприятностях.
— Насмешливость других.
— ревность и недоверие к тому, кто любит.
— чувство неразделенной любви.
— Из–за любви к одному человеку можно забыть всех остальных.
— Любовь легко перерастает в ненависть.
Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.
Упражнение “ЗАТО”
Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.
Стандартная школьная ситуация:
Какие чувства вы испытываете, когда, придя в школу, вы обнаруживаете, что вам предложили остаться после уроков незапланированных 2 “окна”?
Наша задача – перевести негативные эмоции, используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем по кругу)
— зато у меня есть время ……;
— зато я могу сходить в столовую;
— зато я могу отдохнуть;
— зато я могу выпить кофе;
— зато я могу сходить в свой класс;
— зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.
Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?
Упражнения на расслабление (тренер выбирает вариант упражнения на выбор)
Психолог рассказывает о том, что в случаях, когда человек испытывает напряжение или раздражение, можно помочь себе, расслабившись при помощи простых приемов, которые помогут не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека.
А.
— Сядем по удобнее. Спина расслаблена, опираемся на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая — до девяти. Можно и не считать — смотря как легче. Начнем.
По окончании:
— Теперь можно открыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну? Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.
— Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести это волшебное слово и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем.
По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.
В.
— Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните или вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, «Я спокоен», не «Я не волнуюсь» и т. д. Начнем.
По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал, и просит рассказать, если не трудно, о том, какие ситуации вспомнились.
Г. «Вверх по радуге»
Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.
6. «Хлопки».
Задача ребят хлопать в ладоши ориентируясь на психолога, который выступает в роли регулятора силы хлопков.
Люди резко отличаются по устойчивости настроения, по зависимости настроения от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.
Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.
– заняться эмоционально приятной деятельностью;
– заняться аутотренингом;
– заняться спортом;
– пойти в гости, в лес.
И помните, если Вы хотите быть хозяином своих чувств, управлять своими эмоциями необходимо:
Нельзя «закрыть рот» своим чувствам.
Необходимо их выслушать.
Нельзя давать им волю, чтобы они не стали слишком большими.
Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались?
а) как это делать?
б) надо ли это делать?
в) зачем и кому?
infourok.ru
Методическая разработка по теме: Психологический тренинг «В мире эмоций»
МБОУ гимназия №1
Психологический тренинг
«Путешествие в мир эмоций»
Разработала:
воспитатель ГПД
Кузнецова Ю. В.
Липецк – 2013 г.
Психологический тренинг
«Путешествие в мир эмоций»
Цель:
— отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.
Задачи:
— познакомить с различными эмоциональными состояниями;
— развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;
— снять эмоциональное напряжение.
Ход мероприятия:
Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.
Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – это выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.
Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»
А- апатия
Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.
В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.
Г – гнев, горе, грусть.
Д- досада, депрессия.
Ж – жалость.
З – злость, замешательство.
И – игнорирование, изворотливость, инертность.
К – критиканство, колкость.
Л – ликование, любовь.
М – месть, монотонность.
Н – надменность, настороженность.
О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.
П – предвкушение, паника, покой,
Р – радость, решимость,
С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.
Т – тревога, тяжесть.
У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.
Х – хандра, холодность.
Ч – чёрствость.
Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.
Я – ярость, язвительность.
Эмоции делятся на положительные и отрицательные:
Восторг Ужас
Восхищение Злость
Радость Ярость
Удивление Гнев
Страсть. Страх
Ликование. Испуг
Управление сильными эмоциями.
Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.
Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.
- Прослушивание приятной музыки
- Прогулки по живописным местам
- Общение с друзьями.
- Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.
- Покупка любимых цветов.
- Приём ванны
- Сон.
- Размышление о смысле жизни.
Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.
(раздача бланков теста)
Самооценка психических состояний (по Айзенку)
Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» » если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»
- Не чувствую в себе уверенности,
- Часто из-за пустяков краснею. .
- Мой сон беспокоен.
- Легко впадаю в уныние.
- Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
- Меня пугают трудности.
- Люблю копаться в своих недостатках.
- Меня легко убедить.
- Я мнительный человек. .
- Я с трудом переношу ожидания.
- Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
- Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
- При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
- Я нередко чувствую себя беззащитным.
- Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
- Чувствую растерянность перед трудностями.
- В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
- Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
- Оставляю за собой последнее слово.
- Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко рассердить.
- Люблю делать замечания другим.
- Хочу быть авторитетом для окружающих.
- Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
- Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
- У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
- Мне трудно менять привычки.
- Нелегко переключаю внимание.
- Очень настороженно отношусь ко всему новому.
- Меня трудно переубедить.
- Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
- Нелегко сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Неохотно иду на риск.
- Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.
Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,
па вариант Б — I балл, за вариант В — 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:
I группа — I — 10 вопросы — тревожность;
II группа — II — 20 вопросы — фрустрация;
III группа — 21-30 вопросы — агрессивность;
IV группа — 31-40 вопросы — ригидность.
I.Тревожность:
0 … 7 баллов — не тревожные;
8 …14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;
15 … 20 баллов — очень тревожные.
П. Фрустрация: — степень устойчивости к неудачам.
0 … 7 баллов — высокая самооценка, устойчивость к неудачам;
8 …14 баллов — средний» уровень, фрустрация имеет место быть;
15 .,.20 баллов — низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.
Ш.Агрессивность:
0 … 7 баллов — уравновешенность, выдержанность;
8 — 14 баллов — средний уровень агрессивности;
15 …20 баллов — агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.
IV.Ригидность – степень переключения.
0 … 7 баллов — ригидность отсутствует, легкость переключения;
8 14 баллов — средний уровень ригидности;
15 …20 баллов — сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.
Игра «Чувства и животные»
.
На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.
ГНЕВ МЕДВЕДЬ
ПРЕЗРЕНИЕ СЛОН
СТРАХ КОШКА
РАДОСТЬ ПЕТУХ
УДИВЛЕНИЕ ЛЯГУШКА
ВИНА СОБАКА
Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.
Игра «Зеркало» (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).
Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.
Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.
А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?
Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.
Игра «Сочини сказку»
Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.
Этюд «Охотник» (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил… Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.
Этюд «Таинственная дверца» (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там… (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).
Упражнение «Эмоциональная гимнастика»
«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.
Предлагаемые варианты:
ожидание нетерпение скука волнение суета
возбуждение переживание страх растерянность веселье
напряжение счастье испуг радость
Игра «Эстафета чувств»
Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.
Упражнение «Выражение настроения»
Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.
Подведение итогов.
Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?
Списаибо всем, пока до новых встреч.
nsportal.ru
Игровой тренинг «Мир эмоций»
Игровой тренинг на тему: «Мир эмоций»
Цель: снижение агрессии у детей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия, развитие сплоченности в группе.
Задачи тренинга:
1. снятие психоэмоционального напряжения;
2. обучение способам выхода накопившегося гнева в приемлемой форме;
3. развитие коммуникативных навыков;
4. развитие навыков контроля над своими эмоциями и поведением;
5. развитие внимания, воображения, мелкой моторики.
Ход занятия:
«Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют ведущего и друг друга, говоря своему соседу по кругу: «Мне нравится в тебе то, что ты…»
Упражнение “Кто Я”
Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос “Кто я?”. Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.
По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8- прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10- средний уровень. 10-12– высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 15 — вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше. Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: “Я ученик” или “Я дочь”. Это ролевые, формально биографические характеристики. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Мы, прежде всего люди, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.
2. Упражнение «Три подвига Андрея».
Цель: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим.
Ведущий рассказывает историю о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей сможет только тогда, когда совершит три подвига, очень трудных и опасных. Далее дети вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги, например, как Андрей избавил город от громадного злого дракона или спас маленькую девочку от беспощадного бандита.
3. Игра «Художник».
Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.
При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех?
4. Игра «Бумажные мячики».
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребёнок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.
«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячики на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».
Бумажные мячики можно будет использовать ещё неоднократно.
5. «Воздушный шарик».
Цель: снижение нервно-психического и эмоционального напряжения, релаксация.
Дети сидят на стульчиках.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились.
Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.
Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».
6. Упражнение «Отдохнем».
Цель: снижение нервно-психического и эмоционального напряжения, с помощью релаксационной музыки.
Педагог предлагает детям принять удобную позу, закрыть глаза, послушать музыку (например, Ф. Шопен «Ноктюрн №2»), а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях, нарисовать представившуюся картинку.
6. «Прощание».
Упражнение «Мне сегодня понравилось…»
Занятие №3.
1. «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. «Почему подрались мальчики».
Цель: развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем окончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.
На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы.
3. «Я могу защитить…».
Цель: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить…». Можно использовать фразу «Я могу защитить… потому что…».
4. «Тух-тиби-дух».
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. “Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово “Тух-тиби-дух” сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
5. Игра «Плывем в облаках».
Цель: снижение нервно-психического и эмоционального напряжения, релаксация.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в приятном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно и вы чувствуете себя хорошо.
Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе.
Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши ноги и руки свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.
Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его весь день».
6. «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
infourok.ru
ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ «МОИ ЭМОЦИИ»
ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ «МОИ ЭМОЦИИ»
Материалы: бланки с таблицей (см. ниже), листы бумаги формата А4, карандаши, ластики, таблички с надписями «согласен», «не согласен», «не уверен».
Музыкальное сопровождение:спокойная музыка для релаксации.
Ход тренинга
1. Приветствие «Пожелания»
Инструкция педагога-психолога: Предлагаю сегодняшнее занятие начать с пожеланий на день. Первый участник выбирает любого из присутствующих, здоровается с ним и высказывает ему свое пожелание. Тот, к кому обращался первый участник, в свою очередь обращается к следующему и так до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день.
2. Упражнение «Я тебя помню»
Инструкция. Участники сидят по кругу. Первый участник называет свое имя. Второй — повторяет его имя, затем называет свое. Третий — называет имя первого, второго, затем свое, и т. д.
3. Упражнение «Нарисуй свое настроение»
Упражнение позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас», выразив его в образной форме.
Инструкция педагога-психолога: Прислушайтесь к себе… Как выглядит сейчас ваше настроение? Какого оно цвета? На какую погоду (музыку, цветок, животное) оно похоже? Нарисуйте то, что вы представили…
Вопросы для обсуждения:
1) У кого какое настроение?
2) С чем связано то или иное настроение?
3) Как его можно улучшить?
В конце проанализировать, как менялось настроение во время занятия и каким оно стало.
4. Упражнение «Имена чувств»
Инструкция. Участникам раздаются бланки с таблицей. Задание: работа с первой частью таблицы — в первой колонке записать все известные чувства, которые когда-либо пришлось испытать. Выставить оценку интенсивности чувства по 10-балльной шкале — оценка проставляется в той ячейке, которая соответствует месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько).
Работа со второй частью таблицы: записать чувства, которые пришлось испытать сегодня.
нов.компания
среди друзей
другое
(указать)
1.радость
2.радость
3.обида
4…..
5….
II часть сегодня
1…..
2….
По окончании работы с таблицей участникам предлагается записать столько названий чувств, сколько они смогут вспомнить. Записавший наибольшее количество зачитывает свой список. Педагог-психолог записывает слова на доске, после чего определяется количество совпадений с ответами других.
Если кто-то из подростков затрудняется с определением значения каких-либо слов, следует попросить кого-то из присутствующих описать ситуации, в которых человек может испытывать то или иное «непонятное» чувство.
Вопросы для обсуждения:
1) Какие чувства вы испытывали, когда писали последнюю контрольную работу?
2) Что вы чувствовали, когда приближались каникулы?
3) Что вы чувствовали, когда последний раз что-нибудь сломали?
4) Какое, по-вашему мнению, самое неприятное чувство?
5) Какое чувство вам нравится больше других?
6) Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?
5. Упражнение «Меняются те, кто…»
Инструкция. Участники сидят по кругу. В центре круга — водящий. Его задача — давать задания участникам, например: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня чистил зубы (кто в брюках, у кого светлые волосы, кто любит учиться и т. п.)».
6. Упражнение «Испытание»
Упражнение направлено на формирование умения контролировать агрессию, не отвечать обидчику сразу.
Инструкция. Один из участников садится на стул в центре круга. Его задача — сохранять молчание, чтобы он ни услышал. Остальные участники в течение 1–2 мин говорят ему обидные вещи. Время необходимо контролировать и вовремя прерывать упражнение.
Каждому участнику, побывавшему в центре круга, по окончании упражнения необходимо оказать поддержку: «Молодец, ты выдержал, ты умеешь сдерживаться».
Вопросы для обсуждения:
1) Сложно ли было сдерживаться?
2) Какие слова и какой тон задевают сильнее?
3) Что помогало сдерживаться, быть вежливым и не отвечать?
7. Упражнение «Цепочка хороших и плохих следствий»
Инструкция. Участникам предлагается какая-либо ситуация, которую они должны оценить с двух позиций — что в этом хорошего и что в этом плохого. Эти вопросы педагог-психолог поочередно задает каждому из присутствующих, выстраивая таким образом «цепочку хороших и плохих следствий».
Например: исходная ситуация «промокли ноги».
8. Упражнение «Ощущение»
Инструкция. Участникам предлагается сложить лист формата А4 таким образом, чтобы на нем образовались 8 ячеек. В ячейках они рисуют свои ощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энергичности, мужественности (женственности), болезни и любого другого состояния на выбор.
Рисунки выполняются линиями. Можно использовать одну линию, много линий, можно покрыть ими всю ячейку, если только так удастся передать ощущения. Штрихи могут быть короткими, длинными, тонкими, толстыми, с нажимом на карандаш и совсем без нажима (слабыми). При необходимости можно пользоваться ластиком.Ограничение: нельзя рисовать картинки, пользоваться какими-либо символами (звезда, сердце, молния, геометрические фигуры и т. д.) — используются только линии.
По окончании работы проходит обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
1) Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими линиями вы выразили ваши ощущения?
2) Сравните свои рисунки гнева, радости и т. д. Чем они отличаются?
3) Какие рисунки похожи друг на друга? Почему?
9. Упражнение «Согласен — не согласен»
Инструкция. Таблички с надписями «согласен», «не согласен», «не уверен» развешиваются в три угла помещения. Участникам предлагается выслушать поочередно утверждения и выразить ту позицию, которой они придерживаются, — встать рядом с табличкой, отражающей их мнение. Важно долго не думать, действовать по первому импульсу.
После того как все участники займут позиции, им предлагается поочередно обосновать свою точку зрения. Важно не допускать споров, дискуссий, деструктивных конфликтов — необходимо только высказать свое мнение и выслушать других.
Когда все участники выскажутся по поводу первого утверждения, педагог-психолог переходит к следующему.
Утверждения для упражнения:
• В этой жизни надо все попробовать.
• Жить нужно так, как будто каждый день последний.
• Личность начинается с рождения.
• В этой жизни все зависит от меня.
• В конфликте «отцов и детей» виноваты взрослые.
Вопросы для рефлексии:
1) Что чувствовали, когда слышали мнение, противоположное своему?
2) Как предупредить конфликты?
10. Релаксация
Инструкция. Детям предлагается удобно расположиться. Спина выпрямлена, голова поднята — таким образом легкие будут лучше наполняться кислородом, а мозг — лучше работать. Включается спокойная музыка.
Слово педагога-психолога: Сейчас мы совершим путешествие к морю. Используя свою фантазию, создадим тот мир, который хотим увидеть.
Сделайте четыре глубоких вдоха… Дышите тихо-тихо, чтобы никто вас не услышал. Задержите на мгновение дыхание… медленно выдохните.
Ваше тело успокаивается, расслабляется, голова начинает работать еще лучше. Представьте, что вы находитесь на прекрасном морском берегу. Ласково светит солнышко. Мягко обдувает прохладный морской ветерок. Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете его тепло. Закрываете глаза, слушаете звуки моря, плеск волн, крики морских чаек… Они лениво летают в синем небе. Вам хорошо и спокойно. Вы смотрите на белые пушистые облака, на морских чаек, чувствуете запах свежего солоноватого морского воздуха, слушаете ритм моря, чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, вам очень хорошо. Вы лежите на песке и наслаждаетесь красотой дня… (Пауза.) А теперь, если вы готовы, постепенно поднимайтесь с песка, садитесь на берегу и, не торопясь, возвращайтесь в нашу комнату…
Вопросы для обсуждения:
1) Какие эмоции и ощущения вы испытывали?
2) Как изменилось состояние после релаксации?
3) Как релаксация может помочь в трудных жизненных ситуациях?
11. Упражнение «Живая анкета»
Инструкция. Участникам по кругу предлагается ответить на следующие вопросы:
1) Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
2) Что тебе понравилось? Что не понравилось?
infourok.ru
Тренинг для детей дошкольного возраста на тему «Волшебный мир эмоций»
Психологический тренинг на тему: «Волшебный мир эмоций»
Педагог-психолог Елена Лисуренко
Психологический тренинг на тему: «Волшебный мир эмоций»
Цели: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Задачи:
-познакомить детей с видами эмоциональных состояний и их проявлениями;
-развивать у детей доброжелательность и коммуникативные навыки;
-формировать положительный эмоциональный настрой;
-способствовать сплочению детского коллектива.
Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, серый, малиновый, черный, коричневый), клубок, карандаши, фломастеры, бумага, магнитофон, СД -диск с музыкой, смайлики
Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Я предлагаю вам еще один способ приветствия.
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Ход занятия:
Вступление.
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Перемена настроения.
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
Поскорее собираемся –
В край чудесный отправляемся!
Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.
Ребята, садитесь в круг. Я сейчас загадаю вам загадку:
Солнце лучиком играет,
А снежок все тает, тает!
Птичкам стало не до сна,
В гости к нам пришла… (весна)
Упражнение «Назови ласково свое имя»
Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте назовем ласково каждый свое имя
Игра «Паутинка»
Предлагаю поиграть в игру «Паутинка». Встаньте в круг. Вот клубок. Я оставляю конец нитки у себя и бросаю клубок одному из вас. При этом говорю комплимент этому человеку: »Когда ты улыбаешься, на тебя приятно смотреть» или « У тебя красивая прическа». Перебрасывая клубок друг другу, мы с вами сплетем паутинку добрых отношений и отличного настроения». Когда клубок побывает у всех в руках, его нужно бросать в обратном направлении. Теперь комплименты возвращаются. И так до первого игрока.
1. Беседа психолога с детьми «Что такое эмоции?»
— Дети, как вы думаете, какое сегодня у меня настроение? Да, оно замечательное.
— А какое еще бывает настроение? (Веселое, радостное, грустное, плохое ..)
— Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?
(По выражению лица).
— Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения!
— Дети, а как еще можно назвать проявления разного настроения? (Эмоции).
— Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (Дети называют).
— Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.
Упражнение «Превращения»
Педагог-психолог: « Ребята, вам нужно выполнить задание, но задание это необычное, оно волшебное.
нахмурься – как :
— осенняя туча,
— рассерженная мама
улыбнуться, как:
— само солнце,
— как хитрая лиса
позлись, как:
— ребенок, у которого отняли конфету,
— голодный волк
Упражнение «Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать как тянется тело. Затем резко опустите руки вниз. Повторить несколько раз.
Работа с пиктограммами.
«Я буду показывать вам карточку-пиктограмму, а вы попытайтесь изобразить то выражение лица, которое увидите: испуг, радость, гнев, страх и т.п.
(При этом дети двигаются, приседают, подпрыгивают.
Упражнение «Разноцветное настроение»
— Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик -восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и
играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком
хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.
— Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
— Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем
«Солнечный зайчик» Релаксация
С помощью зеркала показать детям солнечного зайчика.
Представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Солнечный зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, животик, руки, ноги. Он забрался на животик — погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с Солнечным зайчиком вам стало спокойно и легко. Теперь можете открыть глаза.
Рисование
Детям дается задание: Нарисуйте веселое солнышко.
Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или фломастерами.
Затем устраивается конкурс на самое веселое солнышко. Победителю вручается смайлик.
А сейчас, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим тепло наших сердец через ладошки и скажем: «До скорой встречи! ». И пусть у всех сегодня будет хорошее настроение.
infourok.ru
Психологический семинар-тренинг личностного роста для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога».
Эпиграф «Любой тренинг является интерактивной технологией»
Психологический семинар-тренинг личностного роста для педагогов
« Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога».
Цель тренинга:
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона;
формирование внутренней позиции успешного педагога. Помощь в обретении внутренней стабильности и уверенности в себе, создание позитивного психологического климата в педагогическом коллективе путем актуализации установок учителя на ценность самореализации в своей профессии.
Задачи:
— создание комфортного психологического климата в группе;
— проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности;
— развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
— тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами;
— расширение зоны личной уверенности педагогов;
— принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.
Тренинг рассчитан на работу группы из 15-20 человек. Продолжительность -1,5ч
Педагог — психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы и легкого общения зафексировать свое имя на цветных стикерах. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) или то как бы вы хотели себя назвать.
Приветствие. Упражнение «Карусель»
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; — развитие эмпатии и рефлексии в процессе общения.
Все участники встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты.
Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Сообщение цели и правил тренинга
Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Быть активными.
Генератор пожеланий.
— Предлагаю обратить ваше внимание на табло «Генератор пожеланий». Первый 3 слова которые вы увидите в этом своеобразном «сканворде» вы запишите в свои визитки-генераторы которые будут пожеланиями.
Интеллектуальная игра «Мыслеголики»
Участники играют в игру: будто они «мыслеголики» и хотят от этого излечиться.
Педагог-психолог предлагает поиграть в ролевую игру. Будто все присутствующие здесь — «мыслеголики», которые страдают от этого «мыслеголизма» и хотят избавиться от него, вступив в «Общество анонимных мыслеголиков». Характер «страданий» может быть разный: кто-то страдает от того, что умнее всех окружающих, кто-то от изобилия умных мыслей, которые мешают жить, кто-то еще по какой-то причине.
Участники должны по очереди вставать и говорить примерно следующее:
— Всем привет. Меня зовут Руслан , но это не мое настоящее имя. Настоящее мое имя слишком известно. Я мыслеголик и страдают от мыслеголизма уже много лет. Страдаю, потому что…
Выслушав очередного участника, другие должны дать ему какой-нибудь «добрый совет». Кто-то, может быть, сразу поделится своим жизненным опытом.
В процессе выполнения упражнения важно поддерживать атмосферу остроумия. В конце происходит опрос участников. Спрашивается, хотят ли они — уже на полном серьезе — так или иначе, прокомментировать ролевую игру, свои слова или слова других участников. Возможно, кто-то захочет выспросить подлинное мнение другого участника по тому или иному вопросу.
Межличностное упражнение «Манифестация»
Название. Межличностное упражнение «Манифестация»
Участники просматривают короткие видеоролики, потом соревнуются в личной манифестации.
Перед началом тренинга 4-5 коротких видео с эмоциональным содержанием.
Видеоролики должны затрагивать разные чувства: смех, удивление, умиление, сопереживание, радость, огорчение, зависть, страх, любовь, ненависть, восторг, раздражение, скуку и т.д.
В начале упражнения ведущий объясняет участникам:
– Сейчас мы будем заниматься личной манифестацией. Что такое личная манифестация? Это выплескивание своих эмоций, чувств и мыслей по этому поводу на окружающих. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Очевидно, это зависит от степени этой личной манифестации и ситуации. Если вы расплачетесь на похоронах, это вполне нормально и естественно. Однако, если вы будете плакать навзрыд на совещании у руководителя, это уже покажет вас как демонстранта. Еще раз повторю: мы не будем сейчас решать вопрос, хорошо это или плохо. Мы просто попрактикуемся в этой личной манифестации. Я буду включать вам короткие видеосюжеты. И во время просмотра, и после них вы должны как можно ярче и полнее проявлять свои эмоции. В конце мы попробуем выяснить, кто же из нас наибольший мастер в области личной манифестации.
Если во время упражнения ведущий замечает, что кто-то из участников «выпадает», не занимается манифестацией, он побуждает его активнее проявлять свои эмоции.
В конце проводится обсуждение:
– Итак, кто же у нас главный манифестант?
– Как вы думаете, какие люди слишком злоупотребляют личной манифестацией?
– Сделал ли кто-нибудь для себя какой-нибудь важный вывод?
Мини-лекция «Мозговой штурм» один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Психолог предлагает продолжить предложение, не повторяя друг друга.
Личностный рост педагога – это…
Варианты ответов:
повышение квалификации;
чтение литературы;
саморазвитие;
участие в конкурсах;
уметь анализировать свои поступки
уметь вовлекать в значимую деятельность других людей
уметь принимать себя и других
учиться развивать свои хорошие качества
учиться всегда и везде
самосовершенствование
применять индивидуальный подход
иметь личное мнение
признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.
Мини — сообщение
Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.
Разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации.
Учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность.
Таким образом, личностный рост — это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, «ядро» личности.
Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.
Работа в группах. Цветная сказка.
Оборудование: 4 коробки с различными мелкими предметами одного цвета, ватман для каждой группы, двухсторонний скотч для крепления деталей, фломастеры соответствующих цветов.
В отдельных коробках разложены предметы и мелкие детали сгрупированные по одному цвету (красный, синий, желтый, зеленый). Например: фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое.
Цветовая сказкотерапия – это действительно невероятная возможность встретиться со своими чувствами и переживаниями и изменить их, превратив серые будни в оранжевые радости, коричневую ностальгию в синее блаженство, фиолетовую печаль в розовую мечту и т.п.
Схема, на которую можно опираться при сочинении сказок.
Выбор главного героя (желательно дать ему имя).
Создание места, в котором приятно находиться герою.
Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).
Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.
Рассказ о главной мечте (желании) героя.
Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою?
Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со всеми трудностями?)
Работа в группах
Сказка первой команды
Сказка второй команды
8. Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?)
По завершению работы каждая группа рассказывает свою цветную сказку.
Упражнение «Интонация».
Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.
С пренебрежением
С улыбкой
С недовольством
С интересом (Удивлением)
Со злостью
С сарказмом
Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции .
Упражнение «Разноцветные звезды»
Текс зачитывает ведущий: «Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.
И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди взять по одной звездочке себе на память, и пусть звездочка принесет именно то, чего Вам больше всего не хватает».
Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, скромные и деловые.
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите
в школьные классы,
Одни — как в клетку,
другие — как в храм.
Итоги
Подводя итоги тренинга и определяя чему научились участники прошу сделать следующее задание- нарисовать свою руку на листе и на каждом пальчике написать следующее:
Большой палец – что нового я узнала…
Указательный палец — над чем мне еще нужно поработать…
Средний – мне не хватило…
Безымянный палец – психологическая атмосфера на тренинге по 10 бальной системе
Мизинец – что мне понравилось больше всего……
Актуальна ли была для вас тематика данного тренинга?
Какие задания и упражнения более всего вызвали проявление эмоций?
Прощание.
МКОУ «СОШ №12»
Психологический
семинар-тренинг личностного роста
для педагогов
« Мир наших эмоций.
Развитие эмоциональной
сферы личности педагога».
Подготовила и провела: Багамаева П.А.
педагог-психолог МКОУ «СОШ №12»
2016-2017г.
infourok.ru
Тренинг «Планета чувств»
Занятие «Планета чувств»
Цель: Развитие эмоциональной грамотности. Обучение способам эмоциональной разрядки.
Материалы: лист ватмана с изображением 4 «материков», цветные стики и маркер для ведущего, листы А4 по 3 для каждого участника, фломастеры, карандаши, цветной пластилин, краски, влажные салфетки, цветная бумага.
1. Объявление темы тренинга. Стартовый шеринг.
Время: 2-3 мин.
2. Разминка. Упражнение «Если бы ты был цветом»
Время: 5 мин.
Участникам предлагается по кругу рассказать свою фантазию относительно сидящего рядом участника на тему: «Если бы ты был цветом, то ты был бы…, потому что…». Свое мнение нужно обосновать. Например: «Если бы ты бал цветом, то ты был бы желтым, потому что ты всегда освещаешь, даришь тепло, но ты можешь обжечь, если тебе надо себя защитить.
Заметка для ведущего: Это упражнение-разминка, но для тренера оно дает хороший диагностический материал: если в группе есть скрытая агрессия, в подобных упражнениях она проявляется в виде язвительных сравнений. Если группа доброжелательная, сравнения будут нацелены на проявление ресурсных особенностей человека.
3. Упражнение «Планета чувств».
Время: 10 мин.
Материалы: лист ватмана с изображением 4 «материков» (любой формы, приложение 1). Цветные стики и маркер для ведущего. Лист ватмана заранее прикрепляется к стене или доске.
«Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях, мы говорим: «Я чувствую». И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.
Ощущения – это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно. Тренер прикрепляет стики одного цвета (с названиями ощущений) к материку «Ощущения» (3-4 шт.).
Драйвы – это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность.
Например: голод, желание двигаться, сексуальное желание. Тренер прикрепляет стики другого цвета к материку «Драйвы» (3-4 шт.).
Эмоции – это то, что мы переживаем душой. Например: радость, страх, гнев. Прикрепляет стики с надписями к соответствующему материку.
Эмоции – это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Они приходят и уходят. Когда они становятся постоянными или длительными, это называется эмоциональным состоянием. Когда они сплетаются, соединяются, мы называем это чувствами.
Чувства – это тоже переживания души, но они более сложные, чем простые эмоции. Например, любовь. Когда мы чувствуем, что любим, на самом деле мы переживаем одновременно много эмоций и чувств – и радость, и тревогу, иногда страх. Ревность – тоже сложное чувство. Когда мы ревнуем, мы боимся потерять человека, обижаемся, сердимся. Или враждебность – когда мы чувствуем враждебность, мы часто одновременно переживаем и презрение, и гнев, и даже страх или отвращение. Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями. Приклеиваются стики с надписями.
Какие еще чувства, эмоции, драйвы и ощущения вы можете назвать? Вы называете, а я буду писать на стиках и приклеивать к материкам.
Примеры заполнения «материков»:
Ощущения | Драйвы | Эмоции | Чувства |
горячо | голод | радость | любовь |
щекотно | желание спать | огорчение | ревность |
холодно | сексуальное желание | удовольствие | враждебность |
колется | стремление выйграть | негодование | ненависть |
болит | желание двигаться | тревога | обожание |
мягко | стремление избегать опасность | страх | надежда |
Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях.
Вопросы задаются в круг, и после 2-3 ответов (правильных или ошибочных) ведущий сообщает правильный ответ.
— Чем отличается гнев от агрессии?
(Гнев – это эмоция, а агрессия – это действия, наносящие вред кому-либо или чему-либо).
— Чем отличается радость от удовольствия?
(Радость – это очень активная эмоция или чувство, оно тонизирует, сердце бьется, хочется двигаться, смеяться. А удовольствие – это переживание спокойное, расслабленное).
— Чем отличается грусть, печаль от тоски или горя?
(Грусть, печаль – это чувства или эмоции тихие, сопровождаются расслаблением. Хотя они и не считаются положительными эмоциями, иногда человек получает удовольствие от грусти. А тоска или горе всегда сопровождаются душевной болью, напряжением, страданием).
Заметка для ведущего: Это упражнение носит информативный характер, его нужно проводить быстро, динамично. Иначе участники заскучают.
4. Упражнение «Радуга чувств».
Цель: Обучение сознаванию своего эмоционального состояния.
Время: 15 мин.
Материалы: листы А4 по 2 для каждого участника. Наборы фломастеров, карандашей.
Условие: проводится сразу после упражнения «Планета чувств»
«Мы с вами переживаем множество чувств и эмоций. Посмотрите на тот список, который мы составили во время предыдущего упражнения. Возьмите лист бумаги и перепишите их столбиком…
Теперь каждое чувство или эмоцию обозначьте каким-нибудь цветом, каким вам захочется – главное, чтобы они были разными. Поставьте кружок или квадрат рядом с названием чувства…
А теперь возьмите второй лист бумаги, фломастеры и нарисуйте две радуги. Это будут не обычные радуги. В них может быть больше семи цветов или меньше, и цвета могут быть совсем другие.
Одну радугу надо составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете последние несколько дней – позавчера, вчера, сегодня.
Вторую радугу нужно составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете обычно, чаще всего в жизни».
Обсуждение: «Удалось ли вам в радуге передать свое эмоциональное состояние? Отличается ли ваше сегодняшнее состояние от обычного? Если да, то чем?
Резюме ведущего: «Иногда бывает важно разобраться в своем состоянии, понять его. Вы можете использовать для этого радугу».
5. Упражнение «Дерево чувств».
Цель: обучение дифференциации своего эмоционального состояния.
Время: 20 мин.
Материалы: наборы цветного пластилина, влажные салфетки, цветная бумага, листы А4, карандаши, фломастеры, краски.
«Вспомните какое-нибудь событие или ситуацию в вашей жизни, которые до сих пор вызывают в вас сильные негативные эмоции и чувства. Представьте эту «Картинку» и постарайтесь понять, какие именно чувства вы переживаете.
Возьмите пластилин или другие изобразительные средства (краски, карандаши, фломастеры и т.д.) и начните изображать дерево. Сделайте ствол – это вы сами. Потом ветви – это различные события в вашей жизни. Их, конечно, много. Потом обозначьте ту ветвь, которая вызвала у вас сильные негативные эмоции.
Начните делать плоды – это ваши эмоции в данной ситуации. Для каждого отдельного чувства и эмоции определите свой цвет и свою форму. Изобразите все сочетание чувств, которое вы испытываете. Поместите эти эмоции на ту ветвь, которую вы обозначили особо.
Внизу ствола изобразите корни, которые через вас питают именно ту ветвь, с которой вы работаете. Корни – это причины событий, которые вызвали ваши эмоции (их обозначьте одним цветом), и это – причины ваших чувств, ведь чувства возникают не только из-за событий, но и из-за вашего к ним отношения. Значит, корни другого цвета – это ваши мысли про эти события.
Сформулируйте их для каждой изобразите корень. Если при этом ваши чувства как-то изменятся, поместите новый плод на соответствующую ветку.
Теперь вспомните какое-то хорошее событие. И поступите с ним так же, как и с неприятным. Изобразите разноцветные плоды и корни».
Обсуждение: «Поделитесь своими переживаниями во время выполнения упражнения. Скажите, что полезного было именно для вас в этом упражнении».
Заметка для ведущего: Для достижения конкретной цели данного упражнения пластилин можно заменить цветной бумагой, ножницами и клеем. Но пластилин намного эффективнее, так как он позволяет мять, сжимать, ломать, переделывать плоды, можно даже смять все ветки и все начать сначала. Эта моторика важна для проработки эмоций, что можно сделать косвенной задачей упражнения.
При обсуждении данного упражнения важно отделить эмоциональное впечатление от рационального осмысления полезности полученного опыта.
6. Упражнение «Золотистый поток».
Время: 10 мин.
«Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.
Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох…
Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется…
Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь… Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее… Он лечит там, где болит, и вымывает, все лишнее, что там накопилось…
Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку…
Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту…
Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют… Вот золотистый поток спускается по вашим рукам… Они тяжелые… И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное… Это лишнее, что накопилось в вас… Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это… И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый…
Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким… И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются плечи…
Поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то… Распрямляется… Затем поток устремляется вниз… он очищает таз…
Теперь он стекает по ногам… очень медленно он продвигается от бедер к коленям… Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги…
От коленей – к стопам… По стопам он втекает наружу… вы видите вытекающий мутный поток… И золотистый поток продолжает вымывать все лишнее… До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света…
Медленно откройте глаза… Здравствуйте, очень чистые, золотисто-светящиеся люди!».
Обсуждение. Поделитесь впечатлениями.
Резюме ведущего. «Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимете излишнее напряжение и не успокоитесь, можно использовать и это упражнение, и рисунок своего тела, и другие упражнения. Если немного потренироваться, вы сможете проделывать его с каждым разом все с большими приятными ощущениями. А если надо, вы сможете проделывать его очень быстро.
Заметка для ведущего: Голос должен звучать спокойно, приглушено и при этом совсем обычно. Не стоит произносить слова «загробным» голосом. Это смешит. На каждую следующую зону нужно переходить через 10 секунд.
7. Заключительный шеринг.
Время: 5 мин.
xn--j1ahfl.xn--p1ai