Тренинги для 3 классов – Психологический тренинг для учащихся 3 класса «Я справлюсь»

Психологический тренинг для учащихся 3 класса «Я справлюсь»

ПЛАНА ТРЕНИНГА

Касимова А.М.

Аудитория
мероприятия:

3Б класс

Дата/время:

8 сентября 

Место проведения:

115 кабинет

Тема мероприятия:

Я  справлюсь!

Цели и задачи мероприятия:

Цель: Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях. 

Задачи:

Формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования.

Ознакомление со способами управления межличностными конфликтами.

3. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.

4. Отработка навыков «я–высказываний», способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

5. Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Демонстрируемая компетенция:

Успешный лидер.

Демонстрируемая зона роста:

Демонстрация навыков решения проблем и медиации.

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом мероприятии

Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, формирования умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения. Обучающиеся знакомятся со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами, обучаются выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей. В ходе занятия использовались метод ролевой игры, игры-разминки, групповая дискуссия, проблемный метод, вопросы-провокации.

«Ассоциация со встречей»

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы… собака».

 Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

 

 6 мин

 Актуализация знаний

 «Прогноз погоды»

Инструкция. «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже светит во всю».

«Печатная машинка»

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

«Карлики и великаны»

Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».

«Сигнал»

Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

 Игровые технологии, являясь одной из уникальных форм обучения, позволяют сделать интересными и увлекательными будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

 Бумага, цветные карандаши

 4 мин

 Самоопределение деятельности

 Учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

— Вам понравилась такая игра?

Уч-ся после выполнения задания расстроены.

— Почему?

— Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

— Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)

— Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

— Можно было избежать конфликта? (можно)

— Как? (ответы учащихся)

 Провокации на уроке – очень занимательный прием. Дети не ожидают подвоха от учителя. А здесь может возникнуть заведомая ошибка, с которой обязательно согласится какое-то количество учеников, но, что ценно, обязательно найдутся те, которые попытаются возразить. Происходит столкновение мнений.

 

2 мин

Постановка проблемы

ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.

— Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?

В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?

Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых

7 мин.

Открытие нового знания

Задание 1. «Что такое конфликт»

Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта («Конфликт – это…»). После этого в импровизированную «корзину конфликтов» (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта

(Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Задание 2. Работа в микрогруппах

Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.

Задача участников на этом этапе:

— определите в своих микрогруппахпричины возникновения конфликтов.

После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист А3

Итог: — итак, что приводит к конфликту?

— неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой.

   Применение обучающих структур сингапурского метода обучения  в учебном процессе позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности

«корзина конфликтов», бумага

5 мин

Работа в группах

Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

— Кто участвует в конфликте?

— Кто виноват в конфликте?

— Каковы позиции участников конфликта?

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания.

5 мин

Творческая работа

Слова на доске:

Сотрудничество

Приспособление

Соперничество

(Что это? Обсуждение детей)

Вывод: Это пути выхода из конфликта

Работа по группам:

Нарисовать афишу-плакат на один из способов выхода из конфликта, доставшегося группе по жребию

Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов, что в свою очередь положительно влияет на формирование познавательных интересов обучающихся

Листы А3

3 мин.

Первичное закрепление

Упражнение «Яблоко и червячок» (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

Примеры ответов участников семинара.

Конкуренция: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Использование метода театрализации на уроках в начальной школе оказывают положительное влияние на развитие детского интеллекта, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к обучению в школе.

Маски «яблоко», «чевячок»

6 мин

Работа по группам

Игра практикум.

Существуют разные способы выхода из конфликта.

В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта. Разделимся на группы. Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №3

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания.

5 мин

Рефлексия

1.Чему научились на занятии?

2. Что расскажете дома?

3. Как работала ваша группа?

«Подарок»

Участники встают в круг

Инструкция: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)

«Спасибо за приятное занятие»

Инструкция:

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.

И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».

Рефлексия или размышление является одной из составляющей технологии формирования критического мышления в обучении

видеоклип

infourok.ru

План-конспект занятия (3 класс) на тему: Психологический тренинг

Тренинг

Давайте подумаем о счастье?

Пояснительная записка

 Школа одна из первых открывает перед ребёнком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьёй берёт на себя одну из главных ролей в воспитании ребёнка. Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит всё его последующее развитие.

В процессе жизни у ребёнка меняются взгляды на мир, ценностные ориентиры и цели, а так же отношения с окружающими. Хотелось бы отметить, что специальная проведённая работа в ОУ показала, что дети очень редко задумываются над тем, что для них является главной целью в жизни и что необходимо сделать для того, чтобы данная цель, если она есть — реализовалась. Будет ли человек счастлив, если все его жизненные цели реализуются? Что такое счастье? Из каких компонентов состоит детское и взрослое счастье? Современные родители практически не говорят детям о своих чувствах, ещё реже размышляют вместе с детьми на тему счастья. Поэтому, появилась необходимость создавать ситуации для размышления по поводу счастья, которые в свою очередь помогут детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.

Занимаясь исследованием человека и жизни, Рон Хаббард пришёл к определённому выводу по этому поводу:

Счастье – это преодоление доступных распознанию препятствий на пути к известной цели.

Разработанные тренинги для учащихся каждой возрастной категории отмечены положительной оценкой как детьми и родителями, так и педагогами.

 Для среднего и старшего школьного возраста тренинги построены по типу “Семейных гостиных”, для младшего школьного возраста по типу классного часа или психологического занятия с элементами тренинга.

Вашему вниманию предлагается конспект психологического занятия- тренинга для младшего школьного возраста.

Тема занятия позволяет педагогу вариативно применять предлагаемую цель и задачи, в зависимости от ситуации.

 Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет детям настроиться на успех; повышения самооценки уч-ся, а так же оно может быть включено в цикл занятий, направленных на снижение уровня тревожности у уч-ся младших классов).

Упражнение №1

Цель: приветствие, включение в работу, создание положительного, эмоционального фона.

Упражнение № 2

Цель: упражнение даёт возможность расслабиться, снять мышечное и эмоциональное напряжение, развить воображение.

Упражнение № 3

Цель: повышение уверенности в себе, снятие мышечного напряжения

Упражнение №4

Цель: создать условия для размышления – что такое счастье?

Упражнение №5

Цель: продолжать создавать условия для размышления по теме счастья.

Упражнение № 6

Цель: Формировать у учащихся умение понимать дуг друга, дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя в центре внимания, тем самым, тем самым повысить свою самооценку, почувствовать себя уверенно.

Упражнение №7

Цель: формировать чувство единения с группой, способствовать сплочению группы.

Упражнение №8

Цель: способствовать сплочению группы, создать положительный эмоциональный фон в конце занятия.

Конспект психологического занятия для уч-ся 3 класса

Тема: “Давайте подумаем…о счастье?”

Цель: создание для ребёнка возможностей расширить представления о ситуации, которая поможет детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.

Задачи:

  1. Создать ситуацию для размышления по поводу счастья.
  2. Формирование у детей чувства единения, сплочения с группой.
  3. Повышение самооценки учащихся.

Материалы: магнитофон с записью спокойной музыки, ручки по количеству детей, цветы для оформления “волшебной поляны”, 2 ватмана, цветные карандаши, либо фломастеры, ромашки-визитки, по количеству участников группы, лепестки из цветной бумаги по 3 шт. на каждого, колокольчик, светильник

Ведущий:

1- Мне очень приятно Вас поприветствовать! Добрый день!

Ребята, вы любите сказки?

Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие, в одну волшебную, сказочную страну – Зазеркалье.

Для того чтобы оказаться в этой стране, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.

2Ведущий:

И так… реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы в волшебную страну с вами отправляемся…(звучит спокойная музыка, в центре кабинета на полу раскладываются большие “Волшебные цветы”).

Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот поляна перед нами
С необычными цветами…
Здесь и бабочки кружатся,
На цветы они садятся .
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел, 
Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)

— Ребята, вот мы с вами и оказались в стране Зазеркалье на волшебной цветочной поляне. Здесь цветы умеют разговаривать между собой. А вы хотели бы, услышать, о чём разговаривают цветы, как живётся им на этой поляне?

 Для того чтобы немного побеседовать с ними – нужно представить себя такими же красивыми цветами.

3.Ведущий:

Давайте ребята, все выйдем из-за парт и зайдём на волшебную поляну. Сейчас нам нужно будет присесть и представить что…

Мы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, а из семечек проклюнулись росточки, они росли, росли (дети медленно встают) и выросли, и стали прекрасными белыми ромашками. А сейчас ромашки, давайте познакомимся.

(Дети прикрепляют ромашки со своими именами у себя на груди).

Какие чудесные ромашки! Присаживайтесь ромашки.

 

4.Ведущий:

Теперь, когда мы все превратились в цветы, можно услышать разговор волшебных цветов. А давайте попробуем спросить у них что-нибудь?

Например: не скучно ли им, не грустно ли вот так всё время расти на полянке? Давайте ребята, все вместе спросим — не скучно ли вам, не грустно ли вот так всё время расти на полянке?

(Ответ цветов: аудиозапись)

— О нет, дорогие ромашки. Нам никогда не бывает скучно. Мы умеем разговаривать и поэтому, часто рассказываем друг другу, лесные новости, обожаем играть в мячик капельками росы, вместе радуемся солнышку и тёплому дождику. А если вдруг кому-то из цветочков становится грустно, это у нас бывает очень, очень редко, мы все вместе утешаем и успокаиваем цветочек, окружаем его своей заботой, любовью, нежностью, лаской и у цветочка сразу становится замечательное настроение, он становится рад от того, что его любят. Мы очень дружны между собой, и очень любим дарить радость всем, кто оказывается рядом с нами… удачи вам, будьте счастливы!

Ведущий:

— Спасибо цветочки за ваш рассказ.

Ребята, а как вы думаете, счастливы ли цветы на этой полянке?

Давайте с вами попробуем разобраться, что же такое счастье?

(Ведущий зачитывает отрывок стихотворения “Что такое счастье?)

Что такое счастье?
Где его искать?
Может, оно спряталось
Под мою кровать?

Там я вижу мячики,
Танк и пистолет.
Только счастья, кажется,
Под кроватью нет.

Я хожу по комнате,
Я кричу: Ау!
Может, счастье спряталось
В мамином шкафу?

Там висят на вешалках
Брюки и жилет,
Платья, юбки, кофточки… 
А вот счастья нет!

Нет за телевизором,
В папином столе,
Нет его за шторами,
В кухне на плите.

Где же счастье спряталось?
Почему молчит?
Если не найду его,
Буду так сердит!

Так что же такое счастье, кто, что думает ребята по этому поводу?

(Заслушиваются высказывания детей).

А сейчас на лепестках, которые у вас лежат на столе, запишите те моменты, когда вы, бываете, счастливы (дети выполняют задание по типу “Закончи предложение”).

“Я счастлив (а) когда…”

На доску вывешивается ватман.

Ведущий:

Ребята, цветочкам интересно узнать, когда же вы бываете счастливы? Кто хочет зачитать то, что он записал на лепестке? Хорошо, молодцы!

Ребята, фея мне по секрету сказала, что каждый, кто попадёт на волшебную поляну, может построить дом, “Дом счастья”? А давайте и мы с вами, попробуем это сделать?

5.Сейчас, я вас попрошу на розовых лепестках записать те моменты, когда каждый из вас будет счастлив, например: я, был бы счастлив, если бы…, когда был здоров. Продолжите предложения(пока дети пишут, наклеиваются на ватман лепестки, в виде цветка).

(Дети, по желанию, зачитывают написанные фразы).

Ведущий:

А вот скажите, пожалуйста, можем ли мы быть счастливы в одиночку?

Запишите на лепестках, с кем бы вы были особенно счастливы?

Метод незаконченных предложений “Я особенно счастлив, когда рядом со мной…”

Перечислите тех, без кого вы не можете быть совершенно счастливыми.

6.А сейчас ребята, хотелось бы обратить ваше внимание на ватман.

Давайте представим себе, что мы можем построить “Дом счастья”. Как он может выглядеть?

(Дети по очереди выходят и рисуют контур дома, цвета для рисования выбирают сами.)

7.Ведущий:

— Ребята, давайте на смайликах, которые лежат на партах, нарисуем свой автопортрет и обязательно отразим в нём своё настроение.

(На готовых шаблонах “смайликах” дети рисуют глаза, нос, губы (улыбку)).

— А сейчас, пришло время заселиться в наш “Дом счастья”(дети по очереди наклеивают смайлики на “Дом счастья”).

— Посмотрите ребята, какой замечательный у нас получился дом “Дом нашего счастья”.

Ещё на этой волшебной полянке, мы с вами можем загадать только одно желание, такое, которое окажется важным и нужным для каждого из нас. Давайте посоветуемся в группах.

(Дети высказывают свои предположения по поводу желания).

Ведущий:

Ребята, а кто из вас хочет быть по-настоящему, счастливым человеком? (Все дети поднимают руки).

— Давайте все вместе дружно пожелаем:

— Мы хотим быть счастливы!

(Звучит голос “цветов” аудиозапись).

— Вы обязательно будете счастливы! Ваше желание обязательно сбудется!

8.Ведущий:

А сейчас, давайте все встанем в круг, и как только образуется круг, путешествие наше закончится. Сейчас, мы будем передавать вот этот светильник по кругу, пока он не вернётся снова ко мне. Передавая, пусть каждый из вас поделится частичкой своего тепла и пожелает добра, радости и счастья.

Ребята, вот этот дом счастья, остаётся с вами, и в память о нашем путешествии на волшебную цветочную поляну, сейчас каждый из вас, выходя из класса, посадит свою ромашку на клумбу перед домом.

…Давайте ребята, все вместе спросим — не скучно ли вам, не грустно ли вот так всё время расти на полянке?

(Ответ цветов: аудиозапись)

— О нет, дорогие ромашки. Нам никогда не бывает скучно. Мы умеем разговаривать и поэтому, часто рассказываем друг другу, лесные новости, обожаем играть в мячик капельками росы, вместе радуемся солнышку и тёплому дождику. А если вдруг кому-то из цветочков становится грустно, это у нас бывает очень, очень редко, мы все вместе утешаем и успокаиваем цветочек, окружаем его своей заботой, любовью, нежностью, лаской и у цветочка сразу становится замечательное настроение, он становится рад от того, что его любят. Мы очень дружны между собой, и очень любим дарить радость всем, кто оказывается рядом с нами… удачи вам, будьте счастливы!

….- Давайте все вместе дружно пожелаем:

— Мы хотим быть счастливы!

(Звучит голос “цветов” аудиозапись).

— Вы обязательно будете счастливы! Ваше желание обязательно сбудется!

nsportal.ru

План-конспект занятия (3 класс) на тему: Тренинг » Азбука общения»

Тренинг « Азбука общения».

Проведённый в 3 «А» классе 21 октября.

Классный руководитель: Ялымова Юлия Владимировна

Подготовка: стулья ставятся в круг.

1.Вступительное слово.

Здравствуйте. Мы сели в круг и это необычно.

А кто себя как чувствует?

(ответы детей).

2.«Снятие напряжения».

а) «Снежный ком»

-Имя-движение.Все вместе повторяют имя и движение.

б) «Пусть поменяются местами те,кто…»

(убирается один стул,все стоят,ведущий говорит :пусть поменяются местами те у кого карие глаза…,те кто не любит математику…,те кто любит ходить в школу…Ведущий быстро занимает стул,кто остался без стула тот водит.)

3.Дискуссия «Что такое дружба?»

а)Беседа.

-Ребята,а что такое дружба?

(ответы детей)

-Наш класс -дружный, как вы считаете?

(ответы детей)

б)Чтение рассказа о дружбе.

-Послушайте рассказ С.Могилевская «День Рождение»

Обсуждение.

4.Тренинги.

а) «Щепки на реке».

Цель: игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Описание: дети встают в два длинных ряда,один напротив другого.Это-берега реки.Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки.По реке попллывут Щепки.Один из желающих должен «проплыть» по реке.Он сам решит, как будет двигаться :быстро или медленно.

«Берега»-помогают руками ,ласковыми прикосновениями,движению щепки,которая сама выбирает путь :она может плыть прямо,крутиться,останавливаться,поворачивать назад…Когда Щепка проплывёт весь путь ,она становится краешком берега и встаёт рядом с другими.В это время следующая Щепка начинает свой путь.(упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.)

б) «Большой puzzle”

Цель: способствует сплочению группы,развитию способности устанавливать контакт с партнёрами, умению добиваться конечной цели, чётко сформулированной.

Описание:разрезается большая картина по числу участников,каждому раздаётся по 2-3 карточки.Задача группы-собрать общую картину.

Во время обсуждения дети делятся впечатлениями о том, что мешало и что помогало во время выполнения задания.

в)разминка «Сороконожка».

Цель:научить детей взаимодействию со сверстниками,способствовать сплочению коллектива.

Описание:5-8 человек встают друг за другом,держась за талию впередистоящего .По команде ведущего Сороконожка начинает сначала двигаться вперёд,затем приседает,прыгает на одной ножке…Главная задача-не разорвать единую цепь,сохранить Сороконожку.

г) «Серебряное копытце».

Цель: снятие излишнего мышечного напряжения,возникновение доверия к окружающим,сплочение детей.

Описание: представь,что ты -красивый,стройный,сильный,спокойный,мудрый олень с гордо поднятой головой.На твоей левой ноге -серебряное копытце.Как только ты трижды ударишь копытцем по земле,появляются серебряные монеты.Они волшебные,невидимые.С каждой вновь появляющейся монетой ты становишься добрее и ласковее.И хотя люди не видят этих монет,они чувствуют доброту,тепло и ласку,исходящие от тебя.Они тянутся к тебе,любят тебя,ты им всё больше и больше нравишься.

д) «Менялки игрушек»

Цель: учить взаимодействию с окружающими при помощи не только вербальных,но и невербальных средств,например осуществлять контакт глаз.

Описание: дети встают в круг,каждый держит в руках игрушку.Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10.В это время некоторые меняются игрушками.Действия выполняются молча.Дважды меняться игрушкой нельзя.Водящий входит в круг.Его задача-угадать кто с кем поменялся игрушкой.

е) «Похвалилки»

Цель: способствует повышению самооценки ребёнка,повышает его значимость в коллективе.

Описание:каждый в кругу получает карточку,на которой написано действие,ребёнок должен его озвучить. Начав словами «Однажды я …»

Например: «однажды я помог товарищу в школе…» или «однажды я очень быстро выполнил домашнее задание…».На обдумывание 2-3 минуты,после чего каждый ребёнок делает краткое сообщение о том,как он здорово выполнил то или иное действие,которое указано у него на карточке.

ж) «Липучка»

Цель:способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения ,сплочению детской группы.

Описание:дети двигаются по классу,двое детей ,держась за руки ,пытаются поймать друзей.Приэтом говорят: «я -липучка- приставучка,я хочу тебя поймать».Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руки,пртсоединяя к своей компании.Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.(действие происходит под быструю музыку).

Когда все пойманы ,они танцуют под спокойную музыку,держась за руки.

з) «Мой хороший попугай»

Цель:способствует развитию чувства эмпатии,умения работать в группе.

Описание:дети стоят в кругу.Взрослый говорит: « Ребята,к нам в гости прилетел попугай.Он хочет с нами познакомиться и поиграть.Как вы думаете,что мы можем сделать,чтобы ему понравилось у нас,чтобы он захотел прилететь к нам снова?Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть»…Взрослый бережно передаёт попугая кому-либо .Ребёнок ,получив игрушку, должен прижать её к себе,погладить,сказать что-то приятное,назвать ласковым именем и передать попугая другому ребёнку.Игра проводится в медленном темпе.

5.Заключительная часть.

-И в заключении нашего занятия мы с вами сделаем семейное фото.

-Что такое семья?

(ответы детей)

-Распределите свои роли ,встаньте ,а я вас сфотографирую.

-Спасибо всем за занятие,мы закончили.

nsportal.ru

Методическая разработка (3 класс) по теме: Игровой тренинг для учащихся 3 класса

Игровой тренинг

для учащихся и родителей 3 класса.

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.

Занятие 1.

Задание 1. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить её всем вместе. Время выполнения задания -5-6 минут.

Задание 2. Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий и всем остальным участникам. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания – 6-7 минут.

Задание 3. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации  на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру,  в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны её продолжить. Например, в детстве можно …(драться, играть, весело жить, плакать и т. д.). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с аргументом «в детстве нельзя». Время выполнения задания – 5-6 минут.

Задание 4. В круг поочерёдно вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: 1, 2, 3 – слезам и горю помоги! Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 5. Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жила-была кошка». Время выполнения задания – 5-6 минут.

Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят:»Спасибо за то, что ты был всё это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

Занятие 2.

Задание 1. Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив фразой: «Это мой тебе приветик». Время выполнения задания – 3 минуты.

Задание 2. Участникам группы необходимо озвучить рисованный рассказ «Жила-была кошка». Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 3. Участникам предлагается немного пофантазировать и представить себе, что им предоставляется такая возможность, как полёт на Марс. Они могут взять с собой только: один одушевлённый предмет, один неодушевлённый и одну памятную вещь. Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 4. Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму «Яма». Человек шёл по улице и, не заметив яму, свалился в неё. Проходящий мимо другой человек… Участникам нужно изобразить в пантомиме, чем закончилась эта история. Время выполнения задания – 6-7 минут.

Задание 5. « Подарки». Каждый участник группы отмечает день рождения и получает подарки от друзей. Ведущий вызывает именинника в центр игровой комнаты, и все вручают ему импровизированные подарки с добрыми пожеланиями. Время выполнения – 3-4 минуты.

Ритуал прощания.

Занятие 3.

Задание 1. Игра с мячом. Участники группы должны передавать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то что-то не получается.

    Мяч передаётся друг другу по кругу над головой, ногами, вывернутыми за спину руками. Время выполнения задания – 6-7 минут.

Задание 2. Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда…» и «Я люблю, когда…» Время  выполнения задания – 5 минут.

Задание 3. «Зеркало». Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать с помощью лица определённые эмоции и чувства, например, радость, печаль, злобу, доброту и т. д., которые необходимо не только повторить другому человеку, но и определить, какая эмоция выражалась другим участником. Время выполнения задания – 7-8 минут.

Задание 4. «Праздник в доме». Участникам группы необходимо выполнить групповое задание. Они должны нарисовать на листе ватмана новогоднюю ёлку и совместными усилиями украсить её к празднику. Желательно, чтобы это задание выполняли дети совместно со своими родителями. Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 5. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поёт «взрослые» песни, а команда родителей поёт «детские» песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения. Время выполнения задания – 7 минут.

Ритуал прощания.

Занятие 4.

Задание 1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания – 8 минут.

Задание 2. Игра «Королевство». Ведущий предлагает провести игру «Королевство». С помощью группы он определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из членов группы какую должность должен занимать в королевстве и приводит своё обоснование выбора. Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 3. Игра «Колдовство». Игра проводится в парах (по выбору). Один из членов группы играет роль заколдованного принца или принцессы, а другой член группы должен его расколдовать. Для этого можно использовать слова и жесты (на выбор). Время выполнения задания – 6 минут.

Задание 4. Игра «Паровозик». Группа становится в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист становится во главе шеренги. Его главная задача – уверенно управлять группой и не сбиться с пути. Задача группы – помогать маневрировать паровозику, чтобы никого из членов группы  не потерять в пути. Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 5. «О чём я мечтаю». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идёт по кругу. Время выполнения задания – 5-6 минут.

Ритуал прощания.

Занятие 5.

Задание 1. Членам группы предлагается продолжить следующие фразы:

         Мне радостно, когда ….

         Мне грустно, когда …

Время выполнения задания – 6-7 минут.

Задание 2. «Подарок на память». Каждый член группы готовит любому члену группы подарок на память. Это может быть рисунок, стихотворение, песня и т. д. Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 3. Участники группы садятся друг за другом и пишут друг другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий сзади за ним человек. Время выполнения задания – 10 минут.

Задание 4. Участники группы получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет повесить в кабинете, предварительно проанализировав результаты совместного рисования детей и родителей. Время выполнения задания – 15 минут.

Задание 5. Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их. Время выполнения задания – 6-7 минут.

Ритуал прощания. Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово. Такими словами могут быть, к примеру, «Держись! Не робей! Будь добрее!» и др.  

nsportal.ru

Занятие психолога с элементами тренинга для 2-3 класса на тему «Доброта»

Цель: закреплять у детей представления о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья, активизировать их личную деятельность и развить способность помогать и сочувствовать людям, способствовать развитию творческой активности у учащихся.

Оборудование: микрофон, сердца (каждому), 3 листа бумаги, фломастеры, листы с заданиями для подгрупп детей, правила работы группы на листах, магниты, видеоролик, конверт со словами.

Ход занятия

  1. Организационная часть.

Игра «Микрофон» – 5 мин.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Ребята, меня зовут Любовь Александровна. Сегодня я проведу у вас урок психологии. Я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: «Доброе утро» и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.

Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего говорить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей.

Ну вот, я очень рада, что у всех у вас хорошее настроение. Итак, начнем….

Правила работы – 3 мин.

 — Наше занятие будет проходить в форме тренинга. Для эффективного общения, нам необходимо принять правила работы в группе.

1. Быть активным

2. Правило поднятой руки

3. Говорит один в круг

4. Не давать оценок

5. Здесь и сейчас (все чувства переживаем здесь и сейчас, соблюдаем

конфиденциальность)

6. Право ведущего

7. Взаимопомощь

— Какие дополнения, изменения?

— Принимаем? Стараемся соблюдать.

2. Основная часть.

Постановка проблемы.

Сегодня у нас необычное занятие

И тему нашего занятия вы сейчас определите сами, посмотрев ролик — 5 минут

Беседа – 8 мин.

— О чем этот ролик? Правильно, о доброте.

— Доброта… что означает это слово? ( отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

— Какого человека можно назвать добрым? (-тот кто любит людей, готов прийти на помощь в трудную минуту).

Педагог-психолог: Доброта словно солнышко. Есть солнце большое — оно на небе. А это маленькое солнце — оно светит в каждом из нас. Добрый человек тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь — согревают нас самих, как солнце. Доброта — это стремление человека сделать счастливее других людей.

Про добрых людей говорят, что у них «доброе сердце».

— Ребята, а у вас добрые сердца. Кто хочет рассказать о своем добром сердце?

Психолог: А я дарю вам маленькие сердца (Создание хорошего настроения, образование 3 групп по цвету сердец)

Практическая часть: работа в группах – 8 мин.

Каждая группа получает задание, время на подготовку.

Звучит фонограмма песни “Дорога добра”, слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.)

1 группа: проводит упражнение микрофон (нужно завершить мнение)

— Добро — это … (способность поступаться собственными интересами ради блага других …)

— Добрый человек похож на … (на ясное солнышко, мамочку, весенний цветок …)

— Добро творится без … (расчета, и т.д…)

2 группа:

Определяют «помощников» и «врагов» человеческой черты «доброта»

«Помощники» — щедрость, помощь, благодарность, понимание …

«Враги» — жадность, зависть, злость, безразличие …

3 группа: Предлагает создать правила  «Добрые советы».

— Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.

— Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду.

— Не завидовать, и т.д.

(Выступление и защита своих задач по группам)

Игра «Доброе животное»

 Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе

Ребята, как вы думаете, можно ли научиться доброте? (Ответы детей) Педагог показывает детям конверт.

— Посмотрите, что на нем написано.

«Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…»

( Дети произносят эти слова, из конверта вынимают и прикрепляют к доске слова:

— Помогать там, где нужна моя помощь;

— Понимать другого;

— Заботиться о близких;

— Выручать друзей в беде;

— Не ссориться;

— Улыбаться тем, с кем общаешься;

— Сочувствовать.)

— Быть отзывчивым.

— Делать добрые дела;

— Любить людей;

— поступаться собственными интересами ради блага других …)

— быть благодарным;

Вести себя так, чтобы другим было приятно со мной

—  Как вы думаете, трудно ли этому научиться?

— Что легче творить добро или зло?

Да, ребята, совсем не трудно быть добрым. Доброта — это качество, без которого мир не может существовать. Давайте никогда не будем забывать об этом.

Заключение.  

Игра-тренинг “Волшебный цветок доброты”.

Ребята, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок доброты. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах. Мысленно поместите этот цветок доброты внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как доброта входит в вас, доставляет вам радость. Как хорошо и радостно становится у вас на душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в глаза, пожелайте что-нибудь хорошее (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой.

Рефлексия

— Что понравилось на занятии?

— Что больше всего запомнилось?

— Что вызвало трудности?

— Почему так важно уважать друг друга?

«Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…»

— Помогать там, где нужна моя помощь;

— Понимать другого;

— Заботиться о близких;

— Выручать друзей в беде;

— Не ссориться;

— Улыбаться тем, с кем общаешься;

— Сочувствовать

— Быть отзывчивым.

— Делать добрые дела;

— Любить людей;

— поступаться собственными интересами ради блага других

— быть благодарным;

Вести себя так, чтобы другим было приятно со мной

1 группа: упражнение микрофон (нужно завершить мнение)

— Добро — это …

— Добрый человек похож на …

— Добро творится без …

2 группа:

Определяют «помощников» и «врагов» человеческой черты «доброта»

«Помощники» —

«Враги» —

3 группа: Создать правила  «Добрые советы».

Самоанализ

Ключевой вопрос: «Зачем людям доброта?»

Конечный результат: вызвать у детей желание действовать по принципу морали «твори добро, красоту и радость».

Цели: Используемый в игре микрофон поможет начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства участников. Каждый участник получает возможность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрезвычайно эффективный ритуал, он пробуждает у участников интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.

infourok.ru

Урок с элементами тренинга «Учусь взаимодействовать» (3 класс)

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

города Севастополя «СОШ № 50»

Урок с элементами тренинга

«Учусь взаимодействовать»

Подготовила

учитель начальной школы

ГБОУ «СОШ № 50»

Бритова Марина Борисовна

г. Севастополь

2016 г.

Тема: Общение.

Цель: способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии.

Задачи:

— объяснить роль уважительных отношений во взаимодействии;

— объяснить смысл правила «Относись к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Познавательные УУД:

Умение делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной речи; умение договариваться, находить общее решение.

Регулятивные УУД:

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

Теоретические положения:

Эффективное общение предполагает уважительное отношение людей друг к другу. Уважительные отношения формируются в процессе совместной деятельности.

Словарь:

Взаимодействие – это когда человек делает что-то вместе с другими людьми, например: играет, учится, работает.

Агрессивное поведение – это когда один человек так выражает свое мнение, что другой чувствует себя глупо, боится или злится.

Оборудование:

Мультимедийная доска, проектор, презентация, раздаточный материал.

Возрастная группа: 8-9 лет.

Ход урока

Дети сидят в кругу.

1. Организационный момент. Приветствие.

— Я рада приветствовать вас, видеть ваши добрые улыбки и верю, что у нас всё получится.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

— Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь соседу справа, а теперь соседу слева. Мы подарили друг другу улыбки и теперь можем начать наше занятие.

2. Энергизатор «Мяч по кругу».

Дети встают в круг. Руки с открытыми вверх ладонями располагают на уровне талии. Задание: прокатить мяч по ладоням по кругу так, чтобы он не упал на пол.

То же задание можно повторить, но «прокатывая» мяч по кругу против часовой стрелки.

Также можно прокатывать мяч по опущенным вниз ладоням, по запястьям и т. д.

Желательно, чтобы темп упражнения был быстрым.

3. Повторение правил поведения на уроке. (Правила на доске.)

4. Самоопределение деятельности. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сегодня на нашем занятии мы будем говорить о том, без чего практически ни один человек не может прожить. Что же это такое, вы сейчас догадаетесь. Я хочу вам рассказать одну историю про маленькую звёздочку…

В давние – предавние времена небо по ночам было совсем тёмным. На нём была всего одна крошечная звёздочка. Она жила высоко в небе и, когда оглядывалась вокруг, то замечала, что она совершенно одна. И от этого ей становилось грустно. Ей очень хотелось видеть на небе другие звёзды, ловить их лучи и дарить им собственный свет. Однажды отправилась звезда на землю к одному мудрецу, жившему на горе Алатау. И когда она его нашла, то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко. Иногда я даже плачу от одиночества». Мудрец знал, каково это — чувствовать себя лишённым общения. Ему понравилась маленькая звёздочка, и он решил ей помочь. Он пошел в свою юрту и взял блестящий чёрный волшебный мешочек, открыл его и достал множество сверкающих звёзд. Один взмах руки – и по всему ночному небу засияли тысячи ярких звёзд. «Смотри-ка» — сказал мудрец, — это ли не прекрасно? Теперь на небе много звёзд. Ты можешь с ними общаться, можешь дарить им собственный свет и ловить лучи от них.

Здесь заканчивается эта история.

Обсуждение и составление кластера.

— Понравилась ли вам история? О чём она?

— Почему звеёздочке было грустно?

— Почему грустно быть одиноким?

— А какие чувства испытываете вы, когда долгое время находитесь одни? Чего вам не хватает?

— Верно, каждому живому существу необходимо ОБЩЕНИЕ.

Мозговой штурм.

— А что такое общение? Что вы знаете об общении?

Составление кластера. (слайд 2)

— Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

— Наше занятие сегодня посвящается тому, как нужно взаимодействовать с людьми, общаться, чтобы понимать собеседника и быть понятым. (слайд 3)

5. Что такое взаимодействие.

— Давайте вспомним басню И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

(Басню читает ученик. На экране иллюстрация) (слайд 4)

— Как вы думаете, почему героям басни не удалось сдвинуть воз с места?

— Какова мораль басни?

— Может быть, кто-то из вас может дать определение, что же такое взаимодействие?

Словарь: Взаимодействиеэто когда человек делает что-то вместе с другими людьми, например: играет, учится, работает. (слайд 5)

6. Работа с иллюстрациями.

— Подумайте и ответьте, с чего начинается общение, общая работа, игра?

— Давайте рассмотрим иллюстрации. (слайд 6)

— Что делают изображённые на них люди?

— Как вы думаете, что необходимо, чтобы победить в соревнованиях или даже просто поиграть?

Вывод: понимание и согласованность очень важны для достижения какой-либо общей цели.

7. Работа в парах.

— Согласованности действий или взаимодействию нужно учиться. Следующее задание вы будете выполнять в парах.

— Разбейтесь на пары так, как вам хочется.

Сядьте друг напротив друга и положите между собой лист бумаги. Он разделён на три равных поля. Сначала вы можете нарисовать на своём краю листа то, что вам самим захочется. На это у вас пять минут.

А теперь вам надо будет вместе нарисовать что-нибудь в середине листа. Обсудите в парах, что вы хотите там нарисовать. У вас есть одна минута, чтобы спланировать будущий рисунок.

Можете начать совместно рисовать в центре своего листа. Если хотите разговаривать, то можете это делать. Постарайтесь прийти к решению, которое устроит вас обоих, чтобы дальнейшее рисование доставило удовольствие каждому из вас. У вас на это пять минут.

(После этого каждая мини-команда представит свои результаты классу: можно вывесить на доску)

Дети садятся в круг.

Анализ упражнения.

— Легко ли было рисовать вместе со своим партнёром?

— Довольны ли вы вашим совместным произведением?

— Что вам понравилось больше: сотрудничество с партнёром или собственная, индивидуальная работа? А что было труднее?

— Как вы думаете, получилось ли у вас сотрудничество со своим партнёром?

Вывод: для эффективного общения и взаимодействия необходимо уважительное отношение к партнёру, вежливость в разговоре.

Энергизатор «Помощь».

Дети сидят в кругу. Каждый ученик получает обычную аптечную резинку. Учитель предлагает всем надеть резинку на мизинец и большой палец левой руки так, чтобы резинка была с внешней стороны кисти реки. Затем просит участников без помощи правой руки снять резинку с пальцев.

Примечание: единственное решение – это попросить о помощи у других участников, которые могут снять резинку, не нарушая условия.

8. Агрессивное поведение.

— Рассмотрите рисунки 1 и 2. (Учитель читает, что говорит каждый из персонажей.) (слайд 7)

— Эх ты, растяпа! Ну, что ты вырыл целый котлован?! Чем ты думал? Дерево-то маленькое… Оно всё уйдёт в яму. Ничего нельзя тебе поручить! Ничего сам не можешь. Ну-ка, зарывай яму!

— По-моему, эта яма слишком большая для такой маленькой яблоньки. Так мы закопаем половину ствола. Как ты считаешь? Давай наполовину засыплем эту яму… . Вот теперь получилось то, что нужно. Спасибо. Ты молодец!

— Какой персонаж ведёт себя агрессивно?

Словарь: Агрессивное поведение это когда один человек так выражает свое мнение, что другой чувствует себя глупо, боится или злится. (слайд 8)

— Какой персонаж взаимодействует успешно?

— С кем из изображённых персонажей вы бы хотели работать? Почему?

Вывод: персонажи картинок, которые говорят, имеют одно мнение о работе партнёра, однако выражено оно по-разному. В одном случае уважительно, в другом – неуважительно.

— В чём выражается уважительное отношение? (Спокойный тон, отсутствие нелитературных высказываний, улыбка, умение отмечать всё хорошее, умение выслушать партнёра.) (слайд 9)

— В чём выражается неуважительное отношение? (Насмешки, подчёркивание ошибок, слабых сторон, недостатков партнёра.) (слайд 10)

— Какое отношение к себе вы хотели бы чувствовать со стороны других людей? Почему?

— В чем смысл выражения «Относись к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»?

9. Работа в группах.

Работа в группах по четыре человека. Дети объединяются в группы с помощью считалочки: зима, весна, лето, осень. Объединившись в группы, дети занимают свои места за партами.

— Ребята, сейчас вы получите примеры высказываний, в которых прослеживается неуважительное отношение к другому человеку.

— Вы должны вежливо обратиться к собеседнику и при этом сохранить значение высказываний.

Примеры высказываний:

а) «Ты всё читаешь и читаешь учебник целый день, тебе что, делать больше нечего, идём гулять!»

б) «Ты совсем не понимаешь правила игры! Мы тебя не принимаем. Иди отсюда!»

в) «У тебя много красивых вещей, но совсем нет вкуса. Ты не умеешь одеваться: эту яркую блузку нельзя одевать с джинсами и кроссовками!»

г) «Ты совсем не разбираешься в музыке, слушаешь всё подряд целый день. Мы все устали от этой музыки!»

Заслушивание высказываний групп.

Вывод: чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, нужно вести себя неагрессивно. (слайд 11)

10. Оценка занятия.

— Нарисуйте клоуну такой рот, который соответствует твоему настроению после урока.

11. Рефлексия.

(Проводится в кругу, дети отвечают по очереди, по кругу, только желающие, начинает учитель).

— Начните свой ответ с фразы: «Сегодня мне очень понравилось…»

— Ребята, мне очень понравилось, как уверенно вы сегодня отвечали, как слаженно работали в группах.

12. Энергизатор «Спасибо за прекрасный урок».

— Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасный урок!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берёт за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает её и говорит: «Спасибо за прекрасный урок!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Последним к группе присоединяется учитель, благодарит всех детей за прекрасный урок, замыкает круг и завершается церемония безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

Вы молодцы! Спасибо всем! (слайд12)

infourok.ru

Тренинг «Доброта спасет мир» для учащихся 3 классов

Тренинг «Доброта спасет мир»

Цель: расширить знания учащихся о доброте, ее значении в жизни человека.

Задачи:

-стимулировать детей к добрым поступкам;

-учить делать выводы;

-развивать связную речь, умение выражать свои мысли;

-воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим;

Оборудование: клубок с нитками, маркеры, микрофон, свеча, грамзапись, толковый словарь.

Ход тренинга

1. Упражнение «Приветствие»

Дети становятся  в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.

2. Упражнение «Ожидание»

— Дети, что вы ждете от нашего занятия? (Дети по очереди высказывают свои ожидания).

3. Объявление темы и задач занятия

— Сегодня мы с вами будем говорить о доброте, выясним ее значение в жизни человека.

4.Работа над темой

а) Работа со словарем.

— Сейчас мы узнаем, как объясняет слово «доброта» толковый словарь.

(Дети ищут объяснение значения слова)

б) Работа в группах на карточках.

— Слово «хороший» сосуществует со многими словами. Соедините слова с соответствующим синонимом.

Добрый дом удобное.

Добрый ребенок комфортный.

Хорошая кровать заботливый.

Хороший хозяин хорошие.

Хорошие отношения послушная.

Добрый человек ………..

Хорошая еда незабываемый.

Добрый поступок вкусная.

Добрый надежный.

Добрый друг интересная.

Хорошая наука равна.

Добрый человек ………..

— Какой же он хороший человек? (Дети высказывают свои мысли)

5. Упражнение «Солнце доброты». Работа в группах

— Давайте зажжем «Солнце доброты». Для этого на лучиках напишите черты, присущие хорошему человеку. (Дети пишут на солнечных лучиках)

-Отзывчивость

-Жалость

-Милосердие

Соболезнование

-Сопереживание

И т.п.

6. Работа с пословицами в парах. Игра «Собери пословицу»

Где добро, там исчезает зло

Доброта кончается радостью

От доброго слова мир радуется

Доброму слову цены нет

Доброта не имеет границ

Кто хорошо начинает, тот хорошо кончает

Хорошие дети доброе слова послушают

Доброе слово — золотой ключ.

7. Упражнение «Займи позицию»

— Существует мнение, что главное в мире-богатство, а доброта совсем не нужна. Займите позицию, согласны вы или нет с этим высказыванием. (Дети занимают место под соответствующими сигнальными карточками, объясняют свой выбор).

8. Упражнение «Сплети паутинку»

Дети становятся в круг.

— А сейчас вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.

9.Мозговой штурм «Интервью»

-А теперь проведем интервью о хорошем человеке. Узнаем, чего никогда не делает добрый человек. Начинаем такими словами:

— Добрый человек никогда не ….

10. «Магическая свеча»

-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:

— Если бы я стал волшебником, я бы сделал …

11. Минутка доброты

— Слушая вас, я поняла, какие вы добрые, и недаром говорят, что добро живет в душе каждого человека. И именно поэтому душа бессмертна. Сейчас на отпечатках своих ножек нарисованных на листках бумаги вы напишете добрые дела, которые сделали кому-то. Образуем тропу доброты.

12. Итог

— Сегодня вы протоптали тропу доброты, желаю вам, детки, чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь.

Тренинг «Доброта спасет мир»

3 классы

videouroki.net